Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Реализация принципа системности в построении и изучении курса «Мониторинг окружающей среды»

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Результативность достижений студентов, свидетельствует о сформированности системных обобщенных знаний и способов деятельности, при этом анализировались творческий, препродуктивный и репродуктивный уровни решения познавательных задач на каждом из этапов творческой исследовательской работы и, кроме того, оценивалась успешность продвижения студентов в процессе ее выполнения, что позволило выделить… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
    • 1. 1. Системность как сущностная характеристика экологических знаний
    • 1. 2. Концептуальные подходы к решению проблем экологии, определяющие образовательные цели
    • 1. 3. Противоречия, тенденции и перспективы системы школьного экологического образования
    • 1. 4. Системное изучение учебного материала как основа развития обобщенных способов деятельности
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. РАЗВИТИЕ ОБОБЩЕННЫХ СПОСОБОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ КОНСТРУИРОВАНИЯ СИСТЕМНЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗАНАНИЙ
    • 2. 1. Мониторинг окружающей среды как средство реализации системной сущности экологических знаний
    • 2. 2. Формирование системных обобщенных знаний и способов деятельности в процессе изучения мониторинга окружающей среды
    • 2. 3. Анализ результатов исследования
  • Выводы по второй главе

Реализация принципа системности в построении и изучении курса «Мониторинг окружающей среды» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Содержание экологического образования призвано формировать сознание нового типа и экологическое мировоззрение, которое включает ценности и идеалы, убеждения и принципы, способы познания и деятельности, нормы и требования экологического и нравственного императивов, ответственность человека за сохранение благоприятной социоприродной среды.

Общенаучный принцип системности, определяя системный подход в решении проблемы, ставит перед необходимостью пересмотра целей, содержания и методов организации экологического образования в школе и вузе.

Цель экологического образования трактуется большинством авторов как формирование экологического сознания и экологической культуры личности (Андреева Н.Д., Ситаров В. А., Пустовойтов В.В.). При этом, экологическая культура характеризуется как совокупность практического и духовного опыта взаимодействия человека с природой, обеспечивающая его наиболее полноценное выживание (Суравегина И.Т., Зверев И. Д., Сапунов В. Б., Легков В. В., Соломин В.А.).

Обосновывается новая теоретическая концепция образования: для всестороннего развития личности необходимы интегрированные знания, системное видение мира. Эта концепция представлена в работах Г. С. Батилева, И. Ю. Алексашиной, А. Г. Спиркина, Э. Д. Днепрова и других.

Из нее вытекает положение, что формирование интегрированного знания потребует максимального приближения к миру природы, причастности к познавательной и природоохранительной деятельности. Необходимо освоение системного мышления, позволяющего оперировать разноплановыми, нелинейными процессами, идущими одновременно на разных уровнях организации биосферы и общества.

Именно системностью как полнотой образованности человека определяются целесообразность и культуросообразность его деятельности в личностном, общественно-политическом и социально-производственном пространствах.

Формирование и развитие системных экологических знаний и способов деятельности в процессе подготовки будущего учителя стало актуальной дидактической проблемой. Для понимания учащимися всей важности решения экологических проблем, необходимо подготовить учителя, способного осуществлять организацию самостоятельной творческой деятельности.

Мы исходим из того, что цели и задачи экологического образования наиболее полно реализуются в процессе развивающего обучения, создающего условия для формирования и развития системных обобщенных знаний и способов деятельности, общих (интеллектуальных), специальных и творческих способностей обучаемых, положительной мотивации учения.

Структура и процесс формирования и развития системных обобщенных знаний и способов деятельности учащихся исследованы в работах Г. Д. Кирилловой, С. Н. Горычевой, Л. А. Исаевой, Н. Ю. Лейкиной, Л. В. Семеновой, Т. Г. Феофиловой, И. Н. Саталкина.

Педагогическая практика подтверждает высказываемую многими учеными мысль о том, что уровень экологического образования в школе продолжает оставаться низким. Правомерно утверждение, что причиной этого является односторонняя подготовка учителей в педагогических вузах и университетах: пробелы в раскрытии значимых мировоззренческих проблем при дублировании в изучении менее важныхразрозненность теоретических знаний, их узкая практическая направленность. Деятельность учителя требует самостоятельного преобразования полученных знаний: систематизации, объединения вокруг определенной проблемы, имеющей многосторонний и целостный характер, превращения в средство решения реальных практических задач. Кроме того, осознавая в целом сущность и роль исследовательской деятельности в области экологии, большинство учителей не могут выделить ее конкретные задачи, определить ее содержание и структуру.

В связи с этим возникают противоречия:

— между природой экологического знания и процессом его формирования;

— между требованиями времени формировать у студентов взаимосвязанные, системные знания и обобщенные способы деятельности и их фактической разобщенностью;

— между потребностью в учителе, способном к организации творческой исследовательской деятельности по проблемам экологии, и неготовностью выпускника вуза к реализации такой деятельности.

Необходимость разрешения этих противоречий обусловила выбор темы исследования, целью которого стало выявление и создание педагогических условий, обеспечивающих реализацию принципа системности в построении и изучении курса «Мониторинг окружающей среды».

Объект исследования — системный подход в экологическом образовании.

Предмет исследования — реализация принципа системности в построении и изучении курса «Мониторинг окружающей среды».

В основу исследования положена гипотеза, согласно которой принцип системности в построении и изучении курса реализуется, если:

— содержание теоретического и практического разделов курса, отражают единство фундаментальных законов экологии и способа изучения состояния экосистем — метода системного анализа;

— студенты включаются в процесс развивающего обучения, обеспечивающего формирование системных обобщенных знаний и способов деятельности;

— теоретические знания имеют практическую направленность, которая осознается в процессе рефлексии и самоконтроля;

— используются приемы, выявляющие системную сущность учебного материала как основы развития обобщенных способов деятельности (натурные наблюдения, эксперимент, схематизация, моделирование, прогнозирование);

— применяется система познавательных задач, отражающих основные этапы осуществления метода системного анализа окружающей среды, изучаемого в лекционном курсе;

— определены и обоснованы критерии оценки успешности формирования системных обобщенных знаний и способов деятельности студентов.

Задачи исследования:

1. Теоретически обосновать основные признаки системности как ведущего принципа фундаментальной экологии, организации подготовки современного специалиста в вузе и построения содержания учебной информации.

2. Проанализировать противоречия, тенденции и перспективы системы школьного экологического образования.

3. Разработать модель учебного курса «Мониторинг окружающей среды», обобщающего и систематизирующего содержание фундаментальной экологии.

4. Выявить зависимость между процессом формирования системных обобщенных знаний и развитием познавательной самостоятельности студентов, их способностью к продуктивной рефлексии.

