Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование текстовых понятий в ходе лингвистического анализа рассказов Л. Н. Толстого на уроках развития речи в 5 классе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Аналитическая работа в 5 классе успешно строится на материале рассказов из Книг для чтения Л. Н. Толстого. Эти произведения имеют ряд лингвостилистических особенностей, которые необходимо учитывать при работе с детьми такого возраста: сказочный зачин, разговорные и просторечные обороты, лаконизм в описании героев, сжатость повествования, употребление разговорных синтаксических конструкций… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Психолого-педагогические и лингвистические аспекты формирования представления о текстовых понятиях
    • 1. 1. Процесс формирования языковой личности в современной науке
    • 1. 2. Механизмы формирования научных понятий
    • 1. 3. Текстовые понятия как объект лингвистического наблюдения
      • 1. 3. 1. Понятие о тексте в научных исследованиях
      • 1. 3. 2. Лингвистическое содержание текстовых понятий
      • 1. 3. 3. Общая характеристика тропеических понятий
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Возможности уроков развития речи для использования лингвистического анализа текстов Л. Н. Толстого
    • 2. 1. Особенности уроков развития речи в 5 классе
    • 2. 2. Содержание текстовых понятий в современных учебниках по русскому языку для 5 класса
    • 2. 3. Виды заданий и упражнений по формированию текстовых понятий в учебниках по русскому языку для 5 класса
    • 2. 4. Формы работы с текстом на уроках развития речи
      • 2. 4. 1. Работа над созданием текста на основе услышанного
      • 2. 4. 2. Работа над созданием собственных письменных высказываний
      • 2. 4. 3. Лингвистический анализ как средство формирования текстовых понятий
    • 2. 5. Рассказы Л. Н. Толстого как материал для лингвистического анализа
  • Выводы по второй главе
  • Глава 3. Методика формирования текстовых понятий в процессе лингвистического анализа текстов Л.Н.Толстого
    • 3. 1. Выявление исходного уровня сформированности понятийного мышления и умений анализировать текст у учащихся 5 класса
    • 3. 2. Реализация экспериментального модуля программы, направленного на формирование текстовых понятий
    • 3. 3. Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию текстовых понятий на основе включения лингвистического анализа рассказов Л.Н.Толстого
  • Выводы по третьей главе

Формирование текстовых понятий в ходе лингвистического анализа рассказов Л. Н. Толстого на уроках развития речи в 5 классе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современный этап развития человечества требует качественно новой ориентации в образовании. На первый план выдвигается компетентностная образовательная парадигма, с позиций которой основным непосредственным результатом образовательной деятельности становится формирование у учащихся ключевых компетенций (И.А. Зимняя, O.E. Лебедев, A.B. Хуторской и др.).

В связи с этим разработанный Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения направлен на получение не только предметных, но и метапредметных результатов обучения, что создает необходимую основу для формирования теоретического рефлексивного мышления у школьников. Такая качественно новая форма педагогического процесса открывает более широкий спектр возможностей для развития познавательной, коммуникативной, эстетической, предметно-преобразующей деятельности на основе ценностно-смысловой ориентации личности в мире и обществе, развития самосознания и целеполагания, выстраивания индивидуальной образовательной траектории.

Русский язык является основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений. Через родной язык учащиеся приобщаются к культурно-историческому опыту человечества, к этическим нормам поведения в различных жизненных ситуациях.

На сегодняшний день актуальной является проблема формирования коммуникативной компетенции учащихся, которой занимались многие специалисты в области дидактики, психологи и лингвисты (А.П. Александренко, Е. Ф. Бойко, Н. Д. Горбунова, Н. Д. Глизерина, М. Я. Дымарский, Н. И. Киселева, Г. Р. Кобелева, Т. В. Кошечкина, Н. Г. Маркова, О. Д. Мухина, И. В. Салосина, Н. Ш. Сайфутдинова, Е. П. Суворова, В. М. Трофимова, Т. А. Фесенко, A.B. Шуваева и др.).

Проблема формирования юксювой композиции ieciio персплеiaeiся с проблемами развития речи, развития языковой и вторичной языковой личности, решению которых посвящены многие исследования. Вопросы языка как особого вида интеллектуальной, речевой деятельности рассматриваются в трудах Л. С. Выготского, Д. Р. Лурии, Л. И. Ьожович, П. Я. Гальперина, H.A. Зимней, Ю. Н. Караулова, Bandura А. и др. Наукой даны определения текста и текстовой деятельности, выделены сущносжые характеристики и CTpyKiypa ieKcia, выявлены особенносж текс1а как единицы языка и речи (Л.С. Бархударов, И. Р. Гальперин, Т. М. Дридзе, Л. М. Лосева, Jerry А. и др.). В трудах В. В. Бабайцевой, Л. Д. Беднарской, [. К. Донской, В. И. Капинос, Г. А. Ладыженской, М. Р. Львова, С. И Львовой и др. решаюiся проблемы обучения речи и языку, определяются приемы paooibi с 1екстом в средней школе.

Тем не менее, в насюящее время наблюдается ряд нерешенных и недостаточно разработанных проблем, связанных с формированием текстовой компетенции, что и обусловило актуальность настоящего исследования. Оно предопределено также появлением новых требований к выпускникам школ, обозначенных в Федеральном государственном образова1ельном стандарте втрого поколения, и недостаючной исследованное 1ью вопросов, связанных с формированием 1екстовой компетенции учащихся.

Проблема, нос 1авленная в нашем исследовании, cociohi в том, что сущес1вует прошворечие между значимос1ью [ексювых поняшй для развишя речевой компетенции учащихся и педосгаючно разрабо[анной методикой их формирования. В это! процесс может быть включен обучающий потенциал текстов Л. Н. Толстого с опорой па жизненный опьп учащихся.

Объектом исследования являе1ся процесс формирования т ексювых понятий у учащихся на уроках развития речи в процессе лингвистического анализа текстов Л. Н Толстого.

Предмет исследования — дидактический потенциал рассказов Л. Н. Толстого, реализующийся в формировании 1екстовых понятий.

Цель диссернации — разработать эксисримешальный модуль программы по русскому языку, направленный на формирование текстовых понятий в ходе лингвистического анализа рассказов Л. Н. Толстого. В связи с этим ставятся следующие задачи:

1)рассмотреть вопрос о развитии языковой личности с учетом механизмов формирования научных понятий,.

