Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Модели и методы управления безопасностью при техногенных катастрофах

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Поддержание необходимого уровня безопасности производства требует проведения мероприятий по обеспечению безопасности эксплуатации производственных объектов, которые осуществляются за счет средств предприятий и организаций. Поэтому, экономические механизмы регулирования уровня безопасности должны быть направлены, с одной стороны, на поддержание определенного уровня безопасности, а с другой… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
  • Описание механизмов управления
  • Основные принципы разработки имитационных игр для анализа механизмов управления
  • Разработка имитационных игр для анализа экономических механизмов обеспечения безопасности
  • Краткие
  • выводы
  • ГЛАВА 2. МОДЕЛИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ
    • 2. 1. Механизм платы за риск
    • 2. 2. Механизм стимулирования снижения уровня риска
    • 2. 3. Механизм компенсации затрат на снижение уровня риска
    • 2. 4. Управление уровнем риска с помощью механизма налогообложения
    • 2. 5. Управление уровнем безопасности с помощью распределения централизованных финансовых средств
    • 2. 6. Механизмы совместного финансирования
    • 2. 7. Краткие
  • выводы
  • ГЛАВА 3. ИГРОВОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
    • 3. 1. Имитационная игра «Механизм платы за риск»
    • 3. 2. Имитационная игра «Механизм стимулирования снижения уровня риска»
    • 3. 3. Имитационная игра «Механизм компенсации затрат за снижение уровня риска»
    • 3. 4. Имитационная игра «Механизм налогообложения»
    • 3. 5. Имитационная игра «Механизмы распределения централизованных финансовых средств»
    • 3. 6. Обеспечение безопасности при уничтожении химического оружия
    • 3. 7. Краткие
  • выводы

Модели и методы управления безопасностью при техногенных катастрофах (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Диссертационная работа посвящена разработке и анализу моделей управления уровнем риска при техногенных и природных катастрофах.

Актуальность темы

Сложившийся в стране уровень безопасности характеризуется определенной степенью риска как от катастроф (природных и техногенных), так и от накопления медленно текущих негативных явлений, со временем приводящих к взрывам (экология, социальные конфликты). Основным требованием к системе экономических механизмов предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (ЧС) является обеспечение допустимого уровня риска возникновения ЧС на территории страны.

Объектом приложения экономических механизмов регулирования уровня безопасности на этапе предупреждения ЧС является потенциально опасные производства и транспортные коммуникации. Действия экономических механизмов направлены на создание или поддержку условий, обеспечивающих допустимый уровень безопасности как отдельного человека и среды его обитания, так и всего общества в целом.

Объектом приложения экономических механизмов на этапе ликвидации последствий ЧС являются не только объекты, попавшие в зону поражения, но и объекты, деятельность которых направлена на ликвидацию последствий ЧС. При этом действия экономических механизмов направлены на создание условий, позволяющих сконцентрировать усилия на устранение разрушений и проведение восстановительных работ, обеспечить компенсацию потерь.

Поддержание необходимого уровня безопасности производства требует проведения мероприятий по обеспечению безопасности эксплуатации производственных объектов, которые осуществляются за счет средств предприятий и организаций [1−5]. Поэтому, экономические механизмы регулирования уровня безопасности должны быть направлены, с одной стороны, на поддержание определенного уровня безопасности, а с другой не должны препятствовать выпуску необходимого количества продукции и услуг, то есть соотношение затрат на указанные цели должны быть оптимальными [6,7].

Связь с планом. Исследования по теме диссертационной работы проводились в соответствии с плановой тематикой работ Института проблем управления им. В. А. Трапезникова РАН в рамках темы: «Социальные, экономические и правовые механизмы управления безопасностью» (471−00/57).

Цель работы. Целью диссертационной работы является разработка и исследование моделей эффективного управления уровнем безопасности.

Достижение поставленной цели требует решения следующих основных задач:

— обзор исследований в области управления уровнем безопасности природно-техногенной сферы;

— разработка, и исследование моделей экономических механизмов управления уровнем безопасности;

— разработка принципов постронния игровых имитационных моделей для анализа экономических механизмов управления уровнем безопасности;

— разработка учебно-игрового комплекса для экспериментальной проверки эффективности экономических механизмов управления уровнем безопасности.

Методы исследования. Проведенные теоретические и прикладные исследования базируются на использовании аппарата теории управления в социальных и экономических системах, теории активных систем, системного анализа, исследования операций, имитационного моделирования и деловых игр.

Научная новизна. В результате проведенных исследований и обобщения опыта решения практических задач по разработке и исследованию моделей и методов эффективного управления уровнем безопасности решены задачи анализа и синтеза:

— механизмов платы за риск;

— механизмов стимулирования снижения уровня риска;

— механизмов компенсации затрат на снижение уровня риска;

— механизмов распределения централизованных фондов;

— механизмов совместного финансирования.

