Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Профессиональная культура российского офицера: Социально-философский анализ

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

См.: Борисова Е. М. Профессиональное самоопределение личности (личностный аспект): Автореф. дис. докт. психол. наук. — М., 1995. Бухарова А. С. Социально-философский анализ профессионализации армии: Автореф. дис. канд. филос. наук. — М., 1998; Железняк Л. Ф. Военно-профессиональная направленность личности советского офицера.-М., 1979. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения… Читать ещё >

Содержание

  • Раздел I. МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ВОЕННО ЙРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРЫ
  • Раздел II. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА РОССИЙСКОГО ОФИЦЕРА: СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ Раздел III. ПРОТИВОРЕЧИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ОФИЦЕРА И ПУТИ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ

Профессиональная культура российского офицера: Социально-философский анализ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Ратное дело, военная служба являются специфической областью человеческой деятельности, которая функционирует в соответствии с определенными законами и правилами. Вместе с тем, она подчиняется общим закономерностям и тенденциям человеческого развития. Современная цивилизация характеризуется интенсификацией экономического, политического, социального развития, углублением общественного разделения труда. В процессах специализации и одновременной универсализации деятельности в сферах материального и духовного производств находит свое выражение закономерность функционирования современного общества — его динамичная профессионализация. Эти процессы с неизбежностью связаны с развитием военной профессии, ростом профессиональной культуры военных кадров.

Актуальность диссертационного исследования определяется следующими обстоятельствами.

Во-первых, существенные изменения военно-политической ситуации в мире, динамике социально-экономической, политической, духовно-нравственной обстановки в стране требуют эффективного строительства Вооруженных Сил, подготовки высокопрофессиональных военных кадров. Задача создания современной армии порождает необходимость всестороннего социально-философского осмысления феномена профессиональной культуры российского офицера.

Во-вторых, в военной сфере реализуются самые последние достижения научной мысли, используется оружие, обладающее огромной разрушительной силой. Его выход из-под контроля вследствие недостаточного профессионализма военных специалистов может привести к трагическим последствиям для всего человечества. Профессиональная культура офицера, соответствующая самым высоким требованиям, становится не только залогом успешного решения военно-профессиональных задач, но и условием выполнения армией своего высшего предназначения в современном мире — сохранения этого мира.

В-третьих, смысл и цель современной военной реформы в России, если говорить коротко, заключается в осуществлении прорыва в развитии военной культуры. Речь идет о высокой эффективности военного строительства, которое должно обеспечиваться преимущественно качественными параметрами как в совершенствовании вооружения, боевой техники, развитии военной науки, так и в повышении профессионализма самих военнослужащих. Ориентация на качественные параметры означает, прежде всего, совершенствование форм, способов, средств военно-профессиональной деятельности, повышение профессиональной культуры военнослужащих.

В-четвертых, изменения, происходящие в содержании воинской деятельности, обусловливают включение в круг профессиональной компетенции офицера самых разнообразных вопросов военно-организационного, военно-технического, нравственного, социально-психологического, административно-хозяйственного характера, что, в свою очередь, требует совершенствования его профессиональной культуры. Современному офицеру необходимы знания, навыки, умения, качества, о которых мало кто подозревал еще двадцать лет назад, но лишь обладая ими, он может успешно выполнять возникшие сегодня задачи.

В-пятых, необходимость исследования проблемы обусловливается сложностью и значимостью воспитательной работы в Вооруженных Силах. В условиях общественной нестабильности, перехода страны к новой парадигме развития многие социокультурные, духовно-нравственные ценности оказались размытыми, а то и попросту дискредитированными. В России сформировалось поколение молодых людей, обладающих прагматической системой ценностей и мотивов поведения, отличающихся от той (духовно-романтической), которой обладали предшествующие поколения. Формирование высокой духовности, трактуемой в виде совокупности патриотических, политических, нравственных, интеллектуально-культурных качеств, является важной составляющей совершенствования профессиональной культуры офицера, строительства современной высокопрофессиональной российской армии.

Таким образом, проблема всестороннего социально-философского анализа сущности, структуры, функций профессиональной культуры российского офицера и основных направлений ее формирования в настоящее время приобретает особое значение, поскольку непосредственно связана с повышением боеготовности Вооруженных Сил РФ и составляет один из важнейших аспектов современного военного строительства.

Степень научной разработанности проблемы. Анализ научных работ по теме диссертационного исследования позволяет сделать вывод о возрастании научного интереса к проблеме профессиональной культуры. Результаты анализа источников позволяют выделить наиболее и наименее изученные стороны, условно разделить имеющуюся литературу и публикации на четыре группы.

Первую группу составляют труды специалистов по теории культуры. В этих работах авторы, обращаясь к философскому, культурологическому, социологическому, историческому, антропологическому аспектам, раскрывают сущностные характеристики культуры, ее структуру, взаимодействие структурных элементов, взаимовлияние личности и культуры, общества и культуры.1.

1 Арнольдов А. И. Цивилизация грядущего столетия: культурологические размышления. — М., 1997; Велик А. А. Культурология: антропологические теории культур. — М., 1998; Библер B.C. Культура. Диалог культур. // Вопросы философии. — 1989. — № 6- Гуревич П. С. Культура как объект социально-философского анализа // Вопросы философии. — 1984. — № 5- Гуревич П. С. Философия культуры. — М., 1995; Ион Э. Проблемы культуры и культурной деятельности. -М., -1969; Каган М. С. Философия культуры. — СПб., 1996; Кефели И. Ф. Культура и общество. // Социально-политический журнал. — 1995. — № 3- Коган Л. Н., Культура и всестороннее развитие личности. -М, 1979; Маркарян Э. С. Теория культуры и современная наука: (логико-методологический анализ). — М., 1983. Межуев В. М. Культура и история. — М., 1977; Михайлова Л. И. Социология культуры. — М., 1997; Морфология культуры. Структура и динамика / Аванесова Г. А., Быкова Э. В. и др. — М., 1994. Пилипенко А. А., Яковенко И Г. Культура как система. — М., 1998. Стариков Е. Базар — не рынок // Знамя. — 1993. — № 6. Сте-пин B.C. Культура. // Вопросы философии. 1999. -№ 5.

Вторая группа работ посвящена разработке различных аспектов профессии в общественном разделении труда и профессиональной деятельности. В эту группу включены труды военных исследователей, изучавших проблемы профессионального становления в военной сфере. Предметом научного анализа явились вопросы развития военной профессиологии, сущности, структуры, этапов развития военной профессии, профессионализации армии, профессионального самоопределения личности.2.

К третьей группе отнесены исследования, посвященные изучению профессиональной культуры, ее сущности, содержания, структуры, а также рассматривающие проблемы ее освоения. В этих работах определены наиболее общие подходы к анализу профессиональной культуры как элемента культуры.

2 См.: Борисова Е. М. Профессиональное самоопределение личности (личностный аспект): Автореф. дис. докт. психол. наук. — М., 1995. Бухарова А. С. Социально-философский анализ профессионализации армии: Автореф. дис. канд. филос. наук. — М., 1998; Железняк Л. Ф. Военно-профессиональная направленность личности советского офицера.-М., 1979. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. — Ростов-н/Д, 1996. Ковалевский В. Ф. Философско-социологический анализ проблем военной профессиологии: Автореф. дис.докт.филос. наук.-М., 1983. Клягин С. В. Военная профессия: гуманитарный аспект // Гуманизация воинской деятельности и реформа Вооруженных Сил. — М., 1994; Маркович Д. Социология труда.-М., 1988. Певень JLB. Проблемы профессионализации Вооруженных Сил России: Автореф. дис. канд. филос. наук. — М., 1992; Петрий П. В. Духовные ценности военнослужащих Российской армии в современных условиях (социально-философский анализ): Автореф. дис. канд филос. наук. — М., 1995. — 20 е.- Тыртышный А. А. Психологические условия профессионализации офицеров во время обучения в ВВУЗе МО РФ: Автореф. дис. канд. психол. наук. — М., 2000; Чертков A.M. Оптимизация профессиональной адаптации офицеров-пограничников в условиях вооруженного конфликта: Автореф. дис. канд. соци-ол. наук. — М., 2000. и др.