2) предс1авигь 1ексювые поняжя как обьек1 лингводидакгического исследования;

3)выяви1ь соств 1ексювых поняжй, ошимальный для формирования на ранних этапах обучения русскому языку (5 класс);

4) адаптировать харак1еристику отобранных 1ексювых поняжй примени 1ельно к уровню познавательных возможностей пяжклассников;

5) проанализировать особенности работы по формированию 1скстовых понятий, предусмотренной современными УМК по русскому языку;

6) указать возможности уроков русского языка для использования лингвистического анализа (екстов Л Н. 1олсгого;

7) описать опытно-экспериментальную работу по формированию текстовых понятий в процессе лингвистического анализа рассказов Л. Н. Толстого;

8) экспериментально проверив и оцени 1ь эффек1ивнос1ь предложенной меюдики.

Гипотеза исследования состой! в том, что процесс формирования текстовых понятий в ходе лингвистического анализа Iекстов Л. Н. Толстого будет успешно протекать при реализации эксперимен 1ального модуля программы, предусматривающе! о:

• формирование у учащихся тексювых понятий, включенное в специально разработанную модель урока развшия речи;

• внедрение в процесс обучения русскому языку лингвисIического анализа текста, учитывающего внутреннее взаимодейензие всех уровней языка в ракурсе предсчавления идейною содержания,.

• система шческое использование на уроках развшия речи в 5 классе лингвистического анализа рассказов Л. Н. Толе 1 ого, отобранных по определенным критериям.

В соответствии с характером гипотезы и задачами исследования были использованы следующие методы исследования:

1) теоретический (изучение и анализ лингводидактической, методической и психолого-педагогической литературы);

2) метод наблюдения (сбор информации, оIносящейся к исследованию в ходе наблюдения за учебным процессом);

3)эксперимен 1альный (проведение коне тирующего и обучающего экспериментов);

4) статисгико-ма1ема1 ический (обработка резулыаюв консташрующего и обучающего экспериментов).

База исследования: эксперимеш проводился в МБОУСОШ № 54 и № 8 Центрального района т. Гулы, а 1акже в Комсомольской средней общеобразовательной школе Киреевского района Тульской обласш. В эксперименте принимали участие учащиеся семи 5-х классов, два из которых были экспериментальными, пять — контрольными. Общее число учащихся, задействованных в экспериментальной работе — 112, из них: в экспериментальных классах — 44 человека, в контрольных классах — 68. Для проведения эксперимент были избраны классы, близкие по социально-психологическим и педагогическим характеристикам.

Теоретико-мет одологическуюбазу исследования составили концептуальные положения 1еории развивающего обучения (В. В. Давыдов, Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин, И.С.Якиманская), 1еория оптимизации учебно-воспитательного процесса (Ю. К. Бабанский), концеп 1уальные положения теории поэтапного формирования умеренных дейс1вий (П. Я. Гальперин), теория речевой деягельносж (Л. С. Вьпотский, Н. И. Жинкин, И. А. Зимняя, А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьев, А. А. Леонтьев), исследования в облает 1еории и методики развития речи (В. В. Бабайцева, М Т Баранов, Л. Д. Беднарская,.

Е. А. Быстрова, Н. В. Ладыженская, М. Р. Львов, С. И. Львова, Е. Н. Пузанкова, М. С. Соловейчик, А. В. Текучев, Л. В. Черепанова, Н. М. Шанский и др). Основные этапы диссертационного исследования:

На первом этапе (2008;2009 гг.) дано обоснование актуальности, объекта и предмета, целей, шдач, методов и гипотезы исследованияпроведен анализ теоретической психолого-педаго1 ической и методической литера 1уры по проблеме исследованияосуществлен синтез, сравнение, обобщение и системажзация полученных данных для выявления 1еоретических основ решения проблемы.

На втором Э1ане (2010;2011 п.) был проведен коне тирующий экспериментразработан модуль программы по русскому языку, в частости уроков развития речи, с лиш вис1 ическим анализом 1сксюв Л.Н. 1 олстого, проведен обучающий эксперимент, его анализ и описание, определены критерии и способы оценки уровня сформированности текстовых понятий у учащихся 5 классапроведена опытно-экспериментальная работа, в ходе которой внедрялся экспериментальный модуль программы с лингвистическим анализом текстов Л. Н. Толстого, проверялась гипотеза исследования, эффективность предлагаемой методики.

На фетьем Э1апе (2011;2013 и.) проанализированы, обобщены и обработаны результат исследования.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— Разработаны лингвисжческие, меюдические и психоло1 о-педаго1 ические основы экспериментального модуля программы (уроков развития речи) по формированию текстовых понятий на основе лингвистического анализа рассказов Л. Н. Толстого.

— Выявлен дидак! ический потенциал лиш висшческого анализа текстов Л. Н. Толстого как основного обучающего приема для формирования текстовых понятий в 5 классе.

— Экспериментально проверен модуль профаммы для уроков развишя речи в 5 классе с систематическим лингвистическим анализом специально подобранных текстов одного писателя (Л. Н. 1олстого).

— Предложена модель урока развития речи, рассчшанная на лингвистический анализ текста в 5 классе с учетом возрастных познава1ельных возможностей вобласш освоения 1ексговых поняжй.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, чю.

• создан инновационный компонент программы по развитию речи в 5 классе, предпола1 ающий лиш висшческий анализ 1ексюв Л. Н. Толею! о,.

• формирование и совершенствование коммуникативной компетенции учащихся предполагается осущес1влягь на монографической текстовой основе классической литера1уры уже на ранних стадиях дидактического процесса в средней школе (5 класс),.

• модель урока развития речи с лингвистическим аналиюм рассказов Л. Н. Толстого рассчитана на реализацию поэтпного формирования 1ексювых поняшй, и следовательно, являйся звеном в 1еоре1 ическом осмыслении возможных дидактических подходов к формированию целостного представления о 1екс1с у школьников различных возрастных групп.

Практическая значимое 1ь диссср1ационно1 о исследования заключается в том, что.

1) его результаты могут применяться как в 5 классе при начале формирования текстовых понятий, гак и в старших классах при расширении понятийной базы в области анализа текста;

2) разработанная методика включения текстов Л. Н. Толстого в уроки развития речи может быть основой дальнейшего изучения потенциала рассказов писателя для формирования языковой, коммуникажвной и кулыуроведческой компетенций учащихся на уроках русскот о языка, результаты экспериментального исследования могут войж как дидактический материал в методические пособия, обращенные к учителям общеобразовательных школ-) отдельные части лингвистического анализа текстов Л. Н. Толстого могут быть использованы в качестве иллюстративного материала в учебниках по русскому языку для общеобразовательных школ-) теоретические и практические главы диссертационного исследования могут быть использованы в качестве иллюстративного материала при преподавании предмета «Технология и методика обучения русскому языку» в вузах. Положения, выносимые на защиту: Формирование 1екстовых понятий у учащихся 5 класса 0сущес1вляе1ся наиболее эффективно при условии использования лингвистического анализа, предусматривающего выявление стилистических, коммуникативных, изобразительно-выразительных средств в их единствеприемы изучения русского языка как средства языковой выразительности должны рассматриваться на данном этапе как воплощение авторской идеи текста.

