Проблема человека в суфизме: Социально-философский анализ
Апробация исследования. Основные положения диссертации обсуждались на научной конференции молодых ученых Башкирского государственного университета, втором Российском философском конгрессе (Екатеринбург) и конгрессе антропологов и этнографов России (Москва). Диссертация была обсуждена на заседании секции «социальной философии и социологии», действующей при кафедре философии Башкирского… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Социально-философские истоки суфизма
- 1. 1. Социально — экономические предпосылки возникновения суфизма
- 1. 2. Духовные предпосылки возникновения суфизма
- Глава II. Проблема человека в философии суфизма
- 2. 1. Философские основания проблемы личности в суфизме
- 2. 2. Измерения личности в философии суфизма
- 2. 3. Социальная этика суфиев
Проблема человека в суфизме: Социально-философский анализ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования может быть обоснована тем. что в условиях поисков современным российским обществом своей культурной и духовной идентичности, особую роль приобретает исследование целого ряда иррациональных моментов во взаимодействии индивида и общества, сторонников традиционного общества и постсовременного. В условиях разрушения традиционного общества или какой-либо его подсистемы, составляющие ее люди могут выглядеть крайне нерационально или иррационально в глазах тех, кто представляет современное общество. Например, представители различных религиозных конфессий, особенно мистико-аскетического толка, нуждаются в постоянных ценностных ориентациях не меньше, чем в коллективных представлениях. В глазах иностранцев западных стран они становятся чрезвычайно уязвимыми, если сталкиваются с другими ценностями, с непохожими на себя людьми, привносят личные мотивы в работу и коллективные в частную жизнь.
Исламская цивилизация, создавшая свой собственный интеллектуальный мир и собственную интеллектуальную жизнь, активно противостоит сегодня узко рационалистически и прагматически настроенному Западу. Но было бы ошибкой пытаться рассматривать явление этой интеллектуальной жизни только через призму внешнего мира, который, как, принято считать, находится с исламским миром, на почве которого возник суфизм, в совершенно разных плоскостях. Вместе с тем неправомерно игнорировать и воздействие внешних факторов, тесно связанных с исламским миром и оказавших на него влияние.
Суфийским учениям, начало формирования которых относятся к середине VIII — началу IX века, изначально был присущ анализ мельчайших движений души человека, скрытых мотивов его поступков, повышенное внимание к личному переживанию и внутреннему сознанию религиозных доктрин. Современная же эпоха, которая с пониманием относится лишь к приятному, полезному и удобному (комфортному), в значительной мере ослабила именно внутренний мир человекана место вдохновения и интуиции пришли трезвый расчет и желание почерпнуть истину, исходя лишь из одного эмпирического опыта. Однако, как говорил А. Шопенгауэр, самого большого проникновения в сущность мировых процессов добиваются как раз гениальные натуры, которые способны на такое проникновение не благодаря понятийному мышлению, как считал Гегель, а с помощью интеллектуальной интуиции, т. е. с помощью особой способности к художественному, поэтическому освоению мира. Экстаз, это высшее вдохновение, с помощью которого суфии пытались охватить предмет непосредственно, действительно играет очень большую роль в человеческой жизни. Аль-Газали в своей книге «Киеиен саодат» (Эликсир счастья) приводит рассказ одного человека, который пел следующее: «Не посетило меня во сне ничего, кроме мечты о Вас». Стоявший рядом суфий пришел в экстаз. Когда же его удивленно спросили о причине экстаза — «Ведь ты же не понимаешь, что он говорит?» — он ответил: «Как не понимаю? Он говорит, что «Мы измученны и правду говорит: все мы измученны и устали, находимся в опасности» (17,с.47).
Существуя в эпоху всеобщего отчуждения и самоотчуждения, человек становится бездушным, а тем самым и бездуховным, т. е. характеризуется неразвитостью души, чувственных переживаний, что приводит в свою очередь к неразвитости в выборе ценностных ориентаций. Сложившаяся ситуация делает еще более актуальными те учения, в которых первостепенное внимание уделяется не просто проблеме человека как малого мира, который на своем пути к духовному и нравственному совершенству обнаруживает целое множество стоянок (ед.ч. макам) и состояний (ед.ч. хал). Согласно Ибн Араби. между абсолютно трансцендентной и материальной областями Божественного мира находится промежуточный мир подобий (алам ал-мисал), куда проникает лишь воображение суфия.
