Повышение конкурентоспособности продукции предприятий мясной промышленности на основе внедрения систем качества
Во основе внедрения системы управления качеством ХАССП, на предприятиях, выпускаемых мясную продукцию необходимо: на первом этапе осуществляется выбор вида или группы продукции, производимой на предприятии, в рамках которой и будет действовать система безопасности. Практика внедрения ХАССП на ОАО Мясоптицекомбинат «Пензенский» показала, что при анализе жизненного цикла продукции целесообразно… Читать ещё >
Содержание
- 1. Теоретические и организационные основы повышения конкурентоспособности продукции предприятий мясной промышленности
- 1. 1. Сущность категории рынка продукции предприятий мясной промышленности
- 1. 2. Понятие конкуренции предприятий и факторы, определяющие конкурентоспособность продукции
- 1. 3. Методологические основы организации выпуска конкурентоспособной продукции на основе внедрения систем качества
- 2. Исследование современного состояния производства и реализации продукции предприятий мясной промышленности
- 2. 1. Анализ развития мясной индустрии России
- 2. 2. Характеристика производства и реализации продукции мясной промышленности Пензенской области
- 2. 3. Эффективный менеджмент как основа повышения качества и конкурентоспособности продукции мясоперерабатывающего предприятия
- 3. Методические основы разработки и внедрения системы качества ХАССП на предприятиях мясной промышленности
- 3. 1. Организационное и информационное обеспечение внедрения системы качества ХАССП
- 3. 2. Метод определения опасных факторов и контрольных критических точек
- 3. 3. Оценка эффективности внедрения основных положений системы ХАССП на предприятии
Повышение конкурентоспособности продукции предприятий мясной промышленности на основе внедрения систем качества (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
Рост доходов населения, благоприятная динамика валютного курса обеспечили оживление отечественной мясной индустрии и значительно повысили ее инвестиционную привлекательность. При этом резерв расширения производства продукции за счет вытеснения импорта практически исчерпан. Стабилизация объема рынка продукции мясоперерабатывающей промышленности, а также форсирование переговорных процессов по вступлению России в ВТО, повышение требований потребителя к качеству и безопасности продуктов питания означают резкое обострение конкуренции на рынке мясопродуктов.
Под действием этих факторов отечественные предприятия мясоперерабатывающей отрасли особенно озабочены поиском новых методов управления, которые способствовали бы повышению конкурентоспособности на рынке. Внедрение системы качества (СК), обеспечивающей выпуск не только качественной по органо-лептическим свойствам, но и безопасной для здоровья продукции, является тем основополагающим фактором, который сможет помочь предприятиям мясной индустрии занять свою нишу на рынке, найти своего потребителя.
Внедрение СК, как показывает практика, повышает внутреннюю культуру производства, меняет психологию людей, непосредственно занятых в технологических процессах.
На протяжении длительного времени предприятиям пищевой промышленности не уделялось должного внимания в вопросах разработки и внедрения СК. Весь передовой опыт, который имеется в этой области у отечественной науки, в основном связан с предприятиями тяжелой и обрабатывающей промышленности.
Система качества ХАССП (с англ.: Hazard Analysis and Critical Control Poinfs (HASSP) — анализ опасных факторов и контрольные критические точки) позволит отечественным предприятиям пищевой промышленности на равных конкурировать с зарубежными предприятиями не только на внутреннем, но и на внешнем рынках. Поэтому в современных условиях изучение и внедрение зарубежного опыта в области постановки системы качества ХАССП на предприятиях мясной промышленности России становится особенно важным и актуальным.
Степень научной разработанности проблемы. Проблема повышения качества продукции на основе внедрения систем качества рассматривалась многими отечественными и зарубежными учеными и специалистами: Андреев В. В., Архипов П. К., Бадалов Л. М., Бойко В. В., Брун М., Войтоловский В. Н., Георги Д., Гличев. А.В., Киперман Г. Я., Дэниеле Д. Д., Исикава К., Ильдеменов В. И., Диллие X., Прокопенко Н. Ф. и другие.
В свою очередь, данная проблема применительно к предприятиям мясоперерабатывающей отрасли мало изучена. Имеется необходимость в научных разработках методологии и исследовании проблем повышения конкурентоспособности продукции предприятий мясной промышленности на основе разработки и внедрения системы качества.
Цель и задачи исследования
Целью исследования является разработка методических основ внедрения системы управления качеством, обеспечивающей повышение конкурентоспособности продукции предприятий мясной промышленности.
