Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Психологическая поддержка младших школьников в преодолении конфликтных взаимоотношений

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Формирование у младших школьников способности преодолёвать конфликтные взаимоотношения обеспечивается организацией ролевых игр и упражнений, направленных на развитие умения ориентироваться в конфликтных ситуацияхразвитием способности к анализу мотивов собственного поведения и поступков другихпереключением от деструктивных, отвлекающих от учебной деятельности действий… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Теоретические подходы к преодолению конфликтных взаимоотношений младших школьников в процессе обучения
    • 1. 1. Теоретические взгляды отечественных и зарубежных ученых на понятие конфликтные взаимоотношения, препятствующие адаптации младших школьников к учебной деятельности
    • 1. 2. Современные подходы психологической поддержки младших школьников в преодолении конфликтных взаимоотношений
    • 1. 3. Характеристика программы психологической поддержки младших школьников в преодолении результатов конфликтных взаимоотношений
  • Выводы по главе I
  • ГЛАВА II. Организация и проведение экспериментальной работы по преодолению конфликтных взаимоотношений младших школьников
    • 2. 1. Этапы организации и проведения экспериментальной работы по психологической поддержке младших школьников в преодолении конфликтных взаимоотношений
    • 2. 2. Адаптированность младших школьников к учебной деятельности в результате конфликтных взаимоотношений
    • 2. 3. Анализ результатов преодоления конфликтных взаимоотношений, препятствующих адаптации младших школьников к учебной деятельности
  • Выводы по главе II ¦

Психологическая поддержка младших школьников в преодолении конфликтных взаимоотношений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Социально-экономические преобразования в нашей стране обусловили потребность .• в перестройке ценностных ориёнтаций в сфере образования. В Концепции модернизации российского образования отмечается необходимость целевой ориентации 1 школы не только на формирование личности, способной усваивать и применять определенные знания и умения (учиться), но и на формирование межличностных взаимоотношений учащихся как одного из ведущих условий их адаптации к учебной деятельности.

Современное общество нуждается в повышении качества общего образования. С этой целью пересматриваются государственные стандарты общего образования, делаются попытки внедрения новых технологий обучения, но тем не менее качество образования вызывает много нареканий. Существует достаточно большое количество причин, препятствующих совершенствованию учебного процесса в школе. Среди них — затруднения, связанные с конфликтными взаимоотношениями в детских коллективах, препятствующие адаптации к учебной деятельности. У младших школьников конфликтные ситуации часто приводят к дезадаптивному поведению.

Проблема адаптации учащихся в школьной жизни в целом и проблема преодоления конфликтных взаимоотношений в процессе обучения младшими школьниками в учебной деятельности в частности — не новая научная проблема. Изучением адаптации как динамического процесса перестройки функциональных систем организма, обеспечивающегодинамическое возрастное развитие, занимались Б. Г. Ананьев, JI.C. Выготский, А. Н. Леонтьев, C. JL Рубинштейн и другие ученые. Сущность понятия «адаптация младших школьников к учебной деятельности» была раскрыта в исследованиях М. Р. Битяновой, A.JI. Венгер, И. В. Дубровиной, A.M. Прихожан, Е. Р. Слободской и др. Адаптация младших школьников в единстве с психическим развитием и личностным становлением рассматривалась в трудах Л. И. Божович, И. В. Дубровиной, A.B. Запорожца, Д. И. Фельдштейна, Д. Б. Элысонина и др.

Вопросами конфликтных взаимоотношений, возникающих в процессе обучения, занимались С. А. Бадмаев, С. А. Беличева, A.C. Белкин, Л. И. Воробьева, Т. В. Драгунов, О. В. Лишин, А. И. Сорокина. Значительное число психологических исследований посвящены изучению конфликтов (авторы А. Я. Анцупов, Л. С. Выготский, Т. Д. Марцинковская, Л. А. Петровская, A.A. Рояк). В данных исследованиях раскрываются причины возникновения конфликтов, обозначаются стратегии их преодоления и раскрывается содержание деятельности психолога, направленной на борьбу с последствиями конфликтных взаимоотношений.

Отмечая плодотворность данных исследований, следует признать, что проблема влияния конфликтных взаимоотношений в учебной деятельности на адаптацию учащихся к школе пока исследована не в полной мере. Среди многих проблем, возникающих при изучении вопросов адаптации, на наш взгляд, следует исследовать такие, которые связаны с уточнением содержания понятия «конфликтные взаимоотношения младших школьников, препятствующие адаптации», п разработкой программы психологической поддержки младших школьников по преодолению конфликтных взаимоотношений, с определением психолого-педагогических условий, обеспечивающих успешную адаптацию младших школьников.

Актуальность указанных проблем обусловлена противоречием между остротой проблемы адаптации младшего школьника к учебной деятельности в современной начальной школе и отсутствием научного обоснования психологической поддержки «Младших школьников в преодолении конфликтных взаимоотношений.

Стремление найти пути разрешения данного противоречия и определило проблему нашего исследования. В теоретическом плане это проблема обоснования условий, обеспечивающих адаптацию младших школьников в процессе обучения в школе. В практическом плане это проблема разработки программы психологической поддержки младших школьников по преодолению конфликтных взаимоотношений между педагогом и учеником, между учащимися.

Объект исследования — конфликтные взаимоотношения, препятствующие адаптации младших школьников к учебной деятельности.

Предмет исследования — психологическая поддержка младших школьников в преодолении конфликтных взаимоотношений как условие адаптации к учебной деятельности.

Цель исследования: определить психолого-педагогические условия, обеспечивающие адаптацию младших школьников к учебной деятельности через преодоление конфликтных взаимоотношений между педагогом и учеником и между учащимися.

Гипотеза исследования. Возникающие в учебной деятельности • конфликтные ситуации влияют на уровень активности младших школьников, препятствуя их успешной адаптации. Адаптация младших школьников к учебной деятельности предполагает психологическую поддержку в преодолении ими конфликтных взаимоотношений. Это становится реальным 1 при реализации специальной программы, обеспечивающей:

— освоение педагогами умений оценивать уровни активности учащихся в конфликтных взаимоотношениях,' предупреждать конфликтные ситуации и разрешать их с учетом указанных уровней;

— формирование у младших школьников способности к преодолению конфликтных взаимоотношений, вызывающих у них состояния, парализующие активность (тревожность, гнев, апатию и другие) или сверхактивность непродуктивного характера.

Задачи исследования: '.

1. Уточнить содержание понятия «конфликтные взаимоотношения, препятствующие адаптации младших школьников к учебной деятельности».

2. Выявить уровни активности учащихся в результате конфликтных взаимоотношений с субъектами образовательной деятельности.

3. Разработать программу психологической поддержки младших школьников по преодолению конфликтных взаимоотношений.

4. Определить результативность экспериментальной работы по преодолению конфликтных взаимоотношений у младших школьников.

