Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование готовности молодежи допризывного возраста к службе в Вооруженных Силах РФ на основе социального партнерства

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Следует отметить, что проблемы подготовки молодежи допризывного возраста к службе в армии не могут рассматриваться обособленно от проблем, которые стоят перед современной российской молодежью и обществом в целом. Ведь молодые люди получают воспитание и образование в одних и тех же школах, семьях, творческих коллективах, спортивных секциях, кружках технического творчества и, конечно, на улице… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Формирование готовности молодежи допризывного возраста к службе в Вооруженных Силах РФ как педагогическая проблема
    • 1. 1. Состояние разработанности проблемы формирования готовности молодежи допризывного возраста к службе в Вооруженных Силах РФ в философской и психолого-педагогической литературе
    • 1. 2. Основные виды и направления допризывной подготовки молодежи к службе в Вооруженных Силах РФ
    • 1. 3. Потенциал социального партнерства в формирования готовности молодежи допризывного возраста к службе в Вооруженных Силах РФ
    • 1. 4. Модель формирования готовности молодежи допризывного возраста к службе в Вооруженных Силах РФ на основе социального партнерства
  • Выводы по I главе
  • Глава II. Педагогические условия эффективного формирования готовности молодежи допризывного возраста к службе в Вооруженных Силах РФ на основе социального партнерства
    • 2. 1. Интеграция деятельности социальных партнеров в подготовке молодежи допризывного возраста по военно-учетной специальности
    • 2. 2. Разработка и реализация комплексной программы дополнительного образования по допризывной подготовке молодежи
    • 2. 3. Использование технологии управления процессом допризывной подготовки в рамках муниципального координационного центра
    • 2. 4. Результаты экспериментальной работы по формированию готовности молодежи допризывного возраста к службе в Вооруженных Силах в РФ
  • Выводы по II главе

Формирование готовности молодежи допризывного возраста к службе в Вооруженных Силах РФ на основе социального партнерства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования обусловлена фактами нехватки допризывной молодежи имеющей необходимую подготовку для несения службы в Вооруженных Силах. Решение данного вопроса представляет особую важность для поддержания национальной безопасности страны т.к. поддержание ее высокого уровня сопряжено, в том числе с обеспечением высокого качества личного состава Вооруженных Сил. Кроме того, значительная часть современной молодежи не обладает к моменту наступления призывного возраста какой-либо специальностью, что значительно сужает круг возможностей для их дальнейшего профессионального образования. Вместе с тем, в молодежной среде налицо проявление негативного отношения к службе в армии, выражающиеся в отсутствии таких качеств как гражданственность, патриотизм и отсутствием мотивации к исполнению воинских обязанностей.

Следует отметить, что проблемы подготовки молодежи допризывного возраста к службе в армии не могут рассматриваться обособленно от проблем, которые стоят перед современной российской молодежью и обществом в целом. Ведь молодые люди получают воспитание и образование в одних и тех же школах, семьях, творческих коллективах, спортивных секциях, кружках технического творчества и, конечно, на улице. Значение имеют только возможности регионов, городов и других населенных пунктов в предоставлении условий для развития личности и, что не маловажно, материальные возможности родителей и родственников. Поэтому неудивительно, что основная часть потенциальных призывников образована выходцами из малоимущих семей.

Важной задачей в системе подготовки допризывников к службе в армии остается укрепление их здоровья, повышение уровня физической подготовленности, формирование у них гражданского долга защищать Родину, культивирование необходимых здоровьесберегающих знаний, умений и навыков.

Современные тенденции в области образования характеризуются повышением интереса к патриотическому воспитанию подрастающего поколения, попытками вернуть доверие молодежи к службе в армии в связи с чем актуальное значение приобретают проблемы военно-патриотического воспитания личности и формирования готовности молодежи допризывного возраста к службе в Вооруженных Силах РФ.

Анализ психолого-педагогической и другой литературы показывает, что различные аспекты проблемы формирования готовности молодежи допризывного возраста к службе в Вооруженных Силах РФ находились в центре научных интересов ученых, практических педагогов, психологов, руководителей образовательных учреждений, военкоматов и т. д.

Социально-философский контекст обозначенной проблемы представлен в работах С. В. Слукина, Т. В. Беспаловой, А. П. Погорелого, А. В. Кузнецовой, В. А. Коробанова, А. В. Солодилова и др.

Исследованию проблем ориентации учащейся молодежи на военные профессии посвящены работы JT.A. Кандыбовича, В. Ф. Ковалевского,

A.Д. Лизичева, И. Н. Панина, В. П. Петрова, А. Т. Ростунова, И. А. Скородумова, Н. П. Федосеева и др.

Определяющее значение для нашего исследования имеют педагогические исследования по проблемам формирования готовности личности к службе в Вооруженных Силах РФ (С.И. Архангельский, С .Я. Батышев, А. П. Беляева,

B.П. Беспалько, Е. Н. Богданов, Н. В. Кузьмина, B.C. Леднев, В. А. Сластёнин и др.), психологические исследования (Б.Г. Ананьев, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, Л. М. Митина, С. Л. Рубинштейн, Н. Ф. Талызина, И. С. Якиманская и др.), философские исследования (B.C. Библер, Б. С. Гершунский, В. И. Гинецинский, П. С. Гуревич, Э. В. Ильенков, В. А. Кобылянский и др.).

Проблема формирования у подростков и молодежи готовности к защите

Родины нашла отражение в исследованиях А. А. Аронова («Совершенствование подготовки учащейся молодежи к военной службе», 1992), Р. А. Кемза 4

Подготовка школьников к службе в Вооруженных Силах", 1997), В. И. Бачевского («Педагогические основы подготовки школьников к военной службе, 1998), С. А. Константинова («Воспитание патриотизма и готовности к защите Отечества у учащихся средней школы», 2002), А .Г. Вороненко («Развитие системы патриотического воспитания школьников в современных условиях Крайнего Севера», 2006), И. В. Кострулевой («Содержание и организация патриотического воспитания в условиях регионализации образования, 2003).

