Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Профессиональные способности в структуре интегральной индивидуальности учителя физической культуры

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Традиционная система подготовки учителя физической культуры, как правило, не учитывает индивидуальных особенностей студентов в процессе подготовки. Предполагается, что сообщаемые им теоретические положения и практические рекомендации в равной мере пригодны для любого человека, без акцента на индивидуальные особенности их применения и учета особенностей личности студентов. Процесс становления… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Педагогические способности как предмет интегрального исследования индивидуальности человека
    • 1. 1. Разработка проблемы педагогических способностей в отечественной психологии
    • 1. 2. Специальные способности и интегральная индивидуальность
    • 1. 3. Специфические особенности и психологическая структура деятельности учителя физической культуры
    • 1. 4. Постановка проблемы и задачи исследования
  • ГЛАВА 2. Организация и методики исследования
    • 2. 1. Методики исследования общепедагогических способностей учителя физической культуры
      • 2. 1. 1. Методика изучения склонностей к педагогической деятельности. сти. о
    • 2. 2. Методики исследования специальных (предметных) способностей учителя физической культуры
      • 2. 2. 1. Изучение уровня индивидуальных особенностей организма человека
      • 2. 2. 2. Методика исследования особенностей психических процессов
      • 2. 2. 3. Изучение активности волевой регуляции целенаправленной деятельности
      • 2. 2. 4. Изучение устойчивости к психическому стрессу
    • 2. 3. Методики исследования свойств интегральной индивидуальности учителя физической культуры
      • 2. 3. 1. Методика изучения основных свойств нервной системы
      • 2. 3. 2. Методика изучения свойств темперамента
      • 2. 3. 3. Методика изучения свойств личности
      • 2. 3. 4. Методика изучения социально — психического уровня свойств личности
  • ГЛАВА 3. Результаты исследования и их обсуждение
    • 3. 1. Результаты исследования общепедагогических способностей
    • 3. 2. Результаты исследования предметных способностей учителя физической культуры
    • 3. 3. Результаты исследования взаимосвязей общепедагогических и предметных способностей учителя физической культуры
    • 3. 4. Результаты исследования специальных способностей в структуре интегральной индивидуальности
    • 3. 5. Результаты исследования взаимосвязей между показателями индивидуальных свойств различных уровней
    • 3. 6. Результаты исследования тендерных особенностей специальных способностей учителя физической культуры
    • 3. 7. Результаты исследования показателей специальных способностей в структуре интегральной индивидуальности в зависимости от полового диморфизма
  • ВЫВОДЫ
  • РЕКОМЕНДАЦИИ

Профессиональные способности в структуре интегральной индивидуальности учителя физической культуры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Дальнейшее развитие отечественной системы воспитания молодежи, внедрение физической культуры и спорта в массы народа, его духовное возрождение с необходимостью предусматривает улучшение процесса подготовки специалистов соответствующего профиля. Сложная социально — экономическая ситуация в стране предъявляет все возрастающие требования к подготовке физкультурных кадров.

Традиционная система подготовки учителя физической культуры, как правило, не учитывает индивидуальных особенностей студентов в процессе подготовки. Предполагается, что сообщаемые им теоретические положения и практические рекомендации в равной мере пригодны для любого человека, без акцента на индивидуальные особенности их применения и учета особенностей личности студентов. Процесс становления будущих учителей физического воспитания станет более эффективным, если их педагогическая и спортивная подготовка будет осуществляться не только на основе общих психолого — педагогических закономерностей, но и с учетом уровня развития способностей к данной профессиональной деятельности.

Профессиональная деятельность относится к числу главных средств строительства «Жизненного пути». Однако, строительство такого пути идет успешно лишь тогда, когда профессиональная деятельность обретает личностный оттенок, то есть, способна отражать и воплощать через себя личность, индивидуальность" [117 с. 21].

АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ. Обществу и сегодня, и в будущем крайне необходимы специалисты профессионально компетентные, социально активные, творчески мыслящие, способные самостоятельно принимать решения в сложных, постоянно изменяющихся условиях современной действительности. Все это в полной мере относится к учителю физической культуры и его подготовке в процессе профессионального обучения и становления.

В истории отечественной психологии способности к профессиональной деятельности в области обучения и воспитания изучались в разные годы разными авторами (Н.Д. Левитов, I960- Б. М. Теплов, 1961; Ф. Н. Гоноболин, 1962; Н. В. Кузьмина, 1967, 1985; А. И. Щербаков, 1968; В. А. Крутецкий, 1971; В. А. Сластенин, 1976; Э. А. Голубева, 1986, 1993; Н. А. Аминов, 1988, 1997; Б. Б. Коссов, 1998). В результате этих исследований были выделены виды педагогических способностей, определены их структуры, изучены способности к преподаванию конкретных предметов. Однако, профессиональные способности учителя, как правило, изучались без учета специфики преподаваемого предмета, либо, вне связи с общепедагогическими способностями. Так же, мало изучено влияние уровня развития специальных способностей на профессиональную деятельность учителя и развитие его индивидуальности. Существующая система подготовки специалистов по физической культуре и спорту не предусматривает отбора по способностям и развития их в процессе обучения. Отсюда, изучение профессиональных способностей учителя физической культуры является важной психолого-педагогической и исследовательской задачей.

Разнообразные виды профессиональной деятельности отражают специфику задач, стоящих перед социумом, а оценка профессий в общественном сознании позволяет судить о степени их престижности.

Профессиональная деятельность учителя физической культуры одна из наиболее содержательных, разнообразных, интересных и важных, с точки зрения, спортивно — педагогической направленности требований общества. Она предъявляет специфические требования и самоопределение личности по отношению к данной деятельности.

Под профессиональным самоопределением обычно, понимают процесс самореализации личности в профессиональной деятельности на основе наиболее полного использования своих способностей и индивидуально — психофизиологических возможностей. Этот процесс, не может быть ограничен лишь каким — то одним этапом, он занимает весь период активной трудовой деятельности. Такое понимание профессионального самоопределения сближается с динамически — процессуальным подходом к формированию личности (А.Н. Леонтьев, Н. А. Аминов и др.) [116].

На каждой стадии профессионального самоопределения личностью осознаются и формируются определенные цели и задачи, которые соотносятся с общественно выработанными требованиями и нормативами. Они реализуются в соответствии с собственными «ресурсами», способностями, интересами, потребностями и ценностными ориентациями.

Сами способности формируются на основе природных задатков, которые могут задавать определенные направления их развития, способствовать формированию компенсаторных механизмов, влиять на индивидуализацию всего процесса деятельности (Б.М. Теплов, B.C. Мерлин, Э. А. Голубева, В. Д. Шадриков, В. Н. Дружинин и др.). Поэтому изучение индивидуально — психофизиологических особенностей учителя обязательно должно быть включено в систему компонентов процесса профессионального самоопределения. Поскольку деятельность, в ходе которой, только и могут быть сформированы сами способности, имеет культурно — историческую природу, то сами способности относятся к уровню социального индивида, то есть, выступают подструктурой личности. При этом они относятся в большей мере к средствам, способам достижения цели, нежели к их постановке [105].

В системе педагогической деятельности учителя особое место занимают его профессиональные или предметные (специальные) способности. Профессиональная деятельность учителя физической культуры складывается в процессе усвоения многих видов деятельности: учебной, научно — практической, методической, воспитательной, спортивной, хозяйственной, организационной и других видах, которые интегрируются в личности преподавателя.

