Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Особенности психосоциального диссонанса коммуникативно-волевых компонентов психики в половозрастных группах

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На любых этапах развития общества основными и всегда существующими и существенными отношениями (соответственно всегда существующими проблемами) остаются половые (гендерные) и возрастные, т. е. исследование психосоциального диссонанса именно в половозрастных социальных группах приобретает немаловажное значение. Б. Ф. Ломов определяет трехзвенную структуру личности, в которой выделяются… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Моделирование психосоциального диссонанса в половозрастных группах
    • 1. 1. Половозрастные социальные группы
    • 1. 2. Особенности коммуникативных и волевых компонентов психики взрослых
    • 1. 3. Явление диссонанса в социальных группах
    • 1. 4. Вероятностная модель диссонанса
  • Выводы по 1 главе
  • Глава 2. Эмпирическое исследование психосоциального диссонанса коммуникативно-волевых компонентов в половозрастных социальных группах
    • 2. 1. Методики диагностики коммуникативно-волевых компонентов и организация эмпирического исследования
    • 2. 2. Описание результатов эмпирического исследования
    • 2. 3. Проверка метода аналитического вычисления психосоциального диссонанса на соответствие (на достоверность) вычислению статистическими методами
    • 2. 4. Особенности психосоциального диссонанса в половозрастных группах
  • Выводы по 2 главе

Особенности психосоциального диссонанса коммуникативно-волевых компонентов психики в половозрастных группах (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Изменения в окружающем социальном мире сегодня происходят быстрее изменений в представлениях человека о нем. Адаптация к социальной среде — это адаптация к нормам социальной группы, нормам большинстванормы социальной среды определяют, какими психологическими характеристиками должен обладать человек, какое поведение он должен выстраивать, какими должны быть его взгляды и представления. Соблюдение норм социальных групп создает устойчивое комфортное состояние человека в них, нарушение этих норм приводит к психосоциальному диссонансу.

Любые требования социальных групп, общностей, общества способствуют возникновению состояний напряженности, что связано с социальным сравнением, оценкой, соблюдением норм той или иной социальной группы. При совпадении нормативных характеристик личности и группы происходит идентификация с группой, в противном случае, при несовпадении представлений о нормах (формальных и неформальных) возникает психосоциальный диссонанс. Актуальной становится теоретическая разработка различных аспектов феномена психосоциального диссонанса и его роли в развитии субъекта взаимодействия, его диагностика в больших и малых социальных группах, а также количественное измерение и построение структурных и численных моделей психосоциального диссонанса, что в дальнейшем позволит возникающую в данном случае психическую напряженность направить на творчество, развитие субъектов взаимодействия.

Экспериментальные исследования социальных установок не позволяют предсказывать поведение человека по причине недооценки «социальных сил» любой ситуации и переоценки контролирующего влияния внутренних, личностных ресурсов индивида. Под социальными силами понимаются групповые нормы и групповое давление: стремление к единодушию, стремление быть привлекательным, быть принятым в группе, влияние последствий поступка и т. п. Все эти силы действуют только в реальной ситуации, значительно изменяя поведение, что подтверждают многочисленные эксперименты (например, исследования конформного поведения (S.E. Asch, 1951) [129], подчинения авторитету (S. Milgram, 1968) [131], когнитивного диссонанса (L. Festinger, 1957) [133], роли анонимности в поведении (P.G. Zimbardo, 1969) [147]. Учитывая различные побудительные причины того или иного поведения индивида в группе, социальные силы, а также характерные для ситуаций взаимодействия индивида и группы противоречия, мы вводим понятие психосоциального диссонанса. Психосоциальный диссонанс — это несоответствие представлений субъекта взаимодействия нормам социальной (эталонной) группы (общества) и возникающее психическое напряжение, которое может привести к дистрессу, конфликту, психосоматическим заболеваниям, девиациям и т. д., или же к развитию субъекта взаимодействия (группы или человека) — выходу на новую ступень, созданию новых психосоциальных конструктов.

Выполняя различные социальные функции, человек выступает субъектом многочисленных социальных групп. Отсюда вытекают два следствия: с одной стороны, определяется статус субъекта в системе социальных отношений, с другой — оказывается влияние на его сознание на индивидуальном, групповом и общественном уровнях организации психики (Г.М. Андреева, Б.Ф. Ломов) [2, 71, 72].

На любых этапах развития общества основными и всегда существующими и существенными отношениями (соответственно всегда существующими проблемами) остаются половые (гендерные) и возрастные, т. е. исследование психосоциального диссонанса именно в половозрастных социальных группах приобретает немаловажное значение. Б. Ф. Ломов определяет трехзвенную структуру личности, в которой выделяются интеллектуальная, коммуникативная и регулятивная сферы (Б.Ф.Ломов, 1976) [71]. Поскольку исследованиям интеллектуальной сферы уделяется достаточно много внимания, актуальным становится исследование коммуникативного и регулятивно-волевого компонентов. И соответственно, в дополнение к когнитивному диссонансу актуальным становится исследование психосоциального диссонанса коммуникативно-волевых компонентов. При этом выбор конкретных характеристик исходил из того факта, что сначала человек вступает в контакт (психосоциальная характеристика — присоединение), а уже затем происходит сопереживание, вчувствование (характеристика — эмпатия) и оценка, критика происходящего (характеристика — чувствительность к критике) — при этом человек контролирует себя и свое окружение, т. е. берет ответственность за свои действия (характеристику волевого компонента можно представить через локус-контроля — интернальность/экстернальность).

