Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Особенности создания и функционирования редакции периодического издания: Организационные и правовые аспекты

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

С одной стороны, российский Закон о СМИ, в отличие от своего советского предшественника Закона «О печати и других средствах массовой информации», закрепил право определения статуса редакции (быть ей самостоятельным или структурным подразделением другой организации) за учредителем конкретного СМИ. С другой стороны, формирующиеся новые экономические отношения всё же вынуждают учредителя СМИ… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Правовые основы функционирования редакции
    • 1. Нормативно-правовая среда
    • 2. Организационно-правовая форма редакции
    • 3. Договорные отношения в редакциях
    • 4. Ошибки в редакционных документах
  • ГЛАВА 2. Организация работы редакции и управление редакционным коллективом
    • 1. Организационная структура редакционного коллектива
    • 2. Формирование трудового коллектива редакции
    • 3. Право и культура редакционных отношений

Особенности создания и функционирования редакции периодического издания: Организационные и правовые аспекты (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

диссертационного исследования.

Политические преобразования в Российской Федерации, юридически оформленные в Конституции 1993 года, закрепившей, вслед за законом РФ «О средствах массовой информации» (далее — Закон о СМИ), право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию, привело, как ни парадоксально, к возникновению множества теоретических и практических проблем. В их числе проблемы, связанные с созданием и функционированием редакции периодического издания.

С одной стороны, российский Закон о СМИ, в отличие от своего советского предшественника Закона «О печати и других средствах массовой информации», закрепил право определения статуса редакции (быть ей самостоятельным или структурным подразделением другой организации) за учредителем конкретного СМИ. С другой стороны, формирующиеся новые экономические отношения всё же вынуждают учредителя СМИ признать, оформить и развить соответствующие им организационные и правовые формы для редакции. Постепенно на смену традиционной конструкции редакция приходит редакция в виде коммерческого предприятия или некоммерческой организации (акционерных обществ, обществ или товариществ с ограниченной ответственностью, автономных некоммерческих организаций, учреждений). Все больше появляются непривычные для российских СМИ, но порой необходимые для стабильного функционирования в условиях неэффективного рынка организационно-экономические формы: концерны, союзы, ассоциации, холдинги. По своему статусу (форме собственности) они представляют интересы самых разных кругов: частных лиц, государственных и муниципальных органов, общественных организаций.

Ежегодно в стране регистрируются десятки новых изданий и редакционных организаций. По статистике основная их часть никогда не появ4 ляется на свет или имеет короткую жизнь. Принято считать, что основная причина этого — отсутствие финансовых и технических средств у редакции. Однако примеры редакций многих изданий, в том числе старейших и некогда преуспевающих, но переживших раскол трудового коллектива, показывают, что первопричиной большинства редакционных конфликтов является все же правовая безграмотность или явное пренебрежение его участниками общепринятыми нормами права и этики.

Очевидно, что чёткое и эффективное функционирование СМИ на современном этапе их развития зависит от столь же чёткого и развёрнутого определения особенностей функционирования их редакций и редакционных отношений, под которыми понимаются взаимодействие всех субъектов: учредителя, издателя, редактора (руководителя), администрации, трудового коллектива (наемных работников) между собой и с третьими лицами по информационным, гражданско-правовым и трудовым вопросам. Крайне важно, чтобы не происходило смешение отдельных понятий в процессе организации работы редакции. «Кстати, смешение понятий „средство массовой информации“ и „редакция СМИ“ достаточно распространено как в законодательной, так и в правоприменительной практике» 1.

Без развитой и стабильной правовой системы, в рамках которой функционирует редакция во всех своих ипостасях (как творческий коллектив, как организация, как имущественный комплекс), и организационно-правовых механизмов, с помощью которых регулируются отношения между вышеназванными субъектами, невозможно нормальное функционирование СМИ в правовом государстве. Поэтому вопросы об адаптации действующих общих норм, понятий, категорий и институтов к редакционной деятельности, а также скорейшей разработки и принятия специальных законов, направленных на регулирование экономических и трудовых отношений в редакциях не теряют свою актуальность.

Учитывая большую значимость СМИ для общества, исследование правовых и организационных особенностей создания и функционирования редакции в России на современном этапе развития общественных отношений представляется исключительно важным. 5.

До сих пор затрагиваемые в настоящем исследовании проблемы должным образом не изучались, если не считать некоторые работы и публикации в прессе отдельных аспектов исследуемой темы. Именно данным обстоятельством обусловлена его актуальность.

Цель исследования — изучение работы редакции периодического издания, включающее в себя обоснование понятийного аппарата, анализ нормативно-правовой базы, регулирования работы редакции, ее структурных особенности и закономерностей развития редакционных отношений в условиях происходящих перемен на рынке информационных услуг. Установление предпосылок и методов воспитания правовой культуры журналистов, ее значение в процессе подготовки и распространения информации в обществе.

Эта цель определяет конкретные задачи исследования:

1. Определить организационно-правовые основы структуры редакции, ее важнейших элементов и тенденции ее изменения.

2. Показать значение нормативно-правовых актов для организации работы редакции и управления редакционным коллективом, а также достижения в нем оптимального рабочего климата и оптимизации трудовых отношений.

3.Выделить особенности защиты трудовых и профессиональных прав редакционных работников в современных условиях.

4. Показать, как правовые знания влияют на язык и стиль редакционных документов.

5. Разработать рекомендации по повышению правовой культуры субъектов редакционного коллектива.

Теоретическая и методологическая база исследования.

Функциональная и структурная сложность организации работы современной редакции предопределили выбор исследовательских стратегий и методов, которые включают: структурный функционализм, принципы системности, историко-логический и сравнительный анализ. В работе применяются также методы экспертных оценок и контент-анализ редакционной деятельности.

