Концессионный механизм управления предприятиями жилищно-коммунального хозяйства: На примере Московского региона
В диссертации обобщены научные и практические результаты, полученные в процессе исследовательской работы над проблемой использования концессионных механизмов в жилищно-коммунальном хозяйстве. Они основаны на результатах комплексного исследования, которые свидетельствуют о наличии большого количества проблем методического и научно-технического характера. Использование результатов диссертационного… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Системно-структурный анализ направлений и результатов жилищно-коммунальной реформы в России
- 1. 1. Анализ современного состояния объектов жилищно-коммунального хозяйства России
- 1. 2. Экономические основы реформирования жилищно-коммунального хозяйства
- 1. 3. Диверсификация источников финансирования программных мероприятий реформы жилищно-коммунального хозяйства
- 1. 4. Зарубежный опыт реформ в жилищно-коммунальном хозяйстве
- Выводы по 1 главе
- Глава 2. Исследование концессионной формы управления предприятиями в ЖКХ
- 2. 1. Особенности делегированного управления предприятиями жилищно-коммунального хозяйства в условиях реформы
- 2. 2. Принципы и институциональная структура концессионных соглашений в жилищно-коммунальном хозяйстве
- 2. 3. Разработка научно-методических основ выявления срока внедрения инноваций в предприятия ЖКХ
- 2. 4. Методические подходы к технико-экономическому обоснованию показателей концессионных соглашений
- Выводы по 2 главе
- Глава 3. Разработка методических рекомендации по оценке эффективности концессии в коммунальном хозяйстве города
- 3. 1. Формы проявления эффективности инноваций в технологии предоставления жилищно-коммунальных услуг
- 3. 2. Методические рекомендации и расчет технико-экономических показателей концессионного соглашения
- 3. 3. Структурная схема управления формированием концессионного контракта
- Выводы по 3 главе
Концессионный механизм управления предприятиями жилищно-коммунального хозяйства: На примере Московского региона (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования. Проводимая в Российской Федерации реформа жилищно-коммунального хозяйства предусматривает как совершенствование системы оплаты жилья и коммунальных услуг, так и повышение эффективности управления объектами жилищно-коммунального комплекса (ЖКК). Реформа проводится в соответствии с подпрограммой «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации» Федеральной целевой программы «Жилище» на 20 022 010 гг., основными задачами которой являются: ликвидация сверхнормативного износа основных фондов, внедрение ресурсосберегающих технологий, разработка и широкое внедрение мер по стимулированию эффективного и рационального хозяйствования жилищно-коммунальных предприятий, максимального использования ими всех доступных ресурсов, включая собственные. Однако, как показал опыт реформирования жилищно-коммунального хозяйства в регионах, законодательное регулирование реформы является недостаточным, реализация указанных задач не обеспечена научно обоснованными нормами, правилами и методами решения.
В основе кризиса, охватившего жилищно-коммунальное хозяйство России, лежит: высокая степень износа основных фондов (более 60%), остаточный принцип бюджетного финансирования, развития и текущего содержания объектов ЖКК (около 30% от потребности), наличие у населения большого количества льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг (около 60% населения), снижение платежеспособности населения и низкий уровень оплаты населением жилищно-коммунальных услуг (около 50% от затрат).
Для успешной реализации основных параметров и направлений реформирования жилищно-коммунального хозяйства важное значение имеет формирование такого финансово-экономического механизма, который в наилучшей форме отвечает требованиям рыночной экономики. В целях повышения эффективности работы предприятий жилищно-коммунального хозяйства, качественного улучшения деятельности по управлению жилищным фондом и объектами коммунальной инфраструктуры предполагается провести поэтапное преобразование унитарных предприятий жилищно-коммунального хозяйства в открытые акционерные общества с участием государства и местных органов власти. Существующее для унитарных предприятий право хозяйственного ведения не создает для организаций других организационно-правовых форм равных конкурентных условий в борьбе за рынок предоставления жилищно-коммунальных услуг. Акционирование и приватизация унитарных предприятий должны проходить параллельно с применением концессионных механизмов управления объектами коммунальной инфраструктуры. Невозможность формирования конкуренции на рынке услуг ЖКХ компенсируется конкуренцией за рынок на основе концессионных соглашений, которые реализуются путем заключения договоров на право осуществления различного рода хозяйственной деятельности с передачей объектов муниципальной инфраструктуры в эксплуатацию и управление российским или иностранным хозяйствующим субъектам. Эти задачи имеют долгосрочный ха0рактер и направлены на создание устойчивого рыночного механизма привлечения капитала, технологий и новых управленческих решений в жилищно-коммунальный комплекс. Вышеперечисленные меры требуют научно обоснованных методов и механизмов реализации, которые должны быть адекватны современным рыночным отношениям. Это предопределяет актуальность выбранной темы исследования.
