Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Панк-движение как феномен современной неформальной молодежной субкультуры

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность исследования. Молодежь представляет собой особую социально — демографическую группу, ценный и уникальный ресурс общества, основу его существования. Многообразные аспекты ее жизнедеятельности вызывают устойчивый интерес ученых различных областей наук. Именно в молодости происходит важный этап процесса инкультурации личности — усвоения индивидом культурных ценностей той общности… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретико-методологические основы исследования неформальных молодежных субкультур и способы их культурологической рефлексии
    • 1. Молодежная субкультура: понятие и сущность
    • 2. Специфика культурологического подхода к исследованию молодежных субкультур
  • Глава II. Место панк-культуры в структуре неформальных молодежных субкультур
    • 1. Панк-культура как феномен неформальной молодежной субкультуры на
  • Западе и в России
    • 2. Особенности генезиса и развития панк-культуры в условиях Республики
  • Бурятия
    • 3. Тенденции развития панк-культуры Бурятии на современном этапе

Панк-движение как феномен современной неформальной молодежной субкультуры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Молодежь представляет собой особую социально — демографическую группу, ценный и уникальный ресурс общества, основу его существования. Многообразные аспекты ее жизнедеятельности вызывают устойчивый интерес ученых различных областей наук. Именно в молодости происходит важный этап процесса инкультурации личности — усвоения индивидом культурных ценностей той общности, к которой он принадлежит с рождения, оценка и выбор им особо значимых культурных норм, порождающих основные жизненные ориентиры, формирующих будущие вкусы, интересы и идеалы. В зависимости от характера культурной среды, в которую попадает личность, возникает конфликт или согласие личностных убеждений с проявлениями доминирующей культуры. Этот процесс может обладать как позитивной, так и негативной окраской, в первом случае приобщая человека к положительным культурным ценностям, а во втором способствуя усвоению им антиценностей.

Немаловажную роль в формировании духовности молодых людей играют сегодня молодежные субкультуры, ставшие неотъемлемой частью жизни подрастающего поколения. Впервые возникнув в середине XX века на Западе, субкультуры стремительно интегрировались и в советскую молодежную среду. В современном российском обществе существуют и функционируют разнообразные молодежные движения, каждое из которых представляет собой сложное и многогранное явление.

Панк-культура зародилась на Западе в конце 60-х гг. XX века на основе протеста общепринятым ценностям капиталистической системы, обществу потребления и быстро распространилась по всем странам мира. Сегодня она представляет собой одну из самых интереснейших, многообразных, но в то же время недостаточно изученных молодежных субкультур современной России. В целом панк-культура является наиболее асоциальной и деструктивной, специфику ее определяют идеи тотальной свободы, добровольный отказ от социальной активности, сознательная дистанцированность от сферы социальной адаптированности, высшая степень протестности и эпатажа.

Фундаментальные исследования в области панк-культуры базируются преимущественно на материалах центральных городов России, тогда как социальная неоднородность страны рождает феномен провинциальных субкультур, существенно отличающихся от молодежных субкультур столиц и выражающих социокультурную суть провинции (провинциальную ментальность). Каждое из провинциальных молодежных движений по-своему своеобразно и уникально. Столичные и региональные молодежные субкультуры вступают в определенный «диалог», в результате которого провинциальная культура производит специфические культурные тексты, являющиеся средоточием ее самобытности и неповторимости, определяющие ее оригинальный облик.

Молодежные субкультуры — неотъемлемая часть жизнедеятельности подрастающего поколения и в Республике Бурятия. Научное осмысление данного феномена все еще находится на стадии своего становления. Отдельные молодежные движения, к которым относится и панк-культура, до' сих пор практически не подвергались научному анализу, чем в целом и обусловлена актуальность настоящего исследования.

Степень научной разработанности. Основные концептуальные подходы к изучению различных молодежных субкультур впервые были выработаны зарубежными учеными в середине XX века. Так, в числе первых к указанной проблематике обратился американский ученый Т. Роззак, сформировавший концепцию контркультуры и посвятивший один из своих трудов молодежным движениям протеста Соединенных Штатов Америки 60-х гг. XX столетия1. Студенческие молодежные движения в то же время.

1 Роззак Т. Создание контркультуры. Нью-Йорк, 1969. стали объектом внимания JI. Фойера", рассмотревшего их с точки зрения межпоколенного конфликта. Молодежные субкультуры как культурный и социальный феномен рассматривались в трудах английских ученых М. Брейка, Т. Джеферсона и С. Холла, Д. Хебдиджа и др. Последний, тщательно проанализировав явление субкультуры, особое внимание уделил молодежному стилю как семиотическому коду культуры.

Отечественная наука обращается к проблематике изучения молодежных субкультур несколько позднее в 70−80-х гг. XX в. Молодежь в качестве особой социально-демографической группы рассматривалась в трудах С. Н. Иконниковой, В. Т. Лисовского, В.И. Чупрова4 и др., а также в работах по критике буржуазных теорий молодежи5. Первые попытки определения методологических аспектов изучения молодежи в это время были предприняты в трудах В.Н. Боряз6. Однако, следует отметить, что многие работы этого периода несли в себе определенный отпечаток идеологического заказа.

Особый интерес ученых к различным неформальным молодежным субкультурам наблюдается в перестроечный и постперестроечный период истории нашей страны. Среди них работы A.B. Громова и О. С. Кузина, A.C. Запесоцкого, В. Т. Лисовского и др.

Современные исследования в области изучения молодежной субкультуры отмечаются разнообразием подходов и направлений. Существенная работа была проведена известным этнографом и социологом Т. Б. Щепанской, чьи научные труды посвящены проблемам контркультуры и.

2 Фойер Л. Конфликт поколений: характер и значение студенческого движения. Нью-Йорк, 1969.

3 Брейк М. Сравнительная молодежная культура. Лондон, 1985; Джеферсон Т., Холл С. Сопротивление через ритуалы: молодежные субкультуры в поствоенной Англии. Лондон, 1976; Хебдидж Д. Субкультура: значение стиля. Лондон, 1979.

4 Иконникова С. Н. Молодежь: социологический и социально-психологический анализ. Л., 1974; Ее же. Социология о молодежи: (проблемы воспитания духовного облика). Л., 1985; Лисовский В. Т. В каждом ли споре рождается истина: (социол. очерки). М., 1989.

5 Критика буржуазных теорий молодежи. М., 1982.

6 Боряз В. Н. Молодежь: методол. проблемы исследования. Л., 1973.

7 Громов А. В., Кузин О. С. Неформалы. Кто есть кто? М., 1990; Запесоцкий А., Файн А. Эта непонятная молодежь: проблемы неформальных молодежных объединений. М., 1990; Его же. Молодежь в современном мире: проблемы индивидуализации и социокультурной интеграции. СПб., 1996; Лисовский В. Т. Советское студенчество: социол. очерки. М., 1990. молодежных движений, способам и средствам кодирования социальной структуры сообщества, символике молодежной культуры8.

Научному осмыслению молодежной субкультуры, анализу ее связей с массовой и популярной культурой посвящены труды E.JI. Омельченко, которая рассматривает основные теоретические подходы к изучению молодежных культур и субкультур второй половины XX века и результаты социологических исследований молодежных проблем в рамках английской, американской и отечественной традиций9.

В качестве особого социального и культурного феномена они были осмыслены в научных трудах С. И. Левиковой, выявившей и всесторонне исследовавшей генезис, динамику и онтологию неформальных молодежных субкультур10. Отдельным аспектам популярной, массовой культуры со времени ее возникновения и до наших дней посвящено фундаментальное исследование E.H. Шапинской11.

Социально-психологическим аспектам становления, развития и деятельности субкультурных объединений молодежи посвящены работы.

И.П. Башкатова, C.B. Косарецкой, Н. Ю. Синягиной, JI.B. Шабанова и др., раскрывающие особенности развития подростков в неформальных объединениях, рассматривающие условия и механизмы формирования асоциального поведения молодежи. Педагогические аспекты исследования молодежной культуры затрагиваются в работах Г. Ю. Беляева, В.В.

1 3.

Воронова, Е. О. Пятакова и др. Отдельные молодежные субкультуры.

8 Щепанская Т. Б. Символика молодежной субкультуры: опыт этнографического исследования системы. 1986;1989. СПб., 1993; Ее же. Система: тексты и традиции субкультуры. М., 2004.

9 Омельченко Е. Л. Молодежные культуры и субкультуры. М., 2000.

10 Левикова С. И. Молодежная субкультура. М., 2004; Ее же. Большой словарь молодежного сленга. М., 2003; Ее же. Феномен молодежной субкультуры: социально-философский аспект: дис.. д-ра филос. наук. М., 2002; Ее же. О готах, готике и больном российском обществе // Обществ, науки и современность. 2006. № 4.

11 Шапинская Е. Н. Очерки популярной культуры. М., 2008.

12 Башкатов И. П. Психология неформальных подростково-молодежных групп. М., 2000; Косарецкая С. В., Синягина Н. Ю. О неформальных объединения молодежи. М., 2004; Шабанов Л. В. Социально-психологические характеристики молодежных субкультур: социальный протест или вынужденная маргинальность. Томск, 2005.

13 Беляев Г. Ю. Молодежные субкультурные общности в новой парадигме социализации воспитания подростков // Наука и практика воспитания и доп. образования. 2009. № 3- Воронов В. В, Черничкина Е. Что анализируются А. Н. Тарасовым, И. В. Понкиным, В.К. Хазовым14 и др. Различные вопросы, связанные с бытованием субкультур, обсуждались в докладах участников первого, второго и третьего культурологических конгрессов (СПб, 2006, 2008, 2010).

