Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Организационно-методические основы формирования информационного обеспечения для поддержки принятия решений на предприятии

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Упомянутые в начале введения процессные концепции менеджмента предлагают управляющим множество методов, помогающих приспосабливаться к требованиям клиента. Для изучения рынка и всего окружения предприятия концепция стратегического менеджмента использует целый набор методов анализа и методов принятия решений. Сегодня, независимо от того, какие концепции менеджмента предпочитает использовать… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Современное состояние методов и средств, обеспечивающих адаптацию предприятия
    • 1. 1. Производственно-экономическая система как объект теории систем
      • 1. 1. 1. Некоторые положения теории систем применительно к производственно-экономической системе
      • 1. 1. 2. Системный анализ как инструмент для принятия решений в процессе управления производственно-экономической системой
      • 1. 1. 3. Что понимать под адаптивной производственно-экономической системой?
    • 1. 2. Организация процесса принятия решений на предприятии с использованием информационных систем
    • 1. 3. Современные концепции управления и интегрированные информационные системы в решении задач адаптации предприятия
      • 1. 3. 1. Информационные технологии и проблема адаптивности предприятия
      • 1. 3. 2. Концепции менеджмента, базирующиеся на использовании интегрированных информационных систем
  • Выводы по главе 1
  • Глава II. Концепция формирования информационного обеспечения в интегрированной информационной системе: структура и состав информации
    • 2. 1. Информационные ресурсы предприятия и роль информационного обеспечения в управлении предприятием
    • 2. 2. Контроллинг в задачах адаптации бизнес-процессов
      • 2. 2. 1. Выбор вход-выходных характеристик бизнес-процессов для формирования системы контроллинга
      • 2. 2. 2. Задачи, методы анализа и состав информации в решении проблемы адаптации бизнес- процессов предприятия
      • 2. 2. 3. Контроллинг и информация о состоянии производственно-экономической системы как основа для разработки моделей бизнес-процессов
    • 2. 3. Структура информационного обеспечения в интегрированной информационной системе предприятия
      • 2. 3. 1. Математические модели как инструмент описания бизнес-процессов предприятия
      • 2. 3. 2. Обобщенная структура информационного обеспечения в интегрированной информационной системе
  • Выводы по главе 2
  • Глава III. Структурный анализ бизнес-процессов как основа для разработки технико- экономических требований менеджеров к информационному обеспечению. Методические положения
    • 3. 1. Возможные подходы к разработке технических заданий на создание интегрированной информационной системы
    • 3. 2. Методические положения для подготовки технико-экономических требований менеджеров к информационному обеспечению ИИС предприятия
    • 3. 3. Пример структурного анализа бизнес-процесса «Поставка металла в СМЦ»
    • 3. 4. Подход к оценке эффективности проектов внедрения информационных систем на предприятии
      • 3. 4. 1. Оценка эффективности капитальных затрат по проекту ИИС
      • 3. 4. 2. Оценка эффективности внедрения ИИС на основе сопоставления изменений параметров бизнес-процессов
      • 3. 4. 3. Пример использования процедуры ISO-9002 в интегрированной информационной системе строительной фирмы «Нуdrobudowa S. А»
  • Выводы по главе 3

Организационно-методические основы формирования информационного обеспечения для поддержки принятия решений на предприятии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Перемены в российской экономике, в правовой сфере, в государственной экономической политике, рост конкуренции — всё это в условиях рынка приводит к быстрым изменениям в окружении предприятия и к необходимости активного решения проблем его адаптации к происходящим переменам. При этом адаптацию следует интерпретировать как процесс, который охватывает не только все действия стратегического характера, улучшающие результаты отношений предприятия с его окружением [1], но также действия на оперативном уровне управления, предпринятые в целях удовлетворения требований клиентов, которым предназначены продукты бизнес-процессов предприятия.

В рыночной экономике успешное решение предприятием проблем адаптации, позволяющее опережать своих конкурентов, зависит, в основном, от трех условий: от правильности принимаемых решений, от умения принимать эти решения быстрее других и от умения реализовывать их эффективнее других [2]. Одним из средств, обеспечивающих выполнение этих трех условий, является использование на предприятии современных концепций управления, базирующихся на системном и процессном подходе и использовании соответствующих информационных технологий.

Перестраивающие свою экономику страны Восточной Европы, с которыми так или иначе сотрудничают российские предприятия, в последнее десятилетие активно переходят к новым методам управления. Этот переход обусловлен весьма быстрой информатизацией предприятий. Так, для эффективной реализации логистических процессов используется инструментарий логистического менеджмента (LM — Logistic Management) и методики поставок точно в назначенное время (ЛТ — Just-In-Time) [39, 55, 69]. Для управления качеством используется инструментарий концепции общего управления качеством (TQM — Total Quality Management) [39, 113], а для разработки новых стратегий используются методы концепции Benchmarking’а, основанной на использовании опыта лучших среди конкурентов. Все эти концепции используются для управления процессами, реализуемыми предприятием, и опираются на современные информационные технологии. На той же основе базируются и развиваются концепции реинжиниринга бизнес-процессов (BPR — Business-Process Reengineering) [30, 74], управления потоком работ (WF Workflow Management), использования услуг сторонних организаций, специализирующихся на определенном виде услуг (OS — Outsourcing), и, наконец, концепция управления посредством создания виртуальной организации (VO — Virtual Organization)[93]. Все это предоставляет принципиально новые возможности в управлении предприятием и в кооперации деятельности множества заинтересованных предприятий. Для того, чтобы эффективно сотрудничать с партнерами в развитых странах, а также для того, чтобы соответствовать запросам клиента на внутреннем рынке, адаптируя соответствующим образом предприятие, очевидно, следует как можно быстрее проводить необходимые изменения в методах и средствах управления. Необходима прежде всего, в силу меняющихся экономических условий, так называемая «процессная» ориентация всей системы управления предприятием [74], то есть ориентация на управление его процессами при активном использовании современных информационных технологий (ИТ). Авторы работы [30] замечают, что «.в понятии процесса нет ничего нового. Каждая компания всегда имела свои процессы. Проблема состоит только в том, что процессы не удается описывать так же легко, как организационные иерархические структуры». До сегодняшнего времени методы и средства управления российскими предприятием ориентированы, в основном, на задачи функциональных подразделений. Однако традиционные структуры и системы управления, ориентированные таким образом, в значительной степени устарели, поскольку они не позволяют предприятию быстро учитывать в своей хозяйственной политике постоянно меняющиеся реалии рынка, предпочтения клиентов, конкуренцию. Они так же не соответствуют требованиям, выдвигаемым прогрессивными изменениями, связанными с быстрым внедрением информационных технологий в системы управления предприятиями в Западных странах, с которыми мы имеем деловые отношения. Современная система хозяйствования на Западе сформировала такие нормы внешнеэкономической деятельности, отвечая которым российскому предприятию объективно необходимо проводить существенные структурные изменения в управлении и системе информационного обеспечения. При этом информационное обеспечение предприятия должно быть сформировано на основе самых последних достижений в области информационных технологий, в противном случае постоянное отставание в способах и средствах управления, и как результат, отставание от конкурентов, станет привычно-неизбежным.

Иерархические структуры противоречат философии рыночного хозяйствования, опирающегося прежде всего на учет запросов клиентов-потребителей, учет влияния конкуренции и прочих изменений внешнего окружения. Они противоречат уже очевидной необходимости: адаптации предприятия посредством реконструкции его бизнес-процессов как в области менеджмента, так и в основной и вспомогательной производственной деятельности, осуществляемой при поддержке информационных технологий. [91, 93, 95].

Развивающаяся в последнее десятилетие на западе концепция реинжиниринга бизнес-процессов (BPR) [74], позволяющая осуществлять постоянную реконструкцию бизнес-процессов в соответствии с требованиями клиента, является сегодня признанным средством адаптации предприятия наряду с прочими современными методами управления [59, 76]. Авторы этой концепции уже не столь категоричны в подходах к реконструкции бизнес-процессов [67, 73], как это было в их первой работе. Революционные тенденции ушли постепенно на второй план, так как практика показала, что «радикальные», «драматические» [74] изменения бизнес-процессов далеко не всегда приносят желаемые результаты.

При намерении использования процессных концепций в менеджменте предприятия, в том числе концепции BPR, необходимо внедрение интегрированной информационной системы (ИИС). Такая система объединяет информационные ресурсы бизнес-процессов с системой управления предприятием. К их числу относятся, например, ИИС класса MRP П [52, 109, ИЗ, 116]. Внедрение ИИС обеспечивает возможность моделирования бизнес-процессов предприятия и их реконструкции в рамках проектов по реинжинирингу [30, 74]. Среди этих процессов в первую очередь подлежат реконструкции те, которые обеспечивают удовлетворение потребностей клиентов, создавая добавленную ценность, и &bdquo-стратегические", ориентированные на выполнение миссии предприятия [101, 128].

Реконструкция бизнес-процессов предприятия должна поддерживаться использованием соответствующих методик, техник и инструментов. Современный рынок информационных технологий (ИТ) предлагает очень большой выбор инструментальных средств для этих целей, в том числе, например, таких, как AJRJS Toolset, Business Process Modeller и других, являющихся преимущественно интегральной частью ИИС, поддерживающих менеджерскую деятельность. Так например, инструменты системы ARIS for R/3 помогают осуществлять внедрение ИИС R/3 фирмы SAP и на этой основе осуществлять управление бизнес-процессами предприятия, а при возникновении необходимости — их реинжиниринг [94]. Внедрение соответствующих ИИС может значительно улучшить способность предприятия к адаптации, поскольку при этом, во-первых, создаются условия для тесной и постоянной интеграции производственной и менеджерской деятельности. И, во-вторых, что особенно важно, у предприятия появляется возможность быстро и правильно реагировать на изменения во внешнем окружении и адаптироваться к запросам клиентов как внутри бизнес-процессов, так и на их выходе.

Обеспечение способности предприятия адаптироваться к изменениям внешнего окружения и рынка требует от управляющих всех уровней принципиально новых качеств и умений. Менеджерам в нынешних условиях необходимо уметь пользоваться новейшими техниками управления, помогающими им в оперативном и стратегическом управлении предприятием. Так, при проведении анализа рыночных факторов в процессе маркетинговых исследований, анализа актуального финансового состояния предприятия, а также в ходе разработок проектов реинжиниринга и при прогнозировании в стратегическом планировании с использованием моделирования уже просто невозможно обходиться без современных информационных технологий.

В своей книге «Аналитическое планирование и организация систем» Т. Саати и К. Керне приводят следующее высказывание: «.системы, которые люди построили в прошлом, могут больше не совпадать с их нуждами в настоящем. Чтобы уменьшить быстрое устаревание новых систем, нужно проявить немножко гибкости при конструировании для обеспечения возможности их модифицирования в соответствии с изменяющимися потребностями. Чем больше будет чувствительность этих систем, тем более адекватную реакцию можно от них ожидать» [33].

Чувствительность такой системы как предприятие в значительной мере зависит от правильной организации всей системы управления и, в первую очередь, она зависит от качества организации информационной системы, обеспечивающей не только контроль и координацию оперативной деятельности, но также возможность осуществления тактического и стратегического планирования. Оно осуществляется на основе различных данных и моделей, содержащихся в базе данных и базе знаний ИИС, позволяющих менеджеру составлять прогностические оценки, и на их основе принимать решения при планировании, и в частности, при планировании реконструкции бизнес-процессов предприятия.

Какие бы проблемы при осуществлении выбора ни решались, задачи менеджеров всех уровней управления предприятием сводятся к решению главной, которая заключается в нахождении наилучшего соотношения между тремя известными элементами: ценой, затратами и ценностью производимого продукта [20]. Причем, ценность продукта для клиента должна быть предметом весьма пристального изучения специалистами в области маркетинга каждого предприятия. Правильный выбор этого соотношения обеспечивает устойчивое положение предприятия на рынке и получение соответствующей прибыли, позволяющей ему развиваться. По существу, умение своевременно и правильно сделать этот выбор и определяет чувствительность предприятия и его способность адаптироваться к разного рода переменам, происходящим постоянно как на рынках, на которых действует предприятие, и во всем его окружении, так и внутри самого предприятия. А реализовать это умение наилучшим образом помогают интегрированные информационные системы, поддерживающие производственную деятельность, интегрируя ее информационные ресурсы с системой менеджмента предприятия.

Таким образом, подчеркнем еще раз, адаптивность предприятия зависит от знаний и умений управляющих и правильности их решений. В свою очередь, правильность принятия решений зависит не только от их квалификации и интуиции, но и от того, какие концепции менджмента они используют, как организована информационная система на предприятии, используются ли управляющими современные информационные технологии при ее организации. Управляющие обеспечивают адаптивность предприятию, используя при принятии управленческих решений результаты всестороннего анализа состояния самого предприятия (финансового, кадрового, технического, научного и т. д.), а также его окружения. При этом изучение разного рода проблем с использованием методологии системного анализа для обеспечения понимания структуры происходящих на предприятии процессов (их внутренних связей и связей с окружением) является основой для принятия решений стратегического характера.

Упомянутые в начале введения процессные концепции менеджмента предлагают управляющим множество методов, помогающих приспосабливаться к требованиям клиента. Для изучения рынка и всего окружения предприятия концепция стратегического менеджмента использует целый набор методов анализа и методов принятия решений [145]. Сегодня, независимо от того, какие концепции менеджмента предпочитает использовать руководство предприятия, оно всегда стоит перед проблемой организации информационного обеспечения, служащего управляющим всех уровней иерархии предприятия необходимым помощником при принятии управленческих решений. Очевидно, что качество принимаемых решений на основе имеющейся информации непосредственно зависит от того, насколько информационное обеспечение отвечает запросам и потребностям управляющих каждого уровня. Решение задачи формирования соответствующего информационного обеспечения является одной из существенных задач руководства предприятия. При этом должна учитываться специфика самого предприятия и происходящих в нем процессов, а также специфика его окружения.

