Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Стратегия и инструменты социально-экономической политики устойчивого развития региональной системы Краснодарского края

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретико — методологические основы исследования представлены научными подходами и концептуальными положениями теории региональной экономики (позиция системы регионаспособ пространственной организации экономикидифференциация и интеграция в хозяйственном пространстве), теории социально-экономической политики (субъекты и объекты политикисогласование интересовимперативы развитияфункции… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Концептуальные аспекты социально-экономической политики устойчивого развития регионов современной России
    • 1. 1. Мезо- уровень проблемы устойчивого развития экономики России
    • 1. 2. Императив устойчивого развития в региональной социально-экономической политике
    • 1. 3. Адаптация стратегического подхода к формированию и реализации региональной социально-экономической политики
  • Глава 2. Факторы развития региональной системы Краснодарского края
    • 2. 1. Позиция региональной системы Краснодарского края в национальной экономике России
    • 2. 2. Классификация факторов развития региональной системы Краснодарского края
    • 2. 3. Оценка факторов развития региональной системы
  • Краснодарского края под углом зрения ее устойчивости
  • Глава 3. Обоснование стратегии и инструментов социально-экономической политики устойчивого развития региональной системы
  • Краснодарского края
    • 3. 1. Стратегия функциональной реструктуризации региональной системы Краснодарского края
    • 3. 2. Инструменты оценки устойчивости развития региональной системы
    • 3. 3. Институциональные инструменты устойчивого развития региональной системы

Стратегия и инструменты социально-экономической политики устойчивого развития региональной системы Краснодарского края (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

диссертационного исследования. Необходимость дальнейшей разработки концептуальных и прикладных аспектов научной проблемы формирования стратегии и инструментов социально-экономической политики устойчивого развития региональной системы Краснодарского края обусловлена следующими объективными обстоятельствами.

Эволюционный процесс в региональных системах современной России не может быть квалифицирован как устойчивый, поскольку для него характерны существенные колебания основных параметров. Сказываются асимметрия пространственной организации страны, региональная поляризация и отсутствие необходимой диверсификацииодной из острейших проблем остается дефицит инвестиционных ресурсов для осуществления коренной модернизации социально-экономической инфраструктуры, что обусловливает отсутствие надежной основы для действительно устойчивого и гармоничного развития всех функционирующих в региональном пространстве экономических субъектов. >

Краснодарский край, относящийся к числу наиболее эффективных и привлекательных в инвестиционном отношении регионов современной России, обладает своими специфическими условиями и факторами, препятствующими устойчивому развитию. При этом состав указанных условий и факторов не остается неизменным. За последние годы к традиционным для края факторам циклической изменчивости результатов деятельности АПК и сезонности функционирования курортно-рекреационного комплекса края добавились качественно новые факторы, обусловленные глобальными процессами: мировым финансовым кризисомстроительством и эксплуатацией мощных трубопроводов и тер- '' миналов международного значенияподготовкой к зимним Олимпийским играм 2014 года и др.

Комбинирование и переплетение традиционных и новых условий и факторов обусловливает формирование негативного синергетического эффекта, выражающегося в существенной дестабилизации развития региона. Мировой финансовый кризис, начавшийся летом 2008 года, со всей очевидностью продемонстрировал невозможность сохранения каких-либо национально-государственных или региональных «островков благополучия и спокойствия» в условиях формирования и развития кризисной ситуации в условиях глобальной интеграции социально-экономических отношений.

Расширение состава условий и факторов, препятствующих устойчивому развитию Краснодарского края, в свою очередь, формирует новые требования к региональной социально-экономической политике и, прежде всего, в отношении обоснования эффективной стратегии и инструментов, способных обеспечить стабильное развитие региональной системы.

Степень разработанности проблемы в научной литературе. Различные аспекты комплексной научной проблемы разработки стратегии и инструментов социально-экономической политики устойчивого развития региональной системы Краснодарского края нашли отражение в многочисленных работах российских и зарубежных исследователей. Необходимо выделить следующие направления разработки указанной проблемы:

— концептуальные аспекты устойчивого развития пространственных систем различного уровня и способов организации исследованы в работах Л. Абалкина, А. Аганбегяна, П. Аллена, В. Вернадского, В. Данилова — Данильяна, А. Гранберга, М. Грановеттера, Дж. Доси, П. Дэвида, Н. Кандора, Р. Качалова, Г. Клейнера, В. Коптюга, Р. Коуэна, Д. Львова, В. Макарова, Ф. Махлупа, Г. Мюрдаля, И. Пригожина, Дж. Стиглера, Дж. Хикса, А. Чандлера, Р. Шнипера, И. Шумпетера, Н. Федоренко и др.;

— принципам социально-экономической политики развития сложных соf циально-экономических систем посвящены труды А. Вебера, А. Бузгалина, Дж. Бьюкенена, П. Дракера, У. Изарда, О. Иншакова, Р. Капелюшникова, С. Кирди-ной, Дж. Кейнса, П. Кругмана, Я. Кузьминова, О. Мамедова, К. Маркса, А. Маршалла, Дж. Ст. Милля, Г. Минтцберга, А. Нестеренко, Р. Нуреева, В. Ойке на, Т. Парсонса, А. Пигу, В. Полтеровича, В. Рязанова, В. Тамбовцева, П. Сорокина, Э. де Сото, О. Уильямсона, Ф. Хайека, Дж. Ходжсона и др.;

— особенности формирования и реализации региональной социально-экономической политики в условиях современной России исследованы в работах Е. Аношкиной, С. Авдашевой, С. Анесянца, В. Белоусова, И. Буздалова, А. Ворус, А. Джаримова, В. Зарубина, В. Золотарева, В. Ивантера, В. Игнатова, Т. Игнатовой, Н. Кетовой, А. Киргуева, Ю. Колесникова, А. Лаврова, Б. Лавровского, В. Лексина, А. Новоселова, В. Овчинникова, О. Пчелинцева, И. Рисина, Н. Розановой, А. Тамбиева, А. Тамова, С. Тяглова, А. Шаститко и др.;

— обоснованию различных стратегий и инструментов развития региональной системы Краснодарского края посвящены работы Т. Авдеевой, Л. Ворониной, С. Воронина, А. Воронова, В. Дейнега, Р. Дрожжина, А. Ермоленко, М. Керашева, А. Керашева, В. Лазовского, Н. Молочникова, Е. Петровой, А. Поли-ди, Г. Рубина, С. Трунина, И. Шевченко, Д. Темирова, Ю. Филиппова и др.

Вместе с тем многие существенные аспекты данной научной проблемы нуждаются в углубленном исследовании. К ним относятся «обоснование эффективной стратегической ориентации социально-экономической политики устойчивого развития региональной системы Краснодарского края и разработка комплекса инструментов данной политики. Эти обстоятельства определили выбор темы исследования, постановку его цели и конкретных задач.

Цель и задачи исследования

Цель диссертационной работы состоит в определении и оценке основных факторов развития региональной системы Краснодарского края, обосновании эффективной стратегии социально-экономической политики устойчивого развития и разработке соответствующих инструментов данной политики применительно к пространственной организации современной России.

Данная цель обусловила решение комплекса взаимосвязанных задач:

— уточнение функционального содержания региональной социально-экономической политики применительно к императиву развития;

— адаптация стратегического подхода к формированию и реализации региональной социально-экономической политики;

— установление позиции, занимаемой региональной системой Краснодарского края в национальной экономике России;

— классификация и оценка основных факторов развития региональной системы Краснодарского края;

— обоснование эффективной стратегии и соответствующего ей комплекса инструментов социально-экономической политики устойчивого развития региональной системы Краснодарского края.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования выступает процесс формирования и реализации социально-экономической политики устойчивого развития современной региональной системы Краснодарского края. Предметом исследования являются основные факторы, стратегия и инструменты социально-экономической политики устойчивого развития региональной системы Краснодарского края. Область исследований по паспорту специальности 08.00.05: 5.13. Проблемы устойчивого развития регионов разного уровня. 5.15. Региональная социально-экономическая политика.