Таким образом, феномен молодежной субкультуры в современных научных исследованиях рассматривается неоднозначно: не только как богатый источник инноваций, вариант массовой культуры, форма творческой активности молодежи, но и как источник опасности для социального и духовного развития молодых.

Молодежная панк-культура также стала предметом изучения зарубежных и отечественных исследователей. Однако проведенный анализ литературы позволяет констатировать наличие незначительного числа публикаций, касающихся специфики этой субкультуры. В числе них работа. «Философия панка» английского автора К. О’Хары, в которой содержится детальная характеристика западной панк-культуры, подробно рассматриваются и интерпретируются многообразные аспекты и формы ее бытования15.

Первые упоминания о панк-культуре в советской историографии относятся к периоду 80−90-х гг. XX в. и характеризуются, как правило, негативной интерпретацией этого культурного явления. Более объективная оценка неформальной молодежной панк-культуры содержится в фундаментальном исследовании O.A. Аксютиной «Панк, как феномен молодежной контркультуры в постсоветском пространстве"16, в котором автор анализирует различные аспекты ее функционирования, касаясь особенностей генезиса и сущностных характеристик. Другая составляющая нужно знать о молодежной субкультуре? // Воспитание школьников. 2001. № 4- Пятаков Е. О. В чужой монастырь // Нар. образование. 2003. № 9.

14 Тарасов А. Н. Меняющиеся скинхеды: опыт наблюдения за субкультурой // Дружба народов. 2006. № 11- Понкин И. В. Об идеологии и особенностях подростково-молодежного движения «готы» // Молодежь и о-во. 2009. № 1- Хазов В. К. Символика молодежной субкультуры готов // Гуманит. исслед. 2009. № 2 (30).

15 О’Хара К. Философия панка: больше, чем шум. М., 2006.

16 Аксютина О. А. Панк как феномен молодежной контркультуры в постсоветском пространстве: дис.. канд. культурол. наук. М., 2003. панк-культуры — панк-хардкор оказывается в фокусе внимания Т.Н. Шеметовой17. Исследователь подробно характеризует эстетику и идеологию указанного культурного феномена, при этом особое внимание уделяя визуальным, вербальным и музыкальным его составляющим.

Поскольку генезис панк-культуры неразрывно связан с зарождением в 1970;х годах музыкального направления панк-рока, то необходимо отметить.

1 Я работу А. И. Кокарева «Панк-рок от, А до Я». Процесс возникновения панк-рока и панк-культуры на советской/российской почве необходимо рассматривать в тесной связи с феноменом зарубежной и отечественной рок-культуры. Сущность рок-музыки как специфического явления молодежной культуры, художественно-эстетические и идеологические аспекты этого явления раскрывались в трудах A.C. Запесоцкого, И. Л. Набока, А. К. Троицкого, A.A. Айвазяна, П.Б. Сержантова19 и др.

Молодежь как особая социально-демографическая группа находится в фокусе исследования ряда ученых Республики Бурятия. Среди молодежных культурных практик более подробно оказались изучены территориальные группировки столицы республики 1980;нач.1990 гг., специфика которых анализировалась в научных статьях А. З. Бадмаева, H.A. Халудоровой, К. Б-М. Митупова, Н. Карбаинова20 и др. Что касается молодежных субкультурных движений постсоветской Бурятии, то они изучены недостаточно полно. Среди фундаментальных работ, посвященных данной проблематике необходимо выделить кандидатскую диссертацию А. Ю. Буяновой, посвященную исследованию жизненных и культурных стратегий.

17 Шеметова Т. Н. Панк-хардкор субкультура: эстетика и идеология: автореф. дис.. канд. культурологии. М., 2007.

18 Кокарев А. И. Панк-рок от, А до Я. М., 2002.

19 Запесоцкий А. С. Музыка и молодежь. М., 1988; Набок И. Л. Рок-музыка: эстетика и идеология. Л., 1989; Троицкий А. К. Рок в Союзе: 60-е, 70-е, 80-е. М., 1991; Айвазян А. А. Рок. 1955/1991. СПб., 1992; Запесоцкий А. С. В ритме эпохи: очерки истории музыки «рок». СПб., 1994; Сержантов П. Б. Понятие «молодежные религии» применительно к рок-движению // Философия и культура. 2009. № 2.

20 Карбаинов Н. «Эй, хунхуз, куда идешь? Здесь братва, и ты умрешь!.» // Молодежные уличные группировки: введение в проблематику. М., 2009; Митупов К. Б-М. Молодежные группы г. Улан-Удэ во второй половине XX века: истоки и причины активизации взаимодействия, смена функций, криминализация отношений // Город, устремленный в будущее: спецвып., посвящ. 130-летию Верхнеудин. думы и 10-летию Улан-Удэн. горсовета. Улан-Удэ, 2006; Бадмаев А. 3. Неформальные молодежные ассоциации в Улан-Удэ // Вестн. Евразии. 2002. № 1- Халудорова Н. А. Молодежь Улан-Удэ: «Султанки», «Генералы», «Чанкайшисты» // Вестн. Евразии, 2004. № 2. молодежи в пространстве города Улан-Удэ21. В ряде своих статей указанный автор подвергал отдельному анализу и неформальные молодежные движения города". Особый интерес в области изучения молодежных движений республики представляет диссертация В. В. Калашниковой, в которой исследователь предпринял анализ молодежных субкультур, рассмотрев особенности их деятельности, основные факторы и причины возникновения, специфику развития. В ряде своих статей автор уделил особое внимание.

23 этническим особенностям молодежных субкультур республики. Анализ вышеперечисленных работ, позволяет сделать вывод о том, что молодежная панк-культура рассматривается в них лишь фрагментарно.

Особый интерес исследователей Бурятии вызывают сегодня проблемы девиаций в молодежной среде. Различные аспекты динамики, формы и факторы социальных отклонений, а также возможные способы их профилактики подробно рассматриваются в трудах С. П. Татаровой, B.C. Тубчиновой, З.А. Даниловой24. Кроме того, в поле зрения ученых республики находятся вопросы, связанные с жизнедеятельностью сельской молодежи, динамикой ее духовно-нравственных и культурных ценностей (Т.Н. Бояк,.

И.И. Осинский). Отдельное внимание исследователи уделяют ценностным ориентациям студенческой молодежи. Так, в монографии Т. С. Базаровой рассматриваются социальные и этнопсихологические аспекты личностного развития студентов. Обсуждению проблем молодежи Республики Бурятия посвящались доклады участников научно-практических конференций.

21 БуяноваЛ. Ю. Жизненные стратегии молодежи постсоветской Бурятии: дис.. канд. ист. наук. М., 2009.

22 Буянова А. Ю. Неформальная молодежь Улан-Удэ: культурное противостояние // Этногр. обозрение. 2009. № 3.

23 Калашникова В. В. Особенности формирования и развития молодежных субкультур Бурятии в конце XX — начале XXI вв.: дис.. канд. ист. наук. Улан-Удэ, 2010; Ее же. Эпатаж протеста, или о новых формах самовыражения молодежи // Мир Байкала. 2006. № 9−10- Ее же. Современные молодежные субкультуры Республики Бурятия: особенности, противоречия, ценности // Современная молодежь: проблемы, перспективы и устремления: материалы регион, науч.-практ. конф. Улан-Удэ, 2007.

24 Татарова С. П. Социальная технология по предупреждению табакокурения, алкоголизма и наркомании среди старших школьников. Улан-Удэ, 2005; Тубчинова В. С. Проблема формирования здорового образа жизни среди подростков: автореф. дис.. канд. социол. наук. Улан-Удэ, 2005; Данилова 3. А. Девиантное поведение в молодежной среде. Новосибирск, 2008.

25 Бояк Т. Н. Русская сельская молодежь: трансформация духовно-нравственных ценностей: (на материалах Респ. Бурятия и Читин. обл.): монография. Улан-Удэ, 2007; Бояк Т. Н., Осинский И. И. Русская сельская молодежь: традиции и ценности. Улан-Удэ, 2000.

26 Базарова Т. С. Социальный портрет современного студенчества. Улан-Удэ, 2009.

Молодежь в условиях социально-экономической трансформации общества" (Улан-Удэ, 2007), «Современная молодежь: проблемы, перспективы и устремления» (Улан-Удэ, 2008), «Молодежь и власть: оптимизация взаимодействия с местным самоуправлением» (Улан-Удэ, 2008), «Молодежь города в условиях модернизационных процессов Бурятии» (Улан-Удэ, 2009),.

Таким образом, проведенный анализ литературы свидетельствует о безусловном интересе ученых к вопросам жизнедеятельности молодежи Бурятии и к феномену молодежных субкультур в частности. Между тем, большинство работ, посвященных молодежным движениям республики, носят обобщающий характер. Отдельные неформальные субкультуры, в том числе и панк-культура, все еще не являются предметом специального культурологического научного исследования, что во многом и определяет необходимость настоящего диссертационного исследования.

Объект исследования — молодежная субкультура.

Предмет исследования — панк-культура как феномен неформального молодежного движения.

Цель исследования, на материалах Республики Бурятия — проанализировать феномен неформальной молодежной панк-культуры и обозначить ее место и роль в жизни молодежи региона.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

1. Обобщить теоретические подходы и положения, осуществленные в рамках зарубежных и отечественных исследований молодежных субкультур, раскрыв содержание понятий «субкультура», «молодежная субкультура», «неформальная молодежная субкультура».

2. Рассмотреть неформальные молодежные движения как предмет культурологического исследования.

3. Раскрыть особенности и представить основные характеристики феномена неформальной молодежной панк-культуры на Западе и в России.

4. Обозначить специфику генезиса и развития неформальной молодежной панк-культуры Республики Бурятия.

5. Выявить тенденции развития современной панк-культуры в Республике Бурятия, ее влияние на молодежную культуру.

Теоретико-методологической базой исследования явились научные труды зарубежных и отечественных исследователей. Следует отметить, что основные концептуальные подходы к научному анализу феномена субкультур были впервые были выработаны зарубежными учеными Д. Райзменом, Т. Роззаком, Д. Даунсом. Также к западным исследователям, изучавшим молодежную культуру, относятся Т. Парсонс, М. Брейк, С. Эйзенштадт, К. Манхейм, Д. Хэбдидж и др. Немаловажное значение придается работам отечественных ученых — культурологов, психологов, социологов, этнографов, в которых определены подходы к изучению молодежной культуры: С. Н. Иконникова, A.C. Запесоцкий, В. Т. Лисовский, С. И. Левикова, Е. Л. Омельченко, Т. Б. Щепанская, И. П. Башкатов. Особо следует отметить ученых занимающихся исследованием панк-культуры: O.A. Аксютина, Т. Н. Шеметова.

Анализируя феномен неформальной молодежной панк-культуры, автор диссертационного исследования опирался на общенаучные методы анализа, синтеза, аналогии и междисциплинарный подход, позволяющий комплексно рассмотреть поставленную проблему.

Молодежная панк-культура представляется системой, состоящей из определенного набора структурных элементов. Исследование ее выстроено в соответствии с принципами системного анализа, который позволил постигнуть внутреннюю организацию и природу панк-культуры, обозначить ее основные структурообразующие компоненты. Методы системного анализа разрабатывались в трудах А. И. Уемова, Ю. А. Урманцева, М. С. Кагана, М. В. Блауберга, Э. Г. Юдина, Ф. И. Перегудова, Ф. П. Тарасенко.

Обозначить совокупность условий, оказавших решающее воздействие на формирование конкретной молодежной субкультурной общности, в том.

11 числе и панк-культуры, позволяет использование историко-культурологического метода, посредством которого раскрываются причины, истоки и условия ее возникновения и функционирования на конкретном историческом этапе развития общества и культуры.

Большое значение в культурологическом анализе панк-культуры Республики Бурятия имели результаты включенного наблюдения диссертанта в молодежной панк-среде, а также данные, извлеченные из бесед, опросов, интервью с представителями панк-культуры. Значительную роль в постижении специфики исследуемой субкультуры сыграло изучение некоторых неофициальных источников — текстов песен, магнитоальбомов, видеоклипов, позволивших сделать выводы о сущностных характеристиках субкультуры.

Научная новизна исследования:

1. Рассмотрены теоретические подходы к исследованию неформальных молодежных субкультур применительно к специфике региона.

2. Показана специфика исследования панк-культуры с теоретико-методологических позиций культурологической науки.

3. Отмечены особенности генезиса и становления неформальной молодежной панк-культуры в условиях Республики Бурятия, охарактеризованы основные виды ее бытования, содержательные аспекты.

4. Выделены основные этапы развития панк-культуры в Республике Бурятия (середина 1990;х гг. — начало 2000;х- 2003;2006 гг.- середина 2000;х гг. — настоящее время).

5. Обозначены тенденции развития современной панк-культуры Республики Бурятия, ее влияние на молодежную культуру.

Практическая значимость работы. Результаты проведенного исследования позволяют расширить и углубить имеющиеся знания в области региональной молодежной культуры, более полно представить и осмыслить структурные и ценностно-мировозренческие особенности современных.

12 неформальных молодежных субкультур Республики Бурятия. Выводы и теоретические положения работы могут быть использованы при разработке учебных планов в образовательных учреждениях по курсам социологии, культурологии и другим дисциплинам, сопряженным с изучением проблем и вопросов жизнедеятельности современной молодежи. Полученные результаты могут найти применение в профессиональной деятельности практических психологов и социальных работников в специализированных учреждениях, а также, возможно, окажутся полезными в работе с молодежью на уровне деятельности Комитета по молодежной политике Правительства Республики Бурятия. Собранный материал может быть полезен для дальнейшего научного исследования обозначенной нами проблемы.

Положения, выносимые на защиту:

1. Отдельные молодежные общности Республики Бурятия возникают на основе близости знаковых и поведенческих признаков их представителей, таких как ментальность, картина мира, обычаи, ритуалы, нормы и являются результатом активного стремления молодых людей к признанию, утверждению своей самостоятельности. Выполняя ряд важнейших функций, они способствуют процессу становления и социализации личности, аккумулированию ею социальных ролей, норм и ценностей на основе региональных традиций.

2. В рамках научного анализа панк-культуры с позиции культурологической науки возможно синтезировать установки нескольких методологических стратегий и основных подходов культурологического знания. Панк-культура представляет собой совокупность материальных и духовных артефактов, созданных в результате деятельности ее представителей. Научный анализ таких артефактов позволяет наиболее адекватно представить сущность и особенности бытования субкультуры (антропологическая парадигма). Немаловажное значение приобретает исследование символических ценностных отношений внутри группы, позволяющих говорить о ее духовной оси (аксеологическая парадигма), а также и основных элементов субкультуры (семиотическая парадигма),.

3. Неформальные молодежные субкультуры на территории Республики Бурятия складывались в единое субкультурное пространство постепенно в период с начала 1990;х до начала 2000;х гг. Генезис неформальной молодежной панк-культуры в Республике Бурятия относится к началу-середине 1990;х гг. Особенности его определены общей социально-политической ситуацией сложившейся на территории России к указанному периоду (переход к демократическим моделям управления). Основными видами бытования панк-культуры в Республике Бурятия являются: панк-нигилизм, панк-мода, В1У-панк-культура.

4. В развитии молодежной панк-культуры Республики Бурятия можно выделить три основных этапа. Первый — середина 1990;х гг. — начало 2000;х (становление и расцвет субкультуры). Второй — 2003 — 2006 гг. (этап возрастной смены поколений, омоложение панк-культуры). Третий — середина 2000;х гг. — настоящее время. Современная панк-культура Республики Бурятия продолжает развиваться в рамках нигилистического направления, стремительно становясь при этом продуктом массовой культуры.

5. Панк-культура Бурятии является органичным явлением в системе молодежных субкультур республики. Она продолжает развиваться согласно принципам «анархо-аморализма», сформированным еще в середине 1990;х гг. Все еще оставаясь популярным молодежным движением, панк-культура начинает стремительно угасать, претерпевая серьезные видоизменения, утрачивая свои основные маркеры. Происходит постепенное превращение глубоко протестной субкультуры в часть массовой культуры, нивелируются ее основные идеи, кардинально изменяется смысл важнейших субкультурных элементов. Сегодня практически полностью отсутствует почва для существования панк-культуры в том виде, в каком она пребывала на стадии своего зарождения и формирования.

Апробация исследования.

Результаты диссертационного исследования представлялись на научно-практических конференциях «Третьи Доржиевские чтения. Буддийская культура: история, источниковедение, языкознание и искусство» (Улан-Удэ, июль 2008)", «Духовно-нравственное образование и воспитание молодежи» (Орел, 2008) и обсуждались на кафедре культурологии Восточно-Сибирской Государственной академии культуры и искусств (декабрь 2009, июнь 2010 г.). Основные положения отражены в семи научных статьях, в том числе в двух реферируемых научных журналах: «Вестник Московского государственного университета культуры и искусств», «Вестник Бурятского государственного университета», включенных в перечень ВАК.

Структура диссертации состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения, примечаний, библиографии и приложений. Работа изложена на 175 листах, библиографический список состоит из 292 наименований, в приложение включены иллюстрации, фотографии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Заключая, отметим, что основой развития любого государства и общества является особая возрастная группа — молодежь. Будучи динамичным социально-демографическим образованием, молодежь выполняет важную функцию смены поколений, принимает непосредственное участие в преобразовании всех сфер жизнедеятельности социума, обладая для этого необходимым уровнем мобильности, интеллектуальной активности и здоровья. Немаловажное значение имеет жизнедеятельность молодежи для развития культурной сферы общества. Всегда по-своему воспринимая ценности доминирующей культуры, она выступает резервом ее, развития, источником нового, определяя будущее развитие литературы, музыки, кино, живописи, архитектуры. Именно в период взросления индивид усваивает культурные ценности, оценивает и выбирает культурные нормы, формирует основные жизненные ориентиры и идеалы.

Большое влияние на процесс инкультурации оказывает членство молодежи в различных неформальных субкультурах, которые также содержат потенциальные варианты развития культуры, модели ее будущих состояний. Современные молодежные субкультуры многообразны. Ценности и нормы, разделяемые членами соответствующих субкультур, также могут быть как позитивными, так и негативными. В зависимости от того в какую субкультурную среду попадает молодой человек, можно говорить о положительной или отрицательной направленности инкультурации. Одной из наиболее деструктивных неформальных молодежных объединений является панк-культура, еще при рождении приобретшая патологические формы и находящаяся в постоянной оппозиции к официальным общественным структурам, доминирующей культуре, традиционным ценностям и нормам.

Результаты научного анализа генезиса и развития неформальной молодежной панк-культуры, проведенного на материалах республики Бурятия, позволили прийти к следующим выводам:

Во-первых, неформальные молодежные субкультуры являются неотъемлемой частью жизни современной молодежи Бурятии. Формирование их происходило в разное время с начала 1990;х гг. Однако в единое субкультурное пространство эти объединения сложились лишь к началу 2000;х гг. Основой консолидации молодежи в различные движения неформального толка послужил ряд признаков, таких как общность взглядов, ментальности, картины мира, ценностных предпочтений и др. Во-вторых, Одним из первых субкультурных образований этого периода в республике стала панк-культура, долгое время остававшаяся одной ведущих. В силу отдаленности республики от столиц она сформировалась значительно позже, чем в целом по России. Первые представители неформальных объединений, в частности и панков, оказались в той или иной степени связаны с территориальными уличными группировками околокриминальной направленности, в то время как обычно их противостояние составляло основное напряжение в данной области и происходило под знаком оппозиции «свой-чужой». Особенности генезиса панк-культуры были определенны также и общей канвой социально-политической ситуации сложившиеся к тому времени на территории России — переход государства к демократическим моделям управления поспособствовал нивелированию важной составляющей панк-культуры — политического протестного корня (что было характерно для панк-культуры советского времени). В связи с этим панк-культура республики приобрела иную, в большей степени социально-эпатажную направленность.

