Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Методика дифференцированного обучения плаванию студентов специальной медицинской группы с учетом фенотипа

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретико-методологической основой исследования явились: теория функциональной системы П. К. Анохина (1975) — концепция единства законов развития людей с разными двигательными способностями H.A. Бернштейна (1966) — концепция спортивно-тренировочного направления в обучении студентов специальной медицинской группы Э. Г. Булич (1986) — теория развития различных компонентов физического потенциала… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ С ДИСПЛАЗИЕЙ СОЕДИНИТЕЛЬНОЙ ТКАНИ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ (НА ПРИМЕРЕ ПЛАВАНИЯ)
    • 1. 1. Здоровье студентов и морфофункциональные проявления дисплазии соединительной ткани
    • 1. 2. Фенотипические признаки и распространенность различных проявлений дисплазии соединительной ткани в студенческом возрасте
    • 1. 3. Теория общих неспецифических адаптационных реакций организма- основа использования плавания для укрепления здоровья студентов специальной медицинской группы
    • 1. 4. Современные подходы оптимизации средств физического воспитания для укрепления здоровья студентов (на примере плавания) 24 1.4.1. Анализ программ обучения плаванию в высших учебных заведениях
  • Резюме
  • ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Задачи исследования
    • 2. 2. Методы исследования
    • 2. 3. Организация исследования
  • ГЛАВА 3. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ
    • 3. 1. Уровень физического состояния и морфофункциоиалышх проявлений дисплазии соединительной ткани у студентов
    • 3. 2. Конституциональные особенности и фенотипические признаки дисплазии соединительной ткани в контексте разработки дифференцированной методики обучения плаванию
    • 3. 3. Методическое обоснование индивидуально — дифференцированного обучения плаванию студентов специальной медицинской группы
  • Резюме
  • ГЛАВА 4. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА МЕТОДИКИ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ
    • 4. 1. Показатели техники спортивных способов плавания у студентов специальной медицинской группы
    • 4. 2. Показатели кардио-респираторной системы
      • 4. 2. 1. Показатели внешнего дыхания
    • 4. 3. Показатели физического развития и подготовленности
    • 4. 4. Показатели исследования функционального состояния вегетативной нервной системы у студентов специальной медицинской группы
    • 4. 5. Психологические показатели
    • 4. 6. Результаты повышения устойчивости организма студентов к простудным заболеваниям
  • Резюме
  • ВЫВОДЫ

Методика дифференцированного обучения плаванию студентов специальной медицинской группы с учетом фенотипа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность. Многочисленные исследования специалистов различного профиля свидетельствуют, что в последние 10 лет наблюдается прогрессирующее снижение показателей физического развития и резервов здоровья молодежи России (В.В. Чешихина, В. Н. Кулаков, 2004; Л. Д. Царегородцева, 2005). По данным Госкомстата России из 4 миллионов студентов высших учебных заведений 80% имеют нарушения здоровья разной степени тяжести, соответственно увеличивается число лиц, отнесенных после медицинского осмотра к подготовительной и специальной группе, что составляет от 17 до 38% с тенденцией к возрастанию (А.Н. Дуруда, 1997; Ж. Б. Сафонова, 2002).

В последние годы отмечается увеличение различных морфофункциональ-ных проявлений дисплазии соединительной ткани, нередко сопровождающихся ухудшением работы кардио-респираторной системы и вегетативной регуляции, а также снижением уровня приспособительных реакций (В.М. Яковлев, Г. И. Нечаева, 1993; P.A. Меркулова, 2004; Р. Zeppilini, 1984). Они могут быть обусловлены неблагоприятной экологической обстановкой, неадекватным питанием, стрессами, влияющими на организм в процессе онтогенеза, и создают условия для генетической гетерогенности развития аномалий, что в целом ограничивает выбор профессии и некоторых видов спортивной деятельности (Ю.А. Медведев, Д. Е. Мацко, 1993; И. В. Соколова, 2003; И. А. Братишко, Т. А. Нацаренус, 2004). Поэтому очень важно на ранних стадиях диспластического процесса проведение мероприятий, оказывающих оздоровительное воздействие, направленных на повышение устойчивости организма, сопротивляемости к патологическим факторам (В.М. Яковлев, Г. С. Дубилей, 1994).

В связи с этим возникает необходимость совершенствования учебных программ физического воспитания и разработки методик обучения двигательным действиям студентов специальной медицинской группы с целью применения различных видов спорта, и, прежде всего, плавания, направленных на развитие функциональных способностей организма и постепенное улучшение их физической подготовленности.

Теоретический анализ литературных источников свидетельствует об отсутствии информации, отражающей особенности методики обучения плаванию студентов специальной медицинской группы с дисплазией соединительной ткани в зависимости от фенотипа. Противоречивы мнения по направленности обучения плаванию в студенческом возрасте: спортивной (И.А. Федченко, 1983; В. А. Быков, 2003), прикладной (А.Ю. Александров, 2002; Е. Е. Перепелица, 2004), оздоровительно-реабилитационной (Н.П. Павлова, 1978; Л. А. Куничев, 1984; Л.И. Аики-на, 1999). Отмеченные обстоятельства определили проблему исследования: поиск путей и средств эффективного обучения плаванию студентов специальной медицинской группы с дисплазией соединительной ткани.

Объект исследования — физическое воспитание студентов специальной медицинской группы.

Предмет исследования — содержание и способы дифференцированного обучения плаванию студентов специальной медицинской группы в зависимости от фенотипа, педагогические условия и факторы, влияющие на оздоровление организма занимающихся.

Цель исследования — разработать, теоретически обосновать и проверить на практике эффективность методики дифференцированного обучения плаванию студентов специальной медицинской группы с дисплазией соединительной ткани в зависимости от фенотипа, направленной на укрепление здоровья, повышение морфофункциональных и адаптационных возможностей их организма.