Менеджеры должны стать активными участниками создания информационного обеспечения, предъявляя к нему определенные требования, так как именно они являются главными его пользователями на всех уровнях управления. Если на оперативном уровне информационная система обеспечивает руководителей необходимой информацией для обеспечения контроля и координации оперативной деятельности и принятия оперативных решений, то на стратегическом уровне предоставляет соответствующую информацию и возможность подкрепления стратегических решений результатами имитационного моделирования (simulation) на основе использования самых разнообразных моделей, в том числе математических. Подкрепляемая результатами анализа и моделирования при прогнозировании интуиция управляющего, очевидно, является залогом принятия более обоснованных стратегических решений.

Во всем мире идет активное развитие новых информационных технологий. Интегрированные информационные системы (ИИС), обеспечивающие менеджерам лучшие возможности в процессе управления, активно внедряются в практику не только в высокоразвитых странах, таких как США, Япония, Германия, но и в странах Восточной Европы, бывших членов СЭВ, в том числе и в России. Как и в других странах, в России такие системы, в основном, приобретают крупные фирмы, как, например, Ленинец или Ижорский Завод, внедряющий ИИС R/3. Их стоимость достаточно высока, и для предприятий малого и даже среднего бизнеса выходом является формирование ИИС собственными силами с привлечением соответствующих специалистов. Но подготовка к внедрению интегрированных информационных систем, сформированных на основе как предлагаемых рынком информационных технологий, так и разработанных собственными силами, должна осуществляться дальновидными руководителями безотлагательно.

К сожалению, большинство предприятий не имеют на сегодняшний день даже необходимой в этом случае разработанной стратегии информатизации, которая должна быть включена в общую стратегию развития предприятия, также далеко не всегда разрабатываемую. Подготовка к внедрению ИИС может реализовываться как раз и прежде всего в разработке этих стратегий. В ходе такой подготовки должны быть изучены информационные потоки на предприятии при решении разного рода задач в реализуемых им бизнес-процессах. Для этого на основе анализа бизнес-процессов должно предварительно осуществляться их структурирование, предполагающее построение множества различных моделей. На этой основе затем определяется структура ИИС. Самым тщательным образом изучаются возможные последствия, связанные с ее внедрением, и оценивается эффективность внедрения.

Таким образом, российскими предприятиями может и должен использоваться некоторый запас времени для избежания ошибок, наиболее часто совершаемых западными фирмами при внедрении ИИС. Это поможет избежать в последствии ненужных затрат.

Приведем некоторые данные по внедрению информационных технологий в соседней Польше. Ситуация в Польше по использованию информационных технологий в области менеджмента подверглась значительному улучшению во второй половине 90-х годов. Начиная с 1995 года, на польский рынок вошли многие мировые фирмы, предлагающие современные информационные системы управления предприятием (SAP, ORACLE, SOFTWARE AG, BAAN и др.). Их предложения были направлены, в основном, на большие и средние фирмы. Они предлагали комплексные услуги, начиная от определения потребностей клиента в средствах информатизации, покупок интегрированных информационных систем, их внедрения и обучения пользователей. Польские фирмы также предложили собственные решения в области создания интегрированных информационных систем, поддерживающих менеджмент предприятия (OPTTMUS S.A., MacroSoft, Aktkom Matrix, Simple S.A. и др.). Их предложения были адресованы, в основном, малым и средним фирмам.

Благодаря предложениям фирм, имеющих патенты, (таких, например, как фирма SAP, которая имеет 29% доли мирового рынка интегрированных информационных систем, поддерживающих менеджмент предприятия,) польские фирмы получили доступ к современнейшим в мире решениям в области создания ИИС. Эти системы обеспечивают интеграцию всех областей деятельности предприятия и управление ими. Они могут быть использованы в моделировании всех процессов предприятия, обеспечивая необходимой информацией стратегический уровень управления также, как и нижние его уровни. Большой интерес в Польше проявлялся в последние годы к ИИС класса MRP П (Manufacturing Resource Planing), о чем свидетельствует большое количество публикаций, посвященных проблеме их внедрения и использования, например [38, 64, 96, 99, 109]. Рассмотрению архитектуры ИИС этого класса в данной работе будет посвящен специальный раздел. Здесь же приводятся только некоторые данные, касающиеся того, как фирмы с численностью более 100 человек проявляют активность к внедрению ИИС MRP П. Эти данные были опубликованы в материалах Международной Конференции НСГ97 в Гданьске (Польша), они основаны на результатах опроса 43 польских фирм, из которых 20% уже внедрили эту систему, 14% - внедряют, 20% - запланировали внедрение и 46% не намереваются внедрять.

Предметом диссертационного исследования являются проблемы, связанные с формированием информационного обеспечения в интегрированной информационной системе предприятия как важного средства для его адаптации, использование которого позволяет менеджерам при условии применения в управлении предприятием современных концепций процессной ориентации (Total Quality Management — TQM, Business Process Reengineering — BPR, Jast-In-Time — JIT, Work Flow — WF, Logistic Management — LM, Outsourcing — OS, Virtual Organization — VO и др.) своевременно и адекватно реагировать на изменения в окружении.

Объектом исследования была интегрированная информационная система предприятия, поддерживающая принятие решений в управлении его бизнес-процессами.

Цель и задачи исследования

Целью исследования были:

• разработка концепции формирования структуры информационного обеспечения для принятия решений в ходе управления бизнес-процессами предприятия;

• анализ общей структуры информации на разных уровнях управления бизнес-процессами;

• разработка методических положений по формированию технико-экономических требований менеджеров к информационному обеспечению ИИС.

В соответствии с поставленными целями решены следующие задачи:

• сформулировано определение адаптивной производственно-экономической системы, на основе которого обоснованы некоторые необходимые условия для обеспечения ее адаптивности в современных условиях;

• разработан вариант схемы цикла управления на основе использования принципа обратной связи в организации информационных процессов;

• сделан обзор современных методов и средств адаптации предприятия, рассмотрены концепции менеджмента процессной ориентации, базирующихся на использовании интегрированных информационных систем;

• обоснована необходимость использования различных структур интегрированных информационных систем класса MRP П (в том числе содержащих референтные модели) для поддержки принятия решений в условиях изменений в бизнес-процессах и во внешнем окружении предприятия, рассмотрена архитектура некоторых ИИС и приведены краткие сведения об их внедрении;

• разработана концепция формирования информационного обеспечения для принятия решений в интегрированной информационной системе, обеспечивающей возможность использования на предприятии процессных концепций менеджмента;

• обоснована необходимость накопления в экспертной системе множества моделей разного класса для использования при принятии управленческих решений на оперативном, тактическом и стратегическом уровне управления;

• рассмотрены вход-выходные характеристики некоторых бизнес-процессов предприятия с целью использования их в системе контроллинга предприятия, а также с целью построения моделей, описывающих эти процессы;

• определен общий состав информации, необходимой для управления логистическим процессом торгово-производственного предприятия на основе анализа информационных потоков на разных уровнях организации этого процесса;

• определена общая структура информации, необходимой для осуществления анализа в ходе разработки проектов по реинжинирингу;

• сформулированы методические положения по разработке требований менеджеров к информационному обеспечению ИИС предприятия и проиллюстрирована возможность применения этих методических основ на примере конкретного предприятия;

• предложен подход к оценке эффективности внедрения ИИС на основе сравнения изменений таких параметров бизнес-процессов, как время, затраты, качество, ценность.