Научная новизна исследования заключается в следующем: 1 уточнено содержание понятия «конфликтные взаимоотношения, препятствующие адаптации младшего школьника к учебной деятельности» (конфликтные взаимоотношения, препятствующее адаптации младших школьников к учебной деятельности, есть проявление негативной аффективности, приводящей в процессе обучения к конфликтным ситуациям, сдерживающим активное приспособление учащихся к учебной деятельности, освоение системы межличностных отношений, соответствующих нормам и образцам поведения) — выявлены уровни активности учащихся в результате конфликтных, взаимоотношений, возникающих у младших школьников в процессе взаимодействия с субъектами образовательной деятельности: низкий уровень характеризуется снижением активности в учебной деятельности, нежеланием сотрудничать с педагогом и учащимисяуровень ниже среднего характеризуется умением контролировать свои действия, средней работоспособностью, переключаемостью внимания на другие виды деятельностисредний уровень характеризуется оптимальной работоспособностью в учебной деятельности, предполагающей достижение успехауровень выше среднего характеризуется повышенной активностью, 1 приводящей к дезорганизованности, что негативно сказывается на учебной деятельностивысокий уровень характеризуется рассогласованностью действий, чрезмерной активностью, препятствующей успешности обучениясверхвысокий уровень характеризуется сверхвысокой активностью, отсутствием контроля за своими' действиями, что вызывает дезадаптивное поведение и снижение успеваемости) — определены психолого-педагогические условия адаптации младших школьников к учебной деятельности (оптимизация педагогом активности в учащихся в результате преодоления конфликтных взаимоотношенийизменение внешней мотивации учащихся к учебной деятельности на внутреннюю, обеспечивающую развитие познавательной деятельностиформирование позитивного отношения учащихся к школесоздание конструктивных взаимоотношений между субъектами образовательной деятельности) — разработана программа психологической поддержки младших школьников в преодолении конфликтных взаимоотношений (программа включает два раздела, реализуемых в рамках адекватных им направлений деятельности психолога: теоретический раздел, обеспечивающий обучение педагога конструктивному взаимодействию с младшими школьниками с целью оптимизации их активности в результате преодоления конфликтных взаимоотношенийпрактический раздел, обеспечивающий работу психолога N с педагогами и учащимися, который включает комплекс игр ч упражнений, способствующих преодолению результатов конфликтных взаимоотношений субъектов образовательной деятельности, снижению тревожности и агрессивных проявлений младшего школьника).

Теоретическая значимость исследования. Результаты исследования обогатят научное представление о сущности понятия «конфликтные взаимоотношения, препятствующие адаптации младшего школьника к учебной деятельности" — позволят определять новые подходы «к организации психологической поддержки младших школьников, находящихся в конфликтных взаимоотношениях с субъектами образовательной деятельности. Предлагаемая в исследовании иерархия уровней проявления активности учащихся в результате конфликтных взаимоотношений составит основу для новых теоретических представлений о содержании деятельности психолога по обучению педагогов построению конструктивных отношений «г^ между учителем и учащимися. Результаты исследования будут способствовать повышению теоретического уровня преподавания учебной' дисциплины в вузе в той ее части, которая относится к разделу психологии обучения, обеспечивающей преодоление младшими школьниками конфликтных взаимоотношений, препятствующих адаптации.

Практическая значимость исследования состоит в том, что оно направлено на совершенствование деятельности педагогов и психолога в аспекте адаптации учащихся к учебной деятельности. В исследовании выявлены резервы повышения адаптивных возможностей учащихся в учебной деятельности через преодоление ими конфликтных взаимоотношений в школе. Разработанная и реализованная программа преодоления учащимися конфликтных взаимоотношений, создающая предпосылки оптимизации активности младших школьников в учебной деятельности, может быть использована как в начальной школе, так и в дополнительном образовании. Методические рекомендации длу психологов по работе с педагогами и учащимися могут послужить основой разработки вариативных программ в практике психологической службы в образовании. 1.

Положения, выносимые на защиту:

1.Учебная деятельность младшего школьника предполагает успешное овладение не только учебным материалом, но и системой межличностных отношений, складывающихся между субъектами образовательной деятельности. Однако в современных условиях" обучения складывается противоречие между возрастающими потребностями успешной адаптации в учебной деятельности и трудностями, возникающими на этом пути в связи с конфликтными взаимоотношениями. Одним из способов разрешения данного противоречия является оказание психологической поддержки младшим 1 школьникам в преодолении конфликтных взаимоотношений с субъектами образовательной деятельности, обеспечивающей самодвижение, а саморазвитие личности.

2.Адаптация учащихся младших классов к учебной деятельности становится успешной тогда, когда психолог в процессе психологической поддержки в преодолении конфликтных взаимоотношений субъектов 1 * образовательной деятельности развивает «у педагогов умение конструктивного взаимоотношения с учащимися, снижает количество конфликтных ситуаций, что обеспечивает изменение внешней мотивации учащихся на внутреннюю, связанную с их познавательной деятельностью, оптимизирует проявления активности у учащихся, развивает позитивное отношения к школе.

3.Формирование у младших школьников способности преодолёвать конфликтные взаимоотношения обеспечивается организацией ролевых игр и упражнений, направленных на развитие умения ориентироваться в конфликтных ситуацияхразвитием способности к анализу мотивов собственного поведения и поступков другихпереключением от деструктивных, отвлекающих от учебной деятельности действий к t конструктивнымформированием адекватной самооценки у младших школьников через устранение деструктивных конфликтных взаимоотношений на горизонтальном и вертикальном уровняхобучением приемам общения, способам бесконфликтного поведенияформированием умений анализировать ситуации и принимать решенияразвитием эмпатии, рефлексии, обеспечивающих конструктивное разрешение открытых и скрытых, межличностных и межгрупповых конфликтов.

Методологической основой исследования являются отечественные и зарубежные психолого-педагогичсские теории, современные подходы к 1 изучению психолого-педагогических условий, сложившиеся в отечественной системе образования, мотивации к обучению, системы взаимоотношений учителя и ученика, а также взгляды современных исследователей на формирование и развитие личности.

Источниками исследования являются:

— концепции формирования личности младшего школьника (JI.C. Выготский, И. В. Дубровина, В. Т. Кудрявцев, И. Кулагина, H.H. Поддьяков, E.H. Поливанова, A.M. Прихожан, В. В. Рубцов, Д.Б. Эльконин);

— теории взаимосвязи обучения и развития (К.А. Абульханова-Славская, А. Г. Асмолов, JI.C. Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин) — теории адаптации младших школьников к учебной деятельности (Б.Г. I.

Ананьев, Л. И. Божович, М. Р. Битянова, А. Л. Венгер, Л. С. Выготский, И. В. Дубровина, А. Н. Леонтьев, A.M. Прихожан, С. Л. Рубинштейн, Е. Р. Слободская, Д. И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин);

— теория изучения конфликтов (А.Я. Анцупов, Б. Н. Алмазов, С. А. Бадмаев, С. А. Беличева, A.C. Белкин, Л. И. Воробьева, Л. С. Выготский, Т. В. Драгунова, А. Г. Здравомыслов, C.B. Кудрявцев, В. Н. Кудрявцев, Н. И. Леонов, А. Е. Личко, О. В. Лишин, Т. Д. Марцинковская, Л. А. Петровская, A.A. Рояк, М. М. Рыбакова, А. И. Сорокина, Е.И. Степанов) — современные подходы к психолого-педагогической поддержке (A.A. Ан- 1 дреев, А. Г. Асмолов, Е. В. Бондаревская, М. Р. Битянова, И. А. Волошин, И. В. Дубровина, Г. Мерей, В. М. Минияров, A.A. Налчяджан, А. М. Прихожан, Л. М. Фридман, Д. Н. Харламов, Н.Г. Щербенев).

Методы и организация исследования.

Д ля решения поставленных задач и проверки исходных предположений был использован комплекс взаимодополняющих методов, адекватных предмету исследования: теоретический анализ научной литературы по исследуемой проблемеэмпирические методы: диагностические методы, опрос, учет экспертных оценокнаблюдениеметоды интерпретации: анализ и обоснование, конфликтных проявлений детей в младшем школьном возрастеметоды обработки экспериментальных данных: количественный анализ с помощью метода математической статистики — ф*-критерий углового преобразования Фишера, качественный анализ результатов.