В-третьих, начало панк-культуре Бурятии было положено деятельностью музыкального коллектива «Оргазм Нострадамуса», особо заявившего о себе в середине 1990;х гг. Лидер коллектива Алексей Фишев, одновременно стал харизматическим лидером панк-движения республики, особым образом.

132 повлияв на специфику ее формирование и развития. Благодаря творчеству членов указанной группы была создана в корне нигилистическая, в высшей степени эпатажная и протестная философско-мировозренческая основа субкультуры — «анархо-аморализм», главными ценностями которой провозглашалась неограниченная свобода, скандальный образ жизни, отрицание существующих норм и правил, институтов семьи и государства. Именно «Оргазм Нострадамуса» стали объединяющей силой панк-культуры, толчком к ее дальнейшему расцвету и развитию.

В-четвертых, анализ динамики панк-культуры республики позволил выделить несколько этапов в ее развитии. Нижняя планка первой из них обозначена началом деятельности «Оргазм Нострадамуса» (середина1990;х гг.), верхняя датой смерти А. Фишева (2003), изменившей дальнейшую направленность развития субкультуры. Второй, обозначенный нами период -2003; 2006 гг. характеризуется дальнейшим интенсивным развитием движения, большим притоком новой молодежи, но с сохранением единого поля общения. В третий период 2006 — 2007 гг. по настоящее время происходят стремительные перемены, обнаруживаются тенденции к постепенному упадку панк-культуры.

В-пятых, современная панк-культура претерпевает серьезные трансформации. Анализ сегодняшнего состояния движения свидетельствует о том, что оно во многом уже стало частью масс-культуры, утратив свои основные маркеры и означающие. Глубоко протестная и нонконформистская субкультура превратилась сегодня в часть массовой, «модной» культуры, приобрела «сезонный» характер. Современному молодежному панк-движению свойственны ярко выраженная и в большей части, наносная эпатажная и досугово-развлекательная направленность, гедонизм, максимизация принципа свободы, усиливающаяся ориентация на внесемейные сферы общения. Тем не панк-культура все еще продолжает играть значительную роль в системе неформальных субкультур Бурятии.

Подытоживая, отметим также, что продолжение изучения молодежных субкультур республики, видится важной исследовательской задачей, решение которой позволит составить наиболее полное представление о духовной и культурной жизни молодежи региона. Культурологические исследования в данной области не многочисленны, многие неформальные движения все еще остаются вне поле зрения ученых.