Гипотеза — использование плавания в физическом воспитании студентов специальной медицинской группы с дисплазией соединительной ткани становится эффективным средством укрепления их здоровья и повышения морфофункциональных и адаптационных возможностей организма, если:

— исходными основаниями программы тренировочных занятий и методики дифференцированного обучения плаванию станут положения о целостности структурных и функциональных признаков, унаследованных и приобретенных, обусловливающих особенности приспособления организма занимающихся к факторам среды;

— будут учитываться тип конституции и фенотипические признаки диспла-зии соединительной ткани, предрасполагающие к выбору способа плавания для начального обучения;

— разработаны с учетом фенотипа и использованы комплексы упражнений на суше и в воде для каждого этапа обучения плаванию — подготовительного (дыхательные упражнения, упражнения на увеличение подвижности в плечевом и локтевом суставах, на координацию движений, на скольжение и др.) — основного (упражнения на изучение техники основного способа плавания, на отработку гребковых движений, на преодоление сопротивляемости воды, на согласование движений тела и др.) — тренировочного (общеразвивающие упражнения, повышающие выносливость организма, упражнения на совершенствование техники основного способа плавания и др.);

— после овладения студентами техникой основного способа плавания через каждые четыре занятия будет вдвое увеличиваться длина проплываемых ими без отдыха отрезков до достижения максимального — 800 м;

— в качестве отдыха между нагрузками использовать 10 выдохов в воду.

Научная новизна.

1 .Предложено новое основание для дифференциации студентов специальной медицинской группы, содержания и способов их обучения плаванию — учет фенотипа.

2.Разработана методика дифференцированного обучения плаванию студентов специальной медицинской группы. В отличие от существующих методик в ней:

— используются в зависимости от внешних фенотипических признаков дис-плазии соединительной ткани, спортивные способы плавания: при астенической конституции с воронкообразной формой грудной клетки — кроль на грудис килевидной формой грудной клетки — кроль на спинепри дигестивной конституции — брасс;

— обучение технике плавания строится на комплексе упражнений на суше и в воде;

— в способе кроль на груди и кроль на спине первоначально изучаются движения руками, что связано с доминирующими фенотипическими признаками (длина рук, повышенная подвижность плечевого и локтевого суставов, слабо-выраженная мускулатура, изменения в грудной клетке и др.), в способе брасс обучение начинается с упражнений движения ногами, так как нижние конечности более массивны, ярко выражены подвижность коленного сустава и «сандале-видная» форма стопы, способствующие более сильному отталкиванию и продвижению вперед;

— доказана действенность паузы отдыха, в процессе которой студенты делают 10 выдохов в воду, что приводит к повышению сниженных функциональных возможностей кардио-респираторной системы;

— определена длина проплываемых без отдыха дистанционных отрезков (50, 100, 200, 400, 600, 800 м), последовательное увеличение которых связано с постепенным возрастанием аэробных возможностей и уровня приспособительных реакций.

3 .Разработана учебно-тренировочная программа обучения плаванию, учитывающая особенности студентов специальной медицинской группы с диспла-зией соединительной ткани, которая отличается постепенным нарастанием физических нагрузок и их объёма.

Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации фе-нотипических признаков дисплазии соединительной ткани, характерных для астенической и дигестивной конституциив обеспечении и реализации дифференцированного подхода в разработке методики обучения студентов плаваниюрасширении содержания типовой программы «Физическое воспитание» за счет включения разработанной учебно-тренировочной программы по плаванию для студентов специальной медицинской группыопределении критериев оценки эффективности использования методики обучения плаванию студентов специальной медицинской группы с дисплазией соединительной ткани.

Практическая значимость исследования состоит в разработке:

— учебно-тренировочной программы по плаванию для студентов специальной медицинской группы с дисплазией соединительной ткани;

— методики дифференцированного обучения плаванию студентов специальной медицинской группы в зависимости от фенотипа;

— методических рекомендаций по проведению занятий по физической культуре со студентами специальной медицинской группы, направленных на повышение их адаптационных возможностей и укрепление здоровья.

Полученные результаты позволяют использовать учебно-тренировочную программу и методику дифференцированного обучения плаванию студентов специальной медицинской группы в зависимости от фенотипа в практике физического воспитания не только в образовательных учреждениях всех типов, но и в физкультурно-оздоровительных и реабилитационных центрах.

Теоретико-методологической основой исследования явились: теория функциональной системы П. К. Анохина (1975) — концепция единства законов развития людей с разными двигательными способностями H.A. Бернштейна (1966) — концепция спортивно-тренировочного направления в обучении студентов специальной медицинской группы Э. Г. Булич (1986) — теория развития различных компонентов физического потенциала человека В. К. Бальсевича (1988) — теория общей неспецифической адаптационной реакции организма Г. Селье (1960), JI.X. Гаркави (1979) — принципы «тренирующей терапии» для лиц с дисплазией соединительной ткани В. М. Яковлева, Г. С. Дубилей (1996) — концепция формирования модельных характеристик пловцов E.JI. Фаворской (1989) — концепция инновационной методики обучения плаванию, тренировки и оздоровления в вузах В. А. Быкова (2003).

На защиту выносятся следующие положения:

1. Среди студентов, относящихся к специальной медицинской группе, существует категория лиц с дисплазией соединительной ткани. Для укрепления их здоровья важное значение имеет плавание, которое входит в традиционную программу физического воспитания. Учитывая фенотипические признаки дисплазии соединительной ткани, обусловливающие особенности приспособления организма студентов к факторам среды, в их обучении плаванию следует использовать способы спортивного плавания в зависимости от фенотипа:

— при астенической конституции с воронкообразной формой грудной клетки — кроль на груди, с килевидной формой грудной клетки — кроль на спине;

— при дигестивной конституции — брасс.

2. Обучение плаванию студентов с дисплазией соединительной ткани должно строиться дифференцированно с учетом фенотипа на комплексе, выбранных в соответствии с этапом обучения (подготовительный, тренировочный, основной) упражнений, выполняемых на суше и в воде в определенной последовательности — в способе кроль на груди и кроль на спине первоначально изучаются движения руками, в способе брасс — движения ногами.