Анализ социально-философских, исторических, педагогических исследований позволяет сделать вывод о том, что, несмотря на социальную, научную и практическую актуальность проблема формирования готовности молодежи допризывного возраста к службе в Вооруженных Силах РФ изучена недостаточно.

Неразрешенными в настоящее время являются следующие противоречия:

— между необходимостью несения службы в армии и невысоким имиджем Вооруженных Сил в современном российском обществе;

— между существующим в настоящее время низким уровнем психологической, • физической, интеллектуальной готовностью и необходимостью осуществления допризывной подготовки молодежи и др. между возможностью решения проблемы допрофессиональной подготовки молодежи к службе в Вооруженных Силах РФ средствами организации социального партнерства и автономностью деятельности социальных институтов, осуществляющими подготовку допризывной молодежи по военно-учетным специальностям.

Проблема исследования каковы педагогические условия процесса формирования готовности молодежи допризывного возраста к службе в Вооруженных Силах РФ на основе социального партнерства.

Объектом диссертационного исследования является процесс формирования готовности молодежи допризывного возраста к службе в ь

Вооруженных Силах РФ на основе социального партнерства.

Предметом исследования выступают педагогические условия процесса формирования готовности молодежи допризывного возраста к службе в Вооруженных Силах РФ на основе социального партнерства.

Цель диссертационного исследования — научное обоснование и экспериментальная проверка педагогических условий эффективности процесса формирования готовности молодежи допризывного возраста к службе в Вооруженных Силах РФ на основе социального партнерства.

Гипотеза исследования: формирование готовности молодежи к службе в Вооруженных Силах па основе социального партнерства будет оптимальной, при реализации следующих педагогических условий:

— интеграции деятельности социальных партнеров по получению допризывниками военно-учетной специальности;

— разработке и реализации комплексной программы дополнительного образования по допризывной подготовке молодежииспользовании технологии управления процессом допризывной подготовки в рамках муниципального координационного центра.

Задачи исследования:

1. Изучить состояние разработанности проблемы допризывной подготовки молодежи к службе в Вооруженных Силах РФ в философской, педагогической, психологической литературе;

2. Выявить потенциал социального партнерства в формирования готовности молодежи допризывного возраста к службе в Вооруженных Силах РФ;

3. Разработать модель допризывной подготовки молодежи к службе в Вооруженных Силах РФ на основе социального партнерства;

4. Определить, обосновать и экспериментально апробировать педагогические условия процесса допризывной подготовки молодежи к службе в Вооруженных Силах РФ на основе социального партнерства.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют 6 общенаучные положения о человеке и его роли в защите Отечества, о войне и мире, системно-организованный и адресный подходы в патриотическом воспитанииидеи социального партнерства в образованиинормативно-правовые основы допризывной подготовки молодежи, представления об идеале гражданина-патриота, ценностных ориентациях и общечеловеческих ценностяхконцепции проектирования и психолого-педагогического обеспечения образовательного процесса (Ю.К. Бабанский,

A.В. Барабанщиков, В. Л. Васильев, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов,

B.П. Есипов, А. Т. Иваницкнй, В. В. Карпов, Н. В. Кузьмина, А. Н. Леонтьев, В. Ю. Рыбников, В. Я. Слепов, В. И. Хальзов, Т. Г. Шарухина и др.), педагогические и социально-психологические основы обеспечения готовности к службе в Вооруженных Силах, в том числе концепция патриотически-ориентированного образования (А.А. Аронов, А. В. Беляев, В. И. Бачевский, Г. И. Васильев, С. Н. Винникова, А. Н. Вырщиков, И. Н. Качура, Р. А. Кемза, Х. В. Конжиев, С. А. Константинов, A.M. Романович и др.).

Для решения поставленных задач и проверки исходных научных предположений использовался комплекс следующих методов:

— теоретические — анализ философской, психологической и педагогической литературы по теме диссертации, сравнение, экстраполяция и классификация, теоретический анализ, изучение и обобщение педагогического опыта, педагогическое моделирование, ретроспективный анализ собственного педагогического опыта.

— эмпирические — опытно — экспериментальная работа, наблюдение, анкетирование, интервьюирование, экспертное оценивание, рейтинг, беседа, контент-анализ и другие.

Исследование проводилось на базе ряда общеобразовательных учебных заведений г. Солнечногорска, а также «Солнечногорского районного центра допризывной подготовки» и осуществлялось в три этапа:

На первом этапе (2004 — 2005 гг.) изучалась философская, педагогическая, психологическая, культурологическая литература, анализировалось состояние разработанности проблемы в теории и практике, изучались эффективные методы формирования готовности молодежи допризывного возраста к службе в Вооруженных Силах в общеобразовательных и средних профессиональных учебных заведениях. Формулировались и уточнялись цель, объект, предмет, гипотеза, задачи исследования. Были выявлены общие подходы к решению проблемы.

На втором этапе (2005 — 2007 гг.) проводилась опытно-экспериментальная работа, на основе которой уточнялась рабочая гипотеза (педагогические условия), разрабатывалась модель процесса, проводилась апробация педагогических условий, которые реализуются в процессе, осуществлялась первичная обработка экспериментальных данных.

На третьем этапе (2008 — 2009 гг.) систематизировался и обрабатывался полученный материал и результаты эксперимента, продолжалось их обсуждение и внедрение, оформлялся текст диссертации.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— уточнено содержания понятия «готовность молодежи к службе в Вооруженных Силах» под которым мы понимаем совокупность военно-профессиональных знаний, умений, навыков и личностных качеств, сформированность и развитие мировоззренческих и мотивационных характеристик, направленность на качественное овладение воинской специальностью и эффективное выполнение должностных обязанностей в любой обстановке, готовность выполнить свой долг перед Родинойразработана педагогическая модель формирования готовности молодежи допризывного возраста к службе в Вооруженных Силах РФ на основе социального партнерства, демонстрирующая возможности социальных партнеров в реализации различных компонентов процесса формирования готовности молодежи допризывного возраста к службе в Вооруженных Силах РФ;

— определены педагогические условия оптимального формирования 8 готовности молодежи к службе в Вооруженных Силах на основе социального партнерства: интеграция деятельности социальных партнеров по получению допризывниками военно-учетной специальностиразработка и реализация комплексной программы дополнительного образования по допризывной подготовке молодежииспользование технологии управления процессом допризывной подготовки в рамках муниципального координационного центра.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем изучен и обобщен материал по проблеме формирования готовности молодежи к службе в Вооруженных Силахв теоретическом плане содержательно представлены сущность, критерии и уровни подготовленности и модель формирования готовности молодежи к службе в Вооруженных Силах на основе социального партнерствауточнен понятийно — терминологический аппарат, отражающий специфику процесса формирования готовности молодежи допризывного возраста к службе в Вооруженных Силах РФ.

Практическая значимость исследования заключается в том, что содержащиеся в ней теоретические положения и выводы создают предпосылки для практического решения проблемы формирования готовности молодежи к службе в Вооруженных Силах на основе социального партнерстваразработанная модель формирования готовности молодежи к службе в Вооруженных Силах па основе социального партнерств может быть использована в любом центре либо учебном заведении, осуществляющем допризывную подготовку.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются: чёткой методологической основойопорой на ведущие положения концепции воспитания социально-ориентированной личностиприменением комплексной методики исследования, адекватной его проблеме, объекту, предмету, цели и задачамценностно-ориентированным подходом к организации опытно-экспериментальной работы и её позитивными результатами, выбором комплекса взаимодополняющих теоретических и эмпирических, количественных и качественных методовисходными 9 методологическими и теоретическими положениями, их непротиворечивостью и комплексом взаимодополняющих методов изучения.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на теоретических семинарах педагогов системы среднего и высшего профессионального образования и исследователей ИПППО РАО. Материалы исследования обсуждались и докладывались на международных и всероссийских научно-практических конференциях: Межрегиональной научно-практической конференции «Принципы, технологии и диагностика качества воспитательной деятельности в учреждениях профессионального образования» (г.Казань, 22 апреля 2009 года), Международной научно-практической конференции «Подготовка компетентного специалиста в условиях образовательного кластера: модели, технологии, качество» (г.Казань, 16 апреля 2009 г.), научно-практической конференции «Многоуровневая подготовка компетентностного специалиста в условиях опережающей стандартизации профессионального образования» (г.Казань 19 ноября 2009 года) и др.

Обсуждение хода и результатов исследования осуществлялось в лаборатории профессионального воспитания п социальной педагогики ИПППО РАО. Кроме того, материалы исследования публиковались в форме статей и тезисов в научно-методических и теоретических сборниках, обсуждались на семинарах ИПППО РАО. 1

Результаты исследования внедрялись в практическую деятельность педагогов, в консультативную деятельность автора при подготовке учителей к аттестации, а также открытых мероприятиях, проводимых в общеобразовательных и специализированных школах города Солнечногорск №: 14, 16.

На защиту выносятся следующие положения:

— формирование готовности молодежи к службе в Вооруженных Силах представляет собой неотъемлемую часть целостного процесса допризывной подготовки, ее основными организационными формами являются учебный процесс и внеучебная воспитательная работа, а содержанием выступают

10 знания, мировоззрение, мотивационно-цеппостные ориентации, социально-духовные ценности, физическое совершенствование, умения и навыки в военно-патриотической деятельности;

— в качестве ведущих компонентов модели формирования готовности молодежи к службе в Вооруженных Силах на основе социального партнерства выступают: объект, субъект, цель, задачи, основные этапы, технология, методы, критерии и уровни результативности, которые в значительной степени определяют ситуативно-оправданным использованием субъект-субъектных отношений в процессе воспитательной деятельности;

— формированию готовности молодежи к службе в Вооруженных Силах на основе социального партнерства способствует ряд педагогических условий: интеграция деятельности социальных партнеров по получению допризывниками военно-учетной специальностиразработка и реализация комплексной программы дополнительного образования по допризывной подготовке молодежииспользование технологии управления процессом допризывной подготовки в рамках муниципального координационного центра.

Структура диссертационного исследования. Работа общим объемом 178 листа, состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии (179 наименований) и 3 приложений.

Выводы по II главе

Интеграция деятельности социальных партнеров в процессе овладения призывниками ВУС представляет собой систему, направленную на максимальное участие всех социальных партнеров в различных этапах данного процесса, координирующих их активность, основанную на выработке и применении общих подходов, методов деятельности, мониторинга деятельности. Интеграция деятельности в ходе нашего исследования обеспечивала комплексную реализацию операций, функций и управленческих воздействий социальных партнеров с целью получения максимально возможного результата от их совместной деятельности.

Эффективная допризывная подготовка оказалась возможной лишь в рамках дополнительного образования молодежи, предоставляющего широкие возможности для развития творческих способностей учащегося в различных видах деятельности и областях знаний. Необходимость осуществления допризывной подготовки молодежи в рамках дополнительного образования вызвана также комплексностью разработанной программы, предполагающей огневую, тактическую, медицинскую и др. подготовку, что оказывается затруднительным в учебно-воспитательном процессе образовательных учреждений, регламентированным учебным расписанием.

