Социально-педагогические условия формирования готовности будущих офицеров к профессиональной деятельности
Первый этап (2000;2001 гг.) был посвящен изучению философской, педагогической, психологической, социологической, политологической и культурологической литературы по теме диссертационного исследования. Определялись объект, предмет, цели, задачи исследования. Проведен констатирующий этап педагогического эксперимента, в ходе которого определено реальное состояние рассматриваемой проблемы, изучался… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- 1. 1. Профессиональная деятельность будущих офицеров как социальнопедагогическое понятие
- 1. 2. Специфика воспитания в процессе профессионального образования будущих офицеров в вузе
- 1. 3. Опыт формирования готовности к профессиональной деятельности будущего офицера: история и современность
- Выводы по первой главе
- ГЛАВА II. РЕАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНаПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- 2. 1. Актуализация целостного подхода в формировании готовности к профессиональной деятельности
- 2. 2. Формирование позитивной мотивации на профессиональную деятельность
- 2. 3. Обогащение социально-значимого опыта будущего офицера как субъекта профессиональной деятельности
- Выводы по второй главе
Социально-педагогические условия формирования готовности будущих офицеров к профессиональной деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования. В современных условиях высшее военное образование призвано осуществить подготовку для вооруженных сил офицеров, востребованных обществом, высококвалифицированных, соответствующих требованиям образовательных стандартов мирового уровня, готовых обучать и воспитывать подчиненных на протяжении всей своей службы независимо от занимаемой должности и условий профессиональной деятельности.
Образование в высших военных учебных заведениях России традиционно включает ориентиры на психолого-педагогическую подготовку офицеров, которые, несомненно, в силу специфики своей профессиональной деятельности с молодежью являются воспитателями. На служебный рост офицера, на его продвижение по службе, как показывает практический опыт, в значительной степени оказывает влияние его педагогически грамотно организованная работа с людьми, умение осуществлять воспитательные функции в процессе профессиональной деятельности.
Между тем, результаты анализа отзывов из войск на деятельность выпускников вузов, в том числе, Оренбургского высшего зенитного ракетного училища, показывают, что уровень готовности офицеров к профессиональной деятельности не всегда соответствует современным требованиям. Решение задач воспитания подчиненных в процессе воинской деятельности требует от офицера постоянной сосредоточенности, непрерывных поисков новой информации, эффективных путей, средств и форм.
Специфика профессиональной деятельности офицера в том, что она во многом аналогична профессиональной деятельности педагога, особенно социального педагога, и ее развитие происходит в соответствии с законами и закономерностями педагогической науки.
Выпускник высшего военного учебного заведения должен быть готов к любым условиям воинской службы, к решению разнообразных задач различных видов профессиональной деятельности, обладать профессиональной мобильностью, педагогически грамотно работать с подчиненными и быть готовым к непрерывному самопознанию, самовоспитанию и самообразованию. Одним из путей решения этих вопросов выступает целенаправленное формирование готовности будущих офицеров к профессиональной деятельности, что обеспечивает эффективность деятельности по воспитанию подчиненных.
Исследование современных педагогических научных изысканий позволило сделать вывод, что существует достаточный научно-педагогический потенциал для дальнейшего изучения проблемы формирования готовности будущих офицеров военного вуза к профессиональной деятельности.
Общетеоретические аспекты проблемы раскрываются в классических трудах отечественных ученых В. М. Бехтерева, Н. Д. Виноградова, А. Ф. Лазурского, П. Ф. Лесгафта, Н. И. Пирогова, К. Д. Ушинского и др.
Современные педагогические взгляды изложены в исследованиях Б.М. Бим-Бада, В. М. Видгофа, A.B. Кирьяковой, П. И. Пидкастистого, Л. К. Рахлевской, В. Г. Рындак, В. А. Сластенина, Т. И. Шамовой и др.
Научные подходы к подготовке специалистов в учреждениях высшего профессионального образования отражены в исследованиях A.A. Вербицкого, P.M. Грановского, В. И. Жукова, A.M. Матюшкина, H.A. Половникова. М. М. Поташника, Н. М. Таланчука, З. П. Трофимовой, Н. М. Яковлевой и др.
На современном этапе развития науки продолжается поиск путей решения проблемы в рамках социально-педагогического подхода (В.Г. Бочарова, Ю. В. Василькова, М. А. Галагузова, Ю. Н. Галагузова, P.A. Литвак, A.B. Мудрик, Т. А. Панкова, В. И. Попова, C.B. Сальцева и представители их научных школ).
Анализ современных исследований и практика высшего военного профессионального образования свидетельствуют о возрастающем интересе к данной проблеме. Общая предварительная оценка состояния проблемы подготовки специалистов к профессиональной деятельности в рамтсах высшего военного профессионального образовательного учреждения показывает, что имеющиеся диссертационные исследования выполнены либо в системе их курсовой подготовки (Ф.Г. Паначин, М. А. Портнов, A.C. Соложин и др.), либо в условиях педагогического вуза (Г.Г. Горелова, В. А. Лисовская, Г. Г. Храмова, Н. М. Яковлева и др.).
Современная педагогическая наука обогатилась рядом значимых исследований в области профессионального образования будущих офицеров: проблемно-деятельностное обучение в высшей военной школе (A.B. Барабанщиков, В. Н. Гуляев и др.) — преемственность учебной деятельности в системе «школа — военный вуз» (В.П. Жуковский) — система профессионального становления офицеров в военных вузах (В.М. Коровин) — проектирование системы подготовки офицеров к воспитательной деятельности с трудными военнослужащими (Ю.М. Кудрявцев) — повышение эффективности системы воспитания патриотизма офицеров в высших военно-учебных заведениях (А.Д. Лопуха) — теоретическое и технологическое обеспечение военного образования курсантов (слушателей) вузов (A.M. Мамчур) — психолого-педагогическое сопровождение воинской деятельности (М.С. Полянский) — формирование морально-психологических и профессиональных качеств курсантов военного вуза (Ф.Д. Рассказов) — управление качеством образовательного процесса в военном вузе (С.Ю. Трапицын).
Проблемы формирования готовности будущих офицеров к профессиональной воинской деятельности в современных условиях специально не изучались, хотя отдельные аспекты профессионального образования будущих офицеров в вузах исследовались в работах A.B. Барабанщикова, И. В. Биочинского, А. Н. Абрамова, Н. Т. Волкова, В. Н. Гонтарь, И. В. Засидкевича, П. А. Корчемного, Л. Г. Лаптева, Н. Г. Мирошниченко, В. Г. Михайловского, Г. И. Шпака и др.