Организация и этапы исследования.

В исследовании принимало участие 120 человек — младшие школьники общеобразовательных школ СОШ № 29 и № 42 г. Уфы.

Исследование проводилось в несколько этапов.

Первый этап (2004—2005 гг.). Анализ научной литературы, опыта работы психологов и педагогов по проблеме преодоления конфликтных взаимоотношений младших школьников в учебной деятельности, исследований, близких по тематике нашей работе, позволяли обосновать проблему исследования, его объект, предмет, цель и задачи. Результатом явилось определение теоретических и методологических подходов к проведению исследования.

Второй этап (2005—2007 гг.). В ходе исследовательской работы, сочетавшейся с продолжением работы по теоретическому анализу научной литературы, проверялась и уточнялась гипотеза исследования, конкретизировались психолого-псдагогические условия, обеспечивающие преодоление конфликтных взаимоотношений и способствующие успешной адаптации, анализировались и систематизировались полученные данные. Результатом этого этапа явилась разработка и апробация программы психологической поддержки младших школьников в преодолении конфликтных взаимоотношений в учебной деятельности как условия адаптации.

Третий этап (2007;2008 гг. У Обобщались и систематизировались результаты исследования. Теоретическое осмысление результатов послужило основой для определения психолого-педагогических условий, обеспечивающих поддержку младших школьников в преодолении конфликтных взаимоотношений в учебной деятельности. Результатом этапа явилось оформление текста диссертации.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечена обоснованностью методологии и её соответствием поставленной проблемеосуществлением исследования на научно-теоретическом и практическом уровняхприменением комплекса средств исследования, адекватных целям и предмету исследованиявозможностью повторения экспериментальной работы в новых условияхстатистической значимостью экспериментальных данныхвозможностью внедрения результатов в 1 практику учебной работы образовательных учреждений.

Апробация работы и внедрение результатов исследования. Результаты теоретического и практического этапов исследования обсуждались на заседаниях кафедры психологии развития Башкирского государственного педагогического университета (2004;2008), на международных научно-практических конференциях в городах Уфе, Самаре, Саранске (2005—2008) — нашли свое отражение в материалах, опубликованных автором (2004;2008). Экспериментальная программа психологической поддержки младших школьников в преодолении конфликтных взаимоотношений в учебной, деятельности была апробирована в школах № 29 и № 42 города Уфы.

Структура диссертации соответствует логике исследования. Работа включает введение, первую главу, посвященную анализу теоретических аспектов преодоления конфликтных взаимоотношений младших школьников в процессе обучения, вторую главу, содержащую описание экспериментальной работы и интерпретацию результатов исследования после внедрения программы, заключение, библиографию и приложения. Общий объем диссертации — 171 страница.

Список литературы

содержит 248 наименований. Текст рукописи иллюстрирован 14 таблицами. >

2. Результаты исследования, проведенные до внедренияэкспериментальной программы, позволили выявить уровни проявления активности, возникающие у младших школьников в процессе взаимодействия с субъектами образовательной деятельности. Низкий уровень характеризуется снижением активности в учебной деятельности, нежеланием сотрудничать с педагогом и учащимися. Уровен." ниже среднего / характеризуется контролем над своими действиями, средней работоспособностью, переключаемостью внимания на другие виды деятельности. Средний уровень характеризуется оптимальной работоспособностью в учебной деятельности, предполагающей достижение успеха. Уровень выше среднего характеризуется повышенной активностью приводящей к дезорганизованности, что негативно сказывается на учебной деятельности. Высокий уровень характеризуется рассогласованностью действий, чрезмерной активностью, препятствующей успешности обучения. Сверхвысокий уровень характеризуется сверхвысокой активностью, I отсутствием контроля своих действий, которые вызывают дезадаптивное поведение и снижение успеваемости.

Потребность преодоления конфликтных взаимоотношений в младшем школьном возрасте обусловлена рядом причин. Во-первых, младший школьный возраст отнесен к этапу развития личности, когда мотивационно-потребностные механизмы личности оказываются максимально задействованными. Приоритетным и ведущим становится конфликтный вид реагирования. Нервно-психическое напряжение,. переживаемое младшим ' школьником в процессе учебной деятельности, нуждается в компенсирующем эффекте посредством конфликтных взаимоотношений. Последние как форма активности личности ребенка, направленная на преодоление конфликтных взаимоотношений в проблемных ситуациях при оценке знаний по изучаемым предметам.

Во-вторых, недооценка конфликтных взаимоотношений в поведении младших школьников способна нанести немалый урон их психическому здоровью. Дети нуждаются не только в конфликтной разрядке, но и в понимании причин возникновения конфликтных взаимоотношений, 1 осознании способов их преодоления.

4. В результате внедрения экспериментальной программы были установлены статистически достоверные различия в изменениях полученных по показателям, характеризуют^ адаптированнссть учащихся к учебной деятельности, у учащихся экспериментальной группы по сравнению с контрольной группой, то есть — снижение количества конфликтов, роста числа учащихся проявляющих среднюю активность в результате конфликтных взаимоотношений, что позволило, изменить мотивацию к учебной 1 деятельности с внешней на внутреннююизменить отношение к школе, сформировать позитивное отношение к учебным занятиямулучшить успеваемость младших школьников. Это стало возможным благодаря тому, что психологу удалось в результате внедрения программы психологической поддержки подготовить как педагогов, так и учащихся к преодолению конфликтных взаимоотношений.

Наше исследование еще раз подтвердило, что преодоление конфликтных взаимоотношений направлено на разрешение проблем в учебной деятельности и выполняет определенные функции, отражающие уровень развития младших школьников, в чем обнаруживается их позитивная роль в адаптации к учебной деятельности. Преодоление конфликтных взаимоотношений в учебной деятельности младших школьников выступает как показатель уровня их активности.

Заключение

;

Преодоление конфликтных взаимоотношений выступает как психологический фактор процесса развития младших школьников, отражает содержание проблемных ситуаций и сторон межличностных отношений.

Теоретический анализ психолого-педагогической литературы позволил определить понятие «конфликтные взаимоотношения младших школьников в учебной деятельности». Конфликтные взаимоотношения, препятствующие адаптации младших школьников к учебной деятельности — это проявление негативной аффективности, приводящей в процесс"' обучения к конфликтным ситуациям, сдерживающим активное приспособление 1 учащихся к учебной деятельности, в которой осваивается система межличностных отношений, соответствующая нормам и образцам поведения.

Исследование научных подходов к преодолению конфликтных взаимоотношений позволяет считать, что наиболее успешно способствуют преодолению конфликтных взаимоотношений в учебной деятельности выявленные уровни активности у младших школьников с субъектами образовательной деятельности, к ним мы относим: низкий, ниже среднего, средний, выше среднего, высокий и сверхвысокий, а также ориентацию педагога на определенный уровень при оказании им психологической, поддержки при преодолении конфликтных ситуаций.

Теоретическое обоснование преодоления конфликтных взаимоотношений, препятствующих адаптации младших школьников в учебной деятельности показало, что преодоление конфликтных взаимоотношений обеспечивается соблюдением психолого-педагогических условий адаптации младших школьников к учебной деятельности, в числе которых: оптимизация педагогом активности учащихся в результате преодоления конфликтных взаимоотношенийизменение внешних мотивов учащихся к учебной деятельности на внутренние, обеспечивающие развитие — познавательной деятельностиформирование позитивного отношения учащихся к школесоздание конструктивных взаимоотношений между субъектами образовательной деятельностипсихологическая поддержка младших школьников в преодолении конфликтных взаимоотношений в учебной деятельности.