Профессиональная деятельность учителя физической культуры, через учебную, практическую, научную, педагогическую, спортивную деятельности, приобретает некую специфичность, отсюда, происходит опредмечивание специальных способностей преподавателя этой области. Под специальными способностями обычно понимают такую систему свойств личности, которая помогает достигнуть высоких результатов в какой-либо специальной деятельности [64].

Многообразие форм физической деятельности в воспитании подрастающего поколения обязывает учителя физической культуры целесообразно использовать их с возможно большей эффективностью в учебном процессе. Ему приходиться выполнять различные функции: организационные, управленческие, строительные, хозяйственные и др. Он должен на хорошем уровне проводить уроки, причем разного характера, будь то плавание или баскетбол, гимнастика или лыжные гонки. Обеспечивать подготовку и выступление школьных команд в различных соревнованиях, организовывать занятия в спортивных секциях во внеурочное время, укреплять спортивно — материальную базу, быть пропагандистом здорового образа жизни.

В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребенка родители задумываются о его будущем, внимательно следя за интересами и склонностями, стараясь предопределить его профессиональную судьбу. Учеба в школе выявляет избирательное отношение школьника к разным предметам, проявляются склонности к определенным видам деятельности [117]. Перед многими выпускниками школ стоит проблема выбора пути подготовки к будущей профессии. Часто профессиональное учебное заведение выбирается случайно. Поиск своего места в мире профессий в юности приобретает особый смысл, ведь профессия — это социально ценная область приложения физических и духовных сил человека, позволяющая ему получать взамен затраченного труда необходимые средства для существования и развития [116].

ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ. Способности учителя физической культуры, как и любого другого предмета, представляют собой целостное, многокомпонентное образование. Оно включает в себя: морфологические, психомоторные, психодинамические, психологические, личностные и социально — психологические компоненты. Они специфически проявляются от уровня развития данных способностей и биологического пола.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА. В работе впервые профессиональные способности учителя физической культуры, рассматриваются с позиции теории интегральной индивидуальности, как целостное, многокомпонентное образование, детерминированное разноуровневыми свойствами интегральной индивидуальности. Впервые рассматривается их динамика в связи с педагогическим мастерством. Впервые анализируются тендерные особенности этих способностей.

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ. Результаты исследования вносят определенный вклад в изучение проблемы профессиональных способностей: их природы, структуры и роли в развитии интегральной индивидуальности.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ. Определяется прежде всего тем, что ее результаты позволяют диагностировать профессиональные способности как будущих учителей (абитуриентов и студентов старших курсов физкультурных вузов) и учителей — стажистов. А так же способствуют совершенствованию учебных программ и технологий профессиональной подготовки учителя физической культуры.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ

Целью исследования является выявление структуры профессиональных способностей учителя физической культуры ее места и роли в развитии его интегральной индивидуальности.

Поставленная цель определила следующие задачи исследования:

1. Проанализировать деятельность учителя физической культуры и выделить ее профессиональные требования к индивидуальности и личности учителя.

2. Выявить структуру профессиональных (общепедагогических и специально — предметных) способностей учителя физической культуры у студентов старшекурсников и учителей мастеров.

3. Выявить симптомокомплексы разноуровневых свойств интегральной индивидуальности, детерминирующих эти способности на различных этапах их развития.

4. Выявить тендерные особенности структуры профессиональных способностей учителя физической культуры и их детерминации.

5. На основе результатов исследования разработать методические рекомендации по профессиональному отбору и оптимизации учебного процесса в физкультурных вузах в плане наиболее полного развития профессиональных способностей специалистов данного профиля.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ. Студенты выпускных курсов физкультурных вузов и учителя с высоким уровнем педагогического мастерства г. г. Перми и Чайковского, различающихся по уровню развития профессиональных способностей.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ. Профессиональные способности в структуре интегральной индивидуальности учителей физической культуры разного пола и уровня профессионализма.

ПОЛОЖЕНИЯ ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ.

1. Профессиональные способности учителя физической культуры представляют собой целостное, многокомпонентное образование, включающее в себя: общепедагогические и специальнопредметные (моторно-педагогические) способности.

2. Структура этих способностей специфична в зависимости от уровня их развития, педагогического мастерства и биологического пола учителя.

3. Профессиональные способности учителя физической культуры в зависимости от биологического пола и уровня педагогического мастерства, детерминированы специфическими сим-птомокомплексами разноуровневых свойств интегральной индивидуальности человека.

4. Профессиональная подготовка учителя физической культуры, его профессиональное становление и совершенствование, с необходимостью предусматривает создание оптимальных условий для наиболее полного развития его способностей.

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ.

1. Специальные способности учителя физической культуры определяются специфическими требованиями их профессиональной деятельности, предъявляемые к организму, психике и личности учителя.

2. Профессиональные способности учителя физической культуры, определяющие успешность его деятельности, представляют собой целостное, многокомпонентное образование, включающее в себя показатели как общепедагогических, так и предметных (моторно — педагогических) способностей.

3. Профессиональные способности учителя физической культуры, детерминированы симптомокомплексом разноуровневых свойств интегральной индивидуальности — морфологических, физиологических, психодинамических, психологических, личностных и социально — психологических.

4. Структура профессиональных способностей учителя физической культуры в каждой группе испытуемых, детерминирована своеобразным симптомокомплексом свойств. Так у учителей — мастеров она в большей степени детерминирована свойствами личностного уровня, а у студентов — психодинамического и социально — психологического.

5. Структура профессиональных способностей учителя физической культуры изменяется вместе с уровнем их развития. Поэтому в каждой группе испытуемых, отличающихся по уровню развития профессиональных способностей, имеется своеобразное центральное или «ядерное» образование. В группе «Учителя» это «ядро» включает морфо — функциональные показатели и продуктивность внимания. В группе «Успешных» студентов в это «ядро» добавляются показатели волевой активности и устойчивости к стрессу. У «Неуспешных» студентов «ядерное образование» включает преимущественно показатели морфо — функциональных особенностей организма.

6. Испытуемые разных выборок («Учителя», «Успешные» и «Неуспешные» студенты) имеют разные межуровневые взаимосвязи в структуре интегральной индивидуальности, что позволяет говорить о специфичности предъявляемой деятельности, а именно, профессиональной и учебной, к свойствам индивидуальности.

7. Уровень развития профессиональных способностей в значительной мере определяет характер взаимосвязей между разноуровневыми свойствами интегральной индивидуальности. Вероятно, это связано с системообразующей функцией данных способностей.

8. Имеются различия в структуре профессиональных способностей, обусловленные биологическим полом учителя. У женщин продуктивность деятельности преимущественно связана с высокой ролью психологических компонентов (устойчивость внимания, волевая активность, устойчивость к стрессу), а у мужчин.

— морфологическими компонентами (рост, вес и их соотношение).

9. Структура интегральной индивидуальности учителя физической культуры своеобразна в зависимости от биологического пола. Если нейродинамические свойства выражены примерно в одинаковой степени и у мужчин, и у женщин, то отдельные свойства личностного и социально — психологического уровня по.

— разному: женщины более практичны и озабочены, мужчины отличаются более высоким интеллектом, они более радикальны и самостоятельны.

Практические рекомендадии.

Полученные в диссертационном исследовании результаты позволяют сформулировать рекомендации, направленные на совершенствование специальных способностей учителей физической культуры на начальном этапе овладения профессией, а так же для рационального профессионального отбора.