Целью работы является научное обоснование методических подходов и положений по формированию организационно-экономического механизма концессионного управления предприятиями ЖКХ и разработка моделей и практических рекомендаций по его реализации.
Для достижения указанной цели автором поставлены и решены следующие основные задачи:
— проведение структурного анализа причин кризисного состояния жилищно-коммунального хозяйства России;
— исследование проблем внедрения инноваций в технологические процессы на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства;
— определение системы критериев и приоритетов в рамках диверсификации источников финансирования инновационной деятельности на предприятиях ЖКХ;
— обоснование принципов концессионного механизма управления предприятиями ЖКХ;
— разработка рекомендаций по организации процесса передачи в концессию технологических предприятий ЖКХ;
— обобщение проблем и разработка модели управления инновационной деятельностью на предприятиях ЖКХ в условиях концессии;
— разработка методов оценки и критериев эффективности применения концессионных механизмов управления объектами ЖКХ.
Объект исследования — система концессионного управления на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства, включая методы управления инновационной деятельностью в рамках реформирования данной отрасли.
Предметом исследования являются организационные и экономические отношения, возникающие в процессе управления техническим развитием на предприятиях ЖКХ в целях оптимизации бюджетных расходов, выделяемых на инновационную деятельность.
Теоретико-концептуальной и методологической основой проведённого исследования являются соответствующие законодательные и нормативные документы Российской Федерации по вопросам концессии и реформирования ЖКХтруды отечественных ученых и практиков: Абалкина, Л.И., Велихова JI.A., Воронина М. И., Зотова В. Б., Кирилловой А. Н., Лапина В. А., Латфуллина Г. Р. Лексина, В.П., Лялина A.M., Пивоварова В. Ф., Поляка Г. Б., Райзберга Б. А., Садыкова А. С., Хачатряна С. Р., Чернышева Л. Н., Широкова А. Н., X. Бера, Г. Холлиса, К. Плокера и др.
Исследование проблемы базируется на использовании таких общенаучных методов познания, как научная абстракция, анализ и синтез, системный анализ. Работа над диссертацией проводилась в рамках существующего нормативно-правового поля.
Информационной базой исследования послужили официальные статистические материалы по реформе ЖКХ за 1991; 2002гг.- аналитические материалы Госстроя России, материалы Правительства Москвы об опыте управления предприятиями ЖКХ, отечественные и зарубежные публикации и другие обзорно-аналитические материалы.
Научная новизна диссертационной работы заключается в разработке теоретически обоснованных подходов, методов и алгоритмов внедрения концессионных механизмов управления предприятиями ЖКХ на региональном уровне, обеспечивающих эффективное управление имуществом и оптимизацию бюджетных расходов на поддержание отрасли.
Основные научные результаты, выносимые на защиту:
— разработан алгоритм внедрения инноваций на предприятиях жилищно-коммунального комплекса, который позволяет прогнозировать оптимальные сроки их внедрения в зависимости от объёмов предоставляемых услуг;
— обоснована концепция делегированного управления предприятиями жилищно-коммунального хозяйства на основе концессионных соглашений;
— построена комплексная модель передачи в концессию предприятий ЖКХ, применение которой позволяет оптимизировать бюджетные расходы на поддержание отрасли, и даёт органам местного самоуправления формализованные критерии выбора концессионера;
— определён порядок построения управленческих отношений концессионера и местных органов власти как последующего собственника концессионного объекта;
— разработана методика расчета технико-экономических показателей концессионных соглашений в жилищно-коммунальном хозяйстве, которая позволяет оптимизировать затраты как концессионеров, так и местных бюджетов на внедрение систем предоставления жилищно-коммунальных услуг;
— разработаны рекомендации по оценке эффективности применения концессионных механизмов управления объектами ЖКХ.
