Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Совершенствование хозяйственного расчета и финансовых отношений на центральных предприятиях оптовой торговли

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исследования. Осуществление оовдально-эко-номичесюй стратегии Кубинской Коммунистичесюй партии, высшая цель которой — неуклонный подъем материального и культурного уровня жизни народа — в значительной мере зависит от дальнейшего развития торговли. На важное значение этой отрасли народного хозяйства указано в ре пени ях 1-го и П-го съездов КПК. На последнем — УШ Пленуме ЦК КПК (декабрь 1983 г… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТОВАРНО-ДЕНЕШЩ ОТНОШЕНИЙ И ТОВАРНОГО ОБРАЩЕНИЯ В ПЕРВОЙ ФАЗЕ ШММУНИСШ-ЧЕСКОГО СПОСОБА ПРОИЗВОДСТВА
    • 1. 1. Характерные черты товарно-денежных отношений и специфика их развития при социализме
    • 1. 2. Организация товарно-денежных и финансовых отношений на Кубе
  • ГЛАВА II. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЗОРМ УПРАВЛЕНИЯ В ТОРГОВЛЕ В СССР И НА КУБЕ
    • 2. 1. Система государственных органов управления торговлей в СССР
    • 2. 2. Организация аппарата управления торговлей на Кубе
    • 2. 3. Основные направления совершенствования управления торговыми предприятиями Кубы
  • ГЛАВА III. ОСНОВНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЦЕНТРАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ ПРОМЫШЛЕННЫМИ ТОВАРАМИ КУБЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
    • 3. 1. Проблемы взимания налога с оборота и методы их решения в центральных предприятиях оптовой торговли
    • 3. 2. Эффективность использования оборотных средетв и их влияние на прибыль торговых предприятий
    • 3. 3. Пути совершенствования распределения прибыли на центральных предцриятиях оптовой торговли

Совершенствование хозяйственного расчета и финансовых отношений на центральных предприятиях оптовой торговли (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Осуществление оовдально-эко-номичесюй стратегии Кубинской Коммунистичесюй партии, высшая цель которой — неуклонный подъем материального и культурного уровня жизни народа — в значительной мере зависит от дальнейшего развития торговли. На важное значение этой отрасли народного хозяйства указано в ре пени ях 1-го и П-го съездов КПК. На последнем — УШ Пленуме ЦК КПК (декабрь 1983 г.) также указывалось на необходимость поддержания систематического роста эффективности торговли. Большое внимание, которое в СССР уделяется этой отрасли народного хозяйства, нашло отражение во многих решениях партии и правительства и, в частности, на ХХУ1 съезде КПСС, на майском и ноябрьском (1982 г.) Пленумах ЦК КПСС, на декаЗрьснэм Пленуме ЦК КПСС (1983 г.).

Быстрые темпы роста объема розничной и оптовой торговли на Кубе, увеличение масштаба деятельности предприятий оптовой торговли требует постоянного совершенствования всего хозяйственного механизма, направленного на повышение эффективности их деятельности и решение важнейшей социальной задачи — более полного удовлетворения возрастающего разнообразия потребностей общества в необходимых товарах. В этих условиях возрастает значение экономических, в частности, финансовых методов воздействия на деятельность торговых предприятии.

Общие вопросы экономики торговли достаточно подробно изучены рядом советских ученых: Б. И. Гоголем, Я. Л. Орловым, А. И. По кровеним, В. П. Шиманским и др.

В меньшей степени исследованы вопросы как ешцифаки финансовых отношений в торговле, так и наиболее общие вопросы финансовых отношений в торговле и ее взаимоотношений с бюджетом. Эта тема иссле, цуется в работах А. И. Абатурова, А. М. Бирмана, А.С.Гор-диеню, В. Р. Праудэ и др. При рассмотрении отдельных вопросов диссертационной работы использовались труды Л. И. Абалкина, Л. И. Александрова, Д. А. Аллахвердяна, Э. А. Вознесенского, Г. Л.Ра-биношча, Н. Г. Сычева и др.

Вместе с тем на Кубе вопросы как эюномиш торговли в цэлсм, так и улучшения и усиления воздействия финансов ш деятельность торговых предприятий практически не рассматривались ни в юно-графической специальной, ни в учебной литературе.

Все это определило актуальность исследования, в готором впервые системно рассматривается весь комплекс финансовых отношений на предприятиях оптовой торговли Кубы.

Цель диссертационной работы — на основе сравнительного анализа и обобщения опыта организации финансов и систем хозрасчета в торговых организациях СССР и Кубы разработать методологические и методические основы для разработки системы предложений, направленных на усиление воздействия финшсов на эффективность деятельности предприятий оптовой торговли Кубы, а также их взаимоотношений с госбюджетом.

В соответствии с этой целью в работе решаются следующие задачи исследования:

— провести сравнительный анализ товарно-денежных и финшоо-вых отношений в СССР и на Кубе для определения общих закономерностей их развития в странах социализма и выявление специфики этих отношений на Кубе;

— исследовать развитие систем управления торговлей СССР и Кубы для разработки рекомендаций по рационализации управления оптовой торговлей Кубы применительно к требованиям совершенствования хозрасчетной системы управления;

— изучение опыта СССР при решении таких проблем, как исчисление и сроки уплаты налога с оборота, пути к повыпвнию эффективности использования оборотных средств и усов ершэ нет во ваше распределения прибыли;

— проанализировать сложившуюся систему финансовых отношений и хозяйственного расчета на центральных предприятиях оптовой торговли промышленными товфами народного потребления на Кубе и разработать систему мероприятий, направиенных на совершенствование этих отношений в области: взаимэотношений с бюджетом по уплате налога с оборота в целях создания финансовых условий его планирования и реализации в большей степени соответствующих хоз~ расчетным принципамнормирования оборотных средств и эффективности использования товарных запасовраспределения прибыли и формирования фондов экономического стимулирования.

Непосредственным объектом исследования являются финансовые отношения, скпадаваощиеся на центральных предприятиях оптовой торговли промышленными товарами на Кубе.

