Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Психолого-педагогические условия развития осознанного отношения старшеклассников к физкультурно-оздоровительной деятельности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования на отдельных его этапах докладывались на международных научно-практических конференциях «Организаторские способности в логике ментального управления социальными группами и организациями» (г. Кострома, октябрь 2006) — «Педагогика и психология как ресурс развития современного общества» (г. Рязань, февраль 2007… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Теоретико-методологический анализ проблемы развития осознанного отношения старшеклассников к физкультурно-оздоровительной деятельности с учётом тендерных особенностей
    • 1. 1. Проблема развития отношения к физкультурно-оздоровительной деятельности в психолого-педагогической литературе
    • 1. 2. Психологические особенности развития отношения старшеклассников к физкультурно-оздоровительной деятельности с учётом тендерных особенностей
    • 1. 3. Модель развития осознанного отношения старшеклассников к физкультурно-оздоровительной деятельности
  • Выводы по главе 1
  • Глава 2. Эмпирическое исследование осознанного отношения старшеклассников к физкультурно-оздоровительной деятельности с учётом тендерных особенностей

2.1. Объект, предмет, гипотеза, методы и методики исследования. Экспериментальное изучение структурных компонентов отношения старшеклассников к физкультурно-оздоровительной деятельности с учётом тендерных характеристик личности.60

2.2. Организация опытно-экспериментальной работы развития осознанного отношения старшеклассников к физкультурно-оздоровительной деятельности.102

2.3. Результаты экспериментальной работы.110

Выводы по главе 2.131

3 аключение.135

Список используемой литературы.137

Психолого-педагогические условия развития осознанного отношения старшеклассников к физкультурно-оздоровительной деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Диссертационное исследование посвящено комплексному изучению путей развития осознанного отношения старшеклассников к физкультурно-оздоровительной деятельности с учётом тендерных особенностей в системе средней общеобразовательной школы и выполнено на стыке двух значимых дисциплинарных областей современной науки — психологии и педагогики.

Актуальность исследования обусловлена тем, что в Российской Федерации наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья и физической подготовленности детей и подростков. Проблема сохранения и укрепления здоровья учащихся средствами физической культуры, по-прежнему остаётся одной из наиболее важных в современной системе образования (В .И. Лях, Л. П. Матвеев, А. В. Родионов и др.).

Среди многочисленных задач, которые стоят перед средней общеобразовательной школой, сегодня всё более актуализируется проблема развития осознанного отношения учащихся к физической культуре как средству сохранения и укрепления здоровья. Тендерные характеристики личности могут оказывать корректирующее воздействие как на постановку задач, которые решаются в процессе учебной деятельности, так и на способы, и возможности их решения. Во многих работах отмечается известная степень влияния тендера на учебную деятельность и направленность личности (Т.В. Бендас, А. А. Митрофанова, Л. В. Штылёва и др.). При этом подавляющее число исследований, рассматривающих тендерные особенности личности в учебном процессе, носит констатирующий характер.

В данном контексте заслуживает внимания проблема развития позитивного отношения к урокам физической культуры у учащихся старших классов, с учётом тендерных особенностей личности, что позволит им овладеть способами творческого применения полученных знаний и умений с целью сохранения и укрепления здоровья.

Состояние и степень разработанности проблемы исследования. Вопросы осознанного отношения к деятельности были предметом анализа.

К.А.Абульхановой-Славской, Б. Г Ананьева, А. Г. Асмолова, Б. С. Брату ся, Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, А. Ф. Лазурского, А. Н. Леонтьева, B.C. Мерлина, В. Н. Мясищева, В. А. Петровского, С. Л. Рубинштейна, Д. Н. Узнадзе и др. В их трудах дана характеристика потребностей, мотивов и целей личности, раскрываются «механизмы» их формирования. В современной научной литературе по педагогической психологии условия развития социально-действенного отношения к учебной деятельности, в частности и к жизнедеятельности в целом изучали Г. И. Аксёнова, Ш. А. Амонашвили, А. А. Бодалёв, Л. И. Божович, В. А. Зобков, М. И. Старов, Д. И. Фельдштейн и др. Тендерные отношения в системе образования представлены в работах С. Л. Бэм, Ш. Берн, И. С. Кона, Р. Г. Петрова, А. А. Чекалина, Л. В. Штылёва и др. Вместе с тем осознанное отношение старшеклассников к физической культуре с учётом тендерных особенностей является слабо изученным вопросом в современной психологической науке. Лишь косвенно эта проблема получила отражение в работах Т. В. Бендас, Е. П. Ильина, Н. Койвула, Р. Н. Сингера, Н. С. Цикуновой и др.

Таким образом, к настоящему времени сложились следующие противоречия между:

— необходимостью изучения условий развития осознанного отношения к физкультурно-оздоровительной деятельности и фактически недостаточной изученностью этой проблемы;

— имеющимися знаниями в области становления осознанного отношения к деятельности и неизученностью вопросов развития осознанного отношения к физкультурно-оздоровительной деятельности с учётом тендерного подхода;

— практической необходимостью развития осознанного отношения к физкультурно-оздоровительной деятельности и недостаточно совершенным технологическим решением этой проблемы.

Существует проблема, определяющая решение следующих вопросов: насколько изучен процесс развития осознанного отношения старшеклассников к физкультурно-оздоровительной деятельностикаковы структурные компоненты, условия, процесс и специфика развития осознанного отношения к физкультурно-оздоровительной деятельностикаким образом тендерные характеристики личности старшеклассников воздействуют на становление осознанного отношения к физкультурно-оздоровительной деятельности. Всё это обуславливает актуальность нашего исследования.

Объект исследования — физкультурно-оздоровительная деятельность старшеклассников.

Предмет исследования психолого-педагогические условия развития осознанного отношения старшеклассников к физкультурно-оздоровительной деятельности с учётом тендерных особенностей.

Цель исследования состоит в изучении психолого-педагогических условий развития осознанного отношения старшеклассников к физкультурно-оздоровительной деятельности с учётом тендерного фактора и апробации их влияния на формирование данного отношения в ходе опытно-экспериментальной работы.

В исследовании предполагалось решить следующие задачи:

1. Исследовать сущность и структуру осознанного отношения старшеклассников к физкультурно-оздоровительной деятельности в современной науке.

2. Рассмотреть осознанное отношение старшеклассников к физкультурно-оздоровительной деятельности с учётом тендерных особенностей как проблему педагогической психологии.

3. Выявить и экспериментально обосновать психолого-педагогические условия развития осознанного отношения старшеклассников к физкультурно-оздоровительной деятельности с учётом тендерных характеристик личности.

4. Разработать и реализовать научно-обоснованную психолого-педагогическую модель развития осознанного отношения старшеклассников к физкультурно-оздоровительной деятельности и проверить её эффективность.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что развитие осознанного отношения старшеклассников к физкультурнооздоровительной деятельности будет успешным, если формировать когнитивный, поведенческий, ценностно-мотивационный, эмоциональный компонент данного отношения с учётом: тендерных особенностей личности занимающихсястиля преподавания, методов и приёмов обучения, используемых учителем физической культурысодержания материала, представленного в школьной программе по предмету «Физическая культура».

Методологическую основу исследования составили фундаментальные идеи психологического детерминизма (А.Н. Леонтьев, C.JI. Рубинштейн и др.), системности психических явлений (Б.Ф. Ломов, Э. Г. Юдин и др.), деятельности (Б.Г. Ананьев, А. В. Брушлинский и др.), фундаментальные принципы развития личности (К.К. Платонов, Д. И. Фельдштейн и др.).

