Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Сравнительная характеристика настойчивости личности у старших школьников и студентов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Индивидуально-психологические особенности настойчивости у старших школьников и студентов проявляются в степени выраженности и доминировании различных переменных данного свойства. С количественной стороны, настойчивость старших школьников отличается большей выраженностью динамического, регуляторного и мотивационного компонентов данного свойства. У студентов доминирующими переменными настойчивости… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 1. 1. Проблема возрастных особенностей волевых черт личности и задачи исследования
    • 1. 2. Настойчивость и различные подходйМ--ёе'- изучению
    • 1. 3. Методика целостного изучения настойчивости
  • Глава 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА НАСТОЙЧИВОСТИ щ ЛИЧНОСТИ У СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ
    • 2. 1. Регуляторно-динамические показатели настойчивости и особенности их соотношений у старших школьников и студентов
    • 2. 2. Продуктивно-смысловые характеристики настойчивости и особенности их соотношений у старших школьников и студентов
    • 2. 3. Установочно-рефлексивные признаки настойчивости и особенности их соотношений у старших школьников и студентов
    • 2. 4. Сравнительный анализ факторной структуры настойчивости у старших школьников и студентов
  • Глава 3. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАСТОЙЧИВОСТИ ЛИЧНОСТИ * У СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ
  • Ш 3.1 Количественная характеристика настойчивости личности у старших школьников и студентов
    • 3. 2. Качественная характеристика настойчивости личности старших школьников и студентов
    • 3. 3. Целостная характеристика настойчивости личности старших школьников и студентов

Сравнительная характеристика настойчивости личности у старших школьников и студентов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования свойств личности и, в частности, настойчивости, диктуется недостаточностью разработки данной проблемы, ее теоретической и практической значимостью. Различие свойств личности и настойчивости, в том числе, невозможно понять вне их возрастного аспекта. Кроме того, для формирования настойчивости необходимо знать ее природу и психологическую структуру, что позволит найти оптимальные условия для развития данного качества личности у различных групп людей. В этой связи, сравнительный анализ настойчивости, выявление специфики ее психологической структуры создает реальную основу для выбора научно-обоснованного подхода в развитии и формировании настойчивости старших школьников и студентов, в процессе учебно-воспитательной работы.

На решение указанных теоретических и практических вопросов и на-^ целена данная работа.

Объект исследования — настойчивость как системное качество личности.

Предмет исследования — психологические особенности настойчивости личности у старших школьников и студентов.

Цель исследования — сравнительный анализ специфики психологических проявлений настойчивости личности у старших школьников и студентов.

Основные гипотезы исследования:

1. Специфика настойчивости личности у старших школьников и студентов может обнаруживаться, как в степени выраженности ее различных переменных, так и в способах их организации.

2. Различия в психологических проявлениях настойчивости у старших школьников и студентов могут выступать, как в регуляторно-динамических инструментальных) признаках, так и в мотивационно-смысловых (содержательных) ее составляющих.

Задачи исследования:

1. Раскрыть целостную структуру настойчивости как системного качества личности;

2. Выявить особенности возрастных различий в продуктивно-смысловых составляющих настойчивости старших школьников и студентов;

3. Определить специфику ее проявлений в регуляторно-динамическом аспекте у старших школьников и студентов;

4. Выявить основные трудности в реализации настойчивости у старших школьников и студентов;

5. Дать целостную характеристику настойчивости старших школьников и студентов. ф Теоретической основой исследования настойчивости являлись положения о системном характере свойств личности (К.А.Абульханова-Славская, В. Г. Асеев, Б. Г. Ананьев, И. В. Дубровина, Н. И. Рейнвальд, A.M.Прихожан, Б. М. Теплов, Д. И. Фельдштейн и др.) и концепция многомерно-функциональной организации черт личности (А.И.Крупнов).

Методы исследования. Для измерения настойчивости использовались «Тест суждений» и «Бланковый тест», разработанные А. И. Крупновым, а также приемы статистической обработки данных (корреляционный, погрупповой и факторный анализы). Было исследовано 50 старших школьников и 50 студентов.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования.

— Раскрыто психологическое содержание настойчивости, в целостном единстве ее установочно-целевых, динамических, мотивационных, когнитивных, эмоциональных, регуляторных, продуктивных и рефлексивно-оценочных ха-ф рактеристик.

• - Выявлены, как общие, так и специфические связи внутри смыслового, инструментального блоков настойчивости личности у старших школьников и студентов.

— Раскрыта специфика факторной структуры настойчивости личности у старших школьников и студентов. Показана большая ее дифференцирован-ность у старших школьников, чем у студентов.

