Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Организационно-экономические аспекты формирования и развития предпринимательского стиля управления в сфере торговли

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Реализация прогрессивных стилей управления требует постоянного совершенствования ресурсного потенциала личности руководителя. Ресурсный потенциал личности руководителя составляют его знания и умения, квалификация, опыт работы, генетические способности и уровень развития профессиональных управленческих качеств. Программа совершенствования ресурсного потенциала личности руководителя должна… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Методологические аспекты формирования стиля управления в предпринимательской среде
    • 1. 1. Сущность и виды стилей управления в современном предпринимательстве
    • 1. 2. Особенности процесса руководства в сфере торговли и их влияние на формирование стиля руководства руководителя торгового предприятия
  • Глава 2. Концептуальные направления организационно-экономического анализа стиля управления на предприятиях торговли
    • 2. 1. SWOT-анализ предприятий торговли Санкт-Петербурга с предпринимательским стилем управления
    • 2. 2. Системный анализ стилей управления на предприятиях торговли
  • Глава 3. Формирование и развития предпринимательского стиля управления на предприятии торговли
    • 3. 1. Разработка алгоритма формирования стиля управления на предприятии торговли
    • 3. 2. Создание программы совершенствования ресурсного потенциала личности руководителя

Организационно-экономические аспекты формирования и развития предпринимательского стиля управления в сфере торговли (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В настоящее время в России продолжается реформирование экономической системы страны и, в частности, процесс развития внутренних рынков товаров и услуг. Этот процесс связан с изменением структуры спроса и предложения на данных рынках, возникновением новых торговых предприятий, внедрением современных форм торгово-посреднических услуг, изменением форм и структуры собственности, инвестиционного климата в стране, торговых связей, внедрением в торговых организациях новых технологических процессов, современных информационных технологий и средств связи.

Все это ведет к изменению существующей внешней среды функционирования торговых предприятий в России, к изменению финансовой, таможенной и налоговой политики государства, законодательной базы экономики, социальных условий в стране, структуры импорта и качества отечественных товаров (услуг), структуры поставщиков товаров, уровня оплаты и условий труда, технологической базы торговых предприятий. Следствием этого, очевидно, будет усиление конкурентной борьбы между торговыми предприятиями на отечественных рынках товаров и услуг.

В условиях повышения конкуренции на этих рынках для торговых предприятий становится важным разработка различных мер по повышению своей конкурентоспособности, выработка возможных направлений деятельности, совершенствование организационной структуры, а также структуры управления торговым предприятием и, как следствие этого, выработка конструктивного стиля руководства.

Современные российские наука и практика управления все больше перенимает западный опыт, однако при этом допускается объективная ошибка, заключающаяся в неправильной адаптации, либо в полном отсутствии адаптации западного опыта к современной российской действительности, что влечет за собой снижение эффективности деятельности торгового предприятия в целом.

Актуальность темы

диссертационного исследования, таким образом, определяется необходимостью формирования предпринимательского стиля управления на торговых предприятиях современной России при помощи использования адаптированного опыта других стран.

Актуальность темы

диссертации также определяется необходимостью динамичного и непрерывного освоения торговыми предприятиями новых видов товаров и услуг, современной техники и технологий, применении прогрессивных форм организации труда и управления, совершенствования кадровой политики. Все это невозможно обеспечить без эффективной системы управления торговыми предприятиями, находящейся в состоянии непрерывного развития, в основе которой лежит стиль управления современным торговым предприятием.

Стиль управления торговым предприятием на сегодняшний день приобретает все большую актуальность в связи с тем, что этот фактор системы управления в целом включает в себя использование таких направлений современной науки, как менеджмент, экономика, психология. В начале формирования рыночных отношений в России в 90-х годах прошлого века на первом месте для предпринимателей стояли другие факторы, позволяющие за короткий промежуток времени получить максимально возможную прибыль. Однако с течением времени изменились цели и представления большинства современных руководителей и на первое место вышли факторы, позволяющие стабильно получать определенную величину прибыли не только в короткий промежуток времени, но и в перспективе.

Конструктивно выбранный стиль руководства позволяет решать проблему стабильного получения прибыли, но при условии его органичной взаимосвязи с другими факторами системы управления торговым предприятием.

Таким образом, актуальность темы диссертационного исследования вытекает из необходимости решения таких основополагающих вопросов, как научно-методическое обоснование и формирование основ предпринимательского стиля управления торговыми предприятиями.

Актуальность темы

данного исследования, а также практическая потребность торговых предприятий в формировании и развитии предпринимательского стиля управления в сфере торговли определили цель, задачи, объект и предмет настоящей диссертации.

Цель исследования — разработка организационно-методических аспектов формирования и развития предпринимательского стиля управления в сфере торговли.

В соответствии с основной целью диссертации сформулированы и обоснованы следующие задачи: провести анализ существующих принципов, подходов и методов формирования стиля руководства и осуществить научно-методическое обоснование данной работывыявить особенности разработки предпринимательского стиля руководства на торговых предприятиях в современных условияхсформировать концептуальные направления проведения организационно-экономического анализа стиля управления на предприятии торговлиосуществить SWOT-анализ субъектов сферы торговли Санкт-Петербурга с предпринимательским стилем управленияпроанализировать с точки зрения системного подхода стили управления на современных предприятиях торговлиразработать и предложить для практического применения алгоритм формирования стиля управления на торговом предприятии и стратегии его развитиясформировать программу совершенствования ресурсного потенциала личности руководителя, как ведущего субъекта стиля управления.

Объектом исследования диссертации являются торговые предприятия, осуществляющие свою деятельность на отечественном потребительском рынке товаров и услуг. Особенностью данных торговых предприятий является их функционирование на отечественных рынках, отличающихся высоким уровнем конкуренции (например, таких крупных мегаполисов, как Москва и Санкт-Петербург).

Предметом диссертационного исследования являются научно-методологические и методические основы формирования и развития предпринимательского стиля управления в сфере торговли.

Методологической основой данного диссертационного исследования являются классические и современные исследования отечественных и зарубежных авторов в области теории управления предприятиями, законы Российской Федерации «О защите прав потребителей», «Об акционерных обществах», Гражданский кодекс РФ, нормативный акт «Правила торговли в Российской Федерации», а также другие законодательные и нормативные акты, регулирующие работу отечественных торговых предприятий, основополагающие методы теории управления, такие как ситуационный, функциональный, процессный и системный подходы, методы экономического анализа, выбора оптимальных решений, а также абстрактно-логического моделирования.