Состояние разработанности проблемы исследования. Одной из распространенных концепций когнитивной психологии является теория когнитивного диссонанса американского психолога Леона Фестингера (L. Festinger, 1957) [133, 134], согласно которой когнитивная структура человека характеризуется столкновением противоречивых знаний об объектетакое состояние переживается человеком как дискомфорт, от которого он пытается избавиться путем трансформации одного из компонентов диссонирующих знаний. В. П. Трусов, проведя критический анализ теории когнитивного диссонанса, указал лишь на одну детерминанту условий возникновения когнитивного диссонанса — на недостаточное оправдание своего поведения (В.П. Трусов, 1980) [105].

Назревшая научная потребность в нашем исследовании обусловлена: отсутствием конкретных сведений в этой области знания при имеющихся результатах исследования когнитивного диссонанса личности (JI. Фестингер, Э. Аронсон) [133, 134, 102]- малоизученностью возникающих эффектов психосоциального взаимодействия взрослых в социальных группах (Г.М. Андреева) [2]- значимостью коммуникативно-волевых качеств субъектов для продуктивного взаимодействия (Г.М. Андреева, Е. П. Ильин,.

B.K. Калин, A.A. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, К. Муздыбаев, Дж. Роттер, Е. П. Щербаков, Т. И. Шульга и др.) [2, 54, 55, 56, 67, 71, 78, 135, 124, 122].

В современных диссертационных исследованиях рассматриваются различные проблемы, касающейся темы нашего диссертационного исследования: когнитивного диссонанса (О.П.Бибик, Е. А. Вебер, К. А. Мастур, Т.Я.Решетова) [12, 29, 74, 94], психологии взаимоотношений групп (А.Л.Журавлев, И.Р.Сушков) [46, 47, 48, 103], социальных представлений (Т.П.Емельянова, Т.В.Бобрышева) [43, 44, 14], психической напряженности в различных видах деятельности (Р.Р.Зинатуллина, Е. Н. Арбузова, Л. М. Ганьшина, М. В. Журавкова, А. В. Милехин, Д.В.Беспалов) [49, 3, 37, 45, 76, 10] и другие.

Состояние разработанности и анализ практики позволили выявить противоречия между высокой теоретической значимостью определения особенностей психосоциального диссонанса для предотвращения конфликтности в обществе и неразработанностью понятия диссонанса в социальной психологиимежду необходимостью измерения диссонанса и неразработанностью модели определения психосоциального диссонанса.

Отсюда вытекает проблема исследования: каковы особенности психосоциального диссонанса коммуникативно-волевых компонентов, проявляющиеся во взаимодействии разных половозрастных групп общества.

Цель исследования: выявить особенности психосоциального диссонанса коммуникативно-волевых компонентов в половозрастных группах.

Объект исследования: коммуникативно-волевые компоненты личности в половозрастных социальных группах.

Предмет исследования: особенности психосоциального диссонанса по коммуникативно-волевым компонентам субъектов взаимодействия в социальных группах, различающихся по полу, возрасту.

Гипотеза исследования: психосоциальный диссонанс коммуникативно-волевых компонентов психики представляет собой имманентную характеристику межгруппового или индивидуально-группового взаимодействия, отличающуюся определенными особенностями между половозрастными группами, между половозрастными группами и обществом в целом.

Задачи исследования:

1. Теоретически обосновать понятие «психосоциальный диссонанс».

2. Разработать модель психосоциального диссонанса для субъектов в социальных группах и межгруппового взаимодействия.

3. Выявить особенности психосоциального диссонанса по коммуникативно-волевым компонентам субъектов взаимодействия в социальных группах, отличающихся по полу и возрасту.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют:

— концепция когнитивного диссонанса (Э. Аронсон, JI. Фестингер) [133, 134, 102],.

— теория социальной идентичности (Г. Теджфел, Дж. Тернер) [130, 137, 138, 139, 140, 141, 142, 143],.

— вероятностная теория смыслов (В.В. Налимов) [79, 80, 81],.

— методологический принцип вероятности в социальных исследованиях (В.Е. Семенов) [98],.

— аспекты развития взрослых (A.A. Бодалев, A.A. Деркач, Б. Ливехуд, Н. В. Кузьмина, Г. Шихи) [15, 40, 70, 62, 121],.

— теория волевого действия (Е.П. Ильин, В. К. Калин, Дж. Роттер, Т. И. Шульга, Е.П. Щербаков) [53, 54, 55, 56, 135, 122, 124],.

— теории коммуникации, общения, взаимопонимания (Г.М. Андреева, A.A. Леонтьев, Б.Ф. Ломов) [2, 67, 71, 72],.

Методы исследования:

— теоретические: теоретический анализ отечественных и зарубежных исследований диссонанса и смежных с ним проблем;

— эмпирические: анкетирование, тестирование, опросник А. Меграбиана «Диагностика коммуникативного потенциала» (эмпатия, присоединение, сенситивность к отвержению), опросник Дж. Роттера «Диагностика волевого потенциала» (экстернальность-интернальность), опросник К. Томаса «Психодиагностика стратегии поведения в конфликтной ситуации» [41, 42, 27]. статистические: статистический анализ, содержательная интерпретация результатов исследования, математическая обработка при помощи программ Excel и программы SPSS, корреляционный анализ.

Эмпирическая база исследования. Для достижения целей исследования были обследованы взрослые лица мужского и женского пола г. Казани, имеющие незаконченное высшее (в том числе студенты) и высшее образование в возрасте от 18 до 65 лет (средний возраст составил 35,9 лет), в количестве 301 человек. Выбор группы обусловлен той ролью, которую играют взрослые в разрешении комплекса социальных и индивидуально-психологических проблем современного человека.

