Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Исследование коммуникативного стресса у студентов в условиях процесса обучения в высшей школе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Специфика обучения в высшей школе предполагает активное включение студентов в коммуникацию, но при актуальности выделенной тематики исследователями подчеркивается наличие затруднений, фрагментарность в изучении особенностей коммуникативного процесса в условиях образовательной системы вуза (Г. В. Акопов, И. А. Зимняя, В. Я. Ляудис, И. В. Саванович, С. JI. Смирнов, В. А. Якунин). Вместе с тем… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Теоретико-эмпирический анализ разработки проблемы коммуникативного стресса
    • 1. 1. Характеристики основных концепций исследования феномена стресса в современной психологии
    • 1. 2. Теоретико-эмпирические предпосылки изучения коммуникативного стресса как социально — психологического феномена
    • 1. 3. Анализ подходов по проблеме исследования коммуникативного стресса у студентов в процессе вузовского обучения
    • 1. 4. Теоретико-эмпирические предпосылки изучения проблемы психопрофилактики коммуникативного стресса у студентов в условиях образовательного процесса в высшей школе
  • II. Исследование коммуникативного стресса у студентов в условиях процесса обучения в высшей школе
    • 2. 1. Организация и методическое обеспечение эмпирического исследования
    • 2. 2. Анализ стрессогенных коммуникативных ситуаций в процессе учебных занятий
    • 2. 3. Изучение коммуникативного стресса у студентов в системе «студент -преподаватель — учебная группа»
    • 2. 4. Анализ детерминант коммуникативного стресса
  • III. Исследование коммуникативного стресса у студентов в лабораторно-экспериментальных условиях
    • 3. 1. Разработка программы лабораторно-экспериментального исследования
    • 3. 2. Индивидуальные проявления коммуникативного стресса у студентов в ходе участия в лабораторном эксперименте
    • 3. 3. Исследование вербальных и невербальных проявлений коммуникативного стресса в процессе лабораторного эксперимента
    • 3. 4. Социально-психологические личностные изменения у студентов в состоянии коммуникативного стресса в лабораторно-экспериментальных условиях
      • 3. 4. 1. Особенности изменения самооценки в состоянии коммуникативного стресса
      • 3. 4. 2. Специфика оценки психологического климата учебной группы в состоянии коммуникативного стресса
  • IV. Психопрофилактика коммуникативного стресса у студентов в условиях учебного процесса в высшей школе
    • 4. 1. Разработка программы по психопрофилактике коммуникативного стресса среди студентов высшей школы
    • 4. 2. Результаты исследования эффективности психопрофилактической программы для студентов высшей школы
      • 4. 2. 1. Анализ результатов воздействия психопрофилактической программы на частоту переживания студентами коммуникативного стресса в ходе учебного процесса высшей школы
      • 4. 2. 2. Анализ эффективности психопрофилактической программы в области коррекции стрессогенных коммуникативных установок в системе «студент преподаватель — учебная группа»

Исследование коммуникативного стресса у студентов в условиях процесса обучения в высшей школе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы.

В настоящее время в социально-психологической науке и практике наблюдается значительное повышение интереса к изучению процессов общения и коммуникации, среди которых особое место занимает сфера исследования психических состояний, в том числе феномена психологического стресса. Проведенный теоретико-эмпирический анализ литературы выявил существование незначительного количества работ, посвященных исследованию стресса на уровне эмоциональных, поведенческих проявлений, стрессогенных ситуаций в процессе коммуникации (JL А. Китаева-Смык, В. А. Лабунская, М. А. Новиков, Э. J1. Носенко, В. М. Снетков, JI. Б. Филонов, Ю. JI. Ханин).

В тоже время актуализация социально-психологической проблематики стресса и существующая тенденция к дифференциации частных определений позволяет исследовать различные типы феномена, выявленные на основании доминирующих стрессоров (В. А. Бодров, В. А. Ганзен, J1. С. Кондратьева, А. Инкельс, В. S. Dohrenwend, W. Griffit, D. С. Leignton, D. Mechanic). В работах отдельных авторов, в том числе В. И. Кабрина, Н. В. Самоукиной представлено изучение коммуникативного стресса на уровне социальной адаптации, профессионально-делового общения, в которых коммуникативный стресс не рассматривался в ходе учебного процесса у студентов вуза.

Специфика обучения в высшей школе предполагает активное включение студентов в коммуникацию, но при актуальности выделенной тематики исследователями подчеркивается наличие затруднений, фрагментарность в изучении особенностей коммуникативного процесса в условиях образовательной системы вуза (Г. В. Акопов, И. А. Зимняя, В. Я. Ляудис, И. В. Саванович, С. JI. Смирнов, В. А. Якунин). Вместе с тем на различных этапах учебной деятельности студенты подвергаются влиянию различных стрессогенных, в том числе и коммуникативно-направленных факторов со стороны участников коммуникации — преподавателя и учебной группы (А. И. Киколов, В. Н Колесников, А. О. Прохоров, Н. П. Фетискин, М. С. Яницкий). Проведенный анализ литературы позволяет сделать вывод о существовании тенденции доминирования исследований в области переживания студентами стресса в коммуникативных ситуациях в период экзаменационной сессии, нежели на учебных занятиях в течение семестра (Б. А. и С. Б. Бенедиктовы, А. Ю. Варес, М. И. Дьяченко и JI. А. Кандыбобич, А. М. Дохоян, К. О. Санторосян, Ю. Е. Сосновикова, S. Fischer и С. L. Cooper).

В данной работе дано определение и акцентируется внимание на комплексном изучении феномена коммуникативного стресса у студентов на учебных занятиях. Исследование направлено на выявление, анализ коммуникативного стресса и его детерминант, изучение наиболее характерных коммуникативно-поведенческих и личностных проявлений состояния в системе «студент — преподаватель — учебная группа».

Цель исследования: изучение особенностей коммуникативного стресса и возможностей его психопрофилактики у студентов в условиях процесса обучения в высшей школе.

Объект исследования: социально-психологические условия, определяющие возникновение коммуникативного стресса у студентов 2-х и 3-х курсов гуманитарных и негуманитарных специальностей в учебно-познавательном процессе вуза. Общая численность выборочной совокупности составила 416 человек.

Предмет исследования: психологические проявления коммуникативного стресса на эмоциональном, поведенческом, личностном уровнях, а также особенности его психопрофилактики в коммуникативно-стрессогенных ситуациях.

Общая гипотеза исследования основана на предположении о том, что коммуникативный стресс выступает в качестве комплексного многоуровнего психического состояния, возникающего у отдельных студентов как субъектов коммуникативного процесса в системе «студент — преподавательучебная группа» в условиях процесса обучения в высшей школе. Общая гипотеза конкретизировалась в следующих частных гипотезах:

— Коммуникативный стресс представляет собой комплексное многоуровневое состояние, проявляющееся у студентов в стрессогенных коммуникативных ситуациях в образовательном процессе высшей школы.

— В значении доминирующих факторов коммуникативного стресса выступают стрессоры, отражающие отношения студента к преподавателю, к учебной группе, а также индивидуально-личностную предрасположенность самих студентов к переживанию данного состояния в учебно-коммуникативном процессе.