3. В отличие от оздоровительного плавания, в котором строго не регламентируются объем нагрузки, время и способы отдыха, и от спортивного плавания, где нагрузки и отдых зависят от квалификации и периода подготовки к соревнованиям, объем физической без отдыха нагрузки для студентов с дисплазией соединительной ткани должен каждые четыре занятия увеличиваться постепенно и достигать своей максимальной величины — 800 м, а отдых между дистанционными отрезками составлять 10 выдохов в воду.

Выводы.

1. Анализ состояния проблемы показал, что вопросам обучения плаванию студентов с дисплазией соединительной ткани уделяется недостаточно внимания. Как правило, в высших учебных заведениях предмет «Физическая культура» не предусматривает проведения занятий плаванием в специальных медицинских группах.

2. Теоретические положения о целостности структурных и функциональных признаков, унаследованных и приобретенных в результате дис-плазии соединительной ткани, обусловливающих особенности приспособления организма к факторам внешней среды, дают основания для разработки учебно-тренировочной программы и методики дифференцированного обучения плаванию студентов специальной медицинской группы в зависимости от фенотипа.

3. Наличие внешних фенотипических признаков соединительной ткани (высокий рост, деформация грудной клетки, длинные руки и пальцы, нарушение осанки либо сколиоз в сочетании с плоскостопием) должно служить основанием для грамотного целенаправленного формирования физической активности лиц, имеющих данное проявление, а также для разработки и осуществления физкультурно-оздоровительных мероприятий со студентами специальной медицинской группы.

4. При дифференцированном обучении студентов специальной медицинской группы выбор способа плавания зависит от внешних фенотипических признаков дисплазии соединительной ткани: при астенической конституции с воронкообразной формой грудной клетки больший эффект дает кроль на грудис килевидной формой грудной клетки — кроль на спинепри дигестивной конституции — брасс.

5. Разработанная методика дифференцированного обучения плаванию студентов специальной медицинской группы в зависимости от фенотипа является высокоэффективной благодаря использованию комплекса упражнений на суше и в воде, оптимизации нагрузки и отдыха, так как обеспечивает улучшение координационных способностей и повышение функциональных возможностей кардио-респираторной системы занимающихся.

Практические рекомендации.

1.Для комплектования группы плавания студентов с отклонением в состоянии здоровья следует провести: анализ результатов врачебного контролявегетативное анкетирование, тестирование внешних фенотипических признаков дисплазии соединительной ткани.

2.Определение спортивного способа плавания для обучения осуществляется на основе разработанной нами классификации:

— астенической конституции (длинные конечности, малая слабая мускулатура, воронкообразная грудная клетка) — кролем на груди;

— астенической конституции (длинные конечности, малая слабая мускулатура, гипермобильность плечевого и локтевого сустава, Х-образные руки, плосковальгусная стопа килевидная грудная клетка) — кролем на спине;

— дигестивной конституции (средняя мускулатура, повышенная подвижность коленных и голеностопных суставов, Х-образные ноги, плоскостопие поперечное, сандалевидные стопы короткая, широкая книзу грудная клетка, синдром «прямой спины») — брассом.

3.Для занятий плаванием со студентами специальной медицинской группы рекомендуется использовать разработанную программу обучения и совершенствования спортивных способов, включающую три периода (подготовительного, основного, тренировочного), рассчитанную на два года.

4.Первый (подготовительный) этап направлен на ознакомление занимающихся с водой, обучение и формирование спортивной техники индивидуального способа плавания, в зависимости от фенотипавторой — основной, на совершенствование технической подготовленности «своего» способа плавания, а также параллельного изучения дополнительных способовтренировочный — на дальнейшее совершенствование спортивной техники «своего» способа плавания, повышение уровня физической и плавательной подготовленности, общей выносливости.

5.При изучении и формировании техники в первом (подготовитель-ном)этапе, продолжительностью 5 занятий, следует применять метод целостно — раздельного обучения с ординарными интервалами отдыха (движения рук, ног, постановка дыхания, общее согласование движений и закрепление навыка) путем многократного повторения специальных (плавательных) упражнений на отрезках длиной от 8 до 12,5 м (до глубокой части бассейна).

6.На втором этапе (основном) — 28 занятий, рекомендуется применять упражнения для изучения и совершенствования техники способа плавания и проводить по следующим основным направлениям: совершенствование обтекаемого положения тела, уменьшающего сопротивление водыпостановка эффективных гребковых движений, обеспечивающих мощные тяговые усилия и хорошее продвижениепостановка дыхания, используя короткий и энергичный вдох, строго подчиненный ритму плавательных движенийулучшение согласования движений руками, ногами и туловищемустранение излишнего напряжения мышц и скованности движений, повышение экономичности техники.

7.Для воспитания базовой выносливости в тренировочном периоде (36 занятий) следует включить на занятиях такие зоны нагрузки как компенсаторное плавание и плавание на пороге анаэробного обмена умеренной интенсивности. При этом применять равномерно — дистанционный и повторно-дистанционный методы, включающие в себя тренировочные дистанции от 50 м до 800 м с использованием «действенной паузы» отдыха, контроль за реакцией на нагрузку следует определять по частоте сердечных сокращений.

8.Для регулирования плавательной нагрузки и оптимальной частоты сердечных сокращений (150 уд/мин) следует включать «действенную паузу отдыха» -10 выдохов в воду между проплываемыми отрезками:

— первый (подготовительный) период — через 12,5- 25 м;

— второй (основной) период — через — 25- 50- 100- 200 м;

