Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Индивидуально-психологические особенности личности студентов и мотивы в выборе врачебной специальности: На материале медицинского вуза

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Как показал теоретический анализ и проведенное эмпирическое исследование, проблема изучения психологических факторов, помогающих человеку добиваться высоких результатов в деятельности, как учебной, так и профессиональной, установление детерминант эффективной реализации личностью своих потенциалов, является одной из важнейших в современной психологической науке. В современных условиях проблема… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ, РАЗВИТИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ
    • 1. 1. Роль профессионально значимых качеств личности в профессиональ- 15 ной деятельности врача
    • 1. 2. Проявление индивидуально-психологических различий 31 в условиях выбора профессии и в процессе обучения
    • 1. 3. Анализ мотивов выбора профессии врача и мотивации 47 обучения в медицинском вузе
  • ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ, МЕТОДЫ И МЕТОДИКИ 60 ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Основные теоретические концепции исследования
    • 2. 2. Характеристика методик исследования и методов математико- 62 статистической обработки результатов
  • ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 3. 1. Исследование и анализ особенностей выраженности учебно и профес- 74 сионально важных личностных качеств студентов медицинского вуза
    • 3. 2. Исследование мотивов выбора обучения в медицинском вузе
    • 3. 3. Выраженность учебно и профессионально важных личностных ка- 101 честв в зависимости от индивидных (нейродинамических и тендерных) различий студентов
    • 3. 4. Исследование характера взаимосвязей в структуре учебно и про- 116 фессионально важных личностных качеств студентов медицинского вуза
    • 3. 5- Личностные свойства (мотивационные свойства), связанные с моти- 130 вами выбора обучения в медицинском вузе
      • 3. 6. Исследование взаимосвязи индивидуально-психологических особен- 132 ностей студентов и успешности обучения в медицинском вузе
      • 3. 7. Исследование индивидуально-психологических особенностей студен- 140 тов и мотивов выбора врачебных специальностей

Индивидуально-психологические особенности личности студентов и мотивы в выборе врачебной специальности: На материале медицинского вуза (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В психологической науке одной из важнейших является проблема самореализации личности в профессиональной и социально значимой деятельности. Исследование психологических условий, помогающих человеку, опирающемуся на свой выбор, добиваться высоких результатов в учебно-профессиональной и реальной профессиональной сферах деятельности, выступает в роли одной из научно-практических задач, решение которой позволит более оптимально организовать профессиональное становление будущего специалиста как личности, стремящейся к наиболее эффективной реализации своих потенциалов. Оценка человеческого потенциала (Б.Г.Ананьев, Е. А. Климов, В. В. Рубцов, Д. И. Фельдштейн и другие), как и социальный заказ на подготовку практикующего врача являются стратегическими задачами в сохранении физического и психического здоровья нации, страны, общества. Все это обусловливает активизацию механизмов и форм целенаправленного психологического сопровождения личности студента, выбравшего врачебную профессию.

Именно медицинские специалисты, прежде всего врачи, представляют собой особую социальную страту, чья совокупная и индивидуальная профессиональная деятельность обладает исключительной значимостью, поскольку направлена на сохранение, поддержку, развитие здоровья, как отдельного человека, так и общества в целом.

Новое понимание социального заказа на подготовку практикующего врача, компетентность и социальная позиция которого должны адекватно отвечать общей тенденции в развитии сферы медицинского обслуживания, воплощающей гуманистические ценности, актуализирует поиск таких условий и форм воспитания и образования студентов медицинских вузов, которые обеспечивали бы необходимую глубину осознания будущими специалистами личностно-профессиональных качеств, ответственного отношения к учебно-профессиональной деятельности и затем к труду врача. Существенная роль в реализации по-новому вставших перед медицинским высшим образованием задач принадлежит организации развивающейся психологической службе, включенной в многоплановую деятельность по психологическому сопровождению учебно-воспитательного процесса в медицинских вузах России. Развертывание личностно — и профессионально-ориентированной системы учебно-воспитательной работы в медицинском вузе, при ее четкой направленности на выработанные к настоящему времени квалификационные требования к выпускникам, показывает, что ее эффективность во многом зависит от меры учета педагогами высшей школы личностных особенностей обучающихся. Поэтому в организации психологически содержательного обучения будущих врачей крайне важно проанализировать характер сопряженности индивидуально-типологических свойств личности и ее направленности, выявляющейся в выборе цели развития и следовании этому выбору, особенности которого, как постоянно разворачивающегося процесса реализации молодым человеком потенциалов, в немалой степени раскрывают индивидуально-личностный облик, приведший человека именно к данной, медицинской профессии, его отношение к будущей профессиональной деятельности и к жизни в целом.

В исследовании степени выраженности и одновременно сопряженности личностных свойств и структуры мотивов студентов медицинского вуза, их профессионального выбора, способов его реализации на разных этапах обучения важно учитывать методологическую проработку отечественными психологами системного подхода к познанию личности. В этом плане необходимую интенцию для решения поставленной в данной работе задачи создают положения видных отечественных психологов, раскрывающих разные аспекты развития личности как целого. Так, в теоретических работах А. А. Бодалева (1988), четко показано, что формирующаяся у человека внутренняя структура, в которой обобщаются эффекты его деятельности как субъекта в соединении с жизнедеятельностью как индивида, составляет его потенциал как готовность к осуществлению разных видов деятельности, так и возможный уровень их продуктивности. В педагогической психологии идею исследования потенциалов субъекта деятельности, а также концепцию системного подхода к изучению личности высказал Б. Г. Ананьев (1969, 1977, 1980). Исследованиями Л. А. Головей (1986) установлено, что потенциалы субъекта деятельности, рассматриваемые на уровнях индивида и личности, в обобщенном виде могут выступать как важные качества субъекта деятельности.

Теоретическими и конкретно-научными исследованиями Б. Г. Ананьева, К. М. Гуревича, Е. П. Ильина, Б. Ф. Ломова, В. С. Мерлина, В. Л. Марищука, Е. А. Климова, В. А. Корзунина, Н. М. Пейсахова, Ю. П. Поваренкова, В. А. Сонина, В. Д. Шадрикова, В. А. Якунина раскрыто психологическое значение системно-уровневой организации учебно-воспитательного процесса в профессиональном становлении специалиста. В анализе данного аспекта проблемы развития личности, как профессионала, этими учеными показано, что для того, чтобы максимально сблизить требования, предъявляемые человеку его будущей профессией, и имеющиеся у него индивидуально-психологические особенности, в целях эффективности процесса обучения и последующей профессиональной деятельности, организация учебно-воспитательного процесса, всех его этапов, начиная с этапа ориентации на профессию, должна стоится на учете индивидных, личностных и субъектных особенностей человека, их релевантности будущей профессиональной деятельности.

Вместе с тем, исходя из, прежде всего, из представлений о социономич-ности профессии врача и ее гуманистической направленности (Е.А.Климов, 1990; Н. А. Даншшчева, Л. А. Балакирева, 1998), опираясь на общую позицию К.А. Абульхановой-Славской, А. А. Бодалева, А. Деркача, Ю. С. Степанова и ряда других исследователей, отмечающих, что особую роль в выборе профессии и успешности её овладения личностью играет субъектное отношение, существенным представляется замечание Е. П. Ильина (2002) о том, что в психологии пока еще недостаточно проработан вопрос о характере психологической нагрузки эмоционально-мотивационной сферы личности в ее профессиональном определении и самореализации. Изучение данного аспекта проблемы социально-психологического сопровождения профессионального выбора личности приобретает большое значение в наши дни, поскольку изменяется аксиологический статус здоровья человека, общественное понимание перспектив российского медицинского образования и здравоохранения в целом. Отсюда углубленное психологическое исследование с позиций системного подхода личности студента медицинского вуза как будущего профессионала, деятельность которого прямо связана с сохранением и медицинским сопровождением здоровья людей, являющегося фундаментальным основанием человеческого потенциала, представляет собой высоко актуальную задачу.

Психологическое исследование личностно-профессиональных качеств и мотивации личности, включенных как субъективно выявляемые студентами медицинского вуза элементы в процесс профессионального становления, как можно предположить, приблизит к пониманию особенностей выбора и его устойчивости на жизненном пути врача. Изучение взаимосвязи личностно-профессиональных качеств и мотивации будущего специалиста на этапах всей дистанции обучения в медицинском вузе, позволит точнее вычленить условия неоднозначного влияния на индивидуальную реализацию личностью потенциала, приобретаемого в системе высшего профессионального медицинского образования, более полно понять психологические детерминанты, обеспечивающие устойчивость профессионального выбора.

В свете этих задач особую значимость представляет детальное изучение таких личностных особенностей как эмпатийность, личностная тревожность, конфликтность и агрессивность. Выявляемая в практике учебновоспитательного процесса в медицинских вузах неоднозначность их влияния на профессиональный выбор и обучение, специфически субъектная их сопряженность с направленностью личности, ее самоопределением и самореализацией как специалиста в целом нуждается в более тщательном психолого-педагогическом анализе.

Обратиться к психологическому анализу данной стороны профессионального становления личности врача позволяет большой материал, раскрывающий (более экзистенциально, обыденно, житейски) вопросы этики и деонтологии, сложившийся опытный «пласт» медицинской педагогики, подчеркивающий гуманистическое и гражданское начала в деятельности медицинских работников (А.И.Борохов, В. В. Вересаев, А. А. Вишневский, И. А. Кассирский, В. Н. Мясищев, М. Я. Мудров, Н. И. Пирогов, Б.В.Петровский) и при этом выявляющий сложную психологическую структуру врачебной практики, не исключающей сложных многоуровневых и разномодальных взаимосвязей между такими свойствами личности как эмпатийность, личностная тревожность, конфликтность и агрессивность, а также многими другими, их опосредования, неоднозначного влияния на реализуемые в реальной профессиональной работе специалистом цели.

Вышеприведенные позиции, в рамках которых для оптимизации профессионального становления личности врача в системе вузовской подготовки особую значимость имеют общетеоретические взгляды К.А.Абульхановой-Славской, Б. Г. Ананьева, В. Г. Асеева, А. В. Брушлинского, А. А. Бодалева, Л. А. Головей, Е. А. Климова, А. Н. Леонтьева, Б. Ф. Ломова, В. С. Мерлина, В. Д. Небылицина, С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова, В. Д. Шадрикова, глубокие исследования психологии личности и профессиональной деятельности (в том числе и в психолого-педагогическом аспекте этих проблем) Г. В. Акопова, Л. И. Анцыферовой, К. М. Гуревича, А. А. Деркача, Е. П. Ильина, А. К. Марковой, Л. М. Митиной, В. Н. Мясищева, Ю. М. Орлова, А. В. Петровского, А. А. Реана, Д. И. Фельдштейна, А. И. Щербакова, В. А. Ядова, В. А. Якунина позволяют выделить в качестве специальной задачи изучение особенностей взаимообусловливания индивидных и разных в своей выраженности личностных свойств студентов медицинского вуза, их психологической нагрузки в структуре профессионального выбора будущего специалиста. Объективное определение взаимосвязей между указанными характеристиками, их влияния на успешность лично-стнои профессионально-ориентированного обучения субъекта деятельности рассматривается в данной работе как условие проектирования и организации психологического сопровождения учебно-воспитательной работы в медицинских вузах, отвечающей задачам перспективно направленного развития системы медицинского образования России.

Объект исследования. Профессионально ориентированный выбор студентов медицинского вуза в процессе их подготовки к врачебной деятельности.

Предмет исследования. Индивидуально-психологические особенности личности студентов медицинского вуза и их мотивы как детерминанты выбора и успешности освоения врачебной специальности.

Цель исследования. Определить специфику системно-структурных взаимосвязей между индивидуально-психологическими свойствами личности студентов, мотивами и внешними факторами, проявляющимися, как в личностно-профессиональном выборе, так и освоении врачебной специальности, влияющими на личностно-профессиональное самоопределение личности как целого.

Гипотеза исследования. Индивидуальный выбор и успешность обучения в медицинском вузе будущего специалиста как профессионала психологически определяются взаимоопосредующими связями индивидуально-психологических свойств, мотивов и внешних факторов. Индивидуальный выбор специальности врача и переопределение его аксиологического содержания личностью связаны с уровневой дифференциацией комплекса индивидуально-психологических и мотивационных компонент. Устойчивость выбора студентами врачебной специальности в наибольшей степени зависит от сопряженности мотивационной направленности индивидуального освоения психологического и профессионально-значащего компонентов будущей деятельности и мотивационных свойств личности. Задачи исследования.

1. Выявить взаимосвязь доминирующих мотивов и внешних факторов в принятии решения об обучении в медицинском вузе и выборе выпускниками врачебной специальности.

2. Изучить степень выраженности у студентов медицинского вуза учебно и профессионально важных личностных свойств, определить их взаимосвязь с успешностью обучения, а также со структурой мотивов выбора обучения врачебной специальности и медицинской деятельности как условий саморазвития и самореализации личности;

3. Установить взаимосвязь нейродинамических особенностей и тендерных различий студентов медицинского вуза с личностными свойствами и структурой мотивов, определяющих профессиональный выбор и индивидуальную направленность освоения специальности;

4. Разработать практические рекомендации по организации психологического сопровождения профессионально-ориентированного становления личности будущего специалиста в медицинском вузе, учитывающие специфику этапов обучения студентов и особенности индивидуального выбора.

Методы исследования. В исследовании использовались такие интенсивные методики как опросник И. М. Юсупова (в модификации Е.М.Никиреева) для1 исследования эмпатииопросник, разработанный Ч. Д. Спилбергером для исследования ситуативной и личностной тревожности- «Теппинг-тест», модифицированный Е. П. Ильинымопросник, разработанный Е. П. Ильиным и П. А. Ковалевым для исследования агрессивности и конфликтностиметодика изучения общей направленности личности, разработанная В. Смекал и М. Кучеройметодика Басса-Дарки по исследованию агрессивности личностиметодики Н. Н. Костюкова (1980) и А. П. Васильковой (1998) по исследованию мотивов обучения в медицинском вузе, а также теоретический анализ, типологический анализ, изучение учебной документации, анкетирование, включенное наблюдение.

Достоверность и обоснованность результатов обеспечены репрезентативностью выборки испытуемых, использованием апробированных в отечественной психологии, надежных и валидных психодиагностических методов и методик, а также применением математико-статистических методов анализа экспериментальных данных, в том числе корреляционного и факторного (с варимакс вращением) анализов, построения максимального корреляционного пути.

Экспериментальная база исследования. Учебнаябаза Смоленской государственной медицинской академии. Основной массив представленных материалов получен при исследовании 200 студентов академии, обучающихся на лечебном, педиатрическом и стоматологическом факультетах (130 женщин-студенток и, соответственно, 70 — мужчин-студентов).

Положения, выносимые на защиту.

— Существует определенная качественная взаимосвязь между индивидуально-психологическими особенностями личности студентов (эмпатийность, личностная тревожность (JIT), агрессивность, конфликтность, нейродинамиче-ские и тендерные характеристики) и доминирующими мотивами, связанными с выбором обучения в медицинском вузе, и представляющими собой следующие группы побудительных сил (общественно значимые, личностно значимые и профессионально значимые мотивы).

— Такие личностные свойства студентов, как эмпатийность, личностная тревожность, агрессивность и конфликтность (степень выраженности которых имеет нейродинамическую и тендерную обусловленность), могут выступать в качестве мотивационных свойств личности, показавших связь с мотивами выбора врачебной специальности. Принятие решения об обучении в медицинском вузе (начальный этап обучения) и выбор выпускниками врачебной специальности (завершающий этап обучения) связаны с различными по содержанию и ранговой структуре мотивами и внешними факторами.

— Врачебно-профессиональная, коммуникативно-деонтологическая и социально-конформистская мотивации, в состав которых наряду с мотивами и внешними стимулами входят и личностные свойства, являются основными факторами в выборе врачебной специальности. Доминирование той или иной мотивации имеет индивидную (нейродинамическую и тендерную) обусловленность. Успешность/неуспешность обучения в вузе определяется влиянием не одного какого-либо фактора (личностного свойства, мотива и др.), а их взаимодействием, в пространстве которого мотивационные факторы имеют приоритетное значение,.