Теоретической основой исследования являются психолого-педагогический подход к теории системы отношений (А.А. Бодалёв,.

A.Ф.Лазурский, В. Н. Мясищев и др.), теоретико-эмпирические исследования, направленные на изучение отношений к учебной деятельности (Г.И. Аксёнова,.

B.А. Зобков, С. Б. Каверин, М. И. Старов, И. Р. Сушков и др.), положения, определяющие специфику процесса социализации личности в условиях обучения (А.А. Деркач, И. А. Зимняя, Н. А. Коваль, В. Н. Косырев, В. И. Слободчиков и др.), идеи тендерного подхода в психологии и педагогике (Т.В. Бендас, И. С. Кон, Р. Г. Петрова, А. А. Чекалина, Л. В. Штылёва и др.) — теории и методики физической культуры личности (В.К. Бальсевич, Г. Д. Горбунов, В. И. Лях, А. В. Родионов, Е. А. Уваров и др.).

Методы исследования: теоретико-методологический анализ литературных источниковэмпирические методы исследования: наблюдение, беседа, опрос, тестированиеметодики: «Опросник половых различий» (С.Бэм), «Методика диагностики межличностных отношений» (Т.Лири), методика многфакторного исследования личности R. Cattel (№ 187), «Методика диагностики темперамента» (Я. Стреляу), методика «Отношение к здоровью» (Р.А. Березовская), методика «Самооценка физического, психического и социального здоровья» (Г.С. Никифоров, Л.И. Августова), методика.

Изменения в образе жизни и состояния здоровья учащихся" (Н.К. Смирнов), методика «Изучение отношения к учению и к учебным предметам» (Г.Н.Казанцева), методика «Мотивационно-самооценочный опросник» (В.А.Зобков), метод экспертных оценок. Для статистической обработки исходных данных применялись следующие методы: корреляционный анализ, факторный анализ, t-критерий Стьюдента (с использованием программы «SPSS 11.5 for Windows»).

Научная новизна исследования. Раскрыта психологическая структура осознанного отношения старшеклассников к физкультурно-оздоровительной деятельности (когнитивный, эмоциональный, ценностно-мотивационный, поведенческий компоненты отношения).

Выявлено влияние тендерного фактора на осознанное отношение старшеклассников к физкультурно-оздоровительной деятельности.

Выделены психолого-педагогические условия развития осознанного отношения старшеклассников к физкультурно-оздоровительной деятельности с учётом тендерных особенностей, а именно: социальный пол учащихся (маскулинный, фемининный, андрогинный) — стиль и приёмы обучения, используемые учителем физической культурысодержание материала, представленного в школьной программе по предмету «Физическая культура».

Теоретическая значимость исследования. Доказана возможность развития осознанного отношения старшеклассников к физкультурно-оздоровительной деятельности с учётом тендерных особенностей на уроках физической культуры.

Конкретизировано понятие «отношение к физкультурно-оздоровительной деятельности», которое представляет собой систему индивидуальных, избирательных связей личности к физической культуре, способствующую или, наоборот, угрожающую его здоровью, а также определенную оценку индивидом своего физического и психического состояния, оптимально организованные самим человеком физические упражнения, направленные на сохранение здоровья, личностный рост, творческое функционирование.

Обнаружены факторы, влияющие на развитие осознанного отношения старшеклассников к физкультурно-оздоровительной деятельности с учётом тендерных особенностей.

Практическая значимость исследования. Разработана программа по предмету «Физическая культура» для учащихся старших классов с целью развития осознанного отношения к физкультурно-оздоровительной деятельности с учётом тендерных особенностей, а также психологический тренинг по развитию тендерной компетентности педагогов.

Предложены методические рекомендации для учителей физической культуры по развитию осознанного отношения старшеклассников к физкультурно-оздоровительной деятельности.

Материалы исследования могут быть использованы в подготовке вузовских учебных курсов по дисциплинам «Психология развития и возрастная психология», «Гендерная психология», «Педагогическая психо л огр1я».

Достоверность и надёжность полученных результатов исследования обусловлены опорой на достижения современной психологииприменением валидных и надежных методов, адекватных предмету, задачам и гипотезе исследованияэмпирической проверкой основных положенийрепрезентативностью выборки испытуемыхтщательным и корректным проведением качественного анализа и статистической обработки исходных данных.

Положения, выносимые на защиту:

1. Отношение к физкультурно-оздоровительной деятельности представляет собой целостную систему, включающую в себя следующие компоненты: когнитивный (степень компетентности школьника в сфере физической культуры, понимание её роли в сохранении и укреплении здоровья, в обеспечении активной и продолжительной жизни), эмоциональный проявление эмоций учащегося по отношению к физическим упражнениям), ценностно-мотивационный (значимость физической культуры в индивидуальной иерархии ценностей, степень сформированности мотивации на сохранение и укрепление здоровья с помощью физических упражнений), поведенческий (степень соответствия —действия и поступков человека требованиям здорового образа жизни).

2. Тендерные особенности личности старшеклассников оказывают воздействие на их отношение к физкультурно-оздоровительной деятельности.

3. Психолого-педагогическими условиями, влияющими на развитие осознанного отношения старшеклассников к физкультурно-оздоровительной деятельности являются: социальный пол каждого ученика (маскулинный, фемининный, андрогинный) — стиль преподавания, методы и приёмы обучения, используемые учителем физической культурысодержание материала, представленного в школьной программе по предмету «Физическая культура».

4. Психолого-педагогическая модель развития осознанного отношения старшеклассников к физкультурно-оздоровительной деятельности реализуется через программу по физической культуре для учащихся старших классов средней общеобразовательной школы, в которой учитываются тендерные характеристики занимающихся и тренинг тендерной компетенции учителей.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования на отдельных его этапах докладывались на международных научно-практических конференциях «Организаторские способности в логике ментального управления социальными группами и организациями» (г. Кострома, октябрь 2006) — «Педагогика и психология как ресурс развития современного общества» (г. Рязань, февраль 2007) — «Здоровьеформирующее образование: опыт, прогнозы, проблемы» (г. Казань, май 2007) — всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы модернизации Российского образования (г. Тверь, апрель 2006) — межрегиональных научно-практических конференциях: «Проблемы формирования личности в современном обществе» (г. Рязань, ноябрь 2005), «Психология здоровья: методология, теория и практика» (г. Рязань, октябрь 2006) — межвузовской научно-практической конференции «Инновационные технологии в образовательно-воспитательной деятельности» (г. Рязань, март 2007).

Организация исследования. Основную выборку для проведения экспериментального исследования составили учащиеся 10−11-х классов средних школ № 20 и № 35 города Рязани. В нём приняло участие 192 ученика (104 девушки и 88 юношей) и 7 учителей физической культуры.

Формирующий эксперимент проведён на базе средней общеобразовательной школы № 35 г. Рязани. В нём приняло участие 48 человек 11-х классов (две группы: экспериментальная и контрольная по п=24).

Структура диссертации состоит из введения, двух глав, заключения, списка основной использованной литературы и приложений.

Выводы по главе.

В результате исследования характеристик личности старшеклассников средней общеобразовательной школы с помощью корреляционного и факторного анализа было установлено, что общими показателями отношения к физкультурно-оздоровительной деятельности являются: блок объективно-деятельностных показателейблок тендерных особенностей личностиблок системно организованных качеств личности, характеризующих её с различных аспектовблок индивидуально-типологических свойств.

Изучение объективно-деятельностных показателей отношения к физкультурно-оздоровительной деятельности старшеклассников выявило следующие уровни: когнитивныйэмоциональныйценностно-мотивационныйповеденческий.

Мы установили, что социальный пол старшеклассников является устойчивой характеристикой личности, оказывающей влияние на осознанное отношение к физкультурно-оздоровительной деятельности.

Нами выявлено, что организация процесса развития осознанного отношения старшеклассников с учётом тендерных характеристик личности к физкультурно-оздоровительной деятельности, зависит от ряда показателей: взаимопонимания с учителем физической культурыдисциплинированностиорганизации занятий по физической культуреуровня физического развития школьников.

Исследование комплекса личностных качеств старшеклассников с маскулинными характеристиками привело нас к заключению, что для этого типа испытуемых характерно личностно-престижная направленность на получение высоких социальных оценок за результаты физкультурно-оздоровительной деятельности. Особого внимания заслуживает коррекция когнитивного компонента отношения к физкультурно-оздоровительной деятельности, поскольку он наименее выражен в общей структуре объективно-деятельностных показателей. Большое внимание в психолого-педагогической работе также должно быть обращено на формирование чувства коллективизма, доброжелательности.

Результат исследования старшеклассников с фемининными характеристиками личности показал, что для данной группы испытуемых отношение к физкультурно-оздоровительной деятельности не является осознанным. Во многом это определяется особенностями социального пола занимающихся, организацией проведения занятий, а также взаимопониманием с учителем физической культуры. При работе с таким контингентом учащихся учителю физической культуры особое внимание следует обратить на обретение уверенности в успехе и самостоятельности как необходимых личностных качеств, способствующих развитию осознанного отношения к физкультурно-оздоровительной деятельности.

Изучение психологических особенностей старшеклассников с выраженными андрогинными характеристиками личности выявило у них высокую степень осознанности значимости физической культуры для сохранения здоровья. Для учащихся данной группы свойственна высокая эмоциональная устойчивость, способность к саморегуляции и самоконтролю во время выполнения физических упражнений.

В ходе экспериментальной деятельности установлено, что психологопедагогическими условиями развития осознанного отношения старшеклассников к физической культуре как средству сохранения и укрепления здоровья являются: социальный пол каждого ученика (маскулинный, фемининный, андрогинный) — стиль преподавания, методы и приёмы обучения, используемые учителем физической культурысодержание материала, представленного в школьной программе по предмету «Физическая культура».

С целью определения задач и содержания данной деятельности нами была разработана модель диагностики, позволяющая определить особенности отношения учащихся к уроку физической культуры как средству сохранения и укрепления здоровья в зависимости от тендерных характеристик личности.

На основе выявления и оценки объективно-психологических компонентов отношения старшеклассников к физкультурно-оздоровительной деятельности в школе апробирована модель развития потребности в физическом самосовершенствовании учащихся, в зависимости от тендерных характеристик личности.

В исследовании констатировано, что при построении обучения с учётом социального пола личности, физические упражнения и виды спорта выступают как предмет, который старшеклассники успешно осваивают, что позволяет, в свою очередь, сформировать у них потребность в физической культуре как средстве сохранения и укрепления здоровья. В значительной степени повышается эффективность решения этой задачи при соблюдении следующих психолого-педагогических условий: учёте тендерных особенностей личности старшеклассниканаправленном формировании социальных, профессионально-ориентированных и личных мотивов учащихсясамопознании и самовыражении в физических упражнениях и двигательных способностяхопоре на физкультурно-оздоровительный интересдифференцированном подходе в обучении и воспитании.

Совместная деятельность старшеклассников на уроке физической культуры способствовала у учащихся экспериментальной группы развитию инициативы, творчества, развивала у них чувство коллективизма, повысила осознанность своих действий и поступков. Всё это оказало положительное влияние на рост их творческого потенциала, социально значимых личностных качеств.

Проведённое исследование основано на принципах экспериметально-генетического подхода, позволяющего обнаруживать механизмы психического развития путём активного формирования направленности деятельности и качеств учащихся. Сравнение полученных результатов в экспериментальной и контрольных группах позволило отразить изменения в компонентах сформированное&tradeотношения старшеклассников к физкультурно-оздоровительной деятельности.

Развитие осознанного отношения к физкультурно-оздоровительной деятельности объективно требует разработки и осуществления комплексных программ общего и специального развития и самовоспитания старшеклассников с учётом их тендерных особенностей.

Заключение

.

Одна из основных задач образования — это формирование всестороннего и гармонического развития личности учащегося. Решение проблемы осознанного отношения к учебной деятельности обеспечивает интегральное развитие духовного и практического потенциала школьника.

Среди многочисленных задач, которые стоят перед средней общеобразовательной школой, сегодня всё более актуализируется проблема развития осознанного отношения учащихся к физической культуре как средству сохранения и укрепления здоровья, которая как показывает анализ теории и практики физического воспитания сложно решить вне учёта тендерных особенностей школьников.

Отсутствие научных знаний о развитии осознанного отношения старшеклассников к физкультурно-оздоровительной деятельности с учётом тендерных характеристик личности затрудняет руководство этим процессом.

Данное исследование было связано с необходимостью ликвидации этого пробела в теории и практике школьного образования. В процессе исследования были сделаны следующие научные выводы:

1. Теоретический анализ понятий «здоровье», «отношение», «физическая культура» позволяет охарактеризовать «отношение к физкультурно-оздоровительной деятельности» как личную и общественную ценность, описать значение физической культуры в жизни и деятельности человека, обосновать комплекс мер по развитию установок на необходимость соблюдения здорового образа жизни. Структурно-содержательный анализ понятия «отношение к физкультурно-оздоровительной деятельности» дал возможность выделить следующие компоненты отношения личности к ценностям физической культуры как средству сохранения здоровья: когнитивный уровеньэмоциональный уровеньценностно-мотивационный уровеньповеденческий уровень. Степень интегрированности компонентов отношения к физкультурно-оздоровительной деятельности выступает в качестве одного из основных критериев осознанного отношения к физической культуре.

2. В работе на основе междисциплинарного подхода исследованы проявления тендера на уроке физической культуры в средней общеобразовательной школе, и установлено его влияние на отношение учащихся к физкультурно-оздоровительной деятельности. В ходе исследования экспериментально доказано, что для успешной организации психолого-педагогического процесса, направленного на развитие осознанного отношения к физкультурно-оздоровительной деятельности, необходимо учитывать социальный пол занимающихся (маскулинность, фемининность, андрогинность), поскольку он оказывает различное влияние на структуру и характер этого отношения.

3. Выявлены психолого-педагогические условия развития осознанного отношения старшеклассников к физкультурно-оздоровительной деятельности: социальный пол каждого ученикастиль преподавания, методы и приёмы обучения, используемые учителем физической культурысодержание материала, представленного в школьной программе по предмету «Физическая культура».

4. Разработана и экспериментально апробирована модель развития осознанного отношения старшеклассников к физкультурно-оздоровительной деятельности с учетом гендерных характеристик личности. Внедрение данной модели показало её эффективность. По результатам проведённого формирующего эксперимента выявлены позитивные изменения в структурных компонентах отношения старшеклассников к физкультурно-оздоровительной деятельности. Разработана программа по физической культуре для учащихся старших классов и тренинг тендерной компетенции учителей. Предложены рекомендации для психологов, учителей физической культуры по развитию осознанного отношения к физкультурно-оздоровительной деятельности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности Текст. / К.А. Абульханова-Славская. -М: Наука, 1980. 335с.
  2. , Н.А. Резервы нашего организма Текст. / Н. А. Агаджанян, А. Ю. Катков. М.: Знание, 1979. — 144с.
  3. , Г. И. Психология и педагогика становления субъекта Текст. /Г.И. Аксёнова. Москва — Рязань: РИНФО, 1999. -210с.
  4. , Ш. Л. Гуманно-личностный подход к детям Текст. / Ш. Л. Амонашвили. М.: МОДЭК, 1998. — 544с.
  5. , Н.М. Раздумья о здоровье Текст. / Н. М. Амосов // Психологические методы обретения здоровья: хрестоматия / сост. К. В. Сельченок. Мн.: Харвест, ACT, 2001. — С. 17−73.
  6. , Б.Г. О проблемах современного человекознания Текст. / Б. Г. Ананьев. СПб.: Питер, 2001. — 272 с.
  7. , Б.Г. Психологическая структура личности и её становление в процессе индивидуального развития человека Текст.: в 2 т. / Б. Г. Ананьев // Психология личности. Хрестоматия / под ред. Д. Я. Райгародского. -Самара: Бахрах-М, 2004. Т. 2. — С. 7−94.
  8. , Г. М. Зарубежная социальная психология XX столетия Теоретические подходы Текст.: учеб. пособ. вузов / Г. М. Андреева, Н. Н. Богомолова, Л. А. Петровская. М.: Аспект-Пресс, 2 002. — 286с.
  9. , Г. М. Психология социального познания Текст.: учеб. пособ. вузов / Г. М. Андреева. М.: Аспект-Пресс, 2005. — 303с.
  10. , Л.И. Некоторые теоретические проблемы психологии личности Текст.: в 2 т. / Л. И. Анцыферова // Психология личности. Хрестоматия / под ред. Д. Я. Райгародского. Самара: Бахрах-М, 2004. — Т. 2. -С. 331−345.
  11. , Г. Л. Валеология на рубеже веков Текст. / Г. Л. Апанасенко // Валеология. 2000. — № 1. — С. 4−10.
  12. , Г. П. Основв медицинских знаний: здоровье, болезнь и образ жизни Текст.: учеб. пособ. вузов / Г. П. Артюнина, С. А. Игнатькова. М.: Академический Проект, 2005. — 560с.
  13. , А.Г. Неодеятельностная парадигма в мышлении 21 века: деятельность как существование Текст. / А. Г. Асмолов // Психологическая теория деятельности: вчера, сегодня, завтра / под ред. А. А. Леонтьева. М.: Смысл, 2006. — С.75 — 79.
  14. , А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека Текст. / А. Г. Асмолов. М.: Академия, 2007. -528с.
  15. , Н.А. Гуманитарное образование и рефлексивная культура юношества Текст. / Н. А. Астапова Н.А. // Мир образования образование в мире. — 2004.- № 2. — С. 148−154.
  16. , В.К. Исследование локоматорной функции в постнатальном онтогенезе человека (5−65 лет) Текст.: дис. докт. биол. наук / В. К. Бальсевич. Омск, 1983 — 22с.
  17. , В.К. Физическая культура для всех и каждого Текст. / В. К. Бальсевич. -М.: ФиС, 1988. 208с.
  18. , М.М. Здоровьесберегающая школа Текст. / М. М. Безруких. М.: Московский психолого-социальный институт, 2004 — 240с.
  19. Бэм, JI.C. Линзы тендера: трансформация взглядов на проблему неравенства полов Текст. / Л. С. Бэм. М.: Российская политическая энциклопедия, 2004. — 336с.
  20. , Т.В. Тендерная психология Текст.: учеб. пособ. вузов / Т. В. Бендас. СПб.: Питер, 2005.- 431с.
  21. , Ш. Тендерная психология. Законы мужского и женского поведения Текст. / Ш. Берн СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. — 318с.
  22. , Н.А. Физиология движений и активности Текст. / Н. А. Бернштейн. М.: Наука, 1990. — 495с.
  23. , Р.А. Отношение к здоровью Текст. / Р. А. Березовская // Практикум по психологии здоровья / под ред. Г. С. Никифорова. СПб.: Питер, 2005.-С.100−110.
  24. , Н.А. Понятие тендера: становление, основные концепции и представления Текст. / Н. А. Блохина // Общество и тендер. Материалы Летней школы в Рязани / состав, и редактор Н. А. Блохина. Рязань: Поверенный, 2003. — С. 7−40.
  25. , А.А. О характеристиках идентификации и идентичности на ступени взрослости Текст. / А. А. Бодалёв // Мир психологии. 2004. — № 2. -С. 93−97.
  26. , А.А. Психология общения: избранные психологические труды Текст. / А. А. Бодалёв. М.: Московский психолого-социальный институт, 2002. — 256с.
  27. , А.А. Познание человека человеком: возрастной, тендерный, этнический и профессиональный аспекты Текст. / А. А. Бодалёв, Н. В. Васина. СПб.: Речь, 2005. — 324с.
  28. , Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе 1, 2, 3 Текст.: в 2 т. / Л. И. Божович // Психология личности. Хрестоматия / под ред. Д. Я. Райгародского. Самара: Бахрах-М, 2004. — Т. 2. — С.95−145.
  29. , Г. А. Философская антропология феминизма. Природа женщины Текст. /Г.А. Брандт. СПб.: Алетейя, 2006. — 160с.
  30. , Б.С. Психология личности Текст.: в 2 т. / Б. С. Братусь // Психология личности. Хрестоматия / под ред. Д. Я. Райгародского. -Самара: Бахрах-М, 2004. Т. 2. — С. 385−456.
  31. , И. И. Введение в валеологию науку о здоровье Текст. /И.И. Брехман. -М.: Наука, 1987. — 125с.
  32. , А.В. О соотношении биологического и социального в развитии личности Текст. / А. В. Брушлинский // Теоретические проблемы психологии личности. М.: Наука, 1974. — С. 83−121.
  33. , А.В. Психология субъекта Текст. / А. В. Брушлинский. М.: Институт психологии РАН, 2003 — 272с.
  34. , Т.М. Духовно-телесный опыт в инициальной терапии Текст. / Т. М. Буякос, В. А. Михеев // Психология телесности между душой и телом / ред.- сост. В. П. Зинченко, Т. С. Леви. М.: ACT, 2005. — С. 546−557.
  35. , И.М. Аксиология телесности и здоровье: сопряжённость в культурологическом измерении Текст. / И. М. Быховская // Психология телесности между душой и телом / ред.- сост. В. П. Зинченко, Т. С. Леви. М.: ACT, 2005. — С.53−66.
  36. , Э.Н. Реформа школьного образования и проблема здоровья учащихся Текст. / Э. Н. Вайнер // Валеология. 2002. — № 1. — С. 13−16.
  37. , О.С. Психология здоровья. Феномен здоровья в культуре, психологической науке и обыденном сознании Текст. / О. С. Васильева, Ф. Р. Филатов. Ростов-на-Дону: Мини-Тайп, 2005. — 479с.