1 Федотов М. А. Позитивное право массовой информации. /В кн.: Законодательство Российской 6.

В работе использованы три группы документов.

Первая — официальные документы, составляющие основу законодательной базы по регулированию вопросов создания редакции, организации ее работы, а также организации выпуска продукции средств массовой информации в современных условиях. Прежде всего, это Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Кодекс законов о труде Российской Федерации, Закон РФ «О средствах массовой информации», Федеральные законы «Об информации, информатизации и защите информации», «О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания в Российской Федерации», «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью», «О некоммерческих организациях», «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» и другие.

Анализ этих документов и других источников права предоставил автору данной работы возможность анализировать механизмы правового регулирования вопросов создания и деятельности редакций в Российской Федерации.

Вторая группа документов — монографии, сборники, газетные и журнальные статьи, посвященные исследуемой проблеме, в частности, сборники материалов и обзоры, подготовленные такими общественными организациями, как Фонд защиты гласности, Центр «Право и СМИ», Институт гуманитарных коммуникаций, ПФ «Комиссия по свободе доступа к информации», Союз журналистов России.

Третья группа источников — литература, изданная в России и за рубежом, посвященная правовым проблемам СМИ и организации их деятельности.

При написании диссертации был использован и личный опыт автора, работавшего заместителем ответственного секретаря газеты «Вечерняя Москва», а также экспертом по вопросам СМИ в аппарате Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

В своей работе автор опирался на труды исследователей в области журналистики, юриспруденции, социологии, психологии — И. К. Андреева,.

Федерации о средствах массовой информации. — М., 1999. С. 403 7.

Э.П. Гаврилова, С.M. Гуревича, А. А Грабельникова, В. М. Горохова, И. М. Дзялошинского, Б. И. Есина, И. В. Кузнецова, А. Н. Лука, B.C. Мартемьянова, В. Н. Монахова, Е. П. Прохорова, Е. И. Пронина, А. Г. Рихтера, Л. Г. Свитич, А. П. Сергеева, Р. П. Овсепяна, Ю. П. Орловского, A.A. Ширяевой, М.В. Шкон-дина, М. А. Федотова и других.

Научная новизна диссертационного исследования.

Многие аспекты, связанные с функционированием редакционных коллективов в годы централизованного управления прессой, исследовались в отечественной научной литературе по теории печати. Так, в трудах С. М. Гуревича и A.A. Грабельникова получили разработку проблемы научной организации журналистского труда: вопросы руководства и управления редакционным коллективом, функционирования редакционного коллектива, организации индивидуального журналистского труда и другие. Работу одного из важных подразделений редакции — секретариата анализировал в своей работе C.B. Цукасов. A.C. Щербаков рассмотрел особенности работы редакции журнала: структуру, планирование работы, функционирование и взаимодействие подразделений. Л. Г. Свитич и A.A. Ширяева анализировали деятельность местных изданий.2.

Некоторые вопросы, связанные с комплексным исследованием организации и управления печати в СССР, были затронуты в работах и других авторов.3 Во всех указанных работах исследование проблемы проводится лишь с организационной точки зрения. Правовые аспекты организации работы редакции, как правило, не рассматриваются. Что же касается нормативных актов, которые регулировали деятельность советских средств массовой информации и пропаганды, то они почти полностью были представлены в виде директив ЦК КПСС. В настоящее время таковые утратили свою силу.

В научной литературе отсутствуют работы, связанные с анализом роли правовых основ деятельности редакций. Организация работы редак.

2 См.: Гуревич С. М. Основы научной организации журналистского труда. — М., 1987; Свитич Л.Г.- Ширяева A.A. Журналист и его работа. — М., 1979; Цукасов C.B. В штабе газеты. Секретариат редакции: традиции, опыт, проблемы. — М., 1976.

3 См.: Шкондин М. В. Печать: основы организации и управления. М., 1982; Проблемы научной организации журналистского труда. Очерки теории и практики. — M., 1974; Редакция советской газеты /Под ред. Вычуба Г. С. — М., 1985. 8 ций, трудовые отношения в редакционных коллективах на современном этапе их развития пока что не стали объектом комплексного исследования. Работы авторов, где затрагиваются организационные и правовые проблемы в редакциях в советский период их развития, не могут в полной мере удовлетворить сегодняшние потребности. Таким образом, данная диссертация является первым специальным журналистским исследованием организационных и правовых основ функционирования редакций. Именно это обстоятельство и определяет ее научную новизну.

Эмпирической базой диссертации являются результаты социологических исследований, проведенных автором в 1995;1998 годах в редакциях общефедеральных, региональных и местных периодических печатных изданий, в том числе посредством анкетирования рядовых журналистов и редакционных руководителей.

Основная задача при выборе редакционных коллективов в качестве объектов исследования состояла в том, чтобы, по возможности, охватить периодические печатные издания всех уровней, а также всех организационно-правовых форм, допускаемых законом для редакционных организаций. В выбранные группы вошли:

— по уровню: редакции общефедеральных, региональных и местных газет;

— по статусу: редакции с государственной, муниципальной, частной и смешанной формами собственности.

Теоретическая и практическая значимость диссертации.

Диссертационная работа является определенным вкладом в развитие теоретических основ журналистики, в частности — организационных и правовых основ управления редакционным коллективом. Положения и выводы диссертации могут быть использованы также в научно-исследовательской работе, учебно-педагогическом процессе, применены при организации работы непосредственно в редакциях.

Апробация результатов исследования.

Основные теоретические выводы диссертации были изложены в выступлениях автора на научно-практических конференциях, в том числе: 9.