В диссертационной работе использованы основные теоретические положения современной теории управления, результаты авторских исследований, статистический материал, полученный из периодических изданий, а также данные, полученные на официальных сайтах в глобальной сети Интернет.

В процессе диссертационного исследования были использованы такие общенаучные методы как системный подход, анализ и синтез, метод SWOTанализа, методы финансово-экономического анализа, методы аналитического моделирования, абстрактно-логический метод.

Научная новизна результатов исследования полученных автором, заключается в следующем: определена сущность стилей управления в современном предпринимательстве, на основе проведенного теоретического анализа существующих в современной практике менеджмента видов стилей управления выявлена необходимость разработки эффективного стиля управления для предприятий торговли, осуществляющих хозяйственную деятельность на российском рынкевыявлены и сформулированы особенности процесса руководства современными российскими торговыми предприятиями и их влияние на формирование стиля руководства руководителя торгового предприятия, как одного из факторов, обеспечивающих эффективность работы хозяйствующих субъектов сферы торговлина основе проведенного SWOT-анализа трех торговых предприятий, действующих на рынке Санкт-Петербурга, являющихся представителями разных организационно-правовых форм, выявлены существующие на сегодняшний день структурно-организационные проблемы в их деятельности и определены возможные тенденции дальнейшего развития, а также сформированы рекомендации, позволяющие упрочить положение данных хозяйствующих субъектов на рынке Санкт-Петербургаразработаны этапы осуществления системного анализа стилей управления в современном предпринимательстве и на основе данных этапов осуществлен системный анализ стилей управления руководителей трех торговых предприятий, хозяйствующих на рынке Санкт-Петербурга, позволивший выявить зависимость эффективности деятельности современных предприятий торговли от применяемого на них стиля управления и предложена методика оценки эффективности комплексного стиля управленияосуществлена адаптация классификации стилей управления для современных российских предприятий, определен порядок систематизации массивов информации, используемой на каждом этапе формирования оптимального стиля управления, разработаны и предложены для практического применения обобщенный алгоритм формирования стиля управления на предприятии торговли и структурные схемы алгоритма формирования стиля управления для трех исследуемых хозяйствующих субъектов рынка Санкт-Петербурга, охватывающие как крупные торговые предприятия, так и предприятия торговли малого бизнесасформирован подход к осуществлению мониторинга реализации стиля управления на предприятии торговли, разработаны формы документации, сопровождающей процесс мониторинга, предложены мероприятия по укреплению стиля управления в процессе его дальнейшего развития и схема процесса организационного анализа, призванная побудить руководителя к самосовершенствованию, создана и научно обоснована программа совершенствования ресурсного потенциала личности руководителя торгового предприятия.

Практическая и научная значимость диссертации заключается в том, что разработанные в ней методологические аспекты формирования стиля управления в предпринимательской среде, а также практические рекомендации по его разработке и реализации, направлены на повышение эффективности функционирования современных торговых предприятий. Практическая значимость диссертационной работы определяется возможностью использования предложенных теоретических и методических разработок в деятельности современных предприятий торговли торговли.

На практическую реализацию результатов данного исследования направлены предлагаемые в диссертации этапы осуществления системного анализа стилей управления, адаптированная классификация стилей управления, порядок систематизации массивов информации, используемой на этапах формирования стиля управления, обобщенный алгоритм формирования стиля управления на предприятии торговли, подход к осуществлению мониторинга реализации стиля управления, формы документации, сопровождающей процесс мониторинга, программа совершенствования ресурсного потенциала личности руководителя торгового предприятии.

Цель и задачи данной диссертации определили ее структуру и объем.

Структура диссертационной работы определена исходя из необходимости соблюдения логики изложения материала, определения причинно-следственных взаимосвязей и взаимодействия факторов исследуемых объектов и проблем. Структура диссертации разработана так, чтобы наилучшим образом показать актуальность темы исследования, современные научно-методологические и методические основы формирования стиля управления в предпринимательской среде, существующие методы исследования, а также собственные исследования автора.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложений содержит 224 страницы машинописного текста.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Развитие рыночной экономики требует от хозяйствующих субъектов, с одной стороны, повышения их конкурентоспособности, а с другой, обеспечения стабильности и устойчивости их функционирования в условиях динамично меняющейся экономической среды. Одним из средств повышения конкурентоспособности и обеспечения устойчивости функционирования является формирование эффективного стиля руководства современными предприятиями торговли и его конструктивная реализация.

Решение методологических и методических проблем формирования стиля руководства, определение проблем и перспектив развития современных предприятий торговли, обоснование и разработка обобщенного алгоритма формирования стиля руководства, структурных схем формирования стиля руководства для торговых предприятий различных организационно-правовых форм и программы совершенствования ресурсного потенциала личности руководителя, позволили автору сделать следующие выводы: Современный руководитель — это человек, облеченный властью, обладающий необходимыми лидерскими качествами и осуществляющий свою деятельность в рамках той должности, которую он занимает. В повседневной работе перед каждым руководителем стоит проблема, как согласовать свои действия с действиями подчиненных. Это получило название стилей руководства. Успех работы руководителя зависит от очень многих обстоятельств: содержания задачи и сроков ее решенияличности руководителя, особенностей коллектива или характера подчиненногоспецифики сложившейся ситуации и других причин. Стиль управлениякомплекс форм, приемов и методов взаимодействия руководства (руководителя) предприятия с персоналом и отдельными работниками в процессе выполнения целей предпринимательской деятельности.

Теории «одномерных» стилей руководства не дают объективную характеристику стиля руководства конкретного руководителя, так как основываются только на его личностных качествах и поведенческих характеристиках и не учитывают другие важные факторы, формирующие стиль руководства (специфику ситуации, влияние внутренней и внешней среды и так далее). Поэтому данные теории можно рассматривать, как основополагающую базу для изучения стилей руководства, а для получения максимально точной характеристики стиля руководства руководителя применять их на практике в сочетании с теориями «многомерных» стилей руководства и ситуативного менеджмента.

