Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Сравнительный анализ религиозных компонентов общественного сознания в средиземноморской культуре I-IV вв

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Изучение религиозных форм общественного сознания имеет богатую философскую и историческую традицию. Пожалуй, одна из первых попыток философского осмысления роли религиозных компонентов в сознании общества была предпринята еще в XVIII в. усилиями французских просветителей (Ф.М. А. Вольтера, Ш. Монтескье, Д. Дидро, Ж. Кондорсе и др.). Именно в их трудах на передний план был выведен… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. РЕЛИГИОЗНОЕ СОЗНАНИЕ КАК КОМПОНЕНТ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ
    • 1. Общественное сознание и его структурные компоненты
    • 2. Специфика категории «религиозное сознание» как социально-философского понятия
    • 3. Виды религиозного сознания: критерии ф типологизации и критерии сравнения
    • 4. Актуальность компаративистского исследования средиземноморской религиозности первых веков н.э. для анализа социальных проблем
  • ГЛАВА II. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ РЕЛИГИОЗНОГО СОЗНАНИЯ В СРЕДИЗЕМНОМОРСКОЙ КУЛЬТУРЕ I-IV ВВ
    • 1. Религиозное сознание древнегреческого язычества
    • 2. Религиозное сознание римского язычества
    • 3. Религиозно-философские учения поздней античности как особый тип религиозного сознания
    • 4. Религиозное сознание ближневосточного язычества
    • 5. Религиозное сознание иудаизма начала I тыс. н. э
    • 6. Религиозное сознание синкретических культов, сформировавшихся до начала I тыс. н.э. и в первые века н. э
    • 7. Религиозное сознание раннего христианства
  • ГЛАВА III. СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ РЕЛИГИОЗНОГО СОЗНАНИЯ В РАЗВИТИИ СРЕДИЗЕМНОМОРСКОЙ КУЛЬТУРЫ
    • 1. Особенности общественного сознания
  • Средиземноморья в 1−1V вв
    • 2. Религиозные компоненты общественного сознания в контексте социально-идеологического кризиса Римской империи
    • 3. Раннее христианство как модель духовной культуры Средиземноморья

Сравнительный анализ религиозных компонентов общественного сознания в средиземноморской культуре I-IV вв (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

ф Актуальность темы исследования.

Возрастание социальной роли религиозного сознания явилось одним из значительных следствий общественно-политических процессов, имевших место в последние десятилетия в пределах нынешнего постсоветского пространства. В результате, общество, где долгое время господствовала атеистическая идеология, довольно быстро оказалось под воздействием целого ряда религиозных сознаний, что было обеспечено, с одной стороны, возрождением традиционных конфессий многонационального социума, и, с Ф другой, закреплением в нем новых религиозных учений и культов. Все это не может не актуализировать проблематику, связанную с соотношением разных видов религиозного сознания и влиянием каждого из них на общественную жизнь.

Продуктивной основой для исследования обозначенной проблематики способно послужить понимание сходных социокультурных ситуаций, имевших место в прошлом. В качестве одной из них может быть рассмотрена ситуация в религиозной сфере средиземноморской культуры 1−1У вв., когда в условиях Римской империи имело место тесное сосуществование большого 0 количества вероучений, сект и культов, многие из которых претендовали на роль всеобщей религии, объединяющей поликультурное римское общество. Сравнение различных видов религиозного сознания позднеантичной эпохи представляется особо ценным в связи с тем, что известный ныне исход духовной борьбы того времени позволяет выявить определенные каузальные отношения между особенностями отдельных религиозных сознаний и их способностью оказывать то или иное влияние на общество. Такие данные могут служить опорой при прогнозировании социальных последствий современных религиозных процессов, которые также протекают в * многокультурной, полиэтничной среде.

Актуальность сравнительного анализа религиозных сознаний Средиземноморья может быть рассмотрена и в более широком контексте, нежели социокультурная обстановка постсоветского пространства. Сегодня в связи с процессами глобализации становится практически повсеместным явлением тесное соседство разных религий, среди которых не мало тех, которые, как это было в первых веках н.э., самоопределяются в качестве универсальных, всеобщих вероучений. Активизируется также религиозный синкретизм, бывший весьма типичным явлением в позднеантичную эпоху. Подобные процессы закономерно привлекают исследовательское внимание к религиозной сфере средиземноморской культуры 1−1У вв., весьма сходной по ряду параметров с современностью. Сопоставление и типологизация имевших место в ней религий позволяет сделать важные заключения относительно того, какой тип религиозного сознания наиболее соответствует условиям глобального сообщества, историческим прообразом которого выступал около двух тысячелетий назад римский социум периода империи.

С этой точки зрения, сравнительное исследование религиозных сознаний Средиземноморья способно вызывать интерес не только отечественных, но и мировых философских кругов, поскольку тема глобализации в разных ее аспектах повсеместно выходит сегодня на передний план актуальных научных дискуссий. С другой стороны, средиземноморская религиозность за последние две тысячи лет распространилась далеко за пределы своего региона, став, в лице мировых религий христианства и ислама, поистине глобальным явлением и послужив духовной основой не для одной цивилизации. Поэтому разноплановое ее изучение, выполненное, в том числе, и в компаративистском ключе, может способствовать более полному и глубокому осмыслению истоков и исторических перспектив всего современного мира.

Степень разработанности проблемы.

Изучение религиозных форм общественного сознания имеет богатую философскую и историческую традицию. Пожалуй, одна из первых попыток философского осмысления роли религиозных компонентов в сознании общества была предпринята еще в XVIII в. усилиями французских просветителей (Ф.М. А. Вольтера, Ш. Монтескье, Д. Дидро, Ж. Кондорсе и др.). Именно в их трудах на передний план был выведен социально-функциональный аспект религиозного сознания как фактора, направляющего и регулирующего общественную жизнь (отсюда знаменитый тезис: «Если бы бога не было, его следовало бы выдумать»). Критико-рационалистический импульс французского Просвещения был воспринят мыслителями немецкой классической философии, в частности, Г. В. Ф. Гегелем. Его заслугами в области социально-исторического познания религии являются выделение и систематизация различных форм религиозного сознания, а также определение их общественных функций (на примере «народной» и «позитивной» религии). Помимо этого, Г. В. Ф. Гегелю принадлежит опыт первой философской типологизации религий.

Начиная со второй пол. XIX в. социально-философское осмысление проблем религии получает развитие в связи с разработкой категории «общественное сознание» в рамках марксизма. Религиозное сознание как одна из форм сознания общественного рассматривается тут в качестве явления, не только определяемого общественным бытием, но и способного в свою очередь оказывать на него обратное воздействие. Большая роль в этом плане была сыграна Ф. Энгельсом, чьи труды, посвященные изучению раннего христианства, убедительно демонстрируют продуктивность исторического и социально-философского подходов к изучению религии. Они показывают, что религия может быть правильно понята только при учете того, чем она является для своей эпохи, для разных социальных слоев своего времени и какую роль она играет при переходе от одних социальных форм к другим.

Упомянутая методологическая традиция изучения христианства и других средиземноморских религий была с успехом продолжена такими авторами как К. Каутский, Ш. Эншлен, А. Робертсон, А. Донини. Названные исследователи рассматривали религиозные процессы Римской империи в контексте классовой борьбы, что явилось принципиально новым аспектом в исследованиях средиземноморской религиозности. Кроме того, марксистская ф методология изучения религиозного сознания была воспринята и успешно реализована в российской философии. Общественное сознание в целом и религия как одна из его форм изучались В. Ж. Келле, М. Я. Ковальзоном, Г. М. Гаком, А. К. Уледовым и другими исследователями. Особый подъем интереса к феномену религиозного сознания в российской философии приходится на конец 60-х — начало 70-х годов XX в. Именно в этот период появляется ряд фундаментальных работ, посвященных данной теме, основные положения и тезисы которых развивались и конкретизировались разными исследователями ^ на протяжении последующих лет. Среди них следует назвать труды, посвященные таким проблемам религиозного сознания, как его эволюция (Н.П. Андрианов, P.A. Лопаткин, В.В. Павлюк), структура (Ю.Ф. Борунков, Д. М. Угринович, Е. А. Карповский, К.И. Никонов), социально-психологические особенности (К.К. Платонов, М. А. Попова, М.Г. Писманик). Отдельное внимание уделялось методологическим принципам рассмотрения религиозного сознания, в частности, его соотношению с категорией общественного сознания (А.К. Уледов, А. И. Клибанов, Б.А. Лобовик).

