Педагогические аспекты формирования социально-психологической компетентности сотрудников органов местного самоуправления
Неуклонно происходит изменение кадровой политики в направлении формирования профессионально грамотных, компетентных специалистов. На этом пути приходится не только заниматься обучением новых, но и переобучением уже работающих сотрудников. Правительство России и представители различных уровней власти считают, что серьезной причиной большинства недостатков является недостаточное внимание… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретические основы организационно-педагогических аспектов формирования социально-психологической компетентности
- 1. 1. Понятие компетентности. Изучение компетентности в рамках педагогики
- 1. 2. Зарубежные исследования компетентности: понятия когнитивной компетентности и личная компетентность
- 1. 3. Основные подходы к изучению коммуникативной компетентности
- 1. АПедагогические подходы к изучению социальной компетентности. Исследование понятий социального интеллекта и социально-психологической зрелости
- 1. 5. Социально-психологическая компетентность
- 2. 1. Специфика профессиональной деятельности сотрудника органа местного самоуправления
- 2. 2. Формулировка проблемы, постановка цели и задач, определение предмета и объекта исследования. Характеристика выборки
- 2. 3. Формулировка проблемы, постановка цели и задач, определение предмета и объекта исследования. Характеристика выборки
- 2. 4. Результаты пилотажного исследования. Э
- 3. 1. Анализ групп успешных и неуспешных сотрудников ОМСУ с точки зрения педагогических аспектов социально-психологической компетентности
- 3. 2. Корреляционный анализ
- 3. 3. Факторный анализ
Педагогические аспекты формирования социально-психологической компетентности сотрудников органов местного самоуправления (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Среди отличительных черт современной Российской действительности необходимо отметить динамизм и нестандартность процессов, происходящих в обществе. В настоящее время очень трудно найти сферу нашей жизни, которую не коснулись бы изменения. Меняется все, однако, есть области, перемены в которых являются наиболее радикальными и существенными для самого общества. Именно к таким областям относится та, что связана с профессиональной деятельностью человека. Сегодня одни профессии отмирают, другие появляются, бывает и так, что профессия бывшая ранее незаметной, неожиданно в новых экономических и политических условиях становится очень значимой, существенно возрастают требования со стороны общества и государства к представителям данной профессии, резко увеличивается потребность в новых высококвалифицированных кадрах, полностью меняется структура данного ведомства и, как следствие, меняется статус представителя данной профессиональной группы в обществе. На наш взгляд, именно такие преобразования затронули сегодня профессии сотрудников органов местного самоуправления (ОМСУ).
За несколько лет в результате бурного развития муниципальные образования превратились из неопределенной структуры с неясными организационными правами и обязанностями в мощную разветвленную систему, обладающую большой законодательной и материально-технической базой, которая способна активно выполнять роль органа местного самоуправления.
Однако с ростом достижений растут и проблемы. Чтобы добиться таких преобразований, в систему муниципального управления в последние годы привлекались огромные человеческие ресурсы. Кадровая политика определялась тем обстоятельством, что до недавнего времени в стране не было ни одного учебного заведения по целевой подготовке специалистов для ОМСУ.
Поэтому приглашались сотрудники из абсолютно различных областей деятельности с самым разнообразным опытом работы, преимущественно обладающие бойцовскими качествами, поскольку обстановка была приближена к боевой.
Оглядываясь сегодня назад, оценивая сделанное, понимаешь, что достигнутое стало возможным только благодаря тому, что каждый на своем месте стремился до конца выполнить свой долг.
Однако сегодня начался процесс стабилизации системы муниципальных органов власти. В связи с этим все больше внимания уделяется не вопросам количества, а проблемам качества специалистов муниципальных структур.
Неуклонно происходит изменение кадровой политики в направлении формирования профессионально грамотных, компетентных специалистов. На этом пути приходится не только заниматься обучением новых, но и переобучением уже работающих сотрудников. Правительство России и представители различных уровней власти считают, что серьезной причиной большинства недостатков является недостаточное внимание к проблемам качества трудовых ресурсов. Именно поэтому в настоящее время работе с кадрами уделяется первоочередное внимание. Развивается система профессионального подбора кадров, осуществляется постоянное повышение квалификации уже работающих и обучение новичков, неуклонно разрабатываются пути грамотного проведения ротаций, решаются другие задачи по работе с кадрами. Основная цель подобной работы — формирование профессионала, компетентного специалиста.
Для достижения этой цели была открыты специальные факультеты при высших и средних учебных заведениях. В обучении огромное внимание предполагалось уделять психологической и педагогической подготовке специалистов ОМСУ, формированию их социально-психологической компетентности. Однако на теоретическом и эмпирическом уровнях данная проблема рассматривалась очень мало.
На основании всего вышеизложенного была сформулирована ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: разработать и обосновать организационно-педагогические аспекты формирования социально-психологической компетентности у сотрудников органов местного самоуправления.
ОБЪЕКТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ избрана социально-психологическая компетентность работников органов местного самоуправления.
ПРЕДМЕТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ стали организационно-педагогические условия, влияющие на процесс формирования социально-психологической компетентности и в дальнейшем на успешность трудовой деятельности сотрудников органов местного самоуправления (муниципальных образований).
ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ основана на предположении о том, что успешность трудовой деятельности работников органов местного самоуправления может быть достигнута, если будут созданы и реализованы следующие организационно-педагогические условия формирования и развития социально-психологической компетентности сотрудников ОМСУ:
— осуществляется практическая реализация принципов гуманизации и демократизации в деятельности ОМСУ по вертикалипостроение процесса повышения социально-психологической компетентности в соответствии с изменяющимися целями и условиями деятельности конкретного коллектива муниципального образованиявыбор содержания, способов деятельности, участие в оценке и конструировании процесса формирования социально-психологической компетентности;
— создается социально-педагогическая развивающая среда основанная на передовом российском и зарубежном управленческом опыте, использование в практике деятельности ОМСУ достижений педагогики и психологии;
— обеспечивается развитие мотивации к обучению (самообразованию) у сотрудников непосредственно на рабочем месте с целью соответствия социально психологической компетентности субъекта (сотрудника ОМСУ) цели трудовой деятельности;
— стимулирование и поддержка рефлексии собственного опыта каждым сотрудником.
Цель, объект, предмет и гипотеза исследования обусловили постановку следующих задач исследования:
1. Выявить сущность феномена «социально-психологическая компетентность сотрудников органов местного самоуправления».
2. Обосновать организационно-педагогические условия, влияющие на формирование социально-психологической компетентности сотрудников ОМСУ, и изучить педагогические условия, влияющие на особенности проявления социально-психологической компетентности для различных видов деятельности сотрудников ОМСУ.
3. Охарактеризовать взаимосвязь социально-психологической компетентности и успешности трудовой деятельности сотрудников ОМСУ.
4. Сформировать пакет диагностических методик, позволяющих оценивать развитие социально-психологической компетентности работников ОМСУ. Методы исследования. Решение исследовательских задач осуществлялось посредством теоретического анализа педагогической, психологической и специальной литературы, а также использованием метода определения нестрогих педагогических и психологических понятий, разработанного В. А. Ганзеном и В. И. Гинецинским. При сборе эмпирического материала в пилотажном исследовании применялся метод анкетного опроса, а при обработке полученных данных метод контент-анализа. В основной части эксперимента для формирования групп успешных и неуспешных сотрудников ОМСУ (муниципальных образований) использовалась процедура экспертной оценки, а также объективные показатели для глав муниципальных образований.
Для оценки развития социально-психологической компетентности сотрудников ОМСУ (муниципальных образований) применялись диагностические методики: «Ориентировочная анкета» В. Смекалы и М. Кучеры, служащая для измерения направленности личностиметодика Н. А. Кашиновой «Отношение к другому человеку как к ценности» и др. Для математической обработки полученных в исследовании данных использовались методы вариационной статистикианализ средних, корреляционный и факторный анализ, проведенные в вычислительном центре администрации Центрального района с помощью диалоговой системы многомерного анализа «Дисма», разработанной А. В. Вакориным и Ю. Н. Уваровым.
Всего в исследовании приняли участие 172 сотрудника ОМСУ, это муниципальные служащие и депутаты муниципальных образований. Анализу подлежали результаты исследования 163 испытуемых.
Основные положения, выносимые на защиту:
Социально-психологическая компетентность работников органов местного самоуправления есть индивидуальная характеристика субъекта определенного вида трудовой деятельности, содержание которой непосредственно зависит от целей самой деятельности, ее специфических требований, что накладывает, в свою очередь, специфические требования к педагогическому процессу подготовки сотрудников ОМСУ.
Успешность трудовой деятельности сотрудника ОМСУ, зависит от его социально-психологической компетентности, которая проявляется в способности к конструктивному решению возникающих в практической деятельности задач, связанных с использованием знаний, умений и навыков, необходимых для взаимодействия с людьми.
Организационно-педагогические аспекты формирования социально-психологической компетентности суть аспекты для формирования, развития и проявления социально-психологической компетентности сотрудника, созданные в ОМСУ, в частности: практическая реализация принципов гуманизации и демократизации в деятельности ОМСУ по вертикалиучет передового управленческого опыта в практике деятельности ОМСУразвитие мотивации к обучению (самообразованию) у сотрудников (депутата ОМСУ или муниципального служащего) непосредственно на рабочем месте с целью обеспечения соответствия компетентности субъекта (работника ОМСУ) цели трудовой деятельностиподдержка рефлексии собственного опыта каждым сотрудником. > Педагогическая диагностика социально-психологической компетентности предполагает оценку ее компонентов: интеллектуального потенциала, коммуникативных способностей, волевых качеств, системы отношений, направленности личности, мотивационных факторов.
Научная новизна исследования заключается в том, что выявлена суть понятия «социально-психологическая компетентность работников органов местного самоуправления" — выявлена зависимость успешности практической деятельности работников ОМСУ от их социально-психологической компетентностиобосновано положение о том, что организационно-педагогические аспект формирования и развития социально-психологической компетентности зависят от цели трудовой деятельности работников ОМСУ и ее специфических требованийэкспериментально выявлены организационно-педагогические условия, определяющие формирование, развитие и проявление социально-психологической компетентности сотрудников различных структурных подразделений ОМСУ.
