Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Самоопределение молодежи в переходный период российского общества: социально-философский анализ

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Социальное самоопределение — процесс развития и становление личности, проявления ее сущностных сил, т. е. интеллектуальных и физических способностей- — это духовно-нравственные ориентиры личности, которые определяют внутренний мир субъекта, ценностные предпочтения и идеалы, сознание и самосознание субъекта, содержание и направленность жизнеосуществления, а также социальнуюреальность, социальные… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I.
  • МОЛОДЕЖЬ В ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОМ ПРОЦЕССЕ: МЕТОДОЛОГИЯ ПРОБЛЕМЫ
    • 1. 1. Понятие «молодежь» и методологические подходы к исследованию. 17 1. 2. Молодежь в процессе перемен: становление и развитие молодежи в
  • России
  • ГЛАВА II.
  • СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ МОЛОДЕЖИ В
  • СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ
    • 2. 1. Социальное пространство самоопределения молодежи в период реформирования российского общества
    • 2. 2. Социальные и экзистенциальные смыслы молодежной субкультуры
    • 2. 3. Формирование ценностных ориентаций молодежи в современном российском обществе

Самоопределение молодежи в переходный период российского общества: социально-философский анализ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Молодежь со своими взглядами, мнениями, отношением к окружающей действительности представляет социально-значимую часть общества по целому ряду показателей, таких как социально-трудовая, политическая активность, культурные ориентиры, воспроизводство рабочей силы, качественная составляющая населения. Интерес к проблемам молодежи многогранен и широк. Переходный период российского общества, связанный со сменой поколений, изменением ценностей, культуры является переломным в социальном самоопределении молодежи. Российское общество вышло на новый этап преобразований, радикальных реформ в области экономики, политики, духовно-нравственной ситуации, а это повлекло изменения самоопределения молодежи в социальной структуре общества. В результате чего, современная, молодежь столкнулась с проблемами самоопределения: получения образования, приобретения социального статуса, выбором профессии и поиском.работы.

Каждое новое поколение, вступая в общественную жизнь, не только наследует социальные нормы, отношения, ценности, но и изменяет их. Тем самым оно вносит свой собственный вклад в социально — поколенческую эволюцию общества. Особенности современной ситуации в российском обществе характеризуются переходным периодом в общественной жизни: политики, экономики, идеологии, права, культуры, образования, снижением роли традиционных институтов самоопределения (семья, образование, производство), государства в воспитании и формировании молодого поколения, модернизацией системы общественных ценностей. Молодежь наименее интегрирована в общественные, экономические, политические структуры, наиболее динамична, социально — проблемная и противоречива, особо подвержена ситуативным обстоятельствам. Ее отличают внутренние противоречивые тенденции всего процесса социального самоопределения и развития. С одной стороны — это стремление наиболее полно реализовать себя в общественной жизни, с другой — утрата социальных связей, отказ от активной' жизненной позиции. Стремление сформировать и достойно выразить свой личностный потенциал блокируют инфантильность, пассивность, социальную беспомощность в решении собственных проблем. В то же время молодежь объективно обладает значительным инновационным потенциалом, является носителем-и активной силой общественных изменений. Поэтому в нашем исследовании особенно важно выявить причины противоречивого характера социального самоопределения молодежи в современном российском обществе.

Ценностное восприятие всех сфер жизни общества является непременным условием формирования творчески активной личности. Данное исследование посвящено также изучению формирования и выявлению культурно-духовных ценностных ориентации современной молодежи на основе сравнения ценностных приоритетов и жизненных установок советской молодежи. Молодежь — интерпретатор культурно-исторических формаций. Молодые не только постепенно вливаются в ряды более взрослого поколения, но и сами принимают активное участие в общественных процессах, происходящих в стране. И от того, какие интересы, взгляды, ценности преобладают в молодежной среде, зависит дальнейшее социально-экономическое, политическое и культурное развитие общества и государства в целом. Особенно остро и актуально этот вопрос стоит на современном этапе. Возможности самоопределения, саморазвития и самореализации молодого поколения приобретают важное конструктивно-созидательное значение в стратегии дальнейшего развития страны.

Резкое изменение социальных факторов, начиная с 1990;х — по настоящее время требует более пристального внимания к изучению качественного состава молодого поколения и влияние быстро меняющихся условий на социальные параметры, дифференциацию молодежи. В диссертационной работе предполагается представить целостное понимание положения молодежи, их социальные проблемы, которые приобретают особо острый и противоречивый характер. Сложность и многогранность темы требует философского' анализа исследуемой проблематики-. На основе комплексного социально-исторического подхода необходимо выявить и изучить процесс развития и изменения положения молодежи в обществе, понять различные важнейшие явления современности, повлиявшие на переоценку ценностей, и жизненных позиций современной молодежи в России.

Степень разработанности научной проблемы.

К феномену молодежи в истории социальной философии обращались Платон, Аристотель, Ф. Бэкон, Я: А. Коменский, Дж. Локк, К. А. Гельвеции, Ж. Ж. Руссо, К. Маркс, Ф. Энгельс, многие русские мыслители В. С. Соловьев, Н. А. Бердяев, И. А. Ильин. В исследовании молодежи существует определенное многообразие взглядов, представлений о молодежи, особенностях ее субъектной деятельности, выделения ее универсальных свойств. Представители социально-философской мысли (Ш. Бюллер) объясняли особенности молодежи исходя из абсолютизации психофизиологических свойств. Другие исследователи (А. Фрейд, Э. Эриксон) абсолютизировали биологические, психологические факторы в объяснении социального поведения молодежи. К. Манхейм, С. Эйзенштадт в качестве главного, ведущего фактора выделяли отсутствие закрепленного социальногостатуса молодежив обществе. Необходимо отметить, что и в отечественной науке не сложился единый общенаучный подход в определении молодежи и ее социальных границ. Авторы выделяют различные группы признаков в определении молодежи: возрастные (И.С. Кон, С. Н. Иконникова и др.), социально-исторические (В.Г. Попов, И. М. Ильинский, П. И. Бабочкин и др.), социологические (В.Т. Лисовский, В. И. Чупров и др.) духовно-культурологические (О.Н. Козлова, Э.Р. Тагиров), социально-психологические (П.М. Якобсон, И.С. Кон), культурологические (В.А. Бобахо, С. И. Левикова, Е.С. Баразгова). Впроблемном поле исследователей оказались важнейшие аспекты, отражающие сущность молодежи, внутреннюю основу ее существования и в комплексе характеризующих молодежь как многомерное и многокачественное понятие и самое явление:

Важное место для исследования избранной проблемы имеют работы И. М. Ильинского, В. Т. Лисовского, С. Н. Иконниковой, И. С. Кона, В.А. БобахоС.И. Левиковой, Э. Р. Тагирова, В. А. Зверева. В их трудах отражены сущность, характерные черты и свойства молодежи, особенности ее положения в социальной структуре общества.