Методологической основой исследования послужили труды классиков марксизма-ленинизма, Программа КПСС и КПК, решения съездов КПСС и КПК, материалы Пленумов ЦК КПСС и ЦК КПК, решения правительства СССР по вопросам совершенствования хозяйственного механизма, выступления руководителей партии и государства СССР и Кубы.

В процессе исследования были использованы: общая и специальная литература, монографии, статьи советешх экономистов по исследуемым вопросам.

В диссертационной работе использованы такяе статистические отчетные материалы ЦСУ СССР, Министерства финансов, Министерства торговли СССР, Государственного коште та статистики Кубы, Государственного комитета финансовубы, Министерства внутренней торговли Кубы, центральных предприятий оптовой торговли промышленными товарами Кубы и других предприятий и организаций.

Научная новизна диссертационной работы заключается в следующем:

1. Впфвые проведен сравнительный анализ разштия финшоовж отношений СССР и Кубы, на основе чего выявлена спецамика финансовых отношений цзнтральных цредприятий оптовой торговли промышленными товарами Кубы. Уточнено их содержание и намечены основные пути разштия.

2. Впервые раскрыта специфика содержания финансовых отношений центральных предприятий оптовой торговли промыл ленными товараш на Кубе, что позволило на основе критического анализа действующей системы взаимоотношений данной группы предприятий с бюджетом разработать методику взимания налога с оборота по каждому счету с обеспечением использования ЭВМ.

3. Разработана методика определения рациональных норм по определенным товарным группам, позволяющая определить экономический норматив собственных оборотных средств (финансовый норматив) с поющью математической модели.

4. Предложена экспериментальная система распределения прибыли в шести центральных предприятиях оптовой торговли Кубы промышленными товарами на основе использования платы за собственные оборотные средства и отчислений от расчетной прибыли в бюджет.

5. Разработана методика образования фондов развития торговли на шести центральных предприятиях оптовой торговли промпиленными товарами на Кубе, а также централизованного резервного фонда в Министерстве внутренней торговли в целях оказания финансовой помощи.

6. Разработаны предложения, направленные на улучив ни е управления оптовой торговлей Кубы и, в частности:

— перевести в непосредственное подчинение Министерства в нутренней торговли Ity-бы все цредприятия оптовой торговли, в настоящее время подчиненные органам местной власти;

— создать организацию, подчиненную Министерству внутренней торговли, в функции которой входило бы проведение научных изысканий в области экономики торговли и подготовка кадров оо средним и высшим образованием, специализирующихся в этой области.

Практическая значимость работы. Предложения автора по рационализации исчисления и уплаты налога с оборота были утверждены управлением финансов Министерства внутренней торговли Кубы и использованы Государственным комитетом финансов Кубы при разработке новых инструктивных положений взимания налога с оборота.

Результаты диссертационной работы могут быть использованы дня дальнейшх исследований в области развития товарно-денежных и финансовых отношений.

Предложенная автором экспериментальная система распределения прибыли и взаимоотношений с бюджетом будет включена в перспективный план совершенствования хозяйственного расчета в торговле на Кубе.

Структура работы: диссертация состоит из введения, трех глав, списка использованной литературы и двух приложений.

Эти выводы мы сформулировали, полагая, что финансы — часть отношений базиса.

Главным, на наш взгляд, в вопросе о предмете финансовых отношений является методологическая цроблема «отфильтровывания» финансовых отношений из всей совокупности экономических отношений. Существующих 1фитериев-доминант, сяешдао, оказывается недостаточно, поскольку остается нерешенным принципиальный момент: являются ли финансы отношением распределения или они ограничиваются, оогласно точке зрения Э. А. Вознесенского, перераспределением, уже и только на этой базе формируя конкретные формы.

Представляется, что финансовые отношения — это отношения прежде всего распределения, постольку приведенные ниже выводы мы считаем достаточно убедительными.

К.Маркс в своих работах^ неоднократно характеризовал экономический базис общества как единство отношений производства, распределения, обмена и потребления, причем отношзние собственности детерминировало уровень взаимоотношений между ниш. Интересно, что именно распределение является наиболее эффективным регулятором соотношения производства и потребления через обмен, именно тем звеном, при помощи юторого хозяйствующий субъект может вмешиваться и изменять уровень объективно существующих отноше См. Маркс К., Энгельс Ф. — соч., т. 12, с.709−738- т.13, с.6−8- т.20, с.150−155- т.23, с. 6. ний, приводя их в соответствие с требованиями основного экономического закона формации. Объективно этот процесс проявляется в формировании и использовании денежных фондов.

При социализме только посредством дешжных фондов возможно конечное распределение общественного продукта в натурально-вещественной форме между всеш субъектами расширенного воспроизводства. Финансы выражают црежде всего денежные отношения между субъектами воспроизводства и движение стоимости внутри государства, между государством и его хозорганами, кооперативными организациями и населением.

Финансовые отношения всегда являются экономическим!, но не все экономические отношения являются финансовым.

На уровне анализа экономических категорий этот вопрос решен нами следующим образом. Любая экономическая категория может быть рассмотрена с даух сторон: с точки зрения объективности существования определенной структуры и с точки зрения регламентированности, выражающейся в вариации их объемных характеристик, т. е. регулирования внешниш факторами, адаптирования к «окружающей среде». Регулируюц^я роль принадлежит государству.

Относительно этого Э. А. Вознесенский выражает сшнение, мотивируя свою точку зрения тем, что экономические отношения объективны по своей природе и поэтому они га могут быть отнесены к финансам, даже если государство непосредственно определяет их уровень. Императивная форма трактуется Вознесенским Э. А, как обязательная обусловленность существования данных экономических отношений непосредственным существованием государства. В каче См. Финансы социалистических государств. — Учебное пособие. -Под ред.Э. А. Вознесенского. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика. 1982, с. 26. стве примера он приводит налоги, под влиянием которых было не только обусловлено, но и порождено государство.

Мы не молем оогласиться с подобной точкой зрения, посюльку в ней отсутствуют мотивы движения, диалектики. Императивная форма экономических отношений тми понимается как регулирование государством уровня данных эюнсмических отношений по поводу формирования и использования денежных фондов.