Практическое значение и реализация результатов исследования.

Проведенные в работе исследования и полученные результаты составляют теоретическую основу построения систем принятия решений при разработке и совершенствовании механизмов управления безопасностью в организациях, эксплуатирующих опасные объекты.

Деловые игры для анализа экономических механизмов вошли в состав игрового комплекса, разработанного в рамках темы «Социальные, экономические и правовые механизмы управления безопасностью» федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники» на 2002;2006 годы, раздела «Экология и рациональное природопользование», подраздела «Опасные, природные и техногенные процессы, оценка рисков и методы предупреждения чрезвычайных ситуаций».

Основу исследования составили теоретические и практические труды в области регулирования и обеспечения безопасности при техногенных и природных катастрофах отечественных и зарубежных ученых, в числе которых В. Н. Бурков, Ф. Вартон, Я. Д. Вишняков, В. В. Кульба, В. Маршалл, H.A. Махутов, В. И. Осипов, У. Роуи, Б. Н. Порфирьев, В. И. Сидоров, К. В. Фролов, A.B. Щепкин и многие другие специалисты.

Апробация работы. Основные научные и практические результаты докладывались и обсуждались на семинарах Института проблем управления им. В. А. Трапезникова РАН, IV и V Международных конференциях «Современные сложные системы управления», XI конференции «Проблемы управления безопасностью сложных систем».

Публикации. По теме диссертации опубликовано 7 научных работ общим объемом 4,2 печатных листов.

Личный вклад. Все основные результаты получены автором.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В диссертационной работе получены следующие основные результаты:

1. разработаны и исследованы модели экономических механизмов управления уровнем безопасности;

— механизм платы за риск;

— механизм стимулирования снижения уровня риска;

— механизм компенсации затрат на снижение уровня риска;

— механизм распределения централизованных фондов;

— механизм совместного финансирования.

2. разработаны принципы построения игровых имитационных моделей для анализа экономических механизмов управления уровнем безопасности;

