Развитие бизнес-процессов в системе менеджмента промышленного предприятия
Исследования. Накопленный мировой опыт и осмысление проблем повышения эффективности отечественного менеджмента актуализируют идею развития бизнес-процессов в системе управления промышленными предприятиями. Многие крупные российские предприятия осуществляют свою деятельность в принципиально новых условиях, требующих качественных изменений в формировании организационной структуры и обновлении… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Теоретические аспекты развития бизнес-процессов в системе менеджмента промышленного предприятия
- 1. 1. Развитие бизнес-процессов в системе менеджмента промышленного предприятия в современных условиях
- 1. 2. Функциональная модель развития бизнес-процессов в системе менеджмента промышленного предприятия
- 1. 3. Механизм бюджетирования технологии управления бизнеспроцессами предприятия
- Глава II. Практическое применение эффективного механизма управления бизнес-процессами предприятия
- 2. 1. Анализ методов управления бизнес-процессами промышленного предприятия
- 2. 2. Практическое применение механизма’бюджетирования в управлении бизнес-процессами предприятия
- Глава III. Направления совершенствования управления бизнес-процессами промышленного предприятия
- 3. 1. Моделирование гибкой организационной структуры управления бизнес-процессами предприятия
- 3. 2. Применение технологии аутсорсинга в управлении бизнес-процессами предприятия. ИЗ
Развитие бизнес-процессов в системе менеджмента промышленного предприятия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования. Накопленный мировой опыт и осмысление проблем повышения эффективности отечественного менеджмента актуализируют идею развития бизнес-процессов в системе управления промышленными предприятиями. Многие крупные российские предприятия осуществляют свою деятельность в принципиально новых условиях, требующих качественных изменений в формировании организационной структуры и обновлении функций промышленных бизнес-систем. При этом отношение к бизнес-процессам, их развитию остается декларированным, носящим формальный характер. Это накладывает негативный отпечаток на устойчивость развития менеджмента промышленных предприятий как системы в целом. Накопление предпосылок развития бизнес-процессов на самостоятельной основе, предполагает наличие определенного организационного потенциала, который создает условия не только для выживания, но и для развития в рыночной экономике, что невозможно без эффективного управления свойственными для организации бизнес-процессами. Возникновение новых для менеджмента предприятий проблем требует концентрации усилий по поиску эффективных инструментов развития бизнес-процессов в системе управления предприятиями.
Осуществление институциональных преобразований, усложнение конкурентных позиций крупных предприятий, индивидуализация поведения потребителей и высокий уровень изменчивости других факторов бизнес-среды, которые должны учитывать, и адекватно реагировать предприятия, предполагают формирование и использование более эффективных и гибких систем управления предприятием в целом и составляющих его элементов. Менеджеры крупных российских предприятий отчетливо осознают необходимость реальных действий по переходу от бюрократических моделей управления к адаптивным организационным методам, которые сочетают возможности иерархической подчиненности с более совершенными инновационными подходами в управлении сложными промышленными системами в контексте развития бизнес-процессов.
Методологически важной проблемой является механизм развития бизнес-процессов в системе менеджмента промышленного предприятия, построенный на эффективном управлении его бизнес-структурами. Следует отметить, что> влияние факторов^ рыночной среды на развитие бизнес-процессов не является упорядоченным, а в значительной степени носит случайный характер, что неизбежно приводит к дополнительным издержкам. В связи с этим возрастает потребность глубокого теоретического осмысления роли менеджмента в обеспечении нового качества экономического роста и * совершенствования управления предприятием. Необходимо не только усовершенствовать имеющие и применяемые инструменты и методы, но и развивать их многообразие, обеспечивая необходимое конкурентное преимущество предприятию. Особый, интерес выбранная проблематика представляет с точки зренияметодологии регулирования и развития бизнес-процессов промышленных предприятий.
Степень научной разработанности проблемы. Вопросы, связанные с проблемой развития системы менеджмента предприятия всегда представляли особый интерес у отечественных и зарубежных экономистов. Значительный опыт по изучению реальных проблем развития системы менеджмента современных организаций' накоплен и описан в трудах зарубежных ученых и практиков управления, среди которых следует отметить И. Ансоффа, Т. Бернса, X. Виссемы, Д. Гэрберта, Р. Дафта, П. Дракера, Б. Карлоффа, П. ЛоуренсаГ. Минцберга, Д. П. Нортона, А. Окумара, Т. Питерса, М. Робсона Г. Стокера, А. Стрикленда, А. Томпсона, Р. Уотермена, С. Хэнди, Ф. Тейлора, А. Файоля, MI Вебера, Г. Форда, С. Ж. Харрисона, Тр. Элиота, Г. Эмерсона и др.
В научной и специальной литературе отечественных ученых по проблемам формирования и развития организационных структур управления можно выделить труды М. Аистовой, JI.A. Базилевича, А. А. Богданова, Щ.М.