Это дает возможность широкого маневрирования данными экономическими категориями, не изымая их из интересов объекта науки о финансах.

Все это позволяет сделать вывод об основных характеристиках финансовых отношений и дать им следующее определение.

Финансы социализма — это система денежных (экономических) отношений^ основе которых осуществляется планомерное формирование и использование централизованных и децентрализованных фондов в процессе распределения части совокупного общественного продукта и национального дохода для удовлетворения разнообразия потребностей общества.

Это определение позволяет объединить под категорией «финансы» более широкий круг экономических отношений распределения, не являющихся по щэитериям существующих определений финансовыми и выпадающих из объекта науки о финансах.

Сущность социалистических финансов и их роль в экономической и общественной жизни цроявляются в двух функциях, выполняемых ими в хозяйстве: распределительной и контрольной.

Распределительная функция финансов — это двусторонний процесс образования и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов: с одной стороны, государство в плановом порядке, через систему финансов отраслей и действующих форм х платежей формирует, главным образом, за счет чистого дохода общества и лишь в незначительной части — доходов населения, денежные фонды (доходы), а с другой стороны, организует использование этих фондов в соответствии с народнохозяйственными планам.

При контрольной функции финансов государство осуществляет контроль за образованием и использованием денежных фондов при непосредственной помощи государственного бюдзюта и кредитной системы. Контрольная функция создает общественные условия и обеспечивает соблюдение установленных плановых пропорций в распределении средств, их ращональное и строго целевое использование.

После рассмотрения общих вопросов, связанных с понятием «фа-нанеы», мы можем перейти, базируясь на шших выводах, к анализу и определению финшсовых отношений торговли Кубы.

Спещфические особенности финшсов в сфере обращения, в частности, в оптовой торговле, сводятся к следувдему: оптовая торговля имеет дело (оперирует) с готовой продукцией, которую в течение некоторого времени необходимо не тольго хранить, но, главное, как южно быстрее доставлять потребителю (розничной торговле) с манимальными издержками. В связи с этим, организация финансов направлена на то, чтобы обеспечить процесс распределения и обращения товаров как можно в более короткий срок и с наименьшими издержками (затратами), т. е. наиболее эффективно.

В сфере торговли проблема ускорения оборота средств является одной из самых главных. Эта спещфика деятельности торговли органически определяет и специфику размещения и движения финансовых ресурсов в торговле.

Основная часть оборотных средртв (от 90 до 95%/ нжодится в товарных запасах. Таким образом, финансовое состояние торгового предприятия во многом зависит от рационального использования оборотных средств. Ускорение оборачиваемости товаров свидетельствует о хорошей работе предприятия, его финансовой устойчивости, содействует росау товарооборота, сокращению издержек обращения, повыпению прибыли и рентабельности, а также форшрованию фондов экономического стимулирования.

Основные задачи оптовых торговых предприятий в области организации финшсов, на наш взгляд, заключаются в следующем: обеспечение финансовым! ресурсами выполнения плана товарооборота и финансового плана (в том числе плана издержек обрацения, прибыли и рентабельности), наиболее эффективное использование собственных оборотных средств и банковских кредитов, своевременность платежей бюджету, вышестоящей организации (Минторг Кубы) и банкам, планирование и образование фондов экономического стимулирования.

Финансовые отношения в оптовой торговле Кубы возникают между еле дующими субъ е игами:

— предприятиями и рабочими и слушщими при выплате премий из фондов материального поощрения за выполнение плана (товарооборот и црибыль);

— предприятиями и их выпестоящиш органаш управления (Министерством внутренней торговли) при получении средетв в порядке перераспределения прибыли, оборотных средств и амортизаций цри отчислении части прибыли и амортизации;

— предприятия®и банками — при получении кратюсрочных кредитов, начислении процентов за кредит;

— предприятиями и государством — при получении бюджетные средств на капитальные вложения, прирост оборотных средств, цри уплате налога с оборота, отчислении прибыли, части амортизации и других платежей. Очень важно подчеркнуть, что все перечисленные отношения носят императивную форму, другими словами, государство регламентирует их уровень'" ^Slj.

Учитывая специфику организации финансов торговли Кубы, можно сформулировать их содержание следующим образом: финансы торговли — это система экономических (денежных) отношений, планомерно организуемых государством в процессе образования и использования децентрализованных фондов для обеспечения индивидуального кругооборота и расширенного воспроизводства торговых предприятий и удовлетворения общегосударственных потребностей.

Финансы торговли (как и финансы вообще) выполняют две функции: распределительную и контрольную. Эти функции конкретизируются на практике финансовыми аппаратами предприятий и торговых организаций следующим образом:

— составление финансового плана, плана издержек обращения и рентабельности и плана экономического стимулирования и систематический контроль за их выполнением;

— осуществление расчетов с бюджетом по отчислениям от прибыли, налог с оборота и другим платежам, а также получение и пра-шльное использование предусмотренных фингнсовым планом ассигнований из бюджета на пополнение ообственньк оборотных средств, капитальные вложения и другие цели;

— разработка и обоснование норм оборотных средств (в днях) и расчет на их основе нормативов оборотных средств (в стоимости) в целом и по отдельным их элементам;

— определение потребности в банковсшх кредитах (план кредита), контроль за получением и правильным использованием этих 1федитов;

— строгий контроль расчетной и кассовой дисщплины;

— анализ финансовых результатов и выявление резервов повышения эффективности использования оборотных средств и основных фондов, экономии трудовых и материальных затрат, повышения рентабельности.

Финансово-хфедитный механизм действует не изолированно, он является важным элементом единого хозяйств шного меха ни зла социалистического государства. От того, на сколько действенно и рационально используются товарно-денежные отношения, кредит и финансы, во многом зашсят темпы экономического роста и достижение наибольших результатов при наименьших затратах.

Финансовая работа обусловлена наличием товарно-денежных отношений в социалистической эконошке и является необходимым условием планомерного образования, распределения и использования материальных и денежных ресурсов в процессе торгово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций. Она неразрывно связана с выполнением задач торговых предприятий. Правильная организация финаноовой работы в каждом звене торговой отрасли является важным условием укрепления хозяйственного расчета, выявления и мобилизации внутренних резервов, систематического осуществления режима экономии и роста рентабельности.

