Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Социально-педагогическая деятельность учреждений дополнительного образования по формированию патриотизма у современных школьников

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация и внедрение результатов исследования: Материалы и результаты исследования представлены программой деятельности отделения народной культуры, организованного на базе клуба по месту жительства «Юные таланты» и общеобразовательной школы № 185 г. Новосибирска с 1997 годана базе клуба открыта экспериментальная городская площадка по данной проблеме (1997 г.) — обсуждались на районном… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
    • 1. 1. Проблемы формирования патриотизма в психолого-педагогической литературе
    • 1. 2. Сущностная характеристика понятия патриотизма в современной педагогике
    • 1. 3. Социально-педагогическая деятельность учреждений дополнительного образования
  • Глава 2. ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЗМА У ШКОЛЬНИКОВ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
    • 2. 1. Народная культура, как систематизирующий фактор в формировании патриотизма
    • 2. 2. Динамика процесса формирования патриотизма у школьников
    • 2. 3. Психолого-педагогические условия успешности формирования патриотизма современных школьников

Социально-педагогическая деятельность учреждений дополнительного образования по формированию патриотизма у современных школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проблема патриотизма являлась предметом постоянного внимания на протяжении всей многовековой истории развития отечественной педагогической мысли. Огромный духовный потенциал патриотической темы, берет свое начало в письменных и устных творениях Древней Руси. Создаваемая поколениями наших соотечественников, эта тема разрабатывалась как целый комплекс идей, оказывающих нравственно-организующее влияние на общественную жизнь русского народа. Она трактовалась так: идея отечественного единения и согласия, идея защиты родной земли, идея Отечества, идея морального долга перед обществом, идея ответственности за судьбы Родины. Это обусловило её особое место в духовной жизни российского общества.

По мере развития общественной мысли эта идея трансформировалась, видоизменяя содержание самого понятия патриотизма. В силу этого мы • можем утверждать, что содержание патриотизма и его направленность определяется духовным и нравственным климатом общества, его историческими корнями, питающими общественную жизнь поколений. Особое значение идея патриотизма приобретает в моменты социальных и политических изменений общественной жизни, когда объективные тенденции развития общества сопровождаются повышением напряжения сил граждан: войны, нашествия, социальные конфликты, революционные потрясения, обострение кризисных явлений, борьба за власть, стихийные или иные бедствия. В такие периоды патриотическая идея реализуется в высоких и благородных поступках, характеризующихся особой жертвенностью во имя своего народа, своей Родины.

Современная ситуация развития российского общества оценивается как кризисная, что с точки зрения воспитания подрастающего поколения связано с потерей нравственных ориентиров. В этих условиях обращение к идее патриотизма может стать той ценностной основой, на которой возможно формирование и развитие личности российского гражданина. Но для достижения желаемого результата — формирования личности гражданина и патриота России — необходимо устранить основные причины депатриотизации школьников, и создать условия для развития новой системы патриотического воспитания.

Актуальность создания такой системы подтверждается наличием правовой основы, закрепленной в Законе РФ «Об образовании» (в редакции 1996 года) и Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001;2005 годы».

В последние годы все ощутимее проявляется тенденция устойчивого роста интереса молодежи к далекому и недавнему прошлому нашего Отечества, и, прежде всего к героическим страницам его истории. Это позволяет нам говорить о том, что в молодёжной среде идет спонтанный поиск нравственных и духовных ориентиров. Поддержка и помощь со стороны педагогов может существенно ускорить и оптимизировать этот процесс. Но для этого необходимо предоставить педагогам продуманные и целесообразные программы гражданского патриотического воспитания, вооружить их эффективными технологиями, используя позитивный опыт прошлых лет. Огромный воспитательный потенциал заложен в народных традициях. И поэтому основой для разработки таких программ может стать традиционная народная культура.

На современном этапе развития образовательной системы сферой, позволяющей педагогам наиболее успешно реализовывать программы патриотического воспитания, выступает учреждения дополнительного образования. Это объясняется спецификой их социально-педагогической деятельности, возможностями и условиями работы учреждений дополнительного образования.

К настоящему времени изучен широкий круг вопросов, связанных с патриотическим воспитанием школьников. С точки зрения философии патриотическое воспитание определено с позиций культуры, нравственности, ценности, гуманизма, человеческой деятельности. (Г.С. Батищев, В. С. Библер, М. Н. Гормов В.Н. Садовский, М. С. Каган и т. д.).

В педагогической науке раскрыто содержание, принципы и методы воспитания патриотизма (В. А. Сухомлинский, Н. И. Болдырев, Н. Г. Базилевич, И. П. Егоров, В. И. Куфаев и т. д.).

Исследована сущность патриотического воспитания, пути и средства формирования патриотических убеждений в учебно-воспитательном и внеклассном процессе (А.З.Лещинская, Ш. И. Ганелин, Г. Н. Каиров, Г. И. Щукина и т. д.).

Выявлена взаимосвязь патриотизма с русской национальной культурой (К.Д.Ушинский, Н. Ф. Бунаков, В. И. Водовозов, В. Я. Стоюнин, В.Н. Сорока-Росинский, Д.Д.Семенов).

Изучен вопрос о патриотическом воспитании в рамках создания и самоопределения русской школы, в основе которой лежит Русская идея. (Е.П. Белозерцев, В. Н. Ганичев, и т. д.).

Активно разрабатывается новое направление, опирающееся на общечеловеческие национально-культурные ценности (М.К. Андреева, Е. В. Бондаревская, О. С. Газман, С. В. Казначеев, В. А. Караковский, Д. С. Лихачев, В. А. Сластёнин, А. В. Мудрик, Н. Е. Щуркова и т. д.).

Социально-педагогическая деятельность учреждений дополнительного образования регулируется нормативно-правовыми актами и документами сферы образования. Эти документы позволяют разрабатывать программы организации социально-педагогической деятельности в учреждениях дополнительного образования по формированию патриотизма у школьников, так, например, программа «Сыны Отечества» (г.Москва), «Оборонно-спортивная и туристическая игра «Зарница» (г. Санкт-Петербург),.