Апробация работы. Результаты и основные положения диссертационного исследования рассматривались на заседании кафедры педагогики Московского института Международных экономических отношенийна заседаниях Ученого Совета и в научно-исследовательском отделе Академии Государственной службы при президенте Российской Федерации. Отдельные положения обсуждались на научно — практической конференции «Актуальные проблемы управления персоналом», которая состоялась в г. Химки Московской области 10−11 октября 2002 года. Кроме того, результаты обсуждались на заседаниях Союза муниципальных образований Московской области.
Практическая значимость исследования. Разработанная и апробированная методика диагностики социально-психологической компетентности сотрудников органов местного самоуправления может использоваться в практической работе для отбора, оценки и прогнозирования успешности трудовой деятельности работников ОМСУ, в подготовке муниципальных служащих для различных структурных подразделений, а также в целях коррекции социально-психологической компетентности служащих и депутатов ОМСУ. Результаты, полученные в диссертации, могут быть использованы при подготовке специалистов для системы управления, в процессе повышения квалификации работающих в органах управления специалистов. Разработанный диагностический комплекс, дающий возможность оценить социально-психологическую компетентность, пригоден для дальнейшего развития знания о количественных критериях оценки социально-психологической компетентности.
Структура и объем диссертации
Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Текст диссертации иллюстрирован рисунками, результаты первичной обработки данных приведены в таблицах.
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 3:
1. Успешность профессиональной деятельности сотрудника ОМСУ I зависит от его социально-психологической компетентности, которая понимается как способность к конструктивному использованию знаний, умений и навыков, необходимых для взаимодействия с людьми в контексте профессиональной деятельности;
2. Психодиагностика социально-психологической компетентности предполагает оценку ее предпосылок: интеллектуального потенциала, коммуникативных способностей, волевых качеств, системы отношений, направленности личности, мотивационных факторов;
3. Социально-психологическая компетентность — есть характеристика субъекта определенного вида деятельности, ее содержание непосредственно зависит от целей и структуры профессиональной деятельности и ее специфических требований;
4. Различные компоненты социально-психологической компетентности определяют успешность и неуспешность в разных видах деятельности ОМСУ;
5. Социально-психологическая компетентность обеспечивает соответствие субъекта деятельности самой деятельности, профессиональной группе, предмету деятельности, обнаруживается явное преобладание мужчин (82.4%), а среди муниципальных служащих — женщин (71.4%). Среди депутатов наиболее успешные имеют стаж от 4 до 10 лет, а среди муниципальных служащих — более 5 лет. Общим для успешных является то, что в основном это сотрудники от 40 лет (45.8% от общей выборки), с высшим техническим образованием (54.2% от общей выборки).
Группы явно непродуктивных сотрудников тоже имеют некоторые различия. Неуспешные среди депутатов примерно на половину состоят из мужчин (55.6%), в то время как неэффективные среди муниципальных служащих — это только мужчины (100%). Среди неуспешных среди депутатов не оказалось сотрудников без высшего образования, но подавляющее большинство (80%) — с высшим техническим образованием, а среди муниципальных служащих среди неуспешных представлены испытуемые с высшим гуманитарным и техническим образованием и без высшего образования примерно в одинаковой степени. Что касается опыта работы, то большинство неуспешных среди депутатов имеют стаж в ОМСУ от 2 до 4 лет (61.1%), а среди сотрудников — до 3 лет (80%). Объединяет эти группы то, что наибольший процент неуспешных в ОМСУ составляют люди от 30 до 35 лет, в основном (43.5% от общей выборки) с высшим техническим образованием.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Цель данного диссертационного исследования состояла в изучении организационно-педагогических аспектов формирования социально-психологической компетентности сотрудников органов местного самоуправления.
В связи с поставленной целью в исследовании была предпринята попытка решения двух групп задач: теоретико-экспериментальных и практических.
В теоретическом плане были решены следующие задачи:
• Осуществлен анализ понятия «компетентность» применительно к различным областям жизни и науки. В результате этого был сделан вывод о том, что это сложное, многокомпонентное, междисциплинарное понятие, имеющее множество дефиниций, носящих описательный нестрогий характер и сильно отличающихся по объему, составу, семантической и логической структуре.