3 См.: Багдасарьян Н. Г. Профессиональная инженерная культура: (структура, динамика, механизмы освоения): Автореф. дис. докт. филос. наук. — М., 1998; Коган JLH. Профессиональная этика в системе культуры// Социальное творчество и ускорение общественного прогресса. — Свердловск. 1988. Козлачков В. И. Освоение профессиональной культуры в современных условиях: Автореф. дис. докт. фил. наук.-М., 1991.-Комбаров B.C. Профессиональная культура как способ реализации личности: Автореф. дис. канд. филос. наук,-Томск, 1985. Кочетов Г. М. Воспроизводство профессиональной культуры / концептуальная постановка задачи: Автореф. дис. докт. филос. наук.-Томск., 1975. Крылова Н. Б. Формирование культуры будущего специалиста: Методическое пособие.-М., 1990; Модель И М., Модель Б. С. Профессиональная культура предпринимателя. // Социологические исследования. -1997. — № 10- Надысева Н. В. Проблемы общей культуры специалиста// Культура и личность: Проблемы социальной активности. — М., 1990; Праворотов В. А., Меркулов А. А. К вопросу об измерении профессиональной культуры молодого специалиста// Вестник Харьковского уни-верситета.-1985.-№ 271- Соколова Г. Н. Культура труда как фактор роста профессиональной культуры работника// Роль культуры в формировании личности. — Минск, 1984. и др. общества, определены детерминанты ее развития, отображено многообразие содержания. В данной группе источников раскрывается сложное взаимодействие культуры, философии и профессиональной деятельности, анализируются основные пути взаимовлияния культуры и профессии.

Исходя из специфики функционирования военной сферы жизни общества, выделяется четвертая группа работ, которую составляют исследования, изучающие профессиональную культуру применительно к воинской деятельности. 4 Профессиональная культура различных категорий военнослужащих трактуется преимущественно как совокупность личностных образований, свойств, качеств солдат и офицеров. В публикациях военных ученых рассматриваются проблемы профессиональной культуры тех или иных военных специалистов, ее структуры и содержания, этапы и условия становления и формирования.

Детальное осмысление литературы, посвященной профессиональной культуре (в том числе российского офицера), позволяет очертить круг менее исследованных вопросов, определить недостатки, характерные не столько для трудов отдельных ученых, сколько для общественной науки в нашей стране в целом.

Во-первых, проблемы профессиональной культуры различных социальных групп исследуются с различных сторон, рассматриваются многообразные аспекты профессиональной культуры офицера. Но целостный и системный социально-философский анализ социокультурного феномена профессиональной культуры российского офицера отсутствует.

4 См.: Ашев Г. А. Культура воинской деятельности.-М., 1984; Волкогонов Д. А. Интеллект офицера.//Военная мысль.-1979.-№ 4. Капустин В. Б. Профессиональная компетентность офицерского состава (социально-философский анализ): Автореф. дис.канд. филос.наук. -М.1997; Ковалевский В. Ф. Профессиональная культура офицера. //Военная мысль.-1990. -№ 6. Кузьмин П. В., Иваненко К. С. Профессиональная культура политолога // Социально-гуманитарные знания. — 1999. № 5- Лапшов В. А. Профессиональная культура офицера российской армии. — М., 1999; Панин ИГ. Философские аспекты профессиональной культуры работников военно-кадровых органов. // Военная мысль. — 1996. — № 5. Протасов А. А. Ценностные ориентации в профессиональной культуре офицера (социально-философский анализ): Автореф. дис. канд.филос.наук.-М., 1995; Федоренко С. А. Психолого-аксиологические резервы профессионального становления военных кадров: Автореф. дис. канд. психол. наук. -М, 1998 и др.

Во-вторых, в культурологической литературе появились публикации, рассматривающие культуру как многоуровневое образование. Это позволяет увидеть ее глубинные основания. Экстраполируя подобные подходы на профессиональную культуру, возможно понять глубокие причины тех или иных явлений, влияющих на формирование профессиональной культуры офицера. Однако до сих пор эта актуальная научная задача в литературе не решалась.

В-третьих, определение путей строительства Вооруженных Сил РФ в современных условиях требует четкого понимания роли и механизма функционирования традиций и инноваций в военно-профессиональной деятельности.

Актуальность проблемы, предпосылки ее научного и практического решения определили объект, предмет, цель и задачи диссертационного исследования.

Объектом диссертационного исследования выступает военно-профессиональная культура. Проблемы ее развития связаны со взаимодействием профессиональных характеристик различных категорий военнослужащих. Полное и всестороннее исследование данного феномена возможно лишь на основе взаимодействия разнообразных гуманитарных и естественных наук, каждая из которых изучает его под своим углом зрения.

Предметом исследования является профессиональная культура российского офицера. Ее социально-философский анализ направлен на выработку концептуальных подходов, выявлению сути феномена, решение ряда проблем, непосредственно связанных с подготовкой офицера как военного профессионала на этапе модернизации российского общества и его Вооруженных Сил.

Цель исследования состоит в социально-философском анализе сущности, структурных элементов, функций профессиональной культуры российского офицера, выявлении противоречий, путей их разрешения в процессе ее формирования.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

— исследовать место и роль профессиональной культуры российского офицера в военно-профессиональной культуре Вооруженных Сил РФ;

— раскрыть сущность, структуру и функции профессиональной культуры российского офицера;

— исходя из многоуровневой структуры профессиональной культуры российского офицера, рассмотреть взаимосвязь ее основных элементов;

— выявить роль традиций и инноваций в развитии профессиональной культуры российского офицера;

— осуществить анализ противоречий в функционировании профессиональной культуры российского офицера, а также наметить пути их разрешения;

— выработать практические рекомендации, направленные на формирование творческого уровня профессиональной культуры офицеров российской армии.

Теоретической и методологической основой диссертации являются: идеи и положения представителей отечественной и зарубежной науки по проблемам теории культуры, деятельностный и социокультурный подходы к объяснению ее феноменов. В диссертации используются ряд методологических принципов и подходов, в частности, сущностный, структурно-содержательный, системно-деятельностный, онтологический, гносеологический, социальный, системно-функциональный, аксиологический и другие. В качестве конкретных методологических средств социально-философского анализа в работе используются принципы социальной детерминации, системности, движения от общего к особенному и единичному, приоритета личности в формировании ее профессиональной культуры. Исследование, кроме того, опирается на методы систематизации, теоретического обобщения, описания и другие.

Эмпирическую базу исследования составили: результаты и выводы социологических исследований, проводимых в войсках и ввузах в 1990;2000 годах и осмысленных применительно к исследуемой проблеме, контент-анализ 9 основных законодательных актов, документов, публикаций в периодической печати и других источников, а также наблюдения, основанные на личном опыте автора.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— осуществлен социально-философский анализ феноменов военно-профессиональной культуры и профессиональной культуры российского офицера, представлена авторская трактовка понятия «профессиональная культура российского офицера», а также определена ее структура;

— выявлено соотношение понятий «культура», «военно-профессиональная культура», «профессиональная культура офицера»;

— определены функции профессиональной культуры российского офицера;

— рассмотрено соотношение традиции и инновации в развитии профессиональной культуры российского офицера;

— проанализированы противоречия в формировании профессиональной культуры офицера.