Развитие .товарно-денежных отношений, совершенствование финансовой работы в торговых предприятиях способствуют выполнению репе ния партии и правительства Кубы по становлению и укреплению хозяйственного расчета и повшению эффективности торговли.

Рассмотрение конкретные финансовых проблем в сфере торговли требует анализа сложившейся системы управления, которая в свою очередь является относительно частной подсистемой общей системы управления экономикой. Для более предметного исследования проблемы совершенствования организации финансов в оптовой торговле Кубы необходимо остановиться на общих принципах организации управления торговлей, что будет сделано в следующей главе.

ГЛАВА П. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ФОРМ УПРАВЛЕНИЯ В ТОРГОВЛЕ В СССР И НА КУБЕ.

§ 2.1. Система государственных органов управления торговлей в СССР.

Теория управления развивалась в СССР на всех исторических этапах социалистического строительства и оообенно бурное развитие получила в 60-е и 70-е года.

В современной экономической литературе СССР оживленно обсуждается воцрос о природе, структуре и месте управленчесшх отношений в народном хозяйстве. По этому поводу Ю. А. Лавриков в своей книге «Проблемы развития теории управления социалистическим производством» пишет:". единого мнения до сих пор еще не выработано" и далее:" В ходе дискуссий высказывались самые различные точки зрения, которые можно условно свести к 5 основным группам:

1. Управленческие отношения принадлежат исключительно надстроечной сфере.

2. Управление в масштабе предприятия — категория базисная, а в масштабе всего общественного производства — надстроечная.

3. Управленческие отношения отождествляются с цроизво дет венными.

4. Управление — это система отношений, вбирающая в себя и баг зисные и надстроечные элементы.

5. Управление — это особые специфические отношения, не принадлежащие ни базису, ни надстройке" -^.

Лавриков Ю.А., Корицкий Э. Б. Проблемы разштия теорий уцравления социалистическим производством. Л., изд. ЛГУ, 1982, c. III, 112.

Осуществляя в своей книге детальный анализ выделенные груш, Ю. А. Лавриков приходит к заключению, что точна зрения 3−4 являются наиболее фундаментальными.

Сторонника третьей точки зрения «базисной трактовки» (Л.И.Абал кин, Б. Кичигин, В. Волович и др.) утверждают, что «управленческие отношения есть отношения производственные» -^. Это определение верно, но неполно, так как охватывает только отношения производства (базис), оставляя вне поля зрения фугие, не менее важные элементы, например, социальные.

Сторонники четвертой точки зрения — «комплексной концепции» (А.Румянцев. А. Еремин, ВЛерковец, Г. Попов и др. утверждают, что «в управленческих отношениях есть отношения производственные, но не только». То, что это определение точнее предыдущего,.

См. работы Л. И. Абалкина «Партийное руководство экономиюй», М.: Экономика, 1981, с.183- «Стратегия управления», М.: Политиздат, 1975, с.79- «Что такое хозяйственный механизм?», М.: Мысль, 1980, с.79- «Экономические законы социализма: система, особенности действия, формы и методы использования», М.: Мысль, 1981, с, 318. ^ См. Е|режн А.М. «Отношения социалистической собственности и экономическое управление (очерки теории)». М.: Экономика, 1973, 119 с- «Совершенствование системы управления экономикой — узловой вопрос политика партии». М.: Знание, 1973, 47 сРумянцев A.M. «Методологические проблемы совершенствования управления торговлей в свете решений ХХУ1 съезда КПСС». М.:Б.и., 1981; Попов Г. Х. «Методологические проблемы теории управления социалистическим общественным производством». Ав-тореф.дисс.на ооиск.уч.ст.докт.экон.наук (608). М., 1970, 47 с- «Функции и структура органов управл ения народным хозяйством». М.: АНХ ЕССР, 1979, 87 с- «Эффективное управление (перспективы развития). М.: Экономика, 1976, 143 сЧерко-вец В. Н, „Социализм как экономическая система“. М.: Экономика, 1982, 295 с. убедительно доказывает Ю. А. Лавриков, продолжая свой анализ, в юнце которого дает следующее определение управления:». управление социалистической экономикой, являясь в сущности сложной совокупностью оргшизационно-экономичесвдх и социальных отношений между людьми, есть вместе с тем деятельность людей по организации использования объективных законов общественного производства (экономических, естественно-технических, социально-психологических и пр.). Управление осуществляется гутем перманентных целенаправленных комплексных воздействий на комплексы трудящихся и через них на ход производственные процессов с целью обеспечения их наивысшей эффективности1^.

В решениях КПСС особое внимание уделяется организационному фактору в управлении экономной. В решениях ХХУ1 съезда КПСС указываете я: «Последовательно улучшать управление народным хозяйством с учетом возрастающих масштабов производства, усложняющихся экономических связей, требований научно-технической революции в целях максимального использования возможностей и преиму.

2/ ществ экономики зрелого социализма" ' .

Исходя из изложенных выше наиболее общих теоретических положений об управлении и социалистическом хозяйственном механизме и в целях более глубокого сравнительного анализа организационных форм социалистической торговли представляется целесообразным более подробно остановиться на структуре и организации аппарата управления Министерства торговли СССР и его месте в хозяйственном механизме.

Экономические исследования в области управления хозяйственно.

Лавриков Ю.А., Корицкий Э. Ю. Проблемы развития теории управления социалистическим производством. Л.: ЛГУ, 1982, с. 131.

2// Материалы ХХУ1 съезда КПСС, с. 197. го механизма всегда должны рассматриваться в тесной взаимосвязи с развитием производительных сил и производственных отношений. Этому уделял внимание Л. И. Абалкин в своей статье «Теоретические вопросы хозяйственного механизма». «Важную роль, — пишет Абалкин Л. И., — играет хозяйственный механизм в обеспечении соответствия конкретных форм производственных отношений достигнутому уровню и тенденциям развития производительных сил» -^. То есть хозяйственный механизм должен добиваться того, чтобы в каждый момент производственные отношения соответствовали достигнутому уровню развития производительных сил и, более того, стимулировать их систематическое разштие. Из этого следует, что необходим постоянный анализ современных условий и тенденций развития и постоянное совершенствование хозяйственного механизма^.