Теоретико — методологические основы исследования представлены научными подходами и концептуальными положениями теории региональной экономики (позиция системы регионаспособ пространственной организации экономикидифференциация и интеграция в хозяйственном пространстве), теории социально-экономической политики (субъекты и объекты политикисогласование интересовимперативы развитияфункции политикистатус субъекта политикифакторы политики), теории устойчивости сложных систем (устойчивость системыотклонения от равновесияугрозы устойчивости), институциональной теории (институциональные инструментыинституциональные соглашениятрансакционные издержки, институциональная среда), теории стратегического менеджмента (вектор стратегиипространство эволюциисоотношение стратегий и инструментов).

Инструментарию — методический аппарат исследования включает в себя принципы системного и стратегического подходов к проблеме социально-экономической политики развития региональной системы. При определении позиции Краснодарского края в хозяйственном пространстве России, установлении функционального содержания региональной социально-экономической политики использовались функциональный и структурный анализ. При определении основных факторов развития системы Краснодарского края использовались методы статистического и финансового анализа, группировок и социологических исследований субъектов социально-экономической политики. Стратегия и инструменты социально-экономической политики устойчивого развития региональной системы Краснодарского края обоснованы с использованием методов факторного анализа, стратегического проектирования, а также инструментов согласования интересов субъектов социально-экономической политики.

Информационно-эмпирической и нормативно-правовой базой обеспечения доказательности концептуальных положений, достоверности выводов и рекомендаций исследования стали фактические данные, содержащиеся в источниках: труды российских и зарубежных ученых по проблемам региональной экономики, социально-экономической политики и стратегическому управлениюнормативные акты (Федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, законы Краснодарского края, отраслевые акты министерств и ведомств РФ и др.) — материалы научных конференцийстатистическая отчетность Краснодарского края, финансовая отчетность организаций, действующих на территории Краснодарского краяматериалы социологических опросов и наблюденийэлектронные сетевые ресурсы.

Рабочая гипотеза исследования включает в себя следующие связанные между собой предположения:

— анализ процесса устойчивого развития региональной системы Краснодарского края обусловливает учет синергетического эффекта от комбинирования и переплетения различных условий и факторов данного процесса;

— к доминирующим факторам эволюционного процесса в региональной системе Краснодарского края относятся факторы глобального (мега-) уровня воздействия, обусловленные интеграцией данной системы в мировое хозяйство;

— эффективная стратегия социально-экономической политики устойчивого развития региональной системы Краснодарского края корреспондируется с доминирующими факторами эволюционного процесса.

Положения диссертации, выносимые на защиту.

1. Эффективное, динамичное и устойчивое развитие территориальной системы выступает в качестве императива региональной социально-экономической политики современной России, реализация которого обусловлена следующими объективными обстоятельствами: позицией региональной системы на одном из мезоуровней организации общественно-хозяйственных отношенийспособом пространственной организации национальной-экономики Россиидостигнутым уровнем развития регионаресурсным потенциалом регионаинституциональными параметрами эволюционного процесса.

2. Стратегический подход к формированию и реализации региональной социально-экономической политики обусловлен: необходимостью установления стратегических приоритетов эволюционного процесса территории при переходе от этапа восстановительного роста к этапу инвестиционного развитияпотребностями интеграционного взаимодействия системы региона, складывающимися по горизонтали и по вертикалиутверждением новой парадигмы региональной политики, ориентированной на конкурентоспособностьмногообразием имеющихся факторов и ресурсов хозяйственного процесса, позволяющим сформировать различные варианты их комбинаций в системе региона.

3. Позиция региональной системы Краснодарского края в национальной экономике России задана следующими основными детерминантами: способом пространственной локализациифункциональной ориентацией основных видов деятельностинаселенностьюобеспеченностью природными ресурсамифинансовой достаточностьюинвестиционной привлекательностьюуровнем доходов и уровнем доходной дифференциацииобеспеченностью социально-экономической инфраструктурой.

4. Оценка факторов развития региональной системы Краснодарского края под углом зрения устойчивости исходит из их классификации, проведение которой на основе использования разграничительного признака отношения к определенному структурному уровню организации общественно-хозяйственных отношений предоставляет возможность исследовать воздействие различных уровней указанных отношений на основные параметры эволюционного процесса региональной системы.

5. Использование метода SWOT — анализа в исследовании факторов развития региональной системы Краснодарского края под углом зрения устойчивости позволяет получить следующие результаты: обобщающую оценку их воздействия с учетом возникающего при комбинировании и переплетении различных факторов синергетического эффектаосновные угрозы устойчивому развитию региональной системы Краснодарского края, обусловленные комбинированием и переплетением факторов, относящихся к различным уровням организации общественно-хозяйственных отношений.

6. При обосновании эффективной стратегии социально-экономической политики устойчивого развития региональной системы Краснодарского края должны учитываться следующие объективные обстоятельства: действие основных факторов эволюционного процесса региональной системынаиболее значимые угрозы устойчивому развитию региональной системыпотребность в обеспечении необходимого уровня конкурентоспособности данной системыпотребность в согласовании основных параметров развития финансового и реального секторов системы региона.

Научная новизна исследования заключается в определении детерминантов, задающих позицию региональной системы Краснодарского края в национальной экономике современной России, классификации и оценке основных факторов развития данной системы под углом зрения ее устойчивости, а также в обосновании эффективной стратегии и инструментов социально-экономической политики устойчивого развития указанной системы.

Приращение научного знания, полученное в диссертационном исследовании, представлено следующими основными элементами:

— определены детерминанты, задающие позицию региональной системы Краснодарского края в национальной экономике современной России: приграничная территориальная локализациякомбинированная функциональная ориентация (АПКрекреация, сфера отдыха и развлеченийтранспортная инфраструктура) — территориальная концентрация населения и совокупность ценных аграрных, лесных и климатических ресурсов как опорные элементы процесса развитияфинансово-бюджетная достаточностьвысокая инвестиционная привлекательностьсредний для России уровень доходов и высокий уровень доходной дифференциацииобладание развитой экономической инфраструктурой и средней для России социальной инфраструктурой;

— на основе применения разграничительного признака отношения к определенному структурному уровню организации общественно-хозяйственных отношений проведена классификация основных факторов развития региональной системы Краснодарского края, выделены следующие группы факторов: группа факторов мегауровнягруппа факторов макроуровнягруппа факторов мезо-уровня;

— определены основные угрозы устойчивому развитию региональной системы Краснодарского края, обусловленные переплетением глобальных, макроэкономических и мезоэкономических факторов: недостаточное развитие инфраструктуры регионального финансового рынкаасимметрия между рынком труда и сферой профессионального образованияконцентрация сложных инфраструктурных объектов, продуцирующих многообразные риски и угрозытрансграничное взаимодействие с зонами межгосударственных конфликтовотсутствие четкой и эффективной стратегии региональной социально-экономической политики;

— обоснована эффективная стратегия социально-экономической политики устойчивого развития региональной системы Краснодарского края — стратегия функциональной реструктуризации региональной системы, позволяющая сформировать конкурентоспособные подсистемы территории на основе выделения приоритетов ее эволюционного процесса;

— обоснованы инструменты оценки устойчивости развития региональной системы Краснодарского края: коэффициент долгового обременения ВРП текущего периодакоэффициент долгового обременения ВРП будущих периодов;

— предложен качественно новый институциональный инструмент устойчивого развития региональной системы Краснодарского края: региональный фонд стратегически приоритетных прямых инвестиций.

