Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Процессный подход к управлению предпринимательскими структурами: на примере предприятий газовой отрасли

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Степень разработанности темы. Проблемам формирования и развития конкурентоспособности системы управления предпринимательскими структу-, рами посвящены многие научные труды ученых-классиков, специалистов в области менеджмента, таких как Д. Антоса, Э. Атоса, Э Аткинсона, Э. Мейо, Ч. Барнарда, Э. Деминга, М. Портера, Г. Саймона, К. Вика, Д. Марча, Д. Бримсона, Р. Коха, Д. Хорна, Ф. Хайека, А. Шера… Читать ещё >

Содержание

  • 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССНОГО ПОДХОДА К УПРАВЛЕНИЮ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИМИ СТРУКТУРАМИ
    • 1. 1. Процессный подход к управлению предпринимательскими структурами как основа формирования и развития конкурентоспособности
    • 1. 2. Процессный подход при формировании системы «управления по результатам»
    • 1. 3. Инструменты реформирования системы управления предпринимательскими структурами
  • 2. ВНЕДРЕНИЕ ПРОЦЕССНОГО ПОДХОДА В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИМИ СТРУКТУРАМИ
    • 2. 1. Организационное проектирование процессно-ориентированной системы управления в организациях
    • 2. 2. Методы повышения эффективности системы управления организацией на основе процессного подхода
    • 2. 3. Опыт внедрение процессного подхода в задачах бюджетирования предпринимательских структур на примере газовой отрасли
  • 3. ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД ПРИ РЕШЕНИИ ЗАДАЧ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИМИ СТРУКТУРАМИ ГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ
    • 3. 1. Современное состояние газовой отрасли и ее проблемы
    • 3. 2. Концепция развития системы управления предпринимательскими структургазовой отрасли в современных условиях
    • 3. 3. Реализация процессного подхода в задачах повышения конкурентоспособности предпринимательских структур газовой отрасли
  • Выводы и предложения

Процессный подход к управлению предпринимательскими структурами: на примере предприятий газовой отрасли (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Проблемы устойчивости компаний и их развитие являются актуальными для российского предпринимательства. Необходимы технологии управления, построенные на качественно ином, процессном, подходе к развитию организации, который связан с постоянным анализом деятельности ее бизнес-процессов, связывающих структурные звенья компании в единый целевой механизм.

Содержание процессов совершенствования системы управления бизнес-организаций зависит от приоритетов развития как отдельных организаций, так и предпринимательских структур отрасли в целом, что определяется, прежде всего, технологическими изменениями на рынке, информационной прозрачностью управления, а также сохранения корпоративного контроля, факторов государственного регулирования организаций и отрасли.

Анализ и обобщение подходов, сложившихся в отечественной и зарубежной практике формирования и совершенствования системы управления, позволяют выделить следующие основные проблемы, характерные для российских бизнес-организаций: выбор возможных направлений совершенствования системы управленияоценка потребностей и возможностей улучшения управляемости деятельностьюстепень понимания руководством и персоналом предприятия целей и задач, стоящих перед организациями в свете реформ, проводимых государством и холдинговыми компаниями страны. В этих обстоятельствах повышение роли управления изменениями и внедрение процессного подхода в системе управления предпринимательскими структурами значительно возросло. Вместе с тем, методика внедрения новых инструментов управления по направлениям деятельности и бизнес-процессам недостаточно отработана. Можно сделать вывод с том, что многие бизнес-процессы предпринимательских структур не в полной мере отвечают необходимым требованиям и нуждаются в совершенствовании. Отсутствие обобщенного опыта и комплексных научных исследований в области совершенствования технологий управления предпринимательскими структурами, недостаточность исследования практики внедрения новых подходов к управлению приводит к дополнительным потерям и снижению 4 эффективности проектных решений российских организаций. Поэтому разработка теоретических и методологических основ бизнес-моделирования в процессе разработки и реализации стратегии совершенствования управления, ориентированных на высокоэффективную деятельность, является одной из важнейших задач в работе менеджмента. Недостаточная теоретическая и методическая разработанность данной проблемы, ее актуальность и возрастающая практическая значимость предопределили выбор темы и основных направлений диссертационного исследования.

Область исследования соответствует требованиям паспорта номенклатуры специальностей ВАК 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством (10. Предпринимательство): 10.11. Формирование и развитие конкурентоспособности системы управления-предпринимательскими структурами- 10.12. Технология процесса разработки и принятия управленческих решений в предпринимательских структурах- (15. Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами промышленность): 15.22 Методология развития бизнес-процессов и бизнес-планирования в электроэнергетике, нефтегазовой, угольной, металлургической, машиностроительной и других отраслях промышленности.

Степень разработанности темы. Проблемам формирования и развития конкурентоспособности системы управления предпринимательскими структу-, рами посвящены многие научные труды ученых-классиков, специалистов в области менеджмента, таких как Д. Антоса, Э. Атоса, Э Аткинсона, Э. Мейо, Ч. Барнарда, Э. Деминга, М. Портера, Г. Саймона, К. Вика, Д. Марча, Д. Бримсона, Р. Коха, Д. Хорна, Ф. Хайека, А. Шера, Й. Шумпетера, М. Шима, А Чандлера, в которых исследуется вопросы адаптивности организаций изменениям внешней и внутренней среды организаций, процессы разработки стратегий и их воплощение в деятельности организаций, в их бизнес-процессах. Р. Акофф, И. И. Ан-софф, Р. Банкер, Х. Джонсона, А. Томпсон-мл., Д. Стикленд III, Р. К. Друри, А. Шеремет разработали учетные процедуры для решения проблем в бизнесе. П. Дойль, П. Друкер, X. Хунгенберг, Д. Хан, Г. Нив определили принципы развития предпринимательской среды в организациях. Проблемы развития предпри5 нимательства России исследованы в работах JL Абалкина, А. Добрынина, В. Юрьева, В. Мамонтова и многих других ученых. Д Аакер, Б. Боэм, Ю. Шеханов, К. Друри, М. Робсон, Н. Врублевский, В. Дорофеев., В. Елиферов, А. Идрисов, В. Репин, К. Калянов, Ю. Тельнов, Р. Брейли, П. Шолтес, А. Шеер А. С. Юдиц-кий, Г. Юрьева, и другие определили инструментарий управления бизнес-процессами и их реинжиниринга.

