Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Социальная интеграция молодежи в сферу трудовой деятельности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Соответствие жизненных ориентаций личности и средств их обеспечения достигается как за счет ее собственных ресурсов, так и при помощи привлеченных ресурсов, предоставляемых другими людьми, организациями, институтами. В связи с этим, мы провели исследование потребности выпускников вузов в профориентационной поддержке ее профессиональной карьеры. Низкая потребность в профориентаци-онных услугах… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Проблемы социально-профессиональной адаптации молодежи в современных условиях
    • 1. 1. Свободная интеграция в сферу труда как высший уровень адаптированности
    • 1. 2. Роль институтов социализации в формировании адаптационного потенциала молодежи
  • Глава II. Социальные проблемы реализации профессионального потенциала молодежи
    • 2. 1. Типология поведенческих стратегий молодежи в сфере трудовой деятельности
    • 2. 2. Социальные проблемы реализации профессионального потенциала выпускников вузов

Социальная интеграция молодежи в сферу трудовой деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В условиях государственного регулирования социального и экономического поведения социального субъекта интеграция человека в сферу труда ранее не рассматривалась как фундаментальная социальная проблема, так как государственная нормативная система фиксировала определенность социально-экономической сферы и не допускала широкой вариативности индивидуального поведения в сфере трудовых отношений. Система нормативной регламентации как практической, так и духовной жизни человека создавала условия, в которых подавляющее большинство населения предпочитало придерживаться конформной стратегии поведения. Данная социальная стратегия и базирующиеся на ней частные стратегии поведения, потеряв внешнюю поддержку в виде соответствующих уравнительных патерналистских институтов, в настоящее время не обеспечивают необходимого уровня социальной адаптивности и профессиональной конкурентоспособности. Наряду с радикальными изменениями условий осуществления профессиональной деятельности это определяет проблемный характер интеграции человека в сферу труда.

Проблему интеграции молодежи в сферу трудовой деятельности необходимо рассматривать в контексте радикальных преобразований общественного развития, происходящих в России. В оценке социальных перемен возможно определение этих изменений в качестве социокультурной модернизации, одним из аспектов которой является изменение взаимоотношений человека и общества, когда он перестает быть объектом воздействия со стороны социальных институтов и становится субъектом социальных процессов. Переход от положения объекта управления к позиции самоопределяющегося субъекта, структурирование прежнего исполнителя в социализированную личность актуализируют появление новых субкультур и форм поведения, что проявляется в индивидуализации жизненных стратегий, сокращении регламентации действий индивидов, ограничений и барьеров, накладываемых социальной системой на деятельность человека по достижению жизненных целей, удовлетворению потребностей, расширению каналов социально-профессиональной мобильности в новой социокультурной и профессиональной среде.

В сфере занятости происходят структурные изменения, появляются новые формы трудовой реализации. Неструктурированность социально-профессионального пространства, нелинейная динамика сферы профессиональной деятельности, негарантированный характер занятости определяют необходимость принципиально новых стратегий формирования и реализации профессионального потенциала молодежи. Вместе с тем, невысокая социальная и индивидуальная компетентность, недостаточность индивидуальных ресурсов становятся основными препятствиями на пути освоения молодежью новых способов поведения в сфере труда. Актуальным оказывается поиск эффективных комплексных адаптирующих мероприятий, направленных на обеспечение первичной и вторичной интеграции молодежи в сферу труда. Необходимость формирования поведенческих установок и ценностных ориентаций, отражающих новые социальные и экономические реалии, актуализирует реализацию новых технологий социально-психологической поддержки и сопровождения профессиональной карьеры молодежи как в системе профессионального обучения, так и в системе профессиональной ориентации. Социальная поддержка и стимулирование процесса формирования активных жизненных стратегий молодежи средствами социального обучения и консультирования не только обеспечивают процесс профессиональной адаптации, но и осуществляют широкую социализацию индивида, регуляцию его социального и профессионального поведения.

Актуальность диссертационного исследования определяется необходимостью анализа социальных факторов, способствующих формированию адаптационного потенциала российской молодежи, адаптирующей функции социальных институтов, потребностью осмысления новых типичных стратегий поведения молодежи в сфере трудовой деятельности, механизмов их формирования и реализации.

Работы отечественных и зарубежных ученых, посвященные анализу проблем включения молодежи в сферу трудовой деятельности, довольно многочисленны. В центре внимания ученых оказались проблемы социализации и профессиональной адаптации, выбора жизненного и профессионального пути, образа и стиля жизни, культуры жизни личности, ее самореализации и жизнетворчества. Положение молодежи на рынке труда, ее статус в современных экономических условиях анализируются в работах Я. У. Астафьева, Э. С. Гареева, Ю. Н. Дорожина, Т. И. Заславской, И. К. Золотовой, Л. В. Константиновой, Б. А. Ручкина, О. А. Раковской, В. И. Чупрова, В. Н. Шубкина. Особый интерес для нас представляет концепция жизненных планов в связи с проблемой включения молодежи в социальную структуру, рассмотренная в работах С. И. Барзилова, И. С. Болотина, Е. И. Головахи, А. В. Заикиной, И. С. Кона, А. Н. Комозина, А. А. Матулениса, М. Н. Руткевича, Л. Я. Рубиной, Д. В. Петрова, Н.С.Пряж-никова, М. Х. Титмы, Э. А. Саар, Г. А. Чередниченко, Л. С. Яковлева.

Исследованию процесса социализации молодежи, профессиональной адаптации посвящены работы В. Г. Бушуровой, М. А. Дмитриевой, А. И. Ковалевой, П. С. Кузнецова, А. Л. Мацкевича, В. Г. Немировского, А. Л. Робинде, А. В. Мудрика, В. Б. Якубовского, а также Э. Дюркгейма, М. Ве-бера, Т. Парсонса, П. Сорокина, Т. Лукмана, Р. Мертона, Д. Рисмена, Н. Смелзера, А. Шюца, Э.Фромма.