На защиту выносятся следующие основные положения:

1. Профессиональная культура российского офицера — это социокультурное образование, проявляющееся на генетическом, мировоззренческом, поведенческом уровнях, характеризующее определенный способ профессиональной деятельности офицера и выступающее как совокупность ценностей, норм, профессионально значимых качеств, мировоззренческих установок, выработанных и накопленных на протяжении отечественной военной истории, а также степень их освоения офицером, позволяющая эффективно выполнять задачи по поддержанию боевой готовности частей и подразделений и вооруженной защите государственных интересов России.

2. Структурные компоненты профессиональной культуры офицера, объекти-вируясь, проявляют себя как ее функции. Исходя из сущности культуры, сущности и структуры профессиональной культуры офицера, в числе функций выделяются: профессионально-познавательная, профессионально-культурной социализации и развития, профессионально-культурной интеграции, профессионально-культурной регуляции, защитная.

3. Обоснование принципа единства традиции и инновации в развитии профессиональной культуры российского офицера, сущность которого заключается во взаимодействии, с одной стороны, инновационных характеристик и качеств военно-профессиональной деятельности и самой личности офицера, поддерживающих динамику в решении качественно новых задач современной военной службы, и, с другой стороны, традиционных характеристик и качеств, позволяющих учитывать наработанный культурный опыт российского общества и обеспечивающих позитивные изменения в военной сфере.

4. Результаты анализа основных противоречий в развитии профессиональной культуры российского офицера и путей их разрешения.

Практическая значимость исследования заключается в формулировке и обосновании ряда рекомендаций, вся совокупность которых представлена двумя группами: рекомендациями непосредственно организационно-практического характераположениями и рекомендациями, касающимися.

ЧУ ЧУ >-¦ «—» ЧУ дальнейшей теоретической разработкой поднятой проблемы.

Обобщения и выводы, сформулированные в диссертации на основе анализа реальных противоречий в профессиональной деятельности российского офицера, позволили определить основные направления работы по достижению необходимого уровня его профессиональной культуры. Эти направления могут быть реализованы в практической деятельности различных государственных органов, занимающихся военным строительством и проводящих социальную политику, а также в деятельности командиров, органов военного управления, обеспечивающих решение войсками учебно-боевых задач на сложном и ответственном этапе строительства Вооруженных Сил.

Содержание диссертации, результаты исследования создают определенную теоретическую основу для более глубокого уяснения сущности и специфики профессиональной культуры российского офицера и путей ее формирования. Материалы проведенного исследования могут быть использованы в преподавании философии, этики и других дисциплин в вузах, при проведении занятий по гуманитарной подготовке в войсках, а также в работе по обучению и воспитанию личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации.

Апробация работы осуществлялась в выступлениях автора на I международном форуме-выставке «Бывшим военнослужащим, сотрудникам правоохранительных органов — социальную поддержку» (2000 г.), перед военнослужащими частей и подразделений ФАПСИ, в процессе проведения занятий с курсантами и слушателями по курсу философии, а также при обсуждении основных положений исследования на кафедре философии и религиоведения Военного Университета.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Важнейшей характеристикой развития современной цивилизации является интенсификация общественных процессов, приводящая к невиданному доселе усложнению структуры видов деятельности человека, высокой динамике общественного разделения труда. Сегодня прогрессивные изменения в материальном и духовном производствах возможны лишь при условии профессионализации деятельности во всех сферах общества, повышения соответствующей культуры.

В процессы развития профессиональной культуры объективно включены Вооруженные Силы и их костяк — офицеры. В результате структурной перестройки подсистем общества российские офицеры обретут определенный уровень профессиональной культуры, займут соответствующее место в социально-профессиональной структуре. Обращение к социально-философскому анализу проблемы показывает, что в данных процессах они участвуют как определенная социальная группа, как элемент социальной системы, носители военной профессии.

Решение задач социально-философского исследования проблемы профессиональной культуры российского офицера, осуществленное в диссертации в соответствии с поставленной целью, позволяют заключить следующее.

1. Конечный результат любого научного поиска находится в прямой зависимости от тех методологических подходов, которые реализуются в исследовании. Методологической основой анализа профессиональной культуры российского офицера выступила философская рефлексия природы культуры как деятельности людей по развитию общества. Исходя из этого, рассмотрена ее сущность, структура, содержание, функции, «вмонтированность» в систему культуры феномена профессии, профессиональной культуры, военно-профессиональной культуры. Иными словами, разрешен ряд проблем логико.

146 гносеологического, системно-деятельностного, системно-функционального, структурно-содержательного, аксиологического характера, составляющих наиболее глубокий уровень методологии исследования профессиональной культуры российского офицера. Собственно социально-философский уровень связан с реализацией в работе принципов социального детерминизма, приоритета личности в формировании ее профессиональной культуры, социокультурного и конретно-исторического подходов к развитию профессиональной культуры субъектов деятельности и отношений.

Анализ различных точек зрения на природу и сущность культуры показал, что философский подход к данному феномену реализует себя, прежде всего, в утверждении принципиального различия социального и природного. С точки зрения социальной философии, культура — специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе. Она выражает качественную характеристику человеческой деятельности во всем многообразии ее видов, форм, способов и результатов. Это «сквозная» структура, как бы пронизывающая все общество все его сферы и подсистемы, она разлита по всему телу общественного организма.

Многообразие проявлений культуры соответствует многообразию человеческой деятельности. Учитывая, что трудовая профессиональная деятельность является одним из основных видов человеческой деятельности, в ходе которой создается основная масса материальных и духовных ценностей, то профессиональная культура во всех ее проявлениях является одним из основных индексов культуры в целом. Процесс профессионализации (т.е. развития, расцвета профессиональной культуры) есть показатель прогресса цивилизации.

Опираясь на деятельностную природу культуры, в ней выделяется содержательный конструкт: «деятельность — отношение — сознание», воплощаемый в формах традицииинновации и их взаимосвязи.

Культура опредмечивает духовное богатство человека, способности, знания, умения и навыки, которые в процессе профессиональной деятельности воплощаются в ценности культуры.

В настоящем исследовании автор исходит из положения, в соответствии с которым в рамках культуры прослеживается четкое различие между такими предметными областями как вещный мир (материальная культура) и область идей и образов (духовная культура). В духовной культуре при рассмотрении глубины хранения и трансляции культурного опыта выделяются три слоя: поверхностный, средний и глубинный.

2. Социальная динамика современного общества определяется тесным переплетением культуры и профессиональной деятельности. Профессия и культура взаимопереходят друг в друга, оттеняя тем самым богатство содержания и первого, и второго социального явления. В диссертации профессия рассматривается как род занятий, трудовой деятельности, требующий определенной подготовки и являющийся обычно источником существования.

Каждая профессия имеет свои конкретные стороны: историческую, социальную, экономическую, технологическую, правовую, психофизиологическую, психологическую, этическую и культурологическую. В данном контексте профессия объединяет ряд базовых элементов культуры. Культура способствует возникновению системности в феномене профессии, поскольку придает ей определенную целостность, стратегическую и тактическую направленность, гуманистическую характеристику деятельности социального индивида.

В становлении и развитии профессии выделяются ряд этапов: выделение определенной совокупности трудовых функций и их закрепление за группой социальных индивидовобособление и профессионализация членов группы, включение в товарные отношениясоциализация группы, приобретение ею особых черт социального облика и специфических общественных интересов.

Как абстрактная, объективно необходимая деятельность профессия существует в виде накопленной на сегодня традиции, сохраняющей и передающей опыт, знания, ценности, нормы.

3. Профессия оказывает непосредственное влияние на формирование личности. Она делает индивида отличным от представителей других профессиональных групп, порождает разнообразные, несхожие социальные интересы, формирует специфические социальные типы личности.

В то же время профессия предопределяет сходство между членами одной профессиональной группы, специализирующейся на вполне конкретных трудовых функциях. В оформившихся профессиональных группах возникает совокупность взглядов, убеждений, оценок, разделяемых всеми членами и являющих собой свод правил поведения в группе, оценку своей миссии, отношение к не членам сообщества как к посторонним. Именно в таких сообществах впервые зарождается профессиональная культура.

