Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Нормы и ценности картины мира

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Культурная картина мира также включает в себя ценности. Ценности возникают в результате осмысления человеком значимости для него тех или иных объектов — материальных или духовных. Объект имеет ценность, если человек видит в нем средство удовлетворения какой-либо своей потребности. Ценность — не предмет, а особый вид смысла, который усматривает в нем человек. Решающее значение при этом имеют… Читать ещё >

Нормы и ценности картины мира (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Важнейшими компонентами картины мира являются культурные нормы и ценности. Культурные нормы есть определенные образцы, правила поведения, действия, познания. Нормы — это регуляторы, которые общепризнаны и одобряемы обществом. Это предписания «надо», запреты «нельзя», разрешения и рекомендации «можно». Это социокультурные механизмы управления человеческим поведением. Они складываются в обыденной жизни общества, передаются из поколения в поколение. В переработанном виде культурные нормы воплощены в идеологии, этических учениях, религиозных концепциях.

Воспитываясь в определенной культурной среде, каждый человек усваивает принятые в ней регуляторы. Он реализует в своих поступках предписанные ему культурой программы поведения, часто даже не сознавая того. Так, нормы нравственности возникают в самой практике массового взаимного общения людей. Огромную роль в формировании норм культуры, характерных для данного общества, играют одобрение и осуждение, выражаемые окружающими, сила личного и коллективного примера, наглядные образцы поведения (как описанные в словесной форме, так и в виде реальных норм поведения). Нормативность культуры поддерживается в ходе межличностных, массовых взаимоотношений людей и в результате функционирования различных социальных институтов. Нормы явно или неявно выражаются в разнообразных культурных «текстах»: в языке (нормы и правила речи); в формах морали, права, политической жизни; в обычаях, ритуалах, обрядах, выполнения которых требуют традиции. Нормы поведения отражаются в понятиях мораль и нравственность. Они показывают, как люди должны повести себя в различных ситуациях.

Нравственность в широком смысле — особая форма общественного сознания и вид общественных отношений, в узком смысле — совокупность принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и обществу. Нравственность представляет собой ценностную структуру сознания, способ регуляции действий человека во всех сферах жизни, включая труд, быт и отношение к окружающей среде.

Мораль — один из основных способов нормативной регуляции действий человека. Мораль охватывает нравственные взгляды и чувства, жизненные ориентации и принципы, цели и мотивы поступков и отношений, правила человеческого поведения, интерпретации различных явлений культуры, проводя границу между добром и злом, совестливостью и бессовестностью, честью и бесчестием, справедливостью и несправедливостью, нормой и ненормальностью, милосердием и жестокостью и т. д.

Культурная картина мира также включает в себя ценности. Ценности возникают в результате осмысления человеком значимости для него тех или иных объектов — материальных или духовных. Объект имеет ценность, если человек видит в нем средство удовлетворения какой-либо своей потребности. Ценность — не предмет, а особый вид смысла, который усматривает в нем человек. Решающее значение при этом имеют сложившиеся в культуре представления об объектах и о том, как и какими средствами люди должны удовлетворять свои желания и потребности. Ценность надо отличать от полезности и от истины. Так, ценная вещь может быть совершенно бесполезной, а полезная — не иметь ценности. Ценность тем выше, чем больше приближается к идеалу.

Каждая сфера культурной деятельности человека приобретает ценностное измерение: существуют ценности материальной жизни, экономики, социального порядка, политики, морали, искусства, науки, религии. В каждом типе культуры возникает своя иерархия ценностей. Так, в античности из всех ценностных измерений на первое место выдвигался эстетический подход к миру, в средние века — религиозно-нравственный, в Новое время — научный и стоимостный. Процесс развития культуры всегда сопровождается переоценкой ценностей.

Ценности подразделяются на финальные, инструментальные и производные.

  • 1. Финальные — высшие ценности и идеалы, важнее и значимее которых нет ничего. Это само ценности, которые ценны сами по себе (человеческая жизнь, свобода, справедливость, красота, счастье, любовь).
  • 2. Инструментальные — средства и условия, необходимые, в конечном счете, для достижения и сохранения финальных ценностей. Они ценны, поскольку полезны для достижения какой-то цели.
  • 3. Производные — следствия или выражения других ценностей, имеющие значимость лишь как признаки и символы последних (медаль, грамота, подарок от любимого человека как знак его любви).

У каждого человека образуется иерархия ценностных ориентаций, но у разных людей неодинакова. Все разнообразие ценностей можно условно упорядочить и классифицировать по сферам жизни человека:

  • · витальные ценности: жизнь, здоровье, безопасность, качество жизни, уровень потребления, экологическая безопасность;
  • · социальные ценности: общественное положение, трудолюбие, семья, достаток, равенство полов, личная независимость, способность к достижениям, терпимость;
  • · политические ценности: патриотизм, гражданская активность, гражданские свободы;
  • · моральные ценности: добро, благо, любовь, дружба, долг, честь, честность, верность;
  • · религиозные ценности: Бог, вера, спасение, благодать, Священное писание;
  • · эстетические ценности: красота, гармония, стиль и т. д.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой