Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Оптимизация временного ресурса государственных служащих с учетом личностно-профессиональных особенностей

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Целеполагание в модели оптимизации временного ресурса ГС оказывает значительное влияние на личностное развитие государственного служащего, обусловленное следующими функциями: ориентирующей, помогающей личности правильно ориентироваться в системе знаний о потенциальных целях человеческой деятельности и способах осуществления процесса целеполаганиясмыслообразующей, связанной с обеспечением… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 1. 1. Состояние проблемы исследования
    • 1. 2. Сущностная характеристика временного ресурса государственных служащих
    • 1. 3. Разработка теоретической модели оптимизации временного ресурса государственных служащих
  • ГЛАВА 2. ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВРЕМЕННОГО РЕСУРСА ГОСУДАРСТВЕННЫМИ СЛУЖАЩИМИ С УЧЕТОМ ИХ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ
    • 2. 1. Акмеологические предпосылки использования временного ресурса государственным служащим
    • 2. 2. ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ТИПОЛОГИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВРЕМЕННОГО РЕСУРСА ГОСУДАРСТВЕННЫМИ СЛУЖАЩИМИ
    • 2. 3. АЛГОРИТМ ПРОДУКТИВНОЙ ОПТИМИЗАЦИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВРЕМЕННОГО РЕСУРСА ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО

Оптимизация временного ресурса государственных служащих с учетом личностно-профессиональных особенностей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы исследования. Одной из важнейших задач оптимизации функционирования системы государственной службы является повышение эффективности ее работы. Значительную роль в этом играет совершенствование деятельности государственного аппарата и непосредственно государственного служащего (ГС). При этом деятельность государственного служащего необходимо рассматривать как процесс достижения им общественно приемлемого уровня эффективности, экономии времени, снижения психо-энергетических затрат (А. А. Деркач, В. Г. Зазы-кин).

Среди личностно-профессиональных качеств ГС, позволяющих ему эффективно действовать в условиях психологического и физического перенапряжения, дефицита времени важное место занимает умение оптимально использовать временной ресурс, имеющийся в его распоряжении. В условиях дефицита временного ресурса, как показывают результаты нашего исследования, 43% государственных служащих испытывают значительные перегрузки в профессиональной деятельности и более 50% вынуждены для выполнения своих обязанностей использовать нерабочее время. Решение проблемы оптимизации использования ГС временного ресурса возможно путем внедрения в его деятельность системы новых методов работы, учитывающих их психологические особенности и позволяющих обеспечить эффективность деятельности государственной службы в целом.

Комплексно рассмотреть выделенную проблему, определить лично-стно-профессиональные особенности оптимизации временного ресурса государственным служащим позволяет, на наш взгляд, психолого-акмеологический подход, широко разрабатываемый в современной науке (О.С. Анисимов, A.A. Бодалев, В. М, Герасимов A.C. Гусева, A.A. Деркач, В. Г. Зазыкин, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, В. А. Пономаренко, И. Н. Семенов, Ю. В. Синягин, Е. А. Яблокова и др.), который, с одной стороны, способен дать многостороннюю характеристику деятельности государственного служащего, особенностей ее осуществления в системе государственной службы, возможностей личностно-профессионального роста, а с другой стороны, выявить важные системные личностно — профессиональные особенности государственного служащего, необходимые для успешной его деятельности по оптимизации своего временного ресурса.

Состояние разработанности проблемы. В последние годы заметно активизировалась разработка проблем психологического обеспечения кадров государственной службы (С.А. Анисимов, A.A. Деркач, В. Г. Зазыкин, Е. А. Яблокова и др.), формирования оптимальной модели профессионально важных качеств госслужащего (О.С. Анисимов, A.A. Бодалев, Л. И. Катаева, Н. И. Конюхов, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова и др.), разработки теоретических и методологических основ психологии личности управленца (Ю.М. Забродин, Ю. В. Синягин, В. М. Шепель и др.), мотивации в профессиональной деятельности государственного служащего (В.Г. Асеев, Л. Г. Лаптев, A.C. Мельничук, И. Н. Семенов и др.), организации времени жизни (К.А. Абульханова, В. И. Ковалев, Л. Ю. Кублицкене, В. Ф. Серенкова, 0: В. Кузьмина, Т. Н. Березина, Н. Ю. Григоровская и др.), профессионализма в различных видах деятельности (Н.В. Кузьмина, А. К. Маркова, Л. Г. Лаптев, В. Г. Михайловский, А. Ю. Панасюк, С. И. Сьедин и др.).

Особое внимание в этих работах уделяется разработке принципов, закономерностей, психологических факторов, способствующих повышению эффективности профессиональной деятельности государственных служащих в современных условиях.

Анализ литературы показывает, что личностные особенности времени также частично раскрываются в исследованиях, направленных на изучение взаимосвязи временных представлений с личностными и возрастными особенностями (В. Г. Асеев, Е. М. Гареев, 3. А. Шабарова и др.), восприятия времени и некоторых хронометрических характеристик человека (А. С. Дмитриев, В. П. Лисенкова, Б. И. Цуканов, Д. Г. Элышн), особенностей деятельности и психических процессов (В. Я. Ляудис, А. В. Карпов, Ю. К. Корнилов, Г. С. Никифоров), а также на выявление способов практической деятельности в различных временных условиях (Д. Н. Зава-лишина, Б. Ф. Ломов, В. И. Секун. В. Хакер, В. В. Чебышева и др.).

