Психолого-педагогическое обеспечение преемственности развития детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов
Теоретико-методологические основы исследования обусловлены гуманистическим характером современного образования и его ориентированностью на индивидуально-личностное развитие. Теоретико-методологической основой являются: системный подход (в философии — И. В. Блауберг, Э. Г. Юдин и др.- в психологии и биологии — Б. Г. Ананьев, А. Г. Асмолов, JI.C. Выготский, C.JI. Рубинштейн и др… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТОВ
- 1. 1. Психологические и психофизиологические закономерности телесно-двигательного развития
- 1. 2. Психологические и психофизиологические закономерности познавательно-речевого развития
- 1. 3. Психологические и психофизиологические закономерности эмоционально-волевого развития
- Выводы по первой главе
- ГЛАВА II. РАЗРАБОТКА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТОВ
- 2. 1. Состояние развития современной популяции детей старшего дошкольного — младшего школьного возрастов
- 2. 2. Теоретико-функциональная модель обеспечения преемственности развития детей
- 2. 3. Технология «рисование — линейная графика» — как условие психолого-педагогического обеспечения преемственности развития детей на этапе старшего дошкольного и младшего школьного возрастов
- 2. 4. «Карта развития» — как психолого-педагогический диагностический инструментарий
- Выводы по второй главе
- ГЛАВА III. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТОВ (ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ)
- 3. 1. 'Диагностика состояния развития детей по «карте развития» (констатирующий этап эксперимента)
- 3. 2. Психолого-педагогического обеспечение преемственности развития детей посредством внедрения технологии «рисование — линейная графика» (формирующий этап эксперимента)
3.3. Выявление эффективности предлагаемой модели психолого-педагогического обеспечения преемственности развития детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов (контрольный этап эксперимента).
Выводы по третьей главе.
Психолого-педагогическое обеспечение преемственности развития детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования Проблема развития как необратимого, направленного, закономерного изменения материальных и идеальных объектов относится к числу наиболее фундаментально разработанных в отечественной науке и в то же время характеризующихся дискуссионностью многих ее аспектов.
Так, в частности, в философии и психологии до сих пор дискуссионной остается проблема соотношения биологического и социального, психического и физиологического (Б.Г. Ананьев, П. К. Анохин, А. Г. Асмолов, JI.C. Выготский, B.C. Мерлин, А. Р. Лурия, Д. И. Фельдштейн, JI.B. Филиппова и др.), позволяющего выстроить иерархию этих уровней в процессе обеспечения преемственности развития человека [3, 5, 12, 25, 66, 69, 83, 114, 133].
Для отечественных исследований проблемы преемственности как связи между различными этапами или ступенями развития человека характерен системно-диалектический метод, позволяющий не только описывать феноменологию, но и раскрывать сущность изучаемых явлений[1, 3, 5, 8, 20, 26, 32, 61, 113, 125]. Так, использование принципа историзма системной диалектики позволило JI.C. Выготскому раскрыть специфику детского развития и сформулировать ряд законов, обуславливающих преемственность психического развития, акцентируя приоритет социокультурной практики, одной из форм которой является образовательная практика [25].
Обеспечение преемственности в «массовой» педагогической практике на современном этапе, реализуется, в основном, двумя общими путями (В. В.
Давыдов [32], В. Т. Кудрявцев [61]). Первый из них опирается на тактику «форсирования темпов детского развития и состоит в простой и прямой подгонке социально-педагогических приоритетов дошкольного учреждения к требованиям и особенностям школьного обучения. Второй — основан на тактике доразвития в начальной школе тех элементарных знаний, умений и навыков, с которыми ребенок приходит туда из детского сада.
Однако, как известно, реализация этих подходов о существ ляется на * «фоне многочисленных отклонений в психическом и психофизиологическом развитии детей, обусловленных разными причинами [115]. По данным ученых Российской академии образования, в 80% случаев систематическая школьная неуспеваемость обусловлена различными состояниями интеллектуальной недостаточности и незрелости эмоционально-волевой сферы, что вызвано отставанием в перцептивном развитииотклонениями в развитии моторикинизким уровнем произвольного вниманиянедостаточным развитием основных мыслительных операциймногочисленными речевыми нарушениями, создающими серьезные препятствия в освоении ребенком программного материала по чтению, письму, математике (Т.В. Ахутина [9,10], М. М. Безруких [13,14], Н. И. Гуткина, [31], И. В. Дубровина, [35], JI.C. Цветкова[2], Т.И. Чиркова[94] и др.). В то же время, современные психофизиологические исследования и нейропсихологические концепции, вносящие значительный вклад в обоснование содержания преемственности психического развития, остаются, чаще всего, отдельно стоящим или недостаточно интерпретируемым для массовой педагогической практики звеном [2, 8, 10, 15, 37, 43, 54, 90, 101, 139, 140].
Конкретизировать проблемы содержания психолого-педагогического обеспечения преемственности развития ребенка способна педагогическая психология [93], поскольку она занимается непосредственно изучением характера, условий, результатов и оценок обучения, а также анализом специальных вопросов, касающихся всех когнитивных, аффективных, мотивационных, личностных, социальных и связанных с возрастным развитием переменных, которые исследуются в психологии, психофизиологии и нейропсихологии и могут внести существенный вклад в понимание психолого-педагогических условий обеспечения преемственности (Н.В. Дубровинская [36], A.B. Семенович [108], Э. Г. Симерницкая [110], JI.C. Цветкова [123], Д. А. Фарбер [37] и др.).
Вышеизложенное особенно актуально, если учесть представления, высказанные В. И. Слободчиковым [91, 113] о том, что практико-ориентированная педагогика не может удовлетвориться чистым исследованием отдельных психолого-педагогических феноменов, и должна становиться комплексной, более того, проектной, поскольку связана с построением сложных синтетических объектов, соединяющих воедино конкретные исследования и проекты образовательных систем, вариативные программы и технологии непрерывного образования в течение всей жизни человека, экспертные системы оценок и средства контроля его эффективности.
Таким образом, можно зафиксировать реальное противоречие между результатами современных научно-теоретических исследований сущности содержания преемственности развития ребенка на этапе перехода от старшего дошкольного к школьному периоду и отсутствием вариативных образовательных программ и технологий, позволяющих обеспечивать как закономерности, так и особенности индивидуального психического развития на этом этапе.
Исходя из этого, проблема исследования заключается в необходимости определить теоретико-методологические основы и практические пути психолого-педагогического обеспечения преемственности психического развития детей дошкольного и младшего школьного возрастов.
Объект исследования: психическое и психофизиологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возрастов.
Предмет исследования: психолого-педагогическое обеспечение преемственности развития высших психических функций детей на этапе дошкольного и младшего школьного возрастов.
Цель исследования: разработать психолого-педагогические условия обеспечения преемственности психического развития детей дошкольного и младшего школьного возрастов.
Гипотеза исследования состоит в следующем: преемственность психического развития детей заключается не столько в развитии каждой психической функции, сколько в изменении соотношения межфункциональных связей на каждой конкретной возрастной ступени онтогенеза. Этот процесс может быть реализован на практике совокупностью внутренних (психологических) и внешних (педагогических) условий. Исходя из этого', мы полагаем, что для уточнения содержания условий психолого-педагогического обеспечения преемственности развития детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов необходимо:
1. Выявление особенностей в развитии детей на данном этапе посредством диагностики состояния их психического развития.
2. Разработка модели, создающей теоретико-функциональную основу проектирования процесса обеспечения преемственности психического развития.
3. Разработка целенаправленного психолого-педагогического сопровождения как внешнего условия.
В соответствии с целью, предметом и гипотезой были определены задачи исследования:
1. Выявить теоретические предпосылки необходимости обоснования психолого-педагогического обеспечения преемственности психического развития на основе синтеза психологических, психофизиологических и нейропсихологических знаний о закономерностях и особенностях развития и формирования высших психических функций.
2. Выявить состояние психического развития детей и определить особенности развития высших психических функций, осложняющие психолого-педагогическое обеспечение преемственности.
3. Обосновать содержание психолого-педагогического обеспечения развития детей и определить условия его реализации.
4. Разработать и апробировать модель, создающую теоретическую основу проектирования процесса реализации психологических условий обеспечения преемственности развития детей на этапе младшей школы.
5. Определить содержание педагогических условий обеспечения преемственности развитияразработать формы и методы психолого-педагогического обеспечения.
6. Осуществить опытно-экспериментальную проверку эффективности психолого-педагогических условий обеспечения преемственности развития детей дошкольного младшего школьного возрастов.
Теоретико-методологические основы исследования обусловлены гуманистическим характером современного образования и его ориентированностью на индивидуально-личностное развитие. Теоретико-методологической основой являются: системный подход (в философии — И. В. Блауберг, Э. Г. Юдин и др.- в психологии и биологии — Б. Г. Ананьев, А. Г. Асмолов, JI.C. Выготский, C.JI. Рубинштейн и др.) — структурно-функциональная теория развития психики (П.ЬС. Анохин, О. С. Адрианов, Н. П. Бехтерева, H.A. Бернштейн и др.) — философская концепция интегрально-социальной природы человека и его социализации (Ю.А. Лебедев, В. В. Орлов, Д. И. Фельдштейн, Л. В. Филиппова и др.) — методологические положения личностно-ориентированного (Ш.А. Амонашвили, И. С. Якиманская, и др.), деятельностного подходов (А.Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др.), антропологический принцип в психологии и педагогике (В.И. Слободчиков и др.), научные труды по проблеме психологической готовности к школе и «школьных трудностей» (Т.В. Ахутина, М. М. Безруких, Н. И. Гуткина, И. В. Дубровина, Д. А. Фарбер, Л. А. Ясюкова и др.) — нейропсихологические концепции (А. В. Семенович, Л. С. Цветкова и др.) — психолого-педагогических концепции развивающего образования (Л.С. «.
Выготский, Л. В. Венгер, В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин и др.) — исследования преемственности дошкольного и начального звеньев образования (И.В. Дубровина, Н. Ф. Виноградова, В. Т. Кудрявцев, Т. И. Чиркова и др.).
Методы исследования. Для решения поставленных задач использовались общенаучные методы теоретического исследования (анализ, обобщение, моделирование) — методы эмпирического исследования (наблюдение, тестирование, констатирующий и формирующий эксперимент) — методы математической статистики.
Организация и этапы исследования. Исследование проводилось на базе ДОУ №№ 404, 456, 283, 122 города Нижнего Новгорода и ДОУ п. Новинки, и СОШ №№ 24, 25, 28, 18, 172, школы п. Новинки в период с 2006 по 2010 гг. и состояло из трех основных этапов. На первом этапе (2006;2008 гг.) осуществлялось осмысление проблемы и анализ научных источниковбыла сформулирована рабочая гипотеза исследования и определены основные подходы к проблемебыла проведена комплексная диагностика состояния развития детей исследуемого возраста, подтвердившая актуальность проблемы и уточнившая рабочую гипотезу о необходимости разработки психолого-педагогических условий обеспечения преемственности развития детей на этапе старшего дошкольного и младшего школьного возрастовНа втором этапе (2008;2009гг.) была построена модель обеспечения преемственности развития детей и соответственно ее сущностно-содержательным характеристикам разработаны технология и диагностический инструментарийбыла проведена опытно-экспериментальная часть исследования. На третьем этапе (2009;2010 гг.) был произведен анализ полученных результатов и уточнены теоретические выводыбыло осуществлено литературное оформление всего исследования в виде диссертации.