Методы исследования. Теоретико-методологической основой исследования являются методы системного анализа, положения работ по теории организации систем, теории менеджмента, в том числе финансового, работ, посвященных проблемам использования системного и процессного подхода в управлении предприятиями. Были использованы также работы, посвященные проблемам информатизации предприятий и использованию новых концепций менеджмента, базирующихся на современных ИТ и процессном подходе. Научным фундаментом для исследований автора послужили работы по общей теории систем [1, 3, 6, 24, 25, 27, 33, 37, 46, 138], исследования, касающиеся проблем реинжиниринга [30, 59, 74, 102, 107, 112], работы по теории и применению информационных систем в производственно-экономических системах [13, 16, 17, 26, 30, 94, 97, 134], исследования по современным методам управления в производственно-экономических системах [8, 9, 12, 29, 31, 35, 37, 39, 43, 50, 73, 74, 89, 128, 140].

Источниками данных для анализа и обобщения научного и практического материала послужили монографии и периодические публикации по соответствующей тематике, материалы международных конференций, результаты совместной работы с представителями экономических и маркетинговых служб предприятий СанктПетербурга, экспертные оценки специалистов в данной области.

Научная новизна диссертационной работы заключается в следующем:

• сформулировано определение адаптивной производственно-экономической системы, позволившее обосновать некоторые необходимые условия для обеспечения адаптивности современного предприятия, а также разработать схему организации информационных потоков в интегрированной информационной системе;

• разработана концепция формирования информационного обеспечения на базе современных идей инжиниринга, структура которого на оперативном уровене определяется числом и содержанием бизнес-процессов и пунктов принятия решений в них, а также содержанием соответствующей информации;

• обоснована целесообразность включения в структуру информационного обеспечения системы идентификации, позволяющей осуществлять в необходимых случаях построение математических моделей бизнес-процессов предприятия, используемых для их реконструкции в рамках проектов по реинжинирингу, а также для принятия решений в процессе стратегического планирования на основе прогнозов, сделанных с помощью этих моделей;

• обоснована целесообразность накопления в экспертной системе ИИС и одновременного (совместного) использования множества моделей разного класса для повышения качества принимаемых решений при стратегическом планировании и реконструкции бизнес-процессов;

• сформулированы методические положения по разработке технико-экономических требований менеджеров к информационному обеспечению в интегрированной информационной системе предприятия;

• определен состав информации, необходимой для анализа в ходе разработки проектов по реинжинирингу;

• определена структура информационных потоков на разных уровнях организации логистического процесса торгово-производственного предприятия;

• предложен процессный подход к оценке эффективности внедрения ИИС на основе сравнения изменений, вызванных ее внедрением, таких параметров бизнес-процессов, как время, затраты, качество, ценность.

Практическая значимость выполненной работы состоит в: разработке концепции формирования информационного обеспечения и схемы организации информационных потоков в ИИС;

• формулировке методических положений по разработке технико-экономических требований менеджеров к информационному обеспечению в интегрированной информационной системе предприятияразработке процессного подхода к оценке эффективности внедрения интегрированной информационной системы на предприятиипримере описания структуры бизнес-процессов и информационных потоков в них с установлением соответствующих обратных связей в информационной системепредставлении общей структуры информации, необходимой для осуществления анализа в ходе разработки проектов по реинжинирингу, а также информации, необходимой для управления логистическим процессом торгово-производственного предприятия.

Все это в условиях высокой рыночной стоимости ИИС, предлагаемых рынком, а также высокой стоимости услуг консультантов — представителей фирм разработчиков этих систем, может использоваться менеджерами предприятий при проектировании и внедрении интегрированных информационных систем как организационно-методическое сопровождение этих работ.

В целом работа ориентирована на выработку понимания необходимости перехода к использованию в менеджменте процессных концепций, базирующихся на использовании интегрированных информационных систем, с целью обеспечения высокой адаптивности предприятия в условиях рыночной экономики. Теоретическая значимость работы заключается в возможности использования ее результатов в научных исследованиях в области:

• развития структур интегрированных информационных систем предприятий разного профиля, в том числе виртуальных организаций;

• исследования информационных потоков в типовых бизнес-процессах;

• развития методик построения интегрированных информационных систем;

• развития методик реинжиниринга бизнес-процессов в зависимости от их целей, масштабов, структуры, а также профиля предприятия;

• организации систем контроллинга в типовых бизнес-процессах;

• развития подходов к решению проблем, связанных с построением организационных структур, учитывающих бизнес-процессы предприятия;

• построения математических моделей для описания типовых бизнес-процессов предприятий разного профиля для моделирования (simulation) в ходе их реинжиниринга и при стратегическом планировании;

• разработки требований к программному обеспечению для решения различных задач управления бизнес-процессами;

• разработки методик оценки эффективности внедрения интегрированных информационных систем на предприятиях различных отраслей экономики с учетом специфики их бизнес-процессов.

Апробация работы. Практические рекомендации по формированию структуры информационного обеспечения на предприятии и по подготовке к реконструкции некоторых бизнес-процессов, а также примеры некоторых моделей, на основе использования которых принимались управленческие решения, использовались в ходе совместной работы с менеджерами производственных и экономических служб предприятий.

Результаты работы были представлены и обсуждались на международных и национальных научных конференциях.

Публикация результатов исследования. Основные положения диссертации изложены в 14 публикациях, представленных в материалах международных научных конференций, в сборниках статей.

Структура и объем работы. Диссертационная работа состоит из введения, 3-х глав, заключения, библиографического списка, изложенных на 156 стр., в том числе 42 рисунка, 2 таблицы. Библиографический список включает 147 наименований.

Выводы по главе 3.

1. Представленные в главе Методические положения по подготовке технико-экономических требований менеджеров к информационному обеспечению в интегрированной информационной системе сформулированы с ориентацией на использование современных процессных концепций менеджмента. Только с учетом процессного подхода и при участии менеджеров всех уровней управления в формировании информационного обеспечения может быть обеспечена эффективность функционирования интегрированной информационной системы в условиях изменчивости внутренних характеристик бизнес-процессов и внешнего окружения.

2. Приведен пример структурного анализа конкретного бизнес-процесса предприятия, занимающегося изготовлением и продажей полуфабрикатов из металла в Санкт Петербурге. Рассмотрены основные этапы одного из бизнес-процессов, описаны его информационные потоки, обоснован состав информации, необходимой для управления этим процессом. Разработанный пример является практическим дополнением к Методическим положениям по подготовке технико-экономических требований менеджеров к информационному обеспечению в интегрированной информационной системе и может использоваться как иллюстративный материал при подготовке менеджеров к участию в разработке проекта ИИС.

3. Предложено использование процессного подхода к оценке эффективности внедрения информационной системы на предприятии. Новизна подхода заключается в том, что при оценке эффективности наряду с традиционными методами, например, такими, как Разработка капитального бюджета (Capital Budgeting), предлагается производить оценку изменений таких параметров бизнес-процессов, обусловленных внедрением ИИС, как «время — затраты — качество-ценность» .