Рассмотренные в данной диссертационной работе модели ситуационного руководства главное внимание обращают на воздействие внешних факторов и, дополняя друг друга в понимании сущности руководства, предлагают различные стили руководства и обосновывают эффективность их применения. Вместе с тем модели имеют существенные отличия по набору характеристик, лежащих в их основе: рассматриваемые стили руководства, ситуационные факторы, эффективность руководства и другие. Поэтому предложенные модели могут по-разному использоваться в ситуации, необходимой для руководства группой (модель Врума-Йеттона) и для совершенствования собственного (индивидуального) стиля работы (модели Фидлера, Митчела-Хауса, Херсли-Бланшара). На практике, при изучении стиля руководства руководителя и для получения полной и объективной его характеристики, применение этих моделей, отражающих влияние на формирование стиля руководства факторов внутренней и внешней среды, а также ситуации, необходимо сочетать с теориями «одномерных» стилей руководства, которые в большей степени отражают личностные и поведенческие характеристики руководителя, формирующие его стиль руководства.

С учетом специфики трудовой деятельности в сфере торговли, которая оказывает непосредственное влияние на эффективность хозяйственной деятельности торговли в целом, процесс руководства на торговом предприятии будет иметь свои особенности, влияющие на формирование стиля руководства руководителя данного предприятия. Эти особенности заключаются в том, что при осуществлении руководства торговым предприятием, его руководитель большую часть своего внимания должен уделить человеческому фактору (персоналу), но не в ущерб фактору производства (хозяйственной деятельности). То есть, руководство в большей мере должно быть направлено на работников и взаимоотношения в коллективе, на систему «человек-человек», это позволит обеспечить высокую эффективность деятельности предприятия в целом. С учетом этой установки определяется и формируется стиль руководства руководителя торгового предприятия, который выражается через частое повторение тех или иных приемов руководства, которыми пользуется руководитель для эффективного решения задач коллектива. Стиль руководства возникает как проявление наиболее типичных для данного руководителя характерологических и индивидуально-психологических черт в поведении его по отношению к подчиненным. Для того чтобы установить обоснованность выбора стилей руководства тем или иным руководителем, необходимо учитывать стиль поведения трудового коллектива и уровень зрелости работников, на которых обращено управляющее воздействие. Практика менеджмента показывает, что уровень общего развития трудового коллектива может характеризоваться как низкий, средний и высокий. При низком уровне развития трудового коллектива может наблюдаться эгоистическое поведение работников, предусматривающее первоочередное удовлетворение личных потребностей в ущерб выполнению целей предприятия. При низком уровне развития трудового коллектива уровень зрелости большинства работников является также низким, и лишь отдельные работники отличаются повышенным уровнем зрелости и могут принимать на себя ответственность. В слабо развитом трудовом коллективе основным типом стиля поведения руководителя должен быть авторитарный. Авторитарное воздействие, по мере развития коллектива, может дополняться демократическими подходами, в частности, стилем ограниченного участия работников в управлении. Большинство трудовых коллективов на предприятиях торговли характеризуется средним уровнем развития. Средний уровень развития трудового коллектива может сопровождаться стилем поведения работников, тяготеющим к «хозяйственному управлению», но не исключающим «эгоистических всплесков» в отдельных ситуациях. В трудовых коллективах со средним уровнем развития основным типом стиля руководства персоналом должен являться демократический. Вспомогательными стилями могут выступать: при уровне развития ниже среднего — авторитарныйпри уровне развития выше среднего — кооперативный. В высокоразвитых трудовых коллективах основной стиль поведения персонала тяготеет к предпринимательскому, то есть работники отличаются настолько высоким уровнем зрелости, что принимают полностью предпринимательские цели предприятия и своим трудом способствуют их выполнению. Они понимают, что реализация целей деятельности предприятия приведет к увеличению прибыли, а вместе с пей — к росту их личного благополучия. В сильных коллективах могут находить развитие новые разновидности демократического стиля руководства помимо кооперативного, например, тяготеющие к интегрированному управлению, к адаптационным моделям управления, к творческим образованиям, к независимости коллективов и др. ¦ Для того чтобы выявить причины нестабильного развития предприятий был проведен SWOT-анализ деятельности универмага «Нарвский», универсама «Новознаменка» и магазина «Все для дома». Для проведения SWOT-анализа были привлечены эксперты из числа специалистов аппарата управления. Все факторы внешней среды были объединены в 6 групп и экспертами проведена оценка значимости каждой группы факторов. При этом факторам одной природы и одного уровня присваивалась равная значимость. Факторы внутренней среды предприятия нами были сформированы также в 6 групп. Результаты SWOT-анализа для универмага «Нарвский» позволяют сделать следующие выводы: наибольшие возможности для дальнейшего развития предоставляют использование рыночных, конкурентных и производственно-технологических факторовнаибольшие опасности кроются в экономических и социальных факторах внешней среды. Анализ внутренних факторов развития универмага «Нарвский» показал, что по большинству из них универмаг имеет достаточный потенциал для своего дальнейшего развития. Вместе с тем надо отметить, что при общей положительной оценке уровня развития универмага «Нарвский», для этого предприятия характерно недостаточное использование имеющихся возможностей. Об этом свидетельствует тот факт, что при экспертизе факторов как внешней, так и внутренней среды не встречается ни одной положительной оценки, тяготеющей к максимальному баллу. Наибольшие возможности для универсама «Новознаменка» заложены в использовании рыночных, конкурентных и производственно-технологических факторовнаибольшую опасность представляют внешние экономические и социальные факторы. Оценка внутренних сильных и слабых сторон развития универсама «Новознаменка», проведенная экспертами, показала, что универсам «Новознаменка» имеет достаточный потенциал для своего дальнейшего развития. Одновременно с этим, нами отмечено, что при оценке силы влияния внутренних факторов экспертами применялись положительные оценки, не превышающие значения +3 (при максимуме +5). Это свидетельствует о том, что универсам не полностью использует свои предпринимательские возможности. Оценка факторов внешней среды по магазину «Все для дома», данная экспертами, позволяет сделать вывод о том, что для дальнейшего развития магазина «Все для дома» нужно опираться на факторы рыночной и конкурентной среды, а также использовать положительные условия, вытекающие из некоторых экономических, производственных и социальных факторов. Оценка внутренних сильных и слабых сторон магазина «Все для дома» показывает, что сильными факторами для развития магазина «Все для дома» являются торгово-технологические и технические. Слабое использование других факторов и приводит к неустойчивому развитию предприятия. Учитывая изложенное, были выработаны рекомендации по преодолению кризисного состояния данных предприятий в настоящее время.