Целый ряд научных центров Российской Федерации, ведут теоретические и практические исследования молодежи. Например, проблемами межпоколенного взаимодействия занимается Институт социологии образования и молодежи УГТУ-УПИ (Екатеринбург, рук. Ю.Р. Вишневский). Социальные стратегии, социодинамика профессиональное самоопределение молодежи являются ведущим направлением научной работы Института социологии РАН (Москва, рук. В. А'. Ядов). Отношения поколений, ценностные ориентации и социокультурная стратификация молодежи стали предметом изученияИнститута человека РАН (Москва, рук. И.Т. Фролов). Духовность и социальное развитие молодежи исследуются отделом социальной структуры и социальной стратификации ИСПИ РАН (Москва, рук. В.И. Староверов). Ведутся научные работы по проблемам образования и ценностным ориентациям молодежи под руководством В. Н. Шубкина. Многие современные ученые занимаются рассмотрением конкретной группы молодежи, например студенчества. Студенчество, как особая социальная группа, является объектом исследования российской и зарубежной мысли, так как стабильно представляет образованную^ и социально активную группу населения. В описании, социального поведения студенчества российские исследователи и публицисты М. М. Ковалевский, Н. И. Кореев, П. Л. Лавров подчеркивали роль студенчества в установлении солидарности между группами и народами, что студенчеству присущи высокий интеллектуальный потенциал и развитое чувство альтруизма. Л. Я. Рубин, М. И. Руткевич, А. В. Харчева, С. Н. Иконникова, Ж. Т. Тощенко, В.Т.

Лисовский' внесли немалый, вклад в исследовании позиции студенчества в обществе, социокультурных. образовательных, профессиональных характеристик группы молодежи. Б. А. Ручкин, А. И. Ковалева, В. В. Касьянов, Ю. Р. Вишневский исследуют облик студенчества в связи с 4 институциональными, структурными преобразованиями в обществе и системе образования. Отечественный исследователь А. И. Ковалева видит социализацию молодежи в трансформации социализационной функции системы образования.

Уральские исследователи Ю. Р. Вишневский и В. Т. Шапко считают, что усиливающаяся дифференциация молодежи актуализирует проблему выявления интегрирующих факторов, признаков^ ее целостности. В. В. Касьянов рассматривает молодежь в ракурсе информационного пространства, где подчеркивается влияние средств массовой информации-на все структурные уровни сознания^ и поведения молодежи-. Значительная роль Bt исследовании проблем молодежи и молодежных организаций, вопросов государственной молодежной политики принадлежит И. М. Ильинскому. Концептуальная основа его исследования состоит в том, что молодежь — это ценность особого рода, это главная ценность общества, это понятие не только демографическое, но и экономическое, социальное, политическое.

По мнению Б. А. Ручкина, молодежь — это не только-будущее, она «живое настоящее», и важно понять, насколько уже сегодня молодое поколение определяет содержание и характер будущего, насколько несет в себе «дух нового времени».

В качестве методологического подхода для раскрытия внутренних факторов самоопределения молодежи была важна позиция русских философов, представленная в работах И. А. Ильина, B.C. Соловьева, Н. А. Бердяева, C. JL Франка, М. М. Бахтина. Общей мыслью этих работ является то, что самоопределение сопровождает конституирование личности и представляет собой личностнообразующий процесс, основу которого составляет духовно-нравственное самоопределение. В. И. Чупров, С. Н.

Быкова, Е. Д. Игитханян в социально-философском> аспекте выделяют способности, потребности, интересы, целеполагание молодежи и саму социальную деятельность.

В.М Шнякина рассматривает молодежь как субъект в процессе социального самоопределения, считая, что решающее значение в определении молодежи в качестве реального субъекта социальной деятельности принадлежит самой (молодежи, ее осознанному отношению к себе.

Феноменом молодежной субкультуры занимались и такие отечественные исследователи, как С. С. Фролов, Н. Фрадкин, А. И. Башлачев, А. В. Толстых, С. А. Сергеев, А. Тарасов, С. И. Левикова, И. Д. Сундиев, С. В. Косарецкая, Н. Ю. Синягина, В. А. Луков и другие. Среди зарубежных ученых можно выделить таких как Э. Дюркгейм, Ф. Тенбрук, Р. Мертон, Э. Эйзенштадт и Л. фон Фридебург, Т. Парсонс, М. К. Манхейм, Д. П. Аусубель.

Проблеме ценностей вообще в отечественной и зарубежной научной литературе уделялось значительное внимание. В этом направлении работали В. Томас, К. Клахон и др., а среди отечественных ученых — О. Г. Дробницкий, А. Г. Зравомыслов, В. П. Тугаринов, О. И. Карпухин и другие. В работах О. И. Карпухина ценностные ориентации молодежи связаны с неким идеалом, что свидетельствует о духовном потенциале молодого человека, способного противостоять прагматизму общества потребления.

Однако, несмотря на многочисленность исследований, посвященных проблемам молодежи в России, нет комплексного исследования социального самоопределения молодежи в период перехода российского общества к рыночным отношениям. В силу этого, изучение данного аспекта представляет существенный исследовательский интерес и является основой выбора темы данной диссертационной работы.

Гипотеза исследования. В современном российском обществе на процесс личностного самоопределения молодежи оказывает большое влияние территориальноеместоположение, а также семья как оплот успешного существования молодого человека в обществе. Развитие молодежных субкультур, массовой телекоммуникации оказывает непосредственное влияние на формирование смыслов, ценностных предпочтений, которые зарождаются и передаются молодыми людьми посредством внутригруппового общения, где создается своя система норм и ценностных ориентаций. Сопоставление процессов социального самоопределения современной молодежи и поколения «отцов» в трансформируемом российском общества позволяют понять причины изменчивости и преемственности ценностей культуры, жизненных позиций молодежи. Молодежная субкультура выступает как одна из форм самоопределения молодого человека, способствует ее интеграции в общество, освоению социального пространства, которое образуется в России во всей его неопределенности и противоречивости.

Объект исследования — молодежь в современном российском обществе. Предмет исследования — самоопределение молодежи в трансформируемом российском обществе.

Целью диссертационного исследования является социально-философский анализ самоопределения молодежи в переходный период российского общества.

Задачи исследования:

1. Уточнить содержание понятия молодежи как субъекта развития общества.

2. Проанализировать противоречивый характер социального самоопределения молодежи в современном российском обществе.

3. Выявить социальные типы личности молодого человека, формирующиеся в процессе его становления и развития.

4. Охарактеризовать тенденцию падения социальной ценности труда и престижа инженерно-технических профессий среди молодежи.

5. Дать содержательный анализ роли СМИ в формировании молодежного досуга.

6. Рассмотреть радикальную молодежную субкультуру как одну из форм самоопределения молодежи и дать типологию молодежных субкультур согласно образу жизни молодого человека.

7. Провести исследование ценностных предпочтений молодежи в современной России.

Теоретико-методологические основания исследования.

Главной изучаемой проблемой является процесс изменения положения молодежи в период трансформации российского общества. Теоретической основой диссертационной работы служат социально-философские, социально-психологические, демографические исследования отечественных и зарубежных авторов.

Методологической предпосылкой исследования является разностороннее комплексное изучение проблемы на основе принципов системности, эволюционного, деятельностного, глобалистского, аксиологического, культурно-исторического и компаративистского подходов к изучению анализа проблем современной молодежи в условиях реформирования общества. Диссертационная работа лежит в русле диалектического понимания социальных явлений и процессов. Молодежь выступает в данном случае и как теоретический конструкт, создаваемый методологами, и как выделяемый при его помощи определенный фрагмент социальной реальности. Молодежь как социальный феномен на основе такого подхода недостаточно исследовалась. Кроме того, в диссертации присутствуют элементы конкретно-социологических исследований, статистического и экспертного анализа.

Теоретическая база в диссертации была выстроена на основе выводов и результатов исследований, проведенных Институтом социально-политических исследований РАН, центром социологических исследований МГУ имени М. В. Ломоносова, а также материалов конкретных социальнои философских исследований регионального характера при непосредственном участии автора.

Научная новизна исследования:

1. Уточнено содержание понятия молодежи и ее социальные особенности как субъекта развития общества.

2. Проанализирован противоречивый характер социального самоопределения молодежи в современном российском обществе.

3. Выявлены социальные типы личности молодого человека, формирующиеся в процессе самоопределения.

4. Охарактеризована тенденция падения социальной ценности. труда и престижа инженерно-технических профессий среди молодежи.

5. Определена специфика молодежного досуга в ориентирах влияния СМИ.

6. Исследована молодежная субкультура как одна из форм самоопределения молодежи и раскрыта типология молодежных субкультур согласно образу жизни молодого человека.

7. Произведен анализ ценностных приоритетов молодежи в период реформирования российского общества.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

1. Молодежь — это субъект развития общества, выделяемый на основе особенностей социального положения и личностного самоопределения, которые определяются уровнем культурного развития самого индивида, а также социально-экономическими и политико-правовыми закономерностями развития российского общества. Социальная нестабильность, поляризация общества, конфликтность общественных отношений ведет к социальной дезорганизованности молодежи. Нарастает неудовлетворенность молодежи качеством жизни, а, следовательно, эта тенденция ведет к позиции отчуждения молодого человека, к отсутствию четких жизненных планов, к потере своей индивидуальности, своего собственного «Я».

2. Социальное самоопределение — процесс развития и становление личности, проявления ее сущностных сил, т. е. интеллектуальных и физических способностей- - это духовно-нравственные ориентиры личности, которые определяют внутренний мир субъекта, ценностные предпочтения и идеалы, сознание и самосознание субъекта, содержание и направленность жизнеосуществления, а также социальнуюреальность, социальные связи. Социальное самоопределение молодежи носит противоречивый характер, который проявляется у молодежи во вседозволенности и социальной безответственности, как перед самим собой, так и перед обществом. Противоречивость процесса самоопределения молодежи, с одной стороны, заключается в стремлении молодого человека реализовать себя в общественной жизни, с другой, в утрате социальных связей, отказе от активной жизненной позиции. Принцип процесса социального самоопределения" молодежи раскрывается в умении субъекта адекватно и быстро реагировать на изменения, происходящие в российском обществе, что влечет за собой успешность самоопределения. Социальное самоопределение молодежи — двухсторонний процесс. С одной стороны, процесс самоопределения молодежи — усвоение социального опыта предыдущих поколений, определяет то, как среда воздействует на молодого человекас другой — молодой человек сам воздействует на среду посредством отношений, общения и деятельности.

3. В процессе социального самоопределения выделяются шесть типов личности молодого человека по трем избранным составляющим социальной жизни: межличностное общение, развлекательно-рекреационные контакты, политике — религиозная деятельность. В иерархическом порядке по названным выше критериям предлагаемая типология выглядит следующим образом: «семейный» (характерна ориентация и взаимодействие с ограниченным традиционным кругом общения, внутри семьи) — «коммуникативный» (контакты с широким кругом друзей) — «креативно-развлекательный» (присуще наличие постоянных социальных взаимодействий и контактов вне семейного круга друзей) — «социально-активный» тип (ориентирован на развивающие формы общения и досуга) — «изолированный» (живет в стороне от социума, ограничиваясь устоявшимися семейно-родственными связями) — «полноценный в отношении семьи, работы, общения» (максимально задействует все формы социального общения и досуга).

4. Рынок труда характеризуется значительным переливом рабочей силы из государственного, производственного в негосударственный, сервисный сектор экономики. Тенденция падения социальной ценности труда, престижа инженерно-технических профессий ведет к тому, что содержание труда молодого человека не всегда соответствует уровню его образования и квалификации, не происходит накопление интеллектуальной собственности труда — профессионализма. Для молодежи труд перестает быть ценностью, а лишь средством достижения желаемых ценностей, таких как обогащение, благосостояние, жизненных успех, достигаемый любой ценой. Инженерно-технические профессии заменяются на профессии маркетолога, банкира, предпринимателя — все те, которые отвечают потребностям рыночной экономики.

5. Досуг воспринимается как основная сфера социального самоопределения молодежи, и от удовлетворенности им зависит общая удовлетворенность жизнью молодого человека. Получившие свободу средства массовой информации, различные формы массовой культуры стали негативным образом влиять на формирование ценностных установок, социального самоопределения молодежи. Универсальный характер имеет у многих молодых людей акт купли-продажи хорошо разрекламированных товаров. Приобщение к миру престижных и красивых вещей становится самоцелью существования, смыслом бытия. Деятельность средств массовой информации во многом оказывает отрицательное влияние на сознание молодых людей. Среди отрицательных факторов необходимо назвать насаждение стереотипов восприятия, поведения, лишая их фантазии, самостоятельной творческой позициисокращение возможностей для межличностного общения в семье, с друзьямиснижение интереса молодежи к чтению, размывание у них представления о реальном мире. Коммерциализация видеокультуры приводит к преобладанию насилия, жестокости, рекламы, что пагубно влияет на развитие личности молодого человека. СМИ формируют потребительские, иждивенческие, а зачастую аморальные ориентиры современной молодежи.