• Был применен системный подход к определению нестрогих психолого-педагогических понятий, разработанный В. А. Ганзеном и В. И. Гинецинским В результате этого было создано семантическое поле понятия «компетентность», на основании которого было сформулированы педагогические аспекты понятия «социально-психологическая компетентность». Этот феномен определен нами как способность к конструктивному использованию знаний, умений, навыков, необходимых для взаимодействия с людьми в контексте профессиональной деятельности. Данное определение было конкретизировано в ряде следствий:
1. Социально-психологическая компетентность может быть рассмотрена как характеристика (качество, свойство, компонент, способность, целостное образование) субъекта определенного вида деятельности;
2. Содержание социально-психологической компетентности зависит от целей и структуры профессиональной деятельности и ее специфических требований;
3. Предпосылками социально-психологической компетентности являются следующие ее компоненты: волевой потенциал личности система коммуникативных свойств, интеллектуальные характеристики система отношений личности, мотивационные факторы, направленность;
4. Социально-психологическая компетентность обеспечивает соответствие субъекта деятельности самой деятельности, профессиональной группе, предмету деятельности:
• Дана социально-психологическая характеристика деятельности сотрудников ОМСУ. В результате выполненного анализа был сделан вывод о том, что не только деятельность ОМСУ в целом имеет свою специфику, но и такие ее виды как деятельность депутатов и муниципальных служащих также имеют сходства и различия. Общим является то, что они могут быть отнесены к социономическому типу профессий. Различия определяются целями деятельностиспецифическими особенностями предметно-содержательной стороны деятельности и как следствие особенностями взаимодействия с коллегами и жителями муниципального образования клиентами. Теоретически было обосновано предположение о том, что характер труда и его специфические требования задают особенности социально-психологической компетентности деятельности сотрудников ОМСУ.
• Выдвинуто и обосновано положение о том, что для получения максимально адекватной информации, которая отличалась бы надежностью и валидностью должен быть избран путь комплексного изучения явления социально-психологической компетентности, который предполагает использование методик, дающих достаточно широкий охват измеряемых психологических качеств.
В экспериментальном плане были решены следующие задачи:
• С помощью пилотажного исследования были осуществлены следующие шаги: выявлены субъективные представления сотрудников ОМСУ относительно критериев и причин успешности и неуспешностиуточнено психолого-педагогическое содержание деятельности ОМСУопределены представления сотрудников о ОМСУ необходимости психолого-педагогической подготовки для сотрудника ОМСУ и актуальном уровне социально-психологической компетентностиконкретизировано на основе полученных данных понятие социально-психологической компетентности.
• Исследован характер связи между успешностью и социально-психологической компетентностью в ОМСУ. Полученные экспериментальные данные подтверждают положение о том, что социальнопсихологическая компетентность — есть характеристика субъекта трудовой деятельности, зависящая от характера труда и его специфических требований.
• Рассмотрены особенности психологического содержания и структуры социально-психологической компетентности в деятельности депутатов и муниципальных служащих. Результаты экспериментального исследования подтвердили предположение о том, что разные компоненты социально-психологической компетентности определяют успешность в деятельности сотрудников ОМСУ.
• Полученные экспериментальные данные выявили два уровня социально-психологической компетентности, которые приводят к успешности в деятельности депутата ОМСУ. Один из них был на определен как тактический, поскольку приводит лишь к результативности в деятельности, другой как стратегический, поскольку наряду с достижением результативности в большей степени способствует повышению престижа ОМСУ в обществе.
• В результате эксперимента было выявлено противоречие между успешностью в деятельности ОМСУ и удовлетворенностью ею. Успешные сотрудники обнаружили более неустойчивую трудовую установку.
В практическом плане получены следующие результаты:
С помощью пилотажного исследования были осуществлены следующие шаги: выявлены субъективные представления сотрудников относительно критериев и причин успешности и неуспешности в ОМСУуточнено психологическое содержание деятельности ОМСУопределены представления о необходимости психолого-педагогической подготовки для сотрудника ОМСУ и актуальном уровне социально — психологической компетентности;
— конкретизировано на основе полученных данных понятие социально — психологической компетентности.
• Исследован характер связи между успешностью и социальнопсихологической компетентностью в ОМСУ. Полученные экспериментальные данные подтверждают положение о том, что социально — психологическая компетентность — есть характеристика субъекта трудовой деятельности, зависящая от характера труда и его специфических требований.
• Рассмотрены организационно-педагогические аспектыформирования социально — психологической компетентности в деятельности сотрудников ОМСУ. Результаты экспериментального исследования подтвердили предположение о том, что разные компоненты социально — психологической компетентности определяют успешность в деятельности сотрудников и депутатов.
Полученные экспериментальные данные выявили два уровня социально — психологической компетентности, которые приводят к успешности в деятельности сотрудников ОМСУ. Один из них был на определен как тактический, поскольку приводит лишь к результативности в деятельности, другой как стратегический, поскольку наряду с достижением результативности в большей степени способствует повышению престижа ОМСУ в обществе.
В результате эксперимента было выявлено противоречие между успешностью в деятельности ОМСУ и удовлетворенностью ею. Для успешных сотрудников ОМСУ характерна более неустойчивая трудовая установка. В практическом плане получены следующие результаты: разработанная и апробированная методика изучения социально-психологической компетентности сотрудников ОМСУ может использоваться для отбора, оценки и прогнозирования успешности профессиональной деятельности в различных структурных подразделениях ОМСУ, а также в целях педагогической коррекции социально — психологической компетентности;
• результаты, полученные в диссертации, могут быть использованы при подготовке студентов Северо-западной академии гос. службыв процессе повышения квалификации работающих специалистов на факультете повышения квалификациив групповой и индивидуально-ориентированной психотерапевтической работе психологами в ОМСУ;
• разработанный психодиагностический комплекс, комплекс педагогической диагностики дают возможность оценить социально-психологическую компетентность, может применяться для получения количественных критериев ее оценки.