— Развитие состояния коммуникативного стресса обусловлено воздействием стрессогенной коммуникативно-деятельностной установки преподавателя в сочетании с авторитарным стилем педагогического общения.

— Коммуникативный стресс сопровождается значительными изменениями на вербальном и невербальном уровнях коммуникации, а также изменениями уровня самооценки и отношения к психологическому климату своей учебной группы.

— Участие студентов в программе по психопрофилактике коммуникативного стресса способствует снижению частоты переживания данного состояния, а также коррекции коммуникативно-стрессогенных установок в ходе учебного процесса высшей школы.

Для достижения цели исследования потребовалось решить следующие задачи:

1. Провести систематизацию теоретико-эмпирических работ по исследуемой проблематике.

2. Определить стрессогенные формы учебных занятий и их основные коммуникативные характеристики.

3. Выявить наличие состояния коммуникативного стресса и его детерминант у студентов в условиях учебного процесса вуза.

4. В ходе реализации лабораторного эксперимента исследовать состояние коммуникативного стресса у студентов на основе регистрации индивидуальных стрессогенных изменений, вербальных и невербальных проявлений, определения наличия изменений показателей самооценки и психологического климата своей учебной группы.

5. Разработать и апробировать программу социальнопсихологического тренинга по психопрофилактике коммуникативного стресса среди студентов в условиях обучения в вузе.

Теоретико-методологической основой исследования являются:

Концептуальные позиции деятельностного и системного подходов (Б. Г. Ананьев, В. А. Ганзен, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов).

Концептуальные подходы в исследовании процесса коммуникации как компонента процесса общения в трудах отечественных психологов (Г. М. Андреева, А. А. Бодалев, Б. Ф. Ломов, В. В. Новиков).

Концептуальные положения в исследовании психологической и социально-психологической проблематики стресса (Л. М. Аболин, В. А. Бодров, А. В. Вальдман, Е. П. Ильин, Л. А. Китаев-Смык, Н. И. Наенко, Т. А. Немчин, R. Darendorf, В. S. Dorenwend, S. Folkman, D. Mechanic, R. S. Lasarus).

Труды, посвященные исследованию проблемы стрессового состояния среди участников коммуникативного процесса (В. И. Кабрин, Л.А. Китаев-Смык, В. А. Лабунская, Э. Л. Носенко, Н. В. Самоукина, В. М. Снетков, Л. Б. Филонов, Ю. Л. Ханин).

Труды, посвященные исследованию коммуникации и проблемы стрессового состояния у студентов в условиях образовательного процесса высшей школы (Г. В. Акопов, Н. А. Зимняя, Н. П. Фетискин, А. Я. Чебыкин, В.А. Якунин).

Методы исследования. В работе использована система общеизвестных методов: наблюдение, письменный и устный опрос, лабораторный и формирующий эксперимент, анализ документов.

Научная новизна исследования.

1. Выявлены социально-психологические условия возникновения состояния коммуникативного стресса у студентов, проявляющееся в учебно-коммуникативных ситуациях в высшей школе.

2. Актуализирована специфика индивидуальных, вербальных и невербальных коммуникативных проявлений, а также возможности социально-психологических личностных изменений, характерных для студентов в состоянии коммуникативного стресса в лабораторно-экспериментальных условиях.

Теоретическая значимость работы.

1. Определена феноменология коммуникативного стресса, рассматриваемого в качестве психического состояния, возникающего у студентов под влиянием стрессоров со стороны участников коммуникативного процесса — преподавателя и учебной группы, а также обусловленного личностной предрасположенностью к переживанию данного типа стресса.

2. Разработана экспериментальная модель коммуникативного стресса, специфика которой предопределена особенностями учебно-коммуникативного процесса в высшей школе в системе «студентпреподаватель — учебная группа».

Практическая значимость.

1. Результаты исследования коммуникативного стресса в процессе вузовского обучения способствовали разработке тренинговой программы по психопрофилактике изучаемого состояния среди студентов высшей школы.

2. Спецификой достижения эффективности программы являлось сочетание технологий проведения социально-психологического коммуникативного тренинга и тренинга по профилактике психологического стресса.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивалась применением системно-структурного подхода, подбора методов, адекватных целям и задачам отдельных этапов исследования, сочетанием количественного и качественного анализа эмпирических данных, проведением лабораторного и формирующего экспериментов с учетом всех необходимых требований к реализации экспериментальных моделей, а также использованием обоснованных и корректных методов математической статистики.

Обработка результатов исследования производилась с помощью использования следующих методов контент-анализ, х2 ~ критерий Пирсона, вычисления t — критерия СтьюдентаU — критерия Манна-Уитни, G — критерия знаков, Т — критерия Вилкоксона. Объемные математические расчеты осуществлялись с помощью статистического пакета «Статистика» (версия 5 А).

Экспериментальная база исследования.

Исследование проводилось на кафедре общей психологии КГУ им. Н. А. Некрасовав Центре социального здоровья детства, юношества и семьи администрации Костромской области.

Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы и результаты исследования были представлены на межрегиональной научно-практической конференции «Психотехнологии в образовательном процессе» (г. Кострома, ноябрь 1999 г.) — VIII Международной научной конференции «Провинция как социокультурный феномен» (г. Кострома, май 2000 г.) — Международном конгрессе «Психология инновационного управления социальными группами и организациями» (г. Кострома, октябрь 2001 г.) — научно-методологических аспирантских семинарах по психолого-педагогическим наукам (г. Кострома, декабрь 1999 г., февраль 2001 г., февраль 2002 г.).

Результаты исследования внедрены в деятельность Центра социального здоровья детства, юношества и семьи администрации Костромской области, являющегося экспериментальным центром департамента по молодежной политике Министерства образования Российской Федерации в качестве использования программы «Психопрофилактика коммуникативного стресса в процессе обучения в высшей школе» .

Основные положения диссертации, выносимые на защиту.

1. Коммуникативный стресс представляет собой комплексное многоуровневое состояние,' проявляющееся у студентов в коммуникативно-стрессогенных ситуациях на отдельных семинарских занятиях.

2. Доминирующими факторами, определяющими специфику состояния коммуникативного стресса, являются стрессогенные учебнокоммуникативные установки студента по отношению к преподавателю, к самому себе и к своей учебной группе.

3. Воздействие стрессогенной коммуникативно — деятельностной установки преподавателя в сочетании с авторитарным стилем педагогического общения способствует развитию у студентов состояния коммуникативного стресса.

4. В состоянии коммуникативного стресса у студентов наблюдается тенденция к снижению поведенческой активности на вербальном и невербальном уровнях коммуникации, а также к изменению самооценки по шкале «коммуникабельность» и определению психологического климата своей учебной группы в качестве «неблагоприятного».

6. Программа по психопрофилактике коммуникативного стресса способствует уменьшению частоты переживания данного состояния среди студентов высшей школы, а также коррекции коммуникативно-стрессогенных установок в ходе учебного процесса в высшей школе.

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы и 38 приложений. Наряду с текстовым материалом в работе представлены 21 рисунок и 19 таблиц.

Список литературы

включает в себя 249 наименований, из которых 21 на иностранном языке. Объем диссертации без приложений 190 стр.

