Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Методика рейттерации для коррекции и профилактики дефектов осанки у детей среднего школьного возраста

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Большое значение имеет достаточная гибкость тела всадника, особенно поясница, которая, сгибаясь и растягиваясь синхронно с колебаниями корпуса движущейся лошади обеспечивает динамическое равновесие лошади и всадника. Большое значение в посадке всадника имеет степень напряжения мускулатуры, которая меняется в зависимости от ситуации. У тренированного всадника мышечное напряжение минимально… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Обзор литературы
    • 1. 1. Причины возникновения нарушений (дефектов) осанки у детей среднего школьного возраста. Классификация дефектов осанки
    • 1. 2. Методика коррекции и профилактики нарушений осанки в системе Л ФК
    • 1. 3. Райттерапия (лечебная верховая езда). Особенности занятий по райттерапии
    • 1. 4. Общая методика применения средств лечебной верховой езды (райттерапии)
    • 1. 5. Влияние упражнений лечебной верховой езды на организм человека
  • Глава II. Цель, задачи, методы и организация исследования
    • 2. 1. Цель, задачи исследования
    • 2. 2. Методы исследования
    • 2. 3. Организация исследования
  • Глава III. Характерные особенности влияния занятий по райттерапии на организм детей среднего школьного возраста (11−16 лет), имеющих дефекты осанки
    • 3. 1. Методика коррекции и профилактики дефектов осанки у детей среднего школьного возраста средствами лечебной верховой езды (райттерапии) и ЛФК
    • 3. 2. Влияние занятий по методике райттерапии на состояние осанки у детей среднего школьного возраста, имеющих дефекты осанки
    • 3. 3. Особенности влияния занятий по методике райттерапии на состояние здоровья детей среднего школьного возраста, имеющих дефекты осанки
    • 3. 4. Занятия по методике райттерапии в процессе развития основных двигательных качеств у детей среднего школьного возраста, имеющих дефекты осанки
    • 3. 5. Профилактика дефектов осанки у детей среднего школьного возраста при помощи верховой езды
  • Глава. TV. Обсуждение результатов исследования
  • Выводы

Методика рейттерации для коррекции и профилактики дефектов осанки у детей среднего школьного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность. По данным статистики значительное число детей среднего школьного возраста имеют различные отклонения в осанке, которые являются основной причиной развития сколиотического заболевания. / Анисимова В. В. 1959 г., Ловейко И. Д. 1960, 1963 г., Жоржоладзе Т. К. 1966 г., Иванникова Н. З. 1972 г., Макарова Г. А. 1992 г., Аганяц А. Г. 1990 г., Sachse J. 1976 г., BertholdF. 1986 г.

Нарушение осанки помимо значительного косметического дефекта нередко сопровождается расстройствами деятельности внутренних органов: уменьшением экскурсии грудной клетки и диафрагмы, снижением жизненной емкости легких по сравнению с физиологической нормой, уменьшением колебаний внутригрудного давления. Все эти изменения неблагоприятно отражаются на функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем, приводя к снижению их физиологических резервов, нарушая адаптационные возможности организма. Слабость мышц живота и спины, согнутое положение тела вызывают нарушения перистальтики кишечника и желчновыводящих путей. Снижение рессорной функции позвоночного столба способствует постоянным микротравмам головного мозга во время ходьбы, бега и других движений, что сопровождается быстрым утомлением и головными болями. Помимо неврологических расстройств, уменьшается устойчивость позвоночного столба к различным деформирующим воздействиям, что может способствовать возникновению искривления позвоночника. Прогрессирующие дефекты осанки вызывают нарушения иннервации ряда внутренних органов, в следствие чего организм становится подверженным различным заболеваниям.

Различные виды нарушений осанки и начальной формы сколиоза распространены среди детей среднего школьного возраста. Именно в этот период (11−16 лет) происходят перестройки в организме, наблюдается непропорциональность в телосложении, что усугубляет имеющиеся дефекты осанки.

Таким образом, очень важно сохранить здоровье детей в течение учебы в школе, т.к. после ее окончания им еще предстоит либо дальнейшая учеба, либо трудовая деятельность. Следовательно, исправление нарушений осанки и начальных форм сколиотического заболевания у детей среднего школьного возраста является социальной проблемой. Связи с этом, одной из проблем здравоохранения является не только совершенствование традиционных методов, но также апробирование и внедрение новых форм и методов лечебной физической культуры, которые дают достаточный терапевтический эффект. Одной из методик лечебной физической культуры является РАИТТЕРАПИЯ — лечение при помощи верховой езды.

Верховая езда по сравнению с другими традиционными методами лечения — новая область ЛФК. На сегодняшний день научно доказано, что верховая езда дает более гармоничное развитие мышечного корсета, координации движений, чувства равновесия. Во время верховой езды принимают участие все основные группы мышц, особенно мышцы спины и живота, рук и ног (которые и обеспечивают позвоночнику правильное положение.) Таким образом, различные нарушения осанки нормализуются не только за счет рекомендованных упражнений на лошади, но и за счет естественного поддержания равновесия при езде верхом. (Всадник поддерживает правильную осанку автоматически.) / Грачев Л.К.- Казаченко И.Ю.- Роберт Н. С. 1997 г.- Филлис Д. 1990 г., Громов М. М. 1991 г.- Гуревич Д. 1982, Дорофеев В., 1977, Левина А. 1989, 1990, 1991, Лобачев В. 1986, 1987, Эзе Э. 1983, Рогалев 1981,1982, Симонова А. 1991, 1992).

При анализе литературных источников нами было выявлено, что райттерапия в системе ЛФК изучена недостаточно.

Кроме того, недостаточно глубоко изучены особенности влияния занятий по методике райттерапии на состояние различных органов и занимающихся, в частности на состояние позвоночника. А исследования в области коррекции и профилактики осанки у детей среднего школьного возраста при помощи занятий райттерапии у нас в стране не проводилось. Диссертационных работ по данной теме в доступной нам литературе нет, вышесказанное предполагает достаточную новизну исследования. Научная новизна.

Несмотря на то, что по данным зарубежной литературы (S. Rust 1997, М. Schulz 1996, S. Wiemen 1996) в мире достаточно успешно ведется работа по профилактике сколиотического заболевания при помощи лечебной верховой езды, необходимо признать, что научно обоснованной методике райттерапии для профилактики и коррекции дефектов осанки у детей среднего школьного возраста в доступной нам литературе не обнаружено.

В диссертационной работе впервые:

— установлено значительное улучшение состояния осанки у детей среднего школьного возраста, занимающихся по методике райттерапии, а так же и профилактическое влияние дефектов осанки;

— разработаны и опробированы комплексы упражнений лечебной верховой езды, позволяющие в зависимости от выявленных отклонений осанки, применять их на практике наиболее целесообразным;

— проведен сравнительный анализ традиционной методики ЛФК и методики лечебной верховой езды (райттерапии) при коррекции и профилактике дефектов осанки у детей среднего школьного возраста, и экспериментально доказана эффективность последней;

— разработана и обпробирована методика бальной оценки состояния осанки у детей среднего школьного возраста;

— выявлено значительное улучшение ряда показателей состояния здоровья у детей среднего школьного возраста занимающихся по методике райттерапии;

— определена эффективность воздействия занятий по методике райттерапии на развитие основных двигательных качеств у детей среднего школьного возраста, имеющих дефекты осанки;

— новым в теоретическом плане является и сам подход к изучению проблемы: в начале проанализированы факторы влияющие на возникновение различных нарушений в осанке, изучены особенности влияния верховой езды на организм человека, исследован опыт работы центров райттерапии (стран СНГ и зарубежом), и с учетом полученной информации были разработаны комплексы упражнений лечебной верховой езды, учитывающие индивидуальные особенности занимающихся.

Предмет исследования:

Изучение особенностей методики райттерапии в системе лечебно-оздоровительной и профилактической деятельности. Объект исследования:

Дети среднего школьного возраста, имеющие дефекты осанки. Гипотеза:

В качестве гипотезы предполагалось, что разработанная методика применения комплекса упражнений лечебной верховой езды (райттерапии) будет более эффективно способствовать коррекции и профилактике дефектов осанки у детей среднего школьного возраста по сравнению с традиционной методикой ЛФК.

Теоретическая и практическая значимость работы:

Результаты диссертационной работы внедрены в процесс коррекции и профилактики дефектов осанки у детей среднего школьного возраста. Разработанная и экспериментально обоснованная методика райттерапии может рекомендоваться в лекционный курс кафедры спортивной медицины МГАФК по специализации ЛФК.

Практическая значимость результатов исследования состоит в возможности более эффективно по сравнению с традиционной методикой.

ЛФК корректировать имеющиеся дефекты осанки у детей среднего школьного возраста, а так же более эффективно способствовать профилактике дефектов осанки у детей среднего школьного возраста, занимающихся конным спортом. А так же содействовать тренировочному процессу и разностороннему физическому развитию спортсменов-конников. Предложенные практические рекомендации могут применяться для улучшения состояния здоровья у занимающихся в группах проката. Положительный эффект, полученный от внедрения результатов исследования подтверждается актами, представленными в разделе Приложение. На защиту выносятся следующие основные положения: Разработанная методика райттерапии способствует более эффективной коррекции и профилактике дефектов осанки у детей среднего школьного возраста по сравнению с традиционной методикой ЛФК. А также :

— положительному воздействию на состояние осанки у детей среднего школьного возраста;

— значительному улучшению состояния здоровья у детей среднего школьного возраста;

— эффективному развитию основных двигательных качеств.

Выводы.

I. Анализ и обобщение литературных данных позволили установить, что в настоящее время при существующей классификации дефектов осанки не в полное мере выявлены критерии ее оценки, кроме того, применяемые в традиционной методике ЛФК средства, способы и формы проведения занятий могут быть расширены за счет новых средств методики райттерапии, что особенно важно для детей среднего школьного возраста, имеющих нарушения осанки.

Данные исследования по проблеме профилактики показали, что среди детей среднего школьного возраста, занимающихся верховой ездой на 20% меньше случаев нарушения осанки, чем среди не занимающихся.

II. Разработанная методика райттерапии с учетом индивидуальных особенностей занимающихся эффективно способствовала коррекции и профилактике дефектов осанки, содействуя развитию основных двигательных качеств, а также общему оздоровлению. Основу данной методики составили:

— подготовительные упражнения к верховой езде (в зале и на лошади);

— коррегирующие упражнения верхом на лошади на различных аллюрах;

— упражнения на расслабление (верхом на лошади);

— упражнения вольтижировки;

— упражнения собственно верховой езды;

— специальные упражнения для всадника (в зале);

— упражнения верховой езды на управление лошадью.

III. Экспериментально было установлено положительное влияние занятий по методике райттерапии на состояние осанки у детей среднего школьного возраста, а выявленное коррегирующее и профилактическое воздействие можно оценить как более эффективное по сравнению с традиционной методикой ЛФК, что в частности выражалось:

— в улучшении уровня оценок за состояние осанки на 22,5%;

— в достоверном приросте силовых показателей мышечного корсета на.

18,5%;

— в установленной тенденции к улучшению состояния позвоночного столба, характеризующееся уменьшением углов изгибов на 1,1° - 2,3° при сколиотическом заболевании и на 1° - 2,5° при кифотической и лордотической осанке.

IV. Выявленные особенности влияния занятий по методике райттерапии свидетельствуют об улучшении состояния здоровья детей среднего школьного возраста, имеющих дефекты осанки, что характеризуется:

— увеличением уровня комплексной оценки за состоянием здоровья на 39,3%;

— улучшением показателей клинических методов исследования функциональных проб;

— данными компьютерной экспресс-диагностики «Диакомс» .

V. Определено эффективное воздействие занятий по методике райттерапии на развитие основных двигательных качеств у детей среднего школьного возраста, имеющих дефекты осанки, что выразилось в достоверном приросте следующих показателей:

— силы на 18,4%;

— общей выносливости у девочек на 8%, у мальчиков на 7,3%;

— скоростно-силовых качеств на 31,25%;

— гибкости на 61,7%;

— ловкости на 38,2%.

Практические рекомендации.

Особенности методики райттерапии.

При занятиях лечебной верховой ездой, как ни где более, обеспечивается одновременное включение в работу практически всех групп мышц тела всадника (при чем это происходит на рефлекторном уровне, поскольку, сидя на лошади, двигаясь вместе с ней, всадник в течении всего сеанса (занятия) инстинктивно старается сохранить равновесие. Вольтижировка. Занятия вольтижировкой в методике райттерапии.

Вольтижировка — представляет собой гимнастические упражнения на лошади, двигающейся рысью, шагом, галопом по кругу диаметром примерно равным 12−15 м на корде1.

В центре круга находится тренер — кордовый, управляющий лошадью при помощи корды, бича, голоса.

Подсёдлывается лошадь на вольтижировку обычно вольтижировочным седлом, либо гуртой (широкая подпруга с ручками). Голова лошади обычно фиксируется «развязками».

Наиболее легкими упражнениями вольтижировки являются: различные седы (без стремян), перемахи, упоры, стойки, вертушки, «ножницы», «ласточка», «уголок», соскоки и т. д. Из выше перечисленных упражнений составляется определенная комбинация (определенной сложности) из комбинаций составляется комплекс упражнений.