— «Год 1998: что происходит с независимостью прессы в России?». (Москва, Институт гуманитарных коммуникаций (ИГК) и Правозащитный фонд «Комиссия по защите доступа к информации» (ПФ «КСДИ», 1998);

— «Свобода доступа к информации: организационные, правовые, профессиональные проблемы» (Москва, ПФ «КСДИ», 1997);

— «СМИ и права человека». (Москва, МГУ им. М. В. Ломоносова, факультет журналистики, 1998);

— «Роль прессы в формировании в России гражданского общества» (Москва, ИГК, 1999);

— «Законодательство о СМИ в контексте права на информацию» (Москва, Центр «Право и СМИ», 1999;

— «Региональная пресса России и структуры гражданского общества: сотрудничество во имя развития» (Москва, ИГК, 1998).

Кроме того, в 1997;2000 гг. прочитаны спецкурсы на факультете журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова на темы «Организационно-правовые особенности редакции газеты» и «Трудовые отношения в редакциях» .

На тему диссертации опубликованы следующие работы:

— Бессрочный труд журналиста (О сроках трудового договора в редакциях).//ЗиП, 1997, № 11. С.26−29.

— Государственная поддержка СМИ. /В кн. Анализ законотворчества в Российской Федерации в контексте права человека на информацию. М., Центр «Право и СМИ», 1999. С.73−77.

— Договорные отношения в редакциях. //ЗиП. 2001, № 3. С. 23−26.

— Закон о СМИ по-прежнему под угрозой. /В кн. Анализ законотворчества в Российской Федерации в контексте права человека на информацию. М., Центр «Право и СМИ», 1999. С.23−27.

— Защита профессиональных прав журналистов. Там же. С.68−73.

— Международные организации защищают право граждан на информацию. (В книге: Россия в Совете Европы: что знают об этом граждане России). М&bdquo- 1999. С.158−168.

— Редакция газеты: выбор организационно-правовой формы. //ЗиП, 1997, № 10. С.27−29.

— Редакция газеты: от директивы к закону. — Саратов, 2001.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Круг вопросов, рассмотренных в диссертации, отнюдь не исчерпывает весь комплекс проблем, связанных с организацией и деятельностью редакций. Каждая из проблем — будь то источники правового регулирования, организационно-правовые формы, учредительные документы, структура, механизмы формирования трудового коллектива, защита прав трудового коллектива — заслуживает специального углубленного исследования. По-видимому, со временем будут написаны самостоятельные работы по многим аспектам деятельности редакционных организаций нового типа.

На основании данного исследования можно сделать следующие выводы:

Правовое регулирование редакционных отношений представляет собой сложный и многообразный процесс, осуществляемый с помощью нормативных и правовые актов: международных договоров, законов, подзаконных актов, внутриредакционных документов, находящихся между собой в строгой иерархической соподчиненности. В системе общего законодательства, регулирующего редакционные отношения выделяются несколько базовых законодательств: информационное, гражданское, трудовое. Каждое из них имеет свою специфику и сферу применения при организации работы редакции.

Важным признаком для организации работы редакции является ее статус. Он определяется той формой собственности или имущественной базой, на которой создана и действует редакция. Редакция может быть.

120 образована за счет частных, государственных, муниципальных, общественных других средств. Имущество, переданное редакции на безвозмездной основе, является её собственностью.

Имущественная и хозяйственная самостоятельность является определяющим фактором не только для функционирования редакции, но и для формирования редакционного коллектива. Если редакция не зарегистрирована в качестве юридического лица, то она не является субъектом трудовых отношений, даже если выпускаемая ею продукция зарегистрирована в качестве СМИ в соответствующих государственных органах. Анализ показывает, что не зарегистрированная в качестве юридического лица редакция является, как правило, структурным подразделением другого юридического лица.

Редакция, имеющая статус юридического лица независимо от формы собственности и производимой ею печатной продукции по характеру своей деятельности является: коммерческой или некоммерческой организацией. Содержание периодического издания, выпускаемого редакцией в виде некоммерческой организации, должно соответствовать уставным целям такой редакции.

Основанием для возникновения правоотношений между редакцией и ее сотрудниками является договор: трудовой или гражданско-правовой. Типичными признаками трудового договора являются: повседневное личное участие в работе редакции и выполнение трудовых функций по определенной специальности или должности, подчинение работника в процессе труда правилам внутреннего распорядка данной редакции, обязанность администрации редакции создание нормальных условий труда ее работнику. Предметом же всех гражданско-правовых соглашений является определенный результат труда, выполненного по заданию редакции без строгого подчинения ее внутреннему трудовому распорядку. С помощью гражданско-правовых договоров редакции привлекают внештатных сотрудников (корреспондентов) для подготовки отдельных материалов, тематических полос, а также приложений к основному изданию.

Отсутствие правовых знаний наряду с другими факторами нередко становится причиной фактических искажений правовой информации в.

121 текстах правообразующих редакционных документов. Недостатки языка и стиля в текстах этих документов приводят к смысловым, ошибкам. Существенным критерием оценки качества редакционного документа является соблюдение в нем принципов формальной логики, что обеспечивает последовательное развитие мысли как внутри отдельного документа, так и в процессе его согласования с другими редакционными актами и действующими нормативно-правовыми регуляторами, позволяет избегать логических и методологических ошибок.

Организационная структура редакции является важнейшей предпосылкой для всей ее работы. Она влияет на форму управления редакцией, которая зависит от нескольких объективных и субъективных факторов. В числе объективных факторов следует отметить организационно-правовую форму редакции. В качестве субъективных — вид издания, периодичность его выхода, а также тираж.

В редакциях существуют официальные и неофициальные нормы, устанавливающие взаимоотношения между участниками редакционных отношений. К числу первых относятся формализованные нормы и правила, зафиксированные в соответствующих документах или устных распоряжениях руководителя редакции, к числу вторых — неформализованные, но воспринимаемые как официальные всеми членами трудового коллектива.