Социальные аспекты занятости и современные подходы к профессиональной ориентации нашли отражение в работах В. С. Боровика, С. Н. Быковой, С. И. Дановского, Ю. М. Забродина, В. Т. Кривошеева, К.Г.Кя-зимова, А. В. Никифоровой, С. Рикка, М. С. Савиной, Ф. Р. Филиппова, ВЛ.Чепляева. Мотивационная сфера сознания молодежи и ценностные ориентации анализируются А. И. Гавриковым, С. Н. Иконниковой, Т. В. Ковалевой, С. Г. Климовой, В. Т. Лисовским А.И.Шендриком, М. Ф. Чернышом. В целях осмысления процессов трансформации социокультурных ценностей нами анализируются работы А. В. Андреенковой, Б. З. Докторова,.

A.М.Гендина, А. Г. Кузнецова, Н. И. Лапина, А. А. Ручка, М. А. Шабановой.

Анализу особенностей социального поведения в аспекте адаптационных процессов посвящены работы Л. А. Гордона, Н. И. Лапина, Л. Г. Ионина, В. О. Рукавишникова. Проблемы формирования и презентации жизненных стратегий личности рассматриваются в работах К.А.Абульхановой-Славской, В. С. Магуна, В. В. Семеновой, Н. Ф. Наумовой, О. Н. Ежова, П. С. Кузнецова, Т. Е. Резника, Ю. М. Резника, С. Г. Кпимовой.

Интересующие нас вопросы по социологии семьи, социологии образования и духовной сферы освещаются в работах В. Н. Архангельского, Т. А. Гурко, Ю. Григорьевой, Г. Е. Зборовского, Н. И. Ловцовой, Н. Э. Касаткиной, К. Манхейма, Т. Э. Петровой, А. А. Понукалина, Е. Р. Смирновой,.

B.Г.Харчевой, Э. В. Чекановой, В. Н. Ярской.

Ориентиры в определении принципов формирования социальной компетентности детерминировали работы Н. А. Аминова, Н. Ю. Григорьевой, А. П. Корнилова, Ю. Меля, М. Х. Титмы, ВЛ. Чепляева, В. Н. Ярской.

Особое направление для нашего анализа задают работы, в которых обсуждается близкая к исследованию тематика — вопросы формирования профессиональной карьеры в аспекте концепции жизненных траекторий (Ж.П.Альмодовар).

В целом зарубежная и отечественная литература по проблемам, затронутым в диссертации, способствует комплексному исследованию процессов социализации молодежи, ее интеграции в новое социокультурное пространство, адаптации на рынке труда. Вместе с тем, в отечественной научной литературе до сих пор не нашли четкого решения вопросы типологии поведенческих стратегий молодежи в сфере трудовой деятельности в период перехода к рыночным отношениям, механизмов их формирования и реализации, методов и средств социального консультирования личности по вопросам профессиональной самореализации и формирования профессиональной карьеры. В работах, посвященных изучению проблемы интеграции, в основном делается акцент на изучение адаптивной функции, которую реализует сам субъект социальных процессов, в то время как интерес к изучению роли социальных институтов в осуществлении адаптирующих функций, регулировании профессионального поведения пока не соответствует значению этих функций в социальной интеграции. Восполнение определенного пробела в отечественной социологии молодежи и составляет актуальность данного диссертационного исследования.

Целью предлагаемого диссертационного исследования является социологический анализ проблем интеграции молодежи в сферу трудовой деятельности в новых социокультурных условиях, процессов формирования и реализации новых поведенческих стратегий, проф-ориентационного сопровождения профессиональной карьеры.

При реализации указанных целей мы ставили и решали следующие задачи:

— анализ и обобщение отечественных и зарубежных подходов к социально-профессиональной адаптации молодежи;

— исследование процессов формирования адаптивного потенциала молодежи в институтах социализации: в семье, системе образования, профессиональной ориентации;

— разработка типологии поведенческих стратегий молодежи в сфере труда и анализ процессов их формирования и реализации;

— разработка программы и инструментария прикладного социологического исследования «Анализ адаптивного потенциала и поведенческих стратегий выпускника вуза» ;

— обоснование необходимости социальной компетентности как основы формирования активных поведенческих стратегий в сфере трудовой деятельности.

Объектом исследования выступает молодежь на этапе рыночных реформ.

Предметом исследования являются процессы социальной интеграции молодежи в сферу труда и занятости.

Эмпирической базой исследования являются данные, полученные по результатам социологического исследования, осуществленного нами. Исследование проводилось в 1997 году и включало два этапа. На первом этапе (осень 1997 г.) выборка составила 97 студентов четырех вузов г. Саратова. На втором этапе были опрошены 93 респондента на «Дне Карьеры», организованным AIESC, ассоциацией студентов и молодых специалистов, занимающихся экономикой и управлением. Опрашивались студенты 5-го курса, возраст респондентов 21−22 года. В исследовании приняли участие 59,4% девушек и 40,6% юношей.

Методологическая основа диссертации в качестве теоретической и методологической основы исследования нами привлекались работы отечественных и зарубежных ученых, разрабатывающих проблемы социализации, социального поведения и социального характера, социальной адаптации, социологии труда и занятости, профессиональной ориентации, теории социальной работы. Мы опирались на работы Э. Дюркгейма, М. Вебера, к анализу адаптационных процессов привлекались труды П. Бергера, Т. Лукмана, Р. Мертона, Т. Парсонса, а также разработки отечественных ученых Ф. Б. Березиной, Л.А.Г ордона, М. А. Дмитриевой, А. Л. Робинде, А. И. Ковалевой, Е. Н. Сметанина, В. Л. Чепляева, К. А. Феофанова, М. А. Шабановой. Анализ проблемы формирования адаптационного потенциала молодежи в институтах социализации осуществлялся нами с привлечением идей Т. А. Гурко, Г. Е. Зборовского, Н. И. Ловцовой, К. Манхейма, А. И. Пригожина.

Проблема регуляции социального поведения личности рассматривалась нами на основе концепции аномии Р. Мертона, Т. Парсонса, Р. Дубина, теории дезорганизации Ч. Кули, У. Томаса, Ф. Знанецкого, а также опираясь на идеи диспозиционной теории личности В. А. Ядова, концепции целенаправленного поведения личности Э. М. Коржевой, Н. Ф. Наумовой.