Достоверность научных результатов и обоснованность научных положений, выводов и рекомендаций, содержащихся в диссертации, подтверждается применением научных методов исследования, широким информационным обеспечением, полнотой анализа теоретических и практических разработок, репрезентативностью использованного массива данных, экспериментальной проверкой и внедрением результатов диссертационной работы.
Значение для теории и практики научных результатов заключается в том, что на основе теоретических исследований создана система методических положений и рекомендаций, организационных схем и методик внедрения концессионной формы управления предприятиями ЖКХ. Представленные в диссертации научные разработки дают возможность местным органам власти использовать предложенный механизм внедрения новых управленческих технологий предоставления жилищно-коммунальных услуг населению.
Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации докладывались и были одобрены на I, III и IV Всероссийских форумах «Стратегия развития жилищно-коммунальной сферы в Российской Федерации» (Москва, 2001, 2002, 2003 гг.) — на Международных научно-практических конференциях «Актуальные проблемы управления» (Москва, 2001,2003 гг.).
Внедрение результатов исследования. Разработанные автором методические рекомендации, схемы используются Департаментом экономической политики и развития города Москвы при определении приоритетных источников финансирования объектов системы городского хозяйствагосударственным унитарным предприятием Правительства Москвы «Управление экспериментальной застройки микрорайонов» в расчётах параметров концессионных соглашений при строительстве экспериментального жилого района Куркино г. Москвы.
Публикации. Всего по теме диссертации автором опубликовано в открытой печати 6 научных работ общим объемом 4,7 п.л. Работы посвящены актуальным проблемам внедрения концессионной формы управления предприятиями ЖКХ и особенностям инновационной деятельности в данном секторе экономики. Статьи раскрывают принципы и методы организации концессионных отношений, их институциональные и финансово-экономические особенности.
Объём работы. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения. Основной текст изложен на 140 страницах, работа содержит 8 рисунков, 12 таблиц.
Список литературы
насчитывает 131 наименование.
Выводы по 3 главе.
Реализованные в третьей главе предложения, изложенные в настоящей работе, позволили сделать выводы о целесообразности и необходимости внедрения концессионных механизмов в реформирование жилищно-коммунального комплекса, что позволит без значительных инвестиций со стороны местных бюджетов поднять эффективность предоставляемых жилищно-коммунальных услуг.
Повышение требований по качеству и объемам предоставляемых услуг по очистке сточных вод в районе Южного Бутово потребовало разработать новую стратегию реформирования объектов жилищно-коммунального комплекса. Действующая в настоящее время станция очистки сточных вод не позволяла перерабатывать необходимые объемы сточных вод, при невозможности обеспечения необходимых параметров воды.
Для этих условий нами были проведены расчеты по внедрению двух альтернативных технологий очистки сточных вод. В качестве базы сравнения были использованы действующая в настоящее время и предложенная фирмой из ФРГ «Saarberg Holter Wassertechnik GmbH» технология очистки сточных вод. Как показали проведенные нами расчеты, технология немецкой фирмы наиболее целесообразно внедрять, начиная с объемов очистки 7 млн. метров куб. в год.
На основе технологических показателей представленной технологии очистки сточных вод проведенные расчеты показали эффективность ее внедрения при следующих параметрах концессионного соглашения. Объем инвестирования в объект составляет 220 млн. рублей. Срок эксплуатации объекта концессионером составляет 12 лет. При рассчитанных параметрах концессионного соглашения (ставка дисконтирования составляет 7 процентов) концессионер полностью возмещает инвестиции за счет текущих платежей в размере 148 894,72 тыс. рублей и выплаты остаточной стоимости местным бюджетом в размере 160 142,1 тыс. рублей.
Местный бюджет по рассчитанным параметрам концессионного соглашения за период эксплуатации станции в течение 18 лет получает доход за счет оплаты тарифа в размере 195 424,5 тыс. рублей, что позволяет получить прибыль местному бюджету и обеспечить рентабельность услуг в размере 1, 7 процента годовых.
Заключение
.