Вольтижировка — форма занятий в райттерапии, так как они требуют определенной физической подготовки занимающихся, а так же высокой степени координации движений и быстроты реакции. Занятия вольтижировкой способствуют развитию у занимающихся гибкости и ловкости. Занятия вольтижировкой следует начинать после того, как всадник уже научился садиться со стременами на лошадь, ездить на корде учебной.

1 Корда — длинная тесьма, пристегнутая одним концом к трензелю, другой ее конец, находится в руках у кордового. Вместо обычной уздечки, может надеваться специальный недоуздок — капцуг. рысью без стремян, а так же облегченной рысью без стремян и со стременами. Самое первое занятие следует проводить «на месте и на шагу». Также необходимо использовать чаще основные упражнения «сед в седло» (толчком одной, мах другой ноги), «ножницы» (махом обеих ног назад из исходного положения сидя на лошади при одновременном наклоне корпуса вперед). При этом упражнении происходит скрещивание ног и всадник оказывается спиной к шее лошади. «Перемахи», «малая вертушка», «уголок», «ласточка» (стойка на одном колене в седле). Основы посадки всадника на лошади.

Конная подготовка всадника складывается из многих элементов, среди которых крепкая посадка — один из главных.

Корпус всадника сидящего на лошади (рис.6) условно можно разделить на 3 части:

1.Верхняя часть — от головы до тазобедренных суставов (подвижная, считается основой гибкой посадки).

2.Средняя часть — от тазобедренных суставов до колена — обеспечивает прочное сцепление всадника с лошадью (определяет крепость посадки).

3.Нижняя часть — от колена до ступни («шенкель «, подвижная).

Для обеспечения правильной посадки, всаднику необходимо держаться в седле, сочетая баланс3 и шлюс4. Шлюс и баланс создают прочность посадки (Рогалев Г., Шеленков Н. 1982 г.) Сидеть в седле следует уверенно, без напряжения, верхнюю часть корпуса держать отвесно, поясница должна быть слегка прогнута, плечи развернуты и свободно и ровно опущены, подбородок приподнят, руки без особого напряжения согнуты в локтевых суставах, образуя угол 90°, кисти сжаты и с достаточным контактом держат повод.

2 Шенкель — часть ноги всадника от колена до ступни, которыми всадник давит на бока лошади, чем достигается посыл и управление задней части корпуса лошади (Лобачев В. 1986 г.).

3 Баланс — способность всадника держаться в седле, сохраняя динамическое равновесие при разнообразных движениях лошади не держать за нее.

4 Шлюс — совокупность воздействия мышц спины, живота и ног, обеспечивающая цепкость посадки.

К сожалению, обучение всадника часто начинают не с балансирования, а с требования держаться в седле с помощью ног, забывая о том, что шенкель — средство управления лошадью. Всадник быстро усваивает дурную привычку держаться ногами и долго не может найти равновесие и приобрести «независимость шенкеля». Правильным будет сначала добиться у всадника способности балансирования, а затем уже цепкости бедер и колен, т. е. шлюса. Без баланса силой одной мускулатуры всадник вообще удержаться в седле не сможет. Стремя является для всадника лишь подспорьем, а не точкой опоры.

Большое значение имеет достаточная гибкость тела всадника, особенно поясница, которая, сгибаясь и растягиваясь синхронно с колебаниями корпуса движущейся лошади обеспечивает динамическое равновесие лошади и всадника. Большое значение в посадке всадника имеет степень напряжения мускулатуры, которая меняется в зависимости от ситуации. У тренированного всадника мышечное напряжение минимально. Правильная, непринужденная посадка позволяет ему пользоваться средствами управления с максимальной легкостью и точностью. Недостаточно скоординированные движения, которые обычно называют «угловатыми», «связанными», «скованными» и т. д., объясняются тем, что в деятельное состояние вовлечено излишнее число мышц, что только ухудшает положение. Всаднику не стоит слишком прогибать поясницу, выпячивать грудь и чересчур отводить лопатки назад. Главное в посадке, с точки зрения эстетичности, -непринужденность. При этом надо иметь в виду, что свободная непринужденная посадка всадника никогда не должна переходить в мешковатость. Не последнюю роль в сохранении правильной посадки играет баланс и гармоничная осанка, в частности, положение головы определяет шейнотонические рефлексы, вызывающие напряжение мышц тела и конечностей, что способствует правильному применению средств управления (так легкий наклон головы назад рефлекторно ведет к включению спинных мышц и отводящим усилиям рук, что благотворно влияет на работу ног и поясницынаклон головы вперед помогает включению грудных мышц и приводящим усилиям рукповорот головы ведет к повышению тонуса мышц плеча и предплечья со стороны поворота.) Управление лошадью.

Всадник воздействует на лошадь тремя основными средствами управления:

1 .Повод (соединяет руки всадника со ртом лошади).

2.Шенкель.

3.Корпус (способствует совмещению центра тяжести всадника с центром тяжести лошади).

Среди вышеперечисленных средств управления лошадью по силе эффекта первое место занимает перемещение всадника в седле сохраняя динамическое равновесие. (Сочетание корпус-шенкель).

Влияя на лошадь уклонами корпуса (обременение седалищной кости всадника со стороны поворота) осуществляется боковое движение лошади, либо ее поворот. Отклонение корпуса назад (усиление давления обеих седалищных костей всадника) приводит к замедлению движений лошади. Точное совмещение центра тяжести всадника с центром тяжести лошади способствует более легкому управлению. Следует иметь в виду, что влияние центра тяжести обусловлено воздействиями как повода, так и шенкеля (на долю воздействия поводом приходится примерно 30%, а на воздействие корпуса и шенкеля — 70%). Таким образом, правильная посадка всадника во многом сходная с гармоничной осанкой способствует точному балансированию (сохранение динамического равновесия), за счет чего происходит самовыпрямление, т. е. человек на лошади ищет уравновешенное положение, что и представляет собой правильную осанку. С течением времени при езде верхом укрепляется шлюс, следовательно происходит естественная тренировка мышечного корсета, что особенно важно при нарушениях осанки. При правильной методике обучения верховой езде, а именно: первоначального развития навыка балансирования, затем благодаря укреплению мышечного корсета нагрузка на позвоночный столб благоприятна, а эластичность мышц позволяет позвоночнику сгибаясь и растягиваясь синхронно с колебаниями корпуса движущейся лошади способствует развитию гибкости тела. Положение чаще всего на учебной рыси, когда всадник закрепощается, что приводит к ударам по спине лошади — является следствием неправильной методики обучения, что недопустимо. Снаряжение.

Для правильной посадки большое значение имеет конструкция седла. (Седло должно быть глубоким с наиболее низкой частью сидения сразу за передней лукой.) Седло подбирают индивидуально лошади.