Суть авторской позиции, при рассмотрении профессиональной культуры возникающей как результат реализации методологических подходов, заключается в формировании определения феномена. Профессиональная культура — это сложное, многоплановое образование, составляющее системную совокупность способов профессиональной деятельности, воплощающихся ее субъектами, которые обладают соответствующими специальными знаниями, навыками и умениями, мировоззренческими, ценностными установками, руководствуются определенными нормами и правилами, лежащими в основе деятельности профессиональных групп, а также степень их освоения.

4. Военная профессия как приложение человеческих усилий в специфической сфере общественной жизни обладает рядом особых признаков, которые определяют ее содержание: наличие большой группы людей, объединенных воинской деятельностью и оформленных в виде профессиональной армии как государственно-политического и социального институтаспецифичность воинской деятельности и следующая из этого необходимость специальной подготовки занимающихся ею субъектовналичие у армии как социально-профессиональной группы и социального института «своего» места в структуре общества и определенное влияние на эту структуруналичие определенных мировоззренческих установок, совокупности ценностей, норм, правил деятельности, характеризующих военных профессионалов.

Военно-профессиональная культура характеризует степень совершенства или несовершенства, интеграцию элементов военной профессии в систему.

В диссертации осуществлен всесторонний диалектический подход к феномену, который позволил придти к одному из результатов исследовательского движения — определению военно-профессиональной культуры. Это совокупность способов военно-профессиональной деятельности, выработанных и накопленных ее субъектами в ходе военной истории, проявляющихся на генетическом, мировоззренческом, поведенческом уровнях и выраженных в форме ценностей, норм, профессионально значимых качеств, мировоззренческих установок, а также степень их освоения индивидом, позволяющая эффективно выполнять поставленные задачи по поддержанию боевой готовности частей и подразделений и вооруженной защите государственных интересов.

Военно-профессиональная культура имеет сложную структуру, определяемую в зависимости от субъектов-личностей или групп — как носителей военной профессии. Аналогично поверхностному, среднему и глубинному слою культурных феноменов в военно-профессиональной культуре выделяются три уровня: поведенческий, мировоззренческий, генетический. Отличительной особенностью военно-профессиональной культуры является интеграция в ней содержательных компонентов, находящихся на всех трех уровнях культуры. Этим военно-профессиональная культура отличается от профессиональной культуры других профессиональных групп.

5. Офицерский корпус является специфической социально-профессиональной группой, ключевым звеном военной организации, которое вырабатывает, аккумулирует и передает из поколения в поколение воинские традиции, опыт, культуру военно-профессиональной деятельности. Труд офицера жизненно необходим для общества и органически сливается с профессиональной деятельностью в обществе, носит характер в высшей степени социально полезной и необходимой профессиональной деятельности, закономерно развивающейся в рамках общественного разделения труда, культуры общества в целом. В диссертации проведены параллели между способом деятельности, характеризующим культуру всего общества, и способом деятельности офицера Российской армии. Эти способы выступают в форме традиции и инновации. Инновация предполагает новый взгляд на старые проблемы и оперативную реакцию на новые, каждодневно возникающие проблемы. Профессиональная деятельность, в том числе в военной сфере, приобретает характер постоянного разрешения постоянно возникающих проблем, большинство из которых ранее не возникали.

Проявление традиции в профессиональной культуре двояко. С одной стороны, речь идет о рациональном познании и учете в деятельности тех многовековых традиций, обычаев, которые характерны, например, для национальной культуры, для культуры того или иного вида деятельности, для культуры построения взаимоотношений между людьми и пр. С другой стороны, традиция понимается как образование глубинного слоя культуры, как сгусток тех смыслов и образов, которые копились в бессознательном этноса на протяжении веков.

Как показывают итоги исследования, оптимальным способом профессиональной деятельности работника в современных условиях является единство традиции и инновации. Поскольку архетипы бессознательного в значительной степени связаны с обеспечением существования и развития этноса, с защитой Родины-матери, постольку диалектическое взаимодействие традиции и новации характерно для военно-профессиональной деятельности, военно-профессиональной культуры, прежде всего для профессиональной культуры офицера.

Результатом анализа традиции и инновации явилось обоснование принципа их единства в развитии профессиональной культуры российского офицера, сущность которого заключается во взаимодействии, с одной стороны, инновационных характеристик и качеств военно-профессиональной деятельности и самой личности офицера, поддерживающих динамику в решении качественно новых задач современной военной службы, и, с другой стороны, традиционных характеристик и качеств, позволяющих учитывать наработанный культурный опыт российского общества и обеспечивающих позитивные изменения в военной сфере.

6. Профессиональная культура офицера имеет сложную, многоуровневую структуру, которая представлена в исследовании «со стороны армии» и «со стороны общества». При первом подходе с точки зрения субъекта профессиональной деятельности она выступает как профессиональная культура того или иного вида, рода войск, той или иной воинской специальностис точки зрения объекта — как культура определенного вида деятельности (управленческой, инженерно-технической и т. д.). Имея в виду второй подход, автор представляет профессиональную культуру офицера как интеграцию правовой, политической, психолого-педагогической и других культур, как целостное образование, имеющее в то же время три слоя культурных элементов — поведенческий, мировоззренческий, генетический. При этом отношения, связывающие глубинные слои культуры и ее верхние, поведенческие уровни, могут «просыпаться» в профессиональной культуре невоенных профессий при особых обстоятельствах либо не проявляться вовсе, но они с необходимостью присутствуют в профессиональной культуре российского офицера, причем не только присутствуют, но и осуществляют постоянную детерминирующую функцию.

7. Структурные компоненты профессиональной культуры офицера, объ-ективируясь, проявляют себя как ее функции. Исходя из сущности культуры, сущности и структуры профессиональной культуры офицера, в числе функций мы выделяем:

— профессионально-познавательную, обеспечивающую овладение офицером тем пластом знаний, ценностей, ориентаций, установок, умений, навыков, способов профессиональной деятельности, которые составляют содержательное богатство профессиональной культуры;

— профессионально-культурной социализации и развития, связанной с созреванием офицера как профессионала в военном деле и как личности;

— профессионально-культурной интеграции, объясняющую процесс «вхождения» офицеров как военно-профессиональной группы в общую социально-профессиональную структуру общества, взаимоперетекание характерных для современной цивилизации способов деятельности из одной сферы общества в другую;

— профессионально-культурной регуляции, осуществляющей управление профессиональной деятельностью офицера, который обладает определенными культурными характеристиками;

— защитную, выступающую как иммунитет против влияний, разрушающих целостность и снижающих уровень развития профессиональной культуры офицерапрепятствующую утверждению в сознании военного профессионала ценностей, подрыву характерных для военной службы норм поведения, отношения к выполнению профессиональных обязанностей.

8. Основываясь на понимании культуры как способа деятельности по воспроизводству и обновлению социального бытия и опираясь на многоуровневую ее структуру, в результате исследования проблемы автор формулирует определение: профессиональная культура российского офицера — это социокультурное образование, проявляющееся на генетическом, мировоззренческом, поведенческом уровнях, характеризующее определенный способ военно-профессиональной деятельности и выступающее как совокупность ценностей, норм, профессионально значимых качеств, мировоззренческих установок, выработанных и накопленных на протяжении всей отечественной военной истории, а также степень их освоения индивидом, позволяющая эффективно выполнять задачи по поддержанию боевой готовности частей и подразделений и вооруженной защите государственных интересов.