Теоретическая значимость исследования. Содержащиеся в работе положения и выводы представляют собой определенный вклад в развитие теории региональной экономики, теории социально-экономической политики, теории устойчивого развития экономических систем, а также теории стратегического управления в ее приложении к социально-экономической политике на региональном уровне.

Отдельные результаты исследования могут быть использованы в целях совершенствования содержания, структуры и методики преподавания дисциплин высшей школы: «Региональная экономика», «Стратегический менеджмент», «Социально-экономическая политика», «Теория организаций», а также спецкурса по формированию социально-экономической политики устойчивого развития на региональном уровне.

Практическая значимость работы. Основные выводы и рекомендации, содержащиеся в работе, могут быть использованы для разработки стратегий и инструментов социально-экономической политики устойчивого развития региональных систем современной России, относящихся к различным федеральным округам, оптимизации функционального содержания и структуры социально-экономической политики на региональном уровне, а также в целях формирования и реализации инвестиционных программ устойчивого развития региональных систем.

Установленные автором факторы развития, эффективная стратегия и инструменты социально-экономической политики устойчивого развития региональной системы Краснодарского края используются в деятельности консалтинговых и финансово-инвестиционных организаций Краснодарского края и в учебном процессе НОУ ВПО «Южный институт менеджмента».

Апробация результатов исследования. Теоретические положения и выводы, а также практические рекомендации, полученные в ходе исследования, были апробированы в ходе докладов и выступлений соискателя на международных, общероссийских межрегиональных, межвузовских научно-теоретических и научно-практических конференциях в гг. Москве, Краснодаре, Сочи, Майкопе (2005;2008 годы).

Публикации результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования нашли отражение в 15 публикациях соискателя, в том числе в двух статьях в научном журнале, рекомендованном ВАК. Общий объем публикаций 6,3 п.л.

Структура диссертационной работы обусловлена целью, задачами, методологией, а также характером предмета и объекта исследования. Работа состоит из введения, трех глав, включающих девять параграфов, заключения, списка использованных источников, содержит 14 таблиц и 5 рисунков. Общий объем работы — 159 страниц.