— Выявлены различия в степени выраженности регуляторно-динамических и мотивационно-смысловых переменных настойчивости личности у старших школьников и студентов.

— Показаны психологические различия в трудностях реализации настойчивости у старших школьников и студентов.

— Дана целостная психологическая характеристика настойчивости личности старших школьников и студентов, раскрывающая качественное своеобразие ф данного свойства на различных этапах юношеского возраста.

Надежность и достоверность результатов исследования обеспечивалась исходной теоретической концепцией, валидностью и надежностью психодиагностического инструментария, репрезентативностью выборки, а также применением методов статистической обработки данных.

Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные теоретические результаты и обобщения могут быть использованы в спецкурсах по психологии, в практике психоконсультационной, психокор-рекционной работы, диагностике настойчивости, а также при подготовке научно-методических материалов, направленных на развитие настойчивости старших школьников и студентов.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты и основные выводы исследования докладывались на научно-практических конференциях в Уральском государственном педагогическом университете г. Екатеринбург, 1998 г.), публиковались на II съезде Российского Психологи.

Ш ческого Общества (г. Ярославль, 1998 г.), докладывались на теоретических семинарах, а также использовались в практической работе по развитию настойчивости у студентов.

На защиту выносятся следующие положения:

— Психологическое строение настойчивости, как системного качества личности, составляют установочно-целевые, динамические, мотиваци-онные, когнитивные, эмоциональные, регуляторные, продуктивные и рефлексивно-оценочные характеристики, которые обеспечивают постоянство и силу стремлений субъекта к достижению поставленных целей.

— Существуют общие специфические моменты в психологической структуре настойчивости личности у старших школьников и студентов.

— Индивидуально-психологические особенности настойчивости личности у старших школьников и студентов проявляются, как в степени выраф женности инструментальных, так и мотивационно-смысловых переменных данного свойства.

— Особенностью настойчивости личности старших школьников является выраженность динамического, регуляторного и мотивационного ее компонентов. У студентов же доминирующими являются эмоциональный, когнитивный и продуктивный составляющие данного свойства. Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы. Диссертация иллюстрирована таблицами, схемами и рисунками.

Заключение

и выводы.

Анализ литературных данных, проведенных в работе, свидетельствует о том, что наблюдаются два основных подхода к изучению настойчивости. В содержании работ, выполненных в русле аналитического подхода, изучаются отдельные стороны свойства. В этом случае, авторы связывают настойчивость: с силой волевого усилия, устойчивостью и широтой (А.И.Самошин, 1967; Т. С. Конорева, 1982;А. И. Высоцкий, 1984 и др.) — силой нервной системы (Н.С.Лейтес, 1977; В. П. Прядеин, 1988 и др.) — с мотивацией личности (Л.И.Божович, 1976; К.А.Абульханова-Славская, 1991; Н. И. Рейнвальд, 1992) — с ее эмоциональной сферой (А.П.Рудик, 1961; В. А. Иванников, 1990 и др). Имеются исследования, посвященные и анализу результативной стороны настойчивости. В контексте данной стратегии анализируется, как проявление # (непроявление) настойчивости отражается на результатах деятельности, в различных сферах жизни (Н.А.Менчинская, 1975; Е. П. Ильин, 1988; Г. С. Прыгин, 1989 и др).

Второй подход отражает системное изучение настойчивости (А.И.Крупнов, 1986; О. Б. Барабаш, 1992; И. А. Пономарева, 1993; Н. Н. Будрейка, 1996; Т. О. Сокова, 1999 и др) включающее в себя взаимодействие динамических, эмоциональных, регулятивных, мотивационных, когнитивных, продуктивных, установочно-целевых и рефлексивно-оценочных, обеспечивающее упорядочивание, планомерность и своевременность деятельности, рациональное расходование времени и средств при достижении поставленных целей.

В изучении психологической структуры настойчивости и ее специфики у старших школьников и студентов, нами использовался корреляционный и факторный анализ. Сравнивая полученные данные, можно констатировать ^ наличие, как общих признаков, так и специфических различий в связях меж.

V ду переменными отдельных ее компонентов, обнаруженные, как внутри регуляторно-динамического и мотивационно-смыслового аспектов, так и в общей структура свойства.