9. Профессиональная культура российского офицера — открытая для социального взаимодействия система. В ходе социального взаимодействия субъектов военно-профессиональной деятельности происходит формирование ее культуры. Этот процесс характеризуется несоответствием интересов, норм, ценностей, элементов духовности, взаимодействующих субъектов и порождает противоречия. Изменение характеристик профессиональной культуры офицера в процессе ее формирования связано с возникновением и разрешением двух групп противоречий — возникающих между элементами профессиональной культуры офицера и культурой обществавозникающих между элементами профессиональной культуры офицера.

Первую группу составляют противоречия, складывающиеся между образованиями поведенческого, мировоззренческого и генетического слоев профессиональной культуры и структурными составляющими культуры общества. К ним относятся:

— противоречие между высокими требованиями, предъявляемыми в современных условиях к профессиональной культуре офицера, и объективными условиями, не позволяющими достичь ее необходимого уровня;

— противоречие между реальным и должным статусом военного профессионала, связанное с уровнем развития его профессиональной культуры;

— противоречие между нравственными нормами офицера и созданными обществом правовыми нормами, характеризующими его профессиональную культуру;

Ко второй группе относятся противоречия между культурными образованиями поведенческого, мировоззренческого и генетического уровней:

— между широким пониманием профессиональной культуры офицера, суть которого воплощается, прежде всего, в категории воинского долга, и узким ее пониманием, сводящимся только к эффективному выполнению обязанностей командира, военного инженера, офицера штаба и т. д.;

— между ориентациями на творчество, самостоятельность, эффективность в профессиональной деятельности офицера и рутинностью, прагматизацией решаемых им задач;

— между мировоззренческими установками, знаниями, идеалами, убеждениями российского офицера и их недостаточной реализацией посредством соответствующих норм и способов в ходе военно-профессиональной деятельности;

— между актуализацией архетипальных образов защитника Отечества и реальным снижением опасности возникновения крупномасштабных вооруженных конфликтов, в которых подобные смыслообразы реализуются наиболее полно.

В интересах разрешения противоречий формирования профессиональной культуры российского офицера, отвечающей требованиям современной информационной цивилизации, необходима деятельность общества, государства, органов военного управления, проводимая в определенных направлениях. Данные направления определены при опоре на сущность и структуру профессиональной культуры офицера, показатели необходимого уровня его сформированно-сти, субъекты и стороны противоречий. В результате анализа к числу направлений отнесены следующие:

— совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей основы воинской деятельности и военной службы, и создание механизмов, обеспечивающих реализацию подобных документов;

— повышение качества обучения и уровня профессиональной культуры военных кадров в военно-учебных заведениях, системе командирской и общественно-государственной подготовки;

— обновление учебно-материальной базы боевой подготовки, техники и вооружения на основе современных достижений науки;

— формирование у офицеров менталитета, мировоззрения, устойчивой системы ценностных ориентаций, связанных с военно-профессиональной деятельностью, направленных на повышение и поддержание профессиональной культуры, посредством современной системы воспитательного воздействия;

— совершенствование системы материального и морального стимулирования военно-профессиональной деятельности офицерского состава;

— создание обстановки состязательности и соревновательного духа в процессе военно-профессиональной деятельности;

— осуществление научно обоснованной военно-кадровой политики;

— формирование личности офицера, независимой в своих суждениях, неопровержимой в приказаниях, составляющей со своей армией одно целое, преданной своим подчиненным и осознающей свою ответственность. Подобные личностные характеристики выступают основой корпоративного духа военных профессионалов как составляющей профессиональной культуры;

— повышение качества профессионального отбора, учет возможностей, мотивации человека, претендующего на овладение профессией офицера-специалиста.

В ходе проведения диссертационного исследования, автором сделан ряд теоретических выводов, которые имеют практическое значение, заключающихся в формулировке ряда рекомендаций организационно-практического и теоретико-методологического характера.

К первой группе рекомендаций относятся:

1. Военным обществоведам, ученым и педагогам ввузов предлагается использовать материал диссертации в следующих целях:

— для проведения занятий по философии, культурологии, социологии, психологии;

— для разработки методик профессионального отбора и формирования военно-профессиональных качеств офицера;

— для разработки и включения в тематический план по социальной философии тем: «Профессиональная культура российского офицера: сущность и направления формирования в современных условиях», «Взаимодействие традиции и инновации в формировании профессиональной культуры офицера», «Влияние архетипов коллективного бессознательного на профессиональную культуру российского офицера»;

— для подготовки и издания учебного пособия для слушателей и курсантов: «Военно-профессиональная культура: сущность, структура, функции».

2. Офицерам, осуществляющим обучение, воспитание, руководство и подбор личного состава, материал диссертации поможет:

— в организации учебно-воспитательной работы в частях и подразделениях, в определении принципов военно-кадровой политики;

— при подготовке и проведении занятий в системе командирской подготовки офицеров;

— при организации действенной системы профессионального отбора и психолого-педагогического сопровождения профессиональной деятельности военных кадров;

3. В систему общественно-государственной подготовки включить темы: «Военно-профессиональная культура как фактор повышения боевой готовности частей и подразделений», «Традиции и инновации в военно-профессиональной деятельности», «Былинные богатыри основатели славных традиций российского воинства».

Группу рекомендаций, касающихся дальнейшей теоретической разработки исследуемой проблемы, составляют:

— разработка научно обоснованной системы взаимодействия традиционных и инновационных способов военно-профессиональной деятельности российского офицера;

— изучение механизмов взаимодействия элементов генетического, мировоззренческого и поведенческого уровней военно-профессиональной культуры;

— определение приемов и способов актуализации образований генетического уровня военно-профессиональной культуры;

— разработка новых подходов к изучению потенциальных возможностей личности по освоению профессиональной культуры офицера, используемых затем в интересах повышения качества профессионального отбора;

— исследование теоретических аспектов военно-профессиональной культуры различных категорий военнослужащих: рядовой состав, младший командный состав;

— изучение механизмов взаимовлияния структурных рядов личности офицера и элементов многоуровневой структуры общества.

