Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Психологические механизмы формирования представлений о мужском образе у мальчиков 4-7 лет

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Практическая значимость исследования заключается в: 1) разработке коррекционно-развивающей программы для работы практического психолога ДОУ (дошкольного образовательного учреждения) — 2) внедрении в практику работы ДОУ диагностической методики развития полоролевого поведения. Практические задания позволили глубже понять и усвоить сущность мужского образа, мужского поведения, к которому необходимо… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические основы формирования мужского образа у мальчиков 4 — 7 лет
    • 1. 1. Характеристика психологии пола и половой принадлежности
    • 1. 2. Особенности полового самосознания в интеграции личностных качеств мужского образа на возрастных этапах
    • 1. 3. Функциональное назначение психологических механизмов к освоению мужского образа мальчиками 4−7 лет
  • Глава II. Технология формирование мужского образа у мальчиков 4 — 7 лет под воздействием психологических механизмов
    • 2. 1. Описание методов исследования
    • 2. 2. Исходный уровень представлений о мужском образе в интеграции качеств у мальчиков 4−7 лет
    • 2. 3. Формирование мужского образа на основе коррекционно-развивающей программы

Психологические механизмы формирования представлений о мужском образе у мальчиков 4-7 лет (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В современном обществе формирование мужского образа и возрождение ценностных ориентации, как основных ' нравственных регуляторов является значимой проблемой в научных исследованиях. Образ в различных психологических концепциях выступает как: «ощущение», «восприятие», «значение», «представление». Он является психологической и философской категорией. Типично мужской образ — это набор мужских качеств, связанных с социально не ограниченным стилем позитивного полоролевого поведения, компетенцией и рациональными способностями, активностью и эффективностью.

Под образом, мы понимаем не единую вещь, а любое многообразие ситуаций, феноменов действительности трансформированных с тем, что почерпнуто в опыте непосредственных контактов с деятельностью. Образ выступает как в сенсорной, так и в лишенной чувственности форме, умственной. Он составляет внутреннее неразделимое единство — действия и мотива. Образ вытекает из действительных успехов позитивного изучения психической реальности. Категория психологического образа выступает как системообразующее начало, представляющее единство явления и сущности, выступает в качестве основы представления о душе и сознании. Сознание — это знание субъекта об окружающем мире и самом себе.

Образ самого себя, по мнению Б. И. Додонова это аффективно-когнитивный комплекс, его аффективную часть он называет самооценкой, а когнитивную — представлением ребенка о себе. Восприятие и понимание людьми друг друга — следствие и условие отношения, которое выражается в поступках по отношению к этим людям, то есть в полоролевом поведении.

Важным аспектом полового самосознания мужчины является ощущение своей субъективности, способности управлять своим «Я" — в видении себя мужчиной, ориентируясь на «объективные» критериистремлении следовать установленным социальным нормамоценка себя с точки зрения социальной желательности, вовлеченности, ориентация на успех.

Становление личности предусматривает половую идентификацию: ' мальчик должен вырастать в мужчину. Проблема обусловлена значимостью половой сферы и соответствующего полоролевого поведения в личностном развитии человека, необходимостью осуществления дифференцированного подхода к нравственному становлению детей в зависимости от пола.

Проблема пола является предметом исследования:

— философов, которые пол рассматривают как ключевой элемент мироздания (Н.А. Бердяев, С. Н. Булгаков, В. В. Розанов, B.C. Соловьёв);

— психологов, рассматривающих влияние пола на психическое и личностное развитие (Б.Г. Ананьев, П. П. Блонский, JI.C. Выготский, Д. Н. Исаев, В. Е. Каган, И. С. Кон, B.C. Мухина, А. В. Петровский, В. А. Петровский, Т. А. Репина, А. Бандура, JI. Колберг, Дж. Мани);

— педагогов, высказывающих мысль о необходимости дифференцированного воспитания в зависимости от пола (С.А. Козлова, В. Г. Нечаева, К.Д. Ушинский).

Исследователи В. В. Абраменкова, J1.A. Арутюнова, JI.B. Градусов, Д. В. Колесов, Е. А. Кудрявцева считают, что мужчину в мальчике нужно формировать с дошкольного возраста, не отделяя полоролевое развитие от нравственного. При формировании личности мальчика неизбежны отклонения, приводящие к эмоциональному неблагополучию среди сверстников, и в дальнейшем препятствующие выполнению семейной и общественной функции мужчины.

Психологические полоролевые особенности изучались Ю. В. Алешиной, А. С. Волович, А. И. Захаровым, Т. И. Юферевой. Они выделили существенные психологические различия представителей пола, подчеркивая, что пол захватывает и определяет всего человека. Происходит изменение ценностей в жизнедеятельности человека: исчезают негативные нравственные понятия о роли мужчин, совершенствуется позитивное полоролевое поведение мужчин в повседневной жизни.

Для реализации полоролевого развития и формирования представлений мальчиков о мужском образе не всегда создаются благоприятные условия. Слабый учёт индивидуальных характеристик в половой принадлежности, не способствует развитию у мальчиков качеств мужественности. Детей не учат соответствующему для пола поведению.

При анализе источников по данной проблеме обнаруживаются противоречия между информационно-культурным фоном, отражающим многоплановые процессы и психолого-педагогическим процессом, не всегда реагирующим на изменения в социуме по объективным причинам, в то время как информационный фон меняет внутренние психологические позиции ребенка, его сознание и поведение. В практике недостаточно поло-ориентированных психологических технологий, тогда как изучение условий, механизмов и поиск методов, необходимых для успешного формирования позитивного представления о мужском образе у мальчиков, является актуальной задачей, требующей своего решения.

Разрешение данных противоречий обозначило проблему исследования и обосновало тему: «Психологические механизмы формирования представлений о мужском образе у мальчиков 4−7 лет».

Цель исследования: теоретически обосновать, сконструировать модель интеграции качеств мужского образа, разработать и экспериментальным путем проверить влияние психологических механизмов на формирование представлений о мужском образе у мальчиков 4 — 7 лет.

Объект исследования: процесс интеграции качеств мужского образа у мальчиков 4−7 лет.

Предмет исследования: формирование представлений о мужском образе под воздействием психологических механизмов.

Гипотеза исследования: формирование представлений о мужском образе у мальчиков 4−7 лет интеграцией качеств возможно, если:

— обосновать психологический пол, половую роль, принадлежность, идентичность, особенности полового самосознания у мальчиков в создании мужского образа на возрастных этапах;

— создать модель интеграции качеств мужского образа и установить исходный уровень представлений о мужском образе;

— осуществить коррекционно-развивающую работу по формированию мужского образа, включив в неё качества на основе технологии через воздействие и функции психологических механизмов.