Молодежь России" (Белгородская область), «Исток» (Вологодская губерния), «Гражданин» (г. Самара) и т. д.

Существующая нормативно-правовая база создает условия для развития социально-педагогической деятельности по ряду направлений (Бакланова Т.И., Г. Г. Вершловский, Т. С. Комарова, А. Г. Корнилова, Е. А. Леванова, С. Петерский, Н. И. Петрова, Н. Ф. Родионова, М. И. Рожков, А. Б. Серых, А. Б. Фомина, А. И. Щетининская и т. д.).

Однако при всей значимости результатов педагогических исследований и передового педагогического опыта проблема социально-педагогической деятельности учреждений дополнительного образования по формированию патриотизма школьников не получила необходимого освещения. Это объясняется тем, что до настоящего времени не раскрыты основные вопросы, связанные с социально-педагогической деятельностью учреждений дополнительного образования по формированию патриотизма у современных школьников, недостаточно разработано теоретическое и методическое обеспечение деятельности в этом направлении. В связи с этим выявляется противоречие между актуальной потребностью педагогической практики и отсутствием необходимой научно-теоретической разработки данного вопроса.

Это определило выбор темы исследования «Социально-педагогическая деятельность учреждений дополнительного образования по формированию патриотизма у современных школьников», проблема которого заключается в выявлении психолого-педагогических условий социально-педагогической деятельности учреждений дополнительного образования по формированию патриотизма у современных школьников.

Решение данной проблемы составляет цель нашего исследования.

Объектом выступает социально-педагогическая деятельность учреждений дополнительного образования;

Предмет — процесс организации социально-педагогической деятельности учреждений дополнительного образования по формированию патриотизма у современных школьников.

Проблема, объект, предмет и цель исследования обусловили решение следующих задач:

1. Дать сущностную характеристику патриотизма как психолого-педагогического феномена.

2. Выявить особенности социально-педагогической деятельности учреждений дополнительного образования по формированию патриотизма у современных школьников.

3. Обосновать психолого-педагогические условия успешности социально-педагогической деятельности учреждений дополнительного образования по формированию патриотизма у современных школьников.

Гипотезой исследования выступает предположение о том, что эффективность социально-педагогической деятельности учреждений дополнительного образования по формированию патриотизма у современных школьников обеспечивается совокупностью следующих условий:

• содержательной основой социально-педагогической деятельности учреждений дополнительного образования выступает народная культура;

• в процессе социально-педагогической деятельности учреждений дополнительного образования по формированию патриотизма используется воспитательный потенциал семьи и школы;

• осуществляется дифференцированный подход к организации социально-педагогической деятельности учреждений дополнительного образования по формированию патриотизма у современных школьников;

• социально-педагогическая деятельность учреждений дополнительного образования по формированию патриотизма переведена на технологический уровень, обеспечивающий прогнозируемый и гарантируемый результат в изменяющихся условиях.

Методологической и теоретической основой исследования стали положения современной науки о психолого-педагогическом феномене патриотизмао рассмотрении его содержания сквозь призму социокультурного контекстао соотношении общего и особенногоконцепция личностноориентированного образования культурологического типа-, целостный системный подход к педагогическому процессу (Б.С. Гершунский, А. И. Пискунов, З.И. Равкин) — концепции современного воспитанияконцепции реформирования системы образования на современном этапе развития.

Для решения задач исследования использовались следующие методы: теоретический анализ (изучение философе* педагогической, психолого-педагогической литературы исследования), устные и письменные опросы, анкетирование, интервьюирование, коллективный рейтинг, экспертные оценки, анализ учебно-методической документации и продуктов творческой деятельности школьников, обобщение и систематизация полученных результатов. Опытно-экспериментальной базой исследования выступали Муниципальный подростковый клуб Отдела по делам молодёжи администрации Октябрьского района г. Новосибирскобщеобразовательная школа № 185 г. Новосибирскучреждение детский оздоровительный лагерь «Дзержинец» Новосибирской области. по историко-проблеме.

Исследование выполнялось в несколько этапов.

Первый этап (1996;1997) — поисковый. Анализ философской, историко-педагогической, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования позволил выявить её современное состояние. Была определена структура работы, её объект, предмет, выделены цели, задачи, гипотеза и методы исследования.

Второй этап (1997;2000) — опытно-экспериментальный. В ходе констатирующего и формирующего эксперимента была подвергнута проверке общая гипотеза исследования, в результате чего были выявлены психолого-педагогические условия организации патриотического воспитания современных школьников в учреждениях дополнительного образования. Разрабатывалась программа и технология деятельности клуба и школы по формированию патриотизма современных школьников.

Третий этап (2000;2001) — обобщающий. Систематизация и обработка результатов опытно-экспериментальной работы, оформление теоретических положений.

На защиту выносятся следующие положения:

— патриотизм рассматривается нами как психолого-педагогический феномен, имеющий сложную многогранную структуру, позволяющую трактовать его как нравственный принцип, как установка, как личностное качество, как состояние, как результат воспитания, как поведенческая модель, как ценность;

— патриотизм как психолого-педагогическое явление наполняется различным содержанием в ходе развития педагогической мысли, отражая социокультурную ситуацию общества. Вместе с тем сохраняет единство, позволяющее обеспечить преемственность его ценностных основ от поколения к поколению;

— содержательная и сущностная характеристика патриотизма имплицитно существует в идеях народной традиционной культуры, и находит своё выражение в народных праздниках, обрядах, традициях;

— формирование патриотизма возможно при интеграции воспитательного потенциала семьи, школы и социально-педагогической деятельности учреждений дополнительного образования, основой которой выступает совместная деятельность клуба по месту жительства и общеобразовательного учреждения по специально разработанным программам;

— эффективность социально-педагогической деятельности учреждений дополнительного образования по формированию патриотизма обеспечивается специально разработанной технологией, учитывающей специфику дополнительного образования и его направленность.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается: выявлена сущностная характеристика патриотизма как психолого-педагогического феноменаизучены особенности социально-педагогической деятельности учреждений дополнительного образования по формированию патриотизма в современных условияхисследована народная традиционная культура как содержательная основа социально-педагогической деятельности воспитания патриотизма;

— выявлены психолого-педагогические условия, необходимые для успешной социально-педагогической деятельности учреждений дополнительного образования по формированию патриотизма у современных школьников.