— третий (тренировочный) — через 50- 100- 200- 400- 800 м.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Т.М. Научное обеспечение подготовки пловцов: Педагогические и медико-биологические исследовании / Т. М. Абсалямов, Т. С. Тимакова — М.: Физкультура и спорт, — 1983. — 191с.
  2. H.A. Здоровье студентов / H.A. Агаджанян, В. П. Дегтярев, Е. П. Русанова М.: Физкультура и спорт, — 1997. — 146с.
  3. H.A. Биоритмы, спорт, здоровье / H.A. Агаджанян, H.H. Шаба-тура М.: Физкультура и спорт, — 1989. — 61с.
  4. А.Ю. Формирование умения плавать у мужчин 19−30 лет на основе «переноса» двигательных навыков и адаптации к водной среде А.Ю. Александров // Автореф. дис.канд.пед.наук. Малаховка, 2001 г. 19с.
  5. Г. Д. Медицинские аспекты допуска детей к занятиям спортом (проблемы и решения) / Г. Д. Алексанянс, Г. А. Макарова, В. А. Якобошвили // Теория и практика физической культуры. 1999. — № 1. — С. 30 — 33.
  6. Н.М. Физическая активность и сердце / Н. М Амосов, Я. А. Бендет -Киев- Здоровье, 1989. — 216с.
  7. П.К. Очерки по физиологии функциональных систем / П. К. Анохин. -М.: Медицина. 1975. — 448с.
  8. Д.М. Функциональные пробы в кардиологии / Д. М. Аронов М.: Кардиология. — 1995.-№ 3. — С.74−82.
  9. М.Аршавский И. А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития / И. А Аршавский М.: Наука. — 1982. — 270 с.
  10. И.В. Определение физической работоспособности в клинике и спорте / И. В. Аулик М.: Медицина. — 1990. — 192с.
  11. .А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании / Б. А Ашмарин М.: Физкультура и спорт. — 1978. — 233с.
  12. В.К. Физическая активность человека / В. К. Бальсевич, В.А. За-порожанов Киев: Здоровье. — 1987. — 214с.
  13. В.К. Физическая активность для всех и для каждого / В. К. Бальсевич М.: Физкультура и спорт. — 1988. — 207с.
  14. В.К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодежи / В. К. Бальсевич // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996, № 1. — С. 23 — 25.
  15. В.К. Перспективы развития общей теории и технологий спортивной подготовки и физического воспитания (методологический аспект) / В. К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. 1999, № 4. — С. 21−40.
  16. И.Ю. Методика технической подготовки пловцов с учетом возрастных особенностей формирования двигательной функции / И. Ю Бере-стецкая // Автореферат дис.. канд. пед. Наук. Киев. — 1987. — 24с.
  17. H.A. Физиология движений и активности / H.A. Бернштейн // под ред. О. Г. Газенко М.: Наука. — 1990. — 496с.
  18. H.A. Очерки по физиологии движений и физиологии активности / H.A. Бернштейн М.: Медицина. — 1966. — С. 247−249.
  19. O.E. Медицинская генетика / O.E. Блинникова, С. И. Козлова // Экспресс информ. ВИНИТИ. — М., 1987. — № 4. — 21 с.
  20. A.A. Введение в учение о конституциях и диатезах / A.A. Богомолец-М.: 1926.-176с.
  21. B.B. Целенаправленное развитие двигательных способностей человека / В. В. Бойко М.: — Физкультура и спорт. — 1987. — 144 с.
  22. Д.Н. Распространенность пролапса митрального клапана среди населения / Д. Н. Бочкова, Т Ю. Розина, Ю. С. Соболь, В. М. Десятиченко // Кардиология. 1983. — № 8. — С. 40−43.
  23. В.Г. Система применения длительных нагрузок циклического характера в физическом воспитании студентов специального учебного отделения ВУЗа/В.Г. Булате//Автореф. дис.. канд.пед. наук. Киев. -1981. — 18с.
  24. Э.Г. Физическое воспитание в специальных медицинских группах / Э. Г. Булич М.: — Высшая школа. — 1986. — 255с.
  25. Н.Ж. Познакомьтесь плавание, первые шаги в спорте / Н. Ж. Булгакова — М.: — ООО «Издательство ACT». — 2002. — 160с.
  26. В.В. Методика антропометрических исследований / В. В. Бунак М.: — Медицина. — 1931. — 222с.
  27. JI.A. Электокардиография в спортивной медицине / JT.A. Бут-ченко Л.: — Медгиз. — 1963.-170 с.
  28. В.А. Технология ускоренного обучения плаванию / В. А. Быков // Теория и практика физической культуры. 1992. — № 6. — С. 41−42.
  29. В.А. Инновационная система ускоренного обучения плаванию, спортивной тренировки и оздоровления студенток высших учебных заведений физической культуры / В. А. Быков // Автореф. дисс.. доктора пед. наук -М.-2003.-48 с.
  30. В.А. Оздоровительное плавание для людей различного возраста /
  31. B.А.Быков, A.B. Пирог // Методические рекомендации для студентов институтов Физической Культуры. Смоленск. — 1989. — 30с.
  32. Г. П. Патология органов дыхания при дисплазии соединительной ткани / Г. П. Василенок, Г. Н. Верещагина, С. С. Попова, Д. Н. Долганова // Материалы третьего регионального симпозиума ДСТ. Омск. 1993. — С. 31 — 32.
  33. A.M. Заболевания вегетативной нервной системы / A.M. Вейн // Руководство для врачей // под редакцией А. М. Вейна М.: Медицина. — 1991.1. C. 178−181.
  34. A.M. Вегетативные нарушения при пролапсе митрального клапана среди населения / A.M. Вейн, А. Д. Соловьева // Кардиология. 1985. — № 2. — 55с.
  35. Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса / Ю. В. Верхошанский М.: Физкультура и спорт. — 1985. — 176с.
  36. А.Д. Плавание: Учебное пособие для студ. высших учебных заведений / А. Д. Викулов М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС — 2003. — 368с.