Научная новизна исследования заключается в следующих позициях:

— разработана новая типология поведенческих стратегий молодежи в современных социокультурных условиях;

— разработаны и апробированы оригинальная программа и инструментарий социологического прикладного исследования, включающие методику неоконченных предложений;

— получена новая социологическая информация о поведенческих стратегиях и аттитюдах выпускников вузов на этапе перехода от учебной деятельности к трудовой;

— по-новому обоснована необходимость развития социальной и индивидуальной компетентности как основы формирования активных поведенческих стратегий в сфере трудовой деятельности;

— проанализирована необходимость профориентационного сопровождения профессиональной карьеры молодежи.

Научно-практическая значимость работы заключается в дальнейшем углублении теоретических разделов отечественной социологии, социологии молодежи, социологии образования, социологии занятости, теории социальной работы. Полученные результаты анализа молодежных стратегий в сфере труда в период социальных перемен могут быть учтены при принятии решений в социальной, экономической и культурной сферах с целью смягчения возможных негативных эффектов социализации молодых людей, а также реализации социальной поддержки, социальной защиты, социальной реабилитации, повышения конкурентоспособности молодежи средствами социальных технологий, социального обучения и социального консультирования. Теоретические и прикладные разделы диссертации могут войти в содержательную часть образовательных программ по подготовке социологов, социальных работников, специалистов по работе с молодежью, психологов, профконсультантов и педагогов.

Заключение

.

Особенностью сегодняшнего российского общества является переход от узкого типа культурной социализации к широкому, предполагающему плюрализм, вариативность, личностную независимость. Основными факторами, определяющими интеграцию молодежи в социокультурное пространство и, в частности, в сферу трудовой деятельности являются индивидуализация жизненного пути и повышение степени субъектности человеческой деятельности. Индивидуализация означает, что люди освобождаются от предопределяющих их жизнь условий, что жизненный путь в большей степени зависит от личных решений и в меньшей мере — от внешних детерминант.

Расширение индивидуальной вариативности социального поведения на фоне снижения социализирующих функций социальной системы предопределяет возникновение дезадаптационных состояний. Дезадаптив-ный характер взаимодействия индивида со сферой труда определяется тремя группами факторов: социокультурной модернизацией, затрагивающей всю систему социальных отношенийспецифическим кризисом сферы труда, отражающим становление рыночных отношенийкризисами личности, связанными с редукцией или разрушением привычной жизненной модели. В этих условиях основой социальной и профессиональной самореализации молодого человека становится адаптированность к новой социальной среде. Выделяются три уровня адаптивности: подчиненность, приспособленность, включенность.

В аспекте развития инвайроментальной системы личность — социальная среда именно включенность как высший уровень адаптивности представляет наиболее значимую экзистенциальную и социальную ценность и является основой свободной интеграции в сферу труда. В механизмах и результатах современных адаптационных процессов преобладают два уровня — подчиненность и приспособленность. Проблему содействия свободной социальной интеграции в сферу труда необходимо рассматривать как в аспекте формирования адаптивного потенциала молодежи, так и усиления адаптирующих функций социальных институтов.

Учитывая влияние семьи на процесс профессиональной адаптации молодого человека и существенные изменения в выполнении ею социализирующих функций, необходима помощь в осуществлении социализирующей, адаптирующей и регулирующей функции семьи со стороны других социальных институтов. Образование как социальный институт не соответствует пока современным требованиям обеспечения образовательно-профессионального ресурса с обязательным сопровождением социально-психологических средств и их эффективной реализацией. Это проявляется прежде всего в ограничении возможностей, предоставляемых различными типами образования для социального продвижения молодежи. Приоритет обучения, дающего только сумму знаний над социальным научением, дающим понимание и социальную компетентность, приводит к формированию типа личности, не обладающего выраженными субъектными характеристиками. Можно определить две актуальные социально-психологические задачи общего образования как института социализации: усвоение нормативного поведения молодым человеком и социокультурная поддержка индивидуальности.

Низкая адаптивность системы профессионального образования определяется не только отсутствием учета тенденций рынка труда, но и сохранением традиционной целефункциональной направленности. Современная стратегия в формировании и рациональном использовании профессионального потенциала молодежи связана с формированием комплексной профессиональной подготовки, которая должна быть многоуровневой. Идеология обновления концепции профессионального образования включает понятие о профессионализме как о трех компетенциях субъекта профессиональной деятельности: специальная компетенция, социальная компетенция, индивидуальная компетенция. Сообразно с этим, современная профессиональная подготовка должна осуществляться на специальном, социально-профессиональном и индивидуально-профессиональном уровнях. Социальная функция образования должна реализовываться в специальных программах помощи, сопровождения и поддержки профессиональной карьеры, в особых формах образовательных услуг.

Акцентируя внимание на процессе формирования адаптационного потенциала молодежи как определяющего фактора в процессе профессионального самоопределения, необходимо отметить, что не менее сложной представляется проблема его реализации, которая состоит в разрешении противоречия между потенциалом и возможностями его реализации в современных условиях. В России решение этой проблемы в настоящее время актуализирует как реформирование системы профессионального образования, так и формирование специального социального института — социально-профессиональной ориентации и адаптации. Основной задачей этого института становится содействие формированию жизненных моделей, включающих трудовую деятельность в качестве основного элемента, поведенческих установок и ценностных ори-ентаций, отражающих новые социальные и экономические реалии. Социально-профессиональное консультирование должно способствовать формированию у молодежи новых стратегий поведения на рынке труда, новых образцов успешной профессиональной карьеры. Для обеспечения процессов профессионального ориентирования научно-методическими разработками необходимо проведение мониторинговых исследований, позволяющих определить, какие стратегии социального поведения реализуют те или иные социально-демографические группы молодежи на современном рынке труда, провести как теоретический, так и эмпирический анализ факторов, детерминирующих формирование новых стратегий социального поведения.