Сравнительный анализ психологических характеристик настойчивости старших школьников и студентов опирался на статистическую оценку значимости различий в выраженности различных переменных настойчивости, с помощью t критерия Стьюдента. Степень выраженности регуляторно-динамических показателей настойчивости личности у старших школьников и студентов свидетельствует о том, что, с одной стороны, обнаруживается общность в проявлениях настойчивости, в частности в динамическом компоненте, с другой стороны, имеются и достоверные различия. Основное содержание этих различий сводится к тому, что у студентов больше выражены положительные эмоциональные переживания, в ходе реализации настойчивого Л поведения, а также меньшая выраженность пассивности в регуляции настойчивости. Иными словами, студенты в большей мере обладают навыками активной саморегуляции настойчивого поведения. Количественные показатели продуктивно-смыслового аспекта настойчивости личности у старших школьников и студентов обнаружили общность в мотивационно — смысловых признаках настойчивости, в частности в продуктивном компоненте, но и показали специфику. Психологический смысл этой специфики определяется тем, что у старших школьников больше выражена социоцентрическая мотивация, в ходе реализации настойчивого поведения, и меньшая выраженность осведомленности об изучаемом свойстве. Количественные показатели установоч-но-целевых и рефлексивно-оценочных составляющих настойчивости личности у старших школьников и студентов свидетельствуют о том, что, с одной стороны, обнаруживается общность в характере личностных и операциональных трудностей реализации настойчивости, с другой стороны, имеются отли-Ф чия в целевых установках. У старших школьников больше выражены и лично ностно-значимые и общественно-значимые установки, на реализацию настойчивости, что свидетельствует о широте и разнообразии их целевых установок, по сравнению со студентами, целевые установки которых более сконцентрированы и целенаправленны.

Полученные результаты исследования подтверждают исходные гипотезы и позволяют сделать следующие выводы:

1. Настойчивость представляет собой системное качество личности, включающее в себя единство установочно-целевых, динамических, когнитивных, эмоциональных, мотивационных, регуляторных, продуктивных и рефлексивно-оценочных переменных, тесно связанных между собой.

2. Существуют общие и специфические связи внутри смыслового, инструментального блоков настойчивости личности у старших школьников и студентов.

3. Имеется специфика в структурной организации настойчивости личности у старших школьников и студентов. У старших школьников факторная структура состоит из пяти факторов. У студентов же признаки настойчивости интегрируются в четыре фактора.

4. Индивидуально-психологические особенности настойчивости у старших школьников и студентов проявляются в степени выраженности и доминировании различных переменных данного свойства. С количественной стороны, настойчивость старших школьников отличается большей выраженностью динамического, регуляторного и мотивационного компонентов данного свойства. У студентов доминирующими переменными настойчивости являются эмоциональный, когнитивный и продуктивный ее компоненты.

5. Основные трудности в реализации настойчивости, как у старших школьников, так и у студентов связаны с инструментальным аспектом реализации настойчивости, с отсутствием необходимых навыков настойчивого поведения и способов саморегуляции эмоциональных состояний.