Суфизм, таким образом, напоминает нам о том, что даже самые светлые помыслы не следует проводить в общественную жизнь слишком непреклоннотребуются остановки, стоянки, чувство меры во всем.
Итак, актуальность настоящего диссертационного исследования заключается прежде всего в направленности суфизма на проблему человека, на его помыслы, намерения и восприятия. Философские идеи суфиев привлекают нас, прежде всего своей ориентированностью на мир печалей и радостей человека, на его внутренний мир. Привлекательность суфизма для широких слоев населения состоит в том, что путь интуитивного познания Бога сливается здесь с нравственным самоочищением личности, с ее самосовершенствованием.
Степень разработанности проблемы. Проблема человека в философии суфизма специально в литературе не анализировалась. Хотя суфизм и составляет предмет систематических исследований в многочисленных трудах, тема внутреннего мира человека, соотношения человеческого и абсолютного, явного и трансцендентного в философии суфиев еще не получила должного осмысления.
Трудно согласиться с тем мнением, что философия суфизма сводится лишь к творчеству Ибн Араби (1165−1240) и Ас — Сухраварди (1155−1191). Еще раньше к суфизму сочувственно относился критик философов шафиит Аль-Газали (1058−1 1 1 1), узаконивший в глазах многих факихов идеи суфиев. Широко распространял учение суфизма ханбалит из Багдада Аль-Дисилани (1077−1166).
Почти все великие персидские поэты представляют из себя пантеистических мистиков. Таковы Ф. Аттор и Джалолитдин Руми. который в форме рифмованных историй описывает суфийскую любовь.
Он воспевал экстаз как утрату ограниченного земного «я» и слияние с «беспредельным морем» божества. Главное сочинение — «Духовный маснави» (энциклопедия суфийского учения и фольклора, которую, иногда называют «персидский Коран»).
Представление о суфизме и месте человека в нем мы вырабатывали, опираясь не только на труды таких зарубежных исследователей, как И. Гольдциер, Г. Ю. Грюнебаум, Л. Гарде, А. Массе, А. Корбэн, Р. Дози, Т Изутцу, Д. Макдональд, А. Массиньон, Ф. Николсон, А. Мец, Дж.С.Тримингем, М.Хортен. Ж.Пирен. М.Уотт. Дж. Хаурани, но и на работы таких отечественных востоковедов, как Д. М. Азаматов,.
B.В.Бартольд, Е. А. Беляев, В. М. Борисов, Д. Ж. Валеев, М. В. Вагабов, Б. С. Галимов, В. Жуковский, Е. Бертельс, Г. М. Керимов, Л. И. Климович, И. А. Крывелев, М. А. Радионов, И. П. Петрушевский, М. Б. Пиотровский,.
C.Н.Семенов, Я. М. Ханмагамадов, М. Т. Степанянц, Е. Г. Яковлев. Следует отметить, что суфизм всегда был весьма популярен у тюрок. Так, целый ряд башкирских поэтов — мыслителей XVIII века были суфиями (А.Каргалы, И. Салихов, Ш. Заки). Они не отрицали значения философии в процессе поиска человеком истины. Например, Шамсетдин Заки в «Письме о философии» подчеркивает, что даже преданный суфийскому братству или (в широком смысле слова) суфийскому образу жизни, «человек не может избежать философии, если он хочет поставить на верный путь окружающих его суфиев» [2,с.99].
Некоторые современные отечественные авторы в последнее время обращают пристальное внимание на философское ядро суфизма. Например, М. Т. Степанянц пытается учесть те варианты религиозного «возрожденчества», к числу которых относится и суфизм, что ориентированы на поиск внутренних стимулов развития традиционного общества и человека, испытывающего настоятельную потребность в ценностных ориентациях. Именно это и предопределило выбор настоящей темы диссертации.
В качестве объекта диссертационного исследования выступает философское ядро суфизма как самобытного духовного явления в мусульманском мистицизме.
Предметом исследования является проблема человека в суфизме.
Цель и задачи диссертации. Главной целью диссертационного исследования является анализ проблемы человека в философии суфизма.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: проанализировать социально-экономические предпосылки возникновения суфизмарассмотреть духовные предпосылки становления суфийских ученийисследовать философские основания проблемы личности в суфизме и на данной основе выявить ее важнейшие измерениядать анализ социальной этики суфиев.
Теоретическую и методологическую основу исследования составляют философские принципы объективности историзма, идеи философской герменевтики, а также диалектический подход к явлениям и процессам общественного развития. Диссертант придерживается того положения, что процесс человеческого самосовершенствования включает в себе многочисленные ступени или «стоянки», что предполагает, с одной стороны, отказ от чрезмерной индивидуальной и общественной активности в направлении идеала, а с другой — накопления сил для нового духовного подъема, достижения все более и более высоких духовных ступеней.
Научная новизна диссертации состоит в анализе проблемы человека в суфизме и может быть конкретизирована в виде следующих результатов: обосновано, что в целом суфизм является исторически прогрессивным общественным и духовным течением, поскольку изначально был ориентирован на человека, на его помыслы, намерения и восприятиядоказано, что социальная философия суфизма подпитывалась, прежде всего традицией Запада и Востока. Вдохновение и экстаз выступают не только в качестве средств познания Бога, но и способствует духовному возрождению человеческого родавыявлены философские основания понимания личности в суфизме, к числу которых можно отнести идею «трех миров» (явный, сверхчувственный и духовный), учение о человеке как «малом микрокосме», мысль о непрерывности всякого развития, которая диалектически дополняется идеей многочисленных «стоянок» (макамы), принцип сущностного единства Бога, мира и человека, идея возможности богопознания в зависимости от личных качеств и способностейобнаружено, что в эстетической философии суфиев диалектическая связь между красотой и любовью, как двумя фундаментальными измерениями личности, существует в их взаимосвязиобосновано, что социальная этика суфиев отталкивалась от осознания того, как люди добывают средства к существованию, т. е. от их нравственного, духовного мира. составляющего важнейшую предпосылку развития человеческого коллектива и общества.
Теоретическая и практическая ценность работы. Материалы и научные результаты диссертации раскрывают ценность суфийских представлений о внутреннем мире человека, который должен совершенствовать свой дух, достигая все более и более высоких ступеней («стоянок», макамов), пока достигнет высшего совершенства, от которого в конечном счете зависит и совершенство общества.
Выводы диссертации представляют интерес для научных и учебных заведений при разработке и преподавании соответствующих дисциплин, в том числе при исследовании различных аспектов истории ислама и норм мусульманского вероучения, при изучении как общих проблем суфизма, так и проблемы человека в нем философами, этнологами, филологами и психологами. Материалы диссертации найдут свое применение при чтении спецкурсов по темам: «Арабо-мусульманская философская традиция», «Проблема человека в учениях Востока» .
Апробация исследования. Основные положения диссертации обсуждались на научной конференции молодых ученых Башкирского государственного университета, втором Российском философском конгрессе (Екатеринбург) и конгрессе антропологов и этнографов России (Москва). Диссертация была обсуждена на заседании секции «социальной философии и социологии», действующей при кафедре философии Башкирского государственного университета, вызвала оживленную дискуссию и была рекомендована к защите. По теме диссертации опубликовано 7 работ (статьи и тезисы докладов на конференциях), одна работа находится в производстве.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав (5 параграфов), заключения и библиографии.
Заключение
.
Итак, суфизм изначально был ориентирован на человека, на его мир печалей и радостей. Философское ядро суфизма является глубоко диалектичным. Бога не следует искать где-то за пределами мираон скрыт во всем и все — это Бог (суфизм обнаруживает тем самым свою пантеистическую направленность).
Бог, согласно суфизму, пребывает в глубине души человека. Человек должен совершенствовать свой дух, достигая все новых и новых высот, ступеней или макамов, стоянок. В этом вся его мера благополучия и успешного существования в мире (мера как место стоянки).