В ходе формирующего эксперимента мы во многом пересмотрели традиционные подходы к управлению процессом допризывной подготовки и технологий управленческой деятельности, которые бы внаибольшей степени соответствовали современным социально-экономическим условиям, способствовали реализации человеческого фактора, развитию демократических, гуманистических процессов в образовательном пространстве учебного заведения. В ходе данного анализа была выявлена слабая эффективность управления процессом допризывной подготовки молодежи в рамках отдельно взятого региона, где большинство учебных заведений осуществляют допризывную подготовку изолировано от других социальных партнеров ввиду отсутствия тесно налаженных связей. В связи с этим было принято решение о необходимости создания новой организационной структуры — муниципального координационного центра допризывной подготовки молодежи, сочетающего в себе как образовательные, так и управленческие функции, учредителем которого выступил Комитет по делам молодежи и туризму администрации Московской области.

Заключение

Проведенное исследование подтвердило выдвинутую гипотезу и позволило сделать следующие выводы:

Обеспечение подготовленности к службе в армии — важнейшая государственная задача в воспитании молодежи допризывного возраста — ближайшего пополнения рядов Вооруженных Сил, для защиты границ и жизненных интересов государства.

Готовность молодежи допризывного возраста к службе в Вооруженных Силах РФ мы рассматриваем как совокупность военно-профессиональных знаний, умений, навыков и личностных качеств, сформированность и развитие мировоззренческих и мотивационных характеристик, направленность на качественное овладение воинской специальностью и эффективное выполнение должностных обязанностей в любой обстановке, готовность выполнить свой долг перед Родиной.

Социальное партнерство области формирования готовности молодежи допризывного возраста к службе в Вооруженных Силах РФ — это важный элемент в формировании современного подхода к допризывной подготовке, показатель реальной заинтересованности в его дальнейшем развитии.

Социальное партнерство по отношению к образованию понимается нами как партнерство, которое инициирует система образования в качестве особой сферы социальной жизни, внося свой вклад в становление гражданского общества.

Институт социального партнерства в сфере образования, применительно подготовки специалистов для государственных и коммерческих структур, а в нашем случае, осуществляющий допризывную подготовку молодежи к службе в Вооруженных Силах РФ, значительно отличается от института социального партнерства в области экономики и бизнеса.

Социальными партнерами могут быть органы государственной власти, министерства и ведомства самого различного уровня, коммерческие организации, общественные организации, организации некоммерческого партнерства, индивидуальные предприниматели и т. д.

Опираясь на проведенный теоретический анализ психолого-педагогической литературы, в рамках проводимого нами исследования была предпринята попытка моделирования такой педагогической системы, которая позволила бы с учетом современных реалий осуществлять формирование готовности молодежи допризывного возраста к службе в Вооруженных Силах РФ на основе социального партнерства. Разработанная модель наглядно демонстрирует возможности социальных партнеров в реализации различных компонентов процесса формирования готовности молодежи допризывного возраста к службе в Вооруженных Силах РФ.

Интеграция деятельности социальных партнеров в процессе овладения призывниками ВУС представляет собой систему, направленную на максимальное участие всех социальных партнеров в различных этапах данного процесса, координирующих их активность, основанную на выработке и применении общих подходов, методов деятельности, мониторинга деятельности. Интеграция деятельности в ходе нашего исследования обеспечивала комплексную реализацию операций, функций и-управленческих воздействий социальных партнеров с целью получения максимально возможного результата от их совместной деятельности.

Эффективная допризывная подготовка оказалась возможной лишь в рамках дополнительного образования молодежи, предоставляющего широкие возможности для развития творческих способностей учащегося в различных видах деятельности и областях знаний. Необходимость осуществления допризывной подготовки молодежи в рамках дополнительного образования вызвана также комплексностью разработанной программы, предполагающей огневую, тактическую, медицинскую и др. подготовку, что—оказывается затруднительным в учебно-воспитательном процессе образовательных учреждений, регламентированным учебным расписанием.

В ходе формирующего эксперимента мы во многом пересмотрели традиционные подходы к управлению процессом допризывной подготовки итехнологий управленческой деятельности, которые бы в наибольшей степени соответствовали современным социально-экономическим условиям, способствовали реализации человеческого фактора, — развитию демократических, гуманистических процессов в образовательном пространстве учебного заведения. В ходе данного анализа была выявлена слабая эффективность управления процессом допризывной подготовки молодежи в рамках отдельно взятого региона, где большинство учебных заведений осуществляют допризывную подготовку изолировано от других социальных партнеров ввиду отсутствия тесно налаженных связей. В связи с этим было принято решение о необходимости создания новой организационной структуры — муниципального координационного центра допризывной подготовки молодежи, сочетающего в себе как образовательные, так и-управленческие функции, учредителем которого выступил Комитет по делам молодежи и туризму администрации Московской области.

Исходя из полученных результатов диссертационного исследования было бы целесообразно:

— главному управлению воспитательной работы МОН РФ рассмотреть возможность использования разработанной в диссертации методики допризывной подготовки молодежи допризывного возраста к службе в Вооруженных Силах РФ на основе социального партнерства;

— издать программу допризывной подготовки «Формирование готовности молодежи допризывного возраста к службе в Вооруженных Силах РФ на основе социального партнерства» для использования в практической деятельности учебных заведений различного уровня.

Однако наше проведенное исследование не исчерпывает все аспекты рассматриваемой темы.

Необходимо продолжить разработку педагогических технологий, позволяющих наиболее эффективно формировать готовность молодежи допризывного возраста к службе в Вооруженных Силах РФ на социальное партнерство.