Неформальные молодежные объединения не должны оставаться без внимания и с точки зрения региональной молодежной политики, которая всегда исходит из стремления удовлетворить потребности и стремления молодых людей. Для этого, мы думаем, целесообразно было бы особое внимание уделить представителям неформальных движений, которые обладают огромным творческим потенциалом в различных областях культуры и искусства, для реализации его им зачастую не хватает именно государственной поддержки.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В. В. Подростковая субкультура как пространство самореализации // Мир психологии. 2008. — № 1. — С. 175−189.
  2. В. В. Молодежные субкультуры в процессе развития и идентификации : дис.. канд. культурол. наук / Абросимов В. В. -Краснодар, 2006. 150 с.
  3. Л. Я. О проблемах молодежи и не только о них // Социол. исслед. 2008. — № 10. — С. 155−160.
  4. O.A. Исследования молодежи в России в XX веке / O.A. Адамова, Д. В. Чернов Электронный ресурс. Режим доступа: http://ebibliteka.ru/sourses/ (дата обращения: 21.10/2010).
  5. О. А. Панк как феномен молодежной контркультуры в постсоветском пространстве : дис. канд. культурол. наук / Аксютина О. А. -М., 2003.-245 с.
  6. О. Панк в России 90-х: протест или товар? // Филос. науки. -2003. № 4. — С. 32−50- № 5. — С. 83−92.
  7. Е. А. Самоопределение подростков в молодежных субкультурах // Шк. технологии. 2002. — № 5. — С. 86−107.
  8. Алексей Фишев. «Угол» Электронный ресурс. — Режим доступа: http://dvmusic.ru/ (дата обращения: 11.04.2009).
  9. М. Субкультура пранкеров: генезис и вектор развития // Знание-сила. -2006. -№ 6. С. 109−113.
  10. AMO С. Аборт мозга Электронный ресурс. / беседа с Сабриной AMO. Режим доступа: http://protestzine.ucoz.ru/publ/7−1 -0−45 (дата обращения: 01.03.2009).
  11. С. «Свои» и «чужие» в представлении подростков провинциального города // Отеч. записки. 2006. — № 3 (30). — С. 283−288.
  12. М. Шпиль, Санта-Барбара и Гробы // Центральная газ. 2008. -№ 14.-С. 5.
  13. Р. Г. Немолодежные проблемы неформального движения // Общественные самодеятельные движения: проблемы и перспективы: сб. науч. трудов. М., 1990. — С. 56 — 69.
  14. Р. Социокультурные аспекты противодействия экстремизму в молодежной среде // Власть. 2007. — № 5. — С. 51−55.
  15. А. Неформальные молодежные ассоциации в Улан-Удэ // Вестн. Евразии. 2002. — № 1. — С. 89−103.
  16. Т. С. Социальный портрет современного студенчества / Т. С. Базарова. — Улан — Удэ: Изд-во Бурят, гос. ун-та, 2009. 78 с.
  17. Байкеры Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.mhpi.ru (дата обращения: 15.04.2009).
  18. О. Молодость: завершенный проект // Знание-сила. 2007. — № 1. -С. 46−53.
  19. Г. С. Российские молодежные субкультуры и досуг // Досуг, творчество, культура: сб. науч. тр. Омск, 2000. — Ч. 2. — С. 36−38.
  20. Г. Молодежь за: велосипед, скейт и рок-музыку // Город устремленный в будущее. 2008. — № 3. — С. 94−95.
  21. А. Л. Толкиенисты. Архаическая субкультура в современном городе // Человек. 2003. — № 5. — С. 58−75.
  22. И. П. Психология асоциально-криминальных групп подростов и молодежи / Башкатов И. П. М.: Моск. психол.-соц. ин-т. — Воронеж: МОДЭК, 2002. — 416 с.
  23. И. П. Психология неформальных подростково-молодежных групп / Башкатов И. П. М.: Информпечать, 2000. — 336 с.
  24. Е. А. Влияние СМИ на формирование молодежной субкультуры в России // Социал. политика и социология. 2007. — № 3. — С. 193−196.
  25. Г. Ю. Молодежные субкультурные общности в новой парадигме социализации воспитания подростков // Наука и практика воспитания и дополнит, образования. 2009. — № 3. — С. 82−90.
  26. А. 1968 // Знание-сила. 2007. — № 1. с. 37−46.
  27. П. Социально конструирование реальности : трактат по социологии знания / П. Бергер, Т. Лукман. М.: Медиум, 1995. — 323 с.
  28. Бестужева-Лада И. В. Альтернативная цивилизация / Бестужева-Лада И. В. М.: Владос, 1998. — 352 с.
  29. В. А. Социально-политические аспекты молодежной субкультуры / В. А. Бобахо, С. И. Левикова // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 12. Полит, науки. 1996. — № 2. — С. 35−45.
  30. Е. Ваш ребенок неформал // Семья и школа. — 2009. — № 1.-С. 22−23.
  31. Т. А. Культурно-антропологические основания ценностных ориентаций молодежной субкультуры : на примере современной российской молодежной субкультуры: дис.. канд. культурологии / Борзова Т. А. Владивосток, 2006. — 164 с.
  32. И. Ю. Зарубежные исследования молодежных субкультур / Борисов И. Ю., Радзиховский Л. А. // Идеологические и психологические аспекты массового сознания. М., 1989. — С. 507−515.
  33. Е. Б. Музыкальная субкультура молодежи // Муз. психология и психотерапия. 2009. — № 2. — С. 103−112.
  34. В. Н. Молодежь : методологические проблемы исследования / Боряз В. Н. Л.: Наука, 1973.- 155 с.
  35. О. Панк-энциклопедия : Все, что вы хотели узнать о панке, хардкоре, сайкобилле, ска и альтернативе, но некого было спросить / Олег Бочаров. 2-е изд., испр. и доп. — М.: PAINKILLER, 2001. — 208 с.
  36. Т. Н. Русская сельская молодежь : трансформация духовно-нравственных ценностей (на материалах Республики Бурятия и Читинской области): монография / Т. Н. Бояк. — Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2007. — 478 с.
  37. М. Сравнительная молодежная субкультура Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.regioncentre.ru/resources/books/subcult/subcult 14 Дех14/ (дата обращения: 16.02.2010).
  38. А. В ритме эпохи : очерки истории музыки «рок» / А. Бурлака, А. Запесоцкий. СПб.: СПбГУП, 1994. — 88 с.
  39. А. Ю. Жизненные стратегии молодежи постсоветской Бурятии : автореф. дис.. канд. ист. наук / А. Ю. Буянова. -М., 2009. 30 с.
  40. А. Ю. Неформальная молодежь Улан-Удэ: культурное противостояние // Этногр. обозрение. — 2009. № 3. — С. 36- 51.
  41. А. К. Критический анализ: философские концепции молодежного бунтарства / А. К. Бычков. Киев: Вища шк., 1985. — 148 с
  42. Л. Н. Альтернативное движение в поисках альтернатив / Вдовиченко Л. Н. М.: Мысль, 1988. — 186 с.
  43. Н. Н. Формирование ценностных ориентаций молодежи в-условиях социокультурного кризиса // Отеч. журн. соц. работы. — 2005. — № 1.-С. 18−29.
  44. В. Что нужно знать о молодежной субкультуре? / В. Воронов, Е. Черничкина // Воспитание школьников. — 2001. № 4. — С. 20−25 — № 5. -С. 23−26.
  45. А. Ю. Особенности молодежных субкультур в России // Будущее молодежи Сибири: социальные проблемы и новые направления развития образования: материалы к IV съезду обществ, движения «Сиб. нар. собор». -Красноярск, 2004. С. 122−130.
  46. Ю. В. Молодежь как объект социологического воздействия: некоторые факты, формирующие девиантное поведение в молодежной среде // Гуманит. исслед. 2005. — № 4 (16). — С. 42−50.
  47. О. Молодежная контрреволюция // Знание-сила. — 2007. — № 1. -С. 53−59.
  48. В. В. Идеологические и территориальные сообщества молодежи: мегаполис, провинциальный город, село / В. В. Головин, М. Л. Лурье // Этногр. обозрение. 2008. — № 1. — С. 56−70.
  49. Е. А. Молодежная субкультура : истоки, сущность, следствия / Горшкова. Е. А., Емельянова И. А. // Молодежь и о-во. — 2006. № 4. — С. 114−120.
  50. В. В. Инициативные, самодеятельные молодежные движения / В. В. Грибанов, Г. И. Грибанова. Л.: Знание, 1991. — 28 с.
  51. А. В. Неформалы. Кто есть кто? / А. В. Громов, О. С. Кузин. -М.: Мысль, 1990. 270 с.
  52. Д. В. Изучение молодежных субкультур России: современное состояние проблемы // Этногр. обозрение. 2008. — № 1. — С. 19−30
  53. Д. Любера : как становились пацанами // Теория моды: одежда, тело, культура. 2008−2009. — № 10. — С. 177−200.
  54. А. А. Девиации в подростковой субкультуре // Вестн. Моск. гос. ун-та культуры и искусств. 2007. — № 2. — С. 103−105.
  55. Л. Основания социологии // Западноевропейская социология Х1Х-начала XX вв. М., 1996. — С. 33−94.
  56. С. Г. Становление и развитие неформального молодежного движения в СССР: 1945−1985 гг.: автореф. дис.. .. д-ра ист. наук / Давыдов С. Г.-М., 2002.-32 с.
  57. Д. Бремя исчезновения белого человека // Полит, журн. -2008.-№ 6−7.-С. 80−83.
  58. Данилова 3. А. Девиантное поведение в молодежной среде: монография / 3. А. Данилова. — Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2008. — 236 с.
  59. Девиантное поведение // Большой психологический словарь. — 3-е изд., доп. и перераб. — СПб., 2006. — С. 122−123.
  60. В. Сущность философии / Вильгельм Дильтей. — М.: Интрада, 2001.- 160 с.
  61. А. Эхо рок-эры: начало // Панорама «Молодеж. эстрада». — 1998.-№ 2.-С. 2−42.
  62. Д. В. Педагогический подход к феномену молодежных субкультур в современном обществе // Молодежь и о-во. — 2006. № 3. — С. 64−69.
  63. Духовно-нравственное образование и воспитание молодежи материалы Всерос. науч.-практ. конф., г. Орел, 27−28 марта 2008 г.: в 2 т. / Орлов, гос. ин-т культуры и искусств — гл. ред. Н. А. Паршиков. Орел, 2008. — 2 т.
  64. Э. Метод социологии // Западноевропейская социология ХГХ-начала XX вв. М., 1996. — С. 256−309.
  65. С. Н. Девиантное поведение // Большой психологический словарь. 3-е изд. доп. и перераб. — СПб., 2006. — С. 123−123.
  66. Н. Н. Социосемиотические основы молодежной субкультуры : дис. канд. социол. наук / Ерохина Н. Н. Тамбов, 2006. — 153 с.
  67. Жабьи губы Электронный ресурс. — Режим доступа: http://blogs.mail.ru/bk/abort-mozga (дата обращения: 10.10.2009).
  68. . Биография группы «Оргазм Нострадамуса» Электронный ресурс. — Режим доступа: http://on-tribut.padlo.de/pressa.php (дата обращения: 09.10.2008)
  69. А. А. Неформальные молодежные объединения как детерминирующий фактор девиантного поведения учащейся молодежи // Инновации в образовании. — 2007. № 3. — С. 87−96.