Исходя из цели были поставлены и решены следующие задачи :
— изучены сущность рынка, понятие конкуренции и факторы, определяющие конкурентоспособность продукции предприятий мясной промышленности, рассмотрена организация выпуска конкурентоспособной продукции на основе внедрения системы управления качеством;
— дана оценка динамики развития мясной индустрии России с учетом мировых тенденций, а также характеристика производства и реализации продукции мясной промышленности в Пензенской области;
— проведен анализ системы управления производством и реализацией продукции мясной промышленности на одном из передовых предприятий отрасли;
— разработаны предложения и практические рекомендации по внедрению основных положений системы ХАССП на мясоперерабатывающем предприятии включающие в себя необходимые информационные материалы и документацию, организационные процедуры, предложены методы определения опасных факторов и контрольных критических точек;
— дана оценка экономической эффективности внедрения системы управления качеством, построенной на принципах ХАССП.
Объектом исследования выбраны процессы, происходящие на рынке мяса и продукции его переработки, а также предприятия мясной промышленности Пензенской области.
Предметом исследования является экономико-организационный механизм разработки и внедрения системы качества на предприятиях мясной промышленности.
Информационная база исследования. Теоретической и методологической основой диссертации явились труды российских и зарубежных ученых по проблемам повышения конкурентоспособности, внедрения системы качества, развития мясоперерабатывающей отрасли.
В качестве информационной базы исследований использовались материалы Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пензенской области, статистические сборники, годовые отчеты, документы бухгалтерского учета и анализа предприятий мясной промышленности, материалы периодической печати, научно-практических конференций и семинаров, рекомендации по рассматриваемым вопросам, действующие нормативно-правовые акты.
Методы исследования. В основе исследования лежит диалектический метод изучения объекта. Из специальных методов исследования в работе использовались абстрактно-логический, экономико-статистический, монографический, расчетно-конструктивный и другие методы.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
— обоснованы методологические подходы к организации мясоперерабатывающими предприятиями производства конкурентоспособной продукции на основе повышения ее качества;
— предложена модель управления процессом производства, основанная на внедрении системы качества и обеспечивающая высокую конкурентоспособность продукции предприятий мясной промышленности;
— разработаны методические рекомендации, предусматривающие поэтапное внедрение системы ХАССП на предприятии мясной отрасли, включающие: методы определения опасных факторов и контрольных критических точек производственного процессасистему организационного и информационного обеспечения процесса разработки и внедрения системы качества;
— предложена методика оценки экономической эффективности внедрения на мясоперерабатывающем предприятии системы ХАССП, в основе которой лежит анализ издержек и выгод, связанных с качеством.
Практическая значимость работы. Научные положения, сформулированные в диссертационной работе, позволяют на более качественном уровне решать проблему повышения конкурентоспособности продукции предприятий мясной промышленности. Основные методические положения по разработке и внедрению системы ХАССП, предложенные автором диссертационной работы, обусловили приоритетную позицию ОАО Мясоптицекомбинат «Пензенский» среди предприятий мясоперерабатывающей промышленности России по сертификации производственных процессов по системе ХАССП.
Разработанные и апробированные рекомендации по внедрению системы качества ХАССП позволяют предприятиям пищевой промышленности осуществлять научно обоснованную деятельность и повышать финансово-экономическую устойчивость в условиях жесткой конкуренции.
Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационной работы были доложены: на I Всероссийской научно-производственной конференции молодых ученых «Фундаментальные разработки, исследования и новые технологии в сельском хозяйстве на пороге III тысячелетия», 2002 год, г. Пензана Всероссийской научно-производственной конференции «Продовольственная безопасность как фактор национальной безопасности страны и роль информационно-консультационных служб АПК в ее обеспечении», 2002 год, г. Пензана Всероссийской научно-практической конференции «Информационно-консультационные службы и инновационные технологии в АПК», 2002 год, г. Пензана Международном технологическом семинаре по производству инъекциро-ванных цельномолочных и реструктурированных мясных продуктов на базе технологического оборудования испанской фирмы «Металлокимия», 2001 год, г. Москва- «на встрече представителей мясоперерабатывающих предприятий Восточной.
Европы по вопросам использования новейших технологических решений производства колбасных изделий на базе фирмы «Данпро», 2001 год, Дания, г. Орхусна Всероссийской научно-производственной конференции «Новый аграрный курс России и его реализация. Региональный аспект», 2001 год, г. Пенза.
Результаты исследования нашли отражение в восьми работах, опубликованных автором, общим объемом 1 п.л. т.
Выводы и предложения.
1. Происходящие в агропромышленном комплексе Российской Федерации экономические преобразования негативно отразились на рынке мяса и продуктов его переработки. Среднедушевое потребление всех видов мяса, достигавшее к 1990 году 74 кг на человека, снизилось к 2001 году до 40−43 кг. Неблагоприятный валютный курс рубля, низкая платежеспособность населения обусловили переход импортеров мясопродуктов с российского рынка на национальные рынки других стран, где, по прогнозам, в краткосрочной перспективе преобладает тенденция роста спроса на мясные изделия в 1,5−2,5 раза. По этой причине спрос на российском рынке на продукты переработки мяса будет удовлетворяться отечественными предприятиями мясной промышленности, что обостряет конкуренцию между ними.