Также существует необходимость, провести стандартизацию показателей готовности молодежи допризывного возраста к службе в Вооруженных Силах РФ, что, безусловно, является основой для психологических исследований.

Показать весь текст

Список литературы

  1. М.Б. Система военно-патриотического воспитания кадет // Образование в современной школе. — 2005 — № 4 — С. 42.
  2. С.А. Патриотическое воспитание в дагестанских школах // Педагогика. 2006. — № 5. — С. 115.
  3. Г. М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2001.375 с.
  4. Н.В. Автореферат диссертации на соискание кандидата педагогических наук: «Разработка региональной системы социального партнерства в сфере труда» Ижевск. 2007 г
  5. В.И. Военно-патриотическому воспитанию государственную поддержку // ОБЖ. 2004. — № 8. — С. 17.
  6. В.И. Педагогические основы подготовки старших школьников к военной службе / Дисс. канд. пед. Наук. Н. Новгород, 1998. -211 о.
  7. Н.И. Педагогические основы подготовки учащихся средних учебных заведений к службе в Советской Армии: Дис.. доктора пед. наук. М., 1984. С. 13.
  8. П.А. Гражданско-патриотическое воспитание учащихся средствами музейной педагогики // Образование в современной школе. — 2005. -№ 4. С. 9.
  9. В.А. Социально-педагогическая деятельность региональной системы учреждений дополнительного образования детей : дис.. д-ра пед. наук / В. А. Боговарова. Казань, 2003. 410 с.
  10. Большакова J1 Сценарий пришкольного лагеря «Родниковая Россия'7/Воспитание школьников-2005-М2-с. 129
  11. Н.М. Профессиональное воспитание студентов вуза: Учеб. -методич. пособие / Науч. ред. Н. К. Сергеев. Волгоград: Изд-во ВГИПКРО, 2004.-С. 13.
  12. Будаков С. День защитника Отечества.//Воспитание — школьников-2005-N1-C.69
  13. В.Я. Программа гражданско-патриотического воспитания // Научно-методический журнал замдиректора по воспитательной работе. 2006. -№ 3.-С. 38.
  14. М. А. Все о призывниках и военной службе. С-Пб.: Вече, 2008 — 208 с.
  15. А.В. Патриотическое воспитание школьников при преподавании дисциплин гуманитарного цикла // Воспитание школьников.2005.-№ 10.-С. 2. .
  16. А.В. Проблемы патриотического воспитания // Педагогика.2006. № 2. — С. 37.
  17. Л.П. Мое Отечество — Россия // Народное образование. -2006.-№ 3. С. 157.
  18. Быть достойным: программа гражданского и патриотического воспитания подростково -молодежного клуба «Заречье плюс» Зареченского района г. Тулы // Воспитание школьников. — 2003. № 2. — С. 37.
  19. Военно-патриотическое воспитание школьников в работе с Санкт-Петербургской межнациональной ассоциации дополнительного-образования // Вестник образования. 2006. — № 7. — С. 9.21. Волович Л.А.
  20. Л.А. Интеграция гуманитарной и профессиональной подготовки в средней профессиональной школе: теоретико-методические подходы / Л. А. Волович, Г. В. Мухаметзянова, Л. П. Тихонова. Казань, 1997. — 104 с.
  21. А.Н. Формирование у учащихся образовательной школы готовности к защите Родины: Автореф. Дис. .доктора пед. наук. М.: ВПА, 1991. С. 32.
  22. П. И., Климаков JI. JL, Перминов Е. Н., Шимкин А. Н. Призыв в армию. Права призывника. Юрайт-Издат, 2006 г. — 176 с.
  23. А.К. Потребность стать гражданином // Народное образование.- 1999. № 5. — С. 91.
  24. О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века//Классный руководитель. 2000. — № 3. — С. 6−33.
  25. Ф. И. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора политических наук «Становление системы социального партнерства в Республике Татарстан». Москва. 199 928. Галиуллин Ф.С.
  26. З.Б. Цель, задачи и принципы патриотического воспитания граждан // Педагогика. 2005. — № 6. — С.59.
  27. Р.У. Воспитание патриотизма средствами краеведения // Воспитание школьников. 2005. — № 10. — С.6.
  28. Е.В. Программа гражданского воспитания школьников через самоуправление // Классный руководитель. — 2006.- № 8. С. 38.
  29. P. X. Педагогические технологии : сравнительный аспект / P. X. Гильмеева // Инновационные технологии профессионального и профильно-ориентированного образования: сб. научно-метод. мат. Казань: РИЛ Школа, 2006. — С. 33 — 41.
  30. И.П. Проект «Я гражданин России» // Научно-методический журнал зам. Директора по воспитательной работе. — 2006. — № 3.- С. 43.
  31. Т.С. О днях воинской славы и памятных датах России // Начальная школа — 2006. № 4 — С.З.
  32. Д.А. Патриотизм великодушия: о содержании патриотического воспитания // Воспитание школьников. —2005. № 1. — С. 15.
  33. В.И. Иллюстрированный толковый словарь живого великорусского языка. М.: Белый город, 2006. — 448 с.
  34. А.О. Военно-патриотический клуб как форма патриотического воспитания молодежи // Образование в современной школе. — 2005.-№ 4.-С. 46.
  35. В.О. Тебе, о Родина, сложил я песню эту // Народное образование. 2001.- № 1. — С. 223.
  36. И.И. Организация деятельности по патриотическому воспитанию обучающихся //Дополнительное образование и воспитание. — 2006.- № 8. С. 36.
  37. А.И. Воспитываем профессионала и гражданина // Среднее профессиональное образование. 2006. — № 1 -С. 20.
  38. А.Р. Уроки мужества // Воспитание школьников. 2003.- № 6. С. 10.