1. Проблема устойчивого развития относится к разряду активно разраба тываемых проблем современной экономической науки, обладающих многооб разием аспектов и подходов к их исследованию. Завершение процесса форми рования любой сложной хозяйственной системы приводит к возникновению потребности в ее устойчивом развитии. При этом многообразие видов хозяйственных систем и различия между отдельными направлениями экономических исследований обусловливают кон курентное сосуществование ряда научных позиций в рамках единой теории ус тойчивости эволюционного процесса. Исходным пунктом в создании данной теории стала концепция ноосферы В. Вернадскогокомплекс основных понятий устойчивого развития был разработан группой участников «Римского клуба» (А. Печчеи, М. Месарович и др.) — свою зрелую форму теория устойчивого раз вития приобрела после проведения конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио — де — Жанейро (1992 г.).Обобщение указанных позиций позволяет выделить следующие консти туирующие признаки устойчивого развития: • воспроизводство системного качества взаимодействия всех элементов, участвующих в эволюционном процессе- • непрерывность эволюционного процесса, отсутствие в нем разрывов между фазами или остановок- • защищенность эволюционного процесса от различных рисков и угроз- • достаточность собственных ресурсов для обеспечения основных по требностей функционирования и развития- • органичность эволюционного процесса, способность системы к само развитию без внешнего принуждения- • своевременная реакция системы на изменения во внешней среде, фор мирование адекватных механизмов адаптации- • способность к инновационным преобразованиям внутренней среды. Вместе с тем, с учетом поставленных в данной работе научных задач проблема устойчивого развития должна быть специфицирована: • во-первых, к условиям переплетения эволюционного процесса и процес са рыночных преобразований в России- • во-вторых, к ситуации становления способа пространственной органи зации страны, на мезоуровне которой отдельные региональные системы в 90-х гг. XX века сформировали и до сих пор сохраняют «особые отношения» с фе деральным центром. Очевидно, что оба указанных обстоятельства осложняют достижение по ставленной цели исследования и обусловливают существенные институцио нальные ограничения процесса устойчивого развитияпоэтому правомерен вы вод о том, что понятие «устойчивое развитие» применительно к региональным системам: • в определенной мере условно, поскольку указанный процесс сталкива ется с существенными ограничениями- • разветвляется на совокупность производных понятий, отражающих раз личные аспекты устойчивого развития на различных этапах взаимодействия эволюционного и трансформационного процессов. Обобщая приведенные выше положения, можно сделать вывод о необхо димости разграничения следующих концептуальных аспектов научной пробле мы устойчивого развития региональных экономических систем, имеющих пря мое отношение к формированию соответствующего уровня социально экономической политики: • после кризисной стабилизации, выступающей условием для возобнов ления нормального эволюционного процесса- • сбалансированности восстановительного роста- • устойчивости инвестиционного развития, приводящей к притоку инве стиций в целях модернизации технологического базиса, функционального со держания и способа структурной организации региональной системы.2. Социально-экономическая политика представляет собой упорядочива ние спонтанно происходящего эволюционного процесса в сложных обществен но-хозяйственных системах различного уровня с помощью механизмов власт ного принуждения и свободного обмена (Дж. Бьюкенен). Региональная соци ально-экономическая политикасовременной России в настоящее время пере живает период обновления, смены императивов регулирования эволюционного процесса. Такое обновление связано с переходом от этапа восстановительного роста к этапу инвестиционного развития: Эффективное-'. динамичное и устойчивое развитие территориальной сис темы выступает в качестве одного из главных императивов. региональной соци ально-экономической политикисовременной России. При этом устойчивость эволюционного процесса означает выполнение следующих требований: • систематическийприток, инвестиций в стратегически важные зоны раз вития региональной системы- • обеспечение стабильно высокой инвестиционной привлекательности территории- • соразмерность развития финансового и реального секторов региональ ной системырост капитализации финансового сектора, существенно опере жающий рост ВРП, может привести к финансовому кризису- • соразмерность параметров ВРП и кредитных операций в региональном пространственарушение этого требования обусловливает феномен функцио нирования и развития региональной системы «в долг». Реализация императива: эффективногодинамичного и устойчивого раз вития территориальной системы обусловлена следующими объективнымиоб стоятельствами:: • позицией региональной системы на одном из мезоуровней организации общественно-хозяйственных отношений, предоставляющей данной системе до полнительные возможности для интеграционного взаимодействия с другими уровнями организации отношений и, в то же время, обусловливающей допол нительные риски и угрозы ее развитию- • способом пространственной организации национальной экономики Рос сии, предполагающим укрепление и развитие единой вертикали государствен ной властизвено такой вертикали представлено на уровне региона- • достигнутым уровнем развития региона, определяющим возможности и ограничения продолжения эволюционного процесса- • ресурсным потенциалом региона, создающим основу для нового инве стиционного предложения- • институциональными параметрами эволюционного процесса, представ ленными нормами права, традициями, стандартами, господствующими форма ми контрактов и формами экономического поведения.3. Разработка и обоснование различных стратегий и инструментов управ ления развитием хозяйственных систем различного уровня отличает многие со временные экономические исследования. Правомерен вывод об утверждении особого стратегического подхода к эволюционному процессу в хозяйственных системах. Представляется, что указанный подход вполне соответствует систем ной парадигме современной экономической науки (Я. Корнай).Стратегический подход может быть реализован к формированию и реали зации региональной социально-экономической политики. Однако при этом он должен быть адаптирован к избранному исследовательскому полю, что предпо лагает решение двух взаимосвязанных задач: • раскрытие конкретной обусловленности стратегического подхода в поле региональной политики- • установление его возможностей и ограничений в данном поле. Обобщение важнейших характеристик стратегического подхода и уста новленных выше характеристик региональной социально-экономической поли тики позволяет следующим образом определить конкретную обусловленность, а также возможности и ограничения стратегического подхода в интересующем нас исследовательском поле: • первое обусловливающее обстоятельство — необходимость установления стратегических приоритетов эволюционного процесса территории при переходе от этапа восстановительного роста к этапу инвестиционного развитияоткры вающиеся возможности — ускорение указанного переходавозникающие огра ничения — отсутствие эффективных стратегий на этапе восстановительного рос та во многих региональных системах- • второе обусловливающее обстоятельство — потребности интеграционно го взаимодействия системы региона, складывающиеся по горизонтали и верти калиоткрывающиеся возможности — извлечение масштабного синергетическо го эффектавозникающие ограничения — господство административных меха низмов «интеграции» в регионах России- • третье обусловливающее обстоятельство — утверждение новой парадиг мы региональной политики, ориентированной на конкурентоспособностьот крывающиеся возможности — обеспечение существенного прироста конкурен тоспособности региональных системвозникающие ограничения — инерция прежней административной парадигмы данной политики- • четвертое обусловливающее обстоятельство — многообразие имеющихся факторов и ресурсов хозяйственного процесса, позволяющее сформировать различные эффективные варианты их комбинаций в системе регионаоткры вающиеся возможности — повышение эффективности функционирования сис темы регионавозникающие ограничения — асимметрия в развитии различных сфер и секторов данной системы и, прежде всего, несоразмерность в развитии финансового сектора и реального сектора.4. Метод позиционирования какого-либо элемента во внутренней среде хозяйственной системы позволяет раскрыть его функциональные возможности в процессе развития системы. Позиционирование какой-либо региональной системы в пространстве национальной экономики специфично в том отноше нии, что речь идет о возможностях системы, входящей в состав системы более высокого уровня (метасистемы).