В рамках концепции личностной организации времени (К. А. Абуль-ханова-Славская) проводились исследования: отношения личности к времени собственной жизни и ее организации (В.И. Ковалев), личностных особенностей организации времени деятельности (О.В. Кузьмина), личностных особенностей организации времени (Л.Ю. Кублицкене), типологических особенностей планирования личностного времени (В.Ф. Серенко-ва), субъективного переживания и осознания времени (Н.Ю. Григоров-ская).

Вместе с тем, недостаточно исследованными остаются проблемы эффективного использования государственными служащими своего временного ресурса, реальная практика его организации, личностно-профессиональные и психологические особенности, влияющие на использование специалистом своего времени, выбора стратегии планирования своей деятельности.

Теоретическая и практическая значимость выбранной темы исследования, степень ее разработанности определили цель, объект, предмет и задачи исследования.

Цель исследования: на основе психолого-акмеологического подхода выявить основные пути оптимизации использования временного ресурса в профессиональной деятельности государственных служащих с учетом их личностно-профессиональных особенностей.

Объект исследования: личность и профессиональная деятельность государственных служащих.

Предмет исследования: процесс оптимизации временного ресурса государственных служащих.

Основные гипотезы исследования:

Оптимизация использования временного ресурса государственным служащим как процесс совершенствования организации во времени профессиональной деятельности, направленный на повышение ее эффективности, может быть обеспечена на основе развития личностно-профессиональных и учета психологических особенностей государственного служащего.

Оптимизация временного ресурса государственного служащего (ВРГС) с учетом личностно-профессиональных особенностей зависит от научно обоснованного психолого-акмеологического инструментария, позволяющего разрабатывать акмеологическую стратегию продуктивной организации профессиональной деятельности и профессионального образа жизни государственного служащегоучета типологических личностно-профессиональных особенностей ГС, разработанной акмеологической временной стратегии в профессиональной деятельности ГСакмеологиче-ских технологий использования временного ресурса, функциональных стратегий, используемых ГС для оптимизации своего временного ресурса. Задачи исследования:

1. Изучить состояние и разработанность проблемы исследования, раскрыть содержание, сущность и дать характеристику понятию временного ресурса государственного служащего.

2. Разработать методику исследования и эмпирически изучить личностно-профессиональные и психологические особенности ГС, его стратегии использования временного ресурса.

3. Исследовать взаимосвязь между стратегиями использования временного ресурса государственным служащим и эффективностью его профессиональной деятельности.

4. Выявить типологические особенности государственных служащих в использовании своего временного ресурса.

5. Разработать практические рекомендации по изучению личностно-профессиональных и психологических особенностей государственных служащих с целью оптимизации использования ими временного ресурса.

Теоретико-методологическую основу исследования составили принципы системности, целостности, детерминизма, единства внешней и внутренней сторон деятельности, а также работы по теории личности и деятельности (К. А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, А. А. Бодалев, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, В. С. Мерлин, А. В. Петровский, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин, В. А. Ядов и др.), по психологии развития (Л. И. Анцыферова, А. В. Брушлинский, Л. И. Божович, И. В. Дубровина, В. С. Мухина, В. В. Рубцов, В. И. Слободчиков и др.), по психологии труда и профессий (Е. А. Климов, Л. Г. Лаптев, Б. Ф. Ломов, В. Г. Михайловский, К. К. Платонов и др.), исследования по теории и психологии управления, личности и деятельности руководителя (B.C. Агапов, Т. Ю. Базаров, А. А. Деркач, Ю. Н. Емельянов, Р. Л. Кричевский, Н. В. Кузьмина, А. И. Приго-жин, А. Л. Свенцицкий, Ю. В. Синягин, А. В. Филиппов, P. X. Шакуров, В. М. Шепель и др.), работы, раскрывающие основные положения психолого-акмеологического подхода, (О. С. Анисимов, А. А. Бодалев, А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин, Н. В. Кузьмина, Я. А. Пономарев, И. Н. Семенов, ВА. Сла-стенин, Е. А. Яблокова и др.).

В качестве основных методов исследования применялись анализ научной литературы, обобщение научных данных по проблеме исследования, анкетирование, тестирование. Для определения психологических особенностей личности государственного служащего использовались опросник К. Леонгарда — Г. Шмишека, опросник Мини-мульт и личностно-профессиональный опросник (ЛПО), разработанный на кафедре акмеологии и психологии профессиональной деятельности РАГС под руководством Ю. В. Синягина, направленный на выявление личностно-профессиональных черт и оценку потенциала работника.

Для статистического анализа данных и их графического представления использовалась программа Statistica for Windows 5.0, корреляционный, дисперсионный анализ.

Эмпирическую базу исследования составили результаты психоло-го-акмеологического исследования государственных служащих различного уровня в количестве 592 человек, в возрасте от 20 до 55 лет, а также результаты мониторинга личностно-профессиональных качеств госслужащих, проходящих переподготовку в РАГС (130 чел.).

Основные научные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна.

Показано, что одним из факторов повышения эффективности профессиональной деятельности государственного служащего является продуктивное использование им временного ресурса, отражающееся на эффективности его профессиональной деятельности.

Доказательно представлено, что данный процесс зависит от умений ГС: прогнозировать (планировать) процесс профессиональной деятельности и качественный его результатформулировать и эффективно решать профессиональные задачиконструировать решение профессиональных задач в условиях складывающихся ситуацийустанавливать профессионально целесообразные взаимоотношения по вертикали и горизонтали в целях достижения заданного в деятельности результатаорганизовывать собственную деятельность с учетом влияния социумадиагностировать результаты профессионального труда и его процесса, влияющие на результат или препятствующие продуктивности профессиональной деятельности, применять соответствующие стратегии использования временного ресурса.