Несмотря на то, что вопросам совершенствования системы управления промышленного предприятия уделено достаточное внимание в экономической литературе, глубина их исследований не дает практического удовлетворения потребностей российской экономики, подверженной латентному реформированию, ориентированному на устойчивое развитие отраслей, газовой отрасли в частности. Остаются непроработанными взаимосвязи стратегического и оперативного управления на уровне предприятия. Многие вопросы технологии управления предпринимательскими структурами в условиях изменяющейся рыночной среды, а также российской практики реформирования бизнес-организаций в достаточной мере не рассмотрены, а это особенно важно для компаний, имеющие вертикально-ориентированные связи. Недостаточно освещены в литературе и реализованы в практике вопросы использования методов бизнес-моделирования в управлении деятельностью организацией, которые служат инструментарием командной работы по проблемам адаптивности, результативности, ресурсообеспеченности и инновационности деятельности организаций, что является факторами их конкурентоспособности.

Гипотезой нашего диссертационного исследования является необходимость внедрения процессного подхода к управлению предпринимательскими структурами и его инструментов, на основе аналитических моделей бизнес-процессов, фиксирующих результаты по каждому процессу и процедуре, а также центры ответственности за них. В процессе нашего исследования поставлена задача определения эффективности этого управленческого инструментария на конкретной фактографической базе деятельности организаций и разработать механизм повышения их конкурентоспособности на основе внедрения процессного подхода, моделирования бизнес-процессов, повышения качества управления предприятием.

Инструментарно-методический аппарат исследования основывается на использовании методов анализа и синтеза, моделирования, управленческого инжиниринга, классификации, идентификации, позиционирования, группировки, анкетирования, а также диалектического, логического, системного и комплексного подходов.

Цель и задачи исследования

Целью диссертационного исследования является обоснование теоретических положений и практических рекомендаций по совершенствованию управления предпринимательскими структурами и повышения их конкурентоспособности в рамках разработки и решения научной задачи создания системы управления изменениями, основанной на принципах процессного подхода. Поставленная цель обусловила необходимость комплексного решения следующих взаимосвязанных задач:

— определить сущность и содержание процесса совершенствования управления предпринимательскими структурами, обеспечивающего их конкурентоспособность в современных динамично меняющихся рыночных условиях и эффективности принятия управленческих решений;

— определить ключевые факторы конкурентоспособности бизнес-организаций и инструменты управления, способствующие устойчивости их развития;

— показать необходимость внедрения процессного подхода в систему управления предпринимательскими структурами и разработать алгоритм использования бизнес-моделирования в анализе эффективности процесса деятельности, что является основой построения системы менеджмента качества по методологии ИСО 9000 и бюджетирования;

— исследовать возможности применения бизнес-моделирования в создании информационного обеспечения системы управления организации на примере компании газовой отрасли и сформировать методику построения и использования информационного обеспечения управления и контроля за деятельностью;

— разработать процессно-ориентированную модель организации документооборота организации газовой отрасли, увязывающую работу всех структурных подразделений и являющуюся основой подхода к управлению «по результатам», существенно повышающую мотивацию персонала в эффективности деятельности.

Использование возможностей данного инструментарно-методического аппарата позволило обеспечить достаточную надежность и достоверность рекомендаций и выводов, полученных в авторском исследовании.

Информационно-эмпирическая база исследования сформирована нормативными актами, регламентирующими организацию управления и информационного обеспечения бизнес-организаций Российской Федерацииотраслевые методические и инструктивные материалы, методическую, монографическую и учебную литературутруды российских и зарубежных авторов по рассматриваемой проблеме.

В качестве источников эмпирического материала использованы данные периодической и профессиональной печати, материалы Федеральной службы государственной статистики, а также результаты анкетного обследования, проведенного автором в ряде организаций, в том числе газовой отрасли различных регионов в ходе аудита.

Объектом исследования являются предпринимательские структуры России, в частности бизнес-организации газовой отрасли, участвующие в процессе совершенствования системы управления и внедрении новых процессно-ориентированных методов управления.

Предметом исследования является формирование и развитие конкурентоспособности системы управления предпринимательскими структурами, их организационной культуры, а также технологии процесса разработки и принятия управленческих решений по взаимодействию между структурными подразделениями в изменяющихся условиях хозяйственной деятельности с использованием методов изменения и развития (моделирования) бизнес-процессов.

Memo дологическую, теоретическую основу и эмпирическую базу исследования составили научные труды и разработки, представленные в работах оте8 чественных и зарубежных ученых по проблемам формирования и совершенствования системы управления предпринимательских структур в разных отраслях экономики в условиях динамично развивающейся средыстратегическому и оперативному менеджменту, а также законодательные и нормативные акты РФ, нормативная база по вопросам управления предприятиями и организациями газовой отрасли, научно-методические рекомендации в области топливно-энергетической политики, практический опыт реструктуризации организаций газовой отрасли, методические материалы научно-практических конференций и семинаров по теме исследования.

Основные методы исследования. Основным методологическим приемом исследования является системный подход, позволяющий с наибольшей эффективностью подойти к вопросам совершенствования системы управления и внедрения процессно-ориентированных методов в российских предприятиях в рыночных условиях хозяйствования, с учетом условий реформирования этих отраслей. Для решения поставленных задач использовались общенаучные методы сравнительного, факторного, логического, графического, финансового анализа и информационного обеспечения управленческих решений.

Информационной базой диссертационного исследования послужили основные положения отечественной и зарубежной теории стратегического т оперативного менеджмента, выводы и ключевые положения, посвященные теории и практике совершенствования системы управления предприятий в условиях рынкаданные органов статистики, фактические материалы, характеризующие различные аспекты состояния предприятий газовой отрасли. В диссертации нашли отражение результаты научно-исследовательских работ, выполненных автором и при его участии.

