Психологическая коррекция эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста
![Диссертация: Психологическая коррекция эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста](https://niscu.ru/work/3013317/cover.png)
Дошкольники, второй и третьей диагностических групп, на первых занятиях также испытывают негативные переживания, которые мы связываем с нежеланием делить со сверстниками признание психолога и неуверенностью в собственных возможностях, в случае неврозоподобных нарушений — с обусловленной резидульно-церебральноорганической недостаточностью аффективной возбудимостью. Непосредственно перед групповыми… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Литературный обзор
- 1. 1. Факторы риска возникновения эмоциональных нарушений в дошкольном возрасте
- 1. 2. Клинико-психологическая характеристика дошкольников с эмоциональными нарушениями
- 1. 3. Подходы психотерапии и психокоррекции эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста
- 1. 3. 1. Психоаналитический подход
- 1. 3. 2. Гуманистически-ориентированный подход
- 1. 3. 3. Поведенческий подход
- 1. 3. 4. Направления психотерапии и психокоррекции по данным отечественной литературы
- 2. 1. Объект исследования
- 2. 2. Методическая характеристика экспериментально-психологического исследования
- 2. 2. 1. Опросник для диагностики эмоционального неблагополучия (ОДЭН)
- 2. 2. 2. Цветовой тест отношений (ЦТО)
- 2. 2. 3. Методика «Рисунок семьи»
- 2. 2. 4. Детский апперцептивный тест (ДАТ)
- 2. 2. 5. Тест рисуночной ассоциации Розенцвейга (детский вариант)
- 2. 2. 6. Самооценочная методика «Лесенка»
- 2. 2. 7. Социометрическая методика (дошкольный вариант)
- 2. 2. 8. Методика исследования воспитательных установок и отношения к семейной роли родителей (PARI)
Глава III. Результаты экспериментально-психологического исследования дошкольников с эмоциональными нарушениями. j ^ 3.1. Исследование симптомокомплексов, характеризующих эмоj циональное неблагополучие у дошкольников.
3.2. Изучение эмоциональных компонентов отношений детей.
3.3. Содержательный анализ детских конфликтов.
3.4. Исследование особенностей фрустрационной толерантности
3.5. Исследование особенностей самооценки.
3.6. Изучение социометрического статуса.
I * 3.7. Исследование воспитательных установок и отношения к семейной роли родителей дошкольников с эмоциональными нарушениями.
I Глава IV. Психологическая коррекция эмоциональных нарушеi ний у детей дошкольного возраста.
4.1. Общая характеристика психокоррекционного комплекса.
1 щ
4.2. Анализ установочно-диагностического этапа.
4.3. Анализ собственно коррекционного этапа.
I 4.4. Анализ закрепляющего этапа.
4.5. Обсуждение результатов психокоррекции.
Психологическая коррекция эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
Актуальность темы определяется широкой распространенностью эмоциональных нарушений среди дошкольников. Они входят в структуру неврозов, неврозоподобных расстройств, являются коррелятом предболезненных состояний. Общепризнанным в настоящее время является первостепенное значение эмоционального благополучия для социально-личностного становления детей. Формирование мотивов и потребностей, волевой регуляции поведения, самооценки, мировосприятия является естественным продолжением раннего аффективного развития ребенка. В то же время пластичность высшей нервной деятельности, незавершенность становления устойчивой структуры личности, податливость дошкольника по отношению к воспитательным воздействиям служат надежным гарантом эффективности своевременной психокоррекционной работы.
В ряде клинических исследований представлены подходы психотерапии эмоциональных нарушений у дошкольников, страдающих нервно-психическими заболеваниями невротического регистра (В.И.Гарбузов, Д. Н. Исаев, А. И. Захаров, А. М. Власова, А. Фрейд, M. Klein, K. Leongard, L. Bloschl и др.). В психокоррекционных техниках, описанных в работах психолого-педагогической ориентации, воздействия направлены преимущественно на симптомы без учета особенностей этиопатогенеза эмоциональных нарушений, индивидуально-психологических и возрастных особенностей детей, игнорируется комплексный подход (А.В.Запорожец с соавт., А. А. Рояк, Н. А. Татенко, М. И. Чистякова, Т. Н. Рахманина, А. Н. Гайдапак, Ю. В. Егошкин, G. Golnitz, G. Schulz-Wulf и др.). Крайне мало подробных комплексных исследований, посвященных психокоррекции отклонений в эмоциональной сфере, не входящих в структуру четких клинических синдромов (А.А.Спиваковская, Д.И.Насвитене). В связи с этим психологический анализ системы дифференцированных психологических воздействий, этапов, задач и динамики психокоррекции эмоциональных нарушений у дошкольников представляется весьма актуальным. Решение этих задач способствовало бы более четкому теоретическому обоснованию применения психокоррекции эмоционального неблагополучия у детей исследуемого возраста, совершенствованию ее методов в целях повышения эффективности психопрофилактических мероприятий.
Цель настоящей работы — психологический анализ психокоррекции эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста.
Цель исследования определяет следующие задачи:
1. Изучить клиникои социально-психологические особенности дошкольников с эмоциональными нарушениями.
2. На основе клинико-психологического исследования и выделенной типологии детских конфликтов обосновать и разработать основные этапы и задачи, дифференцировать методы и приемы психокоррекции.
3. Изучить динамику эмоционального состояния и поведения детей, характеризующихся конфликтами различной направленности, под влиянием коррекционных воздействий.
4. Выделить прогностически благоприятные и неблагоприятные факторы для успешности психокоррекции.
Научная новизна исследования. С помощью комплекса диагностических методов и динамического наблюдения в процессе психокоррекции изучены системообразующие факторы, лежащие в основе эмоционального неблагополучия дошкольника. Предложен и обоснован дифференцированный подход к построению психокоррекционной работы с учетом этиопатогенеза эмоционального неблагополучия, индивидуально-психологических и возрастных особенностей детей. Рассмотрены особенности динамики психокор-рекционного процесса, специфичные в работе с детьми с эмоциональными нарушениями и их родителями, в зависимости от ряда факторов.