На основе теоретического анализа и вторичной обработки данных социологических и психологических исследований предлагается типология поведенческих стратегий молодежи на рынке труда. Основными факторами, влияющими на процесс формирования поведенческих стратегий молодежи на рынке труда, являются: ориентация индивида на традиционную или современную ценностно-нормативную систему, оценка субъектом происходящих социальных преобразований (одобрение, поддержка, противодействие или неопределенность его ориентации), уровень адаптивности субъекта к новым правилам экономического поведения. Возможно выделение пяти типологических групп поведенческих стратегий молодежи: пассивные — рефлексивно-запаздывающая, умеренно-приспособительная и активные — карьерная, инструментальная, криминальная. Представители приведенных типологических групп, формируют принципиально разные по своей личностной и социальной функции стратегии адаптивного поведения, реализуют профессиональный потенциал, решают проблемы занятости.

По результатам эмпирического исследования поведенческих стратегий выпускников вузов в настоящее время выделяются два типа поведенческих стратегий: пассивная, умеренно-приспособительная и активная, позитивно-инструментальная стратегии. Приверженцы первой стратегии по-прежнему намерены делегировать решение проблемы своей занятости государствуосновная помощь, которую они ожидают при решении вопроса занятости, — это создание новых рабочих мест, предоставление льгот молодежи. Основной проблемой для них является обеспечение высокого материального уровня, образование рассматривается как инструмент для обеспечения профессиональной карьеры. Свобода не является для них жизненной необходимостью, можно поступиться ею ради поддержки со стороны государства. Из предоставляющихся возможностей наибольшее значение имеют возможности в сфере потребления и досуга. Те, кто реализует второй тип стратегии — полагают свободу жизненной необходимостью, считая материальное благосостояние необходимым компонентом успеха, главной проблемой своей жизни называют невозможность самореализации, образование служит им как средство реализации этой проблемы. Молодые люди этой группы считают, что для достижения успеха в жизни нужно рисковать, однако, моральные принципы не дают им использовать любые средства для достижения жизненного успеха. Возможности реализации своего профессионального потенциала молодые люди расценивают не высоко. На это указывают и низкая оценка качества полученного образования, и невысокий уровень информированности о перспективах своей трудовой деятельности, крайне низкая уверенность в трудоустройстве по полученной профессии.