• Стоит, однако, отметить, что с позиций марксистской методологии, U религия представлялась неким аномальным явлением общественной жизни.

Главным поэтому было отличить религиозное сознание от нерелигиозного, показать его сущностную — мировоззренческую — несостоятельность, ущербность, иллюзорность. В связи с этим религиозное сознание рассматривалось обобщенно и эссенциально, его видовая дифференциация, за ненадобностью, практически не принималась во внимание, а проблема отличия одного вида религиозного сознания от другого не ставилась как таковая. Тем не менее, такая дифференциация стала необходима с учетом того конфессионального разнообразия, которое имеет место сегодня в * полиэтничном постсоветском обществе. Данная ситуация ставит вопрос, насколько способен тот или иной вид религиозного сознания влиять на общественное развитие. А поиск ответа на него во многом предполагает использование сравнительного метода, который в отечественной науке пока не получил достаточного применения к религиозному сознанию.

Объект и предмет исследования.

Объектом настоящего исследования выступает общественное сознание. Предметом исследования является общественное сознание в средиземноморской культуре 1−1У вв., главным образом, его религиозные компоненты. Именно через анализ этих компонентов предстоит изучить механизм обратного воздействия общественного сознания на общественное бытие.

Цель и задачи исследования

.

Главная цель диссертации — посредством компаративного анализа религиозных компонентов общественного сознания в средиземноморской культуре 1−1У вв. определить роль и функции общественного сознания в социальном развитии.

Для достижения поставленной цели в ходе исследования необходимо было решить ряд задач:

— уточнить структуру и формы общественного сознания, а также его соотношение с социальными сферами, общественным бытием, духовной культурой и другими аспектами социальности;

— через соотношение категорий «общественное сознание» и «религиозное сознание» выявить диалектику отражения общего в частном, целого в части;

— выработать основные критерии определения религиозности и ее проявления в общественном сознании;

— произвести культурологическую типологизацию форм религиозно-общественного сознания, сложившихся в Средиземноморье в эпоху позднего эллинизмавыработать критерии компаративистского анализа различных форм общественного сознания и применить их к религиозному сознаниючерез религиозные компоненты общественного сознания выявить конкретный механизм обратного влияния общественного сознания на общественное бытиеконкретизировать роль христианства в формировании нового общественного сознания в первые века н.э.- путем реминисцентного анализа ранних форм христианского сознания выявить возможные идейные ориентиры для современного общества.

Теоретико-методологическую базу исследования составляют в основном принципы классической философии — объективности, диалектической всесторонности, историзма, системности, единства исторического и логического (в качестве генетического подхода и в качестве компаративно-исторического приема), конкретности истины, социально-исторической обусловленности человеческой деятельности и ее результатов, взаимодействия общественного бытия и общественного сознания. Широко применялись, кроме того, каузальный и структурно-функциональный приемы, типологический метод, а также апробированные сегодня формы культурологического и социально-психологического анализа, которые получили свое выражение в работах У. Джеймса, М. Вебера, П. Тиллиха. Использовался опыт исследования проблем религиозного сознания как в русской, так и иностранной литературе.

В основе диссертации лежит методологическая традиция рассмотрения религиозного сознания как одной из форм общественного сознания. Данный методологический подход получил разработку в исследованиях таких авторов, как В. Ж. Келле, М. Я. Ковальзон, Г. М. Гак, А. К. Уледов, Д. М. Угринович, Ю. Ф. Борунков, К. И. Никонов, Б. А. Лобовик и др. Кроме того, в настоящей работе активно использовался опыт социально-исторического изучения средиземноморских религий, содержащийся в трудах А. Б. Рановича, Р.Ю.

Виппера, Е. М. Штаерман, И. С. Свенцицкой и прочих авторов, стоящих на сходных методологических позициях.

Большое значение в качестве источника сведений о разных видах религиозного сознания Средиземноморья придается в работе текстам авторов позднеантичного периода (Лукиан, Апулей, Цельс, Плотин, Порфирий, Минуций Феликс, Тертуллиан, Ориген и др.) Помимо этого, в диссертации нашли активное применение данные, полученные в Х1Х-ХХ вв. в ходе исследований средиземноморской религиозности как зарубежными (Д.Ф. Штраус, Б. Бауэр, Э. Ренан, Ф. Энгельс, Г. Буассье, Ф. Кюмон, А. Древе, А. Гарнак, Дж. Фрэзер, М. Элиаде и др.), так и отечественными исследователями (Ф.Ф. Зелинский, М. Э. Поснов, Л. П. Карсавин, А. Ф. Лосев, С. С. Аверинцев, М. К. Трофимова, М. М. Кубланов, Г. С. Померанц и др.).

Полученные результаты исследования и их теоретическая новизна.

В диссертации впервые осуществлен компаративный анализ всего многообразия религиозных форм общественного сознания присущего средиземноморской культуре как важнейшей составляющей человеческого общества.

В ходе исследования получены следующие конкретные результаты, обладающие научной новизной:

— произведен критический анализ категорий «общественное сознание» и «религиозное сознание», выявлены неудовлетворительные стороны сложившихся к настоящему времени исследовательских подходов в этом направлении;

— в общественном сознании уточнены его собственно религиозные компоненты, а также в религиозном сознании выделены в систематической форме все те его сферы, которые отражают природу общественного;

— на примере соотношения религиозного и общесоциального аспектов общественного сознания конкретизирована диалектика общего и частного в социальном развитиипредложены объективно значимые в социальном и социально-психологическом отношении критерии сравнительного анализа различных форм сознания, а также обоснована теоретико-методологическая значимость компаративистского подхода к исследованию объектов духовной культуры;

— с помощью установленных компаративистских критериев осуществлен сравнительный анализ, с одной стороны, религиозных форм общественного сознания Средиземноморья между собой, а с другой, — религиозного сознания как такового с общественным сознаниемчерез анализ религиозных компонентов общественного сознания в контексте кризисных социальных процессов установлены некоторые детали механизма обратного воздействия общественного сознания на общественное бытие;

— конкретизирована роль христианской религиозности в идеологическом обеспечении развития западной культуры, в том числе в современной ее парадигме.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. В соответствии с диалектическим принципом отражения общего в частном структура религиозного сознания может быть установлена исходя из строения общественного сознания. В частности, в религиозном сознании могут быть выделены такие соответствующие структуре общественного сознания части, как религиозная психология и религиозная идеология. При этом религиозная психология может быть представлена как преимущественное сочетание конативных (мотивационно-волевых) и аффективных (эмоционально-чувственных) компонентов, а религиозная идеология — как преобладание компонентов когнитивных (догматико-теологических). В соответствии с упомянутыми типами структурных компонентов предлагается выделять критерии сравнения разных видов религиозного сознания. Искомые критерии могут быть объединены в три группы — когнитивных, конативных и аффективных критериев. Кроме того, в качестве отдельного критерия сравнения выступают особенности религиозной веры, свойственные тому или.

0 иному сознанию.

2. На примере социокультурной ситуации Средиземноморья I—IV вв. может быть установлен конкретный механизм обратного воздействия общественного сознания на общественное бытие. Данное воздействие в рассматриваемый период осуществлялось путем актуализации в общественном сознании представлений о сверхъестественной реальности. В этой иллюзорной реальности как раз и могли быть намечены новые социальные цели взамен целиком исчерпавших себя общественно-исторических ориентиров римского общества. Таким образом, именно изменения в общественном сознании обусловили в конечном итоге выход позднеантичного социума из кризиса и переход его к новым общественно-историческим формам.