Формирование текстовых понятий у учащихся 5 класса можно обеспечив, если на уроках развишя речи: а) систематически и планомерно включая анализ художественных текстов одного авюраб) обучать анализу текста в его художественных особенностях, выявляемых с учетом возрастных познавательных способное! ей учащихсяв) формировать (сксчовое понятие поэтапно (знакомство с явлением — определение текстового поняжя — закреплениесамостоятельный поиск) — г) добиваться от учащихся использования знаний текстовых понятий как при анализе текста, так и при создании собственных высказываний.

Тексты Л. Н. Толстого являются оптимальным дидактическим материалом для уроков русского языка в 5 классе, посвященных обучению тексювым понятиямзнание текстовых поняшй в этом возрасте способствует развитию коммуникативной компетенции, намечая значительную перспективу. 4. Уроки развития речи с лингвистическим анализом текстов Л. Н. Толстого способствуют не только формированию текстовых понятий, но и совершенствованию основных коммуникашвно-речевых и интеллектуальных умений и навыков. Достоверность и обоснованность резулыаюв исследования обеспечивается опорой на достижения современной лингвистической, психолого-педагогической и методической науксовокупностью использованных методовположительными результашми, полученными эксперимен[альным путем в период с 2010 по 2011 в общсобразова1ельных школах Тулы и Тульской области.

Апробация и внедрение основных положений исследования осуществлялась:

• в ходе экспериментальной работы в МБОУСОШ № 54, МБОУСОШ № 8 г. Тулы, в Комсомольской средней школе Киреевскою района Тульской области;

• в изложении основных положений исследования, оIраженных в 6 публикациях автора и 1 публикации научного издания, включенного в реестр ВАК МО и Н РФ;

• в участии автора в Международных научных и иаучно-прак!ических конференциях вузов страны и публикации в сборниках «Современные проблемы лингвистики и методики преподавания русского яшка в вузе и школе» (Воронеж, 2010), «Проблемы лингвистического краеведения» (Пермь, 2011), «Семантика, функционирование, текст» (Киров, 201 1), Международные Толстовские чтения (Тула, 2010, 2012) и др.

Структура работы: работ состой! из введения, фех 1лав, заключения, списка иллюстративного материла и трех приложений.

Выводы по третьей главе.

Экспериментальный модуль программы по русскому языку для уроков развития речи с лингвистическим анализом текстов JI. Н. Толстого апробировался в общеобразовательных школах г. Тулы и Тульской области. В эксперименте приняло участие 112 учащихся 5-х классов. Для объективности эксперимента были выбраны классы, изучающие русский язык по одной образовательной программе (под редакцией Н. М. Шанского). Классы близки по социально-психологическим и педагогическим показателям.

Перед проведением эксперимента проверялась готовность детей к формированию текстовых понятий, исследовался уровень понятийного мышления, уровень развития процессов обобщения и отвлечения. В констатирующем эксперименте использовались психологические методики «Определение понятия», «Исключение понятия», адаптированные для нашего исследования.

Констатирующий эксперимент показал, что ученики контрольной и экспериментальной групп имеют высокий и средний уровень развития понятийного мышления. Уровень процессов обобщения и отвлечения также находится в пределах нормы. Эти показатели позволили планомерно внедрять экспериментальный модуль программы с целью формирования текстовых понятий.

В рамках констатирующего эксперимента проводились исследования, замеряющие знание текстовых понятий, умение анализировать текст, способность использовать тропы в письменных работах. Знание текстовых понятий проверялись с помощью вопросника, включавшего определения темы, идеи, стиля, типа речи текста, а также его тропеических средств. Исследование показало, что более половины респондентов имеют низкий и средний уровень владения текстовыми понятиями. Учащиеся с низким уровнем владения понятиями в основном пропускали вопросы о тропах, их ответы были односложными, без опоры на теоретические знания.

Умение анализировать текст проверялось на основе текста Л. Н. Толстого, сопровожденного рядом заданий на выявление темы, идеи текста. Кроме этого, следовало указать стиль и тип речи, а также основные тропы. Предметом интереса было умение детей находить изобразительные средства языка. Исследование показало, что более половины респондентов не умеют анализировать текст или имеют затруднения (не могут аргументированно ответить на вопрос с опорой на текст). Эти данные были получены как в контрольной, так и в экспериментальной группе.

Степень сформированности текстовых понятий, в частности понятия о тропах, можно оценить по умению использовать их в письменных высказываниях. Для этого респондентам было предложено написать сочинение-описание с использованием изобразительных средств языка. Исследование показало, что значительная часть пятиклассников использует тропы в письменных работах, но эти работы не отличаются разнообразием выразительных средств (основном это эпитеты и сравнения).

После констатирующего эксперимента в экспериментальной группе был включен экспериментальный модуль программы для уроков развития речи с лингвистическим анализом текстов Л. Н. Толстого. Модуль программы состоял из 11 уроков, которые проводились раз в неделю, что соответствует количеству уроков развития речи в 5 классе, предусмотренных программой по русскому языку. На первых 5 уроках вводились новые текстовые понятия, на остальных происходило закрепление изученных понятий, отрабатывались навыки анализа текста.

Реализация модуля программы показала, что после проведенных уроков учащиеся 5 класса знают определения таких текстовых понятий, как текст, тема, микротема, идея, троп, эпитет, олицетворение, метафора, сравнение, контекстуальные антонимы, антитеза. В процессе закрепления этих понятий учащиеся отрабатывали навыки анализа текста. Особенное внимание уделялось средствам связи предложений в тексте, поиску слов определенной лексико-семантической группы слов в качестве доказательства идеи текста.

Таким образом, экспериментальный модуль программы для уроков развития речи с лингвистическим анализом текстов Л. Н. Толстого, безусловно, способствует формированию лингвистической и культуроведческой компетенций, а также формированию универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, коммуникативных, универсальных, обще предметных).

После эксперимента можно сделать следующие выводы:

1. Разработанный экспериментальный модуль программы по русскому языку в 5 классе для уроков развития речи с лингвистическим анализом текстов Л. Н. Толстого способствует формированию лингвистической, культуроведческой компетенций, развитию понятийного мышления пятиклассников, формирует универсальные учебные действия.

2. Экспериментальное обучение позволяет определить уровень знаний в области текстовых понятий, умение анализировать текст разных типов речи, позволяет организовать учебную деятельность таким образом, чтобы учащиеся с помощью лингвистического анализа закрепляли текстовые понятия.

3. Лингвистический анализ текстов Л. Н. Толстого обеспечивает успешность осознанного, свободного владения учениками текстовыми понятиями, формирования умений анализировать художественный текст.