Научная новизна исследования:
1. Обосновано содержание психолого-педагогического обеспечения преемственности психического развития на основе установления каузальных (причинно-следственных) связей, детерминирующих этот процесс на каждой конкретной возрастной ступени онтогенеза, и анализа результатов проведенного диагностического исследования состояния психического развития детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов.
2. Разработана и апробирована модель, создающая теоретическую основу проектирования процесса реализации психологических условий обеспечения преемственности развития детей старшего дошкольного и младшег’о школьного возрастов. Модель представлена как диалектическая матрица, содержащая базовые структуры, составляющие основу психического развития, и отражающая механизм, детерминирующий психическое развитие на данном этапе, определяющий иерархическое усложнение межфункциональных отношений и переход на следующий уровень их реализации.
3. Обоснованы, разработаны и апробированы психолого-педагогические условия, обеспечивающие преемственность развития детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов: а) вариант педагогической технологии, оптимально обеспечивающий реализацию сенсомоторного и знаково-символического уровней модели как психологических условийб) вариант «Карты развития», содержащей в качестве диагностируемых показателей элементарные функциональные звенья (соответствующих нейропсихологическим факторам), что позволяет педагогу выявлять особенности и трудности в развитии высших психических функций ребенка, не прерывая этот процесс с переходом в школу.
4. Разработаны психолого-педагогические рекомендации по организации художественно-творческой деятельности гиперактивных детей в образовательных учреждениях и в условиях семьи.
Теоретическая значимость исследования:
1. Систематизированы научно-теоретические положения в целях установления причинно-следственных (каузальных) связей, детерминирующих психическое развитие детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов.
2. Смоделирована теоретическая основа — модель как инвариант проектирования процесса психолого-педагогического обеспечения преемственности психического развития.
3. Определены и обоснованы теоретические положения, обеспечивающие научную интерпретацию диагностических материалов для реализации их в педагогической практике.
Практическая значимость исследования:
1. Выявлены особенности развития высших психических функций детей, обуславливающие возникновение трудностей на этапе перехода к систематическому обучению.
2. Разработано и внедрено психолого-педагогическое обеспечение преемственности психического развития детей дошкольного и младшего школьного возрастов, представленное педагогической технологией «Рисование — линейная графика» и психолого-педагогическим диагностическим инструментарием — «Картой развития».
3. Разработанная и внедренная в образовательных учреждениях г. Нижнего Новгорода педагогическая технология, обеспечивает положительную динамику развития основных сфер: телесно-двигательной, познавательно-речевой, эмоционально-волевой.
4. Разработанная «Карта развития» позволяет осуществлять психолого-педагогическую интерпретацию особенностей в психическом развитии ребенка и разрабатывать психолого-педагогические рекомендации для педагогов и родителей по выбору оптимальных форм опосредствования развития и обучения.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялось в ходе опытно — экспериментальной работы при гимназии им. A.C. Пушкина и лицее № 28 г. Н.Новгорода. Созданная нами технология и «Карта развития» нашла свое применение в ряде ДОУ: №№ 404, 456, 283, 122 и средних общеобразовательных школ: 24, 18, 172 г. Нижнего Новгорода и в Центре поддержки развития ребенка «Маленькая страна» г. Нижнего Новгорода.
Теоретические положения и результаты опытно — экспериментальной работы докладывались и обсуждались на заседаниях кафедр психологии, валеологии. Основные положения и результаты исследования представлялись на Международном научно-промышленном форуме «Великие реки 2010»), I Региональной научно-практической конференции «Психологическая наука и практика: проблемы и перспективы» (Нижний Новгород, 2006), на Межрегиональном образовательном форуме «Дошкольное образованиеприоритет социально-экономического развития Ульяновской области» (Ульяновск, 2010), использовались в отчете по государственному контракту № П342 от 24 июля 2007 года «Создание системы диагностики детей старшего дошкольного возраста с целью выработки рекомендаций для родителей и педагогов по выбору оптимальных форм последующего обучения в начальной школе» (2007) — вошли в материалы лекций и практикумов для слушателей курсов повышения профессиональной квалификации на базе Центра здоровьесберегающих педагогических технологий г. Нижний Новгородвошли в материалы учебно-методических пособий для педагогов детских дошкольных учреждений, начальных школ и Центров развития.
Достоверность и обоснованность результатов исследования. Достоверность и обоснованность результатов исследования достигается за счет опоры на фундаментальные научные положения ' психологии, нейропсихологии, физиологии, педагогикииспользования методов исследования, адекватных его целям и задачамсочетания количественных и качественных методов обработки опытно — экспериментальных данных, использования методик статистической обработки экспериментальных данныхвоспроизводимостью данных, полученных в процессе исследовательской работы.
Положения, выносимые на защиту:
1. Психолого-педагогическое обоснование обеспечения преемственности психического развития наиболее адекватно может быть осуществлено на основе синтеза психологических, психофизиологических и нейропсихологических знаний об особенностях и закономерностях развития и формирования высших психических функций.
2. Повысить эффективность психолого-педагогического обеспечения преемственности развития детей можно за счет выявления и реализации внутренних (психологических) и внешних (педагогических) условий, представляющих собой диалектическую взаимосвязь. При этом внутренние (психологические) условия, имеющие причинную сущность, обусловленную внутренними факторами, являются более сложными по своей архитектонике.
3. Внутренним условием обеспечения преемственности развития являются психические новообразования как органическая совокупность мозговых структур и функций, реализуемых на двух уровнях: сенсомоторном, составляющим основу психического развитиязнаково-символииеском (смысловом), детерминирующим оптимальное развитие психических функций на этапе перехода к младшему школьному возрасту. Взаимосвязь уровней может быть смоделирована в виде диалектической матрицы. Структура модели двухуровневая: сенсомоторный уровень определяет базовые структуры, составляющие основу психического развитиязнаково-символический (смысловой) отражает механизм, детерминирующий психическое развитие на данном этапе.