— Эмпатийность, личностная тревожность, агрессивность, конфликтность, мотивы и направленность личности следует рассматривать как учебно и профессионально значимые качества личности студентов, показавшие связь с успешность овладения врачебной профессией.

Научная новизна исследования.

В теоретическом анализе и экспериментальной работе определена ранговая (иерархическая) и факторная структура доминирующих мотивов и внешних факторов у студентов при принятии решения об обучении в медицинском вузе и при выборе выпускниками врачебной специальности. Установлено, что основными факторами выбора обучения в медицинском вузе являются врачебно-профессиональная, коммуникативно-деонтологическая и социально-конформистская мотивации. Наряду с мотивами и внешними стимулами они включают и определенные личностные свойства, способные выполнять моти-вационную роль. Показано, что доминантное влияние того или иного мотива-ционного фактора на выбор обучения в медицинском вузе во многом обусловлено индивидными (нейродинамическими и тендерными) характеристиками студентов.

Выявлены различия в структурах мотивов студентов медицинского вуза при поступлении в вуз и выборе врачебной специализации выпускниками в период окончания медицинского вуза. Установлена мотивационно-личностная триада, которая выражает взаимосвязь мотивов и внешних факторов выбора обучения в медицинском вузе с нейродинамическими и тендерными характеристиками, а также личностными свойствами студентов, влияет на успешность их обучения в вузе. Определена общая направленность личности студентов медицинского вуза. Показано, что направленность на взаимодействие, необходимая для успешности и эффективности личностного и предстоящего профессионального взаимодействия будущих врачей, имеет наименьшую степень выраженности по сравнению с другими видами направленности личности студентов.

Изучены степень выраженности и особенности проявления у студентов медицинского вуза таких психофизиологических (нейродинамических) и личностных свойств, как сила нервной системы, эмпатийность, тревожность, агрессивность и конфликтность. Установлена их взаимосвязь с успешностью обучения и тендерными особенностями. Впервые показано, что в медицинском вузе характерно преобладание студентов со слабой нервной системой, установлено существование значительных нейродинамических различий (по силе НС) у студентов различных факультетов. Предлагается эмпатийность, личностную тревожность, агрессивность и конфликтность, показавшие связь с мотивами выбора обучения в вузе, рассматривать в качестве мотивационных свойств личности, профессионально-значимых для врачебной специальности качеств.

Выявлена взаимосвязь различных форм и видов (вербальная, физическая, предметная, эмоциональная агрессия и самоагрессия) агрессивности с другими индивидуально-психологическими особенностями студентов, а также с успешностью освоения врачебной специальности. Конфликтность впервые показана как учебно и профессионально значимое качество, снижающее успешность овладения студентами врачебной специальностью.

Теоретическая значимость исследования. В настоящей работе получает развитие системно-структурный подход при проведении психологических исследований личности в ситуации выбора профессии и конкретной специализации. Полученные в исследовании данные расширяют и конкретизируют представления об особенностях формирования личности будущего врача и профессионального выбора.

Практическая значимость исследования. Результаты проведенного исследования позволили создать модель поэтапного психологического сопровождения студентов с учетом особенностей их выбора и обучения в медицинском вузе. Оно направлено на коррекцию стихийно формирующихся доминант выбора обучения в медицинском вузе и выбора врачебной специализации в период его окончания, позволяет полнее учитывать индивидуально-психологические особенности студентов в процессе их обучения в вузе и обеспечивать устойчивость осознанного мотивационного отношения к врачебной специальности.

Апробация работы. Результаты исследования докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры психологии Смоленского государственного педагогического университета и научно-методических советов Смоленской государственной медицинской академии, Межрегионального факультета повышения квалификации врачейна IV-ой Международной научно-практической конференции «Социально-психологические проблемы ментальности» (Смоленск, 2000) — на Международной научно-практической конференции аспирантов «Дифференциация и интеграция психолого-педагогического знания в науке, социальной практике и научных исследованиях» (Смоленск, 2001) — на 1-ой Международной конференции «Феномен человека в психологических исследованиях и социальной практике» (Смоленск, 2003).

Структура и объем работы. Диссертация изложена на 199 страницах машинописного текста и состоит из введения, тех глав, заключения, практических рекомендаций, библиографии и приложения. Библиографический список использованной литературы включает 261 источник, из них 10 зарубежных. Текст рукописи иллюстрирован 23 таблицами и 17 рисунками.

выводы.

Проведенное эмпирическое исследование позволило сделать ряд основных выводов:

1.Ранговая (иерархическая структура) структура доминирующих мотивов принятия решения об обучения в медицинском вузе включает три интегратив-ных фактора (врачебно-профессиональной, коммуникативно-деонтологической и социально-конформистской мотивации), отличающихся составом и содержанием мотивов и связанных с индивидуально-психологическими особенностями студентов, а также с успешностью обучения в вузе. В указанные интегратив-ные факторы входят как мотивы, так и внешние стимулы, а также и определенные личностные свойства, которые были определены как мотивационные свойства личности, поскольку они способны приобретать побудительную силу. Преобладание в выборе профессии того или иного мотивационного фактора имеет индивидную (нейродинамическую и тендерную) обусловленность,.

2. К индивидуально-психологическим особенностям личности студентов медицинского вуза относятся: высокий уровень эмпатийности и тревожности, преобладание лиц со слабой нервной системой, средние показатели склонности к проявлению агрессивности и конфликтности, направленность на себя. Указанные личностные характеристики следует относить к учебно и профессионально важным качествам в связи с тем, что они показали связь с успешностью обучения в медицинском вузе и овладения врачебной профессией.

3. Индивидные (тендерные и нейродинамические) характеристики студентов обусловливают степень выраженности учебно и профессионально важных личностных свойств, ранговую структуру и содержание выделенных в исследовании мотивов. Указанные личностные характеристики следует относить к учебно и профессионально важным качествам студентов, в связи с тем, что они показали связь с успешностью обучения в медицинском вузе и овладения врачебной профессией. Для женщин-студенток характерно преобладание социально-конформистской мотивации, направленности на себя и доминирование мотива получения высшего образования и диплома, преобладание высоких показателей тревожности, склонности к проявлению вербальной, предметной агрессии и самоагрессии, вспыльчивости, обидчивости и конфликтности. Для студентов-мужчин характерно преобладание фактора врачебно-профессиональной мотивации с доминированием мотива интереса к профессии врача, направленность на задание, а также склонность к проявлению физической агрессии, бескомпромиссности, наступательности, неуступчивости и мстительности.

Доминирующее значение фактора врачебно-профессиональной мотивации характерно для студентов с сильной нервной системой, в то время как ком-муникативно-деонтологическая направленность имеет наибольшую значимость для студентов со слабой нервной системой. Для мотивационной сферы студентов со слабой нервной системой характерным является большее, по сравнению со студентами с сильной нервной системой, количество связей между мотивами и их большая теснота.

4. Для хорошо и слабо успевающих студентов характерны существенные различия в индивидуально-психологических особенностях и мотивах выбора обучения в медицинском вузе. «Успешные» студенты медицинского вуза отличаются доминированием врачебно-профессиональной и коммуникативно-деонтологической мотивации, значительной выраженностью мотива интереса к профессии врача, мотива помощи больным людям, мотива творческого содержания врачебной профессии, ее престижа и мотива общения, более высокими показателями эмпатии и средней степенью выраженности склонности к проявлению личностной тревожности, доминирование направленности на задание. Для «неуспешных» студентов характерны более низкие, по сравнению с успешными студентами, показатели эмпатийности, высокая тревожность, склонность к проявлению вспыльчивости, конфликтности, преобладание, направленности на себя, социально-конформистской мотивации с доминированием мотива получения высшего образования,.

5. Если выбор медицинского вуза обусловлен влиянием всего комплекса интегральной индивидуальности человека, то выбор той или иной специализации в большей степени детерминирован влиянием не личностных свойств, а мотивов и внешних стимулов и спецификой самой специализации. Степень выраженности личностных свойств у студентов, выбравших различные врачебные специализации, не имеет значимых различий, в то время как мотива-ционные факторы, определяющие выбор той или иной врачебной специализации, имеют значимые содержательные различия.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Как показал теоретический анализ и проведенное эмпирическое исследование, проблема изучения психологических факторов, помогающих человеку добиваться высоких результатов в деятельности, как учебной, так и профессиональной, установление детерминант эффективной реализации личностью своих потенциалов, является одной из важнейших в современной психологической науке. В современных условиях проблема совершенствования профессионального медицинского образования приобретает особую значимость, поскольку медицинские специалисты, прежде всего врачи, представляют собой особую социальную страту, обладающую исключительной значимостью для каждого отдельного человека и общества в целом. Факторы, детерминирующие сам приход человека во врачебную профессию, принятие им решения об обучении в медицинском вузе являются очень важными моментами для успешности овладения врачебной специальностью и последующей профессиональной деятельности. Изучение этих факторов, в их взаимосвязи и взаимовлиянии является важным, как диагностическим, так и прогностическим моментом для определения перспектив современного российского медицинского образования и здравоохранения в целом.

Для того чтобы максимально сблизить требования, предъявляемые человеку его будущей профессией и имеющиеся у него индивидуально-психологические особенности, в целях, как эффективности процесса обучения, так и успешности предстоящей деятельности, организация всего учебно-воспитательного процесса в медицинского вуза, на всех его этапах, начиная с этапа профориентационной работы, должна стоится на учете индивидных, личностных и субъектных особенностях человека, их релевантности будущей профессиональной деятельности.

На современном этапе выбор обучения в медицинском вузе становится все более осознанным. Доминирующими мотивами выбора профессии врача являются: мотив помощи больным людям, имеющий тесную связь с высокими показателями такого учебно и профессионально важного качества как эмпатийность, а также мотив интереса к профессии врача, который также связан с эмпатийностъю, мотив творческого содержания профессии врача и мотив самореализации. Причем мотив интереса к профессии значительно выделяется из всех значимых мотивов и является доминирующим.

Выбор обучения в медицинском вузе, успешность овладения врачебной профессией обусловлены влиянием всего комплекса интегральной индивидуальности человека, в котором личностно-профессиональные качества и мотивы имеют доминирующее значение. На этапе окончания вуза у студентов-медиков всех факультетов и медицинских специальностей в комплекс учебно и профессионально важных личностных свойств входят: высокая и очень высокая эмпатийность, высокая личностная тревожность, средняя степень выраженности склонности к проявлению агрессивности и конфликтности.

Такие учебно и профессионально значимые качества студента медицинского вуза как эмпатийность, личностная тревожность, агрессивность и конфликтность имеют связь с мотивами выбора обучения в медицинском вузе и успешностью овладения врачебной профессией. Их выраженность и структура связаны с тендерными особенностями и нейродинамическими характеристиками студентов. Для медицинского вуза характерным является преобладание студентов со слабой нервной системой, однако соотношение студентов с сильной и слабой нервной системой на рассматриваемых нами факультетах различно.

Успешность обучения в медицинском вузе связана с выраженностью не какими-либо отдельными свойствами и качествами студента, а их комплексом и взаимосвязью.

Полученные данные о склонности студентов к агрессивному поведению указывают на то, что агрессивность как интегральное личностное свойство обусловлена, с одной стороны, нейродинамическими и гендерными особенностями личности, а с другой стороны, имеется связь с принадлежность студентов к тому или иному факультету (у студентов-педиатров более низкая склонность к проявлению физической агрессии).

Высокие показатели личностной тревожности у студентов медицинского вуза, не противоречат данным о высоком уровне эмпатийности, поскольку высокие показатели личностной тревожности являются отражением, с одной стороны, тендерных и типологических различий испытуемых, а с другой стороны, во взаимосвязи с высокими и средними показателями агрессивности, являются отражением стремления личности к занятию определенной социальной и профессиональной позиции, завоеванию определенного социального и профессионального статуса.

Выявленные нами высокие и очень высокие показатели выраженности склонности студентов к проявлению эмпатийности соответствуют ранее полученным другими исследователями данным и представлениям о медицинских специалистах, как о людях, для которых эмпатийность является не только отличительной и желательной особенностью, но также и профессионально значимым личностным качеством. Наряду с высокой выраженностью данного профессионально значимого качества у всех студентов-медиков, участвовавших в эксперименте, прослеживается тенденция к большей выраженности уровня эмпатии у людей, имеющих слабую нервную систему. Более детальное рассмотрение различий в выраженности склонности к различным формам и видам агрессивного поведения показывает наибольшую склонность у студентов медицинского вуза к проявлению вербальной агрессии и самоагрессии, вспыльчивости, бескомпромиссности и конфликтности, а также такого вида направленности как направленность на себя и на задание, тогда как направленность на взаимодействие, являющаяся основным, наиболее благоприятным, отвечающим требованиям будущей профессии, видом направленности для будущего врача, эффективности процесса освоения профессии, успешности его психолого-педагогического воздействия на пациента, имеет наименьшие показатели выраженности. Так В. А. Авериным и T.JI. Бухариной (1995, 63) указывается на «размытость» психологической структуры личности слабоуспевающих студентов, но в модели личности хорошо успевающих, отмечают авторы, все элементы хорошо структурированы, каждый блок (эмоциональный, мо-тивационный, волевой) представлен полным набором его параметров и утверждается наличие связи между уровнем развития личности и мерой эффективности её деятельности. Наше исследование подтверждает и расширяет эти положения.

Таким образом, в нашем исследовании удалось выявить взаимосвязь индивидуально-психологических особенностей личности студентов и мотивов в выборе врачебной специальности. Как уже отмечалось, полученные в исследовании данные могут быть использованы при отборе в медицинские учебные заведения, ориентации на профессию врача, при организации психологической службы в медицинском вузе, психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса, психологического консультирования студентов. Кроме того, результаты исследования рекомендуется использовать при разработке программ и планов подготовки будущих врачей, подготовки аспирантов, молодых преподавателей кафедр. Они также могут быть использованы при проведении курсов повышения квалификации педагогических кадров медицинских вузов, психологического консультирования с целью учета индивидуально-психологических особенностей и мотивационной сферы студентов, в процессе обучения и формирования будущего медицинского специалиста, а также при итоговой оценке сформированности его учебно и профессионально важных качеств.

Основное содержание работы нашло свое отражение в следующих публикациях:

1. Зайцева В. М. Развитие творческого потенциала студента медицинского вуза // Научные труды Международной научно-практической конференции ученых МАДИ, ЛГАУ, СИБП 2−4 октября 2001. — Москва-Луганск — Смоленск. Издательство МАДИ, ЛГАУ, СИБП. 2001.С. 183−185.

2. Зайцева В. М. К проблеме профессионального самоопределения // Научные труды Международной научно-практической конференции ученых МАДИ, МСХА, ЛГАУ, ССХИ 26−27 марта 2002. Москва — Луганск — Смоленск. Издательство МАДИ, МСХА, ЛГАУ, ССХИ. 2002. Т.З. «Методика и педагогика». С.39−42.

3. Зайцева В. М. Ценностно-мотивационная сфера личности будущих медицинских специалистов // Научные труды научно-практической конференции ученых МАДИ, МСХА, ЛГАУ, ССХИ 10−11 декабря 2002. Москва — ЛуганскСмоленск. Издательство МАДИ, МСХА, ЛГАУ, ССХИ. 2003. Т.З. «Методика и педагогика». С.54−60.

4. Зайцева В. М. Развитие творческого потенциала личности // Актуальные проблемы педагогики высшей медицинской школы. Развитие творческого потенциала личности студента / Под ред. Р. С. Богачева. — Смоленск: СГМА, 2002.-С.27 -29.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К.А. О субъекте психологической деятельности. — М.: Наука, 1973.-226 с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980.-335 с.
  3. В.А., Бухарина Т. Л. Психология медицинского образования. -СПб.: Из-во ППМИ, 1995. 167 с.
  4. В.А., Козыревская Л. П., Борщев В. Ф. и др. Личность студента и успешность его обучения в вузе. Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 1991. -153 с.
  5. М.К., Козлова В. Т. Учет психологических особенностей учащихся в процессе обучения // Вопросы психологии 1988. — № 6. — с.71−77.
  6. Г. В. Социальная психология образования. М.: Московский психолого-социальный институт. Изд-во «Флинта», 2000. 296 с.
  7. .Г. Избранные психологически труды. В 2-х томах / Под ред. А. А. Бодалева и др., М.: Педагогика, 1980. Т.1. — 230 с. Т.2. — 288 с.
  8. .Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977.-380 с.
  9. А.Д. и др. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1994. -225 с.
  10. Ю.Андронов В. П. Профессионализм в медицине (Основы общей и прикладной акмеологии). М., 1995. — 284 с.
  11. И.Андронов В. П. Профессиональное мышление врача и возможности его формирования / Психологическая наука и образование Психологический институт РАО 1999, № 2. с.25
  12. А.Г. Психология личности. М.: МГУ, 1982. — 367 с.
  13. В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М.: Мысль, 1976.- 158 с.
  14. P.JI. Тревожность как фактор трансформации личности подростка //Психология XXI века: Тезисы Международной Межвузовской научно-практической студенческой конференции. СПб., 2000.- 168 е.
  15. П.Р., Климов Е. А. Проблемы психологического обеспечения подготовки молодежи к труду и выбору профессии // Вопросы психологии, 1984, № 1 с. 13−19.
  16. Л.П. Соотношение психологических и нейропсихологических коррелятов эмоциональной неустойчивости у младших школьников. Автореферат дис. канд. психол. наук. СПб., 1996. — 22 с.
  17. Л.Г. Проведение сравнительного анализа психологических портретов старшего и среднего медицинского персонала травматологического отделения. Дипломная работа. РГПУ им. А. И. Герцена, психолого-педагогический факультет. -2000. № 759. — 75 с.
  18. Л.М., Урванцев Л. П. Психология и деонтология в работе врача. -Ярославль, 1988. 156 с.
  19. Г. В. Формирование профессионально-нравственной культуры будущего врача. Дис. канд. психол. наук. М, 1990. — 204 с.
  20. Л.И. Основы теории и методики воспитательной работы школы с трудными детьми. Киров. 1992. — 135 с.
  21. Н.И. Врач и его подготовка: Методически рекомендации для студентов, субординатров и врачей-интернов. Свердловск: Свердловский мединститут, 1984. — 64 с.
  22. С.В. Некоторые особенности мотивации поступления в педагогический вуз. Психологическая служба образования: Материалы докладов конференции. — СПб., 1997.- с.43- 47
  23. А.А. Попытка изучения учебных способностей подростков в связи с их интересами. Ученые записки ЛГУ, Л., 1960, — с.46−58.
  24. А.А. Психология о личности. М.: Изд-во МГУ, 1988. — 187с.
  25. Бодалев А. А, Столин В. В. Общая психодиагностика. СПб.: Речь, 2002,440 с.
  26. В.А. Проблема психологического выбора // Психологический журнал. 1985 № 2 с.81−83.
  27. С.Н. Методы формирования и диагностики эмпатии учителей. Дис. канд пед наук. Д., 1988. — 187 с.
  28. М.И. Мировоззрение военного врача: формирование, развитие, объективация. Социально-философский анализ. Дис. д-ра филос. наук. М., 2000.-593 с.
  29. А.И. Этюды врачевания. И не только. Смоленск: Трат-Имаком, Полиграмма, 1994. — 243 с.
  30. Т.Д. Педагогические основы профессиональной ориентации молодежи на медицинские профессии. Оренбург. Издательский Центр ОГУ, 1997.-151 с.
  31. Т.Д., Павловичев С. А. Интерес и самостоятельность в становлении активной позиции студента в учебной деятельности // Интерес и самостоятельность как фактор успешности обучения студентов-медиков. -Ориенбург, 1992. С.5−11.
  32. .С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988. — 304 с.
  33. Л.А. Основы теории обучения в медицинском вузе. Д.: Изд-во Ленинградского института усовершенствования врачей им. С. М. Кирова, 1975.
  34. Л.А. Условия повышения эффективности воспитательной работы в медицинском вузе. Л.: Изд-во ленинградского института усовершенствования врачей им. С. М. Кирова, 1981.
  35. Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб.: Питер. 1999. — 336 с.
  36. И.А., Магомед-Эминов М.Ш. Мотивация и контроль за действием. М.: МГУ, 1991. — 143 с.
  37. А.П. Эмпатия как один из специфических критериев пригодности будущих специалистов медиков. Дис. канд. психол. наук. СПб., 1998, — 166 с.
  38. Е.А. О самовоспитании врача. Пермь: Пермское книжное изд-во, 1976.-157 с.
  39. Е.А. Раздумья о врачебном долге. Пермь: Пермское кн. изд-во, 1986. 163 с.
  40. А.Г. Психологические особенности профессионального становления личности врача. Дис. канд. психол. наук. Калуга, 1992. — 253 с.
  41. А.А., Бакшаева Н. А. Проблема трансформации мотивов в контекстном обучении //Вопросы психологии, 1997. № 3. — с 26−41
  42. В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М.: МГУ, 1990.-206 с.
  43. В.К. Специфика процесса мотивационного обусловливания в психике человека// Вестник МГУ. Сер. 14 «Психологии», 1988.№ 2 с.25−32.
  44. И.С. Психологически основы ориентации учащейся молодежи на профессию медицинской сестры. Дис. канд. психол. наук. М., 1986.160 с.
  45. А.А. Дневник хирурга. М.: Медицина, 1967. 472 с.
  46. И.М. Особенности психологической адаптации лиц с различными свойствами темперамента к процессу обучения в военно-медицинском вузе. Автореф. дис. канд. психол. наук. СПб, 2001.- 346 с.
  47. В.В. Выбор профессии как социальная проблема (социологическое исследование). Дис. канд. филос. наук. Л., 1968. -246 с. с.
  48. Л.Н. Роль эмоциональных факторов в выборе профессии в старшем школьном возрасте. Дис. канд. психол. наук. М., 1989. — 223 с.
  49. Л.С. Собрание сочинений в 6- ти томах. М.: Педагогика, т.1, 1982. -487 с.
  50. В.А. Системные описания в психологии. Л.: Изд-во ЛГУ, 1984. с. 176.
  51. В .А., Головей JI.A. Отношение между потенциями и тенденциями в структуре индивидуальности. /Личность и деятельность, Межвузовский сборник, Выпуск 11, Изд-во Ленинградского ун-та, Л., 1982, с. З-10.
  52. Е.И. Жизненные перспективы и профессиональное самоопределение молодежи. Киев: Наукова думка, 1998. — 142 с.
  53. Л.А. Психология становления субъекта деятельности в периоды юности и взрослости: Дис. доктора психологических наук. СПб., 1996.
  54. Э.А. Некоторые направления и перспективы исследования природных основ индивидуальных различий // Вопросы психологии. -1983.-№ 3. С. 16−28.
  55. Э.А. Способности и индивидуальность. М.: Прометей, 1993. -306 с.
  56. А.А. Врачебная этика и медицинская деонтология. Киев. 1982. -94 с.
  57. И.В. Пол и качества врача // Ананьевские чтения 97: Тезисы научно-практической конференции, — СПб., 1997. -с. 182−183.
  58. Т.Н. Формирование профессиональной направленности студентов медицинского вуза в ситуации билингвизма. Автореф. дис. канд. соц. наук, Волгоград, 2001, — 22с.
  59. К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы.- М.: Наука, 1970. 272. с.
  60. И.Н. Социально-психологические факторы эффективности врачебной деятельности. Дис. канд психол. наук, — Л-, 1981. 225с.