2. Исследования экономической категории «конкурентоспособность» и существующих методик ее оценки показали, что критерий «качество» составляет сущность конкурентоспособности продукции и используется в мировой практике в качестве базового при ее определении.
Решение проблемы повышения качества товарной продукции при снижении издержек производства и регулировании экономических взаимоотношений партнеров мясного подкомплекса направлено на стабилизацию и повышение рентабельности агропромышленного производства.
3. Анализ мясной индустрии как отрасли агропромышленного комплекса России показывает, что за последние годы происходит рост производства мясопродуктов: во-первых, за счет результативной деятельности передовых предприятий — ОАО «Царицыно», ОАО «Черкизовский мясоперерабатывающий завод», Российско-Испанское предприятие «Кампомос», ОАО «Парнас-М», ЗАО «Микояновский мясокомбинат» и других, — и во-вторых, на базе создания интегрированных формирований. Так, например, ОАО «Черкизовский мясоперерабатывающий завод», одним из первых в России объединившее около 20 предприятий сельского хозяйства, мясоперерабатывающей промышленности и торговли, контролирует около 11% отечественного рынка мясопродуктов.
4. За последние 10 лет на мясоперерабатывающих предприятиях России при сокращении общего объема выпуска мясных изделий (28% от уровня 1990 года), производство колбас удержалось на уровне 47%, а в последние два года даже наблюдался рост их производства в пределах 7% за счет значительного увеличения объема и ассортимента выпуска колбасных изделий на наиболее успешно работающих предприятиях. При этом отмечается заметный сдвиг в ассортименте мясной продукции: еще недавно на наших предприятиях доминировал выпуск вареных колбас (60−70% готовой продукции) и крупнокусковых полуфабрикатов (30−40%). Но уже в середине 90-х годов положение стало заметно меняться: удельный вес сосисок и сарделек вырос в 1,8 раз (до 18%), полукопченых колбас — в 1,6 раза (до 16%), твердокопченых колбас — в полтора раза (до 2%), тогда как доля вареных колбас снизилась до 52%.
Основным условием и отличительной чертой успеха предприятий мясной индустрии является акцент на качество выпускаемых мясных и колбасных изделий с учетом требований потребителя. Опыт передовых предприятий России, которые освоили ряд технологических новшеств, показывает, что управление качеством становится важным фактором совершенствования организации и технологии производства и сопровождается повышением конкурентоспособности продукции и эффективности производства.
5. Десятилетиями в отечественной экономике затрачивались огромные средства на поиск способов и методов повышения качества. На ряде предприятий и объединений создавались системы комплексного управления качеством, которые, однако, не получили широкого распространения. В числе таких систем следует отметить Саратовскую БИП (бездефектное изготовление продукции), Львовскую КС УКП (комплексная система управления качеством продукции), Краснодарскую КС УПЭП (комплексное управление эффективностью производства), Днепропетровскую КС УКП и УИРС (комплексная система управления качеством продукции и эффективным использованием ресурсов). Однако все попытки кардинально решить проблему качества в стране в условиях командно-административной экономики закончились неудачей, поскольку не был применен наиболее действенный, надежный и испытанный метод — оценка качества самими покупателями на рынке в условиях конкуренции между товаропроизводителями.
6. Важным элементом, влияющим на процесс управления качеством, является система стандартизации, обеспечивающая единство характеристик и свойств качества продукции, совместимости, взаимозаменяемости, унификации, типизации, надежности техники и информационных сетей, процессов, норм безопасности. В связи с этим, в настоящее время, при производстве продуктов питания для предприятий пищевой промышленности приоритетной должна стать добровольная сертификация по системе ХАССП, которая подвергает анализу весь «жизненный цикл» товара, начиная с закупки сырьевых компонентов и заканчивая продажей готовой продукции, берет его под контроль с позиции санитарного благополучия и является инструментом управления качеством на всех этапах технологического процесса. Выбор этой системы обусловлен рядом условий: созданием новых форм контроля качества производимой продукции, при которых общий контроль со стороны государства заменяется выборочным контролем на уровне предприятияиспользование сертификации по системе ХАССП при разработке и производстве продукции позволяет существенно повысить доходы предприятия за счет привлечения новых покупателей на отечественном и зарубежных рынкахдостоверность испытаний, которые предопределяют наличие необходимой нормативной базы, регулирующей параметры изделия, устанавливающей планы контроля и программы проведения испытаний, а также обеспечение производства современным испытательным оборудованием.