Этапы исследования: исследования проводились в три этапа.

На первом этапе (2004;2006 г. г.) осуществлялся анализ по проблеме исследованияпроводились эмпирические исследованияразрабатывался алгоритм компьютерной обработки эмпирических данных для вычисления коэффициента психосоциального диссонанса и подсчета «диссонансных» людей (53 человек).

На втором этапе (2006;2008 г. г.) разрабатывалась математическая модель психосоциального диссонансапроводились пилотажные эмпирические исследованияразрабатывался алгоритм компьютерной обработки и вычисления межгруппового диссонанса (143 человека).

На третьем этапе (2008;2012 г. г.) проводился сравнительный анализ эмпирических и теоретических данныхвыявлялись особенности психосоциального диссонанса в половозрастных группах (260 человек). В 2008 году были проведены дополнительные эмпирические исследования студентов ЧОУ ВПО «Академия социального образования» г. Казань (41 человек) для оценки достаточности используемых опросников и для изучения стратегии поведения в конфликтных ситуациях «диссонансных» социальных групп.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены непротиворечивостью методологических позиций, соответствием общенаучного и технологического обеспечения поставленной проблеме, системным подходом к предмету исследования, адекватностью эмпирических методов поставленной цели и задачам исследования, достаточным объемом и репрезентативностью выборки, математико-статистическими методами анализа.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

1) Обосновано понятие «психосоциальный диссонанс» как несоответствие представлений субъектов взаимодействия нормам, принятым и устоявшимся в обществе (популяции) или иной социальной группе.

2) Определены особенности психосоциального диссонанса по коммуникативно-волевым компонентам в социальных группах, отличающихся по полу, возрасту и особенностям стратегий поведения в конфликтных ситуациях диссонансных по коммуникативно-волевым характеристикам социальных групп (выявлен психосоциальный диссонанс между поколениями по показателям: присоединение (между «сыновьями» и «отцами») и чувствительность к критике (между «сыновьями» и «матерями»)).

3) Выведено математическое выражение психосоциального диссонанса для субъектов взаимодействия (личности, социальные группы), позволяющее количественно определить его величину (меру психосоциального диссонанса) и для социальных групп как интегральная характеристика взаимодействия.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем:

— определен психосоциальный диссонанс как функциональная переменная, которая позволяет в случае нормального распределения характеристик проводить вычисление психосоциального диссонанса только по средним значениям и стандартным отклонениям изучаемых характеристик без статистического набора данных по диссонансу;

— выведены формулы для вычисления группового, межгруппового (интегрального) психосоциального диссонанса в разных социальных группах. Разработан, апробирован и проверен на достоверность метод выявления психосоциального диссонанса;

— предложен алгоритм вычисления психосоциального диссонанса для любых видов распределения плотности вероятности исследуемых характеристик психики.

Практическая значимость исследования заключается в том, что:

Выявление психосоциального диссонанса позволяет определить группы субъектов, склонных к креативному или девиантному поведению.

Определение несоответствия представлений (психосоциального диссонанса) субъектов взаимодействия (личностей, социальных групп) в конфликтных ситуациях поможет предотвратить столкновение интересов, если диагностировать психосоциальный диссонанс до возникновения конфликтаили минимизировать, погасить, если конфликт уже возник. Это может быть применимо в разных сферах взаимодействия: в политике, управлении, производстве, семье и т. д.

Предложенные формулы психосоциального диссонанса помогут прогнозировать тенденцию вероятного поведения больших и малых социальных групп в условиях кризиса общества без статистической обработки эмпирического материала на диссонанс.

В практике семейного консультирования своевременная диагностика психосоциального диссонанса позволяет установить рассогласование членов семьи в их представлениях о семейных ориентирах (целях, ценностях и т. п.) и их корректировать.

Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы диссертации докладывались на научных форумах: Международной научной конференции «Образование как интегративный фактор цивилизованного развития» (Казань, 2005) — Межрегиональной научно-практической конференции «Развитие и саморазвитие личности как субъекта образовательной деятельности» (Казань, 2006) — Международной научно-практической конференции «Здоровьеформирующее образование: опыт, проблемы, прогнозы» (Казань, 2007) — Всероссийской научно-практической интернет-конференции «Формирование ключевых компетенций будущих специалистов» (Казань, 2008) — Международной научной конференции «Социальные представления и самоопределение молодежи в изменяющемся мире» (Саратов, 2009) — Международной научно-практической конференции «Международное сотрудничество в профессиональном образовании: проблемы и перспективы» (Казань, 2009) — Международной научно-практической конференции «Современные проблемы безопасности жизнедеятельности: опыт, проблемы, поиски решения» (Казань, 2010) — Всероссийская научная конференция «Экспериментальная психология в России: традиции и перспективы» (Москва, 2010), IV Всероссийская конференция с международным участием «Человек и мир: психология конфликта и риска инноваций» (Ижевск, 2012) и др. Основные результаты отражены в 6 публикациях в журналах, рекомендованных ВАК.

Положения, выносимые на защиту:

1. Психосоциальный диссонанс — имманентная характеристика взаимодействия любой развивающейся социальной группы, проявляющееся как несоответствие представлений субъектов взаимодействия неофициально принятым, но устоявшимся нормам бытия и деятельности этих социальных групп.

2. Психосоциальный диссонанс индивидуально-группового взаимодействия представлен линейной математической моделью и численно определяется коэффициентом. Межгрупповой диссонанс описывается нелинейной моделью и определяется как интеграл от вероятностной функции распределения значений коммуникативно-волевых показателей субъектов взаимодействия.