3. Возможность того или иного средиземноморского религиозного сознания влиять на общественное бытие определялась тем, насколько его вероучение способствовало прежде всего социальной мобилизации и консолидации полиэтничного римского общества. Сравнительный анализ основных видов религиозного сознания Средиземноморья I—IV вв. позволяет выявить те их особенности, которые отвечали вышеупомянутым требованиям.

Оптимальное же соответствие социальным потребностям масс являло религиозное сознание раннего христианства, чем и объясняется исторический успех данной религии.

4. Способность христианства влиять на развитие римского общества была в значительной мере обеспечена такой чертой христианского вероучения, как его исключительная предрасположенность к сочетанию с теми компонентами общественного сознания, которые обладали наибольшей эффективностью с социально-функциональной точки зрения. В течение нескольких веков такая восприимчивость превратила раннее христианство в некую модель духовной культуры Средиземноморья 1−1У вв., в которой воплотились наиболее значимые стороны и векторы общественного сознания рассматриваемой эпохи.

Теоретическая и практическая значимость полученных результатов.

Положения и выводы диссертации могут быть использованы в практике преподавания ряда разделов курса социальной философии, а также таких общефилософских тем, как «Общественное бытие и общественное сознание», «Знание и вера», «Духовная сфера», «Идеология», «Проблема человека», «Культура», «Мир глобальных проблем». Специальный практический интерес представляют конкретные сведения о религиозности средиземноморского ^ региона, которые будут полезны специалистам в области философии, истории, социологии, культурологии, религиоведения, регионоведения.

Апробация работы.

По теме диссертационного исследования опубликованы 1−9 работ, в том числе монография «Религиозное сознание Средиземноморья 1−1У вв.» (в соавторстве).

Основные положения диссертации излагались на различных международных и республиканских конгрессах, конференциях и семинарах, ц проходивших в Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Бишкеке.

Структура и объем диссертации

.

Структура диссертации определяется логикой изложения и целью исследования и отражает последовательность решения поставленных задач. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы. Основное содержание изложено в главах 1−3, разбитых на 14 параграфов.

Список литературы

состоит из 290 наименований, из них 11 на иностранных языках (английском, немецком, французском).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное исследование на примере анализа социокультурной ситуации Средиземноморья 1−1У вв. показало, что зачастую именно характер и содержание общественного сознания выступают тем решающим фактором, который обеспечивает (особенно в условиях кризиса) переход социального развития на качественно новый уровень. Обращаясь к современности, это побуждает еще раз задуматься об исторических путях нынешнего общества, состояние которого все чаще оценивается как кризисное. И в связи с этим произведенный в настоящей работе анализ способен послужить в качестве некоторого указания на возможные подходы и методы для оптимизации общественного развития.

Осуществленная исследовательская работа позволяет сделать следующие выводы:

1. При социально-философском анализе религиозного сознания на передний план выдвигается его способность оказывать воздействие на социальные процессы. В данном случае религиозное сознание рассматривается в тесной связи с такими базовыми социально-философскими категориями как общественное бытие и общественное сознание. С последним религиозное сознание соотносится как видовое понятие с родовым. Таким образом, религиозное сознание является видом общественного, хотя в литературе широко распространена традиция называть его формой общественного сознания.

В социально-философском аспекте акцентируется относительная самостоятельность религиозного сознания, что делает возможным постановку вопроса об определенном обусловливающем воздействии данного сознания на общественное бытие. Такое воздействие может осуществляться как опосредованно, так и напрямую. Опосредованное воздействие имеет место при вхождении некоторых элементов религиозного сознания в состав культуры, носящей секулярный характер. Становясь ее частью, упомянутые элементы оказываются способными влиять на общество даже при полном исчезновении социальных предпосылок существования религии.

Что касается прямого воздействия религиозного сознания на общественное бытие, то оно становится возможным при выходе рассматриваемого сознания на центральное место в структуре общественного сознания. Этот процесс обусловлен динамичной природой последнего, при которой в разные периоды истории на передний план общественного сознания выходит какая-то определенная его форма. Становясь в центр общественного сознания, она задает его характер в конкретную эпоху, и, следовательно, обретает определенную способность воздействовать на развитие общества.

2. Возможный подход к выявлению критериев сравнения видов религиозного сознания основывается на структурных характеристиках последнего. Структура религиозного сознания может быть представлена в виде трех составляющих ее компонентов (когнитивного, конативного, аффективного) и религиозной веры, их объединяющей. При этом когнитивный компонент представляет собой совокупность присутствующих в религиозном сознании знаний о сверхъестественном, конативный (поведенческий) — содержит в себе мотивы и цели, связанные с этими знаниями, а аффективный — эмоции и чувства, испытываемые к сверхъестественному. В соответствии с данными компонентами выделяются три группы критериев сравнения видов религиозного сознания: когнитивная, конативная и аффективная.

3. Анализ социокультурной ситуации Средиземноморья 1−1У вв. позволяет позволяет вскрыть некоторые детали механизма обратного воздействия общественного сознания на общественное бытие. Отличительной особенностью римского социума первых веков н.э. являлся идеологический кризис, в основе которого лежала исчерпанность больших коллективных целей. Поиск же новых идеологических ориентиров, столь необходимых для консолидации римского общества, затруднялся объективной реализованностью потенций и перспектив Рима в объективном социально-историческом пространстве. В такой ситуации, на передний план в структуре общественного сознания империи вышло сознание религиозное. Данное сознание открыло возможность для обозначения столь необходимых социальных целей посредством перенесения их из объективного социального пространства в потустороннюю метаисторическую реальность. В конечном итоге, именно актуализация религиозных компонентов общественного сознания способствовала переходу позднеантичного общества к новой общественно-экономической формации.

4. В ситуации кризиса римского общественного сознания, когда на центральное место в его структуре выходят религиозные компоненты, задача выработки общей идеологической доктрины приобретала характер поиска общей религии. Сравнительный анализ различных видов религиозного сознания Средиземноморья, произведенный в этом аспекте, позволяет выявить те их особенности, которые в наибольшей мере способствовали преодолению социального кризиса.

В когнитивном плане наиболее актуальным с точки зрения социальной консолидации являлось, прежде всего, трансцендентно-эйдетическое понимание сверхъестественного, т. е. восприятие его в качестве надмирового умозрительного абстракта. Это изымало божество из какого бы то ни было конкретного социокультурного контекста, придавая ему поистине универсальный характер.

В конативном плане наиболее соответствующими духу эпохи оказывались религии, которые выдвигали для своих адептов конечные цели, достижение которых, во-первых, связывалось с некой потусторонней, метаисторической реальностью, и, во-вторых, было возможно только при участии всей религиозной общины, т. е. являлось делом коллективным.

В аффективном плане решающим для успеха той или иной религии фактором, являлась ее способность нейтрализовать преобладающие в массовом сознании отрицательные чувства.

При сопоставлении выделенных вероучительных элементов с различными религиозными сознаниями Средиземноморья обнаруживается, что наиболее полное их сочетание являет собой религиозное сознание раннего христианства. Это обстоятельство и обусловливает состоятельность христианского вероучения в качестве универсальной идеологии римского общества.