Таким образом, внедрение системы ХАССП дает возможность предприятию более эффективно использовать свои финансовые и технические ресурсы, чтобы обеспечить безопасность выпускаемой продукции.
7. Повышение эффективности деятельности ОАО МПК «Пензенский» на рынке мясной продукции Пензенской области, других регионов России и за рубежом, которое подтверждается тем, что финансово-экономические показатели предприятия на 25% превышают среднеотраслевые значения, дает основания считать, что на комбинате осуществляется эффективный менеджмент в области управления качеством продукции. Это связано с целенаправленной работой менеджеров предприятия по внедрению системы планирования, организации производства, маркетинга, работы с персоналом и контроля, в результате чего внедрена основанная на передовых технологиях и имеющая высокую эффективность целостная система управления качеством, построенная на принципах ХАССП.
Во основе внедрения системы управления качеством ХАССП, на предприятиях, выпускаемых мясную продукцию необходимо: на первом этапе осуществляется выбор вида или группы продукции, производимой на предприятии, в рамках которой и будет действовать система безопасности. Практика внедрения ХАССП на ОАО Мясоптицекомбинат «Пензенский» показала, что при анализе жизненного цикла продукции целесообразно включить этап проектирования (для пищевых предприятий данный этап относится к разработке рецептур) — на втором этапе, после определения области распространения системы ХАССП, создать рабочую группу в количестве 6−10 человек. Процесс подбора специалистов осуществляет непосредственно руководитель предприятия. В рабочую группу включают экспертов из отделов производства, ветеринарного контроля, технического обеспечения, метрологии, маркетинга, коммерческого, финансового, юридического, снабженческого и других направлений.
8. Внедрение системы управления качеством, основанной на принципах ХАССП, имеет ряд преимуществ как внутреннего характерасовершенствование выпускаемой продукции, улучшении производственного процесса, сокращении брака, так и внешнего — увеличение объемов продаж и получаемой прибыли в следствие роста удовлетворенности потребителя. Эффективность управления системой качества ХАССП подтверждается расчетным путем, так как в результате ее применения на ОАО Мясоптицекомбинат «Пензенский» она оценивается в 20,6 млн. рублей.
Список литературы
- Андреев В.В., Киперман Г. Я. Экономические аспекты управления качеством продукции. М.: Знание, 1977. — 64 с.
- Андронов В. Конкурентоспособность России в мировой экономике. // Маркетинг, 1999, № 2, с.15−18
- Апраксина С.К. Мясная промышленность ФРГ: Обзорн. информ. -М.: АгроНИИТЭИММП, 1988.- 40с.
- Апраксина С.К., Белоусов А. А., Номероцкая Н. Ф. Новое в науке о мясе: Обзорн. информ. -М.: АгроНИИТЭИММП, 1988.- 36с.
- Арой о Ж. Закон стоимости при социализме. М.: Экономика, 1988.-239с.
- Архипов П.К. Качество и экономика. М.: Колос, 1971. — 79 с.
- Ахмадеев A.M. Отраслевые особенности и диспаритет цен в мясном подкомплексе АПК // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1998 г. — № 3. — С.28−29.
- Бабунова И.В. Организационные формы агропромышленной интеграции мясного подкомплекса стран Западной Европы // Агропромышленное производство- опыт, проблемы и тенденции развития: Сер. 1. -1998.-№ 33.-с.35−41.
- Багрий Б.А. Производство мяса и резервы мясного скотоводства // Весник с/х науки. 1992. — № 1. — С.30−42.
- Бадалов J1.M. Экономические проблемы повышения качества продукции.- М.: Экономика, 1982. — 192 с.
- Белов Е.Н., Белова С. М. Сокращение потерь и повышение качества продукции АПК. М.: О-во «Знание» РСФСР. — 1989. — 40 с.
- Беломытцев Е., Догорева Н. Связь технологии и откорма с продуктивностью бычков и качеством мяса // Молочное и мясное скотоводства. 1991. — № 5. — С.40−42.
- Беспахотный Г. В. Методические проблемы функционирования системы обеспечения продовольственной безопасности страны / Сборник докладов международной конференции «Продовольственная безопасность России». М.: 2002. — С.145−158.
- Бойко В.В. Качество и технологический уровень продукции в системе маркетинговой деятельности // Информатика. Сер. Автоматизированные системы управления. ВИМИ. Вып. 1. 1991. — С.37−44.
- Борисенко Е.Н. Продовольственная безопасность России (проблемы и перспективы). М.: Экономика, 1997. — 87 с.