Задачи исследования:

1 .Проанализировать философскую, педагогическую, психологическую литературу, раскрывающую и уточняющую понятия: пол, половая роль, принадлежность, половая идентичность и самосознание, образ.

2. Выявить исходный уровень представлений у мальчиков 4 — 7 лет о мужском образе с использованием модели.

3. На основе функций психологических механизмов разработать, апробировать и внедрить коррекционно-развивающую программу формирования представлений о мужском образе у мальчиков 4−7 лет и проверить её эффективность, взяв за основу интеграцию качеств мужского образа.

Методологической основой исследования стали: теоретические концепции развития пола (Б.Г. Ананьев, И.С. Кон) — различия в протекании половой социализации и их специфических особенностей (Ю.В. Алешина,.

A.С. Волович) — концепция развития личности (Л.И. Божович, А.В. Петровский) — развитие сознания и самосознания личности (С.Б. Данилюк,.

B.C. Мухина, В.В. Столин) — теоретические положения о связях когнитивного, аффективного и поведенческого компонентов (Л.С. Выготский, Б. И. Додонов, П.М. Якобсон) — единство сознания и деятельности (А.В. Петровский, Д.Б. Эльконин) — социальное влияние сверстника (А.И.Захаров,.

В.Е.Каган, Т.А. Репина);

Методы исследования: теоретический анализ философских, педагогических, психологических проблем развития с использованием категориального аппарата и принципов психологической наукипсихолого— педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный), определяющий изменение представлений о мужском образе после коррекционных воздействийметоды качественного и количественного анализа эмпирических данныхматематической статистикибеседа, наблюдение, анкетирование, интервьюстандартные и адаптированные тесты и методики;

Этапы исследования: Первый этап — теоретико-организационный (2000 — 2002) — анализ психологической, педагогической, философской литературы по проблеме исследованиясоздание перспективного плана исследования, определение проблемы, цели, гипотезы, задач. Второй этап — опытно-экспериментальный (2002 — 2004) — проведение комплексной диагностики, выявление исходного уровня представлений о мужском образе. Проектирование и апробация коррекционно-развивающей программы. Третий этап — аналитико-обобщающий (2004 — 2005) — подведение итогов формирующего эксперимента, проверка выводов, статистическая обработка данных, систематизация, оформление диссертации.

База экспериментального исследования: дошкольные образовательные учреждения (ДОУ) №№ 8, 9, 18, 24 г. Шадринска Курганской области. В констатирующем эксперименте участвовало 150 мальчиков 4 — 7 лет и 150 девочек, 100 родителей, 50 педагогов. На этапе формирующего эксперимента — 74 мальчика 4−7 лет, и 74 ребенка — на этапе контрольного эксперимента.

Научная новизна:

— систематизирован и обобщен материал зарубежных и отечественных психолого-педагогических исследований по проблеме, психологии полаинтерпретированы концептуальные подходы исследований ученых о полоролевом развитии и поведении;

— впервые дана интерпретация характеристики понимания мужского образа в динамике качеств у мальчиков 4−7 лет;

— выделены мужские качества, влияющие на понимание мужского образа- -сконструирована модель интеграции качеств: физических, качеств отношения к деятельности, нравственных и позитивного полоролевого поведения мужского образа на разных возрастных этапах;

— рассмотрены психологические механизмы и их функциональное назначение в формировании мужского образа;

— разработана и апробирована коррекционно-развивающая экспериментальная программа формирования мужского образа у мальчиков 4−7 лет;

Теоретическая значимость исследования состоит в: 1) внесении определенного вклада в науку о ключевых понятия^ «пол" — «половая роль" — 4 половое, самосознание" — «мужской образ" — их выделение, уточнение (применительно к проблеме исследования) — 2) рассмотрении концептуальных подходов к психологии пола и половой принадлежности- 3) обозначении, выделении критериев, показателей и уровней сформированности качеств мужского образа- 4) влиянии психологических механизмов на формирование мужского образа- 5) методологической обоснованности исходных параметров концептуальной модели исследования.

Практическая значимость исследования заключается в: 1) разработке коррекционно-развивающей программы для работы практического психолога ДОУ (дошкольного образовательного учреждения) — 2) внедрении в практику работы ДОУ диагностической методики развития полоролевого поведения. Практические задания позволили глубже понять и усвоить сущность мужского образа, мужского поведения, к которому необходимо приобщать мальчиков, определены условия для формирования мужского образа- 3) материалы исследования могут быть использованы при чтении спецкурса в педагогических, учебно-воспитательных заведениях, на курсах повышения квалификации практических работников- 4) необходимости включения результатов исследования в теоретические и практические курсы при подготовке будущих психологов, педагогов.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечивается: использованием взаимодополняющих методик и применением методов, адекватных предмету, цели и задачам исследованиярепрезентативностью выборок и опытно — экспериментальных данных, сочетанием качественного и количественного анализа эмпирического материала с применением метода математической статистикиэффективностью проведенной опытно-педагогической работыпродолжительным и многоплановым характером исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась на межрегиональной научно — практической конференции «Перспективы развития практической психологии» (г.Шадринск, 2001 г.) — российской научно-практической конференции «Инновационные технологии в системе дошкольного образования» (г.Курган, 2001 г.) — II региональном съезде психологов «Психологическое сопровождение личности в педагогическом процессе» (г.Курган, 2002 г.) — российской конференции «Реализация гуманистических идей в российской психологии» (г.Екатеринбург, 2002) — межрегиональной научно — практической конференции «Социально — психологические проблемы формирования личности в образовательном процессе» (г.Шадринск, 2002 г.) — межрегиональной научно — практической конференции «Психолого-педагогические проблемы этической психологии» (на базе Шадринского филиала МГОПУ им. М. А. Шолохова, 2003г) — студенческих научно-практических конференциях (г.Шадринск, 2000 — 2005 гг.) — студенческих научно-практических конференциях Шадринского филиала МГОПУ им. М. А. Шолохова (г.Шадринск, 2003 — 2004г). Отдельные аспекты проблемы, методики и результаты исследования обсуждались на заседании кафедры возрастной и педагогической психологии, аспирантском объединении ШГПИ, на заседаниях педагогических советов, семинарах в ДОУ перед педагогами и родителями.

На защиту выносятся положения:

1. Анализ теоретических данных исследуемой проблемы подтверждает позитивность формирования представлений о мужском образе через интеграцию качеств.

2. Модель интеграции качеств позволяет выявить исходный уровень представлений о мужском образе у мальчиков 4−7 лет.