Исходя из анализа теоретической разработанности, практического осуществления и значимости проблемы формирования готовности будущих офицеров к профессиональной деятельности были определены противоречия, актуализирующие проблему исследования:
— между возросшей потребностью общества в военном специалисте с проявленной готовностью к профессиональной деятельности и недостаточным уровнем исследования данной проблемы в педагогической науке;
— между объективной необходимостью обновления процесса формирования готовности будущих офицеров к профессиональной деятельности и недостаточной разработанностью педагогических средств и технологий решения данной проблемы;
— между стремлением военных специалистов к самореализации в профессиональной деятельности и недостаточно целенаправленной и систематической практической подготовкой будущих офицеров к этому виду деятельности.
Необходимость разрешения данных противоречий, анализ научных исследований и документов, анализ образовательного процесса военного вуза и личного опыта позволили сформулировать проблему исследования: при каких социально-педагогических условиях возможно формирование готовности будущих офицеров к профессиональной деятельности в образовательном процессе военного вуза.
Предварительная оценка необходимости более глубокого теоретического и практического исследования обозначенной проблемы, недостаточность ее решения на современном этапе реформирования образования в образовательном процессе военного вуза предопределили выбор темы диссертационного исследования: «Социально-педагогические условия формирования готовности будущих офицеров к профессиональной деятельности».
Цель исследования: обоснование модели формирования готовности будущих офицеров к профессиональной деятельности в военном вузе.
Объект исследования: профессиональная подготовка будущих офицеров в высшем военном учебном заведении.
Предмет исследования: социально-педагогические условия формирования их готовности к профессиональной деятельности.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что уровень готовности будущих офицеров к профессиональной деятельности возрастет, если будет использован комплекс социально-педагогических условий:
— реализация целостного подхода в формировании готовности к профессиональной деятельности;
— формирование позитивной мотивации на профессиональную деятельность;
— обогащение социально-значимого опыта личности будущего офицера как субъекта воинской деятельности.
В соответствии с поставленной целью, объектом и предметом исследования для проверки выдвинутой гипотезы определены исследовательские задачи:
1. Изучить степень разработанности проблемы в педагогической теории, практике и обосновать понятийный аппарат исследования.
2. Выявить социально-педагогические условия формирования готовности будущих офицеров к профессиональной деятельности в высшем военном учебном заведении.
3. Разработать совокупность педагогических средств формирования готовности к профессиональной деятельности будущих офицеров в военном вузе.
4. Подготовить научно-практические рекомендации формирования готовности к профессиональной деятельности будущих офицеров в образовательном процессе высшего военного учебного заведения.
Методологической основой исследования на философском уровне выступают: гносеология как учение о всеобщих механизмах и закономерностях деятельности, о знании вообщедиалектическая теория о всеобщей связи и взаимосвязигносеологические течения, ориентированные на «вненауч-ные» формы отношения человека к миру. На общенаучном уровне: идеи деятельностного, личностно-ориентированного, социально-педагогического подходовтеория мотивации человеческой деятельноститеория гуманистической психологии. На конкретно научном уровне в качестве методологических использовались: психологические учения о деятельности и развитии личности, идеи гуманистической педагогики.
Теоретической базой выступают: концепция непрерывного образования (С.Г. Вершловский, А. П. Владиславлев, Б. С. Гершунский, В. Г. Онушкин и др.) — теория обучения взрослых (Б.Г. Ананьев, Н. В. Кузьмина, Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская и др.) — теория педагогического стимулирования (П.Ф. Каптерев, А. И. Мищенко и др.) — концептуальные идеи социально-педагогического подхода в образовании и воспитании (В.Г. Бочарова, М. А. Галагузова, P.A. Литвак, A.B. Мудрик, Т. А. Панкова, C.B. Сальцева и др.) — современные подходы в организации военного образования (A.B. Барабанщиков, И. В. Биочинский, В. И. Вдовюк, Н. Т. Волкова, В. Н. Гонтарь, П. А. Корчемный, Л. Г. Лаптев, В. Г. Михайловский, Г. И. Шпак и др.).
Исследование проводилось в течение пяти лет (с 2000 по 2005 гг.) и может быть условно разделено на три этапа.
Первый этап (2000;2001 гг.) был посвящен изучению философской, педагогической, психологической, социологической, политологической и культурологической литературы по теме диссертационного исследования. Определялись объект, предмет, цели, задачи исследования. Проведен констатирующий этап педагогического эксперимента, в ходе которого определено реальное состояние рассматриваемой проблемы, изучался опыт работы военных учебных заведений по созданию необходимых условий, способствующих формированию готовности будущих офицеров к профессиональной деятельности. Была сформулирована рабочая гипотеза, выявлены сущность и содержание понятий «профессиональная деятельность», «готовность», «формирование готовности будущих офицеров к профессиональной деятельности», «специфика образовательного процесса в военном вузе».
Основные методы, применяемые на данном этапе: теоретический анализ философской, психолого-педагогической, социологической, учебно-методической и другой литературы по проблеме исследованияизучение нормативных документов об образованииметоды опроса, наблюдения, беседы с преподавателями и будущими офицерамианализ отзывов из войскконстатирующий этап педагогического эксперимента.
Второй этап исследования (2002;2003 гг.) характеризовался тем, что на основе теоретической базы были выявлены факторы формирования готовности будущих офицеров к профессиональной деятельности, на основе которых разработана модель формирования готовности будущих офицеров к профессиональной деятельности и выявлен комплекс социально-педагогических условий. Определены уровни готовности будущих офицеров к профессиональной деятельности, показатели и критерии их определяющие. Проведен формирующий этап педагогического эксперимента для оценки эффективности выявленных условий в практике образовательного процесса военного вуза. Обобщен накопленный опыт, выявлена динамика роста уровня готовности будущих офицеров к профессиональной деятельности.
Основные методы данного этапа: моделированиенаблюдение за реальным ростом уровня готовности будущих офицеров к профессиональной деятельностипрогностические методы (экспертная оценка, самооценка и др.) — диагностические методы (анкетирование, интервьюирование, тестирование) — педагогический анализстатистические методы первичной обработки результатов эксперимента.
Третий этап исследования (2004;2005 гг.) связан с уточнением и проверкой научных идей диссертационного исследования в теории и практике. Обобщены и систематизированы результаты исследования, осуществлено их теоретическое осмысление, литературное и техническое оформление научно-исследовательской работы и внедрение ее результатов в практику.
Основные методы данного этапа: теоретический анализсинтезобобщение и систематизация материаластатистические методы вторичной обработки результатов эксперимента (методы доказательства гипотезы) — методы наглядного представления результатов исследования.
Опытно-экспериментальная база исследования. Опытно-экспериментальная работа проводилась на' базе Оренбургского высшего зенитного ракетного училища (военного института). Всего исследованием было охвачено 115 курсантов.
