Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Из истории культурных связей Республики Таджикистан с Российской Федерацией

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Таджикистан с обретением суверенитета стал самостоятельно, без посредников выходить на мировой уровень интеграции, устанавливать на равноправной основе разносторонние связи с зарубежными странами, обмениваться различными делегациями, материальными и духовными ценностями на разных уровнях и в разных сферах культуры. В этом смысле совершенно прав Президент Таджикистана Э. Рахмон в том, что «ни одна… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ПОМОЩЬ СОВЕТСКОЙ РОССИИ В СТАНОВЛЕНИИ И РАЗВИТИИ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ТАДЖИКИСТАНЕ
    • 1. 1. Помощь русского народа в ликвидации безграмотности, создании и развитии советской системы обучения
    • 1. 2. Содействие РСФСР в подготовке кадров высшей квалификации
  • ГЛАВА 2. НАУЧНЫЕ СВЯЗИ ТАДЖИКИСТАНА С РОССИЕЙ
    • 2. 1. Участие Российских специалистов в изучении Таджикистана
    • 2. 2. Вклад академических организаций РСФСР в создании научных учреждений в республике
  • ГЛАВА 3. ТАДЖИКСКО-РОССИЙСКИЕ СВЯЗИ В ОБЛАСТИ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСКУССТВА
    • 3. 1. Литературные контакты
    • 3. 2. Помощь специалистов РСФСР в создании и развитии таджикского театрального и музыкального искусства
    • 3. 3. Сотрудничество в области киноискусства

Из истории культурных связей Республики Таджикистан с Российской Федерацией (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы. История взаимоотношений между таджиками и русскими идет вглубь веков, характеризуется богатым содержанием, наличием позитивных процессов и тенденций, братской дружбой и взаимопониманием. Независимо от разных испытаний, пережитых в прошлом, они плодотворно продолжались и оставались дружелюбными. Даже в самые мрачные годы контакты между Россией и Таджикистаном не прерывались, наоборот, они стали тесными, продуктивными, пробуждали у советских людей интерес и стремление разобраться в сложившейся ситуации, в происходивших событиях и помогали найти путь к разумному решению проблем.

В истории таджикского народа советского периода особое место занимают события 20−30-х годов. В этот период в Таджикистане и в целом в СССР произошли коренные перемены, которые играли судьбоносную роль. Характеризуя значение изучения исторического опыта Президент Республики Таджикистан Э. Рахмон отметил: «Историю по праву называют памятью человечества. Знание истории необходимо не только ради самого прошлого — оно, как компас, помогает определить дальнейший путь нации, выявляет новые процессы, и течения, с которыми сталкиваются народы в развитии любого государства"1. Эти слова служат важным ключом в деле исследования исторического опыта.

В годы советской власти в СССР родились и упрочились качественно новые взаимоотношения между народами бывшей царской Россииотношения братской дружбы, сотрудничества и взаимопомощи, которые с образованием Союза ССР получили силу закона, стали носить систематический, плодотворный характер.

20−30-е годы XX века, как известно, являлись переходным периодом,.

1 Рахметов Э. Таджики в зеркале истории. Книга первая. От арийцев до саманидов. -Лондон, 1999. -С.127. важным историческим этапом, связанным с серьёзными судьбоносными событиями в политической, социально-экономической и культурной жизни народов Средней Азии, в том числе таджикского народа. Главным событием для таджикистанцев стало возрождение национальной государственности (образование Таджикской АССР в 1924 году и преобразование Таджикской Автономной Республики в Таджикскую Советскую Социалистическую Республику в 1929 г.).

На начальном этапе строительства социализма эти факти были подчинены задачам ликвидации экономической и культурной отсталости национальных окраин, фактического неравенства наций и народностей СССР, повышения их хозяйственного и культурного уровня. Совместными усилиями осуществлять экономические и культурные преобразования на социалистических началах. Эти задачи для таджикского народа были неимоверно трудными, но благодаря сотрудничеству и всесторонней помощи Советского Правительства, Российской Федерации и других советских республик таджикскому народу, они были успешно решены в кратчайший срок.

Для исследования мы выбрали проблемы сотрудничества Таджикистана с Советской Россией в основных аспектах культуры: народное образование, наука, литература, театральное и музыкальное искусство, киноискусство, которые в период 20−30 гг. являлись основными объектами культурных связей между советскими республиками.

Решая задачи ликвидации культурной отсталости, с помощью русского народа и других народов СССР таджикистанцы обеспечили высокие темпы культурного строительства и достигли больших результатов в области образования, науки, литературы, искусства и других сфер культурных взаимоотношений. Изучение данной проблемы показало, что чем теснее были культурные взаимосвязи, чем интенсивнее стало взаимодействие культуры таджикского народа с культурой других народов и вобрала в себя прогрессивные черты их духовного и художественного опыта, тем быстрее и плодотворнее она развивалась. Такая закономерность в полной мере проявлялась в процессе взаимодействия таджикских и русских культур в переходный период культурных преобразований.