В диссертации обобщены научные и практические результаты, полученные в процессе исследовательской работы над проблемой использования концессионных механизмов в жилищно-коммунальном хозяйстве. Они основаны на результатах комплексного исследования, которые свидетельствуют о наличии большого количества проблем методического и научно-технического характера. Использование результатов диссертационного исследования на действующем в настоящее время объекте позволило выявить эффективность их применения в жилищно-коммунальном комплексе для предоставления жилищно-коммунальных услуг.
Проведённые исследования позволяют сделать следующие основные выводы по целесообразности использования концессионных механизмов в жилищно-коммунальном комплексе:
1. Основной причиной кризисного состояния ЖКХ России проявляющейся в предоставлении жилищно-коммунальных услуг невысокого качества, на наш взгляд, является используемая до настоящего времени финансово-экономическая модель, которая не стимулирует эффективное использование материальных, финансовых и трудовых ресурсов. Это приводит к их повышенным затратам на единицу стоимости предоставляемой услуги по сравнению со странами, имеющими аналогичные природные условия примерно в 23 раза. Значительное снижение затрат ресурсов на единицу стоимости услуги может быть достигнуто путем внедрения новейших технологий предоставления жилищно-коммунальных услуг. Однако в настоящее время, как показал проведенный технико-экономический анализ, у большинства хозяйствующих субъектов на рынке жилищно-коммунальных услуг отсутствуют в достаточном размере собственные средства для инвестирования в новые технологические процессы.
2. Исследование условий привлечения дополнительных инвестиций в реконструкцию и модернизацию объектов жилищно-коммунального комплекса позволяет сделать выводы о высокой эффективности использования концессионных механизмов, которые позволяют значительно снизить затраты бюджетов на обслуживание заимствований на финансовых рынках и распределить финансовые и коммерческие риски между инвестором и конечным пользователем проектных и технологических решений.
3. Оценка нормативно-правовой базы использования концессионных механизмов в практике хозяйствования позволила выявить недостаточную методическую проработку вопросов ее использования в жилищно-коммунальном комплексе с точки зрения имущественно-правовых отношений и экономических обоснований ее эффективности.
4. Как показало проведенное исследование жилищно-коммунальному хозяйству в большей степени подходит одна из разновидностей концессии, а именно государственная (муниципальная), регулирование которой в настоящее время осуществляется в рамках законодательства о недропользовании и землепользовании. Это связано с тем, что практически все предприятия жилищно-коммунального комплекса используют основной ресурс муниципальных образований — землю. Кроме того, данные услуги предоставляются для населения в целом и для значительной массы предприятий и организаций.
5. Использование концессии в жилищно-коммунальном комплексе в рамках государственного регулирования имущественных отношений между хозяйствующими субъектами по каждому объекту отдельно позволяет учитывать индивидуальные особенности функционирования договаривающихся сторон.
6. Предложенные механизмы обоснования целесообразности внедрения концессионных механизмов в жилищно-коммунальный комплекс позволяют осуществлять адресный выбор технологий и конкретных исполнителей работ по реформирования жилищно-коммунальных объектов. Это способствует значительному повышению эффективности использования материальных, финансовых и трудовых ресурсов при предоставлении жилищно-коммунальных услуг.
7. Для расчета эффективности инвестиций в проекты реконструкции и модернизации и основных показателей концессионных соглашений на объектах жилищно-коммунального хозяйства могут быть использованы методы дисконтированных денежных потоков.
8. При расчете параметров концессионных соглашений между инвестором и местными властями, как конечными собственниками объектов, необходимо исходить из следующих положений: при расчете выкупной (остаточной) стоимости предприятия необходимо учитывать интересы, как инвестора, так и местных бюджетов как последующих собственников коммунальных объектовпри расчете параметров концессионных соглашений могут быть использованы методы расчета дисконтированных денежных потоков, которые позволяют выявить условия эффективного использования объектов концессиина параметры концессионного соглашения достаточно сильное влияние оказывают сроки передачи объектов собственности в муниципальную собственность.
Предлагаемые методические подходы по обоснованию использования концессионных механизмов в процессе модернизации и реконструкции объектов жилищно-коммунального комплекса могут применяться в различных масштабах и на различных объектах, что было продемонстрировано на примере станции очистки в районе «Южное Бутово». Однако, как показали проведенные исследования, разработанные методики могут с успехом использоваться и на других объектах и подотраслях народного хозяйства.