3. разработан учебно-игровой комплекс для экспериментальной проверки эффективности экономических механизмов управления уровнем безопасности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.Н., Щепкин A.B. Моделирование экономических механизмов обеспечения безопасности. Проблемы безопасности при чрезвычайных ситуациях, Выпуск № 6, Москва 2000 г. с.55−68.
  2. В.Н., Щепкин A.B. Экологическая безопасность. М.: Институт проблем управления РАН, 2002 г.
  3. В.Н., Щепкин A.B. Механизмы обеспечения безопасности: оценка эффективности. Вопросы экономики, № 1, 1991, с. 52−58.
  4. А.И., Толстых A.B., Уандыков Б. К., Щепкин A.B. Игровое моделирование экономических механизмов обеспечения безопасности. М.: Институт проблем управления РАН, 2003 г.
  5. .Н. Организация управления в чрезвычайных ситуациях.- Москва, Знание, 1989.
  6. .Н. Совершенствование управления региональной безопасностью в природно-техногенной сфере. Проблемы безопасности при чрезвычайных ситуациях, № 2, 2003.
  7. В.Н., Грацианский Е. В., Дзюбко С. И., Щепкин A.B. Модели и механизмы управления безопасностью. Изд. СИНТЕГ -ГЕО, Москва, 2001 г.
  8. Методические рекомендации по проектированию зданий и сооружений в карстовых районах. Киев. Изд-во НИИСК Госстроя СССР, 1977.
  9. СНиП 2.02.01−83 Основания зданий и сооружений.
  10. П.СНиП 2.03.11−85 Защита строительных конструкций от коррозии.
  11. А.П. Управление безопасностью в строительстве, прогнозирование и страхование рисков аварий зданий и сооружений. Челябинск, 1996. 187 с.
  12. A.A. Оценка и сравнительный анализ риска для здоровья населения от загрязнения окружающей среды в городах России // Вопросы анализа риска. 1999. Т.1. № 2−4. С. 28−79.
  13. И.Л. Страхование экологических рисков (из практики США). М.: Инфра-М, 1998. 88 с.
  14. А.Х. Экологическое страхование в обеспечении экологической безопасности региона. М.: Институт проблем рынка РАН, 1998.-33 с.
  15. В.Н., Заложнев А. Ю., Кулик О. С., Новиков Д. А. Механизмы страхования в социально-экономических системах М.: ИЛУ РАН, 2001, с. 109.
  16. В.Н., Новиков Д. А. Страхование: оптимизация и перераспределение риска // Инвестиционный эксперт. 1997. № 5, с. 24 27.
  17. Клоченко JL, Супатаева О., Чопорняк А. Некоторые аспекты страхования экологической ответственности // Страховое дело. 1994. № 3.
  18. В.В., Шангареева Е. Ю., Владимирова Е. П. и др. Экологическое страхование в газовой промышленности:информационные, методические и модельные аспекты. М.: Наука, 1996.- 138 с.
  19. Г. А. Основы экологического страхования. М.: Наука, 1996.-191 с.
  20. Д.А. Механизмы страхования: перераспределение риска и манипулирование информацией // Проблемы безопасности при чрезвычайных ситуациях. № 5, 1997, с. 44 55.
  21. Е.А. Экологическое страхование в области обращения с радиоактивными отходами. М.: Институт эколого-технологических проблем, 1999. 183 с.
  22. Экологическое страхование: региональные особенности и международный опыт: Материалы третьего заседания всероссийского семинара «Риск и страхование». Иркутск: Институт систем энергетики РАН, 1998. 161 с.
  23. Н.И., Кульба В. В. Управление в чрезвычайных ситуациях. М.: РГГУ, 1998, с. 316.
  24. A.B., Уандыков Б. К., Щепкин A.B. Моделирование экономических механизмов обеспечения безопасности при техногенных и природных катастрофах. Автоматика и телемеханика № 5, 2004, с. 142−153.
  25. Р.Н., Семенов И. Б. Оценка социально-экономических последствий чрезвычайных событий. Вопросы экономики, № 1, 1991, с. 59−63.
  26. В.И., Павлов M.JL, Хлытчиев А. И., Щепкин A.B. Построение комплексной оценки уровня экологической безопасности региона. Проблемы безопасности при чрезвычайных ситуациях, Выпуск № 3, Москва 2003 г., с. 88−97.
  27. В.Д., Толстых A.B., Уандыков Б. К., Щепкин A.B. Оценка уровня риска функционирования потенциально опасныхобъектов. Проблемы безопасности и чрезвычайные ситуации, Выпуск № 2, Москва 2004 г. с. 57−65.
  28. А.И., Толстых A.B., Уандыков Б. К., Щепкин A.B. Комплексное оценивание уровня экологической безопасности. Сборник научных трудов международной конференции «Современные сложные системы управления». Воронеж: ВГАСУ, 2003. Том. 1.
  29. A.B., Уандыков Б. К., Щепкин A.B. Оценка эффективности экономических механизмов обеспечения безопасности при техногенных и природных катастрофах. Автоматика и телемеханика № 7, 2004, с.96−105.
  30. В.Н. Основы математической теории активных систем. -М.: Наука, 1977.
  31. В.Н., Кондратьев В. В. Механизмы функционирования организационных систем. -М.: Наука, 1981.
  32. В.Н., Данев Б., Еналеев А. К. и др. Большие системы: моделирование организационных механизмов. М.: Наука, 1989. -245 с.
  33. В.Н., Новиков Д. А. Теория активных систем: состояние и перспективы. М.: Синтег, 1999. 128 с.
  34. Д.А., Петраков С. Н. Курс теории активных систем. М.: Синтег, 1999.- 108 с.
  35. М.М. Производственные игры. Первые шаги. ЭКО, № 6, 1978.
  36. М.М. Опыт организационно-производственных испытаний «Легкая промышленность», 1938, № 3.
  37. М.М. Деловые игры. «Машиностроитель», 1968, № 1.
  38. М.М. Вычислительная техника и метод деловых игр «Механизация и автоматизация производства», 1968, № 10.
  39. А. Аварийные игры. «Техпропаганда», 1933, № 7.
  40. Riceiardi F.M. et al. Top Management Decision Simulation: the AMA Approach, American Management Association, New York, 1957.
  41. Н.И., Чепрунова О. Ю., Щепкин A.B. Эксперимент на основе деловой игры «Бригадные формы оплаты труда». Автоматика и телемеханика, 1990, № 4.
  42. В.М., Пельман Г. Л., Чахоян В. А. Игровое имитационное моделирование расширенного воспроизводства. МГУ, 1982.
  43. В.Ф. Применение имитационных игр в исследованиях. Экономика и математические методы. 1991, том 27, вып.1.
  44. В.И. АСУ строительством и деловые игры. М.: Стройиздат, 1983.
  45. Федеральный закон от 2 мая 1997 г. № 76-ФЗ «Об уничтожении химического оружия».
  46. Конвенция о запрещении разработки, производства, накопленияи применения химического оружия и о его уничтожении, Париж, 1993 г.
  47. Федеральный закон от 5 ноября 1997 г. № 138-ФЭ «О ратификации Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении».
  48. Федеральная целевая программа «Уничтожение запасовхимического оружия в Российской Федерации», утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 1996 г. № 305.
  49. Указ Президента Российской Федерации от 13 апреля 1996 г. № 542 «О присвоении Федеральной целевой программе „Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации“ статуса президентской программы».
Заполнить форму текущей работой