5. Определить показатели результатов обучения студентов в условиях системного моделирования содержания экспериментального курса и его реализации.

Методологические основания: положения о диалектическом единстве человека, его деятельности и природы и представления о том, что законы организованности биосферы станут законами деятельности людей (Вернадский В.И., Гирусов Э. В., Тихонов А.А.) — представление о системе как о научном понятии, дисциплине мышления, способе познания и деятельности (Паск Г., Дружинин В. В., Анохин П. К., Черняк Ю. А., В. А. Карташев Ю.А.) — проблемы взаимодействия человека и окружающей среды (Гирусов Э.В., Бессонова А. А., Леонтьев А. Н., Резвицкий И. И., Юдин Э.Г.) — педагогические аспекты взаимодействия человека и природы (Герасимов Н.Н., Тюмасева З. И., Четакова А. А., Шварц J1.H.) — система' развивающего обучения (Кириллова Г. Д., Кулюткин Ю. Н., Рубинштейн C. JL) системный подход в экологическом образовании (Реймерс Н.Ф., Алексашина И. Ю., Андреева Н. Д., Зверев И. Д., Чернова Н.М.) — взаимосвязь экологических знаний и экологических умений, навыков, норм, ценностей (Моисеев Н.Н., А. Н. Захлебный Н.Н., Александрова Н. М., Алексеев С. В., Пономарева И.Н.).

В ходе работы применялись следующие методы педагогического исследования:

— изучение и анализ современной философской, психолого-педагогической и естественнонаучной литературы по избранной проблеме;

— целенаправленное наблюдение за деятельностью студентов в процессе обучения;

— выполнение студентами самостоятельной исследовательской работы творческого характера;

— педагогический эксперимент, направленный на моделирование педагогических условий, способствующих формированию системных обобщенных знаний и способов деятельности;

— анализ полученных данных.

Экспериментальная база:

Опытно-экспериментальная работа проводилась со студентами 5 курса дневного отделения факультета естествознания, географии и туризма Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина (специальность «Биология») в процессе разработки и апробации авторского курса «Мониторинг окружающей среды».

Этапы исследования:

Исследование проводилось в период с 1999 по 2004 год и включало в себя три основных этапа.

На первом этапе (1999;2001 гг.) — определялись цель и задачи исследования, осуществлялся анализ литературы по проблемам экологического образованияизучалась степень разработанности проблемы системного подхода в философской, педагогической, психологической и естественнонаучной литературеразрабатывалась концепция экспериментальной работы.

На втором этапе (2000;2003 гг.) проводился формирующий эксперимент и проверка гипотезы исследования, анализ эмпирических данных.

На третьем, обобщающем, этапе работы (2003;2004 гг.) систематизировались и обобщались результаты исследования, корректировались и уточнялись теоретические выводы, оформлялась рукопись диссертации.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

— обобщены результаты философских и психолого-педагогических исследований по проблеме системного подхода в экологическом образовании;

— определены основные признаки системности, определяющей уровень понимания предмета и явления и средство познания его сущности, как ведущего принципа организации подготовки современного специалиста в вузе и системного построения содержания учебной информации;

— применена концепция развивающего обучения по формированию системных обобщенных знаний и способов деятельности в вузовском преподавании;

— обоснована зависимость между формированием системных обобщенных знаний и развитием исследовательских умений студентов, их способностью к продуктивной рефлексии.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:

— обоснована модель построения учебной дисциплины на основе принципа системности;

— определены педагогические условия, которые обеспечивают формирование обобщенных системных знаний и способов деятельности в процессе изучения экологии в вузовском преподавании.

— выявлена зависимость между сформированностью системных обобщенных знаний, составляющих основу экологического миропонимания, и развитием творческой самостоятельности студентов;

— определена роль системных обобщенных знаний и способов деятельности в профессиональном становлении учителей, ориентированных на перспективы школьного экологического образования.

Практическая значимость исследования состоит в том, что:

— определены условия, обеспечивающие реализацию принципа системности в построении и изучении курса «Мониторинг окружающей среды" — разработана и апробирована система познавательных задач, позволяющая программировать исследование, оценивать и прогнозировать состояние элементов окружающей среды;

— предложены критерии оценивания результатов обучения студентов в условиях системного моделирования курса «Мониторинг окружающей среды» и его реализации;

— материалы и рекомендации, опубликованные по результатам исследований, внедрены в практику подготовки специалистов в Ленинградском государственном университете им. А. С. Пушкина и отражены в содержании авторских программ:

Проблемы экологического образования и воспитания", для студентов 5 курса заочного отделения (специальность «Биология») — «Мониторинг окружающей среды», для студентов 5 курса дневного отделения факультета естествознания, географии и туризма (специальность «Биология») — «Общая экология», для студентов небиологических специальностей.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Принцип системности как основа построения курса «Мониторинг окружающей среды» способствует раскрытию сущности изучаемого учебного материала, обеспечивает повышение научности и мировоззренческой значимости содержания, его практическую направленность и развитие способности к системному анализу.

2. Включение студентов в процесс формирования обобщенных системных знаний и способов деятельности достигается в том случае, если обеспечивается взаимосвязь между изучением теоретических проблем и выполнением самостоятельной практической работы, основывающейся на изучении, осмыслении и применении метода системного анализа.

3. Системные обобщенные знания и способы деятельности формируются в процессе развивающего обучения в силу того, что оно обеспечивает раскрытие ведущих идей, общих принципов и закономерностей изучаемого учебного материалатворчество, свободу выбора, самостоятельность в принятии решенийшироту применения знаний и способов деятельностиразвитие мотивации успеха и рефлексии.

4. Формирование системных обобщенных знаний и способов деятельности в результате изучения курса «Мониторинг окружающей среды» способствует подготовке учителя, ориентированного на перспективы развития школьного экологического образования.

Достоверность результатов исследования определяется опорой на философские, социально-психологические и педагогические подходы в определении ведущих идей исследованияприменением методов исследования, адекватных предмету, целям и задачам исследованияопытно-экспериментальной работой, направленной на решение системы исследовательских задач.

Апробация результатов исследования осуществлялась посредством: публикаций соответствующих материалов в межвузовских сборниках научных трудовв ходе обсуждения результатов исследования на заседаниях кафедры педагогики им. А. С. Пушкинав процессе преподавательской деятельности на факультете естествознания, географии и туризма Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина.

Структура диссертации: содержит введение, две главы, заключение, список литературы, четыре приложения, семь таблиц и двенадцать рисунков.

Выводы по второй главе.

1. При построении курса «Мониторинг окружающей среды» осуществляется опора на широкий спектр естественнонаучных знаний, полученных студентами ранее.