4. Лингвистический анализ текстов Л. Н. Толстого не только стимулирует развитие лингвистической компетенции учащихся 5 класса, но и опосредованно положительно влияет на формирование других компетенций (коммуникативной, культуроведческой).

В целом результаты обучающего эксперимента показали, что лингвистический анализ текстов Л. Н. Толстого способствует формированию языковой и культуроведческой компетенций учащихся, что является неотъемлемой характеристикой полноценной языковой личности.

Заключение

.

Формирование текстовых понятий на уроках русского языка — одна из важнейших задач школьного обучения. В связи с изменившимися формами итоговой аттестации в 9 и в 11 классах особое внимание уделяется работе с текстами на уроках русского языка, литературы, развития речи. Уроки развития речи дают большие возможности в плане отбора материала. На уроках учитель предлагает различные формы работы с текстами: комплексный анализ, лингвистический анализ, отбор ключевых слов, выразительное чтение, пересказ. Работа с текстами художественной литературы помогает привить детям любовь к родному языку, позволяет пробудить интерес к системе языка. Рекомендуется также проводить многоаспектный анализ текста. Обобщив эти рекомендации, можно сделать вывод о том, что необходимо уже с 5 класса учить детей лингвистическому анализу. Здесь возникает ряд трудностей: во-первых, неумение учащихся внимательно читать текство-вторых, размытое представление о текстовых понятиях, т. е. пятиклассники знают, что такое текст, но не могут назвать основные признаки текста. Или ученики имеют представление о том, что такое олицетворение, но не могут найти его в тексте. Следовательно, нет прочных знаний текстовых понятий.

Учащимся среднего звена при анализе текста приходится сталкиваться с такими текстовыми понятиями, как текст, тема текста, микротема, способы связи предложений в тексте, идея, авторская позиция, стиль, тип речи, тропы (эпитет, метафора, олицетворение, сравнение, антитеза) и др. Без знания этих понятий невозможна работа по анализу художественного произведения. Знание научного понятия предполагает знакомство с понятием (1-й этап), заучивание его определения (2-й этап), поиск этого понятия в текстах и закрепление (3-й этап), использование этого понятия в письменных работах (4-й этап).

Определение понятия в самом широком смысле есть логическая операция, в процессе которой раскрывается содержание понятия, т. е. указываются отличительные существенные признаки предметов, отображенных в данном понятии.

Процесс формирования текстовых понятий имеет несколько этапов, один из которых — заучивание определения. Это важно, поскольку у учащихся складывается представление о системе научных (текстовых) понятий.

Для формирования текстовых понятий в 5 классе наиболее адекватен лингвистический анализ. Его цель — выявить систему языковых средств, с помощью которой передается идейно-тематическое и эстетическое содержание текста, выявить зависимость отбора языковых средств от прогнозируемого автором эффекта речевого воздействия. В отечественной науке существует несколько вариантов лингвистического анализа. Мы предложили подходящий для учащихся конкретной возрастной группы.

Аналитическая работа в 5 классе успешно строится на материале рассказов из Книг для чтения Л. Н. Толстого. Эти произведения имеют ряд лингвостилистических особенностей, которые необходимо учитывать при работе с детьми такого возраста: сказочный зачин, разговорные и просторечные обороты, лаконизм в описании героев, сжатость повествования, употребление разговорных синтаксических конструкций, простые и конкретные сравнения, сжатые монологи и др. Эти черты помогают усвоить содержание текста. Анализ рассказов Л. Н. Толстого способствует успешной работе по выявлению темы, идеи текста, например, некоторые рассказы имеют мораль в конце. Именно это дети отмечают как основную мысль текста. Рассказы для детей Л. Н. Толстого отличаются наличием художественно-изобразительных средств: ярких сравнений, олицетворений, метафор.

На уроке развития речи учитель предлагает лингвистический анализ одного из рассказов Л. Н. Толстого. Нами отобрано 11 рассказов. Со схемой анализа учащиеся специально не знакомятся, в соответствии с ней строится работа на уроке. Поэтапность действий учителя и учащихся на каждом уроке одинакова, но каждый раз список понятий, связанных с анализом текста, расширяется. Модель урока с анализом текстов Л. Н. Толстого выглядит следующим образом:

1. Первичное знакомство с текстом.

2. Беседа по содержанию.

3. Повторное чтение текста.

4. Словарная работа.

5. Работа с лексическим материалом.

6. Знакомство с текстовым понятием.

7. Запись определения текстового понятия.

8. Закрепление.

Каждый текст, предлагаемый учащимся для анализа на уроке, имеет определенные особенности, которые способствуют формированию представлений о разных текстовых понятиях. Например, при работе с рассказом «Вражье лепко, а божье крепко» ученики 5 класса знакомятся с антитезой, с контекстуальными антонимами. Аналогично в систему вводится каждый из отобранных для исследования текстов. Разработанная последовательность уроков включена в экспериментальный модуль программы по русскому языку. Предлагаемый модуль программы рассчитан на уроки развития речи с лингвистическим анализом рассказов Л. Н. Толстого и включает 11 уроков. Они проводятся не реже 1 раза в неделю. Это позволяет, с одной стороны, не перегрузить учеников, с другой — не дает возможность забыть усвоенные текстовые понятия. Первые 6 уроков дают представления о новых текстовых понятиях, а остальные — позволяют закрепить усвоенный материал, в том числе определения текстовых понятий, а также навыки анализа текста. Конечным результатом становится система усвоенных понятий. Проверить знания текстовых понятий позволяет итоговое сочинение.

Проведенная аналитическая и экспериментальная работа показала положительную динамику в развитии учащихся 5 класса. С помощью анализа лексического материала конкретного текста они не только познакомились с основными текстовыми понятиями, но и научились формулировать тему, идею.

В ходе основного обучающего эксперимента была доказана эффективность разработанной системы уроков с лингвистическим анализом текстов Л. Н. Толстого. Анализ результатов итогового среза выявил повышенный уровень сформированности представлений о текстовых понятиях: учащиеся реже затрудняются давать определения, успешнее находят языковое явление в тексте, более правильно формулируют тему и идею. Анализ текста проводится более аргументированно. При этом учащиеся опираются на знания о текстовых понятиях.

Достоверность научных положений и выводов обеспечивается разносторонним осмыслением проблематики исследования, использованием комплекса лингвистических и лингводидактических методов, а также положительными результатами опытного обучения в течение года. Данная методическая система может быть использована в практической деятельности учителей русского языка и литературы общеобразовательной школыпри разработке дидактических материалов, используемых в обучении русскому языку.