Определено, что процесс оптимизации временного ресурса, целепо-лагание государственного служащего в профессиональной деятельности является личностной функцией, обеспечивающей построение мысленного образа будущего результата его профессиональной деятельности (цели), осознание и субъективное принятие им этого образа, а также регуляцию собственной профессиональной деятельности, различные стратегии использования временного ресурса, направленные на достижение этой цели.

В качестве основных акмеологических критериев в развитии целепо-лагания у ГС в условиях профессиональной деятельности личностно-ориентированного образовательного процесса (самоактуализации, самовоспитании, самокоррекции и др.) выступают следующие компоненты: 1) содержательный — представление ГС о целеполагании в профессиональной сфере и его роли в профессиональной жизни личности, понимание специфики целеполагания в постановке профессиональной задачи, проявляющееся в ориентации не только на результат, но и на освоение алгоритма продуктивного решения профессиональной задачи, наличие субъективного опыта, осуществление целеполагания в различных видах профессиональной деятельности- 2) мотивационный — характер проектируемых профессиональных целей, доминирующие мотивы, определяющие процесс целеполагания- 3) деятельностно-операционный — умения моделировать и планировать профессиональные действия, связанные с целереализацией- 4) рефлексивно-оценочный — осознание процесса целеобразования, анализа профессиональной цели на предмет ее значимости и возможности достижения, анализ профессионального результата с позиции соответствия намеченной и достигнутой цели- 5) эмоционально-волевой — удержание профессиональной цели в ситуациях помех и препятствий, характер эмоциональных проявлений в процессе целеполагания.

Мотивационный и деятельностно-операционный компоненты приобретают статус системообразующих в иерархизированной структуре целеполагания профессиональной деятельности ГС. Выделены четыре уровня развития целеполагания при оптимизации временного ресурса в профессиональной деятельности ГС: высший (осознанно осуществляет постановку профессиональной цели, а в процессе целереализации способен самостоятельно регулировать свои профессиональные цели, направленные на ее достижение) — высокий (характерно определенное расхождение между осознанной постановкой профессиональной цели и недостаточной регуляцией профессиональных действий по ее достижению) — средний (целепола-гание ГС данного уровня отличается недостаточной осознанностью) — низкий (способны принять профессиональную задачу на основе первичного осмысления, но только в том случае, если личностный смысл связан с ведущими эмоциями, не могут самостоятельно регулировать процесс ее достижения).

Разработаны акмеологическая модель процесса, ориентированного на развитие целеполагания в акмеологической системе оптимизации временного ресурса ГС с учетом их личностнопрофессиональных особенностей, а также технологические средства реализации данного процесса.

Установлено, что оптимизация использования временного ресурса государственного служащего возможна на основе учета его психологических особенностей (тревожность, неуравновешенность, депрессивность, и др.) и личностно-профессиональных характеристик (порог восприятия социального мнения, креативность, гибкость поведения и др.).

Выявлено, что оптимальное использование временного ресурса государственным служащим обеспечивает ему эффективное выполнение своих профессиональных обязанностей, личностно-профессиональный рост, минимальные психические и физические нагрузки с учетом его личностно-профессиональных и психологических особенностей.

Выявлена зависимость оптимизации временного ресурса ГС от уровня сформулированности их познавательных (гностических) способностей, знаний, умений и навыков, которые в процессе профессионального опыта, профессиональной подготовки, повышения квалификации, самовоспитания постоянно усложняются: от умения оперировать и классифицировать признаки сопоставляемых явлений, выделять существенные из них и систематизировать до умения варьировать профессиональные действия в новой обстановке, применять соответствующие функциональные стратегии использования временного ресурса. Критерии и признаки гностических умений (умение выдвигать и формулировать профессиональные задачи, самостоятельно разрабатывать план поиска алгоритмов продуктивного решения профессиональных задач, умение соотносить результаты профессиональной деятельности с изучаемыми явлениями, проверять их достоверность и др.) являются ориентирами использования временного ресурса и их профессиональной деятельности.

Установлено, что оптимизация государственным служащим своего временного ресурса есть по сути дела разработка им собственной акмеоло-гической временной стратегии, представленной как процесс решения целого ряда как профессиональных, так и личностных задач, (сверхзадачи, стратегические, тактические, оперативные) и реализуемой на различных уровнях профессионализма государственным служащим (системко-моделирующем, локально-моделирующем, адаптивном, репродуктивном).

Выявлены основные психолого-акмеологические технологии использования временного ресурса: (организационно-управленческие, социально-психологические, социально-перцептивные, коммуникативные, проектировочные, конструктивные, аутопсихологичесие, медицинские, психотерапевтические и др.). Особую значимость имеют конструктивные, проектировочные, организаторские технологии, которые направлены на: выбор временного интервала для планирования профессиональной деятельности, стиль профессиональной деятельности в условиях дефицита временного ресурса, распределение дел при ограничении временного ресурса по срочности или значимости, планирование порядка выполнения порученных дел.

Выявлены основные функциональные стратегии 4 типов: хронологическая, позитивного отбора, негативного отбора (планирование порядка выполнения дел) — срочности, значимости (распределение дел при ограничении временного ресурса) — оперативная, тактическая, перспективная (выбор временного интервала для планирования деятельности) — пропорционального распределения, референтного распределения, неотложного распределения, административного распределения, пропорционально-значимого распределения, экстенсивного распределения (стиль профессиональной деятельности действий в условиях дефицита временного ресурса), которые обеспечивают эффективное использование временного ресурса с учетом личностно-профессиональных и психологических особенностей.