Соответствие жизненных ориентаций личности и средств их обеспечения достигается как за счет ее собственных ресурсов, так и при помощи привлеченных ресурсов, предоставляемых другими людьми, организациями, институтами. В связи с этим, мы провели исследование потребности выпускников вузов в профориентационной поддержке ее профессиональной карьеры. Низкая потребность в профориентаци-онных услугах объясняется недостатком информации о возможностях системы профориентации в решении проблем молодых людей. Рассматривая профориентацию как систему корректирующего воздействия не только на профессиональные, но и на социальные ориентации молодого человека, в качестве потребителя профориентационных услуг необходимо рассматривать не только человека, но и социальные институты. При таком подходе возможно обеспечение подхода к управлению профессиональной карьерой молодежи, представленного в программе занятости в качестве принципа долговременного планирования карьеры. Руководители различных рангов, занимающихся молодежными социальными программами, склонны относиться к профессиональному самоопределению молодежи не как к проблеме согласования частных и общественных интересов, а как к простому перераспределению рабочей силы. Разработка социальных программ, ориентированных на поддержку активных опережающих стратегий поведения, организация системы социального консультирования, способствующей формированию целостной системы жизненного ориентирования, осознанию и идентификации его жизненных смыслов, ценностей и задач в различных сферах деятельности, является способом усиления адаптационного потенциала молодежи, способствует его эффективной реализации.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Типология активности личности в социальной психологии // Психология личности и образ жизни. М., 1987. С. 10−14.
  2. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. 302 с.
  3. Абульханова-Славская К. А. Социальное мышление личности: проблемы и стратегии исследования // Психол. журн. 1994. Т. 14. №. С. 39−51.
  4. Е.П., Араканцева Т. А. Проблема юношеского самоопределения в практике школьной психологической службы // Введение в практическую социальную психологию. М., 1994. С. 141−143.
  5. В.Г. Место ценностных ориентаций в построении типологии личности // Социол. исслед. 1980. № 1. С. 40−43.
  6. .П. Рассказ о жизни и индивидуальная траектория // Вопр. социологии. 1992. Т. 1. № 2. С. 11−19.
  7. Американская социологическая мысль: Тексты / Под ред. В. И. Добренькова. М.: Изд-во МГУ, 1994. 496 с.
  8. .Г. Психологическая структура человека как субъекта. Л., 1967.
  9. В.Н., Кумачева О. В. Личность. Семья. Общество: взаимодействие в современных условиях // Семья в России. 1994. № 1.
  10. Я.У. Социальные факторы трудового самоопределения молодежи. М., 1992. С. 38−76.
  11. Л.Ф. Семья в социуме: стратегия жизнедеятельности // Семья в России. 1994. № 1.
  12. П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания / Пер. с англ. М.: Academia-Центр: Медиум, 1995.230 с.
  13. П. Понимание современности // Социол. исслед. 1990. № 7. С. 127−133.
  14. Ф.Б. Психологическая и психофизиологическая адаптация человека. М., 1988.
  15. В.А. Деградация института семьи и пути ее преодоления // Семья в России. 1995. № 1−2.
  16. В.Г., Кон И.С. Постоянство и изменчивость личности // Психол. журн. 1987. Т. 5. № 4.
  17. С.Н., Чупров В. И. Молодежь России: на пороге рынка // Социол. исслед. 1991. № 9. С. 25−31.
  18. Ф.П. Сдвиг в ценностном измерении? // Социол. исслед. 1993. № 4. С. 46−55.
  19. М. Избр. произв. / Пер. с нем.- Сост. общ. ред. и после-слов. Ю. Н. Давыдова. М.: Прогресс, 1990. 808 с.
  20. А.Г. Эволюция семьи в СССР и принципы семейной политики//Семья и семейная политика. М., 1991. С. 120−121.
  21. Ю.Р., Рубина Л. Я. Социальный облик студенчества 90-х годов // Социол. исслед. 1997. № 10. С. 56−69.
  22. В., Фомин Э. Типологические критерии бедности // Социол. журн. 1995. № 2.
  23. А.И. Ориентиры молодежи в социальном мире // Сов. педагогика. 1991. № 7. С. 11−19.
  24. Щ.И., Носов Н. А., Юдин Б. Г. Концепция человеческого потенциала: исходные соображения // Человек. 1996. № 4.
  25. Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. Киев, 1988.
  26. Н.В. О рынке труда выпускников вузов // Социол. исслед. 1997. № 3. С. 105−112.
  27. Л.А. Четыре рода бедности в современной России // Социол. журн. 1994. № 4.
  28. Гордон J1.A. Социальная адаптация в современных условиях // Социол. исслед. 1994. № 8−9. С. 3−15.
  29. Л.Н. Ритмы Евразии. М., 1993. С. 179.
  30. Т.Д. Родительство в изменяющихся социокультурных условиях // Социол. журн. 1997. № 1. С.72−79.
  31. С.Л. Социальная типология безработных // Человек и труд. 1993. № 5−6. С. 22−30.
  32. М.А. Психологический анализ системы «человек -профессиональная среда» Н Вестник ЛГУ. 1990. Вып. 1. С. 35−42.
  33. .З. Россия в Европейском социокультурном пространстве // Социол. журн. 1994. № 3. С. 5−19.
  34. О.Н., Мытиль А. В. Социальная идентификация и адаптация личности // Социол. исслед. 1995. № 6. С. 110−119.
  35. Э. Ценностные и «реальные» суждения // Социол. исслед. 1991. № 2. С. 106−114.
  36. О.Н., Кузнецов П. С. Жизненный путь и социальная адаптация личности. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1996.
  37. В.В. Ценностные ориентации неблагополучных семей // Социол. исслед. 1995. № 7. С. 23−27.
  38. Ю.М. Проблемы управления человеческими ресурсами -российские реформы и перспективы развития психологии // Управление человеческими ресурсами: психологические проблемы. М.: Магистр, 1997. С. 7−38.
  39. А.И. Трансформация российского общества // Социол. журн. 1995. № 3. С. 13−29.
  40. Г. Е. Социология образования и социология знания: поиск взаимодействия // Социол. исслед. 1997. № 2. С. 3−17.
  41. Г. Е., Шуклина Е. А. Самообразование как социологическая проблема // Социол. исслед. 1997. № 1.
  42. А.Г. К вопросу типологии образа жизни в социалистическом обществе // Социол. исслед. 1974. № 2. С. 89.
  43. Л.Г. Идентификация и инсценировка // Социол. исслед. 1995. № 4. С. 6.
  44. С.Г. Изменения ценностных оснований идентификации (80−90-е годы) // Социол. исслед. 1995. № 1. С. 59−72.
  45. А.Д. Теории модернизации // Современная западная социология. М., 1990. С. 193.
  46. А.И. Социализация личности: нормы и отклонения. М., 1996.
  47. Т.В. Ценностные ориентации студенчества в переходный период // Социол. исслед. 1995. № 1.
  48. Константинова J1.В. Статус молодежи на рынке труда: теоретический аспект. Саратов: Изд-во Поволж. фил. Рос. учеб. центра, 1996. 40 с.