4. Приведен пример включения в структуру информационного обеспечения ИИС строительной фирмы «Hydrobudowa S.A.» (Гданьск, Польша) процедуры контроля качества согласно нормам Европейского Союза ISO-9002. Использование этой процедуры позволяет фирме осуществлять мониторинг качества закупаемых у поставщиков и передаваемых заказчику строительных материалов в соответствии с установленными нормами и требованиями клиента. Таким образом становится возможной эффективная реализация концепции TQM, обеспечивающая принятие своевременных мер, необходимых для адаптации логистического процесса к принятым стандартам.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Развитие и применение информационных технологий привело к возникновению принципиально новых возможностей в управлении предприятием. Электронные средства передачи информации позволяют использовать новые формы сотрудничества партнеров по бизнесу, например, создание виртуальных организаций. С внедрением информационных технологий на предприятии появились возможности использования процессных концепций менеджмента: TQM, BPR, LM, OS, VO. Среди них особое место занимает концепция реинжиниринга бизнес-процессов (BPR), как концепция, обеспечивающая условия для реализации других процессных концепций, а также для постоянной адаптации бизнес-процессов предприятия путем их преобразования в соответствии с требованиями клиента (рынка).

Внедрение на предприятии ИИС, объединяющей информационные ресурсы его бизнес-процессов с системой управления, является той основой, которая позволяет успешно реализовать все процессные концепции, а также является важным средством, обеспечивающим адаптацию предприятия в условиях быстрых изменений в его окружении.

Процесс создания информационного обеспечения в ИИС, позволяющего предприятию использовать современные концепции менеджмента с целью достаточно быстрой адаптации его бизнес-процессов к требованиям клиента, явились основным предметом исследования в настоящей диссертационной работе.

К числу основных научных и практических результатов диссертационнои работы можно отнести следующие.

1. Систематизирована информация о современных методах и средствах управления предприятием, обеспечивающих ему способность адаптации к требованиям рынка. В частности, представлены:

1.1. Концепции менеджмента процессной ориентации, базирующиеся на использовании ИИС (Total Quality Management, Business Process Reengineering, Logistic Management, Outsourcing, Virtual Organization), среди которых выделена концепция BPR, как комплементарная другим процессным концепциям и создающая основу для их эффективной реализации;

1.2. Обобщены данные о некоторых современных ИИС класса MRPII, предлагаемых на рынке информационных технологий и их функциональных возможностях (модулях). Представлена архитектура интегрированной информационной системы ARIS, поддерживающей проведение реинжиниринга бизнес-процессов предприятия.

Материалы, указанные в п.п. 1.1. и 1.2., позволили выявить основные тенденции в современных методах и средствах управления производственно-экономической системой и сформулировать подходы к построению информационного обеспечения в интегрированных информационных системах.

2. Разработана схема цикла управления на основе использования принципа обратной связи в организации информационных потоков на тактико-оперативном и стратегическом уровнях управления.

3. Сформулировано определение адаптивной производственно-экономической системы. Данное определение и указанная в п. 2 настоящего заключения схема цикла управления позволили определить подходы к формированию структуры информационного обеспечения в интегрированной информационной системе, обеспечивающей возможность получения информации о ходе бизнес-процессов участниками этих процессов и руководителями стратегического, тактического и оперативного уровней управления предприятия, реализующего эти процессы.

4. Обоснована концепция построения информационного обеспечения в интегрированной информационной системе, позволяющего предприятию быстро адаптироваться к внутренним и внешним изменениям. Предлагаемая структура информационного обеспечения в интегрированной информационной системе позволяет:

• объединить информационные ресурсы всех бизнес-процессов предприятия с системой менеджмента;

• строить в необходимых случаях математические модели, описывающие производственно-экономическую систему (бизнес-процесс, предприятие), с помощью использования системы идентификации, предусмотренной в структуре для этой цели;

• обеспечивать менеджеров необходимой информацией, в том числе моделями разного класса, накапливаемыми в базе знаний, для решения задач стратегического планирования и моделирования (simulation) бизнес-процессов;

• организовать систему контроллинга, и, в частности, оперативный контроль за результатами деятельности в каждом бизнес-процессе через систему показателей, характеризующих вход-выходные характеристики процессов;

• создавать информационную базу для преобразования бизнес-процессов в рамках программ реинжиниринга с целью их адаптации к требованиям клиента;

• использовать современные концепции управления (BPR, JIT, TQM, LM, OS, WF, VO).

5. Разработаны Методические положения по подготовке технико-экономических требований менеджеров к информационному обеспечению в интегрированной информационной системе предприятия, определяющие содержание и последовательность действий менеджеров при разработке проектов ИИС.

6. Представлен практический пример структурирования бизнес-процесса и установления состава информации для управления процессом. Пример является иллюстративным дополнением к Методическим положениям по разработке технико-экономических требований менеджеров к информационному обеспечению в ИИС.

7. Предложен подход к оценке эффективности внедрения интегрированной информационной системы на предприятии. Новизна подхода заключается в том. что в этом случае при оценке эффективности наряду с традиционными методами предлагается производить оценку изменений параметров бизнес-процессов, связанных с внедрением ИИС. Предложенный процессный подход к оценке эффективности внедрения ИИС может служить отправным пунктом для разработки методик оценки эффективности внедрения ИИС на предприятиях различных отраслей экономики, реализующих свои специфические, свойственные только им, бизнес-процессы, и в последствии может быть полезным в ходе принятия решения о выборе конкретного проекта интегрированной информационной системы для внедрения на предприятиях отрасли.

Общий эффект от внедрения полученных в ходе диссертационной работы результатов выражается в виде трех его составляющих: экономического, организационного и социального эффектов.

• Экономический эффект — его величина определяется масштабом внедрения интегрированной информационной системы и выражается величиной прироста доходов, обусловленного этим внедрением. Обеспечиваемое внедрением ИИС своевременное получение и использование необходимой информации значительно повышает степень адаптивности предприятия. Как следствие, растет конкурентоспособность предприятия со всеми положительными экономическими последствиями.

• Организационный эффект — обусловлен формированием организационной структуры предприятия с учетом процессного подхода и на основе анализа задач бизнес-процессов, а не задач функциональных подразделений. Передача значительной части полномочий по принятию решений на оперативный уровень лицам, ответственным за реализацию бизнес-процессов, существенно сокращает время принятия решений.