  70. Ц. Ч. Подростковая субкультура : специфика идентичности: автореф. дис.. канд. культурологии /Жимбаева Ц. Ч. — Чита, 2004. — 20 с.
  71. Ю. Н. Аудитория российских музыкальных телеканалов в начале нового тысячелетия // Культурные мира: материалы науч. конф. «Типология и типы культур: разнообразие подходов». М., 2001. — С. 1220.
  72. К. Культура и культурология в жизни общества Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek Викз/Си11иге^ауег/03.рЬр (дата обращения: 10.07.2009).
  73. А. Молодежь в современном мире : проблемы индивидуализации и социокультурной интеграции / Запесоцкий А. — СПб., 1996.-350 с.
  74. А. С. Музыка и молодежь / Запесоцкий А. С. — М.: Знание, 1988.-64 с.
  75. А. Эта непонятная молодежь: проблемы неформальных молодежных объединений / А. Запесоцкий, А. Файн. — М.: Профиздат, 1990.-224 с.
  76. А. И. Современный молодежный костюм: от конформизма до бунта // Искусство и образование. 2007. — № 1 (45). — С. 67−68.
  77. Т. В. Базовые ценности современной молодежной культуры : автореф. дис.. канд. филос. наук / Земрах Т. В. — Ростов н/Д., 2005. 26 с.
  78. Ю. А. Самоорганизация в проявлениях молодежного экстремизма / Ю. А. Зубок, В. И. Чупров // Социол. исслед. 2009. — № 1. -С. 78−88.
  79. Р. Н. Молодежные субкультуры Омска // Культурол. исслед. в Сибири. 2009. — № 3. — С. 47−51.
  80. С. Н. Молодежь : социологический и социально-психологический анализ / Иконникова С. Н. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1974.-165 с.
  81. С. Н. Социология о молодежи: (проблемы воспитания духовного облика) / С. Н. Иконникова. JL: Знание, 1985. — 32 с.
  82. А. Н. Панк как явление китч-культуры // Знание. Понимание. Умение Электронный ресурс. 2009. — № 4: Культурология. — Режим доступа: http://www.zpu-joumal.rU/e-zpu/2009/4/Ilyin/ (дата обращения: 29.10.2009).
  83. Интернет-форум «Вместе» Электронный ресурс. Режим доступа: http ://vmeste3 4 ли/ (дата обращения: 11.04.2009).
  84. Н. Р. Музыкальные предпочтения молодежи / Исхакова Н. Р., Болтачев Р. Р. // Социол. исслед. 2006. — № 6. — С. 103−106.
  85. М. С. Системный подход и гуманитарное знание / М. С. Каган. -JI.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1991. — 384 с.
  86. В. В. Место и роль молодежной субкультуры в обществе // Молодежь в условиях социально-экономической трансформации общества: материалы регион, науч.-практ. конф. Улан-Удэ, 2007. — С. 196−198.
  87. В. В. Современные молодежные субкультуры Республики Бурятия: особенности, противоречия, ценности // Современная молодежь: проблемы, перспективы и устремления: материалы респ. науч.-практ. конф. -Улан-Удэ, 2008.-С. 44−53.
  88. В. Эпатаж протеста, или о новых формах самовыражения молодежи // Мир Байкала. 2006. — № 9−10. — С. 71−76.
  89. В. В. Этнические особенности молодежных субкультур в г. Улан-Удэ в постсоветский период // Молодежь города в условиях модернизационных процессов Бурятии: материалы регион, науч.-практ. конф., 23 апр. 2009 г. Улан-Удэ, 2009. — С. 43−51.
  90. А. Бунтующий человек: философия, политика, искусство / А. Камю. М.: Профизат, 1990. — 416 с.
  91. Н. «Городские» и «головары» в Улан-Удэ : (молодежные субкультуры в борьбе за социальное пространство города) // Вестн. Евразии. -2004.- № 2. -С. 170−183.
  92. Н. И. «Эй, хунхуз, куда идешь?! Здесь братва, и ты умрешь!.» // Молодежные уличные группировки: введение в проблематику. -М., 2009.
  93. А. С. От фольклора сословий и классов — к фольклору групп и личностей / А. С. Каргин, А. В. Костина // Традиц. культура. — 2009. — № 3. -С. 3−13.
  94. Ю. Г. Российская рок-культура: трансформация и методология изучения // Российская культура глазами молодых ученых: сб. тр. молодых ученых. — СПб., 2003. — Вып. 13. — С. 114−123.
  95. А. Молодежные субкультуры США и Великобритании с конца 40-х по наши дни Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www71eary.ru/miзс/кегуеу/?п=00 (дата обращения: 29.11.2009).
  96. Н. Рок, игры, мода и реклама / Н. Керзун. М.: Совет. Россия, 1989. — 134 с. — (По ту сторону).
  97. В. П. Тюмень субкультурная: взгляд на неформальные молодежные сообщества со стороны и из нутрии / В. П. Клюева, О. Ю. Лобанова // Молодежь и о-во. 2009. — № 3. — С. 94−106.
  98. С. Ю. Проблемы субкультурной стратификации в современном мире Электронный ресурс. — Режим доступа: 1Ш-р:/Л^л? auditorium.ru. (дата обращения: 17.05.2008).
  99. А. Панк-рок от, А до Я Электронный ресурс. — Режим доступа: http://metalism.narod.ru (дата обращения: 17.02.2009).
  100. А.Л. Молодежная субкультура как альтернативная форма социализации личности в юношеском возрасте // Вопр. психологии. — 2010. -№ 2.-С. 80−89.
  101. А. А. Современная российская молодежь: проблемы и суждения // Власть. 2008. — № 10. — С. 91−93.
  102. О. К. Краткий энциклопедический словарь джаза, рок- и поп-музыки: термины и понятия / О. К. Королев. М.: Музыка, 2002. — 167 с.
  103. С. В. Наркотики и молодежная субкультура // Внешкольник. 2003. — № 2. — С. 19−20.
  104. С. В. Неформальные объединения молодежи : профилактика асоциального поведения / С. В. Косарецкая, С. Г. Косарецкий, Н. Ю. Синягина. СПб.: КАРО, 2006. — 400 с.
  105. С. В. О неформальных объединениях молодежи // Дом культуры. 2008. — № 6. — С. 62−67.
  106. А. И. Высшее образование как фактор социокультурной адаптации молодежи / А. И. Кочеткова, Г. Н. Самара // Aima mater. — 2009. -№ 2. С. 22−27.
  107. И. Н. Субкультура // Всемирная энциклопедия: философия. -М. — Минск, 2001.-С. 1031.
  108. Краткий словарь современных понятий и терминов. — 3-е изд., дораб. и доп. / Н. Т. Бунимович и др. М.: Республика, 2000. — 670 с.
  109. Критика буржуазных теорий молодежи / пер. с нем. Г. С. Черновой. -М.: Прогресс, 1982. 235 с.
  110. И. А. Использование музыки на спортивных тренировках и ее влияние на мотивацию человека // Аспирант и соискатель. — 2007. № 2. -С. 73−75.
  111. Кузьмина В. A. Dais of Peace & Music // Бремя развлечений: опиум в Европе. XVIII—XX вв. СПб., 2006. — С. 316−328.
  112. А. Тупой панк-рок для интеллектуалов // Ровесник. — 2009. -№ 6.-С. 13.
  113. М. Для жизни. Дети. Всегда против // Огонек. 2005. — № 10. -С. 46.
  114. Культурология как наука: за и против: круглый стол.: Москва, 13 февр. 2008 г. СПб.: Изд-во СПбГУП, 2009. — 108 с.
  115. К. С. Генезис и метаморфозы молодежной культуры : автореф. дис.. канд. филос. наук / Курганский К. С. — Белгород, 2006. — 23 с.
  116. Т. В. Социодинамика субкультуры : сущность, атрибуты, социальные роли: автореф. дис.. канд. социол. наук / Курчатова Т. В. -Тамбов, 2004. 24 с.
  117. А. А. Неформальные объединения молодежи на рубеже тысячелетий : науч.-аналит. обзор. / А. А. Кутьина, Г. А. Луке, А. А. Матвеева. — Самара: Самар. ун-т, 2002. — 103 с.
  118. Т. В. Феномен молодежной субкультуры // Социол. исслед. — 2010.-№ 6.-С. 93−101.
  119. С. И. Готика как она есть // Филос. науки. — 2006. — № 8. С. 91−101.
  120. С. И. Две модели динамики ценностей культуры (на примере молодежной субкультуры) // Вопр. философии. 2006. — № 4. — С. 71−79.
  121. С. И. Динамическая модель молодежной субкультуры Электронный ресурс. — Режим доступа: http: // www.rustrana.ru (дата обращения: 10.08.2007).
  122. С.И. Игры, а которые играет молодежь или неформальная молодежная субкультура как игра // Игровые практики культуры: науч. докл. и сообщ. СПб, 2010. — С. 96−101.
  123. С. И. О готах, готике и больном российском обществе // Обществ, науки и современность. — 2006. — № 4. С. 155−166.
  124. С. И. Феномен молодежной субкультуры: социально-философский аспект: дис.. .. д-ра филос. наук / Левикова С. И. М., 2002. -358 с.
  125. . М. Наркомания и наркоманы : кн. для учителя / Левин Б. М., Левин М. Б. -М.: Просвещение, 1991. 159 с.
  126. В. Ф. Молодежный Вавилон : размышления о неформальном движении / В. Ф. Левичева. — М.: Молодая гвардия, 1989. — 219 с.
  127. В. В. Влияние молодежной субкультуры на подростков // Дополнит, образование и воспитание. — 2007. № 5. — С: 49−53.
  128. В. Т. В каждом ли споре рождается истина : (социол. очерки) / Лисовский В. Т. — М.: Совет. Россия, 1989. — 152 с.
  129. В. Т. Молодежь о времени и о себе // Педагогика. — 1998. — № 4. С. 40−54.
  130. В. Т. Советское студенчество : социол. очерки / Лисовский
  131. B. Т. М.: Высш. шк., 1990. — 303 с.
  132. Г. И. Субкультура общества от хаоса к порядку // Культурология: дайджест. 2002. -№ 2 (21). — С. 14−15.
  133. С. На свалке субкультур // Октябрь. 2010. — № 6. — С. 134−141.
  134. В. А. Особенности молодежных субкультур в России // Социол. исслед. 2002. — № 10. — С. 79−87.
  135. А. Субкультура наркоманов как информационная угроза // Нар. образование. 2007. — № 9. — С. 241−247.
  136. Манифест гидроцефалов Электронный ресурс. — Режим доступа: http://on-tribut.padlo.de/pressa.php (дата обращения: 03.12.2008).
  137. Маргинальность // Большая энциклопедия: в 62 т. — М., 2006. — Т. 28.1. C. 48.
  138. Н. Культуринтервенция: о воздействии западной культуры на социальное поведение российской молодежи. // Нар. образование. — 2002. -№ 4.-С. 203−217.
  139. Н. Е. Ценностные установки молодежи современной России // Молодежь и о-во. 2007. — № 3. — С. 60−67.
  140. А. Бюст рок-певицы как манифестация патриотизма и национальное достояние Республики Бурятия Электронный ресурс. -Режим доступа: http://mk.burnet.ru (дата обращения: 11.04.2009).
  141. И. С. Специфика молодежной субкультуры яппи // Россия -Азия: механизмы сохранения и модернизации этничности: материалы междунар. науч-практ. конф. (13−21 июня 2008 г). — Улан-Удэ, 2008. Вып. З.-С. 248−250.