6. Практическая направленность исследования проявилась в том, что как выяснилось из бесед, старшие школьники и студенты в ходе эксперимента стали лучше осознавать и рефлексировать возможности своего настойчивого поведения. У них появились намерения и желания к самовоспитанию настойчивости, целенаправленному развитию ее отдельных сторон и устранению трудностей в реализации данного качества личности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Типология активности личности. //Пси хол. журнал. — 1985. — Т. 6. — № 5. — С. 3 — 17.
  2. Абульханова-Славская К. А. Активность и сознание личности как субъекта деятельности / / Психология личности в социалистическом обществе. М.: Наука, 1989. — С. 110 -134.
  3. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. -299с.
  4. Активность и жизненная позиция личности / Под ред. К.А. Абульхано-вой-Славской. М.: ИП АН СССР, 1988. — 260 с.
  5. . Г. Психологическая структура человека как субъекта. / / Человек и общество. Д.: Изд-во ЛГУ, 1967, вып. 2, С. 235 — 249. ф 6. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Д.: Изд-во ЛГУ, 1968.337 с.
  6. . Г., Палей И. М. О психологической структуре личности. / / Проблемы личности. М., 1970. С. 39 — 50.
  7. . Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977. 342с.
  8. .Г. Избранные психологические труды. М., 1980. 287 с.
  9. Л.И. Некоторые теоретические проблемы психологии личности / / Вопр. психол. 1978. № 1. — С. 37 — 49.
  10. Л. И. Системный подход к изучению и формированию личности / / Проблемы психологии личности. М., 1982. — С. 140 -147.
  11. В. Г. Мотивация поведения и формирование личности. -М.:Мысль, 1976, 158 с.
  12. А.Г. Психология личности . М.: Изд-во МГУ, 1990.
  13. Ю.К. Оптимизация процесса обучения. М.: Педагогика, 1974. -256 с.
  14. О. Б. Психолого- педагогические основы самовоспитания настойчивости в студенческом возрасте: Дис. канд. пед. наук. М., 1992. -185 с.
  15. О.Б. О некоторых трудностях в реализации настойчивости студентов / / Формирование и развитие личности. М.: Ин-т молодежи, 1992. — С. 23 -25.
  16. Е.Н. Исследование генезиса волевого действия: Автореф.. .. канд. психол. наук. М., 1979. — 16 с.
  17. Д.П. Типологизация учебной активности старшеклассников / / Вопр. психол. 1988. № 3. — С. 50−57.
  18. A.M. О влиянии волевых черт учащихся на их успеваемость / / I О повышении успеваемости школьников и принципе значимости в психологии. М.: МГПИ, 1958. — С. 63 — 132.
  19. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. — 464 с.
  20. Л.И. Опыт экспериментального изучения произвольного поведения / / Вопр. психол. 1976. № 4. — С. 56−68.
  21. М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. М.: Наука, 1978.
  22. МИ. Методологические проблемы изучения личности. // Человек в системе наук. М., 1989. — С. 426−470.
  23. М. Воля и волевые качества личности / / Психология личности в социалистическом обществе. М.: Наука, 1989. — С. 134−144.
  24. Н.Н. Межполовые различия в психологических проявлениях настойчивости девушек и юношей: Автореф. дис.канд.психол.наук.ш М., 1996. 17с.
  25. Н.Н. Различные подходы к изучению настойчивости личности. Материалы V психолого-педагогических чтений молодых ученых, аспирантов, слушателей и студентов Института молодежи. М., 1994
  26. М.Е. Безвольная личность: Выход из тупика. М.: Знание, 1989. -63 с.
  27. В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М.: МГУ, 1990.-288 с.
  28. А. И. К развитию настойчивости у подростков / / Проблемы психологии воли. Материалы IV научной конференции. Рязань, 1974. -С. 100−102.
  29. А.И. Возрастная динамика волевой активности школьников / / Вопросы психологии волевой активности личности и коллектива. Рязань: РГПИ, 1984.-С. 22−32.
  30. А. И., Антонченкова Л. П., Тетерина Т. В. Экспериментальное изучение настойчивости школьников / / Вопросы психологии воли. -Рязань: РГПИ, 1979. С. 41−51.
  31. Т.Г. Моральная ответственность как качество личности: Авто-реф. дис. канд. психол. наук. М., 1984. — 19 с.
  32. Э.А. Некоторые направления и перспективы исследования природных основ индивидуальных различий // Вопр. психол. 1988. № 3. -С. 16−28.
  33. Л.П. Резервы человеческой психики. М.: Политиздат, 1989. — 318 с.
  34. В. К. Современные направления в экспериментальном исследовании черт личности. / /Личность и деятельность. 1982. — С. 36 -43.
  35. А.К. Мотивы учебной деятельности студентов. Харьков: л ХГУ, 1987. — 55 с.
  36. Г. А. О некоторых источниках волевой активности студентов /
  37. В. А. Психологические механизмы волевой регуляции. М.: МГУ, 1991. — 142 с.
  38. В. А., Эйдман Е. В. Структура волевых качеств по данным самооценки / / Психол. журн. 1990. № 3. — С. 39−49.
  39. В.А. Воля: миф или реальность. / / Вестн. моек, ун-та. Сер. 14. — Психология. — М., 1993. — № 2. — С. 70−73.
  40. Ф 43. Иващенко А. В. Идейно-нравственное воспитание старших школьников.- М.: Просвещение, 1987. 208 с.
  41. Е.П. Волевые качества и эффективность деятельности. Вып. 4. -Ярославль, 1977. С. 28 -46.
  42. Е.П. Стиль деятельности: Новые подходы и аспекты / / Вопр. психол, — 1988. № 6. С. 85−93.
  43. И.Ю. Ценностные ориентации в личностной системе регуляции поведения. / / Психологические механизмы регуляции социального поведения. М&bdquo- 1979. — С. 252−267.
  44. В. К. Экспериментальное изучение волевого усилия: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1968. — 18 с.
  45. В.К. На путях построения теории воли //Психол. журн. 1989. Т. 10, № 2.-С. 46−55.
  46. А.Г. Воспитание ума, воли и чувств у детей. Минск: Народ-Ill ная асвета, 1979. — 144 с.
  47. А.Г. Личность воспитывает себя. -М.: Политиздат, 1983. 256с.
  48. А. Г., Мясищев В. Н. Психические особенности человека. Л.: ЛГУ, 1957. Т. 1 -259 с.
  49. Л.Н. Значение волевой подготовки старшеклассников и адаптации к вузовским условиям. / / Вопросы психологии личности. Рязань: РГПИ, 1973. — С. 118−123.
  50. О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. -М.: Наука, 1980. 256.
  51. О.А. Психологическая саморегуляция произвольной активности человека (структурно-функциональный аспект). / / Вопросы психологии. № 1. — 1995. — С. 5−13.
  52. О. А. Функциональная структура саморегуляции деятельно-щ сти и поведения / / Психология личности в социалистическом обществе.-М.: Наука, 1989. С. 158−172.
  53. О. А., Морсанова В. И. Стилевые особенности саморегуляции деятельности / / Вопр. психол. 1989. № 5. — С. 18−26.
  54. О. А., Прыгин Г. С. Связь учебной успеваемости студентов с индивидуально-типологическими особенностями их саморегуляции / / Вопр. психол. 1984. № 3. — С. 42−52.
  55. Т. С., Крупнов А. И. Динамические характеристики настойчивости личности как показатель активности и их соотношение. II О стимуляции активности учащихся к учебной деятельности. Целиноград, 1976.-С. 11−12.
  56. Т. С. Изучение динамических характеристик настойчивости в разных условиях деятельности / / Вопросы психофизиологии активности и саморегуляции личности. Свердловск: СГПИ, 1978. — С. 38−46.
  57. А. И. Организация самовоспитания школьников. Минск: народная асвета, 1990. — 175 с.
  58. А. И. Как заниматься самовоспитанием. Минск: Вышейшая школа, 1991.-287 с.
  59. А. И. Психофизиологический анализ индивидуальных различий активности личности. Свердловск: СГПИ, 1983.-72 с.
  60. А. И. Психологические проблемы исследования активности человека / / Вопр. психол. 1984. № 3. — С. 25−33.
  61. А. И. Целостно-функциональный анализ индивидуальных проявлений общительности студентов / / Психолого-педагогические проблемы учебно-воспитательного процесса в высшей школе на современном этапе. М.: УНД, 1986. — С. 92−102.
  62. А. И. Психологические проблемы целостного анализа лично-• сти и ее базовых свойств / / Психолого-педагогические проблемы фор
  63. Ф мирования личности в учебной деятельности. М.: УНД, 1988. — С. 2839.
  64. А. И. Об изучении и формировании базовых свойств личности студента / /Студент на пороге XXI века.-М.: УНД, 1990. С. 31−38.
  65. А. И. Строение черты характера // Практическая психология 98. Ежегодник. Екатеринбург, 1998. — С. 188−192.
  66. А.И. Психологическая природа различных составляющих черт характера.//Вестник РГНФ № 2. М., 1997. С.130−133.
  67. А. И., Жемчугова JI. В. Исследование индивидуальных различий в динамических характеристиках общительности старших школьников / / Вопросы психофизиологии активности и саморегуляции личности. Свердловск: СГПИ, 1978. — С. 63−69.