3. Разработанная технология коррекционно-развивающей программы на основе интеграции качеств, при функциональном назначении психологических механизмов, формирует представление о мужском образе у мальчиков 4 — 7 лет.

Структура и объем работы: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы из 200 источников, в том числе 4 на иностранном языкесодержит 2 схемы, 1 диаграмму, 11 гистограмм, 22 таблицы, 5 приложений. По теме исследования опубликовано 8 работ.

Выводы по первой главе.

1. Каждая культура выбирает элементы стереотипов маскулинности, а возрастные периоды характеризуются своим потенциалом, заключающимся в возможностях уровня полоролевого развития. Мальчики усваивает половую роль, половые стереотипы, качества мужского образа, специфические способы полоролевого поведения, первичные, нравственные представления.

У них формируется система потребностей, мотивов, новое отношение к себе и своим возможностям. Если не учитывать особенности пола у мальчиков, по мнению Т. В. Репиной, Т. П. Хризман это приведёт к умственным и эмоциональным потерям, психологическим травмам, и к феминизации мальчиков. Неправильное представление приводит к искажению полового самосознания и его половой роли, что может стать трагедией для ребенка и его родителей.

2. В дошкольном возрасте должен быть дифференциальный подход к развитию детей в зависимости от пола. Исправлять погрешности полового развития за пределами возрастного периода представляется сложной задачей. После 6 лет воздействия на отдельные стороны половой идентичности менее эффективны (В. Е. Каган).

Сензитивность к интеграции и усвоению качеств мужского образа в дошкольном детстве обуславливается высоким темпом не только психологического, но и психофизиологического развития ребенка. Под влиянием родительских отношений и межличностных связей происходит становление полового самосознания. (Т.В, Нещерет, А.Н. Прихожан).

3. Данные зарубежных и современных отечественных исследователей А. Бандура, Дж. Уолтер, Дж. Мани, И. С. Кон, Д. Н. Исаев, В. Е. Каган, Д. В. Колесов, В. С. Мухина, Т. А. Репина, А. Г. Хрипкова доказывают, что процесс представлений мальчиков о половой принадлежности — это единый биосоциальный процесс, соединяющий половое самосознание и онтогенез. По утверждению И. С. Кона, Н. Л. Белопольской, все онтогенетические характеристики являются половозрастными и в реальной жизни ребенок развивается и осознает себя, как представителя определенного пола.

4. Становление пола и освоение мужского образа происходит при участии психологических механизмов: установки, идентификации, подражания или имитации, поощрения, наказания, внушения, чувственного познания, эмпатии, рефлексии, сигнификации, конформности. Эти механизмы выполняют конкретную роль. Они становятся личностной основой психики в целом.

5.Отсутствие в психолого-педагогической практике полоразвивающих технологий, обозначении в психологической науке значимости развития полоролевого поведения и отсутствием методического инструментария для реализации путей, обеспечивающих развитие способов взаимодействия, характерного для формирования мужского образа и поведения является отрицательным явлением.

ГЛАВА II. ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ МУЖСКОГО.

ОБРАЗА У МАЛЬЧИКОВ 4−7 ЛЕТ ПОД ВОЗДЕЙСТВИЕМ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ.

2.1. Описание методов исследования.

В данном параграфе представлен комплекс методов и методик, примененных на этапах констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов. Опытно-экспериментальная работа проводилась в детских садах № 8, 9,18, 24 г. Шадринска Курганской области в течение 2002 — 2004гг. В констатирующем эксперименте участвовало 150 мальчиков (4 — 5 лет — 49 детей- 5 — 6 лет — 51- 6 — 7 лет — 50) и 150 девочек (4−5 лет — 49- 5−6 лет — 49- 6 — 7 лет -52). В исследовании было занято 100 родителей и 50 педагогов ДОУ (приложение 1). Целью констатирующего эксперимента было: выявление исходного уровня представлений о мужском образе в интеграции качеств у мальчиков 4 — 7 лет, о восприятии себя, отношении к своему и противоположному полу.

Реализация модифицированной методики Н. В. Плисенко (125) «Беседа с ребенком», включала 3 группы вопросов (приложение 2), в которой изучали осознанность понимания признаков пола мальчиками 4 — 7 лет («они-мальчики»), и осознание полоролевой ориентации на будущее.

Выясняя представления мальчиков о поло-специфических качествах мужчины, использовали модифицированный вариант методики М. Р. Гинзбурга (115 с.23) в трех сериях «Сортировка качеств». В качестве стимульного материала применили 7 картинок, отображающих качества- 18 картинокпрофессию, дела и обязанности мужчин и 1 карточку с изображением фигуры мужчины.

Для подтверждения полученных результатов внедрили методику Г. А. Урунтаевой и Ю. А. Афонькиной (164) «Рисование на тему». Она позволила определить представления мальчиков об образе мужчины, его внешности, мужских качествах.

Ценностные ориентации в полоролевых предпочтениях у мальчиков 4 — 7 лет уточняли с помощью вопроса: «Что ты хочешь иметь как мальчик и почему?», (методика Ф. Гудинаф (58).

Идентификацию оценочного отношения себя в половозрастном статусе мальчика настоящего, прошлого и будущего исследовали модифицированным вариантом методики Н. Л. Белопольской (20) «Половозрастная идентификация». Стимульный материал состоял из 6 цветных рисунков, где изображены: младенец, дошкольник, школьник, юноша, зрелый мужчина и пожилой мужчина (приложение 3).

Была использована модифицированная методика цветового теста отношений М. Люшера (179) в трех сериях, с помощью которых выявлялось эмоционально позитивное и негативное восприятие себя, своего и противоположного пола, отношение к своему и противоположному полу.

Ориентация детей в полоролевом поведении, уровни идентификации, умение выделять признаки полоролевого поведения мальчиков по отношению к девочке определялась с помощью модифицированной методики Л. В. Ильченко (58) «Отношения». Стимульным материалом были картинки с рисунками, отражающими полоролевое поведение (приложение 4).

Проявления качеств позитивного полоролевого поведения исследовали с помощью целенаправленного, систематического наблюдения, опираясь на выводы Я. Л. Коломинского (73), о том, что: 1) наблюдение должно быть систематическим и планомерным- 2) должна быть тщательно разработана схема наблюдения, которая составляется после предварительного изучения опыта и предмета исследования.

На этапе формирующего и контрольного экспериментов работа проводилась в ДОУ № 24 г. Шадринска Курганской области. В формирующем эксперименте приняли участие 74 ребенка (4 — 5 лет — 24- 5 -6 лет — 24- 6 — 7 лет лет — 26). В качестве контрольной группы были выбраны дети из дошкольного учреждения № 8. Выбор обусловлен тем, что дети воспитываются в одних и тех же условиях, по одним программам воспитания и обучения. Это обеспечило достоверность полученных данных при анализе.

Задача формирующего этапа заключалась в разработке и проверке продуктивности блочной системы коррекционно-развивающей программы (создании технологии, направленной на формирование представлений о себе как представителе мужского полакачеств, образующих мужской образсоздании эмоционального мира и способов управления импозитивном по-лоролевом поведении и коррекции негативных форм поведения).

Психокоррекционное воздействие стало возможно благодаря психологическим механизмам: установки, идентификации, подражания или имитации, поощрения, наказания, внушения, чувственного познания или эмпатии, рефлексии, сигнификации, конформности. Формой организации работы с детьми были выбраны игры—занятия.

В экспериментальной работе методами явились: психотехнические игры и упражнения, направленные на развитие внутренних (физических) ощущений через организацию двигательной активности и представлений об эмоциональных состояниях человекаэтюды, направленные на развитие невербальных форм общения посредством пантомимики (мимики, жестов) — беседы, в ходе которых обобщался опыт детей, шел обмен мнениями, суждениямиметод ролевой игры — игровое моделирование или проигрывание ситуаций, направленное на выбор линии поведения, адекватной ситуации, на становление умений проявления позитивного полоролевого поведения.

На этапе контрольного эксперимента проводилось сопоставление диагностических срезов, которые позволили определить эффективность разработанной коррекционно-развивающей программы, направленной на формирование качеств, составляющих мужской образ у мальчиков 4 — 7 лет.

2.2. Исходный уровень представлений о мужском образе в интеграции качеств у мальчиков 4 — 7 лет.

В констатирующей части эксперимента выявляли представления о личностных качествах мужчин, образующих мужской образ, понимание и осознанность мальчиками признаков своего пола.

Применив метод беседы, использовали в модификации методику Н. В. Плисенко «Беседа с ребенком» (приложение 2). Это 3 группы вопросов о понимании своей половой принадлежности, образе мужчины, «настоящего мальчика», выявлении представлений о себе и осознании полоролевой ориентации на будущее. В качестве метода обработки данных использовали смысловой анализ типичных высказываний в каждой возрастной группе, а) Вопросы 1 — 4 позволили определить: признаки своего полапонимает ли ребенок свой пол и почему себя относит к этому полу?

Ответы показали, что мальчики во всех возрастных группах — 150 человек (100%) на вопросы: «Ты мальчик или девочка? Нравится ли быть мальчиком?», ответили: «мальчик», «нравится быть мальчиком».

На вопрос: «Почему ты считаешь себя мальчиком?», в 4 — 5лет ответили: 14 (28,6%) — «родители называют мальчиком и все говорят, что я мальчик», «потому что родился мальчиком», «похож на мальчиков». Они опирались на мнение родителей, которое для них авторитетно. 35 (71,4%) — долго обдумывали и не смогли дать четкое объяснение, хотя понимали свою половую принадлежность.

Небольшие изменения выявили у детей 5−6 лет: 23 (45,1%) — «игрушки другие», «имя другое», «волосы короткие», «одежда другая" — 28 (54, 9%) — не смогли объяснить. В ответах упоминаются нравственные качества, «мальчики смелые», «могут защищать"^ Появляется гордость к своей половой принадлежности, сравнение себя с девочками: «девочки плачут, а мальчики нет», «мальчикам можно драться, а девочкам нет». Это свидетельствует об единичных полоролевых стереотипах своего и противоположного пола.

В 6 — 7 лет ответили: 33 (66,0%) — «игры другие», «стрижка другая, выгляжу по-другому», «похож на папу», «больше умею, чем девочки" — 8 (16,0%) мальчиков оперируют личностными качествами мужчин: «сильный», «смелый», «защитник" — 9 (18,0%) — «не знаю». У этой возрастной группы существует более четкая дифференциация. Они ориентированы на взрослую мужскую роль, но еще не видят себя в образе взрослого мужчины. В каждом возрасте было выделено 3 группы.

Гистограмма № I.

Распределение мальчиков на группы в зависимости от понимания своей половой принадлежности.

1-я гр. 2-я гр, 3-я гр. группы детей.

Я 4−5 лет? 5−6 лет? 6−7 пет Первая группа — понимали свою половую принадлежность и могли объяснить, почему относят себя к данному полу, называя личностные качества мужчин.

Вторая группа — половую принадлежность понимали, оперировали внешними признаками, называли предметы игровой деятельности, правила поведения, не называя личностных качеств.

Третья группа — правильно определяли свой пол, но не объясняли почему, относят себя к мужскому полу или отвечали «не знаю».

Дети относят себя к определенному полу, по мере взросления пытаются объяснить. В старших группах мальчики ориентированы на создание определенной линии поведения, и на физические (маскулинные) качества мужчины и в меньшей степени на нравственные ценности. На наш взгляд, это связано с тем, что в современном обществе распространенная мужская модель поведения не акцентирована на развитие гуманистических и нравственных ценностей мужчин. б) Ответы на 5 — 7 вопросы раскрывают представления мальчиков и девочек о качествах мужского образа.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1.Представители различных теоретических школ считают, что качества соответствующие полу и составляющие мужской образ развиваются на основе врожденных инстинктов, идентификации, социального обучения, механизмов психического подкрепления, роли когнитивных процессов и активности самого ребенка. Отечественные ученые связывают проблему пола и полоролевого развития прежде всего с формированием половой идентичности и самосознания. Анализ теоретических источников позволил уточнить понятийный аппарат и разработать модель интеграции качеств мужского образа, которая стала основой исследуемой проблемы. Мальчики осознают свою половую принадлежность, её необратимость к 5 — 6 годам, что совпадает с усилением половой дифференциации и установок. Они усваивают отдельные мужские качества: физические, отношения к деятельности, нравственные, позитивного полоролевого поведения, интегрированный характер которых помогает в формировании представлений мужского образа.

2. Структурированная модель интеграции качеств мужского образа послужила основой для выявления исходного уровня изучаемого феномена у мальчиков 4−7 лет. Целенаправленная организация диагностического процесса с использованием комплекса модифицированных методик показала, что у детей ещё не сформированы представления о мужском образе и качествах его составляющих. В представлении мальчиков он наполнен: силой, самостоятельностью, трудолюбием, добротой, смелостью, чуткостью, справедливостью, хотя качества проявляются избирательно, фрагментарно. Наблюдается однообразие в способах полоролевого поведения, не всегда позитивное восприятие противоположного пола и негативная характеристика качеств, присущих девочкам.

3.Разработанная технология внедрения коррекционно-развивающей программы с опорой на теорию поэтапного формирования действий П. Я. Гальперина способствовала формированию представлений о мужском образе у мальчиков 4−7 лет под воздействием психологических механизмов. Блоки программы предусматривали знание и осмысление качеств, проявление в действиях и поступках, уважительном отношении к девочке и позитивное полоролевое поведение. Происходило объединение представлений о двух социальных ролях — половой роли, как модели маскулинного поведения и роли «культурного человека», как модели гуманного отношения к окружающим людям. Мальчики усваивали нравственные нормы и правила поведения, осознанно искали способы их применения.

Психокоррекционное воздействие стало возможным благодаря функции и действию психологических механизмов: установки — готовности субъекта к восприятию будущих событий и действийидентификации — понимании и интерпретации другого человека, образа путем отождествления себя с нимподражания и имитации, в результате которого происходило сравнение себя с другими по своей похожести и отличию от нихпоощрения и наказания влияние на поведение, деятельность, общениевнушения — целенаправленного воздействия на психическую сферучувственного познания и эмпа-тии — эмоционального сопереживания с лицом своего поларефлексии — непосредственного получения информации о себе через других людеймеханизму сигнификации — знакового опосредования совместной деятельностиконформности — не критического принятия следования стандартам. Формирование представлений о мужском образе зависит от условий: возраста и опыта детейрефлексивных проявленийумения педагога использовать дифференцированный подход в учебной, бытовой, игровой деятельности, учитывая интересы мальчиковиспользования художественных произведений, этических бесед, специально организованных упражненийродительской позиции и их взаимоотношений.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.В. Половая дифференциация и межличностные отношения в детской группе // Вопросы психологии. — 1987. — № 5. — С.70 — 78.
  2. В.В. Половая дифференциация и сексуализация детства: горький вкус запретного плода // Вопросы психологии.- 2003. № 5. — С. 103 120.
  3. Г. С. Возрастная психология. М.: Академия, 1997. — 702 с.
  4. B.C. Влияние факторов культуры на восприятие и оценку человека человеком // Вопросы психологии. 1985. — № 3. — С. 135 — 140.
  5. B.C. Психология и социальные функции полоролевых стереотипов // Психология семьи. Самара: «Бахрах — М», 2002. — С.283 — 293.
  6. З.А. Теория и практика индивидуальной психологии. М., 1995.- 296 с.
  7. З.А. Понять природу человека. СПб., 1997. — С. 108 — 113.
  8. Ю.Е., Волович А. С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины // Вопросы психологии.- 1991.- № 4. С. 74 — 82.
  9. .Г. Человек как предмет познания. JL: ЛГУ, 1969. — 339с.
  10. .Г. Избранные психологические труды: В 2- х т. Т.1. М.: Педагогика, 1980. -232 с.
  11. Г. М. Социальная психология: Учебник. -2-е изд. — М.: МГУ, 1988.-432 с.
  12. Анцыферова Л. И. Личность в динамике: некоторые итоги исследования // Психологический журнал. — 1992. Т. 13, № 5 С. 12 — 25.
  13. В.А. Развитие самосознания на рубеже подросткового и юношеского возраста: Дис. канд. психол. наук М., 1985.
  14. Л.Н. Рефлексия как средство творческого понимания: Дис. канд. психол. наук. М., 1988. -190 с.
  15. Дж. Половые роли в детстве: структура и развитие / Детствоидеальное и настоящее. — Новосибирск, 1994. С. 199 — 211.
  16. А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М.: Изд-во МГУ, 1984. — 103 с.
  17. А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1990. — 365 с.
  18. Э. Мужская сущность. М., 1995. — 315 с.
  19. А.И. Биологические и социальные факторы, формирующие половую идентификацию (по данным изучения лиц, перенесших смену пола) // Соотношение биологического и социального в человеке /Под ред. В. М. Банщикова, Б. Ф. Ломова. М., 1975. — 176 с.
  20. Н.Л. Половозрастная идентификация «Методика исследования детского самосознания». — М.: Форум, 1995. — 24 с.
  21. Т.В. Тендерные исследования лидерства // Вопросы психологии.- 2000.-№ 1.-С. 87−95.
  22. Н.А. Метафизика пола и любви // Русский эрос / Сост. В. П. Шестаков. М.: Прогресс, 1991.- С. 232 — 265.
  23. Н.А. Философия свободного духа. — М.: Республика, 1994. — 480 с.
  24. Р. Развитие Я — концепции в воспитании. — М.: Прогресс, 1986. -422 с.
  25. П.П. Педология: Кн. для преподават. и студ. высш. пед. учеб. заведений /Под ред. В. А. Сластенина. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.- С. 89 142.
  26. А.А. Психология личности.- М.: МГУ, 1988. — 188 с.
  27. Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. -464 с.
  28. Л.И., Конникова Т. Е. О нравственном развитии и воспитании детей // Вопросы психологии. 1975. № 1. — С. 80 — 89.
  29. Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. — 1979.- № 2. — С.23 — 34.
  30. Г. М., Хасан Б. И. Половые различия и современное школьное образование // Вопросы психологи.- 1990. № 3. — С.64 — 69.31 .Бронфенбреннер У. Два мира детства. Дети в США и СССР. — М., 1976.- 167 с.
  31. Г. Л., Корнилова Т. В. Личностные ценности и личностные предпочтения субъекта // Вопросы психологии. 1993. — № 5. — С.99 — 105.
  32. Р.С. Развитие взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в процессе совместной трудовой деятельности: Автореф. дис.канд. пед. наук. М., 1968.— 19 с.
  33. К. Духовное развитие ребенка. М., 1924.
  34. О. Пол и характер. — М.: Форум, 1991. — 192 с.
  35. А.В., Пантелеев С. Р. Проявление личностных особенностей в самоописаниях мужчин и женщин // Вопросы психологии. — 2001. № 3. — С.91−100.
  36. Т.В., Семёнов В. В. Сравнительное исследование познавательных процессов у мужчин и женщин: роль биологических и социальных фактов // Вопросы психологии. 1990. — № 2. — С. 63 — 71.
  37. Д.И. Семейно — бытовая культура. — Минск.: «Народная асвета», 1987. — 255 с.
  38. Выготский Л. С. История развития высших психических функций //Собр. Соч.: В 6 ти т. Т.З. — М., 1983. — 144с.
  39. Л.С. Развитие высших психических функций: Из неопубликованных трудов. М.: АПН, 1960. — 500 с.
  40. Л.С. Педология подростка // Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 ти т. Т. 4. Детская психология / Под ред. Д. Б. Эльконина. — М.: Педагогика, 1984. — С.6 — 242.
  41. П.Я. Лекции по психологи: Учеб. пособие для студ. вузов. М.: Высш. шк., 2002. 399 с.
  42. В.И. Воспитание ребенка. — СПб.: «Дельта», 1997 — 432 с.
  43. В.А. Роль полов в передаче и преобразовании генетической информации. Проблема передачи информации. — М., 1965.- Т.1. —С. 105−112.
  44. В.А. Теория дифференциации полов и проблема человека // Человек в системе наук / Под ред. И. Т. Флорова. — М.: Наука, 1989. С. 171 -189.
  45. С.Б. Особенности половой идентификации в структуре самосознания дошкольника, воспитывающегося в условиях детского дома: Дис. канд. психол. наук. М., 1993.
  46. .И. Потребности, отношения и направленность личности // Вопросы психологии. — 1973. № 5. — С. 18 — 29.
  47. Т.В. Особенности самосознания у подростков / Проблемы возрастной психологии. — М., 1960. — С.41- 53.
  48. И.В. Семья и социализация ребенка // Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия. /Сост. И. В. Дубровина, A.M. Прихожан, В. В. Зацепин. — М.: Академия, 2001. — 368 с.
  49. М.И., Кандыбович Л. А. Психологический словарь — справочник. Мн.: Харвест, М.: ACT, 2001. — 576 с.
  50. М.С. Психология индивидуальных различий. — М., 1997. -С.146 156.
  51. В.Д., Хризман Т. П. Мальчики и девочки два разных мира. М.: Линка — Пресс, 1998. — 182 с.
  52. Т.Е. Представление детей старшего дошкольного возраста о правилах поведения и их влиянии на взаимоотношения со сверстниками // Отношения между сверстниками в группе детского сада: / Под ред. Т. А. Репиной. М.: Педагогика, 1978.- 200 с.
  53. А.В. Половое воспитание. Педология: Утопия и реальность. -М., 2001.-С 141−262.
  54. А.В., Неверович Я. З. К вопросу о генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребенка // Вопросы психологии. -1974.- № 6. С. 59 — 73.
  55. А.И. Психологические особенности восприятия детьми роли родителей // Вопросы психологии. 1982.- № 1. — С.59 — 68.
  56. .В. Теории личности в зарубежной психологии. — М.: МГУ, 1982.- 128 с.
  57. JT.B. Развитие психологического пола ребенка — дошкольника (4−7лет): Дис. канд. психол. наук. Ростов н / Д, 1995. — 158 с.
  58. Д.Н., Каган В. Е. Половое воспитание и психогигиена пола у детей. Л.: Медицина, 1980. — 183 с.
  59. Д.Н., Каган В.Е.Психогигиена пола у детей (руководство для врачей). Л., 1986. — 129 с.
  60. В.Е. Воспитателю о сексологии. — М.: Педагогика, 1991. — 252с.
  61. В.Е. Семейные и полоролевые установки у подростков // Вопросы психологии. 1987.- № 2. — С. 53 — 62.
  62. В.Е. Стереотипы мужественности и женственности и образ Я у подростков // Вопросы психологии. 1989. — № 3. — С. 53 — 62.
  63. В. Е. Когнитивные и эмоциональные аспекты тендерных установок у детей 3 — 7 лет // Вопросы психологии. 2000. — № 2. — С. 65 — 69.
  64. В. Е. Психо-сексуальное воспитание детей и подростков. — Л., 1990.-62 с.
  65. P.P. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения.- СПб.: Речь, 2002. 160с.
  66. А. Мужчина и женщина. — Минск., 1996. — 110с.
  67. И.С. От психологии пола — к тендерным исследованиям в психологии // Вопросы психологии. 2003. — № 1. — С.61 -78.
  68. Н.В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль, 1996.-240 с.
  69. А.Г. Психология личности. М.: Просвещение, 1969. — 391с.
  70. Д.Б. Беседы о половом воспитании. — М., 1986. — 190 с.
  71. Д.Б. Пол и секс в современном обществе. М., 1999. — 176 с.
  72. Я.Л. Психология детского коллектива: Система личностных взаимоотношений. — Минск., 1984. — 239 с.
  73. Я.Л. Полоролевое развитие ребенка в дошкольном возрасте // Генетические проблемы социальной психологии / Под рук. Е.Л. Ко-ломинского, М. И. Лисиной. Минск, 1985. — С. 176- 190.
  74. Я.Л., Мелтсас М. Х. Ролевая дифференциация пола у дошкольников // Вопросы психологии. 1985. — № 3. — С. 165 — 171.
  75. М.В. Психологическое строение пола как характеристики личности: Дис.канд. психол. наук. М., 1999. — 152 с.
  76. С.А. Нравственное воспитание детей в современном мире //Дошкольное воспитание. — 2001. № 9. — С. 98- 101.
  77. Кон И. С. Введение в сексологию. М.: Медицина, 1988.- С. 193 198.
  78. Кон И. С. Открытие «Я». М.: Политиздат, 1978. — 367с.
  79. Кон И. С. Пол и индивидуальность // Психология индивидуальных различий / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтера, В. Я. Романова. — М., 2000. — С. 183 -185.
  80. Кон И. С. Психология половых различий //Вопросы психологии. — 1981. № 2. — С.45 — 57.
  81. В.К., Приходько Ю. А. Детерминация переживаний детей, мотивация совместной деятельности // Формирование взаимоотношений дошкольников в детском саду и семье / Под ред. Котырло В. К. М., 1987. — С. 52 — 70.
  82. А.С. Будущий муж и отец. — Минск, 1986.- С. 26 — 31.
  83. Краткая философская энциклопедия. М.: Прогресс, 1994. — 576 с.
  84. Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. — М.: Политиздат, 1985. — 431с.
  85. Е.А., Лебедовских Н. К. О нравственном воспитании детей разного пола в группе сверстников // Дошкольное воспитание. — 2003. -№ 9.-С. 21 28.
  86. И.К. Психологические особенности осознания себя как личности определенного пола в юношеском возрасте: Дис. канд. психол. наук. — М., 1987.
  87. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.-304 с.
  88. А.Н. Избранные психологические произведения. В 2- х т. Т. 1.-М.: Педагогика, 1983. С. ЗОЗ — 324.
  89. А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. — М.: Просвещение, 1971.- С. 38 39.
  90. А.Н. Проблемы развития психики. М., 1969. — 583 с.
  91. А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских и американских традициях. М.: «Смысл», 1999. — 532 с.