Решая поставленную задачу, следует исходить из того, что позиция ре гиональной системы Краснодарского края в национальной экономике России задана следующими основными детерминантами: • способом пространственной локализации- • функциональной ориентацией основных видов деятельности- • населенностью- • обеспеченностью природными ресурсами- • финансовой достаточностью- • инвестиционной привлекательностью- • уровнем доходов и уровнем доходной дифференциации- • обеспеченностью социально-экономической инфраструктурой. Обобщение результатов анализа рейтингов и частных характеристик де терминантов, задающих позицию региональной системы Краснодарского края в национальной экономике современной России, позволяет следующим образом определить указанные детерминанты: • приграничная территориальная локализация, обусловливающая исполь зование пространства региона для организации транспортно-логистических ко ридоров, терминальных комплексов, а также формирование особых рисков (фактор соседства региона с конфликтной зоной в Абхазии) — • комбинированная функциональная ориентация (АПКрекреация, сфера отдыха и развлеченийтранспортная инфраструктура), предоставляющая воз можность диверсификации региональной системы- • территориальная концентрация населения и совокупность ценных аг рарных, лесных и климатических ресурсов как опорные элементы процесса раз вития, задающие его направленность, эффективность и динамику- • финансово-бюджетная достаточность, снижающая зависимость регио нальной системы от федерального центра- • высокая инвестиционная привлекательность, обусловливающая дина мичный приток инвестиций и расширение возможностей развития- • средний для России уровень доходов и высокий уровень доходной диф ференциации, обусловливающие сочетание достаточного инвестиционного по тенциала домохозяйств и рисков возрастания социальной напряженности- • обладание развитой экономической, и, прежде всего, транспортной ин фраструктурой и средней для России социальной инфраструктурой, что обу словливает увеличение экологических рисков и угроз, а также ограничение возможностей развития человеческого фактора.5. Оценка факторов развития региональной системы Краснодарского края, проводимая с позиций обеспечения устойчивого развития, предполагает классификацию указанных факторов. В работе дана оценка возможностей раз личных подходов к такой классификации, обоснован вывод о том, что при ее проведении необходимо учитывать природу и функциональное содержание от ношений региональной системы. Поскольку региональная система Краснодарского края относится к мезо уровню структурной организации общественно-хозяйственных отношений, ис пытывает в процессе своего функционирования и развития воздействие субъек тов, относящихся к другим, преимущественно верхним уровням данной струк турной организации, а также содержит в себе звено вертикали государственной власти, то классификацию факторов развития системы края целесообразно про вести на основе использования разграничительного признака отношения фак торов развития к определенному структурному уровню организации общественно-хозяйственных отношений. Такой подход предоставляет следующие тео ретические и прикладные возможности: • исследовать воздействие различных уровней организации общественно хозяйственных отношений на основные параметры эволюционного процесса региональной системы (в частности, оценить воздействие глобальных факто ров, имеющих особое значение для приграничной и обладающей высокой инве стиционной эффективностью системы края) — • установить возникающие при этом воздействии возможности, ограниче ния и угрозы, что позволяет дать комплексную оценку влияния указанных фак торов на устойчивость эволюционного процесса. Применение разграничительного признака отношения факторов эволю ционного процесса к определенному структурному уровню организации обще ственно-хозяйственных отношений позволяет при классификации основных факторов развития региональной системы Краснодарского края выделить сле дующие группы указанных факторов: • факторы мегауровня, относящиеся к субъектам глобального характера (ТНК, международным экономическим организациям и др.) — • факторы макроуровня, относящиеся к субъектам, представляющим фе деральный центр, вертикально интегрированные корпорации и др.- • факторы мезоуровня, относящиеся к субъектам, представляющим внутреннюю среду системы края, другие региональные системы, а также сис темы местного хозяйства.6. Оценивая результаты воздействия глобальных, макрои мезоэконо мических факторов на развитие системы Краснодарского края, выделим среди • состояние инвестиционного процесса как «ядра» развития региональной системы- • качественный состав ВРП- • состояние человеческого фактора как определяющего фактора совре менного эволюционного процесса. Глобальный финансовый кризис закономерно возвысил интерес исследо вателей к проблеме эффективного взаимодействия между финансовым рынком и рынками реального сектора экономики. Региональный аспект данной пробле мы имеет особое значение для решения поставленной задачи обеспечения ус тойчивого развития системы Краснодарского края. Вместе с тем, в статистиче ской отчетности Краснодарского края сложился устойчивый дефицит инфор мации о состоянии финансового рынка, который отчасти был восполнен дан ными социологического исследования. Правомерен вывод о доминировании макроэкономических и глобальных факторов эволюции региональной системы, осуществляемом через холдинго вые структуры в инвестиционном процессе,. Капитализация ценных бумаг, эмитированных резидентами края, явно недостаточна для того, чтобы влиять на развитие региона. Отсутствие у региональных властей стратегии развития и необходимых инструментов регулирования финансового рынка формирует угрозу формиро вания спонтанных кризисных ситуаций в финансовой сфереуказанная угроза возрастает в процессе превращения регионального пространства в транспорт ный коридор для вывоза энергоносителей и сырья, доминирующих и в составе ВРП. Доходная обеспеченность процесса развития человеческого фактора представляется достаточной только для обеспечения потребностей простого во зобновления рабочей силы и практически не оставляет ресурсов для формиро вания созидательных сил человеческого капитала. Для получения обобщающей оценки факторов развития системы Красно дарского края на устойчивость метод SWOT — анализа позволяет: • дать обобщающую оценку воздействия факторов, относящихся к раз личным уровням структурной организации отношений, с учетом возникающего при переплетении данных факторов синергетического эффекта- • установить основные угрозы устойчивому развитию региональной сис темы Краснодарского края, обусловленные комбинированием и переплетением факторов, относящихся к различным уровням организации общественно хозяйственных отношений. Применение метода SWOT — анализа позволило следующим образом оп ределить основные угрозы устойчивому развитию региональной системы Крас нодарского края, обусловленные переплетением глобальных, макроэкономи ческих и мезоэкономических факторов: • недостаточное развитие инфраструктуры регионального финансового рынка, препятствующее эффективной взаимосвязи между сбережениями и ин вестициями в развитие системы краяпри этом в составе регионального бюдже та отсутствует специальный «бюджет развития" — • асимметрия между рынком труда и сферой профессионального образо вания, которая обусловливает неэффективное расходование ресурсов на подго товку невостребованных рынком специалистов и, в то же время, оставляет ры нок труда без необходимых ему работников- • концентрация сложных инфраструктурных объектов (КТК, «Голубой поток» и др.), продуцирующих многообразные риски и угрозы экологического, финансового и социального характера- • трансграничное взаимодействие с зонами межгосударственных кон фликтов, которое обусловливает снижение инвестиционной привлекательности территории и разрастание бремени издержек региональной социально экономической политики- • отсутствие четкой и эффективной стратегии региональной социально экономической политики, лишающее данную политику целевой ориентации, необходимой эффективности и обусловливающее распыление имеющихся ре сурсов.7. В подготовленной администрацией региона «Стратегии развития Крас нодарского края до 2020 г.» пролонгированы ранее сложившиеся индустриальные приоритеты эволюционного процесса, оставлена без изменений прежняя отраслевая организация региональной системы, не учтены императивы «эконо мики, основанной на знаниях». Указанные обстоятельства не позволяют квали фицировать предложенный курс как эффективную стратегию социально экономической политики, способную обеспечить устойчивое развитие системы В процессе обоснования искомой стратегии социально-экономической политики устойчивого развития системы Краснодарского края необходимо учитывать следующие объективные условия: • доминирующие факторы эволюционного процесса региональной систе мы, к которым относятся факторы мегаи макроуровняустойчивое развитие региональной системы предполагает стратегическую ориентацию на активное взаимодействие властей территории с функционирующими в крае вертикально интегрированными структурами- • наиболее значимые угрозы устойчивому развитию региональной систе мы, установленные в процессе SWOT — анализа- • потребность ориентации региональной политики на цели обеспечения необходимого уровня конкурентоспособности системы Краснодарского краяданная потребность усиливается в условиях глобальной интеграции- • потребность в согласовании основных параметров развития финансово го и реального секторов системы региона, которая усиливается в ходе разраста ния финансового кризиса. Обобщение результатов анализа факторов развития региональной систе мы Краснодарского края и требований к формированию эффективной страте гии социально-экономической политики устойчивого развития позволяет пред ложить для данной политики стратегию функциональной реструктуризации ре гиональной системы, которая ориентирована на достижение следующих целей эволюционного процесса: • формирование конкурентоспособных подсистем территории на основе выделения приоритетов ее эволюционного процесса- • эффективное согласование процессов воспроизводства, протекающих в двух важнейших функциональных подсистемах региона — реальном секторе и финансовом секторе, обеспечивающее инвестиционный процесс края- • изменение базы стратегического планирования, переход от политики, ориентированной на прежние отраслевые структуры, сложившиеся в условиях индустриального развития, к политике, ориентированной на взаимодействие подсистем, соответствующих императивам современного развития.8. Предложенная стратегия социально-экономической политики нуждает ся в адекватных инструментах, обеспечивающих ее реализацию. В работе дана оценка возможностей различных видов инструментов (мониторингаоценки полученных результатовоперативного характераконтроля и др.).