  68. А.И., Олынанникова А. Е., Домодедов В. А. Соотношение покато, зателей эмоциональности и динамических характеристик общения / /
  69. Вопросы психофизиологии активности и саморегуляции личности. -Свердловск: СГПИ, 1978. С. 17−26.
  70. А. И., Пономарева И. А. Целостный подход к изучению психологических проявлений настойчивости. Депон. в НИИВО, № 42−93 от 04.06.93. 8 с.
  71. В. А. Воспитание воли и характера. М.: Знание, 1960. — 40 с.
  72. С. И. Психологические особенности проявлений любознательности подростков / / Формирование и развитие личности. М.: Ин-т молодежи, 1993. — С. 30−32.
  73. И.А. Индивидуальные особенности ответственности личности учителя / / Формирование и развитие личности. М.: Ин-т молодежи, 1993.-С. 32−33.
  74. Н. Д. Психология характера. М.: Просвещение, 1969. — 424 с.
  75. Н. С. К вопросу о динамической стороне психической активности //Проблемы дифференциальной психофизиологии. М.: Педагогика, 1977. — С. 164−179.
  76. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М.: Наука, 1984.-324 с.
  77. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации. -Петрозаводск: Петроком, 1992. 320 с.
  78. М. А., Эйдман Е. В., Иванников В. А. Проблема воли в зарубежной психологии //Вопр. психол. 1988. № 3. — С. 142−152.
  79. И. О. Жизненные цели личности: понятие, структура, механизмы формирования. Киев: Наукова думка, 1990. — 124 с.
  80. А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. М.: Просвещение, 1990. — 192 с.
  81. И. В. Модель дифференцированного обучения русскому языку, как иностранному, с учетом индивидуальных характеристик общительности / / Формирование и развитие личности. М.: Ин-т молодежи, 1993. — С. 49−50.
  82. Е. С. Методика изучения и измерения качеств личности у учащихся среднего и старшего школьного возраста / / Методы социально-психологических исследований. М.: НИИОП, 1975. — С. 140−148.
  83. Е. С. Рапопорт И. А. К вопросу о измерении волевого усилия и волевых качеств личности //Вопр. психол. 1976. № 2. — С. 133−137.
  84. Н. А. Проблемы самоуправления познавательной деятельностью и развитие личности / / Теоретические проблемы управления познавательной деятельностью человека. М., 1975. — С. 110−123.
  85. Методы психической саморегуляции студентов: Методич. руководство. -Казань: КГПИ, 1987. 26 с.
  86. Ю.А. Саморегуляция и творческая активность личности //
  87. Вопр. психол. 1988. № 3. С. 71−78.
  88. В. С. Очерк теории темперамента. М.: Просвещение, 1964. -304 с.
  89. В. С. Структура личности: характер, способности, самосознание: Учебное пособие к спецкурсу. Пермь: Перм. гос. пед. ин-т, 1990. — 109 с.
  90. В. Э. Производительная и потребительная мотивация / / Психол. журн. 1988. № 1. — С. 27−39.
  91. Мотивационная регуляция деятельности и поведения личности / Под ред. Л. И. Анцыферовой, В. Г. Асеева. М.: ИП АН СССР, 1988. — 260 с.
  92. В. Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. -М.: Наука, 1976.- 336 с. щ, 97. Никифоров Г. С. Самоконтроль человека. Л.: ЛГУ, 1989. — 191 с.
  93. И.А. Индивидуально-типический подход к развитию настойчивости // Проблемы развития и формирования личности в современных условиях. М.: Ин-т Молодежи, 1997. С.47−50.
  94. Психологические проблемы гармонизации и коррекции настойчивости // Психологические проблемы диагностики и коррекции свойств и проявлений личности / Под ред. В. В. Гришина. М.: Ин-т психологии и социологии, 1997. -с. 13−21.
  95. Общая психодиагностика. М.: МГУ, 1987. — 304 с.• Ю2.0лыпанникова А. Е. Соотношение особенностей эмоциональной сферы подростка с физиологическими показателями / / Проблемы дифференциальной психофизиологии. М.: Педагогика, 1977. — С. 128−140.
  96. А. Б. Экспериментальные и прикладные исследования мотива-ционных образований в зарубежной когнитивной психологии / / Психол. журн. 1990. № 6. — С. 16−27.
  97. Ю. М. Самопознание и самовоспитание характера. М.: Просвещение, 1987. — 224 с.
  98. В. А. Психология неадаптивной активности. М.: РОУ, 1992.-224 с.
  99. Юб.Пискунов М. У. Организация учебного труда студентов. Минск: БГУ, 1982. — 142 с.
  100. А. В. Настойчивость школьников-подростков и ее развитие в ф процессе учебной работы: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1956.16 с.