5. Раннее христианство как продукт социокультурных процессов позднеэллинистического Средиземноморья представляет собой некий синтез основных компонентов общественного сознания своей эпохи. Процесс воплощения в догматике христиан различных сторон средиземноморской культуры был настолько активен и всесторонен, что позволяет рассматривать раннее христианство как уникальную модель общественного сознания римского социума, модель, в которой отдельные течения раннего христианства помимо собственно христианского содержания воспроизводили еще и основные духовно-религиозные парадигмы Средиземноморья первых веков нашей эры. Данное обстоятельство придает анализу первоначального христианства исключительную ценность в плане изучения отдельных составляющих общественного сознания Средиземноморья 1−1У вв. В связи с этим, думается, детальное исследование раннехристианских течений способно послужить продуктивным средством для более полного познания процессов взаимодействия разных компонентов общественного сознания, что является перспективным направлением дальнейших научных изысканий.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С.С. Судьбы европейской культурной традиции в эпоху щ перехода от античности к Средневековью //Из истории культуры средних векови Возрождения. -М.: Наука, 1976. — С. 17−64.
  2. С. Христианство //Философская энциклопедия. В 5 т. Т.5. М.: Советская энциклопедия, 1970. — С.447−452.
  3. С. Язычество //Философская энциклопедия. В 5 т. Т.5. — М.: Советская энциклопедия, 1970. С.611−612.
  4. П.В. Социальная философия: Учебное пособие. — М.: ООО «ТК Велби», 2003.-256с.
  5. И.Д. Кумранская община. — М.: Наука, 1983. — 328с.
  6. Н.П. Эволюция религиозного сознания. — JL: Лениздат, 1975. — 171с.
  7. Н.П. и др. Особенности современного религиозного сознания. -^ М: Мысль, 1966. -171с.
  8. Апокрифы древних христиан: Исследование, тексты, комментарии. — М.: Мысль, 1989.-336с.
  9. Н.С. В поисках абсолютного бога (из истории религиозной мысли античного мира). М.: Рус. печатня, 1910. — 44с.
  10. Н.С. Плач по умирающем боге. К сравнительному изучению некоторых натуралистических культов древнего мира. М.: Тип. Имп. Моск. ун-та, 1912.-2., 34 с.
  11. Атеистический словарь /Под общ. ред. М. П. Новикова. — М.: Политиздат, 1983.-559с.
  12. А.Ю. Эволюция образа: от язычества к христианству //Вопросы философии. 1996. № 10. С. 71 -83.
  13. A.B. О структуре общественного сознания //Вестник ЛГУ. 1960. № 17. С.67−75.
  14. Э. Словарь индоевропейских социальных терминов /Пер. с франц. М.: Прогресс: Универс, 1995. — 456с.
  15. Библия. Книги Священного писания Ветхого и Нового Завета. Любое изд.
  16. Богораз-Тан В. Г. Христианство в свете этнографии. — М.-Л.: Гос. изд-во, 1928.- 161с.
  17. Бонч-Бруевич В. Д. Избранные атеистические произведения /Сост. К. Б. Сурикова. М.: Мысль, 1973. — 343с.
  18. И.А. Митраизм и христианство. К вопросу о происхождении христианства: Кагаров Е. Г. Религия умирающего и воскресающего бога. — Л.: Изд-во «Красная газета», 1929. 68, 29 с.
  19. Ю.Ф. О понятии «религиозная вера» //Вопросы научного ^ атеизма. Вып.11. Психология и религия. М.: Мысль, 1971. — С.43−57.
  20. Ю.Ф. Особенности религиозного сознания. — М.: Знание, 1972. -48с.
  21. Ю.Ф. Структура религиозного сознания. — М.: Знание, 1971. — 176с.
  22. А.А. Пространство возможностей: Введение в исследование реальности. — Бишкек: Илим, 1999. — 388с.
  23. Г. Общественное настроение времен римских цезарей /Пер. с франц. Петроград: Н. П. Карбасников, 1915. — 2., IV, 3−295 с.
  24. Г. Падение язычества. Исследование последней религиозной борьбы на Западе в 4-м веке /Пер. с франц. — М.: К. Т. Солдатенков, 1892. — XXII, 2., 584 с.
  25. Г. Собрание сочинений: В 10 т. /Пер. с франц. СПб.: Иванов и Лещинский, 1993.-Т. 1−2.
  26. Г. Римская религия от Августа до Антонинов /Пер. с франц. — М.: К. Т. Солдатенков, 1878. VII, 645, VIII с.
  27. М. Я и Ты //Бубер М. Два образа веры /Пер. с нем. М.: Республика, 1995. — С.15−92.
  28. С.Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. — М.: Республика, 1994. 415с.
  29. Т. Сакральное искусство Востока и Запада. Принципы и методы /Пер. с англ. — М.: Алетейя, 1999. — 216с.
  30. Л.И. Краткий религиозно-философский словарь. — М.: Истина и Жизнь, 2000. 256с.
  31. А.И. Вера в бога, ее происхождение и основания. Положительное решение вопроса в связи с историко-критическим изучением его в текущем столетии. М.: Унив. тип., 1891. — 2., IV, 466 с.
  32. А.И. Психология веры. (Религиозная вера как биогенетический принцип в психологии). — Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1899.-2., 84 с.
  33. А.И. Религиозное сознание язычества. Опыт философской истории естественных религий. Т.1. — М.: Унив. тип., 1902. -XII, 752 с.
  34. А.И. Религия и социология. Религия, как явление социальное. — М.: Типо-лит. т-ва В. Чичерин, 1900. 31с.
  35. А.И. Смысл язычества. — М.: Тип. Г. Лисснера и А. Гешеля, 1900.-2., 24 с.
  36. Р.Ю. Рим и раннее христианство. — М.: Изд-во АН СССР, 1954. -268с.
  37. Вольтер Ф.М. А. Бог и люди. Статьи, памфлеты, письма. В 2 т. /Пер. с франц. -М.: Изд-во АН СССР, 1961.-Т. 1−2.
  38. Вопросы истории религии и атеизма. Сб. статей. Т.2. — М.: Изд-во АН СССР, 1954.-455с.
  39. Вопросы научного атеизма. Вып. 1. М.: Мысль, 1966. — 472с.
  40. Вопросы научного атеизма. Вып.4. Победы научно-атеистического мировоззрения в СССР за 50 лет. М.: Мысль, 1967. — 472с.
  41. Вопросы научного атеизма. Вып.И. Психология и религия. М.: Мысль, 1971.-344с.
  42. Всемирная энциклопедия: Религия /Гл. ред. М. В. Адамчик. Минск: ^ Современный литератор, 2003. — 832с.
  43. Гак Г. М. Избранные философские труды. М.: Мысль, 1981. — 380с.
  44. Гак Г. М. Учение об общественном сознании в свете теории познания. — М.: Изд-во ВПШ и АОН, 1960. 200с.
  45. А. История догматов //Раннее христианство. В 2 т. Т.2 /Пер. с нем. — М.: ООО «Издательство ACT" — Харьков: Фолио, 2001. С.87−508.
  46. А. Сущность христианства //Раннее христианство. В 2 т. Т.1 /Пер. с нем. -М.: ООО «Издательство ACT" — Харьков: Фолио, 2001. -С.9−180.
  47. А. Церковь и государство вплоть до установления государственной церкви //Раннее христианство. В 2 т. Т.1 /Пер. с нем. — М.: ООО «Издательство ACT" — Харьков: Фолио, 2001. С.307−352.
  48. Гегель. Философия религии. В 2 т. /Общ. ред. А. В. Гулыги. Пер. с нем. Т. 1.-М.: Мысль, 1976.-532с.
  49. Гегель. Философия религии. В 2 т. /Общ. ред. А. В. Гулыги. Пер. с нем. Т.2.- М.: Мысль, 1977. 573с.
  50. Т.Б. О каббале и хасидизме //Критика иудейской религии. М.: Наука, 1964. — С.353−380.