Разработана и апробирована программа психологической поддержки младших школьников в преодолении конфликтных взаимоотношений в учебной деятельности, которая состоит из следующих разделов: теоретического, что обеспечивает формирование у педагога умения конструктивного взаимодействия с младшими школьниками по оптимизации активности в результате конфликтных взаимоотношений и практического, обеспечивающего работу психолога с педагогами и учащимися и включает в себя комплекс игр и упражнений, способствующих преодолению результатов конфликтных взаимоотношений субъектов образовательной деятельности, по снижению тревожности и агрессивных проявлений младших школьников.

В результате внедрения программы психологической поддержки младших школьников в преодолении конфликтных взаимоотношений в учебной деятельности, произошло повышение активности у учащихся и снижение конфликтных взаимоотношений, что способствовало успешной адаптации учащихся к учебной деятельности, развитие у педагогов практических умений во взаимодействии с учениками привело к улучшению успеваемости и мотивации к учебной деятельности.

Полученные результаты экспериментальной работы подтвердили выдвинутую гипотезу. Цель диссертационного исследования достигнута.

Проведенное исследование и разработанная нами программа психологической поддержки младших школьников 1 преодолении конфликтных взаимоотношений в учебной деятельности, способствует совершенствованию деятельности педагога начальной школы и успешности адаптации младших школьников в образовательном процессе.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности / К.Д. Абульханова-Славская. — М.: Наука, 1980.-С.78−116.
  2. , H.H. Размышление о конфликте / H.H. Авдеева И Социальный конфликт № 1.-Калуга, 1994.-С.13−19.
  3. , B.C. Межгругшовое взаимодействие: социально-психологические проблемы / B.C. Агеев. — М.: Изд-во МГУ, 1990.-240с.
  4. , Ю.А. Состояние психической дезадаптации и их компенсация / Ю. А. Александровский, — М.: Наука, 1997 — 272с.
  5. , Б.Г. О проблемах современного человекознания / Б. Г. Ананьев. 2-е изд.- СПб.: Питер, 2001. — 263с.
  6. , Б.Г. О человеке как объекте и субъекте воспитания / Б. Г. Ананьев // Избр. психол. труды: В 2 т. — М.: Педагогика, 1980. — С.10−127.
  7. , В.И. Конфликтология. Искусство спора, ведения переговоров, разрешения конфликта / В. И. Андреев. — М.: Педагогика, 1995.- 128с.
  8. , Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. М.: МГУ, 2000.-376с.
  9. , А.Я. Конфликтология / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов 2-е изд. -М.: ЮНИТИ, 2002.- 591с.
  10. , А .Я. Проблема конфликта: аналитический обзор, междисциплинарный библиографический указатель / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. -М.: Наука, 1992.- С.32−37.
  11. , А.Я. Введение в конфликтологию / А. Я. Анцупов, A.A. Малышев.-Ужгород.: МАУП, 1995.-101с.
  12. , А.Я. Словарь конфликтолога / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов.-М.:ВУ, 1995.-68с.
  13. М.Анцупов, А .Я. Конфликтология: междисциплинарный подход, обзор диссертационных исследований.- М.:Дом Советов, 1997.- 240с.
  14. , А.Я. Альбом схем по учебной дисциплине «Конфликтология» / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов.- Новогорск.: АГЗ, 1997.- 67с.
  15. , В.Г. Мотивация поведения, и формирование личности / В. Г. Асеев. — М.: Мысль, 1976, — 121с.
  16. , А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа / А. Г. Асмолов.- М.: Смысл, 2001.- 416с.
  17. Асоскова, Ю.В. Super интуиция: интенсивный тренинг для развития скрытых способностей / Ю. В. Асоскова, О. Н. Кинякина.- М.: Эксмо, 2006 -228с.
  18. , Э.Д. О роли семьи в развитии коммуникативных способностей личности / Э. Д. Бабудоржиера // Вестнчк Бурятского государственного университета.- 2007.-Вып. 4. Психология. Социальная работа.- С. 108−112.
  19. , С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников / С. А. Бадмаев.- М.: Педагогика, 1994.-'96с.
  20. , A.M. Конфликтология / A.M. Бандурка, В. А. Друзь.-Харьков.: Ун-т ВД Украины, 1997.- 335с.
  21. , A.B. Психодиагностика способности к общению, или как определить организаторские и коммуникативные качества личности / A.B. Батаршев.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.- 176с.
  22. , A.C. Конфликтология: наука о гармонии / A.C. Белкин, В. Д. Жаворонков, И. С. Зимина.- Екатеринбург.: УГУ, 1995.- с. 15.
  23. , B.C. Нравственность. Культура. Современность B.C. Библер // Философские размышления о жизненных проблемах.- М.: Наука, 1990.-С. 156−173.
  24. , С.У. Некоторые методологические достижения функционального анализа процесса развития ребенка. Изучениеразвития и поведения детей / С. У. Бижу, Д. М. Бауер, — М.: Просвещение, 1996.- С.199−2-1.
  25. , М.Р. Организация психологической работы в школе / М. Р. Битянова.- М.: Генезис, 2000.- 298с.
  26. , A.A. Личность и общение / A.A. Бодалев М.: Международная педагогическая академия, 1995.- 328с.
  27. , A.A. Психология общения / A.A. Бодалев.- М.: МПСИ, 2002.234 с.
  28. , Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков / 1 Л. И. Божович, Л. В. Благонадежина // Проблемы развития мотивационной сферы ребенка.- М.: Педагогика, 1972.- С.7−45.
  29. , Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович.- М.: Просвещение, 1968.- 464с.
  30. Большой толковый психологический словарь. Пер. с англ. / Ребер
  31. Артур.- ООО «Издательство ACT" — «Вече», 2002, — 560с. i *
  32. , Б.С. Нравственное сознание личности / Б. С. Братусь.- М.: Педагогика, 1985. — 216с.
  33. , В.И. Диагностика школьной дезадаптации: Для школьных ' психологов и учителей начальных классов / В. И. Буянов.-М.: Ред. изд. Центр Консорциума «Социальное здоровье России», 1999.-137с.
  34. Ван де Флирт, Э. Конфликт / Э. Ван де флирт // Социальный конфликт.- 1996. № 3.-С.З6−44.
  35. , И.А. Эмоции и мышление / И. А. Васильев, В. Л. Полужный, O.K. Тихомиров.- М.: МГУ, 1980.- С.21−79.
  36. , Л.М. Психические процессы / Л. М. Веккер.- В 3-х т. Л.: ЛГУ, 1974.- 334с.
  37. , Л.А. Педагогика способностей / Л. А. Венгер.- М.: ' Просвещение, 1973.- С.37−95.
  38. , A.JT. Схема индивидуального обследования детей младшего школьного возраста: для школьных психологов / A.JI. Венгер, Г. А. Цукерман.- Томск, 1993.