При седловке лошади седло кладется непосредственно за холкой. При таком расположении седла лошадь обладает оптимальной способностью нести груз.

Уздечка — составная часть снаряжения, которая так же подбирается индивидуально лошади.

При занятиях райттерапией используется корда — длинная тесьма, пристегнутая одним концом к уздечке, другой ее конец находится в руках у тренера.

Лошади, используемые для занятий райттерапией.

Для обучения всадника верховой езде лошадь должна обладать:

• добрым нравом.

• быть хорошо выезжена (легко управляемой).

• достаточной эластичностью мускулатуры спины (чтобы мягко «принимать» всадника).

• хорошим здоровьем.

• небольшим ростом.

Преодоление препятствий.

В конце третьего периода методики райттерапии рекомендуется проводить занятия по прыжковой подготовке. При преодолении препятствий посадка всадника отличается от обычной посадки. Особенность прыжковой посадки заключается в том, что сгибаясь в пояснице всадник переносит центр тяжести вперед, освобождая тем самым заднюю часть корпуса лошади. Данный вид посадки, кроме того, является хорошим упражнением способствующим развитию мышечного корсета.

Прыжок через препятствие осуществляется в четыре фазы.

I. Фаза подхода начинается с момента направления лошади на препятствие и заканчивается последним темпом перед отталкиванием. При подходе к препятствию всадник глубоко сидит в седле, слегка подав корпус вперед и сохраняя упор в колене. Между ртом лошади и рукой всадника (кистью) сохраняется эластичный контакт. Повод представляет собой прямую линию.

II. Фаза прыжка — отталкивание — наиболее важен. В этот момент всадник должен сосредоточить внимание на том, чтобы в момент прыжка не отстать корпусом от движений лошади, но и не опередить его.

III. Фаза подвисания характеризуется горизонтальным положением лошади и всадника над препятствием. Основным в этот момент для всадника является сохранение статического положения прыжковой посадки.

IV. Фаза приземления — в этот момент всадник не должен преждевременно откидываться назад. Правильным будет сохранение прыжковой посадки в течение последующих 2−3 темпов галопа.