Практическая значимость исследования связана с возможностью использования его результатов: ю.

— в обосновании условий социально-педагогической деятельности учреждений дополнительного образования по формированию патриотизма у современных школьников;

— технологизации процесса социально-педагогической деятельности учреждений дополнительного образования по формированию патриотизма у современных школьников;

— моделировании и организации социально-педагогической деятельности учреждений дополнительного образования по формированию патриотизма у современных школьников на основе народной культуры;

— в повышении качества социально-педагогической деятельности педагогов учреждений дополнительного образования по формированию патриотизма у современных школьников.

Достоверность полученных результатов обеспечивается методологической обоснованностью и адекватностью методов исследования его задачам и логике, репрезентативностью опытно-экспериментальных данных, сочетанием качественного и количественного анализа.

Апробация и внедрение результатов исследования: Материалы и результаты исследования представлены программой деятельности отделения народной культуры, организованного на базе клуба по месту жительства «Юные таланты» и общеобразовательной школы № 185 г. Новосибирска с 1997 годана базе клуба открыта экспериментальная городская площадка по данной проблеме (1997 г.) — обсуждались на районном, городском семинарах педагогов дополнительного образования (с 1997;2001 г. г.) — программа организации летнего отдыха детей на базе МПКЮТ «Звездная школа» (историко-патриотическое направление) получила звание лауреата на Всероссийском конкурсе вариативных программ организации летнего отдыха детей (1999 г.) — отражены в авторских программах педагогов дополнительного образования МПКЮТ (1997;2001 г.) — данные материалы стали основой для открытия научно-практической лаборатории при.

Славянской Академии (2000г.) — заслушаны на проблемном семинаре, организованном Сибирским филиалом Международной Славянской Академии (2001 г.).

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения. В первой главе «Формирование патриотизма современных школьников в социально-педагогической деятельности учреждений дополнительного образования как психолого-педагогическая проблема» определены и раскрыты основные историко-педагогические и социально-философские подходыобозначена логика исследования сложного и многогранного явленияпатриотизмадана характеристика ключевых понятий исследования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В настоящее время проблема патриотического воспитания современных школьников претерпевает существенные изменения. Во многом это обусловлено социально-политическими преобразованиями, происходящими в государстве и оказывающими влияние на все сферы человеческой деятельности. Существенную помощь в решении актуальных задач патриотического воспитания призвана оказать Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан России на 2001;2005 г. г».

Педагогическая наука активно включается в разработку современных методологических и практических основ деятельности в этом направлении.

Однако противоречивость современной социокультурной ситуации усложняет решение вопросов формирования патриотизма у детей и подростков. Трудности, связанные с усвоением весьма расплывчатых норм поведения и мотивов деятельное iи, снсуктвием в обществе устойчивой системы ценностей, снижение информированности школьников, но вопросам истории, попытки ее современной интерпретации оказывают негативное влияние на становление патриотической позиции личности. В связи с этим перед педагогом встает особая задача поиска обновленных форм и методов патриотического воспитания, выявление условий ею реализации.

Вместе с тем, решение этой задачи требует анализа сущности и содержания понятия «патриотизм».

С учетом современных философских, психолого-педагогических исследований мы рассматриваем патриотизм как моральный принцип и интегративное нравственное качество в состав структуры которого входят несколько компонентов: интеллект альный, поiребностно-мотивационны й, волевой, деятельность! й, эмоциона «ым>т Такое понимание патриотизма.

дает основание определить патриотическое воспитание как процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников, направленный на развитие патриотических чувств, формирование патриотических убеждений и устойчивых норм патриотического поведения воспитанников.

Процесс патриотического воспитания осуществляется на основе принципов, отражающих общие закономерности целостного педагогического процесса. Необходимо определи!!, ряд, особенностей данного направления в воспитательной работе. Прежде всего, >ю обусловленность патриотического воспитания развитием существа и происходящими в нем событиями. Во-вторых, по координапия взаимодействия школы, учреждений дополнительного образования, семьи и общественности по формированию патриотизма у современных школьников В-третьих, это обусловленность содержания, форм и методов, средств и приемов патриотического воспитания историческими традициями народаорганическая взаимосвязь учебного материала и содержания внеклассных и мероприятийзависимость содержания, форм и методов патриотического воспитания от возрастных и и нди в иду ал ь н ы х особен нос гей вое и и та н и и ков.

Изучение теоретических подходов в определении патриотизма выявило, что развитие данной проблемы имело многоплановый характерпатриотизм рассматривался как моральный принцип, как социальное чувство, как нравственная ценное «ь личности, как центральное образование в структуре личности, как норма поведения Таким образом, определенные исторические условия влияли на сущностное понимание патриотизма.

Отмечено, что ведущими аспектами в развитии понятия патриотизм было соотношение народного и социального.

В первом случае на первый план выдвигалось национальное в понятии патриотизма, По мнению mix исследователей понятие патриотизм включало родной край, родной яшк, традиционную народную культуру.

Во втором — приоритет отдавался социальнополитическим ценностям, поэтому патриотизм рассматривался как форма общественного сознания, готовность защищать свое Отечество.