- Борисов В.А. Рынок мяса и мясопродуктов Тюменской области // Мясная индустрия. 1998. — № 3. — С.15−17.
- Брун М., Георги Д., Управление качеством: затраты и выгоды //Проблемы теории и практики управления. 2000.- № 1.-с.70−75.
- Буздалов И.Н. Продовольственный кризис и пути его преодоления // Меж-дународный с/ х журнал. 1992. — № 2. — С.8−13.
- Бунич П. Оптовые цены и механизм поощрения коллективов // экономические науки. 1985. — № 7. — С.33−40.
- Вермель Д.Ф. Региональные особенности обеспечения продовольственной безопасности России / Сборник докладов международной конференции «Продовольственная безопасность России». М.: 2002. -С.268−274.
- Верхососова А.В. Проблема качества всегда актуальна // Мясная индустрия. 1997. — № 7. — С.28.
- Войтоловский В.Н. и др. Стимулирование повышения качества. -Л.: Лениздат. 1979. — 231 с.
- Все о маркетинге. Сборник материалов для руководителей предприятий, экономических и коммерческих служб. М.: Азимут-Центр, 1992.-366с.
- Велькен Э. Введение в теорию сельскохозяйственного рынка/ Пер. с нем. М.: Информагротех, 1999. — 280с.
- Выгодин В.А. Проблемы обеспечения продуктами питания внутреннего рынка России // Мясная индустрия. 1997. — № 8. — С.2−4.
- Гайдук В. Система регулирования регионального рынка животноводческой продукции // АПК: экономика, управление. 1999. — № 6. -С.13−19.
- Гайсин Р.С., Рахматуллин Р. К. Динамика цен на региональном рынке сельскохозяйственной продукции // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. — 2000. № 2.- С.49−51.
- Глазунова И.А. Подходы к определению средних рыночных цен на сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1999. — № 3. — С.47.
- Гличев. А.В. Основы управления качеством продукции. Москва: РИА «Стандарты и качество», 2001.
- Гличев А.В., Панов В. П., Азгальдов Г. Г. Что такое качество? М.: Экономика, 1968. — 135 с.
- Гончаров В.Д. Методические рекомендации по анализу маркетинговой деятельности на предприятиях пищевой промышленности. -М.: АгроНИИТЭИПП, 2000. 65 с.
- Гончаров В.Д. Продовольственный рынок России: состояние, проблемы развития // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1999. — № 10. — С. 39−41.
- ГОСТ 15 467,79 «Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения».
- Гордеев А.В. Государственное регулирование агропромышленного производства.// Экономика сельского хозяйства России. 1998. — № 12.
- Гордеев А.В., Алтухов А. И., Вермель Д. Ф. Продовольственная безопасность России: состояние и меры обеспечения // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1998. — № 10. -С.10−13.
- Гордеев А.В. Продовольственная безопасность проблема XXI века / Сборник докладов международной конференции «Продовольственная безопасность России». — М.: 2002. — С. 11 -41.
- ГОСТ Р 51 705.1−2001. Система качества. Управление качеством пищевых продуктов на основе принципов ХАССП. Общие требования. Госстандарт России. Москва.
- Государственная программа по управлению качеством продукции. Проект, 3-я редакция. — М.: Издательство стандартов, 1991.
- Гущин В.В., Кулишев Б. В., Берлова Г. А. Новое в технике производства продукции из мяса птицы: Обзорн. информ. -М.: АгроНИИТЭИММП, 1988.- 48с.
- Демьяненко В.Н. Экономические методы стимулирования сельскохозяйственного производства в США.: Обзорная инф. / ВНИИТЭИагропром. М.: 1991. — 52 с.
- Дойков В.В. Рынок мяса и мясопродуктов // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1999. — № 7. -С.6−9
- Дойков В.В., Ларин Б. Ф. Мясная промышленность России в 1997 г. // Мясная индустрия. 1998. — № 3. — С. 2−5.
- Долинская М. Г- Соловьев И. А. Маркетинг и конкурентоспособность промышленной продукции. — М.: Издательство стандартов, 1991.—С. 12—13.
- Дэниеле Джон Д., Радеба Ли X. Международный бизнес: внешняя среда и деловые операции. Пер. с англ., 6-е изд.-М.:"Дело Лтд", 1994. 784с.
- Дьяченко В.П. Проблемы планового ценообразования. М.: Наука, 1974.-121 с.
- Заика С.Б. Аграрный лоббизм и конкурентоспособность сельского хозяйства // Власть, бизнес и крестьянство: механизмы эффективного взаимодействия. М.: Энцеклопедия российских деревень, 2002. — С.408−409.
- Завьялов П.С., Демидов В. Е. Формула успеха: маркетинг. — М.:
- Международные отношения, 1991—С. 157.