Таким образом, учет вышеизложенных особенностей методики райттерапии будет способствовать более эффективному профилактическому и корректирующему воздействию на состояние осанки детей среднего школьного возраста.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Е.К., Ваганов Н. В., Синкина Э. П., Шкляренко А. П. Тактика лечебной физической культуры при сколиозах I-II степени у детей и подростков 8−15 лет. Краснодар, 1995 г. — 31с.
  2. А.И. Использование плавания в системе лечебно-профилактических учреждениях и организация отдыха: Учебное пособие. -Омск: ОТФК, 1998 г. -47с.
  3. Н.Т. Лечебная гимнастика при кифозах М.: Мед. сестра, 1984, с. 34−35.
  4. Н.Т. Профилактика и лечение кифоза у детей школьного возраста средствами физической культуры//Тезисы и доклады Всесоюзной научно-практической конференции. Ташкент: 1983 г., ч.1, — 169с.
  5. Аль-Гирибави Фатьяма X Абуд. Воспитание осанки у детей школьного возраста с использованием морфологических критериев оценки: Авторский реферат диссертации кандидата педагогических наук. — М: ГЦОМГФК — 1986 г. — 27с.
  6. Анатомия человека: Учебник для институтов физической культуры. 3-е издание М.: ФИС, 1956 г., — 148с.
  7. B.JI. Опухоли и опухолеподобные диспластические процессы в позвоночнике у детей. Ташкент: Медицина, 1997 г., — 170с.
  8. В.Л., Баиров Г. А., Садофьева В. И., Ройе Р. Э. Заболевания и повреждения позвоночника у детей и подростков. М.: Медицина, 1985 г. -256с., ил.
  9. В.В. Предупреждение нарушений осанки у детей. М.: Издательство Академии Педагогических Наук РСФСР, 1959 г. — 30с.
  10. Ю.Анисимов М., Кузинин М., Рогалев Г. Основы посадки всадника и управление лошадью. М.: Искусство, 1979 г. — 356с.
  11. П.Апанасенко Г. А. Эволюция биоэнергетики и здоровья человека. — С. Петербург: «Петрополис», 1992 г. — 123с.
  12. .А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. М.: ФиС — 1987 г. — 222с.
  13. .А. Методика педагогических исследований в физическом воспитании: Учебное пособие ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1973 г.
  14. Аэробные упражнения. /Под ред. А. А. Виру, Г. А. Юримяэ, Т. А. Смирнова. -М.: ФиС 1988 — 142с., ил.
  15. В.А., Арсланова Л. М. Комплексная оценка и коррекция осанки. -Дубна. М.: 1992−65с.
  16. О.В., Николаева Н. И., Михайленок Е. Л. Коррекция нарушения осанки и сколиоза у школьников методом функционального биоуправления // Невропатология и психиатрия им. Корсокова. 1990 г., № 7, — с.47−49.
  17. P.M. Прогнозирование состояния на грани нормы и патологии. -М.: Медицина, 1979 г., 296с.
  18. Р. О недостатках современных методов оценки гибкости. // Физкультурно-оздоровительная работа в зарубежных странах ВНИФК -ЦОНТИ — ФиС — 1991 г., № 8, с. 31−35.
  19. Т.Я. Об этиологии к сколиоза. // Ортопедия и травматология. -1970г. -№ 12, с. 68.
  20. В.Л., Старченко В. Н. Атлетизм для всех., Мн.: Полымя., — 1993, -151с., ил.
  21. С.Л., соавторы, Физкультурно-оздоровительная работа в школе: Пособие для учителей. М.: Медицина, — 1988 г. — 153с.
  22. С.М. Здоровье детей общая забота. — М.: ФиС — 1987 г. — 127с.
  23. М.М., Гуськов С. И. Спортивно-оздоровительные клубы за рубежом. М.: ВНИИФК, — 1994 г. — 75с.
  24. Н.А., Петров И. Б. Лечебный массаж. М.: Медицина — 1996 г., 258с.
  25. В.Е. Механизм образования деформации позвоночника при сколиозе.// Ортопедия и травматология 1977 г., № 3, — с. 20.
  26. Л.А., соавторы. Позвоночник гибок тело молодо. — М.: 1991 г. -158с.
  27. Н.Г. Фигура, грация, осанка. М.: Просвещение 1978 г. — 48с.
  28. Г. К теории тестирования двигательных способностей. М.: ФиС -1982г. — 165с.
  29. Л.А., Назарова Р. Д. Занятия плаванием при сколиозе у детей и подростков. / В книге для учителя: М.: Просвещение — 1988 г., 75с.
  30. Г. П. Верховая езда: Практические советы начинающим конникам. Минск: Менаком. — 1992 г., 31с., ил.
  31. П. Программа по оздоровлению позвоночника. М.: Медицина. -1993г.- 250с.
  32. А.Г. Гимнастическая терминология. М.: ФиС. — 1969 г. — 187с.
  33. X., Фэк Г., Шпоблер X., Трогш Ф. Тесты в спортивной практике. М.: ФиС.- 1968 г.-237с.
  34. А.И. Физическое развитие школьников в процессе занятий плаванием Криворож. ГПИ// Теория и практика физической культуры. -1990г., № 9, с.24−26.
  35. Я.С. Физические упражнения и здоровье школьников. // Физическая культура 1993 г. — № 2 с. 60−64 (нормативные показатели силовых тестов для школьников).
  36. В.А. Ротационная деформация туловища у детей. // Травматология и ортопедия России. 1993 г., № 2 с. 106−112.
  37. В помощь начинающим // Коневодство и конный спорт, 1982 г., № 1, с. 37, 1982 г., № И, с. 26,1983 г., № 2., с. 26.
  38. Врачебно-педагогическое наблюдение при занятиях физической культурой и спортом. Учебное пособие / Под. Ред. Мустафина Т. К., Амангельдиева P.P., Дунаева З. К., Жумабекова JI.A., Алма-Ата: Каз. ИФК — 1990 г., 71с.
  39. P.P. Деформации, вызываемые нарушением нормальных условий статики / В кн. Практическое руководство по ортопедии Л.: 1930. — с.14−18.
  40. А.Б. Лечебная физическая культиура в детской ортопедической клинике Л.: Медицина. — 1962 г. — 75с.
  41. Г. И., Лобенко Л. А. Реабилитация детей с поражением опорно-двигательного аппарата в санаторно-курортных условиях М.: Медицина, -1989г.,-с. 179−188.
  42. М.А., Бальсевич В. К., Тимошкин В. Н. Система общественных тестов для оценки физического состояния человека. // Теория и практика физической культуры. 1994 г., № 5, № 6, с.24−32.
  43. П.И., Дубровский В. И. Самоконтроль при занятиях физической культурой. М.: ФиС, 1984 г. — с. 180.
  44. Л.К., Казаченко И. Ю., Роберт Н. С. Об опыте деятельности детского экологического центра «Живая нить». М.: НИИ Семьи, — 1997 г., 80с.
  45. М.А., Аруплин А. Х., Исмаилов Г. И., Андрюков А. И. Раннее прогнозирование риска перинатального сколиоза и нарушения осанки. // Казанский медицинский журнал 1990 г., № 2, — с.96−99.
  46. М.М. Советы начинающему всаднику. // Коневодство и конный спорт. 1991 г., № 5, с. 21−28.
  47. Д., Рогалев Г. Иппологические термины. // Коневодство и конный спорт. 1982, № 3 — с. 31,1991, № 8 — с. 32.
  48. B.C., Коц Я.М., Шик М. Л. Регуляция позы человека. М.: Медицина. 1982.
  49. Детская спортивная медицина: Руководство для врачей / Под ред. С. Б. Тихвинского, Хрущева, М.: Медицина 1991 г. — 559с.
  50. Н., Лион Ф. Статистика и планирование эксперимента в технике и науке. М.: Мир -1980г. — 50с.
  51. В. Техника посадки и управление лошадью. // Коневодство и конный спорт, 1977 г., № 5, с.24−25.
  52. В.И. Реабилитация в спорте М.: ФиС, — 1991, 205с.
  53. A.M., Граевская Н. Д. Спортивная медицина и лечебная физкультура: Руководство для врачей. М.: Медицина — 1993 г., 500с., ил.
  54. Р.К. Динамика физического развития и физической подготовленности школьников больных сколиозом в связи с применением лечебной гимнастики: Авторский реферат диссертации кандидата педагогических наук. Тбилиси, 1966 г., 31с.
  55. Здоровье матери и ребенка: Энциклопедия. / Под ред. Е. М. Лукьяновой -Киев: Украинская энциклопедия 1993 г. — 702с., ил.
  56. В.И. Рентгенофункциональная диагностика сколиотической болезни у детей // Ортопедия и травматология 1983 г., № 5, с. 13−15.
  57. С.М. Врачебный контроль и лечебная физическая культура. М.: 1986 г.
  58. Н.Г. Методика гимнастического обучения и воспитания по формированию правильной осанки у детей: Методическое пособие для медицинского работника и педагогов, воспитателей дошкольных учреждений. М.: 1972 г., 52с.
  59. М.Ф. Анатомия человека: Учебник для институтов физической культуры. Издание 5-е, переработано и дополнительно. / Под ред. Б. А. Никитюка, А. А. Гладышевой, Ф. В. Судзиловского, М.: ФиС, 1985 г., 544с.
  60. И.Н. К исследованию физической работоспособности у детей и подростков. // Теория и практика физической культуры. 1973 г., № 4, с. 3840.
  61. О. О детском конном спорте. // Коневодство и конный спорт. -1989г., № 6, с. 30.
  62. В.П. К вопросу о возможностях консервативного лечения сколиоза. //Ортопедия, травматология и протезирование, 1990 г., № 3, с.74−77.
  63. В.П. Ортоспондилография и так называемый физиологический сколиоз. // Ортопедия и травматология. 1983 г., № 5, с. 16−20.
  64. А.И., Кон И.И., Беленький В. Е. Сколиоз. М.: Медицина, 1981 г., 272с.
  65. Как у вас развито чувство равновесия. Тест Бондаревского // Легкая атлетика 1992 г., № 2, с. 7.
  66. А.Ф. Восстановительное лечение опорно-двигательного аппарата. М.: Медицина, 1969 г., 404с.
  67. А.Ф. Плавание с лечебной целью. //Здоровье, 1980 г., № 7, с.11−12.
  68. А.Ф. Восстановительное лечение (ЛФК, массаж, трудотерапия) при повреждении и деформациях опорно-двигательного аппарата. Л.: 1962 г., 303с.
  69. Т.Н. Чтобы спина не болела //Сборник упражнений, М.: Советский спорт 1995 — 128с., ил.
  70. З.П. Осанка детей школьного возраста и восстановление ее при отклонениях методом ЛФК: Авторский реферат диссертации кандидата педагогических наук. Харьков, 1952 г. — 12с.
  71. JI.А. Оздоровительное плавание: проблемы и пути их решения. -Киев. // Теория и практика физической культуры, 1994 г., № 11, с. 34−35.
  72. Конный спорт: Пособие для тренеров, преподавателей, коневодов и спортсменов. / Под. Ред. Э. Эзе. М.: ФиС, 1983 г., 255с., ил.
  73. . В.Б. Учебный словарь-справочник по спортивной метрологии: Учебное пособие Малаховка: МГАФК — 1996 г., 144с.
  74. П. Тест на физическую подготовленность // Физкультурно-оздоровительная работа в зарубежных странах. М.: ВНИИФК — 1991 г., № 5, с. 37.
  75. Лечебный массаж Л.: 1979 г.
  76. Ю.И., Таламбум Е. А. Физическая культура, формирующая осанку. М.: ФиС, 1990 г., 32с., ил.
  77. Ю.И. Оставайся изящной. М., 1992 г., 50с.
  78. А., Брейтмер И., Зеренбина Л. Как искать молодые таланты // Коневодство и конный спорт 1983 г., № 7, с. 28−30.
  79. Л.И. Реабилитация спортивной работоспособности после травмы опорно-двигательного аппарата, М.: 1971.
  80. Л евина А. Как правильно ездить верхом. // Коневодство и конный спорт -1991г., № 4, с.32−33.
  81. Л евина А. Как правильно ездить верхом. // Коневодство и конный спорт -1991г., № 3,с.33−34.
  82. Л евина А. Как правильно ездить верхом. // Коневодство и конный спорт -1991г., № 2, с.34−35.
  83. А. Как правильно ездить верхом. // Коневодство и конный спорт -1989г., № 12, с.28−29.
  84. Л евина А. Как правильно ездить верхом. // Коневодство и конный спорт -1989г., № 7, с.28−29.
  85. А. Как правильно ездить верхом. // Коневодство и конный спорт -1989г., № 8, с.28−29.
  86. А. Как правильно ездить верхом. // Коневодство и конный спорт -1989г., № 10, с.31−32.
  87. Л евина А. Как правильно ездить верхом. // Коневодство и конный спорт -1989г., № 11, с.32−33.
  88. А. Как правильно ездить верхом. // Коневодство и конный спорт -1989г., № 9, с.31−32.
  89. А. Как правильно ездить верхом. // Коневодство и конный спорт -1990г., № 2, с.30−31.
  90. Л евина А. Как правильно ездить верхом. // Коневодство и конный спорт -1990г., № 4, с.33−35.
  91. А. Как правильно ездить верхом. // Коневодство и конный спорт -1990г., № 6, с.32−33.
  92. А. Как правильно ездить верхом. // Коневодство и конный спорт -1990г., № 7, с.34−35.
  93. А. Как правильно ездить верхом. // Коневодство и конный спорт -1990г., № 8 с. 30.
  94. Л евина А. Как правильно ездить верхом. // Коневодство и конный спорт -1990г., № 9, с.34−35.
  95. А. Как правильно ездить верхом. // Коневодство и конный спорт -1990г., №П?С.33−34.
  96. Лечебная езда. // Коневодство и конный спорт. -1982г., № 2, с. 30.
  97. Лечебная верховая езда как фактор функциональной терапии у больных перенесших инфаркт миокарда. // III Республиканская конференция по СМ и ЛФК, ЭССР -1986г., с. 84.
  98. Лечебная физическая культура и врачебный контроль: Учебник / Под ред. В. А. Епифанова, Г. А. Апанасенко, М.: Медицина, 1990 г., 368с, ил.
  99. Лечебная физическая культура и лечебный контроль: Учебник для институтов физической культуры. / Под ред. С. Н. Попова М.: ФиС -1988г., 271, ил.
  100. Лечебная физическая культура при заболеваниях в детском возрасте -2-е издание / Под ред. С. М. Иванова, М.: Медицина, 1983 г., 400с.
  101. В. Преодоление препятствий // Коневодство и конный спорт, 1987 г., № 3, с. 26−28.
  102. В. Преодоление препятствий // Коневодство и конный спорт, 1987 г., № 4, с. 27.
  103. В. Езда сменой // Коневодство и конный спорт, 1987 г., № 5, с. 28−29.
  104. В. В помощь молодому коннику // Коневодство и конный спорт, 1986 г., № 5, с. 27.
  105. В. Учебная езда. // Коневодство и конный спорт, 1986 г., № 9, с. 33.
  106. В. Езда учебной рысью. // Коневодство и конный спорт, 1986 г., № 10, с. 28−30.