6. Молодежная субкультура — это одна из форм социального самоопределения молодого человека к нормам и ценностям общества, это культура, создаваемая молодыми для себя. Молодежные субкультуры выявили свое значение как часть механизма культурных инноваций (вступления индустриальных стран в эпоху техногенной цивилизации, переход общества к рыночным отношениям). Молодежная субкультура берет на себя функции самоопределения молодых людей, решает проблемы статуса молодого человека, а также отработки социальных ролей до насыщения ими. Через субкультурные формы она показывает путь молодежи к освоению социальности. Молодежная субкультура формируется под влиянием таких факторов, как возраст, этническое происхождение, религия, социальная группа или местожительство. В молодежной субкультуре можно выделить следующие группы согласно образу жизни молодого человека: 1) группы «танцпола и музтусовки» (приверженцы музыкальных и танцевальных стилей и вкусов) — 2) группы «энтертеймент» (представителям этой группы характерна развлекательно — потребительская доля общения и досуга) — 3) рискогенные группы (склоны к правонарушениям, употреблению наркотиков, алкоголя, «бродяжничеству») — 4) реакционные группы (исповедуют свои политические и идеологические принципы- 5) разнорелигиозные группы (относятся к той или иной религии). Радикализм молодежных субкультур формирует экстремизм, девиантное поведение, многообразие форм самовыражения и самоопределения.

7. Молодое поколение отказывается от идеологических ценностей старших поколений, что влечет за собой быструю: потерю значенияполитического и производственного опыта, накопленного старшими поколениями: Сомнения в теоретической правильности концепции социализма, не подтвержденной" практикой, усилили распад ценностных представлений" 5 молодежи. В настоящее время? российское ' общество переживает весьма сложный период, когда прежние идеалы, принципы, нормы уже «не работают», а новые еще не сложились. Деньги и большая заработная плата — одни из главных ценностей современной/ российской молодежи. В" их сознании. работают ценности,., характерные! для частного, приватного/ человека, — надежда на себя, свои, силы, на: свойдом, семью. Именно" расчет на личную: инициативу и активностью развивает^ рынок. В качествеведущей ценности современной-' молодежи можно/ выделить стремление к получению сиюминутных удовольствий. Динамика ценностей российской' молодежи включает двамеханизма: преемственность., и изменчивость. Ценностное ядро' современноймолодежи составляют ценности: Добро и Свобода. Приоритетными ценностямиостаются: работа, деньги^ досуг, дружба, семья, духовность, образование, воспитание, индивидуализм. Преемственность > ценностейсовременного молодого человека заключаетсяв процессе интериоризации социальных ценностей «отцов», которые не уходят из ценностной, иерархической лестницы современной молодежи, а приобретают противоречивый характер, сталкиваясь с современными реалиями российского общества.

Теоретическая и, практическая значимость исследования.

Результаты диссертационного исследования могут служить основой для дальнейших теоретических и социально-философских исследований широкого круга проблем молодежи при разработке эффективной молодежной политики, а также при чтении философских, социологических, этнологических курсов по проблемам молодежи, при* разработке различных научно-исследовательских программ. Эмпирической основой диссертации выступают результаты социально-философских исследований, проведенных автором в 2005;2009 г. г. среди студентов Новочеркасской государственной мелиоративной академии. Целью данных исследований было выявление ценностных приоритетов современной молодежи, их досуговой и межкультурной ориентации в современном российском обществе. Основным рабочим инструментарием исследования, предназначенного для сбора и анализа информации, явились составленные автором анкеты и опросные листы: «Ценностные ориентации молодежи», «Предпочтения молодежи по проведению досуга», «Литературные и телевизионные предпочтения молодежи.

Апробация работы. Основные концептуальные идеи и результаты работы докладывались и получили положительную оценку на XI межвузовской научно-практической конференции «Преподаватель и студент: Общение и взаимодействие» (г. Новочеркасск, 2005 г.) — на 1-й международной конференции «Этика и современность» (г. Новочеркасск, 2005 г.) — на научно-практической конференции 2 февраля 2006 г. «Актуальные вопросы учебно-воспитательной работы при формировании личности будущего специалиста» (г. Новочеркасск, 2006 г.), а также на первой, второй и третьей международных конференциях по актуальным проблемам социальной философии, истории и социальной работы (в 2005 г., 2006 г., 2007 г., 2009 г.), проведенных в Новочеркасской государственной мелиоративной академии.

По результатам диссертационного исследования опубликовано 16 научных работ. Общий объем — 13 п. л. Основные положения и выводы диссертации прошли апробацию на кафедре философии Новочеркасской, государственной мелиоративной академии.

Структура работы. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, которые включают пять параграфов, заключения, списка использованной литературы, приложений. Объем основного текста составляют 177 страниц, список литературы 190 наименований.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Высокая? скорость* политических, экономических и социальных изменений оказали большое влияние на самоопределение российской молодежи в переходный период, российского общества. Сегодня, очевидно, что в молодежной среде преобладают процессы дифференциации. Причем дифференцирующие факторыпроявляютсяболее. зримочем интегрирующие. Это связано, прежде всего, с тем, что? в условиях радикального преобразования общества происходят глубокие изменения: его социальной1 стратификации, одной из особенностей которой' является социальная поляризацияоснованная на имущественномфасслоении;

В? обществе появились новые группы: предпринимателей, банкиров^ мелких торговцев и «челноков», новых русских и' новых бедных, которые пришли на смену коллективистампередовикамтрудакак. этобыло в советское время. Автор, опираясь, на результаты, достигнутые отечественными и зарубежными. учеными, :попытался исследовать, самоопределение молодежи на основе универсальных обобщений для более четкого определения его пространствафундаментальными критериями которого выступают, прежде всего, социальнаядифференциация, социальное происхождение и собственное социальноеположение молодых людей. Обладая социальными признакамиразных общностей, они различаются? по материальным возможностямценностным ориентациям, образу и стилю жизни.