- Закон РФ «О защите прав потребителей» 1993.
- Закон РФ «О сертификации продукции и услуг». М.: 1993.
- Закон РФ «О стандартизации». 1993.
- Злобин Б.К. Экономика качества. Концепция обновления. М.: Изд-во МГУ, 1989. — 175 с.
- Злочевский А.Л., Юдин В. Е. и др. Направления реформирования системы обеспечения безопасности и качества продукции АПК / Сборник докладов международной конференции «Продовольственная безопасность России». М.: 2002. — С.161−169.
- Зубриянов В.Ф. и др. Переработка продукции животноводства в Пензенской области. М.: Информагротех, 1999. — 48 с.
- Зубриянов В.Ф., Ляшенко В. В., Червонная И. С., Борисов А. В., Горин В. М. Производство экологически чистых продуктов в России и за рубежом. М.:.ГНУ Информагротех, 2000. — 60 с.
- Ивашов В.И., Ермаков Ю. П., Апраксина С. К. Новое в науке о мясе: Обзорн. информ. -М.: АгроНИИТЭИММП, 1988.- 40с.
- Ильдеменов В.И. Качество продукции и эффективность производства. Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1983. — 96 с.
- Исикава К. Японские методы управления качеством. М.: Экономика, 1988. — 176 с.
- Информационное обеспечение управления конкурентоспособностью. / Под ред.проф. С. Г. Светунькова. Изд: С. Петербург, 2000
- Калиновская Т.Н., Сонилов Е. В., Седлов П. А. Качество продукции: Эк. словарь / Под ред. Т. Н. Калиновская, М.: Экономика, 1990. -96 с.
- Качество и стандартизация. Под ред. Х.Диллие. М.: Экономика, 1982. — 84с.
- Качество продукции. Термины. ГОСТ 15 476–70. М.: Стандарты, 1971.
- Киперман Г. Я. Статистичекие показатели промышленной продукции и их совершенствование. М.: Статистика, 1980. — 130 с.
- Киселева Е.Б. Текущая ситуация на мясном рынке и перспективы его развития // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1999. — № 9. — С.50−52.
- Коваленко Ю. Предпосылки и пути перехода предприятий АПК к рыночным отношениям. М.1925. Т.2. — Вып.1. // АПК: экономика, управление. — 1990. № 9. — С. 40−46.
- Комаров H.JI. Увеличение производства и повышение качества говядины // Агропромышленное производство: опыт, проблемы и тенденции развития. Сер. 3. 1989. — № 4. — С. 1−8.
- Коробейников М.М. Совершенствование государственного регулирования продовольственных рынков // Власть, бизнес и крестьянство: механизмы эффективного взаимодействия. М.: Энцеклопедия российских деревень, 2002. — С.82−84.
- Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1993.736с.
- Котлер Ф. Маркетинг менеджмент / Пер. с англ. под ред. О. А. Третьяк, J1.A. Воронковой, Ю. Н. Каптуревского. СПб: Издательство «Питер», 1999.896с.
- Красиков ГЛ., Федоренко Ю. С. и др. Качество обязательное условие вхождения в мировой рынок, стабильной прибыли и высоких темпов роста // Стандарты и качество. — 1994. — № 10. — С. 12.
- Краснов С.Е., Стерлингов Б. И. Экономика мясной промышленности. М.: Пищевая промышленность, 1973. 480 с.
- Кул ев Д.Х., Евелева В. В. От качества пищевых добавок к качеству продуктов питания// Партнеры и конкуренты. 2002.-№ 2. — с.24−25.
- Кунц Г., Одонел С. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций: Пер. с англ. в 2 Т.- М.: Прогресс, 1981.1005 с.
- Куфаков В. Закупочные цены в период перехода к рынку // АПК: экономика, управление. 1990. -№ 11. — С.3−9.
- Латин Н.Н., Банашек В. М. Применение СОг экстрактов пряностей в мясной промышленности// Мясная индустрия. — 2002. — № 7. — с. 29−33.
- Леонова Т.И. Управление затратами на качество продукции. -Санкт Петербург: Издательство СПбГУЭФ, 2000.
- Лионе К.Д. Методы прогнозирования экономических показателей / Пер. с англ. Е. З. Демиденко. М.: Финансы и статистика, 1986. — 145 с.
- Лучкина С.А. Принципы управления качеством продукции в мясном подкомплексе США // АПК производства: опыт, проблемы и тенденции развития. Сер. 1. 1989. — № 3. — С. 40−47.
- Лучкина С.А., Терентьева А. С. Управление качеством продукции в мясном подкомплексе зарубежных стран. М.: 1989. — 51 с. (Обзорная информа-ция ВНИИТЭИагропром).
- Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс. В 2 т. М.: Республика, 1992.-399 е., 400 с.
- Мамиконян М.Л. Импорт мяса // Агробизнес. 2002 г. — № 1. -С.59−60.
- Мамиконян М.Л. Перспективы изменения мировой динамики спроса и предложения на мясо и мясопродукты до 2010 года // Мясная индустрия. 2001 г.- № 1 — С.45−49.
- Мамиконян М.Л. Современное состояние и среденсрочная стратегия развития рынка мяса и мясопродуктов / Сборник докладов международной конференции «Продовольственная безопасность России». -М.: 2002. С.225−240.
- Маркетинг: учебник/ А. Н. Романов, Ю. Ю. Корлюгов, С. А. Красильников и др.- Под ред. А. Н. Романова.- М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996.-560с.
- Маркетинг в АПК / Г. П. Абрамова, М. М. Жигалин, Е. С. Семенова и др.- Под ред. Г. П. Абрамовой. М.: Колос, 1997. — 240 с.
- Мейскон М.Х., Альберт М., Хендоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ.-М.: «Дело», 1992.-702с.
- Методологические проблемы управления качеством продукции в развитом социалистическом обществе: Учеб.-метод. Пособ. / Под ред. А. В. Гличева и др. Высш.Шк., 1984. — 104 с.
- Меньшикова М.А., Голощапова Л. В. Развитие мясного подкомплекса в условиях реформирования аграрной экономики // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2000. — № 2.-С.15−16.
- Мищенко С. и др. Экспертные оценки затрат на качество // Стандарты и качество. 2001.- № 7−8. — с. 79−81.
- Научно-техническое развитие агропромышленного комплекса России (состояние и перспективы). Коллективная монография М.: «Экономика и информатика», 2001. — 392с.
- Нечаев А.П. Пищевые добавки : проблемы безопасности / Сборник докладов международной конференции «Продовольственная безопасность России». М.: 2002. — С.206−209.
- Основные направления развития науки и технологии мясной промышленности / Концепция. М.: 2000.
- Папцов А.Г. Особенности государственного субсидирования с.-х. производства в США // Агропромышленное производство: опыт, проблемы и тенденции развития. Сер. 1992. — № 1. — С. 1−8.
- Плотников В. О качестве импортного продовольствия // Экономист. 2001.-№ 8.-С. 85−88.
- Позняковский В.М., Чеботарев Л. Н., Егорченскова Л. А. Биотехнология в колбасном производстве: Обзорн. информ. -М.: АгроНИИТЭИММП, 1988.-32с.
- Присоединение России к ВТО: центр и регионы / Аналитический обзор. М.: 2002.
- Производство и переработка мяса в агропромышленном комплексе / Отв. Ред. Д. Ф. Вермель, М. М. Макеенко. М.: Агропромиздат, — 1986. — 222 с.
- Прокопенко Н.Ф. Качество труда и продукции в сельском хозяйстве. М.: Экономика, 1984. — 200 с.
- Прокопенко Н.Ф. Экономические проблемы качества с.-х. продукции. М.: Колос, 1980. — 222 с.
- ПрокопенкоН.Ф. Агропром: научно-технический прогресс и качество. Мн.: Ураджай, 1988. -344 с. Печкин А. Н., Фомин В. Н. О критериях конкурентоспособности продукции и подходах к ее оценке. // Надежность и контроль качества.
- Ю2.Рахлин К. М., Скрипко Л. Е. Принципы планирования и учета затрат на качество//Стандарты и качество.- 2000. № 3.-с.82−87.
- Роджерсон Дж. Качество и сертификация // Стандарты и качество. 1993. — № 3. — С.30−31.
- Рыжков Н.И. Вопросы продовольственной безопасности России и ВТО / Сборник докладов международной конференции «Продовольственная безопасность России». М.: 2002. — С.69−74.
- Рыночная экономика. Учебник в трех томах. Т.1. Теория рыночной экономики. Часть 1. Микроэконмика./ В. Ф Максимова, А. Д. Смирнов, Д. Н. Акуленок и др.- М.: «Соминтек», 1992.-168с.
- Сагайдак Э.А. Концептуальные основы ценовых отношений в АПК // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1998.-№ 4. -С. 8−9.
- Саженов Г. Ю., Дойков В. В. Мясная промышленность России в 1998 г. // Мясная индустрия. 1999. — № 2. — С. 4−7.
- Светлов С.В. Продовольственная безопасность и биотехнология / Сборник докладов международной конференции «Продовольственная безопасность России». М.: 2002. — С. 199−206.
- Семенов В.А. Продовольственная безопасность России и ее выход на международный рынок. Условия и перспективы / Сборник докладов международной конференции «Продовольственная безопасность России». -М.: 2002. С.62−67.