Формирование редакционного коллектива происходит в основном по принципу создания единой команды. С одной стороны, люди, одинаково понимающие стоящие перед организацией задачи, легче преодолевают многие трудности творческого и производственного характера. С другой стороны, излишнее стремление сделать творческих работников единообразными может нанести непоправимый урон свободе слова и свободе творчества.

В условиях многообразия форм собственности особенно остро стоит проблема соблюдения трудовых прав работников редакций. В редакциях сегодня отсутствуют какие-либо защитные механизмы от противоправных действий со стороны редакционной администрации. В последние годы наметилась тенденция к возвращению в редакционные коллективы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Всеобщая Декларация прав человека. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.
  2. Международный пакт о гражданских и политических правах. Принят Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 г.
  3. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод. Принята Советом Европы 4 ноября 1950 г. Ратифицирована Российской Федерацией 22 декабря 1998 г.
  4. Конвенция Международной организации труда (МОТ) № 87 «О свободе ассоциации и защите прав на организацию. Принята 9 июля 1948 г.
  5. Декларация о средствах массовой информации и правах человека. Принята Консультативной Ассамблеей Совета Европы 23 января 1970 г.
  6. Конституция Российской Федерации. Принята на референдуме 12 декабря 1993 г.
  7. Декларация прав и свобод человека. Принята постановлением Верховного Совета РСФСР 22 ноября 1991 г. //Ведомости съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР (далее Ведомости РФ). 1991, № 52, ст. 1865.
  8. Гражданский кодекс Российской Федерации. Принят: ч.1 21 октября 1994 г., ч.2 — 22 декабря 1995 г.
  9. Кодекс законов о труде Российской Федерации. В новой ред. от 23 сентября 1992 г.
  10. Налоговый кодекс Российской Федерации. Принят: ч.1 31 июля 1998 г.124
  11. Закон РФ «О средствах массовой информации». Принят 27 декабря 1991 г.
  12. Закон РФ «Основы законодательства Российской Федерации об охране труда». Принят 6 августа 1993 г. //Ведомости РФ. 1993, № 33, ст. 1412.
  13. Закон РФ «О гражданстве Российской Федерации». Принят 28 ноября 1991 г. //Ведомости. 1991, № 6, ст. 243.
  14. Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации», Принят 19 апреля 1991 г. Изм. и доп. внесены федеральным законом от 20 апреля 1996 г. /ФСЗ России, М., 1993.
  15. Закон РФ «Об авторском праве и смеженных правах» //СЗ РФ. 1995, № 49.
  16. Закон РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан». Принят 27 апреля 1993 г. (изм. и доп. Внесены 1 августа 1997 г.). //Собрание законодательств Российской Федерации (СЗ РФ). 1997. № 16.
  17. Федеральный закон «О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания в Российской Федерации» Принят 18 октября 1995 г. Изм. и доп. внесены федеральным законом от 14 октября 1998 г. //СЗ РФ. 1998.
  18. Федеральный закон «Об акционерных обществах». Принят 24 ноября 1995 г. //СЗ РФ. 1996, № 1, ст. 1- № 25, ст. 2956.
  19. Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности. Принят 12 января 1996 г. //СЗ РФ. 1996. № 3.
  20. Федеральный закон «О порядке разрешения коллективных трудовых споров». Принят 23 ноября 1995 г. //СЗ РФ. 1995, № 48, ст. 4557.
  21. Федеральный закон «О некоммерческих организациях». Принят 8 декабря 1995 г. //СЗ РФ. 1996. № 3.
  22. Федеральный закон «О коллективных переговорах и соглашениях». Принят 11 марта 1992 г. Изм. и доп. в редакции федерального закона от 24 ноября 1995 г. //СЗ РФ. 1995, № 48, ст. 4558.
  23. Федеральный закон «Об экономической поддержке районных (городских) газет. Принят 24 ноября 1995 г. //СЗ РФ. 1995, № 48, ст. 4559.
  24. Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью.125
  25. Принят 8 февраля 1998 г. //СЗ РФ. 1998.
  26. Федеральный закон «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, актов палат Федерального Собрания». Принят 25 мая 1994 г. //СЗ РФ. 1994.
  27. Указ Президента РФ от 15 ноября 1991 г. «О социальной партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов).
  28. Указ Президента РФ от 5 апреля 1994 г № 662 с изм. и доп. от 9 августа1994 г. № 1664 и 1 декабря 1995 г. № 1207.
  29. Указ Президента РФ от 10 марта 1994 г. «Об ответственности за нарушение трудовых прав граждан. //Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1994, № 11, ст. 851.
  30. Указ Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.
  31. Указ Президента РФ от 1 июля 1992 г. № 721 «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества»
  32. Постановление Государственной Думы РФ от 24.0694г.№ 149−1 «О заявлении Государственной Думы о соблюдении Российской Федерацией стандартов в области прав человека». //Российская газета. 26 июля 1994 г.
  33. Постановление Правительства РФ «О мерах по совершенствованию взаимодействия РФ со средствами массовой информации» от 3 мая1995 г. № 448, //Российская газета. 7 мая 1995 г.
  34. Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации». //СЗ РФ, 1995, № 8, с. 609.