Теоретический анализ позволил нам сделать вывод, что патриотизм как-моральная ценность является отражением нравственного отношения к отечеству (стране), роди. не (месту рождения). Так как всякому отечеству свойственны пространство (территория) и время (история), то любое отечество — это политическая, социальная и культурная среда Оно предстает перед личностью, как нечто данное в сложившихся нормах поведения, которые ему предстоит перенять, в языке и богатстве культуры, которые необходимо впитат". Обычаи, традиции, события накладывают свой отпечаток на чувства ->.к П адресованные отечеству.

Таким образом анализ проблемы показал, что отношение к содержанию понятия патриотизма различно в разные эпохи В нашем исследовании под понятием «патриотизм» мы понимаем нравственное качество личности, которое предполагает взаимосвязанную совокупность нравственных чувств и черт поведения, включающую любовь к Родине, привязанность и любовь к родным местам, активную творческую деятельность на ее благо, бережное отношение к историческим памятникам и традиционной народной культуре родной страны, уважение обычаев и культуры других стргш и народов, стремление к сотрудничеству с ними, стремление к укреплению чес г и и достоинства Родины, г отовность и умение защищать се. Это качество личности важно формировать.

Поскольку наш аиатиз покатал, что проблема формирования патриотизма в современных условиях до сих пор не получила однозначного решения, возникла необходимость разработать программу формирования патриотизма у современных школьников и определить условия ее реализации.

Формирование патриотизма у современных школьников мы понимаем как сложный процесс, предполагающий комплексный подход. Поэтому эффективность формирования патриотизма, на наш взгляд, зависит от создания ряда психолого-педагогических условий.

Особую роль в формировании патриотизма у современных школьников сегодня способны сыграть играют учреждения дополнительного образования, их социально-педагогическая направленность. В отличие от школы, ведущей деятельностью которой является все-таки обучение, специфика деятельности учреждений дополнительного образования детей позволяет организовать разнообразную творческую деятельность детей, что в большей степени создает условия ятя патриотического воспитания.

Именно, учреждения. юно ти гельного образования реализуя разносторонние интересы детей в творческой деятельности, широко используют традиционную народную культуру.

Подчеркнем, «ни многие учреждения дополнительного образования используя традиционную народную культуру как содержательную основу своей социально-педагогической деятельности создают условия для патриотического воспитания.

Фольклор, песни, прикладное творчество, народные игры, праздники народного кален/даря выступают значимыми компонентами, обеспечивающие содержанке традиционной народной культуры в учреждениях дополнительного образования и позволяют формировать и развивать патриотические чувства и качества личности.

Таким образом, специфика деятельности учреждений дополнительного образования и традиционная народная культура как содержательная основа этой деятельности позволяют в современных условиях успешно организовать воспитание патриотизма как качества личности.

С учетом изложенных теоретических предпосылок экспериментальная.

'•¦¦Л ;

часть исследования была задумана и осуществлена как опыт моделирования.

и экспериментальной проверки психолого-педагогических условий, необходимых и достаточных ятя формирования патриотизма у современных школьников. Его критериальными характеристиками выступают такие компоненты личности, как эмоциональный, когнитивный, мотивационный и творческий.

Диагностика, проведенная нами на разных этапах опытно-экспериментальной работы, подтвердила динамичность формирования патриотизма у современных школьников, как особого личностного образования, проявтения его как личностной характеристики и нормы поведения личное си.

В нашем исследовании разработана технология формирования патриотизма у современных школьников в условиях социально-педагогической деятельности учреждения дополнительного образования и на основе традиционной народной культуры. Эта технология предусматривает использование личностно-ориентированного, деятельностного и социально-психологическою подходов к организации процесса формированиявключение родителей, учителей и детей в единый воспитательнообразовательный процесс: отслеживание динамики процесса формирования патриотизма на различных технологических этапах и обоснование психолого-педагогически условий, обеспечивающих эффективность процесса формирования патриотизма.

В целом наше исследование, подтвердив обоснованность выдвинутых в гипотезе предположений, показало, что формирование патриотизма современных школьников становиться возможным если: • отношения, складывающие в процессе взаимодействия в подсистемах дети-дети, дети-педагоги. дети-родители, родители-педагоги характеризуются добровольностью, заинтересованностью включения в традиционную народную культуру и творчеством;

• осуществляется взаимодействие школы, учреждения дополнительного образования и семьи на основе специально разработанной и целенаправленной программы патриотического воспитания;

• учитываются возрастные и индивидуальные особенности участников программы, и осуществляется дифференцированный подход к орга н изаци и лея i ел ьности;

• в социально-педагогическую деятельность учреждений дополнительного образования, но формированию патриотизма у школьников включены мотивационный, когнитивный, эмоциональный, творческий компоненты.

• сопиально-пе дагогическая деятельность учреждений дополнительного образования по формированию патриотизма у современных школьников обеспечивает хчемент «успешности», позволяющий закрепить позитивное от ношение ребёнка к деятельности, к людям, к своему Отечеству.

Изложенные в диссертации выводы и рекомендации не претендуют на окончательное и исчерпывающее решение проблемы патриотического воспитания современных школьников в учреждениях дополнительного образования. В частости в более детальном изучении нуждаются вопросы подготовки педагогов дополнительного образования и учителей общеобразовательных школ к организации совместной деятельности по формированию патриотизма у детей различных возрастных групп, а так же поиск разнообразных форм и методов патриотического воспитания в контексте современно! о состояния общества и государства.

1. Аксенова М П организационно-педагогические основы патриотического воспитания школьников М 1970.

2. Альшевская Л, А Формирование национального самосознания старшеклассников в учебно-воспитательной работе школы. Минск, 1993.

3. Андреева Г. М. Социальная психологияМ, 1.980.

4 Антология педагогической мысли России '4 19 века. Сост. П.А.ЛебедевМ, Педагогика, 1987.

5 Афтонасьев.

6. Бабанский Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: Дидактический аспект — М Педагогика, 1982.

7 Бзйбородовз. Л.В. ВзаимодеГкчвие педагогов и учащихся в школьном коллективе, -Ярославль. 1W).