  61. А.А., Кузьмина Н. В. Акмеология: пути достижения профессионализма. М.: Луч, 1993.
  62. А.А., Маркова А. К., Артемов Ю. С. Формирование мотивации акмеологической компетентности кадров управления // Личностно-профессиональное развитие персонала. М., 2002.
  63. М.Д. Познавательная деятельность студентов и способности //Психологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса в вузе.-Д., 1985. с.34−40
  64. М.Н. Формирование ценностного отношения к профессионализму у медицинских работников. Дис. канд. психол. наук. М., 1999. — 164 с.
  65. И.А. О месте потребностей, эмоций и чувств в мотивации личности. -М.: Наука, 1974. С. 145−169.
  66. Н.Ф. Активность личности и принцип значимости: Проблемы личности. М., 1969. — 289 с.
  67. .И. Структура и динамика мотивов деятельности// Вопросы психологии, 1984, № 4 с.126−130.
  68. С.В. Динамика мотивационно-смысловых образований личности студентов в процессе адаптации к учебе. Дис. канд. психол. наук. М., 2000.- 168с.
  69. О.П. Практикум по психологии личности СПб.: Питер, 2001. -560 с.
  70. Н.В. Исследование структуры мотивационного компонента деятельности // Вопросы психологии, 1988 № 4 с.82−87.
  71. B.C. Выбор профессии: Социальные, экономические и педагогические факторы. Киев: Вища школа, 1982. — 150 с.
  72. В.В., Косарев И. И. О профессии врача. М.: Знание, 1978. — 64 с.
  73. М.И. Социально-психологические факторы успешности деятельности врача. Дис. канд. психол. наук.- М.: МГУ, 1990. -213 с. 75.3ейгарник Б. Ф. Введение в патопсихологию. М., 1969. — 172 с.
  74. Иванников В А. Формирование побуждения к действию //Вопросы психологии. 1985. — № 3. с. 41 — 48
  75. В.П., Лучкевич B.C., Шопина Ж. Г., Микиртичан Г. Л. Психолого-педагогические и деонтологические основы воспитания врача. СПб.: МЗ РФ, 1999.-255 с.
  76. С.П. Педагогическая деятельность как процесс гуманистически-ориентированного полисубъектного взаимодействия в современной социально-образовательной среде. Автореф. дис. канд. наук. СПб, 2000. — 21 с.
  77. К. Психология эмоций. СПб.: Питер, 2000. — 460 с.
  78. Е.П. Нейродинамические особенности личности и эффективность деятельности./Личность и деятельность. Межвузовский сборник, вы-пуск.11, изд-во Ленинградского Университета, Л., 1982. С. 74 -83
  79. Е.П. Мотивация и мотивы.- СПб.: Питер, 2000. 398 с.
  80. Е.П. Дифференциальная психофизиология. СПб.: Питер, 2001.-423 с.
  81. Е.П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2002. — 415 с.
  82. В.Г. Динамика взаимосвязи самосознания, профессиональной направленности и ценностных ориентаций студентов педагогического вуза. Дис. канд. психол. наук. М. 1998 225с.
  83. Л.П., Богданова Н. В., Петрова Т. Е., Смоленская Л. М. Функциональная классификация эмпатии как феномена социальной перцепции // Психология общения и проблемы коммунистического воспитания: Тезисы докладов. Омск, 1981.
  84. А.Н. Социально-психологическая диагностика профессиональных качеств личности. Дис. канд. психол. наук. Л., 1985 — 222с.
  85. .Д. Медицинская психология. Л., 1982. — 272 с.
  86. А.В. Психология принятия решений в профессиональной деятельности. -Ярославль: Ярославльский ун-т, 1991, 153 с.
  87. И.А. О врачевании. Проблемы и раздумья. М.: Медицина, 1979.-272 с.
  88. Д.А. Потребности, поведение, воспитание. М., 1982. С. 48.
  89. И.Г. Модель специалиста медицинского профиля. М.: МЗ СССР ЦОЛИУВ 1989.
  90. Е.А. Как выбирать профессию. М., Просвещение, 1990. — 158 с.
  91. Н.В. Исследование эмпатийности и её влияние на формирование синдрома «эмоционального сгорания» у медицинских работников. Авто-реф. дис. канд. психол. наук.- СПб. 1999.- 22 с.
  92. В.И. Мотивы поведения и деятельность. М.: Наука, 1988. — 198 с.
  93. В.И., Дружинин В. Н. Мотивационная сфера личности и её динамика в процессе профессиональной подготовки/Шсихологический журнал, 1982, т.З. № 6, с.35−44.
  94. П.А. Возростно-половые особенности отражения в сознании структуры собственной агрессивности и агрессивного поведения. Дис. канд. психол. наук. СПб., 1996. — 161 с.
  95. Н.В. Развитие мотивации к овладению профессией в период обучения в вузе. Дис. канд. психол. наук. Л., 1983.- 165 с.
  96. И.М. Индивидуально-психологические особенности подростков в выборе профессии. Дис. канд. психол. наук. М., 1989.156 с.
  97. В.Т., Донской Д. И. Общая психотерапия. Минск: Навука i Тэхника, 1993.- 456 с.
  98. В.А. Прогнозирование успешности обучения в военно-медицинском вузе и динамика формирования профессионально важных качеств врачей в различных видах Вооруженных Сил. Дис. канд. мед. наук, СПб, 1994.
  99. В.А. Закономерности динамики профессионально важных качеств военных врачей в процессе профессионализации. Дис. д-ра психол. наук, СПб, 2002. — 620 с.
  100. Р.В. Теоретическое обоснование развития врачебной этики и медицинской деонтологии в советском здравоохранении. Автореферат дис. д-ра мед. наук. М., 1989. — 51 с.
  101. И. И. Лисицин Ю.П. Формирование врача. Учебно-методическое пособие для студентов. М., 1975.
  102. Н.Н. Формирование интереса к учению у студентов медицинского вуза. Дис. канд. психол. наук М., 1980. — 160 с.
  103. ., Новикова Е. Эмоциональная устойчивость школьника. -М., 1988.-179 с.
  104. С.П. Психология формирования профессиональных интересов. Вильнюс. 1981. — 195 с.
  105. В., Сидоров П. Высшее медицинское образование в России и США: две концепции обучения одной профессии // Высшее образование в России-1995-№ 2-с. 167−172.
  106. Е.С. Основы социальной психологии. Л.: Из-во Ленинградского ун-та, 1967 с. 155.
  107. Н.В. Методы системного педагогического исследования. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1980. 172 с.
  108. .В. Основы профессиональной диагностики. Л.: Медицина, 1984.
  109. А.П. Методы и средства анализа данных в среде Windows. М.: «Информатика и компьютеры», 1998 — 270 с.
  110. Л.В. Психогигиена личности. Основные понятия и проблемы. Учебное пособие.- СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000.
  111. Ю.Н., Сухобская Г. С. Исследование познавательной деятельности учащихся: самоорганизация познавательной активностиличности как основа готовности к самообразованию. М.: Педагогика, 1977.-152 с.
  112. Н.А. Оценивание успешности учебной деятельности как психолого-педагогическая проблема. Дис. канд. псих.наук. СПб., 1997.- 199 с.
  113. A.M. Анализ особенностей самооценок учащихся старших классов в процессе профессионального самоопределения. В кн.: Вопросы теории и практики профориентации. -М.: 1972.
  114. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: МГУ, 1987.-302 с.
  115. Д.А., Шелобанова Е. В. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего / Вопросы психологии, 2001 № 1. с.45−53.
  116. С.А. Формирование копинг-поведения студентов медицинского ВУЗа и его влияние на личностно-профессиональное развитие врача. Дис. канд. психол. наук, Бишкек, 1997. — 191 с.
  117. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии.-М., 1984.-344 с.
  118. К. Агрессия. М., 1994.- 235 с.
  119. Магомед-Эминов М. Ш. Мотивация достижения: структура и механизмы. Дис. канд. психол. наук. М., 1987.
  120. А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М.: Просвещение, 1983. — 96 с.
  121. А.К. Психология профессионализма. М., 1997. 257 с.
  122. В.Л. Психологически основы формирования профессионально значимых качеств. Дис. д-ра психол. наук.- Л., 1982. 579 с.
  123. В.Ф. Основы медицинской психологии, этики и деонтологии. М.: Медицина, 1984. — 175 с.
  124. И.Ф., Изуткин A.M. Становление личности врача. -Горький, 1979.
  125. М.В. Мотивация учения младших школьников. М., Педагогика, 1984.
  126. О.Г. Исследование тревожности в связи с личностными и биохимическими особенностями //Психофизиология. Д., 1979. с.49−53.
  127. В.Ю. Социально-психологические аспекты подготовки среднего медицинского персонала. Дис. канд. психол. наук. СПб., 1995.- 161 с.
  128. B.C. Лекции по психологии мотивов человека Пермь, 1971, — с.14
  129. B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986. — 256 с.
  130. Н.И. Анализ факторов учебной успеваемости студентов. Автореф. дис. канд. пед. наук. Л., 1980, — 22 с.
  131. Д.Н. Трансформация мотивов выбора профессии в юношеском возрасте. Дис. канд. психол. наук. Ростов-на Дону, 2000, — 185с.
  132. А. О призвании врача // Химия и жизнь. 1979. № 1. С.79−86.
  133. С.Г. Проблема мотивации в психологических исследованиях. -Киев, 1974.
  134. М.Я. Слово о благочестии и нравственных качествах Гип-пократова врача. Избранные произведения. — М., 1949. — 199 с.
  135. В.К., Головнева И. С. Психологические исследования отношения «врач — больной» в различных клиниках //Психогигиена и психопрофилактика. Л., 1983. С.23−38.
  136. В.Н. Основы общей и медицинской психологии. М., 1966.
  137. Е.Е. Смысловой аспект мотивации. Дис. канд. психол. наук.-М., 1983.- 161 с.
  138. Нгуен Ки Тыонг Склонность к стилям руководства преподавателей физической культуры. Дис. канд. психол. наук. СПб., 2000. — 164 с.
  139. В.Д. Основные свойства нервной системы человека. -М., 1956. -282 с.
  140. О.А. Коррекция профессионально значимых личностных качеств студента в интенсивном курсе английского языка. Дис. канд. психол. наук. Нижний Новгород, 1991.- 127 с.
  141. Э.А. Формирование мотивов учебной деятельности при обучении иностранному языку в вузе // Новые исследования в психологии. 1979. № 2. — с.42−48.
  142. Е.М. Направленность личности и методы ее исследования. М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2004.- 192 с.
  143. Е.Б. Эмоционально-коммуникативные свойства личности врача-преподавателя медицинского Вуза. Дис. канд. психол. наук.-СПб, 2000.-184 с.
  144. К. Психология влечений человека. М., 1971.
  145. Ю.М. Потребностно-мотивационные факторы эффективности учебной деятельности студентов вуза. Дис. д-ра психол. наук. М. 1984.-597 с.
  146. И.П. Письмо к молодежи. Избранные произведения. М., 1949.-с.50.
  147. .Н., Алексеев А. И. О факторах, влияющих на выбор медицинской профессии студентами медицинского института. // Сов. Здравоохранение, 1972, № 4, с.47−51.
  148. Т.И. Мотивирующая функция эмпатии // Исследование мотивационной сферы личности. Новосибирск, 1984. с.62−71.
  149. М.Ю. Динамика личностных изменений в процессе социально ориентированного обучения в вузе. Дис. канд. психол.наук. -Таганрог, 1997.- 222 с.
  150. Н.Н. Мои советы молодым ученым-хирургам // Вестник хирургии, 1956, № 1- с. 18−21.
  151. А.В. О психологии личности. М.: Знание, 1971
  152. А.В., Фортунатов Г. А. Проблема потребностей в психологии личности. / Вопросы психологии, 1956, № 4 с. 18 -25.
  153. .В. Хирург и жизнь. М.: Медицина, 1989. 316 с.
  154. Д.И. Основные проблемы врачебной этики и медицинской деонтологии. М., Медицина, 1969. — 192 с.
  155. A.M. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М.: Московский психолого-социальный институт, 2000. — 304 с.
  156. М.В. Психологически детерминанты успешности выбора профессии. Дис. канд. психол. наук, Иркутск, 2000. — 152 с.
  157. Е.М. Формирование мотивов выбора профессии. -Киев, 1980.
  158. А.Г. Успеваемость и типологические особенности проявления свойств нервной системы // Оптимальное соотношение между умственной и физической деятельностью у студентов педагогических институтов. JL, 1976. — с. 113−119.
  159. Н.И. Вопросы жизни. Дневник старого врача. Собр. соч,-М., 1962:
  160. Психологические и психофизиологические особенности студентов / Под ред. Н. М. Пейсахова, Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1977.- 296 с.
  161. Психологические факторы успешности обучения в медицинском вузе / Под ред. В. А. Аверина, Б. С. Кибрика. Ярославль. Изд-во ЯГМИ, 1990. ^
  162. Е.Г. Социологический портрет врача: постановка проблемы и методы исследования. Дис. канд. психол. наук. СПб., 1994 .155 с.
  163. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А. А. Крылова, С. А. Маничева. СПб.: Питер, 2000.- 554 с.
  164. А.О. Психология равновесных состояний. Самара. 2000.
  165. Равич-Щербо И. В. Соотношение скорости возникновения и прекращения нервных процессов как показателей подвижности нервных процессов //Вопросы психологии, 1959, № 5.
  166. Ю.Е., Григорьевских B.C. Психологические основы обучения в медицинском вузе и выбор профессии/ Здравоохранение Российской Федерации 1971 № 12 с.35−40.
  167. Ф.М. Мотивационная основа учебной и познавательной активности личности. Психологическая служба в вузе. Казань, 1981.
  168. А.А. Социальная педагогика и психология. СПб: Питер, 1999.-416 с.
  169. А.А. Агрессия и агрессивность личности.- СПб., 1996.
  170. А.А., Бордовская Н. В. Розум С.И. Психология и педагогика. Учебник для вузов, СПб.: Питер, 2000. — 432 с.
  171. М.Г. Ценности и мотивы личности в системе непрерывного профессионального образования. Дис. д-ра психол. наук. Казань, 1999. -532 с.
  172. Г. И. Врач и больной. М., 1960.
  173. C.JI. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973−704 с.
  174. C.JI. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1946, .424 с.
  175. Ю. Психологические особенности выбора профессии в школе. Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1995. — 22 с.
  176. Семейная медицина. Руководство в 2-х томах./ Под ред. А. Ф. Краснова, Самара: Изд-во Дом печати, 1994. 498 с.
  177. И.М. Избранные произведения. Т.1. М.: Наука, 1952.
  178. Н.Р. Психологические особенности развития мотиваци-онно-потребностной сферы личности в раннем юношеском возрасте. Дис. канд. психол. наук. -М., 1997.
  179. Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: ООО «Речь», 2002. — 350 с.
  180. Т.В. Формирование социального статуса медицинских сестер. Автореф. канд. соц. наук, 2002.- 22 с.
  181. П.В. Высшая нервная деятельность человека: Мотиваци-онно-эмоциональные аспекты. М., 1975.
  182. JI.C. Изучение мотивации поведения детей и подростков. -М., 1972.
  183. В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М., 1986.
  184. М.М. Социально-психологическое исследование мотивов учебной и коммерческой деятельности студентов технических вузов. Дис. канд. психол. наук. Казань. 1996.-201 с.
  185. .А. Мотив и смысл.- М.: Прометей, 1993
  186. И.А. Потребностно-мотивационные характеристики профессионального общения врача общей практики. Дис. канд. психол. наук. М., 1995, с. 16.
  187. В.А. Мотивы выбора профессии учителя. Дис. канд. психол. наук.-Л., 1974.-157 с.
  188. В.А. Опыт исследования мотивов выбора педагогической профессии и их трансформации в процессе профессиональной подготовки учителя. Л., 1977.
  189. В.А. Психолого-педагогические проблемы профессионального менталитета учителя. Смоленск: Изд-во СГПУ, 1997. — 251 с.
  190. В.А., Иванов С. П., Никитина О. С., Королькова В. А. Психология профессиональной деятельности Смоленск: СГПУ, 2002. — 319 с.
  191. JI. А. Психолого-педагогические условия развития креативности личности студента медицинской академии. Дисс. канд. пед. наук. Кемерово, 2000. — 228 с
  192. JI., Боков С., Стукалов П. Эмпатийность студентов-медиков на весах социологии // Высшее образование в России, 1996. № 2.с.107−110.