Предложенные выводы и практические рекомендации не являются бесспорными и окончательными, но их учет в деятельности войск, военно-учебных заведений, офицерских кадров, в разрешении имеющихся социальных противоречий позволит повысить эффективность военно-профессиональной деятельности, уровень профессиональной культуры, поднять боеготовность и боеспособность Вооруженных Сил Российской Федерации.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.В. Традиция и традиционализм в научной и общественной мысли России (60 90-е годы XX века) // Общественные науки и современность. — 2000. — N 1. — С.68−77.
  2. Л.Т., Кызылбаева М. Х. О культуре труда. // Культура труда как фактор повышения эффективности общественного производства: Тезисы докладов межотраслевой научно-практической конференции. Уфа, 1979, -С. 81−89.
  3. Андроник (Трубачев), иеромонах. Теодицея и антроподицея в творчестве священника Павла Флоренского. Томск, 1998. — 192 с.
  4. Г. Пути возрождения культуры народов России // Диалог. 1998. -N11.-С. 9−16.
  5. А. В. Правовые вопросы формирования профессиональной культуры работника: Автореф. дис. канд. юрид. наук. Томск, 1999. — 27 с.
  6. Н.М., Дубодел A.M. Трудовая мотивация и образ российского предпринимателя: традиции и новации (постановка проблемы) // Исторические и политические науки в контексте современной культурной традиции. 1999. — С. 395−416.
  7. С.А. Этнографическая наука и культурная динамика. Исследования по общей этнографии. Минск, 1983, С. 31−34.
  8. Г. В., Кейзеров Н. М. Культура решений менеджмента. М.: Изд-во РАГС, 1995.-254 с.
  9. Г. А. Культура воинской деятельности. М., 1984. — 43 с.
  10. Е.М. Социология управления. Минск: Тетрасистемс, 2000. — 288 с.
  11. А.П. Культура мышления и мышление о культуре (опыт антропологического анализа). //Философские науки. 1990. — № 10. — с. 13−21.
  12. А.А. Профессиональное мышление: философские проблемы: Авто-реф. дис. докт. филос. наук. Свердловск, 1986.
  13. П.М. Профессиональная культура молодежи села: проблемы и перспективы: Автореф. дис. канд. филос. наук. Минск, 1990.
  14. В., Белкин Е. Труд: квалификация, профессия, характер и содержание. // Экономические науки. 1981. — № 12, — с. 20−31.
  15. Н. Судьба России. М.: Советский писатель, 1990. — 348 с.
  16. Е.Д. Образ жизни военнослужащего Вооруженных Сил РФ: сущность, противоречия, проблемы. М.: ГА ВС, 1992. — 188 с.
  17. П.Богданов Е. Н. Формирование и развитие профессионально-нравственной культуры будущего учителя. М., 1995. — 49 с.
  18. В.Э. Профессиональная культура государственной службы // Социологические исследования. 1999. — N 2. — С.34−40.
  19. Е.М., Логинова Г. П. Индивидуальность и профессия. М.: Знание, 1991.-80 с.
  20. А.С. Возродить профессию. // Армейский сборник. 1997. — № 3, -с. 39−41.
  21. А.С. Социально-философский анализ профессионализации армии: Автореф. дисс. канд. филос. наук. М., 1998.
  22. В. И. Формирование традиций российского офицерства: Социально-философский анализ: Автореф. дис. канд. филос. наук. М., 1997. -24 с.
  23. М. Протестантская этика и дух капитализма. 4.II. // Избранные произведения. М., 1990.
  24. П.Б. Искусство менеджмента: Новые идеи для мира хаотических перемен / Пер. с англ. Козыревой И. М.: Новости, 1993 — 222 с.
  25. В. Традиции Руси Великой. В чем они?: Беседа с философом В. Видеманном/ Записал Л.Бочаров. // Ориентир. 1995. — N 10. — С.85−90.
  26. М. История и традиции офицерского корпуса России // Обозреватель 1999. — N 2. — С.50−54.
  27. С.В. Русский офицерский корпус. М., 1993.
  28. Д.А. Интеллект офицера.//Военная мысль. 1979. — № 4.
  29. Л. Л. Управление проектами: традиции и новизна. Новосибирск: СибАГС, 2000. — 291 с.
  30. Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук.Т.1. Наука логики. -М., 1977. 453 с.
  31. A.M., Староверов В. И. Социальный облик рабочего-интеллигента. -М&bdquo- 1977.
  32. В.М. Личность воина социалистической армии.
  33. А.З. Военная интеллигенция как социально-профессиональная группа. / Башкирский гос. Ун-т. Уфа, 1992.
  34. С.Н. Интеллектуальная культура офицера: основные противоречия и механизм их разрешения: Автореф. дис.кан. филос. наук.
  35. Н. Н., Ломакин О. Е., Шленов Ю. В. Введение в психологию инновационной научно-технической деятельности: Учеб. пособие. М.: Высш. шк., 1996. -304 с.
  36. Е.Г. Формирование профессионально-нравственной культуры специалистов высокой квалификации / Профессиональная этика: производственные и непроизводственные аспекты. Владимир, 1982.
  37. . Утопия и обмен. М., 1993. — 374 с.
  38. И.В. Экономические реформы России через призму русской мен-тальности // Социально-гуманитарные знания. 2000. — N 6. — С.25−46.
  39. .А. Возможность и перспективы свободы // Вопросы философии. -1988.-№ 5.-С. 3−18.
  40. В.Е., Жданов Ю. А. Сущность культуры. Ростов н/Д: изд-во РГУ, 1979.- 187 с.
  41. В.П., Фирсенков В. А. Воспитание общей культуры советских воинов в интересах морально-политической психологической подготовки. -М., 1987.
  42. Деловая культура российского общества: Круглый стол ученых. // Общественные науки и современность. 1993. — № 3−4.
  43. Ю.Н. Армия России: Взгляд в XXI век. // Социологические исследования. 1995. — № 6, — с. 82−87.
  44. А. И. Различие структур и уровней развития политической культуры. // Социально-гуманитарные знания. 1999. — № 4, — с. 108−121.
  45. Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М., 1990.
  46. С.А. Бедна ли Россия демократическими традициями // Государство и право. 1997. — N 6. — С. 102−109.
  47. А. Л. Влияние рефлексивной культуры на повышение профессионализма государственного служащего: Автореф. дис. канд. психол. наук. -М., 1997.-24 с.
  48. В. Профессиональная подготовка офицера. // Военный вестник 1997,-№ 2,-с. 40−43.
  49. А.И. Проблемы культуры воинского труда в социалистической армии: Автореф. дис. канд. филос. наук. -М., 1987 21 с.
  50. В. П. Военное образование в России: преемственность, опыт, традиции. Саратов: Саратов, гос. техн. ун-т, 1999. — 255 с
  51. М. Г. Традиция как самоидентификации общества: Автореф. дис. канд. филос. наук. Екатеринбург, 1997. — 21 е.:
  52. Н.Н. Социокультурные основы хозяйственной деятельности.// Социологические исследования. 1994. — № 8−9.
  53. В.М. Проблемы реформирования системы военного образования России. // Военная мысль. 1997. — № 4, — с. 38−43.54.3лобин Н.С., Баллер Э. А. Культура и общественный прогресс. М.: Наука, 1980, — 303 с.
  54. В.Д. Философия культуры. Очерки социальной философии. М., 1994.
  55. А. Медленная смерть «коллективизма по-японски» // Новое время.1997, — N 34. С.22−24.
  56. В.П. Формирование личности офицера. М.: Воениздат, 1986. -160 с.
  57. JI.В. Профессиональная культура управления: сущность, структура, динамика (культурологический аспект). М., 1993. — 21 с.
  58. В.Г., Албастова JI.H., Белолипецкий В. К. и др. Профессионализм в системе государственной службы. Ростов н/Д: СКНЦ ВШ, 1997. — 256 с.
  59. К., Фурман Д. Е. Верующие, атеисты и прочие (эволюция российской религиозности) // Вопросы философии. 1997. — N 6. — С.35−52.
  60. .И. Методологические проблемы исследования связи общественного сознания и мировоззрения личности советского воина. -М., 1988.
  61. М.С. Философия культуры. С-Пбг., 1996. — 416 с.
  62. Р. Рубежи менеджмента : Книга о современной культуре управления. // Пер. с англ. Спичкин В. А. М.: Олимп-Бизнес, 1999. — 302 с.