Валитова, В. Н. Вяткина, С. Ю. Глазьева, О. А. Дейнеко, Л. И. Евенко, А .С. Казарновского, А. Я. Кибанова, Э. М. Короткова, А. Р. Лейбкинда, Л. И. Лехциера, И. И. Мазура, Б. З. Мильнера, Б. Л. Овсиевича, Г. Х. Попова, B.C. Рапопорта, Г. Э. Слезингера, Ф. Е. Удалова, О. С. Черемных, В. Д. Шапиро и ДР.
Результаты исследований по проблемам развития бизнес-процессов показывают, что в ряде случаев принудительное изменение структурно-функциональных элементов, в системе управления российскими предприятиями является тормозом их дальнейшего развития, снижает результативность работы исполнителей, ограничивает гибкость и оперативность функционирования структурных подразделений управлении, а также препятствует формированию адекватной системы менеджмента. Решение данной проблемы современный менеджмент связывает с предоставлением руководителям структурных подразделений большей финансовой ответственности" и хозяйственной самостоятельности в формировании и управлении бизнес-процессами и бизнес-операциями-, как следствие, в повышенииэффективности принимаемых решений. Иначе говоря, важным направлением исследований, все в большей’мере, становится внедрение идеи развития механизма управления бизнес-процессами в системе менеджмента промышленного предприятия с использованием технологии бюджетирования структурных подразделений и оперативного планированияпо центрам финансовой ответственности. Таким образом, применяемая в настоящее время мётодология управления-бизнес-процессами, бюджетирование и оперативное планирование в системе менеджмента промышленного предприятия носят в значительной, мере декларативный и формальный характер, а их организационное развитие не соответствует требованиям формирующихся рыночных отношений.
Значительный вклад в теоретическое и методологическое обоснование развития и совершенствования бизнес-процессов промышленного предприятия внесли идеи таких представителей отечественной науки, как.
Л.И. Абалкин, А. Ф. Аксененко, Б. И. Валуев, В. Г. Елиферов, Кошкарев, В. И. Кошкин, И. Н. Кучерявый, Р. А. Коренченко, A.M. Лайков, А. И. Муравьев, В. В. Новожилов, Е. Г. Ойхман, С. И. Полякова, В. В. Репин, В. А. Середа, А. И. Сибирев, А. А. Собчак, Т. Г. Шешукова и др.
Однако, в контексте современных реалий отечественного менеджмента, решение поставленных проблем в развитии бизнес-процессов в системе управления промышленными предприятиями в целях стимулирования эффективности бизнеса необходимо соотносить с концептуальными новациями, предлагаемыми мировым экономическим сообществом в условиях глобализации мирохозяйственных связей.
Необходимо отметить, что, несмотря на многоаспектность и глубину интереса различных исследователей к данной проблеме, ряд серьезных вопросов, связанных с развитием системы управления промышленными предприятиями с позиции организации бизнес-процессов, остаются' не рассмотренными. В этой связи, можно констатировать, что существует тенденция развития новых направлений, в исследовании условий функционирования предприятий, методах и подходах управления ими в процессе глобализации российской экономики.
Выше перечисленные обстоятельства свидетельствует о недостаточной разработанности и актуальности проблемы развития бизнес-процессов в системе менеджмента промышленных предприятий, что обусловило выбор темы данного исследования.
Целью диссертационного" исследования является научное обоснование методологических основ развития бизнес-процессов в. системе менеджмента промышленных предприятий на основе эффективного управления*бизнес-единицами, включающее в себя разработку теоретических положений и научно-практических рекомендаций формирования и совершенствования методов управления промышленными предприятиями.
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
— выявить общие тенденции и особенности развития бизнес-процессов в системе менеджмента промышленного предприятия в современных условиях;
— исследовать функциональные модели развития бизнес-процессов менеджмента промышленного предприятия на различных структурных уровняхпроанализировать особенности технологии бюджетирования структурных подразделений промышленного предприятия на основе механизма управления бизнес-процессамиобосновать инструменты и методы развития бизнес-процессов в системе менеджмента промышленного предприятия на основе создания бизнес-единиц;
— исследовать проблемы, тенденции и возможности развития сложившейся системы менеджмента предприятия на основе развития бизнес-процессов;
— разработать модель организационной структуры управления с возможностями ее гибкого перестроения и развития бизнес-процессов промышленного предприятия;
— предложить рекомендации, направленные на развитие бизнес-процессов в системе менеджмента промышленного предприятия.
Объектом исследования диссертационной работы является промышленное предприятие.
Предметом исследования диссертации являются организационно-экономические отношения, связанные с развитием бизнес-процессов в системе менеджмента промышленного предприятия.
Теоретическая и методологическая основа диссертационного исследования. Теоретическую основу исследования составили подходы и идеи отечественных и зарубежных ученых и специалистов классического и эволюционного направлений теории бизнес-процессов, промышленного менеджмента и производственных систем. В работе используются основные преимущества методологии разных направлений к изучению проблемы развития бизнес-процессов в системе менеджмента.
Методологическую базу диссертационного исследования составляет единство системного, процессного и логического подходов, предполагающее целостное исследование развития бизнес-процессов в системе менеджмента в условиях структурной трансформации промышленных предприятий.
Для решения отдельных задач в исследовании использованы методы сравнительного, факторного анализа, а также нормативно-аналитический метод, методы организационного моделирования.
Информационно-эмпирическая база исследования представлена монографиями, научными статьями, другими публикациями отечественных и зарубежных экономистов. Информационную' базу составили нормативно-правовые и методические материалы законодательных и исполнительных органов власти России, Постановления Правительства Саратовской области по вопросам промышленной политики и* стратегического1' развития, материалы центра стратегического планирования Саратовской' области, публикации* в периодической печати, материалы специализированных сайтов в сети Интернет, а также первичная фактическая информация деятельности предприятий, что позволило обеспечить репрезентативность выборки объекта исследования и научную обоснованность выводов диссертационного исследования.
Научная, новизна исследования диссертационного исследования заключается в развитии бизнес-процессов в. системе менеджмента промышленного предприятия и выработке практических рекомендаций по совершенствованию механизма управления бизнес-процессами промышленного предприятия.
Основные результаты, содержащие элементы научной новизны, состоят в следующем:
— углублена методология исследования организации бизнес-процессов в системе менеджмента промышленного предприятия, объединившая элементно-структурное построение бизнес-операций, участвующих в производственно-хозяйственной деятельности, разработку алгоритма последовательных изменений бизнес-процессов, обеспечивающих достижение их целевой функции, определение направлений развития планово-контрольной, координирующей и сервисной функций в системе управления предприятиемвыявлены качественные признаки развития системообразующих бизнес-процессов менеджмента предприятия: мобилизация ресурсных и интеллектуальных возможностей предприятия в области целеполагания, достижение сбалансированности стратегического и оперативного планирования производства и реализации продукции, реализация потенциала формирования добавленной стоимости по важнейшим направлениям хозяйственной деятельностина основе построения функциональной модели развития бизнес-процессов предприятия выделены пять состояний менеджмента, характеризующие уровень развития менеджмента крупного предприятия: бессистемность в управлении (отсутствие четкости в определении цели) — скрытый потенциал в развитии системы менеджмента (цели известны, но слабые возможности) — сформированная система менеджмента (оптимизация и совершенствование бизнес-процессов) — совершенствование качества менеджмента по различным направлениямэталонная система менеджмента (максимальные результаты по всем направления управленческой деятельности) — предложен механизм бизнес-регулирования системы менеджмента промышленного предприятия, включающий развитие бизнес-процессов с учетом типа организационной структуры предприятия, применение технологии бюджетирования структурных подразделений и выделения-центров ответственности по ключевым направлениям деятельности, нормирование бизнес-процессов с целью их единообразного протекания в производственной бизнес-системе для повышения рентабельности их деятельности;
— разработаны методические основы анализа развития бизнес-процессов в деятельности промышленных субъектов, включающие разработку комплекса мероприятий, обеспечивающих улучшение инструментально-методического аппарата оценки доходности и издержек основных бизнес-процессов, применение аналитического подхода в использовании комбинированной модели развития бизнес-процессов, а также нахождение целевой функции при их оптимизации, разработку интегрированного подхода к выработке решений о структурных компонентах развития бизнес-процессов в стратегической перспективе;
— предложен механизм формирования гибкой организационной структуры управления системой менеджмента промышленного предприятия, включающий общие бизнес-функции управления, структурно-элементные уровни преобразования бизнес-процессов, комплексную оптимизацию бизнес-системы предприятия в рамках непрерывного улучшения бизнес-процессов, что позволяет обеспечить ее мобильность и адаптивность;
— сформулированы ключевые направления повышения эффективности системы менеджмента промышленного предприятия на основе развития бизнес-процессов, которые включают: разработку оптимальной модели управления бизнес-процессами, ориентированной на достижение устойчивости бизнесаиспользование технологии аутсорсинга в управлении бизнес-процессами предприятия, обеспечивающей снижение производственных и управленческих издержек в процессе создания продукцииструктуризацию бизнес-процессов предприятия на многокритериальной основе с целью последующей выработки бизнес-ориентированных решений: (основные-профильные, основные-непрофильные и вспомогательные).
Практическое значение результатов исследования заключается в разработке теоретико-методологических положений и практических рекомендаций по развитию бизнес-процессов в системе менеджмента промышленного предприятия основе эффективного управления бизнес-единицами промышленного предприятия. Применение предложений и рекомендаций, сформулированных в исследовании, позволит развить и обновить теоретико-методологическую базу проблем эффективного управления предприятиями промышленности с учетом изменчивости бизнес-среды и перспектив их развития. Полученные результаты диссертационного исследования направлены на повышение экономических результатов промышленных предприятий на основе оптимизации бизнес-процессов структурны подразделений промышленного предприятия.
Теоретические положения проведенного научного исследования могут быть использованы в учебном процессе при обучении студентов дисциплинам: «Основы менеджмента», «Стратегический менеджмент».
Апробация результатов диссертационного исследования. Основные положениядиссертационной работы апробированы на научных и практических конференциях и по итогам размещены в сборниках научных трудов. Отметим, прежде всего, Международную научно-практическую конференцию «Практика корпоративного антикризисного управления и проблемы интеграции образования, науки и бизнеса» (Москва, 2008), «Социально-экономическое развитие современного общества» (Саратов, 2008), сборники, научных трудов «Тенденции развития современных организаций» (Саратов, 2007 г.).
Публикации результатов. исследования. По теме диссертационного исследования подготовлено 7 научных публикаций общим объемом 2,6 п.л.
Структура работы. Диссертационная работа включает введение, три главы, заключение, библиографический список и приложения. Работа изложена на 156 страницах, включает 9 таблиц, 19 рисунков, 10 приложений. Библиографический список включает 144 источника.
Результаты исследования показали следующее:
Мобильность производственных возможностей (мощности) предприятия. Руководство предприятий (опрошено порядка 1500 топ-менеджеров 12 отраслей промышленности) распределило все производственные ресурсы по следующим приоритетам:
— трудовые ресурсы — около 91% опрошенных (около 9% руководителей считают их слабой стороной);
— производственная инфраструктура — здания, пути, коммуникация (однако 78% руководителей' считают, что переход на новые технологии требует существенной переподготовке кадрового состава, и лишь 28% не отрицают производство качественной продукции на существующем оборудовании);
— оборудование (46% опрошенных удовлетворены данной позицией).
15 Разумов И. В. Качество менеджмента и инвестиционная привлекательность промышленных предприятий // Финансы и кредит, № 20 (260), 2007, С. 14.
Общее восприятие менеджментом рыночной позиции. При оценке рыночной позиции руководители особое внимание уделили выпускаемой продукции (см. табл. 1.1.3), платежеспособный спрос, система сбыта и ценовая политика.
Заключение
.
Развитие системы менеджмента предприятий на основе бизнес-единиц в основном является процессом творческим, интуитивным, а в ряде случаев заранее запланированным, исходя из принципов целеполагания, системности и функциональности. Однако многое в нем определяется компетентностью и квалификацией топ-менеджеров предприятия, их умением предвидеть изменения внутренней и внешней среды, адекватно воспринимать тенденции рынка и нормативно-законодательных изменений в целом.
Однако, технология развития системы менеджмента предприятия до сих пор остается недостаточно изученным, поскольку большинство работ в данной области сводится к комбинированию различных вариантов использования методик финансово-хозяйственного анализа преобразований и концептуальных моделей стратегического развития промышленного предприятия, и зачастую, в этих разработанных методиках отсутствуют практические рекомендации по совершенствованию имеющихся систем управления предприятием для создания и реализации стратегии устойчивого и гибкого развития крупных предприятий.
Положительные результаты в управлении предприятием холдингового типа построенном на уровне выделения самостоятельных бизнес-единиц, направлены на достижение организационно-экономических целей головной организации и решение различных задач стратегического, тактического и оперативного характера, в значительной мере обеспечиваются, в первую очередь," ~ ресурсным потенциалом предприятия, «эффективным его использованием и развитием, а также применением современных подходов усовершенствования систем управления. Однако в практической деятельности не учитываются проблемы управления выделенных в состав самостоятельных организационных структур — бизнес-единиц, что зачастую связано с появлением не «Центров-прибыли», а «Центров-издержек». Такая постановка проблемы решаема в случае создания эффективного механизма взаимодействия предприятия и бизнес-единиц на основе финансовой структуризации (бюджетирование), качественной расстановки трудовых ресурсов (снижение дублирования выполняемых полномочий), рациональном использовании производственных ресурсов, а также в качестве прохождения информационных потоков.
Проведенные в диссертационной работе исследования позволили автору выявить тенденции развития системы менеджмента промышленного предприятия в современных условиях хозяйствованияпроанализировать функциональную модель развития системы менеджмента предприятия на уровне бизнес-единицрассмотреть механизм бюджетирования технологии управления предприятием с выделением центров финансовой ответственности и консолидирующих органов, осуществляющих контрольно-ревизиональную функцию за деятельностью бизнес-единиц.
В исследовании проанализирована деятельность промышленных предприятий холдингового типа с целью создания эффективного механизма управления и осуществления конфигурации их организационной структуры с выделением бизнес-единиц для оптимизации производственного процесса и сохранения целостности технологической цепочки.
Представлены основные направления совершенствования системы менеджмента на основе моделирования гибкой организационной структуры управления предприятием на уровне стратегических бизнес-единиц с применением методологических подходов. В качестве альтернативного варианта совершенствования системы менеджмента предложено применение в деятельности^ крупных предприятий-технологии аутсорсинга в управлении бизнес-единицами на основе их стратегических возможностей и рыночной позиции (матрица аутсорсинга), а также выявлены преимущества и недостатки использования данного инструмента для отдельно взятого функционального подразделения.
Автор считает, что предложенные в диссертационной работе теоретико-методологическое осмысление проблемы, выявление общих и специфических закономерностей, а также направления совершенствования системы менеджмента предприятия на уровне бизнес-единиц, позволят не развить имеющиеся положения и обеспечить эффективное управление предприятием, но и повысить их устойчивость, конкурентоспособность, так как процветание предприятий зависит не столько от ресурсного потенциала, сколько от эффективности их организации и управления, наличия развитых средств коммуникаций, объема накопленных руководителями профессиональных знаний и умений, а также возможностей их интенсивного использования.
Список литературы
- Распоряжение «О рекомендации к применению Кодекса, корпоративного поведения» от 4 апреля 2002 г. № 421/р.
- Письмо «О современных подходах к организации корпоративного управления в кредитных организациях» от 13 сентября 2005 г. № 119-Т.
- Постановление Правительства Саратовской области «Вопросы комитета по управлению имуществом Саратовской области» от 03.05.2005, № 137-П.
- Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» в редакции от 31.12.98 N 193-ФЭ.
- Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (с изм. и доп. от 13 июня 1996 г., 2001 г. и 2005 г.).
- Азроянц Э.А., Ерзнкян Б. А. Холдинговые компании: особенности, опыт, проблемы, перспективы. Книга I. М.: НИИУ, 1992.
- Аистова М.Д. Реструктуризация предприятий: вопросы управления. Стратегии, координация структурных параметров, снижение сопротивления преобразованиям. М.: Альбина Паблишер. 2002.
- Аникин Б. А. Высший менеджмент для руководителя. М.: ИНФРА-М, 2000.
- Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. СПб.: Питер Ком. 1999.
- Антикризисное управление: Учебник / Под ред. Э. М. Короткова. М.: ИНФРА-М. 2005.
- Басс Т. Как использовать стратегии целевого отбора в индустрии для развития местной и региональной экономики / Как оздоровить местную экономику. Ориентиры для российских должностных лиц. М.: Дело Лтд, 1995.
- Басовский JI.E., Протасьев В. Б. Управление качеством. Учебник, М.: Инфра-М, 2001.
- Белых Л.П. Реструктуризация предприятия: Учеб. пособие для вузов / Л. П. Белых, М. А. Федотова. М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2000.
- Бландел Р. Эффективные бизнес-коммуникации. СПб., Питер. 2001.
- Бляхман JI.C. Основы функционального и антикризисного менеджмента: Учебное пособие. СПб.: Изд-во Михайлова. 1999.
- Бодди Д., Пэйтон Р. Основы менеджмента. СПб., Питер.2000.
- Бочарова И.Ю. Внутрифирменные интересы в условиях формирования национальной модели корпоративного управления // ЭНСР, 2005, № 3 (30).
- Вершигора Е. Е. Менеджмент. М.: ИНФРА-М, 1998.
- Винслав Ю.Б. Становление отечественного корпоративного управления: теория, практика, подходы к решению ключевых проблем.
- Винник А.А., Ириков В. А., Парфенова А. А. Подготовка и принятие решений по управлению финансовыми' потоками бизнес-единиц. М.: ИПУ РАН, 1,999. «
- Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент. — М.: Изд-во МГУ, 2005.
- Владимирова И. Г. Организационные формы интеграции компаний. //Менеджмент в России и за рубежом. 2001. № 5.
- Галькович Р. С., Набоков В. И. Основы менеджмента. М.: ИНФРА-М, 1998.
- Генске М.А. Оценки эффективности и неэффективности слияний и «поглощений. //Менеджмент в России и-за рубежом. -2004. № 6.
- Герчикова Р. С. Менеджмент. М.: ЮНИЩ 1994.
- Гольдштейн Г. Я. Стратегические аспекты управления НИОКР. -Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2000.
- Гольдштейн Г. Я. Стратегический' инновационный менеджмент. -Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2002.
- Голубева А. М., Холдинг образование и управление. — М.: 2001.
- Гончарук В.А. Развитие предприятия. М.: Дело. 2000.