  35. Положение о Государственном комитете по печати. //СЗ РФ, 1994, № 9. Ст. 3031.
  36. Указ Президента РФ «О дополнительных гарантиях права граждан на информацию». Принят 31 декабря 1993 г. //САПП, 1994, № 2.126
  37. Ю.К., Зубок В. М. Партийная и исполнительная власть США. -М&bdquo- 1990
  38. А.И. Периодические издания. Ростов-на-Дону, 1995
  39. Актуальные проблемы правового регулирования телекоммуникаций. -М, 1998.
  40. Актуальные проблемы права СМИ. М., 1997.
  41. В.В. Избирательное право и избирательная система России. М., 1994.
  42. С.С. Теория государства и права. М., 1994.
  43. Анализ законотворчества в Российской Федерации в контексте прав человека на информацию. М., 1999.
  44. И.К. Психологический анализ профессиональных важных качеств творческих работников редакций. М., 1991.
  45. Т.В., Русановский В. А. Региональные аспекты занятости и безработицы. Проблемы управления трудовыми ресурсами на современном этапе. /Межвуз. сб. науч. ст. 4.1. М., 1994.
  46. Ю.Братусь С. Н. Юридическая ответственность и законность. Очерки теории. М., 1996.
  47. Н.Ф. Отдельные аспекты создания и деятельности некоммерческих организаций. М., 1998.
  48. А.Е. Анализ действующего законодательства о средствах массовой информации. М., 1996.
  49. А.И. Политические манипуляции. М., 1982.
  50. Ю.М. Средства массовой информации и современное буржуазное государство. М., 1985.
  51. Власть, зеркало или служанка. Энциклопедия жизни современной российской журналистики. В 2-х томах. М., 1998.
  52. С., Карев М. Информация и мы. М., 1970.
  53. А.Е. Законодательство о средствах массовой информации и практика его применения в республиках-субъектах Российской Федерации. М., 1997.
  54. Ю. Организация работы редакции и планирование в соответст127вии с требованиями эффективности. /Проблемы эффективности журналистики. М., 1990.
  55. М. Френсис Д. Раскрепощенный менеджер./Пер. с англ. М., 1991.
  56. Г. А. Защита основных экономических прав и свобод предпринимателей за рубежом и в Российской Федерации. М., 1995.
  57. Газетно-журнальная периодика (Справочно-информационные материалы к курсу «Система средств массовой информации). 4.1−2. М., 1994.
  58. Гассер Г.-П. Защита журналистов в опасных командировках. М., 1994.
  59. Гомельский П. Ю Некоммерческие организации: особенности бухгалтерского учета и налогообложения. -М., 1999.
  60. В.М. Основы журналистского мастерства. М., 1984.
  61. A.A. Работа журналиста в прессе. М., 2001.
  62. A.A. Редакционный коллектив: прошлое, настоящее, будущее. М., 1989.
  63. A.A. Средства массовой информации постсоветской России. М., 1996.
  64. С.М. Газета и рынок: как добиться успеха. М., 1998.
  65. С.М. Основы научной организации журналистского труда. М., 1987.
  66. С.М. Разделение и кооперирование труда в редакционных журналистских коллективах. М., 1984.
  67. С.М. Экономика СМИ. М., 1999.
  68. A.B. Газета и организация работы редакции. М., 1974.
  69. В.М. Основы безбумажной информатики. М., 1982.
  70. Год 1998: что происходит с независимостью прессы в России? М., 1998.
  71. .С. Оружие мысли (Очерки о развитии СМИ). М., 1971.
  72. В.М. Основы журналистского мастерства. М., 1989.
  73. Гражданское право /учебник. В 2-х частях. М., 1997.
  74. Л.П. Журналистское образование сегодня: традиции и перспективы развития. /Факультет журналистики. Первые 50 лет.1281. СПб., 1996.
  75. ЗЭ.Грушин Г. А. Массовая информация в промышленном городе. М., 1974.
  76. .А. Мир мнений и мнения о мире. М., 1967.
  77. П., Мариусис Г. Занятость: уровень, структура и формы регулирования: /Учеб. пособие. Минск, 1994.
  78. К. И. Толкунова В.Н. Трудовой договор (Комментарий КЗОТ) М., 1996.
  79. Декреты Советской власти. М., 1957.
  80. И.М. Творческая индивидуальность в журналистике М., 1984.
  81. И.М. Российский журналист в посттоталитарную эпоху: /Некоторые особенности личности и профессиональной деятельности. -М&bdquo- 1996.
  82. А.Б. Фонарь Диогена: Из дневника психотерапевта. М., 1981.
  83. Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в 1998 году. М., 1999.
  84. Т.М. Язык и социальная психология. М., 1980.
  85. .И. Путешествие в прошлое. М., 1983.
  86. .И. История русской журналистики. М., 1992.
  87. Журналист и журналистика российской провинции. М., 1995.
  88. Журналистика конца 80-х: смена приоритетов. Екатеринбург, 1991.
  89. Законы и практика СМИ в Европе, Америке, Австралии. М., 1993.
  90. Законы и практика СМИ в одиннадцати демократиях мира (сравнительный анализ). М., 1996.
  91. Законодательство об охране труда М., 1988.
  92. Законодательство о средствах массовой информации: учебно-практические материалы. М., 1999.
  93. Законодательство о средствах массовой информации /науч.-практ. комментарий проф. М. А. Федотова. М., 1999.
  94. В.Л. Бизнес-план редакции /Методические рекомендации по составлению и реализации бизнес-планов редакции. М., 1999.
  95. Информационные системы в управлении производством. М., 1973.
  96. Информационное общество: информационные войны, информационное управление, информационная безопасность./Под ред. М. А. Вуса -Спб., 1999.