S, Базилевич Н, Г Проблемы патриотического воспитания младших школьников в цедагогичееком наел ел и я В А. Сухомлинского, Дис. к.п.н, Киев, 1982.

9. Бахтин В. От былин до считалки М 1989.

Ю.Белинский В. Г. Полн. собр в 4-х гомахЛ! 1954.

П Белобородова Н С. Формирование родиноведческих понятий у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в образовательном процессе Дне канд лед н. Уфа41 999,.

12.Бердяев Н А. Самопознание Л 199!

13.Беспалько В. П. Слагаемые педаг огической технологии, -М, — Просвещение, 1989.

14.Блонский П. П. Избранные педагогические и психологические произведения в 2-х т. Т. Ред. Петровского А. В. — М.: Педагогика, 1983.

15 Бодал ев А. А. Личность и общение М 1983,.

16 Божович Л. И. Изучение хкугивации детей и подростков М., 1972.

)7.Божович Л И. Личнос ть и её формирование в детском возрасте. — М., 1968.

18.Болобонов В. Л. Военно-патриотического воспитания в советской школе в предвоенные и военные годы Дис д-ра.п.н, Калинин, 1971,.

19.Болотина Л. Р. Военно-патриотическое воспитание подростков в школе. М., 1968.

20.Бондаревская Е. В Педагогика художественной самодеятельности М 1987.

21LБондаревская Е. В Теория и практика личностно-ориентированного образования: Моно" рафия — Ростов-н/ Дону, 2000.

22.Вахрушева Н А. Подготовка буту щи х учителей к осуществлению гражданского воспитании школьников (на материалах музея истории образования). Автореферат к.п.н. Челябинск, 1998.

23.Волков Г. Н. Цакапелова ЮЛ Этническая среда и воспитание детей. М., 2000.

24 Волков Г. Н. Этнопедагогика М Академа, 1999.

25. Внешкольные учреждения: Пособие для работников внешкольных учреждений, / ред. Балчсиой Л КМ: Просвещение, 1978.

26.Возрастная и педагогическая психология. // Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов./ Ред. Гамезо М. В. и др. — М: Просвещение, 1984.

27.Возрастные особенности школьников. — М: Академия пед. наук РСФСР, 1954.

28.Вопросы воспитательной деятельности внешкольных учреждений: Сб, науч. тр. / Ред. Ширвинд HI'., Коваль М. Б. — М. АГШ СССР. — 1980, — 83с.

29 Воробьева Н. П. Возрастая динамика общения школьников. П Дисс. к. псих, н,-М, 1989.

30.Воспитательная деятельность внешкольных учреждений: Сб. науч. тр. / Ред. Коваль М. Б. — М АПН СССР, 1986. — 105 с. 30. Время действовать. Действуй. // Дайджес! материалов журн, Вожатый/ Сост. Гринберга В Я, Тупиченкова С В. — М Молодая г вардия, 1990 — 222 с.

31 Вульфов Б. З. Семь парадоксов воспитания. — М.: Новая школа, 1994.

32.Валеев И И. Патриотизм и народность, М., 1999 г.

33.Вытоткий JI.C. Воспитание чувств// Возрастнаяи педагогическая психология. Хрестоматия.^ под ред. И. В. Дубровина, A.M. Прихожан, В В Зацепина — М., 1998.

34.Выготский JI.C. Избранные психолог ические исследования, — М.: Изд-во АПНРСФСР, 1956.

35.Выготский Л. С. педагогическая психология, — М, 1991.

36.Газман О С Педагогика свободы пун, в гуманистическую цивилизацию 21 века// Новые цен ноет образования: забота, поддержка, консультированиеВып ftМ 196.

37.Гасанов З. Т. Социалыю-пе,-танн ические основы интернационального и патриотического воспитания — М 1995.

38.Георгиева П. Д. Педагогические проблемы совместной воспитательной деятельности школы и внешкольных учреждений (1949 -1975 гг.) (НРБ).// Автореф. дисс. к.п.н М. 1976.

39.Гессен С. И. Основы педагогики Введение в прикладную философию. М., 1995;

40. Гершунский Б. С. Менталитет и образование. М., 1996.

41.Городская целевая программа «Гражданское и военно-патриотическое воспитание молодежи городя Новосибирска на 2001 2002 годы», Н-ск, 2000.

42.Григорьев Н. К. Проблема патриотического воспитания учащихся в теории и практике школы РСФСР 1931;1943 г. г. Автореферат дис.к.п.н. М., 1971.

43.Губанов Н. И. Отечест во и патриотизм — М 1960,.

44.Кульневич С. В, Педагогика личности От концепции до технологий. Учебное пособие. ТЦ «-чн к-ль-. ?001.

45.Гурова Р. Г. Социологические проблемы воспитания. — М 1981.

46.Данилов Д, А Корнилова, А Г Социально-педагогическая работа в сельском социуме — Новосибирск- 1999.

47.Дембицкий Н. П. Военная история России источник и основа военно-патриотического воспитания/ Патриотическое воспитание музейными средствами: возможности, опыт, проблемы. Материалы научно-практической конференции, г Гкатериибург, 19−24 октября 1998 года -1999/ Под ред. Н А. виковой.

48.Добрович А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения — М. Просвещение, 1987 — 205.

49.Детские подвижные игры народов РСФСР Предисловие В. Шкловского. М. 1971.

50.Нвтеева Г. А. Пснхологопедагог ичеекие основы использования свободного времени Н Автореф. икс к пи — Л., 1980 — 24 с.

51 Жиляев А. А. Воспитание патриотизма у военнослужащих ВВ МВД при выполнении служебных боевых задач в конфликтах. Дисс.к.п.н. М., 1998.

52 Закон Российской Федерации «Об образовании». — М 1992;

53 Закон РФ «Об увековечении памяти пог ибших при защите Отечества» М.-2001;

54 Залужный, А С. Детский котдентик и методы его изученияМ.-Л: Госиздат, 193!