2. «Мониторинг окружающей среды» определяет систему знаний и соответствующие ему способы действий, строится с учетом установления взаимосвязи структурных и функциональных характеристик экологической системы, позволяющих определить степень ее устойчивости.

3. Особенности предлагемого курса заключаются в реализации цели: включение студентов в изучение метода системного анализа через установление системных связей между биотической, абиотической и антропогенной составляющей элемента окружающей среды, который дает возможность использовать экологические знания в качестве универсального инструмента при исследовании конкретного объекта мониторинга.

4. Метод системного анализа дает возможность исследовать состояние любой экологической системы.

5. Взаимосвязь содержательной и оперционально-деятельностной сторон при изучении мониторинга окружающей среды осуществляется путем взаимозависимости раскрытия теоретических проблем в лекционном курсе и соответствующих ей этапам в развитии творческой самостоятельной работы студентов.

6. Поэтапное изучение теоретического материала во взаимосвязи с практической деятельностью, обеспечивает единство формирования обобщенных системных знаний и способов деятельности.

7. Применение обобщенных знаний обеспечивает студентам свободу выбора в постановке проблемы и анализе конкретного объекта исследования.

8. Моделирование учебного предмета и создание оптимальных условий для усвоения системных обобщенных знаний и способов деятельности реализуется в условиях развивающего обучения в силу того, что оно обеспечивает раскрытие ведущих идей, общих принципов и закономерностей изучаемого материалатворчество, свободу выбора и принятия решенийшироту применения знаний и способов деятельностиразвития мотивации успеха и рефлексии.

9. Педагогические условия, свойственные развивающему обучению, дают возможность при выполнении самостоятельной творческой работы:

— определить структурно-функциональные характеристики экосистемы, индикаторы ее состояния и ключевые факторы воздействия;

— построить программы натурных наблюдений и лабораторных экспериментов;

— создать модель экосистемы, позволяющую прогнозировать ее состояние в будущем;

— оценить адекватность модели экосистемы, что дает возможность студентам контролировать принимаемые решения и корректировать собственную деятельность.

10. Результативность достижений студентов свидетельствует:

— о зависимости между системой знаний и системой познавательных действий;

— о характере решения познавательных задач каждого из этапов самостоятельной работы на репродуктивном, препродуктивном и творческом уровнях;

— об успешности прохождения этапов выполняемой самостоятельной творческой работы и степени сформированности системных обобщенных знаний и способов деятельности на полном уровне — 64%, относительно полном — 23%, частичном — 11% и на нулевом уровне -3%.

11 .Результаты проведенного исследования свидетельствуют о целесообразности на завершающем этапе обучения вводить учебные курсы, систематизирующие и обобщающие проблемы учебного предмета или цикла учебных дисциплин.

Заключение

.

Выполнено теоретико-экспериментальное исследование, в результате которого:

— определены методологические основы реализации принципа системности, соответствующего сущности экологического знания, обеспечивающего выявление его содержательных компонентов и связей, синергетических процессов;

— проанализированы философские, психологические и педагогические исследования в аспекте интеграции содержания экологического образования, что способствует становлению миропонимания с позиций системного подхода, при котором главной безусловной ценностью становится человек, его деятельность, направленная на сохранение природы;

— обосновывается, что принцип системности позволяет конструировать учебный предмет, исходя из его сущности, и формировать в единстве содержательную, деятельностную и мотивационную стороны экологического знания;

— показано существование объективной зависимости между формированием системного, целостного знания, обобщенных способов деятельности и способностью к самостоятельной творческой деятельностизнания, усвоенные на уровне осмысления структурно-функциональной организации природных систем, могут быть использованы в качестве способа изучения этих систем, а так же для решения познавательных задач конструктивного и творческого характера;

— изучены концептуальные подходы к раскрытию содержания экологии, определяющие системообразующую проблему экологического образования — проблему человека и его отношения к миру и стратегическую цель образования — формирование экологического мировоззрения, основу которого составляют научные знания, экологическая культура и этикаединству природы должно соответствовать единство знаний о природе и человекеопределяющим компонентом в этой системе должно стать знание фундаментальных экологических законов;

— мы исходим из того, что познание и осмысление единства концептуальных подходов к проблемам экологии возможно только при использовании целостного, системно-синергетического подхода в организации экологического образования;

— определено, что система в субъект — объектном отношении выступает как двойственная категория, следовательно, цели экологического образования объединяя информационную сущность науки и отношение к ней, работают на формирование экологического сознания, экологической культуры, экологической этики и экологической ответственности.

— показано, что принцип системности обеспечивает системную организацию экологического образования на базе всех его компонентов: цели, задач, содержания, методов, форм, педагогических технологий, средств обучения, различных видов экологической деятельности.

— проанализированы противоречия, тенденции и перспективы системы школьного экологического образования, определяющие принципиальные подходы к подготовке учителя биологии, обладающего не только высокой культурой, глобальным уровнем мышления, но и владеющего системой знаний и исследовательских умений, способного организовывать учебный процесс так, чтобы ученики могли получать опыт социально значимой, экологически оправданной деятельности;

— авторская позиция состоит в признании необходимости построения в системе вузовского экологического образования обобщающего курса, отражающего сущностные проблемы и связи науки и определяющего способы действий, соответствующих системному знаниюрешение такой задачи может осуществляться посредством целенаправленной системной организации образовательного процесса, повышения познавательной активности студентов, возрастания роли экспериментальных методов;

— определено, что системное изучение учебного материала как основа развития обобщенных способов деятельности осуществляется в процессе системного конструирования учебного предмета, при формировании в единстве содержательной, деятельностной и мотивационной сторон процесса обучения;

— установлено, что моделирование учебного предмета и создание оптимальных условий для усвоения системных обобщенных знаний и способов деятельности реализуется в условиях развивающего обучения в силу того, что оно обеспечивает раскрытие ведущих идей, общих принципов и закономерностей изучаемого материалатворчество, свободу выбора и принятия решенийшироту применения знаний и способов деятельностиразвития мотивации успеха и рефлексии;

— обосновано, что при формировании системных обобщенных знаний и способов деятельности в особом систематическом курсе, единство структурно-информационной и функциональной сторон обучения приобретает двойное значение:

— во-первых, осуществляется осмысление механизмов развития, присущих системному знанию;

— во-вторых, осмысление структуры системного знания становится основанием технологии его изучения, действий, которые должны осуществить преподаватель и студенты для достижения поставленной цели.