На этапе овладения деятельностью необходимо учитывать индивидуальные особенности и биологический пол студентов в процессе развития их профессиональных способностей.

Так для оптимального развития специальных способностей будущим учителям — мужчинам специалистам в области физической культуры необходимы следующие индивидуальные свойства: сильная нервная система, высокие эргичность, пластичность, эмоциональность и темп, а так же общительность, высокий уровень интеллекта, высокая эмоциональная устойчивость, самостоятельность, самоконтроль, высокая проницательность и радикализм, направленность на достижения, производственные отношения, межличностные отношения. Будущим учителям — женщинам по физической культуре необходимы следующие разноуровневые свойства: сильная нервная система, высокие эргичность, пластичность, эмоциональность, высокий социальный темп, а так же общительность, высокая эмоциональная устойчивость, обязательность, высокая практичность, самоконтроль и самостоятельность. Высокая направленность на достижения, на производственные и межличностные отношения.

Для осуществления профессионального отбора будущих учителей, необходимо учитывать, во-первых, их общепедагогические способности как основное качество учителя. Такие, как направленность на человека (склонность к профессии типа «Человек» — «Человек»), коммуникативные и организаторские способности, педагогическая культура. Во-вторых, предметные способности, отражающие специфику преподаваемого предмета. Такие, как высокий уровень развития процессов внимания (устойчивость, переключаемость, объем, распределение), волевая активность целенаправленной деятельности, устойчивость к стрессовым ситуациям, высокие показатели морфо-функциональных систем организма (динамометрия, спирометрия, оптимальное соотношение роста и веса), высокая работоспособность.

Развитие специальных способностей будущих учителей физической культуры в процессе обучения, должно учитывать следующие условия. совершенствование психологической подготовки будущих специалистов в плане расширения теоретических знаний о структуре, содержании, природе специальных способностях учителя в условии их развития;

— осуществление ранней диагностики индивидуально-психологических особенностей студентов и на основе их учета разработка индивидуальных программ развития специальных способностей обучающихся.

Для определения уровня развития специальных способностей будущих учителей физической культуры (студентов физкультурных вузов), нами была составлена «Комплексная диагностика выраженности профессиональных способностей». Она состоит из трех блоков.

1. Определение общепедагогической направленности на профессию;

2. Определение уровня развития предметных способностей;

3. Изучение разноуровневых свойств индивидуальности, которые способствуют успешности профессиональной деятельности учителя физической культуры.

Для определения общепедагогической направленности, а именно: коммуникативных способностей, организаторских способностей, направленности на профессию типа «Человек-Человек», целесообразно использовать следующие методики:

— методика «Коммуникативные и организаторские склонности», В. В. Синявского и Б. А. Федорошина;

Диффернциально — диагностический опросник", Е.А.

Климова.

Для определения уровня развития предметных способностей:

— определение динамометрии;

— определение спирометрии;

— методика «Объем внимания» ;

— методика «Переключение внимания» (табл. Шульте);

— методика «Стрессоустойчивость» (Холмса и Pare).

Для изучения разноуровневых свойств индивидуальности:

— изучение основных свойств нервной системы (опросник Я. Стреляу и Б.А. Вяткина);

— изучение свойств темперамента (опросник Русалова ОСТ).

— изучение свойств личности (опросник 16 — PF Кеттелла);

— изучение свойств социально — психологического уровня (опросник УС К).