  37. Н.П. Анализ заболеваемости и физической подготовленности студентов, отнесенных к специальной медицинской группе / Н. П. Вишнякова //
  38. Материалы межд. конф. / Организация и методика учебного процесса, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы. М. — 2004. — С. 79 — 83.
  39. В.П. Исследование методики применения дыхательных упражнений в подготовке юных пловцов / В. П. Волегов. // Автореф. дисс.. канд. пед. наук. — Л. — 1970. 22с.
  40. А.И. Адаптация и компенсация универсальный биологический механизм приспособления / А. И. Воложин, Ю. К. Субботин — М.: Медицина.-.1987.- 176 с.
  41. Л.Х. Адаптационные реакции и резистентность организма / Л. Х. Гаркави, Б. Б. Квакина, М. А. Уколова. Ростов. — 1979. — 125с.
  42. Л.Л. Физиологическая характеристика плавания / Л. Л. Головина // Лекция для студентов, аспирантов и слушателей факультета усовершенствования. М.: — 1989. — 24с.
  43. Гребенщикова 3. В. Взаимосвязь гибкости с некоторыми параметрами плавательной подготовленности студентов./ 3. В. Гребенщикова, Л. Л. Артамонова // Всероссийская межвуз.науч.-практич.конф. Москва. — Малаховка. — 1999.-С. 199−201
  44. Н. А. Физические упражнения и вегетативная нервная система у спортсменов./ Н. А Гукасова //Материалы XII междунар. науч-практ.конф. по проблемам физического воспитания учащихся. Коломна. — 2002 — С. 15.
  45. А. Г. Практические занятия по врачебному контролю./А. Г. Дембо // Пособие для институтов физической культуры под общей редакцией А. Д. Дембо. -М.: Физкультура и спорт. — 1986. — С. 31 — 32.
  46. А. Г. Спортивная кардиология./ А. Д. Дембо, Э. В. Земцовский. -Л.: Медицина. 1989. — 463 с.
  47. В. В. Четырнадцать занятий плаванием для юношей 9−10 классов. / В. В. Дементьев. Л.:Физкультура в школе. — 1987. — № 1, — С. 46−49.
  48. О. В. Формирование здорового образа жизни студентов в воспитательной работе вуза./ О. В. Добророднова // Материалы межд. научн,-практ. конф. / Физическое образование детей, учащейся молодежи. Шуя -2004 С. 77−80.
  49. В. А. Тест дифференцированной самооценки функционального состояния./ В. А. Доскин, Н. А. Лаврентьева, М. П. Мирошникова., В. Б. Шарай. // Вопросы Психологии. 1973. — 6. — С. 141−146.
  50. Г. С. Применение дозированных физических нагрузок в сочетании с милдронатом при восстановительном лечении больных с пролапсом митрального клапана./ Г. С. Дубилей // Дисс.. канд. мед. наук Томск -1992, — 182с.
  51. А. Н. Развитие общей выносливости с использованием ациклических физических упражнений у студенток с дисфункцией системы кровообращения./ А. Н. Дуруда // Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Омск. — 1997. — 24с.
  52. Г. М. Вегетососудистые параксизмы («панические атаки»)./ Г. М. Дю-кова, X. Л. Алиева//Журнал Неврапотол. и психиатр. 1989. -№ 10. — С. 130−137.
  53. Г. И. Оптимизация методики обучения плаванию по программе физического воспитания вузов./ Г. И. Егоров // Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -М. 1980. — 18с.
  54. О. В. Состояние здоровья и работоспособности как факторы учебного и двигательного режима студентов./ О. В. Ендропов // Проблемыразвития физической культуры и спорта в условиях Сибири и Крайнего Севера. Омск. — 1995. — С. 68 — 70.
  55. А. А. Распространенность сердечно-сосудистых заболеваний среди студенческой молодежи./ А. А. Желада, М. И. Щупина // Тезисы докл. на-уч.-практ. конф. / Современные проблемы реабилитации кардиологических больных. Омск. — ОмГУ. — 1999. — С. 20−22.
  56. Т. А. Дифференцированная методика физического воспитания для студентов специальных медицинских групп, как средство профилактики./ Т. А. Ильницкая //Автореф. дис. .канд. пед. наук. -М.: 1993. — 19с.
  57. Инструментальные методы исследования сердечно-сосудистой системы.// Справочник. М.: — Медицина. — 1986. — 416с.
  58. В. П. Выживание населения в России./ В. П. Казначеев, А. И. Акулов, А. А. Кисельников, И. Ф. Мингазов Новосибирск: — Изд-во Новосибирского университета. — 2003. — 31с.
  59. Н. Н., Плавание: лечение и спорт./ Н. Н. Кардамонова Ростов на Дону: — Феникс. — 2001. — 32с.
  60. В. Г. Эффективность механизма Франка Старлинга при физической нагрузке./ В. Г. Карпман, 3. Б. Белоцерковский // Кардиология. — 1983. — № 6. — 106с.
  61. В. Л. Тестирование в спортивной медицине./ В. Г. Карпман, 3. Б. Белоцерковский, И. А. Гудков М.: — Физкультура и спорт. — .1988. — 208с.91 .Каунсилман Д. Наука о плавании./ Д. Каунсилман М.: — Физкультура и спорт, — 1972.-430с.
  62. В. И. Совершенствование согласования локомоторных и дыхательных движений в спортивном плавании./ В. И. Кебкало, Д. Ф. Мосунов -Л.: ГЦОИФК им. П. Ф. Лесгафта. — 1985. — 31с.
  63. П. Г. Состояние здоровья и физической работоспособности студентов специальной медицинской группы./ П. Г. Койносов, Д. Г. Соснин // Тезисы докладов науч.-практ. конф. / Здровье и массовая физическая культура. Новосибирск. — 1998. — С. 121−122.
  64. И. Н. Характеристика уровней показателей основных факторов риска ИБС у студентов г. Томска./ И. Н. Конобеевская, Э. А. Лапина, Н. В. Каннская Сибирский журнал. — 1997. — № 3−4 — С. 32−35.