• Социальный эффект — обусловлен возрастанием роли и престижа менеджеров, обеспечивающих реализацию бизнес-процессов. Становятся более тесными контакты непосредственных участников бизнес-процессов между собой и с внешними партнерами по бизнесу. Повышается ответственность каждого участника процесса за свою часть деятельности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р. Общая теория систем и исследование систем как противоположные концепции науки о системах. Общая теория систем. М.: Мир, 1966.
  2. И. Стратегическое управление. М.: Прогресс, 1989.
  3. Л. фон. Общая теория систем, критический обзор// Исследования по общей теории систем. М.: Прогресс, 1969.
  4. А.А. Всеобщая организационная наука: Тектология. В 2-х кн.- М.: 19 051 924.
  5. В.Н., Соколов Р. В. Экономика и проектирование информационных систем. -СПб.: РИФ «Роза мира», 1998.
  6. Н. Кибернетика или управление и связь в животном и машине. М.: Сов. радио, 1968
  7. В.Н., Денисов А. А. Основы теории систем и системного анализа. С.Пб.: Изд. СПбГТУ, 1997.
  8. В.М. Введение в АСУ.- Киев: Техника, 1972.
  9. В.М. Основы безбумажной технологии. М.: Наука, 1982.
  10. Н.Б., Минько Э. В., Прохоров В. И. Методы исследования операций в моделировании организационно-экономических задач. М.: Изд. МАИ, 1992
  11. .П., Мартыщенко Л. А., Иванцов И. Б. Информационная микроэкономика. Часть 1: Методы анализа и прогнозирования. С.Пб.: Нордмед, 1997.
  12. B.C., Львов Ю. А. Экономико-математическое моделирование производственных систем. М.: Высшая школа, 1991.
  13. Информатика./ Под ред. Макаровой Н. В. М.: Финансы и Статистика, 1998.
  14. Как работают японские предприятия. /Под ред. Мондена Я., Сибакавы Р., Такаянаги С., Нагао Т. М.: Экономика, 1989.
  15. . Деловая стратегия: концепция, содержание, символы. М.: Экономика, 1991.
  16. А.М., Оленев Н. И., Примак А. Г., Фалько С. Г. Контроллинг в бизнесе. Методологические и практические основы построения контроллинга в организациях. М.: Финансы и Статистика, 1998.
  17. A.M., Нестеров П. В. Информатизация бизнеса. М.: Финансы и Статистика, 1997.
  18. Ф. Основы маркетинга. М.: Прогресс, 1990.
  19. Э. Контроллинг как система мышления и управления. М.: Финансы и статистика, 1993
  20. Ш. Экономика для менеджеров. Десять важных инструментов для руководителей. М.: Дело, 1996.
  21. М.В. Анализ и оценка систем управления на предприятиях. М.: Финансы и Статистика, 1990.
  22. Менеджмент организации./Под ред. З. П. Румянцевой, Н. А. Саломатина. М.: Изд. Инфра-М, 1997.
  23. Д. ИБМ Управление в самой преуспевающей корпорации мира. — М.: Прогресс, 1991.
  24. М., Такахара Я. Общая теория систем: математические основы. М.: Мир, 1978.
  25. .З. Организация программно-целевого управления. М.: Наука, 1980.
  26. А.И. Теория экономических информационных систем. М.: Финансы и Статистика, 1999.
  27. Н.Н. Математические задачи системного анализа. М.: Наука, 1981.
  28. В.П., Тихомиров В. П., Хрусталев Е. Ю. Гипертексты в экономике. Информационная технология моделирования. М.: Финансы и Статистика, 1997.
  29. М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента.- М.: Дело, 1998.
  30. Е.Г., Попов Э. В. Реинжиниринг бизнеса: реинжиниринг организаций и информационные технологии. М.: Финансы и Статистика, 1997.
  31. Питере Т, Уотермен Р. В поисках эффективного управления: опыт лучших компаний.-М.: Прогресс, 1996.
  32. М., Уллах ФЛрактическое руководство по реинжинирингу бизнес-процессов. М.: Изд. Объед. Аудит — ЮНИТИ, 1997.
  33. Т., Керне К. Аналитическое планирование и организация систем. М.: Радио и связь, 1991.
  34. СанталайненТ., Воутилайнен Э., Поренне П., Ниссинен Й. Управление по результатам. М: Прогресс, 1993.
  35. С инк С. Управление производительностью: планирование, измерение и оценка, контроль и повышение. М.: Прогресс, 1989.
  36. Справочник по исследованию операций/Под ред. Матвейчука Ф. А. М.: Воениздат, 1979
  37. США: Современные методы управления./ Под ред. Мильнера Б. З. М.: Наука, 1971.
  38. Д. Вероятность, статистика и исследование операций. М.: Статистика, 1976
  39. X., Линдере М. Управление снабжением и запасами. Логистика. С.Пб.: Полигон, 1999.
  40. X. Инструменты контроллинга. М.: Финансы и Статистика, 1998
  41. Р. Обновление производства: атакующие выигрывают. М.: Прогресс, 1987
  42. Хан Д. ПиК. Планирование и контроль: концепция контроллинга. М.: Финансы и Статистика, 1997.
  43. ХолтН.-Х. Основы финансового менеджмента. М.: Дело, 1993
  44. Цены и экономика капитализма./ Под ред. Е. И. Пунина, С. Б. Рычкова. М.: Прогресс, 1989.
  45. У., Акофф Р., Арнофф Л. Введение в исследование операций. -М.: Наука, 1968.
  46. Р. Имитационное моделирование систем: искусство и наука. М.: Мир, 1978
  47. Ackoff R. Management Misinformation Systems// Management Science, Desember, 1966.
  48. Adamczewski A. Czy programowanie w przedsi^biorstwie ma przyszlosc?// Computerworld, № 38,1996 (на польском яз.).
  49. Allweyer Т., Scheer.A.-W. Modellierung und Gestaltung Adaptiver Geschaftsprozesse.-Saarbrucken, Institut fur Wirtschaftsinformatik, 1995.
  50. Ansoff N.-I. Management Science Models and Techniques. N.Y., 1960
  51. Anthony P. Management by Objectives in Theory and Practice// Soulbern Journal of Business, 1968.
  52. ARIS, http://www.ids-sheer.de/produkte.htm
  53. Barker R. Case-Method. Modelowanie zwi^zkow encji. Warszawa: WNT, 1996 (на польском яз.).
  54. Вашей A. Preparing Management for MIS//Journal of Systems Management, vol.23 № 1, January, 1972.
  55. Blank P. Logistyka. Koncepcja zintegrowanego zarz^dzania przedsi^biorstwem. -Warszawa: PWE, 1997 (на польском яз.).
  56. Bleicher К. Der Weg zum virtuellen Unternehmen// Office Management, № 1−2, 1996 .
  57. Byzia T. Zarzadzanie jakosci?|// Informatyka, № 9, 1998 (на польском яз.).
  58. Cleland D., King W. Systems Analisis and Project Management. N.J., 1968
  59. Davenport T. Business Innovation, Reengineering Work through Information Technology.-Boston: Harward Business School Press, 1993 .
  60. Davenport Т., Short J. The New Industrial Engineering: Information Technology and Business Process Redesign.// IEEE Engineering Management Rewiew, Fall 1998 .
