Исследование элементов символической политики проекта на полученном эмпирическом материале
Анализ данных социологических опросов показал, что в сознании некоторой части населения РФ «Русский мир» предстаёт неким логическим продолжением проекта «российской нации» (несомненно, сами люди не артикулируют свою позицию используя данную терминологию). Тем не менее, ключевым аспектом российской нации был гражданский национализм, включавший в себя патриотизм и государственнические ориентации… Читать ещё >
Исследование элементов символической политики проекта на полученном эмпирическом материале (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В сознании части населения Российской Федерации, «Русский мир» предстаёт достаточно фрагментированным набором убеждений, образов, мифов, заимствованных из культурной, религиозной, политической и социальной сферы. Тем не менее, представляется возможным представляется сделать некоторые обобщения.
«Русский мир» как гипертрофированная нация
Анализ данных социологических опросов показал, что в сознании некоторой части населения РФ «Русский мир» предстаёт неким логическим продолжением проекта «российской нации» (несомненно, сами люди не артикулируют свою позицию используя данную терминологию). Тем не менее, ключевым аспектом российской нации был гражданский национализм, включавший в себя патриотизм и государственнические ориентации, в отрыве от этнической принадлежности. Несомненно, взаимодействие этнического и гражданского национализма в современной России достаточно подробно разобрано различными исследователями, однако по большей части они представляются автономными сферами, не обладающими значительной степенью взаимозависимости (не говоря уже о неразвитости гражданской идентичности российского общества впринципе) Дробижева Л. М. Национально-гражданская и этническая идентичность: проблемы позитивной совместимости //Россия реформирующаяся. Ежегодник/отв. ред. МК Горшков. — 2008. — №. 7-М. — С. 214−228. Однако, в случае «Русского мира» имеет место быть конвергенция ключевых признаков и механизмов инклюзии этнического и гражданского национализма — несмотря на значительный фокус на культурных аспектах («Русский мир — это там, где звучит русский язык. Там, где смотрят в сторону нашей страны с надеждой») существуют также и этнические элементы — к примеру, в ходе опроса ВЦИОМ около 50% респондентов выразили убеждение, что уехавшие жить за границу русские должны поддерживать Россию во всём. В рамках того же опроса, 45% опрошенных осудили тех русских, которые оказывают поддержку местным властям, в случае если она противоречит интересам России."Русский заграничник": лояльный гражданин новой родины или агент «русского мира» // Пресс-выпуск ВЦИОМ № 2724 от 27.11.14 // [URL]: http://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115 068 (дата обращения — 12.05.2016) Помимо этого, около 60% опрошенных считают, что русские общины в США, Великобритании, Франции и Израиле также являются частью русского мира."Русский мир" и как его понимать: Пресс-выпуск ВЦИОМ № 2728 от 02.12.2014 // Электронный ресурс [URL]: http://wciom.ru/index.php?id=236&uid=11 5074(дата обращения — 22.02.2016) Однако в рамках тех же опросов большинство тех, кто слышал о «Русском мире» убеждены, что его частью могут быть не только этнические русские, православные, люди русской культуры иили говорящие на русском языке — теоретически, он способен объединять более обширные категории людей, что свидетельствует о некоторой степени взаимопроникновения основных положений этнического и гражданского национализма в рамках проекта. Однако это в той же мере свидетельствует о фрагментированности и отсутствии систематизированного определения концепта в сознании граждан — подобные критерии принадлежности к «Русскому миру» выпадают даже за рамки самых широких трактовок национализма, таких как, к примеру, цивилизационный национализмВерховский А. М., Паин Э. А. Цивилизационный национализм: российская версия «особого пути» //Политическая концептология. — 2013. — №. 4. — С. 31−37. (согласно Г. Дилигенскому, идея цивилизации «…принадлежит к числу тех понятий научного и обыденного языка, которые не поддаются сколько-нибудь строгому и однозначному определению. Если попытаться как-то объединить различные его значения, мы, очевидно, получим скорее некий интуитивный образ, чем логически выверенную категорию»).Дилигенский Г. Г. «Конец истории» или смена цивилизаций? // Цивилизации. М., 1993. Вып. 2. С. 44.