Проведенные исследования современного развития наиболее представительных торговых предприятий Санкт-Петербурга позволили выявить общие проблемные факторы развития. Наибольшие проблемы создает для всех сложившаяся экономическая и социальная обстановка в стране и регионе. В отдельных случаях отрицательное влияние на развитие предприятий оказывают рыночные и производственно-технологические факторы. Предпринимательская деятельность торговых предприятий в этих условиях должна исходить из правильного выбора приоритетов, позволяющих согласовывать интересы сторон, участвующих в распределении прибыли предприятия (интересы собственника и государства, интересы собственника и трудового коллектива). Постановка целей, выбор приоритетов в значительной мере зависят от стиля поведения руководства предприятия.

Были исследованы стили руководства, применяемые в универмаге «Нарвский», универсаме «Новознаменка» и магазине «Все для дома». Для этого была использована специальная анкета. По данной анкете был проведен опрос руководителей следующих уровней: по универмагу «Нарвский» — директор, заместитель директора, начальник товарного отдела и два заведующих секциямипо универсаму «Новознаменка» — директор, заместитель директора, администраторпо магазину «Все для дома» -директор и заместитель директора. Ведущим стилем руководства директора универмага «Нарвский» является кооперативный стиль. Это означает, что директор универмага практикует передачу части полномочий по управлению предприятием специально созданным комитетам или органам, выполняющим функции комитетов. Значительную часть функций управления предприятием выполняют, таким образом, коллегиальные органы, что дает положительный эффект в развитии предприятия. Вспомогательным стилем руководства директора универмага «Нарвский» является авторитарный стиль. Причем авторитарное руководство реализуется не только в кризисных ситуациях, но и в повседневной работе. Авторитарное руководство в повседневной работе на данном предприятии дает некоторое отрицательное воздействие на результативность работы предприятия. На третьем месте в составе применяемых стилей управления у директора универмага находится демократический стиль. В отдельных ситуациях им применяется стиль ограниченного участия. Стили невмешательства, бюрократический и благожелательно-деспотический выражены очень слабо и практически не характерны для директора универмага «Нарвский». Основным стилем руководства заместителя директора универмага «Нарвский» по персоналу является авторитарный. Вспомогательным стилем можно считать демократический. Наряду с этими стилями заместитель директора универмага в отдельных ситуациях применяет кооперативный и бюрократический стили. Другие стили руководства являются для него менее характерными. Нужно отметить также, что для заместителя директора, как и для директора, применение авторитарного стиля проявляется не только в кризисных ситуациях, но и в повседневной работе. Бюрократизм проявляется относительно вопросов планирования и внедрения нововведений. Анализ стиля начальника одного из товарных отделов универмага «Нарвский» (товары культурно-бытового назначения) показал, что основным стилем руководства является авторитарный стиль: данный руководитель стремится применять авторитарный стиль буквально по всем аспектам управления на своем рабочем месте. Вспомогательным стилем управления для начальника товарного отдела является бюрократический, то есть приверженный к выполнению регламентирующих документов, инструкций, распорядительства. На третье место данный руководитель ставит демократический стиль, то есть по мере необходимости использует интеллектуальный потенциал своих работников, наименее характерными для него являются стиль ограниченного участия и невмешательства. Анализ стиля заведующего одной их секций в составе товарного отдела универмага «Нарвский» (секция электротоваров) показал, что ведущим типом стиля является авторитарный, а вспомогательными стилями в равной мере являются демократический и бюрократический. Если принять во внимание, что в подчинении у руководителя секцией находится рабочий персонал, для которого основная часть работ регламентирована должностными инструкциями, выявленная дифференциация стилей является оправданной. Вместе с тем, упор на авторитаризм был бы более оправданным в слаборазвитом коллективе или коллективе с эгоистическим типом поведения. Стили невмешательства, ограниченного участия выражены очень слабо, а стили кооперативный и благожелательно-деспотичный применяются в отдельных случаях. По универмагу «Нарвский» был исследован стиль еще одного заведующего секцией, который показал, что характерными типами стилей являются демократический и авторитарный, которые, очевидно применяются в зависимости от ситуации. Вспомогательным типом стиля, как и для предыдущего заведующего секцией, является бюрократический. Данный заведующий секцией практикует также использование благожелательно-деспотичного стиля руководства. Стили невмешательства и ограниченного участия не характерны для данного заведующего секцией. ¦ По торговому предприятию, относимому к средним по мощности предприятиям, универсаму «Новознаменка», были проанализированы стили управления директора, заместителя директора и администратора. Анализ стиля директора универсама показал, что для него характерно использование в управлении предприятием демократического и авторитарного стилей. Очевидно, что использование этих стилей руководства зависит от ситуационных факторов. В то же время вспомогательным стилем руководства директора универсама «Новознаменка» является кооперативный стиль — это означает, что директор универсама в необходимых ситуациях способен передавать часть полномочий по управлению предприятием коллегиальным органам, в роли которых выступают «Экономический Совет» предприятия и комиссии, формируемые периодически для решения проблемных вопросов. Остальные типы стилей не являются характерными для директора универсама. Для заместителя директора универсама «Новознаменка» основным типом стиля является авторитарный, а вспомогательным — бюрократический. В необходимых ситуациях заместитель директора универсама способен применять демократический и близкий к нему кооперативный стиль. Стили невмешательства, ограниченного участия и благожелательно-деспотичный не являются характерными. Администратор универсама «Новознаменка» в качестве основного стиля руководства применяет авторитарный, а его вспомогательным стилем является бюрократический. Вместе с тем, данный руководитель в необходимых ситуациях применяет и демократический стиль руководства (в большей степени проявляется в повседневной работе по управлению). В основной работе администратор проявляет жесткость по отношению к определенному составу подчиненных, и демократизм — по отношению к более зрелым работникам. По магазину «Все для дома» исследование стилей дало следующие результаты. Для директора магазина «Все для дома» основным типом стиля является авторитарный, этот стиль применяется как в повседневной работе, так и в кризисных ситуациях. Вспомогательным типом стиля для директора магазина является демократический, это значит, что руководитель данного предприятия выделяет круг подчиненных, которым доверяет самостоятельность в выборе методов работы и принятия решений по ограниченному кругу вопросов. В отдельных ситуациях директор магазина применяет и такие типы стилей руководства, как кооперативный, бюрократический и благожелательно-деспотический. Стили невмешательства и ограниченного участия выражены слабо. У заместителя директора магазина «Все для дома»" основным типом стиля руководства является демократический, а вспомогательными стилями являются бюрократический и авторитарный. В отдельных ситуациях заместитель директора применяет кооперативный и благожелательно-деспотичный типы стилей. Стиль невмешательства для данного руководителя не характерен.