  107. И.Д. Формирование осанки у школьников. М.: Просвещение-1970г., 95с.
  108. М.Ш. Райттерапия в системе физической реабилитации больных перенесших инфаркт миокарда. Авторский реферат диссертации кандидата медицинских наук. М.: 1989 г., 21с.
  109. Н. Лечит верховая езда. // Коневодство и конный спорт -1991г., № 1,с.38.
  110. А.Г., Локтев С. А., Алексанянц Г. Д. Врачебно-педагогическое обеспечение оздоровительных форм физической культуры: Справочник для специалистов физической культуры Краснодар -1992 — 141с.
  111. З.А., Зейдель О. П. Нарушения в осанке и сколиозы у детей, их профилактика и функциональное лечение. // Вопросы курортологии, физиотерапии и ЛФК., -1977г., № 3, с.22−25.
  112. Л., Дженкинс М. Энциклопедия спортивной медицины, С.-Петербург: Издательство «Лань», 1997 г., 400с., ил.
  113. Г. Лошади лечат людей. // Коневодство и конный спорт -1996г., № 4, с.28−29.
  114. Л.П. Теория и методика физической культуры: Учебник для институтов физической культуры. М. ФиС, 1991 г., 543с., ил.
  115. Н.А. Математико-статистические методы в спорте. М.: ФиС, 1974 г.
  116. Методика исследования в физической культуре. / Под ред. Д. Д. Донского, М.: ФиС, 1961 г.
  117. И.А. Гигиена обучения и нарушения осанки у детей школьного возраста., 13, кн. Охрана здоровья детей и подростков. Киев: 1978-с. 23−27.
  118. В. Тренировка на корде. // Коневодство и конный спорт -1993г., № 3,с.19−20.
  119. В. Порядок на манеже // Коневодство и конный спорт 1993 г., № 2, с. 29.
  120. С.А. Основные принципы лечения детей с врожденным кифосколиозом на почве клиновидных позвонков и полупозвонков. / В кн. Заболевания и повреждения позвоночника у детей. / Под ред. В. А. Андрианова,-Л.: 1981 -с.86−91.
  121. В.Н. Активная коррекция деформации позвоночника. М.: Медицинское издание, -1949г., 248с.
  122. Начинская С. В, Основы спортивной статистики. Киев: Высшая школа, 1987 г., 189с.
  123. Е.К., Волков М. В., Каптелин Л. Ф. Выявление и раннее лечение дефектов осанки и сколиоза у детей. //Хирургия-1963г., № 4, с. 109−114.
  124. Н. Искусство верховой езды. // Коневодство и конный спорт 1993 г., № 2, с. 26.
  125. Н. Искусство верховой езды. // Коневодство и конный спорт -1991г., № 8, с. 27.
  126. Н. Искусство верховой езды. // Коневодство и конный спорт- 1991 г., № 9, с. 27.
  127. Н. Искусство верховой езды. // Коневодство и конный спорт- 1993 г., № 10, с. 27.
  128. Н. Искусство верховой езды. // Коневодство и конный спорт- 1993 г., № 11, с. 27.
  129. Основы правильной посадки при езде верхом. // Коневодство и конный спорт 1994 г., № 2, с.21−22.
  130. Основы правильной посадки при езде верхом. // Коневодство и конный спорт 1994 г., № 3,с.18−19.
  131. Основы правильной посадки при езде верхом. // Коневодство и конный спорт 1994 г., № 1, с. 28.
  132. Основы правильной посадки всадника на лошади. // Коневодство и конный спорт 1986 г., № 1, с. 30.
  133. Основы правильной посадки всадника на лошади. // Коневодство и конный спорт 1986 г., № 2, с. 30.
  134. А. Верховая езда залог здоровья и долголетия. // Коневодство и конный спорт — 1989 г., № 4, с. 1−2.
  135. Р.А. Основы научно-исследовательской деятельности: Учебное пособие. Малаховка: МГАФК, 1997 г., 67с.
  136. Р.А. Основы научно-исследовательской работы в спорте: Учебное пособие. Малаховка: МГАФК, 1989 г., 52с.
  137. Г. В., Петренко Г. Г. Лечебное плавание при нарушениях осанки и сколиоза у детей Киев, Здоровье — 1980, 143 с.
  138. Порядок на манеже: Для начинающих конников. // Коневодство и конный спорт 1993 г., № 2, с. 25.
  139. В.М. Общая методика применения физических упражнений в ЛФК. М.: 1967 г.
  140. Л.А. Клиника и лечение предсколиотических состояний у детей. Авторский реферат диссертации кандидата медицинских наук. -Киев., 1966 г., 24с.
  141. Л.А., Лихварь А. Г. Сколиотическое заболевание. Киев, 1975 г., с. 109−124.
  142. А.Ю. Современная реабилитация детей и взрослых. // Здравоохранение, 1979 г., № 1, с.47−56.
  143. Реабилитация с использованием лечебной верховой езды для больных, перенесших инфаркт миокарда: Всесоюзная конференция аспирантов и молодых сотрудников Тбилиси ИУВ-а МЗ СССР. -1984г., с.74−75.
  144. П.Ф. Биологическая статистика Минск: Высш. шк. -1967г., 326с.
  145. Г. Обучение на корде. // Коневодство и конный спорт 1981 г., № 11, с.26−28.
  146. Г. Обучение на корде. // Коневодство и конный спорт 1981 г., № 12, с.26−28.
  147. Г., Шеленков Н. Посадка всадника и средства управления. // Коневодство и конный спорт 1982 г., № 7, с.30−33.
  148. Г. А., Свешников Н. Г. О русской школе верховой езды. М.: Светлана П.,-1998г., 384.
  149. А. Как правильно ездить верхом. // Коневодство и конный спорт 1991 г., № 8, с.28−29.
  150. А. Как правильно ездить верхом. // Коневодство и конный спорт 1991 г., № 9, с. 30.
  151. А. Как правильно ездить верхом. // Коневодство и конный спорт 1991 г., № 10, с.31−33.
  152. А. Как правильно ездить верхом. // Коневодство и конный спорт 1992 г., № 1, с.31−33.
  153. А. Как правильно ездить верхом. // Коневодство и конный спорт 1992 г., № 2, с.30−31.
  154. А. Как правильно ездить верхом. // Коневодство и конный спорт 1992 г., № 3, с.29−30.
  155. А. Как правильно ездить верхом. // Коневодство и конный спорт 1992 г., № 4, с.31−32.
  156. А. Как правильно ездить верхом. // Коневодство и конный спорт 1992 г., № 5, с.32−33.
  157. А. Как правильно ездить верхом. // Коневодство и конный спорт 1992 г., № 6, с.32−33.
  158. Р. Уроки верховой езды. // Коневодство и конный спорт -1996г., № 2, с.24−25.
  159. Р. Уроки верховой езды. // Коневодство и конный спорт -1996г., № 3, с.24−25.
  160. Р. Уроки верховой езды. // Коневодство и конный спорт -1996г., № 4, с.24−25.
  161. Р. Уроки верховой езды. // Коневодство и конный спорт -1996г., № 5, с.23−24.
  162. Р. Уроки верховой езды. // Коневодство и конный спорт -1996г., № 6, с.23−24.
  163. Р. Уроки верховой езды. // Коневодство и конный спорт -1996г., № 1, с.26−28.
  164. Р. Уроки верховой езды. // Коневодство и конный спорт -1995г., № 3,с.26−27.
  165. Р. Уроки верховой езды. // Коневодство и конный спорт -1995г., № 6, с.28−29.
  166. Р. Уроки верховой езды. // Коневодство и конный спорт -1994г., № 5, с.25−26.
  167. Справочник по детской лечебной физической культуре. / Под ред. М. И. Фонарева Л.: Медицина, 1983 г., 360с., ил.