  38. , Е. Феминистские исследования науки: позиции и аргументы Текст. / Е. Ведерникова // Тендерное устройство: социальные институты и практики. Сборник статей / под ред. Ж. В. Черновой. СПб.: Европ. ун-т, 2005. — С. 23−39.
  39. , О. Пол и характер Текст. / О. Вейнингер М.: Латард, 1997, — 358с.
  40. , М.Я. Формировании физической культуры личности учителя в процессе его профессиональной подготовки Текст.: автореф. дис. док. пед. наук / М. Я. Виленский. М., 1990. — 84с.
  41. , М.Я. Педагогические основы формирования опыта творческой деятельности будущего учителя Текст. / М. Я. Виленский, С. Н. Зайцева. -М.: Прометей, 1993. 117с.
  42. , Е.А. Роль и место телесно-ориентированных методов в работе с детьми Текст. / Е. А. Воробьёва // Психология телесности между душой и телом / ред.-сост. В. П. Зинченко, Т. С. Леви.- М.: ACT, 2005.- С. 394 409.
  43. , Д.В. Что такое тендер Текст. / Д. В. Воронцов // Практикум по тендерной психологии / под ред. И. С. Клёциной. СПб.: Питер, 2003.- С. 27−45.
  44. , Л.С. Психология развития ребёнка Текст. / Л. С. Выготский. М.: Смысл, 2003. — 512с.
  45. , Л.С. Собрание сочинений Текст.: в 6 т. / Л. С. Выготский. М.: Педагогика, 1982. — Т.2. — 504 с.
  46. , Д. Становление мужественности: культурные концепты маскулинности Текст. / Д. Гилмор. М.: Российская политическая энциклопедия, 2005. — 264с.
  47. , Е.З. Антробиологические аспекты тендерных исследований Текст. / Е. З. Година // Введение в тендерные исследования / под ред. И. В. Костиковой. М.: Аспект Пресс, 2005. — С. 99−113.
  48. , Г. Д. Психопедагогика спорта Текст. / Г. Д. Горбунов. М.: Советский спорт, 2007. — 296с.
  49. Рязань: РГУ им. С. А. Есенина, 2006. С.202−208.
  50. , В.В. Особенности гендерых стереотипов в школе (на примере урока физической культуры) Текст. / В. В. Горячев // Специальная психология. -2007.-№ 1, — С.23−26.
  51. , Ю.В. Тендерная социализация Текст. / Ю. В. Градскова // Введение в тендерные исследования / под ред. И. В. Костиковой. М.: Аспект Пресс, 2005.-С. 114−126.
  52. , С. Трансперсональные опыты Текст. / С. Гроф // Гуманистическая и трансперсональная психология: хрестоматия / сост. К. В. Сельченок. Мн.: Харвест, ACT, 2000. — С. 384−403.
  53. , Ю.Е. Тендерные стереотипы: возрастной аспект Текст. / Ю. Е. Гусева, М. Л. Сабунаева // Практикум по тендерной психологии / под ред. И. С. Клёциной. СПб.: Питер, 2003. — С.153−163.
  54. , Д.Н. Самооценка состояния здоровья Текст. / Д. Н. Давиденко // Практикум по психологии здоровья / под. ред. Г. С. Никифорова. -СПб.: Питер, 2005. С.32−34.
  55. , В.В. Лекции по педагогической психологии Текст. / В. В. Давыдов М.: Академия. 2006. — 224с.
  56. , А.А. Акмеологическая культура личности: содержание, закономерности, механизмы развития Текст. / А. А. Деркач, Е. В. Селезнева. -М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. 496с.
  57. , В.Н. Варианты жизни: Очерки экзистенциальной психологии Текст. / В. Н. Дружинин СПб.: ПЕРСЭ, ИМАТОН-М, 2000. — 135 с.
  58. , Г. В. Тендерная деятельность в период перехода от детства к взрослости Текст. / Г. В. Жарков // Проблема отношений в жизнедеятельности человека / под ред. В. А. Зобкова. Владимир: ВГПУ, 2004. — С. 193−195.
  59. , А.Б. Педология: утопия и реальность Текст. / А. Б. Залкинд. М.: Аграф, 2001. — 464с.
  60. , А.В. Избранные психологические труды Текст.: в 2 т. / А. В. Запорожец. М.: Педагогика, 1986. — Т. 2- 298с.
  61. , В.М. Физические качества спортсмена Текст. / В. М. Зациорский. М.: ФиС, 1970. — 198с.
  62. , И.А. Педагогическая психология Текст.: учебник для вузов / И. А. Зимняя. М.: Логос, 2004. — 384с.
  63. , В.А. Отношение как механизм психической регуляции жизнедеятельности Текст. / В. А. Зобков // Проблема отношений в жизнедеятельности человека / под ред. В. А. Зобкова. Владимир: ВГПУ, 2004. -С. 8−10.
  64. , В.А. Психология отношения детей и учащейся молодёжи к учебной деятельности Текст. / В. А. Зобков // Психология отношений человекаи психическая регуляция деятельности / под ред. A.JI. Журавлёва, В. А. Зобкова. Владимир: Собор, 2007. — С. 22−41.
  65. , В.А., Педагогическая психология Текст.: курс лекций /
  66. B.А. Зобков, Е. В. Пронина. — Владимир: Собор, 2006. 196с.
  67. , Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины Текст. / Е. П. Ильин. СПб: Питер, 2006. — 544с.
  68. , Е.П. Мотивация и мотивы Текст. / Е. П. Ильин СПб: Питер, 2002.-512с.
  69. , Д.Н. Половое воспитание и психогигиена пола у детей Текст. / Д. Н. Исаев, В. Е. Каган. Л.: Медицина, 1980. — 184с.
  70. , С.Б. Акмеологическая теория потребностей Текст. /
  71. C.Б. Каверин. Тамбов: ТГУ им. Г. Р. Державина, 2004. — 300с.
  72. , И.Н. Реляционные основания в структуре психологической практики Текст. / И. Н. Карицкий // Проблема отношений в жизнедеятельности человека / под ред. В. А. Зобкова. Владимир: ВГПУ, 2004. -С. 17−20.
  73. , И.С. Изучение гендерных характеристик личности методом психологической самодиагностики Текст. / И. С. Клёцина // Практикум по тендерной психологии/ под ред. И. С. Клёциной. СПб.: Питер, 2003. — С.259−297.
  74. , И.С. Психология гендерных отношений: теория и практика Текст. / И. С. Клёцина. СПб: Алетейя, 2004. — 408с.
  75. , Н.А. Актуальные проблемы практической психологии в регионе Текст. / Н. А. Коваль // Психологическое сопровождение проблем развития региона: сб. науч. ст. Н. А. Коваль. Тамбов, 2006. — 121 с.
  76. , Н.А. Духовность в системе профессионального становления специалиста Текст.: дис. д-ра. психол. наук/Н.А. Коваль. М., 1997. — 500 с.
  77. Кон, И. С. Введение в сексологию Текст. / И. С. Кон. М.: Медицина, 1989.- 336с.
  78. Кон, И. С. Психология сексуальности Текст. / И. С. Кон // Психология и психоанализ сексуальности: учебное пособие для факультетов психологии, педагогики и социальной работы / под ред. Д. Я. Райгородского. -Самара: Бахрах-М, 2002. С.327−416.
  79. Кон, И. С. Психология старшеклассника Текст. / И. С. Кон. М.: Просвещение, 1982. — 207с.
  80. , Н.К. Физическое воспитание Текст.: учеб. пособие для средн. спец. учеб. заведений / Н. К. Коробейников, А. А. Михеев, И. Г. Николенко. М.: Высш. шк., 1989. — 384с.
  81. , И.В. Понятие тендера. Тендерные исследования Текст. / И. В. Костикова // Введение в тендерные исследования: учеб. пособие для студентов вузов / под общ. ред. И. В. Костиковой. М.: Аспект Пресс, 2005. — С. 8−25.
  82. , Т.С. Избранные психологические труды Текст. / Т. С. Костюк. М.: Педагогика, 1988. — 304с.