Представлены результаты опытно — экспериментальной работы, подтвердившие положения о том, что:

— курс «Мониторинг окружающей среды», организованный как целостный образовательный процесс «работает» прежде всего, на формирование естественнонаучной картины мира как системного образа природы, созданного путем синтеза естественнонаучных знаний на основе фундаментальных законов природы;

— «Мониторинг окружающей среды» определяет систему знаний и соответствующие ему способы действий, строится с учетом установления взаимосвязи структурных и функциональных характеристик экологической системы, позволяющих определить степень ее устойчивости;

— экспериментальный курс «Мониторинг окружающей среды» интегрирует многоаспектные экологические знания, приобретенные студентами при изучении фундаментальных и прикладных разделов экологии и раскрывает их системную сущность через усвоение метода системного анализа;

— отбор содержания для изучения в лекционной части курса обусловлен необходимостью раскрытия общих закономерностей фундаментальной экологии, отображающих синергетические свойства экосистем, достаточных для освоения метода системного анализаизучения основных принципов экологического нормирования, позволяющих оценить и прогнозировать состояние экологических систем, а также реальными возможностями процесса обучения;

— теоретическая часть курса представляет собой систему взаимосвязанных,. взаимообусловленных разделов по изучению состояния экологической системы;

— единство структурно-информационной и функциональной сторон процесса обучения осуществляется через единство объекта изучения (экологическая система) и метода изучения, в основу которого положен метод системного анализв качестве системообразующего фактора при построении содержания курса рассматривается экосистема (элемент окружающей среды);

— взаимосвязь содержательной, оперционально-деятельностной и мотивационной сторон при изучении мониторинга окружающей среды осуществляется путем взаимозависимости раскрытия теоретических проблем в лекционном курсе и соответствующих ей этапам в развитии самостоятельной творческой работы студентов;

— обосновывается взаимосвязь содержательной, операционно-деятельной и мотивационной сторон учения как условие развития системного мышления и положительной мотивации включения в активную деятельность в процессе формирования системных обобщенных знаний;

— педагогические условия, отражающие основные принципы системы развивающего обучения, предполагают взаимную обусловленность в изучении теоретической и практической частей курсавыполнение самостоятельной творческой работы параллельно с изучением содержания лекционного курсаиспользование теоретического обобщения в качестве способа анализа и ориентира системы действий, проектировочной основы при изучении новых вопросов и темизучение методов системного анализа, позволяющего студентам самостоятельно выстроить алгоритм исследования конкретного объекта мониторинга с использованием приемов, выявляющих зависимости обобщенных знаний (алгоритмизация, натурные наблюдения, эксперимент, схематизация, моделирование, прогнозирование);

— педагогические условия, свойственные развивающему обучению, дают возможность при выполнении самостоятельной творческой работы:

— определить структурно-функциональные характеристики экосистемы, индикаторы ее состояния и ключевые факторы воздействия;

— построить программы натурных наблюдений и лабораторных экспериментов;

— создать модель экосистемы, позволяющую прогнозировать ее состояние в будущем;

— оценить адекватность модели экосистемы, что дает возможность студентам контролировать принимаемые решения и корректировать собственную деятельность;

— метод системного анализа дает возможность исследовать состояние любой экологической системывладея в достаточной степени системными знаниями и универсальным способом анализа, студент получает возможность в своей будущей профессиональной деятельности свободно оперировать приобретенными знаниями и, интегрируя межпредметные связи, организовывать исследовательскую деятельность школьников в области экологии;

— реализация успешного освоения предлагаемой модели курса обусловлена последовательной взаимозависимостью этапов изучения содержания теоретической части курса и этапов самостоятельной творческой работы и связана с возможностью выполнения студентами видов деятельности, заданных объективной логикой процесса обучения;

— на основании поэтапного выполнения самостоятельной творческой работы и анализа результатов каждого этапа, формируются обобщенные способы деятельности, в процессе применения универсального метода всестороннего анализа окружающей среды;