55.3емп МБ. формирование гражданского самочувствия учащихся начальных классов сельской шкпы Дисс к п и М., 1998.

56.Зверева Р П «Звездная школа»", Нов-ск J999.

57 Иванов И. П. Творческое содружество поколений, как условие воспитания юных общественников // Автореф дисс к п н — Л 1972.

58. Идейнополитическое воспитание школьников // Под. Ред. ГЛ1. Филонова — М 1982.

59.Ильин E.II. Герой nauiei о урока. М 1.991.

60.Ильина Т А. Педагогика учебное пособие для студентов пед. ун-тов. — М 1984.

61 Ильина Т. А. Педагогика: учебное пособие для студентов пед. ун-тов. М., 1984.

62 Исмаилов Ш. И. Педагогика дружбы народов, веротерпимости, патриотизма// Воспитание школьников. — № 2. 2000,.

63.Ипполитова GM?. Патриотическое воспитание в современных условиях: особенности. Подходы, подготовка будущих учителей. Челябинск,!997.

64. Казначеев С В. Феномен человека Н-ск, 1985.

65.Караковский В. А. Воспитание9 Воспитание. Воспитание' - М J996.

66.Караковский В. А Воспитательная система школы как объект педагогического управления. Авгорсф. дисс. д. пед. н. — М, 1989,.

67 Караковский В, А Во" шпик- 1ьная система школы: Педагогические идеи и опыт формирования (из серии «Авторские школы Москвы»), — М 1992. -125 с.

68.Кларин М. В. Педагогическая технология в учебном процессеМ Просвещение, 1989.

69.Клинкова Е. Проект «Гражданин» — способ социализации подростков// Народное образование № 7 2000.

70. Коваль МБ. Внешкольные учреждения в системе общественного воспитания,// Воспитательная деятельность внешкольных учреждений. Сб, научи, тр. /Ред. Коваль М Б и Чумаковой МЛ. — М.: Изд. АПН СССР, 1986.

71.Коваль М Б. Проблемы совершенствования деятельности внешкольных учреждений в современных условиях. // Сов. пед. — 1978.

72 Козлова О. П.

Введение

в теорию воспитания. — М., 1994.

73.Комарова Т. С (щиатьно-недлгопмфские проблемы организации и управления в системе юшкольжн о воспитания М 1981.

74.Коменский Я. А. Великая дидактика М. 1982.

75.Кон И. С. Психология ранней юности — М: Просвещение, 1989. — 254.

76.Коробков А. Е. Проблема воспитания сельских школьников по месту жительства// Автореф. дисс. к и н — М 1970 42.

77.Краковский А. Г. О подростках Содержание возрастного, полового и типологического в личности младшего и старшего подростка — М.: Педагогика, 1970.

78.Кравцев И. Е. Пролетарский ннтренанионализм, отечество, патриотизм,-Киев, !%5.

79.Крупская Н. К. Избранные педагогические произведения — М.: Педагогика, 1968.

80 Ксензова Г. Ю. Перспективные школьные технологии, — М2000.

81.Кумарин В. В. Теория коллектива в грудах А. С. Макаренко — Киев, 1979,.

82.Куракин А. Т., Мудрик А. В, Новикова ЛИ. Некоторые проблемы управления процессом воспитания школьников, //Сов. пед.-)974.-№ 1.

83.Куракин А. Т., Лийметс Х. Й. Новикова Л И. Коллектив и личность школьника: Основы теории воспитательного коллектива. — Таллинн: изд. ТГУ. 1981.-Вып. 1,4. 1,2.

84."Круглый стол": вошитание в духе патриотизма, дружбы народов, веротерпимости// Воспитание школьников. — № 5. 2000.

85 Леванова Е. А. Технологии формирования профессиональной готовности к взаимодействию студентов педагогических вузов. /Актуальные проблемы профессионально-педагогическою образования. Межвуз. Сбор. Научи, трудов. Ред. Левановой Е. В, — Юттиниград, 2000.

86.Лёгонький Г. И. Педагогический процесс как целостная динамическая система, — Киев: Рад шк., 1979.

87,Леонтьве К. Н, Антология СПб., i wk кн I.

88 Лихачев Д, С Раздумья, М 19ui.

89.Лутовинов В. И. В патриотизме молодежи будущее России. Пособие для педагогов, руководителей образовательных учреждений и организаторов работы с молодежью, — М., 1999.

90.Макаренко А. С. Избранные педагогические сочинения в 2 томах. — М. Педагогика, J 971.

91. Макаренко А. С. Книга для родителей. // Собр. Соч. в 8 т. — М., 1985. — т. 5.

92.Макаренко А. С. Коллектив и воспитание личности. — М.: Педагогика, 1972.

93.Максакова В. И., Мудрик А. В Воспитательная работа с учащимися: возрастной подход. // Сов. пел, — 1986. — № 10.

94.Максютин Н. Ф. Педагогические ресурсы досуга. — М 1996.

95.Малинин Г А. Воспитательная система С. Т. Шацкого. — М, Просвещение, 1993.

96.Мапьковская Т. Н Воспитание социальной активности старших школьников-Л., 1973.

97.Материалы 1 Всероссийской конференции, но вопросам патриотического воспитания. — Москва 23−25 ноября 2000 г — М., 2001.

98.Материалы 24 съезда КПСС. Изд-во политической лит-ры — М., 1971.

99.Маренков А. В. Влияние социальной среды на нравственное развитие студенчества/ Учебно-воспитательный коллектив и его среда. Свердловск, 1988.

100. Мартышин В Н. Твоя родословная// Воспитание школьников. — № 6. -1999.

101. Марьенко И. С. Воспитание советского патриотизма у учащихся среднего школьного возраста во внеклассной работе: Дисс. к.п.н. М., 1950.

102. Мельников М. И Русский детский фольклор. М., 1987.

103. Методы и формы обученич в историческом ракурсе/' Педагогика. — № 5.