Практическая значимость исследования. Разработана и апробирована программа психологической коррекции эмоциональных нарушений у дошкольников. Предложен комплекс диагностических методов, позволяющий не только констатировать у дошкольника состояние эмоционального неблагополучия, но и вскрыть причины и механизмы его формирования. Разработан Опросник для диагностики эмоционального неблагополучия. Материалы исследования могут быть использованы практическими психологами в психотерапевтической, психокоррекционной и консультативной работе.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Факторами, определяющими возникновение и закрепление эмоциональных нарушений у дошкольников, являются перинатальные неблагополучия, конфликтность системы отношений детей, излишняя концентрация родителей на ребенке, супружеские конфликты.
2. Психологическая коррекция должна строиться поэтапно, на основе дифференцированного подхода с учетом направленности, содержания конфликтов ребенка.
3. Эффективность предложенной системы психокоррекции обнаруживается в позитивной и специфичной в зависимости от направленности конфликтов динамике эмоционального состояния и поведения детей.
4. На результативность психокоррекции влияет характер супружеских взаимоотношений и мотивация родителей к сотрудничеству с психологом.
Апробация результатов исследования. Результаты исследования были представлены на научно-практических конференциях «Психология: итоги и перспективы (30 лет факультету психологии Санкт-Петербургского государственного университета)» (1996), «Ананьевские чтения — 97 (90 лет со дня рождения Б.Г.Ананьева)» (1997), на практических семинарах для психологов дошкольных учреждений г. Санкт-Петербурга.
ВЫВОДЫ.
1. Экспериментально-психологическое исследование позволяет выделить факторы, лежащие в основе эмоционального неблагополучия дошкольников. Выявлен более высокий процент отягощающих биологических факторов в перинатальный период, соматовегетативных и преневротических расстройств у детей с эмоциональными нарушениями. Содержание детских конфликтов задается блокированием основных психологических потребностей: в безопасности, в родительской любви, в принятии и признании сверстников, а также низкой самооценкой, непопулярностью в группе дошкольного учреждения. Выявлена конфликтность супружеских отношений родителей этих детей, склонность к гиперопеке, которая у отцов проявляется в виде родительского потакания, а у матерей сочетается с раздражительностью в общении с ребенком и диктатом в воспитании.
2. Эффективность основанного на типологии конфликтов дифференцированного подхода к психокоррекции обнаруживается в позитивной динамике эмоциональных и поведенческих характеристик детей.
3. Психологический анализ коррекционного процесса позволяет выделить три этапа: установочно-диагностический, собственно коррекционный, закрепляющий, и проследить изменения в эмоциональном состоянии и поведении детей как движение от манифестации внутриличностных и межличностных конфликтов, отреагирования связанных с ними негативных переживаний к усвоению новых способов коммуникации и переносу положительного опыта общения в реальную жизнедеятельность.
4. Выявлена специфичная динамика эмоционального состояния детей, характеризующихся конфликтами различной направленности: равномерное улучшение эмоционального состояния дошкольников с межличностными конфликтами, периодические подъемы и спады настроения и активности детей с внутриличностными конфликтами, платообразные участки кривой динамики эмоционального состояния дошкольников с сочетанными конфликтами, свидетельствующие о ригидности эмоциональной сферы, трудностях коррекции.
5. Прогностически неблагоприятными для успешности коррекционной работы факторами семейного контекста являются конфликтность супружеских взаимоотношений и низкая исходная мотивация родителей к психокоррекции.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Итак, эмоциональное неблагополучие у дошкольников возникает на фоне трудноразрешимых межличностных и внутриличностных конфликтов. Внешнее выражение детские конфликты находят в нарушениях общих свойств эмоциональной регуляции (предметности, адекватности ситуации, избирательности). Из всего массива эмоциональных нарушений у детей среднего и старшего дошкольного возраста мы выделяем острые эмоциональные реакции, окрашивающие конкретные конфликтные для ребенка ситуации, напряженные эмоциональные состояния и нарушения динамики эмоциональных состояний.
Проведенное экспериментально-психологическое исследование позволяет выделить системообразующие факторы, лежащие в основе эмоционального неблагополучия у детей дошкольного возраста.
Анализ медицинских карт и истории развития детей, обнаружил более высокий процент отягощающих биологических факторов в перинатальный период (осложнения беременности, преждевременные роды), неврозоподоб-ных состояний (в виде гипери гиподинамического синдрома, неврозопо-добного энуреза), частых (4−6 раз в год и более) простудных заболеваний детей с эмоциональными нарушениями.
Результаты, полученные с помощью разработанного Опросника для диагностики эмоционального неблагополучия, дополнили клиническую характеристику обследуемых детей. В экспериментальной группе обнаруживается более высокий процент соматовегетативных расстройств (нарушение аппетита, мочеиспускания, потливость, жалобы на самочувствие), а также особенностей поведения в виде чрезмерной подвижности или заторможенности. От сверстников дошкольников с эмоциональными нарушениями отличает комплекс преневротических расстройств (пониженное настроение, нарушения сна, вредные привычки, повышенная тревожность, неуверенность в себе, чрезмерная чувствительность к оценке), а также нарушение общения со сверстниками. При этом значение фактора соматовегетативных наруше ний значимо выше в группе дошкольников с сочетанными конфликтами, у большинства из которых был поставлен диагноз «неврозоподобное нарушение», фактора преневротических нарушений — в группе детей с внутриличностными конфликтами.
Данные, полученные с помощью ЦТО и методики «Рисунок семьи», свидетельствуют от том, что наиболее конфликтными для детей с эмоциональными нарушениями являются взаимоотношения с матерью, братьями и сестрами.
Сравнительный анализ рассказов по ДАТ детей экспериментальной и контрольной групп позволяет выделить две зоны конфликтов дошкольников с эмоциональными нарушениями: семью и группу сверстников. В экспериментальной группе значительно больше детей, которые испытывают тревогу по поводу возможного наказания и неодобрения со стороны родителей, переживания недостатка и страх утраты родительской любви и поддержки, в их рассказах чаще отражаются неприятные аффекты, вызванные ссорами со сверстниками, переживания одиночества в детской группе. Содержание конфликтов задается блокированием основных психологических потребностей: в безопасности, в родительской любви, в принятии и признании сверстников. Так, в экспериментальной группе меньше детей, которые тяготятся чрезмерной опекой, давлением родителей и испытывают потребность в самостоятельности и независимости. Дети с эмоциональными нарушениями достоверно чаще рассказывают истории от лица героя, который не соответствует им по возрасту, полу, силе, отражая желание быть старше, больше, сильнее или, наоборот, быть младшим ребенком в семье, чтобы получать больше любви. В то же время дошкольники с внутриличностными и сочетанными конфликтами в отличии от детей второй диагностической группы чаще отражают в рассказах негативные переживания, связанные с конфликтами в семье.