  49. А.П. Саморегуляция человека в условиях социального перелома // Вопр. психологии. 1995. № 5.
  50. В.Т. Качество обучения: проблемы и перспективы // Социальные проблемы человеческих ресурсов. Саратов: Изд-во Поволж. межрегион, учеб. центра, 1997. С. 72−77.
  51. П.С. Адаптация как функция развития личности. Саратов, 1991. 76 с.
  52. А.Г. Ценностные ориентации современной молодежи. Саратов: СВШ МВД РФ, 1995. 138 с.
  53. З.В. Молодежь. Ее работа. Ее жизнь // Мониторинг общественного мнения. 1997. № 1. С. 26−31.
  54. Н.И. Модернизация базовых ценностей россиян // Социол. исслед. 1996. № 5. С. 3−19.
  55. Н.И. Социальные ценности и реформы в кризисной России // Социол. исслед. 1993. № 9. С. 17−28.
  56. Н.И. Ценности как компоненты социокультурной эволюции в современной России // Социол. исслед. 1994. № 5. С. 3−8.
  57. Ю.А. Советский простой человек: опыт социального портрета на рубеже 90-х годов. М., 1993.
  58. Ю.А. Социальные типы переходного периода: попытка характеристики // Мониторинг общественного мнения. 1997. № 2. С. 9−14.
  59. В.Т. Динамика социальных изменений // Социол. ис-след. 1998. № 5. С. 98−105.
  60. Н.И. Социокультурные аспекты образовательных программ для семьи. Саратов, 1997.
  61. К. Диагноз нашего времени. М., 1994. С. 479−480.
  62. В.А., Оссовский В. Л. Социальная микросреда и выбор профессии. Киев, 1982.
  63. А.Л. Специфические характеристики субъекта общения в процессе профессиональной адаптации будущего молодого специалиста: Автореф. дис. канд. соц. наук. М., 1987.
  64. Ю. Социальная компетентность как цель психотерапии: проблемы образа Я в ситуации социального перелома // Вопр. психологии. 1995. № 5.
  65. Р.К. Социальная структура и аномия // Социол. исслед. 1992. № 2−4.
  66. Модернизация в России и конфликт ценностей / Под ред. С. Я. Матвеевой. М., 1994.
  67. Н.Ф. Жизненная стратегия человека в переходном обществе // Социол. журн. 1995. № 2. С. 5−22.
  68. Н.Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения. М.: Наука, 1988. 200 с.
  69. Н.Ф. Социальная политика в условиях запаздывающей модернизации // Социол. журн. 1994. № 1. С. 6−20.
  70. В.Г. Образ желаемого будущего как фактор формирования социально-профессиональной ориентации подростков // Социол. исслед. 1994. № 2. С. 85−89.
  71. П.Н., Зуев В. М. Опережающее образование: гипотезы и реалии. М., 1996.
  72. С.П. Типы морального сознания молодежи // Соци-ол. исслед. 1997. № 10. С. 69−77.
  73. Т. Общий обзор // Американская социология: перспективы, проблемы, методы. М., 1972. С. 360−378.
  74. Д.В. Молодежные субкультуры. Саратов: Сарат. техн. ун-т, 1996.
  75. О.А. Социальные ориентиры молодежи: тенденции, проблемы, перспективы. М.: Наука, 1993. С. 33−34.
  76. Т.Е., Резник Ю. М. Жизненные стратегии личности // Со-циол. исслед. 1995. № 4. С. 100−104.
  77. Т.Е., Резник Ю. М. Жизненное ориентирование личности: Анализ и консультирование // Социол. исслед. 1996. № 6. С. 110−119.
  78. Я. Движение от коллективизма // Психол. журн. 1993. Т. 15. № 5. С. 24−33.
  79. Д. Некоторые типы характера и общество Н Социол. исслед. 1993. № 3. С. 121−129.
  80. А.Л. О личностной адаптации в профессиональной деятельности // Вестник ЛГУ. 1986. Сер. 6. Вып. 3.
  81. П. Новый социальный вопрос. М., 1997.
  82. В.О. Социология переходного периода // Социол. исслед. 1994. № 8−9. С. 16−26.
  83. М.Н. Социальная ориентация выпускников средней школы // Социол. исслед. 1994. № 12. С. 53−58.
  84. .А. Молодежь и становление новой России // Социол. исслед. № 5. 1998. С. 90−98.
  85. Рынок труда в России: проблема формирования и развития / Под ред. Микульского. М.: Наука, 1995. 96 с.
  86. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под ред. В. А. Ядова. Л.: Наука, 1979. 264 с.
  87. В.В., Соколенко Е. М. Социальный выбор и проблема жизненного успеха молодежи: акмеологический аспект // Акмеологияуправленческая, организационная, личностная. Саратов: Поволж. акад. гос. службы, 1995. С. 63−64.
  88. Н. Социология / Пер с англ. М., 1994.
  89. Е.Н. Адаптация населения к современной экономической ситуации // Социол. исслед. 1995. № 9. С. 82−87.
  90. Е.Р. Опыт эмансипации // Человеческие ресурсы. 1998. № 1.
  91. Е.Р. Права человека и проблема занятости в Европе // Занятость и проблема ее регулирования: Материалы Всерос. научно-пракг. конф. (авг. 1995 г.). Саратов: Изд-во Поволж. фил. Рос. учеб. центра, 1996.
  92. Е.Р. Философия и антропология благотворительности // Социальная поддержка в России, благотворительность и меценатство: история, традиции, современность: Материалы международ, конф. Калуга, 1995. С. 49−52.
  93. Н. К вопросу о специфике социального образования // Диалог. 1996. № 9.
  94. П.А. Человек. Цивилизация. Общество / Пер с англ.- Общ ред., состав, и предислов. А. Ю. Соломонов. М.: Политиздат, 1992. 543 с.
  95. Социология молодежи / Под ред. В. Т. Лисовского. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1996.460 с.
  96. Р. Сравнительный контент-анализ биографий // Вопр. социологии. 1992. Т. 2. № 1.
  97. Технология профессионального консультирования молодежи в службе занятости. М.: Изд-во Рос. учеб. центра, 1995. 170 с.
  98. М.Х. Выбор профессии как социальная проблема. М.: Мысль, 1978. 198 с.
  99. М.Х. Жизненные пути одного поколения. Таллинн, 1992.
  100. Н.Н. Социальная поддержка через обеспечение занятости // Занятость в России: Материалы Всерос. научно-практ. конф. (авг. 1995 г.). Саратов: Изд-во Поволж. фил. Рос. учеб. центра, 1996. С. 46−48.
  101. Н.Н. Молодежь на рынке труда // Теория и практика социальной работы. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1995. С. 97−103.
  102. Н.Н. Особенности профессионального консультирования молодежи. Саратов: Изд-во Поволж. фил. Рос. учеб. центра, 1995. 28 с.
  103. Н.Н. Профессиональная переподготовка молодежи в учебных центрах // Социальные аспекты профессионального обучения. Саратов: Изд-во Поволж. фил. Рос. учеб. центра, 1996. С. 3−23.
  104. Н.Н. Профориентационная работа с молодежью // Занятость в России. Саратов: Изд-во Поволж. фил. Рос. учеб. центра, 1996. С. 56−61.
  105. Н.Н. Роль профориентации в социальной интеграции молодежи в сферу трудовой деятельности // Тезисы выступлений на международном конгрессе «Социология юных» / Институт молодежи. М., 1997.
  106. Н.Н. Социальная интеграция молодежи в сферу трудовой деятельности // Занятость и проблемы ее регулирования. Саратов: Изд-во Поволж. фил. Рос. учеб. центра, 1996. С. 31−34.
  107. Н.Н. Социально-профессиональная адаптация молодежи в современных условиях. Саратов: Изд-во Поволж. межрегион, учеб. центра, 1997.
  108. Н.Н. Социально-профессиональные аспекты формирования адаптационного потенциала молодежи // Адаптационный аспект профессиональной ориентации. Саратов: Изд-во Поволж. межрегион, учеб. центра, 1997. С. 4−27.
  109. Н.Н. Элементы активного профессионального консультирования // Адаптационный аспект профессиональной ориентации. Саратов: Изд-во Поволж. межрегион, учеб. центра, 1997. С. 42−52.
  110. Н.Н. Формирование активных поведенческих стратегий в сфере труда // Социальные проблемы развития человеческих ресурсов. Саратов: Изд-во Поволж. межрегион, учеб. центра, 1997. С. 188−191.
  111. К.А. Социальная аномия: обзор подходов в американской социологии // Социол. исслед. 1992. № 5. С. 88−92.
  112. К.А. Ценностно-нормативный аспект безработицы в России // Социол. исслед. 1995. № 9. С. 69−74.
  113. Чепляев B. J1. О создании системы профессиональной ориентации и психологической поддержки безработных и незанятого населения // Занятость и проблемы ее регулирования. Саратов: Изд-во Поволж. фил. Рос. учеб. центра, 1996. С. 31−34.
  114. В.Л., Федотова Н. Н., Попова З. Н. Профориентация в службе занятости. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1995. 43 с.
  115. В.Л., Федотова Н. Н., Попова З. Н. Психологические и педагогические особенности профессионального обучения взрослых. Саратов: Изд-во Поволж. фил. Рос. учеб. центра, 1993. 86 с.
  116. В.И. Концепция молодежной политики: поиск взаимодействия общества и молодежи // Социально-политические науки. 1991. № 3. С. 30−41.
  117. В.И. Молодежь России: характер интеграционных процессов // Ценностный мир современной молодежи: на пути к мировой интеграции. М.: Социум, 1994. С. 33−40, 71−77.
  118. В.И. Социология молодежи на рубеже своего тридцатилетия // Социол. исслед. 1994. № 7. С. 50−56.
  119. В.И., Черныш М. Ф. Мотивационная сфера сознания молодежи: Состояние и тенденции развития. М.: Ин-т молодежи, 1993.
  120. М.А. Социальная адаптация в контексте свободы // Социол. исслед. 1995. № 9. С. 81−88.
  121. М.А. Ценность и «цена» свободы в процессе социальной адаптации к рынку // Социол. исслед. 1995. № 6. С. 88−96.
  122. А.И. Коллизии ценностного сознания российской молодежи в постперестроечный период // Ценностный мир современной молодежи: на пути к мировой интеграции. М.: Социум, 1994. С. 51−60.
  123. А.Г., Дудина О. М. Московское студенчество в период реформирования Российского общества // Социол. исслед. 1996. № 9. С. 41−55.
  124. В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методологические проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1975. С. 94.
  125. . В.А. Социальная идентификация в кризисном обществе // Социол. журн. 1994. № 1. С. 35−51.
  126. В.Н. Социальная терапия и социальное обучение // Теория и практика социальной работы. Саратов, 1995.
  127. В.Н. Концепция развития человеческих ресурсов: социальное образование и социальный сервис // Социальные проблемы развития человеческих ресурсов. Саратов: Изд-во Поволж. межрегион, учеб. центра, 1997.
  128. В.Н. Философия образования на пороге XX века // Философия на рубеже веков. СПб., 1996.
  129. Anomie and deviant behavior. A discussion and critique / Ed. by Clinard M.B. New York London: The Free Press. 1966.
  130. Familie und Jugend // 23. Deutscher Soziologentag 1986. Opladen, 1987., S. 41−79.
  131. Holland Y.L. Explorations of a theory of vocational choise // J. Appl. Psychol., 1968, v. 2, № 1.
  132. Klein C. MSdchen und Frauenarbeitslosigkeit in der Bundesrepublik Deuschland: Fachten, Ursachen u. Masnamen zur Buwaltigung der Probleme Frankfurt A.M. ETC.: Lang, 1987. 61, VI, 334S.
  133. Orru M. Anomie: History and meanings. Boston etc.: Allen & Unwin. 1987.
  134. Parsons T. Deviant behavior./ Social deviance. Philadelphia etc.: J.B. Lippincott. 1975. P. 156−166.
  135. Preisendorfer P., Voss Т.Н. Arbtitsmarkt und soziale Netzwerke: Die Bedeutung sozialer Kontakte beim zugang zu Arbeitsplatzen // Soziale Welt. Gottingen, 1988. JG. 39. H. 1., S. 104−119.
  136. Smelser N. Theorie of collective behavior. N.Y.: Free press, 1963. P. 24−25.
  137. Super D.E. Career and life development. San Francisco yn.: Jossey-Bass Publishers. 1987.
  138. Ulschok-Tautenhahn H. Moglichkeiten und Grenzen einer offentlichen Forderung der Teilzeitarbeit. Pfaffenweiler: Centaurus-Verl. Ges., 1990. XII, 312S.63
  139. Wer tragt die Verantwortung fur die Arbeitlosigkeit? / Engels W., Ferenbach G., Hamm W. Etal.- Red.: Pick H. Stuttgart- N.Y.: Fischer, 1986.158 S.
  140. Как бы Вы определили свое эмоциональное состояние в настоящее время?
  141. Активность и удовлетворенность-2. Пассивность и пессимизм-3. Оптимизм и уверенность-4. Разочарование.
  142. Какое из следующих суждений наиболее точно выражает Ваше мнение о том, что лучше для молодежи:
  143. Лучше, чтобы молодые строили свою жизнь в условиях, когда им предоставлена свобода выбора, полная самостоятельность без государственных гарантий и поддержки-
  144. Лучше, чтобы молодежи была гарантирована поддержка со стороны государства, даже если при этом самостоятельность и свобода выбора ограничены-3. Затрудняюсь с ответом.
  145. Какие из предоставляющихся сегодняшней молодежи возможностей имеют для Вас наибольшее значение? (отметьте не более 3-х позиций):
  146. Возможность хорошо зарабатывать, получать высокие доходы-
  147. Возможность приобретать то, что хочется-
  148. Больший выбор видов, форм и мест получения специального образования, профессии-
  149. Более благоприятные условия для быстрого продвижения по службе-
  150. Больший выбор способов проведения свободного времени-
  151. Возможность решать свои проблемы независимо от государства-
  152. Больше свободы в выборе своего жизненного пути-8. Затрудняюсь с ответом.
  153. Пожалуйста, закончите предложение одним или нескольким словами:
  154. Главная проблема моей жизни
  155. Что, по Вашему мнению, сегодня нужно, чтобы добиться успеха в жизни? (отметьте не более 2-х позиций)
  156. Предприимчивость- 5. Хорошее образование-
  157. Протекция, знакомства- 6. Деньги-
  158. Дружеские связи- 7. Принадлежность к «власть имущим" —
  159. Способности, талант- 8. Помощь государства.
  160. Планируете ли Вы этапы своей профессиональной карьеры?
  161. На год- 2. На 5 лет- 3. На 10 лет- 4. Не планирую.
  162. Пожалуйста, прочитайте каждое высказывание и обведите на каж дой строке цифру, соответствующую Вашему мнению.1. Да Нет Не уверен
  163. Мое материальное положение в будущем зависит прежде всего от меня 1 2 3
  164. От меня мало что зависит важно какая экономическая ситуация будет в стране 1 2 3
  165. Для достижения успеха в жизни надо рисковать, это дает шанс 1 2 3
  166. В жизни лучше не рисковать, а постепенно, но зато надежно, строить свою карьеру 1 2 3
  167. Только на интересную работу стоит потратить значительную часть жизни 1 2 3
  168. Главное в работе это сколько за нее платят 1 2 3
  169. Свобода то, без чего жизнь человека теряет смысл 1 2 3
  170. Главное в жизни материальное благополучие, а свобода второстепенна 1 2 3
  171. Выделяться среди других и быть яркой индивидуальностью лучше, чем жить, как все 1 2 3
  172. Жить, как все, лучше, чем выделяться среди других 1 2 3
  173. Карьера зависит от удачного стечения обстоятельств 1 2 3
  174. Карьера является результатом долгих целенаправленных усилий 1 2 3
  175. Современный мир жесток, чтобы выжить и преуспеть, необходимо драться за свое место в нем, а то и преступить через некоторые нормы морали 1 2 3
  176. Я лучше не достигну материального благополучия, но никогда не перешагну через свою совесть и моральные принципы 1 2 3
  177. Как Вы оцениваете качество профессионального образования в Вашем учебном заведении с точки зрения дальнейшего трудоустройства?
  178. Отличное. Мне дано все, что необходимо для работы по полученной профессии-
  179. Хорошее. Мне дано многое из того, что необходимо для работы, остальное смогу самостоятельно усвоить на рабочем месте-
  180. Удовлетворительное. Попав на работу мне понадобится опытный руководитель, чтобы освоить и дополнить полученные навыки-
  181. Плохое. Навыки полученные во время профессионального образования, потребуют значительного дополнения-
  182. Очень плохое. Профессиональным навыкам придется полностью обучаться на рабочем месте.
  183. Когда Вы получите диплом, то какой жизненный путь представляется Вам более предпочтительным? (только один вариант ответа)
  184. Пойду работать по полученной специальности-
  185. Буду искать место, где хорошо платят и не обязательно по специальности-
  186. Займусь бизнесом, постараюсь открыть собственное дело-
  187. Постараюсь уехать на время за границу, чтобы поработать-5. Уеду из России навсегда-6. Поступлю в аспирантуру-
  188. Другие планы (какие именно?) -.
  189. Как Вы считаете, что в работе человека является наиболее важ ным? (отметьте не более 2-х вариантов)
  190. Работа по профессии, соответствующая способностям, знаниям-
  191. Полезность работы для общества-3. Признание, уважение-
  192. Большие заработки, высокие доходы от работы-
  193. Власть над другими людьми-
  194. Работа по профессии, которая является престижной-
  195. Достижение высшего профессионального уровня, мастерства-8. Затрудняюсь ответить.
  196. Считаете ли Вы, что государство должно способствовать профессиональному становлению молодежи? Если «Да», то какими средствами?
  197. Создание дополнительных рабочих мест, расширением форм занятости молодежи-
  198. Создание системы льгот для молодежи (по налогам, зарплате) —
  199. Государственное распределение выпускников-
  200. Расширение сети профориентационных услуг (создание служб психологической поддержки и социального консультирования, карьерных центров)-5. Другое.
  201. В какой мере, по Вашему мнению, молодежь нуждается в профориентационных услугах?
  202. Существует сильная потребность-
  203. Такая потребность существует-3. Нуждаются некоторые люди-
  204. У большинства такой потребности нет-
  205. Такой потребности не существует.
  206. Какие утверждения отражают Ваше представление о профессиональном консультировании?
  207. Профессиональное консультирование это:
  208. Профессионально-психологическая поддержка человека, не имеющего возможности трудоустроиться-
  209. Коррекция профессиональных предпочтений и ценностных ориентаций человека-
  210. Изменение социальных установок (стереотипов поведения) человека-
  211. Активизация профессиональных, социальных и психологических возможностей человека-
  212. Подбор постоянной, временной или подходящей работы-
  213. Информирование человека о его реальном положении и перспективах на рынке труда-
  214. Приведение в соответствие профессиональных интересов и притязаний человека к ситуации на рынке труда-
  215. Выявление возможностей человека по обеспечению самозанятости-
  216. Определение наиболее приемлемых вариантов профессионального переобучения-
  217. Управление профессиональным выбором человека-
  218. Выявление социально-психологических и психофизиологических особенностей человека-
  219. Проведение психологической диагностики-13. Другое -.
  220. Есть ли в Вашем учебном заведении структуры, которые занимаются профессиональной ориентацией и трудоустройством выпускников?1. Есть- 2. Нет- 3. Не знаю.
  221. Если такие структуры есть, то обращались ли Вы туда по вопросам профессиональной ориентации и трудоустройства?
  222. Обращался по вопросу (напишите по какому):
  223. Как Вы оцениваете уровень своей информированности о перспективах своей трудовой деятельности?1. Достаточно низкий-
  224. Имею некоторое представление-3. Высокий.
  225. Ваша уверенность в трудоустройстве по полученной профессии: отметьте, пожалуйста, на шкале точкой Ваше сегодняшнее мнение.0100%10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90%
  226. Опишите Ваши первоочередные действия с целью трудоустройства (отметьте не более 2-х пунктов):
  227. Обращусь в государственную службу занятости-
  228. Обращусь в негосударственную службу занятости-
  229. Буду обращаться в отделы кадров предприятий-
  230. Обращусь к друзьям и знакомым-
  231. Попытаюсь создать свое собственное предприятие-
  232. Hes знаю как буду действовать-7. Другое.
  233. Как Вы думаете, какие личностные качества работника наиболее ценятся сегодняшними работодателями? (выберите не более 2-х вариантов)
  234. Работоспособность, здоровье-
  235. Расчетливость, рациональность-
  236. Высокий профессионализм, компетентность-
  237. Способность принимать решения-5. Коммуникабельность-
  238. Ответственность, надежность-7. Независимость.
  239. А теперь, расскажите, пожалуйста, немного о себе:20. Ваш пол?1. Муж.-22. Вуз 23. Курс 24. Специализация 25. Семейное положение
  240. Образование Ваших родителей?2. Жен.21. Ваш возраст лет. матьотец1. Высшее 1
  241. Среднее специальное 2 Общее среднее 31 2 3i
  242. Возможности, имеющие наибольшее значение для молодежи Приложение 2781. Получить высокие доходы42
  243. Приобрести то, что хочется
  244. Быстро продвигаться по службе
  245. Больше свободы в выборе жизненного пути
  246. Выбор способов проведения свободного временги21• *
  247. Что нужно, чтобы добиться успеха в жизни ?
Заполнить форму текущей работой