  51. ЧУ. Тайные общества всех веков и всех стран. В 2 ч. /Пер. с англ. -М.: РАН, 1993.-Ч.1−2.
  52. Н.И. У истоков христианской церкви. М.: Наука, 1967. — 144с.
  53. Гомер. Илиада /Пер. с древнегреч. М.: Худож. лит., 1986. — 328с.
  54. Гомер. Одиссея /Пер. с древнегреч. М.: Худож. лит., 1986. — 270с.
  55. .А. Массовое сознание: Опыт определения и проблемы исследования. -М.: Политиздат, 1987. 368с.
  56. JI.H. Конец и вновь начало /Сост. А. И. Куркчи. — М.: Институт ДИ-ДИК, 1997.-544с.
  57. Ч' 59. Гусев Д. В. Ересь Антитринитариев 3-го века. — Казань: Университетскаятипография, 1872.-251, II с.
  58. Да услышат меня земля и небо: Из ведийской поэзии /Сост. Т. Елизаренковой. Пер. с ведийск. М.: Худож. лит., 1984. — 270с.
  59. У. Многообразие религиозного опыта /Пер. с англ. — М.: Наука, 1993.-432с.
  60. Ди Трачи Р. Мистерии Исиды /Пер. с англ. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. -416с.
  61. Д. Избранные атеистические произведения /Пер. с франц. М.: Изд-во АН СССР, 1956. — 478с.
  62. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов /Пер. с древнегреч. М.: Мысль, 1986. — 571с.
  63. Э. фон Древнейшие христианские общины. Культурно-исторические картины //Раннее христианство. В 2 т. Т.1 /Пер. с нем. М.: ООО «Издательство ACT" — Харьков: Фолио, 2001. — С.353−650.
  64. А. У истоков христианства (от зарождения до Юстиниана) /Пер. с итал. М.: Политиздат, 1989. — 365с.
  65. А. Миф о Христе /Пер. с нем. М.: Атеист, 1926. — X, 129 с.
  66. А. Происхождение христианства из гностицизма /Пер. с нем. М.:
  67. Акц. изд-ское о-во «Безбожник», 1930. — XVIII, 366 2. с.
  68. А. Абсолютная Родина. М.: Арктогея-центр, 1999. — 752с.
  69. А. Метафизика Благой Вести //Абсолютная Родина. — М.: Арктогея-центр, 1999. — С.207−574.
  70. А. Философия традиционализма. М.: Арктогея-центр, 2002. — 624с.
  71. М.М. Община терапевтов. (Из истории ессейского общественно-религиозного движения I в. н.э.). М.: Наука, 1972. — 144с.
  72. А.П. Религия в Древней Греции //История религии. В 2 т. Т.1. Учебник /В.В. Винокуров, А. П. Забияко, З. Г. Лапина и др.- Под общей ред. И. Н. Яблокова. -М.: Высшая школа, 2002. С. 144−171.
  73. А.П. Религия в Древнем Риме //История религии. В 2 т. Т.1. Учебник /В.В. Винокуров, А. П. Забияко, З. Г. Лапина и др.- Под общей ред. И. Н. Яблокова. М.: Высшая школа, 2002. — С.172−204.
  74. А.П. Сравнительное религиоведение: проблемы и перспективы //Вестник МГУ. Сер.7. Философия. 1991. № 2. С.35−42.
  75. С. «Христы» мифологические и истинный Христос //Странник. 1912. Октябрь.
  76. Ф.Ф. Древне-греческая религия. Общий очерк. — Петроград: Огни, 1918.- 136с.
  77. Ф.Ф. Религия эллинизма. Петроград: ACADEMIA, 1922. — 136с.
  78. Ф.Ф. Соперники христианства: Статьи по истории античных религий. СПб.: Алетейя, 1995. — 408с.
  79. Ф. Ф. Характер античной религии в сравнении с христианством //Русская мысль. 1908. Февраль.
  80. Ч' 81. Зелинский Ф. Ф. Христианство и Римская империя //Христианство.
  81. Энциклопедический словарь. В Зт. Т.З. — М.: Науч. изд-во «Большая Российская энциклопедия», 1995. С.405−431.
  82. И.И. Гносеологическая ценность религиозного сознания //Современность: философские и правовые проблемы /Материалы III республиканской научно-теоретической конференции (30 ноября 1999 г.). — Бишкек: Изд-во HAH KP, 1999. С.258−265.
  83. И.И. Рационалистические ереси в истории христианства. — Бишкек: РАЙТЕХ, 2003. 374с.
  84. И.И. Религиозная философия: Учеб. пособие: (Программа и научно-методические материалы для студ. вузов по спец. «Религиоведение» и «Теология»). Бишкек: КРСУ, 2001. — 80с.
  85. P.A. Ересь как религиозный феномен: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. СПб.: Нестор, 1999. — 18с. (На правах рукописи).
  86. Иванцов-Платонов A.M. Ереси и расколы первых трех веков христианства. 4.1. -М.: Унив. тип., 1877. 2., 351 с.
  87. Иосиф Флавий. Иудейская война /Пер. с греч. — Минск: Беларусь, 1991. -511с.
  88. История религии. В 2 т. Т.1. Учебник /В.В. Винокуров, А. П. Забияко, З. Г. Лапина и др.- Под общей ред. И. Н. Яблокова. М.: Высшая школа, 2002. -463с.
  89. История религии. В 2 т. Т.2. Учебник /В.В. Винокуров, А. П. Забияко, З.Г. ^ Лапина и др.- Под общей ред. И. Н. Яблокова. М.: Высшая школа, 2002.639с.
  90. М.К. Мнимая зависимость библейского вероучения от религии Зороастра. Казань: Типо-лит. Ун-та, 1897. — VIII, 408, VIII с.
  91. Г. Гностицизм /Пер. с англ. СПб.: Лань, 1998. — 386с.
  92. А.П. Происхождение христианства и его сущность. М.: Высшая школа, 1962.-80с.
  93. А.П. От Христа к Константину. М.: Знание, 1965. — 303с.
  94. И.П. Церковно-народный месяцеслов. М.: ACT, 1997.
  95. А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде //Сумерки богов. М.: Политиздат, 1989. — С.222−318.
  96. Дж. Разгадка происхождения христианства. Светская версия /Пер. с англ. М.: Республика, 2002. — 431с.
  97. Е.А. Социальные функции и структура религиозного сознания •Ч' //Проблемы исследования религиозного сознания. Горький, 1973. — С.3−10.
  98. Карсавин Л. И Глубины сатанинские (Офиты и Василид) //Феникс. Сб.1. -М., 1922. — С.95−113.
  99. К. Происхождение христианства /Пер. с нем. — М.: Политиздат, 1990.-463с.
  100. В.Ж., Ковалъзон М. Я. Формы общественного сознания. — М.: Госполитиздат, 1959. 269с.
  101. С.Г. Буддизм и христианство. Сравнение легендарной истории и учения Будды с евангельской историей и учением нашего господа И. Христа /Пер. с англ. Киев: Тип. Г. Т. Корчак-Новицкого, 1893. — 2., VI, 258, II с.
  102. Ф.Х. От мифа к логосу (Становление греческой философии). М.: Мысль, 1972.-312с.
  103. Ю.А. Философия религии: Систематический очерк. — М.: Издательский дом «Nota Bene», 1998. — 424с.
  104. А.И. О методологии изучения религиозного сознания //Вопросы научного атеизма. Вып.11. Психология и религия. — М.: Мысль, 1971. — С.82−112.
  105. С.И. Основные вопросы происхождения христианства /Сост. М. М. Кубланова. -M.-JL: Наука Ленинградское отделение., 1964. — 258с.
  106. В. А. Буддизм в сравнении с христианством. В 2 т. -Петроград: Тип. М. Меркушева, 1916. Т. 1−2.
  107. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. — М.: Политиздат, 1984.-335с.
  108. . А. Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума /Пер. с франц. М.: Соцэкгиз, 1936. — 264с.
  109. Кон-Шербок Д., Кон-Шербок Л. Иудаизм и христианство. Словарь /Пер. с англ. М.: Гендальф, 1995. — 279с.
  110. Критика иудейской религии Сборник статей. /Сост. и ред. М. С. Беленького. — М.: Наука, 1964. 475с.