Организационно — педагогические аспектыформирования социально-психологической компетентности сотрудников ОМСУ является актуальной и многоаспектной проблемой социально-педагогического характера в условиях современного развития Российского общества. В исследовании доказана необходимость организации специальной государственной деятельности по формированию социально-психологической компетентности сотрудников ОМСУ и разработаны предложения по практическому решению данной проблемы.
Список литературы
- Абульханова — Славская К. А. Деятельность и психология личности, — М.: Наука, 1980.-336с.
- Абульханова-Славская К. А. Социальное мышление личности: проблемы и стратегии исследования // Психологический журнал, 1994, т. 14, № 4, с.39−55.
- Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1990.- 240с.
- Активные методы обучения в системе непрерывного образования: Сб. науч. тр. / Отв. ред. Р. Ф. Жуков. СПб.: ЛИЭП, 1991.- 127с.,
- Ананьев Б.Г. Комплексное изучение человека в психологическом исследовании // Вопросы психологии. 1968, № 6, с.45−46.
- Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977.-380с.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во ЛГУ, 1968.- 380с.
- Андреева Г. М. Социальная психология. -М.: Аспект-пресс, 1996.- 375с.
- Андреева Г. М., Богомолова Н. Н., Петровская Л. А. Современная социальная психология на Западе. М., 1978.- 270с.
- Анцыферова Л.И. Методологические принципы и проблемы психологии // Психологический журнал, 1982, т. З, № 12, с.8−18.
- Анцыферова Л.И. Психологические закономерности развития личности взрослого человека и проблема непрерывного образования // Психологический журнал, 1980, т. 14, № 2.
- Анцыферова Л.И. Психология повседневности: жизненный мир личности и «техники» ее бытия // Психологический журнал, 1993, т.14, № 2, с.3−16.
- Анцыферова Л.И. Психология формирования и развития личности // Человек в системе наук. -М., 1989.-427с.
- Анцыферова JI.И. Системный подход к изучению формирования и развития личности // Проблемы психологии личности. Советско-финский симпозиум. -М., 1982, с.140−143.
- Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. М., 1976,-158с.
- Бобков В.Б. У американских ОМСУ во многом те же проблемы. // М.: Издание СОМСУ России, 1998, № 8−9.- с.46−52.
- Борисова Е.М. О роли профессиональной деятельности в формировании личности // Психология формирования и развития личности. М., 1981.-159−177с.
- Братченко C.JI. Развитие у студентов направленности на диалогическое общение с применением групповой формы обучения: Дисс. канд. психолог, наук. Л., ЛГУ, 1987.- 209с.
- Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956.-519с.
- Гальперин П.Я. Введение в психологию. М.: Изд-во МГУ, 1976.- 150с.
- Ганзен В.А. Системные описания в психологии. Л.: Изд-во ЛГУ, 1984.-176с.
- Ганзен В.А. Системный подход к определению нестрогих психологических понятий // Вестник ЛГУ. 1989.Сер.6, Вып. 1.- с.44−49.
- Ганзен В.А., Головей Л. А. Отношения между потенциями и тенденциями в структуре индивидуальности // Экспериментальная и прикладная психология. Личность и деятельность. Л., ЛГУ, 1982. Вьш.2.- с.3−11.
- Гинецинский В.И. Знание как категория педагогики. Опыт педагогической когитологии. Л., ЛГУ, 1989.- 142 с.
- Гинецинский В.И. Педагогическое знание как методологическая и теоретическая проблема. Автореф. дис.докт. пед. наук. Л., ЛГУ, 1988.- 32 с.
- Гинецинский В.И. Пропедевтический курс общей психологии. СПб, 1997 г. 197 с.
- Гласе Дж., Стэнли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. -М.: Прогресс, 1976.- 494с.
- Голубева Социально-психологическая направленность личности как фактор, определяющий особенности поведения // Личность и группа. Л., 1965.
- Гришина Н.В. Психология межличностного конфликта: Дисс. докт. психолог, наук. СПб., СПбГУ, 1999.- 361с.
- Джерелиевская М.А. Социально-перцептивная компетентность в прогнозе эффективности работы риэлтеров // Всероссийская конференция «Психология и бизнес: тезисы" — СПб., 20−21 апреля 2000.- с. 41.
- Довба А.С. Профессия // Большая советская энциклопедия: В 30 т.- М.: Советская энциклопедия. 1975. Т.21.- с. 155.
- Донцов А.И., Жуков Ю. М., Петровская Л. А. Практическая социальная психология как область профессиональной деятельности // Введение в практическую социальную психологию.» М.: Наука, 1999.- с.5−14.
- Емельянов Ю.Н. Активные методы психологической подготовки руководителей трудовых коллективов. // Трудовой коллектив как объект и субъект управления. Л., ЛГУ, 1980.-119с.