Научная новизна исследования заключается в разработке концептуального подхода, теоретического обоснования и практических рекомендаций по совершенствованию системы управления предпринимательскими структурами, в условиях динамично развивающейся среды, отвечающих не только современным, но и перспективным направлениям развития менеджмента. В процессе исследования получены следующие теоретические и практические результаты, определяющие научную новизну и являющиеся предметом защиты: по пункту 10. Предпринимательство 10., а именно 10.11. Формирование и развитие конкурентоспособности системы управления предпринимательскими структурами- 10.12. Технология процесса разработки и принятия управленческих решений в предпринимательских структурах:

— определены сущность и содержание современного подхода к совершенствованию управления предпринимательскими структурами, основанного на процессно-ориентированной технологии моделирования бизнес-процессов, а не функций, что позволяет повысить гибкость и адаптивность деятельности к изменениям внутренней и внешней среды;

— доказано, что процессный подход позволяет формировать ключевые факторы успешности и конкурентоспособности бизнес-организаций, а именно ориентацию на активные действияориентированность на клиентовавтономность и предприимчивости каждой предпринимательской структурызадействовать человеческих ресурсов как основного фактора продуктивностиповышение организационной культуры и ориентацию на ценностисочетание гибкости и жесткости, усиление инновационной активности;

— сформирован и апробирован алгоритм внедрения процессного подхода в российских предпринимательских структурах, построенный на анализе видов деятельности, составляющих их процессов и идентификации результатов в разрезе финансового и управленческого учета, определена необходимость бизнес-моделирования для латентной модернизации информационного обеспечения процесса принятия управленческих решений предпринимательских структур;

— сформирована методика использования инструментов реинжиниринга, включающая комплекс конструктивных элементов (инжиниринговых инструментов, процессов и процедур, систем оценки, организации информационного обеспечения и контроля результатов деятельности), используемая в управлении ресурсами бизнес-организаций;

— определено, что базовым инструментом процессного подхода является моделирование бизнес-процессов деятельности организаций, позволяющее.

10 структурировать деятельность компании, определить центры ответственности за их исполнение и результаты;

— уточнен механизм внедрения процессного подхода в организациях, включающий структуризацию функций, процессов и центров ответственности за них, при этом доказана цикличность процесса совершенствования бизнес-процессов, а также контроля за результативными показателями;

По пункту 15. Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами промышленность, а именно 15.22 Методология развития бизнес-процессов и бизнес-планирования в электроэнергетике, нефтегазовой, угольной, металлургической, машиностроительной и других отраслях промышленности: разработана методика организации информационного обеспечения управления и контроля в процессах деятельности в российских компаниях по реализации газа, позволяющая снизить транзакционные издержки договорных отношений посредством определения центров ответственности, бизнес-центров, бизнес-единиц и др. на базе использования для целей контроля инструментов инжиниринга;

— разработана процессно-ориентированную модель организации документооборота организации газовой отрасли, увязывающая работу всех структурных подразделений и определяющая основу подхода к управлению «по результатам», существенно повышающая мотивацию персонала в эффективности деятельности;

— разработана программа мероприятий реорганизационной деятельности предпринимательских структур, обеспечивающая стратегию конкурентоспособности их на рынке, их эффективное управление.

Практическая значимость исследования заключается в том, что теоретические и методологические результаты работы доведены до практических выводов и рекомендаций, используемых в хозяйственной практике ряда организаций газовой отрасли, что подтверждено справками о их внедрении.

В хозяйственной деятельности организаций могут быть применены следующие разработки:

— модель бизнес-процесса по реализации газа и дебиторской задолженности компаний по реализации газа, включающая соответствующую систему бизнес-процессов и учетных процедур, а также показателей, определяющих стимулирование и мотивацию работников;

— методика внедрения процессного подхода на предприятиях газовой отрасли, построенная на анализе видов деятельности, составляющих их процессов и идентификации результатов в разрезе финансового и управленческого учета.

— методика организации учета и контроля реализации газа, позволяющая снизить транзакционные издержки договорных отношений посредством определения центров ответственности на базе использования для целей анализа и контроля инструментов инжиниринга.

Теоретические, методические и практические результаты диссертационного исследования могут представлять интерес для преподавателей вузов и использоваться в учебном процессе, при проведении лекций и семинарских занятий по курсам «Экономика предприятия», «Стратегический менеджмент», «Антикризисное управление», «Внутрифирменное планирование».

Апробация работы. Основные положения, выводы и рекомендации, сформулированные в диссертационной работе были представлены на научно практических конференциях вузов России.

Методологические положения и практические рекомендации реализованы в процессе формирования и реализации стратегии совершенствования системы управления предпринимательскими структурами и реорганизации предприятий.

Отдельные положения диссертационного исследования отражены в научных разработках консалтинговых компаний России.

Публикации. Результаты диссертационного исследования нашли отражение в 6 научных публикациях, общим объемом 7,73 п.л. (личный вклад автора.

6,21п.л.)>

Структуру и логику диссертационной работы определили цель и задачи исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, и приложений. Общий объем работы составля.

Выводы и предложения.

Актуальность решения проблемы совершенствования управления предпринимательскими структурами заключается в повышении конкурентоспособности и устойчивости развития, факторами которых определяются инновационностью, адаптивностью, ресурсообеспеченностью, результативностью деятельности, а также наличие инструментария процессного подхода к управлению.

Доказано, что процессный подход позволяет формировать ключевые факторы успешности и конкурентоспособности бизнес-организаций, а именно ориентации на активные действияблизости к потребителюавтономность и предприимчивости каждой предпринимательской структурызадействовать человеческие ресурсы как основной фактор продуктивностиповысить организационную культуру и ориентацию на ценностисочетание гибкости и жесткости, усилить инновационную активность.

Определено, что базовым инструментом процессного подхода является моделирование бизнес-процессов деятельности организаций, позволяющее структурировать деятельность компании, определить центры ответственности за их исполнение и результаты.

В диссертационном исследовании выявлена необходимость построения процессно-ориентированной системы управления с прозрачным информационно-управленческим механизмом взаимодействия между подразделениями определенными центрами ответственности за результаты по операциям. При этом показано обязательность использование новых сетевых биллинговых те системы технологий и встраивание их в системы финансового, управленческого учета, необходимых для стратегического управления предприятиями.