Внутренняя дифференциация молодежи обуславливается не только социальными параметрами. Среди молодеживозникает необходимость изучение специфики молодежной субкультуры, ее сущностных характеристик, особенностей формирования потребностей и целей, роли и места молодежи в становлении нового общества. Вместе с тем был и остается не менее актуальным ценностный подход, к изучению всего многообразия общих связей и закономерностей молодежи, как органического субъекта развития общества.

Мьг рассматриваем молодежь с характерными для нее социальными, возрастнымипсихологическими свойствами и социальными, ценностями, которые обуславливают уровнем социально-экономического, культурного развития, особенностями самоопределения в российском^ обществе. Такой взгляд способствует более глубокому осмыслению молодежных проблем, дифференцированному подходу молодежи как внутренне неоднородной и вместе: с: тем? специфически, особой? общественной* группе. Каждое последующее поколение российской молодежи по основным показателям социального положения и развития хуже предыдущего. Это выражается,.во-первых, в. тенденции сокращения^ количества молодых людей, что ведёт к, старению общества и, следовательно, снижению роли молодежикак социальногоресурса, в целомДемографическая ситуация осложняется новымв российской, действительности — ростомубийств и самоубийств, в том числе среди: молодежи. Причина: — возникновение сложных личныхи жизненных ситуаций-., нерешенность социально-экономических и бытовых проблем. Во-вторых — в тенденции ухудшения, состояния" здоровьядетей и подростков. Растущее поколение, менее здоровое физическии психически, чем предыдущее, чем была советская, молодежь. В-третьих — в тенденции расширения процесса десоциализации, маргинализации молодежи.

Россия в настоящий момент претерпевает ряд, глобальных перемен— в экономике, политике, социально-духовной" сфере общества, что влечет за собой переустройство всего общества в целом и затрагивает мировоззрения людей, а в особенности молодежи на многие события^ произошедшие в России за: это время-. Поэтому в нашем исследовании диссертант попытался представить весь спектр тех изменений, с которыми столкнул ось. российское общество, и старался показать, как осуществляется процесссамоопределения молодежи, когда в обществе происходит смена жизненных приоритетов и ценностей, которые возникли как необходимость отражения окружающей нас действительности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Т.Е., Заборова Е. Н. Студенты об имидже государственных и негосударственных вузов// Социологические исследования. 2004. № 2. С.93−97.
  2. С.Ю. Неформальные отношения в процессах производства: взгляд изнутри// Социологические исследования. 1995. № 2. С. 12−18.
  3. С.В. Молодежь Российской федерации: положение, выбор пути. М., 2000. С. 211.
  4. Алисов.Д. А. Социокультурный облик городской молодежи в условиях «перестройки» и современных реформ. Вестник Омского университета. Специальный выпуск 3. Омск, 1996. — С. 71−72.
  5. Ю.В. О социальной структуре общества постсоветской России// Социологические исследования. 2002. № 9. С.ЗЗ.
  6. П.И. Становление нового типа личности как условие устойчивого развития России // Молодежь России: воспитание жизнеспособных поколений. С. 35.
  7. А. И. Игра в бунт// Алфавит: М., 2000. № 45. 9 ноября.
  8. Ю.Белинская Е. П. Тихомандрицкая О. А. Социальная психологияличности: Учебное пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 2001. С. 182 183.
  9. П.Белозерова С. Н. Цель занятость полная и эффективная// Человек и труд. 1997. № 12. С. 35.
  10. Н.Н. Социальная психология. М., 1991. С. 81.
  11. Н.Н. Социальная психология печати, радио и телевидения. М., 1990.
  12. Т.Ю., Тапилина B.C. Экономическая стратификация населения России в 90-е годы// Социологические исследования. 2001. № 6. С.32−43.
  13. И.М., Кувакин В. А., Кудишина А. А. Основы современного гуманизма. М., 2002. С. 170.
  14. А.В. Субъект: мышление, учение, воображение.- М.: Изд-во «Институт практической психологии" — Воронеж: НПО «Модэк», 1996.- С. 15.
  15. А.А. Социокультурное измерение глобализации и современная Россия. Глобализация в социально-философском измерении. Сборник материалов конференции. СПб: Санкт-петербургское философское общество, 2003. С. 32−36.
  16. B.JI. Юридическая психология. М., 2002. С. 51−62.
  17. Введение в культурологию. Курс лекций/ под ред. Ю. Н. Солонина, Е. Г. Соколова. СПб., 2003: С. 119−124.
  18. И.А. Особенности социального самоопределения старшеклассников// Социологические исследования. 2004. № 2. С.86−93.
  19. Ю. Р. Шапко В.Т. Социология молодежи. Н. Тагил, 1995. С. 40.
  20. Ю.Р., Шапко В. Т. Современная российская молодежь. Методология изучения// Молодежь и общество на рубеже веков//под научным ред. И. М. Ильинского. М.: Голос. 1999. С.243−244.
  21. Ю.Р., Шапко В. Т. Парадоксальный молодой человек// Социологические исследования. 2006. № 6. С. 26−36.
  22. Ю.Г., Добреньков В. И. и др. Социология молодежи. Ростов н/Д., 2001. С.З.
  23. Ю. Г. Социология: Лекции и задачи. М., 2003. С. 66−71.
  24. Ю.Г. Манифест гуманизма. М., 2000. С. 82.
  25. Л.В. Проблема глобализации современного общества. Глобализация в социально-философском измерении. Сборник материалов конференции. СПб.: Санкт-петербургское философское общество, 2003. С. 36−38.
  26. ВыборноваВ. В. Учебный процесс и ценностные ориентации студентов II курса дневного отделения Финансовой Академии. Социол. анализ. Информационно-аналит. Бюллетень кафедры социологии. № 9. М., 2000. С. 17.
  27. В.В., Трикоз Н. А. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации// Социологические исследования. 2002. № 1. С.96−105.
  28. .С. Философия образования XXI века. М., 2002. С. 125 126.
  29. И.Н. Механизмы формирования ценностных ориентаций студентов: Автореф. дис.. канд. филос. наук. Минск, 1987. С.4−17.
  30. .А. Четыре жизни России в зеркале опросов общественного мнения. Эпоха, 2001. С. 159−222.
  31. И.А. Либеральные реформы как причина эпидемии смертности в России// Социально политическая стабильность в Российской Федерации и формирование среднего класса. М., 2001. С. 149.
  32. Р.Г. Современная молодежь: социальные ценности и нравственные ориентации//Педагогика 2000. № 10. С.32−38.
  33. Ю.Н., Роднянская И. Б. Социология контркультуры (Инфантилизм как тип мировоззрения и социальная болезнь). М., 1980. С. 93.
  34. Я.В. Динамика профессионального самоопределения студентов//Социологические исследования. 2001. № 7. С. 132−135.
  35. Г. Г. Российский горожанин конца девяностых: генезис постсоветского сознания (социально-психологическое исследование). М.: ИМЭМО, 1998. С. 53.
  36. В.И., Зборовский Г. Е., Нечаев В. Я. Социологическое образование в России. М., 2003. С. 53.
  37. В.И. Российское общество: современное состояние и перспективы (от социологии кризиса к социологии надежды). М., 2003. С. 6.
  38. В. И. Кухтевич Т.Н. Туманов С. В. Молодежь России: три жизненные ситуации. М.: ИНИОН РАН, 1998. С. 67.
  39. .В. Молодежь и идеология сегодня // Куда идет Россия?. Общее и особенное в современном развитии. 1997. Международный симпозиум 17−19 января 1997 г. / Под общ. ред. Т. Н. Заславской. М.: МВШСЭН, 1997. С. 291.
  40. Е.А. Ценностные ориентации студентов Тобольского государственного педагогического института. Тобольск: Изд-во ТГПИ, 2001. с. 18.
  41. JI.E. Материально властные ресурсы россиян в самооценке и социальном самочувствии// Социологические исследования. 2004.№ 4. С. 64−71.
  42. Э. Социология. М., 1995. С.22−23.
  43. . С. Социальная культурология. Ч. 2. М., 1994, С. 217.
  44. Н.Е. Молодежь как субъект массовой коммуникации. М., 1988. С. 121.
  45. В.В., Родионов В. А., Цепляев А. Н. Социальные ценности современной российской молодежи: состояние, динамика, направленность./ Под ред. Ручкина Б. А. М.: Изд-во МГСА «социум», 2002. С. 49.
  46. А. И. Молодежь в современном мире. Спб., 1996. С. 131.
  47. Ю.А. Социальная интеграция молодежи в условиях нестабильного общества. МСПИ РАН: НИЦ при Институте молодежи. М., 1998.С.29.
  48. Ю.А., Чупров В. И. Правовая культура молодежи в ракурсе трансформационных стратегий//Социологические исследования, 2006. № 6. С. 37−46.
  49. С. П. Социализация молодежи в современных условиях: Автореф.: дис.. док. филос. наук. Москва, 1999. С. 13.
  50. С. Н. Молодежь в социальной структуре развитого социалистического общества: Автореф. докт, дисс. Л., 1974. С. 20.
  51. И. М. Куда идти России. М., 1995. С. 102−105.
  52. Л.Г. Идентификация и инсценировка// Социологические исследования. 1995. № 4. С. 3−4.
  53. Исследовательский проект «Молодежь и религия» Научный руководитель Стрелков Д. Г., 2004. С. 8.
  54. О.И. Молодежь России: Особенности социализации и самоопределения// Социологические исследования. 2000. № 3. С. 124 128.
  55. О.И. Самооценка молодежи как индикатор ее социокультурной идентификации// Социологические исследования. 1998. № 12. С. 89−92.
  56. В. В. Политическая социализация молодежи в современной России: Автореф.: дис.. док. Социол. наук. Ростов — на — Дону, 1999. С. 16−26.
  57. В.В., Нечипуренко В. Н. Социология права. Ростов н/Д., 2002. С. 386−391.
  58. И.А. Девиантные стратегии российской молодежи: Автореф. дис.. канд. социол. наук. Ростов н/Д: 2007. С. 16.
  59. С.В. Знаково-психологические мотивы граффити в молодежной субкультуре//Социологические исследования. 2005. № 9. С. 113−115
  60. А.И., Луков В. А. Социология молодежи. М.: Социум, 1999. С. 256.
  61. А.И., Луков В. А. Социология молодежи. Теоретические вопросы. М., 1999. С.121−122.
  62. А.И. Концепция социализации молодежи: нормы, отклонения, социализационная траектория// Социологические исследования. 2003. № 5. С. 116.
  63. П.М. Толерантность и динамика социального самочувствия в современном российском обществе. М.: Центр общечеловеческих ценностей. 2002. С. 27.
  64. Д.Л. Молодежь 90-х: самоопределение в новой реальности. Профессиональные ориентации российских старшеклассников 90-х годов: планы и их реализация. М.: ЦСО РАН, 2000. С. 109.
  65. Д.Л., Хохлушкина Ф. А. Школа вчера и сегодня (с точки зрения социологии)// Педагогика. 2000. № 1. С.32−39.
  66. С.В., Синягина Н. Ю. О неформальных объединениях молодежи. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004. — 159 с.
  67. А. И. Социология: Учебное пособие для студентов высших пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002. С.643−644.
  68. Е.В. Социальная адаптация российских студентов: Роль молодежной субкультуры: Автореф. дис.. канд. социол. наук. Новочеркасск: 2005. С. 11.
  69. Культурные миры молодых россиян: три жизненные ситуации. М.: Изд-во МГУ, 2000. С. 86.
  70. Культурология XX век. Энциклопедия. Т.1. СПб.: Университетская книга- ООО «Алетейя», 1998. С. 119.
  71. В.А., Халин К. Е. Экзамен по социологии: Учебное пособие для вузов. М.: «Приор-издат», 2004. — 144 с.
  72. З.В. Молодежь, ее работа, ее жизнь// Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. 1997. № 1. С. 29.
  73. Д.В. Социология: Пособие для сдачи экзамена. М.: Юрайт-Издат, 2005. — 250 с.
  74. В.А. Молодое поколение. Образование. Выбор профессии, карьера. М., 1993. С. 14−15.
  75. Н.И. Ценности в кризисном социуме// Ценности социальных групп и кризис общества/ Отв. ред. Н. И. Лапин. М.: ИФАН, 1991. С. 78.
  76. Ю.Н., Эйдельман Я. Л. Мотивация экономической деятельности в условиях российской реформы. М.: Наука. 1996. С.64−75.
  77. Ю. А. Возвращаясь к феномену «человека советского»: проблема методология анализа. Экономические и социальныеперемены: Мониторинг общественного мнения. Информационный бюллетень. 1995. № 6. С.2−6.
  78. С.И. Молодежная культура. М., 2002. С. 186−580.
  79. Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: Опыт многомерной реконструкции// Современный социо-анализ. Сборник статей. М., 1998. С. 15.
  80. В. Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России: Учебное пособие. СПб.: СПб ГУП. 2000. С. 20 44.
  81. В.Т. Динамика социальных изменений// Социологические исследования. 1998. № 5. С. 98−104.
  82. В.Т. Ценности жизни и культуры современной молодежи. Тугариновские чтения. Материалы научной сессии. Серия «Мыслители», выпуск 1, СПб.: Санкт- Петербургское философское общество, 2000. С.40−44.
  83. .Ф. Научно-техническая революция и социальная обусловленность регуляции поведения личности//Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М. 1976. — С. 69.
  84. B.C. Трудовые ценности российского населения// Вопросы экономики. 1996. № 1. С. 56.89: Манхейм К. Диагноз нашего времени. М., 1994. С. 442−446.
  85. К., Энгельс Ф. Немецкая идеология//Соч.2-е изд.Т.З.С.44−45
  86. К., Энгельс Ф. Соч., т. 20, с. 546−547.
  87. Л. В. Социальная адаптация студенчества российского среднепромышленного города (нормативно-ценностный аспект): Дис.. канд. социол. наук. Ростов — на — Дону, 1999. С.34−35.
  88. Материалы XXVII съезда Коммунистической партии Советского Союза. Минск, 1986. С. 28.
  89. А.Л. Общая социология. Ростов н/Д., 2004. С. 236.
  90. Г. М., Чистяков И. М. Молодежь Москвы на рынке труда// Социологические исследования, 2000. № 12. С. 43.
  91. Г. М. Стратификация молодежи в сферах образования, занятости и потребления//Социологические исследования 2005. № 2. С.104−113.
  92. Молодежь в условиях социально-экономических реформ. Материалы международной научно-практической конференции 26−28.09. 1995 г. Выпуск. 1. 1995. С. 75.
  93. Молодежь России. Тенденция и перспективы. М., 1993. С. 20 176.
  94. Молодежная субкультура: Учебное пособие/С. И. Левикова. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. — 608 с.
  95. Молодежь 97: Надежды и разочарования. Кн. 1. М., 1997. С. 136.
  96. Мониторинг доходов и уровня жизни населения. М. 2001. № 1. С. 15.
  97. К.Т. Время выбора: Молодежь и общество в поисках альтернативы. М.: Политиздат. 1991. С. 200.
  98. М.М. Средства массовой коммуникации и российское общество на пороге XXI века. М. 2004. С. 1−5.
  99. Наш современник. 1994.№ 1. С. 125.
  100. Л.С. Радикальные концепции культуры: Дис.. док. филос. наук. Ростов — на Дону, 2000. — 314 с.
  101. Л.С., Чеботарева В. И. Лосев В.И. и др. Социальная философия: Учебное пособие для студентов ВУЗов. Новочеркасск: НГМА, 2002. — 296 с.
  102. Нэсбитт Дж, Эбурдин П. Что нас ждет в 90-е годы. Мегатенденции. Год 2000 М., 1992. С. 132.
  103. Е. Л. Краткий обзор отечественных и зарубежных теорий молодежи: НИЦ Регион. Наука о молодежи, 2004. С.10−13.
  104. Е. Л. Молодежь: Открытый вопрос. Ульяновск, 2004. С. 15.
  105. Ортега и — Гассет X. Новые симптомы// Проблема человека в западной философии. — М., 1988. С.202−206.
  106. Ортега и — ГассетХ. Восстание масс// Ортега — и — Гассет X. Эстетика. Философия культуры. М., 1991. С. 311.
  107. П.Н. Студент средней профессиональной школы// Социологические исследования. 1998. № 11. С. 102−107.
  108. А.А., Янаев Г. И. Возмужание. М., 1973. С. 20.
  109. Положение молодежи в Российской Федерации: 1995 год. Доклад Правительству Российской Федерации / В. А. Луков (отв. ред.). М., 1996. С. 12.
  110. Положение молодежи и реализация государственной молодежной политики в Российской Федерации: 2002. М.: Логос, 2003. С. 67.
  111. Пособие по истории отечества для поступающих в ВУЗы /под ред. Орлова А. С., Полунова А. Ю., Щетинова Ю. А., Простор, Москва. 1994. С. 392.
  112. Правда. 1996. 1−8 марта. № 9. С. 11.
  113. Правительство город — люди. Комитет по коммуникациям и СМИ Правительства Москвы. 1998. № 1. С. 87.
  114. Предприятие и рынок: динамика управления и трудовых отношений в переходный период. (Опыт монографических исследований, 1989−1995гг.)/ Под ред. В. И. Кабалиной. М.: РОССПЭН, 1997. С.114−140.
  115. Проблемы формирования специалиста в системе высшего гуманитарного образования: Тезисы научно-методической межвузовской конференции СПб., 1996. С. 331.
  116. Проблемы социального самоопределения учащейся молодежи в условиях современного общества: Материалы международной научно-практической- конференции (3−4 марта 2003: г.). Киров: Изд-во ВятГУ, 2003. С. 116.
  117. Регионы России. М.: Госкомстат, 2001.