  111. И.А. Социальные и гносеологические корни религии //Наука и религия (Сборник стенограмм лекций, прочитанных на Всесоюзном совещании-семинаре по научно-атеистическим вопросам). — М., 1957. — С.28−49.
  112. A.B. Иудаизм //История религии. В 2 т. Т.1. Учебник /В.В. Винокуров, А. П. Забияко, З. Г. Лапина и др.- Под общей ред. И. Н. Яблокова. — М.: Высшая школа, 2002. С.446−462.
  113. М.М. Возникновение христианства. Эпоха. Идеи. Искания. М.: Наука, 1974.-216с.
  114. В.В. Лекции по истории религии и свободомыслия. — Минск: НТООО «ТетраСистемс», 1997. -256с.
  115. JI.A. Религия как форма общественного сознания. Учебное пособие. М., 1960. — 47с.
  116. Культура древнего Рима /Отв. ред. Голубцова Е. С. В 2 т. — М.: Наука, 1985. -Т. 1−2.
  117. Кун H.A. Предшественники христианства. (Восточные культы в Римской империи). — М.: Мир, 1922. 161с.
  118. А. Догмат и ересь в христианском предании //Вопросы философии. 1994. № 9. С. 104−131.
  119. П. Л. Загадка Иисуса/Пер. с франц. Казань: Атеист, 1930. — 100с.
  120. Ф. Восточные религии в римском язычестве /Пер. с франц. — СПб.: Издательская группа «Евразия», 2002. — 352с.
  121. Ф. Мистерии Митры /Пер. с франц. — СПб.: Издательская группа «Евразия», 2000. 320с.
  122. Лекции по истории религии. Учебное пособие. — СПб.: Лань, 1997. — 269с.
  123. Я.А. Изучение советскими учеными раннего христианства //Вопросы научного атеизма. Вып.4. Победы научно-атеистического мировоззрения в СССР за 50 лет. М.: Мысль, 1971. — С.267−286.
  124. Я.А. Происхождение христианства. М.: Изд-во АН СССР, 1960. — 270с.
  125. Г. М. Очерки историографии Библии и раннего христианства. — Минск: Вышэйшая школа, 1970. 408с.
  126. Г. М. Происхождение христианства в свете рукописей Мертвого моря. Минск: Вышэйшая школа, 1967. — 319с.
  127. .А. Религиозное сознание и его особенности. — Киев: Наукова думка, 1986.-247с.
  128. А. Ф. Мифология греков и римлян /Сост. А. А. Тахо-Годи. — М.: Мысль, 1996.-975с.
  129. Ъ. Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура /Сост. Ю. А. Ростовцева. — М.: Политиздат, 1991. 525с.
  130. А.Ф. Эллинистически-римская эстетика 1-Н вв. н.э. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. -416с.
  131. Й. Пути богов: К типологии религий, предшествовавших христианству /Пер. с венг. — М.: Политиздат, 1984. 248с.
  132. Лукиан. Избранное /Пер. с древнегреч. М.: Худож. лит., 1987. — 624с.
  133. Г. Г. Формирование средневековой философии: Латинская патристика. — М.: Мысль, 1979. 431с.
  134. М. Религии человечества /Пер. с фр. М.-СПб.: Рудомино, Университетская книга, 1997. — 600с.
  135. Марк Аврелий. Наедине с собой. Размышления. Ростов-на-Дону: Ростовское книжное изд-во, 1991. — 176с.
  136. К., Энгельс Ф. Сочинения. В 30 тт.
  137. Э. Иисус из Назарета /Пер. с нем. Петроград: Наука и школа, 1922.-56с.
  138. П.А. Древнее языческое учение о странствованиях и переселениях душ и следы его в первые века христианства. — Казань, Тип. Унта, 1873.-360, III с.
  139. Л.Н. Мистицизм как историко-культурный феномен //Вопросы научного атеизма: Вып.38. М.: Мысль, 1989. — С.3−50.
  140. М.А. Основной вопрос философии //Новейший философский словарь. Минск: Изд. В. М. Скакун, 1999. — С.497.
  141. Ш. Л. Избранные произведения. — М.: Госполитиздат, 1955. — 800с.
  142. М.Д. Новозаветная песнь любви сравнительно с «Пиром» Платона и «Песнью песней». Свято-Троицкая Сергиева Лавра: Собственная тип., 1903.-2., 92 с.
  143. М.Д. Философия Филона Александрийского в отношении к учению Иоанна Богослова о логосе. — М.: Университетск. тип. (М. Катков), 1885.-6., VI, 179 с.
  144. Мутье-Руссэ Э. Существовал ли Иисус Христос? /Пер. с франц. М.: Атеист, 1929. — 86, 2. с.
  145. Ф.М. Введение в науку о религии: Четыре лекции, прочитанные в Лондонском Королевском институте в феврале-марте 1870 года /Пер. с англ. — М.: Книжный дом «Университет»: Высшая школа, 2002. — 264с.
  146. Народы и религии мира: Энциклопедия /Гл. ред. В. А. Тишков, Редкол.: О. Ю. Артемова, С. А. Арутюнов, А. Н. Кожановский и др. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1999. — 928с.
  147. Наука и религия (Сборник стенограмм лекций, прочитанных на Всесоюзном совещании-семинаре по научно-атеистическим вопросам). — М., 1957. -431с.
  148. А. Бог Иисус. Происхождение и состав евангелий /Пер. с польск. Пб.: Гос. издат, 1920. — 4., XVI, 288 с.
  149. А. Философия жизни Иисуса (Об основной ошибке исторической школы) /Пер. с польск. — М.: Атеист, 1923. — 128с.
  150. Г. Я. Проблема сознания в марксистской социологии. — М.: Мысль, 1971.-279с.
  151. Н.М. Избранные произведения по истории религии /Сост. В. Ф. Миловидова. — М.: Мысль, 1974. — 269с.
  152. Н.М. Мировой и социальный переворот по воззрениям раннего христианства. — М.: Мир, 1922. 80с.
  153. K.M. К вопросу об уровнях религиозного сознания //Вопросы научного атеизма. Вып.11. Психология и религия. — М.: Мысль, 1971. — С.236−249.
  154. K.M., Тажуризина З. А. Западное христианство в древности (I-V вв.) //История религии. В 2 т. Т.2. Учебник /В.В. Винокуров, А. П. Забияко, З. Г. Лапина и др.- Под общей ред. И. Н. Яблокова. — М.: Высшая школа, 2002. — С.266−269.
  155. K.M., Тажуризина З. А. Манихейство //История религии. В 2 т. Т.1. Учебник /В.В. Винокуров, А. П. Забияко, З. Г. Лапина и др.- Под общей ред. И. Н. Яблокова. М.: Высшая школа, 2002. — С.369−379.
  156. Новейший философский словарь. — Минск: Изд. В. М. Скакун, 1999. — 896с.
  157. Новозаветные апокрифы /Сост. С. Ершова. СПб.: Амфора, 2001. — 423с.
  158. В.П. Античная философия и происхождение христианства. — Минск: Наука и техника, 1986. 182с.
  159. В.П. Истоки христианства: Культурно-исторический генезис. — Минск: Навука i тэхшка, 1991. — 278с.
  160. Ориген. О началах. — Самара: Ра, 1993. 318с.
  161. H., Джонс П. История языческой Европы /Пер. с англ. — СПб.: Издательская группа «Евразия», 2000. — 448с.
  162. М.Г. Особенности сознания верующего. — М.: Знание, 1973. -43с.
  163. К.К. Психология религии. Факты и мысли. М.: Политиздат, 1967.-239с.
  164. Ю.К. О природе социальной формы движения. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1971. 247с.
  165. Платон. Собрание сочинений. В 4 т. /Общ. ред. А. Ф. Лосева, В. Ф. Асмуса, A.A. Тахо-Годи. Пер. с древнегреч. -М.: Мысль, 1993−1994. Т. 1−4.
  166. Плотин. Космогония /Пер. с англ. М.: REFL-book- Киев: Ваклер, 1995. — 304с.
  167. П.Позднякова H.A. Место науки в системе мировоззрения //Культура древнего Рима. В 2 т. Т.1. М.: Наука, 1985. — С.248−299.
  168. Г. Встречи с Бубером //Знание сила. 1995. № 1. — С.89−93.
  169. Г., Миркина 3. Великие религии мира. — М.: ПЕР СЭ- СПб.: Университетская книга, 2001. — 280с.