  65. Юб.Куничев JI. А. Физические упражнения в воде в комплексе лечения больных с сердечно-сосудистыми заболеваниями./ Л. А. Куничев // Вопросы курортологии физиотерапии и лечебной физической культуры. 1984. — № 4,1984.-С. 80−81.
  66. Ю7.Купер К. Аэробика для хорошего самочувствия./ К. Купер М.: Физкультура и спорт. — 1989. — 222с.
  67. Ю8.Курицын В. М. Патоморфология реберного хряща при воронкообразной грудной клетке./ В. М. Курицын // Автореф. дисс.. канд. мед. наук М.1985.- 18с.
  68. Ю.Лакин Г. Ф. Биометрия./ Г. Ф. Лакин. М.: Высшая школа. — 1980. — 293с.
  69. О. В. О некоторых проблемах дисплазии соединительной ткани./ О. В. Лисиченко, Г. Н. Верещагина, И. А. Викторова // Материалы Третьего регионального симпозиума дисплазии соединительной ткани. -Омск.- 1983.-С. 26−28.
  70. Л. П. Техническое мастерство пловца./ Л. П. Макаренко М.: — Физкультура и спорт. — 1975. — 224с.
  71. Л. П. Плавайте на здоровье./ Л. П. Макаренко М.: — Физкультура и спорт. — 1988. — 80с.
  72. А. И. Синдром дисплазии соединительной ткани сердца./ А. И. Мартынов, О. В. Степура, О. Д. Остроумова Кардиология. — 1998. — № 9. — С. 74−76.
  73. А.И. Моделирование эмоциональной нагрузки у лиц с синдромом дисплазии соединительной ткани сердца./ А. И. Мартынов, Ю. Д. Поляков, В. В. Николаева. Кардиология. — 1999. -№ 11. — С.51−58.
  74. Э. Г. Методы исследования в спортивной антропологии./ Э. Г. Мартиросов М.: Физкультура и спорт. — 1982. — 129с.
  75. JI. П. Теория и методика физической культуры./ JI. П. Матвеев //Учебник для институтов физической культуры. М.: — Физкультура и спорт. — 1976.-544с.
  76. Ю.А. Арх.патол. / Ю. А. Медведев, Д.Е. Мацко-1993 № 3. — С. 3−9.
  77. Т. М. Обучение плаванию по ускоренной методике./ Т. М. Медведева, В. В. Пономарева, В. Т. Романов // Физическое воспитание и спортивная медицина на Севере / Тезисы докл. XI межригион. научн. метод. конф. — Архангельск. — 1992. — С. 92.
  78. Ф. 3. Общий механизм адаптации и профилактики./ Ф.З. Меер-сон, — М.: Медицина. — 1973. — 71 с.
  79. Ф. 3. Влияние адаптации к физическим нагрузкам на возрастную динамику сократительной функции и массы левого желудочка сердца человека / Ф. 3. Меерсон, 3. В. Берсенева. Кардиология. — 1982. — № 1. — С. 85 — 89.
  80. А. В. Проблема соединительно-тканных дисплазий сердца с точки зрения спортивного врача./ А. В. Михайлова, А. В. Смоленский -Спорт.медицина, здоровье. 2002. — № 1. — С.З.
  81. И. В. Оздоровительные эффекты физической культуры и спорта./ И. В. Муравов. Киев. — Здоровье. — 1989. — 270с.
  82. Т. Ш. Морфофункциональные особенности и генетическая обусловленность двигательной активности./ Т. Ш. Насырова // Матер. VIII междунар. научно-метод. конф. часть I — М. — 2004. — С. 107−108.
  83. Г. И. Кардио гемодинамические синдромы при дисплазии соединительной ткани (клиника, диагностика, прогнозирование)./ Г. И. Нечаева Дис.. д-ра. мед. наук. — Омск. — 1994. — 374с.
  84. В. С. Некоторые адаптационные механизмы у больных атеросклерозом./ В. С. Нестеров // Кардиология. 1967. — № 1. С. ЗЗ — 35.
  85. А. О. Соотношение генетического и физического потенциалов учащихся как основа создания вариативных программ обучения плаванию./ А. О. Новиков Физическая культура. -2000. — № 3. С.36−37.
  86. Новые напрвления в изучении факторов риска развития сердечно сосудистых болезней: Докл.науч.группы ВОЗ. — Женева: Всемирная Организация Здравоохранения, 1994. — 72 с.
  87. .А. Адаптация компонентов сердечно-сосудистой системы к дозированным двигательным нагрузкам / Б. А. Никитюк, В. А. Талько // Теория и практика физической культуры. -1991. № 1. — С.23−27.
  88. О.Д. Эхокардиографические и фенотипические особенности больных с синдромом дисплазии соединительной ткани сердца / О. Д. Остроумова. // Дис. .канд. мед. наук М. — 1995. — 45с.
  89. С.Е. Современная теория адаптации и опыт использования основных положений в подготовке пловцов / С. Е. Павлов, Т. Н. Кузнецова, И. В. Афонякин Теория и практика Физической Культуры. — 2002. — № 2. — 32с.
  90. Препелица Е. Е Рациональное использование средств и методов начального обучения плаванию студентов в условиях глубокого бассейна / Е. Е. Перепелица. // Автореф. дисс.. канн. пед. наук. Хабаровск. — 2004. — 24с.
  91. Н.В. Физическая подготовленность студентов из различных эколого-географических районов и успешность освоения ими курса плавания /Н.В. Пешкова // Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М. — 2001. — 23с.
  92. Е.А. Влияние физических упражнений на работоспособность и здоровье человека / Е. А. Пирогова, Л. Я. Иващенко, Н. П. Страпко Киев: Здоровье. — 1986. — 151с.
  93. А.И. О некоторых принципах обучения плаванию / А. И. Погребной Теория и практика физической культуры. — 1999. — № 3. — С. 59−63.
  94. В. Г. Разработка методики управления техническим мастерством пловцов кролистов различной квалификации./ В. Г. Полевой. // Авто-реф. дисс.. канд. пед. наук. -М. — 1985. — 18 с.
  95. Г. В. Лечебное плавание при нарушениях осанки и сколиоза у детей / Г. В. Полеся, Г. Г. Петренко Киев. — Здоровья. — 1980. — 143с.
  96. В.Н. Тренировка пловцов высокого класса / В. Н. Платонов, С. М. Вайцеховский М.: Физкультура и спорт, 1985. — 256с.