Проведению исследования содействовала десятилетняя практическая работа диссертанта в должности командира взвода, командира батареи военного вуза, что позволило проводить исследовательскую работу в естественных социально-педагогических условиях.
Научная новизна исследования состоит в том, что:
— раскрыта и определена сущность готовности будущего офицера к профессиональной деятельности как профессионально значимого качества личности, обеспечивающего вхождение будущего офицера в воинскую профессию;
— выявлена совокупность средств, обеспечивающих формирование готовности будущих офицеров к профессиональной деятельности в высшем военном учебном заведении: программно-методическое обеспечение много-профильности и разноуровневости военного образования в сочетании со служебной деятельностью личного составаорганизация самоподготовки как компонента учебно-воспитательной работы в соответствии с требованиями воинского уставаинтегрированность вариативных и инвариантных программ и спецкурсов индивидуальной и коллективной подготовкисоциально-педагогическая деятельность командиров воинских подразделений;
— обоснован комплекс социально-педагогических условий, способствующих эффективному формированию готовности к профессиональной деятельности будущих офицеров в условиях военного вуза: реализация целостного подхода в формировании готовности будущих офицеров к профессиональной деятельностиформирование позитивной мотивации личности на профессиональную деятельностьобогащение социально-значимого опыта будущего офицера как субъекта воинской деятельности в процессе социально-педагогической практики.
Теоретическая значимость исследования заключается в разработке концептуальных основ формирования готовности курсантов к профессиональной деятельности в военном вузе:
— исследовано и конкретизировано содержание понятий «профессиональная деятельность», «готовность к профессиональной деятельности», «формирование готовности к профессиональной деятельности», с позиций социально-педагогического подхода;
— определены ведущие идеи и принципы организации процесса формирования готовности будущих офицеров к профессиональной деятельности как социально-педагогического явления, предусматривающего самореализацию военнослужащегоприсутствие системы педагогически организуемых влиянийцеленаправленность в обеспечении результативности военной службы;
— разработана модель формирования готовности к профессиональной деятельности будущего офицера в военном вузе, структурно выраженная во взаимосвязи и взаимообусловленности сущностных характеристик: цель, условия, содержание, формы, средства, результат, показатели эффективности.
Практическая значимость исследования заключается в разработке и внедрении спецкурса «Социально-педагогические основы формирования готовности будущих офицеров к воинскому труду" — научно-методических рекомендаций по формированию готовности будущих офицеров к профессиональной деятельности для преподавательского и командного составов высшего военного учебного заведения, специалистов в области высшего образования, в образовательном процессе вуза.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Готовность к профессиональной деятельности — это интегральное профессионально-значимое качество личности, представленное единством взаимосвязанных структурных компонентов: мотивационного (позитивное отношение офицера к профессиональной деятельности), когнитивного (совокупность необходимых в профессии знаний — общих и специальных), дея-тельностного (организаторские и коммуникативные умения), выражающееся в умении офицера активизировать жизнедеятельность вверенного воинского структурного подразделения на основе современных социально-педагогических технологий.
2. Модель формирования готовности будущих офицеров к профессиональной деятельности, являясь технологически действенной основой, позволяет рассматривать процесс достижения результатов военной службы как целостный и многоплановый, проявляющийся в различных видах воинских занятий, повседневных отношений военнослужащих и в личностном развитии субъекта профессиональной деятельности, базируется на принципах целостности, завершенности, согласованности, взаимообусловленности и взаимоподчиненности, отражает динамику данного процесса и включает целевой, функциональный и содержательный аспекты формирования готовности будущих офицеров к профессии.
3. Социально-педагогические условия эффективности формирования готовности будущего офицера к профессиональной деятельности в современных условиях, которые отражают: реализация целостного подхода в формировании готовности будущих офицеров к профессиональной деятельности, заключающегося в интегрированности аудиторных и внеаудиторных, коллективных и индивидуальных форм деятельности профессионально и социально-ориентированной направленностиформирование позитивной мотивации личности на профессиональную деятельность, выражающейся в стремлении будущих офицеров освоить профессиональную деятельность, в наполненности чувством долга, патриотизма, ответственности за подчиненных и судьбу Родиныобогащение социально значимого опыта будущего офицера как субъекта воинской деятельности в процессе практики в повседневной специально организованной жизнедеятельности будущих офицеров, способствующей формированию организаторских и коммуникативных умений управления вверенным воинским подразделением.
Обоснованность и достоверность результатов и основных выводов исследования обеспечивается анализом современных достижений философской, психолого-педагогической, социологической наук по проблеме исследования и методологической базой выполняемой работыиспользованием комплекса научных методов, соответствующих объекту, предмету, цели и задачам исследования, репрезентативностью материала, разнообразием источников информации и личным участием автора в опытно-экспериментальной работе.
Апробация и внедрение результатов исследования.
Результаты диссертационного исследования докладывались и обсуждались на межвузовских научных конференциях по проблемам образования в г. Смоленске (2000;2005 гг.), в г. Орске (2004г.), на заседаниях Ученого совета Оренбургского высшего зенитного ракетного училища (военного института) (г. Оренбург, 2000;2004 гг.), методических совещаниях руководящего состава вуза, преподавателей и командиров курсантских подразделений (20 032 005 гг.), на заседаниях кафедры социальной педагогики Оренбургского государственного педагогического университета (2003;2005 гг.), на заседаниях кафедры профессиональной педагогики Волжского государственного инженерно-педагогического университета (2005г.).
Основные результаты исследования внедрены в практику военно-педагогического процесса Санкт-Петербургского института физической культуры и Военной академии войсковой ПВО ВС РФ г. Смоленск. Используются руководящим и преподавательским составом вузов, командирами курсантских подразделений в процессе профессиональной подготовки будущих офицеров.
Структура диссертации вытекает из задач исследования, целесообразности изложения материала и логики раскрытия темы исследования. Состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.
Выводы по второй главе.
Социально-экономические процессы, происходящие в нашей стране и имеющие во многом драматичный и противоречивый характер, актуализируют проблему формирования готовности к профессиональной деятельности, в частности у будущих офицеров высших военных учебных заведений. Используемый комплекс социально-педагогических условий, является необходимым и достаточным, он позволяет более эффективно организовать воспитательный процесс в военном учебном заведении.
Разработанная модель формирования готовности будущих офицеров к профессиональной деятельности интегрирует в себе цель, содержание, методы, принципы, закономерности, формы, этапы, результат и оценку с учетом задач, решаемых на каждом этапе, и позволяет оценить эффективность деятельности преподавателя и командира по достижению поставленной цели. Она позволяет увидеть процесс развития готовности к профессиональной деятельности в его целостности, а также вычленить все составляющие в их взаимосвязи и взаимодействии.