Выводы по 4 главе На третьем этапе исследования были получены следующие результаты: 1. Участие студентов в экспериментальной программе «Психопрофилактика коммуникативного стресса в процессе обучения в высшей школе» позволило зафиксировать тенденцию в отношении снижения частоты переживания данного состояния на уровне 32% от общего числа выборов.

2. Прохождение испытуемыми программы способствовало развитию уверенности в своих коммуникативных способностях на семинарских занятиях на уровне 55% выборов.

3. Студенты, принимавшие участие в эксперименте отметили результативность действия программы в области применения на семинарах навыков самоактуализации позитивных событий, кратковременной эмоционально-волевой саморегуляции.

4. У 62% испытуемых было выявлено ослабление выраженности страха, негативизма по отношению к своему ответу и преподавателю.

5. Среди 51% студентов, участвующих в программе выявлены позитивные изменения по отношению к воздействию своей учебной группы во время ответов на семинарских занятиях.

Заключение

.

Проведенная работа показала актуальность и востребованность изучения коммуникативного стресса в качестве комплексного, многоуровневого социально-психологического феномена. Было разработано определение коммуникативного стресса у студентов в условиях процесса обучения в высшей школе, заключающееся в рассмотрении типа социально-психологического стресса, возникающего в коммуникативно-стрессогенных ситуациях в процессе влияния стресс — факторов со стороны преподавателя и учебной группы, а также обусловленного личностной предрасположенностью студента к переживанию данного состояния.

В качестве основных направлений исследования нами были рассмотрены эмоциональные, поведенческие, проявления состояния и особенности его детерминации на примере студентов вуза в условиях процесса обучения в высшей школе. Исследование проведено в русле работ, актуализирующих вербальные и невербальные стрессогенные проявления, а также стрессогенные ситуации и стресс-факторы среди участников коммуникации.

Вместе с тем работа позволила раскрыть отдельные вопросы специфики стрессогенных ситуаций, стрессоров, влияющих на студентов во время их включения в коммуникацию в ходе образовательного процесса вуза. В процессе исследования наше внимание было акцентировано на отдельных занятиях в течение учебного семестра.

Работа предполагала трехэтапную структуру проведения эмпирического исследования. Целью первого этапа являлось выявление и анализ особенностей состояния коммуникативного стресса и его детерминант, проявляющегося у студентов в условиях учебного процесса высшей школы.

Целью второго этапа стало исследование коммуникативного стресса в качестве комплексного многоуровневого состояния в лабораторно-экспериментальных условиях.

Цель третьего этапа — психопрофилактика коммуникативного стресса у студентов в процессе вузовского обучения.

Проведенное диссертационное исследование позволило получить следующие основные выводы:

1. В ходе учебного процесса в вузе семинарские занятия выступают в качестве наиболее предрасположенных форм учебных занятий к возникновению и развитию у студентов состояния коммуникативного стресса.

2. Коммуникативный стресс представляет собой комплексное многоуровневое состояние, выраженное у отдельных студентов в период их ответов на стрессогенных семинарских занятиях.

3. Коммуникативный стресс представляет собой состояние, обусловленное доминированием стрессоров по трем категориям: «Оценка отношения к преподавателю как к участнику коммуникативного процесса», «Оценка отношения к себе как к участнику коммуникативного процесса», «Оценка отношения к своей учебной группе в процессе коммуникации». Доминирующей по общему числу выборов является категория «Оценка отношения к преподавателю как к участнику коммуникативного процесса» .

4. Воздействие стрессогенных коммуникативно-деятельностных установок преподавателя в сочетании с авторитарным стилем педагогического общения способствует развитию у студентов состояния коммуникативного стресса.

5. Изучены характеристики вербальных и невербальных проявлений коммуникативного стресса, среди которых возможно выделить склонность испытуемых к длительным паузам, замедлению темпа речи, понижению тембра голоса, уменьшению активности жестикуляции и значительному обеднению мимических проявлений.

6. У студентов, переживающих коммуникативный стресс, происходят изменения самооценки в сторону понижения показателей по шкале «коммуникабельность» и оценка психологического климата своей учебной группы в качестве «неблагоприятного» .

7. Разработана и апробирована программа социально-психологического тренинга «Психопрофилактика коммуникативного стресса в процессе обучения в высшей школе» .

8. В результате воздействия психопрофилактической программы выявлена тенденция в отношении снижения частоты переживания коммуникативного стресса у студентов экспериментальной группы на семинарских занятиях, а также обнаружены позитивные изменения в области коррекции стрессогенных установок в системе «студент-преподаватель-учебная группа» .

Также на отдельных этапах исследования наше внимание было сконцентрировано на следующих результатах:

1. Коммуникативные ситуации на различных семинарах приобретают значение стрессогенных и нестрессогенных ситуаций, выявленных на примере занятий по предметам общеобразовательного цикла.

2. Во время своих ответов на отдельных семинарах студенты чаще переживают стрессовое состояние в отличие от неотвечающих в данный период студентов.

3. На отдельных семинарах по предметам общеобразовательного цикла состояние коммуникативного стресса зафиксировано среди 51% из числа отвечающих студентов.

4. Среди студентов, испытывающих коммуникативный стресс, наблюдается тенденция к переживанию стрессового состояния в начале семинара и значительное уменьшение числа выборов стресса в конце семинарского занятия.

5. Коммуникативный стресс представляет собой состояние, обусловленное стрессорами по четырем категориям — «Оценка отношения к преподавателю как к участнику коммуникативного процесса», «Оценка отношения к себе как к участнику коммуникативного процесса», «Оценка отношения к своей учебной группе в процессе коммуникации» и «Оценка отношения к содержанию учебного материала». Последняя из представленных категорий не является доминирующей и не имеет значительную степень выраженности, что подчеркивает коммуникативную направленность выбираемых студентами стрессогенных факторов.

6. В ходе проведения лабораторного эксперимента воздействие преподавателя с авторитарным стилем общения в сочетании со стрессогенной коммуникативно-деятельностной установкой создавало стрессогенную ситуацию и способствовало развитию у студентов экспериментальной группы состояния коммуникативного стресса. Воздействие преподавателя с демократическим стилем общения в сочетании с нейтральной коммуникативно-деятельностной установкой создавало нестрессогенную ситуацию и не способствовало развитию состояния коммуникативного стресса как у студентов экспериментальной, так и у студентов контрольной групп.

7. В коммуникативно-стрессогенной ситуации у испытуемых экспериментальной группы выявлен высокий уровень психической напряженности и ситуативной тревожности в качестве индивидуальных психологических реакций коммуникативного стресса по сравнению с показателями студентов контрольной группы.

8. Получены данные, свидетельствующие о тенденции испытуемых переживающих коммуникативный стресс к гиперконцентрации, высокой степени сосредоточенности взгляда.

9. Участие студентов в экспериментальной программе «Психопрофилактика коммуникативного стресса в процессе обучения в высшей школе» позволило зафиксировать тенденцию в отношении снижения частоты переживания данного состояния на уровне 32% от общего числа выборов.