  193. Г. Б. Некоторые устойчивые связи свойств нервной системы и личности у мужчин-спортсменов //Психофизиологическое изучение учебной и спортивной деятельности. JI., 1981. — с. 123−130.
  194. Сук И. С. Врач как личность. М.: Медицина, 1984. 64с.
  195. А.П. Психологические критерии профессионального самоопределения. Дис. канд. психол. наук. М., 1987.
  196. Г. С. Мотивационно-ценностные аспекты познавательной деятельности взрослого человека. Дис. д-ра психол. наук. J1., 1975.
  197. В.А. Психология лечебного процесса. J1.: Медицина, 1984. -192 с.204: Теплов Б. М. Избранные труды в 2-х томах. М-, 1975.
  198. Н.Ю. Профессиональная направленность как личностное новообразование юношеского возраста. Автореферат дис. канд. психол. наук.- М., 1983.-23 с.
  199. М.Х. Выбор профессии как социальная проблема. М.: Наука, 1975.- 198 с.
  200. В.П. Социально-психологические исследования когнитивных процессов: По материалам зарубежных экспериментальных работ. -Л., 1980
  201. X. Исследование способностей к наукам. М,: Изд-во Академии Наук СССР, 1960. — 319 е.
  202. Л.В. Механизм психической детерминации страхов в младшем подростковом возрасте. Автореферат дис. канд. психол. наук. М., 2000. — 22 с.
  203. Д.И. Психологические исследования. М.: Наука, 1966. -с.363, 403.
  204. Л.П. Некоторые психологические аспекты профессиональной подготовки врача // Психологические проблемы рационализации деятельности /Отв. ред. А. В. Карпов. Ярославль, 1987. С.33−42.
  205. А.А. Мотивационная саморегуляция личности. Ташкент, 1987.
  206. В.Д. Развитие мотивов профессионального самоопределения личности в условиях ВУЗа. Дис. канд психол. наук. Киев, 1982.
  207. Н.П. Системное исследование монотонии в профессиональной деятельности. Дис. д-ра наук. Л., 1993.
  208. .Е. Возрастные изменения основных свойств нервной системы у занимающихся спортивной и художественной гимнастикой // Спортивная и возрастная психофизиология.- Л., 1974. с.151−163.
  209. А.Н. Причины эмоционального дискомфорта учащихся старших классов и условия его преодоления. Автореферат дис. канд. психол. наук. Новгород, — 2000.- 24 с.
  210. Г. А., Петровский А. В. Проблема потребностей в психологии личности / Вопросы психологии 1956, № 4. с.30−45.
  211. Ю.Л. Краткое руководство к применению шкалы реактивной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера. Л., 1976.
  212. Д.Т. Развитие профессиональной устойчивости у студентов медицинских вузов будущих врачей. Дис. канд. пед. наук. — Владикавказ, 2000.- 129 с.
  213. X. Мотивация и деятельность. Т. 1−2. М., 1986.
  214. Цветкова J1.A. Коммуникативная компетентность врачей-педиатров. Дис. канд. психол. наук. СПб, 1994. — 168 с.
  215. Н.И. Мотивация учебного поведения студентов провинциального вуза. Дисс. канд. философ, наук. Тамбов. 2000.- 161 с.
  216. Д.В., Животок Б. М. Некоторые вопросы профессиональной ориентации студенческой молодежи. В кн.: выявление профессиональной направленности абитуриентов и формирование профориентации в вузе. М.: НИИ ВШ, 1973, с.35−43.
  217. Э.С., Портнов Ф. Н. Характеристики общения в эталоне медицинского работника / Психологический журнал, 1987, Т. 8, № 5. -С.84 -93
  218. Э.С. Психология инженерного творчества. -Л.: Знание, 1990.- 42 с.
  219. В.Э. Изучение свойств нервной системы у детей дошкольников // Вопросы психологии. 1963. — № 1.
  220. В.Н. Взаимосвязь физических, физиологических и личностных особенностей курсантов с успешностью обучения в высшем военно-медицинском учебном заведении. Автореферат дис. канд. мед. наук. СПб., ВМедА, 1995. — 21 с.
  221. П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности.-М.: Педагогика, 1981.- с. 96.
  222. И.А. Искусство врачевания. Махачкала, 1980. — с. 135.
  223. В.Д. Деятельность и способности. М., 1994.
  224. В.Д. Проблема системогенеза профессиональной деятельности. -М.: Наука, 1982. 185 с.
  225. Е. Опыт историко-социологического анализа мотивации студентов // Высшее образование в России.- 1997.- № 2 с.68−78
  226. JI.H. Психологические условия развития профессионально важных качеств в процессе обучения. Дис. канд. пед. наук. -М., 1981.- 168 с.
  227. И.В. Индивидуально-психологические особенности медицинских сестер различных специализаций. Дипломная работа. РГПУ им. А. И. Герцена, психолого-педагогический факультет. 2000. — № 615.
  228. А.Н. Педагогические условия морально-психологической подготовки слушателей в военно-медицинских институтах. Дис. канд. психол. наук. Саратов, 2000 — 190 с.
  229. В.И. Мотивы как фактор эффективности учебной деятельности студентов медицинского вуза. Дис. канд. психол. наук. М., 1981.
  230. О.И. Взаимосвязь агрессивности с личностными особенностями и социальным статусом //Ананьевские чтения —97: Тезисы научно-практической конференции. СПб., 1997.
  231. А.Г. Психодиагностика личностных черт. СПб.: Речь, 2002.-480 с.
  232. Б. М. Доктор А.П. Чехов.- М.: Знание, 3-е изд-е.1982, — 192 с.
  233. Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. -М.: Просвещение, 1971.-351 е.
  234. Н.В. Диалог о медицине. 5-е изд. Таллин, 1986.- 256 с.
  235. С.С. Мысли о медицине. М.: Знание, 1968.- 80 с.
  236. С.С. Размышления хирурга. М.: Знание, 1968, — 367 с.
  237. Е.В. Соотношение личностных качеств практического психолога и эффективности диагностической деятельности. Автореф.дис. канд. психол. наук, -М., 2001.- 22 с.
  238. И.М. Вчувствование, проникновение, понимание. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1993.- 199 с.
  239. Л.Б. Структура и динамика познавательных интересов студентов вуза в зависимости от их представлений о целях обучения. Дис. канд. психол. наук. Л., 1988.- 167 с.
  240. В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. Л., 1979.
  241. П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. -М., 1969.
  242. Н.В. Психологическая компетентность и её формирование в процессе обучения в вузе (на материале деятельности врача). Дис. канд. психол. наук. Ярославль, 1994.- 189 с.
  243. В.А. Психолого-педагогическое наследие Б.Г. Ананьева / Психологический журнал, 1987, № 5. С. 129−136
  244. В.А. Психология учебной деятельности студентов: Учебное пособие. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Изд. Корпорация «Логос «, 1994.- 156 с.
  245. В.А. Педагогическая психология. СПб.: Полиус, 1998.638 с.
  246. Atkinson J. W. An Introduction to Motivation. N.Y., 1964.
  247. Bundura A. Agression: A social learning analysis. -N.Y., 1973.
  248. Berkowitz L. The Frustration Aggression Theory. Aggression: a Social Psychological Analysis. -N.Y., 1962.
  249. Diseker R. A. Michielutte R. An analysis of empathy in medical students before and following clinical experience // J.Med. Educ. 1981. V. 56.
  250. Holland J.L. Exploration of a theory of vacational choice // J. Appl. Psychol. 1968.
  251. Irwin W.G., Mc. Clelland R., Lone A.H. Communication skills training for medical students an integrated approach // Med. Educ. 1989. V.232 p.810−812.
  252. Parsons T. Action theory and the human condition. New York. -1978. p.225.
  253. Rhodes P. Women Doctors // Brit. Medical Journal. 1983. V.286. N 6368. p.863.
  254. Sanson-Fisher R.W., Pool A. D. Training Medical Students to Empathize. An Experimental Study// Medical Journal. Australia. 1978. V. 1. N.9. p.473−476.
  255. Secundy M.G., Katz V. Factors in patient / Doctors communication: communication skills elective. // Journal Medical Education. 1975. V.50. N.7. p. 689.
Заполнить форму текущей работой