Выявленные противоречия по применению стилей руководства на исследуемых предприятиях торговли Санкт-Петербурга позволяют сделать следующие выводы. По универмагу «Нарвский» сложившийся уровень развития трудового коллектива свидетельствует о целесообразности отказа от опоры на авторитарный стиль руководства и ориентации на применение прогрессивных разновидностей демократического стиля руководства. Это, прежде всего, дальнейшее совершенствование кооперативного стиля руководства и освоение новых демократических подходов к стилю руководства, приемлемых для крупного предприятия торговли. Это могут быть интегрированные стили руководства и стили, основанные на формировании творческих образований, которые усилят инновационную направленность в развитии предприятия. По универсаму «Новознаменка», относимому к среднему классу предприятий торговли, при сложившемся уровне развития трудового коллектива целесообразно отойти от первостепенной опоры на авторитарный стиль и развивать демократический стиль. При развитии демократического стиля целесообразно подбирать такие его разновидности, которые будут ориентированы на стратегические цели предприятия. Это могут быть стили — кооперативный, адаптационный и ориентированный на творческие образования. Развитие демократических стилей управления должно происходить на фоне повышения уровня зрелости работников. По магазину «Все для дома», коллектив которого развит еще недостаточно, целесообразно вводить стиль с ограниченным участием работников в управлении, затем расширять рамки демократизма по мере развития коллектива.

Целесообразно заботиться о том, чтобы работники положительно воспринимали цели деятельности предприятия и использовали свой интеллектуальный потенциал на их осознанное выполнение, а также понимали, что увеличение товарооборота и прибыли предприятия приведет к возрастанию и их личного благосостояния. Проведенная оценка результативности достижения предпринимательских целей на исследуемых предприятиях торговли показала следующее. По универмагу «Нарвский» из 7 целей предпринимательской деятельности не обеспечено выполнение однойпо универсаму «Новознаменка» из тех же предпринимательских целей не достигнуты 5- по магазину «Все для дома» достигнуты все предпринимательские цели за анализируемый период. Если связать эти результаты с ведущими типами стилей на исследуемых предприятиях, то, на первый взгляд, кажется, что существенной связи между стилем управления и достижением предпринимательских целей нет. Тем не менее, результаты проведенного анализа позволяют выявить определенную зависимость практических результатов достижения предпринимательских целей стиля управления. Так, в магазине «Все для дома» за два предшествующих года обеспечено положительное достижение основных предпринимательских целей на основе сочетания авторитарного и бюрократического стилей. Вместе с тем, надо учесть, что субъектами данных стилей выступают руководители (директор и его заместитель), являющиеся одновременно и владельцами предприятия. Как владельцы предприятия, они напрямую заинтересованы в достижении целей и применяют для этого те приемы и методы, которые, на их взгляд, являются наиболее результативными. В то же время, при анализе деятельности данного предприятия, проведенном в данной диссертационной работе, было установлено, что магазин «Все для дома» на протяжении трех лет (с 2000 по 2002 гг.) имел низкую социально-экономическую эффективность и не использовал в полной мере те возможности, которые заложены в факторах внешней и внутренней среды функционирования предприятия. Следовательно, результативность стиля работы руководителей данного предприятия невысока. Анализ универсама «Новознаменка» показал, что за два предшествующих года — 2001 и 2002 вообще не обеспечено достижение большинства предпринимательских целей. Основными типами стилей руководства на данном предприятии являются авторитарный, бюрократический и, отчасти, демократический при среднем уровне развития трудового коллектива. В этом случае можно было бы сказать о низкой результативности авторитарного и бюрократического стилей при среднем уровне развития трудового коллектива. Очевидно, что применяемые стили руководства не способствуют использованию возможностей, предоставляемых факторами внешней и внутренней среды предприятия. Наиболее благоприятные условия достижения предпринимательских целей обеспечены в универмаге «Нарвский». Здесь наиболее эффективным условием формирования стиля управления выступает кооперативный тип стиля первого руководителя — директора универмага. Кооперативный стиль, как прогрессивная разновидность демократического, проявляется в коллегиальном подходе к управлению, что развязывает инициативу на местах. Одновременно с этим, применение авторитарного стиля тем же руководителем эту инициативу сдерживает, а в ряде случаевгасит. Не случайно поэтому, наиболее важная цель предпринимательской деятельности — рост товарооборота в сопоставимом измерении в универмаге не достигнута. Авторитаризм первого руководителя, являющийся вторичным типом стиля сказывается на выборе этого типа стиля в качестве основного подчиненными руководителями — заместителем директора, начальника товарного отдела, зав. секциями. Следовательно, для универмага «Нарвский» результативность стиля управления, складывающаяся из результативности частных стилей работы руководителей, даже в условиях преобладания демократического подхода не дает в целом эффективного результата. ¦ Эффективность стиля управления может быть оценена только на основе комплексного подхода к этому явлению. Поскольку стиль управления практически сложно разложить на отдельные составляющие, постольку эффективность реализации сложившегося стиля управления целесообразно оценивать по эффективности достижения предпринимательских целей. В научной работе предлагается методика оценки эффективности комплексного стиля управления на основе достижения целей предпринимательской деятельности. Методика предусматривает: формирование системы предпринимательских целей, выработку критериев оценки достижения целей, введение ранговой оценки степени достижения целей, собственно оценку фактически сложившегося уровня достижения целей при сформированном стиле управления, вычисление обобщающего коэффициента эффективности стиля управления.

Стиль управления на предприятии целесообразно определенным образом формировать. На наш взгляд, формирование стиля управления лучше всего проводить через разработку его алгоритма. Алгоритмический подход состоит в том, чтобы на основе поэтапного обобщения составляющих элементов выявить противоречия между желаемым и реальным состоянием системы и отобрать наилучшие стилевые подходы к устранению противоречий. Алгоритмический подход требует систематизации информации, используемой на каждом этапе формирования стиля управления. Систематизированный таким способом массив информации используется далее в разработке алгоритма формирования стиля управления. В соответствии с изложенным подходом были разработаны структурные схемы обобщенного алгоритма формирования стиля управления для универмага «Нарвский» (крупное предприятие торговли), универсама «Новознаменка» (среднее предприятие торговли) и магазина «Все для дома» (малое предприятие торговли).

На крупном предприятии торговли целесообразно формировать такие разновидности демократического стиля, как адаптационный, интегративный, кооперативный и творческих групп. Авторитарный стиль должен быть ограничен распорядительными действиями по корректировке отклоняющегося от норм поведения подчиненных и в значительной мере заменен персонизированным стилем, основанном, преимущественно, на использовании неофициальных силы и влияния. На среднем предприятии торговли целесообразно формировать такие разновидности демократического стиля, как адаптационный, кооперативный и творческих групп. Эти стили должны дополняться персонизированным типом стиля руководителя. Па малом предприятии торговли целесообразно формировать для нахождения наилучших решений по наиболее проблемным или новым задачам небольшие целевые творческие группы, расширять рамки стиля ограниченного участия работников в управлении. Авторитарный и бюрократический стили целесообразно заменять персонизированным стилем, позволяющим достичь хороших результатов на основе неофициальных силы и влияния руководителя.

Процесс формирования стиля управления должен сопровождаться мониторингом его реализации. Объектами мониторинга стиля управления являются предложения по наиболее эффективному выполнению целей и задач предприятия, исходящие от членов трудового коллектива, предложения по формам наилучшего взаимодействия трудового коллектива с руководством предприятия и практические результаты выполнения целей и задач предприятия. Мониторинг реализации стиля управления целесообразно проводить раздельно — со стороны администрации и со стороны трудового коллектива.