Обнаруженные значимые различия экспериментальной и контрольной групп по шкалам «ум» и «счастье» самооценочной методики «Лесенка», свидетельствуют о том, что дети с эмоциональными нарушениями дают более низкие оценки своего ума и считают себя менее счастливыми в сравнении со своими сверстниками. В то же время достоверно более низкую самооценку имеют дети с внутриличностными и сочетанными конфликтами.
По результатам, полученным с помощью методики Розенцвейга, у детей экспериментальной группы показатель OD является достоверно более высоким, а показатель NP достоверно более низким в сравнении со сверстниками, что свидетельствует о повышенной фиксации дошкольников с эмоциональными нарушениями на имеющемся препятствии, трудностях нахождения рациональных способов выхода из критической ситуации. При этом в группе детей с внутриличностными конфликтами показатели I и М достоверно выше аналогичных показателей в группах детей с межличностными и сочетанными конфликтами, что указывает на то, что последние, имея более конфликтные взаимоотношения с окружающими, обнаруживают меньшую фрустрационную толерантность и реже направляют реакцию на себя.
Полученные с помощью социометрической методики данные позволяют судить о преобладании низкого социометрического статуса дошкольников с эмоциональными нарушениями в группе детского сада. Так, дети экспериментальной группы в сравнении со сверстниками получают почти в два раза меньше выборов, значительно реже обнаруживают взаимные выборы. В то же время, дети с внутриличностными конфликтами имеют более высокий социометрический статус, получая достоверно больше взаимных выборов, чем дети с межличностными и сочетанными конфликтами.
По данным опросника для родителей PARI, у матерей детей с эмоциональными нарушениями в сравнении с матерями благополучных детей обнаруживаются достоверно более высокие значения шкал: «чрезмерное вмешательство в мир ребенка», «подавление воли», «стремление ускорить развитие», «сверхавторитет родителей», «раздражительность в общении с ребенком», «желание уклониться от контактов», «супружеские конфликты». Отцы экспериментальной группы в сравнении с отцами контрольной, обнаруживают достоверно более высокие значения шкалы, указывающей на желание предоставлять ребенку высказаться, считаться с его мнением, с одной стороны, и шкалы «стремление оберегать ребенка от трудностей, опасение обидеть». Анализ результатов позволяет судить о неблагополучном семейном контексте развития детей с эмоциональными нарушениями: на фоне супружеских конфликтов представлена противоречивая картина воспитания. Оба родителя обнаруживают склонность к опекающему способу воздействия, однако у отца излишняя концентрация на ребенке проявляется в виде родительского потакания, у матери же она сочетается с раздражительностью в общении с ребенком и диктатом в воспитании.
Мы предполагаем, что выявленные психологические особенности являются преморбидным фоном для возникновения неврозов, психосоматических расстройств в детском возрасте, формирования акцентуированной личности.
Психологический анализ характеристик эмоционального состояния и поведения детей, а также результаты экспериментально-психологического исследования позволяют разделить дошкольников с эмоциональными нарушениями на три группы по принципу направленности конфликтов.
Дошкольники первой диагностической группы — с выраженными внут-риличностными конфликтами — отличаются замкнутостью, тревожностью, пассивностью, необоснованными страхами, обнаруживают частые колебания настроения и эмоциональную ранимость.
Вторую диагностическую группу составляют дети, для которых характерна конфликтность в межличностном отношениях. Им свойственна повышенная возбудимость, частые негативные аффективные вспышки, агрессивность. Однако в большинстве случаев эмоциональное неблагополучие в основном ситуативно.
Третья группа характеризуется сочетанными конфликтами. Эмоциональные проблемы таких детей обнаруживаются как в межличностном, так и внутриличностном планах: эмоциональная неустойчивость, раздражительность, агрессивность, с одной стороны, и сверхчувствительность к оценкам, эмоциональная ранимость, тревожная мнительность и страхи, с другой. В этой группе больше всего детей с неврозоподобными нарушениями.
Предложенная программа психокоррекции строится на принципе патогенетического подхода. Стратегии и задачи психокоррекции разрабатываются с учетом связи негативных эмоциональных реакций и состояний и направленности конфликтов. Психокоррекционная работа с родителями и педагогами направляется на реконструкцию гностического, конструктивного, организаторского и коммуникативного компонентов педагогической деятельности.
Процесс психокоррекции складывается из трех этапов, различающихся по своим задачам, используемым методам и приемам: установочно-диагностический, собственно коррекционный и закрепляющий.
Основными задачами установочно-диагностического этапа психокоррекции являются: определение причин и механизмов, лежащих в основе эмоционального неблагополучия, установление позитивного контакта с ребенком и активизация тонической регуляции эмоциональной системы.
На данном этапе проводятся индивидуальные музыкокоррекционные занятия, основной формой которых является совместное музицирование психолога на фортепиано и дошкольника доступных ему инструментах. Необходимый аффективный контакт осуществляется через эмоциональное взаимодействие в процессе музицирования, полное принятие все проявлений ребенка.
Поток сенсорных стимулов, а также музыкокоррекционные приемы достижения эмоциональной синтонии, способствуют активизации тонической регуляции эмоциональной системы (по В. В. Лебединскому с соавт.) дошкольников, характеризующихся внутриличностными и сочетанными конфликтами. При работе с детьми с сочетанными и межличностными конфликтами, музыкальные этюды активизирующего действия, чередуются с расслабляющими этюдами: ребенок побуждается к восприятию и воспроизведению спокойной музыки, сосредоточению на звуковых, мышечных, тактильных ощущениях, характере музыки.
Положительным итогом установочно-диагностического этапа является установленный контакт психолога с ребенком. Основным механизмом коррекционного действия является эмоциональная поддержка через полное принятие ребенка, предоставление возможности реализовать потребность в признании взрослого.
На этом этапе в процессе диагностических бесед, семинара «Трудные родители» реализуется также гностический блок психокоррекционной работы с родителями и педагогами. Он нацелен на формирование объективной оценки личности ребенка, осознание роли опекающего воспитания, эмоциональной дистанции по отношению к ребенку в возникновении нарушений.
Второй, собственно коррекционный, этап включает три стадии: ориентировочную, стадию конфликта и реконструктивную.
На начальной, ориентировочной, стадии происходит адаптация и объединение детей в игровой коллектив в процессе игр с правилами. Вхождение детей с эмоциональными нарушениями в группу сопровождается манифестацией неадекватных способов реагирования.
Дети, первой диагностической группы, как правило, реагируют сниженным настроением, робостью, тревожностью. Эффективно постепенное включение этих детей в игры, предоставляющие возможность сверстникам оказать им поддержку, вызволить из трудной ситуации, или создающие ситуации, позволяющие им пережить радость победы.
Дошкольники, второй и третьей диагностических групп, на первых занятиях также испытывают негативные переживания, которые мы связываем с нежеланием делить со сверстниками признание психолога и неуверенностью в собственных возможностях, в случае неврозоподобных нарушений — с обусловленной резидульно-церебральноорганической недостаточностью аффективной возбудимостью. Непосредственно перед групповыми играми с детьми второй и третьей групп, проводятся психомышечные упражнения с музыкально-ритмическим сопровождением, способствующие развитию умения расслабляться и контролировать свое поведение. Они чередуются с двигательными этюдами, направленными на выход негативного напряжения, агрессии. Для дошкольников с межличностными конфликтами перенос опыта управления двигательными и эмоциональными проявлениями в игровой коллектив осуществляется при многократном воспроизведении положительных переживаний ребенка, связанных с успешностью выполнения доверенных ему ответственных действий. Процесс смягчения протестных реакций, повышенного эгоцентризма детей с сочетанными конфликтами происходит через осознание того, что достижение личного успеха в игре зависит от умения подчиняться определенным правилам и строить свое поведение в соответствии с потребностями партнеров.
Общим итогом ориентировочной стадии является объединение детей в игровой коллектив, с одной стороны, и дифференциация на основе эмоциональных отношений друг к другу, с другой, а также уменьшение количества открыто агрессивного поведения, негативизма дошкольников, характеризующихся межличностными и сочетанными конфликтами, повышение игровой активности, отражающее большую уверенность в себе дошкольников, характеризующихся внутриличностными конфликтами.
На второй стадии коррекционного этапа — стадии конфликта — происходит актуализация внутриличностных и межличностных конфликтов, от-реагирование и рефлексия связанными с ними переживаний в сюжетно-ролевых играх. Большинство детей с эмоциональными нарушениями при включении в сюжетно-ролевые игры обнаруживают низкий уровень развития игры, что препятствует спонтанной актуализации конфликтов в ролевом поведении. После обучения необходимым игровым навыкам дошкольники включаются в ролевые игры, направление сюжета которых определяется в каждом отдельном случае темой и характером конфликтных взаимоотношений, неудовлетворенных потребностей эмоционально неблагополучного ребенка.
Дети первой и третьей диагностических групп, имея внутриличност-ную проблематику, связанную в основном с семьей, включаются в ролевые игры в триаде ребенок — родитель — психолог. Для дошкольников второй диагностической группы значительный эффект дает проигрывание межличностного конфликта и его последствий в триаде ребенок — педагог — психолог. Поведение психолога в триадах является как катализатором конфликтов, так и моделью более эффективного взаимодействия с ребенком.
В групповых сюжетно-ролевых играх конфликты локализуются сначала в деловом плане игры. Так, дети первой группы невыразительно ведут роль, не дополняют сюжет, поэтому требуют дополнительной стимуляции, ориентации психолога на проявление инициативы. Дошкольники второй и третьей групп часто отказываются играть роль своего «прототипа», изъявляют желание менять роли, ситуации, обнаруживая наряду с бурными аффективными вспышками, агрессией к партнерам и психологу сверхчувствительность к оценке, неуверенность в себе.
Для достижения коррекционных целей при работе с детьми среднего дошкольного возраста необходимым и достаточным является предоставление возможности отреагировать неприятные аффекты и получить эмоциональную поддержку взрослого. Это способствует к концу собственно коррекционного этапа обесцениванию конфликтных переживаний, понижению драматизма ситуации.
Решающим фактором психокоррекции для детей старшего дошкольного возраста является предоставление обратной связи, благодаря которой происходит и понимание сходства собственных конфликтных переживаний с чужими, осознание причин негативных взаимоотношений, а также поиск более конструктивных выходов из трудных, заданных игрой ситуаций.
Постепенно минимизируется конфликтность отношений по поводу организации игры, конфликтные переживания актуализируются в раках сюжета, передаются от лица героев. Перенос отрицательно окрашенных взаимоотношений из реального плана игры в ролевой является на данный момент показателем позитивной динамики психокоррекции.
Задачей завершающей, реконструктивной, стадии коррекционного этапа является усвоение адекватных способов коммуникации и эмоционального реагирования в процессе игр-драматизаций. Замысел игры, характеры, переживания и поведение персонажей задаются известными детям сказками, рассказами, событиями из реальной жизни.
Инсценировки проходят под знаком определенной темы: дружбы, защиты, взаимопомощи, сотрудничества, которые преодолевают плаксивость, застенчивость, страх, необщительность, драчливость, злость, обиду, эгоизм. При обыгрывании в спектакле ранее конфликтных для детей с эмоциональными нарушениями ситуаций, они уже не реагируют протестами, агрессией, пассивным уходом.
К концу коррекционного этапа дети демонстрируют полное доверие и симпатию к психологу, а также более устойчивые эмоциональные отношения к партнерам с преобладанием позитивных и взаимных. Заметно снижается интенсивность негативных реакций ребенка на заданные сюжетом и возникающие в рамках деловых отношений конфликты.
Сравнительный анализ динамики конфликтных переживаний детей трех диагностических групп на собственно коррекционном этапе показал положительную, но неоднозначную в разных диагностических группах динамику эмоционального состояния детей. В случае преобладания межличностных конфликтов выявляется относительно равномерное улучшение эмоционального состояния дошкольников. Кривая динамики в группе детей с внутриличностными и сочетанными конфликтами имеет скорее зигзагообразный характер, фиксируя периодические подъемы и спады настроения и активности детей. Кривая динамики в группе детей с сочетанными конфликтами, среди которых велик процент дошкольников с неврозоподобными нарушениями, имеет платообразные участки, что свидетельствует о ригидности эмоциональной сферы, склонности застревать на неприятных аффектах.
На коррекционном этапе осуществляется реализация конструктивного, направленного на выбор адекватных средств и методов воспитания, и коммуникативного, нацеленного на оптимизацию взаимоотношений, блоков работы с родителями и педагогами. В случае преобладания межличностных конфликтов у детей большее значение имеет участие педагогов ребенка, при внутриличностных — родителей. Реализации двух блоков служат игровые занятия в триадах ребенок — родитель — психолог, ребенок — педагог — психолог, организованные как обучающие эксперименты, групповые занятия отдельно с родителями и педагогами детей, основными составляющими которых являются психодраматические этюды и обсуждение проблемных ситуаций.
На закрепляющем этапе психокоррекции на фоне созданного положительного микроклимата в игровом коллективе происходит дальнейшее упрочение кооперативных связей, осуществление новых форм поведения в спонтанных интеракциях внутри группы, а также перенос положительного опыта общения в реальные взаимоотношения с окружающими. Для реализации такого переноса на данный момент созданы необходимые условия, так как ребенок удовлетворил свои фрустрированные потребности. Потребности, которые, возможно, остались неудовлетворенными в большинстве случаев перестают доминировать над интересами, связанными с общением со сверстниками, значимым взрослым, постепенно снижается их острота.
Дети включаются в подвижные и сюжетно-ролевые игры, спонтанность которых постепенно увеличивается. Параллельно используются игры и приемы, направленные на дальнейшее упрочение кооперативных связей, усиления социальной направленности на сверстника и привлекательности взаимодействия в диадах. Показателем положительной динамики психокоррекции является увеличение продолжительности коллективной игры детей без конфликтов, успешное планирование игр без участия психолога.
Закрепляющий этап предполагает реализацию организационного блока психокоррекционной работы с педагогами и родителями, нацеленного на перенос новых форм взаимодействия между ребенком и взрослым в реальную жизнь. В ходе встреч с родителями и педагогами обсуждается план учебных, игровых занятий, досуга с ребенком, организованных таким образом, что ребенок получал новый опыт позитивных контактов и адекватных способов реализации притязания на признание, стимулировался физический и перцептивный контакт. На данном этапе значительное влияние обновленные способы родительского воздействия оказывают на дошкольников первой и третьей групп. Успешному переносу позитивного опыта общения детьми второй и третьей групп способствует работа педагога, поддерживающей социально положительные переживания ребенка, повышающей его статус в группе детского сада.
Результаты повторного обследования с помощью ОДЭН, самооценочной методики «Лесенка» и социометрической методики обнаружили статистически достоверное (при р=0.01) снижение показателей семи шкал («настроение», «сон», «аппетит», «двигательная активность», «особенности общения со сверстниками», «неуверенность в себе», «чрезмерная чувствительность»), факторов преневротических и поведенческих нарушений, повышение самооценки и социометрического статуса дошкольников с эмоциональными нарушениями, что свидетельствует в пользу эффективности пси-хоррекции.
Оценка с помощью градуированной шкалы нами, педагогами и родителями результативности проведенной работы показала, что психокоррекция большинства (91%) детей определяется как весьма эффективная.
Сравнительный анализ распределения по группам эффективности психокоррекции детей с различной направленностью конфликтов показал, что две трети детей с внутриличностными конфликтами попадают в группу высокой эффективности, большинство детей с межличностными конфликтамив группу средней эффективности. Группу низкой эффективности составляют исключительно дети с сочетанными конфликтами.
Сравнительный анализ обнаружил также, что неблагоприятными факторами для успешности психокоррекции эмоциональных нарушений у дошкольников являются низкая исходная мотивация родителей и конфликтность супружеских отношений.
Список литературы
- Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. — М., 1975.-447 с.
- Анцыферова Л.И. Эпигенетическая концепция развития личности Эрика Г. Эриксона // Принцип развития в психологии / Под ред. Л. И. Анцыферовой. М., 1978.- С. 212−242.
- Бадалян Л.О., Темин П. А., Заваденко И. И. Энурез у детей // Обозр. психиатрии и мед. психологии им. В. М. Бехтерева, 1991. № 3. — С. 51−60.
- Бажин Е.Ф., Эткинд A.M. Цветовой тест отношений. Л., 1985. — 19 с.
- Белова Е.Д. Причины отклонений в поведении старших дошкольников // Дошк. воспитание, 1978. № 2. — С. 27−30.
- Бендлер Р., Гриндер Дж., Сатир В. Семейная терапия. СПб., 1993. -122 с.
- Бергман А. Использование инсайта в наблюдении и терапии детей дошкольного возраста и их матерей // Мать, дитя, клиницист. (Новое с психоаналитической психотерапии) / Под ред. G. Fawa Vizzielo, D.N.Stern / Пер. с итал. М., 1994. — С. 187−206.
- Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры / Пер. с англ. СПб., 1992. — 400 с.
- Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Пер с англ. М., 1986. -420 с.
- Ю.Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.-464 с. 11 .Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. М., 1990. — 144 с.
- Бурменская Г. В., Карабанова О. А., Лидере А. Г. Возрастно-психологическое консультирование. М., 1990. — 134 с.
- Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра. М., 1988. — 208 с.
- Бютнер К. Жить с агрессивными детьми / Пер. с нем. М., 1991. — 144 с.
- Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения: Автореф. канд. дис. М., 1987. — 25 с.
- Василюк Ф.Е. Психология переживания. М., 1984. — 200 с. П. Власова A.M. Методы психотерапии детей в возрасте от 2-х до 5-ти лет. -М., 1974. — 15 с.
- Вольперт И.Е. Игровая психотерапия // Руководство по психотерапии / Под ред. В. Е. Рожнова. Таш., 1979. — С. 232−245.
- Возрастные особенности психического развития детей / Под ред. И. В. Дубровиной, М. И. Лисиной. М., 1982. — 164 с.
- Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1982−1983. — Т. 5. — 368 с.
- Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии, 1966. № 6. — С. 62−76.
- Гальперин П.Я., Запорожец А. В., Карпова С. И. Актуальные проблемы возрастной психологии. М., 1978. — 118 с.
- Гарбузов В.И. К проблеме этиопатогенеза неврозов у детей //Неврозы у детей и подростков (тезисы докладов Всесоюзной конференции) / Под ред. Г. В. Морозова. М., 1986. — С. 39−41.
- Гарбузов В.И. Нервные дети: советы врача. М., 1990. — 176 с.
- Гарбузов В.И., Исаев Д. Н., Захаров А. И. Неврозы у детей и их лечение. -Л., 1977.-272 с.
- Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М., 1997. — 240 с.
- Гук-Гельмут X. Новые пути к познанию детского возраста / Пер. с нем. -Л., 1926.-315 с.
- Гуревич М.О. Психопатология детского возраста. М., 1932. — 229 с.
- Детский апперцептивный тест: Методические рекомендации для психологов / Под ред. Г. В. Гильмановой, А. Ф. Радевич. Ижевск, 1996. — 32 с.
- Диагностика психического развития // Под ред. И. Шванцары / Пер. с чешек. Прага, 1978. — 468 с.
- Драпкин Б.З. Терапия радостью // VII Всесоюзный съезд невропатологов и психологов. М., 1981. — С. 251−255.
- Егошкин Ю.В. Диагностика и коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста: Автореф. канд. дис. М., 1995. — 17 с.
- Железняк Л.С., Карвасарская И. Б. Опыт включения детей с проблемами развития в состав психотерапевтических групп // Обозр. психиатрии и мед. психологии им. В. М. Бехтерева, 1993. № 1. — С. 102−104.
- Запорожец А.В. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности // Принцип развития в психологии / Под ред. Л. И. Анцыферовой. М., 1978. — С. 243−267.
- Запорожец А.В. и др. Эмоциональное развитие дошкольника. М., 1985.- 184 с.
- Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. Л., 1982. -214 с.
- Исаев Д.Н., Богоявленская Н. М., Руденко И. Я., Матвеев С. В. Коррекция нервно-психических нарушений при соматических заболеваниях у детей. СПб., 1996.-45 с.
- Исаев Д.Н. Психопрофилактика в практике педиатра. JL, 1984. — 192 с.
- Исаев Д.Н. Психосоматическая медицина детского возраста. СПб., 1996.-454 с.
- Исурина Г. Л. Механизмы психологической коррекции личности в процессе групповой психотерапии в свете концепции отношений // Групповая психотерапия / Под ред. Б. Д. Карвасарского, С.Ледера. М., 1990. — С. 89−120.
- Каган В.Е. Преодоление: неконтактный ребенок в семье. СПб, 1996. -155 с.
- Каган В.Е., Лунин И. И., Эткинд A.M. Цветовой тест отношений // Социально-психологические проблемы реабилитации психически больных / Под ред. Е. Ф. Бажина. Л., 1984. — С. 49−54.
- Каплан Г. И., Сэдок Б.Дж. Клиническая психиатрия. В 2-х т. / Пер. с англ. М., 1994. — Т. 2. — 528 с.
- Карабанова О.С. Игра в коррекции психического развития ребенка. -М., 1997.- 191 с.
- Карпова С.Н., Лысюк Л. Г. Игра и нравственное развитие ребенка. М., 1986.- 142 с.
- Киреева Л.А., Мамайчук И. И. Психолого-педагогическая помощь семье. Л., 1986.-32 с.
- Клюева Н.В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Ярославль, 1996. — 240 с.
- Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста: Руководство для врачей. -М., 1995. 560 с.
- Кочерова О.Ю. Ранняя диагностика и профилактика невротических реакций у 6-летних первоклассников: Автореф. канд. дисс. Иванов, 1991. -16 с.
- Крайслер Л. Психосоматика в психопатологии младенчества // Мать, дитя, клиницист. (Новое в психоаналитической терапии) / Под ред. G. Fawa Vizzielo, D.N.Stern / Пер. с итал. М., 1994. — С. 112−145.
- Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль, 1996. — 208 с.
- Лагутина А.Е. Особенности осознания своего опыта дошкольниками: Автореф. канд. дисс. М., 1991. — 20 с.
- Лакосина Н.Д. Клинические варианты невротического развития. М., 1986.-222 с.
- Лангмеер И., Матейчик 3. Психическая депривация в детском возрасте / Пер. с чешек. Прага, 1985. — 334 с.
- Лебедев Б.В., Фрейдков В. И. и др. Справочник по неврологии детского возраста. М., 1995. — 448 с.
- Лебединский В.В., Никольская О. С., Баянская Е. Г., Либлинг М. М. Эмоциональные нарушения и их коррекция в детском возрасте. М., 1990. -196 с.
- Лебовичи С. Взаимоотношение «Родители Ребенок» как объект терапии // Мать, дитя, клиницист. (Новое в психоаналитической терапии) / Под ред. G. Fawa Vizzielo, D.N.Stern / Пер. с итал. — М., 1994. — С. 66−74.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1972. — 584 с.
- Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. М., 1997. — 383 с.
- Лисина М.И., Сильвестру А. И. Психология самопознания дошкольников. М., 1983.- 111 с.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М., 1984.-444 с.
- Лукин С.Е., Суворов А. В. Тест рисуночной ассоциации С.Розенцвейга (руководство по использованию). СПБ., 1993. — 66 с.
- Люблинская А.А. Детская психология. М., 1971. — 415 с.
- Мамайчук И.И. Методологические проблемы психокоррекции при различных вариантах психического дизонтогенеза // Теоретические и прикладные вопросы психологии / Под ред. А. А. Крылова. СПб., 1996. Вып 2. Ч. 1.-С. 101−108.
- Мамайчук И.И. Психокоррекция детей и подростков с нарушениями в развитии. СПб., 1997. — 52 с.
- Мамайчук И.И. Психологическая коррекция в системе психологической помощи детям, пострадавшим в результате Чернобыльской аварии // Экспериментальная и прикладная психология / Под ред. А. А. Крылова. -СПб., 1995. Вып. 14. С. 54−58.
- Мамайчук И.И. Психологические аспекты здоровья ребенка // Психологические и этические проблемы детства: Мат. к семинару / Под ред. М. В. Неженцева, Н. Г. Веселова. СПб., 1993. — С. 48−53.
- Манова-Томова B.C., Пирьов Г. Д. Психологическая реабилитация при нарушениях поведения в детском возрасте. София, 1981. — 190 с.
- Матейчек 3. Родители и дети / Пер. с чеш. М., 1992. — 320 с.
- Медведева И.Я., Шишова Т. Л. Разноцветные белые вороны. М., 1996. -318с.
- Менджерицкая Д.В. Игра и детское творчество // Воспитание детей в игре / Под ред. О. К. Зинченко. М., 1994. — С. 7−12.
- Мясищев В.Н. Личность и неврозы. Л., 1960. — 426 с.
- Мясищев В.Н. Трудные дети в массовой школе. Л., 1933. — 386 с.
- Насвитене Д.Й. Психологические особенности детей с адаптационными расстройствами и их психологическая коррекция: Автореф. канд. дисс. -СПб., 1994. 12с.80.0стровская J1.A. Почему ребенок не слушается. М., 1982. — 216 с.
- Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект / Под ред. Н. Н. Поддьякова, Н. Я. Михайленко. М., 1987. — 192 с.
- Психогигиена детей и подростков / Под ред. Г. Н. Сердюковской, Г. Гельница. М., 1985. — 224 с.
- Психодиагностические методы в педиатрии и детской психоневрологии / Под ред. Д. Н. Исаева, В. Е. Кагана. СПб., 1991. — 73 с.
- Рахманина Т.Н., Гайдапак А. Н. Диагностика и коррекция эмоциональных нарушений у дошкольников // Активные формы работы практического психолога / Под ред. Т. Н. Разуваевой. Щадринск, 1994. — С. 79−83.
- Раттер М. Помощь трудным детям / Пер с англ. М., 1987. — 424 с.
- Рау Е. Ю. Роль игровой психотерапии в устранении заикания у дошкольников // Психотерапия в дефектологии / Под ред. Н. П. Вайзмана. М., 1992.-С. 19−24.
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. -М., 1995.-529 с.
- Роджерс Н. Путь к целостности: человеко-центрированная терапия на основе экспрессивных искусств / Вопросы психологии, 1995. № 1. — С. 132−139.
- Рояк А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка. М., 1988. — 117 с.
- Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике. М., 1970. — 215 с.
- Семичов С.Б. Предболезненные психические расстройства. J1., 1987. -184 с.
- Семья в психологической консультации / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. М., 1989. — 208 с.
- Сенько Т.В. Успех и признание в группе. Минск, 1991. — 109 с.
- Сермягина О.С. Эмоциональные отношения в семье. Кишинев, 1991. -85 с.
- Сидоренко Е.В. Комплекс «неполноценности» и анализ ранних воспоминаний в концепции Альфреда Адлера. СПб, 1993. — 152 с.
- Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. М., 1980.- 174 с.
- Социальная адаптация детей в дошкольных учреждениях / Под ред. Р.В.Тонковой-Ямпольской и др. М., 1980. — 235 с.
- Спиваковская А.А. Профилактика детских неврозов. М., 1988. — 198 с.
- Сухарева Г. Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. -М., 1959.-Т.2.-459 с.
- ЮО.Татенко Н. А. Психологические особенности готовности школе детейшестилетнего возраста с отклонениями в эмоционально-волевой сфере:
- Автореф. канд. дисс. Киев, 1988.- 36 с.
- Ушаков Г. К. Детская психиатрия. М., 1973. — 329 с.
- Ю2.Ушаков Г. К. Профилактика нервно-психических расстройств у детей.-М., 1966.-46 с.
- ЮЗ.Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой. Харьков, 1996. — 464 с.
- Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы / Пер с англ. М., 1993.- 134 с.
- Ю5.Фрейд А., Фрейд 3. Детская сексуальность и психоанализ детских неврозов / Пер. с англ. СПб., 1995. — 483 с.
- Юб.Хоментаускас Г. Т. Отражение межличностных отношений в диагностическом рисунке семьи: Автореф. канд. дисс. М., 1985. — 24 с. 107. Чистякова М. И. Психогимнастика. — М., 1990. — 128 с.
- Шашкова И.А. Возрастная динамика психического здоровья дошкольников и факторы, ее определяющие: Автореф. канд. дисс. М., 1983. -24 с.
- Шипицина JI.M., Воронова А. П., Защиринская О. В., Нилова Т. А. Основы коммуникации. Программа развития личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. СПб., 1995. — 195 с.
- Ю.Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В. В. Семейная психотерапия. Д., 1990. -192 с. 111 .Эльконин Д. Б. Психологическая служба в СССР: ее задачи и организация // Вопросы психологии, 1979. № 2. — С. 10−11. 112. Эльконин Д. Б. Психология игры. — М., 1978. — 304 с.
- Юнг К. Г. Конфликты детской души / Пер. с нем. М., 1994. — 336 с.
- Яклевич Г. Холдинг-терапия // Мать, дитя, клиницист. (Новое в психоаналитической терапии) / Под ред. G. Fawa Vizzielo, D.N.Stern / Пер. с итал.-М., 1994.-С. 154−163.
- Якобсон С.Г. Психологические проблемы этического развития детей. -М., 1984.- 128 с.
- Adler A. Uber den nervosen Charakter. Munchen, 1975. — 296 S.
- Alvin J. Musik fur das behinderte Kind und Musiktherapie fur das autis-tische Kind. Stuttgart, 1988. — 237 S.
- Axline V.M. Kinderspieltherapie im nichtdirektiven Verfahren. -Munchen-Basel, 1976. 258 S.
- Bach O., Scholz M. Familientherapie und Familienforschung // Beiheft 26 zur Z. Psychiatrie, Neurologi und med. Psychologie. Leipzig, 1980. 244 S.
- Bandura A. Principles of Behavior Modification. N.Y., 1969. — 396 p.
- Bellak L., Bellak S. Der Kinder-Apperception-Test. Gottingen, 1949. -102 S.
- Black D. Depression in Children / In Brit. Med. J., 1987, 294, Nr. 6570, P. 262−463.
- Bloschl L. Grundlagen und Metoden der Verhaltenstherapie. Bern, Stuttgart, Wien, 1979.-217 S.
- Familienforschungund Familientherapie. Leipzig, 1982. 133 S.
- Freud S. Psychoanalyse: Ausgewalte Schriften. Leipzig, 1990. — 459 S.