Мы полагаем, что выполнение настоящей работы внесет определенный вклад в разработку социально-психологической проблематики стресса как в экспериментальном, так и в практическом аспектах исследования. Выявленные закономерности возникновения и развития коммуникативного стресса, по нашему мнению, могут быть использованы не только на примере студентов в условиях учебного процесса вуза, но и среди других социальных категорий, рассматриваемых в качестве участников коммуникации.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Аболин J1. М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. — Казань. Изд-во Казан, унив-та, 1987. -21−23 е., 112−123с.
  2. Г. В. Социальная психология образования. Самара, 1996.- 5−20 е., 165−196 с.
  3. Г. В. Социальная психология высшего образования. Самара, 1994.-15−24с.
  4. Ю. А. Состояние психической дезадаптации и их компенсация. М.: Изд-во «Наука», 1976. — 31−37 с.
  5. . Г. К психофизиологии студенческого возраста //Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. Вып.2. J1.: Изд-во ЛГУ, 1974.-3−11 с.
  6. . Г. Избранные психологические труды: В 2-х томах. М.: Изд-во «Педагогика», 1980, Т. 1. -160 с.
  7. А. Психологическое тестирование: В 2 томах. М.: Изд-во «Педагогика», 1982, Т.2.- 217−218 с.
  8. Г. М. Социальная психология. Учебное пособие для высших учебных заведений. М.: Изд-во «Аспект — пресс», 1997.- 69−100 с.
  9. П.Анохин П. К. Узловые вопросы теории функциональной системы. М.: Изд-во «Наука», 1980. — 196 с.
  10. И. Г. Отношение к учебной деятельности старшеклассников и студентов как субъективная реальность. Афтореф.дисс.на соискание уч. ст. канд. психол. наук. Ростов-на-Дону, 2000. — 16−20 с.
  11. JI. И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысление, преобразование ситуаций и психологическая защита. //Психологический журнал, Т 15, 1994. 3−18 с.
  12. М.Апчел В. Я. Цыган В. Н. Стресс и стрессоустойчивость человека. Спб.:1999.-74−78 с.
  13. С. М., Малкова Т. Н. Исследование восприятия эмоционального состояния человека по его выражению лица. //Проблемы общения в психологии. М.: Изд-во «Наука», 1981. — 121−133 с.
  14. . А. Психопрофилактическая помощь студентам вуза. //Психогигиена и психопрофилактика. Л.: Изд-во Института им. В. М. Бехтерева, 1983. -39−45 с.
  15. . А., Бенедиктов С. Б. Психология обучения и воспитания в высшей школе. Минск: Изд-во «Высшая школа», 1983. 198−224 с.
  16. Беркли-Ален М. Забытое искусство слушать. Спб.: Изд-во «Питер Пресс», 1997. — 82−97 с.
  17. В. Язык интонации, мимики, жестов. Спб.: Изд-во «Питер пресс», 1997. — 169−170 с.
  18. М. И. Нормы общения и внутренний мир личности.//Социальная психология в трудах отечественных психологов. Спб.: Изд-во «Питер», 2000, — 343−354 с.
  19. Н. Н. Стефаненко Т. А. Контент-анализ: спецпрактикум по психологии.— М.:МГУ, 1992. — 63 с.
  20. А. А. О субъективных факторах, влияющих на успешность общения.// Бюллетень МАПН, вып. 2, Саратов-Ярославль, 1995. — 13−14 с.
  21. А. А. Психология общения. Москва-Воронеж, 1996. — 256 с.
  22. В. А. Информационный стресс: Учебное пособие для вузов.- М.: ПЕРЭ, 2000.- 352 с.
  23. В. А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы. М.: Изд-во ИП РАН, 1995, — 136 с.
  24. И. В., Соловьев В. М., Опарина Н. С. Особенности воспроизведения вербального материала в условиях опосредованного общения//Вопросы психологии, № 6, 1987.- 108−115 с.
  25. А. В. Психофармакологическая регуляция эмоционального стресса. //Актуальные проблемы стресса, — Кишинев, Изд-во «Штинница», 1976. -34−43 с.
  26. А. Ю. Исследование эмоционального стресса у студентов и способы его коррекции. Автореф. дисс. на соискание уч. ст. канд. мед. наук.-Л" 1981, — 18 с.
  27. Ф. Е. Психология переживаний (Анализ преодоления критических ситуаций).- М.: Изд-во МГУ, 1984. -31−36 с.
  28. А. А. Активное обучение в Высшей школе: контекстный подход.- М.: Изд-во «Высш. Школа», 1991.- 103−120 с.
  29. ЗГВилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. М., 1976. -142 с.
  30. Н. В. Эмоциональная регуляция речевого поведения. //Вопросы психологии, № 4, 1981.- 60−64 с.
  31. Р. В. Психологическая служба в профессиональной подготовке //Психотехнологии в образовательном процессе. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. 4.1, 1999. 22 с.
  32. В. А. Системные описания в психологии.- Л.: Изд-во ЛГУ, 1984.128−137 е.
  33. С. А. Особенности адаптации студентов вузов в процессе обучения.//Психологический журнал, Т 15, № 3, 1994, — 131−135 с.
  34. JI. Д. Время стрессов.- М.: Изд-во «Физкультура и спорт», 1990. -12−14 е., 41—57 с.
  35. Е. И., Панина Н. В. Психология человеческого взаимопонимания.- Киев: Политиздат Украины, 1989. -187 с.
  36. Д. С. Практикум по психологическому исследованию: Учеб. пособие.- Самара: Издательский дом «БАХРАХ-М», 2000. -248 с.
  37. Г. Д. Учитесь управлять собой. -JL: Изд-во «Знание», 1976. 32 с.
  38. В. А., Масалков И. Н. Преображение жизненных ситуаций. Эффективные психосоциальные технологии. М.: Изд-во «Совершенство», 1999. -287−315 с.
  39. Р. Основы психологического эксперимента. Учеб. пособие. -М.: Изд-во МГУ, 1982. -464 с.
  40. Т. Г. Основы конструктивного общения. Практикум. -Новосибирск: Изд-во НГУ, 1999.-116 с.
  41. A. JI. Психотерапевтические методы в системе психопрофилактики невротических расстройств у студентов. Автреф. дисс. на соискание уч. ст. докт. мед. наук. JI., 1988, — 22 с.
  42. М. В. Некоторые особенности проявления личностных свойств студентов-первокурсников в условиях адаптации к вузу.// Психолого-педагогические аспекты адаптации студентов к учебному процессу в вузе.-Кишинев: Изд-во «Штинница», 1990 -29−41 с.
  43. А. М. Взаимосвязь структурных компонентов общения и мотивации студентов педагогического вуза. Автореф. дисс. на соискание уч. ст. канд. псих. наук. МГПУ, 1998, 18 с.
  44. М. И. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях. -Минск: Изд-во БГУ, 1985. 5−13 с.
  45. М. И., Кандыбобич JI. А. Психология высшей школы: особенности деятельности студентов и преподавателей. Минск: Изд-во БГУ, 1978.-320 с.
  46. М. И., Кандыбобич Л. А. Психологические проблемы готовности к деятельности. Минск: Изд-во БГУ, 1976. -60−72 с.