  63. А.И. Модель управления профессионализацией. // Советская педагогика. 1990. — № 3, — с. 15−21.
  64. В.Б. Профессиональная компетентность офицерского состава (социально-философский анализ): Автореф. дис. канд. филос. наук. М., 1997.
  65. В.Е. Проблема соотношения культуры и природы. Культура и социальная эволюция/ Введение в социальную философию. М., 1994. -с.140−158.
  66. Ким М.П. проблемы развития социалистической культуры (Некоторые теоретические аспекты). // Культура развитого социализма: Некоторые вопросы теории и истории (Сб. статей). М., 1978, — С. 45−46.
  67. А.Н. Диалектика необходимости, свободы и ответственности. Автореф. дис.. канд. филос. наук. -М.: ВПА, 1983.
  68. С.В. Военная профессия: гуманитарный аспект // Гуманизация воинской деятельности и реформа Вооруженных Сил. М., 1994.
  69. В.Ф. Профессионализм закономерность развития воинской деятельности. // Военная мысль. — 1986. — № 4. — С. 55−63.
  70. В.Ф. Профессиональная культура офицера. //Военная мысль. -1990. № 6. с.52−61.
  71. В.Ф. Философско-социологический анализ проблем военной профессиологии: Автореф. дис. докт. филос. наук. -М., 1983.
  72. JI.H. Профессиональная этика в системе культуры// Социальное творчество и ускорение общественного прогресса. Свердловск, 1988. — С. 92 103.
  73. JI.H. Социологический аспект изучения культуры. // Социологические исследования. 1976, — № 1, — С. 53−61.
  74. В.И. Освоение профессиональной культуры в современных условиях: Автореф. дис. докт. фил. наук. М., 1991. — 44 с.
  75. А., Смирнов А. Профессионализация: «за» и «против»: из опыта военного строительства зарубежных стран. // Армейский сборник. 1997. -№ 7,-с. 87−91.
  76. В.В. Духовная культура советского офицера. М.: ВПА, 1983. -146 с.
  77. К. Подготовка офицерских кадров для ВМС Германии. // Зарубежное военное обозрение. 1998. — № 5, — с. 58.
  78. B.C. Профессиональная культура как способ реализации личности: Автореф. дис. канд. филос. наук. Томск, 1985. — 20 с.
  79. Н.А., Степин B.C., Панарин А. С. Культура российского предпринимательства. М., 1997. — 216 с.
  80. Л. А. Альтернативная парадигма культурфилософии. -Томск: Изд-во Том. гос. ун-та, 1999. 160 с.
  81. Г. М. Воспроизводство профессиональной культуры концептуальная постановка задачи: Автореф. дис. докт. филос. наук. Томск, 1975. -31 с.
  82. Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста: Методическое пособие. М.: Высшая школа, 1990. — 142 с.
  83. П.В. Профессиональная культура офицера-политработника: Автореф. дис. канд. филос. наук. -М., 1989. 18 с.
  84. П.В., Иваненко К. С. Профессиональная культура политолога. // Социально-гуманитарные знания. 1999. — № 5, стр. 150−157.
  85. И.П. Морально-психологический потенциал как элемент военной мощи государства: сущность, содержание и формирование (социально-философский анализ): Автореф. дис. канд. филос. наук. -М., 2000. -21 с.
  86. Культура военного мышления./Под ред. Гайворонского Ф. Ф., Галкина М. И. -М., 1991. -287 с.
  87. Культура и традиции: Сборник научных трудов / Отв. ред. Бурханов Р. А., Полищук В. И. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1995. — 240 с.
  88. Н. Куда делась исполнительская культура? // Обозреватель -1999.-N10.-С.67−69.
  89. В.А. Профессиональная культура офицера российской армии: Монография. М., 1999. — 288 с.
  90. В.А. Профессиональная культура офицера-культуролога и ее формирование в системе ВВУЗа: Автореф. дис. канд. социол. наук. М., 1995. -279 с.
  91. В.А. Теоретические основы и динамика формирования профессиональной культуры офицера. М., 1998. — 144 с.
  92. В.А. Формирование профессиональной культуры офицера российской армии: основы социологического исследования: Автореф. дис. докт. социол. наук. М., 1999. — 47 с.
  93. О. Культура будущего офицера: (Первый опыт преподавания культурологии). // Военный вестник. 1993. — № 5, — с. 67−69.
  94. Л.А., Сухорукова Г. А., Меньшикова Н. В. К изучению уровня культуры личности. // Исследование культурной деятельности и культурного уровня населения городов Урала. Свердловск, 1979, — С. 84−88.
  95. И.И. Свобода личности. М.: Мысль, 1980.
  96. И.П. Морально-психологический потенциал военно-профессиональной деятельности: Учебное пособие. М.: ВУ, 1997. — 58 с.
  97. Г. Г. Характер противоречий в вооруженной борьбе с применением ракетно-ядерного оружия: Автореф. дисс. канд. филос. наук. -М., 1964.
  98. А.В. Политика и безопасность России (теоретические основы) // Безопасность. 1998. — N 5−6. — С.57−65.
  99. В.Г. Стиль социально-управленческой деятельности командира и основные пути его совершенствования. М.: ВУ, 1997. — 37 с.
  100. В.А., Орехова И. М. Профессиональное образование и качество рабочей силы . // Социальная структура и социальная стратификация. М.: Наука, 1992.-с. 94−100.
  101. С.Б. Образ жизни и ценностные ориентации японцев в преддверии XXI в. // Япония: мифы и реальность. 1999. — С. 137−159.
  102. Э.С. Культура как система. //Вопросы философии. 1984. -№ 1. — с. 113−122.
  103. Д. Социология труда: Пер. с сербско-хорватского / Общ. ред. и поел. Н. И. Дряхлова и Б. В. Князева. М.: Прогресс, 1988. — 632 с.
  104. К. Энгельс Ф. Соч.-2-е изд. Т.46, ч.2, — с. 386.
  105. В. М. Культура и история. М.: Политиздат, 1977. — 177 с.
  106. Ю.Ф. Власть в современном обществе (философско-политологический анализ): Учебное пособие. М.: ГА ВС, 1995. — 64 с.
  107. Г. И. Социокультурный контекст модернизации // Авторитаризм и демократия в развивающихся странах. 1996. —. — С.254−267.
  108. Ю.Д., Костенко Н. А., Грес П. В. Профессиональная культура инженера в системе социального прогресса. // Человеческая ориентация социального и научно-технического прогресса. Новосибирск: Наука, — 1992. -4.2.-с. 238−242.
  109. И.М. Профессиональная культура (общесоциальный аспект): Автореф. дис. кан. филос. наук. Свердловск, 1983.
  110. И.М., Модель Б. С. Профессиональная культура предпринимателя. // Социологические исследования. 1997. — № 10.
  111. Л.Н., Черняева В. А., Шумилова Э. Н. Опыт социологического изучения социально-профессиональных качеств современного специалиста. // Современное студенчество: Актуальные вопросы образования и воспитания. М.: изд-во МГУ, 1992. — с. 105−119.
  112. Н.В. Проблемы общей культуры специалиста// Культура и личность: Проблемы социальной активности. М., 1990 — с. 97−99.
  113. И. В. Социокультурные основы духовности: традиции и инновации: Автореф. дис. канд. социол. наук. М., 1998. — 18 е.:
  114. Очерки социальной философии. М.: Наука, 1994. — 208 с.
  115. И.Г. Профессиональная культура офицера кадрового органа российских ВС (философско-политологический аспект): Автореф. дис. кан. филос. наук. -М., 1996. с.
  116. И.Г. Философские аспекты профессиональной культуры работников военно-кадровых органов. // Военная мысль. 1996. — № 5, — с. 27−32.
  117. Л.В. Проблемы профессионализации ВС России: Автореф. дис. кан. филос. наук. -М., 1992.
  118. В.Ф. Подготовка офицеров к управленческой деятельности: вопросы теории и методики. М.: ВПА, 1991. — 204 с.
  119. П.В. Духовные ценности военнослужащих Российской Армии в современных условиях: (социально-философский анализ): Автореф. дис. канд. филос. наук. М., 1995. — 20 с.
  120. Ю.А. Культура мышления: Методологические проблемы научно-педагогической работы. М., 1990.
  121. В.А. Реформа армии: проблемы комплектования. // Военная мысль, — 1998. -№ 1, — с. 8−10.
  122. С. М. Российское общество в условиях модернизации: социально-философский анализ. Уфа, 1998.-210с.