В ходе настоящего исследования мы пришли к следующим выводам, имеющий характер научной новизны:
— суфизм с его идеей о том, что в вещах скрыт духовный смысл, имеет огромное методологическое и социально-философское значение, которое раскрывается, прежде всего, в том, что любой акт жизнедеятельности человека не имеет прямой объективной детерминации, а опосредствован участием человеческой души, реалиями субъективного мира;
— суфизм с его учением о вдохновении и интуиции стремится прежде всего к совершенствованию внутреннего мирачеловек — это объект, на который направлена вся деятельность суфия. Сам же процесс его совершенствования осуществляется по ступеням, т. е. методом стоянок (макамов);
— уделяя особое внимание этическим и эстетическим проблемам, суфии отстаивают идеал достойной жизни, жизни совершенной личности, важнейшими измерениями которой являются любовь и красота;
— социально-философское ядро суфизма ориентировано на поиск внутренних стимулов развития традиционного общества, на анализ мельчайших движений души человека, скрытых мотивов его.
121 поступков и личных переживанийсильно развито внутреннее чувство, по признанию суфиев, позволяет им познать истину, не предпринимая каких-либо действий- - социальная этика суфиев исходит, прежде всего, из знания того, каким образом люди добывают себе средства к существованию, т. е. духовное и нравственное совершенствование человека является основной нормального функционирования человеческого обществаТаким образом, являясь формой идеологической, духовной оппозиции по отношению к феодально-теократическим режимам средневековья и их официальной идеологии — ортодоксальному исламу, его культу и духовенству, суфизм в целом представлял собой прогрессивное общественное и духовное течение, поскольку в центр картины мира ставил человека, его дух, вместе с присущими ему вдохновенными и экстатическими состояниями.
Вместе с тем необходимо признать, что предельное самоуглубление, к которому стремятся суфии, выступает свидетельством того, что общество приблизилось к пограничной черте своего существования. Человек наиболее усиленно размышляет о началах и первоосновах своего бытия лишь в том случае, когда его уже больше не удовлетворяют существующие формы и способы жизнедеятельности.
Список литературы
- Агахи A.M. Из истории общественной и философской мысли в Иране. (Вторая половина XV1. — первая четверть XIX вв.). — Баку: Элм, 1971. -216 с.
- Актуальные проблемы философии. Курс лекций/ Изд-е Башкирск. унта. — Уфа, 1993, — 100 с.
- Аристотель. Сочинения в 4-х т. — М.: Мысль, 1976−1983. Т.1. 1976.-550 с.
- Т.2. 1978. 687 с. Т.З. 1981.-613 с. Т.4. 1983.- 830 с.
- Асимов М.С. Ибн-Сина в истории мировой культуры // Вопросы философии. — 1980. № 7, — С. 45−53.
- Асмус В.Ф. Античная философия. — М.: Высшая школа, 1998. -400 с.
- Асмус В.Ф. Историко-философские этюды. — М.: Мысль, 1984,318 с.
- Афсахзод А. Абдурахман Джами, его время и творчество// Джами. Избранные произведения. — JL: Сов. Писатель, 1976. 654 с.
- Ахмедов Э.М. Арабо-мусульманская философия средневековья. —¦ Баку: Маариф, 1980.- 168 с.
- Ахундов М.Ф. Избранные философские произведения. — М.: Соцэкгиз, 1962. 360 с.
- Ю.Бартольд В. В. Сочинения в 9-ти томах. Т.6. — М.: Наука, 1966. -784 с.
- П.Барулин B.C. Социальная философия. — М.: Изд-во МГУ, 1994. -334 с.
- Баткин JI.M. Данте и его время. Поэт и политика. — М.: Наука, 1965.- 198 с.
- Беков К. Муххамад Шахрастани — историк философии. — Душанбе: Донж, 1987, — 297 с.
- Беляев Е.А. Арабы, ислам и арабский халифат в раннем средневековье. — М.: Наука, 1966. 280 с.
- Бертельс А.Е. Введение в изучение текстов трактатов // Пять философских трактатов на тему «Афак ва Анфус». — М.: Наука, 1970.- 511 с.
- Бируни А. Избранные произведения. — Ташкент: Изд-во АН Уз. ССР, 1963.- 727 с.
- О.Богомолов A.C. Диалектический логос: становление античной диалектики. — М.: Мысль, 1982. 263 с.
- Богомолов A.C., Ойзерман Т. И. Основы теории историко-философского прогресса. — М.: Наука, 1983. 286 с.
- Бонгард-Левин Г. М. Древнеиндийская цивилизация: философия, наука, религия. — М.: Наука, 1980. 333 с.
- Брагинский И.С. От Авесты до Айни. — Душанбе: Ирфон, 1981.-246 с.