Недостаточная разработанность проблемы обеспечения устойчивого раз вития региональной системы, а также отсутствие соответствующей базы дан ных, обусловливают значимость разработки инструментов оценки устойчивого характера развития региональной системы. Инструменты оценки устойчивости развития региональной системы по зволяют достичь следующих результатов: • квалифицировать состояние эволюционного процесса данной системы на основе накопления, сопоставительного анализа полученных оценок и опре деления параметров меры эволюционного процесса (к градациям меры устой чивости можно отнести следующие состояния региональной системы: неустой чивое развитиеотчасти устойчивое развитиевполне устойчивое развитие) — • определить необходимую коррекцию применяемых стратегий и инстру ментов региональной социально-экономической политики. При этом приоритет следует отдать тем инструментам оценки, которые ориентированы на наиболее проблемные аспекты обеспечения устойчивого развития. Обобщение полученных в данной работе результатов позволяет отнести к таким проблемным аспектам взаимодействие между финансовым секто ром и реальным сектором системы региона. В частности, глобальный финансовый кризис обострил в региональной системе Краснодарского края сложившуюся еще в 90-х гг. XX века проблему соразмерности между ростом ВРП и ростом долговых обязательств, возникаю щих в отношениях кредитных организаций с физическим лицами и корпора тивными клиентами. Очевидно, что неконтролируемый рост указанных обяза тельств ведет к формированию рисков и угроз нарушения финансовой устойчи вости, дестабилизации инвестиционного процесса, а, следовательно, негативно отражается на воспроизводственных процессах в реальном секторе региональ ной системы и на величине ВРП. Обобщение приведенных выше положений позволяет предложить сле дующие инструменты оценки устойчивости развития региональной системы Краснодарского края: • коэффициент долгового обременения ВРП текущего периода, рассчиты ваемый как отношение общей стоимости обязательств по кредитным договорам с физическими лицами и организациями, подлежащих погашению в отчетном периоде (финансовый год), к стоимости созданного в данном периоде ВРПэкономический смысл предлагаемого оценочного показателя состоит в опреде лении степени существования региональной системы «в долг» в режиме реаль ного временисоответствующие пороги меры при переходе от вполне устойчи вого развития к отчасти устойчивому развитию и далее, к неустойчивому раз витию могут быть получены на основе накопления и анализа массива получен ных оценок- • коэффициент долгового обременения ВРП будущих периодов, рассчи тываемый как отношение общей стоимости обязательств по кредитным догово рам с физическими лицами и организациями, подлежащих погашению в буду щем периоде (следующий финансовый год или более продолжительный пери од), к стоимости ожидаемого в данном периоде (прогнозируемого) ВРПэкономический смысл предлагаемого оценочного показателя состоит в определе нии степени существования региональной системы «в долг» в режиме перспек тивного развития.9. Институциональные инструменты устойчивого развития региональной системы выделяются из общего состава инструментов тем, что обладают свое образным двойным потенциалом воздействия: • во-первых, потенциалом оперативной поддержки избранной стратегии региональной социально-экономической политики- • во-вторых, способностью коррекции тех институциональных парамет ров региональной системы, которые препятствуют ее устойчивому развитию. Доминирующее положение вертикально интегрированных структур в ре гиональной системе Краснодарского края обусловливает использование в целях обеспечения устойчивого развития такого институционального инструмента, как контракт со стратегическими инвесторами. Такой инструмент позволяет уже на старте различных инвестиционных проектов учесть их воздействие на систему края и согласовать интересы региона с интересами приходящих в него стратегических инвесторов. Необходимо отметить, что в настоящее время в Краснодарском крае нет ни одного контракта со стратегическим инвестором. Полученные в данной работе результаты анализа финансового рынка Краснодарского края позволяют предложить качественно новый институцио нальный инструмент устойчивого развития региональной системы Краснодар ского края: региональный фонд стратегически приоритетных прямых инвести ций. Экономический смысл данного инструмента заключается в обеспечении прямого инвестирования реального сектора региональной системы, позволяю щего преодолеть ограничения, накладываемые состоянием финансового рынка и его инфраструктуры. Его реализация позволяет внести коррективы в институ циональные формы контрактов и формы экономического поведения участников инвестиционного процесса в системе Краснодарского края.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации. М.: Стоглавъ, 2007.
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации. М., 2008.
  3. Об акционерных обществах в Российской Федерации. Федеральный закон (в ред. Федерального закона от 07.08.2001, от 31.10.2002 № 134-Ф3).
  4. О несостоятельности (банкротстве). Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ.
  5. Указ Президента Российской Федерации от 25.05.1998 года № 586 «О региональной коллегии федеральных органов исполнительной власти» //Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 22.
  6. Указ Президента России № 849 от 13.05. 2000 г. «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе».
  7. Указ Президента РФ № 337 от 25.03.2005 г. «О советах при полномочных представителях президента Российской Федерации в федеральных округах».
  8. Постановление Правительства РФ от 8 июня 2006 г. N 357 «О федеральной целевой программе „Развитие г. Сочи как горноклиматического курорта (2006 2014 годы)“ (с изменениями от 11 апреля 2007 г.).
  9. Л.И. Эволюционная экономика в системе переосмысления базовых основ обществоведения //Абалкин Л. И. Избранные труды в 4 т. Т IV. М.: ОАО „НПО“ Экономика». 2000.
  10. М.Х. Формирование налоговой политики субъекта Российской Федерации (на примере Кабардино-Балкарской Республики). Москва: Финансы, 2001.
  11. А. Нужно взаимное движение навстречу общества, государства и бизнеса // Бизнес Академия. 2001. № 3.
  12. Ю.В. Экономические основы местного самоуправления: теория и практика. Воронеж: ВФ РАГС, 2008.
  13. М.Д. Реструктуризация предприятий. Вопросы управления. Стратегии, координация структурных параметров, снижение сопротивления преобразованиям. М.: Альпина Паблишер, 2003.
  14. А. Об условиях развития народного хозяйства в 2005—2007 гг.. // Экономист. 2004. № 6.
  15. И. Новая корпоративная стратегия. СПб: Издательство «Питер», 1999.
  16. И. Стратегическое управление / Пер. с англ. М.: Экономика, 1989.
  17. E.JI. Регионосозидание: институционально-экономические основы. М.: Академический проект, 2006.
  18. В.Б. Механизм интеграционного взаимодействия социально-экономических систем субъектов Российской Федерации в пространстве макрорегиона. Ростов на — Дону: СКНЦ ВШ, 2007. г
  19. С. А. Экономические теории и школы. Курс лекций. М.: Изд-во «Бек», 1996.
  20. С., Петров Ю. Промышленная политика в реформационном выборе России // Российский экономический журнал. 1997. № 10.
  21. Г. Экономический взгляд на жизнь// Вестник СПб ГУ. Сер.5. Экономика. 1993. Вып.З.
  22. Г. Человеческий капитал и распределение времени // Человеческое поведение: экономический подход. М.: ГУ ВШЭ, 2003.
  23. Д. Грядущее постиндустриальное общество: Опыт социального прогнозирования. М.: Академия, 1999.
  24. В.М., Бортник Е. М., Фатеева С. В. Некоммерческие институты: закономерности становления и функционирования. Ростов-на-Дону: Инфосервис, 2003.
  25. Л.П., Федотова М. А. Реструктуризация предприятия. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
  26. JI., Кротов М. Глобализационное измерение реформы и задачи промышленной политики // Российский экономический журнал. 2001. № 3.