- Глущенко Е. В. Теория управления. М.: Вестник, 1997.
- Гуияр Ф.Ж., Келли Д. Н. Преобразование организации. М.: Дело.2000.
- Гусева Т.В., Виниченко В. Н., Дайман С. Ю., Заика Е. А., Молчанова Я. П. Развитие систем экологического менеджмента в России // Стандарты и качество. 2001, № 12.
- Данилова Т.Н. Формирование институциональных основ корпоративного управления инвестициями // Экономический анализ: теория и практика, 2005. № 2 (35).
- Дафт Р.Л. Менеджмент. СПб., Питер. 2000
- Друкер П.Ф. Задачи менеджмента в XXI веке. М.: Издательский дом «Вильяме», 2000.
- Егерев И.А. Стоимость бизнеса: Искусство управления: Учеб. пособие. М.: Дело. 2003.
- ЕленеваЮ.Я. Оценка бизнеса. М.: АООП. 2000.
- Ерзнкян Б.А. Корпоративное управление: игроки и правила игры // Правила игры. 2000. № 3.
- Ерзнкян Б.А. Формирование и развитие корпоративных структур в российской экономике (подход на основе трансакционной концепции). Автореферат дис. докт. экон. наук. М.: ЦЭМИ РАН, 2000.
- Ермаков В.В. Менеджмент организации: Учебное пособие, М.: МПСИ, 2008.- 41. Захарченко В. В., Кошкин Л. И., Соловьев М. М. Ресурсный потенциал и эффективность корпоративного управления. //Менеджмент в России и за рубежом. 2004. № 4.
- Йосио Кондо Управление качеством в масштабах компании. Становление и этапы развития, НН.: СМЦ «Приоритет», 2002.
- Кавеев Х.З. Управление стратегическим развитием вертикально интегрированных нефтяных компаний. М.: БУКВИЦА, 2001.
- Качество / Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983. — С. 252−253.
- Кац И. Антикризисное управление предприятием // Проблемы теории и практики управления. 2003. № 2.
- Кишида Т. И. Организационная стратегия холдинговых компаний. //Экономические стратегии. 2000. № 2.
- Козаченко Г. В., Воронкова А. Е. Корпоративное управление. Учебник для ВУЗов. Киев: Либра, 2004.
- Козодаев М: Слияния и поглощения: алгоритм успеха. //Экономические стратегии. 2004. № 3.
- Козаченко Г. В., Воронкова А. Е. Корпоративное управление. -Киев: Либра, 2004.
- Колесников А.А., Козин И. Ф., Кожевников С. А., Соболев B.C., < Степанов С.А., Щербаков А. Ю. Всеобщий менеджмент качества / Под общ.ред. Степанова С. А., СПб.: Изд-во СПбГЭУ «ЛЭТИ», 2001.
- Конарева Л. Опыт реструктуризации компаний США и Японии в 90-е годы // США: экономика, политика, идеология. М., 1998. № 9.1 52. Корпоративное управление в переходных экономиках:
- Инсайдерский контроль и роль банков / Под ред. Масахико Аоки и Хьюнг Ки Кима. Пер. с англ. СПб: Лениздат, 1997.
- Карделл С. Стратегическое сотрудничество: Креативный бизнес-курс / Перевод с англ. К. Ткаченко. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2007.---54. Кравченко В. Фг, Кравченко Е. Фг Организационный инжиниринг.
- М.: Приор. 1999. Ковалев В. И. Финансовый анализ: Методы и процедуры. М.:
- Финансы и статистика. 2001.
- Кравченко Е.Н. Такие разные холдинги // Учет. Налоги. Право. N17.2−8 мая 2000 г. (электронная версия) http:/ www. iurisconsult ru.
- Кузнецов Б.Г. Эволюция картины мира. М.: Наука, 1991.
- Кузнецов Ю. В., Подлесных В. И. Основы менеджмента. СПб.: ОЛБИС, 1998.
- Кучин Б.Л., Якунова Е. В. Управление развитием экономических систем. М.: Экономика, 1990.
- Лаптев В.А. Холдинг как субъект предпринимательского права //Юридический мир. 2002. N 4. С. 55.
- Лаптев В.В. Указ. соч. С. 127- Предпринимательское право. /Учебник. Под ред. О. М: Олейник. М., 1999. С. 262.
- Ленский Е.В., Цветков В. А. Финансово-промышленные группы: история создания, международный опыт, российская модель. М., 1997.
- Лисов В.И. Формирование крупных интегрированных структур в российской экономике. М.: Высшее образование и наука, 2000.
- Луконин И.С. Факторы стратегии управления активностью экономического развития интегрированной корпорации // Менеджмент в России и за рубежом, 2004. № 4.
- Львов Д. С., Гребенников В. Г., Ерзнкян Б. А. Институциональный анализ корпоративной формы предприятия // Экономическая наука современной России. 2000. № 2.