4. Внешние условия обеспечения преемственности развития на этапе старшего дошкольного и младшего школьного возрастов • реализуются посредством: педагогической технологии «Рисование — линейная графика», охватывающей своим содержанием оба уровня модели, актуальной и доступной для освоения, как на этапе старшего дошкольного, так и младшего школьного возрастадиагностического инструментария в виде «Карты развития», содержащего в качестве диагностируемых показателей уровни развития элементарных функциональных звеньев (соответствующих нейропсихологическим факторам), что позволяет фиксировать качественные изменения в структуре высших психических функций, осуществлять психолого-педагогическую интерпретацию особенностей и трудностей в развитии ребенка и разрабатывать рекомендации для педагогов и родителей по выбору оптимальных форм опосредствования развития и обучения.
Структура диссертации диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложения. Работа иллюстрирована рисунками, таблицами и схемами.
Выводы по третьей главе.
Результаты опытно-экспериментального исследования позволяют:
• Установить, что разработанная педагогическая технология «Рисование — линейная графика» действительно опосредствует развитие элементарных психических звеньев и, в целом развитие по сферам: телесно-двигательной, познавательно-речевой, эмоционально-волевой и позволяет подготовить детей к периоду освоения учебной деятельности.
• Сделать заключение, что разработанная «Карта развития» как диагностический инструментарий обеспечивает возможности: а) определять исходную картину общего состояния по сферам развитияб) выделять слабые и сильные звенья в общем процессе развития ребенкав) оценивать развитие составляющих общего состояния той или иной сферы развития в динамикег) прогнозировать возникновение трудностейд) индивидуально-ориентировать психолого-педагогические мероприятия.
• Подтвердить прикладной характер теоретико-функциональной модели обеспечения преемственности психического развития, разработанной как внутреннее (психологическое) условие психолого-педагогического обеспечения преемственности психического развития на этапе перехода от старшего дошкольного к младшему школьному возрасту.
• Утверждать, что разработанные внешние (педагогические) условия реализации теоретической модели обеспечения преемственности психического развития на этапе перехода от старшего дошкольного к младшему школьному возрасту действительно эффективны.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
В результате диссертационного исследования психолого-педагогического обеспечения преемственности психического развития детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов были получены результаты, подтвердившие основные положения выдвинутой гипотезы и позволяющие сделать следующие выводы:
На основе синтеза психологических, психофизиологических и нейропсихологических знаний о закономерностях и особенностях развития и формирования высших психических функций были установлены причинно-следственные (каузальные) связи, детерминирующие психическое развитие детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов и выявлены особенности развития высших психических функций, обуславливающие возникновение трудностей на этапе перехода к систематическому обучению.
Данные проведения комплексной диагностики 532 детей дошкольного и младшего школьного возрастов констатировали недостаточность развития психических функций детей и недостаточную сформированность определенных умений и навыков, свидетельствующих о возможном f возникновении трудностей психолого-педагогического обеспечения преемственности психического развития детей.
Результаты комплексной диагностики позволили выявить, что представленные методы не могут быть использованы в массовой психолого-педагогической практике обеспечения преемственности психического развития, поскольку не имеют общей основы диагностируемых показателей, актуальной как для детей старшего дошкольного, так и младшего школьного возрастов, за динамикой которой могли бы наблюдать психологи и педагоги массовой практики.
Результаты проведенной комплексной диагностики и теоретические положения, определяющие необходимость полноценного развития элементарных психических функций, еще недостаточно сформированных к младшему школьному возрасту, подтвердили необходимость разработки внутренних (психологических) и внешних (педагогических) условий психолого-педагогического обеспечения преемственности психического развития.
Обобщение взаимосвязанных знаний (психологических, психофизиологических, нейропсихологических) позволило смоделировать теоретико-функциональную основу — модель как инвариант проектирования процесса психолого-педагогического обеспечения преемственности психического развития.
Модель представлена как диалектическая матрица, содержащая • базовые структуры, составляющие основу психического развития, и отражающая механизм, детерминирующий психическое развитие на данном этапе, определяющий иерархическое усложнение межфункциональных отношений и переход на следующий уровень их реализации.
На основе теоретико-функциональной модели были разработаны и апробированы внешние (педагогические) условия, обеспечивающие преемственность развития детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов: а) Была разработана педагогическая технология «Рисование — линейная графика», позволяющая оптимально обеспечивать реализацию сенсомоторного и знаково-символического уровней модели как внутренних (психологических) условий.
Внедренная в образовательных учреждениях г. Нижнего Новгорода педагогическая технология обеспечила положительную динамику развития основных психических сфер (телесно-двигательной, познавательно-речевой, эмоционально-волевой). б) Были определены и обоснованы теоретические положения, обеспечивающие научную интерпретацию диагностических материалов для реализации их в педагогической практике. На основании корреляцонного анализа была разработана «Карта развития», содержащая в качестве диагностируемых показателей уровни развития элементарных функциональных звеньев (соответствующих нейропсихологическим факторам). «Карта развития» позволила психологам и педагогам опытно-экспериментальной базы осуществить психолого-педагогическую интерпретацию особенностей и выявленных трудностей в развитии ребенка и разработать психолого-педагогические рекомендации для педагогов и родителей по выбору оптимальных форм опосредствования развития и обучения.
Зафиксированная в педагогическом эксперименте положительная динамика психического развития детей старшего дошкольного — младшего школьного возрастов свидетельствует об эффективности разработанных внутренних (психологических) и внешних (педагогических) условий психолого-педагогического обеспечения преемственности развития, что подтверждает выдвинутую гипотезу.
Выполненное исследование не может охватить всех аспектов поставленной проблемы. Перспективой дальнейшего исследования может стать разработка вариативных методик и технологий, согласно теоретико-функциональной модели психолого-педагогического обеспечения преемственности развития. .