  39. , В.К. Основные проблемы психологической теории эмоций. Психология эмоций Тексты. / В. К. Вилюнас.- М.: МГУ, 1984, — С.3−28
  40. , O.E. Алгоритм конфликта: возникновение, конфронтация, преодоление / O.E. Власова // Социальные конфликты: многообразие, пути и формы преодоления.- Белгород: БГУ, 1993.- С.117−119.
  41. , К.Н. Психологи о педагогических проблемах / К. Н. Волков.-М.: Просвещение, 1997. 204с.
  42. , Л.С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский.- М.: Педагогика-прогресс, 1999.- С34с.
  43. , Э.А. Способности и индивидуальность / Э. А. Голубева.- М.: Прометей, 1993.- 306с.
  44. , В.А. Психологическое общение / В. А. Горянина.- М.: Изд. центр «Академия», 2002.-416с.
  45. , Н.В. Психология конфликта / Н. В, Гришина.- М. и др. Питер, 2005.- 464с.
  46. , О.Н. Конфликтология / О. Н. Громова.- М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Изд-во «ЭКМО», 2000.-332с.
  47. , K.M. Индивидуально-психологические особенности школьников. Способности и одаренность / K.M. Гуревич.- М.: 1988.-С.53−72.
  48. , В.В. О понятии развивающегося обучения / В. В. Давыдов.-М.: Просвещение, 1995.- 171с.
  49. , В.В. Виды общения в обучении. Логико-психологические проблемы построения учебных предметов /В.В. Давыдов.- Психол. Инт, РАО 2-е изд.-М.: Педагогическое общество России. 2000.- 480с.
  50. , Н.С. Конфликты и технология их редупреждения / Н. С. Данакин, Л. Я. Датченко, В. И. Сперанский.- Белгород.: Центр социальных технологий, 1996.- 316с.
  51. , Р. Элементы теории социального конфликта / Р. Дарендорф // Социс. № 5. — М.: 1994.- С.37−41.
  52. , B.C. Чувства. Влечения. Эмоции / B.C. Дерябин.- М.: Наука, 1974.- 158с.
  53. , A.B. Введение в общую теорию конфликта / A.B. Дмитриев, В. Н. Кудрявцев, C.B. Кудрявцев.- М.: Наука, 1993.- 189с.
  54. , A.B. Функции конфликта и согласия / A.B. Дмитриев // Социология политического юмора. М.: Российская политическая энциклопедия, 1998,-258с.
  55. , Б.И. Эмоции как ценность / Б. И. Додонов.- М.: Политиздат, 1978.- С.21−271.
  56. , Е.А. Личность: конфликт, гармония / Е. А. Донченко, Т. М. Титоренко.- Киев.: Политиздат Украины, 1981, — 164с.
  57. , Т.В. Проблема конфликта в подростковом возрасте / Т. В. Драгунова // Вопросы психологии.- № 2.- 1972. С37−45.
  58. , В.В. Введение в теорию конфликта / В. В. Дружинин, Д. С. Конторов, М. Д. Конторов.- М.: Радио и связь, 1989.- 288с.
  59. , В.Н. Психология общих способностей / В. В. Дружинин.-СПб.: «Питер», 1999.- 368с.
  60. , В.Н. Экспериментальная психология / ВН. Дружинин.-СПб.: «Питер», 2000.- 320с.
  61. , В.Н. Теоретические основы диагностики познавательных способностей: Автореф. дисс.. д-ра психол. Наук. М, 1989. 46с.
  62. , В.Н. Когнитивные способности: структура, диагностика, развитие / В. Н. Дружинин.- М.: СПб, 2001.- 224с.
  63. , И.В. О воспитании психологической культуры школьников / И. В. Дубровина // Вестник практической психологии образования № 3, 2006.- С.43−47.
  64. , С.П. Проблема социализации современной молодежи / С. П. Иваненков.-Оренбугр, 1999.-291с.
  65. , Г. С. Понимание сущности нравственных конфликтов в русле концепции возрастной периодизации / Г. С. Инюшин // К проблеме формирования ценностных ориентаций и социальной активности личности.- М.: Педагогика, 1979.- С.140−162.
  66. , Э.Г. Внутриличностная конфликтность как проблема научной рефлексии / З. Г. Исаева // Известия ТРТУ, Таганрок.гос.радиотехн. ун-т 2006.-№ 14. Психология и педагогика.-С.201−205.
  67. , Ю.А. Психология конфликта / Ю. А. Канатаев.- М.: ВАХЗ, 1992.- 79с.
  68. , A.B. Рефлексивные способности как детерминанта организации «субъект субъективных» видов деятельности / A.B. Карпов // Человеческий фактор. ЧФ: Социальный психолог.- 2007,-№ 1.- С.23−26.
  69. Кащаев, А. Е Социальный конфликт. Опыт философско-социологического анализа А. Е. Катаев, — Иркутск: Изд-во Иркутского университета. 1998.- 368с.
  70. , Э.И. Психолого-педагогический анализ конфликтных ситуаций в педагогическом процессе: Дис.. канд. психол. наук.- Л., 1986.- 252с.
  71. , И.М. Конфликт: за и против / И.М. Кичанов- М.: Просвещение, 1978.- 124с.
  72. , В.В. Реакция протеста (оппозиции). Психиатрия детского возраста / В. В. Ковалев.-М.: Здоровье. 1979, — 160с.
  73. , П. Предупреждение и разрешение конфликтов / П. Ковачик, Н. Малиева.-М.: РАН, 1994.- 229с.
  74. , JI.A. Функции социального конфликта. Социальный конфликт: современные исследования / Л. А. Козер.- М.: Наука, 19?1.- С.23−25.
  75. , Л.А. Функции современного конфликта / Л. А. Козер // Социология № 4.-1992.- С.165−169.
  76. , Г. И. Введение в конфликтологию / Г. И. Козырев.- М.: ВЛАДОС, 1999, — 176с.
  77. , Я.Л. Некоторые педагогические проблемы социальной психологии / Я. Л. Коломинский, H.A. Березовин. — М.: Знание, 1977.-82с. «
  78. , Я.JI. Социально-психологический анализ конфликтов между детьми в игровой деятельности / Я. Л. Коломинский, Б.П. Жизневский//Вопросы психологии.-№ 2.- 1990. С.35−42.
  79. Кон, И. С. Ребенок и общество /И.С. Кон.- М.: Наука, 1988.- 269с.
  80. Кон, И. С. Социология личности / И. С. Кон.- М.: Политиздат, 1967.-383с.
  81. , С. Коммуникативные способности и социализация детей 5−9 лет / С. Коноваленко.- М.: Эксмо, 2004.- 240с.
  82. , В.В. Конфликт / В. В. Коновалов.- Ленинград.: ЛГУ, 1988.-165с.
  83. Конфликт в конструктивной психологии: Тезисы докл и сообщ. На 2-ой научн.-практ.конф. по конструктивной психологии.- Красноярск, 1990.- 184с.
  84. Конфликты в школьном возрасте: пути их предупреждения и преодоления.- М.: МОПИим. Н. К. Крупской, 1986.- 210с.
  85. Конфликты: сущность и преодоление. Методические материалы.- М.: МГПУ, 1990.- 198с.
  86. , К. Основы психического развития / К. Еоффка.- М.-Л.: СОЦЭКГИЗ, 1934, — С.31−42.
  87. , Н.В. Личность в конфликте / Н. В. Крогиус.- Саратов.: СГУ, 1976.- 152с.
  88. , В.Н. Проблемы конфликтологии / В. Н. Кудрявцев // Социс. -№ 9.- 1993.- С.52−55.
  89. , П.И. Конфликт в социально- педагогическом процессе / П. И. Куконков // Социальные конфликты: Экспертиза, прогнозирование. Технология разрешения.-М., 1997-Вып 12.- С.148−149, 151−152.
  90. , К. Типы конфликтов // Психология личности / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, A.A. Пузырея. М., 1982.- 137с.
  91. , Н.И. Конфликты и конфликтное поведение методы изучения / Н. И. Леонов.- Питер, 2005.-240с.
  92. , A.A. Психология общения / A.A. Леонтьев.- 2-е изд., М., Смысл, 1997.- 365с.
  93. ЮЗ.Лингарт, И. Процесс и структура человеческого учения / И. Лингарт.-М.: Просвещение, 1970.- 315с.
  94. , К.С. Предупреждение межличностных конфликтов в системе отношений старшеклассников. Автореферат кагд.диссертации.-М., 1994,-24с.
  95. , М.И. Общение, личность и психика ребенка/ М. И. Лисина.- М.: Институт практической психологии, 1997.- 384с.
  96. Юб.Лишин, О. В. Конфликты в школьном возрасте: пути их преодоления и предупреждения / О. В. Лишин.- М.: Педагогика, 1986, — 194с.
  97. , Я.А. Барьеры общения, конфликты, стресс / Я. А. Лупьян,-Минск.: МГУ, 1988.- 150с.
  98. , Н.Г. Методы исследования детей с трудностями обучения / Н. Г. Лусканова // Методические рекомендации.- М.: Фолиум, 1993.- 64с.
  99. , Э. Социальные основы морального конфликта / Э. Маецкий.-Л.: Лениздат, 1974.- 156с.
  100. Ю.Маркова, А. К. Мотивация учения и ее воспитание у школьников / А. К. Маркова, А. Б. Орлов, Л. М. Фридман.- М.: педагогика, 1983.- 65с.
  101. Ш. Маслоу, А. Р. Конфликт и угроза. Гл. 8. / A.F. Маслоу //' Мотивация и личность.- СПб.: Евразия, 1999.- С. 168−180, 478с.
  102. , Г. Гениями не рождаются. Общество и способности человека / Г. Мелхорн, Х. Г. Мелхорн.- М.: Просвещение, 1989.- С. 147−153.
  103. , B.C. Структура личности. Характер, способности, самопознание / B.C. Мерлин.- Пермь, 1990. С. 27−58.
  104. , B.C. Личность и общество. Уч. пособ. / B.C. Мерлин.- Пермь, ПГПИ.- 1990.- 92с.
  105. , В.М. Педагогическая психология. Учебное пособие / В. М. Минияров, — М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2005.-316с.
  106. Пб.Минияров, В. М. Программа психологического -сопровождения образовательного учреждения: предупреждение асоциального поведения (для педагогов-психологов) / В. М. Минияров. Е. А. Ельцова Самара, 2007.- 27с.
  107. , JI.M. Адаптация в образовании / J1.M. Митина, — М.: Педагогика, 1992 432с.
  108. Модернизация в России и конфликт ценностей. / Отв. Ред. С. Я. Матвеева.- М.: ИФ РАН, 1994.-- 248с.
  109. , В.Н. Психология отношений / В. Н. Мясищев.- М.: «МОДЕК», 1998.- 368с.
  110. Московская психологическая школа: История и современность: в Зт., / Под общ. ред. действ, члена РАО, проф. В. В. Рубцова. -М.: ПИР АО, МГППУ, 2004.- 368с.
  111. , A.B. Психология и воспитание: учебно-методическое пособие / A.B. Мудрик- Рос. акад. образования, Моск. психол.- соц. ин-т.- М.: МПСИ, 2006,-471с.
  112. , A.A. Социально-психологическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии) / A.A. Налчаджян.- Ереван, 1988.-246с.
  113. , Н.Д. На пути к гуманной педагогике / Н. Д. Никандров // Сов. Педагогика.- № 9.- 1990.- С.41−43.124,Олейник, А. Н. Основы конфликтологии / А. Н. Олеичик.- М.: АПО, 1992, — 53с.
  114. Основы конфликтологии.- М.: Юрист, 1997.- 200с.
  115. Очерк интегрального исследования индивидуальности / Предисл. Е. А. Климова.- М.: Педагогика, 1986.- 253с.
  116. , Е.В. Межличностный конфликт как фактор социализации подростков: Дис. канд.психол.наук.- М., 1989.- 157с.
  117. , JI.A. О поштучной схеме социально-психологического конфликта / JI.A. Петровская. // Теоретические и методические проблемы социальной психологии.- М.: изд-во МГУ, 1977.- С. 126−143.
  118. , JI.A. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга / JI.A. Петровская.- М.: МГУ, 1982.- 168с.
  119. , А.И. Становление познавательного действия / А. И. Подольский.- М.: МГУ, 1987.- 176с.
  120. , С.А. Способность к конкуренции как психологический феномен / С. А. Подольский, С. А. Кривошеев // Психология и школа.-2007, — № 2 С.81−85.
  121. , Р. Теория конфликта / Р. Преториус // Политические исследования. № 5.- 1991.- С. 48−56.
  122. Природа конфликта и теория человеческих потребностей. // Социальный конфликт: современные исследования: Реф.сб. — М., 1991.-С. 52−69.
  123. Природа, феноменология и динамика конфликтов в современном мире: Тезисы докл. междунар. научн.-практ. конф. Черновцы, 1993. Ч.2.-184с.
  124. , A.M. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика.- Москва — Воронеж: НПО МОДЕК, 2000.- 304с.
  125. Психология развития / под. ред. А. К. Болотовой, О. Н. Молчановой.-М.: ЧеРО, 2005.- 524с.
  126. Психолого-педагогический словарь / Сост. Рапацевич Е. С. Минск. «Современное слово», 2006.- 928с.
  127. , Т. А. Психологическая диагностика. Методы изучения личности / Т. А. Ратанова, Н. Ф. Шляхта.- М.: Москва, психолого-социал.-институт: Флинта, 1998.- 264с.
  128. , A.A. Психология и педагогика / A.A. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Розум.- СПб.: Питер, 2006.- 432с.
  129. , Е.П. Моральные конфликты школьников / Е. П. Родченко // Магистр,-№ 9.- 1991.- С.14−18.
  130. , М.Н. Основы этических знаний / М. Н. Росенко.- СПб.: Лань, 1998.- 256с.
  131. , В.П. Личностная адаптация школьников / В. П. Ростовский.- Уфа.: БИРО, 2001.- 206с.
  132. НЗ.Рояк, A.A. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка / A.A. Рояк.- М.: Педагогика, 1998.-117с.
  133. , С.Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн.-СПб.: «Питер», 2000.- 712с.
  134. , В.В. Современные проблемы психологии образования: возрастной подход /В.В. Рубцов // Вестник практической психологии образования. 2005.- № 1.- С.8−12.
  135. , М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе: Книга для учителя / М. М. Рыбакова.-М.: Просвещение, 1991.-128с.
  136. , Н. Педагогический конфликт / Н. Самоукина // Народное образование.- № 4.- 1993.- С. 44−50.
  137. , В.А. Логика общения и разрешения конфликтов. Практическая логика / В. А. Светлов.- СПб.: «МИМ», 1997. -576с.
  138. , П.В. Происхождение духовности / П. В. Симонов, Ю. Т. Ершов.- М.: Наука, 1989.- 352с.
  139. , П.В. Эмоциональный мозг / П. В. Симонов.- М.: Наука, 1981.-53с.
  140. , Е.Ю. Обойтись без конфликтов: беседа с психологом Е. Ю. Скуратской. //Библиотека.- 2006.- № 7.- С.201=205.
  141. , В.А. Педагогика: инновационная деятельность / В. А. Сластенин, Л. С. Подымова.- М.: «Магистр». 1997.- 224с.
  142. , В.А. Профессиональное саморазвитие учителя / В. А. Сластенин // Сибирский педагогический журнал. — Новосибирск, 2005.-№ 2.- С.3−12.
  143. , А. Теория нравственных чувст / А. Смит.- М.: Слово, 1998.- 216с.
  144. , Е.А. Влияние межличностного конфликта на эффективность взаимодействия педагога с коллективом старшеклассников: Дис. канд.психол.наук.- М., 1992.- 179с.
  145. , Ю.П. Системный анализ воспитания школьников / Ю. П. Сокольников.-Педагогика, 1986.- 117с.
  146. , А.И. Психологическое исследование конфликтности в детском возрасте / А. И. Сорокина.- М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2008.- 456с.
  147. Сотрудничество педагогов и учащихся как педагогическое явление. / Под ред. З. И. Васильевой.- Л.: ЛГПИ, 1989.- с. 218.
  148. , В.И. Конфликт: сущность и особенности его проявления / В. И. Сперанский // Социально-политический журнал.- № 3.- 1995. С. 152 161.
  149. , В.И. Конфликтующие и конфликтогенные люди / В. И. Сперанский // Социально-политический журнал.- № 4.- 1996. С. 165−174.
  150. , Дж. Теория конфликта / Дж. Тернер // Структура социологической теории.- М.: Прогресс, 1985.—С.125−136.
  151. , Д.И. Психология развивающейся личности: Избр. психологич. труды / Д. И. Фельдштейн, — М., Воронеж: МО ДЕК, 1996.-512с.
  152. , Д.И. Психология развития ребенка как личности: Избранные труды: В 2 т. / Д. И. Фельдштейн.- М.: Издательство Московского психолого-социального института- Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 2005.- Т.1−568с. Т.2- 456с.
  153. Фрейд, 3. Психология «Я» и защитные механизмы / З. Фрейд М.:
  154. Педагогика-Пресс, 1993. 189 е.
  155. , JI.M. Психология детей и подростков. Справочник для учителей и воспитателей / JI.M. Фридман.- М.: Изд-во ин-та психотерапии, — 2003.- 479с.
  156. , И.Т. О человеке и гуманизме / И. Т. Фролов.- М.: Политиздат, 1989.- 558с.
  157. , Э. Душа человека / Э. Фромм.- М.: Изд-во ACT-ЛТД, 1998.-667с.
  158. , Б.И. Продуктивный конфликт как механизм развития личности. Автореф.дис. д-ра психол.наук.: Красноярск, 1996.- 84с.
  159. , К. Наши внутренние конфликты. Конструктивная теория невроза.- СПб.: Лань, 1997.-240с.
  160. Хрестоматия по возрастной психологии / под ред. A.B. Петровского.-СПб: Питер Пресс, 1997.-608с.
  161. , Г. Н. Экспериментально — психологическое изучение-, конфликтных отношений у больных неврозами / Г. Н. Цветков // психологические проблемы психогигиены, психопрофилактики и медицинской деонтологии, — Л., 1976.- С.53−55.
  162. Цой, Л. Н. Взгляд конфликтолога на «онтосинтез конфликта» / Л. Н. Цой //Социс.-№ 9.- 1997.- С.103−112.
  163. , М.В. Конфликтология / М. В. Цыбульская, М. В. Яхонтова.- М.: Дистанционное образование. ИРА «Ваш дом». ОАО КТС, 1999.- 114с.
  164. Цянь, Дадун. Преодолевая разногласия / Дадун Цянь // Полис, — № 2 — 1991.- С.92−103.
  165. , Т. А. Педагогический конфликт и способы его преодоления / Т. А. Чистякова.- М.: Педагогика, 1987.- 128с.
  166. , А.Н. Управление конфликтом и конфликтное- управление как новые парадигмы мышления и действия / А. Н. Чумиков // Социологические исследования.- № 3, — 1995.-С.52−56.
  167. , В. Д. Взгляды Л.С. Выготского на проблему развития высших психических функций (в контексте психологии способностей) / В. Д. Шадриков // Вестник практической психологии образования.- № 1.2007, С.43−48.
  168. , В.Д. Психология деятельности и способности человека / В. Д. Шадриков.- М.: Издательская корпорация «Логос», 1996.- 320с.
  169. , В.Д. Способности человека / В. Д. Шадриков.- М.: Институт практической психологии, 1997.- 228с.
  170. , В.Д. Происхождение человечности / В. Д. Шадриков.- М.: Издательская корпорация «Ло1'6с», 1999.- 200с.
  171. , А. Благоговение перед жизнью / А. Швейцер.- М.: Просвещение, — 1982.- 244с.
  172. , Е.И. Идея гуманизации образования в контексте развития, отечественной теории личности / Е. И. Шиянов, И. Б. Котова.- Ростов н/Д.: Госуниверситет, 1995.-187с.
  173. , К.В. Врожденное и приобретенное в поведении развивающего организма // Соотношение биологического и социального в человеке / К. В. Шулейкина.- М.: Педагогика, 1975.- С 335−347.
  174. , Д.Б. Избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин.-М.: Прсвещение, 1995.- 554с.
  175. , Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах / Д. Б. Эльконин.- М.: ИПП, 1995.- С.37−42.
  176. , К.Г. Тендернг-я интерпретация творческих способностей / К. Г. Эрдынеева, H.H. Попова"// Вестник Московского государственного областного университета. -№ 3.-2007.- С.40−44.
  177. Юнг, Карл. Конфликты детской души / Карл Юнг.- М.: Университетская книга, 1994.- 336с.
  178. Юнг, К. Г. Практика психотерапии / К. Г. Юнг.- М.: Университетская книга, 1998.-416с.
  179. , Ю.И. Диагностика и социализация личности несовершеннолетнего правонарушителя / Ю. И. Юричка.- Бирск: БГПИ, 1994. 146с.
  180. , П.М. Психология чувств / П. М. Якобсон.- М.: АПН РСФСР, 1958.-318с.
  181. , И.С. Развивающее обучение. Общие и специальные умственные способности / И. С. Якиманская.- М., 1979.- С.123−133.
  182. , И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И. С. Якианская И.С. М., «Сентябрь», 2000.- 111с.
  183. Alfird, R., Sex differences in asymmetry in the facial expreasion ofemotion. Neuropsyhol R Alfird, K.F. -I-L., 1981, vis.4. P. 605−608.
  184. Ambrose, J.A. The development of the smiling response in larly infancy. In B.M.Foss (Ed.) J.A. Ambrose.- Determinants of infant behavior. London, 1961. P.179−201.
  185. Anderson, I.F. Changes in emotional responses with age Reymert M.L. Feelings and emotions. Hafner I.F. Anderson -.N.-London, 1967. P. 418 428.
  186. Bins, D. Beyond the sociology of conflict D. Bins // Basingstoke. L.: Macmillan press, 1977.-257 p.
  187. Bollby, J. The Making and Breaking of Affectional Bonds. Tavistock Publications J. Bollby.-London, 1979. P. 184.
  188. Bonoma, V. Social Conflict: Another Look V. Bonoma, T. Milburn // The journal of social conflict. V.33, № 1. 1977. — P. 1−10.
  189. Bridges, K.M. B. A genetic theory of emotions K.M.B. 3ridges.- J.genet. Psychol, 1930. P.514 — 527.
  190. Bridges, K.M.B. The Social and Emotional Development of the Pre-school Child. KeganPain. K.M.B. Bridges. -London, 1932. P. l 17−132.
  191. Boulding, K. Conflict and defense. A general theoru K. Boulding. New York etc., Harper Row, 1963. — 349 p.