  39. В. Нам общая слава России солдатской наградой была.(Текст)//Воспитание школьников-2005-Nl-c. 145
  40. Защита законных прав призывника и военнослужащего. — М.: Норма, 2008 264 с.
  41. И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. М.: Логос, 2000.-384 с.
  42. Инновационные процессы в профессиональной подготовке специалистов в России и за рубежом: Материалы международной научно-практической конференции (19 ноября 2003 г.). Казань: КГУ, 2003. — 324 с.
  43. И.Ф. Аксиологические основания профессионально-педагогического образования/ДДенносгные приоритеты общего ипрофессионального образования: Материалы Международной научно-практической конференции. Ч. 1. М., 2000. — С. 150−155.
  44. JI. Как воспитать патриота. // Народное образование- 1999-N2 -0.246
  45. И. Собрание сочинений в восьми томах. М.: Чоро, 2008. — 4592с.
  46. Е. Государственные, символы России.(классный час) //Воспитание школьников- 2003- N9-C.27
  47. Кислая О .О военно-патриотическом лагере клуба «Юный авиатор».// Народное образование- 2006-N3-c.153
  48. О.И. Профессия защитник Отечества.// Среднее профессиональное образование- 2006-N2-C.12
  49. В.А. Национальная идея и воспитание патриотизма.//Педагогика-1998- N5-C.52
  50. , Г. М. Педагогический словарь : для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. М.: Издательский центр Академия, 2001. — 176 с.
  51. А.В. Научно-методическое моделирование историко-патриотического воспитания в современной школе.//Внешкольник-2006-Ш1-с.19.
  52. Я.А. Педагогическое наследие / Я. А. Коменский и др. -М.: Педагогика, 1987. 412 с.
  53. Комментарий к Трудовому Кодексу РФ. Под редакцией A.M. Куренного, С. П. Маврина, Е. Б. Хохлова. М.: Юристъ, 2005 стр. 129
  54. Концепция военно-патриотического воспитания молодежи.//ОБЖ-1998- N7-C.4
  55. Концепция воспитания учащейся молодежи.//Педагогика- 1997-N3
  56. Концепция патриотического воспитания граждан РФ: (текст). // Воспитание школьников. 2005. — №. — С. 147.
  57. Е.А. Нормативная область базового профессионального образования: Автореф. дис.. докт. пед. наук. Казань, 2002. — 40 с.
  58. Е.А. Проблемы профессиональной подготовки студентов ССУЗ в условиях стандартизации образовании / Е. А. Корчагин. — Казань: Форт -диалог, 2000−106 с.
  59. О.В. Формирование гражданско-патриотической позиции учащихся.// Дополнительное образование и воспитание- 2006-N7-C.49
  60. А. О роли центра военно-патриотического и гражданского воспитания в деле патриотического воспитания столичной молодежи.//Образоваиие в современной школе- 2004-N11-C.44
  61. А. Патриотическое воспитание в образовательных учреждениях на примерах жизни соотечественников-героев.//"Образование в современной школе- 2006-N8-C.40
  62. В. Советы допризывнику. С-Пб.: Северозапад, 2006. — 320с.
  63. А. В., Фатеев К. В. Настольная книга по защите прав призывников, военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. Тула: За права военнослужащих, 2000. — 496 с.
  64. JI. Ретроспектива развития идей гражданского воспитания в России.// Педагогика- 2006-N10-C.95
  65. Куликовских Н Прикосновение к подвигу отцов.// Народное образование- 2006-N8-C.5-
  66. А.В. «О роли и месте РОСТО (ДОСААФ) в системе подготовки граждан к военной службе» научно-практической конференции Клуба военачальников Российской Федерации
  67. Н. Патриотами не рождаются, ими становятся: методика проведения игры «Граница"// ОБЖ- 2006- N11- с. 17
  68. Курикалова Н. Урок мужества.// Воспитание школьников- 2006-N10с.ЗО
  69. Т. Русь богатырская: сценарий конкурса эрудитов, посвященного защитникам Отечества.//Образование в современной школе-2003-N1-C.58
  70. В.И. Патриотическое воспитание: проблемы и пути их решения.//Педагогика-2006-К5-с.110 —
  71. В.М. Проект программы гражданского и патриотического воспитания.// Научно-методический журнал зам. директора по воспитательной pa6oTe-2006-N3-c.40-
  72. В.М. Социально-профессиональное становление молодежи в образовательном комплексе малого города (на примере города Гжель): Автореф. дис.. докт. пед. наук. Казань, 2002. — 50 с.
  73. Н.П., Туленков Н. В. Социология.-К: МАУП, 2002.).
  74. В.И. Гражданско-патриотическое воспитание.// Педагогика-2006-Ы5-с.52.
  75. B.C. О программе патриотического воспитания в школе.// Научно-методический журнал зам. Директора по воспитательной работе.-2006-N3-C.6
  76. Н. Методические рекомендации по совершенствованию военно-патриотического воспитания детей и подростков.//Воспитание школьников-2003−1Ч6-с. 13
  77. Н. Патриотическое воспитание детей и подростков.// Внешкольник- 2003-N2-c.2
  78. Мазыкина Н. Инновационные подходы в патриотическом воспитании и гражданском становлении личности.//Внешкольник- 2002-N5-C.5
  79. Ю.С. Средовый подход в воспитании //Педагогика. —2000. -№ 7. С. 36−42.
  80. В. Ш. Юдин В.П. Культура личности педагога. Казань, КГУ, 1994-С.78.
  81. , В. Ш. Современная идеология воспитания социально-ориентированной личности / В. Ш. Масленникова Казань: РИЦ Школа, 2004. -176 с.
  82. Г. У., Бакеева Р. Ф., Таратонова Е. Е. Управление качеством дополнительного профессионального образования: (Учебное пособие. Казань.: Казан, гос. энерг. ун-т., 2008. — 220 с.
  83. С.И. В военно-спортивном лагере «Юный десантник»// Дополнительное образование и воспитание- 2006-N8-C.40
  84. В. Формирование и развитие у учащихся личностных качеств и свойств гражданина и патриота.//Воспитание школьников-2006-Nl-с.с.103
  85. В.Ю. Научно-практические основы организации военно-патриотической работы в школе/Юбразование в современной inmjie-2006-N5-с.27
  86. Мои права. Справочник призывника. Я иду служить Родине. М.: Новый учебник, 2008.- 80 с.
  87. Ю. Патриотическое воспитание- вечное веление времени.//Народное образование- 1998-N9/10-C.31
  88. А.В. Социальная педагогика. М., 2002. — 200 с.
  89. Г. В. Избранные педагогические труды: в 3-х т. Т. 3 / Г. В. Мухаметзянова. Казань: Магариф, 2005. — 415 с.
  90. Г. В. Подготовка специалиста социальной сферы: региональный аспект / Г. В. Мухаметзянова, Ф. Ш. Мухаметзянова. Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2004. — 284 с.
  91. JI.C. Психологическая структура готовности оператора к экстремальным действиям // Вопросы психологии. 1969. — № 4. — С. 19−24.
  92. A.M. Построение системы непрерывного образования. — М., 2000. 46 с.
  93. О воинской обязанности и военной службе: закон РФ // Российская газета 1998 — № 63. — С. 3−4.
  94. О государственном гербе РФ: закон РФ // Российская газета. 2000 — №т244. — С. 7.
  95. О государственном гимне РФ: закон РФ / Российская газета. 2000 -№ 244. — С. 8−9.
  96. О государственном флаге РФ: закон РФ // Российская газета. 2000. -№ 244. — С.9.
  97. О проведении «Урока России» в общеобразовательных школах.// Воспитание школьников- 2003-N9-C.10
  98. Об итогах деятельности Минобразования России по реализации первого этапа модернизации российского образования: Аналитический доклад. -М., 2004.- 192 с.
  99. С.И. Словарь русского языка. М.: Оникс, 2008. — 1200 с.
  100. Н. Цели и стратегии воспитания //Воспитание школьников- 2005-N4-C.11-
  101. Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006−2010 годы: государственная программа // Собрание законодательных актов РФ. — 2005. № 29. — С. 30−64.
  102. Патриотическое воспитание детей и молодежи в Алтайском крае на 2006−2010 годы: краевая межведомственная программа // Собрание законодательных актов Алтайского края. 2006. — № 122 ч.2 -С.121- 130.
  103. С. С чего начинается Родина.// Воспитание школьников -2005-N5- с. 69.
  104. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. М.: Школа-Пресс, 1998. — 512 с.
  105. А. Рекомендации для руководителя группы, совершающей путешествие экскурсионно-краеведческой программе’Тубежи славы».// Воспитание школьников- 2005-N2-c.86
  106. И.В. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. педвузов / И. В. Подласый. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — С. 229 279.
  107. Положение «О прохождении воинской службы гражданами РФ». Утверждено решением правительства РФ 31.12.99 г. № 1441
  108. Положение о Всероссийском финале военно-спортивной игры «Победа» // Народное образование. 2001. — № 8. С 63.
  109. Положение о Министерстве обороны РФ утверждено Указом Президента РФ № 1049 от 05.09.2005 года
  110. Г. Как выжить в армии. Книга для призывников и их родителей. М.: ACT, Астрель, 2007. — 156 с.
  111. . С. Б. Призывник. Законное получение-отсрочки или освобождения от призыва. М.: Эксмо, 2007. — 176 с.
  112. Призывник 2009. М.: Эксмо, 2009. — 304 с.
  113. Психологический словарь/ Под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др.- НИИ общ. и пед. психологии АПН СССР. М.: Педагогика, 1983. — С. 75.
  114. Н.П. Формирование системы обеспечения качества подготовки специалиста в условиях технического вуза: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук. — Елец, 2004. 31 с. --
  115. А. Школа военно-патриотической ориентации- школа для настоящих мужчин.//Народное образование- 2001-N4-C.102
  116. Е.Г. Социально-педагогические основы воспитания готовности молодежи к защите Отечества в современных условиях.М.2000. С. 31.
  117. А.А., Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология-и-педагогика. -СПб, 2000. 432 с.
  118. Н.С. Программа патриотического воспитания.// Научно-методический журнал зам. директора по воспитательной pa6oTe-2006-N3-c.35
  119. М. И.Организация воспитательного процесса в школе.- М: Владос, 2000−25 6с.
  120. М.И., Байбородова JI.B. Организация воспитательного процесса в школе. М.: Владос, 2000. — 256 с.
  121. , С. JI. Основы общей психологии / С. JI. Рубинштейн. СПб.: Питер, 2002. — 720 с. -----
  122. В. Школьный музей боевой славы.// Воспитание школьников- 2005-N4-C. 13 5
  123. Рыбина А. А. Всероссийская научно-практическая конференция «Спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг в регионах России». Петрозаводский государственный университет. 3−4 ноября 2004 г
  124. А.Г. Социально-психологическая готовность допризывной молодежи к службе в Российской Армии / Дисс. канд. пед. наук. — Чебоксары, 2006. 217 с.
  125. Е. О системе военно-патриотического воспитания в школе./Юбразование в современной школе- 2005-N4-C.49
  126. С.Ю. Профессиональное воспитание в системе качества подготовки специалиста // СПО, 2003. № 5. — С. 46−50.