  101. Ю8.Полтев А. В. Некоторые особенности настойчивости младших школьников / / Вопросы психологии личности. Рязань: РГПИ, 1973. — С. 132 142.
  102. И. А. Об ответственности как системном качестве личности студента / / Студент на пороге XXI века / Отв. ред Н. И. Рейн-вальд.-М.: УДН, 1990. С. 42−47.
  103. О.Пономарева И. А. Индивидуально-типические особенности настойчивости личности студентов / / Формирование и развитие личности. М.: Ин-т молодежи, 1993. С. 36−38.
  104. ПЗ.Прядеин В. П. Половозрастные особенности ответственности личности. -Екатеринбург: УрГПУ, 1998. С. 291.
  105. Д. Г. О настойчивости старших школьников //Труды кафедры психологии Рязанского педагогического института. Рязань: РГПИ, 1965. № 54.-С. 65−79.
  106. Н. И. Психология личности. -М.: УДН, 1987.-200 с.
  107. Пб.Рейнвальд Н. И. Личность и характер: Учебное пособие. М.: Изд-во
  108. Рос. ун-та Дружбы народов, 1992. 88 с.
  109. Л. И. Самовоспитание личности. М.: Мысль, 1984. — 140 с. 1118.Рувинский Л. И., Хохлов С. И. Как воспитать волю и характер, М.:1. Просвещение, 1986. 144 с.
  110. П. А. Воспитание волевых качеств и психологическая подготовка спортсмена в процессе тренировки. М., 1961.-31 с.
  111. В. М. Биологические основы индивидуально-психических различий. М.: Наука, 1979. — 352 с.
  112. А. И. Психологическая характеристика настойчивости студентов в учебной работе: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1967. — 18 с.
  113. А.И. Проблема настойчивости в зарубежной психологии / / Ученые записки РГПИ. Т. 59. — М.: Просвещение, 1968. — С. 221−239.
  114. А. И. Исследование настойчивости студентов в процессе выполнения учебных заданий по иностранному языку / / Вопросы психологии воли и формирования волевых качеств учащихся. М.:к Просвещение, 1965. С. 79−100.
  115. А. И. Воля и структура характера личности: Автореф. дисс.канд. психол. наук. Киев: НИИ психологии УССР, 1986. — 16 с.
  116. В. И. Социальная активность и нравственно-волевое развитие студентов / / Вопросы психологии личности. Рязань: РГПИ, 1973.-С. 4−17.
  117. В. И. Актуальные вопросы психологии воли / / Вопросы психологии личности. Вып. 2. Рязань, 1975. — С. 3−26.
  118. В.И. Психология волевой активности. Рязань: РГПИ, 1974, — 145 с.
  119. Т.О. Особенности настойчивости личности при алкогольной и наркотической зависимости.// Автореф.дис.канд.психол.наук. М., 1999. 19с.
  120. Регуляторно- динамические характеристики настойчивости в норме и па-£ тологии. // Вопросы ментальной медицины и экологии, т.4. № 4. Кустанай 1998. С.32−35.
  121. Н. В. Мотивация как ведущий фактор системной организации целенаправленной деятельности / / Журн. высшей нервной деятельности им. И. П. Павлова. 1976. вып. 4. — С. 694−704.
  122. Г. Л. Разум, воля, успех: О философии поступка. Л.: ЛГУ, 1990. -216 с.
  123. Н. В. Психологическая структура и типы реализации инициативности личности предпринимателя: Автореф. дис.. канд. психол.наук.-М., 1993.-20 с.
  124. Д. И. Психология развития личности в онтогенезе. М.:1. Педагогика, 1989.-208 с.
  125. Формирование личности: Психолого-педагогические проблемы. Сб. науч. тр. /Отв. ред. А. В. Петровский. М.: АПН СССР, 1989. — 72 с.
  126. X. Мотивация и деятельность. Т. 1.-М., 1986.-408 с.
  127. С. И. Интерес, внимание и воля //Проблемы психологии воли. Рязань: РГПИ, 1974. — С. 23−25.
  128. А. И. Структура динамических характеристик общительности //Вопр. психол. 1984. № 3. — С. 128−132.
  129. А. И. Волевые процессы и свойства личности. JL: ЛГУ, 1963.- 86 с.
  130. В. Э. Нравственная устойчивость личности. М., 1981.
  131. Ш. Н. О природе воли. В кн.: Труды Кутаисского гос.? пед. ин-та им. А. Цулукидзе, 1958, Т. XYIII. — С. 15−40.
  132. В. С. Воля и привычка // Семья и школа. 1986. №№ 4−6.
  133. S. W., Litwin G. Н. Achievment motive and test anxiety con-cieved as motives to approach and to avoid failture / / J. Adnorm. Soc. Psychol. 1960. — № 60. — P. 52 — 63.
  134. Broverman I.K. Vogel S.R. Sex role stereotypes: a current appraisal / /J. of socialiss. Ann Ardor, 1972. — Vol. 28, № 3. — P. 59−78.