Кратго дадим общее описание системы управления торговлей в СССР, т.к. это необходимо нам для анализа и определения основных тенденций совершенствования управления торговлей на Кубе.

Министерство торговли СССР координирует и направляет деятельность торговых (как государственных, так и кооперативных) организаций в стране, обеспечивает претворение в жизнь решений партии и правительства в области торговли, общественного питания и конт.

См.: Абалкин Л. И., Коммунист, 1983, № 14, с. 30. ^ Абалкин Л. И. определяет хозяйственный механизм следующим образом (с чем автор полностью оогласен):" Хозяйственный механизм социалистического общества представляет собой способ планового ведения хозяйства со свойственными ему отношениями, средствами воздействия на развитие произго детва и способами привлечения людей к труду. Он включает вонкретные формы организации общественного производства, систелу организационно-экономических отношений и хозяйственных связей, формы и методы планового управления. Именно через него общество обладает объективными экономическими законами и сознательно использует их". — см.:Коммунист, 1983, № 14, с. 32. ролирует выполнение плана производства товаров народного потребления.

Министерство торговли СССР руюводит торговлей через министерства торговли союзных республик и уцравляет предприятит&-, организациями и учреждениями ооюзного подчинения непосредственно или через создаваемые им органы.

Министерство торговли СССР, министерства торговли ооюзньк и автономных республик, органы управлений торговли и общественным питанием исполюмов Советов депутатов трудящихся, подчиненные им предприятия, организации составляют единую систему Министерства торговли СССР (см. приложение № I).

Министерство торговли ооюзной республики осуществляет руководство торговлей как непосредственно через торговые организации республиканского подчинения, так и через министерства торговли АССР, а также торговые организации, находящиеся в двойной подчинении — исполкомам местные Советов народных депутатов и минтор-гам союзных республик. Подчинение «по вертикали» обеспечивает необходимое единство действий отраслевых органов, а подчинение «по горизонтали» — учет местных условий и особенностей, координацию разв! тия торговли в территориальном масштабе. Таким образом, система двойного подчинения в торговле содействует правильному сочетанию централизованного руговодства с разштием местной инициативы.

Вся система органов управления торговлей в СииР подчинена решению еданых задач и выполняет общие (с учетом специфики отдельных звеньев) функции, которые условно можно объединить так: обеспечение всемерного развития торговли как составной части народного хозяйства, активное воздействие на производство товаров на См. :Фиалков М. А. Организация работы аппарата управления торговли. М.: Экономика, 1972, с.45−46. родного потребления, улучшение их ассортимента и повышэние качества*.

В состав аппарата Министерства торговли СССР входят функциональные главные управления, управления и отделы, которые подразделяются на два типа.

Управления, отделы первого типа выполняют управленческие функции по видам работ. К ним относятся управления: планово-экономическое, финансовое, труда и заработной платы, организации торговли, кадров и учебных заведений, техническое и др.

Исследуем более детально организацию управления финансов в Министерстве торговли РСФСР. Финшсовое управшние в этом министерстве состоит из четырех отделов: финансирования организаций республиканского подчиненияфинансирования организаций местного подчинениякредитования торговли и расчетовэкономического стимулирования. В состав управления входит также инспектор, осуществляющий контроль за вшолнением задач руководства министерства и самого управления (см. схему $ I).

Отдел финансирования организаций республиканского подчинения разрабатывает проекты основных показателей годовых финансовых планов организаций системы. Планирует и контролирует платежи в государственный бюджет и издержки обращения по оптовой торговле. Рассматривает сметы административно-управленческих расходов центрального аппарата. Планирует оборотные средства и осуществляет ряд других задач, связанных с финансовой деятельностью этих организаций республиканского подчинения.

Отдел финансирования оргшизаций местного подаинения осуществляет общее руководство финансовой деятельностью организаций, разрабатывает на основе их представлений и проектов сводный tpi-нансовый план. Применительно к организациям местного подчинения анализирует финансовые показатели этих организаций и дает общие.

Схема JS I.

Схема финансового управления Министерства торговли РСФСР.

Начальник управления финан сов.

Инспектор

Отдел финансирования организаций республиканского подчинения.

Отдел финансирования организаций местного подчинения.

Отдел кредитования и расчетов.

Отдел экономя: ческого стимулирования рекомендации для улучив ния их финансовой работы.

Отдел 1федитования и расчетов осуществляет централизовало 1федатное планирование и оперативную связь с конторами Госбанка и Стройбанкаконтролирует своевременность расчетов по ссудам и с поставщикамизанимается всеми финансовыми вопросами, относяци-мися к капитальному строительству: анализирует результаты хозяйственной деятельности и финан сою е со стояние подрядных строительных организацийпринимает участие в разработке торговых скидок и наценокорганизует и контролирует выполнение плана по налогу с оборота.

Отдел экономического стимулирования ру ко во дат переводом предприятий на новые условия экономического стимулирования, анализирует фондообразующие показатели и следит за их применением. Касаясь организации управления финансов Министерства торговли РСФСР, интересно отметить, что для работы с организациями местного подчинения выделен целый отдел, кроме этого, один из отделов управления принимает участие в работе по определению и утверждению торговых скидок и наценок.

Управления, отделы второго типа, осуществляют руководство торговлей определенными товарами и товарными группами главное управление торговли продовольственными товарамиглавное управление торговли товарами культурно-бытового, хозяйстветного назначения и галантереей и др.

Непосредственно аппарату Министерства торговли СССР подчинены некоторые организации и учреждения: импортные конторы продовольственных и промышленных товаров. «Союзторгпосредюнтора», «Союзторгсистема», выставочные павильоны, научно-исследовательские институты и проектные организации.

Существование Министерства торговли СССР не ущемляет прав республиканских министерств торговли, которые обесшчивают выполнение решений партии и правительства по развертыванию торговли, осуществляют контроль за состоянием торговли по всей территории республики, соблюдением правил торговли, ходом выполнения плана товарооборота.