Сегодня необходимы новые подходы к формированию готовности военнослужащих к профессиональной деятельности — на основе утверждения гуманистических ценностей как цели воспитания. В исследовании учтено о диалектическом единстве и взаимодействие уровней культуры в социальной организации общества и включенного в него индивида, о трех уровнях социальной организации: регионально-этническом, общенациональном (державном) и общечеловеческом (мировом, планетарном), при этом присвоение каждого последующего и более высокого уровня общности культуры невозможно без достаточной качественной сформированное&tradeпредыдущего.
Формирование готовности к профессиональной деятельности рассматривается нами как целостный педагогический процесс целенаправленного и систематического взаимодействия с будущими офицерами военного вуза. Оно предполагает педагогическое взаимодействие между преподавателями, командирами и будущими офицерами, направленное на достижение соответствующих воспитательных целей.
Методы формирования готовности будущих офицеров к профессиональной деятельности на личностно-ориентированной основе (убеждение, поощрение, пример, упражнение, целенаправленная беседа) обеспечивая максимальное использование объективных и субъективных возможностей воспитания в процессе профессиональной деятельности, его педагогическое целенаправленное построение, выступают эффективным средством формирования готовности будущих офицеров к профессиональной деятельности.
Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по проверке эффективности выявленных социально-педагогических условий показал высокую степень зависимости уровня готовности к профессиональной деятельности от организации воспитательного процесса в рамках структурно-логической модели формирования готовности будущих офицеров к профессиональной деятельности. Положительная динамика полученных данных подтвердила целесообразность использования этой модели как средства формирования готовности будущих офицеров к профессиональной деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Социально-экономические процессы, происходящие в нашей стране актуализируют проблему формирования готовности будущих офицеров к профессиональной деятельности. Обществу нужны специалисты военного дела, обладающие профессиональной мобильностью, преданные своему делу, готовые к непрерывному самообразованию. Особое внимание общества и высших военных образовательных учреждений обращено подготовке будущих офицеров, обладающих серьезным багажом психолого-педагогических знаний и призванных исполнять функции воспитателей подчиненных,.
Необходимость повышения уровня готовности будущих офицеров к профессиональной деятельности обусловлена современными требованиями, затрагивающими все сферы жизни государства и Вооруженных Сил, спецификой воспитательной деятельности и закономерностью процесса профессионально-педагогического становления личности будущего офицера. В связи с этим возникает необходимость научного анализа обозначенной проблемы и поиска путей ее решения.
Обоснование социально-педагогических подходов по формированию готовности будущих офицеров к профессиональной деятельности базируется на выявленных в анализе теории и практики социально-педагогических тенденций в современном высшем военном образовании: интеграции высшего военного специального образования с гражданским, повышение значимости управленческих и воспитательных аспектов подготовленности будущего специалиста.
Анализ философской, психолого-педагогической литературы и наше исследование практического состояния данной проблемы показали, что отдельные вопросы еще нуждаются в освещении, требуется поиск новых путей и средств формированию готовности будущего офицера к профессиональной воинской деятельности, позволяющих сделать этот процесс более целенаправленным и эффективным.
В ходе опытно-экспериментальной работы обосновано, что профессиональная деятельность является целостным многоплановым процессом достижения результатов в различных видах воинской деятельности, повседневных отношений и личностном развитии каждого его субъекта, что позволяет определять профессиональную деятельность как социально-педагогическое явление.
Готовность к профессиональной деятельности выступает как интегральное, профессионально-значимое качество личности курсанта, представляющее собой систему взаимосвязанных структурных компонентов: мотивационного, когнитивного, деятельностного.
Разработанная и апробированная модель формирования готовности курсантов к профессиональной деятельности, построенная на основе принципов целостности, завершенности, согласованности, взаимообусловленности и взаимоподчиненности, отражает динамику данного процесса и является средством раскрытия целевого, функционального, структурного аспектов формирования готовности будущих офицеров к профессиональной деятельности.
Исследование показало, что эффективность системы подготовки курсантов к профессиональной деятельности в современных условиях обеспечивается комплексом социально-педагогических условий: реализация целостного подхода в формировании готовности к профессиональной деятельностиформирование позитивной мотивации на профессиональную деятельностьобогащение социально-значимого опыта будущего офицера как субъекта профессиональной деятельности. Разработанная модель формирования готовности будущих офицеров к профессиональной деятельности и комплекс выявленных условий ее реализации являются вариативными и достаточно универсальными технологическими основами для эффективной организации образовательного процесса высшего военного учебного заведения.
Проведенное нами исследование и полученные в ходе эксперимента результаты подтверждают выдвинутую гипотезу и позволяют сделать вывод о достижении цели исследования. Вместе с тем, результаты нашей работы охватили не весь спектр возможностей высшего военно-учебного заведения по формированию готовности будущего офицера к профессиональной деятельности, не все аспекты данной проблемы изучены нами в полной мере.
Проведенное исследование не претендует на исчерпывающий характер. Дальнейшее исследование по проблеме может быть продолжено в следующих направлениях: поиск перспективных направлений формирования готовности будущих офицеров к профессиональной деятельности путем разработки инновационных моделейразработка комплекса диагностических программ, системных диагностик отслеживания уровня готовности будущего офицера к профессиональной деятельностисоздание альтернативных методик диагностики показателей готовности будущего офицера к профессиональной деятельности.
Список литературы
- Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности /К.А. Абульханова-Славская. — М., 1980. — 334 с.
- Абрамов, А.Н. Организационно-педагогические условия отбора студентов на студентов на факультет военного обучения классического университета: автореф. дис. канд.пед.наук, — Нижний Новгород, 2004. 24с.
- Аверьянов, Г. М. Психолого-педагогические условия подготовки подростков к военной службе: автореф. дис.. канд.пед.наук, — Оренбург, 2001.-22с.
- Андреева, И.Н. Антология по истории и теории социальной педагогики: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И. Н. Андреева,-М.: Академия, 2000.- 176с.
- Андреева, Г. М. Социальная психология /Г.М. Андреева. М.: Аспект-Пресс, 2002. — 364 с.
- Андриенко, Е. В. Социальная психология / Е. В. Андриенко. М.: Академия, 2001. — 262 с.
- Бедерханова, В.П. Становление личностно-ориентированной позиции педагога: Монография /В.П. Бедерханова. -Краснодар, 2001.-22с.
- Бестужев-Лада, И. В. Нужна ли школе реформа? XXI век: ожидаемые и желаемые изменения системы народного образования России /И.В. Бестужев-Лада. М.: Пед. об-во России, 2000. — 192с.
- Беспалысо, В.П. Слагаемые педагогической технологии /В.П. Беспалысо. -М.: Педагогика, 1986. 66 с.