Уточнен механизм внедрения процессного подхода в организациях, включающий структуризацию функций, процессов и центров ответственности за них, при этом доказана цикличность процесса совершенствования бизнес-процессов, а также контроля за ключевыми результативными показателями.

Определена необходимость бизнес-моделирования для латентной модернизации информационного обеспечения процесса принятия управленческих решений предпринимательских структур.

Разработана процессно-ориентированная модель организации документооборота организации газовой отрасли, увязывающую работу всех структурных подразделений и являющуюся основой подхода к управлению «по результатам», существенно повышающую мотивацию персонала в эффективности деятельности.

Проведена апробация внедрения процессного подхода к принятию управленческих решений на примере организаций газовой отрасли, что позволило существенно повысить информационную прозрачность принятия управленческих решений посредством преобразования в финансово-учетной системе управления.

Процессный подход и моделирование бизнес-процессов определяется потребностями динамической рыночной среды и возможностями современных информационных технологий, требованиями системы управления к оперативности информации об изменениях факторов внешней и внутренней среды, принципиально новых по сложности решаемых задач, связанных с контрольно-расчетными операциями с взаимодействиями с контрагентами и между подразделениями, стимулированием и повышением мотивации персонала, сквозным проектированием процессов деятельности, ключевых для бизнеса.

В диссертационном исследовании выявлена необходимость построения процессно-ориентированной системы управления с прозрачным информационно-управленческим механизмом взаимодействия между подразделениями определенными центрами ответственности за результаты по операциям. При этом показано обязательность использование новых сетевых биллинговых те системы технологий и встраивание их в системы финансового, управленческого учета, необходимых для стратегического управления предприятиями.

Показано, что управление изменениями внешней и внутренней среды организации, построение адекватного и адаптивного стратегического и оперативного управления ситуационного характера возможно лишь при регламентном построении процессов деятельности с закреплением центров ответственности за результаты, в том числе промежуточного характера, возникающих в результате промежуточных процедур бизнес-процесса и фиксирующихся в системе учета.

При этом система бухгалтерского учета неразрывно интегрируется с бизнес-процессом и планово-управленческими процессами. Использование структурированных рабочих планов счетов и системе финансового, управленческого и стратегического управления позволяет не только формировать бюджеты развития организации, но и определять результативность деятельности центров ответственности, зафиксированных в финансовой структуре организаций. Таким образом, строится многоуровневая структура управления, позволяющая учитывать множество аналитических позиций, связанных с лицами принятия решений через центры ответственности.

Проектирование и реализация такого рода систем управления приводит к необходимости отражения видов деятельности, бизнес-процессов, их сегментов в виде моделей бизнес-процессов, структурирующих процедурно и результативно действия персонала, определяя документооборот с входящей в него отчетностью, отражая цепочки создания ценности в системе финансового и управленческого учета, определяя систему контроля и анализа за бизнес-процессами.

В диссертации показано, что без моделирования бизнес-процессов нельзя оптимизировать их исполнение, повысить результативность и качество, а следовательно конкурентоспособность деятельности организации. Это же определяют международные стандарты по управлению качеством организации, где особое внимание уделено детализации информации процессов деятельности по отраслям, центрам ответственности и местам возникновения затрат, информационным материалам. Опыт автора при проведении аудиторских проверок, а также практики бухгалтерского учета и реализации газа, а также систематизация теоретических источников позволил определить и апробировать модели бизнес-процессов в компаниях по реализации газа с идентификацией учетных признаков для принятия управленческих решений для целей организационного построения системы управления с показателями деятельности бизнес-процессов.

Разработанные и апробированные модели бизнес-процессов по реализации газа позволили уточнить центры ответственности' и идентифицирующие показатели результатов деятельности, и, тем самым, усовершенствовать систему финансового планирования (бюджетирования), построить гибкую процессно-ориентированную организационную структуру компании по реализации газа. Автором показана необходимость изменение договорной схемы расчетов по реализации газа, а именно заключение договора транспортировки между региональными газовыми компаниями и ОАО «Газпромрегионгаз». В свою очередь ОАО «Газпромрегионгаз» выстраивает взаимоотношения с другими ГРО. Также показаны мероприятия по передаче сетей (отводов и московского кольца) в аренду региональным компаниям по реализации газа, которые, в свою очередь, заключат договоры транспортировки с другими ГРО. Примером, приводимым в исследовании является ООО «Мострансгаз», определена передача сетей (отводов и московского кольца) в аренду, которое заключит договоры транспортировки с другими ГРО. Автором предлагается усиление контроля приборов учета газа, установленных на КРП ООО «Мострансгаза», ГРС ГУЛ МО «Мособлгаз», ОАО «Газпромрегионгаз», т. е. контроля объема поданного газа г. Москве.

Также показано, что создание автоматизированной системы передачи информации от измерительного комплекса, установленного на КРП, ГРС позволит осуществлять оперативный контроль количественных и качественных параметров газа. Автор определяет необходимость установки измерительного комплекса с автоматизированной системой передачи информации по расходу газа на границе раздела сетей ОАО «Газпромрегионгаз», ГУП «Мосгаз» и ГУП МО «Мособлгаз». Диссертант делает вывод, что установка измерительного комплекса с автоматизированной системой передачи информации у конечных потребителей позволяет повысить прозрачность взаиморасчетов в цепи реализации газа. Этому же процессу будет способствовать обследование узлов учета у крупных потребителей газа ОАО «Мосэнерго» и на КРП с точки зрения статических и динамических процессов.

Автор рекомендует предусмотреть возможность создания структуры самостоятельного ведения учета газа или в структуре ОАО «Газпромрегионгаз (в зависимости от договорной схемы). Для реализации этого необходима замена расходомеров газа без электронных вычислителей количества газа и счетчиков без корректоров на современные измерительные комплексы, а также приобретение образцовых приборов (создание передвижной лаборатории) для организации инструментального контроля узлов учета.

Переход на учет газа и вычисление расходов по ГОСТ 8.586.1−5-2005 с 01.01.2008 диктует необходимость ускоренного перехода на учет газа по счетчикам газа и вычисление расходов по ПР 50.2.019−2006 с 01.06.2007.