Министерства торговли ооюзных республик осуществляют руководство не только торговлей подчиненных им организаций и предприятий, но и общее регулирование всей торговлей независимо от ее ведомственной подчиненности.

Все руюводство торговлей Министерства торговли союзных республик осуществляют как непосредственно (в отношении организаций и предприятий республиканского подчинения), так и через министерства торговли АССР, управления и отделы торговли краевых, областных, городских исполкомов Советов депутатов трудящихся (в отношении организаций и предприятий торговли местного подчинения).

Итак, торговые организации системы манистерств торговли союзных республик подразделяются по признаку подчиненности на республиканские и местные. В настоящее время количество розничных торговых организаций республиканского подчинения невелико. Подавляющая часть торговых предприятий находится в ведении управлений торговли областных (краевых, городеких) исполкомов Советов народных депутатов, министерств торговли АССР, юторые управляют предприятиями розничной торговли и общественного питания через местные торги и тресты. Местные торги — основной тип государственных розничных торговых организаций.

Экономическим! признаками этих торговых организаций являются осуществление полного цикла торгово-хозяйственной деятельности, обособленное имущество, хозяйственный расчет и самостоятельный баланс*.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Произведения основоположников марксизма-ленинизма.
  2. К. Из экономических рукописей 1857−1858 годов. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 12, с.709−738.
  3. К. К 1фитике политической экономиш.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч.2-е изд., т.13, с.1−167.
  4. Ф. Анти-Дюринг. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.20, с.1−338.
  5. К. Капитал (I том). Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.23, с.5−908.5'. Маркс К. Капитал (П том). Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.24, с.3−596.
  6. Ф. Письма Ф.Энгельса к Конраду Шмидту. Маркс К., Энгельс Ф. Соч.2-е изд., т.37, с.414−422.
  7. К. Экономические рукописи 1857−1859 годов. Ч.П. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч.2-е изд., т.46, ч. П, с.5−392.
  8. В.И. По поводу так называемого вопроса о рынках. -Полн.собр.соч., т.1, с.67−122.
  9. В.И. Развитие капитализма в России. Полн.собр.соч., т. З, с.1−609.
  10. В.И. Первоначальный вариант статьи «Очередные задачи Советской власти». Полн.собр.соч., т.36, с.127−164.
  11. В.И. Экономика и политика в эпоху диктатуры пролетариата. Полн.собр.соч., т.39, с.271−282.
  12. В.И. Доклад о роли и задачах профессиональных союзов на заседании коглмунистичесюй фракции. Полн.собр.соч., т.42, с.245−261.
  13. Ленин В. И, Новая экономическая политика и задачи политпросветов. Полн.соdp.соч., т.44, с.155−175.
  14. В.И. Доклад о новой эконошчесюй политике. -Полн.собр.соч., т.44, с.193−213.
  15. В.И. О значении золота теперь и после полной победы социалистической, революции. Полн. собр.соч., т.44, с.221−229.
  16. В.И. О кооперации. Полн.собр.соч., т.45* с.369−377.
  17. В.И. Письма к С.Е.Чуцкаеву. Полн. собр.соч., т.52, с.22−23.
  18. Официально-документальные материалы.
  19. Ю.В. Речь на Пленуме ЦК КПСС 12 нояЗря 1982 г. -Избранные речи и статьи. 2-е изд.-М.Политиздат, 1983.-320 с.
  20. Ю.В. Текст выступления на Пленуме ЦК КПСС. Декабрь 1983.-Материалы Пленума Центрального Коштета КПСС, 2627 декабря 1983 г.-М. Политиздат, 1984.-с.6−24.
  21. Директивы по пятилетнему плану экономического и социального развития на 1976−1970.- В кн.: I съезд Коммунистической партии Кубы. Пер. с испанского.-М.Политиздат, 1976.-с.461−499.
  22. Кастро Рус Ф. Доклад на I съезде Коммунистической партии Кубы. 17 декабря 1975 г. В кн.: I съезд Коммунистической партии Кубы. Пер. с исгансюго.-М.Политиздат, 1976.-е.II-239.
  23. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик.-М.:Юрид.лит., 1983.- 48 с.
  24. Резолюция I съезда КПК «Об органах Народной власти».
  25. В кн.: I съезд Коммунистической партии Кубы. Пер. с испанского.-М.Политиздат, 1976.-с.418−434.
  26. Резолюция I съезда КПК «О политик)-адаинистративном делении.-В кн.: I съезд Коммунистической партии Кубы. Пер. с испанского.-М.Политиздат, 1976.-с.435−439.
  27. Резолюция I съезда КПК «О системе управления и планирования экономики.- в Кн.: I съезд Коммунистической партии Кубы. Пер. с испанского.-М.Политиздат, 1976.-е.440−455.
  28. Н.А. «Основные направления экономического и социального разштия СССР на I98I-I985 годы и на период до 1990 года». Докл. ХХУТ съезду КПСС 25 февраля 1981 г.- В кн. Материалы ХХУ1 съезда КПСС.-М.Политиздат, 1981.-е.97−128.1. Книги.
  29. Л.И. Стратегия управления.-С. Политиздат, 1975.-79с. Что такое хозяйственный механизм.-М. :Мысль, 1980.-с.79.
  30. В.Е. Факторный индексный анализ (методология и проблемы). -М.:Статистика, 1977.- 200 с.
  31. Д.А. Финансово-кредитная система СССР.-М.: Наука, 1982.- 366 с.