- Мазур И.И., Шапиро В. Д. Реструктуризация предприятий и компаний: Учеб. пособие для вузов. М.: ЗАО «Издательство экономика». 2001.
- Мазур И.И., Шапиро В. Д., Ольдерогге Н. Г. и др. Корпоративный менеджмент: Справочник для профессионалов. М.: Высшая школа, 2003.
- Макдональд Дейв. Промышленная безопасность, оценка риска и системы аварийного останова: Практическое руководство,-М,-2008:
- Масютин С. Корпоративное управление в России: первые шаги // Консультант, 2005, № 5.
- Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. М.: Дело. 1994.
- Мишурова И.В., Новосельская Н. Ф. Технологии корпоративного менеджмента.Учебное пособие М.: МарТ, 2004.
- Минько Э.В., Кричевский M.JI. Качество и конкурентоспособность, СПб.: Питер, 2004.
- Мовсесян А.Г., Смитиенко Б. М., Финансово-промышленные группы: зарубежный опыт и реалии России. М., 1996. С. 17.
- Наймушин В.Г. Развитие корпоративного сектора в России* (проблемы и перспектива). //Экономическая наука современной России. -2003. № 3.
- Никитин В.А., Филончева В. В. Управление качеством на базе стандартов ИСО 9000:2000, СПб.: Питер, 2004.
- Орехов С.А. Статистические аспекты исследования диверсификации корпораций. М.: ИНИОН, РАН, 2001.
- Панов А.И. Стратегия корпоративных слияний в промышленности // Экономический анализ: теория и практика, 2004, № 16 (31).
- Панкин А. И. Основы практического менеджмента. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
- Пивоваров И.С. Стратегический менеджмент холдинга. СПб: Печатный Двор, 1994.
- Пивоварова С. Сравнительный менеджмент: Учебное пособие, СПб.: ПИТЕР, 2007.
- Пирсон* Б., Томас Н. Магистр делового администрирования. М.: ИД «Альпина», 2001.
- Портной К. Понятие холдинга в Российском праве и практике. //ЮРИСТ, N-4,-2003: -- -------
- Пурлик В.М. Сравнительный анализ моделей корпоративного управления и российская практика // Экономический анализ: теория и практика, 2005, № 2 (35).
- Радыгин А., Энтов Р. Институциональные проблемы развития корпоративного сектора: собственность, контроль, рынок ценных бумаг. М.: ИЭПП, 1999.
- Репин В.В., Улиферов В. Г. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов, М.: РИА «Стандарты и качество», 2004.
- Реструктуризация управления компанией: Модульная программа для менеджеров: Модуль 6 /Под ред. В. В. Кондратьева, В. Б. Козловой. М.: ИНФРА-М. 1999.
- Розанова В.А. Человеческий фактор в управлении (в помощь менеджерам высшего и среднего звена управления): Учебное пособие, М.: Управление персоналом, 2007.
- Робсон М., Уллах Ф. Практическое руководство по реинжинирингу бизнес-процессов / Пер. с англ. Под ред Н. Д. Эриашвили М.: Аудит, ЮНИТИ, 1997.
- Россинский В.И. Основы корпоративного управления, Ростов-на-Дону: Феникс- Новосибирск: Сибирское соглашение, 2006.
- Рудык Я.Б., Семенкова Е. В. Рынок корпоративного контроля: слияния, жесткие поглощения и выкупы долговым финансированием. М.: Финансы и статистика, 2000.
- Савчук С.В. Анализ основных мотивов слияний и поглощений. //Менеджмент в России и за рубежом. 2002. № 5.
- Самочкин В.Н. и др. Гибкое развитие предприятия: эффективность и бюджетирование. М'.: Дело, 2000.
- Слиньков Д. Как обуздать холдинг? //Менеджмент в России и за рубежом. 2002. — № 5.- — 92. Тельнов Ю: Фг Реинжиниринг-бизнес-процессов. М.гМЭСИ. 1999.
- Технологии корпоративного менеджмента. Учебное пособие. Под ред. Мишуровой И. В., Новосельской Н. Ф:. М.: ИКЦ МарТ- Ростов н/Д: Изд. центр МарТ, 2004.
- Том Н. Управление изменениями // Проблемы теории и практики управления. 1998. № 1.
- Томас Келлер. Концепции холдинга. Организационные структуры и управление. Обнинск, 1996. С. 17.
- Уильямсон О.И. Экономические институты капитализма: фирмы, рынки, «отношенческая» контрактация. СПб.: Лениздат- CEV Press, 1996.
- Управление организацией / Под ред. А. Г. Поршнева. — М.: ИНФРА-М, 1999.
- Уткин Э.А., Эскиндаров М. А. Финансово-промышленные группы.//М., 1998. С. 11.