  61. Davenport Т., Stoddard D. Reengineering: Business Change or Mythic Proportions?.// MIS Quarterly, Nr 2, 1994.
  62. Drucker P. Managing for Results. N.Y.: Harper & Row, 1964 .
  63. Durlik I. Inzynieria zarzadzama. Strategia i proektowanie systemow produkcyjnych.-Warszawa: PWE, 1995 (на польском яз.).
  64. Dyzewski A. Analiza krajowego rynku odbiorcow systemow klasy MRP// Informatyka, Wydanie spiecjalne MRP'97, 1997 (на польском яз.).
  65. Forrester J. Industrial Dynamics. Cambridge, 1961.
  66. Forrester J. Principles of Systems: Wright-Allen, 1968.
  67. Gabrielczyk R. Organizacja i modelowanie processow: koncepcja, metoda, narz^dzie// В книге: Human-Computer Interaction, Gdansk, 1999 (на польском яз.).
  68. Gabryelczyk R., Lasek M. Architektury zintegrowanych systemow informacyjnych przedsi^biorstw// Informatyka № 1,1999 (на польском яз.).
  69. Gol^bska E., Szymczak M. Informatyzacja w logistyce przedsi? biorstw. Warszawa-Poznan: PWN, 1997 (на польском яз.).
  70. Gorry G.-A., Morton M.-S. A Framework for Management Information Systems// Sloan Management Review, vol.13, Fall 1971.
  71. Gruchman G. Dok^d zmierza si? reorganizacja procesow. // Computerworld, N 39, 1995 (на польском яз.).
  72. Hamel G., Prahald C.K. Przewaga konkurencyjna jutra// Strategia przejmowania kontroli nad branza i tworzenia rynkow przyszlosci. Warszawa, Business Press, 1999 (на польском яз.).
  73. Hammer M. Das prozesszentrierte Unternehmen. Die Arbeitswelt nach dem Reengineering. -Frankfurt N.J.: Campus Verlag, 1997.
  74. Hammer M., Champy J. Reengineering the Corporation: A Manifesto for Business Revolution. -N.J.: Harper Collins, 1993.
  75. Harrington H.J. Business Process Improvement: The Breakthrough Strategy for Total Quality, Productivity and Competitiveness: McGraw-Hill Inc., 1991.
  76. Hesselbein F., Goldsmith M., Beckhard R. Organizacja przyszlosci. Warszawa: Business Press, 1998 (на польском яз.).
  77. Ho Chin Fu. Information Technology Implementation Strategies for Manufacturing Organization: A Strategic Alignment Approach/VInt. J. Oper. and Prod. Management, 1996−16, № 7
  78. Informatyka dla ekonomistow. Studium teoretyczne i praktyczne. /Red. A. Nowicki -Warszawa: PWN, 1998 (на польском яз.).
  79. Informatyka ekonomiczna. /Red. E.Niedzielska. Wroclaw: Akademia Ekonomiczna, 1998 (на польском яз.).
  80. Informatyka OnLine, http://www.pol.pl./news.p/informa/2−97/f5/htm
  81. Jacobson I., Ericsson M., Jacobson A. The Object Advantage: Business Process Reengineering with Object Technology. N .J.: ACM Press-Addison-Weslej Publishing, 1995.
  82. Johanson G., Scholes K. Exploring Corporate Strategy: Text&Cases: Prentice Hall Europe, 1997.
  83. Kaplan R., Norton D. Putting the Balanced Scoregard to Work// Harvard Business Review, № 5, 1993.
  84. Kaplan R., Norton D. The Balanced Scorecard. Harvard Business School Press, 1996.
  85. Kaplan R., Norton D. Linking the Balanced Scorecard to Strategy.// California Management Rewiew, № 1, 1996 .
  86. Kaplan R., Norton D. Using the Balanced Scorecard as a Strategic Management System// Harvard Business Review, № 1,1996.
  87. Keller D., Nuttgens M., Scheer A. Semantische Prozebmodellierung.//Iwi-Heft № 89,
  88. Saarbrucken, Institut fur Wirtschaftsinformatik, 1992 .
  89. Keller G., Schroder. Geschaftsprozebmodelle: Vergangenheit-Gegenwart-ZikunM Management & Computer, № 2, 1996.
  90. Kiezun W. Sprawne zarz^dzanie organizacja. Zaiys teorii i praktyki. Warszawa: Szkoia Glowna Handlowa, 1997 (на польском яз.).
  91. Kosanke К. CIMOSA Offene System Arhitectur./ В книге: Scheer A. Handbuch Informationsmanagement. — Weisbaden: Gabler Verlag, 1993 .
  92. Kubiak В., Korowicki A. Globalny rynek elektroniczny w rozwoju organizacji wirtualnych i ich systemow informacyjnych. В книге: Electronic Data Interchange./Red. M. Niedzwiedzinski Lodz, 1997 (на польском яз.).
  93. Kubiak В., Korowicki A. Internet i techniki multimedialnej w rozwoju organizacji wirtualnych i handlu elektronicznego: Systemy informacji prszestrzennej.- Warszawa, РТ1РД997 (на польском яз.).
  94. Kubiak В., Korowicki A. Restrukturyzacja zarzadzania procesami gospodarczymi wspolczesnej organizacji z wykorzystaniem technologii informacji./B книге: Human-Computer Interaction'97, Gdansk, 1997 (на польском яз.).
  95. Kubiak В.F., Korowicki A. Mi^dzyorganizacyjne systemy informacyjne w rozwoju wirtualizacji./Red.T.Kasprzak: Warszawa-Saarbrucken: Wyd. Uniwersytetu warszawskiego — Inst fur Wirtschaftsinformatik, Universitat des Saarlandes, 1998 (на польском яз.).
  96. Kubiak В.F., Korowicki A. Zintegrowane systemy informatyczne klasy MRP П w restrukturyzacji processow wspolczesnej organizacji // InfoMan, Systemy Zarzadzania Informacji №№ 2, 3: Poznan, 1998 (на польском яз.).
  97. Kubiak В., Korowicki A. The Process Reconstruction Followed by Business Process Re-Engineering Concept. Материалы Международной Конференции «Business Information systems» BIS'99.// Red. Abramowicz W. Poznan, 1999.
  98. Landvater D. Gray C. MRP П Standard System: Oliver Wight Publications, 1989.
  99. Lasek M. SAP R/3 w optymalizacji procesow gospodarczych prszedsi^biorstwa// Вкниге: Human-Computer Interaction, Gdansk, 1997 (на польском яз.).
  100. Malhotra Y. Bisiness Process Redesign: An Overview// IEEE Engineering Management Rewiew, Fall 1998 .
  101. Manganelli R. Merging BPR and Strategy Implementation. The National Publication for BPR Enterprise Reegineering. V.2 Issue № 6,1995
  102. Manganelli R, Klein M. Reegineering. Metoda usprawniania organizacji. Warszawa: PWE, 1998 (на польском яз.).
  103. Mc Laughlin D.J. Strengthening executive decision making. Hum. Resourse Management -1995−34, № 3.
  104. Malachowski A., Niedzielska E. Wirtualna organizacja gospodarcza i jej infrastruktura komunikacyjna./B книге: Electronic Data Interchange./ Red. Niedzwiedzinski M. Lodz, 1996 (на польском яз.).
  105. Michalski E. The concept of marketing information system. В книге: Human-Computer Interaction./ RecLKubiak В., Korowicki A.: Gdansk, 1999
  106. Musselman V., Hughes E. Introduction to Modern Business. N.Y., 1969
  107. Obolenski N. Practical Business Reengineering. London, 1994