- Сене М. Маркетинговые методы, связанные с реализацией пищевых продуктов и анализом рыночной конкуренции // Международный с.-х. журнал. 1992. — № 6. — С.5−8.
- Ш. Сергеев А., Сергеева И., Зимняков В. Ценовое регулирование рынка мясной продукции в Пензенской области // Экономика сельского хозяйства России. 2000. — № 9. — с.28.
- Сергеева И.А., Сергеев А. Ю. Регулирование регионального мясного рынка // Власть, бизнес и крестьянство: механизмы эффективного взаимодействия. М.: Энцеклопедия российских деревень, 2002. — С. 100−101.
- НЗ.Сиськов В. И. Ориентация хозяйственного механизма на повышение качества продукции // Экономические науки. 1980. — № 3. -С.94−96.
- Смакотин А.В. Маркетинговые исследования мясного подкомплекса АПК Ярославской области в условиях формирующихсярыночных отношений. Автореф. дис.. канд.эконом. наук. Ярославль, 2000.-21 с.
- Состояние и меры по развитию агропромышленного производства Российской Федерации / Ежегодный доклад 1999 год. М.: 2000.
- Состояние и меры по развитию агропромышленного производства Российской Федерации / Ежегодный доклад 2000 год. М.: 2001.
- Состояние и меры по развитию агропромышленного производства Российской Федерации / Ежегодный доклад 2001 год. М.: 2002.
- Справочник по планированию и экономике сельскохозяйственного производства. Ч.1.- М.: Россельхозиздат, 1987. 512 с.
- Стариков И.В. Региональные аспекты продовольственной безопасности / Сборник докладов международной конференции «Продовольственная безопасность России». М.: 2002. — С.53−56.
- Стерликов Ф.Ф. Теоретические основы исследования экономических проблем качества продукции. Куйбышев, 1986. — 226 с.
- Строкова О.Г. Концепция многофункциональности сельского хозяйства и вступление стран СНГ в ВТО // Власть, бизнес и крестьянство: механизмы эффективного взаимодействия. М.: Энцеклопедия российских деревень, 2002. — С.67−69.
- Трегубов В.А. Прогноз состояния и развития животноводства в 2000 году // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. № 5. — с. 53−54.
- Тюрина Е.Б., Демьянов Н. С. Анализ состояния и прогноз развития мясного рынка в 1999—2000 годах // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2000. — № 4.- С. 43- 46.
- Турнеев М.М., Сухоруков В. Ф. Экономико-математические методы в организации и планировании сельскохозяйственного производства. М.: Финансы и статистика, 1986. — 144 с.
- Управление организацией: Учебник/ Под ред. А. Г. Поршнева, З. П. Румянцевой, Н. А. Саломатина. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 1999.-669 с.
- Ушачев И.Г. Стратегические направления обеспечения продовольственной безопасности России / Сборник докладов международной конференции «Продовольственная безопасность России». М.: 2002. — С.41−49.
- Фейгенбаум А. Контроль качества продукции. М.: Экономика, 1986.-471с.
- Фрекауцан А.И. Об обобщенной оценке качества продукции // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1989. -№ 10. -с.47−50.
- Харрингтон Дж. Управление качеством в американских корпорациях. Пер. с англ. М., Экономика. 1990. — 272 с.
- Цветов Ф. Об учете качества продукции // Экономик сельского хозяйства. 1977. № 7. С. 107.
- Черкаев А. Перспективы развития мясного скотоводства в России // АПК: экономика, управление. 1995. — № 2. — С. 15−18.
- Черняев А., Белокопытова JI. Мясопродуктовый подкомплекс Поволжья // АПК: экономика, управление. 1999. — № 6. — С.26−30.
- Шурдуба Н.А. Современные гигиенические требования к качеству и безопасности мясных продуктов // Мясная индустрия. 1998. — № 3. — С.14−15.
- Щетинина И.В. Агропромышленная интеграция перспективный путь развития мясной индустрии // Мясная индустрия. — 1998. — № 4.- С. 1−3.
- Экономика через призму качества / Рыбаков Ф. Ф., Заостровцев А. П., Рязанов В. Т. и др.- Под ред. М. И. Кротова. JL: Изд-во Лен. Ун-та, 1990.- 192 с.
- Энгельс Ф. Наброски к критике политической экономии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 1., М.: Политиздат, 1955. — С. 544−571.
- Юдин В.Е. Роль качества в экономической политике и обеспечении конкурентоспособности отечественной продукции // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2000. № 5. — с.13−16.
- Якович Н.Г., Черенкова И. В., Кузьмина В. И. Качество мяса и эффективность его производства. М.: Колос, 1975. — 47 с.