В ходе исследования были намечены перспективы. Разработанная модель урока развития речи с лингвистическим анализом текстов Л. Н. Толстого может быть использована для анализа в старших классах, поскольку творчество данного писателя предполагает не только детскую, но и более взрослую читательскую аудиторию. Перспективным является перенос разработанной методики с использованием текстов других писателей с целью расширения понятийного аппарата в области анализа текста. Для преодоления низкого уровня знаний и умений в области анализа текста возможно привнесение некоторых усовершенствований в учебники с целью улучшения содержания и создания целостного представления о текстовых понятиях. Следует отметить, что ценность этой темы с методической точки зрения определяет необходимость продолжения научных исследований, посвященных детальному изучению лингводидактических возможностей различных видов анализа текста.

Показать весь текст

Список литературы

  1. М. К. Упражнения по развитию мыслительных навыков младших школьников/ М. К. Акимова, В. П. Козлов. — Обнинск, 1993. -238 с.
  2. Р.И. Русская словесность: от слова к словесности. 5 класс: учебное пособие / Р. И. Альбеткова. М: Дрофа, 2011 — 206 с.
  3. Е.С. Тайна текста / Е. С. Антонова // Русский язык в школе. -2002.-№ 5,6.-С. 3.
  4. Н.Д. Язык и мир человека / Н. Д. Арутюнова. М: Языки русской культуры, 1999 — 896 с.
  5. E.H. Алгоритмы построения уроков по развитию речи: Методические рекомендации / Е. Н. Атарщикова. Ставрополь: СГПИ, 2008- 156 с.
  6. В. В. Беднарская Л.Д. Комплексный анализ текста (на уроке русского языка)/ В. В. Бабайцева, Л.Д. Беднарская// Русская словесность. -1997. -№ 3.- С. 57−61.
  7. В.В. Избранное. 2005−2010: Сборник научных и научно-метод. статей / Под ред. проф. К. Э. Штайн. М.-Ставрополь:СГУ, 2010. — 400 с.
  8. В.В. Русский яз.5кл.: Раб.тетр.к уч. Теория 5−11кл. 5-е изд.-М.: Дрофа, 2002, — 160с.
  9. Ю.К. Методы обучения в современной общеобразоват. школе/ Ю. К. Бабанский. М.: Просвещение, 1985. — 208 с. 11 .Базовый словарь лингвистических терминов / Л. П. Столяров, Т. С. Пристайло, Л. П. Попко. Киев, 2003 — 456 с.
  10. М.Т. От риторики к развитию речи в школах России / М. Т. Баранов //Русский язык в школе. 1998. — № 4. — С.50−57.
  11. М.Бархударов Л. С. Язык и перевод (вопросы общей и частной теории перевода) / Л. С. Бархударов. М.: Международные отношения, 1975. -240 с.
  12. М.М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. — М.: Искусство, 1986. — С.297−325, 421−423.
  13. Л. Д. О проблеме обучения рассуждению при подготовке к ГИА Текст. / Л. Д. Беднарская // Русский язык в школе. 2011. — № 10. -С. 3−7.
  14. Л.Д. Обучение сочинению в 5 классе: Методическое пособие для учителя. Орёл, 2006.
  15. Л.Д. Программа по развитию речи и анализу текста: Учебное пособие для учителя. Первое сентября. Русский язык. — 2001. — № 24. -С. 5−11.
  16. Л.Д. Программа факультатива по развитию речи и анализу текста в 5−9 классах. Орёл, 2001.
  17. .Г. Грамматическая метафора в художественном тексте /Б.Г.Бобылев // Лексика и лексикография. Сборник научных трудов. Вып. 13.-М.: РАН ОЛЯ, 2002, — 0,7 п.л.
  18. .Г. Метафорическое использование грамматических категорий и форм в художественном тексте. Статья / Б. Г. Бобылев // Русский язык в школе. 2004. — № 1. — С. 6.
  19. Г. И. Модель языковой личности в её отношении к разновидностям текстов : автореф. дис. докт. филол. наук / Богин Георгий Исаевич -Л., 1984.-25 с.
  20. Л. И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды / Под ред. Д. И. Фельдштейна. — Москва- Воронеж: Ин-т практической психологии, 1995 365 с.
  21. Е.А. Психологические детерминанты успешности обучения учащихся в среднем общеобразовательном учреждении: дис. канд. психол. наук: 19.00.07/ Евгения Анатольевна Бойко. СПб., 2006. — 139 с.
  22. Н.С. Коммуникативно-деятельностный и текстоориентированный подход к преподаванию русского языка /Н.С.Болотнова. Томск, 2001 — 78 с.
  23. А. В. Основы функциональной грамматики: Языковая интерпретация идеи времени /А.В.Бондарко. СПб., 1999 — 260 с.
  24. H.A. и др. Подготовка учащихся к выполнению текстовых заданий в итоговой аттестации по русскому языку в 9 11 классах / Н. А. Борисенко и др.//1Шр://ги5. lseptember.ru
  25. Н.Ф. Азбука и уроки чтения и письма / Н. Ф. Бунаков. Спб, 1871.- 147 с.
  26. Ф.И. Историческая грамматика русского языка / Ф. И. Буслаев. -М: Унив. тип, 1858 732 с.
  27. Е. А. Коммуникативная методика преподавания русского языка / Е. А. Быстрова //Русский язык в школе. 1996. — № 1. — С.26.
  28. Е.А. Обучение русскому языку в школе / Е. А. Быстрова М.: Дрофа, 2004. — 83 с.
  29. Э. Типология текста / Э.Верлих. 1975.
  30. А. Н. Историческая поэтика /А.Н.Веселовский —М.: Высшая школа, 1989. — 408 с.
  31. В.В. О теории художественной речи / В. В. Виноградов. М: Высшая школа, 1971. — 240 с.
  32. Т.М. Русский язык и культура речи: методические рекомендации / Т. М. Воителева. М: Академия, 2008. — 144 с.
  33. Т.М. Теория и методика обучения русскому языку: уч.пос. для вузов/ Т. М. Воителева. М.:Дрофа, 2006. — 267 с.
  34. Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. 3-е изд./ Л. С. Выготский. М: Просвещение, 1991 -96 с.
  35. Л.С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. М: Лабиринт, 1999. -352 с.
  36. Л.С. Проблема возраста. Собрание сочинений в 6-ти т., Т.4. М: Педагогика, 1984.
  37. И.Р. Текст как объект лингвистического исследования / И. Р. Гальперин. М: Ком Книга, 2005 — 144 с.
  38. П.Я. Введение в психологию: учебное пособие для вузов / П. Я. Гальперин. М: Книжный дом «Университет», 1999. — 332 с.