- Емельянов Ю.Н. Активные методы социально-психологической подготовки руководителей. // Социально-психологические проблемы производственного коллектива. М.: Наука, 1983.- 240с.
- Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. Л., 1985.- 168с.
- Емельянов Ю.Н. Обучение паритетному диалогу: Учебное пособие. JL, ЛГУ, 1991.- 107с.
- Емельянов Ю.Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности.: Дисс. докт. психолог, наук. Л., ЛГУ, 1991.-403с.
- Емельянов Ю.Н., Кузьмин Е. С. Теоретические и методические основы социально-психологического тренинга: Учебное пособие. Л., ЛГУ, 1983.-103с.
- Жмыриков А.Н. Диагностика социально-психологической адаптированности личности в новых условиях деятельности и общения.: Автореф. дисс. канд. психолог, наук. М., 1999.
- Жуков Ю. М, Петровская Л. А. Проблема диагностики социально-перцептивной компетентности // Активные методы обучения педагогическому общению и его оптимизации. М., 1998.- 98с.
- Захаров В.П., Хрящева Н. Ю. Активные методы обучения общению в подготовке студентов-психологов. // Современные психологические проблемы высшей школы. Л., 1985.
- Звенигородская Н.О., Кащеева В. Д., Кулешова Л. Н. и др. К исследованию факторов, определяющих успешность деятельности производственного коллектива. В кн.: Экспериментальная и прикладная психология. Вып. 9. Психология и управление. — Л., 1979.- 41−46с.
- Зинченко В.П., Мунипов В. М., Рубахин В. Ф. Психологические проблемы эффективности и качества труда. // Психологический журнал, 1984, т.5, № 2, с.25−34.
- Итоговый документ совещания руководителей ОМСУ Российской Федерации. // Вестник ОМСУ. М.: Издание СОМСУ России, 2000, № 4−5.-с. 51−52.
- Каверина Р.Д. Психологическая системантика профессий типа «человек-человек» в целях проф. ориентации.: Дисс. канд. психолог, наук JL, ЛГУ, 1981.-176с.
- Каган М.С. Человеческая деятельность.- М.: Политиздат, 1974.- 328с.
- Капустина А.Н. Социально-психологическая диагностика профессиональных качеств личности.: Дисс. канд. психолог, наук. Д., ЛГУ, 1985.-222с.
- Кашинова Н.А. Особенности общения телефонисток и успешность профессиональной деятельности.: Дисс. канд. психолог, наук. Л., ЛГУ, 1989.-220с.
- Кидрон Формирование социальной компетентности при социально-психологическом тренинге. // Психологические условия социального взаимодействия. Ред. Верник. Таллинн, 1983.
- Киссель А.А. Ценностно-нормативный аспект отношения к труду. // Социологические исследования, 1984, № 1, с.47−54.
- Китвель О социально-психологических проблемах удовлетворенности трудом. Таллинн, 1983.
- Климов Е.А. Введение в психологию труда. М.: Изд-во МГУ, 1988.- 197с.
- Климов Е.А. Путь в профессию. Л.: Лениздат, 1974.- 190с.
- Коблянская Е.В. Психологические аспекты социальной компетентности.: Дисс. Канд. Психолог, наук.- СПб., СПбГУ, 1999.- 210с.
- Круглов А. Каждый стремится до конца выполнить свой долг. // СПб. Вып.2, октябрь 1996.- с. 1.
- Кубышкина М.Л. Психологические особенности мотивации социального успеха: Дисс. канд. психолог, наук. СПб., СПбГУ, 1998.- 222с.
- Кузьмин В.П. Исторические предпосылки и гносеологические основания системного подхода // Психологический журнал. 1982, т. З, № 3, с.3−14.
- Кузьмин П.С. Основы социальной психологии. Д., 1967.- 173с.
- Кузьмина Н.В. Методы системного педагогического исследования. Л., ЛГУ, 1980.- 172 с.
- Куницына В.Н. Социальный интеллект и социальная компетентность // Б. Г. Ананьев и ленинградская школа в развитии современной психологии: Тезисы научно-практической конференции. СПбГУ, 1999, с.34−36.
- Куницына В.Н. Трудности межличностного общения: Автореф. дисс. доктора психолог, наук. СПб., СПбГУ, 1997.- 38с.
- Краснова О.З. Формирование педагогической культуры у студентов технического вуза. Дис.канд. пед.наук. Санкт-Петербург, гос. университет. 1997.- 234 с.
- Кэмпбелл, Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях М.: Прогресс, 1980.- 391с.
- Кяэрст М. Рассмотрение компетентности в психологической концепции совершенствования управления производственной организацией // Актуальные проблемы психологии труда: Сб. Статей / Отв. ред. М. Котик, -Тарту, 1980.- 160с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1972.-304с.
- Леонтьев А.Н. Некоторые проблемы психологии теории деятельности на современном этапе. // Развитие эргономики в системе дизайна. Тезисы доклада Всесоюзной конференции. Боржоми, 1979, с.286−290.
- Лийметс Х.И. Место групповой работы среди других форм обучения // Советская педагогика и школа. Тарту, 1971. Вып. 5.- с.29−57.
- Ломов Б.Ф. К проблеме деятельности в психологии. // Психологический журнал, 1981, т.2, № 5, с.3−22.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М.: Наука, 1984.-447с.
- Ломов Б.Ф. О системном подходе в психологии. // Вопросы психологии, 1975, № 2, с.31−45.
- Майсурадзе Ю.Ф. Роль образования в повышении компетентности руководящих кадров промышленности. // Научное управление обществом. -М., 1976. Вып. 10.- с.277−311.
- Макшанов С.И. Психодиагностика способности к управлению людьми в особых условиях Дис. канд. психолог, наук. — Л., ЛГУ, 1998.- 200с.
- Макшанов С.И. Психология в тренинге. СПб.: Образование, 1998.- 238с.
- Марушкина А.Н. Формирование педагогической направленности у студентов университета с учетом структуры способностей. Автореф.дис.канд.пед.наук. Л., ЛГУ 1986.- 16 с.
- Моль Ю. Социальная компетентность как цель психотерапии: проблема образа Я в ситуации социального перелома. // Вопросы психологии, 1998, № 5,с.б1-б8.
- Мерлин B.C. Деятельность как опосредствующее звено в связи разноуровневых свойств индивидуальности. // Проблемы интегрального исследования индивидуальности. Пермь, 1978. Вып.2.- с. 15−40.
- Мерлин B.C. Лекции по психологии мотивов человека: Учебное пособие. -Пермь, 1971.- 120с.
- Методологические проблемы социальной психологии. / Отв. ред. Е. Е. Шорохова.- М.: Наука, 1975.- 295с.
- Методы социальной психологии. / Под ред. Е. С. Кузьмина, В. Е. Семенова. -Л. ЛГУ, 1977.- 175с.
- Муздыбаев К. Психология ответственности. Л.: Наука, Лен. отделение, 1983 .-240с.
- Мясищев В.А. Личность и неврозы. Л., ЛГУ, I960.- 426с.
- Натанзон Э.Ш. Приемы педагогического воздействия. М., Просвещение, 1972.-215 с.
- Никифоров А.Г. Компетентность и ее значение в управлении производством. // Вестник МГУ.- М., 1973, № 3.
- Новикова Л.И. Коллектив и личность как педагогическая проблема. Автореф.дис. .докт. пед. наук. Л., ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1977.- 47 с.
- Носкова О.Г. Метод опроса в исследовании работоспособности человека в эргономике. В кн.: Проблемы инженерной психологии. Вып.4.- М.: Эргономика, 1979.
- Общение и оптимизация совместной деятельности. / Под ред. Г. М. Андреевой, Я. Яноушека, М., 1987.- 301с.
- О дне сотрудника ОМСУ РФ. // Вестник ОМСУ. М.: Издание ГТК России, 1997, № 8−9.- с. 1−7.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1998.-921с.
- Общая психодиагностика / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина.- М., 1987.-304с.
- Орлова И.Н. Социально-педагогические условия формирования профессиональной активности личности специалиста. Дис.канд.пед.наук. Л., ЛГУ, 1986.- 229 с.
- Панферов В.Н. К вопросу о функциональной структуре профессиональной деятельности клубных работников. В кн.: Клубный работник: личность и деятельность. — Л.: ВГОПК, 1980.-100с.
- Панферов В.К. Общение как предмет социально-психологических исследований: Дисс. докт. психолог, наук. Л., ЛГУ, 1983.- 468с.
- Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. М., 1971.-348с.
- Парыгин Б.Д. Психологическая готовность в условиях перестройки. // Человек в системе наук. Отв. ред. И. Т. Фролов. М.: Наука, 1989.- 504с.
- Петровская Л.А. Компетентность в общении. М., МГУ. 1989.- 216с.
- Платонов К.К. Проблемы способностей. М.: Наука, 1972.- 312с.
- Практикум по экспериментальной и прикладной психологии. / Под ред. А. А. Крылова. Л., ЛГУ, 1990.- 272с.
- Профориентация и профотбор на рабочие профессии. / Под ред. М. В. Алишева. М.: Высшая школа, 1987.
- Психологическое исследование общения / Отв. ред. Б. Ф. Ломов и др. М., 1985.-344с.
- Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М.: Изд-во АН СССР, 1957.- 328с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1946.- 704с.
- Рубинштейн С.Л. Предисловие. Психология, Движение и деятельность. -М., 1945.-С.З-5.
- Рубинштейн С.Л. Проблема деятельности и сознания в системе советской психологии. М., 1945.- с.6−21.
- Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии, 2-е издание (Отв. ред. Е.В. Шорохова).- М.: Педагогика, 1976.- 416с.
- Рунион Р. Справочник по непараметрической статистике. М.: Прогресс, 1982.-198С.
- Свенцицкий А.Л. Социальная психология управления. Л., 1976, — 175с.
- Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб., 1996.-349С.
- Скопылатов И. А. Ефремов О.Ю. Управление персоналом. СПб Смольный Университет. 2000 г. 365 с.