3. Особенности психосоциального диссонанса проявляются в разных по возрасту и полу группах по показателям эмпатии, присоединения и чувствительности к критике: в быстроразвивающемся мире существует психосоциальный диссонанс между возрастными социальными группами (увеличивающееся расхождение представлений между поколениями) и отсутствует диссонанс между половыми социальными группами (сближение представлений вследствие феминизации общества).

Структура и объем диссертации

включает введение, две главы, заключение, приложение, список литературы из 147 источников (из них 21 на иностранном языке), изложенных на 156 страницах, содержащих 14 таблиц и 41 рисунков.

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ.

1. Подтвердилась гипотеза: психосоциальный диссонансимманентная характеристика индивидуально-группового и межгруппового взаимодействия, достоверно описываемая математической моделью и проявляющаяся через коммуникативно-волевые признаки как несоответствие представлений субъекта социальной группы групповым нормам и несоответствие представлений социальной группы нормам общества (популяции).

2. Психосоциальный диссонанс в половозрастных группах имеет особенности: а) тенденции к диссонансу в обществе в целом: для Крр > +1: по показателю чувствительности к критике у социальных групп мужчин и женщин 40 — 65 лет, для Кгр < -1: по показателю присоединения у всей выборки, кроме социальной группы мужчин 20 — 40 летб) между половозрастными группами: для Кгр < -1:

— тенденции к диссонансу по показателю эмпатии между социальными группами женщин и мужчин 20 — 40 лет,.

— диссонанс по показателю присоединения между социальными группами мужчин 20 — 40 лет и 40 — 65 лет, для Крр>+1:

— диссонанс по показателю чувствительности к критике между социальными группами мужчин 20 — 40 лет и женщин 40 — 65 лет.

Таким образом, выявлен психосоциальный диссонанс между поколениями, потенциально предрасполагающий к конфликту, по показателям: присоединение (между «сыновьями» и «отцами») и чувствительность к критике (между «сыновьями» и «матерями»).

3. Теоретически обоснованная аналитическая модель позволяют без громоздкой статистической обработки эмпирических данных достоверно определить индивидуальный и межгрупповой психосоциальный диссонанс в обществе только по двум показателям: среднему значению и стандартному отклонению значений коммуникативно-волевых признаков.

4. Чем больше показатель интегрального диссонанса социальной группы, тем выше напряженность между группой и обществом, тем выше вероятность, что эта группа будет в конфронтации с ним по одному из коммуникативно-волевых признаков.

5. Превентивно диагностируемый межгрупповой психосоциальный диссонанс позволяет прогнозировать развитие социальных процессов в обществе и на этом основании выстраивать стратегию предупреждения социальных кризисов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Выбор темы исследования определялся той ролью, которую играют взрослые в разрешении комплекса социально-психологических задач современности. От того, какими являются общепсихологические представления о больших социальных группах, зависит решение научных вопросов о психическом развитии взрослых: о становлении их психических процессов, результативной стороны реализуемой ими деятельности, эмоциональной стороны общения и саморегуляции, психосоматических особенностей и происхождения индивидуальных различий.

Актуальным становится диагностика и количественное определение психосоциального диссонанса, определении его роли в психическом развитии индивида, социальной группы, построение структурных и численных моделей психосоциального диссонанса и развития психики.

Своевременно диагностируемый групповой психосоциальный диссонанс позволяет прогнозировать социальные процессы в обществе и на этом основании выстраивать стратегию предупреждения социальных кризисов.

В перспективе есть возможность расширить и разнообразить выборку по роду занятий и специальностейпровести исследование контрольных групп, отличающихся по образованию, возрасту, одаренностивозможно, отследить проявления психосоциального диссонанса по другим компонентам психического развития взрослых, дополнить и расширить программы, предназначенные для формирования и развития коммуникативно-волевой сферы личности, продолжить теоретические, аналитические исследования психосоциального диссонанса. А также на основе полученных аналитических моделей провести психофизиологические исследования при помощи необходимых приборов.