104. Митина ИИ. Педагог ические основы взаимодействия внешкольных учреждений со школами //Автореф. дис. к.п.н. -М., 1971.

105. Мищенко Л И, Патриотическое воспитание младших школьников: Дисс. к.п.н., 1982.

106. Монахов В. М. Технологичные основы проектирования и конструирования учебного процесса — Волгоград, 1995,.

107. Мудрик А. В. Личность школьника и её воспитание в коллективе — М.: Знание, 1983.

108. Мудрик А. В. Общение как фактор воспитания школьников. -М. Педагогика, 1984.

109 Мудрик, А В Социализация и воспи |ание подрастающих поколений.-М, Знание, 1990.

110. Обидин А. И., Майн ВН Российская высшая школа и традиции патриотизма в годы первой Мировой Войны/ Педагогика и политика в образовании России начала XX века конференция молодых ученых 25 26 февраля 1997 года в 1-х частях Ч 2 Сообщения и тезисы. — М., 1997.

С 24 — 27;

111. Областная программа «Молодежь России» (2000 — 2001 гг.) Белгородской области, разработанная во исполнение закона Белгородской области от 7 июля 1997 года № 123 «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений в Белгородской области»;

112. Общероссийская концепция военно-патриотического воспитания молодежи, одобренная Координационным Советом при Президенте РФ от 6 марта 1998 г.;

113. Овсюк В. Ф. Об опыте военно-патриотического воспитания музейными средствами/ Патриотическое воспитание музейными средствами: возможности, опыт, проблемы Материалы научно-практической.

^ конференции, г. Екатеринбург! Q 24 октября 1998 года. — 1999/ Под ред.

Н.А. Узиковой — С. 16 -24;

114. Ожегов С. И. Словарь русскою языка. —М.- Русский язык, 1991.

115. Основы содержания патриотического и интернационального воспитания учащихся.// Сб. статей НИИ педагогики// Под ред. М. А. Терентия, П. И. Заводновой. Кишинев, 1985.

116. Паладьев С. Л. Пути создания гуманистической воспитательной системы типа «школа — клуб» // Современная школа. Проблемы гуманизации отношений учи телей, учащихся и родителей — М: Изд. ИТПиМИО РАО, 1993. -с.70−73 i.

117. Пель B.C. К истории создания и развития системы дополнительного образования в российской воспитательной системе.// проблемы педагогического образования с б науч. ст. — М., Изд. МГПУ, 1999.

118. Пель B.C. К вопросу о подготовке педагога дополнительного * образования в высшей школе/ Актуальные проблемы профессионально;

педагогического образования: Межвузовский сборник научных трудов. -Калининград, 2000. -вып. 4.

119. Петровский А. В. Личность Деятельность. Коллектив. — М: Политиздат, 1989.

120. Педагогика и психология — М Знание, 1988.

121. Педагогика: учебное пособие для студентов пед. ун-тов/Под ред. Ю. К. Бабанского М 1983.

122. Педагогика. Учеб пособие для педучилищ/ СП. Баранов, Л. Р. Болотина, Т. В. Воликова, В. А. Сластенин.- М 1981.

123. Педагогика школы Под ред CF Матушкина — Челябинск, 1974.

124. Педагогика. Курс лекций. Поде ред. Ильиной Т А. -М., 1984. 125 Педагогика Под ред. Харламова И Ф Учебное пособие,-.М., 1990.

126. Подласый И. П. Педагогика: Новый курс в 2-х книгах. Кн. 2. Процесс воспитания — М., 2000.

127. Позгалев В. Образовательно-воспитательный проект «Истоки» //Воспитание школьников — № 6 1999.

128. Полукаров ВВ. Клубная деятельность в воспитательной системе школы. /./ Воспитательная система массовой школы: проблемы гуманизации. — М.: НИИТ и ИИ 1994. — 134 с.

129. Попова Г. Н. Система деятельности внешкольных учреждений по распространению передового опыта воспитания школьников.// Дис. к п.н. -М, 1990.

130. Постников С П., Саенко I I, А Историко-культурное наследие России основа патриотическог о и, п. им китч молодежи/ Патриотическое воспитание музейными средствами возможности, опыт, проблемы. Материалы научно-практической конференции, г. Екатеринбург, 19 — 24 октября 1998 года. 1999/ Под ред. II, А Узиковой.

131. Поташник М. М. Как организовать процесс воспитания. -М: Знание, 1984.

132. Программа «Патриот» (2001 2003 гг.) в рамках функциональной программы «Молодежь Новосибирской области»;

133. Психология: Словарь/ иод общ ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского 2-е изд., исир. и дон — М 1990;

134 Психолого — педагогические условия повышения эффективности воспитательного процесса во внешкольных учреждениях: Сб. науч. тр. / Ред. Конович А. А — Л.: Изд ЛГИК им П К Крупской, 1983. — 160с.

135. Пятикоп А. И. Воспитание патриота'7 Педагогика — № 4. — 2000.

136. Развитие идей, А С. Макаренко в теории и методике воспитания. /Ред. Коротова В. М. — М.: Педагогика, 1989.

137 Развитие личности ребенка — М Прогресс, 1987.

138 Разумный В, А Клуб и к (ьлура <761 цен и я — М: Изд Мин Култ 1989.

139. Радищев Н А. Избр. пед. соч. М, Изд-во АПН РСФСР, 1952.

140. Рогова P.M. Развитие гуманистического мировоззрения и ценностных ориентации личности. — М., 1996.

141. Рождественская P.JI. Патриотическое воспитание подрастающего поколения в истории отечественной педагогике () 1- 20 в в.): Дисс. к.п.н Белгород, 1997.

142. Российская педагогическая тициклопедия в 2- х томах — М 1999.

143. Рубинштейн С Л. Основы общей психологли, М., 1946.

144. Рудченко Л. Т. Патриотическое воспитание как системное явление (на примере воспитания подростков старшего и среднего возраста — М., 1971.