Реализация прогрессивных стилей управления требует постоянного совершенствования ресурсного потенциала личности руководителя. Ресурсный потенциал личности руководителя составляют его знания и умения, квалификация, опыт работы, генетические способности и уровень развития профессиональных управленческих качеств. Программа совершенствования ресурсного потенциала личности руководителя должна формироваться с учетом двух важных аспектов: выгоды для предприятия и мотивации желания руководителя повышать свою квалификацию. Заинтересованность предприятия в вопросах совершенствования потенциала руководителя должна проявляться в побуждении руководителя к разработке программ самосовершенствования, реализация которых принесет несомненную пользу не только предприятию, но и самому руководителю. Побудить руководителя к самосовершенствованию можно на основе организационного анализа назревших проблем в управлении конкретным предприятием торговли. Процесс организационного анализа позволяет глубоко осмыслить получаемую информацию, выделить приоритеты и определить индивидуальные возможности каждого руководителя в самосовершенствовании, отвечающие потребностям предприятия. Кроме того, необходимо опираться на разработанный на предприятии алгоритм формирования оптимального стиля руководства, который также определяет аспекты совершенствования личности руководителя. На основе проблемных характеристик руководителя и выделенных аспектов совершенствования его потенциала был разработан вариант рекомендуемой программы самосовершенствования руководителя. Программа содержит примерный перечень рекомендуемых методов самосовершенствования руководителя и периодичность их применения. В каждом конкретном случае программа самосовершенствования руководителя может разрабатываться под развитие приоритетных управленческих качеств в определенном временном периоде. Разработанная программа самосовершенствования руководителя по выявленным проблемным качествам предусматривает: внешнее обучение (на курсах), обмен опытом (стажировку в одной из ведущих фирм с высококвалифицированным менеджментом) и работу над собой. Планом охвачены практически все известные методы самосовершенствования. Реализация программы самосовершенствования в комплексе с повышением уровня научных знаний, освоением методов вовлечения работников в управление, совершенствованием техники личной работы позволит руководителю сформировать наиболее прогрессивный стиль управления предприятием и достичь высокой эффективности функционирования предприятия на потребительском рынке.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.А. Лекции по менеджменту: Решение. Предвидение. Риск. -СПб.: Союз, 1999.
  2. П.В. Введение в теорию принятия решений. М., 1977.
  3. Л.Н. Технологии эффективного менеджмента. Учебное пособие. М.: ПРИОР: Эксперт, бюро, 1998.
  4. А.А., Громова Л. А. Психогеометрия для менеджеров. СПб.: «Знание», 1998 г.
  5. М.М. Планирование деятельности фирмы М.: Финансы и статистика, 1997.
  6. Г. Предприятие будущего. М.: «Мировая экономика», 2000 г.
  7. Г. А. Общий менеджмент. Учебное пособие. Йошкар-Ола: МарГТУ, 1998.
  8. М. Основы менеджмента. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998 г.
  9. С.Н. Системный анализ стилей управления на современных предприятиях торговли. СПб.: СПГУЭФ, 2003 г.
  10. Ю.Асеев В. Г. Личность и значимость побуждений. М.: ИП «РАН», 1999 г. П. Афанасьев В. Г. Общество: системность, познание и управление. — М., 1981.
  11. A.M., Бочарова С. П., Землянская Е. В. Психология управления. -Харьков: ООО «Фортуна-пресс», 1998 г.
  12. Р. Секреты эффективного управления. М.: Лори, 1999. М. Береснев Н. В. и др. Философия современного менеджмента. Учебное пособие. — М.: Изд-во РУДН, 1995.
  13. Э. Игры, в которые играют люди (психология человеческих взаимоотношений). Люди, которые играют в игры (психология человеческой судьбы). М.: «Прогресс», 2000 г.
  14. И.А. Торговый менеджмент. Киев: УФИМБ, 1997.
  15. В.И. Новый менеджмент: Управление предприятиями на уровне высших стандартов. — М.: Экономика, 1997.
  16. А. Менеджмент. / Учебное пособие. СПб.: Питер, 2000.
  17. А.С. Моделирование в менеджменте. Учебное пособие. М.: Филинъ: Рилант, 2000.
  18. А.С., Михайлов В. И. Современный менеджмент: теория и практика. СПб: Питер, 2000. Б
  19. Г. В. Психология делового общения. М.: 1999.
  20. В.К., Дорофеев В. Д. Основы современного менеджмента. Учебник. Пенза: Изд-во ПГУ, 1999.
  21. У. Менеджмент в организации. М.: Инфра-М, 1997.
  22. А.В. Эффективный менеджмент. М.: Эльф Ке, 1999.
  23. Д.Д. Венегин. В. Р. Менеджер и стиль руководства. Социал.-полит. журн.- 1993, № 7. — с.99.
  24. А.Ю. Современный менеджмент: От теории к практике. Учебное пособие. 2-е изд., доп. — Архангельск: АГТУ, 1998.
  25. В.Р. Менеджмент. Учебное пособие. М.: Белые альвы, 1999.
  26. В.Р. Практический менеджмент персонала: Пособие по кадровой работе. М.: Юрист, 2001.
  27. X. Менджмент в подразделениях фирмы (предпринимательство и координация в децентрализованной компании): Пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 1996.
  28. О.С., Наумов А. И. Практикум по курсу «Менеджмент». М.: Гардарика, 1999.
  29. ЗКВиханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент. Учебник. 3-е изд. — М., 2000.
  30. О.С. и др. Ситуационное обучение менеджменту. Учебное пособие.-М.: ГАУ, 1997.
  31. О.С., Наумов А. И. Менеджмент. М.: Гардарика, 1999 г.
  32. М., Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер. М.: «Дело», 1998 г.
  33. Ю.Ф. и др. Информационные технологии управления. Учебное пособие. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 1998.
  34. М.Н. Менеджмент. М.: «Юнити», 2001 г.
  35. В.В. Менеджмент. Учебник. СПб.: Спец. лит., 1999.
  36. В. В. Менеджмент. Железнодорожный: Крылья, 1996.
  37. P.M., Никольская И. М. Защита личности. М.: «Знание», 1999 г.
  38. М.В. Суперкадры. М.: «Дело», 1998 г.
  39. В. Д. Менеджмент в малом бизнесе. М.: Финансы и статистика, 1999.
  40. Н.В. Я и другие. Общение в трудовом коллективе. СПб.: «Альфа», 1997 г.
  41. С. Высокоэффективный менеджмент. М.: Филинъ, 1996.
  42. И.С. Мужчины и женщины: принятие управленческих решений. -М.: «МАПН», 2001 г.
  43. Р. Менеджмент. СПб.: Питер, 2002 г.
  44. Л.П., Памбухчиянц В. К. Коммерция и технология торговли. М.: ИВЦ «Маркетинг», 2000 г.
  45. А.А., Колесников Д. М. Теория больших систем управления. Л.: Энергоиздат, 1982.
  46. П. М., Мак-Кинли Раньян У. Поведение человека в организации. -М.: Фонд «За экономическую грамотность», 1998 г.
  47. П. Менеджмент: Стратегия и тактика. СПб.: Питер, 1999.
  48. О. Н. Менеджмент. Екатеринбург, 1997.
  49. В.А. и др. Управление персоналом. Учебное пособие. М.: ПРИОР, 1998.
  50. Л.П. Управление персоналом. Нижний Новгород: «Нимб», 1997 г.
  51. А. Д. Менеджмент. СПб.: РТА, 1997.
  52. О.А., Радугин А. А. Основы менеджмента. Учебное пособие для вузов. М.: Центр, 1998.
  53. Л.Б. Основы менеджмента: функции управления. Учебное пособие.-СПб.: СПбЛТА, 1998.
  54. А.В., Максимцов М. М. Исследование систем управления. Учебное пособие для ВУЗов. М.: ЮНИТИ, 2000.
  55. С.М. и др. Основы менеджмента. Учебное пособие. Саранск: Саран, кооп. ин-т, 1998.61 .Исследование систем управления и системный анализ. Учебное пособие. -СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2000.
  56. А. К. и др. Практический менеджмент. Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 1998.
  57. А.И. Психология управления. М.: «Академия МВД», 2001 г.
  58. Р.Н., Сорокина М. В. Сборник хозяйственных ситуаций и деловых игр по дисциплине Менеджмент. СПб: СПбТЭИ, 2001 г.
  59. В.И. Искусство управления: Учебник. -М.: Издательство БЕК, 1997
  60. Е.И. Мужчина и женщина: стили руководства. М.: «МАПН», 2001 г.