  47. О. П. Конструктивная типология и психодиагностика личности. -Псков: Изд-во Псковского областного института усовершенствования учителей, 1994. -61−67 с.
  48. Ю. Н. Активное социально-психологическое обучение. -JL: Изд-во ЛГУ, 1985.-167 с.
  49. Н. П. Формирование умений и навыков общения.//Социально-психологические и психолого-педагогические проблемы общения. -М., 1981. -3−34 с.
  50. И. А. Педагогическое взаимодействие как проблема психологии образования в высшей школе. //Проблемы психологии образования. Сб. трудов исслед. центра.- М.: Изд-во НИИ, 1992. с.18−36с.
  51. И. А. Педагогическая психология: Учеб.пособие. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1997. -238−366 е., 420−452 с.
  52. А. Н., Заика Е. В. Методика исследования коммуникативных установок личности. //Вопросы психологии № 5, 1991. -162 с.
  53. К. Е. Эмоции человека.- М.: Изд-во МГУ 1980. 440 с.
  54. Е. П. Теория функциональной системы и психофизиологические состояния. //Теория функциональных систем в физиологии и психологии.-М.: Изд-во «Наука», 1978, — 325−346 с.
  55. А. Личность и социальная структура. //Американская социология: перспективы, проблемы, методы.- М.: Изд-во «Прогресс», 1972.37−54 с.
  56. В. И. Психология коммуникативного развития человека как личности. Дисс. на соискание уч. ст. докт. псих. наук. Санкт-Петербург, 1993, — 382−412 с.
  57. В. И. Психосемантика коммуникативного развития личности. // Психолого-педагогические вопросы организации учебно-воспитательного процесса.- Томск, 1986. 112−126 с.
  58. Н. В. Межличностное общение: конспект лекций, — Спб.: Изд-во Михайлова В. А., 2000, — 33−62 с.
  59. В. Г. Взаимоотношения преподавателя ПТУ с учащимися в процессе обучения.- М.: Изд-во «Высшая школа», 1990. 67−88 с.
  60. В. Н. Как жить в условиях стресса. Санкт-Петербург -Вологда, 1993.-13 е., 24−48 с.
  61. Г. Н. Внутренняя среда организма. -М.: Изд-во «Наука», 1983.227 с.
  62. А. И. Обучение и здоровье. -М.: Изд-во «Высшая школа», 1985.8−39 с.
  63. Китаев-Смык JI. А. Психология стресса. М.: Изд-во «Наука», 1983. — 368 с.
  64. Китаев-Смык J1. А., Боброва Э. С. Приемы регулирования эмоциональной и социальной активности учащихся при длительном стрессе. //Эмоциональная регуляция учебной деятельности.- М., 1988, -86−88 с.
  65. В. В. Социальная работа с кризисной личностью. Ярославль, 1999.-7−13 с.
  66. Т. Стресс. М.: Изд-во «Медицина», 1981.-412 с.
  67. В. Н. Эмоциональный фактор в структуре личности и учебной деятельности студентов. Дисс. на соискание уч.ст. канд. псих, наук.-Санкт-Петербург, 1998.-128 с.
  68. Н. Г. Формирование адаптивных характеристик личности у студентов в начальном периоде обучения. Дисс на соискание уч. ст. канд. псих. наук. -МГПУ, 1989, — 192 с.
  69. Кондратьева J1. С. Социально-психологические аспекты подверженности стрессу. М., 1981.-5−9 е., 47- 64 с.
  70. Е. В. Психология общения: Учеб. пособие. Ярославль: Изд-во ЯрГУ, 1992, — 72 с.
  71. О. С., Суслова Е. А., Заикин Е. В. Экспресс-диагностика уровня психоэмоционального напряжения и его источников. //Вопросы психологии, № 3, 1995.- 119−132 с.
  72. Ф. П. Эмоциональный стресс в экстремальных условиях.- М.: Изд-во «Медицина», 1976. 190с.
  73. Т. В. Введение в психологический эксперимент. -М.: Изд-во МГУ, 2001. 256 с.
  74. Ц. П. Психология человека в экстремальных условиях. -JL: Изд-во «Наука», 1978. 480 с.
  75. Н. В. Психологическое обеспечение педагогической деятельности. Ярославль, 1998.- 60−69 с.
  76. Н. В., Свистун М. А. Программы социально-психологического тренинга. — Яросл. ИПУ «Психодиагностика», Фонд гражданских инициатив «Содействие». Ярославль, 1992. -66 с.
  77. В. Н., Казалинова Н. В., Погольша В. Н. Межличностное общение. Учебник для вузов. Спб.: Изд-во «Питер», 2001. — 45−98 с.
  78. Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. М.: Изд-во «Прогресс», 1980. -392 с.
  79. В. А. О «практичности» социальной психологии невербального общения. //Социальная психология в трудах отечественных психологов. -Спб.: Изд-во «Питер», 2000.-386−390 с.
  80. В. А. Проблема обучения кодированию интерпретации невербального поведения. //Псих, журнал, Т. 18, № 5, 85−94 с.
  81. В. А., Менджерицкая Ю. А., Бреус Е. Д. Психология затрудненного общения: Теория. Методы. Диагностика. Коррекция: Учеб. пособие для студ. высш. учебных заведений. М.: Изд-во «Академия». -223−269 с.
  82. Р. Теория стресса и психо-физиологические исследования. //Эмоциональный стресс. Л.: Изд-во «Медицина», 1970. — 178−208 с.
  83. В. Л. Искусство быть собой. М.: Изд-во «Знание» 1991. — 253 с.
  84. Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я. Л. Морено. М.: Изд-во «Прогресс», «Универс», 1994. — 352 с.
  85. Н. Д. О психических состояниях человека. М.: Изд-во «Просвещение», 1964. — 344 с.
  86. А. Б. Психодиагностика функциональных состояний человека. -М., 1984.- 199 с.
  87. А. Б., Кузнецова А. С. Психопрофилактика неблагоприятных состояний человека. М.: Изд-во МГУ, 1987. — 123 с.
  88. А. А. Общение как объект психологического исследования. //Методологические проблемы социальной психологии. М.: Изд-во «Знание», 1975. — 106−123 с.
  89. А., Либин А. Стили реагирования на стресс: психологическая защита или совладание со сложными обстоятельствами. // Стиль человека: психологический анализ. -М.: Изд-во «Смысл», 1998. 190−195 с.
  90. С. А. Формирование копинг-поведения студентов медицинского вуза и его влияние на личностно-профессиональное развитие врача. Дисс. на соискание уч. ст. канд. психол. наук. Санкт-Петербург, 1998. — 191 с.
  91. В. Т., Дмитриев А. В. Личность студента. Ленинград: Изд-во ЛГУ, 1974, — 108−109 е., 155−158 с.
  92. Н., Нуйа М., Листер Т. Личностные предпосылки в ролевой адаптации. //Человек, среда, общение. Таллин: Изд-во ТПИ, 1980. — 106−117 с.
  93. . Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М.: Изд-во «Наука», 1984. 444 с.
  94. . Ф. Проблема общения в психологии. Вместо введения. //Проблема общения в психологии. М.: Изд-во «Наука», 1981. — 3−24 с.
  95. Лук А. Н. Эмоции и личность. М.: Изд-во «Наука», 1982. — 175 с
  96. Я. Л. Барьеры, общение, конфликты, стресс. Минск: Изд-во «Высшая школа», 1991. — 224 с.
  97. ЮЗ.Лутошкин А. Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. М.: Изд-во «Педагогика», 1988. — 128 с.