Список литературы
- Адрианов, О.С. О принципах организации интегративной деятельности мозга / О. С. Адрианов. М.: Медицина, 1976. — 280 с.
- Ананьев, Б. Г. Психологическая структура личности и ее становление в процессе индивидуального развития человек / Б. Г. Ананьев // Психология личности в трудах отечественных психологов / сост. Л. В. Куликов. СПб., 2000. — 480 с.
- Анохин, П. К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса / П. К. Анохин. М.: Медицина, 1968. — 546 с.
- Анохин, П. К. Очерки по физиологии функциональных систем / П. К. Анохин — предисл. проф. К. В. Судакова и др. — Акад. мед. наук СССР. -М.: Медицина, 1975. 447 с.
- Антропова, М. В. Адаптация учащихся 6−11 лет к учебным нагрузкам / М. В. Антропова, А. Г. Хрипкова // Новые исследования по возрастной физиологии: альманах. М., 1977. — № 2(13). — С. 5−9.
- Ахутина, Т. В. Нейропсихологический подход к коррекции трудностей обучения / Т. В. Ахутина, Н. М. Пылаева // Нейропсихологиясегодня / под ред. Е. Д. Хомской. М., 1995. — С. 160−170.
- Бадалян, И. О. Синдромы дефицита внимания у детей / И. О. Бадалян, Н. Н. Заваденко, Т. Ю. Успенская // Обозрение психиатрии и медицинской психологии имени В. М. Бехтерева. СПб., 1993. — № 3.- С. 7490.
- Батуев, А. С. О соотношении биологического и социального в природе человека / А. С. Батуев, Л. В. Соколова // Журнал высшей нервной деятельности. 1991. — Вып. 1. — С. 81−91.
- Баскакова, И.Л. Внимание дошкольника, методы его изучения и развития / И. Л. Баскакова. М.: МПСИ — Воронеж: МОДЕК, 1995. — 485 с.
- Безруких, М. М. Портрет будущего первоклассника / М. М. Безруких // Дошкольное воспитание. 2003. — № 2. — С. 47−51 — 2003. — № 3 — 2003. — № 4. — С. 70−71 — 2003. — № 6. — С. 94−99.
- Безруких, М. М. Чему и как учить до школы? / М. М. Безруких // Дошкольное воспитание. 2002. — № 3. — С. 62−67.
- Белова, А. Н. Амбулаторная реабилитация неврологических больных / А. Н. Белова, В. Н. Григорьева. М.: Антидор, 1997. — 216 с.
- Бернштейн, Н. А. Физиология движений и активность / Н. А. Бернштейн. М.: Наука, 1990. — 494 с.
- Бернштейн, H.A. Биомеханика и физиология движений / H.A. Бернштейн — под ред. В. П. Зинченко. М.: Ин-т практ. психологии — Воронеж: МОДЭК, 1997. — 608 с.
- Бехтерев, В. М. Нейрофизиологические аспекты психической деятельности человека / В. М. Бехтерев — Рос. Акад. Наук, Ин-т мозга человека. СПб.: Нотабене, 1997. — 67 с.
- Блауберг, И. В. Становление и сущность системного подхода / И. В. Блауберг, Э. Г. Юдин. М.: Наука, 1973. — 272 с. .
- Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. М.: Просвещение, 1968. — 464 с.
- Брагина, Н. Н. Функциональные асимметрии человека / Н. Н. Брагина, Т. А. Доброхотова. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Медицина, 1988. — 240 с.: ил.
- Брунер, Дж. С. Развитие процессов представления у детей / Дж. С. Брунер // Вопросы психологии. 1968. — № 5. — С. 135−145.
- Венгер, Л. А. Соотношение обучения, психологического развития и функциональных особенностей созревающего мозга / Л. А. Венгер, А. А. Ибатулина // Вопросы психологии. 1989. — № 2. — С. 20−25.
- Выготский, Л. С. Вопросы детской (возрастной) психологии / Л. С. Выготский // Выготский, Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. М., 1984.
- Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. -М.: Педагогика-Пресс, 1991. 479 с.
- Выготский, Л. С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. Проблемы психологического развития / Л. С. Выготский. -М.:Изд-во АПН РСФСР, 1956.-516с.
- Гальперин, П. Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка / П. Я. Гальперин // Вопросы психологии. 1969. — № 1. — С. 15−25 с.
- Гамезо, М. В. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития / М. В. Гамезо, В. С. Герасимова, Л. М. Орлова. М.: Ин-т практ. психологии — Воронеж: МОДЭК, 1998. — 256 с. -(Серия «Библиотека школьного психолога».).
- Глозман, Ж. М. Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте / Ж. М. Глозман, А. Ю. Потанина, А. Е. Соболева. СПб.: Питер, 2006. — 80 с.: ил. — (Серия «Детскому психологу»).
- Гуткина, Н. И. Психологическая готовность к школе / Н. И. Гуткина. 3-е изд-е, перераб. и доп. — М.: Академ, проект, 2000. — 184 с. (Серия «Руководство практического психолога»).
- Давыдов, В. В. Развивающее образование: Теоретические основания преемственности дошкольной и начальной школьной ступени / В. В. Давыдов, В. Т. Кудрявцев // Вопросы психологии. 1997. — № 1. — С. 3−18.
- Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. — М. :ИНТОР, 1996.-544 с.
- Диков, М. Н. Рефлексия внешних действий как интегративный показатель психологической готовности детей к обучению в школе : автореф. дис.. канд. психол. дис.: 19.00.07/ М. Н. Диков — Рос. акад. образования, Психол. ин-т. М., 1994. — 20 с.
- Дубровина, И. В. Школьники и охрана их здоровья / И. В. Дубровина // Школа здоровья. М., 1998. — Т. 5, № 2, — С. 50−57.
- Дубровинская, Н. В. Нейрофизиологические механизмы внимания. Онтогенетическое исследование / Н. В. Дубровинская. Л.: Наука, 1985. -144 с.