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Сдавская К. А. Стратегия жизни. — М., 1991 г.
  2. В.И. Некоторые аспекты современных проблем физической культуры и спорта. //Тезисы докладов Международной научно-практической конференции г. Ижевск 1999 г. с. 22
  3. Н.А. Психофизиологические и психологические предпосылки педагогических способностей. //Вопросы психологии. 1998 г. № 5 с. 71−78
  4. Н.А. Диагностика педагогических способностей. М. Воронеж. 1996 г. с. 80
  5. .Г. Структура личности и трудоспособности. //Вопросы современной психоневрологии. А., 1966 246с.
  6. .Г. Психология педагогической оценки / /Избр. психол. труды. М., 1980 г.
  7. Т.И. Учитель физической культуры в современных условиях. //Тезисы докладов международной научной практической конференции. Ижевск 1999 г. с.25
  8. А.В. Структура специальных педагогических способностей учителя математики и психологические условия их формирования. // Дис.канд. псих, наук М., 1990 г. с. 23
  9. В.П. Психологические проблемы формирования специалиста в вузе / Межвузовский сборник научных трудов. Саранск 1989 125 с.
  10. Т.И. Методологический аспект проблемы способностей М. 1991. 184 с.
  11. Т.И. Проблема способностей: личностный аспект. //Психологический журнал. 1984. т. 5., № 3, с. 46−55.
  12. В.В. Курсовая подготовка педагога, как системообразующий фактор их непрерывного повышения квалификации. / / Дис.канд. пед. наук. Санкт1. Питербург 1993 г.
  13. А. Ф. Лизогуб B.C. Некоторые вопросы подготовки специалистов на факультет физического воспитания. // Теория и пр. ф.к. 1994. № 12, с. 34−35.
  14. Е.И. Обучение студентов факультета физическая культура на основе интеграции профессионально значимых знаний, умений и навыков. // Дис.. канд. пед. наук. М., 1998 г. с 10−12.
  15. Ю. И. Кузнецов С.А. Методологические аспекты типологии мышечной ткани и прогнозирование индивидуальных возможностей спортсменов. / /Теория и пр. ф.к. 1991. № 1 с. 41−43.
  16. Т.В. О временной организации серийных движений. //Вестник М.У. сер. Психология — 1998. № 1 с. 32−40
  17. .А. Профессиограмма учителя физической культуры. //Методическая разработка. Хабаровск, 1991
  18. .А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании— М.: Физ. и сп. 1978 г.
  19. Г. Д. Актуальные проблемы профессионального становления и воспитания специалистов по физкультуре и спорту. //Теория и пр. ф.к. 1991, № 7 с. 11−15
  20. Ю. И. Соколовский B.C. Иммунный статус спортсмена и критерии его оценки. //Теор. и пр. ф.к.-1991, № 5 с. 8−10
  21. В.К. Перспективы развития общей теории и технологии спортивной подготовки и физического воспитания. // Теор. и пр. ф.к. 1999, № 4 с. 21
  22. В.И. Совершенствовать систему повышения квалификации руководящих кадров физической культуры и спорта. //Теор. и пр. ф. к. 1988, № 1
  23. А.В. Есть такая специальность. //Физкультура и спорт. М., 1985 с. 4
  24. В.В. Психология индивидуальности в трудах B.C. Мерлина и ее развитие в современном человекозна-нии. Пятигорск 1998 г. 151 с.
  25. В. В. Борисов Ю.В. " Индивидуализация профессионального совершенствования специалистов по физической культуре «. //Физическая культура. 1998 -№ 4, с. 7
  26. Н.А. Из архива Н.А. Бернштейн (об исследовании в области физиологии спорта). //Теор. и пр. ф.к. 1991, № 5 с.8−10
  27. И. Зобков В. Развитие активносьти личности студентов ИФК. / / Актуальные проблемы психологии физического воспитания и спорта. /Тезисы докладов Все-росийской конференции студенто педагогических и физкультурных вузов. Пермь — 1991, с.4
  28. Н.Д. Формирование элементов педагогического мастерства у студентов вуза. //Дис.. канд. пед. наук. Казань — 1983 с.6
  29. Л.В. Формирование культуры профессионального общения у специалистов в области физической культуры и спорта. // Автореферат канд. дис. М., 1999.
  30. К.И. Профессиональная подготовка учителя физической культуры в области педагогического общения. / /Автореферат канд. дис. Ростов на Дону — 1988 г.
  31. А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. М., 1998 г.
  32. С. А. Водолазская Т.П. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности. Спб. 1991, 151 с.
  33. А.В. О природных предпосылках психического развития человека. М.: Знание, 1977 63 с.
  34. С.В. Проблемы оценки способностей. М.Смоленск. 1978 с. 24
  35. Л.В. Психолого-педагогические особенности физического воспитания и спорта женщин. /Сборник научных трудов. Смоленск — 1986, 132 с.
  36. Ю. Ф. Курамшин Ю.Ф. Теоретическая подготовка юных спортсменов (пособие для тренеров ДЮСШ) М.: Ф. и С. 1981 г.
  37. Н.Ю. Профессиональные способности учителя физической культуры: подход с позиции интегральной индивидуальности. //Проблемы совершенствования учебного и тренировочного процесса в вузах спортивного профиля. Чайковский 1998. с. 16
  38. О.С. Психологические аспекты физической культуры.// Психология созидания т.7, вып. № 2 Казань -2000, с. 180−181
  39. В.А. Непрерывное образование и подготовка учителя. / / Советская педагогика 1991 — № 8 с. 79−82
  40. И. В. Парфенов В.А. Научные исследования в области физической культуры и спорта. Киев. — 1969 г.
  41. В.И. Профессиональные способности и трудовое поведение. М., 1992 112 с.
  42. Е.Г. Формирование профессионально-правовых знаний и умений студентов ИФК методами им-митационного моделирования. //Автореферат канд. дисс. Омск — 1995 г.
  43. Ф.В. Способ экспресс-контроля за уровнем физического состояния человека (контрекс 3). //Теор. и пр. ф.к. — 1990 — № 1 — с. 26−28
  44. М.Я. Физическая культура студента. М. -1999 г.
  45. М. Я. Ключник П.И. „Социальная активность учителя, сущность, структура, критерии, процесс формирования в вузе“. // Теор. и пр. ф.к. 1990, № 12 — с. 29−31, 35
  46. Ф.Ф. Автоматизация измерений весо-ростовых показателей и функциональной пробы при определении оценок физической подготовленности студентов. // Теор. и пр. ф.к. 1991, № 5 — с. 49−51
  47. К.Н. Психологи о педагогических проблемах. -М., 1981 г.
  48. А.А. Учебная активность в структуре интегральной индивидуальности (на материале младших школьников) / / Автореферат канд. психол. наук, Пермь, 1997 г.
  49. Г. П. Почему возникают травмы и как их предупредить (у спортсменов). /Психология спорта //Психологический журнал 1993, № 2 с. 73−83
  50. В.М. Деятельность специалистов в сфере физической культуры / учебное пособие. Спб. — 1997 г.
  51. .А. К вопросу о соотношении свойств типа нервной системы, темперамента и способностей к спортивной деятельности, ученые записки ПГПИ т. 110 — Пермь — 1972, с. 96−111
  52. .А. Роль темперамента в спортивной деятельности. М., 1978 г.
  53. .А. Психические состояния спортсмена, как условия, определяющие связи разноуровневых свойств интегральной индивидуальности. //Проблемы психических состояний в спорте: Тезисы, Всесоюзный научный симпозиум. Ереван — 1987 г.
  54. .А. Учителю физической культуры культуру психологическую. //Психологические аспекты воспитания школьников: Тезисы докладов I Республиканской научной конференции по психологии физического воспитания школьников. Курган — 1990 г.
  55. .А. Индивидуальность человека и ее развтие в специфических условиях спортивной деятельности. /Психология спорта. / /Психологический журнал. 1993, № 2 с. 73−83
  56. .А. Стиль активности, как фактор развития интегральной индивидуальности. //Интегральное исследование индивидуальности: стиль деятельности и общения. -Пермь, 1992, с. 36
  57. .А. Спорт и развитие индивидуальности человека. // Теор. и пр. ф.к. 1993 — № 2 с. 5
  58. .А. Системная организация индивидуальности человека. / / Природа психического: Тезисы докладов Республиканской теоретической конференции. -Пермь 1994 с. 63−66
  59. Б. А. Хрусталева Т.М. Специальные способности в структуре индивидуальности учителя. //Вопросы психологии. 1994, № 4 с. 48−59
  60. .А. Творческий путь B.C. Мерлина, как процесс создания учения об интегральной индивидуальности. //Психологический журнал. 1998. т. 19. № 1 с. 54−62
  61. .А. Интегральная индивидуальность человека в спорте: познание, проявление, развитие. Пермь -1999, 37 с.
  62. .А. Лекции по психологии интегральной индивидуальности человека. Пермь — 2000. 177с.
  63. .А. Педагогические способности в свете теории интегральной индивидуальности. / / Психология созидания т.7, вып.№ 2 Казань — 2000, с 226−227
  64. З.Н. Стиль организаторской деятельности учителя физической культуры на уроке и свойства нервной системы. //Ученые записки ПГПИ т. 139. вып. № 2 Пермь — 1974. с. 104−110
  65. З.Н. Индивидуальный стиль деятельности учителя на уроке в зависимости от свойств нервной системы. //Темперамент и спорт- вып. № 3 1976 г.
  66. З.Н. Некоторые особенности профессиональной деятельности начинающих учителей физической культуры. //Совершенствование профессиональной подготовки будущих учителей физического воспитания. -Пермь, 1986 с. 29−37
  67. З.Н. Начинающий учитель: особенности адаптации к профессии. //Физическая культура в школе. № 10, 1986 г.
  68. З.Н. Индивидуализация профессиональной подготовки будущих учителей физической культуры в процессе обучения в вузе: Тезисы докладов Всесоюзной научной конференции. Одесса — 1990 г.
  69. З. Н. Саулина О.П. » Теория и меодика физического воспитания " /учебник для студентов факультета физического воспитания: М., 1990 г.
  70. Ю.А. Становление и реализация индивидуальности субъектов педагогического процесса в образовании и спорте / /Автореферат на соискание доктора пед. наук СП, 1996 г.
  71. И.Н. Педагогические способности. //Теор. и пр. ф.к. 1986 — № 8 с. 35−36
  72. П.Я. Психолого-педагогические проблемы профессионального обучения. /Сборник научных статей. М., 1979, 208 с.
  73. А.Д. Психологические особенности личности студентов спортсменов. /Сборник научных трудов. -Смоленск 1988.
  74. С. Г. Психология движений. /Стенография лекций. //Вестник МУ. сер. 14 Психология 1992 — № 1 -с. 61−70
  75. Э. А. Некоторые проблемы экспериментального изучения природных предпосылок общих способностей. //Вопросы психологии. 1980 — № 4 с. 23−37
  76. Э.А. Комплексное исследование способностей. /К 90- летию со дна рождения Б. М. Теплова. //Вопросы психологии. 1986 — № 5 с. 18−30
  77. Э.А. Способности и индивидуальность. М.: Прометей — 1993 — с. 164−266
  78. Э.А. О соотношении способностей и темперамента в структуре индивидуальности. //Системное исследование индивидуальности: Тезисы докладов Всесоюзной конференции.- Пермь 1991. с. 10
  79. Э.А. Способности. / Сборник: к 100 летию со дня рождения Б. М. Теплова. Дубна- 1997 с. 163
  80. В.М. Психология деятельности. М.: Просвя-щение. — 1967 233 с.
  81. Ф.Н. Книга об учителе. М., 1965 г.
  82. Ф.Н. Педагогические способности и их классификация. //Материалы конференции по проблеме способностей. М., 1970 с. 91−94
  83. Ф.Н. О некоторых психических качествах личности учителя. //Вопросы психологии 1975 № 1, с. 100−111
  84. М.М. Взаимосвязь общих и специальных способностей в педагогической, управленческой деятельности. //Дис.. канд. пед. наук Кемерово — 1996. с. 15
  85. Ю.Я. Индивидуальный стиль волевой активности и его формирование у старших школьников / Автореферат канд. психол. наук, Пермь, 1992 г.
  86. Г. Д. Психопедагогика спорта. М.: Ф. и С. — 1986−207 с.
  87. А.Е. Профессиональные способности в структуре интегральной индивидуальности офицера ракетных войск. //Дис.. канд. псих, наук Пермь — 1999, 207с.
  88. А. А. К проблеме многосторонних способностей. // Вопросы психологии 1991 — № 5 с. 74−82
  89. К.М. Интегральная индивидуальность: перспективы изучения. //Системное исследование индивидуальности: Тезисы докладов Всесоюзной конференции. -Пермь 1991, с. 12
  90. Е.П. Соотношение возрастных и типологических предпосылок способностей. /В книге способности и склонности: комплексные исследования. М.: Педагогика -1989 — с. 33−56
  91. М.Е. Коммуникативные ужения специалистов системы «Человек Человек», как предметное содержание их подготовки. — М., 1999 г.
  92. М.Д. Познавательная деятельность студентов и способности. / /Психологическое обеспечение учебно воспитательного процесса в вузе: Сборник научных статей. — Л., — 1985, с. 46−56
  93. Т. Т. Пуни А.Ц. Учебное пособие для ИФК. Психология физического воспитания. М.: Ф. и С. -1979 г.
  94. Л.Г. Проектирование довузовской подготовки учащихся школ к профессии учитель физической культуры. //Авторефератканд. дис. Тула- 1999 г.
  95. А.П. Технология профориентационного обучения студентов физкультурных вузов. / / Теор. и пр. ф.к. -1999, № 4
  96. А. А. Исаев А.А. Педагогическое мастерство тренера. М., Ф. и С. — 1981 г.
  97. А. А. Исаев А.А. Творчество тренера. М., Ф. и С. — 1982 г.
  98. Л. Г. Занковский А.Н. Психологические проблемы профессиональной деятельности. М., — 1991, 166с.
  99. А.И. Структура педагогического мастерства. //Теор. и пр. ф.к. 1994, — № 12
  100. Л.И. Профессиональная подготовка педагогов специалистов в области физической культуры. — М., Малаховка — 1999 г. с. 20
  101. Е.Е. Специальные способности в структуре интегральной индивидуальности учителей биологии и химии. //Дис.. канд. псих, наук Пермь — 1999 г.
  102. Д. Д. Теория строения действий. /Биомеханика физических упражнений. // Теор. и пр. ф.к. 1991. — № 3 с. 9−12
  103. А. Г. Швецова Л.Ф. Современное дифференциально психофизиологическое исследование в спорте. /Системное исследование индивидуальности: Тезисы докладов Всесоюзной конференции. — Пермь — 1991, с. 182
  104. В.Н. Индивидуальность и способности. М., 1994 с. 71
  105. В.Н. Психология общих способностей. -М., 1995 148 с.
  106. В.Н. Психология общих способностей 2-е изд. / /Мастера психологии. М., 1999 г.
  107. Ю.В. Влияние личностных свойств на успешность правоохранительной деятельности /Автореферат канд. психол. наук, Новосибирск, 1998 г.
  108. О.П. Конструктивная типология и психодиагностика личности. /Практическая психология. Псков, — 1994 г.
  109. С.Б. Профессиональное самовоспитание учителя. М., 1986 г.
  110. Ю.Д. Целостная профессиональная деятельность, как системообразующий фактор построения, обучения, специалистов по физической культуре и спорту в вузе. //Теор. и пр. ф.к. 1994 — № 12 с. 17−20
  111. С. Мартыненко А. К индивидуализации программ обучения студентов факультета физической культуры с позиции акмеологии. //Актуальные проблемы психологии физического воспитания и спорта: Тезисы докладов Всеросийской конференции. Пермь — 1991 с. 11
  112. П.А. Психология спортивной деятельности. /Сборник научных статей. Казань — 1985, 216 с.
  113. Д.Н. Психологическая структура способностей. //Развитие и диагностика способностей. М., Наука-1991 г.
  114. Э.Ф. Профессиональное становление личности инженера педагога. Свердловск — 1988. 120 с.