  168. В.Д., Зайцева В. Д., Тигунова О. В. Проблема тестирования в оздоровительной физической культуре. // Теория и практика физической культуры. 1993 г., № 8, с.7−13.
  169. М. Как обучать верховой езде. // Коневодство и конный спорт 1991 г., № 6, с.29−30.
  170. Ф. Тесты для определения способностей в конном спорте. -ФРГ, «Райтер Ревю». 1981 г., с.32—35.
  171. Д. Основы выездки и езды. М.: Турист. 1990 г., 303с., ил. (перевод с французского А.А. Вайцеховича).
  172. Т. Искусство не стареть. С.-Пб.: «ПитерПресс». — 1996 г., 224с.
  173. Т. Гимнастика для всадника. // Коневодство и конный спорт 1981 г., № 2, с.32−33.
  174. С.В., Поляков С. Д., Иванов И. Л. Экспресс-оценка физического здоровья школьников. М.: 1995 г., 15с.
  175. С.В., Байтухалов А. А., Бодридзе Н. Н., Кагина О. В. Оценка физического развития и физической подготовленности детей дошкольного и школьного возраста: Практическое пособие для медработника и педагогов. М. :1993г., 46с.
  176. Я.Л., Зайдман A.M. Морфоинез сколиоза. Новосибирск: Наука, 1978 г., 237с.
  177. В.Д., Альмасова Е. П. Сколиозы и кифозы. В кн. Кифотические деформации позвоночника., М.: 1973 г. с.24−43.
  178. A.M. Диагностика и тактика лечения сколиозов у детей и подростков. // Медицинская помощь 1994 г., № 4, с. 32−35.
  179. Л. Что надо знать начинающему всаднику во время езды на лошади. // Коневодство и конный спорт 1993 г., № 7, с. 24.
  180. В.А. Функциональная и физическая подготовленность детей школьного возраста в онтогенезе: диагностика и оздоровление детей немедикаментозными способами. // Авторский реферат диссертации кандидата медицинских наук. Киев. — 1994 г.
  181. В.А., Александров ВТ. Возможности компьютерной диагностики уровня здоровья детей и подростков: его коррекция средствами физической культуры. // Современные проблемы гигиены экологии и охраны здоровья. Киев: 1991 г., 57с.
  182. В.А. Соматическое здоровье детей и подростков- возможности интегральной оценки. // Медицинские проблемы физической культуры. Киев МЗ УССР 1990 г., с. 13−16.
  183. З.М. Воспитание осанки учащихся в процессе учебно-воспитательной работы: Авторский реферат диссертации кандидата педагогический наук. АПН СССР НИИ физиологии детей и подростков -М.: — 1975 г., 24с.
  184. Л.И. Боковое искривление позвоночника у детей. Казань: Татарское книжное издательство., 1963 г., 104с,
  185. Л.И. К проблеме сколиоза у детей. Казань. — 1961 г. -46с.
  186. Г. Г. Особенности роста позвоночника при идиопатическом сколиозе. Л.: Медицина — 1981 г., с. 18−26.
  187. Ю. Двигательные тесты в зарубежных странах // Физическая культура в школе. 1991 г., № 6, с.53−54.
  188. Berthold F. Die Andeung der Korperfohe von Sportlernn in Tagesverlauf als Jndiration fur die Be-und Entlastung der Wirbelsaule/ Med., Sport, 1986, 108-S.-
  189. Das Pferdeprojert der Freier Universitat Berlin Berlin — 1996 — 145 S.
  190. Dell-mour. Wahrnehmungsforderung durch Behirderfenreiten. Kathi-ein Fallbeispiel. /Therapeufisches Reiten-1995, n 1, S 9−11.
  191. Doose K., Doose H., Therapeutischer Reiterhof Doose / Deutsches Kuratorium fur Therapeutisches Reiten. Berlin.- n2, 1995, S 22-
  192. Elze K. Bewustheit durch Bewegung/Deutsche Kuratorium fur Therapeutisches Reiten, Berlin, 1995, nl, S 12−14-
  193. Feldenkrais M., Aberteuer im Dschetgel des Gehirns- Frankfurf, 1977, 280 S-
  194. Feldenkrais M. Bewupbheif olurch Frankfurf, 1968, 158S.
  195. Feldenkrais M. Die Entdeckung des Selbstverstendlichen, Frankfurf, 1985, S 301-
  196. Gehke M., Kaune W., Urbat H., Beobachtung von Entwicklungsverlaufen durch Heilpadagogisches Voltigieren/Reiren//Therapeutisches Reinten 1995, n3, — S 20−27.
  197. Kohl E. und Koch E. Phisiotherapie bei Kyphosen und Skoliosen der Brust-Wirbelsaule Deutsch. Med. Wschr., 1965, n 48, S 2156−2159-
  198. Kluwer B. Selbsferfahrung auf dem Pferd // Therapeutisches Reinten -1996, n2 -S. 24−30.
  199. Kroger A. Die Moglichkeifen des Voltigierens // Heilpedagogiches Voltigieren und Reiten 1996, n.3, S 33−38.
  200. Kreierborg K. Die besorderen Moglichkeiten des Heilpedagogiches Voltigieren fur Kinder und Jugendliche // Therapeutisches Reinten -1996, n5 -S. 25−28.
  201. Lange P. Therapeutisches Reinten in der Psychratrie / Therapeutisches Reinten-1995, nl -S. 7−9.
  202. Lekszas G. Heilsport in der Orthopodie-Berlin, 1980, S 94−98-
  203. Luhmann V. Forderungsmoglichkeiten fur mehrafchbehirderte Blinde dutch der Umgang mif den Pferd // Therapeutisches Reinten -1989, nl -S. 31−35.
  204. Nawacki P. Ausvendungen physikalischer Ubungbehandlungen auf Herzkreislauf und Atmung und ihre Diagnostische Objektiwirung -Fheranieweche, 1975, n 3, S 541−568-
  205. Paalmann E. Pferdesprung Stuthgarf, 1986, S 365-
  206. Paeslack V., Stelnbuck K., Klirischer Sport bei Querschriftafmungen -Orthop. Prax., 1978, n 1, S 18−21-
  207. Ruhn H. Die eigene Therapieanlage hoch sich bestens bewahrt/ Therapeutisches Reinten n 3, 1986, S 21-
  208. Rathke F. Skoliosen Dfsch Med. Wschr. n 5,1962, S 229−236-
  209. Rauch G., Wahl H. Beitrag zur Fruhgiagnostik der Skoliosen und der Heutigreif im Schulalter Jschr. Arzt. Fonfbild, 1976, nlO, S 532−535-
  210. Rust S. Jahrestagung des Arbeifskreises Heilpadagogisches Volfigierer / Therapeutisches Reinten, n 3, 1997, S 17-
  211. Sachse J. Behindernhebung und Therapie in der Krankengymnastik Phisiotherapie, 1976, n 3, S 197−200-
  212. Schede F. Grundlagen der Koirperlichen Erzeihung, Stuttgart, 1963, S 325-
  213. Schulz M. Heilpadagogisches Voltigieren und Reiten / Deutsches Kuratorium fur Therapeutisches Reinten / Warebdorf, 1996, S 29−35-
  214. Schulz M. Betrachtung zu Dimensionen der Bewegung aus heilpadagogischer Sichf // Heilpadagogisches Voltigieren und Reiten 1996 -n.6-S 19−22.
  215. Thun Hoherstein C. Heilpadagogisches Reiten und Voltigieren und seine Auswirkungen auf die Sprache anhand eires Fallbeispides // Therapeutisches Reinten — 1994, n.7, S. 23−28.
  216. Tosolini M., Anne ein hypotones Madchen lebt auf Heilpadagogisches Voltigieren und Reiten — 1996, n 5, S 25−28-
  217. Wiemer S., New Vorlsifzende des Arbeifskreis Heilpadagogisches Voltigieren / Reilen gewahlf / Deutsche Kuratorium fur Therapeutisches Reinten, n 12, 1996, S 18−28-
Заполнить форму текущей работой