Построена личносшо-профессиональная типология использования временного ресурса государственным служащим, показывающая, что для государственных служащих с высокой эффективностью деятельности характерны более высокий (по сравнению с низкой эффективностью) уровень креативности, гибкости поведения, терпимости к неопределённости, способности длительное время переносить большие рабочие нагрузки и способности к отсроченному вознаграждениюиспользование стратегий «значимости», «тактической» или «перспективной». Напротив, для государственных служащих с низкой эффективностью деятельности характерны более высокий уровень порога восприятия социального мнения, повышенная тревожность, неуравновешенность и депрессивность, использование стратегий «срочности», «тактической», «неотложного распределения» .

Разработан психолого-акмеологический инструментарий, позволяющий выявлять личностно-профессиональные и психологические особенности государственного служащего в целях оптимизации использования временного ресурса, включающий в себя методику изучения личностно-профессиональных и психологических особенностей, особенностей использования временного ресурса государственным служащим и рекомендации по его оптимизации.

Практическая значимость исследования.

Разработанные в ходе исследования практические рекомендации по оптимизации использования временного ресурса государственного служащего могут найти применение в практической работе по подбору управленческих кадров государственной службы, их подготовке и переподготовке, в коррекционной и экспертно-консультационной работе, диагностике личностно-профессиональных особенностей.

Материалы исследования составили основу спецкурса «Психологические факторы в оптимизации временного ресурса государственного служащего» для слушателей РАГС и могут быть использованы при чтении теоретических курсов по акмеологии и психологии профессиональной деятельности, для подготовки отдельных спецкурсов по управленческой психологии, самостоятельной работе государственных служащих по оптимизации использования своего временного ресурса.

Апробация и внедрение результатов.

Теоретические и экспериментальные результаты работы докладывались и обсуждались на методологических семинарах кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности РАГС при Президенте РФ!, а также на научной сессии, посвященной 75-летию члена-корреспондента РАО, Президента МААН Нины Васильевны Кузьминой, РАГС, Москва 1998, межкафедральной научно-практической конференции «Становление государственной службы в России и подготовка высшего административно-управленческого персонала», РАГС, Москва, 1998, на заседании проблемной группы кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности, на теоретических семинарах Экспертно-консультационного центра оценки и аттестации государственных служащих РАГС при Президенте РФ.

По теме диссертации опубликовано 4 научные работы.

Надежность и достоверность результатов исследования обеспечивалась исходными методологическими позициями, применением апробированного инструментария, репрезентативностью выборки исследований, разнообразием исследовательских процедур и приемов, их взаимодополняемостью, многочисленной проверкой данных, а также применением математических методов обработки и анализа результатов с помощью различных автоматизированных статистических пакетов.

Положения, выносимые на защиту.

Повышение эффективности деятельности кадров государственной службы возможно на основе оптимального использования временного ресурса государственным служащим. Под оптимизацией использования временного ресурса госслужащим понимается процесс совершенствования организации во времени профессиональной деятельности, направленный на повышение ее эффективности.

Целеполагание в модели оптимизации временного ресурса ГС оказывает значительное влияние на личностное развитие государственного служащего, обусловленное следующими функциями: ориентирующей, помогающей личности правильно ориентироваться в системе знаний о потенциальных целях человеческой деятельности и способах осуществления процесса целеполаганиясмыслообразующей, связанной с обеспечением возможности для государственного служащего осознать и субъективно принять цель предстоящей деятельностиконструктивно-проективной, определяющей характер, последовательность, способы, средства и другие характеристики действий, направленных на достижение целей в тех условиях, которые выделены самим субъектомрефлексивно-оценочной, обусловленной необходимостью выйти из полной поглощенности деятельностью и процессом целеполагания, связанным с ней, для выработки собственного отношения личности к ним, чтобы осознать степень правильности постановки целирегулятивной, обеспечивающей влияние процесса целеполагания на способы регуляции деятельности и поведения, направленные на достижение цели. Данные функции определяют следующие структурные компоненты целеполагания: содержательный, мотивационный, дея-тельностно-операционный, рефлексивно-оценочный, эмоционально-волевой.

Основой для оптимизации использования временного ресурса государственными служащими является изучение личностно-профессиональных и психологических особенностей кадров государственной службы, его стратегий использования временного ресурса.

При исследовании временного ресурса ГС особую значимость приобретает личностно — деятельностный подход, который дает возможность не только всесторонне изучить деятельность государственного служащего, наличие взаимосвязей, существующих между личностнопрофессиональными и психологическими особенностями государственного служащего и способами его практической деятельности по использованию своего временного ресурса, но и сформулировать конкретные рекомендации по оптимизации использования государственным служащим своего временного ресурса.

Акмеологическая временная стратегия в профессиональной деятельности ГС представляет собой разработку алгоритмов продуктивной организации профессиональной деятельности, способов личной организации труда, поиск продуктивных способов решения задач с учетом индивидуально-типологических свойств личности субъекта профессионального образа жизни и профессиональной деятельности, его тактических и стратегических целей и задач («кровной идеи», «организационной задачи», обеспечения своего личного и профессионального будущего и др.).

Рассмотрение акмеологической временной стратегии как многокомпонентной структуры позволяет изучить и особенности использования временного ресурса государственным служащим, и формирования им собственной индивидуальной временной стратегии, определить пути ее коррекции и оптимизации.

Оптимизация индивидуальной временной стратегии государственного служащего возможна на основе построения личностно-профессиональной типологии особенностей использования временного ресурса государственными служащими с учетом их индивидуальных стратегий использования времени, личностно-профессиональных и индивидуально-психологических особенностей, продуктивности их профессиональной деятельности.

Методика по оптимизации использования временного ресурса государственных служащих с учетом их личностно-профессиональных особенностей включает: проведение психологической диагностики для выявления личностно-профессиональных и психологических особенностей государственного служащего, изучение его стратегий использования временного ресурса, с помощью разработанной типологии определение принадлежности конкретного государственного служащего к группе с высокой или низкой эффективностью и выявление его потенциальных возможностей повышения эффективности использования временного ресурса, выдача рекомендаций по оптимизации использования временного ресурса с целью повышения эффективности деятельности государственного служащего.

Структура диссертации определяется задачами и логикой исследования и состоит из введения, двух глав, выводов и заключения, списка литературы из 162 наименований и приложения. Общий объем диссертации 215 страниц.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В целом, проведенное исследование подтвердило выдвинутые гипотезы и позволило получить новые данные об использовании временного ресурса государственным служащим и факторах его оптимизации.

Подтверждено положение о том, что одним из факторов эффективности деятельности кадров государственной службы является использование временного ресурса государственным служащим.

Показана зависимость особенностей использования временного ресурса государственным служащим от его личностно-профессиональных и психологических особенностей.

Выявлены основные акмеологические технологии использования временного ресурса, составляющие основу акмеологической временной стратегии.

Построена типология особенностей использования временного ресурса государственным служащим.

Разработаны методический инструментарий и практические рекомендации по выявлению личностно-профессиональных и психологических особенностей государственного служащего и оптимизации использования его временного ресурса.

Предложена методика исследования использования временного ресурса государственным служащим, позволившая построить типологию особенностей использования временного ресурса государственным служащим.

Полученные результаты существенны для понимания государственным служащим своих личностно-профессиональных и психологических особенностей, касающихся временной организации деятельности, что является очень важным для личного самоконтроля и саморегуляции, для профессионального выбора, а также для профессионального отбора и расстановки кадров.

Проведенное исследование позволяет сделать существенные психологические и социальные рекомендации относительно учета особенностей государственного служащего в использовании временного ресурса и повышению на этой основе эффективности его деятельности.

Полученные данные, рас1фывающие особенности использования временного ресурса государственным служащим, могут быть использованы в психоконсультационной и психокоррекционной практике. С их помощью возможен более эффективный поиск оптимального для личности временного режима деятельности.

В целом, проведенная работа показала необходимость продолжения подобных исследований в области использования временного ресурса государственным служащим и их перспективные направления, среди которых: дальнейшая разработка акмеологической временной стратегии ГС, разработка новых психолого-акмеологических технологий и функциональных стратегий использования временного ресурса ГС, выявление личност-но-профессиональных и психологических особенностей, определяющих использование временного ресурса ГС.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К.А. О субъекте психической деятельности. М. 1977.
  2. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980.-335с
  3. Абульханова-Славская К. А. Диалектика человеческой жизни. М., 1977.
  4. Абульханова-Славская К. А. Личностная регуляция времени // Психология личности в социалистическом обществе. М., 1990. С. 114−129.
  5. Абульханова-Славская К.А. О путях построения типологии личности // Психол. журн. 1983. Т. 4, № 1.С. 14−30.
  6. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991.-299с
  7. Абульханова-Славская К. А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности // Психология формирования и развития личности. М., 1981. С. 19−45.
  8. B.C. Я-концепция в структуре управленческой деятельности руководителя. Монография.- М.: Московский государственный университет управления, 1999. 230с.
  9. B.C. Критерии, показатели и уровни становления в Я-концепции в управленческой деятельности руководителя. М.: Государственный институт управления., 1999. 21с.
  10. Ю.Аккоф Р., Эмери Ф. О целеустремленных системах. М., 1974.
  11. Актуальные вопросы организационно-психологического обеспечения работы с кадрами. /Под ред. A.B. Филиппова. М.: Московский институт управления, 1989.- 153с
  12. .Г. Избранные психологические труды: в 2-х т. /Под ред. А. А. Бодалева, Б. Ф. Ломова. М.: Педагогика, 1980.Т. 1.-230с.
  13. .Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 380с.
  14. .Г. Человек как предмет познания. Л., 1968.
  15. .Г. Труд как важнейшее условие развития чувствительности// Вопросы психологии 1955 N1 С. 14−25
  16. А. Психологическое тестирование. М.: Педагогика, 1982.-Кн.1.-318с.-Кн.2.-295с.
  17. П.К. Избранные труды: Философские аспекты теории функциональной системы. М., 1978
  18. О.С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления. /ИНОАН СССР. Всесоюзный методологический центр. М.: Экономика, 1991. — 416с.
  19. О.С., Деркач A.A. Основы общей и управленческой акмеоло-гии. М., Новгород, 1995. — 272с.
  20. С.А., Гордеева Т. П., Деркач A.A. и др. Методы акмеологиче-ских исследований. Кострома: Упр. образ., 1994. — 102с
  21. Анцыферова Л И Новые стадии поздней жизни время теплой осени или суровой зимы //Психол журнал 1994 Т 15 N3. C 99−106
  22. Анцыферова ЛИ Личность в трудных жизненных ситуациях, переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психол. журнал 1994 Т 15 N1 С 3−19
  23. Анцыферова Л И Эпигенетическая концепция развития личности Эрика Г Эриксона // В кн. Принцип развития в психологии. М.1978 С
  24. В.Г. Значимость и временная стратегия поведения. Псих журнал, 1981, № 6. С.28−37
  25. В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М.: Мысль, 1976, — 158с.
  26. А.Г. Психология личности. М.: Изд-во МГУ, 1990.-367с.
  27. С.А., Гордеева Т. П., Деркач A.A. и др. Методы акмеологиче-ских исследований. Кострома: Упр. образ., 1994. — 102с
  28. A.A. Психология о личности. М: Изд-во МГУ, 1988. — 187с.
  29. А.К. Психология временной организации деятельности личности. Дис. докт. психол. наук. М., 1995.
  30. Т.Н. Неосознаваемые особенности личностной организации времени Автореф. Дис. канд. психол. наук. М, 1997
  31. Л.Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб.: Питер Ком, 1999. — 528с.
  32. Е.Е. Психологические проблемы управления. М.: Экономика, 1969.- 159с.
  33. Д.В. О сущности и некоторых принципах классификации учебных проблемных ситуаций. М. Советская педагогика, 1974, № 3.
  34. М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. Для руководителя -практика. /Пер. с англ. М.: Дело, 1991. — 320с.
  35. В.К., Захаров В. А. Психологическое тестирование. Л.: ЛГУ, 1982.-167с.
  36. Ф. Психология управления: основные проблемы. М.: Прогресс, 1982.-424с.
  37. В.М. Исследование общественного мнения с позоций акмео-логии и политической психологии. М.:Универсум, 1994. 350с.
  38. В.М., Гусева A.C. Марафон в рынок./ Предисловие АА. Бо-далева. М.: Аурим., 1994 426с.
  39. Е.И., Кроник Л. Л. Психологическое время личности. Киев, 1984.- 150с
  40. А.Я. Время как проблема истории культуры // Вопр. философии. 1969. № 3. С. 105−116.
  41. Дебра Олкок Управление временем и рабочей нагрузкой. Пер. с англ. М., Издательство «Финпресс», 1998 г 105с
  42. А.А.Деркач, В. Г. Зазыкин. Психологические факторы эффективности профессиональной деятельности кадров госслужбы.//Психология профессиональной деятельности кадров государственной службы М., Изд-во РАГС, 1996. 28с
  43. A.A., Орбан Л. Э. Акмеологические основы становления психологической и профессиональной зрелости личности. М., 1995. — 130с
  44. A.A. Реализация концепции «Я» в системе жизненных отношений личности. М.: РАУ, 1993. — 156с
  45. A.A., Кузьмина Н. В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. М.: РАУ, 1993. — 32с.
  46. A.A., Калинин И. В., Синягин Ю. В. Стратегии подбора и формирования управленческой команды. М.: Изд-во РАГС, 1999−315с.
  47. A.A., Ситников А. П. Формирование и развитие профессионального мастерства руководящих кадров: социально-психологический тренинг и прикладные психотехнологии. М.: РАУ, 1993. — 75с.
  48. Ю.И. Организаторский потенциал личности руководителя. //Промышленная социальная психология. Л.: ЛГУ, 1982. 360с.
  49. Е.М. Психотехнология изучения человека в трудовой деятельности. М.: МГУ, 1992. — 93с.
  50. М. С. Человеческая деятельность М, 1974 148с