- Блонский, П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения в 2-х т. /П.П. Блонский (Сост. и авт. вст. статьи с 8−29, М. Г. Данильченко, А.А.Никольская) — Под ред.А. В. Петровского.- М.:Педагогика, 1979.- Т.1., 309 с.
- Блонский, П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения в 2-х т/ П. П. Блонский (Сост. и авт. вст. статьи с 8−29, М. Г. Данильченко,
- А.А.Никольская) — Под ред.А. В. Петровского, — М.:Педагогика, 1979.- Т.2, 379 с.
- Богачек, И.А. Методолого-теоретические основы системы методов управления образовательными процессами в профессиональной школе: автореф. дис.. д-ра пед.наук.-СПб.:ИПТО РАО, 1999.-38с.
- Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования/ Е. В. Бондаревская. Ростов н/Д: РГПУ, 2000. — 352 с.
- Буева, Л.П. Человек: Деятельность и общение /Л.П. Буева. М.: Мысль, 1998.-216 с.
- Булатова, О.С. Педагогический артистизм: Учебн. пособие для студ. Выс. Пед. Учебн. Заведений /О.С. Булатова.- М.: «Академия», 2001.-240с.
- Быков, А.К. Теория и практика развития педагогического мастерства преподавателей высшей военной школы: автореф. дис.. д-ра пед. наук, — М.: ВУ, 2000,-3 8с.
- Варваров, В.И. Психология и педагогика Высшей Военной Школе: учебное пособие / В. И. Варваров, В. И Вдовюк, В. П. Давыдов и др. / Под ред. A.B. Барабанщикова. -М.: 1989. 366с.
- Венецкая, Т.Г. Гармония общения: Учебно-методическое пособие / А. Б. Венецкая, Т. Г. Исакова, — Магнитогорск: МаГУ, 2004, — 151с.
- Викулина, М.А. Проектирование и реализация личностно ориентированного процесса подготовки педагогов в вузе: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. — Оренбург, 2001.—3 8 с.
- Викулина, М.А. Личностно-ориентированный подход в педагогике: теоретическое обоснование и пути реализации: Учебное пособие /М.А. Викулина.-Нижний Новгород: НЛГУ им. H.A. Добролюбова, 2004,-296с.
- Воспитать человека: Сборник нормативно-правовых, научно-методических, организационно-практических материалов по проблемам воспитания / Под ред. В. А. Березиной, О. И. Волжиной, И. А. Зимней. М., 2002.-248с.
- Военная психология и педагогика: Учебное пособие / Под ред. П. А. Корчемного, Л. Г. Лаптева, В.Г.'Михайловского. М.: «Совершенство», 1998−384с.
- Воинский коллектив как фактор формирования и повышения социальной ответственности армейской молодежи // Учебное пособие// A.B. Серен ко. -М., 1984.-31с.
- Выготский, Л.С. Собрание сочинений: в 6 Т./ Л.С. Выготский- М., 1984, Т.4.-420с.
- Выготский, Л.С. Избранные психологические исследования / Л. С. Выготский. М.: АПН РСФСР, 1956. — 520 с.
- Галагузова, М.А. Социальная педагогика: Курс лекций/ М. А. Галагузова. -М.:Владос, 2001. -416 с.
- Гальперин, П.Я. Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного усвоения умственных действий / П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина. М.: МГУ, 1968.-65с.
- Гаязов, A.C., Баязитов, С.Б., Амиров, А. Ф. Социализация личности гражданина в пространстве муниципального образования: Монография. Уфа: Башк. гос. ун-т, 2000. — 197 с.
- Гершунский, Б.С. Философия образования для XXI века. (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций) /Б.С. Герушин-ский. М.: «Совершенство», 1998. — 608 с.
- Гершунский, Б.С. Образование как религия третьего тысячелетия. Гармония знания и веры / Б. С. Гершунский. М.: Пед. об-во России, 2001.- 128 с.
- Гессен, С.И. Основы педагогики: Введение в прикладную философию/ С. И. Гессен, — М.: Школа: Пресс, 1995. 447с.
- Гонтарь В.Н. Операционно-деятельностный компонент личносгно-ориентированного обучения курсантов в вузе МВД России: автореф. дис.канд.пед.наук.- Нижний Новгород, 2004. 19с.
- Городничева, В.В. Теоретические основы интенсивной подготовки дипломированного педагога в высшей школе: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. — Майкоп, 2000. — 80 с.
- Гохлернер, М.М. Учебные умения: их сущность, специфика и требования к ним // М. М. Гохлернер, И. А. Рапопорт, Иностранные языки в школе, № 2, 1979. С.13−19.
- Гуляев, В.Н. Развитие теории и практики проблемно-деятельностного обучения в высшей военной школе: автореф. дис.. д-ра пед.наук.- М.: ВУ, 2003.-38с.
- Гусев, В.А. Воспитательный потенциал командира // В. А. Гусев, И. В. Волков. И. В. Ориентир. 2003 — № 4 — с.40−42
- Драгомиров, М.И. Армейские заметки / М. И. Драгомиров, — С.-Пб., 1981.
- Драгомиров, М.И. Избранные труды. Вопросы воспитания и обучения войск./М.И. Драгомиров. -М.: 1956 г. 687с.
- Дьюи, Д. Психология и педагогика мышления. Берлин, 1992.
- Духовные и нравственные смыслы отечественного образования на рубеже столетий: Научно-методический сборник: в 2-х выпусках / Сост. науч. ред. А. Д. Червяков. М., 1999. — 229 с.
- Дьяченко, М.И. Психологические проблемы готовности к деятельности / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович. Минск: БГУ, 1976. — 176с.
- Ефремов, О.Ю. Теория и практика педагогической диагностики в высшей военной школе России: автореф. дис.. д-ра пед.наук.-СПб.: РГПУим. А. И. Герцена, 2001.-36с.
- Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /В.И. Загвязинский, Р. Атаханов. М.: «Академия», 2001, — 208 с.
- Занковский, А.Н. Организационная психология /А.Н. Занковский. М.: Флинта, 2000. -66с.
- Засидкевич, И.В. Социально-педагогические условия совершенствования подготовки специалиста в вузе (на примере деятельности Военного университета): автореф. дис.. канд.пед.наук.-Оренбург, 1999.-20с.
- Захаров, М.А. Контакты на разных уровнях. 2-е изд. / М. А. Захаров М., 2000.-68с.
- Заир-Бек, Е. С. Педагогические ориентиры успеха (актуальные проблемы развития образовательного процесса): Методические материалы к обучающим семинарам /Е.С. Заир-Бек, Е. И. Казакова. СПб., 1995. — 64 с.
- Закон Российской Федерации «Об образовании». М.: МП «Новая школа», 2004.-55с.
- Зебзеева, В.А. Формирование готовности будущих воспитателей к эколог—гуманистическому образованию дошкольников: автореф. дис.. канд. пед. наук, — Оренбург: ОГПУ, 2000.-22с.