  170. И.В. Элементы греко-римской культуры в истории древнего христианства. М.: Типо-лит. т-ва И. Н. Кушнерев и Ко, 1909. — 40с.
  171. М.А. О психологии религии. М.: Знание, 1969. — 32с.
  172. Порфирий. Жизнь Плотина //Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. -М.: Мысль, 1986. С.416−426.
  173. М.Э. Главнейшие философско-этические и религиозные течения в век Рождества Христова //Труды Киевской Духовной Академии. 1910. № 12. — С.555−583.
  174. М.Э. Гностицизм II века и победа Христианской Церкви над ним. — Киев: Тип. акц. о-ва «Петр Барский в Киеве», 1917. 6., LVI, 825, [3] с.
  175. М.Э. Иудейство (К характеристике внутренней жизни еврейского народа в после-пленное время). Киев: Тип. И. И. Горбунова, 1906. — 2., II, [2], 267, [2] с.
  176. Ч. Критический словарь психоанализа /Пер. с англ. СПб.: Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 1995. — XXVIII, 288 с.
  177. Раннехристианские апологеты II—IV вв.еков: Переводы и исследования. — М.: Ладомир, 2000. 189с.
  178. А. Иудейская религия. М.: ГАИЗ, 1934. — 30с.
  179. А.Б. О раннем христианстве /Ред. Я. А. Ленцмана. — М.: Изд-во АН СССР, 1959.-524с.
  180. А. Очерк истории древнееврейской религии — М.: ГАИЗ, 1937. — 400с.
  181. А.Б. Очерк истории раннехристианской церкви. М.: ГАИЗ, 1941. — 260с.
  182. А.Б. Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства. М.: Политиздат, 1990. — 497с.
  183. А.Б. Эллинизм и его историческая роль. — М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1950.-383с.
  184. И.Н. Язычество народов Европы. — Харьков: Торсинг, 2002. — 144с.
  185. . Религия в Риме при Северах /Пер. с франц. — М.: Книжное дело, 1898.-X, 320 с.
  186. Религиоведение: Учебное пособие и Учебный словарь-минимум по религиоведению. -М.: Гардарика, 2000. 536с.
  187. Религия и свободомыслие в культурно-историческом процессе: Межвуз. сб. СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 1991. — 185с.
  188. Э. Жизнь Иисуса. Апостолы /Пер. с франц. М.: Советскийs писатель, 1991 (Репринтное воспроизведение изд). — 608с.
  189. Э. Марк Аврелий и конец античного мира /Пер. с франц. — М.:
  190. ТЕРРА, 1991 (Репринтное воспроизведение изд). -347, 2. с.
  191. Э. Рим и христианство //Раннее христианство. В 2 т. Т.2 /Пер. с франц. М.: ООО «Издательство ACT" — Харьков: Фолио, 2001. — С.9−86.
  192. Э. Христианская церковь: Царствование Адриана и Антонина Благочестивого, 117−161 гг. /Пер. с франц. М.: ТЕРРА, 1991 (Репринтное воспроизведение изд). — 303с.
  193. Рижский М. К Библейские пророки и библейские пророчества. М.: Политиздат, 1987.-366с.
  194. А. Происхождение христианства /Пер. с англ. — М.: Изд. иностр. лит., 1959. 323с. ч 198. Робертсон Дж. Евангельские мифы /Пер. с нем. М.: Атеист, 1923. — 2., 1. XIV, 226 с.
  195. Дж. Первоначальное христианство /Пер. с англ. — М.: Атеист, 1930.-162, 1. с.
  196. B.C. Умирающий бог. Происхождение христианского культа страдающего, умирающего и воскресающего бога Иисуса. — Харьков: Пролетарий, 1925. 232с.
  197. В.Я. Философские основания истолкования Священного Писания у Оригена //Вопросы философии. 1998. № 6. С.120−132.
  198. КС. Раннее христианство: страницы истории. — М.: Политиздат, 1989.-336с.
  199. КС. Тайные писания первых христиан. — М.: Политиздат, 1980.-198с.
  200. Г. Т. Жизнь двенадцати цезарей /Пер. с лат. М.: Худож. лит., 1990.-254с.
  201. A.B. Мессианские ожидания и верования иудеев около времен Иисуса Христа. (От маккавейских войн до разрушения Иерусалима римлянами). — Казань: Типо-лит. Ун-та, 1899. — 2., IV, 522 с.
  202. В.В. Средневековая философия: Учеб. пособие для филос. фак. и отделений ун-тов. М.: Высшая школа, 1979. — 448с.
  203. Э.В. О некоторых элементах и структуре общественного сознания //Философские науки. 1967. № 1. С.44−52.
  204. В. Гностицизм //Христианство. Энциклопедический словарь в Зт. Т.1.-М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. С.415−418.
  205. Социально-философские аспекты критики религии /Редкол.: Я. Я. Кожурин (отв. ред.) и др. Л.: Государственный музей истории религии и атеизма, 1986. -155с.
  206. Сочинения древних христианских апологетов /Пер. с древнегреч., лат., древнегруз., древнеарм. и древнесир. — СПб.: Фонд «Благовест», Издательство
  207. Алетейя», 1999. 945с. Репринтное воспроизведение издания 1895 г., с дополнениями.
  208. Е.В. Пути авраамизма: к общечеловеческому сквозь национальное //Общечеловеческое и национальное в философии. Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 10-летию КРСУ. Бишкек: Изд-во КРСУ, 2003. — С.227−235.
  209. Е.В. Теология как путь к рационализации религиозного сознания //Современная логика: проблемы теории, истории и применения в науке. Материалы VII Общероссийской конференции. 20−22 июня 2002 г. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2002. С.395−398.
  210. Е.В. Типы религиозного сознания и критерии их сравнения //Религиоведение. 2002. № 2. С.78−83.
  211. Е.В. Христианство как фактор общественного сознания: анализ в историческом ракурсе //Современность: философские и правовые проблемы. В 2ч. 4.2. Бишкек: Изд-во HAH KP, 2000. — C. l87−193.
  212. Е.В. Элементы рационализма в религиозном сознании //Вестник КРСУ. 2002. Т.2. № 3. С.61−66.
  213. Е.В., Иванова И. И. Религиозное сознание Средиземноморья I—IV вв.. Бишкек: Premier LTD, 2003. — 242с.
  214. Сумерки богов/Сост. и общ. ред. A.A. Яковлева. — М.: Политиздат, 1989. — 398с.
  215. Д.А. Синкретические религии и секты. Словарь-справочник. — М.: INTRADA, 2001. 159с.
  216. Д.А. Христианские ереси и секты I—XXI вв.еков. Словарь. М.: Intrada, 2003.-320с.
  217. И.Р. История и идеология Кумранской общины: По материалам рукописей Мертвого моря. — СПб.: Центр «Петербург. Востоковедение», 1994.— 366 1. с.
  218. Тацит Корнелий. Сочинения. В 2 т. /Пер. с лат. Л.: Наука, Ленингр. отд-е, 1969.-Т. 1−2.
  219. Тертуллиан. Избранные сочинения /Пер. с лат. — М.: Издательская группа «Прогресс», «Культура», 1994. — 448с.
  220. Ю.В. Религии мира. Учебно-справочное пособие. -М., 1996. — 336с.
  221. С.А. Религия в истории народов мира. — М.: Политиздат, 1986. — 576с.
  222. М.К. Историко-философские вопросы гностицизма. — М.: Наука, 1979.-216с.
  223. С.Н. Учение о логосе в его истории. М.: ООО «Издательство ACT" — Харьков: Фолио, 2001. — 656с.
  224. А. Культура и религия /Пер. с румын. М.: Политиздат, 1975. — 127с.
  225. Д.М. Введение в религиоведение. М.: Мысль, 1985. — 270с. •233. Угринович Д. М. Искусство и религия: (Теоретический очерк). — М.: Политиздат, 1982.-288с.