  97. Интеллектуальная собственность на телевидении и радио /Под ред. Э. П. Гавтилова. М., 1998.
  98. В.З. Человек в потоке информации. Новосибирск, 1981. бб. Кодрес М. Н. Некоторые вопросы определения эффективности работыинформационных органов. Таллин, 1974.
  99. Л.С. Системы потоков научной информации. Киев, 1973.
  100. Н.В. Учредительный договор о создании коммерческих обществ и товариществ. М., 1994.
  101. С.Г. Становление и развитие телевидения в США. М., 1990.
  102. Комментарий Кодекса законов о труде /Под ред. Гусова К. Н. -М., 1997.
  103. Комментарий законодательства о рассмотрении индивидуальных трудовых споров. М., 1996.
  104. С.Л. Взаимодействие власти и прессы. М., 1995.
  105. В.П. Социология коммуникации./Учебник. М., 1997.
  106. А.Н., Цайер З. Ф. Информациогенез и вопросы его оптимизации. Новосибирск, 1977.
  107. Конституционное право России /Сборник конституционно-правовых актов. В 2-х томах. /Отв. Редактор проф. O.E. Кутафин. М., 1998.
  108. Конституционное право. /Учебник/ Отв. редактор проф. А. Е. Козлов. М., 1997.
  109. Конституция, закон, подзаконный акт. М., 1994.
  110. Конституция Российской Федерации. Комментарий. М., 1994.
  111. Кооперативы нового типа/Опыт. Проблемы. Перспективы. М., 1989.130
  112. B.C. Редакция и аудитория. Социологический анализ. -М., 1993.
  113. Н.В. Защита от произвола властей /Как обжаловать незаконные решения государственных органов и их должностных лиц. М., 1998.
  114. Краткий словарь социолога. М., 1988.
  115. Краткий юридический справочник для журналиста. М., 1996.
  116. В.В. Расследование преступлений в сфере информации. М., 1998.
  117. Кулешова J1.M. Использование труда на режимах неполного рабочего времени. М., 1987.
  118. В. Рынок труда, М., 1995.
  119. Г. В. Технология и методика журналистского творчества. М., 1988.
  120. Г. В. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2000
  121. Лекции по основам правовых знаний для журналистов. М., 1999.
  122. Р.З. Трудовое законодательство: настоящее и будущее. М., 1989.
  123. .Н. Коммуникативные качества журналиста. /Проблемы современной советской печати. Свердловск, 1979.
  124. . В.Н. Концепция развития законодательства в сфере информационной безопасности Российской Федерации. /Проект. М., 1996.
  125. В.О. Конституционны нормы и правоотношения. М.,.1997.
  126. Лук А. Н. Психология творчества. М., 1978.
  127. К.В. Карьера в журналистике. М., 1996.
  128. А.Г. Управление и информация. М., 1975.
  129. О.Т. Исследование журналистских кадров. /Социологические исследования эффективности журналистики. М., 1986.
  130. B.C. Хозяйственное право. В 2-х томах. М., 1994.
  131. И. Анализ информационных систем. М., 1977.
  132. А. Международное гуманитарное право и деятельность журналистов. Россия, 1994.
  133. ЮО.Назайкин А. Н. Рекламная служба газеты: структура, принципы функционирования. М., 1996.131
  134. Ю.И. Информационная политика России. М., 1998.
  135. Общая теория прав человека. М., 1996.
  136. ЮЗ.Овсепян Р. П. Ьлабиринтах ксторкк ста-ч ествгнко* ж^рюлмстъки -Л, -2
  137. С.М. Словарь русского языка. М., 1994.
  138. Ю. П. Комментарий законодательства о трудовом законодательстве. М., 1995.
  139. Ю. П. Трудовое право России. М., 1995.
  140. Основы предпринимательского дела. /Под ред. Осипова Ю. М. М., 1992.
  141. Права и обязанности журналиста. Социальные аспекты деятельности журналиста. Саратов, 2000.
  142. Правовое обеспечение деятельности журналиста. Саратов, 2000.
  143. Права человека. /Основные международные документы. М., 1990.
  144. Правовая информация в России/Аналитические материалы. М., 1999.
  145. Правовое регулирование труда в условиях перехода к рыночной экономике. /Институт сравнительного законодательства и сравнительного правоведения. Труд «60. М., 1995.
  146. Правовые вопросы лицензирования телерадиовещания /Под ред. А. Г. Рихтера. М., 2000.
  147. Прайс Монро. Телевидение, телекоммуникации и переходный период: право, общество и национальный идентичность. М., 2000.
  148. Проблемы информации в печати. -М., 1971.
  149. Иб.Пронин Е. И. Выразительные средства журналистики. М., 1980.
  150. Е.П. Журналистика, государство, общество. М., 1996.
  151. Е.П. Введение в теорию журналистики. М., 1995.
  152. Э.Прохоров Е. П. Публицист и действительность. М., 1973.
  153. Проблемы государственной информационной политики: методическое пособие. /Илларионова Т.С., Горохов В. М., Дмитриев З. А. и др. Российская академия государственной службы при Президенте РФ. -М&bdquo- 1997.
  154. Проблемы журналистской этики в теории и практике СМИ посткоммунистической России.
  155. Психология. Словарь. М., 1990.132
  156. Путеводитель журналиста по опросам общественного мнения. М&bdquo- 1997.
  157. Путеводитель по Европейской Конвенции по Защите Права Человека. Совет Европы, 1994.
  158. Рабочая книга редактора районной газеты. /Под ред. Я. Н. Засурского. -М&bdquo- 1991.
  159. Региональная печать в годы перестройки: организационные факторы эффективности. М., 1991.
  160. Региональная пресса России и структуры гражданского общества: сотрудничество во имя развития. М., 1999.
  161. Редакционный коллектив советской газеты/Под редакцией Г. С. Вычуба. М., 1985
  162. Я.В. Информационный анализ социальных процессов (Проблемы социологической информатики). М., 1982.
  163. Решения Европейского суда по правам человека. Применение статьи 10 Европейской конвенции по правам человека. /Пер. с французского -М&bdquo- 1998.
  164. С. Служба занятости. М., 1993.
  165. Роль прессы в формировании в России гражданского общества. -М., 1999.
  166. Российские средства массовой информации, власть и капитал: к вопросу о концентрации и прозрачности СМИ в России. М., 1999.
  167. Российский рынок труда: становление и развитие. /Под ред. Золото-вой И.К., -М., 1995.
  168. Россия в Совете Европы: что знают об этом граждане России.- М., 2000
  169. Сборник постановлений Верховного Суда СССР и РСФСР (Российской Федерации) по гражданским делам. М., 1994.
  170. Сборник статей РАН. Рынок труда: становление и развитие. М., 1993.
  171. Л.Г. Профессия: журналист. М., 1996.
  172. Л.Г. Как повысить эффективность журналистской работы (методики исследования основных условий и факторов эффективности133местных средств информации. М., 1987.
  173. НО.Свитич Л. Г., Ширяева A.A. Журналист новой прессы: типологические характеристики. /Типология периодической печати. М., 1995.
  174. Л.Г., Ширяева A.A. Журналист и его работа. М., 1979.
  175. Свобода доступа к информации в России: правовые, организационные, профессиональные проблемы. М., 1997.
  176. А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. М., 1999.
  177. Система средств массовой информации России. В 2-х частях /Под ред. Я. Н. Засурского. М., 1994.
  178. Смысловое восприятие речевого сообщения (в условиях массовой коммуникации). М., 1976.
  179. Совет Европы: документы по проблемам средств массовой информации. -СПб., 1998.
  180. Социологические исследования эффективности журналистики. М., 1986.
  181. Социальная психология. М., 1994.
  182. Социально-психологические проблемы бригадной формы организации труда. М., 1987.
  183. Справочник для журналистов стран центральной и восточной Европы. М., 1998.
  184. Средства массовой информации и судебная власть в России /Проблемы взаимодействия. М., 1998.
  185. Судебная палата по информационным спорам при Президенте Российской Федерации. /Нормативные акты. Комментарий. Обзор практики. -М., 1995.
  186. Судебная палата по информационным спорам при Президенте Российской Федерации 1996−1997. М., 1997.
  187. Суди и журналисты в странах восточной Европы в период перехода к демократии /редакторы Герман Шварц и Чарльз Браун. Киев, 1998.
  188. А.П. Мир информации (история и перспективы). М., 1986.
  189. Становление духа корпорации: правила честной игры в сообществе журналистов. М., 1995.
  190. Л.А. Трудовое право /Учебник. М., 1995.
  191. Съезд союза журналистов России. М., 1998.
  192. П.С. Приемы влияния на людей. Симферополь, 1995
  193. В.П. Журналистское образование в СССР. П., 1990.161 .Телекоммуникации и право. /Под ред. ДЮН Ю. М. Батурина.
  194. Теория и практика научно-технической информации (системный подход).-М» 1973.
  195. A.A. Аналитическая журналистика: познавательно-психологический подход. М., 1998.
  196. В.М. Социальная ответственность журналиста. М., 1984.
  197. Типология периодической печати /Под ред. Я. Н. Засурского. М., 1995.
  198. В.Н., Гусов К. И. Трудовое право России /Учебное пособие. -М&bdquo- 1995.
  199. Третейский информационный суд и первые свободные выборы. М., 1994.
  200. Третья полоса. Хроника перестройки. /Сост. Н.Бондарук. М., 1988.
  201. А.Н. Право и средства массовой информации. Орел, 1995.
  202. Ю.В. Права человека. /Учебное пособие. М., 1997.
  203. E.H. Лекции по энциклопедии права. М., 1997.
  204. П.Я. Защита гражданских прав в суде. /Практическое пособие. М., 1990.
  205. Труд и заработная плата. М., СПб, 1997.
  206. Трудовое законодательство /Сборник нормативных актов. Сост. Акад. К. И. Гусов. -М&bdquo- 1996.
  207. Трудовое право /Практикум. М., 1996.
  208. Ульстер Дэвид. Создание свободных и независимых СМИ. /США: Экономика, политика, идеология М., 1994.
  209. Управление, информация, интеллект. М., 1976.
  210. Учредительный съезд профессионального союза журналистов России. /Стенографический отчет. М., 1998.
  211. Н.Ю. Защита прав граждан в сфере исполнительной вла135сти. -M., 1997.
  212. А. Курс предпринимательства. М.: Международные отношения, 1993.
  213. В.Н. Теория государства и права. М., 1993.
  214. Р., Мехран Ф., Верма В. Обследования экономически активного населения: занятость, безработица и неполная занятость, в 2-х кн-М., 1994.
  215. A.A. В тенетах свободы: Политические проблемы взаимодействия властных структур, средств массовой информации в новых геополитических условиях. -М., 1995.
  216. A.A. Развитие профессиональных ориентаций студентов факультета журналистики в первый год обучения. М., 1994.
  217. М.В. Печать: Основы организации и управления. М., 1982.
  218. М.В. Система средств массовой информации. М., 1999.
  219. Ю.А. Семиотические основы информатики. М., 1975.
  220. A.C. Организация работы редакции журнала. М., 1987.
  221. C.B. В штабе газеты. Секретариат редакции: традиции, опыт, проблемы. М., 1976.
  222. Философский словарь. М., 1991.
  223. Р. Терри. Словарь языка средств массовой информации США. -М., 1992.1.I. Публикации в прессе
  224. Авторитеты измены. //Молодая гвардия. 1994, № 11, с. 39−92.
  225. Е. Мы будем жить в эпоху дилетантов. //Огонек. 1995, № 38 (сентябрь).
  226. В. Строгий, но отходчивый. //Заря молодежи. Саратов. 1994, 3 сентября.
  227. И. Становление информационного рынка в России. //Информационный Ресурс России. 1994, № 1, с. 6−8.
  228. Ю. Законодательство о СМИ в России //Международная жизнь. 1993, № 10, с. 48−50.
  229. С. Пресса и власть. //Обозреватель РАУ. 1998, № 2, с. 55−57.136
  230. Н. «Человек и магия» телеэкрана // Посев. 1994, № 5, с.72−76.
  231. Бизнес и пресса. //Известия. 1997, 17 апреля.
  232. В.Е. Говорят архивы. //Энергия: экономика, техника, экология, 1995. Вып.1, с. 33−39.
  233. Ю.Бабаева С. Рекрутинг: Пойди туда, не знаю куда. //Коллекция МН. 1996, № 6.
  234. С. Сезон охоты на профессионалов. //Московские новости.1996. 28 июля 4 августа.
  235. А. Всеволод Богданов: Власть в профсоюзе журналистов я не захватывал// Комсомольская правда. -1998, 24 февраля.
  236. Вартанова E. J1. и др. Государственная поддержка СМИ в регионах России и за рубежом. //ЗиП. 1997. № 2.
  237. Т., Голубцова Л. На пути к новой журналистике. //Россия XXI. -1994, № 1−2, с. 50−55.
  238. Ю. Избирательный процесс в России: политико-правовые и технологические аспекты. //Государство и право. 1997, № 8, с. 5−13.
  239. Все дело в кампании. //Коммерсант. 1997, № 42, с. 14.
  240. В.М. Принципы правового регулирования рыночных отношений. //Правоведение. 1995, № 6, с. 27−37.
  241. В.Я. Избирательные кампании в России: испытание электронной формулы. //Полис, 1996, № 2, с. 84−100.
  242. А.Н., Осакин B.C. Безработица невидимые миру слезы. //ЭКО. — 1994, № 6.
  243. С.М. Время розницы. //Журналист. 1992, № 1.
  244. Гучетль 3. А. Законодательство о печати. //Вестник Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 1994, № 2.
  245. С.Л. Редакция газеты: выбор организационно-правовой формы. //ЗиП. 1997, № 10, с.26−27.
  246. С.Л. Бессрочный труд журналиста (или о сроках трудового договора в редакциях). //ЗиП. -1997, № 11, с.26−28.
  247. С.Л. Уполномоченный приглашает журналистов вместе защитить права граждан. //Право знать. 1998. № 19 137
  248. С.Л. Договорные отношения в редакциях. //ЗиП. 2001, № 3, с.23−26.
  249. A.B., Тощенко Ж. Т. Социологический опрос и политика. //Социологические исследования. 1994, № 5, с. 45.27.3азыкин В. Г. Психология в рекламе. Кто мобилизует информационное поле к выборам? //Открытая политика. 1997, № 11.
  250. В. Последние «Известия»: свобода дело хозяйское. //Коммерсантъ. — 1997, 20 мая.
  251. .И. Из истории высшего журналистского образования. //Вестник Моск. ун-та. Сер. Журналистика, -1969, № 2.
  252. ЗЗ.Засурский Я. Н. Пресса в условиях рынка: учредитель и спонсор. //Журналист. 1992, № 6.
  253. C.B. Подготовка журналистских кадров в первые годы советской власти. //Вестн. Моск. ун-та. Сер. Журналистика. 1967, № 5.
  254. М. К итогам российско-американского форума в рамках «Аспектного диалога». //Компас ИТАР-ТАСС. 1994, № 4, с. 3
  255. Л. Конгресс США: свои печать и телевидение. //Российская Федерация. 1994, № 3, с. 59−61.
  256. В. Исследование разрушает стереотип. //Журналист. 1967, № 1.
  257. В. Второй бюджет государства: куда идут наши денежки. //Российская газета. 1995, 2 января.
  258. Т. Программа занятости населения г. Москвы на 1995 г.//Биржа труда. 1995, 25 декабря.
  259. В. Демократия это?. //Обозреватель РАУ-корпорация. -1994, № 10−11, с. 147−153.
  260. Ликбез для безработного. //Социальная защита. 1994. № 4.
  261. К. Бумбараш, которому еще не надоело воевать. Призывы138к бандитизму в легальной газете. Будем терпеть? //Новое время. 1994, № 35, с. 20.
  262. А. Пресса и деньги. //Столица. 1994, № 23, с. 9.
  263. Г. В. Россия между выборами (Социологический анализ и прогноз состояния электората). //Полис. 1995, № 2, с. 101−115.
  264. М. Есть ли холдинги в России? //Финансовая Россия. 2001, № 10.
  265. Отечественные СМИ. Социальная среда и политические функции. //НГ сценарий. — 1997, № 7, с. 3.
  266. Отечественные средства массовой информации. Социальная среда и политические функции. //Независимая газета. 1996. 21 июня.
  267. Е.И. Открытое общество и закрытая журналистика //Информационное общество. 1997, № 4−6.
  268. Е.П. Средства массовой информации и информационная безопасность //Информационное общество. 1997, № 4−6.
  269. Типовой договор между редакцией и учредителем. //Журналист. 1991. № 1.
  270. В. Виртуальная реальность выборов./Ювободная мысль. -1996, № 11,с.24−30.
  271. А. Забытый рынок труда. //Независимая газета. 1997, 12 марта.
  272. Условия политической и экономической независимости СМИ. Международный коллоквиум (19−22 июня 1993 г.). //Международная жизнь, -1993, № 10, с. 5−143.
  273. Н. Славин-Боровский В. Россия не приемлет открытую безработицу, предпочитая «безработицу на рабочем месте». //Финансовые известия. 1995, 30 марта.
Заполнить форму текущей работой