  27. Л.С. Экономика научно-технического прогресса. М.: Высшая школа, 1979.
  28. В.П., Рисин И. Е., Трещевский Ю. И. Экономическая и управленческая деятельность государства: сферы, уровни, инструментарий. Воронеж: ВГУ, 2008.
  29. Ф. Время мира. Материальная цивилизация, экономика и капитализм ХУ ХУШ вв. М.: Прогресс, 1992.
  30. Р. Теория регуляции: Критический анализ / Пер. с франц. — М.: РГГУ, 1997.
  31. А.В., Колганов А. И. Глобальный капитал. М.: Изд-во УРСС, 2004.
  32. А.В., Колганов А.И Теория социально-экономических трансформаций. М.: УРСС, 2003.
  33. Ю. Г. Кому «исправлять ошибки»? // Независимая газета. 1998. 22 мая.
  34. С.П., Синченко Б. П. Государственное регулирование регионального развития в период становления рыночных отношений.- Петропавловск- Камчатский: Камшат, 1994.
  35. Дж. М. Сочинения / Пер. с англ. Серия: «Нобелевские лауреаты по экономике». Т.1. М.: «Таурус Альфа», 1997.
  36. И. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире. М.: Прогресс, 2001.
  37. А. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990.
  38. С.Ю. Курс лекций о государственном и народном хозяйстве. СПб., 1912.
  39. О.С. Стратегическое управление. М.: Изд-во МГУ, 1999.
  40. Выступление Владимира Путина перед политической элитой страны: «Это курс на инвестиции в человека, а значит, и в будущее России» // Российская газета. 2005. 7 сентября.
  41. A.M. Экономика отраслевых регионов. М.: МГУ, ТЕИС, 2000.
  42. Е.Т. Государство и эволюция. М.: Экономика, 1995.
  43. Дж. Новое индустриальное общество. М.: Прогресс, 1969.
  44. Дж. К. Экономические теории и цели общества/ Пер. с англ. М.: Прогресс, 1976.
  45. С. Обучение рынку. М.: Экономика, 2004.
  46. А.Г. Стратегия территориального социально-экономического развития России // Вопросы экономики. 2001. № 4.
  47. А.Г. Основы региональной экономики. М.: ГУ ВШЭ, 2000.
  48. А.Г. Экономическое пространство России: трансформации на рубеже веков и альтернативы будущего// Общество и экономика. 1999. № 3−4.
  49. Грани интеграции: Сборник научных статей/ Сост. Е. Г. Русскова. Волгоград: Волгоградское науч. изд- во, 2005.
  50. Дж. мл., О' Делл К. Американский менеджмент на пороге XXI века: Пер. с англ. М.: Экономика, 1991.
  51. С. Системные условия развития // Экономист. 2005. № 2. С. 18.
  52. А. Корпоративные поглощения: российский вариант // Рынок ценных бумаг, 2003.№ 12.
  53. В.Н., Ермоленко А. А. Древо экономической науки // Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2003.Т.1. № 4.
  54. В.Н. Воспроизводство собственности в системе корпоративных отношений. Ростов-на-Дону: СКНЦ ВШ, 2004.
  55. А.А. Регион в едином рыночном пространстве. Ростов на — Дону: СКНЦВШ, 1995.
  56. М. Институциональные аспекты постсоциалистического переходного периода // Вопросы экономики. 2001 № 2.
  57. М.Р. Институциональные основы формирования налоговой политики субъекта Российской Федерации. Ростов-на-Дону: СКНЦ ВШ, 2004.
  58. О.Г. Региональная экономическая диагностика. Спб.: Изд.-во СПбУЭФ, 1999.
  59. П. Маркетинг-менеджмент и стратегии / Пер. с англ. — СПб.: Питер, 2002.
  60. И.Н., Коровкин А. Г. Налоговая нагрузка и эффективность занятости населения регионов РФ: перспективная оценка взаимосвязи // Проблемы прогнозирования. № 3 (84). 2004.
  61. Р., Фишер С. Макроэкономика. М.: Международные отношения, 1995.
  62. Р.В. Факторы и принципы развития региональной системы, локализованной в пространстве субъекта РФ / Автореферат диссертации' на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Майкоп, 2007.
  63. П.Ф. Задачи менеджмента в XXI веке / Пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильяме», 2001.
  64. П.Ф. Управление, нацеленное на результаты. М., 1994.
  65. А., Соколов А. Российский бизнес — прорыв к модернизации страны. Высшая школа бизнеса МГУ, ИМЭМО РАН, ИКСИ, Москва, 2001.
  66. Европейский союз на пороге XXI века. М.: Эдиториал УРСС, 2001.
  67. А.А. Дорога через административную систему. Воронеж: ВГУ, 1992.
  68. Е., Белоусов А. Мы можем выйти на 4% роста ВВП к 2015 году // Профиль. 2005. № 41/7.
  69. В.В. Об экономических проблемах Юга России // Стратегии и проблемы региональной экономики. Ростов-на-Дону: Терра, 2003.
  70. JI.JI. Инвестиции. М.: Юристъ, 2003.
  71. У. Методы регионального анализа: введение в науку о регионах. М.: Прогресс, 1966.
  72. B.JI. Две концепции исторического развития: марксизм и постиндустриализм // Философские исследования. 1997. № 3.
  73. В.А. Расколотая цивилизация. М.: УРСС, 1997.
  74. Институциональная экономика / Под ред. А. Олейника. М.: ИНФРА-М, 2005.
  75. М.Д., Брагинский С., Швыдко В. Развитие секторов, базирующихся на потенциале человеческого капитала: шанс возрождения экономики России? // Проблемы теории и практики управления. 2001. № 3.
  76. О.В. О модернизации Федеральной целевой программы «Юг России». Доклад на Международной научно — практической конференции «Вековой поиск модели хозяйственного развития России». Волгоград: Изд-во Вол ГУ, 2004.
  77. О. О стратегии развития Южного макрорегиона России. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2003.
  78. О.В. «Ядро развития» в контексте новой теории факторов производства. // Экономическая наука современной России. 2003. № 1.
  79. О.В., Лебедева Н. Н. Знакомая и неведомая мезоэкономика// Экономика развития региона: проблемы, поиски, перспективы: Ежегодник. Вып.2. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2002.
  80. О.В., Фролов Д. П. Институционализм в российской экономической мысли (IX-XXI вв.): В 2 т. Волгоград: ВолГУ, 2002.
  81. X.JI. Восстановительный рост экономики региона на основе стратегического управления. Нальчик: Насып, 2006.
  82. Р.И. Экономическая теория прав собственности. М.: ИМЭ-МО, 1990.
  83. Р. Распространение выгод от глобализации // Вопросы экономики. 2003. № 10.
  84. С.В. Теоретические аспекты формирования промышленной политики макрорегиона. Краснодар: ЮИМ, 2005.
  85. В.А. Налоговая политика России на современном этапе // Финансы. 2002. № 9.
  86. Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. М.: Гелиос, 1999.
  87. А.А. Функциональное содержание и принципы управления макро-региональным хозяйственным комплексом как интеграционным образованием. Ростов-на-Дону: СКНЦ ВШ, 2005.
  88. М.М. Ресурсы и инструменты региональной налоговой .политики. Краснодар: Экоинвест, 2002.
  89. А.Т. Региональная социально-экономическая политика в условиях дезинтеграции хозяйственного пространства: функциональное содержание, принципы, стратегии и инструменты. Ростов на — Дону: СКНЦ ВШ, 2006.
  90. Дж. Б. Распределение богатства. М.: Прогресс, 1992.
  91. Г. Б. Мезоэкономические проблемы российской экономики // Экономический вестник Ростовского государственного университета.2003.№ 2.Т.1.
  92. Г. Б. Эволюция системы экономических институтов России. М.: ЦЭМИ РАН, 2003.
  93. Г. Б. Системная парадигма и теория предприятия // Вопросы экономики. 2002. № 10.
  94. А., Яковлев А. О роли крупного бизнеса в современной российской экономике (комментарий к докладу Всемирного банка) // Вопросы экономи-ки.2004. № 8.
  95. Я. Путь к свободной экономике: десять лет спустя // Вопросы экономики. 2001. № 12.
  96. Я. Системная парадигма // Вопросы экономики. 2002. № 4.
  97. П. Международная экономика: теория и политика. М.: ЮНИТИ, 1997.
  98. Кубань в цифрах. Краснодар: Краснодарстат, 2007.
  99. В.Ф. Персонификация производственных отношений / Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук. Л., 1991.
  100. Лексин В. Н, Швецов А. Н. Государство и регионы: Теория и практика государственного регулирования территориального развития. М.: УРСС, 1999.
  101. В.В. Межотраслевая экономика. М.: Экономика, 1997.
  102. С.А. Социо-экономика России переходного периода (1991−2003). М.: УРСС, 2004.
  103. О.Ю. Ребюрократизация — главный враг юного российского рынка // Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2005. Том 3. № 1.
  104. Э. Власть и деньги. М.: Экономика, 1991.
  105. Т. Опыт закона о народонаселении. М.: Экономика, 1992.
  106. . Человек и государство. М.: Идея-пресс, 2000.
  107. К. Капитал. Т.1./ Маркс К., Энгельс Ф.Соч.2-е изд. Т. 23.
  108. А. Структурные деформации постсоциалистического российского рынка // Общество и экономика. 2001. № 5.
  109. А. Принципы экономической науки. Т.1 Пер. с англ.- М.: «Прогресс», 1993.
  110. May В. Итоги 2003 года и итоги четырехлетия: политика против экономики //Вопросы экономики. 2004. № 3.
  111. Д.И. С думой о благе российском: Избранные экономические произведения. Новороссийск: Наука. Сибирское отделение, 1991.
  112. К. Теория организаций: разнообразие соглашений в развитой рыночной экономике // Институциональная экономика / Под ред. А. Олейника. М.: ИНФРА-М, 2005.
  113. Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Дж. Школы стратегий / Пер. с англ. СПб.: Питер, 2000.
  114. Мизес JL, фон. Человеческая деятельность: трактат по экономической теории. Челябинск: Социум, 2005.
  115. Н.Н. Устойчивое развитие или стратегия переходного периода // Энергия. 1996. № 9.119: Мюрдаль Г. Современные проблемы «третьего мира» (Asian Drama). М.: Прогресс, 1972.
  116. С.М. Здоровье и продолжительность, жизни населения Земли // Вестник МГУ. Серия 5. География. 2002. № 1.