- Валеев Д.Ж. Происхождение морали, — Саратов Изд-во Саратов, ун-та, 1981. 168 с.
- Васильев JI.C. История религий Востока. — М.: Высшая школа, 1988. -414 с.
- Васильева Т.В. Афинская школа философии. — М.: Наука, 1985,161 с. (Из истории мировой культуры).
- Вахид С.А. Икбал. Творчество и мировоззрение. — Душанбе: Дониш, 1978. 96 с.
- Взаимодействие культур Востока и Запада. — М.: Наука, 1987. -198 с.
- Гафуров Б.Г. Таджики. Древнейшая, древняя и средневековая история. — М.: Наука, 1972. 658 с.
- Газали Абу Хамид. Воскрешение наук о вере. М.: Наука, 1980.-376 с.
- Газали. Избавляющий от заблуждений // Григорян С. Н. Из истории философии Средней Азии и Ирана VII — XII вв. — М.: Изд-во Ан СССР, 1960. 330 с.
- Гегель. Философия религии. В 2-х т. —М.: Мысль, 1976−1977. Т.1. 1976.-532 с. 1. Т.2. 1977. 573 с.
- Гегель. Энциклопедия философских наук. В 3-х т. — М.: Мысль, 1974−1977.
- Т.1. 1974.-452 с. Т.2. 1975.-695 с. Т.З. 1977.-471 с.
- Гете И. В. Западно-восточный диван. —М.: Наука, 1988. 894 с.
- Голосовкер ЯЗ. Логика мифа. М.: Наука, 1987. 218 с.
- Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. — М.: Высшая школа, 1980. 368 с.
- Горфункель А.Х. Гуманизм и натурфилософия итальянского Возрождения. — М.: Мысль, 1977. 359 с.
- Григорян С.Н. Из истории философии Средней Азии и Ирана VII — XII вв. — М.: Изд-во АН СССР, 1960. 330 с.
- Григорян С.Н. Средневековая философия народов Ближнего и Среднего Востока. — М.: Наука, 1966. 352 с.
- Грюнебаум Г. Э. Классический ислам. — М.: Наука, 1986. 215 с.
- Гуревич А.Я. Категория средневековой культуры. — М.: Искусство, 1972.- 318 с.
- Гуревич П.С. Возрожден ли мистицизм? М.: Политиздат, 1984,302 с.
- Гусейнов A.A. Введение в этику. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985.208 с.
- Демидов С.М. Суфизм в Туркмениии. Ашхабад: Ылым, 1978. — 176 с.
- Демидчик В.П. Космология аль-Фараби и ее основные источники // Аль-Фараби. Научное творчество. — М., 1975. 183 с.
- Джалилов А. Согд накануне арабского нашествия и борьба согдийцев против арабских завоевателей в первой половине VIII в. — Душанбе: Изд-во АН Тадж. СССР, 1961. 167 с.
- Джами А. Весенний сад. — Душанбе: Ирфон, 1964. 249 с.
- Диноршоев М. Натурфилософия Ибн Сины. — Душанбе: Дониш, 1985. 255 с.
- Доброхотов А. Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. — М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1986. 246 с.
- Додихудоев X. Очерки философии исмаилизма. — Душанбе: Дониш, 1976. 144 с.
- Дорошенко Е.А. Зороастрийцы в Иране. — М.: Наука, 1982. 133 с.
- Духовенство и политическая жизнь на Ближнем и Среднем Востоке в период феодализма. —М.: Наука, 1985. 213 с.
- Жуковский В.А. Человек и познание у персидских мистиков. — Спб., 1895.-69 с.
- Жуковский В.А. Жизнь и речи старца Абу Сайда. — Спб., 1899. 50 с. 58.3акуев А. К. Философия «Братьев чистоты». Баку: Изд-во АН Аз ССРД961. 122 с.
- Ибн Араби. Геммы мудрости. // Степанянц М. Т. Философские аспекты суфизма. — М.: Наука, 1987. 190 с.
- Ибн-Сина. Избранные философские произведения. — М., 1980. 551 с.
- Ибн-Сина. О душе (фрагмент из «Книги спасения»). — Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока XI — XIV вв.-М., 1961,-С. 219−261.
- Ибрагим Т.К. Философские концепции суфизма // Классический ислам: традиционные науки и философия. — М. Д988. С. 91−115.