- Скопылатов И.А. Индивидуализация обучения в высшей военной школе России.: Дис. д-ра. пед. наук., 1994 г. 362с.
- Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. Вып. 1. Под ред. Н. В. Кузьминой. Л., ЛГУ, 1973.
- Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. М., 1980.-176с.
- Социально-психологическая компетентность. // Психология. Словарь. / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского.- М., 1990.- с. 375.
- Социально-психологические и нравственные аспекты изучения личности. М., 1998.
- Суходольский Г. В. Основы математической статистики для психологов. -Л.ЛГУ, 1972.-428с.
- Суходольский Г. В. О требованиях к психологическому изучению деятельности. // Личность и деятельность. Экспериментальная и прикладная психология (межвузовский сборник).- Л., ЛГУ, 1982.- с. 11−20.
- Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961.- 536с.
- Толковый словарь русского языка. // Под ред. Д. Н. Ушакова.- М.: Советская энциклопедия, 1935.
- Уманский Л.И. Методы экспериментального исследования социально-психологических феноменов. // Методология и методы социальной психологии. М., 1977 — с.54−71.
- Хеккаузен X. Мотивация и деятельность. М.: Педагогика, 1986. Т. 1−408с., Т.2 — 392с.
- Цветкова Л.А. Коммуникативная компетентность врачей-педиатров: Дисс. канд. психолог, наук. СПб, СПбГУ, 1995.- 168с.
- Черны В., Колларик Т. Компендиум психодиагностических методов. -Братислава, 1988. Кн. 1 202с., кн.2- 239с.
- Чикер В. А. Связь интеллектуальных особенностей личности с эффективностью деятельности инженеров.: Дисс. канд. психолог, наук. -Л.ЛГУ, 1981.-246с.
- Шадриков В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. -М.: Наука, 1982.- 184с.
- Шамахов В Создана мощная система. Будем ее совершенствовать. // СПб., Октябрь 1999. Вып. 2.- С. 2.
- Шаукенова З.К. Направленность личности руководителя: диагностика и коррекция (на примере руководителей среднего звена государственного предприятия): Дисс. канд. психолог, наук. СПб., СПбГУ, 1998.- 194с.
- Шибутани Т. Социальная психология. М., 1969.- 536с.
- Шорохова Е.В. Социальная детерминация поведения. В кн.: Психологические проблемы социальной регуляции поведения. — М.: Наука, 1976.- С.5−20.
- Яковлева Н.В. Психологическая компетентность и ее формирование в процессе обучения в вузе.: Автореферат дисс. канд. психолог, наук. -Ярославль, 1999.
- Якунин В.А. Обучение как процесс управления: психологические аспекты. -Л., ЛГУ, 1988.- 160 с.
- Ярмухамедова Н.Д. Метод анализа конкретных ситуаций, как форма социально-психологического обучения руководителей. Чимкент, 1983.-с.17
- Betz, N. and Hackett, G. Application of Self-efficacy Theory to Understanding Career Choice Behavior // Journal of Social and Clinical Psychology, 1986, V.4, pp. 279−289.
- Burns, M. and Seligman, M. Explanatory Style, Helplessness, and Depression // Handbook of Social and Clinical Psychology. N.Y., 1999, pp.267−284.
- Cattell D., Mental Test and Measurement. Mind, 1980, Vol.15.
- Festinger, L. A Theoretical Interpretation of Shifts in Level of Aspiration // Psychological Review, 49, pp.250−255.
- Handbook of Social and Clinical Psychology: the Health Perspective / Ed.C.R.Snyder, Donelson. R Forsith. N.Y.I 999.
- Kirch, I. Early Research on Self-efficacy: What We Already Know Without Knowing We Knew // Journal of Social and Clinical Psychology, 1986, V.4, pp.339−358.
- Kolb D., Lublin S., Spoth J., Baker R. Strategic Management Development-Using Experiential Learning Theory to Assess and Develop Managerial Competencies Journal Management Development- 1986, 5, n 3. pp. 13−24.
- Mehrabian A., Epstein N. A Measure of Emotional Empathy. Journal of Personality, 1972, Vol, 40, pp.525−543.
- Pfingsten U., Hintsch R. Gruppentraining Sozialer Kompetenzen. Weinheim: Psychologie Verlag Union, 1991.
- Rotter J. Generalized Expectancies for Internal Versus External Control of Reinforsment. //Psychological Monographs, 1966, 80(1), pp. 1−28.
- Rotter J. Social Learning and Clinical Psychology. // Englewood cliffs, № 4: Prentice-Hill. 1984.
- Rubin, Rose-Krasnor. Interpersonal Problem Solving and Social Competence in Children // Handbook of Social Development. N.Y., 1992.
- Soziale Kompetenz // R. Ullrich, R. Ullrich (Hrsg.). Munchen: Pfeiffer, 1978.
- Ullrich R., Ullrich de Muynck R. Diagnose und Therapie sozialer Storungen. Das Assertiveness- Trainings- Programme ATP. Munchen: Pfeiffer, 1980.
- White R.K. Motivation Reconsidered: The Concept of Competence // Psychological Review. Vol. 66. № 5.