  192. Boulding, K. The power of nonconflict K. Boulding // Nhe journal of social conflict. V. 33, № 1, 1977. — P. 2−31.
  193. Caplow, Th. F. Theory of Coalitions in Triad Th. Caplow // Amerikan Sociological Review. Vol. 21. 1956. H. 489−493.
  194. Cichetti, D., The emotional davelopment of the infant with Downs syndrome / D. Cichetti, L.A. Sroufe.- In J.I. Poo (E 7. Aim to figth, lcmexpectations of Downs syndrome children. Forest Lake, Mine forest Lake, Printing, 1976. -P. 37−59.
  195. Conflict: Human needs theory // Ed. by Burton J. Basingstoke. — L.: Macmillan press, 1990. — 358 p.
  196. Coser, L.A. The Functions of Conflict / L.A. Coser. London.: Fress Press, 1956.-P. 34−35.
  197. Coser, L. Realistic and nonrealistic conflict / L. Coser // Georg Simmel./ Ed. by L.Coser. Englewood Cliffs.(N.J.), Prentice-Hall, 1965. — P. 171−179.
  198. Dahrendorf, R. Class and class conflict in industrial society / R. Dahrendorf. Stanford (Cal.): Stanford univ. press., 1965. — 336 p.
  199. Dahrendorf, R. Conflict and contract. Industrial relations and the political communitu in times of crisis /R. Dahrendorf. Liverpool: Liverpool univ. Press., 1975.-P. 1−6.
  200. Dunn, J. Conflict and the development of social understanding / J. Dunn, C.& Slomkowski.- Oxford: Blackwell, 2004.- P. 70−92/1 *
  201. Deutsch, M. Preventing World War 111: A psychologigal perspective, 1972. -P. 36−39.
  202. Ekman, P. Constants across cultures in the Face and emotion / P. Ekman, N. Frisen.- J. of personality and soc. paychol, 1971. P. 124−129.
  203. Festinger, A. A Theory of Cognitive Dissonance / A.A. Festinger. -Stanford, 1957.-P. 31−7.
  204. Franus, E. Reakcje strachu i gnewu malych dzieci / E. Franus // Materialy do nauczania. Paychologii Seria II., t.2.Warszawa, 1967.- P.23−67.
  205. Freedman, D. Hereditary controll of early social behavior. Determinante of infant behavior / D. Freedman .-Methuin. London, 1963.- P. 149−156.
  206. Galtung, J. International Developmtnt in Human Perpective / J. Freedman // Conflict: Human needs theory / Ed. by Burton J. Basingstoke. L.: Macmillan press, 1990.-P. 301−310.
  207. Gamson, W. A Theory of Coalition Formation / W. Gamson // Amerikan Sociologikal Reviw. Vol. 26.1961. P. 373−382.
  208. Gesell, A.Z. Infancy and Human Growth / A.Z. Gesell. Macmillan. N-Y. 1929, P. 171- 193.
  209. Giddens, A. Constitution of society of society: Outline of the theory • structuration / A. Giddens. Berkeley: Los Angeles: Univ. of California press, 1984.-402 p.
  210. Giddens, A. The consequenses of modernity / A. Giddens. Stanford (Cal.): Stanford univ. press, 1990. — 186 p.
  211. Heider, F. Psychology of Interpersonal Relations / F. Heider. Ney York. -1959.-P. 174−217.
  212. Kagan, J. Gross cultural persfectives of early development / J. Kagan, R.E. Klein. — American Paychologist, 1973.- P. 247−261.
  213. Krisberg, L. Social conflict / L. Krisberg. Englewood Cliffs. (N.J.). Prentice Hall, 1982. — 349 p.
  214. Lasarus, R.S. Emotion as Coping Process. The Nature of Emotion.M. Arnold (Ed.). /R.S. Lasarus.- Baltimore, 1968. P. 249−260.
  215. Levin, K. Vorsatz, Wille und Bedurfnis / K. Levin .- Berlin, 1926. P. 112 137.
  216. Levin, K. The dynamie theoru of personality / K. Levin.- New York -London, 1935. P. 37−51.
  217. Lewis, M. Self Knowledge and Emotional Development. The Development of Affect / M. Lewis, J. Brooks .-N.-L., 1978. — P. 205−226.
  218. Obershal, A. Social conflict and social movements / A. Obershal. -Englewood Cliffs. (N.J.). Prentice Hall, 1973. 371 p.
  219. Robins, R.W. Self-esteem development across the lifespan / R.W. Robins.-Gurrent Directions in Psychological Science, 14, 2005, — P.158−162.
  220. Ross, H. Maternal intervention in toddler peer conflict: The socialization of principles of justice / H. Ross, C. Tesla, B. Kenyon, S. & Lollis.-Developmental Psychology, 26, 1990.-P. 994−1003
  221. Shaffer, H.R. Some issues for research in the study of attachment behavior. In B.M.Foss (Ed.). Determinants of infant behavior / H.R. Shaffer.- London, 1963.-P. 472−491.
  222. Sherman, M. The differentiation of emotional reaponses i infants / M. Sherman// J.Camp. Psychol, № 7, 1927.- P.265−289. P. 35−351.
  223. Sherman, M. The differention of emotional responses in infants / M. Sherman.- J. camp. Paychol. 111.3. 1928. P.395−394.
  224. Schmidt, K.E. Fruhe Kindheit / K.E. Schmidt.- Berlin, 1984. 456 p.
  225. Smart, B. On the disorder of things: Sociology, postmodernity a. the «end of the social» / B. Smart // Sociology. L. 1990. Vol. 24. — № 3. — P. 397 — 416.
  226. Spitz, R.A. Analytc Depression aninguiry into genesis of paychiatric condions inearly childhood / R.A. Spitz.- The Psychoanal study of the child. 2. 1946 a. P.121−144.
  227. Spitz, R.A. Hospitalism a follow up report on investingtion described in v.1.1945 / / R.A. Spitz.- The Psychoanal. study of the child. 1946 b. 2. P.113−117.
  228. Spitz, R.A. Emotional Development in the Infant. The Nature of Emation M. Arnold (Ed.) / / R.A. Spitz.- Baltimore. 1968 d, P. 279−287.
  229. Spitz, R.A. The first year of life / / R.A. Spitz.- N.-L. 1965. P.216−302.
  230. Spitz, R.A. Wolf K.H. The smiling respons: the contribution to ontogenesis of social relation. Genet Psychol, monogr., 34, 1946. P. l 16−127.
  231. Stroufe, L.A. The developmetal significance of the consti ict of wariness / L.A. Stroufe .-Child Development 48, 1977. -P.731−746.
  232. Stechler, G. The effect of medication during labor on newborn attention / G. Stechler.- Science. 144, 1964.- P.315−317.
  233. Stern. «Ernstspil» and the affective live» / Stern.-. Reymert., N.-L., 1928. -P.115−163.
  234. Strongman, K.T. The paycholog of emotion. John Wiley / K.T. Strongman.-N.-L.- London, 1978. P.303.
  235. Yarow, L.I. Maternal deprivation. Toward, an emperical and conseptual reevalution. Paychological Bulletin / L.I. Yarow-.N.-L., 58, 1961. P.459−490.
  236. Washourn, R. W. A study of smiling and laughing in the first year of life. Genet Paychol. Monogr / R.W. Washourn.- N.-L.-London., 1972.- P.248−305.
  237. Wolff, P.H. Obervatiens on the early development of smilhg. In B.M. Foss (Ed.) Determinants of infant bohavior, 11 / P.H. Wolff .- N.-L., 1963. -P.l 13−134.
Заполнить форму текущей работой