  115. Э.Ф. Личностно ориентированное профессиональное образование. Екатеринбург, 1998 г.
  116. Э.Ф. Психология профессий. Екатеринбург, -1999, с.279
  117. Л.А. Структура педагогической деятельности. //Философско социологические вопросы совершенствования народного образования: Сборник научных трудов Горький 1983, 157 с.
  118. В.Е. К вопросу определения работоспособности и специальной и специальной выносливости в циклических видах спорта. //Теор. и пр. ф.к. 1990 — № 7 с.36−39
  119. И.А. Педагогическая психология. М., 2000 с. 145
  120. С.И. Актуальные проблемы организации подготовки физкультурных кадров за рубежом. М., Малаховка — 1989 г.
  121. В.М. Совершенствование подготовки и повышения квалификации кадров по физической культуре и спорту, М., 1984 с. 60−61
  122. Г. В. Особенности учебной деятельности и профессиональное развитие личности студента // Дисс.. канд. психол. наук, Пермь, 1998 г.
  123. Е.П. Психофизиологические вопросы изучения личности спортсмена. / Сборник научных трудов Л., 1976 с. 191
  124. Е.П. Психофизиологические основы физического воспитания и спорта. /Сборник научных трудов Л., 1972 г.
  125. Е.П. Психофизиологическое изучение учебной и спортивной деятельности. /Межвузовский сборник научных трудов Л., 1981 163 с.
  126. Е.П. Психофизиология спортивных и трудовых способностей человека. /Сборник научных трудов Д., 1974.
  127. Е.П. Некоторые психологические аспекты массовой физической культуры. / /Психологический журнал -1987, т.8, № 5 с. 77−83
  128. Е.П. Дифференциальная психофизиология физического воспитания и спорта. Д., 1980 г. 250 с.
  129. Е.П. Психофизиология физического воспитания. //Деятельность и состояние М.: Просвещение -1980 г.
  130. Е.П. Психология физического воспитания /Учебник для институтов и факультетов физической культуры. С-П, 2000 485 с.
  131. М.Н. К вопросу о профессиональной деятельности учителя физической культуры. //Теор. и пр. ф.к.-1994 № 3−4 с. 9−11
  132. Н.И. Особенности индивидуальности студентов в связи с профессиональным становлением и успешностью обучения // Дисс. .канд. психол. наук, -Пермь, 1998 г.
  133. Ф. А. Кузьмина В.Н. Диагностика и сравнительная оценка функциональных возможностей женщин и мужчин в спорте. //Теор. и пр. ф.к. 1991 с.20
  134. О.И. Подготовка будущих специалистов по физической культуре и спорту к проективной деятельности. / / Автореферат канд. дис. Майкоп — 1999 г. с. 20
  135. М.Г. Динамика физического развития и физической подготовленности студентов факультета физического воспитания ПГПИ. /Межвузовский сборник научных трудов. Пермь — 1983, с. 57−68
  136. Л.П. Проблема способностей в трудах B.C. Мерлина. // Вестник ПГПУ, серия «Психология"1998 № 1 — с. 28−40
  137. В.П. Профессиональное становление преподавателя физической культуры. //Автореферат канд. дис. Омск — 1998 г.
  138. Е.П. Социальная модель преподавателя по физической культуре и спорту. Л., 1981 г.
  139. В.Н. Способности и деятельности. М., 1982 г.
  140. В. И. Шарапова П.Х. Занятия по физическому воспитанию и индивидуальная двигательная активность студентов. // Теор. и пр. ф.к. 1994, № 9 — с. 25−30
  141. И.С. Диагностика и развитие индивидуальных способностей, обучаемых в системе „школа ВУЗ“. //Системное исследование индивидуальности: Тезисы докладов Всесоюзной конференции. — Пермь — 1991 — с. 140
  142. В.В. Психомоторные способности юного спортсмена. Киев — 1987 г.
  143. Е.А. Психология. /Учебник для школы М., 1997 с. 89, 219
  144. Е.А. Психология профессионала, М., /Психология отечества — 1996 г.
  145. Е.А. Психология профессионального самоопределения. М., 1996 г.
  146. Р.П. Преодоление барьеров профессионального общения, как фактор развития интегральной индивидуальности. Пермь- 1994 г.
  147. В.П. Основные направления научно исследовательских и опытно — конструкторских работ по проблеме массовой физической культуры на 1991−95 г. //Теор. и пр. ф. к. — 1991 — № 1 с. 5−7
  148. Н. О профессиональной подготовке специалистов в области физической культуры. //На рубеже XXI века: научный альманах, т. 1. М., 1999 с. 153
  149. С.В. Учитель ученик. М., 1984 с. 80
  150. С.В. Пониманием учителя личности ученика. //Вопросы психологии 1980 с. 143−148
  151. В. Гудыма О. О специальных способностях управления в области спорта. //На рубеже XXI века: научный альманах, т. 1. М., 1999 с. 183
  152. А.Н. Информативность энергетичеких показателей для оценки физической работоспособности и подготовленности спортсменов. //Теор. и пр. ф. к. 1994, № 9 — с. 25−30
  153. Е.Ю. Психология адаптации педагогов к профессиональной деятельности. Спб. — 1996 г.
  154. С.Г. Психологические условия развития профессионального сознания будущих педагогов. //Автореферат. М., 1999 г.
  155. .Б. Личность и педагогическая одаренность: новый метод. М., Воронеж — 1998 128 с.
  156. В.Ф. Концепция специального профессионального образования в вузах физической культуры, в современных условиях. Спб.- 1997 г.
  157. Ю.С. Природа способностей. Ставрополь — 1980 г.
  158. П.В. Структура педагогической деятельности преподавателя физической культуры вуза. //Дис.. канд. пед. наук М., 1980 г.
  159. В.А. Конференция по проблеме способностей. /Материалы конференции по проблеме способностей. М., 1970 г.
  160. В.А. Проблема способностей в психологии. -М., 1971 с. 60
  161. В.А. Психологические проблемы формирования педагогической направленности и педагогических способностей: Сборник научных трудов, М., 1982 с. 109
  162. В. А. Балбасова Е.Г. Педагогические способности их структура, диагностика, условия формирования и развития. М., 1991
  163. С.И. Взаимосвязь компонентов педагогических способностей, в зависимости от уровня мастерства учителя физической культуры: Тезисы докладов Всесоюзной научной конференции. Ульяновск — 1976 — с. 10−12
  164. А.Ф. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации. М. — 1992 г.
  165. В. В. Кутепов М.Е. Компьютерное тестирование, как способ отбора студентов специализации „Спортивный менеджмент“, и контроля их подготовленности. //Теор. и пр. ф. к. 1997, № 1 с. 48−51
  166. B.C. Курс „Педагогическое физкультурно -спортивное совершенствование“, как средство профессиональной творческой подготовки учителя физической культуры. //Теор. и пр. ф.к. 1998, № 11 с. 18
  167. Н.А. Формирование педагогических, диагностических умений в профессиональной подготовке будущих учителей. //Дис.. канд. пед. наук Нижний Новгород — 1994 г.
  168. Н.В. Формирование педагогических способностей, М., 1987 200 с.
  169. Д.Л. Организационно педагогические условия развития профессионализма специалистов физическойкультуры и спорта. / /Автореферат канд. дис. Челябинск -1999 г.
  170. Н.А. Региональная направленность специальной подготовки физкультурных кадров в системе высшего, профессионального образования. / /Теор. и пр. ф. к. 1998 № 4 .
  171. Э. А. Васильева Н.Ю. Формирование творческих способностей специалистов по физической культуре и спорту. //Тезисы докладов Международной научно -практической конференции. Ижевск — 1999 с. 160
  172. А.Ю. Начальное профессиональное образование специалистов в системе многоуровневой подготовки. //Автореферат канд. дис. М., 1998 г.
  173. Н.Д. Психология труда. М., 1963 с. 170
  174. Г. Н. Изучение психической саморегуляции, на факультет физическое воспитание. //Теор. и пр. ф. к. 1991 — № 7, с. 50−51