  226. Д.М. О специфике и структуре религиозного сознания //Вопросы научного атеизма. Вып.1. -М.: Мысль, 1966. -С.36−67.
  227. Д.М. Психология религии. — М.: Политиздат, 1986. — 350, 2. с.
  228. А.К. Общественная психология и идеология. — М.: Мысль, 1985. — 268с.
  229. А.К. Структура общественного сознания. Теоретико-социологическое исследование. -М.: Мысль, 1968. — 324с.
  230. Л. Лекции о сущности религии //Фейербах Л. Избранные произведения. Т. II. — М.: Госполитиздат, 1955.
  231. Философская энциклопедия. В 5 т. Т.1 /Гл. ред. Ф. В. Константинов. — М.: Советская энциклопедия, 1960. 504с.
  232. Философская энциклопедия. В 5 т. Т.2 /Гл. ред. Ф. В. Константинов. — М.: Советская энциклопедия, 1962. 576с.
  233. Философская энциклопедия. В 5 т. Т. З /Гл. ред. Ф. В. Константинов. М.: Советская энциклопедия, 1964. — 584с.
  234. Философская энциклопедия. В 5 т. Т.4 /Гл. ред. Ф. В. Константинов. — М.: Советская энциклопедия, 1967. 592с.
  235. Философская энциклопедия. В 5 т. Т.5 /Гл. ред. Ф. В. Константинов. — М.: Советская энциклопедия, 1970. — 740с.
  236. Философский энциклопедический словарь /Гл. редакция: Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов. М.: Сов. Энциклопедия, 1983. -840с.
  237. В. Человек в поисках смысла /Пер. с англ. и нем. М.: Прогресс, 1990.-368с.
  238. Г. Культура //Философская энциклопедия. В 5 т. Т.З. — М.: Советская энциклопедия, 1964. — С. 118−121.
  239. Ю.П. К истории возникновения христианства в Египте //Вопросы истории религии и атеизма. Сб. статей. Т.2. М.: Изд-во АН СССР, 1954. — С. 351−394.
  240. Дж. Дж. Золотая ветвь: Исследование магии и религии /Пер. с англ. — М.: Политиздат, 1980. — 831с.
  241. Дж. Дж. Фольклор в Ветхом завете /Пер. с англ. М.: Политиздат, 1989.-542с.
  242. A.JI. Из истории раннего христианства в Египте. На материале коптской библиотеки из Наг-Хаммади. М.: Присцельс, 1997. — 374с.
  243. Хрисанф Ретивцев В. А. Современное иудейство и отношение его к христианству. СПб.: Тип. Деп. уделов, 1867. — 83с.
  244. Хрисанф Ретивцев B.A.J Ветхозаветное учение о боге сравнительно с воззрениями на божество в древних языческих религиях. Из приготовляемого к печати 3-го тома соч. «Религии древнего мира в их отношении к христианству». СПб., 1876. — 82с.
  245. Хрисанф Ретивцев В. А. Религии древнего мира в их отношении к христианству. Историческое исследование. В Зт. — СПб.: Тип. духовного журн. «Странник», 1873−1878.
  246. Христианство. Энциклопедический словарь. В Зт. Т.1. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. 863с.
  247. Христианство. Энциклопедический словарь. В Зт. Т.2. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1995. — 671с.
  248. Христианство. Энциклопедический словарь. В Зт. Т.З. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1995. — 783с.
  249. С., Датта Д. Индийская философия /Пер. с англ. — М.: Селена, 1994.-416с.
  250. А.П. Искусство Европы I—IV вв.еков: Европейские провинции Древнего Рима. М.: Искусство, 1970. — 280с.
  251. МД. Религиозное сознание и духовная деятельность. М.: Московский общественный научный фонд: ООО «Издательский центр научных и учебных программ», 2000. — 284с.
  252. Ю.А. Опыт христианско-иудейского взаимодействия //Вопросы философии. 1992. № 5. — С.54−60.
  253. Е.М. От гражданина к подданному //Культура древнего Рима /Отв. ред. Голубцова Е. С. В 2 т. Т.1. -М.: Наука, 1985. -С.22−105.
  254. Е.М. От религии общины к мировой религии //Культура древнего Рима /Отв. ред. Голубцова Е. С. В 2 т. Т. 1. М.: Наука, 1985. — С. 106 209.
  255. Р. Мистерии древности и христианство /Пер. с нем. — М.: Духовное Знание: СП «Интербук», 1990. 125с.
  256. ДФ. Жизнь Иисуса /Пер. с нем. М.: Республика, 1992. — 527, 1. с.
  257. ДФ. Старая и новая вера /Пер. с нем. СПб, 1907. — 260, IV с.
  258. М. Аспекты мифа / Пер. с франц. М.: Академический Проект, 2000.-222с.
  259. М. Избранные сочинения. Очерки сравнительного религиоведения /Пер. с англ. М.: Ладомир, 1999. — 488с.
  260. M., Кулиано И. Словарь религий, обрядов и верований /Пер. с франц. -М.: Рудомино, СПб.: Университетская книга, 1997. — 414с.
  261. Ф. Бруно Бауэр и первоначальное христианство //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.19. С.306−314.
  262. Ф. К истории первоначального христианства //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.22. С.465−492.
  263. Энциклопедия мистицизма: /Под ред. Дядькова Н. (отв. редактор), Котова Ф., Кусицкого П., Щепкиной А. СПб.: Издательство «Литера». Издательство «ВИАН», 1997.-480с.
  264. Ш. Происхождение религии /Пер. с франц. — М.: Изд-во иностр. лит., 1954.-XXIV, 294 с.
  265. А. Религия Иисуса и начала христианства до Никейского собора //Раннее христианство. В 2 т. Т.1 /Пер. с нем. — М.: ООО «Издательство ACT" — Харьков: Фолио, 2001. С. 181 -304.
  266. Яблоков И. Н Введение в общее религиоведение: Учебник. М.: Книжный дом «Университет», 2001. — 576с.
  267. И.Н. Религия: сущность и явления. — М.: Знание, 1982. 64с.
  268. Е.Г. Искусство и мировые религии. М.: Высшая школа, 1977. — 224с.
  269. Е.А., Бурдина А. И. Общественное сознание и его структура //Философские науки. 1972. № 2. С. 135−145.
  270. Е.М. Как родятся, живут и умирают боги и богини. — М.: Советская Россия, 1959.— 230с.
  271. Drijvers H.J. W. Bardeisan of Edessa and the Hermetica. The Aramaic Philosopher and Philosophy of His Time //Jaahbericht «Ex Oriente Lux», 21, 1970. — P.190−210.
  272. Ellwood R.S. jr. Mysticism and religion. Englewood cliffs (N.J.): Prentice Hall, 1980.-XIII, 194p.
  273. Festugiere A.M.J. Les moines d’Orient. T.l. Culture ou saintete. Introduction au monachisme oriental. P.: Les editions du Cerf, 1961.
  274. Grant R.M. Gnosticism and Early Christianity. -N. Y., 1959.
  275. Jonas H. The Gnostic Religion. 2 Ed. Revised. — Boston: Beacon Press, 1972.
  276. Khosroyev A.L. Die Bibliotek von Nag Hammadi. Einige Probleme des Christentums in Aegypten waehrend der ersten Jahrhunderte Muenster: Oros Verl., 1994.
  277. Puech H.Ch. Gnostic Gospels and Related Documents //Hennecke E. New Testament Apocrypha /Ed. by W. Schneemelcher. Vol. — Philadelphia: The Westminster Press, 1963. — P.231−362.
  278. Reiizenstein R., Schaeder H.H. Studien zum antiken Synkretismus. Leipzig: Teubner, 1926.
  279. Shenke H.-M. The Phenomenon and Significance of Gnostic Sethianism //Rediscovery. 1981. № 2. -P.588−616.
  280. Some Hellenistic Elements in Primitive Christianity. L., 1944.
  281. Zaehner R.C. Mysticism, sacred and profane. — N.Y.: Schocken books, 1961. -VIII, 204 p.
Заполнить форму текущей работой