- Дубровинская, Н. В. Психофизиология ребёнка: Психофизиологические основы детской валеологии: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Н. В. Дубровинская, Д. А. Фарбер, М. М. Безруких. М.: ВЛАДОС, 2000. — 144 с.: ил.
- Дьяченко, О. М. Об основных направлениях развития воображения дошкольника / О. М. Дьяченко // Вопросы психологии. — 1988 № 6. — С. 5259.
- Ермолаева, М. В. Психология развития / М. В. Ермолаева. 3-е изд., стереотип. — М.: МПСИ — Воронеж: МОДЕК, 2006. — 376 с. — (Серия «Библиотека психолога»).
- Ермилова, Н. В. Педагогическая технология «Рисование — линейная графика», как ресурс обеспечения преемственности развития детей дошкольного и младшего школьного возрастов / Н. В. Ермилова, Н. Ю.
- Шуваева, Е. В. Чеджемова // Приволжский журнал. — Н. Новгород, 2010. № З.-С. 24−28.
- Жаров, JI. В. Человеческая телесность: философский анализ / JI. В. Жаров — Рост. гос. ун-т. Ростов на/Д: РГУ, 1988. — 128 с.
- Заваденко, Н. Н. Факторы риска для формирования дефицита внимания и гиперактивности у детей / Н. Н. Заваденко // Мир психологии -2000.-№ 1.-С. 121−135.
- Загвоздкин, В. К. Разработка и применение стандартов образования за рубежом: влияние уровня требований на учебный процесс / В. К. Загвоздкин // Школьные технологии. 2009. — № 1. — С. 29−37.
- Запорожец, А. В. Взаимосвязь когнитивной и эмоциональной регуляции деятельности у ребенка / А. В. Запорожец // Тезисы научных сообщений советских психологов к XXII Международному психологическому конгрессу (ГДР, Лейпциг). М., 1980. — С. 56−57.
- Запорожец, А. В. О развитии мышления у ребенка младшего возраста / А. В. Запорожец, Г. Д. Луков // Научные записки ХГПИ. Харьков, 1941.-Т. VI.-С. 139−150.
- Запорожец, А. В. Психологическое изучение развития моторики ребенка-дошкольника / А. В. Запорожец // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / под ред. А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца. М., 1995.-С. 112−122.
- Захарова, А. В. Познавательный интерес как мотив учебной деятельности / А. В. Захарова, М. А. Поливанова // Некоторые актуальные психолого-педагогические проблемы воспитания и воспитывающего обучения. М., 1976. — С. 226−230.
- Зинченко, П.И. Непроизвольное запоминание / П. И. Зинченко — под ред. Зинченко В. П. и Мещерякова Б. Г. М.: Ин-т практ. психологии — Воронеж: МОДЭК, 1996. — 544с.
- Коломинский, Я. Л. Психология детского коллектива: Система личных взаимоотношений / Я. Л. Коломинский. — Минск: Нар. асвета, 1984. -238 с.
- Корсакова, Н. К. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников / Н. К. Корсакова, Ю. В. Микадзе, Е. В. Балашова. М.: Роспедагентство, 1997. — 124 с.
- Костромина, С. Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения / С. Н. Костромина, А. Ф. Ануфриев. М.: Ось-89, 1997. -224 с.
- Кошелева, А. Д. Эмоциональное развитие дошкольников : учеб. пособие для студентов выс. пед. учеб. заведений / А. Д. Кошелева, В. И. Перегуда, О. А. Шаграева — под ред. О. А. Шаграевой, С. А. Козловой. М.: Акад., 2003. — 176 с.
- Кравцова, Е. Е. Психологические новообразования дошкольного возраста / Е. Е. Кравцова // Вопросы психологии. 1996. — № 6. — С. 64−76.
- Кравцова, Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе / Е. Е. Кравцова. М.: Педагогика, 1991. — 152 с.
- Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. СПб.: Питер, 2000. -992 е.: ил. — (Серия «Мастера психологии»).
- Курганский, А. В. Трудности в обучении и серийная организация движений у детей 6−7 лет / А. В. Курганский, Т. В. Ахутина // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. 1996. — № 2. — С. 58−65.
- Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1975. — 304 с.
- Леонтьев, А. Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев. М. :МГУ, 1981.-582 с.
- Лисина, М. И. Общение, личность и психика ребенка / М. И. Лисина- Моск. психол.-социальн. ин-т. М.: МПСИ, 1997. — 225 с. 68." Ломов, Б. Ф. К проблеме деятельности в психологии / Б. Ф. Ломов // Психологический журнал. 1981. — Т. 2. — № 5. — С. 3−23.
- Лурия, А. Р. Об изменении структуры психических функций в процессе функционального развития / А. Р. Лурия, Э. Г. Симерницкая, Б. Тыбулевич // Психологические исследования. 1973. — Вып. 4. — С. 111−119.
- Методы нейропсихологической диагностики: хрестоматия / под ред. Е. Ю. Балашовой, М. С. Ковязиной. М.: МПСИ — Воронеж: МОДЕК, 2009. — 528 с. — (Серия «Библиотека педагога»).
- Микадзе, Ю. В. Нейропсихология детского возраста : учеб. пособие / Ю. В. Микадзе. СПб.: Питер, 2008. — 288 с.: ил. — (Серия «Учебное пособие»).
- Мурашова, Е. В. Понять ребенка. Психологические проблемы ваших детей / Е. В. Мурашова. М.: Стрекоза-Пресс, 2006 — 416 с.
- Мухина, В. С. Психология детства и отрочества : учеб. для студентов психол.-пед. фак. / В. С. Мухина. М.: Ин-т практ. психологии, 1998.-482 с.
- Небылицын, В. Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий / В. Д. Небылицын. М.: Наука, 1976. — 336 с.
- Нейропсихологическая диагностика, обследование письма, чтения младших школьников / под ред. Т. В. Ахутиной, О. Б. Иншаковой. М.: Сфера — Изд. В. Секачев, 2008. — 128 с.