  117. Дж., Хибино Ш. Мышление прорыва. Минск: Попурри, 1999.
  118. В. Либерализм и экономические реформы // Мировая экономика и Международные отношения. 1992. № 8.
  119. А. Переходный период закончился. Что дальше? // Вопросы экономики. 2000. № 6.
  120. В. Кризис и Россия // Известия. 2008. 12 ноября.
  121. А.С. Теория региональных рынков. Ростов н/Д: Феникс- Новосибирск: Сибирское соглашение, 2002.
  122. А.С. Региональные рынки. М.: ИНФРА-М, 1999.
  123. Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М., 1997.
  124. Р. Теория развития: новые модели экономического роста // Вопросы экономики. 2000. № 9.
  125. Ю., Петраков Н. Российская трансформация и ее результаты // Вопросы экономики. 2004. № 7.
  126. В.Н. Уроки и проблемы реализации стратегии развития Юга России // Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2003. Том 1. № 1.
  127. В.Н., Колесников Ю. С. Силуэты региональной экономической политики на Юге России. Ростов — на Дону: ЮФУ, 2008.
  128. О задаче разработки промышленной политики в России. Комитет ТПП РФ по промышленному развитию и высоким технологиям. М.: Центр законодательной поддержки промышленности, 2002.
  129. В. Основные принципы экономической политики. М.: Прогресс, 1995.
  130. А. Издержки и перспективы реформ в России: институциональный подход // Мировая экономика и Международные отношения. 1998. № 1.
  131. Ю.М. Время философии хозяйства. М.: Экономистъ, 2003.
  132. Ф. Экономика XX века //А. Бейтон, А. Казорла и др. 25 ключевых книг по экономике. Челябинск: «Урал ЬТД». Урал книга", 1999.
  133. А. Человеческие качества. М.: Прогресс, 1985.
  134. А. Экономическая теория благосостояния. М.: Прогресс, 1995.
  135. А., Попова В., Пугачев В. Межотраслевой анализ экономики России в мировых ценах // Экономика и математические методы. 1994. Вып.1.
  136. В.А. Повышение эффективности научных исследований и разработок. М.: Экономика, 1978.
  137. В.М. Трансплантация экономических институтов // Экономическая наука современной России. 2001.№ 3.
  138. В. Технология стратегического управления // Бизнес Ин-форм. 1999. № 3−4.
  139. М. Конкуренция. М.: ИНФРА-М, 2000.
  140. Постиндустриальный мир и Россия. М.: УРСС, 2001.
  141. Постников C. JL, Попов С. А. Мировая экономика и экономическое положение России. М.: Финансы и статистика, 2001.
  142. Проблемы собственности и управления в процессах реструктуризации промышленных предприятий. Бюро экономических исследований. М., 2001.
  143. Дж. Концепции и неправильные представления о теории человеческого капитала // Экономика образования. 2001. № 1.
  144. В.В. Формирование новых российских рынков: трансакционные издержки, формы контроля и деловая этика. М.: Центр политических технологий, 1998.
  145. А.Д. Корпоративное управление и защита прав собственности: эмпирический анализ и актуальные направления реформ. М.: Институт экономики переходного периода, 2001.
  146. А.Д., Энтов P.M. Корпоративное управление и защита прав собственности: эмпирический анализ и защита прав собственности. М., 2001.
  147. А.Д., Энтов P.M., Межераупс И.В.Особенности формирования национальной модели корпоративного управления. Москва: Институт экономики переходного периода, 2003.
  148. Л.А. Современные принципы управления сложными объектами. М.: Радио и связь, 1980.
  149. Регион: проблемы планирования и управления/ Под ред.А. С. Новоселова. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2002.
  150. Регионы России. Социально-экономические показатели. М.: Росстат, 2005.
  151. Регионы России. Социально-экономические показатели. М.: Росстат, 2008.
  152. Рей А. Конкурентные стратегии государства и фирм в экспортно ориентированном развитии // Вопросы экономики. 2004. № 8.
  153. Республика Адыгея в цифрах. 1991 2006. Майкоп: ТО ФСГС по РА, 2007.
  154. JI.C. Доходы: уровень, дифференциация, гарантии. М.: Про-физдат, 1991. N
  155. И.Е. Региональная социально-экономическая политика: содержание и механизмы ее реализации. Воронеж: ВГУ, 2006.
  156. Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции. М.: Прогресс, 1986.
  157. Т.Д. Экономическая безопасность национального хозяйства: теория, методология, формирование в России. Воронеж: ВГУ, 2003.
  158. Российский статистический ежегодник: Стат. сб. /Госкомстат России. М., 1999.
  159. Россия в цифрах 2003. М.: Росстат, 2003.
  160. Дж. Рыночная экономика и Россия. — М.: Прогресс — Академия, 1994.
  161. Стратегия развития государства на период до 2010 года. М., 2004.
  162. . К экономической теории неоднородных систем: Опыт исследования децентрализованной экономики. М.: ГУ ВШЭ, 2001.
  163. Е.В. Интеграционные структуры как основа развития региона // Регионология. 2003. № 1−2.
  164. А. Исследование о природе и принципах богатства народов.- М.: Соцэкгиз, 1962.
  165. Стародубровская И.В., May В. А. Великие революции: От Кромвеля до Путина. М.: Вагриус, 2001.
  166. Дж. Глобализация: тревожные тенденции. М.: Мысль, 2003.
  167. Стратегии бизнеса: аналитический справочник / Под ред. Г. Б. Клейнера. М.: «КОНСЭКО», 1998.
  168. О.С. Институциональная теория и экономическая политика: К новой теории передаточного механизма в макроэкономике. Кн.2: Экономическая политика. Проблемы теоретического описания и практической реализации. М.: Экономика, 2007.
  169. Н.М. Пространственная экономика: проблемы теории, методологии и практики. Екатеринбург, 2003.
  170. А.Х. Регион в системе национальной экономики: экономические модели и механизмы регулирования. М.: Экономика, 1999.
  171. В. Пятый рынок: экономические проблемы производства информации. М.: МГУ, 1993.
  172. Терминологический словарь по мировой экономике. 4.2. Воронеж: Изд-во ВГУ, 2002.
  173. Я. Пересмотр международного порядка. М.: Прогресс, 1980.
  174. Том Н. Управление изменениями// Проблемы теории и практики управления. 1998. № 1.
  175. Э. Метаморфозы власти. М.: ООО «Издательство ACT», 2004.
  176. Э. Третья волна. М.: ООО «Фирма «Издательство ACT», 1999.
  177. Трансформация экономического пространства России // Новые факторы регионального развития: М.: ИГ РАН, 1999. i
  178. Управление социально-экономическими процессами региона / Под ред. А. С. Новоселова. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2000.
  179. О. Экономические институты капитализма: Фирмы, рынки, «отношенческая» контрактация. СПб.: Лениздат, 1996.
  180. Ю.В., Авдеева Т. Т. Основы развития местного хозяйства. М.: Дело, 2000.
  181. А.А. Интеграционный подход к интересам субъектов экономических отношений / Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Владикавказ, 2006.
  182. Человек институциональный. / Под ред. О. В. Иншакова. Волгоград: ВолГУ, 2005.
  183. Шаш Н. Н. Развитие человеческого капитала организации: теория, методология, измерение / Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук. Саратов, 2006.
  184. М.В. Функциональное содержание отношений, факторы формичрования и стратегии развития финансового рынка макрорегиона. Ростов-на-Дону: СКНЦ ВШ, 2006.
  185. В.В. Межбюджетные отношения в инвестиционном процессе /XАвтореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Владикавказ, 2006.
  186. JI.C. Конкурентоспособность региона: факторы и метод создания // Маркетинг в России и за рубежом. 2001. № 4.
  187. Й. Теория экономического развития: (Исследование предпринимательской прибыли, капитала, кредита, процента и цикла конъюнктуры) / Пер. с нем., М., Прогресс, 1982.
  188. JI. Корпоративная долгота / Навигация в «экономике, основанной на знаниях». М.: ЮНИТИ, 2006.
  189. Экономика общественного сектора / Под ред. Е. Н. Жильцова, Ж.-Д. Лафея. М.: МГУ, 1998.
  190. Л. Благосостояние для всех. М.: Экономика, 1991.
  191. Эффективность научно-технического прогресса / Под ред. Л.М. Гатовско-го. М.: Экономика, 1979.
  192. Т.В. Некоммерческие организации: экономика и управление. М.: ИНФРА-М, 1998.
  193. Ю. В. Циклы, кризисы, прогнозы. М.: Наука, 1999.
  194. Е., Яковлев А. Конкурентоспособность и модернизация российской экономики // Вопросы экономики. 2004. № 5.
  195. Mintzberg, Н. Patterns in strategy formation // Management Science.' 1978. N. 24.
  196. Mandel E. Late Capitalism. L., 1987.
  197. Burton J., Sandole D. Generic theory: The basis of conflict resolution// Negotiation Journal. 1986.
  198. Chandler A. Strategy and Structure /Cambrige, Mass.: Mi Press, 1962. P.343.
  199. Davis L., Nort D. Institutial Change and AmericanEconomic Growth. Cambridge, 1971. 4 ^
  200. Pigou A.C. Industrial Fluctuations. L., 1927.
  201. Электронный ресурс: Рейтинговые оценки регионов РФ / РА «Эксперт» //ч
  202. Электронный ресурс: Рейтинговые оценки РА «Эксперт»./ http://www.raexpert.ru/ratings/ ехр.
  203. Электронный ресурс: Социальная сфера Кубани / http://www.admkrai.kuban.ru
  204. Программа экономического и социального развития Краснодарского края на 2003−2008 гг.
  205. Электронный ресурс: Стратегия развития Краснодарского края до 2020 г. / http://dips.kubangov.ru/strategya.
  206. Электронный ресурс: Закон Краснодарского края от 10 июля 2001 г. N 384-КЗ «О прогнозировании, индикативном планировании и программах социально-экономического развития Краснодарского края» / http://www.admkrai.kuban.ru.
Заполнить форму текущей работой