  39. С.И. Связный текст: формальное определение и элементы типологии / С. И. Гиндин. М: АН СССР. Ин-т рус. яз., 1971. — 44 с.
  40. Н.Д. Формирование языковой и коммуникативной компетенций учащихся в работе над повествованием как типом речи: дисс. кандидата пед. наук: 13.00.02 /Надежда Дмитриевна Глизерина. -Йошкар-Ола, 2006. 255 с.
  41. И. Б. Русский язык и культура речи / И. Б. Голуб. М.: Просвещение, 2001. — 246 с.
  42. И. Б. Стилистика русского языка / И. Б. Голуб. 7-е изд. М: Дрофа, 1999.
  43. Голуб И. Б Стилистика русского языка /И.Б.Голуб. М, 1997. — 448 с.
  44. Н.Д. Перфокарта как способ концентрации и ускорения изучения учебного материала на уроках русского языка Текст. / Н. Д. Горбунова // Начальная школа. 2001. — № 11. — С.92−93.
  45. В.Г. Букварь / В. Г. Горецкий. М, 1987.
  46. Г. Г., Борисенко H.A. Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразоват. учреждений в 3-х частях. / Г. Г. Граник, Н. А. Борисенко. -М: Мнемозина. 2011.51 .Григорьева Т. М. Три века русской орфографии (XVIII XX вв). — М: Элпис, 2004. — 456 с.
  47. В.В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. М: Интор, 1996.-544 с.
  48. М.С. Формирование коммуникативно-речевой компетенции учащихся 5−9 классов основной школы на уроках русского языка (на дидактическом материале по архитектуре): автореферат кандидата пед. наук / Давыдова Мария Сергеевна. Орел. — 2012.
  49. А.Д. Воспитание национального самосознания при обучении русскому языку / А. Д. Дейкина //Русский язык в школе. 1993. — № 5. — с. 3−11.
  50. Т.К. Лингвистическое развитие учащихся в процессе обучения родному языку/ Т. К. Донская // Русский язык в школе, — 1987. — № 6. — С. 3−7.
  51. Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. Проблемы семиосоциопсихологии / Т. М. Дридзе. М: Наука, 1984.-232 с.
  52. М.Я. Проблемы текстообразования и художественный текст / М. Я. Дымарский. М: КомКнига, 2006. — 296 с.
  53. Н.И. Язык. Речь. Творчество / Н. И. Жинкин. М: Лабиринт, 1998.-366 с.
  54. П.Ф. Еще раз о редактировании текста / П. Ф. Ивченков // Русский язык в школе. -1999. № 2. — С. 36.
  55. H.A. Что нужно знать учителю о феномене языковой личности / Н. А. Ипполитова // Начальная школа. Плюс до и после 2010. -№ 2. С. 1−7
  56. И. П. Анализ текста как средство развития речи учащихся среднего звена на уроках русского языка / И.П.Калинова// http: //fe st i val. 1 september.ru
  57. В.И. Работа по развитию речи учащихся в свете теории речевой деятельности / В. И. Капинос //Русский язык в школе. 1978. — № 4. — С. 58−66
  58. В.И. Развитие речи: теория и практика обучения: 5−7 классы: книга для учителя / В. И Капинос, H.H. Сергеева, М. С. Соловейчик и др-М.: Просвещение, 1991.
  59. , В. И. Развитие речи: теория и практика обучения: 5−7 классы: книга для учителя / В. И Капинос, Н. Н. Сергеева, М. С. Соловейчик и др.-М.: Просвещение, 1991.
  60. Ю.Н. Русский язык и языковая личность / Ю. Н. Караулов.- М., 2003.-264 с.
  61. Т.Б. Опыт работы над выборочным изложением / Т. Б. Карманова // Начальная школа. 1997. — N 1. — С.29−31.
  62. А. П. Поэтический словарь /А.П.Квятковский. М., 1966. -376 с.
  63. H.A. Методика обучения решению лингвистических задач студентов филологического факультета на основе информационного моделирования: автореферат дисс. канд. пед. наук: 13.00.02 (русский язык) /Наталья Александровна Киселева. Орел. — 2010.
  64. Е.В. Риторика (Инвенция. Диспозиция. Элокуция): учебное пособие для вузов / Е. В. Клюев. М., 2001. — 272 с.
  65. Г. Р. Формирование коммуникативной деятельности детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе: автореферат дисс. кандидата псих, наук: 19.00.07 (педагогическая психология)/ Гузель Риязовна Кобелева. Самара. — 2004.
  66. К.А. Об аспектах связности в тексте как целом/ К. А. Кожевникова //Синтаксис текста. Отв.ред.Г. А. Золотова.—М., 1979. -98 с. 81 .Кожин А. Н. Введение в историю художественной речи. Учебное пособие / А. Н. Кожин. М: МГОУ, 2008.
  67. Г. В. Паралингвистика Текст.: монография / Г. В. Колшанский. М: Наука, 1974. — 79 с.
  68. С.К. Изучение олицетворений /С.К.Константинова // Русский язык в школе.- 1994. № 3. — С. 24.
  69. Т.В. Формирование текстовой деятельности на основе межпредметных связей / Т. В. Кошечкина // Инновации в образовании. -2008. -№ 5.-С.90.
  70. H.H. Средства создания экспрессивности в русской поэзии XX века: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук / Кузнецова Наталья Николаевна. Москва, 2011 -42 с. //test.vak.ed.gov.ru
  71. Н.В. Художественный текст в лингводидактическом осмыслении Текст.: монография / Н. В. Кулибина. М: Изд-во Гос ИРЯ им. А. С. Пушкина, 2000.
  72. Т.А. Живое слово: устная речь как средство и предмет обучения: учебн. пособие для студ. пед. инст.-в / Т. А. Ладыженская М.: Просвещение, 1986. — 127 с.
  73. Т.А. Методика развития речи на уроках русского языка / Т. А. Ладыженская, Н. Е. Богуславская, В. И. Капинос, А. Ю. Купалова -М.: Просвещение, 1991. 240 с.
  74. Лакофф Джордж, Джонсон Марк Метафоры, которыми мы живем. Пер. с англ. /Д.Лакофф, М. Джонсон под ред. и с пред. А. Н. Баранова М: Едиториал, 2004 — 256 с.
  75. O.E. Компетентностный подход в образовании / О. Е. Лебедев // Школьные технологии. 2004. — № 5. — С.1−3.
  76. П.А., Диброва Е. И., Касаткин Л. Л., Клобуков Е. В. Современный русский язык: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Филология» / П. А. Лекант, Е. И. Диброва, Л. Л. Касаткин. -М: Дрофа, 2000. 560 с.
  77. A.A. Основы психолингвистики / А. А. Леонтьев. М: Смысл, 1997.-287 с.