  61. Э. М. Концепция менеджмента. М.: ДеКА, 1997.
  62. Э.М. Исследование систем управления. М.: ДеКА, 2000.
  63. В.А. Исследование систем управления. Учебное пособие. -Екатеринбург: УрАГС, 1999.
  64. Кох Р. Менеджмент и финансы от, А до Я. Справочник. СПб.: Питер, 1999.
  65. А.И. Психологические основы современного управления персоналом. Учебное пособие. М.: Зерцало, 1999.
  66. А. И. История менеджмента. М.: Академический Проект, 2000.
  67. М.П. Менеджмент: информационные технологии поддержки управленческих решений. М.: Экономика, 1997.
  68. О.В. Менеджмент: моделирование управленческих решений. -М.: Экономика, 1997.
  69. Ю.В. Управление персоналом. Самара: «Свифт», 2000 г.
  70. И.А. Этапы эффективного менеджмента. Москва: «Лидер», 1999 г.
  71. .Л. Исследование систем управления: экономико-психологический аспект. Учебное пособие. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1999.
  72. Г. и др. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций. Ч. 1,2.-М., 1981.
  73. Кун Д. Основы психологии: Все тайны поведения человека. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004 г.
  74. Н.Н. Психология менеджмента. М.: РМАТ, 1998.
  75. И.Д. Практический менеджмент. Управление персоналом. М.: «Ника», 1997 г.
  76. О.Т. Основы менеджмента. СПб.: Издательский дом «МиМ», 1997.
  77. И.В. Секреты умелого руководителя. М.: «Экономика», 1999 г.
  78. Н.А. Психологический автопортрет. М.: ЗАО Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1999 г.
  79. В. В. Основы менеджмента в торговле. М.: Экономика, 1996.
  80. З.М. Основы менеджмента. Учебное пособие. М.: Гос. акад. упр. им. Серго Орджоникидзе, 1997.
  81. Менеджмент организации. Учебное пособие. Под. ред. Румянцевой З. П., 1996.
  82. Менеджмент. Учебник. Под ред. М. М. Максимцова, А. В. Игнатьевой. -М.: ЮНИТИ, 1998.
  83. Менеджмент. Учебное пособие. Под ред. Прокофьевой Ж. В. М.: 2000.
  84. М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: «Дело», 1998 г.
  85. ., Евенко Л., Раппорт В. Системный подход к организации управления. М., 1983.
  86. И.В. Управление персоналом. Учебное пособие. Ростов н/д: Изд-во РГЭ А, 1997.
  87. Е.Г. Менеджмент: организационное поведение. М.: Финансы и статистика, 1999.
  88. А.В. Менеджмент: Стратегия, структура, персонал. М.: Изд-во ВШЭ, 1997.
  89. А.И. Курс теории систем. М: Высшая школа, 1987.
  90. В.И. Исследование систем управления. Учебник. М.: Нац. ин-т бизнеса, 2000.
  91. Общий менеджмент. Учебное пособие. Под ред. Казанцева А. К. М.: 1999.98.0лдкорн Р. Основы менеджмента. Учебник. Пер. с англ. М.: Финпресс, 1999.99.0рганизационная психология. Под ред. Винокурова Л. В. и Скрипюка И.И.- СПб.: «Питер», 2001 г.
  92. Основы менеджмента. Под ред. Вачугова Д. Д. М.: «Высшая школа», 2001 г.
  93. Ф.Г., Серегина Т. Н. Коммерческая деятельность. М.: ИВЦ «Маркетинг», 2000 г.
  94. Ф.И., Тарасенко Ф. П. Введение в системный анализ. Учебное пособие. М.: Высшая школа. 1989.
  95. Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления: опыт лучших компаний. Пер. с англ. М.: Прогресс. 1986.
  96. Т.В. Исследование систем управления Учебное пособие. -Ярославль: Яросл. гос. ун-т, 1998.
  97. Н.В. Психологические аспекты менеджмента: мотивационные концепции. Учебное пособие. Северодвинск: Севмашвтуз, 1998.
  98. М. Культура и стиль руководства. // Аптека. № 21 (392). -2003 г.
  99. Практическая психология. Под ред. проф. Тутушкиной М. К. СПб: «Дидактика Плюс», 1998.
  100. Практическое руководство по менеджменту: Международный опыт достижения успеха. Минск: Новое знание, 1998.
  101. А.А. Современный отечественный промышленный менеджмент. Учебное пособие. М.: Изд-во Рос. экон. акад., 1999.
  102. Е.Ф. Менеджмент первичного уровня. М.: Изд. Дом «Дашков и К», 1999.
  103. Психологические тесты для деловых людей. Под ред. Литвинцевой Н. А. М.: ЗАО Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1998 г.
  104. Психология индивидуальных различий. Тексты. Под ред. Гиппенрейтер Ю. Б. и Романова В. Я. М.: «МГУ», 1996 г.
  105. С.Д. Управление персоналом. Учебное пособие. Пенза: ПГАСА, 1998.
  106. В.Б. Разработка управленческого решения. Учебное пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
  107. В.А. Психология управления. М.: ЗАО Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2001 г.
  108. В.А. Лидерство и руководство в антикризисном управлении // Управление персоналом. № 6, 2000 г.
  109. Д.М. Бизнес. Менеджмент. М.: Инфра-М, 1997.
  110. Рой О. М. Исследование систем управления. Учебное пособие. Омск: Изд-во ОмГТУ, 1999.
  111. Pop У. Менеджмент и рынок: германская модель. М.: Бек, 1995.
  112. И.А. Проблемы деятельности женщины-руководителя. -Самара: «Мир», 1998 г.
  113. Румянцева 3. Менеджмент на рубеже нового столетия // Российский экономический журнал. № 11, 1994 г.
  114. Г. и др. Менеджмент в организациях.- М.: Экономика, 1995.
  115. Г. и др. Менеджмент в организациях. Пер. с англ.-М.: Экономика, 1995.
  116. Т., Воутилайнен Э., Поренне П., Ниссинен И. Х. Управление по результатам. М.: «Прогресс», 1997 г.
  117. Н.К. Управление малым бизнесом. М.: «Дело», 1999 г.
  118. Э.А. Разработка управленческих решений. Учебник. М.: ЮНИТИ, 2000.
  119. Э.Е. Как управлять персоналом. М.: ЗАО Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1995 г.
  120. Л.Д. Психология делового общения и управления. Ростов н/Д.: Феникс, 2001 г.
  121. Е.С. Финансовый менеджмент: теория и практика. Учебник/3-е изд., перераб. И доп.- М.:Изд-во «Перспектива», 1998 г.
  122. В.К. Персонал-технология: отбор и подготовка. М.: «Экономика», 2000 г.
  123. В.В., Дятлов В. А. Основы кадрового менеджмента. М.: «Дело», 1999 г.
  124. В. Организационная психология: управление персоналом ЧОП и СБ. М.: «Инфра-М», 1999 г.
  125. Ф.Е. и др. Менеджмент. Учебное пособие. Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 1999.
  126. К. Ключевые показатели менеджмента. М.: Дело, 2000.
  127. Управление организацией. Под ред. А. Г. Поршнева, З. П. Румянцевой, Н. А. Саломатина. М.: Инфра-М, 1999.
  128. Управление персоналом организации. Под ред. Кибанова А. Я. М.: «Инфра-М», 1999 г.
  129. Э.А. Профессия менеджер. — М.: Экономика, 1992.
  130. Э.А. Курс менеджмента. Учебник для вузов. М.: Зерцало, 1998.
  131. А. Общее и промышленное управление. Пер. с фр. М., 1992.
  132. Р. А. Система менеджмента. М.: Интел-синтез, 1997.
  133. Р.А. Разработка управленческого решения. Учебное пособие. 2-е изд. — М.: Интел-Синтез, 1998.
  134. Р., Питере М. Предпринимательство, или как завести собственное дело и добиться успеха. М.: Прогресс-Универс, 1992.
  135. Хисрик Роберт Д. Торговля и менеджмент продаж. М.: Филинъ, 1996.
  136. Ховард Кен. Принципы менеджмента. М.: Инфра-М, 1996.
  137. Хрестоматия по психологии. Под ред. Усманова В. В. СПб.: «Питер», 2001 г.
  138. Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб. — М. — Харьков — Минск: «Форвард», 1998 г.
  139. Р.П. и др. Основы менеджмента организации. Учебное пособие. Норильск: НИИ, 1998.
  140. В.Н., Двинин А. П. Человек и персонал в управлении. -СПб.: «Питер», 1999 г.
  141. С.В. Управление персоналом современной организации. М., 2000.
  142. Д. Теория менеджмента. От тейлоризма до японизации. -СПб.: «Питер», 2001 г.
  143. В.Г., Кишкель Е. Н. Основы управленческой деятельности. -М.: «Прогресс», 1998 г.
  144. Г. В. Основы кадрового менеджмента. Психология управления персоналом. Киев: «Украина», 1998 г.
  145. Г. В. Практическая психология менеджмента. Как делать карьеру. Как строить организацию. Киев: «Украина», 1999 г.
  146. Экономика и организация деятельности торгового предприятия. Под ред. Соломатина А. А. М.: «Инфра-М», 2001 г.
Заполнить форму текущей работой