  135. Dohen L.S. Can human irrationality de experimentally demonstrated? / / The Behavioral and Brain Sciences. 1981. — № 4. — P.317−370.
  136. Desi E. L. Lntrinsic motivation. N.Y., Plenum Press, 1975. — 385 p.
  137. Eysenck H. J. The structure of human personality. L.: Methuen, N. Y.: Willy, 1953.-XIX+ 348 p.
  138. Feather N. T. The study of persistence //Psychol. Bull. 1962. — V. 19 .(2).- P. 94−115.
  139. Findler M. J., Cooper H. M. Locus of control and academic achievement: A literature review / / J. of Pers. and Soc. Psychol. 1983. — № 44. — P. 419 427.
  140. Gatchel R. J., Mears F.G. Personality. N. Y.: St. Martin s Press, 1982. -XIY, 559 p.
  141. Hagen R. L., Kahn A. Discrimination against women? / / L. of appl. social psychology. Wash., 1975. — Vol. 5, № 4. — P. 362−376.
  142. Hunter L. E. Images of women / / J. of social iss. Ann Arbor, 1976. — Vol. 32, № 2. — P. 7−17.
  143. Hobart Ch. The incidence of romantism during courtship //Social forces.- Chapel Hill, 1958. Vol. 36, № 3. — P. 362 — 367.
  144. Howard G. S. The role of values in the sience of psycology / / Amer. psychologist, Wash., 1985. Vol. 40. — P. 255 — 2645.
  145. James W.H., Rotter J.B. Partial and 100% reinforcement under chance and skill conditions //J. Exp. Psychol. 1958. — № 55. — P. 327−403.
  146. Jim G. Charakter: Einbeitrag zur Diskussion ernes alten Themas. Berlin: VEB Verlag Volk und Gesundheit, 1987.
  147. Kremer A. H. The nature of persistence: Dissertation. W.: The Catholic Univ. of America Press, 1942. — V. 7. — P. 1- 40.
  148. H., Shneider K., Henderson B. (eds.) Curiosity and exploration.-Berlin: Springer Verlag, 1994. — 350 p.
  149. Krasner L., Houts A. A study of the value systems of behaviorial scientists // Amer. psychologist. Wash., 1984. Vol. 39. — № 8. — P. 840−850.
  150. Lewin К. Field theory in social sciense. N. Y.: Harper and Pow, 1964.1. XX+346 p.
  151. Maccoby E., LacklingC. The psychology of sex differences. Stanford, 1974. — 307 p.
  152. McKee J. P., Sherriffs A.C. The differential evaluation of males and females / / J. of personality. Durham, 1957. — Vol. 25, № 2, — P. 356−371.
  153. Motivation, interestion and volition / /Ed. by Halisch F., Kuhl J. Berlin etc.: Springer — Verl., 1987. — XIY. — 436 p.
  154. Money J. Deteminants of human gender identity /role.-In.: Handbook of sexology. New York — Oxford, 1977, p. 57 — 59.
  155. Mcartur R. S. An experemental investigation of persistence in secondary school bboys / / Canad. J. Psychol. 1955. — № 9. — P. 42 — 54.
  156. OLeary V. E. Some attitudinal barriers to occupational aspiration in ^ woman / / Psycol. bull. Wash., 1974, — Vol. 81, № 1. — P. 809 — 826.
  157. Osman L. M. Conformity or compliance: The study of sex differences in passers by behavior //Brit. J. of social psychology. L., 1982, — Vol. 21, № l.-P. 19−21.
  158. Pluzanski T. Od wartostoi przedmiotowej do podmiotowej // Studia filoz., W-wa, 1983, № 4, p. 130−143.
  159. Rubin Z. Liking and loning: An invation to social psychology. N. Y., 1973. -287 p.
  160. Seeman J. Personality integration. -N. Y.: Human Sciences Press, 1983. -248 p.
  161. Slomozynski К. M., Kohl M. L. Sytuacja pracy i jej psyhologicxne kon-sekwencje. Wroclaw, 1988. — 252 p.
  162. Social values and social change. -N. Y., 1983. 324 p.
  163. Stiimpf H., Angleiter A. Deutsche Personality Research form. Gottingen: * Hogrefe, 1987.-270 p.
  164. Щ- 177. Starnes D. M., Zinser О. The effect of problem difficulty, locus of control and sex on task persistence II J. Gen. Psychol. 1983. — V. 108 (2). — P. 249 -255.
  165. Rethingschafer D. The relation of test of persistence to other measures of continuance of activities II J. Abnorm. Soc. Psychol. 1942. — № 37. — P. 71 -82.
  166. Thornton G. R. A factor analysis of test designed to measure persistence //Psychol. Monogr. 1939. — V. 51 (30). — P. 1 — 12.
  167. Tolman E. C. Purposive behaviour in animals and men. N. Y.: Appleton -Centre. 1932.-XIY + 463 p.
  168. Weiner B. Motivationspsychologie. Weinheim: Belz Verlag, 1984.
  169. Witkin H. A., Doodenough D. R. Cognitive styles: Essence and origins: field dependece and field independece //Psychol. Iss. 1982. — Mon. 5. h 141p.
Заполнить форму текущей работой