— результативность достижений студентов, свидетельствует о сформированности системных обобщенных знаний и способов деятельности, при этом анализировались творческий, препродуктивный и репродуктивный уровни решения познавательных задач на каждом из этапов творческой исследовательской работы и, кроме того, оценивалась успешность продвижения студентов в процессе ее выполнения, что позволило выделить работы выполненные на полном, относительно полном, частичном и нулевом уровнях системности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.М. Научные основы подготовки учащихся в профессиональных учебных заведениях по профессиям экологического профиля. СПб.: ИПТО РАО, 1997. 174 с.
  2. И.Ю. Учитель и новые ориентиры образования: Монография. СПб.: 1997. 153 с.
  3. И.Ю. Системно-целостный подход в стратегии постдипломного университетского образования учителя // Вестник СЗО РАО, Образование и культура Северо-запада России. СПб.: 1999. Вып. 4. С. 192−197.
  4. И.Ю. Глобальное образование: Идеи, концепции, перспективы: Учеб. Пособие. СПб.: 1995. 104 с.
  5. И.Ю. Педагогическая идея: зарождение, осмысление, воплощение: Практическая методология решения педагогических задач. СПб.: Изд-во СпецЛит, 2000. 223 с.
  6. С.В. Концептуальные принципы региональной системы непрерывного экологического образования.//Сборник научных трудов кафедры теории и методики естественнонаучного образования СПГУПМ / Под ред. И. Ю. Алексашиной. СПб.: 1997. 160 с.
  7. С.В., Груздева Н. В., Симонова Л. В. Экологическое образование в базовой школе: Методическое пособие. / Под общ. ред. С. В. Алексеева. С-Пб: Изд-во СпецЛит., 2000.88 с.
  8. С.В., Груздева Н. В. Профильная эколого-образовательная программа. СПБ.: Изд-во СМИО Пресс, 2000. 76 с.
  9. Д.М. Экология и науки об окружающей среде: биосфера, экосистемы, человек. Л.: Гидрометеоиздат., 1985. 165 с.
  10. Н.Д. Система эколого-педагогического образования студентов -биологов в педагогическом вузе: Монграфия. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000.112с.
  11. Н.Д. Интеграция как ведущая тенденция экологического образования // Образование для устойчивого развития: поиск стратегии, подходов, технологии: Сб. науч. трудов СПб .: 2001. С 23−26.
  12. В.И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности: Методическое пособие. М.: Высшая школа.1981. 240с.
  13. П.К. Теория функциональной системы. М.: Наука, 1970. 246 с.
  14. А.Н. Комплексные самостоятельные исследования учащихся в процессе экологического образования. Автореф. дисс. канд. пед. наук. СПБ.: 1992. 20с.
  15. Ю.К. Избранные педагогические труды. / Сост. М. Ю. Бабанский. М.: Педагогика, 1989. 560с.
  16. А.П. Дидактические принципы профессиональной подготовки в профтехучилищах. М.: Высшая школа, 1991. 208с.
  17. А.П. Методология и теория профессиональной педагогики СПб.: ИПТО РАО, 1999. 480с.
  18. JI. Общая теория систем. Критический обзор. // Исследования по общей теории систем: Сб. научн. трудов. М.: Прогресс, 1969. 360 с.
  19. В.П. Социальная синергетика и акмеология. СПб.: Изд-во «Политехника», 2001.
  20. В.Н. Творческая самостоятельность студентов как средство формирования профессиональных умений. Автореф. дисс. канд. пед. наук. СПБ.: 1992. 23с.
  21. И.В., Садовский В. Н., Юдин Э. Г. Системный подход: предпосылки, проблемы, трудности. М.: Знание, 1969. 48 с.
  22. Н.А. Формирование экологической ответственности как цель экологизации содержания педагогической подготовки студентов.// Ученые записки кафедры педагогики ЛГОУ. СПб .: 1999. том IV. С. 18−21.
  23. В.Н., Криницин С. В., Кряжимский Ф. М., Мартинес Рика Х.П. Проблемы восприятия современным обществом основных понятий экологической науки.//Экология. 1996, N3. С. 165−170.
  24. Е.В. Ценности личностно-ориентированного образования// Педагогика. 1995. № 4. С.78−81.
  25. Н.В. Диалектика педагогического исследования: Логико-. методологические проблемы. СПб.: Изд-во РХГИ, 2001. 512с.
  26. В.Я. О дифференцированном подходе к формированию экспериментальных умений // Химия в школе. 1984. № 2.С.26−29.
  27. .В. Аэрокосмический мониторинг экосистем. М.: Наука, 1984. 319 с.
  28. Л.С. Мышление и речь // Избранные психологические исследования. М.:АПН РСФСР. 1956. С.289−302.
  29. В.И. Труды по всеобщей истории науки. М., 1988. 290 с.
  30. В.И. Несколько слов о ноосфере // Успехи современной биологии. М.: 1988. T.XVIII. Вып.2. С.113−120.
  31. Н.М. Как преподавать ботанику. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1953. 380 с.
  32. Н.М. Проблемы методики преподавания биологии. М.: Педагогика, 1974. 224с.
  33. .В. Системный подход к биологическому образованию в средней школе. Книга для учителя. М.: «Просвещение», 1985. 142 с.
  34. Л.С. Педагогическая психология М.: Педагогика. 1999. 480 с.
  35. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. М.: Прогресс, 1988. 704 с.
  36. В.А., Голубков В. В., Юрченко В. В. и др. Моделирование глобальных процессов: Система интегративного моделирования. М.:1985. 83 с.
  37. С.В. О подготовке учителей биологии в педагогических институтах М.: Изд-во АПН 1955.
  38. С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / Отв. Ред. И сост. А. П. Алексеев. М.: 1995. 447 с.
  39. Э.В. Объективные законы формирования ноосферы // Проблемы взаимодействия общества и природы: Рига, 1986. С.33−36.
  40. С.Н., Козлова О. Н. Экологическая культура. М.: 1997. 243 с.
  41. В.Г. Физические и биологические основы устойчивости жизни. М.: ВИНИТИ, 1995. 471 с.
  42. В.Г., Горшков В. В., Макарьева A.M. Биотическая регуляция окружающей среды, // Экология и образование. 1999. № 1−2. С. 112−128.
  43. А.А. Экология наука — моделирование. М.: Наука, 1985. 207 с.
  44. Грейг-Смит. Р. Количественная экология растений. М.: Мир, 1967.
  45. . Маркович, А.С. Левин. Введение в социальную экологию. Учебное пособие. Силламяэ, 1999.
  46. И.С. Формирование интеллектуальных умений в процессе преподавания биологии. Авторсф. дисс. канд. пед. наук. М.: 1995. 21 с.
  47. И.И. Экологический энциклопедический словарь. Кишинев.: МСЭ, 1990. 406 с.
  48. Дж. Введение в системный анализ: применение в экологии. М.: Мир, 1981.256 с.
  49. Дидактика современной школы: пособие для учителей. / Под ред. В. А. Онищука. Киев.: Изд-во Рад. Школа, 1987.351с.
  50. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики / Под ред. М. Н. Скаткина. М.: Просвещение, 1982. 319с.
  51. А.В. Основы развивающего образования: Теория, методы, технологии креативной педагогики / Под научной ред. А. Ю. Рунева СПб.: 1998. 198с.