- Федоров Я.П. Особенности современного корпоративного управления // Финансы и кредит, 2005, № 1 (169).
- Хаммер М., Чампи Д. Реинжиниринг корпорации: манифест революции в бизнесе. СПб.: изд. СПб. ун-та. 1997.
- Хейвуд Дж. Б. Аутсорсинг. М.: ИД «Вильяме», 2002. С. 86.
- Хруцкий В.Е., Сизова Т. В., Гамаюнов В. В. Внутрифирменное бюджетирование: Настольная книга по постановке финансового планирования. М.: Финансы и статистика, 2002.
- Чернецов Г. П. Модель системного подхода к практическому консультированию руководителей кризисных предприятий // Менеджмент. 2000. № 6.
- Шиткина И.С. Правовое регулирование холдинг-компаний внутренними документами //Хозяйство и право. -2000. № 1.
- Шиткина И.С. Предпринимательские объединения: Учебно-практическое пособие. М., 2001. С. 65.
- Alchian A. Corporate Management and Property Rights. In: Manne H.G. (ed.). Economic Policy and Regulation of Corporate Securities. Washington, D.C.: American Enterprise Institute for Public Policy Research, 1969. P. 337−360.
- Ansoff I. H., McDonnell E.J. Implanting Strategic Management. N.Y., etc.: Prentice Hall, 1990.
- Baumol W.J. Business Behavior, Value and Growth. N.Y.: Harcourt, Brace and World, 1967.
- Baumol W.J. Economic Theory and Operational Analysis. Englewood Cliffs: Prentice Hall, 1961.
- Chandler A.D., Jr. Strategy and Structure: Chapters in the History of the Industrial Enterprise. Cambridge, Mass.: MIT Press, 1962.
- Chandler A.D., Jr. The Visible Hand. The Managerial Revolution in American Business. Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1977.
- Grant R.M. Contemporary strategy analysis. Blackwell, Oxford, 2001. P. 113.
- Drucker P.P. Post-Capitalist Society. N.Y.: Harper Collins, 1993.
- Heflebower R.B. Observations on Decentralization in Large Enterprises // Journal of Industrial Economics. 1960. Vol. 9. November, P. 7 22.
- Hinterhuber H.H., Popp W. Are you a strategist or just a manager? Harvard Business Review. 1992. January- February. P. 105−114.
- ISO 9000:2000. Quality Management Systems. The International Organisation for Standardisation, 2000.
- ISO 14 001. Environmental Management Systems, 1996.
- ISO 19 011:2001. Guidelines for quality and environmental management system auditing. The International Organisation for Standardisation, 2001.
- BS 5750. Quality systems. British Standards Institute, 1994.
- BS 6079−1, 2, 3:2000 Project management. British Standards Institute, 2000.
- Guidance on Chemical Accident Awareness, Preparedness • and Response. OECD//UNEP/WHO, 1994.
- International Chamber of Commerce (ICC). The ICC Business Charter for Sustainable Development, 1990.
- Integrated Pollution Prevention and Control (IPPC). Best Available Techniques Reference Document on the Production of Glass, 2001.
- KPMG Consulting. Quality and Environmental Management Verification Test. The Netherlands, 1995.
- Liberal A.A., Means G.C. The Modern Corporation and Private Property. N.Y.: Macmillan, 1932.
- Marris R. The Economic Theory of «Managerial» Capitalism-. N.Y.: Free Press of Gl., 1964.
- Managing knowledge in an organizational» context, Managing Knowledge Unit 4. The Open University, Milton Keynes, 2002. P. 27−30.129: Mintzberg H. Mintzberg on menagement: Inside Our Strange world of Organizations .- N.Y., Free Press, 1989.
- OHSAS 18 001:1999 Occupational health and safety assessment series, 1999.
- Prahalad’C.K., Hamel G. The core competence of the corporation//The Strategy Reader, ed. S. Segal-Horn. Blackwell. Oxford, 2001'. P. 220−233.-- ------132.--Rubach--M-.Jr, — Sebora---T-.G~ Comparative- Corporate- Governance:
- Competitive Implications of an Emerging Convergence // Journal of World Business. 1998. Vol. 33, № 2. P. 167−184.
- The Oxford Encyclopedic English Dictionary. Oxford, 1999. P. 679.
- Williamson O.E. Corporate Control and Business Behavior. Englewood Cliffs, N J.: Prentice-Hall, 1970.
- Williamson O.E. Managerial Discretion and the Theory of the Firm // American Economic Review. 1963. Vol. 53. P. 1032−1057.
- Williamson O.E. Markets and Hierarchies. Analysis and Antitrust Implications. N.Y.: Free Press, 1975.
- Williamson O.E. The Economics of Discretionary Behavior: Managerial Objectives in a Theory of the Firm. Englewood Cliffs, N.J.: Prentice-Hall, 1964.