  127. О.А. Личностно значимые условия реинтеграции «уличного» подростка в социум//Педагогика. — 2004. — № 1. — С. 56−61.
  128. Л.Г., Ярошенко Н. Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях. — М.: Мастерство, 2001. — 272 с.
  129. В.В. Обучение как вид педагогической деятельности. М.: Академия, 2008. -256 с.
  130. Р. Генезис патриотических чувств в подростковом возраста.//Дополнительное образование и воспитание-2006−1Г10-с.6
  131. Символы России (Флаг. Герб. Гимн) // Дошкольная педагогика. -2006. № 6. — С.66.
  132. В.А., Каширин В. П. Психология и педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2001. — 480 с.
  133. Сорока-Росинекий В. Национальное и героическое в воспитании.//Воспитание школьников-2005-Ш-с.7
  134. Т. Классный руководитель. М: Владос, 2006−256с.
  135. A.M. Психология и педагогика: Учебное пособие для вузов.-М., 2001.-423 с.
  136. Сценарии, посвящённые Великой Отечественной войне// Классный руководитель-2005-N 1
  137. Ю.В., Тулупов В. А. Психическая, физическая и функциональная подготовленность современной молодежи допризывного и призывного возраста к службе в рядах Вооруженных сил России. М., 2002
  138. Теория и практика организации предпрофильной подготовки /Под ред.Т. Г. Новиковой. М.: АПКиПРО, 2003. — 320 с
  139. Теория менеджмента. И. К. Макарова. М.: ЭКСПО, 2004. 179 е.
  140. Т.С. Гражданско-патриотическое воспитание учащихся в обучении истории: опыт работы общеобразовательных учреждений Северного округа г. Москвы.//Образование в современной школе- 2005-N4-C.36
  141. , Т. М. Подготовка компетентного специалиста социальной сферы с учетом глобальных тенденций и интернационализации образования / Т. М. Трегубова // Казанский педагогический журнал. 2004. — № 2 (36). С. 18−24.
  142. Трудовой Кодекс РФ.- М.: Эксмо, 2009. 272 е.).
  143. Указ президента РФ № 1372 от 15.10.99 г
  144. А.В., Вологодская З. А. «О воспитании гражданственности, патриотизма и нравственности в процессе обучения». — Челябинск: ЧГПУ, 1999.
  145. А.А. Физиологический покой и мобильность как биологический фактор. Собр. соч т.2.-Л.:Изд-во Ленг. УН-та, 1951.-179с.
  146. Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе в РФ» от 28 марта 1998 г. N 53-Ф3
  147. ФЗ от 06.10.2003 г. № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»
  148. В.М. Модернизация российского образования// Педагогика. 2004. — № 3. — С. 3−11.
  149. Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л. Ф, Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г, Панов. М.: Сов. Энциклопедия, 1983. -С. 59.
  150. Фришман И. Современный опыт воспитания патриота и гражданина своего Отечества в детском общественном объединении.//Воспитание школьников-2005-ГчГ2-с.34
  151. А.О. патриотическом воспитании школьников // Вестник образованияю. 2006. — № 8. — С. 5.
  152. С.М. Структура работы классного руководителя по патриотическому воспитанию.//Классный руководитель- 2004-N3-C.15
  153. Ю. Идеи патриотического воспитания в истории педагогической мысли.//Образование в современной школе-2004-ГчГ4-с.52
  154. А. Патриотами не рождаются, ими становятся.: методика проведения игры «Граница».//ОБЖ- 2006-N11-е. 17
  155. А.С. Патриотическое воспитание учащихся в туристско -краеведческой деятельности.// Дополнительное образование и воспитание- 2006-N12-C.17
  156. С. Турнир знатоков истории Великой Отечественной войны// Воспитание школьников.-2005.-Ж .-с.135.
  157. В.Я. Нравственно-патриотическое воспитание в библиотеке.//Школьная библиотека-2006-Ы7-с.72
  158. А.Р. Призыв на военную службу. Что должен знать призывник. М.: Эксмо, 208. — 272 с.
  159. Е. Влияние детских общественных объединений на развитие гражданских качеств подростков.//Внешкольник- 2002-N5-C.24
  160. Н. А. Фундаментализация обучения естественно-математическим дисциплинам в ССУЗ / Н. А. Читалин, Г. И. Кирилова, Ю. В. Кит / под ред. Н. А. Читалина. Казань: ИСПО РАО, 2000. — 84 с.
  161. Н.А. Многоуровневая фундаментализация содержания профессионального образования / Н. А. Читалин. Казань: Изд-во КГУ, 2005. — 272 с.
  162. М. Живые строки войны./Юткрытая Школа-2006-Ы3-С.31
  163. М.И. Мониторинг процесса воспитания школьников // Педагогика. 2001. — № 5. — С.40−45
  164. А.Н. («Социальное партнерство — российская модель»), ректор Академии труда и социальных отношений, доктор экономических наук, профессор. Журнал «Социальное партнерство» № 2 от 2007 г.
  165. С. Формирование гражданственности и патриотизма подростков в летнем лагере.//Народное образование-2001-Ш-с.35
  166. Н.Е. Прикладная педагогика воспитания.-М:Владос, 2 005 435с.
  167. Энергетика патриотизма патриотизма. // Социальная педагогика-2003-N½-C.22
  168. Энциклопедия профессионального образования: В 3-х т./ Под ред. С. Я. Батышева, М.: АПО, 1999., т.2. — С. 206.
  169. И.Г. Портфолио.- Волгоград.: Учитель, 2007.-124 с.
  170. Т. Без памяти нет совести./Юткрытая школа- 2005-№ 2с.13
  171. Якушева Т. Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребенка старшего дошкольного возраста.//Дошкольная педагогика- 2006-№ 6-с.8
Заполнить форму текущей работой