  52. М.А. Дидактика средней школы. М.: Изд АПН РСФСР, 1975 518с.
  53. Д. Психология и педагогика мышления. Пер. с англ. Н. М. Никольской. М.: 1997.244 с.
  54. Естествознание как учебный предмет: Матер, международной научно-практической конференции «Учебный предмет „Естествознание“: история, теория, практика» /Под ред. И. Ю. Алексашиной. СПб.: 2000.79 с.
  55. И.К. Роль самостоятельного поиска доказательств в процессе формирования убеждений учащихся.// Советская педагогика, 1973.7.С.46−51
  56. Г. А. Индивидуалистический и системный подходы в биологии. // Вопросы философии, 1999. № 4. С. 89−106.
  57. В. И. Бабкина B.C. Принципы исследования самостоятельной работы студентов. // Актуальные проблемы самостоятельной учебной деятельности студентов. Саратов. Изд-во Саратовского университета. 1986. с. 18−27.
  58. В.И. Учитель как исследователь. М.: Изд-во «Знание 1980. 96 с.
  59. В.И., Атахов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб.заведений. М.: Изд центр „Академия“, 2001. 208с.
  60. С.М. Совершенствование экологического образования учащихся в процессе внеклассной работы по биологии. Автореф. дисс. канд. пед. наук. М.: 2000. 23с.
  61. А.Н., Зверев И. Д. и др. Экологическое образование школьников /Под ред. Т. И. Суравегиной., М.: Изд-во „Педагогика“., 1983.
  62. А.Н. О создании новой образовательной области „Экология -здоровье безопасность жизни“ // Образование для устойчивого развития: поиск стратегии, подходов, технологий: Сб. науч. трудов. СПБ.: 2001.
  63. А.Н. Межпредметность знаний природоохранительного характера.// Проблемы экологического образования в школе. Сб. научн. трудов. М.: АПН СССР., 1979. С.37−44.
  64. .Г., Полуэктов Р. А. Управление экологическими системами. М.:1988. 88 с.
  65. И.Д. Межпредметные связи в процессе формирования основ экологических знаний в средней школе. // Материалы всесоюзной конференции 10−12 октября 1973: Тезисы докладов. М.: 1975. С.31−34.
  66. И.Д. Экологическое образование и воспитание: узловые вопросы // „Экологическое образование: концепции и технологии: Сб. научных трудов. Волгоград, 1996 С. 72−84.
  67. И.Д. Практические занятия по экологии для учащихся 9 класса. М.: Изд-во „Просвещение“, 1998.78с.
  68. В.А. Экологический кризис и будущее человечества // Изв. ВГО. Сер.геогр. 1990. Т. 122. Вып. 2 С. 143−152.
  69. JT.A. Теория и практика экологического воспитания в школах России 70−80 годов XX столетия. Автореф. дисс. канд. пед. наук. М.: 1999. 22 с.
  70. В.А. Формирование экологической культуры учащихся: теория и практика. Тюмень: Изд-во ТГУ, 1998. 195с.
  71. В.Н. Экологическая безопасность, методология прогнозирования антропогенных загрязнений и основы построения химического мониторинга окружающей среды: Курс лекций. СПб.: НИЦЭБ РАН, 1994. 131 с.
  72. Ю.А. Экология и контроль состояния природной среды. Л.: Гидрометеоиздат, 1984. 375 с.
  73. Т.А. Педагогика: Курс лекций. М.: Изд-во „Просвещение“, 1984. 496с.
  74. Б. Г. Логачева Е.Д. Вопросы экологического просвещения в школе: Методические рекомендации учителю. Кемерово: 1984. 40 с.
  75. Б. Г. Лаптев И.П. Львов Ю. А. Экология, биогеоценология и охрана природы. Томск: Изд-во Томского университета. 1979. 256 с.
  76. М.С. Философия культуры. СПб.: 1996. 406 с.
  77. В.М. Математические и компьютерные модели экологических систем.//"Современные проблемы экологии“: Тезисы докладов региональной научной конференции. Краснодар-Анапа, 1996. ч.2. С. 87−96.
  78. В.М. Некоторые оптимизационные задачи управления экосистемами. //Доклады, А (Ч) М АН. 1994. N 1. С. 19−21.
  79. В.Б. Формула экологического образования // Экология и жизнь, 1996. № 1 (1). С.3−9.
  80. В.Б. Образование для устойчивого развития. // Вестник АсЭкО, 2001. № 3 (27). С.4−12.
  81. О.В. Развивающее обучение и XXI век. // Технологии развивающего обучения: Сб. науч. трудов / Под ред. Кирилловой Г. Д. — Спб.: 2002. С.320−336.
  82. Карташев Система систем. Очерки общей теории и методологии. М.: Изд-во „Прогресс-Академия“, 1995. 564 с.
  83. Г. Н. Системный подход к экологическому образованию и воспитанию. Минск, 1994. 211с.
  84. Г. Д. Процесс развивающего обучения как целостная система. СПб.: Изд-во „Образование“ 1996. 135 с.
  85. В.Я., Якушин В. А. Педагогика и психология высшего образования. СПб.: СПБГУ, 1996. 318 с.
  86. Концептуальные подходы к развитию муниципальной системы непрерывного экологического образования в Санкт-Петербурге: Тез. выст. на науч.-методич. семинаре / Ред. С. В. Алексеев. СПб.: Изд-во „Крисмас+“ 1998.64 с.
  87. .Д. Методологические проблемы школьного биологического образования: Сб. науч. статей. М.: Просвещение, 1991.160с.
  88. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года // Вестник Воронежского института экономики и социального управления: Воронеж, 2002. Вып. 2 С. 9.
  89. Концепция общего среднего экологического образования. / Под ред. Н. Д. Зверева и И. Т. Суравегиной. // Биология в школе. 1994. № 12. С. 19−24.
  90. .Д. Методологические проблемы школьного биологического образования. М.: Просвещение, 1991, 224 с.
  91. JI.A. Экологическая парадигма в образовании. // Актуальные проблемы экологического образования и охраны природной среды. Архангельск, 1998. С.5−9.
  92. В. М. Новик И.В. Экологическое сознание. // Вопросы философии. 1996. № 4. С. 17−19.
  93. А.В. Биологические задачи исследовательского характера. // Биология в школе. 1991. № 6.С.32−34.
  94. А.В. Общая биология. 10 класс: Метод, пособие. СПб.: Изд-во „Паритет“, 2001. 224 с.
  95. Ю.Н. Ценностно-смысловые ориентиры современного образования. Проблемные очерки. СПб.: Изд-во „СпецЛит“, 2002. 210 с.
  96. Ю.Н. Изменяющийся мир и проблема развития творческого потенциала личности. Ценностно-смысловой анализ. СПб.: СПбГУПМ. 2001.84 с.
  97. Кун Т. Структура научных революций. М.: Изд-во „Прогресс“, 1977. 298 с.
  98. М.С. Человеческая деятельность: опыт системного анализа. М.: Политиздат, 1974. 328 с.
  99. О.Е., Неупокоева Н. И. Цели и результаты школьного образования. Методические рекомендации. С-Пб.: ГУПМ., 1999. 38 с.
  100. Лернер И. Я Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. 185 с.
  101. И.Я. Познавательные задачи в обучении гуманитарным наукам. М.: Педагогика, 1972. 239 с.
  102. , Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М, 1984.402 с.
  103. А.Н. Избранные психологические произведения в 2 томах. М.: Педагогика, 1983. Т.2. С. 32.
  104. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977. 251с.