Полученные вероятностные функции распределения значений психосоциальных конструктов дают возможность более конкретно численно, математически) интерпретировать определения психических явлений: психического процесса — как все семантическое многообразие, отраженное, метрически упорядоченное в числовой оси или отрезкепсихического состояния — как точка с окрестностью на этой числовой оси в данный момент времени V, и свойства — как наиболее вероятные, стабильные и чаще всего встречающиеся значения на некотором интервале числовой оси. А введение психосоциального диссонанса как характеристики сравнения (взаимодействия) между распределениями (субъектами взаимодействия) дает возможность вводить функциональные переменные в гуманитарные исследования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. H.A. Мотивы выбора качеств значимых людей в процессе общения и в процессе самовыбирания. / Н. А. Ананьева // Мир психологии, — 1999. — № 3, — с. 167−179.
  2. Андреева Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. М.: Аспект Пресс, 2004. — 365 с.
  3. E.H. Эмоциональная напряженность младшего школьника: Дис. канд. психол. наук: 19.00.07. СПб., 1999.
  4. А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров / А. Г. Асмолов. М., Воронеж: АПСН, 1996. -766 с.
  5. Р. Психосинтез: теория и практика. От душевного кризиса к высшему «Я» / Р. Ассаджоли. Сб. — М.: РЕФЛ-бук, 1994. -313с.
  6. E.H. Стадии развития волевых процессов / E.H. Баканов //Вестник МГУ. 1977. — № 4. — С. 12−22.
  7. Е.З. Идентификация с другими как механизм формирования смысловой сферы личности. Автореф. дисс. канд. психол.н. / Е. З. Басина.- М, 1986, 23 е., (Дисс. 194 с).
  8. М.Я. Воля как предмет функциональной психологии / М. Я. Басов. М.: Алетейя, 2007. — 544 с.
  9. Р. ТРАНСформация: Как использовать гипноз для изменения жизни к лучшему / Ричард Бендлер. М.: Эксмо, 2010. — 384 с.
  10. Д.В. Влияние организованности группы на лидерство и его эффективность в напряженных ситуациях совместной деятельности: На примере учебных групп подростков и юношей: Дис.. канд. психол. наук: 19.00.05. Курск, 2005.
  11. Н.П. Магия мозга и лабиринты жизни / Н. П. Бехтерева. доп.изд. — М.: ACT: Полиграфиздат. — СПб.: Сова, 2010. -383 с.
  12. О.П. Эвристический потенциал теории когнитивного диссонанса в формировании и развитии философского знания : Дис.. канд. филос. наук: 09.00.01 Магнитогорск, 2004
  13. М.И. Нормы общения и внутренний мир личности / М. И. Бобнева // Проблема общения в психологии. Под ред. Б. Ф. Ломова. -М.: Наука, 1981. С.241−263.
  14. , Т. В. Социальные представления как объект психологического исследования Дис.. канд. психол. наук: 19.00.05 М., 1996.
  15. A.A. Личность и общение. Восприятие и понимание человека человеком: Избранные труды / A.A. Бодалев. М.: Изд-во МГУ, 1982. — 653 с.
  16. В.А., Ложкин Г. В., Плющ А. Н. Нелинейная модель мотивационной сферы личности / В. А. Бодров, Г. В. Ложкин, А. Н. Плющ // Психологический журнал. Т.22, № 2. — с.90−99.
  17. Л.И. Опыт экспериментального изучения произвольного поведения / Л. И. Божович // Вопросы психологии. 1976. — № 4. — С. 55−68.
  18. В.Ю. Типология ценностных позиций и состояния кризисного сознания / В. Ю. Бойко // Ценности социальных групп и кризис общества. Сб. науч. тр. М.: ИФАН, 1991. — С.59−73.
  19. Большая Российская Энциклопедия, в 30 т., т. Россия. -М.:БРЭ, 2004. 1007с.
  20. И.В. Взаимосвязь самооценки и волевой регуляции в онтогенезе / И. В. Боязитова // Психологический журнал. -1998.-№ 4.- С. 27- 40.
  21. И.Н., Семендяев К. А. Справочник по математике для инженеров и учащихся ВТУЗов / И. Н. Бронштейн. К.А., Семендяев. М.: «Наука», 1980. — 976 с.
  22. A.B. Мышление и прогнозирование / А. В. Брушлинский. М.: «Мысль», 1979. — 101с.
  23. A.B., Поликарпов В. А. Мышление и общение / A.B. Брушлинский, В. А. Поликарпов. Минск: Университетское, 1990. -214 с.
  24. A.B. Становление волевой регуляции в кризисные периоды развития личности / A.B. Быков // Прикладная психология и психоанализ. 2002. — № 4. — С.5- 25.
  25. Г. А. Смысл жизни и «двойной кризис» в жизни человека / Г. А. Вайзер // Психологический журнал. 1998. — Т. 19., № 5. -С.3−14.
  26. Ф.Е. Жизненный мир и кризис: типологический анализ критических ситуаций / Ф. Е. Василюк // Психологический журнал. 1995. — Т.16, № 3. — с. 90 — 101.
  27. В.В., Халитов Р. Г. Коммуникативно-волевой компонент диссинхронии психического развития одаренных взрослых / В. В. Васина, Р. Г. Халитов // Методическое пособие. Казань: ПРО РТ, 2005.-38 с.
  28. Е.А. Опыт лингвистического исследования когнитивного диссонанса в английском дипломатическом дискурсе : Дис.. канд. филол. наук: 10.02.04 Иркутск, 2004.
  29. Е.Б. Проблема социализации и ее эффектов в развитии личности и ее смысловых установок / Е. Б. Весна // Мир психологии. -2001. № 2. — с. 154−165.
  30. Введение в тендерные исследования: в 2 ч. / Под ред. И. А. Жеребкиной. СПб.: Алетейя, 2001. 200 с.