  98. М. Р. Основы теории речи: Учеб. пособие. М.: Изд-во «Академия», 2000. — 248 с.
  99. Д. Социальная психология: Учеб. пособие для вузов. Спб.: Изд-во «Питер», 1996. — 172−176 с.
  100. Г. И. Методы моделирования и анализа ситуаций в социально-психологическом тренинге. Киров, 1995. — 152 с.
  101. Л. И. Студенческий коллектив: основы формирования и деятельности. Киев: Изд-во «Вища школа», 1985. — 51с.
  102. В. И. Устойчивость физиологических и психических функций человека при действии экстремальных факторов. Л.: Изд-во «Наука», 1982. — 104 с.
  103. Ф. 3. Адаптация, стресс и профилактика. М.: Изд-во «Наука», 1981.-278 с.
  104. Методы изучения социально-психологического климата коллектива: Метод, рекомендации. Сост. Л. П. Колчина. Ижевск: Изд-во ИУУ, 1992. — 22 с.
  105. Методы социальной психологии. /Под ред. С. С. Кузьмина и В. Е. Семенова, Л.: Изд-во ЛГУ, 1977. — 175 с.
  106. Я. А. Оптимизация сложности учебного текста. М.: Изд-во «Просвещение», 1981. — 91 -99 с.
  107. ПЗ.Милграм С. Эксперимент в социальной психологии. Спб.: Изд-во «Питер», 2000. — 140−156 с.
  108. В. Э. Стресс и личностные факторы регуляции деятельности. //Стресс и тревога в спорте. М.: Изд-во «Физкультура и спорт», 1983. — 2446 с.
  109. Н. И. Психическая напряженность. М.: Изд-во МГУ, 1976. -112 с.
  110. В. И. Влияние курса социально-психологического тренинга на самооценку Я- образа. // Псих, журнал. Т. 11, № 5. 1990. 74−78 с.
  111. В. И., Немчин Т. А. Нервно-психическое напряжение и психопрофилактика состояний здоровья студентов. // Псих, журнал. Т. 9. № 3. 1988.-87−93 с.
  112. В. Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М.: Изд-во «Наука», 1976. — 336 с.
  113. Т. А. Состояние нервно-психического напряжения. Л.: Изд-во ЛГУ, 1983, — 166 с.
  114. Т. Плотность и скученность: теория и гипотезы. //Люди в социальном и физическом окружении. Таллин: Изд-во ТПИ, 1981. — 6−28 с.
  115. А. Т., Семенов В. Е. Метод наблюдения в социальной психологии. Л.: Изд-во ЛГУ, 1987. — 18−31 с.
  116. В. В. Национальная идея и новый мир.// Звезды Ярославской психологии. Ярославль, 2000. — 96 с.
  117. В. В. Социальная психология: феномен и наука. Учеб. пособие. — Ярославль., 1998. — 295−300 с.
  118. В. В., Забродин Ю. М. Психологическое управление производственной организацией. М., 1992. — 194−197 с.
  119. М. А. Психофизиологические и экопсихологические аспекты межличностного взаимодействия в автономных условиях. М.: Изд-во «Наука», 1982. — 178−218 с.
  120. Э. Л. Особенности речи в состоянии эмоциональной напряженности. Днепропетровск, 1975. — 132 с.
  121. Э. Л. Эмоциональное состояние как опосредующий фактор влияния самооценки на эффективность интеллектуальной деятельности подростка. //Псих, журнал, Т. 19, № 5, 1998, 16−25 с.
  122. Э. Л. Эмоциональное состояние и речь. Киев, 1981. -24−41 с.
  123. Э. JI., Величко JI. Ф., Скряга А. Н. Особенности проявления эмоционального состояния студентов в их коммуникативной деятельности. //Эмоциональная регуляция учебной деятельности. М., 1988. — 222−224 с.
  124. М. В. Исследование психических механизмов диалогизации педагогического общения. Автореф. дисс. на соискание уч. ст. канд. псих, наук. Нижний Новгород, 1999. 20 с.
  125. Н. Н. Психология делового общения. Санкт-Петербург, 1993. -17−22 с.
  126. Общение и оптимизация совместной деятельности / Под. ред. Г. М. Андреевой, Я. Яноушека.—М.: Изд-во МГУ, 1987.-302 с.
  127. О. В., Пунг Н. А. Экспериментальные исследования эмоциональной напряженности в ситуации экзамена. //Психологические исследования. Вып. 4. М., 1973. — 49−56 с
  128. В. Н. Личностные трудности общения обучаемых и их преодоление в условиях диалогического взаимодействия в процессе обучения. Дисс. на соискание уч. ст. канд. псих. наук. Нижний Новгород, 1998, — 195 с.
  129. А. А. Общая психокоррекция: Учеб. пособие для студентов вузов. М.: Изд-во ТЦ «Сфера», 2000. — 356−367 с.
  130. В. Н. Искусство управлять людьми. М., 1999. — 12−16 с.
  131. Н. А. Исследование влияния психологических установок на включение специалиста в образовательный процесс. //Проблемы психологии образования. Сб. трудов исследовательского центра. М.: Изд-во НИЦ, 1992. -47−55 с.
  132. Т., Пауэлл Дж. Психотренинг по методу Хосе Сильве. Санкт-Петербург: Изд-во «Речь», 2000. — 15−32 с.
  133. Е. А. Жесты в педагогическом процессе. М.: Изд-во МГПО, 1998.-224 с.
  134. JI. А. Теоретические и методологические проблемы социально-психологического тренинга. М.: МГУ, 1982. — 168 с.
  135. Ю. П. Общая характеристика кризисов профессионального пути личности. // Психотехнологии в социальной работе. Сб. под ред. Козлова В. В. Ярославль: МАПН, 1999. — 167−177 с.
  136. Прикладная психология в высшей школе. /Под ред. Н. М. Пейсахова. -Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1979. 262 с.
  137. Прикладные проблемы социальной психологии. /Под ред. Е. В. Шороховой, В. П. Левковича. М.: Изд-во «Наука», 1983. — 296 с.
  138. Прикладная социальная психология. /Под. Ред. А. А. Деркача, А. Н. Сухова. Москва-Воронеж: Изд-во «Институт практической психологии», 1998.-246−313 с.
  139. А. О. Методы психической саморегуляции. Казань, 1991. -108 с.
  140. А. О. Неравновесные психические состояния. //Психологический журнал, т. 20, № 2, 1999. 115−117 с.
  141. А. О. Психические состояния и их проявление в учебном процессе. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1991. — 11 -39 с.
  142. А. О. Психология неравновесных состояний. М.: Изд-во ИП РАН, 1998.-44−56 е., 144 с.
  143. Психические состояния./Сост. и общая ред. Л. В. Куликова. Спб.: Изд-во «Питер», 2000. — 11−42 с.
  144. Психогимнастика в тренинге./Под ред. Н. Ю. Хрящевой. Спб.: Изд-во «Речь», институт тренинга, 2000. — 256 с.
  145. Психология. Словарь. /Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат. 1985. — 345 с.
  146. Психология управления. Учеб. пособие./Под ред. С. И. Самыгина, Л. Д. Столяренко. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1997. — 302−334 с.
  147. Психология эмоций. Тексты. /Под ред. В. К. Вилюнаса. М.: Изд-во МГУ, 1984.-287 с.
  148. Психологическая служба вуза: принципы, опыт работы. / Сб. науч. тр. -М., 1993. -215 с.