- Зов обновления: Материалы международной конференции «Наука и образование в толерантном обществе XXI века». М., 1999. — 162 с.
- Желтобрюх, С.П. Развитие педагогического профессионализма преподавателя военного учебного заведения: автореф. дис.. д-ра пед. наук, — Ярославль: ЯГПУ, 2002.-3 8с.
- Ильин, B.C. Формирование личности школьника / B.C. Ильин. М.: Педагогика, 1988. — 144с.
- Жуковский, В.П. Преемственность учебной деятельности в системе «школа военный вуз»: автореф. дис.. д-ра пед.наук.-Тольятти:ТПТИ, 1999.-36с.
- Иваницкий, А.Т. Организационно-педагогическая система профессионального развития и саморазвития курсантов (слушателей) ввузов МВД
- России: автореф. дис.. д-ра иед.наук.-СПб.: СпбУ МВД России, 2000,-36с.
- История социальной педагогики: Хрестоматия учеб.: Учеб. Пособие. / Под ред. М. А. Галагузовой. — М.: Гуманит. ВЛАДОС, 2000. — 544с.
- Калита, A.B. Офицер воспитатель подчиненных /A.B. Калита // Оиентир. -2001.-№ 10-с. 44−47.
- Каптерев, П.Ф. Что есть педагогика? // Труды 2-го Всероссийского съезда по экспериментальной педагогике. 1913 г. Пг. 381 с.
- Краевский, В.В. Методология педагогической науки. Пособие для научных работников в области образования, учителей, аспирантов, студентов педагогических вузов /В.В. Краевский. М.: Центр «Школьная книга», 2001.-248с.
- Краевский, В.В. Содержание образования: вперед к прошлому / В. В. Краевский. -М.: Пед. об-во России, 2001. 230 с.
- Коровин, В.М. Система профессионального становления офицеров в военных вузах: автореф. дис.. д-ра пед.наук.- Воронеж: ВГУ, 2002.-38с.
- Кудрявцев, Ю.М. Проектирование системы подготовки офицеров к воспитательной деятельности с трудными военнослужащими: автореф. дис.. д-ра пед.наук.- Казань: КГТУ, 2003.-38с.
- Кулюткин, Ю.Н. Психология обучения взрослых /Ю.Н. Кулюткин. М.: Просвещение, 1985. — 128с.
- Кузьмина, Н.В. Очерки психологии и труда учителя. Психологическая структура деятельности учителя и формирования его личностиЛ Н. В. Кузьмина. Л.: ЛГУ, 1967. — 183с.
- Кабанова-Меллер, E.H. Учебная деятельность / E.H. Кабанова-Меллер. -М.: Знание, 1981.-96с.
- Левитов, H.Д. Психология старшего школьника / Н. Д. Левитов. М., 1955, — 126с.
- Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание, личность /А.Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1975. — 328с.
- Литвиненко, C.B. Теория и практика военно-педагогической деятельности в наследии A.B. Суворова: автореф. дис.. д-ра пед. наук, — СПб.: СпбУ МВД России, 2001,-3 8с.
- Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии/ Б. Ф. Ломов. М.: Наука, 1984. — 444с.
- Лихачев, Б.Т. Педагогика: Курс лекций /Б.Т. Лихачев. М.: Прометей, 1995.- 589 с.
- Лопуха, А.Д. Социально-педагогические условия повышения эффективности системы воспитания патриотизма офицеров в высших военно-учебных заведениях: автореф. дис.. д-ра пед. наук, — Барнаул: БГПУ, 2002.-3 8с.
- Мамчур, A.M. Теоретическое и технологическое обеспечение гуманитаризации военного образования курсантов (слушателей) вузов: автореф. дис.. д-ра пед.наук.-Тольятти:ТГУ, 2002.-36с.
- Маслоу, А. Психология бытия / Пер. с англ. О. О. Чистякова. М.: Рефл-бук -Валкер, 1997.-304 с.
- Менчинская, H.A. Проблемы учения и развития / PI.А. Менчинская. В сб. Проблемы учения и умственного развития школьников. М., 1989. -67с.
- Миниханова С.А. Индивидуализация профессиональной подготовки социальных педагогов в вузе: автореф. дис.канд.пед.наук.- Нижний1. Новгород, 2005. 22с.
- Мижериков, В.А. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений / В. А. Мижериков, — М.: ТЦ Сфера, 2004.-448с.
- Мудрик, A.B. Социальная педагогика: Учебное пособие для студентовпед. вузов / Под ред. В. А. Сластенина. 3-е изд., испр. и доп. — М.: «Академия», 2002. -200с.
- Немов, P.C. Психология. В 2 кн. Кн. 1. Общие основы психологии/ P.C. Немов М.: Просвещение, 1994. — 576 с.
- Немов, P.C. Психология. В 2 кн. Кн. 2. Психология образования/ P.C. Немов М.: Просвещение, 1994. — 496 с.
- Никитина, JI.E. Социальная педагогика / Л. Е. Никитина Москва.: Академический проект, 2003.- 269с.
- Новикова, Л.И. Воспитание? Воспитание. Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем / Л. И. Новикова, В. А. Караковский. — М.: Пед. России, 2000. — 252 с.
- Ничипоренко, И.М. Организационно-педагогические условия оптимизации культурно-образовательного пространства: автореф. дис. .канд. пед. наук-СПб, 1999−18с.
- Нормативные правовые документы для педагогов-психологов образования /Сост. И. М. Каманов. Выпуск 1. -М., 2002.
- Овчарова, Р.В. Технологии практического психолога образования: Учебное пособие для студ. вузов и практических работников /Р.В. Овчарова.-М.: ТЦ «Сфера», 2000.-448с.
- Овчарова, Р.В. Справочник социального педагога /Р.В. Овчарова.-М.: ТЦ «Сфера», 2004.-480с.
- Ожегов, С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю.Шведовой/ С. И. Ожегов. М.: Русский язык, 1984. — 786 с.
- Онушкин, В.Г. Образование взрослых: междисциплинарный словарь терминологии / В. Г. Онушкин, Е. И. Огарев, — СПб.: РАО, 1995. 130 с.
- Орлов, А.Б. Психология личности и сущности человека: Парадигмы, проекции, практики: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся поспециальности «Психология» /А.Б. Орлов. М.: Академия, 2002. — 272 с.
- Основы военной психологии и педагогики: Учебное пособие для студентов пед. институтов по спец. № 2115 «Нач. воен. обучение и физ. воспитание» / A.B. Барабанщиков, В. П Давыдов, Н.Ф. Феденко- Под ред. A.B. Барабанщикова. -М.: Просвещение, 1988. 271с.