Список литературы
- Федеральный Закон РФ «О естественных монополиях» № 147-ФЗ от 17 августа 1995 года.
- Федеральный закон РФ «О недрах». О // 1.3. Федеральный Закон РФ «О соглашениях о разделе продукции» № 225-ФЗ от 30 декабря 1995 года.
- Федеральный Закон РФ «Об иностранных инвестициях».
- Закон Российской Федерации: «О недрах» от 21 февраля 1992 г.
- Закон Российской Федерации: «О внесении изменений и допсп-нений в Закон Российской Федерации „О недрах“» от 26 июня 1992 г.
- Гражданский Кодекс РФ. Часть 1.
- Гражданский Кодекс РФ. Часть 2.8. Лесной кодекс РФ.
- Распоряжение правительства РФ от 26.07.2000 № 1072-р «Об утверждении плана действий правительства РФ в области социальной политики и модернизации экономики на 2000−2001 годы».
- Постановление Правительства Российской Федерации от 28 мая 1992 г. № 357
- Постановление Совета Министров РСФСР «О лицензировании информации о недрах» от 10 июля 1991 г.
- Указ Президента Российской Федерации от 14 июня 1992 г. Указ утратил силу с 25 марта 1995 г.
- Указ Президента Российской Федерации: «О совершенствовании работы с иностранными инвестициями» от 27 сентября 1993 г.
- Декрет СНК об общих экономических и юридических условиях концессий от 23 ноября 1920 г.
- Декрет об учреждении Главного концессионного комитета при СНК СССР от 21 августа 1923 г.
- Декрет о сдаче губернскими (областными) исполнительными комитетами концессий на коммунальные предприятия от 12 апреля 1923 г.
- Декрет о порядке передачи концессий отЗО мая 1923 г.
- Монографии и публикации в периодической печати
- Абалкин Л.И. Экономическая стратегия для России: проблема выбора. М.:ИЭРАН, 1997.
- Александров А.А. Предприятия с иностранными инвестициями.-М.: Приор, 1997.- 111с.
- Андреев А.Ф. Методические аспекты оценки инвестиционных проектов в нефтяной и газовой промышленности. М., 1996 -69с.
- Артемова Л.В. Инвестиции и инновации. Словарь-справочник от, А до Я.-М.:ДИС, 1998. -207с. $ II. 1.5. Астапович А., Полетаев А. Иностранные инвестиции в России: тенденции и перспективы.-М.: Известия, 1995.- 160с.
- Астапович А.З. Иностранные инвестиции в России: тенденции и перспективы. М.: Известия, 1995. — 143с.
- Аукуционек С. Убыточное производство в российской промьш-ленности Вопросы экономики, 1996.- № 11.
- Афонцев С. Иностранные инвестиции: надежды и реалии //Россия XXI, 1998.-№ 5−6.
- Балабанов И.Т. Экономика недвижимости С-Пб.: «Питер», 2000. — 207с.
- Банков И. Инвестиции в отраслях ТЭК и естественных моного-лиях//МЭиМО, 1998.-№ 1.
- Басе JI. Льготы для иностранных инвесторов в России//Внешняя тор-говля, 1999.-№ 4
- Басе JI. Опыт регулирования иностранных инвестиций в РФ на основании двухсторонних отношений //Внешняя торговля, 1998. -№ 7−9.
- Басе JI. Перспективы привлечения иностранных инвестиций в Россию Внешняя торговля, 2000. № 2.
- Басе J1. Политика в Области иностранных инвестиций и их ограничений в России//Внешняя торговля, 1999.- № 1.
- Богомолова Е.В. Иностранные инвестиции в экономике России: история и современность. -Мю: ИНИОН, 1995.- 105с.
- Богуславский М.М. Иностранные инвестиции: праювое регулирование.-М.:Бек, 1996.-445с.
- Богуславский М.М. Перестройка международных экономических отношений и правовая природа концессионных догою-ров//Международное сотрудничество и международное право. М., 1977. С.98- 108.
- Бойченко Ю.Ю. Иностранные инвестиции как фактор повышения эффективности инвестиционного процесса// Экономика строительства, 1998. -№ 7.36