145 Русское народное творчеспю Составитель Ю. Г Круглов Санкт-Петербург. 1993.

146. Русецкий А, В, Искусство и патриотическое воспитание // Художественная культура и развитие личности М, 1978.

147. Семенов В. Д. Община и к ту о Воспитательный потенциал и его пределы.: Научнометод. Рекомендации в адрес педагогических коллективов, решивших начать исследования социально-педагогических проблем. — Екатеринбург, 1993.

148. Скаткин М. Н. Методология и мечодика педагогических исследований: В помощь начинающему исследова гелю. М Педагогика, 1986.

149. Соболев А. И. Советский шириотичч патриотизм высшего типа // О советском патриотизма. М., 1952.

150. Сокольников Ю. П. Системный анализ воспитания школьников. — М.- Педагогика, 1986.

151. Сорока-Росинекий В. И. Педагогические сочинения. / Сост. A T, Губко. -М: Педагогика, 1991.

152. Сорокин Ю. А, Психолингвио ичеекие аспекты изучения текста. М., 1985.

153. Сперанский А. В. Воспитание чувств патриотизма у учащихся общеобразовательных школ в годы Великой отечественной Войны на примере Уральского региона/ Патриотическое воспитание музейными средствами: возможности, опыт, проблемы. Материалы научно-практической конференции, г. Екатеринбург, 19- 24 октября 1998 года.

1999/Под ред. Н. А. Узиковой.

154. Сухомлинский В. А. Духовный мир школьника. — М., 1961;

155. Сухомлинский В. А. Избранные произведения. — М., Педагогика, 1983.

156. Сущенко Т. И. Педагогический процесс во внешкольных учреждениях: Учебн. — метод. Пособие, — Киев Рад П1к 1986.

157. Теория и практика воспитательных систем. / Ред. Новикова Л. И. — М.: ИТП и МИО РАО, 1993.

158. Теплов Б. М, Психологические художественного воспитания. Вып. П., М., 1989.

159. Терентия М. А. Теория и практика патриотического и интернационального воспитания подрастающего поколения, — Кишинев, 1978.

160. Углицкая М. А. Формирование профессиональной направленности учащихся в деятельности внешкольных учреждений. // Дисс,. к.п.н. — ML, 1989.-174 с.

161. Указ Президента от 16 мая 1996 г № 727 «О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно патриотическому воспитанию молодежи»:

162. Уманский ЛИ. Психология организаторской деятельности школьников: Учебное пособие дня студентов педагогических ин-тов. — М.: Педагогика, 1980,-160 с.

163. Ухъянкин С П. О некоторых проблемах управления внешкольной деятельностью детей. // сб. 1 1едоготическое управление внешкольной средой учащихся, Чебоксары, 1 и?4−48с.

164. Ушинский К. Д. Проблема национального воспитания. -М., 1974;

165. Ушинский К. Д. Собр. соч. в 4-х т. — М Изд АПН, 1948.

166. Фельдштейн Д. И, Психология становления личности. — М: Международная педагогическая академия, 1994. — 192 с.

167. Филатов В. По суворовским заветам-'V Воспитание школьников. — № 6. -1999 С 19−21;

168. Филонов Г. Н. Воспитание личности школьника. М.: Педагогика, 1985.

169. Философский энциклопедический словарь, — М., 1983.

170 Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. / Ред. Дубровиной И. В. — М.: Педагогика, 1987.

171. Фролова Г. И Организация и методика клубной работы с детьми и подростками: Учеб. Пособие для студентов ин-ов культуры. — М: Просвещение, 1986, ;

172. Харчев А. Г. Социология воспитания о некоторых актуальных социальных проблемах воспитания личности — М.: Политиздат, 1990.

173. Хвалова Ф, И, Воспитание советского патриотизма у учащихся 5−7 классов 7-летней и средней шкоты Автореф. Дисс. к.н.н. М, 1955.

174. Цимбалюк И. И. Воспитание общественно-политической активности старших подросков в клубных учреждениях !> Дисс. к.п.н. — М., 1990.

175. Чепурных Е. Воспитание в системе образования на пороге 21 века// Внешкольник. — № 7 — 8, 2000. — Г 35 38.

176. Черник С. А. Советская общеобразовательная школа в годы Великой отечественной Войны. М., 1984 С 4 — 5;

177. Шацкий С. Т. Мой педагогический путь. /' Пед сочинения — М., 1965 — т 1. -с 59−63.

178. Шацкий С. Т. Педагогические сочинения в 2 х т./ Ред. Кузина Н. П., СкаткинаМ.Н., Цацкой В Н. -М Педаг ог ика, 180.

179. Шерпаев В И, Актуальные проблемы патриотического воспитания в современных условиях/Педаго! ика и поли гика в образовании России.

начала XX века: конференция молодых ученых 25 — 26 февраля 1997 года в 2-х частях. Ч. 2. Сообщения и тезисы. М 1997. — С. 33 — 404;

180. Шмаков С. А. Игры учащихся как феномен культуры. — М., Новая школа, 1999.

181. Шур В. Г. Психологические способности усвоения детьми этических норм/ Формирование всесторонне развитой личности и обеспечение единства идейно-ноштическ"н<> нравственного и трудового воспитания: Тезисы докладов участников (X Совместного семинара аспирантов и молодых ученых педагогов АПН СССР и АПН ГДР М, 1978. 102 106.

182. Щуркова Н. Г. Новое воспитание — VI 200П.

183. Этапы развития коллектива Методические рекомендации. / Сост. Казакина М. Г,-Л — Изд. ЛГПИ им ЛИ Герцена, 1980. -26 с,.

184. Юдин А. В. Русская народная духовная культура — М&bdquo- 1999.

185. Юдин Э. Г. Системный подход и принцип деятельности: Методол. Пробл Совр. Науки. — М.: Наука, 1078 — 391 е.

186. Якобсон ИМ. Эмоциональная жи ли, школьников, — М., 1966.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой