Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Психологические характеристики творческого мышления учащихся профильных классов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Психологические характеристики творческого мышления учащихся различных профильных классов имеют разноуровневое и полиструктурное содержание. Творческое вербальное мышление учащихся профильных классов, в сравнении с общеобразовательными, отличается большей гибкостью, высокой мобильностью оперирования словарным запасом, большей скоростью мыслительных процессов. Высокие показатели семантической… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретический анализ проблемы творческого мышления старшеклассников
    • 1. 1. Определение основных понятий: творческое мышление и креативность
      • 1. 1. 1. Характеристика подходов к определению креативности
      • 1. 1. 2. Характеристика подходов к определению творческого мышления
    • 1. 2. Личностные показатели креативности и творческого мышления
    • 1. 3. Мотивация творческой деятельности
    • 1. 4. Особенности развития креативности в подростковом и юношеском возрасте
  • Глава 2. Эмпирическое исследование творческого мышления учащихся профильных классов
    • 2. 1. Методическое обеспечение эмпирического исследования
    • 2. 2. Разработка и апробирование теста «Многозначные слова»
    • 2. 3. Количественный и качественный анализ полученных данных
  • Глава 3. Психолого-педагогическое сопровождение. профильного обучения в контексте развития творческого мышления учащихся.¦
    • 3. 1. Факторы формирования и развития креативности и творческого мышления
      • 3. 1. 1. Влияние среды на развитие творческого мышления
      • 3. 1. 2. Исторические предпосылки и современные задачи профилизации обучения
    • 3. 2. Специфика формирования творческого математического мышления (Математический профиль)
    • 3. 3. Специфика формирования творческого лингвистического мышления (Филологический профиль)
    • 3. 4. Специфика формирования творческого педагогического мышления (Педагогический профиль)
    • 3. 5. Специфика формирования творческого психологического мышления (Психолого-биологический профиль)

Психологические характеристики творческого мышления учащихся профильных классов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современное состояние науки и общества, динамичный социальный прогресс, расширение объема информации резко увеличивают разрыв между знаниями, умениями и навыками, формируемыми в школе, и знаниями, необходимыми в профессиональной деятельности.

Введение

профильного обучения в школе призвано преодолеть отмеченное выше рассогласование, оторванность знаний от реальной жизни. Воспитание творчески мыслящего, готового к открытию и принятию нового знания человека выступает в качестве одной из главных задач модернизации образования. Для качественной подготовки будущему специалисту необходимо усвоить достаточно большой объем знаний, который не всегда вписывается в установленные рамки профессионального образования. В связи с этим ранняя профессионализация, введение предпрофильной подготовки в школе позволят реализовать перспективные направления совершенствования обучения, представленные в Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования (2002), повысить качество профессиональной подготовки в вузе или техникуме. К сожалению, вопросы психологического сопровождения профильного обучения слабо разработаны как на теоретико-методологическом, так и на практическом уровнях. На наш взгляд, очень важно, наряду с созданием условий для глубокого овладения учебно-профессиональными навыками, развивать творческие способности, творческое мышление учащихся. Творчество, окрашивая процесс принятия решения, в том числе и в отношении будущей специальности, позволяет ученику уже в школе проявить себя, что способствует более успешному освоению образовательной программы, независимо от профиля. Поэтому проблема целенаправленного формирования творческой личности на основе понимания структуры, механизмов, закономерностей творческого процесса приобретает в настоящее время особую значимость и остроту.

В современной психолого-педагогической науке представлены фундаментальные разработки общетеоретических проблем психологии творчества (A.B. Брушлинский, • Дж. Гилфорд, A.M. Матюшкин, Я. А. Пономарев, Дж. Рензулли, C.JI. Рубинштейн, Р. Стернберг, O.K. Тихомиров, Е. Торренс и др.) — вопросов общих и специальных способностей (В.Н. Дружинин, В. А. Крутецкий, Н. С. Лейтес, Б. М. Теплов, В. Д. Шадриков др.). Значительный интерес представляют исследования эффективных средств и методов развития креативности (Г.С. Альтшуллер, Ю. Д. Бабаева, Д. Б. Богоявленская, A.M. Матюшкин, М. А. Холодная, B.C. Юркевич и др.) — принципов возрастной периодизации творческого развития личности (J1.C. Выготский, В. В. Давыдов, В. Н. Дружинин, Ж. Пиаже, Э. Эриксон и др.).

В работе исследуется проблема, связанная с возможностями выявления как общих особенностей творческого мышления старшеклассников, так и специфических проявлений этого процесса, соответствующих профилю обучения, поскольку, по мнению В. Н. Дружинина, подростковый и юношеский возраст — это период, когда на основе «общей» креативности формируется «специализированная» креативность — способность к творчеству, связанная с определенной сферой человеческой деятельности.

Итак, требования общества, государства, предъявляемые к профессионализму и творческому мышлению выпускников, с одной стороны, и недостаточно разработанная теоретико-методологическая и методическая основа для подготовки выпускников с вышеназванными качествами, с другой стороны, определили проблемное поле и явились основанием выбора темы исследования: «Психологические характеристики творческого мышления учащихся профильных классов».

Цель исследования — выявить психологические особенности творческого мышления учащихся профильных классов.

Общая цель конкретизируется в следующих задачах: 1. Выявить подходы к исследованию творческого мышления учащихся старших классов.

2. Выделить наиболее выраженные показатели творческого мышления учащихся профильных классов.

3. Установить психологическую структуру творческого мышления учащихся различных профилей.

4. Исследовать соотношение творческого мышления и мотивации достижения.

5. Создать и апробировать методику диагностики вербального компонента творческого мышления.

6. Разработать психолого-педагогические рекомендации по развитию творческого мышления учащихся различных профилей.

Объектом исследования является творческое мышление учащихся старших классов.

Предмет исследования — показатели творческого мышления учащихся профильных классов.

Общая гипотеза исследования: в процессе профильного обучения происходит дифференциация показателей творческого мышления учащихся, соответственно профилю школьного обучения.

Частные гипотезы исследования:

1. Структуры творческого мышления учащихся гуманитарного, технического и естественно-гуманитарного профилей характеризуются высокой степенью дифференциации.

2. Взаимосвязь творческого мышления и мотивации достижения осуществляется преимущественно на уровне самооценки творческих характеристик личности.

Методологической основой исследования явились ведущие философские и психолого-педагогические идеи и концепции: концепция системогенеза деятельности (A.B. Карпов,.

Н.В. Нижегородцева, Ю. П. Поваренков, C.JI. Рубинштейн, В.Д. Шадриков) — общепсихологическая теория мышления (A.B. Брушлинский, В. А. Мазилов, A.M. Матюшкин, Я. А. Пономарев, C.JI. Рубинштейн, К.А. Славская) — концепции творчества отечественных и зарубежных авторов (Ю.Д. Бабаева, Д. Б. Богоявленская, Э. Де Боно, Дж. Гилфорд, В. Н. Дружинин, E.H. Задорина, Я. А. Пономарев, Дж. Рензулли, Р. Стернберг O.K. Тихомиров, Е. Торренс, В. Д. Шадриков, B.C. Юркевич) — методологические принципы исследования и формирования педагогического мышления (М.М. Кашапов, Ю. Н. Кулюткин, JI.M. Митина, Ю.П. Поваренков) — основные идеи конструирования образовательной среды (В.И. Панов,.

B.В. Рубцов, В.И. Слободчиков) — теория психологии познания (Дж. Брунер, А. Н. Гусев, В. В. Знаков, A.M. Матюшкин, Е. А. Сергиенко, М.А. Холодная) — теоретические основы инноваций в учебной деятельности (Д.В. Вилькеев, А. К. Маркова, JI.M. Митина, В.А. Якунин).

Методы и методики исследования. На разных этапах исследования использовались следующие методы: сравнительный лонгитюдный и метод «поперечных срезов» (организационные методы) — методы наблюдения, анкетирования, интервьюирования. В исследовании были использованы следующие методики: опросник «Самооценка творческих характеристик личности», адаптированный Е. Е. Туниктест «Дивергентного творческого мышления» Ф. Вильямса, адаптированный Е. Е. Туниктест мотивации достижения М.Ш. Магомед-Эминова (ТМД) — адаптированный тест.

C. Медника RAT (тест отдаленных ассоциаций) — авторский тест «Многозначные слова», а также разработанная нами анкета «Выявление особенностей обучения в профильных классах» (для учащихся профильных классов).

Достоверность результатов и обоснованность выводов исследования обеспечивались всесторонним анализом проблемы при определении исходных теоретико-методологических принциповкомплексом эмпирических и теоретических методов, адекватных целям и задачам исследованиясочетанием количественного и качественного анализа материаловприменением методов математической статистикисоблюдением требований валидностиприменением стандартных и обоснованных психодиагностических методов.

Исследование проводилось в период с 2002 по 2006 год. В нем приняли участие 778 учащиеся 10−11-х классов школ г. Ярославля, Рыбинска, Переславля-Залесского. В работе представлены следующие профили обучения:

Филологический — учащиеся 10−11-х классов с углубленным изучением иностранного языка (школы № 4, 43 г. Ярославля).

Математический — учащиеся 10−11-х классов с углубленным изучением математики и физики (школы № 33, 43 г. Ярославля).

Психолого-биологический — учащиеся 10−11-х классов с углубленным изучением психологии и биологии (школа № 43 г. Ярославля, лицей № 2 г. Рыбинска, школа № 4 г. Переславля — Залесского).

Педагогический — учащиеся 10−11 классов с углубленным изучением истории, педагогики и психологии (школа № 43 г. Ярославля).

Научная новизна работы заключается в том, что экспериментально и эмпирически исследована и обоснована структура и выявлены наиболее выраженные показатели творческого мышления старшеклассников, соответствующие профилю обученияописаны соотношения характеристик творческого мышления учащихся с мотивацией достиженияразработана и валидизирована авторская методика диагностики вербальных компонентов творческого мышления.

Теоретическая значимость работы определяется тем, что была научно обоснована и экспериментально доказана взаимосвязь структуры творческого мышления и характера (профиля) обучения в старших классахсформулировано определение творческого мышления учащихся профильных классов. Впервые творческое мышление учащихся профильных классов рассмотрено как предшествующее профессиональному мышлению. Расширено теоретическое представление о психолого-педагогическом сопровождении профильного обучения.

Практическая значимость. Результаты, полученные в настоящем исследовании, используются в психолого-педагогическом сопровождении образовательного процесса в профильных классах, а также при разработке программ основных и элективных курсов предпрофильной подготовки в школах г. Ярославля, Рыбинска, Переславля-Залесского. Материалы исследования рекомендованы научно-методическим советом областной психологической службы для работы школьных психологов.

Положения, выносимые на защиту:

1. Творческое мышление учащегося профильного класса — вид мышления, связанный с открытием или созданием учащимся чего-либо нового в соответствующей профилю обучения сфере и переносом «профильного знания» в относительно новые условия.

2. Основным различием структур творческого мышления учащихся различных профилей является степень согласованности вербальных, невербальных и личностных компонентов творческого мышления. Наиболее согласованной является структура творческого мышления учащихся «смешанных» профилей в континууме «гуманитарный — естественно-гуманитарный — негуманитарный».

3. Показатели творческого мышления учащихся профильных классов имеют различную степень выраженности, которая и отражает специфику соответствующего профиля. Творческое вербальное мышление учащихся профильных классов, в сравнении с общеобразовательными, отличается большей гибкостью, высокой мобильностью оперирования словарным запасом, большей скоростью мыслительных процессов.

4. Разработанная методика диагностики вербального творческого мышления (тест «Многозначные слова») позволяет диагностировать вербальный компонент творческого мышления.

Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы и результаты исследования обсуждались на Российской научно-практической конференции «Проблемы системогенеза учебной и профессиональной деятельности» (Ярославль, 2003,2005), Российской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых преподавателей «Психология и творчество в высшей школе: теория и практика» (Ярославль, 2003), на заседании кафедры педагогики и педагогической психологии ЯрГУ им. П. Г. Демидова (2005), на методологических семинарах кафедры общей и социальной психологии ЯГПУ им. К. Д. Ушинского (2006) и лаборатории профессионального и личностного развития ЯрГУ им. П. Г. Демидова (20 012 006).

Материалы проведенного исследования включены в программы научно-исследовательских проектов: институт «Открытое общество» (Фонд Сороса) по теме «Создание модели мониторинга и анализа образовательного потенциала региона в целях модернизации системы профессионального психологического образования» (проект № НШ1−206) — грант РГНФ (проект № 04−06−250а) «Психология творческого педагогического мышления" — грант НП МО № 1443 «Федеральная региональная политика в науке и образовании».

Внедрение результатов проходило в следующих направлениях: материалы, полученные в рамках исследования, использовались при подготовке и проведении педагогических советов «Творческая компетентность учителя», «Профильное обучение» школы № 43 г. Ярославля (2002, 2005), а также для разработки программ профильного обучения и предпрофильной подготовки в средней общеобразовательной школе № 4.3 г. Ярославля, лицее № 2 г. Рыбинска, школе № 4 г. Переславля — Залесского.

Основное содержание работы отражено в 14 публикациях.

Заключение

.

Данная работа написана в период перехода к новой системе образования в старших классах — профильной школе. Современное общество требует от школы кардинальной перестройки: создания системы I интеллектуального и социального развития личности ученика, формирующей устойчивые компоненты творческого стиля мышления. В связи с этим возрастает роль раннего профессионального самоопределения школьников. Совершенствование допрофессиональной подготовки старшеклассников предполагает научно обоснованную систему психолого-педагогического сопровождения, которая позволит комплексно подойти к формированию целостной личности будущего профессионала. # Творчество мы понимаем как процесс созидания нового: объективно нового (того, чего не было раньше), и субъективно нового (переоткрытия для себя). Данная позиция позволяет видеть в каждом ученике творческую личность, а следовательно, ставить задачи развития творческого мышления на этапе ранней профилизации. как в широком, так и узкоспециализированном плане. В контексте исследуемой проблемы сформулировано определение творческого мышления учащегося профильного класса, вида мышления, предшествующего профессиональному I мышлению, связанного с открытием или созданием чего-либо нового в соответствующей профилю обучения сфере и переносом «профильного знания» в относительно новые условия.

Следуя системному подходу к пониманию структуры креативности, в качестве основополагающего, мы опирались на теоретические положения рабочей концепции одаренности, разработанной Д. Б. Богоявленской, В. Н. Дружининым, В. И. Пановым, В. Д. Шадриковым и др. и рассматривали особенности творческого мышления учащихся профильных классов в единстве с мотивационными и личностными креативными характеристиками. В соответствии с этим выделяем три взаимосвязанных структурных компонента: мотивационный — проявление познавательной мотивациикогнитивно-творческий — проявление характеристик творческого мышленияличностный — проявление творческих качеств личности.

Проведенное исследование выявило ведущую роль отдельных компонентов креативности, а также различие структур творческого, мышления учащихся профильных классов, проявляющееся в степени взаимодействия вербальных, невербальных и личностных компонентов. Наиболее согласованной является структура творческого мышления учащихся «смешанных» профилей в континууме «гуманитарныйестественно-гуманитарный — негуманитарный». Разработанный нами тест «Многозначные слова» позволяет диагностировать вербальный компонент творческого мышления, что было подтверждено процедурой # пихометрической проверки.

Формирование компонентов будущего профессионального творческого мышления, на наш взгляд, должно иметь целенаправленный систематический характер, значительную роль в этом процессе приобретает психолого-педагогическое сопровождение профильного обучения. В связи с этим важно отметить особую ценность идей экопсихологического подхода, разрабатываемых В. И. Пановым, В. В. Рубцовым и др. Задача проектирования особой образовательной среды развивающего типа, в которой должна произойти смена приоритетов (с дидактических компонентов на ® психологические) становится все более значимой для российской школы.

При этом базовый уровень «знаний-умений-навыков» превращается из цели обучения в средство актуализации познавательных, творческих и личностных возможностей учащихся.

На основе подхода к определению структуры профессиональной компетентности, предложенного Е. В. Коточиговой и Т. Г. Киселевой, идей творческого развития личности учащегося, а также с учетом требований образовательного стандарта нами была разработана «Модель структуры компетентностей выпускника профильного класса», которая по своей психологической структуре соответствует модели профессионала, что позволяет проследить преемственность образовательного процесса в средней и высшей школе, а также диагностировать уровень развития компетентностей в режиме мониторинга.

Основные идеи развивающего 'обучения (создание условий для, саморазвития ученикаорганизация взаимодействия школа-вузиспользование инновационных технологий и творческих заданий) реализуемые в средней общеобразовательной школе № 43 им. A.C. Пушкина г. Ярославля и, в частности, в профильных психолого-биологических и педагогических классах позволяют нам говорить о достигнутых результатах. В течение 11 лет подготовлено 29 победителей и призеров областной олимпиады по психологии, 17 человек награждены дипломами и ф поощрительными грамотами Российской научной конференции школьников.

Открытие".

Собранный нами эмпирический материал, а также обобщенный опыт работы в профильных классах позволяет обозначить приоритетность исследования влияния творческого мышления преподавателя на процесс формирования и развития креативных личностных характеристик ученика в целом и творческого мышления в частности. Особую роль в этом играет профессиональное педагогическое мышление и, в первую очередь, его уровневые характеристики. • Перспектива дальнейшего решения проблем, заявленных в данной работе, характеризуется необходимостью творческого перенесения результатов проведенного исследования (авторская методика диагностики вербального компонента творческого мышления, программа формирования творческого мышления учащихся) на предпрофильный уровень обучения в современной школе. Особое значение имеет внедрение разработок и рекомендаций в систему работы школ на этапе перехода к профильному обучению.

1. Анализ основных направлений и современного состояния психологии творчества показал недостаточную разработанность проблемы творческого мышления старшеклассников. Исследование, проведенное на основе рабочей концепции одаренности, позволило выявить структуру творческого мышления учащихся профильных классов.

2. Психологические характеристики творческого мышления учащихся различных профильных классов имеют разноуровневое и полиструктурное содержание. Творческое вербальное мышление учащихся профильных классов, в сравнении с общеобразовательными, отличается большей гибкостью, высокой мобильностью оперирования словарным запасом, большей скоростью мыслительных процессов. Высокие показатели семантической гибкости в сочетании с низкими показателями оригинальности говорят о преобладании гибкости и четкости в структуре творческого мышления учащихся математических классов. Сочетание высоких показателей семантической гибкости и низких значений ассоциативной гибкости при отсутствии различий в беглости, выявленное в психолого-биологических классах, прямо противоположно характеристике творческого мышления учащихся филологического профиля, выражающейся в единстве низкой семантической и высокой ассоциативной гибкости. Особенностью педагогического профиля является согласованность вербальных и невербальных компонентов в структуре творческого мышления.

3. Структуры творческого мышления учащихся гуманитарного и негуманитарного профилей характеризуются высокой степенью дифференциации.

4. Мотивация достижения у старшеклассников, характеризующаяся направленностью на продуктивное выполнение деятельности, связана с показателем самооценки сложности, что подтверждает наличие взаимосвязи личностных творческих характеристик с выбором трудности цели.

5. Авторский тест «Многозначные слова», разработанный и валидизированный в ходе проведенного исследования, позволяет диагностировать вербальный компонент творческого мышления.

6. Разработаны психолого-педагогические рекомендации по сопровождению процесса формирования творческого мышления учащихся профильных классов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. . Исследование психологии процесса изобретения в области математики. Пер. с франц. М.: Изд-во МЦНМО, 2001. — 128с.
  2. А., Урбина С. Психологическое тестирование. СПб.: Питер, 2002. — 688с.
  3. Т.М. Урок как творчество // Вопросы психологии. -1989. -№ 1. С. 182−184.
  4. Г. С. Творчество как точная наука. М.: Советское радио, 1979.-176с.
  5. .С. О таланте и способностях. М.: Искусство, 1971. -246с.
  6. В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Основы педагогики творчества. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1988.- 168с.
  7. Ю.Д. Роль эмоций в творчестве: проблемы и перспективы исследований // Культурно-исторический подход и проблемы творчества / Под ред. Е. Е. Кравцовой, В. Ф. Спиридонова, Ю. Е. Кравченко. М.: Изд-во РГГУ, 2003.-С. 5−12.
  8. БадмаевБ.Ц. Психология в работе учителя. Кн. 2: Психологический практикум для учителя: развитие, обучение, воспитание. М.: ВЛАДОС, 2000.- 160с.
  9. Е.Я. Психология художественного творчества. М.: Знание, 1985.-64с.
  10. М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1982. -424с.
  11. A.C. Ситуация успеха. Как ее создать. М.: Просвещение, 1991.-С. 146.
  12. И.А. Как возможно творческое мышление. М.: Академия, 1995.- 198с.
  13. B.C. Мышление как творчество. М.: Политиздат, 1975. — 397с.
  14. Д.Б. Психология творческих способностей. М.: Академия, 2002. — 320с.
  15. Д.Б. Диагностика и коррекция становления, креативности как феномена целостной личности // Общение и диалог впрактике обучения, воспитания и психологической консультации. М.: Изд -во АПН СССР, 1987. — С. 44- 56.
  16. Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности / Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Изд-во Международная педагогическая академия, 1995. — 212с.
  17. Э. Рождение новой идеи: О нешаблонном мышлении. Пер. с • англ. М.: Прогресс, 1976. — 143с.
  18. Э. Серьезное творческое мышление. Пер. с англ. Минск: Попурри, 2005.-416с.
  19. Л. Развиваем интеллект. СПб.: Питер Пресс, 1997. — 160с.
  20. A.B. О субъекте мышления и творчества //Основные современные концепции творчества и одаренности. М.: Мол. Гвардия, 1997.-С. 39−56.
  21. БурауИ.Я. Загадки мира цифр и чисел. Донецк: Сталкер, 1996. -448с.
  22. Л.Ф., Морозов С. В. Словарь-справочник по психологическойдиагностике. Киев: Наука думка, 1989. — 200с.
  23. М.Е. Терапия творческим самовыражением. М.: Академический проект, 1999. — 364 с.
  24. П. Десять заповедей творческой личности. М.: Прогресс, 1990.-192с.
  25. Е.П., Степанов С. Ю. Психология творческой уникальности. М.: Изд-во Институт психологии РАН, 2002. — 256с.
  26. А.П. Исследование лексики в психолингвистическом эксперименте. М.: Наука, 1987. — 138с.
  27. И.А. Рефлексивный подход к изучению и развитию творческого мышления // Вопросы психологии. 1991. — № 3. — С. 103−104.
  28. Н.Е. Диалектическое мышление и творчество // Вопросы психологии. 1990. — № 4. — С. 16−21.
  29. В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М.:1. Прогресс, 1990.-380с.
  30. Н.Ф. Креативная психопедагогика: Психология творческого обучения. Минск: Изд-во Нац. институт образования РБ, 1995.-238с.
  31. А.Г. Самоучитель мышления. -М.: Маркетинг, 2001. -408с.
  32. Т. Как создать идею. СПб.: Питер Пресс, 1997. — 288с.• 33. Выготский JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте. М.:1. Просвещение, 1991.-234с.
  33. Ч.М. Организация коллективного изобретательства. М.: Наука, 1983.-С. 266−279.
  34. АЛ. Личность и творчество: Психологические этюды. -Новосибирск: Новосиб. книжн. издат., 1989. 126 с.
  35. П.Я., Данилова В. Л. Воспитание систематического мышления в процессе решения малых творческих задач // Вопросыпсихологии. 1980.-№ 1.-С. 31−38.
  36. Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления / Подред. A.M. Матюшкина. М.: Наука, 1965. — С. 433−456.
  37. ГлуховВ.П. Основы психолингвистики: учебное пособие для студентов педвузов. М.: Астрель, 2005. — 351 с.
  38. P.M. Конфликт и творчество в зеркале психологии. М.: Генезис, 2002. — 573с.
  39. Ю.Б., Огородова Т. В., Кашапов М. М. Особенности взаимосвязи творческого мышления и мотивации достижения учащихся профильных классов // Ярославский психологический вестник. 2005.1. Выпуск 15.-С. 157−160.
  40. Ю.А. Психолого-педагогические условия развития творческого самовыражения учащихся и учителей .// Вопросы психологии. 1989. -№ 2.-С. 26−30.
  41. Л.Л. Психология мышления. М.: Изд-во ПНР СЭ, 2005. — 136с.
  42. В.В. Теория развивающего обучения. М.: Изд-во ИНТОР, 1996.-234с.
  43. Р. Правила для руководства ума / Соч. в 2 т. М.: Мысль, 1989. -Т.1.- 20с.
  44. В.Н. Когнитивные способности: структура, диагностика, развитие. М.: ИМАТОН, 2001. — 224с.
  45. В.Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер,• 1999.-368с.
  46. В.Н., Хазратова Н. В. Экспериментальное исследование формирующего влияния микросреды на креативность // Психологический журнал. 1994. — Т. 15. -№ 4. — С. 83−93.
  47. Д. Психология и педагогика мышления. М.: Совершенство, 1997.-208с.
  48. И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И. В. Учим детей мыслить критически. СПб.: Альянс Дельта, 2003. — 192с.
  49. В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого• педагогического исследования. М.: Академия, 2001. — 208с.
  50. И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. -М.: Просвещение, 1991.-221с.
  51. М.В. Развитие вербального воображения. М.: Прометей- 2003.-64с.
  52. М.В. Развитие невербального воображения. М.: Прометей, 2003. — 64с.
  53. Как определить и развить способности ребенка / Под ред.
  54. B.М. Воскобойникова. СПб.: РЕСПЕКС, 1996. — 426с.
  55. И.П. Психология творческой деятельности: Учеб. пособиедля вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. — 431с.
  56. И.П. Структура и механизмы творческой деятельности. -М.: Изд-во МГУ, 1983. 168с.
  57. М.М. Психология педагогического мышления. -СПб.: Алетейя, 2000. 463с.
  58. М.М. Гносеологические основы исследования профессионального мышления как компетентности преподавателя // Труды Ярославского методологического семинара / Под ред. В. В. Новикова и др.• Ярославль: Изд-во МАПН, 2003. Т.1. — С.168 — 186.
  59. М.М., Адушева Ю. А. Особенности творческого мышления психолога // Проблемы совершенствования высшего психологического образования / Под ред. A.B. Карпова. Ярославль: Аверс-Пресс, 2004.1. C. 29- 46.
  60. М.М., Огородова Т. В. Исследование уровня развития педагогического мышления // Ярославский психологический вестник. -2000. -Выпуск 2.-С. 59−73.
  61. . О творчестве в науке и технике: Научно-популярные очерки ® для молодежи. — М.: Молодая гвардия, 1987. 192с.
  62. КлегБ. Интенсивный курс по развитию творческого мышления. Пер. с англ. М.: Астрель, 2004. — 392с.
  63. В.Н. Проблема креативности личности // Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная / Под ред. Я. А. Пономарева. -М.: Совершенство, 1990. С. 131−148.
  64. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования // Управление школой. 2002. — № 20. — С. 7−10.
  65. JI.C., Пружинин Б. И. Воображение и рациональность. Опыт методологического анализа познавательных функций воображения. М.:1. Изд-во МГУ, 1989.- 182с.
  66. .Б. Творческое мышление, восприятие и личность. Киев: Изд-во Институт практической психологии, 1997. — 352с.
  67. Е. В. Киселева Т.Г. Структура педагогической, компетентности педагога // Ярославский психологический вестник. 2002.1. Выпуск 9.-С. 113−117.
  68. Т.В. Психология технического мышления. М.: Педагогика, 1975.-304с.
  69. Э. Одаренность требует мужества: Психологическое сопровождение одаренного ребенка. Пер. с нем. М.: Академия, 2002. -144с.• 71. ЛейтесН.С. Возрастная одаренность школьников. М.: Асарема, 2000.-464с.
  70. A.A. Основы психолингвистики. М.: Смысл, 1999. — 287с.
  71. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. — 184с.
  72. И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории. М.: Педагогика, 1982. — 86с.
  73. Лук А. Н. Мышление и творчество. М.: Политиздат, 1976. — 114с.
  74. Лук А. Н. Учить мыслить. М.: Наука, 1985. — 86с.
  75. Магомед-Эминов М. Ш. Мотивация достижения: структураи механизмы. Автореф. дис.. канд. психол. наук. — М. — 1987. — 21с.
  76. И.А. Развитие личности. Способность к творчеству, одаренность, талант. Минск: Изд-во Бел. навука, 2002. — 158с.
  77. А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. -М.: Просвещение, 1983. С. 176.
  78. МаслоуА.Г. Новые рубежи человеческой природы. М.: Смысл, 1999.-425с.
  79. A.M., Снек Д. А. Одаренные и талантливые дети // Вопросы психологии. 1982. — № 4. — С. 88−97.
  80. A.M. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. -1989. № 6. — С. 29−33.
  81. A.M. Загадки одаренности: Проблемы практической диагностики. М.: Школа-пресс, 1993. — 127с.
  82. М., Шпрагина JI. Основы культуры мышления // Школьныетехнологии. 1997. — № 5. — С. 324−331.
  83. М.И. Теории решения изобретательских задач. Минск: Харвест, 2003.-428с.
  84. М.В. Развитие творческих способностей у детей 5−9 лет. -Ярославль: Академия Холдинг, 2002. 128с.
  85. Мей Р. Мужество творить: Очерк психологии творчества. Львов: ф Инициатива, 2001.-128с.
  86. В.Н., Радомский В. М. Основы научно технического творчества / Высшее профессиональное образование. Ростов н/Д: Феникс, 2004.-320с.
  87. А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных / Учебное пособие. СПб.: Речь, 2004. — 392с.
  88. Т.В. Реализация компетентностно-ориентированного обучения в условиях профильных классов средней школы // Ярославский психологический вестник. 2002. — Выпуск 8. — С. 92−94.
  89. Т.В. О проблеме креативности учащихся профильных классов средней школы //Ярославский психологический вестник. 2002. -Выпуск 9.-С. 184−185.
  90. Т.В. Модель компетентностей выпускника профильного психологического класса // Ярославский психологический вестник. 2003. -Выпуск 10.-С. 121−123.
  91. Т.В., Клокова П. Исследование творческого мышления учащихся профильных классов // Ярославский психологический вестник. -2004.-Выпуск 12.-С. 177−179.
  92. Т.В. Тест «Многозначные слова» как инструмент исследования творческого мышления' // Ярославский психологический вестник.-2005.-Выпуск 15.-С. 164−167.
  93. Т.В. Сравнительный анализ показателей творческого мышления учащихся различных профилей обучения // Ярославский психологический вестник. 2005. — Выпуск 16. — С. 163−168.
  94. Одарённые дети. Пер. с англ. / Под. ред. Г. В. Бурменской и др. М.: Прогресс, 1991.-348с.
  95. Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциала одаренных детей: Учеб. пособие / Под ред. A.M. Матюшкина. М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2004. — 192с.
  96. П.А. Построение учебных программ, направленных на обеспечение творческого развития учащихся // Интернет-журнал Эйдос. -2000. http://www.eidos.ru/journal/2000/0331−01 .htm.
  97. Основные современные концепции творчества и одаренности. М.: Молодая гвардия, 1997. -402с.
  98. В.И. Введение в экологическую психологию. Учебное пособие* М.: Изд-во МНЭПУ, 2001. 144 с.
  99. В.И. К проблеме психолого-педагогического проектирования и экспертизы образовательного учреждения // Психологическая наука и образование. 2001. — № 2. — С14−20.
  100. В.И. Некоторые теоретические и практические проблемы одаренности // Прикладная психология. 1998. — № 3. — С.33−48.
  101. Д.Н. Творческая одаренность как психологическое понятие // Общественные науки за рубежом. Сер. Науковедение. 1988. — № 4.• С. 88−92.
  102. К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986. — 254с.
  103. Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека. М.: УРАО, 2002. — 160с.
  104. Н.М. Проблемы и противоречия творческого образа жизни // Человек: индивидуальность, творчество, жизненный путь / Под ред. В. Н. Келасьева. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1998. — С. 33−50.
  105. Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 1976. — 303с.
  106. Я.А. Тенденция развития психологии творчества //• Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная. М.: Наука, 1990.-С. 3−12.
  107. ИЗ. Попова М. В. Психология как учебный предмет в школе. М.: ВЛАДОС, 2000. — 288с.
  108. Практическая психодиагностика / Под ред. Д. Я. Райгородского. -Самара: Дом БАХРАХ, 1998. 672с.
  109. Проблемы научного творчества в современной психологии / Под ред. М. Г. Ярошевского. -М.: Наука, 1971. 334с.
  110. Программы общеобразовательных учреждений. Немецкий язык для общеобразовательных школ с углубленным изучением немецкого языка 2−11классы. М.: Просвещение, 2003. — 64с.
  111. Профильное обучение: Эксперимент: совершенствование структуры и содержания общего образования /Под ред. А. Ф. Киселева. М.: ВЛАДОС, 2001.-512с.
  112. Психологические исследования творческой деятельности / Под ред.
  113. А.Г. Гусаковой. -М.: Наука, 1975. -253с.
  114. Психологический словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Т. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990. — 494с.
  115. Психология одаренности детей и. подростков: Учебное пособие / Под ред. Н. С. Лейтеса. М.: Академия, 2000. — 336с.
  116. Психология профессионального педагогического мышления / Под ред. t • М. М. Кашапова. М.: Изд-во Институт психологии РАН, 2003. — 398с.
  117. А. Математическое творчество / В кн.: Адамар Ж. Исследование психологии процесса изобретения в области математики. — Пер. с франц. М.: МЦНМО, 2001. — 128с.
  118. Рабочая концепция одаренности. М.: Магистр, 1998. — 68с.
  119. Развитие творческой активности школьников / Под ред. A.M. Матюшкина. -М.: Педагогика, 1991. 160с.
  120. A.B., Степанов С. Ю., Ушаков Д. В. Рефлексивное развитие i компетентности в современном творчестве. М.: Изд-во ПЕР СЭ, 2002.• 320с.
  121. Дж.С., Рис С.М. Модель обогащающего школьного обучения: Практическая программа стимулирования одаренности детей / Основные современные концепции творчества и одаренности. М.: Молодая гвардия, 1997.-С.214−242.
  122. С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2000. -712с.
  123. С.Л. О мышлении и путях его исследования. М.: Изд-во АН СССР, 1958.-148с.
  124. С.Л. Принцип творческой самодеятельности // Вопросыпсихологии. 1986. — № 4. — С. 11 -16.
  125. C.JI. Принципы и пути развития психологии. М.: Изд-во АН СССР, 1959.-354с.
  126. А.И. Ваш ребенок талантлив: Детская одаренность и, домашнее обучение. Ярославль: Академия развития, 2002. — 352с.
  127. И.Н. Системный подход к изучению организации продуктивного мышления / Исследование проблем психологии творчества. -М.: Наука, 1983. -С. 27−61.
  128. И.Н. Тенденции психологии развития мышления, рефлексии и познавательной активности. -М.: МОДЭК, 2000. 64с.
  129. Е.В. Методы математической обработки в психологии. -СПб.: Речь, 2003.-350с.
  130. А.Э. Развитие способности к интеллектуальному творчеству у младших школьников. М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2003. — 272с.
  131. В.А., Коновалова Л. И. Феномен воображения: Философия для педагогики и психологии / Учебное пособие. СПб.: Союз,• 2002.- 183с.
  132. Д., Грин Дж. Психолингвистика. Пер. с англ. / Под ред. A.A. Леонтьева. М.: Прогресс, 1976. — 336с.
  133. В.И. Психология развития человека. Учебное пособие для вузов. М.: Школьная пресса, 2000. — 416с.
  134. Р., Григоренко А. Л. Учись думать творчески / Основные современные концепции творчества и одаренности. М.: Молодая гвардия, 1997. — С.186−213.
  135. С.Ю. Рефлексивная практика творческого развития человека и организаций. М.: Наука, 2000. — 174с.
  136. В.И. Влияние мотивации достижения успеха и избегания неудачи на регуляцию деятельности //Вопросы психологии. 1981. — № 6. -С.26−30.
  137. М.Ф. Методика составления обучающих программ. М.: Изд-во МГУ, 1980. — 46с.
  138. Ю.Г. Развитие творческого мышления ребенка. СПб.: Речь, 2002.- 176с.
  139. O.K. Психология мышления / Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2002. — 288с.
  140. Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. СПб.: Дидактика Плюс, 2002. — 48с.
  141. Е.Е. Модифицированные креативные тесты Вильямса. СПб.: Речь, 2003.-96с.
  142. В.Б. Допрофессиональная педагогическая подготовка школьников: сущность, методические рекомендации. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 1998. -117с.
  143. В.Б. Теоретические и методические основы допрофессиональной педагогической подготовки школьников. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 1999. — 237с.
  144. Д.В. Роль метафоры в творческом мышлении // Вестник• высшей школы. 1988. — № 1. — С. 32−36.
  145. Формирование приемов математического мышления / Под ред. Н. Ф. Талызиной. -М.: Вентана-Граф, 1995−230с.
  146. JI.M. Логико-психологический анализ школьных учебных задач. М.: Педагогика, 1977. — 208с.
  147. Д. Психология критического мышления. СПб.: Питер, 2000.-512с.
  148. ХекхаузенХ. Мотивация и деятельность: В 2-х томах. М.: Просвещение, 1986.-Т.2.-460с.
  149. X. Психология мотивации достижения. СПб.: Питер, 2001. — 286с.
  150. ХолоднаяМ.А. Когнитивные стали: О природе индивидуального ума/ Учебное пособие. М.: Изд-во ПЕР СЭ, 2002. — 304с.
  151. А.В. Методологические основы конструирования учебных программ для 12-летней школы // Школа 2000. Концепции, методики, эксперимент—
  152. М.: ИОСО РАО, 1999. С. 63−69.
  153. Г. Д. Творческая одаренность и развитие познавательных структур // Вопросы психологии. -1991. № 6. — С.45−49.
  154. В.Д. Деятельность и способности. -М.: Логос, 1994. -320с.
  155. В.Ф. Точка опоры. М.: Педагогика, 1987. -160 с.
  156. Е.И. Психологическая диагностика одаренности школьников: проблемы, методы, результаты исследований и практики. М.: Изд-во Московскогопсихолого-социального института, 2004.-368с.i
  157. .Д. Психология развития / Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Академия, 2001. — 144с.
  158. B.C. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность. М.: Просвещение, 1996.-136с.
  159. Barron F. Discovering of creative personality // The Bechevioral Sciences and Education.-N.Y., 1963.-P.45−56.
  160. Barron F., Harrington D. Creativity, intelligence and personality // Ann. Rev. of Psychol.-1981.-Vol. 32.-P. 439−476.• 166. Chambers W.N. Creative Scientist of Today // Science. 1964. — L. — Vol. 1. -P.211−234.
  161. Guilford J.P. Cognitive psychology’s ambiguities: some suggested remedies// Pssychological review. -1982. Vol. 89. — P. 48−59.
  162. Guilford J.P. Some theoretical views on creativity // Contemporary approaches to psychology.-N.Y., 1967-P. 421−428.
  163. Guilford J.P. Measurement of creativity // Explorations in creativity. N.Y., 1967. -P. 101−119.
  164. Guilford J.P. The nature of human intelligence. N.Y., 1967. — P. 43−57.
  165. Lowenfeld V., Brittain W. Creative and mental growth. N.Y.: Macmillan, 1974.1. C.34−45.
  166. The adolescence of art education //Art Education, 1957.-Vol. 10.-N7.-P. 5−12.
  167. Magyari-Beck Istvan. New concepts about personal creativity // Creativ. and Innov. -# 1988.-№ 1.-P. 121−126.
  168. Mednick S.A. The associative basis of creativity / Psychological review. 1962.1. Vol. 69.-P. 220−232.
  169. Moon S. M. The program for academic and creative enrichment (PACE): a follow-up study ten years later. -Norwood, 1994. -P. 375−400.
  170. Sternberg R.Y. Inside intelligence // Amer. Scientist. 1986. — Vol. 74. — N2. — P. 137−143.
  171. Sternberg R. Implicit theories of intelligence, creativity and wisdom// Journal of, • Personality and Social Psychology. -1985. Vol. 49. — P. 607−627.
  172. Taylor C.W. Thinking and creativity // Annals of the New York Academy of Sciences.-N.Y.-1960.-Vol. 91.-P. 108−119.
  173. Taylor C.W. Various approaches to and definions of creativity // The nature of creativity. Cambridge, 1988. — P. 99−126.
  174. Torrance E. A quiet revolution // Journal of creative behavior. 1989. — Vol. 23. -№ 5.-P. 136−145.
  175. Torrance E. The nature of creativity as manifest in the testing // The nature of creativity. Cambridge, 1988. — P. 43−75.
  176. E.P., Homg RY. (1980). Creativity and style of learning and thinkingcharacteristics of adaptors and innovators // Creative Child and Adult Quarterly. 1980. -№ 5.-t P. 80−85.
  177. Urban K.K. Assessing creativ potential via drawing production: the test for creative thinking drawing production // Giftedness: a continuing worldwide challenge. — N.Y.: Trillium press, 1986.-P. 163−169.
  178. Urban K.K. Recent trends in creativity research and theory in Western Europe // European journal for high ability. -1990. Vol. 1, № 8. — P. 99−113.
  179. Wallach M., Kogan N. Creativity and intelligence in children // The nature of ^ creativity. Cambridge, 1988. -P.211−218.
  180. Упражнения и приемы развития творческого мышления учащихсяфилологического профиля
  181. Развитие беглости мышления
  182. Беглость легкость генерирования идей и решений. Чем больше человек порождает идей, тем больше вероятность того, что будет найдена хорошая идея.
  183. Задание 1. Даны, например, три слова: «цветы, праздник, девушка». Надо составить как можно больше предложений с этими словами.
  184. Задание 2. Назовите возможные способы использования стула (книги, газеты и т. д.).
  185. Задание 3. Дается понятие, например, «круглый». Нужно назвать предметы, которые могут быть охарактеризованы данным понятием".
  186. Развитие гибкости мышления
  187. Вопрос: «С какого предложения ключ стал как родник?»
  188. Задание 2. «Приведите слова, противоположные по смыслу этому слову. Например, я говорю „сухой“, а вы можете ответить: „мокрый“, „пьяный“, „эмоциональный“.
  189. Задание 3. Предлагается назвать слова, к которым приложимы три определения одновременно: например, к словам „мягкий“, „белый“, „съедобный“ не только творог. А что ещё?
  190. Развитие оригинальности мышления
  191. Задание 1. Сказать о себе что-то и так, чтобы тебе поверили. Тот, кто поверил, должен встать. Учитель, используя разные средства, говорит то же самое до тех пор, пока все не встанут. Например, „Я обязательный человек“.
  192. Задание 2. Придумать необычные заголовки коротким историям.
  193. Задание 3. В виде символа изобразить фразу: „Человек идёт“.
  194. Упражнения и приемы развития творческого мышления учащихсяпсихологического профиля
  195. Развитие беглости мышления
  196. Задание 1. Ассоциативная цепочка. К заданному слову (например, яблоко) необходимо придумать ассоциацию. Вид ассоциативной связи определяется как целое часть и часть — целое. Каждое последующее слово является стимульным в продолжении цепочки.
  197. Развитие гибкости мышления
  198. Задание 3. Сыграть роль немого. Передать информацию „слепому“ и „глухому“.
  199. Примечание: упражнение развивает гибкость мышления, способность переключиться с одного способа передачи информации на другой.
  200. Развитие оригинальности мышления
  201. Задание 4. Придумать и нарисовать символы основных познавательных процессов: внимание, память, ощущения, восприятие, мышление, воображение.
  202. Примечание: задание выполняется на половине стандартного листа А4, каждый ученик работает над созданием одного из предложенных символов, по окончании работы проводится коллективное обсуждение рисунков.
  203. Задание 5. Придумать загадки к заданным словам:• применяя свободный стиль-• используя шаблон „такой-то, а не.“.
  204. Примечание: в качестве стимульных слов используются основные термины изучаемой темы
  205. Задание 6. Придумать синквейн на заданную тему (например: мышление, речь, синестезия).1. Схема синквейна
  206. Ключевое слово Прилагательное 1 Прилагательное 2 Глагол 1 Глагол 2 Глагол 3 Обобщающая фраза
  207. Примечание: предложенное упражнение используется в технологии „Чтение и письмодля развития критического мышления“ 49.
  208. Синквейн в переводе с французского означает „пять строк“.
  209. Первая строка заключает в себе ключевое слово — существительное.
  210. Во второй строке два слова, чаще прилагательные или причастия, описывающиепризнаки и свойства выбранного объекта.
  211. Третья строка образована тремя глаголами, описывающими совершаемые данным объектом характерные действия.
  212. Четвертая строка фраза, выражающая личное отношение автора к описываемому объекту.
  213. Пятая строка содержит одно слово, характеризующее суть предмета или объекта.
  214. Задание 7. Составить рекламное объявление от имени:• безработного, имеющего профессию, квалификацию, стаж работы-• ректора вуза, объявляющего набор на новую специальность-• работодателя, объявляющего о наличии вакансии по заявленной специальности.
  215. Упражнения и приемы развития творческого мышления учащихся математического (технического) профиля
  216. Развитие гибкости мышления
  217. Задание 1. Сколько граней имеет новый шестигранный карандаш? Примечание: Формулировка задачи навязывает ответ „6 граней“, но он неверный, так как помимо 6 боковых граней у нового карандаша есть еще 2 торцевые грани. Правильный ответ: „8 граней“.
  218. Задание 2. Сколько вертикальных и сколько горизонтальных отрезков изображено на рисунке?
  219. Примечание: навязывается ответ: 2 вертикальных и три горизонтальных отрезка». Он неверен, так как горизонтальных отрезков значительно больше. Правильный ответ: «2 вертикальных и 12 горизонтальных».
  220. Задание 3. Что больше, число, а или число 2а?
  221. Примечание: Условие задачи не содержит в явном виде неправильного ответа, но косвенно указывает на него. Обычно учащиеся отвечают: «2а», но при отрицательных значениях, а справедливо обратное неравенство. Правильный ответ: «Не известно».
  222. Задание 4. Сколько углов в квадратной комнате? (Ответ восемь).
  223. Задание 5. Сколько распилов нужно сделать, чтобы 7-метровое бревно разделить на столбики длиной по 1 метру каждый? (Ответ шесть).
  224. Развитие оригинальности мышления
  225. Задание 6. Сколькими способами вы можете разделить квадрат на четыре одинаковые части? Предложите как можно больше вариантов.
  226. Задание 7. «Египетский треугольник»
  227. На поляне необходимо огородить площадку с прямым углом. В вашем распоряжении имеются: 3 колышка длиной 1 метр и длинная веревка. Примечание: Решение основывается на применении теоремы Пифагора.
  228. Задание 8. Посмотрите на рисунок и скажите, какая фигура здесь лишняя. Обоснуйте свой ответи А
  229. Примечание. Ответ круг соответствует логике размышления, что это единственная фигура, которая не имеет прямых линий. Квадрат выбор единственной фигуры, имеющей четыре прямых угла. Треугольник — это единственный несимметричный объект.
  230. Сектор единственная из всех фигур, которая содержит и прямые линии, и кривые. Оставшаяся фигура единственная, которая имеет выемку.
  231. Каждая из фигур чем-то отличается от всех других. Но в то же время все они в равной степени имеют признаки, которые их объединяют.
Заполнить форму текущей работой