  51. Т.Б. Изменение образа «Я» в ситуации жизненных перемен: Автореф. дис. канд. психол. наук. М&bdquo- 1989.
  52. A.B. Исследование деятельности человека-оператора в условиях информационного дефицита. Автореф. дис. канд. психол. наук М. Институт психологии АН.СССР., 1980.
  53. А.И. Психология управления М., 1979.- 96с
  54. А.И. Психология хозяйственного управления М. Профиз-дат, 1984.- 248с.
  55. А.И. Экспериментальное исследование процесса руководства // Социально-психологические проблемы руководства и управления коллективами. М.: АПН СССР, 1974. — 184с.
  56. Е.А. Психология профессионала. М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 400с.
  57. Е.А. Развивающийся человек в мире профессий. Обнинск: Принтер, 1993. — 56с.
  58. Ковалев А. Г Психология личности. М, 1965 -170с
  59. В.И. Особенности личности организации времени // Активность и жизненная позиция личности: Сб. науч. Тр. М., 1988. С. 110 127.
  60. В.И. Психологические особенности личностной организации времени жизни: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1979.
  61. В.И. Особенности личности организации времени жизни. Гуманистические проблемы психологической теории М., Наука, 1995. С. 179−184.
  62. Коган Л Н Человек и его судьба. М., 1988, — 75с
  63. К. Психологическая теория решений. М., 1979 120с
  64. Коллектив, личность, общение: словарь социально-психологических понятий /Под ред. Е. С. Кузьмина, В. Е. Семенова. Л.: Лениздат, 1987. -143с.
  65. О. А. Психологические механизмы регуляции деятельности М, 1980 95с
  66. О. А. Психологическая саморегуляция произвольной активности человека (структурно-функциональный аспект)//Вопр. психологии 1995 N1 С 5−12
  67. Ю.К. Мышление руководителя и методы его изучения. Ярославль, 1982. 65с.
  68. Л.И. Жизненный выбор личности: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М, 1987.
  69. Р.Л. Если вы руководитель. — М.: Дело, 1998. — 400с
  70. Ю.Д. Руководитель трудового коллектива. -М.: Наука, 1987. -86с.
  71. A.A. Человек в автоматизированных системах управления ЛЛГУ, 1972. 143с
  72. Л.Ю. Организация времени личностью как показатель ее активности // Гуманистические проблемы психологической теории М., Наука, 1995. С. 185−191.
  73. Л.Ю. Личностные особенности организации времени. Ав-тореф. дис. канд. психол. наук. М, 1989.
  74. Т.В. Исследование и опыт проблемного обучения .// О проблемном обучении. Под ред. Т. В. Кудрявцева, М., 1969
  75. О.Н., Алехин А. Н., Самохина Т. В., Моисеева Н. И. Методические подходы к исследованию чувств времени у человека // Вопр. психологии. 1985. № 4. С. 140—144.
  76. Е.С. Основы социальной психологии Л., 1967 250с.
  77. О.В. Личностные особенности организации времени деятельности Автореф. дис. канд. психол. наук. М, 1993.
  78. Н.В. Понятие «педагогическая система» и критерии ее оценки.// Методы системного педагогического исследования. Л., 1980
  79. Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения. М.1989. 120с
  80. Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М.1990. -150с
  81. Краткий психологический словарь /Под ред. A.B. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1985. — 431с.
  82. А.Ф. Очерки науки о характерах. Пг., 1917. 1 Юс
  83. А.Ф. Классификация личностей. Л., 1924. 210с
  84. Л.Г. Акмеологические основы оптимальной управленческой деятельности командира полка. М., 1994.-242с.
  85. А.Н., Психологические проблемы планирования деятельности руководителя.// Психологический журнал, № 5/91 с 18−30.
  86. Н.В., Семирягина Л. М., Симоиеико И. Л. Диагностика латентной структуры деловых качеств руководителя. //Социологические исследования. № 10. -1991.
  87. К.Леонгард Акцентруированные личности. Пер с нем. Ростов н/Д., изд-во «Феникс», 1997.-544с
  88. А.Н. Педагогическое общение. М., 1979. 250с.
  89. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. — 304с.
  90. А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. Конспект лекций. М.: Изд-воМГУ, 1971.-40с.
  91. И.Я. Дидактические основы формирования познавательной самостоятельности учащихся при изучении гуманитарных дисциплин. Автореф. докт дисс., М., 1971.
  92. В.П. Восприятие времени и некоторые хронометрические характеристики человека. Автореф. дис. канд. психол. наук. Л., 1966
  93. H.A. Биографический метод в свете идей Б.Г. Ананьева // Вопр. Психологии. 1986. № 5. С. 104−112.
  94. H.A. Жизненный путь и развитие личности // Проблема развития в психологии. М., 1978. С. 136−173.
  95. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.-230с
  96. А.Л. Такая добровольная каторга // Химия и жизнь. 1976. № 12. С. 9−14.
  97. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации. -Петрозаводск: Петроком, 1992. 318с.
  98. Д. С. Сочинения М., 1958, т.5.
  99. М. Теория социального управления. М.1978 -240с.
  100. A.K. Психология профессионализма. M.: Межд. гуманит. фонд «Знание», 1996. — 308с.
  101. А. Самоактуализация. Психология личности. Тексты. / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, A.A. Пузырея. М.: МГУ, 1982. — 287с.
  102. М.И. Проблемное обучение. М., 1975.
  103. Мерлин В С Очерк интегрального исследования индивидуальности. М, 1986
  104. Методы акмеологического исследования. /Под ред. С. А. Анисимова, A.A. Деркача, Н. И. Конюхова. М., 1994. — 286с.
  105. В.Г. Акмеологические основы профессионального становления офицерских кадров: Монография. М.:РАГС, В, А им. Ф. Э. Дзержинского, 1995. — 260с.
  106. Мясищев В. Н. Личность и неврозы Л, I960
  107. Г. С. Самоконтроль как механизм надежности человека-оператора. Л, 1977. 120с.
  108. Й., Воутилайнен Э., Время руководителя: эффективность использования: Сокр. пер. с фин./Авт. предисл. А. И. Китов. -М. Экономика, 1988, — 192с.
  109. Основы общей и прикладной акмеологии. /Под ред. Деркач A.A. и др. М.: РАГС при Президенте РФ, Военная академия им. Ф. Э. Дзержинского, 1995. — 388с.
  110. В. Основы проблемного обучения. М., 1968.- 240с.