- Панкова, Т.А. Социально-педагогические основы конструирования воспитательных систем: Монография /Т.А. Панкова Оренбург: РИО ОГИМ, 2003.- 178 с.
- Панкова, Т.А. Воспитательные системы: основы конструирования. Учебно-методическое пособие/Т.А. Панкова, C.B. Сальцева — Оренбург: ОГПУ, 2004. — 203 с.
- Парыгин, Б.Д. Социальная психология: Учеб. пособие /Б.Д. Парыгин. СПб.: СПбГУП, 2003. — 616 с.
- Педагогика: Учебник для студентов педагогических колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 2002. — 608с.
- Паламарчук, В.Ф. Школа учит мыслить В.Ф. Паламарчук. М.: Просвещение, 1987. 208с.
- Перевалов, В.Ф. Интенсификация подготовки офицеров к руководству подчиненными/ В. Ф. Перевалов // Военная мысль. 1994. — № 3 — с.42−48
- Петрова, Н.П. Содержание и формы- социально-воспитательной работы в педагогическом университете: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — Ростов-на-Дону, 1999. —20 с.
- Петровский, A.B. Личность в психологии: парадигма субъектности / A.B. Петровский. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. — 509 с.
- Петровский, A.B. Личность. Деятельность. Коллектив / A.B. Петровский. М.: Политиздат.-1982.-255 с.
- Пидкасистый, П.И. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы / П. И. Пидкасистый, Л. М. Фридман, М. Г. Гарунов. -М.: Педагогическое общество России, 1999. -354 с.
- Платонов, К.К. Проблемы способностей / К. К. Платонов. М., 1972.
- Платонов, К.К. Структура развития личности / К. К. Платонов. —М.: Наука, 1986.-255с.
- Полянский, М.С. Теоретические основы психолого-педагогического сопровождения воинской деятельности: автореф. дис.. д-ра пед. наук,-СПб.:РГПУ, 2001.- 36с.
- Пряжников, Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения / Учебно-методическое пособие.- Москва-Воронеж, 2002.-392с.
- Психологический словарь / Редкол. В. В. Давыдов и др.- Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Педагогика-Пресс, 1999.- 440с.
- Психология и педагогика. Военная психология: учебник / под ред. А. Г. Маклакова. СПб.: Питер, 2004. — 464 с.
- Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов.-М.: Школа -Пресс, 1998.-512с.
- Практическая психология образования /Под ред. И. В. Дубровиной: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений.- М.: ТЦ «Сфера», 2000.-528с.
- Подласый, И. П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2-х кн. / И. П. Подласый. -М.: ВЛАДОС, 2000.-кн.1: Общие основы. Процесс обучения.-576с.
- Попова, В.И. Внеаудиторная деятельность студентов педвуза: Теория, опыт и перспективы /В.И. Попова. Оренбург: ОГПУ, 2003.-364с.
- Поташник, М.М. Управление качеством образования / М.М. Пагашник- М.: Новая школа, 2000,-354 с.
- Программно-целевое управление развития образования: опыт, проблемы, перспективы: Пособие для руководителей образовательных учреждений и территориальных образовательных систем / под ред.А. М. Моисеева. М.: Пед. об-во России, 1999. — 191 с.
- Поташник, М.М. Управление современной школой. В вопросах и ответах /М.М. Поташник, A.M. Моисеев. М.: Новая школа, 1997. — с. 144−158
- Проектирование системы методической работы в образовательных учреждениях: Методические рекомендации. Челябинск, 2001. — 42 с.
- Пряжников, Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения: Учебное пособие /Н.С.Пряжников, — Москва-Воронеж, 2002.-392с.
- Пушкин, В.Н. Эвристика наука о творческом мышлении / В. Н. Пушкин. — М.:Политиздат, 1976. — 271 с.
- Рассказов, Ф.Д. Теория и практика формирования морально-психологических качеств курсантов военного вуза: автореф. дис.. д-ра пед.наук.-Челябинск:ЧГУ, 2000.-38с.
- Реан, A.A. Социальная педагогическая психология: Учебное пособие для вузов. / А. А. Реан. СПб.: Питер, 2000. — 416 с.
- Репин, С.А. Реализация непрерывности педагогического образования /С.А.Репин, И. О. Котлярова, P.A. Циринг. Челябинск, 1999. — 204 с.
- Рогов, E.H. Настольная книга практического психолога в образовании / E.H. Рогов. М.: Владос, 1996. — 528 с.
- Редлих, С.М. Социально-профессиональная адаптация начинающих педагогов: Монография./ С. М. Редлих. — М.- Новокузнецк, 1999.- 106 с.
- Роджерс, Н. Творчество как усиление себя / Н. Роджерс // Вопросы психологии. 1990. — № 1. — С. 164−168.
- Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии в 2т.Т.1 / С. Л. Рубинштейн. М.: Педагогика, 1989.-488с.
- Руднева, Т. И. Формирование основ педагогического профессионализма у студентов университета: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. — М., 1996.
- Рындак, В.Г. Методологические основы образования (учебное пособие к спецкурсу) /В.Г. Рындак. Оренбург: Центр ОГАУ, 2000. — 192 с.
- Сальцева, C.B. Теория и практика профессионального самоопределения школьников в учреждениях дополнительного образования: Монография /C.B. Сальцева, Оренбург: ОГПУ, 1996. — 151 с.
- Сальцева, C.B. Интеграция воспитания и дополнительного образования: Муниципальная программа на 2000−2005гг. г. Гая /C.B.Сальцева .Оренбург-Гай, 2000.-48с.
- Сальцева, C.B. Социально-педагогическое исследование в учреждениях дополнительного образования: актуальность и реальность (от ФЭП РАО к НИЛ СОИН-РАО-РМАТ): методическое пособие/С.В. Сальцева. М., 2002- 37 с.
- Сальцева, C.B. Досуговая деятельность и профессиональное становление педагога: Учебное пособие /C.B. Сальцева, А. А. Ярцев.- Оренбург: ООИПКРО, 2004.-90с.
- Сальцева, C.B. Социально-педагогическая поддержка профессионального самоопределения студентов колледжа. / В. Н. Бевзюк, C.B. Сальцева, Оренбург, ООИПКРО, 2004. — 90 с.
- Сальцева, C.B. Концептуально-значимые характеристики социально-педагогической поддержки //Актуальные проблемы современного воспитания: целостный подход. Сб научных трудов/С.В. Сальцева. Волгоград: «Перемена», 2005 — С. 315−321
- Сацута, А.И. Гармонично развитая, общественно активная личность. Особенности ее-формирования: лекция / А. И. Сацута. М.: 1989 — 46с.
- Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. / Г. К. Селевко. М.: Народное образование, 1998. -255 с.