Автором показано, что при не совпадении объемов приобретенного и реализованного газа, на основании актов от поставщиков и потребителей газа составляется ежемесячно баланс газа, в котором указывается объем принятого газа в размере 100% и объем реализованного газа в размере 100% включающего в себя объем газа подтвержденный потребителями в размере (к примеру) 90% и объем газа до выяснения в размере (к примеру) 10%, с отражением в бухгалтерском учете на счете 76.96 «Суммы до выяснения» на основании акта о нераспределенном объеме, составленным Управлением по реализации газа. В отчетном периоде, когда объем реализованного газа, подтвержденного потребителями, составляет (к примеру) 105% от объема принятого газа, составляется баланс газа. В котором указывается объем принятого газа в размере 100% и объем реализованного газа в размере 100%. Управлением реализации газа составляется акт о перераспределенном объеме, на основании которого, в бухгалтерском учете списывается небаланс в сумме (к примеру) 5% со счета 76.96. «Суммы до выяснения» на счет 62.10 «Расчеты с покупателями и заказчиками по реализации газа». В конце года, небаланс газа в сумме (к примеру) 5%, учитываемый на счете 76.96 «Суммы до выяснения» списывается на счет 91.40 «Прочие расходы» и не уменьшает базу для расчетов по налогу на прибыль. Решение о списании небаланса за счет прибыли принимает Совет директоров.

Модели бизнес-процессов, разработанные автором определяют и регламентируют информационное сопровождение управления деятельности по реализации газа, оптимизируя процедуры их исполнения в свете новых Постановлений ОАО «Газпром». Построение моделей проведено по соответствующим методикам бизнес-моделирования с построением моделей «как есть» и «как должно быть».

Одна из главных задач профессионала-менеджера заключается в построении и отладке эффективной организационной системы в рамках выделенных для него функций для реализации необходимого комплекса бизнес-процессов. Критерием пооперационной оценки является необходимость и достаточность для достижения возложенных функций, а также внесение каждой операции определенной и максимально возможной стоимости в общий бизнес-процесс организации. Операции, которые не приносят стоимость сейчас или несут убытки, а значит, должны быть ликвидированы. Автор показывает, что такой по процессный анализ позволяет провести эффективную реструктуризацию предприятия и построить эффективную и гибко адаптированную систему управления. Моделирование бизнес-процессов — один из самых эффективных инструментов реструктуризации предприятий, т.к. позволяет сконцентрировать ресурсы на реструктуризации и более эффективно их использовать при последующей эксплуатации ключевых бизнес-процессов, обеспечивающих получение запланированных результатов. Методология структурного анализа, на которой построено моделирование бизнес-процессов для управления предприятиями газовой отрасли, позволяет оптимизировать бизнес-процессы, повысить мобильность, прибыльность и финансовую прозрачность. Именно такие цели были поставлены автором с данном научном исследовании, позволило доказать необходимость внедрения процессного подхода на предприятиях газовой отрасли.

Управленческая система, построенная на видах деятельности, обеспечивает передачу планов на уровень, на котором можно принимать меры. Традиционная практика бюджетного планирования, экстраполирующая затраты прошлых периодов в будущее, не дает подробной информации, необходимой для проведения необходимых изменений. Процессно-ориентированное бюджетное планирование определяет бизнес-процессы и виды деятельности для выполнения необходимых стратегических задач. Эта система в большей степени ориентирована в будущее, чем традиционные бюджеты, усиливает программно-целевых принципы в планировании, исследованию закономерностей целеобразования и представления целей в конкретных рыночных условиях.

Как любой проект процесс совершенствования системы управления предприятий требует планирования мероприятий по его реализации.

Автором предлагается алгоритм, показывающий процедуры, обязательные доя результативного воплощения проектирования процессного подхода в формировании системы управления организацией. Он был апробирован в компании по реализации газа, где работает автор данной работы.

Автором акцентировано, что при этом должен быть учтен вопрос закреплении должностных лиц, ответственных за конкретные процедуры. Выполняется разработка регламентных документов, включающих процедуры контроля.

В работе сформирован и апробирован алгоритм внедрения процессного подхода на предприятиях газовой отрасли, построенный на анализе видов деятельности, составляющих их процессов и идентификации результатов в разрезе финансового и управленческого учета. Автором доказана эффективность использование инструментов реинжиниринга, включающего комплекс конструктивных элементов (инжиниринговых инструментов, процессов и процедур, систем оценки, организации информационного обеспечения и контроля результатов деятельности), используемых в управлении ресурсами организаций газовой отрасли. Разработанная методика организации учета и контроля реализации газа была апробирована в компаниях по реализации газа и показала свою эффективность в рамках снижения транзакционных издержек при реализации договорных отношений посредством определения центров ответственности, бизнес-центров, бизнес-единиц и др. на базе использования для целей контроля метода инвентаризационных учетно-контрольных операций и инструментов бухгалтерского инжиниринга.

Разработанные модели бизнес-процессов по реализации газа и дебиторской задолженности компаний по реализации газа, включающие соответствующую систему бизнес-процессов и учетных процедур, а также показатели, определяющие стимулирование работников по снижению дебиторской задолженности явились важным инструментом регламентации деятельности персонала.

Доказано, что разработка программ мероприятий по реорганизационной деятельности предприятий газовой отрасли, обеспечивает стратегию конкурентоспособности их на рынке, их эффективное управление.

Все выше сказанное подтверждает теоретические и методологические результаты работы, позволяют сделать практические выводы и рекомендации по внедрению процессного подхода в организациях, использовать результаты исследований в хозяйственной практике ряда организаций газовой отрасли.

В хозяйственной деятельности организаций могут быть применены следующие разработки:

— модель бизнес-процесса по реализации газа и дебиторской задолженности компаний по реализации газа, включающего соответствующую систему бизнес-процессов и учетных процедур, а также показателей, определяющих стимулирование работников по снижению дебиторской задолженности.

— алгоритм внедрения процессного подхода на предприятиях газовой отрасли, построенный на анализе видов деятельности, составляющих их процессов и идентификации результатов в разрезе финансового и управленческого учета.

— методика организации учета и контроля реализации газа, позволяющая снизить транзакционные издержки договорных отношений посредством определения центров ответственности, бизнес-центров, бизнес-единиц и др. на базе использования для целей контроля метода инвентаризационных учетно-контрольных операций и инструментов бухгалтерского инжиниринга.

Теоретические, методические и практические результаты диссертационного исследования могут представлять интерес для преподавателей вузов и использоваться в учебном процессе, при проведении лекций и семинарских занятий по курсам «Экономика предприятия», «Стратегический менеджмент», «Антикризисное управление», «Внутрифирменное планирование».

Показать весь текст

Список литературы

  1. Chandler A. Strategy and structure. Cambridge, 1962.
  2. Hammer M., Champy J. Reengineering the corporation: A manifesto for business revolution. -N.-Y.: Harper-Collins, 1993.
  3. IBS. Подходы, используемые IBS, для построения корпоративной информационной системы предприятия газовой отрасли // IBS. — 2006. — Режим доступа: http: //tek.ibs.ru/contcnt/tek/155/1559-article.asp, свободный.
  4. Lawrence P., Lorsch J. Organisation and Environment. Boston, Division of Research, Harvard Business School, 1967.
  5. Д. А.Бизнес-стратегия: от изучения рыночной среды до выработки беспроигрышных решений, Эксмо 2007
  6. Н.М. Проектирование интеллектуальных систем в экономике: Учебник. / Под ред. Н. П. Тихомирова. М.: Издательство «Экзамен», 2004.
  7. А. Практика внедрения процессов ITSM на российском рынке: С чего начинать? // PC Week — 2005. — № 10. — Режим доступа: http://pcweek.ru/?ID=617 718, свободный.
  8. Ю., Турко С. Ограничения в бизнесе ограничения в мышлении, или Как бороться с тем, что мешает нам в достижении целей// Методы менеджмента качества.-2001.-№ 1.
  9. P.JI. Планирование в больших экономических системах — М.:Сов.радио, 1977.
  10. Ф.И. Бухгалтерский учет в нефтяной и газовой промышленности 1981, 1981,304 с.
  11. Ю.Д. Научно-техническая подготовка производства. М.: Экономика. 1989. 230 с.
  12. Андерсен Бьерн Бизнес-процессы. Инструменты для совершенствования. 5-е изд, РИА Репин В.В."Стандарты и качество" Бизнес-процессы: Регламентация и управление, Елиферов В. Г., Инфра-М .2007
  13. А.В., Андрейчикова О. И. Компьютерная поддержка изобретательства (методы, системы, примеры применения). М.: Машиностроение 1998. 476 с.
  14. И. Стратегическое управление. М.: Экономика, 1989. — 519 с.
  15. Антикризисное управление: Учебник/ Под ред.Э. М. Короткова. -М.:ИНФРА-М, 2000.
  16. Н.Д. Бизнес план рекомендации по составлению, 2003, 320 с.
  17. М.И. Экономический анализ, 2000, 657 с.
  18. М.И. Экономический анализ ситуации, тесты, примеры, задачи, выбор оптимальных решений, финансовое прогнозирование, 2001, 656 с.
  19. Н.П. Справочник финансиста предприятия изд.2, 2000, 559 с.
  20. В. Стратегический анализ: технологические инструменты, организация // Проблемы теории и практики управления. 1998. № 5.
  21. Баринов В А., Синельников А. В. Развитие организации в конкурентной среде // Менеджмент в России и за рубежом. 2000. № 6
  22. М.А. Экономическая безопасность промышленного предприятия в условиях кризисного развития // Менеджмент в России и за рубежом 2000. № 2
  23. Э. Лидер и группа. О структуре и динамике организаций и групп. — Екатеринбург: Литур, 2000.
  24. Бир Ст. Кибернетика и управление производством. М.: Наука. 1965. 392 с.
  25. З.Н. Финансы, 349 с.
  26. Р.Н. Принципы корпоративных финансов, 1999, 1120 с.
  27. Буч Г., Рамбо Д., Джекобсон А. Язык UML. Руководство пользователя: Пер. с англ. М.:ДМК, 2000.
  28. Т.Г. Анализ бухгалтерской отчетности для принятия управленческих решений, 2001, 144 с.
  29. И. А. Информационные технологии как инструмент повышения эффективности управления предприятиями газовой отрасли // Газовая промышленность. — 2005. — Сент. — С. 8−9.
  30. А.В., Шеханов Ю. Ф. Принцип постоянного улучшения в проектах МС ИСО семейства 9000:2000 // Методы менеджмента качества. 2000. -№ 10.
  31. А.В. Стратегии и методы антикризисного менеджмента на предприятии. С. Петербург, СПбГИЭА, 1999.
  32. Н. Д. Управленческий учет издержек производства: теория и практика. —М.: Финансы и статистика, 2002
  33. И.Н. Менеджмент, 2002, 504 с.
  34. JI.T. Экономический анализ, 2001, 529 с.
  35. Е.П. Изучение конкурентов и завоевание преимуществ в конкурентной борьбе // Маркетинг в России и за рубежом. 1999. № 2.
  36. В.И. Менеджмент, 2003, 623 с.
  37. ГОСТ Р ИСО 9001−2001 Системы менеджмента качества. Требования. М.: Изд-во стандартов, 2001. 21 с.
  38. Грам А. Крылов Быть самураем. Древние рыцарские кодексы в современной жизни, 2007
  39. А.Г. Антикризисный менеджмент, 1999, 368 с.
  40. ЮЛ. Корпоративная социальная ответственность // Информационный бюллетень ISO 9000 + ИСО 14 000″. 2004. № 1. С. 13−17.
  41. А. А. О сервисных организациях в ОАО «Газпром» // Нефть, Газ и Бизнес. — 2006. —Янв.-февр. — С. 100−101.
  42. ДеМарко Т. Вальсируя с медведями: управление рисками в проектах по разработке программой) обеспечения, Компания p.m.Offlce 2005
  43. В.Д., Балахонова И. В., Чернышев А.Г. «Бизнес-моделирование -инструмент антикризисного управления предприятием»