  31. Веккер JIM. Психика и реальность: единая теория психических процессов / JIM. Веккер. М.: Смысл, 1998. — С.671- 679.
  32. А. В. Пифагор: союз истины, добра и красоты / A.B. Волошинов. М.: ЖИ, 2007. — 226 с.
  33. JI.C. Конкретная психология человека / J1.C. Выготский // Вестник Московского Университета. Сер. 14. Психология. -1986. -№ 1.-С. 52−65.
  34. JI.C. Собр.соч.: в 6 тт. / JI.C. Выготский. М.: Педагогика, 1982, 1983, 1985, 1988,1989, 1990.
  35. Г. Ш. Самоуправление психическим состоянием / Г. Ш. Габдреева. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1981. — 64 с.
  36. Л.М. Мотивационно-регуляционная функция психологической напряженности. На материале студентов педвуза: Дис.. канд. психол. наук: 19.00.07. М., 1998.
  37. A.A. Коммуникативная креативность субъекта как фактор эффективности группового решения задач / A.A. Голованова. -: Дис.. канд. психол. наук: 19.00.01: Казань, 2003. 147 с.
  38. Т.А. Социология пола и тендерных отношений / Т. А. Гурко // Социология в России. Под ред. В. А. Ядова. М.: Из-во ИС РАН, 1998.-c.173 — 195.
  39. A.A. Акмеология / A.A. Деркач. М.:РАГС, 2000.400с.
  40. Диагностика коммуникативного потенциала профессионала. Опросник А. Меграбиана: Методические рекомендации для практических психологов, студентов психологических факультетов / Сост. И. А. Серегина. Н. Новгород: Изд-во НГПУ, 2001. — 24с.
  41. Диагностика волевого потенциала профессионала. Шкала экстернальности интернальности Дж. Роттера: Методическиерекомендации для практических психологов, студентов психологических факультетов / Сост. И. А. Серегина. Н. Новгород: Изд-во НГПУ, 2001. — 20 с.
  42. Т.П. Социальное представление понятие и концепция: итоги последнего деятилетия / Т. П. Емельянова // Психологический журнал, — Т. 22, № 6, 2001. — С. 39 — 47.
  43. Т. П. Конструирование социальных представлений в условиях трансформации российского общества: дис.. д-ра психол. наук: 19.00.05. Москва, 2006. 407 с.
  44. М.В. Профессиональный тип личности и развития нервно-психического напряжения в педагогической деятельности: Дис. канд. психол. наук: 19.00.07. СПб., 1995.
  45. А. Л. Психология совместной деятельности в условиях организационно-экономических изменений: дис. в виде научного доклада. д-ра психол. наук.. М.: Изд-во ИП РАН, 1999.
  46. А. Л. Коллективный субъект: основные признаки, уровни и психологические типы // Психологический журнал. 2009. Т. 30. № 5. С. 72 80.
  47. А.Л., Нестик Т. А. Групповая рефлексивность: основные подходы и перспективы исследований. Психологический журнал, 2012, том 33, № 4, с. 27 37.
  48. Р.Р. Влияние зон биологического дискомфорта на эмоциональное напряжение и психическое здоровье подростков : Дис.. канд. психол. наук: 19.00.01. Казань, 2003.
  49. В.П. Человек развивающийся. Очерки российской психологии / В. П. Зинченко, Е. Б. Моргунов. М.: Тривола, 1994. — 304с.
  50. Т.П. Когнитивная и возрастная психология. /Т.П.Зинченко М.: «Модэк», 2000. — 604с.
  51. В.А. Психологические механизмы волевой регуляции / В. А. Иванников. М.: УРАО, 1998. — 144 с.
  52. Е.П. Психология воли / Е. П. Ильин. СПб.: Питер, 2002. 288с.
  53. Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины / Е. П. Ильин. СПб.: Питер, 2002. — 544с.
  54. Е.П. Психология общения и межличностных отношений / Е. П. Ильин. СПб.: Питер, 2009. — 576 с.
  55. В.К. На путях построения теории воли / В. К. Калин // Психологический журнал. 1989. — № 2. — С. 46−55.
  56. А.Р. Особенности коммуникативных качеств личности и их взаимосвязь с эмоциональным выгоранием учителей. Автореф.канд.психол.н. 19.00.05. / А. Р. Каримова.- Казань: КГУ, 2003. -19 с.
  57. И.С. От психологии пола к тендерным исследованиям в психологии / И. С. Клецина // Вопросы психологии.2003.-№ 1,-С. 61−78.
  58. Кон И. С. Психология половых различий / И. С. Кон // Вопросы психологии. 1981. — № 2. — С. 47−57.
  59. O.A. Общая способность к саморегуляции как фактор субъектного развития / О. А. Конопкин // Вопросы психологии.2004.-№ 2.-С.128−135.
  60. О.В., Лидере А. Г. Социальная психология старости / О. В. Краснова, А. Г. Лидере. М.: Академия, 2002. — 288 с.
  61. Н.В., Реан A.A. Профессионализм педагогической деятельности / Н. В. Кузьмина, А. А. Реан. СПб: Рыбинск, 1993.- 54 с.
  62. В.Н. Трудности межличностного общения. Автореф. дис. д-ра психол.наук. 19.00.05. / В. Н. Куницына. СПб., 1991.
  63. Н.С. Возрастные и типологические предпосылки развития способностей. Автореф. дис. док. психол. наук / Н. С. Лейтес. -М., 1970.-32 с.
  64. Н.С. Умственные способности и возраст / Н. С. Лейтес. -М.: Педагогика, 1981, 407 с.
  65. Г. Возраст и достижения / Г. Леман. М., 1953. — 208с.
  66. А.А. Психология общения / А. А. Леонтьев. М.: Смысл, 1997.-351 с.
  67. А.Н. Избранные психологические произведения / А. Н. Леонтьев. М.: Педагогика, 1983. — 308 с.