  83. , В.Н. Определение мотивов общественно полезной деятельности Текст.: учеб.-метод. пособие / В. Н. Косырев. Тамбов: ТОИПК, 1988, — 112с.
  84. , В.Н. Мотивы учебной деятельности Текст.: учеб.-метод. пособие / В. Н. Косырев. Тамбов: ТГПИ, 1993. — 91с.
  85. , Г. Психология развития Текст. / Г. Крайг. Спб.: Питер, 2002.992с.
  86. , Э. Строение тела и характер Текст. / Э. Кречмер. М.: Эксмо, 2003. — 416 с.
  87. , М.В. Индивидуалистские и коллективистские тенденции в современном российском обществе Текст. / М. В. Крымчанинова // Мир психологии. 2004. — № 3. — С. 192 -201.
  88. , Ю.Ф. Спортивная рекордология: теория, методология, практика Текст.: монография / Ю. Ф. Курамшин. М.: Советский спорт, 2005. — 408с.
  89. , А.Ф. Избранные труды по общей психологии. К учению о психологической активности. Программа исследования личности и другие работы Текст. / А. Ф. Лазурский. СПб.: Алетейя, 2001. — 192с.
  90. , Т.С. Психология телесности в ракурсе личностного развития Текст. / Т. С. Леви // Психология телесности между душой и телом / Ред.-сост. В. П. Зинченко, Т. С. Леви. М.: ACT, 2005. — С. 410−433.
  91. , К. Динамическая психология Текст.: Избранные труды / К.Левин. М.: Смысл, 2001. — 572с.
  92. , И.И. Общеинтеллектуальные умения старшеклассников Текст.: учеб. пособие / И. И. Левина, Ф. Б. Сушкова. М.: Московский психолого-социальный институт, 2004. — 144с.
  93. , Е.А. Метафора и телесная метафора в психотерапии: опыт осмысления и систематизации Текст. / Е. А. Леоненко, Г. В. Тимошенко // Психология телесности между душой и телом / Ред.- сост. В. П. Зинченко, Т. С. Леви. М.: ACT, 2005. — С. 614−640.
  94. , А.Н. Избранные психологические труды Текст.: в 2 т. / А. Н. Леонтьев. М.: Педагогика, 1983. — Т.2.- 318с.
  95. , А.Н. Эволюция психики Текст. / А. Н. Леонтьев. М.:
  96. Московский психолого-социальный институт, 1999. 416с.
  97. , Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности Текст. / Д. А. Леонтьев. М.: Смысл, 2003. — 487с.
  98. , П.Ф. Избранные педагогические сочинения Текст. / П. Ф. Лесгафт. М.: Педагогика, 1988. — 400с.
  99. Лесгафт, П. Ф Избранные педагогические сочинения Текст.: в 2 т. / П. Ф. Лесгафт. М.: Академия педагогических наук РСФСР, 1952. — Т.2. — 334с.
  100. , А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций Текст.: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. В. Либин. М.: Смысл, 2004. — 527с.
  101. , Б.Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии Текст. / Б. Ф. Ломов. М.: Педагогика, 1991. — 296с.
  102. , А. Мужская и женская сексуальность Текст. / А. Лоуэн // Психология и психоанализ сексуальности. Учебное пособие для факультетов психологии, педагогики и социальной работы / под ред. Д. Я. Райгородского. -Самара: Бахрах-М, 2002. С.417−521.
  103. , Л.И. Педагогическая система формирования физической культуры студенческой молодёжи (культурологический аспект) Текст.: учебное пособие / Л. И. Лубышева, А. В. Лотоненко М.: Физкультура, образование и наука, 1997. — 42с.
  104. , Л.И. Концепция формирования физической культуры человека Текст. / Л. И. Лубышева. М.: ГЦОЛИФК, 1992. — 120с.
  105. Лях, В. И. Концепция физического воспитания детей и подростков Текст. / В. И Лях, Г. Б. Мейксон, Л. Б. Кофман // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996. — № 1. — С.5−10.
  106. Лях, В. И. Координационные способности школьников Текст. / В. И. Лях. Минск: Полымя, 1989. — 159с.
  107. , М. О вреде и пользе педагогических стереотипов Текст. /М. Мазниченко // Народное образование. 2005. — № 7. — С. 187−193.
  108. , Д. Социальная психология Текст. / Д. Майерс. СПб.: Питер, 2002. — 752с.
  109. , А.С. Воспитание гражданина Текст. / А. С. Макаренко. М.: Просвещение, 1988. — 304 с.
  110. Мак-Дермот, Ян Убеждение и здоровье Текст. / Ян Мак-Дермот, Джозеф О Коннор // Психологические методы обретения здоровья: хрестоматия / Сост. К. В. Сельченок. Мн.: Харвест, ACT, 2001. — С. 329−348.
  111. , В.Л. Психодиагностика в спорте Текст.: учеб. пособие для вузов / В. Л. Марищук, Ю. М. Блудов, Л. К. Серова. М.: Просвещение, 2005. -349с.
  112. , А. Мотивация и личность Текст.: в 2 т. / А. Маслоу // Психология личности. Хрестоматия / под ред. Д. Я. Райгародского. -Самара: Бахрах-М, 2004. Т. 1. — С.391−416.
  113. , Л.П. Основы спортивной тренировки Текст.: учебное пособие для институтов физ. культ. / Л. П. Матвеев. М.: ФиС, 1977. — 271с.
  114. , B.C. Принципы психологической характеристики типов личности Текст. / B.C. Мерлин // Теоретические проблемы психологии личности. М.: Наука, 1974. — С. 226−249.
  115. , А.А. Тендерный подход в педагогике Текст. / А. А. Митрофанова // Введение в тендерные исследования: учеб. пособие для студентов вузов / под ред. И. В. Котиковой. М.: Аспект Пресс, 2005. — С. 182 148
  116. , Г. С. Эффективные технологии принятия управленческих решений Текст. / Г. С. Михайлов, С. В. Тарасенко // Мир психологии. 2004. -№ 2.-С. 202−215.
  117. , B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество Текст.: учебник для студентов вузов / B.C. Мухина. М.: Академия, 2004. — 456с.
  118. , В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии Текст.: в 2 т. / В. Н. Мясищев // Психология личности. Хрестоматия / под ред. Д. Я. Райгародского. Самара: Бахрах-М, 2004. — Т. 2. — С. 197−223
  119. , В.Н. Психология отношений Текст. / В. Н. Мясищев -М.: Московский психолого-социальный институт, 2003. 400с.
  120. , Р. Мысленная тренировка Текст. / Р. Найдиффер // Психология спорта: хрестоматия / сост.- ред. А. Е. Тарас. М: ACT, 2005. — С. 208−234.
  121. Наследов, А.Д. SPSS: Компьютерый анализ данных в психологии и социальных науках Текст. / А. Д. Наследов. СПб.: Питер, 2007. — 416с.
  122. Непопалов, В. Н Предмет и история психологии спорта Текст. / В. Н. Непопалов // Психология физического воспитания и спорта: учебник для вузов. М.: Академический Проект, 2004. — С. 179−195.
  123. Непопалов, В. Н Психологические основы формирования личности в физическом воспитании спорта Текст. / В. Н. Непопалов // Психология физического воспитания и спорта: учебник для вузов. М.: Академический Проект, 2004. — С. 112−131.
  124. , Г. С. Психология здоровья Текст.: учеб. пособие /
  125. Г. С. Никифоров. СПб.: Речь, 2002. — 256с.
  126. , Г. С. Самооценка физического, психического и социального здоровья Текст. / Г. С. Никифоров, Л. И. Августова // Практикум по психологии здоровья / под ред. Г. С. Никифорова. СПБ.: Питер, 2005. — С. 3542.
  127. , Ю.Б. Будь крепок духом и телом. Православный взгляд на физическую культуру Текст. / Ю. Б. Никифоров. М.: Душепопечительский Православный Центр св. прав. Иоанна Кронштадского, 2003. — 320с.
  128. , К. Психология влечений человека Текст. / К. Обульховский. М.: Прогресс, 1972. — 248с.
  129. , Ю.М. Восхождение к индивидуальности Текст.: кн. для учителя / Ю. М. Орлов. М.: Просвещение, 1991. — 287с.
  130. , И.П. Рефлекс свободы Текст. / И. П. Павлов. СПб.: Питер, 2001.-432с.
  131. , В.В. Ювентология: проект интегративной науки о молодёжи Текст. / В. В. Павловский. М.: Академический Проект, 2001.- 304с.
  132. , О. Формирование тендерной идентичности у ребёнка: случай Ани Текст. / О. Паченков // Тендерное устройство: социальные институты и практики. Сборник статей / под ред. Ж. В. Черновой. СПб.: Европ. ун-т, 2005. — С. 51−70.
  133. , Р.Г. Гендерология и феминология Текст.: учеб. пособ. / Р. Г. Петрова. М.: Дашков и К, 2006. — 232с.
  134. , В.А. Личность как субъект активности Текст.: в 2 т. / В. А. Петровский // Психология личности. Хрестоматия / под ред. Д. Я. Райгородского. Самара: Бахрах-М, 2004. — Т. 2. — С.467−488.
  135. , А.В. Основы теоретической психологии Текст. / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. М.: ИНФА, 1998. — 528 с.
  136. , Е.Б. Изучение тендерных различий в построении имиджа руководителя Текст. / Е. Б. Петрушихина // Практикум по тендерной психологии / под ред. И. С. Клёциной. СПб.: Питер, 2003. — С. 329−332.
  137. , К.К. Структура и развитие личности Текст. / К. К. Платонов. М.: Просвещение. 1982. — 356с.
  138. , К.К. Способности и характер Текст. / К. К. Платонов // Теоретические проблемы психологии личности. М.: Наука, 1974. — С. 187−208.
  139. , В.А. Полное и рассечённое Текст. / В. А. Подорога // Психология телесности между душой и телом / ред.-сост. В. П. Зинченко, Т. С. Леви. М.: ACT, 2005. — С. 67−138.
  140. , М. Раздельное обучение мальчиков и девочек в советской школе (1943−1954 гг.) Текст. / М. Потапова // Тендерное устройство: социальные институты и практики. Сборник статей / под ред. Ж. В. Черновой. -СПб.: Европ. ун-т, 2005. С. 100−130.
  141. Практическая психодиагностика. Методики и тесты Текст.: учебное пособие / под ред. Д. Я. Райгородского. Самара: БАХРАХ-М, 2006. -672с.
  142. Психология. Словарь Текст. / под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990. — 494с.
  143. , Н.В., Физическая культура Текст.: учеб. пособ. для студ. сред. проф. учеб. заведений / Н. В. Решетников, Ю. Л. Кислицын. М.: Академия, 2002. — 152с.
  144. , Г. Как извлекать пользу из проигрышей и спортивных неудач? Текст. / Г. Ридер // Спортивная психология в трудах зарубежных специалистов: хрестоматия / сост. и ред. И. П. Волкова, Н. С. Цикунова. М.: Советский спорт, 2005. — С. 144−152.
  145. , К. Искусство консультирования и терапии Текст. / К.Роджерс. М.: Эксмо, 2002. — 976с.
  146. , А.В. Психологические основы воспитания Текст. / А. В. Родионов // Психология физического воспитания и спорта: учебник для вузов. М.: Академический проект, 2004. — С. 64−85.
  147. , С.В. Тендерные особенности педагогической культуры учителя Текст.: автореф. дисс. пед. Наук / С. В. Рожкова Ростов-на-Дону, 2006, — 24с.
  148. , В. Психика и телесность Текст. / В. Розин // Психология и психоанализ сексуальности. Учебное пособие для факультетов психологии, педагогики и социальной работы / под ред. Д. Я. Райгородского. Самара: Бахрах-М, 2002. — С.39−65.
  149. , С.JI. Бытие и сознание. Человек и мир Текст. / С. Л. Рубинштейн. СПб: Питер, 2003. — 512с
  150. , С.Л. Основы общей психологии Текст. / С. Л. Рубинштейн. СПб: Питер, 2002 — 720с.
  151. , В.В. Социальное взаимодействие и обучение в контексте культурно-исторической психологии и теории деятельности Текст. /В.В. Рубцов // Мир психологии.- 2006. № 3. — С. 59−72.
  152. , П.А. Психологические аспекты спортивной деятельности Текст. / П. А. Рудик // Психология и современный спорт. Сборник научных работ психологов спорта социалистических стран. М.: Физкультура и спорт, 1973. — С.14−39.
  153. , Е.Ф. Взрослый человек как субъект общения Текст. / Е. Ф. Рыбалко // Проблемы общей акмеологии / под ред. А. А. Реана. Спб.: С.-Петерб. ун-т, 2000 — С. 69−84.
  154. , М.Л. Тендерный подход в практике школьного психолога Текст. / М. Л. Сабунаева, Ю. Е. Гусева // Практикум по тендерной психологии / под ред. И. С. Клёциной. СПб.: Питер, 2003. — С. 369−381.
  155. , М.Л. Тендерная экспертиза урока Текст. / М. Л. Сабунаева // Практикум по тендерной психологии / под ред. И. С. Клёциной. -СПб.: Питер, 2003. С. 382−387.
  156. , Э.В. Субъект: созидатель и носитель социального Текст. / Э. В. Сайко. М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. — 424с.
  157. , М.Ф. Медико-биологические аспекты физического развития школьников и студентов Текст. / М. Ф. Сауткин. М.: Физкультура и спорт, 1991. — 102с.
  158. , М.В. Тендерные стереотипы и их влияние на поведение человека Текст. / М. Ф. Сафонова II Практикум по тендерной психологии / под ред. И. С. Клёциной. СПб.: Питер, 2003. — С. 178−184.
  159. , М.Ф. Психология здоровья Текст.: учеб. пособ. для высшей школы / М. Ф. Секач. М.: Академический Проект, 2005. — 192с.
  160. , К.В. Система психологического обеспечения эффективности оздоровительных мероприятий Текст. / К. В. Сельченок // Психологические методы обретения здоровья / сост. К. В. Сельченок. Мн.: Харвест, ACT, 2001. — С. 167−273.
  161. , С.А. Школа — важнейшее звено в укреплении здоровья детей и подростков Текст. / С. А. Сенников // Школа здоровья. 2002. — № 2. -С. 22−30.
  162. , И.М. Элементы мысли Текст. / И. М. Сеченов. СПб.: Питер, 2001.- 416с.
  163. , Р.Н. Мифы и реальность в психологии спорта Текст. / Р. Н. Сингер. М.: Физкультура и спорт, 1980. — 152с.
  164. , Г. В. Нравственное развитие старшеклассников в социально-педагогическом процессе Текст. / Г. В. Слепухина. М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. — 188с.
  165. , В.И. Психология человека: введение в психологию субъективности Текст. / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. М.: Школьная пресса, 1995.-384 с.
  166. Словарь психолога-практика Текст. / Сост. С. Ю. Головин. Мн.: Харвест, 2001.-976 с.
  167. , А.А. Избранные психологические труды Текст.: в 2 т. /
  168. А.А. Смирнов. М.: Педагогика, 1987. — Т. 1. — 272с.
  169. , Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе Текст. / Н. К. Смирнов. М.: АРКТИ, 2006. -320с.
  170. Современный философский словарь Текст. / Под ред. В. Е. Кемерова. М.: Академический проект, 2004. — 861с.
  171. , Н.В. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей Текст.: учеб. пособ. / Н. В. Сократова. М.: Сфера, 2005. — 224с.
  172. , М.И. Формирование системы отношений в процессе профессиональной подготовки учителя Текст.: монография / М. И. Старов. -Тамбов: ТГПИ, 1996. 206 с.
  173. , И.Р. Категория «отношения» и взаимодействие социальных субъектов Текст. / И. Р. Сушков // Психология отношений человека и психическая регуляция деятельности / под ред. A.JI. Журавлёва, В. А. Зобкова. -Владимир: Собор, 2007. С. 62−79.
  174. , Н.Ф. Педагогическая психология Текст.: учеб. для студ. сред. учеб. заведений / Н. Ф. Талызина. М.: Академия, 2006. — 288с.
  175. , И.Н. Тендерная социология Текст. / И. Н. Тартаковская. М.: Вариант, 2005. — 368с.
  176. , Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий Текст.: избранные психологические труды / Б. М. Теплов. М.: Московский психолого-социальный институт, 2003. — 640с.
  177. , O.K. Психология мышления Текст.: учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений / O.K. Тихомиров. М.: Академия, 2002. — 288с.
  178. , Е.И. К вопросу о тендерной терминологии Текст. / Е. И. Трофимова // Общество и тендер. Материалы Летней школы в Рязани / состав.- ред. Н. А. Блохина. Рязань: Поверенный, 2003. — С. 40−70.
  179. , Г. С. Телосложение и спорт Текст. / Г. С. Туманян, Э. Г. Мартиросов. М.: Физкультура и спорт, 1976. — 239с.
  180. , И.А. Тендерные стереотипы и жизненный путь человека Текст. / И. А. Тупицына // Практикум по тендерной психологии / под ред. И. С. Клёциной. СПб.: Питер, 2003. — С. 143−152.
  181. , Е.А. Психология самоорганизации личности как субъекта двигательной активности Текст.: автореф. дисс. докт. психол. наук / Е. А. Уваров. Санкт-Петербург, 2007. — 50с.
  182. , Д.Н. Общая психология Текст. / Д. Н. Узнадзе. М.: Смысл, 2004. — 413с.
  183. , Д.Н. Установка у человека Текст. / Д. Н. Узнадзе // Психология личности. Хрестоматия / под ред. Д. Я. Райгородского. Самара: Бахрах-М, 2004. -Т.2. — С.245−300.
  184. , Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности Текст.: избранные труды / Д. И. Фельдштейн. М.: Московский психолого-социальный институт, 2004. — 672с.
  185. , В. Человек в поисках смысла Текст. / В. Франкл. М.: Прогресс, 1990. — 368с.
  186. , Э. Личность в современной культуре Текст. / Э. Фромм // Психология личности. Хрестоматия / под ред. Д. Я. Райгородского. Самара: Бахрах-М, 2004. — Т. 1. — С.233−246.
  187. , Э. Автоматический конформизм Текст. / Э. Фромм // История зарубежной психологии (30−60-е гг. 20 В.). Тексты. М.: Московский университет, 1986.- С. 172−184.
  188. , Ю.Л. Психология общения в спорте Текст. / Ю. Л. Ханин. -М.: Физкультура и спорт, 1980. 208с.
  189. , А.А. Тендерные особенности морального сознания Текст. / А. А. Ханин // Мир психологии. 2005. -№ 2. — С. 194−206.
  190. , Г. И. Акмеология физической культуры и спорта Текст.: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. И. Хозяинов, Н. В. Кузьмина, Л. Е. Варфоломеева. М.: Академия, 2005. — 208с.
  191. , М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования Текст. / М. А. Холодная. СПб.: Питер, 2002. — 272с.
  192. , К. Самоанализ. Психология женщины. Новые пути в психоанализе Текст. / К. Хорни. СПб.: Питер, 2002. — 480с.
  193. , М.О. Традиционная культура, тендерные стереотипы и установка Текст. / М. О. Церетели // Мир психологии. 2004. — № 3. — С. 177−181.
  194. , Н.С. Тендерные стереотипы в спорте Текст. / Н. С. Цикунова // Практикум по тендерной психологии / под ред. И. С. Клёциной. -СПб.: Питер, 2003. С. 363−368.
  195. , В.Г. Физическая культура как средство оздоровления школьной среды Текст.: метод, рекоменд. / Т. В. Чайцев, И. В. Пронина. -Рязань: Ряз. обл. ин-т развития образования, 2004. 112с.
  196. , А.А. Тендерная психология Текст.: учебное пособие / А. А. Чекалина. М.: Ось-89,2006. — 256с.
  197. , Ж.В. Тендерные исследования: западный и российский опыт Текст. / Ж. В. Чернова // Тендерное устройство: социальные институты и практики. Сборник статей / под ред. Ж. В. Черновой. СПб.: Европ. ун-т, 2005. — С. 8−22.
  198. , В.Э. Становление личности и проблема смысла жизни Текст.: избранные труды / В. Э. Чудновский. М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. — 768с.
  199. , Б.Н. Основы здорового образа жизни Текст.: учебное пособие / Б. Н. Чумаков М.: Педагогическое общество России, 2004. — 416с.
  200. , Р.З. Личность и волевая готовность в спорте Текст. /Р.З. Шайхтдинов. М.: Физкультура и спорт, 1987. — 112с.
  201. , Л.В. Тендерный подход в образовании Текст. / Л.В. Штылёва// Мир образования — Образование в мире. 2005.- № 1. — С. 89 -101.
  202. , Л.В. Фактор пола в образовании: тендерный подход и анализ Текст. / Л. В. Штылёва. М.: ПЭРСЭ, 2008. — 316с.
  203. , Н.Б. Обучение и развитие одарённых детей Текст. /
  204. Н.Б. Шумакова. М.: Московский психолого-социальный институт, 2004. -336с.
  205. , Д.Б. Детская психология Текст.: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Д. Б. Эльконин. М.: Академия, 2007. -384с.
  206. , Э. Юность Текст. / Э. Эриксон // Подросток и семья: учебное пособие по детской и возрастной психологии для факультетов психологии, педагогики и социальной работы / под ред. Д. Я. Райгородского. -Самара: БАХРАХ-М, 2002. С.143−174.
  207. , Э.Г. Системный подход и принцип деятельности Текст. / Э. Г. Юдин. М.: Педагогика, 1978. — 324 с.
  208. Юнг, К. О становлении личности Текст. / К. Юнг // Психология личности. Хрестоматия / под ред. Д. Я. Райгородского. Самара: Бахрах-М, 2004.-Т. 1. — С.128−148.
  209. , Е.В. Социально-психологический анализ тендерных ролей Текст. / Е. В. Юркова, И. С. Клёцина // Практикум по тендерной психологии / под ред. И. С. Клёциной. СПб.: Питер, 2003. — С. 207−228.
  210. , Ю.А. Уроки физической культуры в школе. Новые педагогические технологии Текст. / Ю. А. Янсон. Ростов н/Д: Феникс, 2005. — 432с.
  211. БЛОК ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИХ СВОЙСТВ 331 ••сила нервных подвижность уравновешен процессов нервных ность процессов нервных процессов я «- ^ о sbnuEtiPol il^l SuOelО1. РИС 1.
  212. КОРРЕЛЯЦИОННАЯ ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ РАЗЛИЧНЫМИ ПАРАМЕТРАМИ ОТНОШЕНИЯ К ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЫ1. ДЕЯТЕЛЬНОСТИа•о SU
Заполнить форму текущей работой