  97. В.В. Физическая реабилитация студентов с заболеваниями сердечно-сосудистой и дыхательной систем / В. В. Пономарева // Дис.. докт. мед. наук. -М. 1990. — 343с.
  98. В.В. Основные показатели внешнего дыхания при синдроме Марфана / В. В. Потапов, И. А. Викторова // Материалы третьего регионального симпозиума ДСТ. Омск. — 1993. С. 42−44.
  99. А.Б. Ортостатическая толерантность и кардиогемоди-намика у юных спортсменов / А. Б. Преображенская // Авторреф. дисс.. канд. пед. наук. Санкт-Петербург. — 1995. — 16 с.
  100. Л.П. Дифференцированный подход при построении программы физической реабилитации больных хроническими неспецифическими заболеваниями легких / Л. П. Пягай // Автореф. дисс.. канд. пед. наук Омск. -2001.-23 с.
  101. Ю.А. Плавание брассом /Ю.А. Радыгин К.: — Здоровья- 1985- 64с.
  102. Реабилитация больных с сердечно-сосудистыми нарушениями (специальные рекомендации для развивающихся стран) / Докл. Ком эксп. ВОЗ. -Женева. Всемирная Организация Здравоохранения. — 1995. — 166с.
  103. Н.Л. Особенности клинической картины, вегетативного и эмоционально-личностного статуса у больных с синдромом соединительной ткани сердца / Н.Л. Ролик// Дис.. канд. мед. наук. М. — 1995. С. 27−34.
  104. М.Ф. Определение биологического возраста физической работоспособности и неспецифичной резистентности организма у детей и подростков, занимающихся физической культурой и спортом / М. Ф. Сауткин // Метод. Рекомендации. -М. 1981. -26с.
  105. М.Ф. Медико-биологические аспекты физического развития школьников и студентов / М. Ф. Сауткин М. — 1992. — 168 с.
  106. .Б. Физическое воспитание / Ж. Б. Сафонова // Метод, указания по методике занятий с учащимися специальной медицинской группы.-Омск. ОКФ-СО «Юность России». — 1997. — 24с.
  107. .Б. Новое направление в методике физического воспитания студентов-юношей специальной медицинской группы / Ж. Б. Сафонова // Материалы всерос. межвуз. науч-практ. конф. Москва-Малаховка. -1999.- С. ЗО 1−302.
  108. Г. Очерки об адаптационном синдроме / Г. Се лье. // Перевод с англ. М.: Медгиз. — 1960. — 254с.
  109. B.C. Фенотипические особенности больных с синдромом преждевременного возбуждения желудочков / B.C. Смоленский, И. Г. Фомина, Л. В. Логунова. Тер. Арх. — 1998. — т. 60. — № 12. — С. 26−28.
  110. И.Ю. Генетическая постановка проблемы оптимизации физкультурно-оздоровительной работы / И. Ю. Соколик, В. Н. Ростовцов // Тезисы докл. науч-практ. конф / Здоровье и массовая физическая культура. Новосибирск,. — 1988. -45с.
  111. Т.В. Планирование тренировочного процесса пловцов на основе непрерывного контроля сердечного ритма / Т. В. Соломина // Теория и практика физической культуры. 2000. — № 4. — № 28. — 30с.
  112. В.Н. Международный проект «Геном человека»/ В. Н. Сойфер -Соросовский образовательный журнал. 1998. — 12: с. 4 — 11.
  113. О.Б. Синдром дисплазии соединительной ткани сердца / О.Б. Стелура// Дисс. .д-ра мед. наук. Наук. М. 1995. с. 85−87
  114. Г. И. Диагностика и клинические варианты течения митральных пороков сердца различной этиологии / Г. И. Сторожаков // Дис.. д-ра мед. наук. М. — 1985. — С. 58−64.
  115. Г. А. Выявление и коррекция нарушений гемостаза при мезен-химальных дисплазиях / Г. А. Суханова // Дисс. .мед. наук. Барнаул. -1993, — 26с.
  116. A.A. О возможности индивидуализации начального обучения плаванию в возрасте 16−18 лет / A.A. Тани // Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -Тарту. 1975.-22с.
  117. Т.С. Экспериментальное обоснование методов определения перспективности юных спортсменов (на примере спортивного плавания) / Т. С. Тимакова // Автореф. дис. канд. пед. наук. М. — 1975. — 27с.
  118. Т.С. Особенности биологического развития и спортивный результат в плавании / Т. С. Тимакова М. — Плавание.- 1980 — вып. 2. — С.40−44.
  119. Ю.А. Обучение плаванию в условиях вуза / Ю. А. Трудов, H.H. Малинина // Тезисы докл. науч-практ. конф. / Медико-биологические и социально-педагогические проблемы массовой физической культуры. Новосибирск. -1989. — 68с.
  120. С.А. Оценка перспективности юных пловцов при отборе в учебно-тренировочные группы спортивных школ / С. А. Федоров // Автореф. дис.. канд. наук. -М. 1998. -21с.
  121. И.А. Нормирование нагрузок учебных занятий по плаванию в технических вузах с целью повышения работоспособности студентов / И. А Федченко. // Автореф. дис.. канд. пед. наук. М. — 1989. — 24с.
  122. Физическая культура // Всероссийская Базисная учебная программа для высших учебных заведений / Государственный комитет РСФМР по делам науки и высшей школы. М.: — 1990. — 46с.
  123. Физическая культура // Примерная учебная программа для высших учебных заведений. М. — Госкомитет Российской Федерации по высшему образованию. — 1994. — 54 с.
  124. Ш. Филимонова И. Е. Морфо-функциональные особенности пловцов высокого класса и их значение для отбора и дальнейшего спортивного совершенствования / И. Е. Филимонова // Автореф. дис. канд. пед. наук. М. — 1977. — 25с.
  125. А.Д. Коррекция психофизического состояния студентов средствами плавания / А. Д. Царегородцева // Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Москва. — 2005. — 23с.