  175. А.Н. Щур В.Г. Психология с человеческим лицом. М., 1997, 332 с.
  176. А.Ф. Моторика и психомоторика спортсменов горнолыжников. //Автореферат. М., 1997 г.
  177. С.Д. Психологические закономерности формирования педагогических способностей. / / Автореферат канд. дис. М., 1987 г.
  178. .Ф. Изучение человека на основе системного подхода. //Человек в системе науки. М., 1989 г.
  179. А.В. Приоритетные направления в решении проблем физической культуры, студенческой молодежи. //Теор. и пр. ф. к. 1998, № 11 с.21
  180. В.П. Точность движений: проблемные аспекты теории и их прикладное значение. //Теор. и пр. ф. к. 1991, № 4 с. 2−10
  181. Лях В. И. Взаимоотношение координационных способностей и двигательных навыков: теоретический аспект. //Теор. и пр. ф. к. 1991, № 3 с. 31−35
  182. Лях В. И. Идеи Н.А. Бернштейна и их развитие в науке и практике. / Об исследовании в области нейрофизиологии и биомеханники спорта. //Теор. и пр. ф. к. -1991, № 3 с. 28
  183. Лях В. И. Кофман Л.Б. Как оценить деятельность учителя физической культуры. //Физическая культура в школе, 1992 № 5−6
  184. С.В. Универсальная комплексная система подготовки в физическом воспитании студентов. //Теор. и пр. ф. к. 1991 № 6 с. 13−15
  185. В. Л. Блудов Ю.И. Методики психодиагностики в спорте. М., Просвещение — 1984 г.
  186. В. В. Вклад B.C. Мерлина в развитие психологии физического воспитания и спорта. //Индивидуальность человека: условия проявления и развития: Тезисы докладов научной сессии посвященной 90 летию со дня рождения B.C. Мерлина. Пермь — 1987 г.
  187. В.В. Лабораторные работы по психологии физического воспитания и спорта. Пермь — 1987 г.
  188. А.К. Психология профессионализма. М.5 1996 308 с.
  189. С. М. Кузнецова Г. А. К экзаменам по физической культуре. Физические управления в жизни человека. //Физическая культура в школе. 2000 № 2 с. 1819
  190. В. И. Зволинсская Н.Н. Высшее физкультурное образование сегодня и завтра. //Теор. и пр. ф. к. -1990 № 12 с. 2−11
  191. А.П. Физическая культура личности, как проблема педагогики. //Физическая культура 1998 № 2 с. 10
  192. А.С. Формирование профессиональных умений у студентов физкультурного вуза будущих специалистов реабилитологов. //Автореферат канд. дис. -Омск — 1999 г.
  193. В.М. Проблемы и перспективы развития психологии в сфере спорта. //Теор. и пр. ф. к. 1993 № 4 с. 29−31
  194. B.C. Структура личности: характер, способности, самосознание. /Учебное пособие к спецкурсу. -Пермь- 1990 107 с.
  195. B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М. 1986 г.
  196. B.C. Свойства личности, как способности. //Проблемы экспериментальной психологии личности, т.7, вып. № 6 -Пермь 1970 с. 8−51
  197. B.C. Очерк теории темперамента. М., 1986 г.
  198. Л. Личностное и профессиональное развитие человека в новых, социально-экономических условиях. /Возрастная и педагогическая психология. //Вопросы психологии. 1997, № 4
  199. Л.Д. Половые особенности интегральной индивидуальности студентов / /Дисс.канд. психол. наук. Пермь, 2000 г.
  200. Настольная книга учителя физической культуры. Под ред. Кофмана Л. В. //Ф. и С. М., 1998 495 с.
  201. Е.А. Психологическая структура и формирование профессиональной, педагогической направленности личности. //Дис.. канд. псих, наук М., 1987 г.
  202. Н.Н. Формирование профессиональной педагогической компетентности у студентов педагогического вуза. //Теор. и пр. ф. к. 1998, № 4
  203. З.Т. Подготовка специалиста в условиях ИФК. -Л., 1985 г.
  204. Р.С. Психология (I- II том). М., Просвещение — 1994 г.
  205. Р.С. Психология. М., Просвещение — 1990 г.
  206. Г. С. Психология профессиональной подготовки. Спб. — 1993 160 с.
  207. Н.И. Формирование преподавательского состава вуза ФК, его структура и повышение квалификации. //Автореферат канд. дис. М., 1999 г.
  208. В.П. Психомоторное развитие спортсмена. -М., 1983 г.
  209. А.К. Психология самостоятельности: методы исследования и диагностики. М, Нальчик — 1996 124 с.
  210. Л.В. Подготовка учителя физической культуры на основе творческой ориентации. //Теор. и пр. ф. к. 1998, № 4
  211. О.В. Теоретические основы подготовки студентов к профессиональной деятельности учителя физической культуры. //Теор. и пр. ф. к. 1998, № 11
  212. Р.А. Мотивация спортивной деятельности.-М., Ф. и С. 1982 г.
  213. К.К. Проблемы способностей. М.: Наука-1972 г.
  214. З.П. Методы формирования профессионально педагогической направленности личности студента ИФК. М., Малаховка — 1988 г.
  215. Г. Н. Личностно-ориентированное обучение, как фактор совершенствования подготовки специалиста по физической культуре. //Теор. и пр. ф. к. 1997 № 12 с. 32−35
  216. Т.Н. Специальные способности в структуре интегральной индивидуальности будущих учителей музыки. //Дис.. канд. псих, наук Пермь — 1997 г. 280 с.
  217. И. Е. Индивидуальный стиль моторной активности. / /Автореферат канд. дисс. Пермь — 1993 г.
  218. Приставкина М.В. VIII Европейский конгресс психологов спорта. //Вопросы психологии. 1992, № 1−2 с. 177−178
  219. Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М., Воронеж — 1996 г.
  220. Психология и современный спорт. М., Ф. и С. -1982г.
  221. Психология спортивной деятельности. Изд., Казанский университет — 1985 г.
  222. Психологические аспекты подготовки спортсменов. -Смоленский ГИФК, 1980 г.
  223. Пуни А. Ц Очерк психологии спорта. М., 1959 г.
  224. И. Н. Кобер И.Х. Основы педагогического мастерства учителя физической культуры. Алма-Ата, -1990 г.
  225. Н.В. Таблица оценки физической подготовленности студентов. // Теор. и пр. ф. к. 1991 — № 4, с. 37−41
  226. Н. В. Кислицын Ю.Л. Физическая культура. / Учебное пособие. М., 1998 с. 14, 91, 135
  227. Е.И. Личность учителя: теория и практика. /Для студентов вузов. Ростов на Дону „Феникс“, — 1996 503 с.
  228. А.В. Психодиагностика спортивных способностей. М.: Ф. и С. — 1973 г.
  229. А.В. » Покорители высот". /Спортивная психология. // Боевое искусство планеты. 1994 № 3 с.94−96
  230. А. В. Худадов Н.А. Психология и современный спорт. М.: Ф. и С. — 1982, 224 с.
  231. Г. И. Половозрастные особенности педагогической одаренности школьников. //Вестник ПГПУ, серия «Психология», Пермь — 1995, № 1 с. 45
  232. Руденко Г. И Педагогическая одаренность в структуре интегральной индивидуальности (на материале школьников разного пола и возраста) // Дисс.. канд. псих, наук Пермь, 1996 с. 169
  233. Н. А. Алферова И.А. Требования к специалисту по физической культуре и спорту в условиях социально-экономических преобразований. /Тезисы докладов Международной научно-практической конференции. -Ижевск 1999, с. 86
  234. А.В. Профессиональное самосознание в структуре интегральной индивидуальности учителя /Автореферат канд. психол. наук. Пермь, 1999 г.
  235. О.П. Организация научно-исследовательской работы студентов факультета физического воспитания: Тезисы докладов научно-методической конференции по физической культуре. Пермь — 1989 г.
  236. Е.И. Средства и методы воспитания ответственности у будущих специалистов по физической культуре и спорту. Спб., 1998 г.
  237. А.В. Подготовка специалистов новой формации в области физической культуры и спорта: проблемы и реальность. /Методический анализ. //Теор. и пр. ф. к. -1990, № 12 с. 17−19