- Нейропсихология счёта, письма, чтения. Нарушение и восстановление: учеб. пособие / Л. С. Цветкова. 3-е изд., испр. и доп. — М.: МПСИ — Воронеж: МОДЕК, 2005. — 360 с. — (Серия «Библиотека психолога»)
- Нижегородцева, Н. В. Психологическая структура готовности детей к усвоению грамоты : дис. канд. психол. наук / Н. В. Нижегородцева.-М., 1993.- 179 с.
- Нижегородцева, Н. В. Методика и результаты исследования готовности к усвоению первоначального чтения и письма / Н. В. Нижегородцева // Формирование интеллектуальной и личностной готовности ребенка к школе. Ярославль: ЯГПИ, 1992. — С. 3−18.
- Обухова, Л. Ф. Детская (возрастная) психология: учебник / Л. Ф. Обухова. М.: Роспедагенство, 1996. — 374 с.
- Орлов, В. В. Социальная биология (к разработке концепции) / В. В. Орлов // Соотношение биологического и социального. Пермь, 1981. — С. 1437.
- Особенности психического развития детей 6−7 летнего возраста / под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. М.: Педагогика, 1988. — 136 с.
- Палагина, Н. Н. Воображение у самого истока. Психологические механизмы формирования / Н. Н. Палагина. М.: МПСИ, 1997. — 136 с.
- Пиаже, Ж. Психология интеллекта : пер. с фр. / Ж. Пиаже. СПб.: Питер, 2004. — 192 с.
- Пиаже, Ж. Роль действия в формировании мышления / Ж. Пиаже //Вопросы психологии. 1966. — № 5. — С. 33−51.
- Поддъяков, Н. Н. Мышление дошкольников в процессе экспериментирования со сложными объектами / Н. Н. Поддъяков // Вопросы психологии. 1996. — № 4. — С. 14−23.
- Познавательные интересы и условия их формирования в детском возрасте / под ред. Л. И. Божович // Известия АПН РСФСР. 1955. — Вып. 73. -С. 5−12.
- Полонская, Н. Н. Нейропсихологическая диагностика детей младшего школьного возраста : учеб. пособие для студентов высш. учеб.. заведений / Н. Н. Полонская. М.: Акад., 2007. — 192 с.
- Проектирование профессионального педагогического образования / В. А. Болотов, Е. И. Исаев, В. И. Слободчиков, Н. А. Шайденко // Педагогика. 1997. — № 4. — С. 66−72.
- Психокоррекционная и развивающая работа с детьми / под ред. И. В. Дубровиной. М.: Акад., 1999. — 160 с.
- Психологическая энциклопедия / под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2006. — 1096 с.: ил.
- Психологические особенности шестилетних детей с нормальным и задержанным темпом психического развития / под ред. У. В. Ульенковой, Н. А. Цыпиной, Т. И. Чирковой и др. Горький: ГГПИ, 1988. — 106 с.
- Развитие мозга и формирование познавательной деятельности ребенка / под ред. Д. А. Фарбер, M. М. Безруких. М.: МПСИ — Воронеж: МОДЕК, 2009. — 432 с. — (Серия «Библиотека психолога»).
- Развитие познавательных и волевых процессов у дошкольников / под ред. А. В. Запорожца, Я. 3. Неверович. М.: Просвещение, 1965. — 420 с.
- Развитие психики школьников в процессе учебной деятельности: сб. науч. тр. / под ред. В. В. Давыдова. М.: АПН СССР, 1983. — 154 с.
- Размыслов, П. И. Формирование воли у младших школьников. Эмоции младших школьников. Интересы младших школьников / П. И. Размыслов // Психология младшего школьника / под ред. Е. И. Игнатова. -М., 1960.-С. 177−190.
- Рубинштейн, С. JI. Основы общей психологии. В 2 т. Т. 1 / С. JI. Рубинштейн. М.: Педагогика, 1989. — 488 с.
- Рубцов, В. В. Проблемы и перспективы развития начального образования / В. В. Рубцов, В. И. Слободчиков // Вопросы психологии. № 4. — 1988.-С. 179−181.
- Рубцов, В. В. Современные проблемы образования детей младшего возраста / В. В. Рубцов, Е. Г. Юдина // Мир психологии. 2010. — № 1(61).-С. 11−24.
- Сайгушев, Н. Я. Пиктографические педагогические задачи как средство рефлексивного управления процессом профессионального становления учителя / Н. Я. Сайгушев // Сибирский педагогический журнал. -2006.-№ 1.-С. 114−125.
- ЮЗ.Салмина, Н. Г. Знак и символ в обучении / Н. Г. Салмина. М.: МГУ, 1988.-288 с.
- Сантана, Р. А. Нейропсихологический анализ школьной неуспеваемости в начальных классах : дис.. канд. психол. наук / Р. А. Сантана., -М., 1991. 168 с.
- Сапогова, Е. Е. Психологические особенности переходного периода в развитии детей 6−7 лет : дис.. канд. психол. наук / Е. Е. Сапогова. -М., 1986.-217 с.
- Семаго, Н. Я. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога / Н. Я. Семаго, М. М. Семаго. 3-е изд., испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2003. — 208с.: ил.
- Семенович, А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: учеб. пособие / А. В. Семенович. М.: Генезис, 2007. — 474 с.
- Семенович, А. В. Нейропсихологический анализ школьной неуспеваемости среди учащихся массовых школ / А. В. Семенович, С. О. Умрихин, А. А. Цыганок // Журнал высшей нервной деятельности. 1992. -Т. 42, вып. 4. — С. 655−663.
- Симерницкая, Э. Г. Доминантность полушарий / Э. Г. Симерницкая М.: МГУ, 1978. — 95 с.