  78. А.Н. Дискуссия о проблемах деятельности. Деятельностный подход в психологии: проблемы и перспективы / А. Н. Леонтьев. М: МГУ, 1990.
  79. Лингвистический анализ художественного текста: Материалы для самостоятельной работы / О. Н. Панченко, Н.Г. Константинова-Витт и др. -М.: Просвещение, 1988. 111с.
  80. О.Л. Паремиологическое пространство «Азбуки» и «Новой азбуки» Л.Н.Толстого / О. Л. Лисицына //23 Международные Толстовские чтения: Тезисы докладов научной конференции (8−10 сентября 1997 г.) -563с.
  81. Л.М. Как строится текст: пособие для учителей / Л. М. Лосева, под ред. Г. Я. Солганика.- М.: Просвещение, 1980. 96 с.
  82. Ю. М. Замечания о структуре повествовательного текста / Ю. М. Лотман. М: Наука, 1973.
  83. Ю.М. Структура художественного текста // Ю. М. Лотман Об искусстве. СПб: Искусство СПБ, 1998. — 285 с.
  84. А.Р. Основные проблемы нейролингвистики / А. Р. Лурия. -М: Директ-Медия, 2008. 547 с.
  85. Л.К. Региональный компонент в преподавании русского языка /Л.К.Лыжова //Русский язык в школе. 1994. — № 4. — с. 11−14.
  86. H. Е. Развитие языковой личности при обучении русскому и иностранному языкам в неязыковом вузе : Дис. канд. пед. наук: 13.00.02/ Лысенко Наталья Евгеньевна. Орел, 2006. — 253 с.
  87. М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. М.: Академия, 2007.-464 с.
  88. М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка: учеб. пособие для студентов / М. Р. Львов. М.: Просвещение, 1997. — 240 с.
  89. , М.Р. Риторика. Культура речи. Текст: учебн. пособ. для вузов / М. Р. Львов. M.: Academa, 2002. -420 с.
  90. С.И. Основные тенденции развития школьного курса русского языка / С. И. Львова. Орел, 2001. — 247 с.
  91. С.И. Осторожно: художественный текст. (Анализ минифрагментов худ. текстов на уроке русского языка) / С. И. Львова //Русская словесность. 1997. -№ 3. — С.51−56.
  92. С.И. Уроки словесности: 5−9 классы / С. И. Львова. М, 1998- 120 с.
  93. С.И., Ляпина С. Н. Использование региональной лексики при обучении морфемике и словообразованию / С. И. Львова, С. Н. Ляпина //Русская словесность. 1999. — № 2. — С.43−46.
  94. Н.Г. Русский язык и культура речи: Учебно-методическое пособие Текст. / Н. Г. Маркова. Нижнекамск: изд-во НМИ, 2008. — 273 с.
  95. Матвеева Т. В. Учебный словарь: русский язык, культура речи, стилистика, риторика. М., 2003. — 548 с.
  96. Методы исследования и анализа текста. Словарь-справочник http://textanalysls.academic.ru/
  97. Е.Х. О Метафоре / Е.Х. Мещерякова// http://itclaim.ru
  98. О.И. Грамматика текста / О. И. Москальская. М: Высшая школа, 1981. — 183 с.
  99. В.П. Выразительные средства современной русской речи. Тропы и фигуры. Терминологический словарь / В. П. Москвин. Ростов. -2007. — 940 с.
  100. A.A., Кузнецова Ю. Н., Червякова Т. Н. Организация модульного обучения, основанное на компетенциях / А. А. Муравьева, Ю. Н. Кузнецова, Т. Н. Червякова // Учебное пособие. Москва: Альфа. -2005.-96 с.
  101. О.Д. Формирование у младших школьников умения совершенствовать текст: автореферат дисс. канд. пед. наук: 13.00.02 (русский язык)/ Оксана Дмитриевна Мухина. Рязань, 2005.
  102. P.M. Русский язык. Текст. Грамматика. Культура речи. 11 класс / P.M. Нефедова. М: Дрофа, 2009.
  103. O.A. Очерки по синтаксической семантике и стилистике функционально-смысловых типов речи / О. А. Нечаева. Улан-Удэ, 1999.
  104. Е.И. Русская речь 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Е. И. Никитина. М: Дрофа — 2011. — 190 с.
  105. Т.М. Типология текстовых взаимовлияний и проблемы их верификации / Т. М. Николаева // Мультилингвизм и генезис текста.
  106. Материалы международного симпозиума. 3−5 октября 2007. М: «ИМЛИ РАН», 2010.
  107. Ноздрина J1.A. О категориальном статусе некоторых лингвистических явлений / Л. А. Ноздрева // Вестник ВГУ Серия лингвистика и межкультурная коммуникация. -2001.- № 2.- С.39
  108. Л.Ф. Детская (возрастная) психология: учебник / Л. Ф. Обухова. -М.: Российское педагогическое агентство, 1996. 374 с.
  109. В.З. Взаимоотношение языка и мышления / В. З. Панфилов. М: Наука, 1971.-232 с.
  110. Т.М. От анализа текста к сочинению и изложению / Т. М. Пахнова. — М: Чистые пруды, 2007 — 31 с.
  111. Т.М. От анализа текста на уроках русского языка к выразительному чтению / Т. М. Пахнова. — М: Чистые пруды, 2008 — 29 с.
  112. Т.М. Развивающая речевая среда как средство приобщения к культуре / Т. М. Пахнова // Русский язык в школе. 2003. — № 4. — С. 16.
  113. Т.М. Текст как основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды / Т. М. Пахнова //Русский язык в школе. -2000,-№ 4.-С. 3−11.
  114. А.И. Народные рассказы Л.Н.Толстого / А. И. Поповкин. -Тула: Тульское книжное издание, 1957 48 с.
  115. A.A. Мысль и язык / А. А. Потебняю М: Правда, 1989 -220 с.
  116. Психологическое развитие младших школьников /Под ред. В. В. ДавыдоваМ.: Просвещение, 1990.-С. 128−154.
  117. E.H. Развитие языковой способности при обучении русскому языку в средней школе Текст.: автореф. дис.. д-ра пед.. наук1300.02 / E.H. Пузанкова- Ин-т общ. сред, образоания Рос. акад. образования. М., 1997. -41 с.
  118. Рабочая программа по русскому языку к учебнику «Русский язык, класс» Разумовской М. М., Львовой С. И., Капинос В. И., Львова В. В. / п ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта // http://lib.convdoes.org
  119. Развитие речи: Школьная риторика: 5 класс: метод, ком. / Под ред. Т. А. Ладыженской. -М., 1996.
  120. A.A. Психология человека от рождения до смерти / А. А. Реан. М: 2002. — 398с.
  121. Д.Э. Практическая стилистика русского языка / Д. Э. Розенталь. М. — 1974. — 58 с.