  44. К. Управленческий и производственный учет. — М.: ЮНИТИ, 2002.
  45. Г. Как оценить результаты внедрения ITSM? // ITSMonline. — 2006. — Режим доступа: http://www.itsmonline.ru/itsm/advantages/, свободный.
  46. JI.JI. Анализ хозяйственной деятельности предприятий, 2001,575 с.
  47. В.В. Анализ хозяйственно-финансовой деятельности предприятий, 2001, 80 с.
  48. H.N. Интернет как инструмент для финансовых инвестиций,, 155 с.
  49. В.А., Попова Т. В. Реорганизация деятельности предприятия: от структурной к процессной организации. М.: Научтехлитиздат, 2000.
  50. А.Б. Стратегия, основанная на ключевых компетенциях и динамических способностях компании // Контроллинг в России. 2002. № 1.
  51. Имаи Масааки Гемба кайдзен: Путь к снижению затрат и повышению качества / Масааки Имаи- Пер. с англ. — М.: «Альпина Бизнес Букс», 2005. — 346 с. — (Серия «Модели менеджмента ведущих корпораций»).
  52. Имитационное моделирование производственных систем / Под общ. ред. чл.-кор. АН СССР, А Вавилова. М.: Машиностроение- Берлин: Техника. 1983. 416 с.
  53. Информационные системы и технологии в экономике и управлении: Учебник:/ Под ред. Проф. В. В. Трофимова. -М.: Высшее образование, 2006. -480 с.
  54. К.Кунде Корпоративная религия издание второе, Перевод с английского М. Ершовой под ред. Г. Ивашевской Д.
  55. С. Стратегическое сотрудничество: Креативный бизнес-курс / Стивен Карделл. — Пер. с англ. К. Ткаченко. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2005. — 256 с: ил. — (Британская ассоциация консультантов в области управленческого консультирования).
  56. Каркас для холдинга // Секрет фирмы. — № 06, 19.02−25.02.2007. — С. 7881.
  57. . Деловая стратегия. М.: Экономика, 1991.
  58. JI.A. Долголетие компаний. Минск: ЭКОНС, 2000.
  59. В.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия, 2002, 424 с.
  60. В.В. О критериях определения неплатежеспособности предприятия. М.: Бухгалтерский учет и отчетность в банке: практическое руководствос документами и комментариями, 1994 .
  61. Колесов A. ITSM глазами заказчиков и поставщиков // Computerstech. — 2006. — Режим доступа: http://computerstech.com.ua/goto.php/152-article.asp. свободный.
  62. А. Что такое ITSM? // ITSMonline. — 2006. — Режим доступа: http://www. itsmonline.ru/itsm/introduction/, свободный.
  63. Н.В. Финансы предприятий, 2001, 449 с.
  64. Конти Тито. Самооценка в организациях: Пер. с англ. И. Н. Рыбакова при участии Г. Е. Герасимовой / Научное редактирование: В. А. Лапидус и М. Е. Серов — М.: Редакционно-информационное агентство «Стандарты и качество», 2000. 328 с.
  65. С., Скрипка Ф. и др. «Реструкттризация предприятия и бизнесtмоделирование» Корпоративные системы № 6 2003
  66. В.В. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов, 2000, 424 с.
  67. С. Управление ИТ в широком понимании // Корпоративные системы, 16.11.2005. — Режим доступа: http://ad.adriver.ru/cgi-bin/erlе. cgi? sid, свободный.
  68. C.N. Анализ ценных бумаг Грэма и Додца Изд.5, 2000, 698 с.
  69. Кочеткова А. И Введение в организационное поведение и организационное моделирование. 4-е изд,.Дело .2008
  70. Э.И. Анализ эффективности инвестиционной и инновационной деятельности предприятия, 2003, 609 с.
  71. А.А. Методы динамического моделирования в управлении экономикой: Учебное пособие с компакт-диском / Под ред. П. Е. Кондрашова. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Университетская книга, 2005. — 456 с: ил
  72. С.Б., Волчков С. А., Балахонова И. В. Повышение качества предприятия с помощью информационной системы класса ERP. — М.: Методы менеджмента качества — 2000. № 4.
  73. П.А. Финансы предприятий национальной экономики, 171 с.
  74. И. История науки и ее рациональные конструкции // Структура и развитие пауки. М Прогресс. 1978. 315 с.
  75. Э.А. Методика анализа показателей эффективности производства, 2001, 207 с.
  76. О. И. Что выгоднее: аутсорсинг или вспомогательное производство? // Там же. — С. 118−120.
  77. Г. и др. Стратегический процесс. Концепции, проблемы, решения. М., 2001.
  78. С., Уилкинс Г., Нейли Э.В роли лидера успешной команды, Баланс-Клуб 2004
  79. .А. Международные стандарты финансовой отчетности, 2002, 257 с.
  80. Мэннинг Джон. Болыне, чем МВА. 9-е меж. изд, Прайм-ЕВРОЗНАК 2007
  81. М.Р. Теория бухгалтерского учета, 1999, 665 с.
  82. Р., Карренбауэр М. Производственный учет. — М.: ФБК-Пресс, 1996.
  83. Наборщикова Юлия Владимировна Управление рисками в стратегии реструктуризации промышленного предприятия. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук Пермь 2006
  84. Нив Генри Р. Пространство доктора Деминга: Принципы построения устойчивого бизнеса / Генри Р. Нив — Пер. с англ. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. —370 с.
  85. С.П. Совершенствование, создание и развитие организаций на основе теории систем. — М.:Энергия, 1977.
  86. О.Е. Управленческий учет, 2000, 369 с.
  87. С. А., Шебек С. В. Корпоративные стандарты от концепции до инструкции: практика разработки. — М.: Книжный мир, 2003.
  88. Нильс-Горан Олве, Карл-Йохан Петри, Жан Рой, Софи Рой Баланс между стратегией и контролем / Пер. с англ. Е. Колотвиной под ред. Е. Добровольского. — СПб.: Питер, 2005. — 320 с: ил.