  111. А.Ю. Система повышения квалификации и психологическая перестройка кадров. М.: Высшая школа, 1991. — 78с
  112. Т., Уотермент Р. В поисках эффективного управления. М.: Прогресс, 1986. -418с.
  113. Педагогическая энциклопедия, т.2 М., 1965.
  114. К. К. Структура и развитие личности М., 1975
  115. Ю.П. Профессиональное становление личности. Авто-реф. дис. доктора психол. наук. М, 1999.
  116. Практикум по психодиагностике. Псидиагностика мотивации и саморегуляции. М.: МГУ, 1990. — 160с
  117. Психология памяти. М, I979- С. 85−92.
  118. Психология парламентаризма. /В.М. Герасимов, A.A. Деркач, A.C. Косопкин, Т. И. Нефедова М.: Издательско-консультационная компания «Статус-Кво 97», 1999.-200с.
  119. М.Я. Ритм в жизни и творчестве. Л&bdquo- 1925.
  120. Рабочая книга практического психолога: Технология эффективной профессиональной деятельности (пособие для специалистов, работающих с персоналом). /Под ред. A.A. Деркача, М.: Издательский дом «Красная площадь», 1996.- С.102−132, С. 398.
  121. Д.Я. Психология личности т1, — Самара, Бахрах, 1999. 448 с.
  122. С.К. Психологические проблемы политического развития личности // Психол. журн. 1984. Т. 5. № 3. С. 80−94.
  123. Э., Роджерс Р. Коммуникации в организациях. /Под ред. Л. И. Евенко, М.: Экономика, 1980. — 176 с.
  124. Ф. ИБМ. Взгляд изнутри: Человек-фирма-маркетинг.М.:1990 300с
  125. С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер Ком 1999. -720с.
  126. С.Л. О мышлении и путях его исследования. М, 1958.
  127. С.Л. Человек и мир// Проблемы общей психологии. М., 1973. С. 253−412.
  128. Рубинштейн С JI. Проблемы общей психологии 2-е изд Отв ред ЕВ Шорохова М1976
  129. С. JI. Принципы и пути развития психологии. М, 1959
  130. H.A. Биографии и их изучение. М&bdquo- 1920.
  131. И.Н., Степанов С. Ю. Рефлексия в организации творческого мышления и саморазвития личности. //Вопросы психологии. № 2,1983.
  132. В.Ф., Типологические особенности планирования личностного времени.// Гуманистические проблемы психологической теории М.: Наука, 1995 с192−203.
  133. Ю.В. Руководитель организации и его команда. М., 1996. -112с
  134. Ю.В. Психологические закономерности формирования руководителем своего окружения в организации. М.: РАГС, 1996. — 118с
  135. Н.Ю., Синягин Ю. В. Авторская экспериментальная школа в Ульяновске //Приоритеты образования младшего школьника. Ульяновск: фМГУ, 1996. — С.3−12
  136. М.Н. Что надо знать о современных проблемах дидактики.-М., Народное образование, 1967, № 1.
  137. Словарь русского языка: В 4-х т./ Гл. ред. А. П. Евгеньева. изд., испр. И доп.-М.: Рус. яз., — 1982.
  138. А.П. Акмеологический тренинг программно-целевой направленности. М., Луч., 1995. 400с
  139. В.В. Искусство управления. Киев: Молодь, 1982. — 174с
  140. Становление государственной службы в России и подготовка высшего административно-управленческого персонала. //Материалы межкафедральной научно-практической конференции. Москва: РАГС, 1998 -113с.
  141. Стиль жизни личности: Теорет. и методол. пробл. Киев, 1982.
  142. Стиль работы и образ жизни руководителя: Анализ пробелмы, рекомендации. Сокр. пер. с нем./ Рук. авт. колл. Ладензак К.- М.: Экономика, 1985,-280с.
  143. Г. В. Мотивационный подход к управлению трудовой деятельностью работников. // Вопросы теории и организации нау-ки.М., 1975.
  144. С.И. Основы управления. Курс лекций. М.: РИО РТА, 1995.-120с.
  145. В. Теория управления: развитие и проблемы. М., 1974 -250с.
  146. М.Н. Время человеческого бытая. М., 1987.- 120с
  147. Е.С. Мотивационный анализ поведения личности во временном аспекте. Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1988.
  148. Управление это наука и искусство: А. Файоль, Г. Эмерсон, Ф. Тейлор, Г. Форд. /Сост. Г. П. Подвойский. — М.: Республика, 1992. — 349с.
  149. А. Общее и промышленное управление. JI.-M., 1924
  150. A.B., Ильин Г.Л Проблемы совметсной деятельности в психологии управления //Вопросы психологии 1986, т. 7. Вып.1
  151. Философский словарь. /Под ред. И. Г. Фролова. 6-е изд. перераб. и доп. М.: Политиздат, 1991. — 560с.
  152. Г. Моя жизнь, мои достижения. М.: Финансы и статистика, 1989. — 206с
  153. И.Ф. Как активизировать обучение школьников. Минск., 1975 120с.
  154. X. Мотивация и деятельность (В 2 Т.: Пер. с нем.). М.: Педагогика. — Т.1.-1986. — 408с.- Т.2.-1986. — 391с.
  155. А., Зиглер Д. Теории личности. СП б.: Питер-Пресс, 1997. -608с.
  156. В.В. Психология трудового обучения. М, 1969.
  157. З.А. Особенности психологического времени у лиц с различными способами определения. Автореф. дис.. канд. психол. наук Киев, 1990
  158. В. Д. Деятельность и способности. M., 1994. 250с
  159. В.Д. Проблема системогенеза профессиональной деятельности. -М.: Наука, 1982. 185с.
  160. Р.Х. Социально психологические проблемы руководства педагогическим коллективом. М., 1982.
  161. В.М. Управленческая психология М. Экономика 1984.- 248с.
  162. Д. Принципы организации управления фирмой. М., 1979
  163. Эффективность управленческого труда. Киев: Наукова думка, 1974. -184с.
  164. Д.Г. Восприятие времени. М., 1962. 170с
  165. Юнг К. Психологические типы. /Под ред. В. Зелинского, С.П. Юве-нюта. М.: Изд. Фирма «Прогресс-Универс», 1990. — 240с.
  166. Е.А. Субъекты общественной психологии //Теоретическая и прикладная социальная психология. М.: Мысль, 1988. — 285с.
  167. В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. Л., 1979. 190с
  168. Cohen J. Psychological time // Sei. Amer. 1964. Vol. 211, N 5. P. 116 124.
  169. Lewin К. Time perspective and morale // Civilian morale. Boston- N.Y., 1942. P. 46−70.
  170. Lakein A. How to get control of your time and your life. N. Y., 1973
  171. Nisbet R., Wilson J. Telling more we can know: Wersal reports on Mental Processes // Psychol. Rev. 1977. Vol. 84, N 3. P. 231−259.
  172. Nutten J. Time perspective in human motivation and learning // Acta psy-chol. 1964. Vol. 23, N 3. P. 60−84.
Заполнить форму текущей работой