  126. Ю.Л. Краткое руководство к применению шкалы реактивной и личностной тревожности Ч.Д.Спилбергера / Ю. Л. Ханин Л.: — ЛНИИТЕК. -1976.-26с.
  127. А.Г. Онтогенез и теория здоровья / А. Г. Щедрина // Методологические аспекты. Новосибирск. — Наука. — Сибирское отделение. — 1989. — 136с.
  128. А.Г. Пропаганде физической культуры научную основу /
  129. A.Г. Щедрина. // Теория и практика физической культуры и спорта. 1990 г. — № 1. — С. 6−8
  130. B.C. Влияние антропометрических показателей на спортивную ориентацию и мастерство пловцов. Управление подготовкой спортсменов /
  131. B.C. Шичанин, Н. В. Сусман, Н. В Марченкова Сборник научн. трудов. -Волгоград. — 1983,-С.14−19.
  132. Д.С. Стресс: природа и лечение / Д. С. Эверли, Р. Розенфельд // Перевод с англ. М: — Медицина. — 1985. — 224с.
  133. В.М. Клинико-функциональное состояние миокарда, кардио-и гемодинамики у больных с килевидной деформацией грудной клетки / В. М. Яковлев, Г. И. Нечаева, И. А. Викторова Тер.арх. — 1994. — № 4. — 69с.
  134. В.М. Восстановительное лечение при дисплазии соединительной ткани / В. М. Яковлев, Г. С. Дубилей Омск. — 1996. — 126с.
  135. Andersen К. L. Fundamentalis of exercise testing / K.L. Andersen, R.J. Shephard, H. Denolin et al. WHO. — Geneva. -1971. — 131 p.
  136. Andrew L.M. Heart and lung funkction in swimming and nonathletes dwing growth. / L.M. Andrew, M.R. Becklake // g. Appl Phusion New Jork. — 1972. -V.32. -P.245−251.
  137. Bar Low I.B. Mitral valve prolapse the atletis heart physical activity and stud-dent death / I.B. Bar Low, W.A. Pocock // Unt. j. of sport cardiology. 1980. — v 1. -P. 13−15.
  138. Berg A. Wir knugen des Sports auf den stiffwechsel, ins besondere Lipidme-tabolismus / A. Berg, M. Baumstark, J. Keul. // Therapie woche 1988. — 38. № 26. P 154- 199.
  139. Borg G. Exercise per formance and perceived exertion in patients with vasco-regulatory asthenia / G Borg., H Linderholm., // Acta medica scandina vica 1970. --P 17−18.
  140. Cats A.I. Effekts of physical training in chronic heart failure / A.I. Cats. Lancet. — 1990. — № 335 (8681). — P. 63 — 66.
  141. Cocchieri M. Le false corde tendinee./ M. Cocchieri, G. Bardelli // Minerva cardioangiol 1992. — 40. — P. 353−358
  142. Colwin C. Teaching accurate movement in the advance swimming stule/ C. Colwin // swimming Techningue. 1973. — V. 9. — № 4 — P. 19 — 37
  143. Glesbu M.J. Association and Systemic / M.J. Glesbu, R.E. Pyeritz // Abnormalities of Connektive Tissue. J.A.M.A. — 1989. — V.262. — P. 523−528.
  144. Glesbu M.J. Association of mitral valve prolapse and systemic abnormalities of continuum. JAMA / M.J. Glesbu, R.E. Pyeritz 1989. — 262. — P. 523−528.
  145. Fisher M. Ehocardiography in prolapse mitral valve / M. Fisher, F. Neiman. // Ann. Cardiol. 1981. — v. 30/ - № 1. — P.21−25.
  146. Fleck S.J. Cardiovaskular adaptations to resistance training / S. J Fleck Therapie woche 1991. № 4. P. 62.
  147. Roman V.J. Comparison of cardiovascular and skeletal features of primary mitral valve prolapse and Marfan syndrome / V.J. Roman, R.B. Devereux // Am J Cardiol- 1989,-63.-P.317−321.
  148. Ratj J Swimming for total fitness / J. Ratj // Dolbin books. Jarden Citj. -1981-P. 355.
  149. Udoshi M.B. Incidence of mitral valve prolapse in subyeets with thoratik skeletal abnormalitus prospective studu / M.B. Udoshi, A. Shan, V.l. Fischer / -Am heart I.- 1979.-P. 309−311.
  150. Utz S.W. Perception of body image and health status in persons with mitral valve prolapse / S. Utz, I. Hammer, V.M. Whitmire Image I. Nurzs Sch. 1990. -22/-P. 18−22/
  151. Winter K. Zum Problem der sensiblen und Pritisken Plasen in der Kindheit und Studend / K. Winter // Medizin und Sport. 1980. — № 4.-P. 102−104.
  152. Wainer H. Specificity and specification: two confinung problems in psychosomatic research / H. Wainer// Psychosom Med 1992. — 54. P. 567−587.
  153. Zeppilli P. Etiopatogenic and clinical spectrum of ventricular repolarisotion disturpanses in atletas / P. Zeppilli // Untj of sport med 1984. — v.l. — P.24.
  154. Zigmond A.S. The Hospital Anxiety and Depression scale / A.S. Zigmond, R.P. Shaith // Acta Psychiatz. Scand. — 1983. — Vol. — 67. — P. 361 — 370.
  155. Вегетативное анкетирование1. Ф.И.О.1. ПОЛ1. НАЦИОНАЛЬНОСТЬ1. ГОД РОЖДЕНИЯ1. ВОЗРАСТ1. ДОМАШНИЙ АДРЕС1. ТЕЛЕФОН1. МЕСТО УЧЕБЫ1. ДАТА ЗАПОЛНЕНИЯ1. ОБЪЕКТИВНЫЕ ДАННЫЕ:1. РОСТ1. ВЕС
  156. СУБЪЕКТИВНЫЕ ДАННЫЕ: ЖАЛОБЫ:1. Повышенная утомляемость2. Общая слабость3. Быстрая истощаемость4. Нарушение сна5. Головная боль6. Боли в суставах
  157. Боль в спине- грудном, шейном отделах
  158. Боли в подошве (центр свода стопы, лодыжки, пастозность стоп)
  159. ВЕГЕТАТИВНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА:
  160. Боли в сердце (верхушка, левая половина гр. клетки)
  161. Боли связанные с физической, эмоциональной нагрузкой (подчеркнуть)
  162. Боли длительные, кратковременные (подчеркнуть)4. Чувство нехватки воздуха5. Комок в горле6. Перебои сердцебиения
  163. Колебания артериального давления
  164. Головные боли, головокружения
Заполнить форму текущей работой