  89. В.И. Системы управленческого учета и анализа, 2002, 173 с.
  90. М. В.Вариативное управление, Дикта 2008
  91. Питере Томас Дж., Уотерман-мл., Роберт Г В поисках совершенства: уроки самых успешных компаний США, Вильяме 2008
  92. Питере, Томас Дж., Уотерман-мл., Роберт X. В поисках совершенства: уроки самых успешных компаний Америки.: Пер. с англ. — М: Издательский дом «Вильяме», 2005. — 560 с: ил. — Парал. тит. англ.
  93. В.И. Аудит, 2000, 657 с.
  94. М. Конкуренция : Пер. с англ. М. Издательский дом «Вильяме», 2005.
  95. В.И., Мыдрин Ю. Н. Эффективность исследований и разработок в машиностроении: Анализ и методы оценки. М.: Машиностроение 1980. 199 с.
  96. И. Российская нефтянка переходит на «сервисные рельсы»: Методология ITSM // Нефть России. Спец. вып.: Информационные технологии и автоматизированные системы управления в нефтегазовом комплексе. — С. 5−6.
  97. Пудич B.C.Введение в специальность «менеджмент», Юнити.2003
  98. Пудич В. С. Введение в системологию менеджмента, МПСИ 2007
  99. С.И. Бухгалтерская (финансовая) отчетность, 2002, 273 с.
  100. Репин В.В.Бизнес-процессы компании: построение, анализ, регламентация, РИА «Стандарты и качество» .2007.
  101. Робсон М&bdquo- Уллах Ф. Практическое руководства по реинжинирингу бизнес-процессов / Пер. с англ. под ред. Н. Д. Эриашвили. М.: Аудит, ЮНИТИ, 1997.224 с.
  102. В.А. Парадоксы и противоречия в управлении // Управление изменениями. 2000. С. 3−22.
  103. М.В. Финансы предприятий, 2000, 528 с.
  104. А. М. Система управления информационно-вычислительными ресурсами — требование времени // Газовая промышленность. — 2007. — Февр. — С. 25−27.
  105. Руководство для организаций — участников конкурса 2001 года. // Совет по присуждению премий Правительства РФ в области качества — «Госстандарт России», (http//www. vniis.ru). 56 с.
  106. В.Н. Финансовый рынок. Инструменты и методы прогнозирования, 2000,216 с.
  107. Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия, 2000.
  108. И. А. Информационные технологии: Управляемость и контроль качества // Газовая промышленность. — 2005. — Май. — С. 43−44.
  109. ХД. Всеобъемлющие системы управления — почему и как? // Изменения в системах управления в 21-ом веке. Серия «Все о качестве, Зарубежный опыт». Выпуск 28. 2001. М.: «Трек», 2001. С. 8−19.
  110. Синго С. Быстрая переналадка: Революционная технология оптимизации производства, Альпина Бизнес Букс 2006
  111. В.К. Экономика фирмы словарь-справочник, 2000, 409 с
  112. Дж. Лори Быть лучшим. организатором своего времени,.2004.
  113. Смит У. Бизнес как дзен, бизнес как Путь. Уроки японских самураев, Изд. Вектор .2007.
  114. Софтинтегро. Советы по внедрению // Софтинтегро. — 2005. — Режим доступа: http://www.softintegro.ru/print/?id=120, свободный.
  115. Ю.Ф. Реинжиниринг бизнес-процессов М. Финансы и статистика 2005
  116. П.К. Анализ финансовых отчетов (на основе GAAP), 1998, 449 с.
  117. Томпсон-мл., Артур, А., Стриклевд III, А., Дж. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа, 12-е издание: Пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильяме», 2002. — 928 е.: ил. — Парад, тит. англ.
  118. А.А., Стикленд А.Д Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа, 12 издание: Пер. с англ. — М.: Издательский дом «Вильяме», 2002
  119. А.Д. Анализ хозяйственной деятельности предприятий химическойпромышленности, 1988, 232 с.
  120. H.JI. Анализ и планирование безубыточности производства, 2003, 151 с.
  121. Управленческий учет: официальная терминология CIMA. — М.: ФБК-Пресс, 2004.
  122. А.Д. Информация. Методологические аспекты. М.: Наука. 1971. 130 с.
  123. .С. Основы системологии. М.: Радио и связь. 1882. 368 с
  124. Фут М. Введение в HR-менеджмент, ДиС 2005
  125. Хает И. ITSM — не только сервис, но и менеджмент // www.connect.ru. — 2006. — Режим доступа: www.connect.ru, свободный.
  126. Хан Дитгер, Хунгенберг Харальд ПиК. Стоимостно-ориентированные концепции контроллинга: Пер. с нем. / Под ред. JI. Г. Головача, М. JI. Лукашевича и др. М.: Финансы и статистика, 2005. — 928 с
  127. Д. Ю., Шапцев В. А. Деятельность администратора и информативные параметры корпоративной информационно-вычислительной инфраструктуры // Тр. II Всерос. науч. конф. «Методы и средства обработки информации». — М.: Изд-во МГУ, 2005. — С. 201−206.
  128. Д.К. Основы управления финансами, 2001, 801 с.
  129. Ч.Т. Бухгалтерский учет управленческий аспект, 1995, 417 с.
  130. К. Планируем внедрение ITSM // Сети. — 2006. — № 10. — Режим доступа: http://old.osp.ru/nets/2006/l 0/040 1 .htm, свободный.
  131. Шеер А.-В. Моделирование бизнес-процессов. М.: Весть — Мета Технология, 2000.
  132. А.Д. Управленческий учет, 2000, 513 с.
  133. П. Р. Команды в век систем // Методы менеджмента качества. -2000. № 6.
  134. Э. Деминг. Выход из кризиса. Пер. с англ. Тверь: Альба, 1994. 497 с.
  135. Эвангелиста Р Бизнес победы: Руководство для менеджера по созданию команды победителей на работе, Фин. и стат-ка .2006
  136. К.П., Мухарь И. Ф. Организация инвестиционной и инновационной деятельности. СГПУ Питер, 2001.
  137. В.Б. Организация и планирование производства на предприятиях нефтяной и газовой промышленности 1975, 1978, 392 с.
Заполнить форму текущей работой