  122. Д.А. Л.Н. Толстой и диалектное слово / Д.А.Романов// Материалы заочной научной конференции «Современное русское языкознание и лингводидактика» памяти акад. РАО Н. М. Шанского 22 ноября 2012 г.// www.mgou.ru/index
  123. Д.А. Языковой мир Льва Толстого глазами современного читателя /Д.А.Романов. Тула: Из-во Тул.гос.пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2008. — 158 с.
  124. Н.Ю. Как писать сочинение, изложение и диктант: учебное пособие учащихся общеобразоват. средних школ, абитуриентов и их родителей / Н. Ю. Русова. М: Деком, 1994. — 189 с.
  125. Л. М. О преподавании русского языка в средней школе /Л. М. Рыбченкова, В. И. Капинос, И. П. Цыбулько // Народное образование. -2004.-№ 5,-с. 267−275.
  126. Н.Ш. Текстовая компетенция как проектная основа обучения школьников гуманитарным предметам: автореферат дисс. канд. пед. наук: 13.00.01 / Наиля Шамильевна Сайфутдинова. Сочи, 2000.
  127. И.В. Текстовая компетентность: от восприятия к интерпретации / И. В. Салосина // Вестник ТГПУ, 2007. выпуск 10.
  128. О.Н. Формирование грамматической способности учащихся 7-го класса общеобразовательной школы на основе системно-функционального подхода при изучении причастия: автореферат кандидата пед. наук / Свечникова Ольга Николаевна. Орел. — 2012.
  129. К.Ф. Дискурс и личность / К. Ф. Седов. М., 2004. — 263 с.
  130. В.А. Углубленное изучение русского языка. М., 1996. с.10−11.
  131. В.В. Культура речи и культура общения / В. В. Соколова. -М., 1995.-74 с.
  132. Г. Я. Стилистика текста: учебное пособие / Г. Я. Солганик. М: Флинта. Наука, 2009 — 256 с.
  133. М.С. Программа «Русский язык» (для четырехлетней начальной школы) / М. С. Соловейчик // http://kak.znate.ru
  134. В.Я. Избранные педагогические сочинения Текст. / В. Я. Стоюнин. Академия педагогических наук СССР. М: Педагогика, 1991.
  135. Е.П. Методы организации познавательной деятельности с учебно-научным текстом: перекодирование содержание текста / Е. П. Суворова // http://rudocs.exdat.com
  136. Н.Ф. Педагогическая психология: учеб. пособие для студ. пед. учеб. Заведений / Н. Ф. Талызина. М.: Изд. центр «Академия». -1998.-288 с.
  137. A.B. Методика русского языка в средней школе / А. В. Текучев. М.- 1980. — 364 с.
  138. Л.Н. Полное собр. сочинений в 30-ти тт /Лев Николаевич Толстой. М.: Академия, 1987.
  139. .В. Стилистика: Учеб. пособие. 2-е изд./ Б. В. Томашевский. Л.: Изд. ЛГУ, 1983.
  140. Е.К. Формирование лингвистической компетенции учащихся на уроках русского языка/ Е.К.Трофимова// www.ug.ru/methodarticle
  141. З.Я. Лингвистика текста и категория модальности / З. Я. Тураева // Вопросы языкознания. 1994 — № 3. — С. 105−114
  142. A.B. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения / A.B. Усова. М.: Педагогика, 1986 — 173 с.
  143. Учебник для общеобразовательных учреждений 5 класс / Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др. М: Просвещение, 2010 — 220 с.
  144. Т.Н. Структуры языка и организация речевого процесса / Т. Н. Ушакова // Сборник «Язык, сознание, культура» под ред. Н. В. Уфимцевой и Т. Н. Ушаковой М., 2005. С. 5−18.
  145. Федеральный государственный образовательный стандарт М: Просвещение, 2012. 175 с.
  146. И. М. Лингвистический анализ текста как искусство постижения многогранности слова и проникновения в духовный мир произведения / И. М. Фексон // http ://f esti val. 1 september.ru
  147. Д.И. Возрастная и педагогическая психология / Д. И. Фельдштейн. М: Владос, 2002. — 215 с.
  148. Т.А. Концептуальные основы перевода / Т. А. Фесенко. -Тамбов, 2001.
  149. Т.Г., Моросанова В. И. Регулятивно-коммуникативные основы построения типологии педагогического взаимодействия / Т. Г. Фомина, В.И. Миросанова// Психология и школа. 2012. — № 2. — С. 53−57
  150. Ф.Ф. Избранные труды / Ф. Ф. Фортунатов. М: Наука, 1956.
  151. О. Н. Формирование языковой личности школьника в условиях полилингвального образования : Дис. канд. пед. наук: 13.00.01, 13.00.02 / Хрусталева Ольга Николаевна. Казань, 2002. — 178 с.
  152. A.B. Модель системно-деятельностного обучения и самореализации учащихся / А. В. Хуторской // Интернет-журнал «Эйдос». -2012. № 2.
  153. Л.В. Проектная деятельность в обучении русскому языку / Л. В. Черепанова // Русская словесность. 2006. — № 5. — С.46−50.
  154. В.И. Избранные труды. Т.1. М: Наука, 1970.
  155. A.B., Ремизов В. Б., Трофимов H.A. Мир «Азбуки Льва Толстого»: Книга для учителя. /A.B. Шадская, В. Б. Ремизов, Н. А. Трофимов. Науч. ред. канд. филол. наук В. Б. Ремизов. Тула, 1995. -200 с.
  156. H. М., Боброва Т. А. Снова в мире слова. Пособие для учителя-словесника / Н. М. Шанский, Т. А. Боброва. — М.: Московское отделение Педагогического общества России, 2001. — 224 с.
  157. Н.М. Лексикология современного русского языка /Н.М.Шанский. Изд. З, перераб. 2007. — 304 с.
  158. Н.М. Художественный текст под лингвистическим микроскопом. М: Просвещение, 1986 — 157 с.
  159. Д. Б. Детская психология /Д.Б.Эльконин.—М.: Психология, 1960.
  160. Д.Б. Возрастные особенности младших подростков /Д.Б.Эльконин. -М: Сфера, 1967.
  161. И.С. Развивающее обучение / И. С. Якиманская. М: Педагогика, 1979. — 144 с.
  162. Л.П. Язык и его функционирование / Л. П. Якубинский. -М: Наука, 1986.-96 с.
  163. В.Д. Научно-методическое наследие последней трети XX века и его потенциал в системе профессиональной подготовки учителей-словесников Монография / В. Д. Янченко. М.: Интеллект-центр, 2011. -160 с.
  164. Bandura A. Aggression: A Social Learning Analysis. N. Y., 1973. — 152 P.
  165. Jerry A. The Language of Thought Text. / A. Jerry. New York, 1980. -175 P.
Заполнить форму текущей работой