  68. Д.А. Значение и личностный смысл: две стороны одной модели / Д. А. Леонтьев // Психологический журнал. 1996. — Т.П. -N5.-С. 19−30.
  69. . Кризисы жизни. Шансы жизни / Б.Ливехуд. -Калуга: Изд-во «Духовное познание», 1994. 215с.
  70. .Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида / Б. Ф. Ломов // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М.: Наука, 1976.- 64 с.
  71. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б. Ф. Ломов. М.: Наука, 1984. — 400 с.
  72. Д. Социальная психология / Д. Майерс // Пер. с англ. СПб.: Питер, 1997. — 490 с.
  73. К.А. Структуры диссонанса в русском обиходно-бытовом диалоге : Дис. канд. филол. наук: 10.02.01 М., 2004.
  74. П. Синдром диссинхронии / П. Мерша // Психологическое обозрение. 1995. — № 1.- С. 37−39.
  75. А.В. Условия и факторы эффективной диагностики социальной напряженности: Дис.. канд. психол. наук: 19.00.13. М., 1995.
  76. С. Социальное представление: исторический взгляд / С. Московичи // Психологический журнал. 1995. Т. 16. — № 1. — С. 3−18.-№ 2.-С. 3−14.
  77. К. Психология ответственности / К.Муздыбаев. -Л.: Наука, 1983.-240 с.
  78. В.В. О возможности метафорического использования математических представлении в психологии / В. В. Налимов // Психологический журнал. Том 2, № 3, 1981. С.23−30.
  79. В.В. Язык вероятностных представлений / В. В. Налимов // Автоматика, № 1, 1979. с. 62 -74.
  80. В.В. Спонтанность сознания: Вероятностная теория смыслов и смысловая архитектоника личности / В. В. Налимов.- М.: Изд-во «Прометей» МГПИ им. Ленина, 1989. -190с.
  81. Г. С. Самоконтроль человека / Г. С. Никифоров. -Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1989. 234с.
  82. H.H. Межличностные отношения / Н. Н. Обозов. Л.: ЛГУ, 1979.- 152 с.
  83. Общение и познание / Под ред. В. А. Барабанщикова и Е. С. Самойленко (Труды Института психологии РАН) М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2007. — 495 с.
  84. И .Я. В Ритмы жизни и творчества / И. Я. Перна. Л., 1925.-208 с.
  85. Перре-Клермон А. Н. Роль социальных взаимодействий в развитии интеллекта детей / А.Н. Перре-Клермон М.: Педагогика, 1991. -248с.
  86. . Избранные психологические труды / Ж.Пиаже. -М.: Просвещение, 1969. 659 с.
  87. К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. М.:Высш.шк., 1984. 174 с.
  88. .Ф. Социальная психология и история / Б. Ф. Поршнев. М.: Наука, 1996. — 600с.
  89. Психологические исследования общения / Б. Ф. Ломов. М.: Наука, 1985.-344 с.
  90. Психология личности. Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырей. М.: Из-во МГУ, 1982. — 288 с.
  91. Психология среднего возраста, старения, смерти. / Под ред. член-кор. РАО А. А. Реана СПб.: «Прайм-ЕВРОЗНАК», 2003. — 384 с. -(Серия «Мэтры психологии»).
  92. Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. I. Античность / Дж. Реале, Д.Антисери. СПб: «Петрополис», 1994.-336 с.
  93. Т.Я. Когнитивный диссонанс как фактор развития тревожности у учащихся Дис. канд. психол. наук: 19.00.07 Сочи, 1998.
  94. Е. И. Эмоция и воля / Е. И. Рогов. М.: ВЛАДОС, 2001. -239 с.
  95. С.Л. Самосознание личности и ее жизненный путь / С. Л. Рубинштейн // Психология личности. Хрестоматия. Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982.-288 с. -с. 127- 132.
  96. Л.А., Рыбалко Е. Ф. Возрастная динамика самореализации творческой личности / Л. А. Рудкевич, Е. Ф. Рыбалко // Психологические проблемы самореализации личности. Под ред. А. А. Крылова, Л. А. Коростылевой. Спб.: Изд-во СПб ун-та, 1997 г., с. 240.
  97. В.Е. Современные методологические проблемы в российской социальной психологии / В. Е. Семенов //Психологический журнал, 2007, том 28, № 1, с. 38−45.
  98. И.Ф. Диссинхрония психического развития интеллектуально одаренных детей и подростков. Дисс. д-ра.психол.наук: 19.00.01. / И. Ф. Сибгатуллина. Сочи, 2002. — 430 с.
  99. Н. Социология / Н. Смелзер // Пер. с англ. М.: Феникс, 1994.-688 с.
  100. .Н. О разных подходах к проблеме воли в психологии / Б. Н. Смирнов // Вопросы психологии. 2004. — № 3. — С.64−70.
  101. Современная зарубежная социальная психология // Под ред. Г. М. Андреевой. М.: МГУ, 1984. — 255с.
  102. И.Р. Психология взаимоотношений групп в социальной системе: дис.. д-ра психол. наук: 19.00.05: Москва, 2002. -306 с.
  103. Т.А. Особенности волевого компонента Я-концепции при целенаправленном развитии способности к самоуправлению / Т. А. Трифонова. Автореф. дис.канд.психол.н. Казань, 2004. — 22 с.
  104. В.П. Социально-психологические исследования когнитивных процессов: По материалам зарубежных экспериментальных работ / В. П. Трусов // Под ред. В. А. Ядова, Н. В. Кузьминой Л., Изд-во Ленингр. Ун-та, 1980. — 144 с.
  105. Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. — 490 с.
  106. Е.К. Возрастно-половые особенности самооценки волевых качеств: Дис. канд. психол. наук / Е. К. Фещенко. СПб., 1999. -136 с.
  107. В.Э. Основы логотерапии. Психотерапия и религия. Человек в поисках смысла / В. Э. Франкл. СПб.: Речь, 2000. -286 с.