- Симерницкая, Э. Г. Нейропсихологическая диагностика и коррекция школьной неуспеваемости / Э. Г. Симерницкая // Нейропсихология сегодня / под ред. Е. Д. Хомской. М., 1995. — С. 154−160.
- Сиротюк, A. JL Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения / A. JI. Сиротюк. М.: Сфера, 2003. — 288 с.
- ПЗ.Сохин, Ф. А Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / под ред. Ф. А. Сохина. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1979. — 223 е.- 4 с. ил.
- Фельдштейн, Д. И. Психология развивающейся личности / Д. И. Фельдштейн. М.: МПСИ — Воронеж: МО ДЕК, 1996. — 178 с.
- Фельдштейн, Д. И. Психолого-педагогические проблемы построения новой школы в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития / Д. И. Фельдштейн // Культурно-историческая психология. 2010. — № 2.- С. 98−104.
- Физиология развития ребенка / под ред. М. М. Безруких, Д. А. Фарбер. М.: Образование от, А до Я, 2000. — 319 с.
- Филиппова JI. В. Феноменология образов в процессах развития человека / JI. В. Филиппова, Н. В. Ермилова // Приволжский журнал. 2010. -№ 1. — С. 200−206.
- Филиппова, JI. В. Методология проектирования развития на этапе дошкольного детства / JI. В. Филиппова, А. С. Болыпев // Мир психологии. -- 2010. № 1.-С. 69−79.
- Филиппова, JI. В. Педагогические технологии развития ребенка-дошкольника (принципы организации и результаты действия комплекса научно-практических разработок) / JI. В. Филиппова, Ю. А. Лебедев // Мир психологии. 2003. — № 3(35). — С. 191−204.
- Функциональная организация развивающегося мозга и формирование когнитивной деятельности / Д. А. Фарбер, Т. Г. Бетлева, А. С. Горев и др. // Физиология развития ребенка: теоретические и прикладные аспекты.'- М., 2000. С. 60−81.
- Холодная, M. А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования / М. А. Холодная. 2-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Питер, 2002. — 272 с.: ил.- (Серия «Мастера психологии»).
- Хомская, Е. Ф. Изучение биологических основ психики с позиций нейропсихологии / Е. Ф. Хомская // Вопросы психологии. 1999. — № 3. — С. 31−38.
- Цветкова, JI. С. Введение в нейропсихологию и восстановительное обучение : учеб. пособие / JI. С. Цветкова. 2-е изд., испр.- М.: МПСИ — Воронеж: МОДЕК, 2005. 184 с. — (Серия «Библиотека психолога»).
- Цветкова, Л. С. Методика нейропсихологической диагностики детей. / JI. С. Цветкова. 3-е изд., испр. и доп. — М.: Педагогическое общество России, 2000. — 128с.
- Цветкова, JT. С. Мозг и интеллект / JI. С. Цветкова. М.: Просвещение, 1995. — 304 с.
- Школа XXI века: учеб.-метод. комплект для четырехлетней начальной шк. / под ред. Н. Ф. Виноградовой. М.: Вента-Граф, 2006.
- Эльконин, Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах / Д. Б. Эльконин — под ред. Д. И. Фельдштейна. 2-е изд. — М.: Ин-т практ. психологии — Воронеж: МОДЭК, 1997. — 416 с.
- Эльконин, Д. Б. Психология обучения младшего школьника / Д. Б.. Эльконин. М.: Знание, 1974. — 315 с.
- Якиманская, И. С. Личностно ориентированное обучение в «современной школе / И. С. Якиманская. М.: Сентябрь, 1996. — 96 с.
- Ясюкова, Л. А. Методика определения готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе: метод, рук. / Л. А. Ясюкова. СПб.: Иматон, 2002. — 207 с.
- Abrahamson, D. S. Assessment of the school readiness section of the Early Detection Inventory: Preschool prediction across situational factors / D. S .
- Abrahamson, A. E. Bell // Journal of School Psychology. 1979. — Vol. 17, № 2. -P. 162−171.
- Confirmation of association between attention deficin hyperactivity disorder and a dopamine transporter polymorphismy / M. Gill, G. Daly, S. Heron and others. // Molecular Psychiatry. 1997. — № 2. — P. 311−313.
- Dorfman, L. Ya. The theory of integrate individuality by V. Merlyn / L. Ya. Dorfman // The 5-th Conference of the International Society for Theoretical Psychology: abstracts. Bierville, France, 1993. r
- Eysenck, H. I. Biological basis of personality / H. I. Eysenck. -Springfield, IL: Thomas, 1967. 399 p.
- Festbach, S. Prediction of readings and related academic problems / S. Festbach, H. Adelman, W. Fuller // Journal of Educational Psychology. 1977. -Vol. 69. — P. 299−308.
- Glazzard, M. The effectiveness of three kindergarten predictors for first-grade achievement / M. Glazzard // Journal of Learning Disabilities. 1977. -Vol. 10.-P. 95−99.
- Harington, D. Prediction creativity in preadolescence from divergent ¦thinking min early childhood / D. Harington, J. Blok // Journal of Personality &Social Psychology. 1983. — V. 45, № 3. — P. 609−623.
- Harris, M. B. Predicting future school success through use a preschool developmental rating scale: A longitudinal study / M. B. Harris, D. S. Wagoner // Training School Bulletin. 1973. — Vol. 70. — P. 23−26.
- Hopf, A. Vom Kindergarten in die Grundschule / A. Hopf, I. Zill-Sahm, B. Franken. Berlin: Kammermeyer, 2000.
- Nickel, H. Das Problem der Einschulung aus Okologisch-Systemischer
- Perspektive / H. Nickel // Psychologie in Erziehung und Unterricht. 1990. — № 37. *- P. 217−227.
- Zillmer, E. A. Principles of neuropsychlogy / E. A. Zillmer, M. V. Spiers, W. F. Culberson. Wadsworth (Australia): Thomson Learning, 2001.