  142. В. М. Культура как деятельность : (из истории отечественной культурологии) // Личность. Культура. О-во. 2006. — Т. 7, вып. 1. — С. 3759.
  143. Металлисты Электронный ресурс. — Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki (дата обращения: 07.06.2010).
  144. О. А. Молодежная субкультура российской провинции / Мизко О. А. — Комсомольск-на-Амуре: б. и., 2006. — 182 с.
  145. Мид М. Культура и мир детства: избр. произведения / М. Мид. М.: Наука, 1988.-429 с.
  146. С. Молодежь и политика в эпоху переоценки ценностей (российский опыт) // Молодежь России на рубеже 90-х годов: сб. ст.: в 2 кн. М., 1992. — Кн. 1. — С. 27.
  147. К. Б-М. Группировки восьмидесятых: воспоминание-комментарий к статье А. Бадмаева // Вестн. Евразии. — 2002. — № 1. — С. 104 109.
  148. Е. H. Неформальное молодежное движение: динамика развития // Совет, педагогика. — 1990. — № 7. — С. 74−78.
  149. К. Ю. Молодежные субкультуры и высокая мода // Социология. 2005. — № 3−4. — С. 119−130.
  150. Молодежная субкультура: хип-система // Художественная жизнь современного общества: в 4 т. СПб., 1996. — Т. 1: Субкультуры и этносы в художественной жизни. — С. 118−137.
  151. Молодежные субкультуры / Исламшина Т. Г., Цейтлин Р. С., Салагаев A. JI. и др. Казань: Изд-во Казан, гос. технол. ун-та, 1997. — 115 с.
  152. Молодежные субкультуры в России становятся все масштабнее и депрессивнее // Новые известия Электронный ресурс. — 2007. — № 15. — Режим доступа: http://www. nevizv.ru (дата обращения: 20.09.2009).
  153. Молодежные субкультуры: степень востребованности Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www. gorby.ru (дата обращения: 13.06.2009).
  154. Молодежь // Большая энциклопедия: в 62 т. — М., 2006. — Т. 30. — С. 231.
  155. Молодежь и демократизация советского общества: социол.' анализ / под ред. С. А. Шавеля, О. Т. Манаева. — Минск: Наука и техника, 1990. — 133 с.
  156. . «Рок не для всех» // Информ Полис. 2008. — № 2. — С. 29.
  157. М. Юрист и рокерша в одной Сабрине Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.infpol.ru/ (дата обращения: 11.04.2009).
  158. А. В. Социальная психология. 3-е изд., испр. и доп. — М.: Академия, 2000. — С. 66−73.
  159. Т. Г. Молодежь : кумиры и стереотипы // Молодежь в условиях социально-экономической трансформации общества: материалырегион, науч.-практ. конф. с междунар. участием. Улан-Удэ, 2007. — С. 128−138.
  160. К. Г. Время выбора : Молодежь и общество в поисках альтернативы / К. Г. Мяло. М.: Политиздат, 1991. — 251 с.
  161. И. Рок-музыка: эстетика и идеология / И. Набок. — JI.: Знание, 1989.-32 с.
  162. Наш молодой современник: диалоги и размышления / И. В. Бестужев-Лада и др. М.: Политиздат, 1988. — 270 с.
  163. Неформальные объединения молодежи вчера, сегодня. а завтра?: сб. ст. — М.: б.и., 1988.-67 с.
  164. Г. А. Особенности процессов инкультурации российской молодежи на современном этапе : дис.. канд. филос. наук / Нигматуллина Г. А. Казань, 2004. — 161 с.
  165. А. Л. Современные подходы к исследованию феномена самоорганизованных досуговых объединений // Вестн. Моск. гос. ун-та культуры и искусств. 2009. — № 3 (29). — С. 104−110.
  166. В. И. Западные молодежные субкультуры 80-х годов : науч.-аналит. обзор / Оборонко В. И. — отв. ред. Н. Л. Полякова. М.: Акад. наук СССР, Ин-т науч. информ. по обществ, наукам, 1990. — 32 с.
  167. Д. В. Неформалы: групповой портрет в интерьере / Д. В. Ольшанский. -М.: Педагогика, 1990. 188 с.
  168. Е. Л. Молодежные культуры и субкультуры = Youth Cultures and Subcultures / E. Л. Омельченко. M.: Ин-т социологии РАН, 2000.-261 с.
  169. Е. От пофигистов до прагматиков : поколения молодежной солидарности постперестроечной России // Неприкосновенный запас. -2008.-№ 5.-С. 178−183.
  170. Е. Смерть молодежной культуры и рождения стиля «молодежный» // Отеч. записки. 2006. — № 30 (3). — С. 168−179.
  171. В. В. Ценностные приоритеты молодежи в сибирском регионе // Социол. исслед. 2009. — № 6. — С. 95−99.
  172. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс: сборник: пер. с исп. / Хосе Ортега-и-Гассет. М.: ACT, 2005. — 269 с.
  173. О’Хара К. Философия панка: больше, чем шум / Крейг О’Хара. М.: НОТА-Р, 2006.-208 с.
  174. С. Предисловие : феномен Улан-Удэ // Вестн. Евразии. -2001.-№ 1.-С. 85−88
  175. Панк, слово или больше Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.grob.innattack.ru (дата обращения: 1.08.2008).
  176. Панк-стиль Электронный ресурс. Режим доступа: http:// punks.vo.uz. (дата обращения: 12. 02. 2008).
  177. Панк-википедия Электронный ресурс. — Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/naHK (дата обращения: 24.09.2009).
  178. В. Агрессивно-конформисткая субкультура молодежи России // Молодежь России на рубеже 90-х годов. М., 1992. — Кн. 1. — С. 40.
  179. С. И. Молодежные группы и объединения: причины возникновения и особенности деятельности / С. И. Плаксий. — М.: Знание, 1988.-39 с.
  180. О. Е. Влияние пенитенциарной субкультуры на популярную музыку / О. Е. Плеханова, А. Г. Сломчинский // Пед. образование и наука. 2008. — № 6. — С. 105−108.
  181. По неписанным законам улицы.: о неформальных молодежных объединениях.: сборник / ред. и сост. Ю. М. Хотченков. — М.: Юрид. лит, 1991.-334 с.
  182. Г. С. Субкультура // Культурология: XX век: энциклопедия: в 2 т. СПб, 1998. — Т. 2. — С. 236−237.
  183. И. В. Об идеологии и особенностях подростково-молодежного движения «готы» // Молодежь и о-во. — № 1. С. 62−70.
  184. Поп музыка: взгляды и мнения: сб. ст. / сост. Э. Фрадкина. — JI.: Сов. композитор, 1977. 80 с.
  185. И. «Оргазм Нострадамуса» : музыка улан-удэнских анархистов // Информ Полис. 2000. — № 5. — С. 12
  186. Е. Интервью Угла «Оргазм Нострадамуса» Электронный ресурс. — Режим доступа: http://carlosandy.Iivejournal.com/1789.htm 1 (дата обращения: 11.04.2009).
  187. E. В чужой монастырь // Нар. образование. — 2003. — № 9. С. 197−206.
  188. Е. Почему взрослые не одобряют некоторые особенности молодежной моды? // Воспитание школьников. — 2003. — № 1. — С. 45−51.
  189. Растаманы Электронный ресурс. — Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki (дата обращения: 07.06.2010).
  190. Растаманы Электронный ресурс. — Режим доступа: http://lurkmore.ru (дата обращения: 07.06.2010).
  191. Растаманы Электронный ресурс. — Режим доступа: http://neformalz.narod.ru/rastaman.html (дата обращения: 07.06.2010).
  192. Д. Отвратительные, грязные, злые // Знание-сила. — 1998. — № 8.-С. 99−107.
  193. Э. Парадоксы протеста: очерки о молодежи запада / Э. Розенталь. М.: Изд-во Агентства печати Новости, 1985. — 272 с.
  194. М. В. Динамика личности в неформальных (молодежных) объединениях // Совет, педагогика. 1989. — № 5. — С. 80−85.
  195. М. В. Психологические причины демонстративного поведения членов неформальных молодежных групп // Общественныесамодеятельные движения. М., 1990.— С. 111−123 .
  196. Т. Элитарные субкультуры // Нар. образование. 2009. — № 4.-С. 271−276.
  197. Рок. 1995/1991: информ.-справ. изд. / авт.-сост. А. А. Айвазян. СПб.: ТРИАЛ, 1992. — 424 с.
  198. Рок-музыка в СССР: опыт популяр, энцикл. / сост. Троицкий А. К. — М.: Музыка, 1990.-384 с.
  199. Рок-энциклопедия / авт. и сост. С. Кастальский. — М.: Ровесник, 1997. — 912 с.
  200. A.B. К вопросу о значении молодежных субкультур в становлении личности подростка // Актуальные проблемы права, экономики и управления: сб.ст. междунар. науч.-практ. конф. (4−5 мая 2010 г.). — Иркутск, 2010. Вып. 6, т. 1. — С. 278−279.
  201. Рэперы Электронный ресурс. — Режим доступа: http://neformalz.narod.ru/rap.html (дата обращения: 07.06.2010).
  202. Сабрина: Семенова Наталья Александровна // Золотой фонд. Женщины Сибири, 2007: сборник. Улан-Удэ, 2007. — С. 87.
  203. И. Б. Проблема молодежных субкультур в современной России // Молодежь и о-во. 2005. — № 2. -С. 42−47.
  204. А. Л. Молодежные группировки — опыт пилотного исследования / А. Л. Салагаев, А. В. Шашкин // Социол. исслед. — 2004. № 9.-С. 50−58.
  205. С. К. Молодежь и рок-культура Электронный ресурс. -Режим доступа: http ://piorme. narod.ru/ subkult. htm (дата обращения: 17.02.2010).
  206. В. Е. Ценностные ориентации современной молодежи // Социол. исслед. 2007. — № 4. — С. 37−43.
  207. А. Е. Молодежная субкультура в эстетическом воспитании подростков // Искусство и образование. 2008. — № 3. — С. 110−115.
  208. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто: опыт феноменологической онтологии / Ж.-П. Сартр. -М.: ТЕРРА, 2002. 640 с.
  209. С. А. Контркультурная политическая оппозиция // Соц.-гуманит. знания. 2005. — № 3. — С. 245−260.
  210. С. А. Молодежные субкультуры в республике // Социол. исслед. 1998.-№ 11.-С. 97−102.
  211. В. Молодежная культура в современном мегаполисе // Ориентиры культурной политики: информ. вып. — М., 2001. — № 11. — С. 8889.
  212. П. Б. Понятие «молодежные религии» применительно к рок-движению // Философия и культура. 2009. — № 2. — С. 9−17.
  213. В. А. Штрихи к портрету поколения 90-х годов / В. А. Сибирев, Н. А. Головин // Социол. исслед. — 1998. — № 3. — С. 106−116.
  214. Сикевич 3. В. Молодежная культура: «за» и «против»: заметки социолога / 3. В. Сикевич. — JI.: Лениздат, 1990. — 204 с.
  215. Д. А. Молодежная культура и контркультура // Силичев Д. А. Культурология. М., 1998. — С. 297−305.
  216. М. Они не хуже и не лучше. Они другие: о современной молодежи. // Семья и шк. 2002. — № 10. — С. 10−11.
  217. А. Суицид в молодежной среде как феномен субкультуры, или темная вода//Нева. — 2006. — № 1.-С. 135−146.