- Игнатенко A.A. Ибн Халдун. М., 1980. — 160 с.
- Игнатенко A.A. В поисках счастья. М., 1989. — 255 с.
- Иванов В.Г. История этики средних веков. — JL: Изд-во Ленингр. унта, 1984. -279 с.
- Ильин В.В. Критерии научного знания. — М.: Наука, 1989. 127 с.
- Искусство стран Востока. — М.: Просвещение, 1986. 301 с.
- Ислам в истории народов Востока. — М.: Наука, 1981. 197 с.
- Ислам. Историографические очерки. М.: Наука, 1984. 232 с.
- Исмаилов Ш. Философия Шабустари. — Баку: Элм, 1976. 169 с.
- История религии. Лекции, прочитанные в Санкт-Петербургском университете. Санкт-Петербург, 1997. 129 с.
- Казанский К. Мистицизм в исламе. — Самарканд, 1906. 120 с.
- Кемеров B.E. Введение в социальную философию. М.: Аспект-экспресс, 1996. 214 с.
- Керимов Г. М. Аль-Газали и суфизм. — Баку: Элм, 1969. 109 с.
- Кимелев Ю.А., Полякова H.A. Наука и религия: историко-культурный очерк. — М.: Наука, 1988. 173 с.
- Кирилов В.И. Логика познания сущности. М.: Высш. школа, 1980. -175 с.
- Классики мирового религиоведения. Антология. Т.1. — М.: Канон, 1996. -451 с.
- Климович Л.И. Классический ислам. — М.: Наука, 1965. 334 с.
- Кныш А.Д. Мировоззрение Ибн Араби // Религии мира. — М.: НаукаД984. -271 с.
- Колесников А.И. Завоевание Ирана арабами. М.: Наука, 1982. — 269 с.
- Коран / Пер. и комм. Ю. И. Крачковского. М.: Наука, 1986. — 727 с.
- Кочетов А.Н. Буддизм. — М.: Наука, 1965. 200 с.
- Крапивенский С.Э. Социальная философия. — 3-е изд. испр. и доп. — Волгоград, 1996. 352 с.
- Кузанский Н. Сочинения в 2-х томах. М.: Мысль, Т. 1, — 1979. — 488 с.
- Кули-заде З. А. Закономерности развития восточной философии XIII—XIV вв. и проблема Запад — Восток. — Баку: Элм, 1983. 283 с.
- Кули-заде З. А. Теоретические проблемы истории культуры Востока и низамоведение. —Баку: Элм, 1987. 226 с.
- Кули-заде З. А. Хурувизм и его представители в Азербайджане. — Баку: Элм, 1970. 265 с.
- Кулматов Н. Этические взгляды Саади. — Душанбе: АН Тадж. ССР, 1968. 129 с.
- Курбанмамадов А. Эстетическая доктрина суфизма. — Душанбе: ДонишД987. 108 с.
- Лаэртский Диоген. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. — М.: Мысль, 1979. 620 с. — (Филос. наследие).
- Лей Г. Очерки истории средневекового материализма. — М.: Изд-во иностр. ант. лит., 1962. 587 с.
- Литман А.Д. Традиции философского натурализма в Индии и мировоззрение Дев Атмы. — М.: Наука, 1982. 216 с.
- Лосев А.Ф. История античной эстетики. Поздний эллинизм. — М.: Искусство, 1980. 766 с.
- Лосев А.Ф. Эстетика возрождения. — М.: Мысль, 1982. 623 с.
- Лосев А.Ф., Тахо-Годи A.A. Платон. — М. Дет. лит., 1977. 224 с. -(Люди. Время. Идеи).
- Мамедов Ш. Ф. Мирза-Фатали Ахундов. — М.: МысльД978. 166 с.
- Майоров Г. Г. Формирование средневековой философии. — М.: Мысль, 1979. -431 с.
- Массе А. Ислам. — М.: Наука, 1982. 191 с.
- Медведев И.П. Византийский гуманизм XIV —XV вв. — М.: Наука, 1976. -255 с.
- Мергаут Б. Учение индуизма. // Боги, брахманы, люди. — М.: Наука, 1969. -416 с.
- Методологические проблемы истории философии и общественной мысли. —М.: Наука, 1977. 360 с.
- Мец Адам. Мусульманский ренессанс. — М.: Наука, 1966. 458 с.
- Мирза Талиб — великий поэт Востока. — М.: Наука 1972. 291 с.
- Мирзоев А. Рудаки (жизнь и творчество). — М.: Наука, 1968. 318 с.
- Момджян К.Х. Введение в социальную философию. М.: Высшая школа: КД «Университет», 1998. 448 с.
- Моральные ценности и личность / Под ред. А. И. Гитаренко, Б. О. Николаевича.- М.: Изд. МГУ, 1994. 175 с.
- Морохаева З.П. Личность в культурах Запада и Востока: к постановке проблемы. — Новосибирск: Наука Сиб. изд. фирма, 1994.- 198 с.
- Мустафаев Дж. Философские и этические воззрения Низами. — Баку: Изд-во АН Азерб. ССР, 1962. 156 с.
- Мухамадходжаев А. Мировоззрение Arrapa. — Душанбе: Дониш, 1974. 116 с.
- Налчаджян A.A. Некоторые психологические и философские проблемы интуитивного познания. — М.: Мысль, 1972. 271 с.
- Негматов Н. Государство Саманидов. — Душанбе: ДонишД977. -279 с.
- Нерсесянц B.C. Сократ. — М.: Наука, 1984. 190 с.
- Одилов Н. Мировоззрение Джалалиддина Руми. — Душанбе: Ирфон, 1974. 111 с.
- Олимов К. Мировоззрение Санои. Душанбе: Дониш, 1973. — 136 с.
- Очерки истории философии и общественно-политической мысли в Туркменистане. —Ашхабад: Ылым, 1970. 606 с.
- Очерки истории общественно-философской мысли в Узбекистане.
- Ташкент: Фан, 1977. 383 с.
- Петрушевский И.П. Ислам в Иране в VII—XV вв.еках. — Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1966. 400 с.
- Пигулевская Н. Города Ирана в раннем средневековье. — М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1956. 366 с.
- Пиотровский М.Б. Коранические сказания. М., 1991. 217 с.
- Платон. Избранные диалоги. М.: Мысль, 1986. 607 с.
- Платон. Сочинения. В 3-х. — М.: Мысль, 1979. Т.1. 1968. -619 с. 1. Т.2. 1970. -606 с. 1. Т.3.1. 1971.-684 с. 1. Т.З.2. 1972.- 675 с.
- Плахов В.Д. Традиции и общество: опыт философско-социологического исследования. — М., 1982. 220 с.
- Позднев П. Дервиши в мусульманском мире. Оренбург, 1896.
- Полонская JI.P. Мировоззрение Талиба // Мирза Талиб — великий поэт Востока. — М.: Наука, 1972. 291 с.
- Пригорина Н.И. Поэзия Мухаммада Икбала. — М.: Наука, 1972. -195 с.
- Раджабов М.Р. Абдурахман Джами и таджикская философия XV века. — Душанбе: Ирфон, 1968. 318 с.
- Рассел Б. История Западной философии. — М.: Изд-во иностр. лит-ра, 1959. 935 с.
- Редер Д.Г. Древний Восток // История древнего мира. 4.1. — М.: Просвещение, 1979. 288 с.
- Религия и общественная мысль народов Востока. — М.: Наука, 1971. -264 с.
- Рзакулизаде С.Д. Мировоззрение Баба Кухи Бакуви. — Баку: Элм, 1978. 195 с.
- Роттердамский Эразм. Философские произведения. — М.: Наука, 1986. -702 с.
- Роузентал Ф. Торжество знания: концепция знания в средневековом исламе. :—М.: Наука, 1978. 372 с.
- Ас-Саби Хилая. Установления и обычаи дворов Халифов. — М.: Наука, 1983. 198 с.
- Сагадеев A.B. Ибн-Сина (Авиценна). — М.: Мысль 1980. 239 с. -(Мыслитель прошлого).
- Сагадеев A.B. Свободомыслия мусульманского средневековья // Свободомыслие и атеизм в древности, средние века и в эпоху возрождения. — М.: Мысль, 1986. — С. 152−211.
- Саидбаев Т.С. Ислам и общество. — М.: Наука, 1984. 302 с.
- Смирнов A.B. Великий шейх суфизма. М.: Наука, 1993. 362 с.
- Соколов В.В. Средневековая философия. — М.: Высшая школа, 1979. 448 с.
- Спиноза Б. Избранные произведения. В 2-х т. — М.: Мысль, 1957. Т.1. 1957.- 631 с. 1. Т.2. 1957. 727 с.
- Степанянц М.Т. Исторические судьбы суфизма //Вопросы философии.— 1980. -№ 6, —С.101−112.
- Степанянц М.Т. Философские аспекты суфизма. — М.: Наука, 1987. 190 с. 145. 106 философов. Жизнь, судьба, учение. — Симферополь: Таврия, 1995. -351 с.
- Суфизм в контексте мусульманской культуры. — М.: Наука, 1989. -337 с.
- Суфийская мудрость / Сост. В. В. Лавский. — Минск, 1998. -391 с.
- Таджикова К.Х. Идейные предпосылки и особенности развития суфизма в средневековом Казахстане. Алма-Ата: Наука, 1983. -169 с.
- Тажуризина З.А. Идеи свободомыслия в истории культуры. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. 222 с.
- Тименгэм Дж. С. Суфийские ордены в исламе. М., 1989. 326 с.
- Трофимова М.К. Историко-философские вопросы гностицизма. — М.: Наука, 1979. -216 с.
- Угринович Д.М. Искусство и религия. М.: Политиздат, 1982,287 с.
- Федотова В.Г. Модернизация «другой» Европы. М.: ИФ РАНД997. 253 с.
- Фейербах JI. История философии. Собр. произв. В 3-х т. T.I. — М.: Мысль, 1974. 544 с.
- Фейербах JI. Основы философии будущего. — М.: Соцэкгиз, 1936. -270 с.
- Философские тексты «Махабхараты» Ашхабад: Ылым, 1977,335 с.
- Философское наследие народов Востока и современность. — М.: Наука, 1983. 509 с.
- Филыптинский И.М., Шидфар B.C. Очерк арабо-мусульманской культуры (VII-XII вв.). — М.: Наука, 1971. 259 с.
- Фишер И. От брахманизма к индуизму // Боги, Брахманы, люди. — М.: Наука, 1969. — С. 43−86.
- Фиш Р. Джалалидин Руми. — М.: Молод, гвард., 1972. 286 с.
- Фрай Р. Наследие Ирана. — М.: Наука, 1972. 468 с.
- Франкфорт Г. В преддверии философии. Духовные искания древнего человека. — М.: Наука, 1984. 236 с.
- Фролова Е.А. Проблема веры и знания в арабской философии. — М.: Наука, 1983. 167 с.
- Хайруллаев М.М. Культурное наследие и история философской мысли. — Ташкент, 1985. 262 с.
- Хайруллаев М.М. Фараби: Эпоха и учение. — Ташкент: УзбекистанД975. 352 с.
- Ханин Д.М. Искусство как деятельность в эстетике Аристотеля. — М.:Наука, 1986. 173 с.
- Хорев Н.В. Философия как фактор развития науки. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. 264 с. — (История философии).
- Чалоян В.К. Восток — Запад. — М.: Наука, 1968. 223 с.
- Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. — М.: Высшая школа, 1991. -510 с.
- Шаймухамбетова Г. Б. Арабоязычная философия средневековья и классическая традиция. — М.: Наука, 1979. 152 с.
- Шарипов А.Д. Проблема логики в книге «Ключи наук» Абу Абдаллаха Мухаммада Хорезми // Логико-гносеологические идеи мыслителей Средней Азии. — Ташкент, 1986. 491 с.
- Шишкин А.Ф. Из истории этических учений. — М.: Госполитиздат, 1959. 344 с.
- Штекль А. История средневековой философии. — М.: 1912. -237 с.
- Эйнштейн А. Собрание ученых трудов. В 4-х т. — М.: Мысль, 1965−1967.
- Т.1. 1965.-700 с. Т.2. 1966. 878 с. Т.З. 1966.-632 с. Т.4. 1967. -599 с.
- Эльчибеков К. Общие религиозно-философские и фольклорно-мифологические обоснования иерархии духовенства в суфизме и исмаилизме // Религия и общественная мысль стран Востока. М.: Наука, 1974. 336 с.
- Яковлев Е.Г. Искусство и мировые религии.-2-е изд. — М.: Высшая школа, 1985. -287 с.