  149. Психологическая служба вуза: Сб. науч. тр. /Под ред. Н. М. Пейсахова. -Казань: Изд-во Казан, ун-та. 1981. 240 с.
  150. Психологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса в вузе. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1985, — 195 с.
  151. С. А. Эмоциональные реакции и эмоциональный стресс в условиях нормы. //Эмоциональный стресс в условиях нормы и патологии. -М.: Изд-во «Медицина», 1976. 5−32 с.
  152. А. А. К проблеме социальной адаптации.//Вестник СпбГУ, Серия 6, Вып. 3. № 20. Спб.: Изд-во СпбГУ, 1995. — 5−32 с.
  153. Я. Экспериментальная психология эмоций. М.: Изд-во «Прогресс», 1979. — 392 с.
  154. М. А. Тильман Ф. Психология индивида и группы. М.: Изд-во «Прогресс», 1988. — 256 с.
  155. Е. В. Социальная психология. Курс лекций. Москва-Новосибирск, 2000. — 71−75 с.
  156. К. Групповая психотерапия. Спб.: Изд-во «Питер КОМ», 1998.-384 с.
  157. И. В. Психологические условия гуманизации общения в образовательном процессе педагогического вуза. Дисс. на соискание уч. ст. канд. псих. наук. — Ставропольский гос. ун-т, 1996. — 28−39 с.
  158. Н. В. Психология и педагогика в профессиональной деятельности. М.: Изд-во: «ЭКМОС», 1999. — 194−210 с.
  159. О. П. Эмоциональность как фактор регуляции трудностей в общении. //Эмоциональная регуляция учебной деятельности. М., 1988. -233−238 с.
  160. В. О. К вопросу адаптации первокурсника. //Психологические и социально-психологические особенности адаптации студента. Материалы симпозиума. Ереван, 1973. — 6−10 с.
  161. Н. И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой. -Тбилиси, 1989.-91−97 с.
  162. В. И. Индивидуально-типологические особенности взаимоотношения студентов. Минск: Изд-во «Высшая школа», 1976. — 5 е., 47−72 с.
  163. Г. Стресс без дистресса. М.: Изд-во «Прогресс», 1979. — 124 с.
  164. Т. В. Особенности характеристик общения в процессе адаптации к стресс-факторам учебного процесса. Дисс. на соискание уч. ст. канд. псих, наук. — Л., 1987. — 220 с.
  165. И. Н. Динамика эмоционально-чувственного состояния личности в процессе адаптации к деятельности. Новосибирк, 1996. — 131 с.
  166. В. П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя. Учеб. пособие. -М.: Изд-во «Международная педагогическая академия», 1995. 114−127 с.
  167. П. В. Эмоциональный мозг. М.: Изд-во «Наука», 1981. — 215 с.
  168. А. В. Психологические особенности адаптации студента в сфере познания и общения в вузе. Дисс. на соискание уч. ст. канд. псих, наук.-Л., 1985.-200 с.
  169. С. Л. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. Уч. пособие. М.: Изд-во «Аспект Пресс», 1995. -271 с.
  170. Дж. Профессиональный стресс. М.: Изд-во «Мир», 1991. 196 с.
  171. В. М. Психология коммуникации в организациях. Уч. пособие. Спб.: Изд-во СпбГУ, 2000. — 112 с.
  172. Современная зарубежная социальная психология (тексты)/ Под ред. Г. М. Андреевой, Н. Н. Богомоловой, JI. А. Петровской. М.: Изд-во МГУ, 1984.-229−235 с.
  173. О. В. Обратная связь в межличностном общении. М.: Изд-во МГУ, 1992, — 11−35 с.
  174. Н. Д., Хачатурьянц М. Я. Основные методические приемы изучения тревоги. //Методики диагностики психических состояний и анализа деятельности человека. М.: Изд-во ИП РАН, 1994. — 171−180 с.
  175. Ю. Е. Изучение психических состояний студента на экзамене. ///Подготовка студента к воспитательной работе в школе. -Горький, 1972. 116 с.
  176. Ю. Е. Психические состояния человека, их классификация и диагностика. Горький, 1975. — 42−49 с.
  177. Социальная психология личности. /Под ред. Бобневой М. И. М.: Изд-во «Наука», 1979. — 344 с.
  178. Ч. Д. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги. //Стресс и тревога в спорте. М.: Изд-во «Физкультура и спорт», 1983. — 12−24 с.
  179. В. И. Свойство субъектности как предпосылка личностной формы общения. //Вопросы психологии. № 5, 1991. 98−102 с.
  180. В. В. Психофизиология стресса. М.: Изд-во «Педагогика», 1976.-3−7 с.
  181. К. В. Системные механизмы эмоционального стресса. М.: Изд-во «Медицина», 1981. — 230 с.
  182. Н. Д. Формирование приемов общения у студентов и преподавателей вуза. //Вопросы психологии. № 6, 1983. 88−91 с.
  183. Н. Д. Экспериментальное изучение социальной перцепции в процессе общения студентов в учебной группе. //Вопросы психологии. № 4, 1981. 119−123 с.
  184. Теоретическая и прикладная социальная психология. /Под ред. А. К Уледова. М.: Изд-во «мысль», 1988. — 54−57 с.
  185. Уманский J1. И. Методы экспериментального исследования социально-психологических феноменов. /Методология и методы социальной психологии. М.: Изд-во «Наука». — 54−70 с.
  186. Т. Н., Павлова Н. Д., Зачесова И. А. Речь человека в общении. -М., 1989.-33−48 с, 148−154 с.
  187. Н. П. Исследование эмоциональных потенциалов учебной деятельности. Кострома, 1986. — 67 с.
  188. Н. П. Прикладная психодиагностика личности. Кострома: Изд-во КГПУ, 1995. — 10−21 с.
  189. Н. П., Миронова Т. И. Социально-психологическая диагностика личности и группы. Кострома: Изд-во КГУ, 2001. — 44 с.
  190. Н. П. Эмоциональное обеспечение учебной и трудовой деятельности. Кострома: Изд-во КГПИ, 1990. -180 с.
  191. Филонов J1. Б. Методика контактного взаимодействия. Москва-Пущино, 1982. — 128 с.
  192. Филонов J1. Б. Некоторые изменения психических качеств в ситуации экзамена. //Психологические и социально-психологические особенности адаптации студентов. Мат. симпозиума. Ереван, 1973. — 41 с.
  193. Филонов J1. Б. Стратегия контактного взаимодействия и проявление личности. //Психологические проблемы социальной регуляции поведения. /Под ред. Е. В Шороховой. М. И. Бобневой. М., 1976. — 296−318 с.
  194. JT. Б. Психология делового общения. Минск: Изд-во «Амалфея», — 109−119 с.
  195. Д. Как справиться со стрессом. // Фонтана Д., Перри Г., Брум А., Джеллико X. Как справиться со стрессом, как справиться с кризисом, как жить с вашей болью. -М.: Изд-во «Педагогика-Пресс», 1995 7−136 с.
  196. Формирование учебной деятельности студентов. / Под ред. В. Я. Ляудиса. М.: Изд-во МГУ, 1989. — 103−107 с.
  197. М. Эмоциональный стресс. М.: Изд-во «Наука», 1972. -217с.
  198. М., Альберг Т. Характеристика социально-психологического тренинга поведения. // Псих, журнал. Т.5, № 4, 1984. 57−64 с.
  199. Ю. Л. Межличностная и внутригрупповая тревога в условиях значимой совместной деятельности. //Вопросы психологии, № 3, 1991. 57−59 с.
  200. Ю.Л., Буланова Г. В. Управление эмоциональным состоянием студентов средствами физического воспитания. //Стерсс и тревога в спорте. М.: Изд-во «Физкультура и спорт», 1983. — 261−267 с.
  201. А. У. К определению задач и методов социальной психологии в свете принципа деятельности / Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. М., 1977. — 21−32 с.
  202. И. В. Дезадаптивные проявления у людей с различным типом темперамента при эмоциональном стрессе. Дисс. на соискание уч. ст. канд. псих. наук. — Спб., 1998. — 129 с.
  203. Н. В., Пахомова Ю. В. Психотренинг: игры и упражнения. -М., 1988. 268 с.
  204. А. Я. Диагностика социально-психологических особенностей эмоциональной сферы личности. //Эмоциональная регуляция учебной деятельности. М., 1988. — 238−244 с
  205. А. Я. Проблема эмоциональной регуляции учебно-познавательной деятельности учащихся. //Вопросы психологии, № 6. 1986. -42−47 с.
  206. Ю. Г. Стресс без дистресса. М., 1989. — 176 с.
  207. К. Д. Эмоциональные характеристики и их структура. //Психодиагностические методы (в комплексном лонгитюдном исследовании студентов). Л.: Изд-во ЛГУ, 1976. — 176−188 с.
  208. Н. И. Социальная психология в образовании. М.: Изд-во «Владос», 1995. — 134−151 с.
  209. П. П. Современная социальная психология в Западной Европе. М.: Изд-во «Наука», 1985. — 174 с.
  210. Т. Искусство общения. М., 1992. — 69−72 с.
  211. К. Как снять стресс: 30 способов улучшить свое самочувствие за 30 минут. М.: Изд-во «Сфера», 1993. — 272 с.
  212. А. Язык тела. Познание людей в профессиональной и обыденной жизни. М., 1988. — 51−62 с.
  213. К. Студент: становление личности. М., 1982. — 135 с.
  214. Е. Г. Эмоциональная неустойчивость как ведущий фактор формирования дезадаптивного поведения студентов. Дисс. на соискание уч. ст. канд. псих. наук. — М., ИП РАН, 1998. -175 с.
  215. Дж. С., Розенфельд Р. Стресс: природа и лечение. М.: Изд-во «Медицина», 1985. — 224 с.
  216. Е. Н. Исследование динамики уровня невротичности, конфликтности, и копинг-поведения у студентов психологов и педагогов в процессе обучения, — Дисс. на соискание уч. ст. канд. психол. наук. -Ярославль., 1996. 143 с.
  217. А. В. Проблематика и особенности психологического консультирования в вузе. //Вопросы психологии, № 4, 1995. 49−51 с.
  218. В. А. Обучение как процесс управления: Психологические аспекты. Л., 1988. — 159 с.
  219. В. А. Психология учебной деятельности студентов: Учеб. пособие. М., Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов: Изд-во «Логос», 1994. — 3−5с., 103−105 с.
  220. М. С. Основные психологические механизмы адаптации студентов к учебной деятельности. Дисс. на соискание уч. ст. канд. псих, наук. — Кемерово, 1995, — 147 с.
  221. Я. Проблема общения в условиях совместной деятельности. // Вопросы психологии, № 6, 1982. 57−65 с.
  222. И. А. психологические механизмы оптимизации коммуникативного процесса. Дисс. на соискание уч. ст. канд. псих. наук. -НГУ, 1998. — 156 с.
  223. J. С., Hochey G. R. A state control of adaptation to stress and individual difference in stress management. Jn. «Energetics and haman information processing». 1986.
  224. Dohrenwend B. S., Dohrenwend B. P. Class and Race as Statis-Related Sourses of Stress Jn.: Social Stress. Levine and Scotch (Eds.). Chicago: Aldine, 1970., pp. 111−140.
  225. Dooley D., Catalano R. The epidemiology of economic stress. American Journal of Community Psycology, 1984, N2, pp. 387−409.
  226. Endler N. The dynamic of the stresstut encounter: Cognitive appriaisel coping and encounter outcomes. Journal of Personality and Social Psycology, 1986, vol. 50, pp. 992−1009.
  227. Fleming J. S., Courtney В. C. The demensionality of selfesteem: II. Hierarhical facet model for revised measurement scales. Journal of Personality and Social Psycology. 1984, vol. 46, pp. 404−421.
  228. Freidrich G. W. An empirical explication of a concept of self-reported speech anxiety// Speech Monogr, 1970. 37 p, 67−72.
  229. Fisher S., Cooper C. L. Student and Psycology Stress / Frankfurt am Mein / 1992.
  230. Griffit W. The social-psycologycal dustress syndrome of time: 2.-J. Amer. Acad. Psycoanal, 1978, vol. 3, N2, pp. 89−101.
  231. Harrison R. V., Ford D. H. Person-environment fit and job stress. Jn.: «Stress at work». Eds. C. Cooper and R. Payne. N.Y.: Willey 1990., pp. 175−209.
  232. Hobfoll S. Conservation of resourses: A new attempt at conceptualizing stress. American Psycologyst, 1988, vol. 44, pp. 513−524.
  233. Lazarus R. S., Folkman P. Stress appraisal and coping. N.Y.: Springer, 1984.
  234. Leignton D. C. Sociocultural factors in physical and mental break-down -Man-Environ, Syst., 1988, vol. 8, N1, p. 33−37.
  235. Mc Crosky J. C. The communicative perspective. Daly J.A. Mc Crosky J.C. (eds.) Avoiding communication: Shyness, reticence and communication apprehension. L.: Sage Publication, 1984.
  236. Mechanic D. Students under Stress. N.Y.: Free Press, 1962.
  237. H. Perrez, M. Reicherts. A psycologycal frame work for research of Luman stress and coping. N.Y., Willey, 1992.
  238. Rizvi N. H. A critique of the models to study stress//Journal Social Science and Human. 1985. vol. 1−2. p. 103−123.
  239. Rosen T. J., Terry N. S., Leventhal H. The role of esteem and coping in responce to a threat communication//Journal of Research in Personality, 1982. vol. 16. p. 90−107.
  240. Rosenham D. L., Seligman M. E. P. Abnormal psycology. (2nd ed.), N.Y.:Norton, 1989.
  241. Scott R., Howard A. Models of stress//S. Levine, N. A. Scotch (Eds.). Social Stress. Chicago: Aldine, 1970. P.270−273.
  242. Twain M., Stress Concepts, Theories and Model/ P. L. Rice (Ed.) Stress and Health. Brooks/Cole Publishing Company, Pacific Grove, California, 1992. P.3−31.
  243. Wong P. T. Effective management of life stress: The resource-congruence model//Stress medicine, 1993. vol. 9. P. 51−60.
  244. Самооценка психических состояний в ходе учебного процесса в высшей школе
  245. Инструкция: Уважаемые студенты!
  246. Заранее благодарим вас за участие в анкетировании.
Заполнить форму текущей работой