  108. Pankowska M. Outsourcing jako alians strategiczny./ В книге: Human-Computer Interaction./ Red. Kubiak В., Korowicki A. Gdansk, 1997 (на польском яз.).
  109. Paiys Т. MRP П przykladem systemu zintegrowanego// Informatyka, № 9, 1998 (на польском яз.).
  110. Pelczar M., Tretiakowa Т., Barcz A., Kowal L. Applications of Optimizing Models in Problems of Reengineering in Production’s Company. Proceedings of the 6th International Conference «Advanced Computer Systems» ACS'99. Szczecin, Poland, 1999.
  111. Pelczar M., Tretiakowa Т., Barcz A., Kowal L. Zastosowanie metod modelowania w systemie informacyjnym przedsi^biorstwa. Materialy IV Sesji Naukowej Informatyki. -Szczecin: Wyd., Jnforma", Politechnika Szczecinska, 1999 (на польском яз.).
  112. Peppard J., Rowland Ph. Reengineering. Warszawa, Gebethner & Ska, 1997 (на польском яз.).
  113. Perreault Y., Vlasic T. Wdrazaj^c BAAN’a IV. Skiemiewice, Poland: UCL systemy MRP П S.C., 1999 (на польском яз.).
  114. Poponczyk A. Elementy skladowe systemu MRP П// Informatyka, № 11, 1996 (напольском яз.).
  115. Poponczyk A. Rozwazanie, ale i szybko czyli rzecz о tym, jak wybierac system infonnatyczny wspomagaj^cy MRPII.// Informatyka, № 12,1996 (на польском яз.).
  116. Poponczyk A. Dwa w jednym czyli system infonnatyczny i system MRP II w przedsi^biorstwie // Informatyka, Wydanie specjalne MRP H'97, 1997 (на польском яз.).
  117. Popow О., Soldek J., Tretiakowa Т.: Systemy adaptacyjnego informatycznie wspomaganego zarz^dzania przedsi^biorstwem.//B книге: Systemy Informatyczne w Zarz^dzaniu Strategicznym.- Szczecin: Informa, 1997 (на польском яз.).
  118. Popow О., Soldek J., Tretiakowa Т.: Podejscie adaptacyjne w zarzadzaniu systemami gospodarczymi. Proceedings of International Conference on Business Information Systems BIS'98. Poznan, Poland, 1998 (на польском яз.).
  119. Popow О., Soldek J., Tretiakowa Т.: The Structure of an Information Maintenance of Adaptive Economical Systems. Abstracts of reports of 6-th St. Petersburg International Conference «Regional Informatics-98» RI-98, St. Petersburg, 1998.
  120. Popow O., Tretiakowa Т., Pelczar M., Majorkowska-Mech D.: Productivity Management and some Mathematical Problems of Adaptation. Proceedings of International Conference on Systems and Signals in Intelligent Technologies SSIT'98. Minsk, Belarus, 1998.
  121. Popow O., Tretiakowa Т.: Zagadnienia adaptacji i modelowania biznes-procesow. Materialy in Sesji Naukowej Informatyki. Szczecin, Wyd. «Informa», Politechnika Szczecinska, 1997 (на польском яз.).
  122. Popow О., Tretiakowa Т.: Modelowanie biznes-procesow: niektore oceny jakosciowe i ilosciowe.//B книге: Informatyka i Zarz^dzanie Strategiczne. Szczecin, PAN, 1998 (на польском яз.).
  123. Popow О., Tretiakowa Т.: Modeling and Simulation of Business Processes: Some Qualitative and Quantitative Estimations. Proceedings of International Conference on Business Information Systems BIS'99. Poznan, Poland, 1999.
  124. Popow О., Soidek J., Tretiakowa Т.: The Structure of an Information Maintenance of Adaptive Economical Systems. Proceedings of 6-th St. Petersburg International Conference «Regional Informatics-98» RI-98. St. Petersburg — Szczecin, «Informa», 1999.
  125. Popow O., Tretiakowa Т.: Information Maintenance of Business-processes: the Structure and Some Quantitative Characteristics. Proceedings of IV International Conference «Human-Computer Interaction» HCI'99. Gdansk, Poland, 1999.
  126. Popow O., Tretiakowa Т., Podolsky S.: Organizacja systemu informacyjnego procesu logistycznego przedsifbiorstwa handlowo-produkcyjnego. Proceedings of International Conference KSW'2000. Bydgoszcz, Poland, 2000 (на польском яз.).
  127. Porter M. Competitive Strategy. N.J.: MacMillan, 1980 .
  128. Quade E. Systems Analysis Techniques for Plaaing-Programming-Budgeting. В книге: Planing-Programming-Budgeting: A Systems Approach to Management, Chicago: Aldine, 1969.
  129. Romanowska M. Alianse strategiczne przedsi^biorstw. -Warszawa: PWE, 1997 (на польском яз.).
  130. Rosemann M., Roffhowe Т. Der Losungsbeitarg von Process-modellen bei der Einfuhrung von SAP R/3 im Finanz und Rechnugswesen// HMD: Theor und Prax. Wirtshaftsinf. 1995−32, N182
  131. Rudwick B.H. Systems Analysis for Effective Planning: Principles and Cases. N.Y., 1969.
  132. Scheer A. ARIS Architectur Integrierter Informationssysteme.- Berlin-Heidelberg: Springer Verlag, 1992.
  133. Sheer A. ARIS Business Process Frameworks. — Berlin-Heidelberg: Springer Verlag, 1998.
  134. Sheer A. Business Process Engineering. Reference Models for Industrial Enterprises. -Berlin N. J., Springer-Verlag, 1994 .
  135. Shlaer S., Mellor S. Object-Oriented Systems Analysis. Englewood Cliffs, N.J.: Prentice Hall, 1988
  136. M.Sierpinska, Jachna T. Ocena przedsi^biorstwa wedhig standardow swiatowych. -Warszawa, PWN, 1993 (на польском яз.).
  137. Simon H., Newell A. Heuristic Problem Solving: the Next Advance in Operaton1. Research, V. 6,1958.
  138. Stainbeek H. Total quality management. Kompleksowe zarzadzanie jakoscia. -Warszawa: Placet, 1998 (на польском яз.).
  139. Stoner A., Wankel C. Kierowanie. Warszawa: PWE, 1992 (на польском яз.).
  140. Stuart F.I., Mueller P. Total Quality Management and Supplier Partnerships: A Case Study// International Journal of Purchasing and Materials Management 30, № 1, Winter 1994.
  141. Thonton J, Watts D. Simulate to stimulate // Manufacturing Computer Solution, № 10, 1995.
  142. Tretiakowa Т., Pelczar M., Majorkowska-Mech D. Applications of Linear Programming and Identification Methods in Solving Managing Tasks. Proceedings of the 7th International Conference «Advanced Computer Systems» ACS'2000. -Szczecin, Poland, 1999.
  143. West Ch. The Systems Aproach. N.J.: Delta Book, 1969.
  144. Zarzadzanie strategiczne. Koncepcje-metode. /Red. R. Krupski: Wroclaw, Akademia Ekonomiczna, 1998 (на польском яз.).
  145. Zwierzowski Z. Zarzadzanie z informatycznym wsparciem // Raport w Preczpospolita № 262 (4516) z 96.11.09−11 (на польском яз.).
  146. Zintegrowane systemy zarzadzania. Vogiel Publishing, Wroclaw, 1997 (на польском яз.).
Заполнить форму текущей работой