  123. С.П. О творческих аспектах управленческой деятельности офицера. // Военная мысль. 1998. — № 6, — с. 41−46.
  124. В.А. Профессиональная культура специалиста и динамика ее формирования на этапе «ВУЗ производство». // Вестник Харьковского университета. — 1983. — № 251. — С. 34−45.
  125. В.А., Меркулов А. А. К вопросу об измерении профессиональной культуры молодого специалиста// Вестник Харьковского университета. 1985. — № 271, — с. 44−49.
  126. Ю., Короткое Э. Подготовка офицеров армии США: (обучение в военно-учебных заведениях). // Техника и вооружение. 1991. — № 12,-с. 30−32.
  127. А.А. Ценностные ориентации в профессиональной культуре офицера (социально-философский анализ): Автореф. дис. кан. филос. наук. -М., 1995.- 18 с.
  128. Развитие профессионализма государственных служащих: методология и практика / Под общ. ред. Деркача А. А. М.: РАГС, 1998. — 103 с.
  129. Развитие профессиональной и психологической культуры государственных служащих / Под общ. ред. Деркача А. А. М.: Изд-во РАГС, 4.1. 2000. -279 с.
  130. Развитие профессиональной и психологической культуры государственных служащих / Под общ. ред. Деркача А. А. М.: Изд-во РАГС, 4.2. 2000.226 с.
  131. Рахимов О. Х-А. Моральная регуляция воинской деятельности. М., 1994.
  132. Н.А. Прогнозирование противоречий развития ВС и путей их разрешения: Автореф. дисс.канд. филос. наук. М., 1992.
  133. Рубинштейн C. JL Основы общей психологии. М., 1974. — 638 с.
  134. В.Н. Размышления о свободе // Философские науки. 1991. -№ 4.-С. 3−15.
  135. В.А. Профессиональная подготовка офицеров Вооруженных Сил РФ// Военная мысль. 1993. — № 9 — с. 41−52.
  136. В. И. Этика общения: проблемы разрешения конфликтов: Монография. М.: Мир книги, 1997. — 191 с.
  137. В.В., Ясюков М. Н. Инициатива и творчество в военном деле. -М.: Воениздат, 1976.
  138. И.И. Профессиональная карьера. // Социологические исследования. 1999. -№ 4.
  139. И.П. Средства массовой информации в формировании политической культуры офицера: Автореф. дис. кан. филос. наук М., 1994.
  140. А.С. Социальные технологии в системе управления военных организаций. М.: ВУ, 1997. — 159 с.
  141. А.И. Россия на пути к профессиональной армии (опыт, проблемы, перспективы). М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1998. — 204 с.
  142. Т.И. Цена исторической памяти для России XXI века // Реформы: вчера, сегодня, завтра. 1999. — N 8. — С.3−20.
  143. Г. Н. Культура труда как фактор роста профессиональной культуры работника// Роль культуры в формировании личности. Минск, 1984. -с. 11−85.
  144. Г. Н. Труд и профессиональная культура (опыт социологического исследования). Минск, 1980.
  145. С.С. Трансформация ценностей военной службы. // Социологические исследования. 1996. — № 9, — с. 17−25.
  146. С.С., Образцов И. В. Российская армия: от Афганистана до Чечни: социологический анализ. М.: Нац. институт им. Екатерины Великой, 1997.-424 с.
  147. Социодинамика культуры./ Редкол.: Ионин Л. Г., Согомонов А. Ю. М.: Ин-т социологии, 1993 — Вып.2, Кн.2.: Социокультурная дифференциация, 1993.- 192 с.
  148. Социодинамика культуры / Редкол.: Л. Г. Ионин, А. Ю. Согомонов. М.: Ин-т социологии РАН, 1993 — Вып.2, Кн.1.: Социокультурная дифференциация, 1993. — 116 с.
  149. С. Ю. Развитие рефлексивной культуры госслужащих инновационно-гуманистическими методами: Автореф. дис. доктора психол. наук. -М., 1999.-60 с.
  150. B.C. Философская антропология и философия науки. М.: Высшая школа, 1992. — 191с.
  151. В. С. Цивилизационный выбор России и сценарии мирового развития // Экое. 1998. — Т. 2, N 1, спец. вып. — С.40−45.
  152. М.Н. Методологические и теоретические вопросы исследования профессионализации. Свердловск, 1991. — 30 с.
  153. Н.К. Нравственное сознание военнослужащих профессиональной армии: сущность, специфика и механизм формирования, (социально-философский анализ): Автореф. дис., канд. филос. наук. -М., 1996. -21 с.
  154. Тенденции и перспективы социокультурной динамики: Материалы к ме-ждунар. симпоз., посвящ. 110-й годовщине со дня рождения П. А. Сорокина / Под ред. Яковца Ю. В. М.: МФК, 1999. — 273 с.
  155. П.Д. Культура знания и культура умения. Методологические проблемы теоретико-прикладных исследований культуры. М.: Наука, 1989.-е. 105−115.
  156. А.А. Психологические условия профессионализации офицеров во время обучения в ВВУЗе МО РФ: Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 2000.
  157. Ю.К. Социодинамика ценностных ориентаций офицеров российской армии. Саратов, 1999. — 34 с.
  158. А.И., Федотова В. Г. Вызов Азии // Философские науки. 1996. -N 1−4. -С.19−29.
  159. Е.Г. Профессиональная этика. Киев: Выща школа, 1983. -216 с.
  160. Г. С. Военное профессиональное образование как экономический процесс. // Военная мысль. 1993. — № 10, — с. 56−61.
  161. П. Макрокосм и микрокосм. (Глава из работы «У водоразделов мысли», 1922. В книге Богословские труды. Сб. 24. Издание Московской Патриархии, М., 1983, с. 233−241.
  162. В.И. Основы общей теории социальных организаций. М., 1998. -136 с.
  163. Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура. М.: Ренессанс, 1992. — 299 с.
  164. А.Г. Преемственность и развитие нравственных традиций офицеров Вооруженных Сил. М.: ГА ВС, 1992. — 214 с.
  165. М. Т. Профессиональная подготовка сотрудников полиции (милиции) США и России. СПб.: Алетейя, 2000. — 204 с.
  166. С.В. Социальные противоречия в ВС РФ: сущность, содержание и пути разрешения (социально-философский анализ): Автореф. дисс. канд. филос. наук. -М., 1996. .
  167. A.M. Оптимизация профессиональной адаптации офицеров-пограничников в условиях вооруженного конфликта: Автореф. дис. канд. социол. Наук. М., 2000. — 25 с.
  168. В.Т. Феномен актуальной культуры. // Социологические исследования. 1997. — № 10, — с. 93−103.
  169. И.В. Некоторые аспекты взаимодействия народной и демократической профессиональной культуры. // Философия истории: диалог культур. -М.: Наука, 1989.-е. 165−167.
  170. Шарль де Голль. Профессиональная армия. М., 1935. — с. 77.
  171. А.Н. Политический потенциал оборонной мощи государства. М.: ГА ВС, 1992.- 146 с.
  172. .Я. Человеческий фактор в управлении войсками: проблемы и поиски. Учебное пособие. М.: ВПА, 1989. — 64 с.
  173. В.В., Глоточкин А. Д., Платонов К. К. Военная психология. -М., 1985.-293 с.
  174. В.М. Управленческая этика. М.: Экономика, 1989. — 284 с.
  175. .Н., Казанцев Г. В. Проблемы совершенствования профессиональной подготовки офицеров // Военная мысль. 1991. — № 11, — с. 80−85.
  176. Ф.Н. Профессионально-нравственная культура труда. М., 1985.
  177. Е.А. Профессиональная культура инженера в современном обществе: Автореф. дис. канд. филос. наук. Томск, 1989.
  178. Е.А. Профессиональная культура ученого в свете перестройки науки.// Современная наука и закономерности ее развития. Томск: Издательство Томского государственного университета. — 1989. — Выпуск № 6, — с.152−156.
  179. Юнг К. Г. Проблемы души нашего времени: Пер. с нем. / Предисл. А. В. Брушлинского. М., 1996. — 336 с.
  180. А.Ф. Императив традиции или инновации: вузовский курс истории Западной Европы в новейшее время и потребности его переосмысления // Некоторые аспекты социодинамики сферы образования в современном российском обществе. 2000. —. — С.76−81.
  181. Л.И. Эффективные технологии развития организационной культуры государственной службы // Вестник академии налоговой полиции. -2000, — Вып. 1. С.141−151.
Заполнить форму текущей работой