  105. В.В. Формирование экорациональной модели поведения старшеклассников в школьной системе непрерывного экологического образования. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Петрозаводск., 2000. 22 с.
  106. .Т. Философия воспитания. М.: 1995.68 с.
  107. .Т. Педагогика: Курс лекций: Учебное пособие. М.: 1999. 521с.
  108. А.В., Провадкин Г. Г. Социальная экология. М.: Изд-во „Владос“, 1998. 420 с.
  109. В.Я., Граф В., Ильясов И. Н. Основы самоорганизации учебной деятельности и самостоятельная работа студентов М.: Изд-во МГУ, 1981 79с.
  110. А.А. О математическом моделировании в проблеме человека и биосферы. // Моделирование биогеоценотических процессов: Сб. научн. трудов. М.: 1981. С.69−71.
  111. Н.М. Концепция устойчивого развития и экологическое образование // Экология и география: проблемы подготовки учителя: Тезисы докл. науч. конфер. М.: 1995. С. 24−28.
  112. А.С. Биология в системе культуры. СПб.: Изд-во „Лань“., 1998. 160 с.
  113. А.В., Соломин В. П., Станкевич П. В. Современные проблемы школьного биологического образования: Учебное пособие к курсу методики преподавания биологии. СПб.: НИИ химии СПБ ГУ, 2000. 189 с.
  114. Ю.Г. Социальная экология. Учебное пособие. Новосибирск. Изд-во „Лада Наука“.2001 .С.37−44.
  115. Д.Ж. Социальная экология. Монография М.: Изд-во РУДН, 1997. 436 с.
  116. Н.М. Концепция эколого-политологического образования. // Вестник экологического образования в России. М.: 2001№ 2 (20). С.15−16.
  117. Н.А. Обучение и умственное развитие // Обучение и развитие: Сб научн. трудов. М.: 1966. С23−28.
  118. Л. В. Колтунова И.Р. Диагностика уровня экологических знаний и сформированности экологических отношений у школьников: Методическое пособие для учителей. Екатеринбург: Изд-во „Уникум“, 1993. 38с.
  119. Л. В. Диагностические методики в экологическом образовании: Учебное пособие. Екатеринбург: Изд-во УГПУ, 1996. 157с.
  120. Н.Н., Свирижев Ю. М. Методы системного анализа в проблеме „Человек-биосфера“.//Имитационное моделирование и экология. М.: Наука. С. 10−26.
  121. Н.Н. Логика динамических систем и развитие природы и общества. // Вопросы философии. 1999. N» 4.С. 3- 4
  122. Н.Н. Экология и образование. М.: Изд-во «ЮНИСАМ», 1996.192с.
  123. А.Г. Экологический мониторинг: Программа факультативного курса для школьников 9−11 классов. / Сост. Муравьев А. Г. СПб.: Изд-во «Крисмас +». 1998.
  124. Моделирование педагогических ситуаций: Проблемы повышения качества и эффективности общепедагогической подготовки учителя / Ред. Кулюткин Ю. Н., Сухобская Г. С. М.: 1981.120 с.
  125. Мышление учителя: Личностные механизмы и понятийный аппарат / Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. М.: 1990. 104 с.
  126. А.Н., Бровкина Е. Т., Калинова Г. С. и др. Организация учебной деятельности школьников на уроках биологии. М.: Просвещение, 1988.
  127. П. Социальная педагогика. Учебное пособие. СПб.: 1911. 132с.
  128. Г., Одум Э. Энергетический базис человека и природы. М.: Изд-во Прогресс, 1978.380 с.
  129. В. Основы проблемного обучения / Пер. с польск. М., 1968. 208 с.
  130. В.Г., Огарев Е. И. Образование взрослых: Организация, управление, пути развития. СПб.: 1994 48 с.
  131. С.С. Математические методы в социальной психологии. Монография. М.: Наука, 1993.
  132. И.П. Полное собрание сочинений. Изд.2-е. М.: 1957, т.11, кн.2.
  133. Э. Эволюционная экология. М.: Мир, 1981. 357 с.
  134. . Избранные психологические произведения. М.: 1969.
  135. И.Н. Экологические понятия, их система и развитие в курсе биологии. JL: Изд-во ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1979.
  136. И.Н. Уровни организации живой природы как пример биологического разнообразия на земле // Экология и образование. СПб.:2000. № 1−2. С. 15−20.
  137. И.Н. Идея устойчивого развития в экологическом образовании и воспитании в отечественной школе. //Образование для устойчивого развития: поиск стратегии, подходов, технологии: Сб. науч. трудов. СПб.:2001. С. 7−10.
  138. Ю.Г. Традиционная экология и экология человека.// Экология человека: основные проблемы: Сб. научн. статей. М.: Наука. 1988. С.44−55.
  139. И. Философия нестабильности // Вопросы философии. 1991. № 6.С.46−52.
  140. ПрикотО.Г. Лекции по философии педагогики. СПб.: 1998. 163 с.
  141. B.C., Райх Е. А. Контуры концепции общей экологии чесловека// Предмет экологии человека: Сб. научн. статей. М.: 1991. 4.1. С. 102−122.
  142. Ю.М. Математическое моделирование динамики социальных процессов. М.: Изд-во МГУ. 1992. 133 с.
  143. Р. Методы системного анализа окружающей среды. М.: Мир, 1979. 214 с.
  144. Пых Ю.А., Малкина-Пых И. Г. Об оценке состояния окружающей среды. Подходы к проблеме. // Экология, 1996. N 5. С.323−329.
  145. .Е. Пути и методы натуралистического просвещения. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960.
  146. А.А. Психолого-педагогический анализ процесса выбора методов обучения в высшей школе. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Л.: 1983.
  147. Региональная целевая программа развития образования Ленинградской области на 2001−2005 годы. СПб.: 2001.
  148. Н.Ф. Системные основы природопользования // Философские проблемы глобальной экологии: Сб. научн. трудов. М.: Наука, 1983. С 121−161.
  149. Н.Ф. Надежды на выживание человечества: Концептуальная экология. М.: Изд. Центр «Россия молодая», 1992.
  150. Рефлексия в науке и обучении // Сборник научных трудов. Новосибирск, 1989.
  151. К. К теории творчества // Взгляд на психотерапию. Становление человека: Сб. научн. трудов. М.: 1994 С.79−97.
  152. Г. Ю., Рубин А. Б. Математические модели биологических продукционных процессов. М.: Изд-во МГУ, 1988
  153. Р. Основы общей экологии. Перевод с англ. Под ред Н. Н. Карташева. М.: Изд-во. «Мир», 1979. 424 с.
  154. РузавинГ.И. Системный подход и единство научного знания // Единство научного знания М.: 1988. С.237−252.
  155. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. / Гл. ред. В. В. Давыдов. М.: Большая Российская Энциклопедия, 1993.Т.2.
  156. C.JT. Основы общей психологии: в 2-Х томах, — М.: Изд-во «Педагогика», 1989. Т.1 448с.
  157. Руководство самостоятельной учебно-познавательной деятельностью учащихся./УСоветская педагогика. М.: Изд-во «Педагогика». 1984 № 2.
  158. Д.М. Модели в экологии. М.: Мир. 1976.
  159. Самостоятельная работа студентов в вузе. / Под редакцией Я. Ф. Акаша и др. Саратов. Изд-во. СГУ, 1982. 227 с.
  160. И.П. Формирование экологической культуры учителя. Автореф. дисс. канд. философ, наук. М.: 1992.