- Ginott H.G. Between Parent and Children. N.Y., 1977. 219 p.
- Golnitz G., Schulz-Wulf G. Rhitmisch-psychomotorische Musiktherapie. Yena, 1973. 112 S.
- Grundlagen der Musiktherapie und Musikpsychologie / Herausgegeben von G.Harrer. Stuttgart, 1982. — 312 S.
- How to cope with Childhood Stress. A Practical Guide for Teachers / Ed. P. Alsop, T.McCaffrey. Longmann Group UK Ltd. London. 1993. 161 P.
- Huber H., Huber H.P. Ein Beurteilungs zur Aufdeckung emotionaler Storungen im Vorschulalters / Praxis der Kinderpsychologie und Kinderpsy-chiatrie, 1978, Nr. 27, S. 21−27.
- Yunova H. Psychogymnastik in der stationaren Gruppenpsychotherapie. In Psychiatry, Neurologie und medizinische Psychologie. Leipzig, 1979. — S. 7.
- Klein M. Psychoanalyse des Kindes. 2 Aufl. Munchen Basel, Reinhardt, 1971.-323 S.
- Koch H.-J. Uberaktives und zuruckgezogen-passives Verhalten im Vor-schulalter. Munchen, 1981, 132 S.
- Kramer E. Kunst als Therapie mit Kinder. Munchen-Basel, 1981. — 212 S.
- Kraus Ch., Scholz V., Knopfel M. Konfliktspiel und dessen Modifizierung im Behandlungsverlauf von Kinder / Psychiatrie, Neurologie und medizinische Psychologie, 1977, Nr. 10, S. 606 609.
- Laing R.D. The philosophy a. politics of psychotherapy. N.Y. 1977. 214 P.
- Leonhard K. Kinderneurosen und Kinderpersonlichkeiten. Berlin, 1991. -101 S.
- Lienhard Ch. Das Verhaltnis der Neoanalyse Schultz-Henckes zur Psychoanalyse Freuds. Zurich, 1992. 156 S.
- McFall R. Behavioral Training A Skill Acquisition. Approach to Clinicfl Problems // Behavioral Approaches to Therapy / Ed. By G.Davison. N.Y., 1976.
- Moustakas C.E. Psychotherapy with Children. N.Y., 1974. 365 P.
- Nordoff P., Robbins K. Music Therapy for handicapped Children. N.Y., 1965. 150 S.
- Richter H.E. Patient Familie. Entstehung, Struktur und Therapie von Kon-flikten in Ehe und Familie. Hamburg, 1972. — 253 S.143 .Rogers C.R. Die klient-bezogene Gesprachstherapie. Munchen, 1973. -214 S.
- Spitz R.A. Depression anaclitique. Psychiatrie de lenfant, 1970. Т. XIII, № 1, P. 211−242.
- Stuart R.B. Operant interpersonal Treatment for marital Discord / J. Consult. Clin. Psychol. 1962. Vol.33. P. 28−34.
- Текст Опросника для диагностики эмоционального неблагополучия (ОДЭН)1. Баллы1. Пониженное настроение
- Настроение пониженное, часто плачет, раздражается без вся- 3 ких на то причин
- Настроение пониженное, плачет, раздражается по любому по- 2 воду
- Настроение пониженное, плачет, раздражается, когда есть 1 серьезные причины (очень обидно, что-то не получается и т. д.)
- Настроение ровное, не плачет, не раздражается О2. Нарушение сна
- Засыпает медленно и/или часто просыпается и двигается в по- 3 стели и/или встает неохотно всегда22. часто 223. иногда 1
- Засыпает быстро, сон продолжительный без просыпания, вста- О ет бодро и охотно3. Нарушение аппетита
- Аппетит плохой и/или разборчив в еде всегда 332. часто 233. иногда 1
- Аппетит хороший, в еде неразборчив О4. Потливость
- Общая потливость повышена днем и/или ночью 3
- Ладони и/или голова потливы часто 2
- Ладони и/или голова потливы иногда44. Ладони и голова непотливы5. Недержание мочи, стула
- Бывает недержание мочи и/или стула ночью и днем почти каждый день 5.2. часто53. иногда
- Не бывает недержания мочи и стула6. Вредные привычки
- Грызет ногти и/или сосет палец и/или играет с какой-либо частью тела очень часто 6.2. часто63. иногда64. никогда7. Жалобы на самочувствие
- Жалуется на боли в животе и/или голове и/или тошноту и/или головокружение очень часто 7.2. часто73. иногда74. Не чаще, чем другие дети8. Тревога и страхи
- Частая выраженная тревога, страхи (по содержанию *) с двигательным беспокойством или заторможенностью
- Часто тревожится, легко пугается без выраженных внешних проявлений
- Редкая тревога, страх, проявляющиеся только при действии непрятных факторов
- Отсутсвуют тревога и страхи
- Содержание тревоги и страхов:1. темноты2. высоты3. шума4. животных5. сказочных персонажей6. чужих людей7. одиночества8. болезни, смерти своей и/или родителей9. другие
- Нарушение двигательной активности
- Суетлив, излишне подвижен, плохо концентрирует внимание 3 всегда92. часто 293. иногда 194. Адекватно активен Оили
- Вял, заторможен, плохо концентрирует внимание всегда 392. часто 293. иногда 194. Адекватно активен О
- Трудности общения со сверстниками
- Не стремится к общению и/или отходит от него из-за недос- 3таточно доброжелательно отношения детей и/или отходит несмотря на доброжелательное отношение всегда102. часто 2103. иногда 1104. никогда 0или
- Стремится к общению, но его не хотят принимать и/или не- 3смотря на обоюдное желание контакты сопровождаются конфликтами всегда102. часто 2103. иногда 1104.. никогда 011. Неуверенность в себе
- Уклоняется от соревновательных игр, проверки его реальных 3 возможностей, боится неудачи всегда112. часто 2113. иногда 1114. никогда 0
- Чрезмерная чувствительность к замечаниям, наказаниям, оценке
- Все «принимает близко к сердцу» и/или проявляет словесную 3 или физическую агрессию всегда122. часто 2123. иногда 1123. никогда 013. Заикается131 Да 1132. Нет 014. Тики
- Дергает рукой, плечом и т. п. и/или часто моргает 1142. Нет 0
- Схема-интерпретация методики «Рисунок семьи»