- Сериков, В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии: Монография /В.В. Сериков. Волгоград: «Перемена», 1994, — 152 с.
- Сериков, B.B. Образование и личность. Теория и практика проектирования образовательных систем /В.В. Сериков. М.: РЖ «Логос», 1999. -272 с.
- Сизанов, А.Н. Ваш психологический портрет/ А. Н. Сизанов. Минск: Полымя, 1998. — 575 с.
- Симонов, П.В. Темперамент. Характер. Личность / П. В. Симонов, П. М. Ершов. М., 1984. — 161 с.
- Сластенин, В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки /В.А. Сластенин-М.: Просвещение, 1976.-160 с.
- Сластенин, В.А. Педагогика: Инновационная деятельность / В. А. Сластенин, Л. С. Подымова. М.: Магистр, 1997. — 223 с.
- Слободчиков, В. И. Психология человека. М.: Школа-Пресс, 1995.384 с.
- Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. Прохоров A.M.- редкол.: Гусев A.A. и др. изд. 4-е — М., 1984. — 986 с.
- Социальная педагогика: теория и практика / Под ред. Л. В. Мардахаева. М., 2000. — 248 с.
- Социально-педагогические проблемы образования и воспитания: Программы научно-исследовательских лабораторий Социального института Оренбургского государственного педагогического университета. Науч. ред. С. В. Сальцева.- Оренбург: ОГПУ, 2002. 72 с.
- Социология молодежи: Учебник / Под. ред. проф. В. Т. Лисовского. СПб.: С-Петерб. ун-та, 1996. 460 с.
- Талызина, Н.Ф. Деятельностный подход к построению модели специалиста / Н. Ф. Талызина // Вестник высшей школы. 1986. — № 3. — С. 10−14.
- Терегулов, Ф.Ш. Образование новый взгляд: теория, технология, практика /Ф.Ш. Терегулов., В. Э. Штейнберг — Уфа, 1998. — 209 с.
- Терегулов, Ф.Ш. Формирующая биосоциальная педагогика / Ф. Ш. Терегулов Уфа, 1999.-386с.
- Терегулов, Ф.Ш. Теоретическая педагогика: Учебное пособие / Ф. Ш. Терегулов.-Уфа: Восточный университет, 2004.-332с.
- Третьяков, П.И. Регион: Управление образованием по результатам. Теория и практика. /П.И. Третьяков-М.: Новая школа, 2001. 880 с.
- Тренинг развития жизненных целей. Программа психологического содействия успешной адаптации / М. А. Алиева, Е. Г. Трошихина, Т. В. Гришанович и др / Под ред. Е. Г. Трошихиной.- СПб.: Речь, 2002. -216 с.
- Трапицын, С.Ю. Теоретические основы управления качеством образовательного процесса в военном вузе: автореф. дис.. д-ра пед.наук.-СПб.:РГПУ, 2000.-3 6с.
- Фатхутдинов, P.A. Инновационный менеджмент/ P.A. Фатхутдинов. -СПб.: Питер, 2002.-400с.:ил.- (Серия «Учебники для вузов).
- Фельдштейн, Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 368 с.
- Фельдштейн, Д.И. Психология развивающейся личности. М.- Воронеж, 1996. — 512 с.
- Хуторской, A.M. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированой парадигмы образования /А.М.Хуторской //Народное образование. 2003.-№ 3.- С.58−64.
- Червова, A.A. Теория и практика раннего профессионального самоопределения будущих офицеров /A.A. Червова, А. Н. Янюк. Нижний Новгород: ВГИПИ, 2001 — 111с.
- Черненко, К.Н. Формирование мотивации военно-профессиональной деятельности курсантов вузов инженерных войск: автореф. дис.. кандидата пед. наук. Нижний Новгород, 2005 — 21с.
- Шамова, Т.И. Внутришкольное управление: вопросы теории и практики /Т.И. Шамова. М.: Педагогика, 1991. — С. 12−120.
- Шиянов, E.H. Теоретические основы гуманизации педагогического образования: автореф. дис. доктора пед. наук. М.: МГПИ, 1991. — 33 с.
- Шацкий, С.Т. Избранные педагогические сочинения. В 2 т. / С. Т. Шацкий,-М., 1980.-380с.
- Штейнберг, В.Э. Крылья профессии. Введение в технологию проектирования образовательных систем и процессов. — Уфа: БИРО, 1999. -214 с.
- Щукина, Г. И. Роль деятельности в учебном процессе. М.: Просвещение, 1986.- 144 с.
- Экономика и социология труда в вопросах и ответах: Учебное пособие. М.: ИНФРА — М, 2001, — 199с.
- Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин. -М.: Педагогика, 1989. 554 с.
- Юдин, В.И. Развитие профессиональной компетентности учителя в процессе освоения вариативных педагогических технологий: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — СПб., 1996.
- Ясперс, К. Общая психология /К. Ясперс. М.: Практика, 1997. — 264 с.
- Яковлева, Н.М. Подготовка студентов к творческой воспитательной деятельности / Н. М. Яковлева. Челябинск.: ЧГПИ, 1991. — 128с.
- Яковлева, Н.М. Теория и практика подготовки будущего учителя к творческому решению воспитательных задач: автореф.дис.. д-ра пед. наук. Челябинск, 1992. — 403с.
- Army Times. 1986.-May, 12. n.o. 40.-438 p. 9. Proceedings. 1883. № 11. P. 74
- Knowition W. Military qualification StandartsW Military review. 1991. May. 31 — 47 p.
- Levin K. group decisions and social change. -In Reading in social psychology. Rewcomb and hartly (ads). N.Y.:Holt, Reinhart and Winston, 1987.
- Lumets H. Nauman W.Didaktik. В.: Volk und Wissen Volkseig. Verlag, 1982.-355 s.
- War. Morality and Military Profession, Edited by Col. Maiham M. Wakin. US AIR Force. London: Westview Press., Inc. Boulder, Colorado, 1986. -248p.
- Where was leader’s Warrion spirit during Persion Gulf War? // Army Times. 1991. June, 24. P. 191. ПРОТОКОЛ НАБЛЮДЕНИЯ1. Беседа9. 02. 1999 г. 61 взвод Павел Г.
- Цель наблюдения: эффективность процесса воспитания.
- Дневник личностных достижений будущего офицера С. фрагмент)
- Диагностика творческого профиля преподавателя, офицера
- Не понимает сущность педагогических проблем воспитания готовности к профессиональной деятельности. Понимает сущность педагогических проблем воспитания готовности к профессиональной деятельности.
- Не комбинирует стандартные решения. Комбинирует стандартные решения.
- Не результативен в практической педагогической деятельности по воспитанию готовности к профессиональной деятельности. Результативен в практической педагогической деятельности по воспитанию готовности к профессиональной деятельности.