  238. И.Д. Интеграция науки и спортивной практики в совершенствовании профессиональной подготовки студентов физкультурных учебных заведений. //Автореферат канд. дис. Ставрополь — 1999 г.
  239. И.Д. Основные направления совершенствования профессиональной подготовки студентов ИФК, специализирующихся по видам борьбы и восточных единоборств. // Теор. и пр. ф. к. 1999, № 2 с. 11
  240. Е.А. Способности человека и выбор профессии. Пермь — 1984, с. 20−24
  241. А.А. Профессиональная подготовка студентов к импровизированной педагогической деятельности. / / Автореферат канд. дис. Ставрополь — 1999 г.
  242. О.Н. Формирование гуманистической направленности личности специалиста по физической культуре и спорту. // Автореферат канд. дис. Спб., 1998 г.
  243. Ф.И. Профессионально-педагогическая пригодность студентов к деятельности учителя физической культуры. // Автореферат канд. дис. Л., 1991 с. 22.
  244. Н.Ю. Организационно-методические основы диагностики спортивной одаренности. //Теор. и пр. ф. к. 1999, № 4
  245. С.А. Профориентационные исследования личности школьника. Тамбов — 1992 — 127 с.
  246. В.Ф. Психолого-педагогические воздействия в спортивной деятельности: Сборник научных статей. Алма-Ата-1998 143 с.
  247. И.Г. Специальные способности артиста балета: природа, структура, диагностика. //Дис.. канд. псих, наук, Пермь — 1997 г. 100 с.
  248. Н.Б. Психология спортивной карьеры. //Автореферат канд. дис. Спб., 1999 г.
  249. И.Г. Проявление способностей к тренерской деятельности. //Автореферат канд. дис. Спб., 1994 г.
  250. М.И. Учитель физической культуры: личность, общение. М., 1993 г.
  251. М.И. Профессиональные способности педагога. М., 1998 г.
  252. Л.Д. Основы психологии. Ростов на Дону- 1997, с. 347,380
  253. И.А. Профессиональная двигательная подготовка будущих учителей физической культуры. //Автореферат канд. дис. М., 1994 с. 26, 52
  254. Л.А. Профессиональная подготовка студентов факультетов физическая культура по реализации вариативного компонента школьной программы физического воспитания, 1−4 кл. //Теор. и пр. ф. к. 1998, № 4
  255. Е.Н. Психомоторика спортсмена. М.: Ф. и С. — 1984 г.
  256. О.А. Теоретические аспекты проблемы специальных способностей. //Психология созидания т.7, вып. № 1, Казань — 2000 с. 325
  257. Н.Ф. Пути разработки профиля специалиста. Саратов 1987 с. 173
  258. .М. Избранные труды в 2-х томах, М.: Педагогика, — 1985 г.
  259. .М. Проблема индивидуальных различий. -М., 1961, 123 с.
  260. П.В. Индивидуальный стиль эмоциональной активности спортсмена в соревновании /Автореферат канд. психол. наук, Пермь, 1991 г.
  261. П. В. Психологические условия эффективного ТСО для совершенствования профессиональнойдеятельности будущего учителя химии. / /Дис. канд. псих, наук М., 1992
  262. О.П. Психологические особенности профессиональной подготовки студентов спортивно-педагогической деятельности. //Автореферат канд. дис. -Киев 1999 г.
  263. В.В. Теоретические аспекты профессиональной подготовки будущих учителей к физическому воспитанию учащихся. //Современные проблемы физического образования учащейся молодежи. Орхей, 1991, с. 93
  264. B.C. Шадриков В. Д. Психологические проблемы профессионального обучения. Ярославль — 1972 г.
  265. В. П. Семенов В.Г. Педагогические методы исследования в споте. М., 1993 г.
  266. А.Г. Электрофизиологические исследования у спортсменов. // Теор. и пр. ф. к. 1994 № 9, с. 45−47
  267. Ю.А. Психология общения в спорте. М., Ф. и С. — 1980 г.
  268. Р.С. Спортивная физиология. М., Ф. и С. -1980 г.
  269. Т.М. Специальные способности в структуре интегральной индивидуальности учителя. //Дис.. канд. псих. наук. Пермь, 1993 208 с.
  270. Т.М. Специальные способности учителя математики. //Вестник ПГПУ, серия «Психология», 1995, № 1 с.20
  271. Т. М. Щукин М.Р. Способности. //Общая психология в педагогическом вузе: Учебное пособие. -Пермь 1990 г.
  272. Т.М. Природные свойства индивидуальности, как предпосылки развития специальных способностей учителя. //Психология созидания т.7, вып. № 2, Казань — 2000, с. 165
  273. Н.А. Становление и развитие спортивной психологии. // Теор. и пр. ф. к. 1983, № 11 с. 22−25
  274. В.В. Актуальные проблемы психологии способностей. // Вопросы психологии 1986, № 3 с. 78−89
  275. В.Д. Проблемы профессиональных способностей. // Психологический журнал 1982, № 5 с.54−62
  276. В.Д. Психологический анализ деятельности. Ярославль — 1979 91 с.
  277. В.Д. Психология деятельности и способности человека. М., 1996 319 с.
  278. В.Д. Способности, одаренность, талант. // Развития и диагностика способностей. М: Наука1991, 253 с.
  279. В.Д. Деятельность и способности. М., 1994, 300 с.
  280. В.Д. Проблема системогинеза профессиональной деятельности. М., 1982 г.
  281. М.Э. Формирование профессионального поведения будущих учителей. / / Автореферат канд. дис. -Оренбург 1999 г.
  282. .Б. К методике определения жировой и активной массы тела у спортсменов. / / Теор. и пр. ф. к.1992, № 1 с.21−23
  283. Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. М., 1998, 570 с.
  284. Т.Р. Психологическая подготовка студентов к будущей профессиональной деятельности в процессе обучения в вузе. //Дис.. канд. псих, наук Тверь -1993 г.
  285. В.В. Научные исследования в спортивной борьбе, как способ совершенствования учебного материала при подготовке специалистов. // Теор. и пр. ф. к. 1999, № 2 с. 5−11
  286. П.П. Теоретико-методические основы формирования профессионализма выпускников педагогических колледжей с ориентацией на усиление подготовки учителя физической культуры. / / Автореферат канд. дис. -М., 1999
  287. А.Н. Формирование личности учителя советской школы в системе высшего педагогического образования. Л., 1968
  288. М.Р. О структуре индивидуального стиля трудовой деятельности. // Вопросы психологии. 1984, № 6, с.26−32
  289. Р.Н. Спорт, как фактор развития интегральной индивидуальности у девушек. / / Системное исследование индивидуальности. Пермь — 1991, с. 164−166
  290. Б. П. Богданова С.В. Психическая нагрузка в спортивной деятельности. // Теор. и пр. ф. к. 1996, № 2, с. 39−40
  291. Л. А. Взаимосвязь индивидуально-психологических характеристик в структуре профессиональных способностей. / / Вопросы психологии. 1990, № 5
  292. Christina, R. W — & Corcos, D. M (1988). Coaches guide to sport skills. Champaign, II: Human, Kinetics.296. de Charms, R (1976). Enhancing motivation. New York: Irvington Publishers.
  293. Feltz, D. L, & Landers, D. M. (1983). The effects of mental practice on motor skill. Learning and performance: A meta- analysis. Journal of sport Psychology, 5, 25−27.
  294. Gordon, T (1974). Teacher effectiveness training. New York: David Mc Kay.
  295. , D.V., & Harris, B.L (1984). The athlete’s guide to sports psychology. Champaign, II: Leisure Press.
  296. Libby, В (1982). The coaches. New York: Dutton.
  297. Orlick, T (1986). Psyching for sport. Champaign II: Human Kinetics.
  298. Raine. M (1987). Coaches guide to sport psychology. Campaign, Illinois. 195 p.
  299. , R. M. (1980). Psychology in sports: Methods and applications. Minneapolis: Burgess.
  300. , S. H. (1980). Winning: The psychology of competitions. New York: Norton.
  301. . R.K. & Benson, H. (1972). The psychology of mediation. Scinentific American 226, 84−91 p.
Заполнить форму текущей работой