  161. В.А., Пустовойтов В. В. Социальная экология: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000 280с.
  162. Н.В. Перспектива развития школьного экологического образования в его регионализации. // Образование для устойчивого развития: поиск стратегии, подходов, технологии: Сб. научн. трудов. СПб .: 2001. С.28−36.
  163. В.Н. Системный подход к моделированию учебного процесса в условиях непрерывного образования. СПб.: Изд-во «Файндер», 2002.
  164. Е.С. Экологическое образование в подготовке учителя: Вопросы теории и практики. М.: Педагогика, 1984. 104с.
  165. Дж. М. Модели в экологии. М.: Мир, 1976.
  166. И.Т. Школьная экология. Задачи и функции. // Биология в школе. 1999, № 3. С. 34−38.
  167. Г. С. Современная гуманистическая психология и школа. СПБ.:1995. 46 с.
  168. Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. М.: Знание, 1983.
  169. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний (психологические основы), М.: Изд-во. МГУ, 1984. 344с.
  170. Теория и практика экологического мониторинга в деятельности образовательных учреждений: Тезисы докладов 2-го Всероссийского научно-методического семинара. Спб.: Изд-во «Крисмас+», 2000.
  171. Технологии развивающего обучения: Сборник научных трудов / Ред. Кириллова Г. Д. СПб.: Изд-во «Эпиграф», 2002.
  172. Дж. Математические модели в физиологии растений. Киев, 1982.
  173. А.П. Теория проектирования образовательных программ // Петербургская школа: Теория и практика формирования многовариантной образовательной школы: Сб. научн. трудов. СПб.: 1994. С.37−46.
  174. К. Экология и управление природными ресурсами. М.: Мир, 1971.
  175. Л.И. Логика и методология системных исследований. Киев, Винница, Изд-во «Вища школа», 1977. 255 с.
  176. Л.И. Системный подход и общая теория систем. М.: Изд-во «Мысль», 1982. 340 с.
  177. Р. Сообщества и экосистемы. М.: Прогресс, 1980.
  178. К.Д. Педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1989: Т.З.
  179. Федеральный закон «Об охране окружающей среды «. ФЗ № 7 от 10 января 2002. Глава XIII. Ст. 71 -72.
  180. Федеральный базовый компонент экологического образования (элементы временного стандарта) // Биология в школе. 1993 № 4.
  181. В.Д. Заметки о парадигме вообще и экологической парадигме в частности. // Вестник МГУ. Сер. Биол. 1977, № 3. С. 12−17.
  182. В.Д., Гильманов Т. Г. Экология. Учебное пособие. М.: Изд-во Московского университета. 1980. 463 с.
  183. Филососфский энциклопедический словарь М.: Советская энциклопедия, 1983. Ст. «Система». С.346
  184. Дж., Торнли Дж. Математические модели в сельском хозяйстве. М.: 1987.
  185. Н.В., Хайцева М. В. Аккумулятор знаний по биологии в свете современных концепций естествознания. Справочное учебное пособие. -СПб.: 2001. 48 с.
  186. В.В. Проблемы экологического образования в США // Советская педагогика 1979. № 3. С. 39−43.
  187. Н.М. Лабораторный практикум по экологии: Учебное пособие для студентов биологических специальностей. М.: 1986. 68 с.
  188. Н.М., Былова A.M. Экология: Учебное пособие. М.: Изд-во «Просвещение», 1988. 272 с.
  189. А. Культура и этика. М.: 1973.
  190. Д. Технология, производство, потребление и окружающая среда.// Международный журнал социальных наук. РАН/ЮНЕСКО. 1994. № 4(7). С.83−98.
  191. Н.В. Природоохранительное просвещение и школьное образование в зарубежных странах. // Советская педагогика, 1973 № 12.1. С. 13−18.
  192. А. Сущность и философия образования в области окружающей среды: цели и задачи: Тенденции образования по вопросам окружающей среды. Париж ЮНЕСКО, 1977.
  193. М.И. Синергетика и биология. // Вопросы философии. 1997. № 2 С.95−109.
  194. Г. И. Роль деятельности в учебном процессе :Кн.для учителя. М.: Изд-во «Просвещение», 1986.
  195. Экологическое образование в Ленинградской области: Сб. научн. статей. Выпуск 2. / Под ред, Л. А. Кузнецова., СПБ.: ЛОИРО, 2001.
  196. Экологическое образование: Материалы международного семинара. / Под ред. Г. А. Бордовского., СПб .: 1997.
  197. Экологическое образование в России. Теоретические аспекты: Сб. научн. трудов / Под ред. А. Н. Захлебного и Л.П. Симонова-Салеева. М.: 1997.
  198. Экология, охрана природы и экологическая безопасность: Учебное пособие для системы повышения квалификации и переподготовки государственных служащих / Под общей ред. В.И.Данилова-Данильяна. М.: Изд-во МНЭПУ, 1997.
  199. Экологический мониторинг в школе: Рекомендации по проведению непрерывной экологической практики /Под ред. проф. П. А. Коробейниковой. Вологда: Изд-во ВГПУ, 1998. 213с.
  200. Экологические системы. Адаптивная оценка и управление. /Под ред. К. С. Холинга. М.: Мир, 1981.
  201. Экология. Учебник для технических вузов./ Под ред. Л. И. Цветковой, СПб .: Изд-во «Химиздат», 2001. 552с.
  202. Ф. Диалектика природы. М.: 1974.166 с.
  203. П.К. Исследовательский метод в школьном обучении. М.- Л.: Гос. Изд-во, 1923. 66 с.
  204. В.А. Психология учебной деятельности студентов: Учебное пособие М.: Изд-во Корпорации «Логос», 1994. 150 с.
  205. В.А. Современные методы обучения в высшей школе. Учебное пособие.Л.ЛГУ.: 1991. 114 с.
  206. Meadows Donella H. et.al. The Limits of the Growth. N.-Y. Universe Books. 1972, / Перевод на русский язык. М.: 1991 г.
  207. Meadows Donella Н et. al Beyond the Limits, (Confronting global collapse. Envisioning a sustainable future. 1992)
  208. Vries de P. Simulation of plant growth and crop production/ Wageningen, 1982.
  209. Wit C.T. Simulation of assimilation, respiration, and transpiration of crops, Wageningen, 1978
  210. Egan, K. Primary understading: Education in early childhood / Kieran Egan, -New-York- London: Routledge, 1988. XVI.
  211. Eggen, Paul D. Strategies for ttachers: In form. Prozessing models in the classroom / -Prentice haal, cop. 1979.
  212. Joyce B. Chngunging school culture through staff ddevelopment / Ed. By Bruce Joyce Alexandria: ASCD, 1990.
  213. Serafin R. Noosphere, Gaia, and the Science of the Biosphere. // Ehvironmental Ethics. Athens, 1988. Vol. 10 № 2.
  214. Making Development Sustainable. Washington D.C.: The World Bank., 1994.
  215. United Nations Department of Public Information, DPI / 1344 / Rev. 1−97-Q1888 February 1997 — 5m, Earth Summit Agenda 21 The United Nations Programme of Action From Rio.
  216. Leopold A. A Sand County Almanac. Ballantine Books, NY, 1991.
  217. Von Weizsacker E.U. Earth politics. London/Ntw York: Zed Books Ltd., 1994.
Заполнить форму текущей работой