  108. Э. Психоанализ и этика. Человек для себя / Э.Фромм. М.: «Республика», 1993. — 352 с.
  109. И. Долгий путь к мозгу человека / И.Хамори. М.: Мир, 1985.- 150 с.
  110. Ю.Л. Психология общения в современной деятельности. Диссер. д-ра психол. наук / Ю. Л. Ханин. 19.00.07. Л., 1986.-225 с.
  111. Р.Г. Нелинейная модель психосоциального диссонанса / Халитов Р. Г., Юсупов И. М. // Вестник ЛГУ. 2008. — № 3. -с. 140- 148.
  112. Р.Г. Вероятностная модель психического развития личности / Р. Г. Халитов // Межвузовский сборник научных трудов «Проблемы социальной психологии личности. Вып. 3». Саратов: Изд-во Саратовского университета. -. 2006.- С. 56 — 66.
  113. , Р.Г. Нелинейная модель диссонанса в больших социальных группах / Р. Г. Халитов // Казанский педагогический журнал, 2007. № 2 (50). — С. 98 — 101.
  114. Хрестоматия по истории психологии. // Под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. М., Изд-во Моск. Ун-та, 1980. — 296 с. (Дюркгейм Э. Социология и теория познания. С. 212).
  115. Г. А. Виды общения в обучении / Г. А. Цукерман. -Томск, 1993.-280 с.
  116. В.И. Межличностные отношения, внутренняя мотивация и саморегуляция / В. И. Чирков // Вопросы психологии. М.: Школа-пресс, 1997, — № 3. — с. 102 — 112.
  117. Ш. Н. Проблема воли в психологии / Ш. Н. Чхартишвили // Вопросы психологии. 1967.- № 4. — С.72−81.
  118. Ю.А. Понятие группы в марксисткой социальной психологии // Социальная психология / Под ред. Г. П. Предвечного и Ю. А. Шерковина. М.: Политиздат, 1975. 319 с.
  119. Г. Возрастные кризисы / Г. Шихи. СПб.: Ювента, 1999. — 435 с.
  120. Т.И. Проблемы волевой регуляции в онтогенезе / Т. Н. Шульга // Вопросы психологии. 1994. — № 1. — С. 105 — 110.
  121. А.И. Волевые процессы и свойства личности / А. И. Щербакова. Л.: ЛГУ, 1963. — 96с.
  122. Е.П. Функциональная структура воли / Е. П. Щербаков. Дисс.канд.психол.н. 19.00.01. Омск, 1990. — 164с.
  123. Э. Детство и общество / Э. Эриксон // Изд. 2-е, перераб. и доп. Пер. с анг. СПб.: Ленато, ACT, Фонд «Университетская книга», 1996. — 592 с.
  124. И.М. Вчувствование. Проникновение. Понимание / И. М. Юсупов. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1993.- 202 с.
  125. Allport F. Social Psychology. N. Y.: Houghton, Mifffin, 1924.
  126. Anderson R. M. A Holographic Model of Transpersonal Psychology // J. Transpersonal Psychol., 1977, v. 9, N 2, p. 119—128.
  127. Asch S. E. Effect of group pressure upon the modification and distortion of judgement. // In Groups, leadership and men. Pitsburg, 1951. pp. 177−190.
  128. Differentiation between social groups: Studies in the social psychology of intergroup relations/Ed. H. Tajfel. L.: Acad. Press, 1978/
  129. Milgram S. Obedience to authority. New York, 1968. — 163 p.
  130. Moscovici S. On Social representations // Social cognition: Perspectives on everyday understanding. / Ed. By P.J.Forgas. London, 1981. P. 181−209.
  131. Festinger L. A theory of cognitive dissonance / Stanford, 1957. -396 P.
  132. Festinger L. Conflict, decision and dissonance. N.Y., 1964. -112 p.
  133. Rotter J.B. Generalized expectances for internal versus external control of reinforcement / Psychological Monographs, 80 (entier № 609). -1966.-200 p.
  134. Sternberg R. Metaphors of Mind. // Cambridge: Cambridge University Press, 1990. 159 p.
  135. Tcyjfel H. La categorisation social//Introduction a la Psychologic Sociale/Ed. S. Moscovici. P.: Larousse, 1972. P. 272—302.
  136. H. (Ed.) Social identity and intergroup relations. P.: Maison des Sciences de l’Homme and Cambridge: Univ. Press, 1982.
  137. Tajfel H., Turner J. The social identity theory of intergroup behaviour//Psychology of Intergroup Relations, 2nd edn./Eds S. Worchel, W. Austin. Chi.: Nelson-Hall, 1986.
  138. Turner J, Social comparison and social identity: Some prospects for intergroup behaviour//Europ. J. Soc.Psychol. 1975. № 5. P. 5— 34.
  139. Turner J, The experimental social psychology of intergroup behaviour//Intergroup Behaviour/Eds J. Turner, H. Giles. Oxford, 1981. P. 66— 101.
  140. Turner J. Social categorization and the self-concept: a social cognitive theory of group behaviour//Advances in Group Processes/Ed. E. Lawer. 1985. V. 2. P. 77—121.
  141. Turner J., Oakes P. Self-categorization theory and social influence//The Psychology of Group Influence, 2nd edn./Ed. P. Paulus. Hillsdate, N. Y.: Erlbaum, 1989.
  142. Terrassier J.-C. Dyssynchrony-Uneven Development / Freeman J. (Ed.) // The Psychology of Gifted Children. NY: John Wiley. — 1985. -P.265−274.
  143. Welwood J. On. Psychological Space. // J. Transpersonal Psychol., 1977, v. 9, N 2, p. 97—118.
  144. Wilber K. The Spectrum of Consciousness. Wheaton., 1977.374 p.
  145. Zimbardo P.G. Choice, anonymity and deindividualization. // In Nebraska symposium on motivation. Lincoln, 1969. — V.17.- pp.237- 307.
Заполнить форму текущей работой