  32. Д.Л. Ставки налога с оборота Практ.руководство. -М. :Финансы и статистика, 1983.-48с.
  33. М.И., Бирман A.M., Язев В. А. Хозяйственный расчет в торговле .-М. Экономика, 1982.-208с.
  34. Е.С., Фесенко Н. М. Материальная ответственность в торговле.-2-е изд., доп.иперераб.-М.Экономика, 1983.-88с.
  35. М.С., Куприеню А. Н., Николаев П. К. Справочникпо организации бухгалтерского учета в государственной торговле. -М. Экономика, 1982.-288 с.
  36. A.M. Очерки теории советских финансов. Сущность и функции финансов. М. :Финансы, I968.-208 с.
  37. A.M. Очерки теории советских финансов (выпуск третий). -М. финансы, 1975.-256 с.
  38. И.Л. Анализ хозяйственно-финансовой деятельности торговых организаций.- М. Финансы, 1976.- 104 с.
  39. Н.И., Минина Е.й. Роль кредита в управлении запасами товарно-материальных ценностей. :Практ.руководство .М. :Финансы и статистика, 1982.- 104 с.
  40. В. А., Ковальчук А. Ф. Принятие ре пений по статистическим моделям.- М. :Статистика, 1978.- 192 с.
  41. Н.А. Избранные произведения, I93I-I947.-М.Политиздат, 1979.-606с.
  42. Э.А. Дискуссионные вопросы теории социалистических финансов.- Л.:Изд-во ЛГУ, 1969.- 158 с.
  43. Э.А. Методологические аспекты анализа сущности финансов. М.:Финансы, 1974.- 128 с.
  44. В.П. Хозяйственный механизм сферы обращения: (Вопросы теории и практики)/Научн.ред.А. И. Мокровский.-Воронеж.: Изд-во Воронежского университета, 1983.-212 с.
  45. Гоголь Б. И, Экономика советской торговли. Учебник для товаровед.фак.торг. вузов.- Изд. З-е переработ. и доп. .- М. Экономика, I97I.-4I5 с.
  46. А.С., Головешко П. П. Финансирование и кредитование советской торговли.- Киев, Виша школа, 1979.-168 с.
  47. Государственный бюджет СССР: Учебник /Под ред.проф.
  48. Г. Л.Рабиновича. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и iстатистика, 1983.-400 с.
  49. Гурковская-К.Н., Сухарев П. Н. Учет и анализ фондов экономического стимулирования в торговле .-М. :Эганошка, 1978.-72с,
  50. Е.И. Обращение и заюн эконоши времени.-М.: Мысль, 1976.-223с.
  51. Т.П. и др. Управление торговлей: Учебник для торг. вузов /Данько Т., Дейнеко 0., Никитин В.-М. :Эшношка, 1979.-264с.
  52. Денежное обращение и кредит. Ангорский коллектив под рук. И. В. Левчука.-Изд.Финансы:М., 1972. 190с.
  53. Деньги, кредит и финансы в социалистическом обществе/Под ред.И. Л. Злобина. М.:Финансы, 1975.- 264с.
  54. A.M. Отношение социалистической собственности и экономическое управление (очерки теории).- М: Эконошка, 1973.119 с.
  55. A.M. Совершенствование системы управления экономикой узловой вопрос политики партии,— М.:Знание, 1973. -47с.
  56. Жевтяк П, Н, Колесников В. И, Прибыль в социалистическом расширенном воспроизводстве.- М.:Финансы, 1976.- 272с.
  57. П. Практика управления товарными запасами: Сокр. пер. с фр./общ.ред.и вступит.ст.Л. П. Наговициной.-М. Экономика, 1982, — 112с.
  58. В.И., Нечаева С. А. Совершенствование методов планирования в торговле.- Киев: Вища школа. Головное изд-во, 1982.-32с.
  59. И.А., Сизинцев И. Л., Харламов .. Статистика советской торговли: учеб. пособие для техникум) в сов.торг. ,-М. :Эю-номика, 1982. 192 с.
  60. Е.Д. Внутренний рынок развитого социалистического общества.-Л. :3нание, 1975.-40 с.
  61. Е.Д. Социалистическое воспроизводство и рынок.-М. Экономика, 1966.-192с.
  62. Н.И., Лобошков Ю. В., Чистов Г. Я. Эгономика торгового предприятия: Учебник для товаровед, и бух. отделений техникумов сов. торговли .-3-е изд. перераб. и доп. М. Эконош-ка, 1983.-240с.
  63. Е.М., Марголин Л. Г. У истоков советской торговли.-Изд.2-е доп. М. Экономика, 1975.-215 с.
  64. И.И. Асу торговлей города: (опыт работы АСУ торговлей Ленинграда).- М. Экономика, 1980.-48 с.
  65. Критика современных буржуазных теорий финансов, денег и кредита/Под ред.Г. П. Солюса.- М. Финансы, 1978. 288с.
  66. Ф.А. Изучение рынка товаров народного потребления. (Проблемы, решэния). М. Эгономика, 1972.- 206с.
  67. Ф.А. Теоретические основы определения емкости рынка. М. Экономика, 1965. — 160с.
  68. Ю.А., Кбрицкий Э. Б. Проблемы развития теорий управления социалистическим производством. Л.:Изд-во ЛГУ, 1982. — 207 с.
  69. Г. С. План и рынок. М. Экономика, 1966.-96с.
  70. В.Г. Роль торговли в социалистическом воспроизводстве. М. Экономика, 1968. — 47с.
  71. В.Г. Товарные отношения и закон стоимости при социализме. (Очерки теории). М.:Мысль, 1966.- 304с.
  72. X. План и товарное производство. Пер. с нем. М.: Прогресс, 1983.- 120 с.
  73. Математические методы в планировании отраслей и предприятий /Под ред.И. Г. Попова. учеб. пособие для экшн. вузов и фак. — М. Эконошка, 1973. — 375 с.
  74. Н.И., Кархов А. Н. Эюношю-математдоеские метода в торговле: Учебное пособие для торг. вузов. М. :Эюномика, 1980.- 176с.
  75. А.В., Петросян К. Ц. Хозяйственный механизм: 100 вопросов и ответов. М. ."Политиздат, 1981. — 271 с.
  76. Мир социализма в цифрах и фактах. 1981. Справочник /Капранов И.А., Карцев В. И., Пусенков Н. Н. и др. — М. Политиздат, 1982. — 143 с.