  92. А.И. Как формировать и изменить самооценку // Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия. М., 1998. — С. 272 -278.
  93. М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986. -144 с.
  94. М.И., Сильвестру А. А. Психология самопознания у дошкольников. — Кишинев, 1983. 110 с.
  95. В. Человек. Мораль. Воспитание. Теоретикометодологические проблемы. — М.: Прогресс, 1975. — 163 с.
  96. И.И. Культурно — исторические аспекты пола // Психика и пол детей и подростков в норме и патологии / Под ред. Д. И. Исаева. — Л., 1986.
  97. А.А. О моральных представлениях и моральных привычках // Психология дошкольника: Хрестоматия / Сост. Г. А. Урунтаева. — М.: Академия, 1998. С. 296 — 302.
  98. Н.В. Психолого — педагогические основы проблемы отношений «Взрослый ребенок». Монография. — Шадринск, 2001. — 247с.
  99. B.C. Личность как предмет психологического исследования. — Пермь, 1988.
  100. А.И. Общение как фактор воспитания школьников: Дис. доктора, пед. наук. -М., 1980. — 414 с.
  101. С. Психология развития: методы исследования СПб.: Питер, 2002.-С. 348−377.
  102. B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М.: Академия, 1998. — 456 с.
  103. B.C. Детская психология. М.: Просвещение, 1985. — 272 с.
  104. В.Н. Психология отношений: Избранные психологические труды / Под ред. А. А. Бодалева. Воронеж: ИПО МОДЭК, 1995. — 365с.
  105. Н.И. Становление личности ребенка 6 7лет. — М.: Педагогика, 1992. — 160 с.
  106. Н.И. и др. Ценность как центральный компонент психологической структуры личности // Вопросы психологии. — 1980. № 1. — С.22−30.
  107. В.Г., Маркова Т. А., Жуковская Р. И., Пеньевская Л.А.Формирование коллективных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1967. — 384 с.
  108. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. С. А. Козловой. М.: Академия, 2002. — 192 с.
  109. Л.Ф. Возрастная психология.- М., 1996. -374 с.
  110. Р.В. Технологии практического психолога образования. — М.: ТЦ Сфера, 2000. 448 с.
  111. С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. — М.: Азбуковник, 1999. 944 с.
  112. ПЗ.Орлов Ю. М. Половое развитие и воспитание. — М.: Просвещение, 1993.-239 с.
  113. А.А. Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов вузов. М.: ТЦ Сфера, 2002. — 512 с. 115.0собенности психического развития детей 6 — 7 летнего возраста / Под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. М., 1987. — 136 с.
  114. Отношения между сверстниками в группе детского сада / Под ред. Т. А. Репиной. М.: Педагогика, 1978. -200 с.
  115. .Д. Основы социально-психологической теории. — М.: Мысль, 1971.-348 с.
  116. Л.А. К вопросу о своеобразии социализации взрослого // Мир психологии. -1999. № 2. — С. 29 -32.
  117. А.В. О некоторых феноменах межличностных отношений в коллективе // Вопросы психологии. 1976. — № 3. — С. 16−26.
  118. В.А. «Субъектность: новая парадигма в образовании» / Психологичекая наука и образование. — 1996. № 3. — С. 100 — 109.
  119. В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. -Ростовн/Д, 1996.-512 с.
  120. . Избранные психологические труды. — М., 1969. 659с.
  121. Половое развитие мальчиков / Под ред. Д. В. Колесова. М.: Педагогика, 1985.-88 с.
  122. Платон. Сочинения в 3 х. т., Т.2. — М.: Мысль, 1970. — 611 с.
  123. Н.В. Генезис половой идентификации в дошкольном возрасте: Дис. канд. психол. наук. М., 1987.
  124. Психология личности и деятельности дошкольника / Под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. М.: Просвещение, 1965. — 295 с.
  125. Психология межличностного познания / Под ред. А. А. Бодалева. —1. М., 1981.- 172 с.
  126. Психология самосознания: Хрестоматия. — Самара: Издательский Дом «Бахрах — М», 2003. — 672 с.
  127. Психология: Словарь. / Под общ. ред. А. В. Петровского, М.Г. Яро-шевского. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
  128. Развитие личности ребенка: Пер. с англ. / Под ред. A.M. Фонарева. — М.: Прогресс, 1987.-269 с.
  129. Развитие общения у дошкольников / Под ред. А. В. Запорожца, М. И. Лисиной. М., 1974. — 288 с.
  130. Развитие общения дошкольников со сверстниками / Под ред. А. Г. Рузской. М., 1989. — 216 с.
  131. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста: Психологические исследования / Под ред. А. В. Запорожца, Я. З. Неверович. — М., 1986.-176 с.
  132. Т.А. Анализ теорий полоролевой социализации в современной западной психологии // Вопросы психологии. 1987. № 2. — С. 158 — 165.
  133. Т.А. Группа детского сада и процесс социализации мальчиков и девочек // Дошкольное воспитание.- 1984. № 4. — С. 28- 30.
  134. Т.А. Особенности общения мальчиков и девочек в детском саду // Вопросы психологии. 1984. — № 4. — С. 63 — 69.
  135. Т.А. Роль семьи и группы детского сада в формировании начал мужественности и женственности старших дошкольников / Взаимодействие семьи и детского сада в нравственном воспитании дошкольников. — М., 1989.-С. 33 -47.
  136. Т.А., Арутюнова Л. А. Воспитание мальчиков и девочек в детском саду // Дошкольное воспитание. — 1984. № 4. — С. 50- 51.
  137. Т.А. Роль дошкольной группы в развитии социального поведения ребенка // Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста. — М., 1983. — С. 69 — 72.
  138. Т.А. Социально психологическая характеристика группы детского сада. М., 1988. — 232 с.
  139. К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. — М., 1994.-480с.
  140. В. Люди лунного света. М., 1990.
  141. А.А. Психологическая характеристика трудностей в отношениях со сверстниками у детей дошкольного возраста: Дис. канд. психол. наук. -М., 1975.-200 с.
  142. С.Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 1998. — 712 с.
  143. С.Л. Проблемы общей психологии. — М., 1973. — 423 с.
  144. В.М. Биологические основы индивидуально психологических различий. М .: Наука, 1979 — 352 с.
  145. Е.И. Оценка и самооценка как мотивы поведения школьников в разном возрасте // Вопросы психологии. 1969. — № 4. — С. 107 — 116.
  146. Словарь практического психолога / Сост. С. Ю. Головин. — Минск.: Харвест, 1997.-800 с.
  147. Словарь по этике / Под ред. А. А. Гусейнова, И. С. Кона. 6 — е изд. — М.: Политиздат, 1989. — 447 с.
  148. Е.О. Психология ребенка. Учебник. М.: Школа — Пресс, 1997.-384 с.
  149. Е.О., Лагутина А. Е. Осознание своего опыта детьми в семье и в детском доме // Вопросы психологии. — 1991. № 6. — С.5 — 14.
  150. Е.О., Холмогорова В. М. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция. — М.: Владос, 2003. 160 с.
  151. А.С. Особенности психологической коррекции неадекватной родительской позиции // Семья и формирование личности. — М., 1981. -С. 38 — 45.
  152. А.Г. Сознание и самосознание. М., 1972. — 304 с.
  153. В.В. Самосознание личности. М., 1983. -286 с.
  154. Л.П. Психологические особенности развития эмпатии дошкольников: Автореф. дисс.канд. пед. наук. -М., 1987. 23 с.
  155. Е.В. Как рождается личность: Некоторые психологические аспекты формирования личности ребенка. М.: знание, 1978. — 94 с.
  156. Е.В. Психология отношений партнёрства у дошкольников.-М., 1976. -144 с.
  157. A.M. По ступенькам нравственности: О воспитании старших дошкольников в семье. Мн.: Нар. Асвета, 1990. — 63 с.
  158. Н.Е. Педагогические условия воспитания основ полоролевого поведения детей младшего дошкольного возраста: Автореф. дис.канд. пед. наук. Ростов н / Д, 1999. — 20 с.
  159. Теории личности в зарубежной европейской и американской психологии: Хрестоматия по психологии личности. Самара.: Бахрах, — 1996. — 480 с.
  160. А.И. Структура нравственного сознания (опыт этико-философского исследования). — М.: Мысль, 1974. 278 с.
  161. И.В. Развитие психологического пола у детей младшего школьного возраста: Автореф. дис.канд. психол. наук. Ставрополь, 1999. -24 с.
  162. Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии: Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педучилища и колледжей, воспитателей детского сада. — М.: Просвещение: Владос, 1995.-291 с.
  163. Г. А. Дошкольная психология. — М.: Академия, 1997. — 336 с.
  164. А.В. Влияние отношения родителей на становление социальной активности ребёнка 6−7 лет: Автореф. дис.канд. психол. наук. М., 1996.-16 с.
  165. УтробинаВ.Г. Возрастные и индивидуальные особенности отношений дошкольника к сверстнику: Дис. канд. психол. наук. — М., 1995. 165.
  166. К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии // История дошкольной педагогики в России: Хрестоматия / Сост. Н. Б. Мчедлидзе и др. Под ред. С. Ф. Егорова. М.: Просвещение, 1987.-432 с.
  167. Философский словарь / Под ред. И. Т. Флорова. -6-е изд. перераб. и доп. — М.: Политиздат, 1991. 560.
  168. Д.И. Психология становления личности. — М., 1994. — 192 с.
  169. Э. Искусство любви. М., 1990. — С.28.
  170. Фрейд 3. Я и Оно: Пер. с нем. М.: МПО «Метем», 1990. — 56 с.
  171. Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. М., 1995.
  172. Фрейд 3. Сексуальная жизнь человека //Психология дошкольника: Хрестоматия. М., 2000. — С.332 — 342.
  173. .И., Тюменская Ю. А. Особенности присвоения социальных норм детьми разного пола // Вопросы психологии.- 1997. № 3. — С. 32 — 39.
  174. В. Школа добрых волшебников. Как сформировать гуманные отношения в группе детского сада // Дошкольное образование. —2001. № 17. — С. 13.
  175. А.Г., Колесов Д. В. В семье сын и дочь. М., 1985. — 240с.
  176. О.В. Тропинка к своему Я: Программа формирования психологического здоровья у младших школьников. — М.: Генезис, 2001. — 280 с.
  177. Цветовой тест отношений // Бодалева А. А., Столина В. В. Общая психодиагностика. СПб.: Речь, 2000. — СЗ13 — 322.
  178. Г. А. Роль сверстников в психическом развитии ребенка // Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия /Сост. И. В. Дубровина, A.M. Прихожан, В. В. Зацепин. — М.: Академия, 2001. — 368 с.
  179. И.И. К вопросу о единстве самосознания и мотивацион-ной сферы личности // Психологические исследования социального развития личности. М.: ИПАН, 1987. — С. 73 -77.
  180. И.И. Проблема самосознания в психологии. — М.: Наука, 1977.-144 с.
  181. И.И. особенности развития самосознания в онтогенезе // Принцип развития в психологии / Отв. ред. Л. И. Анцыферова — М.: Наука, 1978.-С. 316−337.
  182. М.И. Психогимнастика. М.: Просвещение, 1990. — 126с.
  183. .Н. Медицинские, социальные и психологические аспекты полового воспитания. — М., 2000. С. 79 — 94.
  184. В. Психология раннего детства до шестилетнего возраста. — М., 1922.
  185. Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978. — 304 с.
  186. Эмоциональное развитие дошкольника: Пособие для воспитателей детского сада / Под ред. А. Д. Кошелевой. — М.: Просвещение, 1985. 176 с.
  187. Э.Г. Детство и общество. СПб., 1996. — 592 с.
  188. Э.Г. Идентичность: юность и кризис. — М.: Прогресс, 1996. 340 с.
  189. Э.Г. Теория личности // Психология личности. Т.1. Самара, 1999.-С. 305−315.
  190. Юнг К. Г. Архетип и символ.-М., 1991.-304 с.
  191. Т.И. Образы мужчины и женщины в сознании подростков // Вопросы психологии. 1985. — № 3. — С. 84 — 90.
  192. Т.И. Особенности формирования психологического пола у подростков, воспитывающихся в семьях и интернате // Возрастные особенности психического развития детей. — М., 1982. -С. 122 — 137.
  193. П.М. Психология чувств и мотивации. — М., 1988. С 145 170.
  194. С.Г. Становление психологических механизмов этической регуляции поведения // Психология формирования и развития личности / Под ред. Л. И. Анцыферовой. М.: Наука, 1981. — С. 320 -337.
  195. Kasek L. Sexualitat und Extroversion / Introversion.- Jn: Ehe — Familie -Sexualverhalten. Ill Seminar Sozialistischer Lander / Hrsg. K. Starke, G. Roski Leipzig, 1983. S. 66−71.
  196. Sigusch V. Physiologie des Orgasmus.- Jn: Sexualitat und Medizin / Hrsg. V.Sigusch. Kdln, 1979. S. 143−158.
  197. Sigusch V., Schmidt C. Jugentsexualitat. Documentation einer Unter-suchung.- Stuttgart, 1973. 211 s.
  198. Starke K. Junge Partner Tatsachen iiber Liebesbeziehungen in Jugendal-ter. Leipzig — Berlin, 1980.- 181 s.
Заполнить форму текущей работой