  218. С. Молодежная субкультура : хип-система // Художественная жизнь современного общества: в 4 т. — СПб., 1996. — Т. 1: Субкультуры и этносы в художественной жизни. С. 118−138.
  219. А. Анархисты из помойки : Что подвигает молодежь уходить в панки? Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www privatelife.ru. (дата обращения: 12.04. 2009).
  220. Словарь молодежного сленга Электронный ресурс. — Режим доступа: http://webnick.narod.ru/sleng/Sleng.html (дата обращения: 20.12.2008).
  221. Стили металлического рока Электронный ресурс. — Режим доступа: http://elektrobug.narod.ru/linksl .html (дата обращения: 07.06.2010).
  222. Стиляги Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www. ru.vikiredia. org. (дата обращения: 23.08.2007).
  223. Э. Маргинальный человек : исследование личности и культурного конфликта // Личность. Культура. О-во. — 2006. — Вып. 1. С. 9−36.
  224. Субкультура // Большая энциклопедия: в 62 т. М., 2006. — Т. 48. — С. 515, 529.
  225. Субкультура молодежи как социологическое понятия Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.fof.hl5.ru/molodjo6.htm (дата обращения: 21.09.2008).
  226. В. Я. Социокультурное творчество молодежи : методика, теория, практика / В. Я. Суртаев — С.-Петерб. гос. ун-т культуры и искусств. СПб.: б.и., 2000. — 207 с.
  227. С. Л. Социализация молодежи : опыт социол. анализа // Alma mater. 2009. — № 2. — С. 22−27.
  228. Г. Люди гибнут за металл! // Мы. 1989. — № 5. — С. 175−186.
  229. В. Я знаю, где карай вселенной, я даже на карту набросал Электронный ресурс. — Режим доступа: http://dvmusic.ru/index/articles/one /full/1110 (дата обращения: 16.08.2009).
  230. А. Меняющиеся скинхеды : опыт наблюдения за субкультурой // Дружба народов. 2006. — № 11. — С. 149−159.
  231. А. Как «Нормальные люди» останавливали солнце, или перфоманс как духовно-культурная практика Электронный ресурс. — Режим доступа: minkultrb.ru/. ./article/kak-normalnye-ljudi-ostanavlivali-solnce-ili-perfo (дата обращения: 10.04.2010).
  232. Е. С. Молодежная субкультура в России на рубеже XX—XXI вв.еков // Гуманит. и соц.-экон. науки. 2006. — № 3. — С. 58−60.
  233. Е. С. Особенности типологизаций молодежной субкультуры в современной России // Гуманит. и социальных наук. — 2008. — № 1. С. 5053.
  234. Э. Третья волна / Тоффлер Э. М.: ACT, 1999. — 784 с.
  235. А. Рок в союзе : 60-е, 70-е, 80-е. / А. К. Троицкий. М.: Искусство, 1991. — 207с.
  236. А. Р. Философско-антропологический аспект анализа молодежной рок-культуры : дис.. канд. филос. наук / Тугушева А. Р. -Саратов, 2006. 129 с.
  237. В. Скандальная пародия на любовь от группы «Аборт Мозга» // ИнформПолис. 2009. — № 4. — С. 27.
  238. А. Молодежные субкультуры сегодня : попытка энциклопедии // Знание-сила. — 2007. — № 1. С. 59−65.
  239. П. Совместная культура: символическое преобразование работы в игру в повседневности молодежных культур Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.regioncentre.ru/resources/books/subcult/subcultl4/text7 (дата обращения: 02.08.2007).
  240. А. А. Субкультура // Федоров А. А. Введение в историю и теорию культуры: словарь. М., 2005. — С. 367−368.
  241. Д. И. Недостатки воспитательного процесса и появление неформальных молодежных объединений // Психологические особенности самодеятельных подростсково-юношеских групп. — М., 1990.— С. 12−13.
  242. Д. И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: избр. тр. / Фельдштей Д. И. М.: Моск. психол.-соц. ин-т: Флинта, 1999. -516 с.
  243. В. Первое интервью «О.Н.» самиздатовской гозете «IMAGIN» Электронный ресурс. Режим доступа: http://on-tribut.padlo.de/pressa.php. (дата обращения: 11.04.2009).
  244. В. К. Символика молодежной субкультуры готов // Гуманит. исслед. 2009. — № 2 (30). — С. 26−30.
  245. М. Бытие и время = Sein und Zeit : пер. с нем. / М. Хайдеггер. М.: Ad Marginem, 1997. — 452 с.
  246. Н. Ф. Социокультурная среда, как фактор развития творческой деятельности молодежи // Культурологические исследования в Сибири: сб. науч. тр. / Омский гос. ун-т — Омск, 1999. — Вып. 1. — С. 116−122.
  247. . Т. Вызов неприкаянных : Модные волны и молодежные течения теды, хиппи, панки, рокеры — в западом мире / Т. Хойнер. — М.: Молодая гвардия, 1990. — 301 с.
  248. К. М. Субкультура молодежная // Хоруженко К. М. Культурология: энцикл. словарь. — Ростов н/Д, 1997. С. 466−467.
  249. Н. А. Культура в эпоху социального хаоса / Н. А. Хренов. М.: Едиториал УРСС, 2002. — 448 с.
  250. Художественная жизнь современного общества. В 4 т. Т. 1. Субкультуры, этносы, художественная жизнь / отв. ред. Соколов К. Б. -СПб.: Дмитрий Буланин, 1996. — 236 с.
  251. Н. Мололежь Улан-Удэ: «султанки», «генералы», «чанкайшисты» и другие // Вестн. Евразии. — 1995. — № 1. — С. 167−172.
  252. Д. Субкультура: значение стиля // Теория моды: одежда, тело, культура. 2008. — № 10. — С. 130−176.
  253. Ценностные ориентации современной молодежи / Рос. гос. юнош. б-ка — сост. В. П. Вдовиченко. М., 2003. — С. 4 — 11.
  254. В. Музыка и слушатель : опыт социол. исследования / В. Цукерман. М.: Музыка, 1972. — 208 с.
  255. П. А. Молодежь на рынке труда депрессивного . региона / Чукреев П. А. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1998. — 223 с.
  256. В. И. Молодежь // Социальная энциклопедия. М., 2000. — С. 173.
  257. С. В. Молодежная культура как объект исследования // Аспирант и соискатель. 2007. — № 1. — С. 83−86.
  258. А. «Аборт мозга» игнорирует слухи // Информ Полис. -2008.51.-С. 28.
  259. Е. Н. Молодежные субкультуры в меняющемся мире // Обсерватория культуры. — 2005. — № 5. С. 12−19.
  260. Е. Н. Телевидение и жизненный мир современной молодежи // Ориентиры культурной политики: информ. вып. — М., 2001. — № И.-С. 94−97.
  261. Т. Н. Панк, как развлечение или эстетический терроризм // Бремя развлечений: Ойиш в Европе. XVIII XX вв. — СПб., 2006. — С. 342 357.
  262. Т. Н. Панк-хардкор субкультура : эстетика и идеология: автореф. дис.. канд. культурологи / Шеметова Т. Н. М., 2007. — 23 с.
  263. В. Н. Неформальные молодежные объединения / В. Н. Шкурин. М., 1990. — 146 с.
  264. А. А. Молодежные культурные и социальные движения в России // Социол. исслед. 1998. — № 8. — С. 103−109.
  265. В. В. Постмодерн и субкультура граффити // Аспирант и соискатель. 2008. — № 3. — С. 102−104.
  266. С. Н. «Своя» комната, как артефакт молодежной субкультуры // Социол. исслед. 2003. — № 3. — С. 119−122.
  267. Т. Символика молодежной субкультуры : опыт этногр. исслед. системы 1986−1989 гг. / Т. Б. Щепанская. СПб.: Наука, 1993. — 340 с.
  268. Т. Б. Стратегии безденежья : Микроэкономика молодежных субкультур // Этногр. обозрение. 2008. — № 1. — С. 42−55.
  269. Экстремизм // Большой энциклопедический словарь. Изд. 2-е, перераб. и доп. — М., 1999. — С. 1395.
  270. Юность в черном Электронный ресурс. — Режим доступа: \Щ>:П www.newizv.ru/print/70 985 (дата обращения: 28.08.2007).
  271. В. В. Девиантное поведение // Юрчук В. В. Современный словарь по психологии. Минск, 1998. — С. 4.
  272. В. В. Субкультура // Современный словарь по культурологии. -Минск, 1999.-С. 656.
  273. Явлинскому сделают Аборт Мозга Электронный ресурс. — Режим доступа: http://punx.ucoz.ru/ (дата обращения: 11.04.2009).
  274. Alan O’Connor. Punk and Globalization: Spain and Mexico // International Journal of Cultural Studie. 2004. — Vol. 7. — P. 175−195.
  275. After subculture: critical studies in contemporary youth culture / edited by Andy Bennett, Keith Kahn-Harris. Houndmills, Basingstoke, Hampshire — New York: Palgrave Macmillan, 2004. 195 p.
  276. Andy Bennett. Punk’s Not Dead: The Continuing Significance of Punk Rock for an Older Generation of Fans // Sociolog. 2006. — Vol. 40. — P. 219−235.
  277. Beverley J. Subculture and homogenization / John Beverley, Phil Cohen, David Harvey. Barcelona: FundaciohB Antoni TahApies, 1998. — 247 p.
  278. Blank the world! The best punk and hardcore. Режим доступа: www.youtube.com/watch (дата обращения: 17.08.2009).
  279. Connell J. Sound tracks: popular music, identity, and place / John Connell, Chris Gibson. London — New York: Routledge, 2003. — 320 p.
  280. O’Hara C. The philosophy of punk: моге than noise / O’Hara С. -London- San Francisco — Edinburgh: AK Press, 1999. 90 p.
  281. Punk Core Records Электронный ресурс. Режим доступа: www.punkcore.com (дата обращения: 9.10.2009).
  282. Punk rock board Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.punkforum.ru (дата обращения: 17.08.2009).
  283. Phlip Lamy. Punk and Middle-Class Values: A Content Analysis / Phlip Lamy, Jack Levin //Youth & Societ. 1985. — Vol. 17. — P. 157−170.
  284. Ryan Moore. Friends Don’t Let Friends Listen to Corporate Rock: Punk as a Field of Cultural Production // Journal of Contemporary Ethnography. 2007. -Vol. 36.-P. 438−474.
  285. Sunaina Maira. United States of Adolescence?: Reconsidering US Youth Culture Studies / Sunaina Maira, Elisabeth Soep // Young. 2004. — Vol. 12. — P. 245−269.
  286. Stephen W. Baron. Resistance and its Consequences: The Street Culture of Punks //Youth & Societ. 1989. — Vol. 21. — P. 207−237.
  287. Youth cultures: scenes, subcultures and tribes / edited by Paul Hodkinson and Wolfgang Deicke. New York: Routledge, 2007. — 214 p.
  288. Символ панк-культуры. «Анархия"1. Алексей Фишев „Угол“
  289. Панк-группа „Оргазм Нострадамуса“.1. Нормальные люди».
  290. Выставка-перфоманс «Ходить по воде». К 100-летию русского авангарда. Творческое молодежное объединение «Нормальные люди».
  291. Выставка-перфоманс «Ходить по воде». К 100-летию русского авангарда. Творческое молодежное объединение «Нормальные люди».1. СОР: ри5Си1., 1. Панк-стиль
Заполнить форму текущей работой