  77. В.М. Ревизия торговых организаций. М.:Финансы, 1975. — 160 с.
  78. Мурашко В. М, Контроль и ревизия в оптовой торговле. -Киев, Техника, 1982. 151 с.
  79. Ф.Я., Саркисян A.M. Эффективность использования оборотных средств в государственной торговле. М.: Экономика, 1976.- 64с.
  80. Партийное руководство экономикой. Для руководяцих управ-лен. кадров /Л.И.Абалкин, И. А. Бондаре ню, В. Ф. Добрик и др. под ред.Р. А. Белоусова, Г. Б. Хромушина. ~М.:Эюношка, 1981.- 183 с,
  81. К.П. Управление оптовой торговли.- М. Экономика, 1978. 176 с.
  82. Политическая экономия: Словарь /Под ред. М. И. Волюва и др. -3-е изд.доп. М. .'Политиздат, 1983.- 527 с.
  83. Г. Х. Функции и структура органов управления народным хозяйством. М. :Ш СССР, 1979. — 87 с.
  84. Г. Х. Эффективное управление: (Перспективы развития). М. .'Экономика, 1976. — 143 с.
  85. Г. Х. Функции и структура органов управления, их совершенствование /под ред.Г. Х. Попова. М. :Эюномика, 1973. -255 с.
  86. В.Р. Хозяйственный расчет и эффективность торговли. М. Экономика, 1977, — 175 с.
  87. В.Р. Экономическое стимулирование и эффективносгь товарного обращения. Рига: Зинатне, 1981. — 228 с.
  88. Г. Л., Иваньков М. А. Налог с оборота и его рольв финансовом механизме. И.: Финансы и статистика, 1982. — ±-4±-с.
  89. Справочник по финансово-экономическим расчетам в торговле /Под общ .ре д. П. И. Новоселов, а и др. М.: Финансы, 1976.- 335 с.
  90. Справочник бухгалтера государственной торговли /сост.: В. П. Демьянов, К. И. Дахновская. М. Экономика, 1983.- 472 с.
  91. .В. Эконом*на торговли: Учеб. для вузов по спец. «Финансы и кредит». М. :Высшая школа, 1983.- 256 с.
  92. Л.Ф. Рынковедение: Учебник для студентов кооп. ин-тов, обучающихся по спец. «Эконошка торговли», «Товароведение и организация торговли прод. товарами» и «Товароведение и организация торговли непрод. товарами». -М. Экономика, 1983. 232 с.
  93. В.Н. Финансы капиталистических государств. -2-е изд.перераб. и доп. К. :Виша школа. Головное изд-во, 1983.312 с.
  94. Л.Л. Кибернетика для экономистов. М.: Финансы и статистика, 1983. — 191 с.
  95. Факторный анализ прибыли предприятий и объединений (Типовая методика)/ Под ред.В. К. Сенчагова. М. Финансы, 1976. — 70 с.
  96. Факторы роста прибыли и методы их анализа /Под ред. В. К. Сенчагова. М. Финансы, 1977.- 176 с.
  97. М.А. Организация работы аппарата управления торговлей. М. Экономика, 1972. — 127 с.
  98. Финансовые аспекты управления црсмышленностью стран-членов СЭВ /Под ред.Л. Е. Бабашкина. Финансы и статистика, 1981.240 с.
  99. Финансы и кредат СССР: Учебник /Л.А.Дробозина, Д.А.Ал-лахвердян, В. В. Деменцев и др. М. :Финансы и статистика, 1982.-431с.
  100. Финансы и кредит СССР. Коллектив авторов под руководством проф.В. В. Лаврова. М. Финансы, 1977. — 438 с.
  101. Финансы социалистических государств: Учебное пособие/Под ред.Э. А. Вознесенского. 2-е изд., перераб. и доп. — М.:Финансы и статистика, 1982. — 296 с.
  102. Финансы предприятий и отраслей народного хозяйства: Учебник /Под ре д. проф. Д. С. Мол якова. 3-е изд., перераб. и доп.-М.: Финансы и статистика, 1983. — 312 с.
  103. Финансы торговли. Учебник для торг.-экон.вузов /Подред. А. М. Бирмана. изд.2-е перераб. и доп. — М. :Эконошка, 1975.350 с.
  104. Финансы торговли. Учебник для экон. фак. тор г. вузов /Под ред.А. М. Бирмана. М.'Экономика, 1980.- 240 с.
  105. Дж. Уайтин Т. Анализ систем управления запасама: Пер. с англ. /Под ред.А. Л. Райкина. М. .-Наука, 1969.-512 с.
  106. В.Н. Социализм как экономическая система.- М.: Экономика, 1982. 295 с.
  107. В.П., Орлов Я. Л. Торговля и благо народа. -2-е изд. доп. М. Политиздат, 1980. 272 с.
  108. Г. Ш. Основы управления торговли. М. Экономика, 1982. — 128 с.
  109. Экономика торговли: Учебник для экон. фак. торг. вузов/Под общ. ре д. А. И. Покровского. М. Экономика, 1980. — 391 с.
  110. Экономические законы социализма: система, особенности действия формы и методы использования /Под ре д. Л. И. Абалкина и Г. Шульца. М.:Мысль, 1981. — 318 с.
  111. Эртли-Каякоб П. Экономическая кибернетика на практике: сокращ.пер. с нем. /Под ред.К. А. Баграновского. М. Экономика, 1983, — 160 с.
  112. В.Н. Учет финансовых операций в условиях АСУП: Практ.рук. М. финансы и статистика, 1982. — 86 с. 1. Статьи.
  113. Л.И. Теоретические вопросы хозяйственного механизма. Коммунист, 1983, № 14, с.28−38.
  114. Ю.В. Учение Карла Маркса и не юторые вопросы социалистического строительства в СССР. Коммунист, 1983, № 3, с.9−23.
  115. В., Яровиксв А. У покупателя в долгу. Правда, 10 января 1984. — с.2.
  116. Е.Б., Кадцевич М. С. Системный метод исследования финансово-кредитного механизма. В кн.:Структурные и организационные проблемы управления социалистическим производством. Межвузовский сборник научных трудов. — Л.: ЛФЭИ, 1982. -с.91−98.
  117. Г. Как ускорить оборот. «Экономическая газета», август 1983, гё 33, с. 6.
  118. Е.Н. Совершенствование финансовых отношений торговли с бюджетом. Финансы СССР, 1983, № 9, с.27−31.
Заполнить форму текущей работой