Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Соответствие человека его профессиональной деятельности: Субъектно-деятельностный аспект

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

При анализе профессиональной деятельности возникает множество вопросов среди которых: психолого-педагогические условия подготовки к деятельностиспецифика разных уровней подготовкисодержание разных видов профессиональной деятельностипрофессиог-рафическое ее представление (профессиограммы) и другие. При рассмотрении этих вопросов неднозначно трактуется важное для этих проблем понятие «соответствия… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Профессиональная деятельность как объект соответствия человека
    • 1. 1. Профессиональная деятельность. Мир профессии, типы профессии
    • 1. 2. Психологическая характеристика профессии типа «Человек-Человек»
    • 1. 3. Субъект профессиональной деятельности (на материале социальной работы)
  • Глава II. Компонентный состав соответствия человека его профессиональной деятельности
    • 2. 1. Постулат «сообразности» как основа соответствия, категория «соответствия»
    • 2. 2. Психологическое содержание соответствия человека его профессиональной деятельности

    Глава III. Психологический анализ соответствия человека его профессиональной деятельности в зависимости от ее временной продолжительности и его возраста (подготовка социального работника и практическая деятельность).

    § 3.1. Методика проведения эмпирического исследования.

    § 3.2. Соответствие работающего социального работника профессиональной деятельности (анализ компонентного состава соответствия).

    § 3.3. Соответствие студента, готовящегося к профессиональной деятельности.

Соответствие человека его профессиональной деятельности: Субъектно-деятельностный аспект (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

.

Последнее десятилетие все более явно становится для России периодом радикальных изменений во всех сферах жизни: политике, экономике, культуре, науке, образовании и т. д. Новые реформируемые производственные отношения в современной России вызывают к жизни новые требования к самому производству, характеру деятельности, и, в частности, к субъекту профессиональной деятельности — специалисту. Это находит отражение в образовательных стандартах, в квалификационных характеристиках, в профессиограм-мах разных видов деятельности.

Первые попытки профессиографического изучения педагогической деятельности, в широком смысле — образовательной деятельности, были предприняты в середине 20-х начале 30-х годов. Специальный интерес в этом плане представляют работы Р. Г. Кутепова, М. М. Рубинштейна, Т. Маркарьяна, С. Г. Гусева, Е. Г. Кагарова, С. М. Фридмана, Ф. Ф. Королева, Н. Д. Левитова, Г. С. Прозорова, М. П. Соколова, Т.К.Чу-гуева и др., в которых было раскрыты само понятие профессиограм-мы, ее структурные компоненты, содержание и др. Интерес к профес-сиографическим проблемам, к профессиональному самоопределению человека начал снова возрождаться после длительного перерыва в 60-е годы текущего столетия (Ф.Н.Гоноболин, Н. В. Кузьмина, А. И. Щербаков, В. А. Сластенин, Ю. С. Алферова, Л. Н. Захарова, Л. М. Карнозова, и др.). Эти исследования уже были включены в более широкий контекст педагогической деятельности как многокомпонентной системы (Н.В.Кузьмина).

Принципиальные изменения, происходящие в образовании, обуславливают новые подходы к организации образовательного процесса, к подготовке будущих специалистов для всех сфер общества, к анализу их будущей профессиональной деятельности. Профессиональная деятельность, ее эффективность на протяжении многих лет была одной из важных социально-психологических проблем. Она исследовалась в области психологии труда (С.Г.Геллерштейн, М. Я. Басов, К.М.Гуре-вич, Е. А. Климов и др.) — эргономики (В. П. Зинченко, В. М. Мунипов) — профессиональной подготовки специалистов (Н.Д.Левитов, Ю. К. Ба-банский, Н. В. Кузьмина, А. Б. Орлов, В. А. Сластенин, В. Д. Шадриков и др.), в плане стандартизации процесса подготовки специалистов (Н.А.Селезнева, Ю. Г. Татур, А. И. Субетто и др.). В последнее время эта проблема исследуется специалистами в области профессионального образования, в частности, высшего педагогического (Л.М.Митина, А. К. Маркова, В. А. Сластенин и др.), среднего специального образования (А.М.Новиков, А.Л.Смятских), а также школьного образования (В.С.Леднев и др.). При этом профессиональная деятельность человека находилась и находится в центре внимания особенно специалистов-исследователей вузовского образования, поскольку в его системе готовится основной корпус будущих высококвалифицированных специалистов профессиональной деятельности.

При анализе профессиональной деятельности возникает множество вопросов среди которых: психолого-педагогические условия подготовки к деятельностиспецифика разных уровней подготовкисодержание разных видов профессиональной деятельностипрофессиог-рафическое ее представление (профессиограммы) и другие. При рассмотрении этих вопросов неднозначно трактуется важное для этих проблем понятие «соответствия» профессиональной деятельности, под которым понимается пригодность, компетентность и т. д. Другими словами, несмотря на то, что проблема соответствия человека деятельности затрагивалась многими исследователями, особенно в плане его индивидуально-психологических характеристик, профотбора, профориентации и др, в качестве специального предмета психологического анализа, особенно в субъектно-деятельностном аспекте она практически никогда не выступала. Специально также не изучалось изменение характера соответствия человека профессиональной деятельности в течении времени ее выполнения. Учет важности разработки этой проблемы на современном этапе множественных изменений профессионального труда и ее недостаточно полная изученность определяют актуальность выполненной диссертационной работы.

Исследование соответствия человека его профессиональной деятельности, где сам факт соответствия ей рассматривается как психологическая основа ее эффективности, предполагает теоретический анализ прежде всего содержания профессиональной деятельности, профессии как области приложения конкретной деятельности (в рассматриваемом нами случае — деятельности социальной работы). Такой анализ включает системное рассмотрение требований, которые эта деятельность предъявляет своему субъекту и которые выступают как точки проекции его соответствия этой деятельности. Самостоятельной психолого-педагогической проблемой является содержание и компонентная структура соответствия человека профессиональной деятельности как его особой психологическопрофессиональной характеристики. В данном исследовании соответствие рассматривается как сложное, многоаспектное психологическое явление, выделение каждого из аспектов которого представляет самостоятельный теоретико-практический интерес.

Объектом исследования выступает профессиональная деятельность специалиста.

Предметом исследования выступает соответствие человека его профессиональной деятельности (социальной работе).

Цель исследования состоит в определении психологического содержания понятия «соответствие» человека как субъекта профессиональной деятельности и изучении характера изменения этого соответствия на временном протяжении выполнения человеком профессиональной деятельности.

В качестве гипотезы выступило предположение, что соответствие человека его профессиональной деятельности качественно изменяется в зависимости от временной продолжительности ее выполнения человеком и его возраста.

Основные задачи исследования:

— теоретический анализ профессиональной деятельности на материале деятельности типа «Человек-Человек», применительно к профессии социального работника;

— теоретический анализ категории «соответствия», ее содержания и структуры;

— проведение эмпирического исследования с целью определения зависимости соответствия субъекта (социального работника) самой деятельности от его возраста и временной протяженности выполнения самой деятельности (стажа работы).

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: системный анализ литературы по проблеме исследования, включая анализ нормативно-инструктивных и законодательных документовметоды беседынаблюденияанкетирование. Экспериментальные данные были подвергнуты количественному и качественному анализу.

Теоретико-методологическая основа исследования: общенаучный системный подходценностно смысловой подход к деятельности в социальных сферах, генетический подход.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в разработке предметного содержания понятия «соответствия» человека его профессиональной деятельностиопределении компонентного состава соответствия и определении зависимости этого явления от временной протяженности деятельности человека.

Практическая значимость исследования заключается в том, что на основе полученных в ходе исследования данных о структурной организации психологического феномена «соответствия» разработаны психолого-педагогические рекомендации для повышения качества подготовки специалистов в области социальной работы.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Психологическое содержание понятия соответствия (в субъ-ектно-деятельностном аспекте) человека его профессиональной деятельности составляет совокупность пяти компонентов. Они суть следующие:

— ориентировка в профессиональной деятельности;

— готовность к профессиональной деятельности;

— включаемость в профессиональную деятельность;

— переживание чувства удовлетворения, получаемое от выполнения профессиональной деятельности;

— соотнесенность смысла жизни человека с содержанием и целью его профессиональной деятельности.

2. Структурная организация компонентного состава соответствия субъекта деятельности самой этой деятельности (на материале социальной работы) зависит от стажа работы человека, его возраста, проявляясь наиболее органично при оптимальном соотношении среднего стажа и среднего возраста субъекта.

3. Структурная организация компонентного состава соответствия субъекта деятельности самой деятельности существенно отличается у студентов и работающих социальных работников по соотношению выявленное&tradeкомпонентов структуры соответствия. Так, например, у работающих социальных работников наиболее выявленной в компонентном составе соответствия является включенность в профессиональную деятельность, тогда как у студентов, готовящихся к этой, профессиональной деятельности, наиболее выявленной явилась ориентировка в деятельности.

Апробация работы.

Результаты исследования докладывались на заседаниях сектора «Гуманизации образования» Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов /начиная 1994 г/.

Материалы исследования были представлены в тезисах на конференции «Система гуманизации образования в республике Беларусь: концептуальные основы, модели, уровни, управление» (г.Минск, 1996г).

Исследование проводилось в течении трех лет, в несколько этапов:

1 этап (1993;1995 гг) заключался в изучении и анализе основной литературы по проблеме исследования, в ходе чего было выявлено понятийное содержаниие категории «соответствия», компонентный состав этого содержания.

2 этап (1995;1996 гг) состоял в теоретическом обосновании пяти компонентов структурного содержания категории «соответствия», сопоставительном анализе содержания этой категории и содержания профессиональной деятельности по схеме «Человек-Человек» применительно к профессиональной деятельности социального работника.

3 этап (1996;1997 гг) включал проведение эмпирического исследования, обработку и представление его результатов, их теоретическое осмысление.

Структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографиисодержит 5 таблиц и приложение.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное эмпирическое исследование по общей проблеме соответствия человека выполняемой им профессиональной деятельности (или готовящегося к ее выполнению) позволило подойти к ее решению с несколько новой позицией, а именно субъектно-деятельностной.

Основная задача раскрытия психологической природы профессионального «самочувствия» субьекта деятельности решалась в данном исследовании на основе анализа предложенных в данном исследовании пяти компонентов структуры «соответствия» человека его профессиональной деятельности, где выделение этих компонентов проводилось на основе того, что определяет эту деятельность по Е. А. Климову.

В диссертации приведено теоретическое обоснование правомерности включения таких компонентов как ориентировка в профессиональной деятельностиготовность к профессиональной деятельностивключаемость в профессиональную деятельностьпереживание чувства удовлетворения, получаемое от выполнения профессиональной деятельностисоотнесенность смысла жизни человека с содержанием и целью его профессиональной деятельности в общую структуру «соответствия» .

При этом в силу того, что само «соответствие» рассматривалось в субъектно-деятельностном плане такой компонент как готовность трактовался не в традиционном плане как некоторая предпосылка успешности будущей деятельности, а как субъектная позиция быть в этой деятельности и продолжать ее.

Поставленная в ходе исследования проблема зависимости понимаемого таким образом соответствия человека его профессиональной деятельности от его возраста и стажа работы позволило выявить достаточно показательные тенденци, которые совпадают с результатами проводимых сейчас исследований, например М. Г. Ермолаевой. Так, полученные в диссертационном исследовании данные свидетельствуют о том, что возраст оказывает меньшее влияние на соответствие человека его профессиональной деятельности, чем стаж его работы. Подтверждаается вывод, о значимости жизненного опыта социального работника.

Стаж работы и возраст социального работника влияет на его отношение к этой деятельности и, следовательно, на соответствие ей. Результаты сопоставления данных опроса социальных работников группы «средний стаж-средний возраст», показывают оптимальность этого соотношения для решения проблемы соответствия (если не принимать во внимание показатель соотнесенности со смыслом жизни). Полученные данные у студента готовящегося к будущей профессиональной деятельности свидетельствуют о том, что такой показатель соответствия, как, ориентировка в профессиональной деятельности выявлен у студентов II курсов больше, чем у студентов IV курсов. Тенденция снижения выявляется и по показателю «готовность к профессиональной деятельности». Если включенность в профессиональную деятельность у работающих социальных работников максимальная, достигающая 100%, то у студентов этот показатель предельно низок. Резкое снижение общего уровня соответствия у студентов происходит и по таким показателям, как «переживание удовлетворения от профессиональной деятельности» и «соотнесенность целей профессиональной деятельности со смыслом собственной жизни». Это еще раз свидетельствует о важности практики на протяжении всего курса обучения целенаправленной на формирование этих компонентов.

Перспективой данного исследования может быть расширение состава выборки и определения индивидуально-типических особенностей социальных работников, что может, оказать влияние на утоснение исследуемой ависимости. В плане педагогической психологии особенно важны рекомендации по целенаправленному формированию выделенных нами компонентов «соответствия», номенклатура которых коррелирует с той которая выделяется другими исследователями.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К.А. 0 субъекте психической деятельнос-ти. М., 1973 г.
  2. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М., 1980 г,. 335 с.
  3. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М., 1991 г., с. 299.
  4. .Г. Человек как предмет познания. Л., 1968 г., 340с.
  5. .Г. 0 проблемах современного человекознания. М., 1977 г., 380 с.
  6. .Г. Избранные психологические труды. М., 1980 г.
  7. Г. А. Социальная психология. М., 1980 г., с.320−326.
  8. А.Г. Социальная работа: ребенок из культуры достоинства. //Социальная работа. М., 1992 г., N6., С. 7−11.
  9. Ранние этапы развития понятия «установка». Сб. Психологические исследования, вып. N6,М., 1974 г.
  10. Проблема «бессознательного"(о неосознаваемых формах высшей нервной деятельности).М., 1968 г. К проблеме осознанности психологических установок. В кн. Психологические исследования, посвященные 85-летию со дня рождения Д. Н. Узнадзе. Тбилиси, 1973 г.
  11. Личность и професия. М-Л., 1926 г., 68 с. Методика психологических наблюдений за детьми. М-Л., 1926 г. 352 с. 14. Бжалава И. Т. Психология установки и кибернетика. М., 1966 г. 9. Асмолов А.Г.10. Басин Ф.В.11. Басин Ф.В.12. Басов М.Я.13. Басов М.Я.
  12. С. А.Социально-правовая охрана детства: проблемысоциальной службы семье и детства.//Сб. Социальная работа, М., 1992 г., вып. N1, С.129−136.
  13. Беличева С.А.Научно-методическое обеспечение подготовкикадров социальных работников. //Социальная работа. М., 1992 N6 С. 65−68.
  14. .П., Катаева Л. И. Гражданскому обществу институтсоциальных педагогов. //Педагогика М., 1992, N6, с.38−44.
  15. А.А. Восприятие человека человеком. Л., 1965.
  16. Бочарова В.Г.Социально-педагогическая концепция социальнойработы в России: проблемы, перспективы. //Социальная работа. М., 1992 N6 С. 11−18.
  17. Н.Ю. Психологический портрет социального работника. //Социальная работа. И., 1992, вып. N5, с.55−63.
  18. Ф.Е. Психология переживания. М., 1984 г., 200 с.
  19. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: Контекстный подход. М., 1991 г.
  20. Вербицкий А. А. Контекстное обучение в системе подготовки социальных работников.//Сб. Социальная работа, М., 1992 г, вып. вып. N5, С.101−112.
  21. Введение в эргономику. По ред. Зараковского, В. А. Королева,
  22. В.И.Медведева, П. Я. Шлаева, М., 1974 г.
  23. В.К. Психология эмоциональных явлений. М., 1976 г. 144 с.
  24. Е.Н. Субъектность педагога: теория и практика. Автореф. доктор, дис. М., 1998 г.
  25. Вопросы изучения учителя. Под ред. Н. Д. Левитова, Г. С. Прозорова, М. П. Соколова, Т. К. Чугуева. М., 1935 г. 216 с.
  26. Вопросы психологии труда и эргономики. Под ред. В. Д. Шадрикова и др., Ярославль, 1978 г.
  27. Вульфов Б.3. Социальный педагог в системе общественного воспитания. //Педагогика М., 1992 г., N5−6.
  28. JI.C. История развития высших психических функций.
  29. Собр. соч. в 6-и томах. М., 1983 г. Т.З.
  30. Гаврилов В. Е. Психологический анализ гностических профессийи их классификация в целях профессиональной ориентации. Л., 1980 г.
  31. Галагузова М. А. Профессиональная подготовка социальных педагогов. //Сб.Социиальная работа. М., 1992 г. вып. N6, С. 79−84.
  32. Ганичева А. Н. Подготовка воспитателя-гувернера в системесреднего профессионального педагогического образования. Автореф. кандид.дис. М., 1996 г.
  33. Ганюшкин А. Д. Состояние психологической готовности к деятельности в экстремальных условиях. Автореф. канд. дис. Л., 1972 г.
  34. Геллерштейн С. Г. Вопросы психологии труда.//Психологичекаянаука в СССР. Т. 2, М., 1960 г.
  35. Глебович Т. М. Специалист по социальной работе: принципиальноновая профессиия.//Сб. Социальная работа. М., 1992 Г., Bbin.Nl., С. 73−78.
  36. Ф.И. Книга об учителе. М., 1965 г.
  37. Т.А. Путь к профессии учителя. М., 1981 г.
  38. С.И., Гуслякова Л. Г., Демина Л. Д. Особенностиподготовки социальных работников на базе социологических факультетов.//Сб. Социальная работа, М., 1992 г., вып N1, С.167−169.
  39. Григорьев С. И. Социальная работа в России в свете социологической концепции жизненных сил и социальной субъективности человека.//Сб. Социальная работа. М., 1992 г. вып N6, С. 18−24.
  40. Вл. Толковый словарь живого великорусского языка.т. IV., М., 1882 г.
  41. В.И. Состояние как философская категория. Автореф.канд.дис.Воронеж, 1969 г.
  42. Дьяченко М. И. Адаптации в экстремальной ситуации. В кн. „Материалы IV съезда Всесоюзного общества психологов. Тбилиси, 1971 г.
  43. Дьяченко М. И. Готовность к деятельности в экстремальных ситуациях. Психологический аспект. Минск, 1986 г.
  44. М.И., Кандыбович Л. А. Психологические проблемы го^товности к деятельности. Минск, 1988 г.
  45. А.С. Установка как фактор работоспособности оператора. /Военно-медицинский журнал, 1972 г., N8.
  46. Ермакова М. Г. Становление субъекта профессиональной педагогической деятельности в педагогическом колледже. Автореф. канд. дис. Санкт-Петербург, 1998 г.
  47. Желанова В. В. Развитие профессиональной готовности учителяначальных классов к педагогическому общению с учащимися. Автореф. кандид. дис. М., 1994 г.
  48. Жуковская В. И. Психологические основы выбора профессии.1. Минск, 1978 г.
  49. Ю.М., Зазыкин В. Г. Основные направления исследований деятельности человека-оператора в особых экстремальных ситуациях. В кн. Психологические проблемы деятельности в особых ситуациях. Под ред. Б. Ф. Ломова, Ю. М. Забродина, М., 1985 г.
  50. Г. М. Психофозиологический анализ трудовой деятельности. М., 1966 г.
  51. Згурский В. С. Человек и профессия. М., 1972 г.
  52. И.А. Психология обучения и иностранным языкам в школе. М., 1991 г. 224 с.
  53. И.А. Социальная работа как профессиональная деятельность. //Сб.Социальная работа. М., 1992 г. вып. N2, С. 8−16.
  54. И.А. Социоэкология личности наука о социальной работе. //Сб. Социальная работа. М., 1992 г. вып. N5. С.75−81.
  55. И.А. Подготовка социального работника как многоуровневый процесс. //Сб. Социальная работа. М., 1992 вып. N6 С.85−91.
  56. И.А., Шевеленкова Т. Д. Личностная характеристика социального работника. //Сб.научн., ст., Учитель-социальный педагог-социальный работник и их практическая деятельность. Тамбов 1997 г., С.5−11.
  57. И.А. Педагогическая психология. М., 1997 г. 478 с.
  58. В.П., Мунипов В. М. Основы эргономики. М., 1979.
  59. Е.М. Аналитическая профессиограмма как средствообеспечения профессиональной диагностики кадров. Ж."Вестник МГУ. серия 14. Психология“, 1989, N3.
  60. Е.М. Психотехнология изучения человека в трудовойдеятельности. М., 1992. С.45−49.
  61. Г. Л. Теоретические основы проективного образования.
  62. Автореф. доктор, дис., Казань 1995 г.
  63. Р.Д. Опыт психологической классификации некоторыхпрофессий в целях профконсультации. Вопросы психологии, 1978, N4.
  64. Каверин Р. Д. Психологическая систематика профессий типа
  65. Человек-Человек» в целях профессиональной ориентации. Л., 1981 г.
  66. Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. Казань. 1969 г.
  67. Е.А. Школа. а дальше? Л., 1971 г.
  68. Е.А. Информационно-поисковая система «Профессиография» Л., 1972 г.
  69. Е.А. Путь в профессию. Л., 1974 г.
  70. Е.А. Выше звания нет. М., 1976 г.
  71. Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации. М., 1983 г.
  72. Е.А. Психологическое содержание труда и вопросы воспитания. М., 1986 г.
  73. Е.А. Введение в психологию труда. М., 1988 г.
  74. Е.А. Как выбирать профессию. М., 1990 г. 160 с.
  75. Е.А. Введение в психологию. М., 1992 г., 157 с.
  76. Е.А., Носкова О. Г. История психологии труда в России. М., 1992 г.
  77. Е.А. Развивающийся человек в мире профессий. Обнинск. 1993 г., 56 с.
  78. Е.А. Образ мира в разнотипных професиях. М., 1995 г. 221 с.
  79. Е.А. Психология профессионала. М., 1996 г. 400 с.
  80. Е.А. Психология профессионального самоопределения.1. М., 1996 г. 509 с.
  81. Ковальчук М. А. Проблема гуманизации обучения в контекстеподготовки социальных работникоы. Сб. Социальная работа. М., 1992 г. вып. N5. С. 81−89.
  82. Ф.Ф. Очерки по истории советской школы и педагогики1921−1931 гг.) М. 1961 г. 508 с.
  83. Н.Н. Модель специалиста. Назначение. Содержание. Принципы и методы построения.Сб. Формирование личности специалиста в вузе. Грозный. 1980 г.
  84. В.А. Профессионально необходимые качества личности учителя и их формирование, м., 1982 г.
  85. Кузьмина Н. В. Методы исследования педагогической деятельности. М., 1970 г.
  86. КОН И. С. Открытие «Я». М., 1978 г., 367 с.
  87. Кон И. С. Психология старшеклассника. М., 1982 г.
  88. Кон И. С. Психология ранней юности. М., 1989 г. 256 с.
  89. Кон И. С. Социология личности. М., 1967 г. 7 с.
  90. В.Н. Условия формирования психологической ориентации школьников на массовые профессии. Автореф. кандид. дис. М., 1980 г.
  91. И.Д. Современная буржуазная военная педагогика наслужбе империализма. М., 1972 г.
  92. Н.Д. Психология труда. М., 1963 г.
  93. Н.Д. О психических состояниях человека.М.1946г.
  94. Леонтьев А. Н. Психологическое образование учителя.М., 1938 г.
  95. Леонтьев А. Н. Проблемы развития личности. М., 1965 г., 573 с.
  96. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977 г. 303 с.
  97. Личность и труд. М., 1965 г.
  98. Лутанский В. Д. Социальный педагог: Проблемы теории и практики. Санкт-Петербург. 1993 г., С. 34.
  99. В.А. Концептуальные основы социальной службы как организациной формы социальной работы. //Социальная работа. М., 1992 г., вып N5 С.63−75.
  100. В.А. Социальные проблемы молодежи.//Сб.Социальнаяработа. М., 1992 г., вып. N6, С.145−147.
  101. Макаренко А.С.О целостном изучении человека. Собр. соч. М., 1958 г. Т.5.
  102. Маркова А. К. Психология профессионала. М., 1996 г. 308 с.
  103. В.Ш. Формирование профессиональной готовностистудентов среднего профессионального учебного заведения к деятельности социального педагога. Автореф. доктор, дис. Казань, 1996 г.
  104. Н.В. Приближение к профессиограмме специалиста. ЭКО, 1980 г., N7.
  105. Мир профессий. Сост. С. Н. Левиева, М., 1985 г., 1988 г.-сост. В. Е. Гаврилов, М., 1987 г.- сост. Р. Д. Каверина 1986 г., и 1988 г.- сост. А. И. Смирнов, М., 1987 г.
  106. А.В. Время поисков и решений или старшеклассникам оних самих. М., 1990 г. 190 с.
  107. Мунипов В. М. Эргономика на службе производства. М., 1970 г.
  108. Нем о 6 р.С. Психология. Н, № 5г, Ш5 С"
  109. С.И. Словарь русского языка. Под ред. Н. Ю. Шведовой, 1. М., 1991 г., 916 с.
  110. Основы общей и прикладной акмеологии. Под ред. А. А. Дергача1. И др. М., 1994 Г.
  111. И.П. Полное собр. соч., т.3,кн.1. М.-Л., 1951 г.
  112. Педагогическая энциклопедия. Под ред. И. А. Каирова.М., 1966 г.
  113. Педагогический словарь. Под ред. И. А. Каирова. М., 1960 г.
  114. Петровский А. В. Общая психология.М., 1986 г. 464 с.
  115. А.В., Ярошевский М. Г. Психология. Словарь. М., 1990 г., 495 с.
  116. А.В. Психология о каждом из нас. М., 1992., 332с.
  117. А.В., Ярошевский М.Г История и теория психологии. М., 1996 г. 828 с.
  118. А.В. Личность в психологии: парадигма субъектности. М., 1996 г., 509 с.
  119. К.К. Вопросы психологии труда. М., 1970 г.
  120. В.Г. Человек в мире профессий. /Вопросы психологии" 1973 г., N8.
  121. Психологический анализ трудовой деятельности. Под ред.
  122. В.Д.Шадрикова, Ярославль, 1980 г.
  123. Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории И истории. М., 1997 г., 574 С.
  124. Психологический словарь. Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. М., 1996 г., 440 с.
  125. Е. С. Суворова Г. А. Психологически основы профессиографии. М., 1990 г.
  126. Российская Федерация. Законы. Кодекс законов о труде РФ.1. М., 1992 г., 123 с.
  127. С. JI. Проблемы общей психологии. М., 1973 г. 423с.
  128. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М., 1946 г. 704с.
  129. В.А. Формирование личности учителя советскойшколы в процессе профессиональной подготовки. М., 1976 г., 159 с.
  130. В.А. Педагогическая деятельность и проблема формирования личности учителя J1., 1978 г.
  131. В.А. К вопросу о профессиограмме учителя общеобразовательной школы. //Советская педагогика. М., 1973 г., N5.
  132. В.А. Социальный работник: личность и профессия.
  133. Социальная работа. М., 1992 г., N6 С.48−58.
  134. Сластенин В. А. Профессиональная культура учителя. М., 1995 г.
  135. В.А., Кодымова JI. С. Педагогика: инновационнаядеятельность. М., 1997 г.
  136. Словарь практического психолога. Под ред. Н. Н. Обозова.
  137. Санкт-Петербург. 1995 г., 63 с.
  138. Словарь психологических понятий для педагогов. Под ред.
  139. Г. А.Стрюкова. Н. Новгород, 1994 г., 19 с.
  140. Сосновская 0.Б.Психологические особенности профессионально-личностных ориентациий социальных педагогов. Автореф. кандид. дис. М., 1997 г.
  141. Н.Г. Психологический анализ взаимосвязи самоотношения учителя и его ученику. Автореф.кандид. дис. М., 1997 г.
  142. Н. Ф. Печенюк Н.Г., Хохловский Л. Б. Пути разработки профиля специалиста. Саратов, 1987 г., 174с.
  143. И.П. Из опыта изучения классификации профессий зарубежом. «Информационно-поисковая система. Профессиография». Л., 1972 г.
  144. Толковый словарь русского языка. Под ред. Д. Н. Ушакова. М., 1994 г., 1552 с.
  145. В.В. Некоторые принципы построения модели специалиста. НИИ проблем высшей школы. М., 1977 г.
  146. Д.Н. Об актуальных задачах и теоретических основахпсихологии профессий. Тбилиси, 1933 г., 44 с.
  147. Узнадзе Д. Н. Экспериментальные основы психологической установки. Тбилиси, 1961 г.
  148. Формирование личности учителя в системе высшего образования. Сб. науч. трудов под ред. В. А. Слстенина, М., 1979 г.
  149. В. Человек в поисках смысла. М., 1990 г. 365 с.
  150. А.И. Как составлять профессиограммы. Елабуга М., 1990 г.
  151. Е.И. Теоретико-методологические основы социальной работы.//Сб.Социальная работа, М., 1992 г. вып. N5, С.18−20.
  152. Е.И. Социальная работа: теоретико-методологические аспекты.//Сб. Социальная работа. М., 1992 г. вып. N6, С.58−64.
  153. В.Д. Проблемы системогенеза профессионоальной деятельности. М., 1982 г., 184 с.
  154. .Ю. Предметно-профессиональная подготовка социальных работников: задачи, содержание, оррганиза-ция. Сб. Социальная работа. М., 1992 г. вып. N5, С. 89−101.
  155. Шевеленкова Т. Д. Личностные качества социального работникакак проблема его профессиональной (квалификационной) характеристики.//Сб. Социальная работа. М., 1992 г., вып. N2, С. 77−82.
  156. Т.Д. О личностные характеристике социальногоработника.//Сб. Социальная работа, М., 1992 г., вып. N5, С. 50−55.
  157. Шмелева Н.Б.Профессионально-личностное развитие социального работника. Автореф. доктор.дис.Москва 1997г
  158. И.С. Воспитание сенсорной культуры труда1. М., 1969 г.
Заполнить форму текущей работой