  118. Российский статистический ежегодник 2001. М.: Госкомстат России, 2001. е.274.
  119. Российская Федерация в цифрах. М., 1994- С. 296−297.
  120. В.О. Качество российской демократии в сравнительном измерении//Социологические исследования. 2003. № 5. С.30−41.
  121. Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или О воспитании. СПб., 1913, С. 198.
  122. М.Н. Основное социальное противоречие современного российского общества// Социологические исследования. 2001. № 3. С.49−59.
  123. .А. Молодежь и становление новой России.// Социологические исследования. 1998- № 5. С. 90−98.
  124. Р.В. Образ жизни населения России: Социальные последствия реформ 90-х годов//Социологические исследования. 2001. № 4. С. 32−39.
  125. М.М. Молодежь в информационном пространстве. Молодежь и общество на рубеже веков: Международная научнопрактическая конференция/ Гос. Дума. Федер. собр. РФ, Правительство г. Москвы, Ин-т Молодежи. М., 1998. — С.51−53.
  126. Н.А. Социальная адаптация личности в трудовом коллективе: Автореф. дис.. канд. филос. наук. Л.: 1974. С. 11.
  127. С.А. Молодежные субкультуры в республике Татарстан. // Социологические исследования. 1998. № 11. С. 95−96.
  128. В.В. Боевые искусства Востока как досуговый интерес молодежи//Социологические исследования. 2000. № 3. С. 129 131.
  129. С. В. Стратегии жизненного самоопределения молодежи в трудовой сфере//Социологические исследования. 2006. № 10. С. 88−94.
  130. Современные методы исследования средств массовой коммуникации, Под ред. И. Триккеля. Талин, 1983.
  131. А.В., Щербакова И. О. Ценностные ориентации постсоветского гуманитарного студенчества//Социологические исследования. 2003. № 2. С.115−123.
  132. А.В. Интеллектуально — нравственная дифференциация современного студенчества// Социологические исследования. 2005. № 9. С. 91−97.
  133. П. А. Общая социология// Человек. Цивилизация. Общество. М., 1993. С. 218−219.
  134. Социология молодежи /отв. ред. В. Т. Лисовский. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 1996. С.32−181.
  135. Социология / Ю.Г. Волков- под общей редакцией доктора философских наук, проф. В. И. Добренькова. Изд. 3-е. — Ростов н/Д: Феникс, 2007. С. 82−513.
  136. Социология молодежи: учебник/ под ред. д-ра социол. наук, проф., чл.-корр. РАН В. Н. Кузнецова. М.: Гардарики, 2007. С. 75.
  137. Социология молодежи: Учебное пособие. Ростов н/Д.: Феникс, 2001. С. 158
  138. Справочное пособие по истории немарксистской западной социологии. М., 1986. С. 22−86.
  139. И. Д. Неформальные молодежные объединения: Опыт экспозиции//Социологические исследования. 1987. № 5. С. 56−62.
  140. А. Кому союзник товарищ Че. Молодежь в провинции -новый тип оппозиций// Век. 2000. № 42. 20 -27 окт. С. 1 Г.
  141. A.JI. Социокультурные факторы формализации трудовых отношений// Куда идет Россия?. Формальные институты и реальные практики. Международный симпозиум 18−19 января 2002 г. Под общ. ред. Т. Н. Заславской. М.: МВШСЭН, 2002. С. 148−154.
  142. Н.Е. Факторы социальной стратификации в условиях перехода к рыночной экономике. М.: РОССПЭН, 1999. С. 102−110.
  143. А.В. Взрослые и дети: парадоксы общения. М., 1988. С. 67.
  144. Э. Третья волна. М., 1999. С. 277.
  145. .Т. Метаморфозы общественного сознания: методологические основы социологического анализа// Социологические исследования 2001. № 6. С. 8−14.
  146. В.П. Избранные философские труды. JI., 1998. С. 271.
  147. Т.М. Единая Европа: наследие и судьба// Вопросы философии. 1992. № 4. С. 109.
  148. Н. Введение в педагогическую специальность. М., 1996. С. 44.
  149. С.С. Основы социологии. М., 1997. С. 77.
  150. В. И. Быкова С. Н., Игитханян Е. Д. Молодежь России: социальное развитие.- М.: Наука, 1992. С. 9.
  151. В.Т. Актуальная культура российской молодежи: Автореф. д.с. н. Екатеринбург, 1997. С.5−12
  152. Е.Л., Фельдхоф Ю. Культура труда в процессе социально-экономических преобразований: опыт эмпирического исследования на промышленных предприятиях России. СПб.: Петрополис, 1999. С. 75−77.
  153. С.В. Личность постиндустриальной эпохи как феномен социокультурного синтеза. М., 2000. С. 196−197.
  154. A.M. Социальная адаптация как фактор развития трудовой и общественно-политической активности молодых рабочих в производственном коллективе: Автореф. дис.. кан. философ, наук. Минск. 1984. С. 10−16.
  155. В.М. Субъектность в процессе социального самоопределения молодежи: Автореф.: дис.. канд. философ, наук. -Омск, 1999.С. 13−21.
  156. Т. Б. Символика молодежной субкультуры. СПб.: Наука, 1993. С 114.
  157. В. А. Трансформация российских социальных институтов// Социальные трансформации в России: теории, практики, сравнительный анализ: учеб. пособие/ под ред. Ядова В. А.- М.: Флинта: МПСИ, 2005. С. 45−74.
  158. М. А. Поведенческие установки молодежи постсоветского поколения// Социологические исследования. 2006. № 10. С. 78−88.
  159. И.Г. Предпринимательские ценности в маргинальной среде// Общественные науки и современность. 1994. № 5. С. 203.
  160. А.А. Жизненные стратегии выпускников школ среднего российского города: Автореф. дис.. канд. социол. наук. Новочеркасск: 2008. С. 16.
  161. К. Смысл и назначение истории. М., 1991. С 28- 287.
  162. Akdun Andre. СМИ в демократическом обществе. Paris: Press univ de France. 1994. P. 11.
  163. Allen R.C. Talking About Television// Channels of Discourse. Chapel Hill, 1987. P. l -3.
  164. Ausubel D. P. Das Jugendalter: Fakten, Probleme, Theorie. Miinchen, 1968, C. 330.
  165. Bergius R. In Richtung auf eine psychologische Theorie des Jugendalters// Neidhart F. Jugend in Spektrum der Wissenschaften. Munchen, 1970. S. 105- 109.
  166. Buhler Ch. Das Seelenleben des Jugendlichen. Jena, 1922. S. l 8.
  167. Culler J. The Pursuit of Signs: Semiotics, Literature and Deconstruction. L., 1981. P. 25.
  168. Durkheim E. Suicide. NY, 1964. P. 22−86.
  169. Eisenstadt S. N. From Generation to Generation. Glencoe, 1964. P.13.25.
  170. Griese H.M. Sozialwissenschaftliche Jugendtheorien. Weinheim und Basel, 1977. C.ll.
  171. Hardison O.B. Disappering Trough Skylight. Culture and Technology in the Twentieth Century. Penguin, 1990. P. 177.
  172. Hurlock E. Adolescent Development. NY, 1967.
  173. Inglehart R. Changing Values, Economic Development and Political Change/ZInternational Journal. 1995. № 145.
  174. Jugend zwischen 13 und 24 Vergleich uber 20 Jahre. Bd. 1: Vorstudie. Hamburg, 1975. C. 69−74.
  175. Keller T. Trash TV// J. of Popular Culture. 1993.№ 4. 3. 195.
  176. Mitchell A. The nine American lifestyles. Who we are and where we’re going. New York. 1983. P. 16.
  177. Muuss R.E. Adoleszenz. Stuttgart, 1971.
  178. Neidhardt F. Die junge Generation. Opladen, 1970. S. 13 69.
  179. Przeclawski K. Die rolle und die gesellschaftliche Position der Jugend // Kultura i Spoteczenstwo. 1969. № 4. C. l 1.
  180. Rozenmayer L. Hauptgebiete der jugendsoziologie// Konig R. (Hrsg). Handbuch der empirischen Sozialforschung. Stuttgart, 1969. P. 132.
  181. Schelsky H. Die skeptische Generation. Dusseldorf, 1957. P. 42.
  182. Tenbruck F. H. Jugend und Gesellschaft. Freiburg, 1962. C. 49 181.
Заполнить форму текущей работой