История культурных взаимосвязей между РСФСР и Таджикской ССР, помощь русского народа таджикскому богата своим содержанием, наличием позитивных процессов и результатами. Изучение и обобщение этого исторического опыта весьма актуально и имеет большую научную ценность.

Следовательно, изучение и научный анализ исторического опыта по рассматриваемым проблемам, критическое осмысление событий и явлений предвоенных лет XX века дают возможность создать историческую картину и выявить соответствующий механизм взаимодействия, отвечающий новым требованиям в условиях государственной политической независимости и определить приоритеты таджикско-российских взаимоотношений в перспективе.

Однако, наряду с большими качественными достижениями советской системы развития культурных ценностей и взаимодействий, были и негативные явления, в частности, консерватизм, волюнтаризм и другие пороки, обусловленные командно-административной системой, идеологизированностью общественного строя, а также просчетами в области национальной политики Советского государства в сферах национального языка, культуры, традиций, обычаев, в области религиозных обрядов и т. п. Но документы, раскрывающие эти явления до начала 90-х годов XX века для исследователей были недоступны. Демократизация общественно-политической жизни, начавшаяся во второй половине 80-х гг. создала возможность использовать большое количество материалов, ранее находившихся в архивных тайниках. Они ныне нуждаются в пересмотре и осмыслении, в новой разработке и освещении, свободно от рамок всякой идеологии, рассматривать их с точки зрения справедливости и исторической объективности. Исходя из всего этого, считаем необходимым своей главной попыткой всесторонне и глубоко изучить интересующие нас проблемы, объективно и критически осмыслить события рассматриваемого периода, по возможности найти оптимальный путь их решения, дать соответствующие рекомендации.

Таджикистан с обретением суверенитета стал самостоятельно, без посредников выходить на мировой уровень интеграции, устанавливать на равноправной основе разносторонние связи с зарубежными странами, обмениваться различными делегациями, материальными и духовными ценностями на разных уровнях и в разных сферах культуры. В этом смысле совершенно прав Президент Таджикистана Э. Рахмон в том, что «ни одна нация, ни один народ без приобщения к совместной цивилизации человечества неспособны подняться до высот культуры."1 В этом направлении сегодня в республике делаются пока первые, но твердые шаги. Масштабы сотрудничества еще не велики. Но существует реальная большая перспектива, наступает качественно новый период двусторонних и многосторонних взаимоотношений между независимой республикой Таджикистан и зарубежными странами.

Следует учесть и то, что суверенная Республика Таджикистан ныне находится в условиях переходного периода и сталкивается со многими трудностями и проблемами социально-экономического и культурного характера, идентичными с условиями 20−30-х годов XX века советского периода. В связи с этим особый интерес вызывает тот факт, что за кратчайший исторический срок были устранены трудности и препятствия прошлого этапа, ликвидированы культурная отсталость республики, были использованы имеющиеся возможности и ресурсы, силы и средства, методы и способы, позволившие успешно осуществлять социалистические культурные преобразования, достичь высокие ступени прогресса и культуры.

Значимость исследования данной проблемы обусловливается еще отсутствием специальных обобщающих научных трудов, комплексно.

1 Рахмонов Э. Таджики в зеркале истории. Книга первая. От арийцев до саманидов. -Лондон, 1999. — С.127. анализирующих исторический опыт сотрудничества и взаимопомощи между Таджикистаном и Россией в рассматриваемый период.

Изучение и обобщение этого исторического опыта окажет значительную помощь в выработке конструктивных подходов к анализу и оценке исторических событий и их освещению, позволяет еще глубже осмыслить и определить основные направления и формы культурных связей с внешним миром.

Степень изученности и разработки темы. В истории социалистического строительства в советском Таджикистане важнейшее место занимали процессы культурных преобразований. В этой связи, история культурного строительства и культурных связей между народами Союза ССР на всех этапах советского общества привлекала внимание исследователей: историков, литературоведов, искусствоведов, филологов, социологов, обществоведов. Несомненно, историография Таджикистана, освещавшая историю культурных преобразований предвоенного периода, богата разнообразием монографических изданий, научных сборников, исследовательских трудов.

Существующую научную литературу и публикации, связанные с темой нашего исследования, можно разделить на три группы:

В первую группу входят коллективные, обобщающие труды, в которых отражены, вопросы политических, экономических и культурных связей Таджикистана с Россией.

Ко второй группе можно отнести отдельные работы, научные и научно-популярные статьи, которые были опубликованы в разные годы в различных сборниках, научных журналах и других периодических изданиях.

Авторы коллективных работ (третья группа) не ставили перед собой задачу специально рассматривать проблемы культурных связей Таджикистана с Россией в рассматриваемый период, но в этих публикациях в какой то мере освещаются вопросы культурных, научных и других связей нашей республики с Российской Федерацией и с другими бывшими.

Союзными Республиками.

Наиболее значительными и обобщающими трудами, посвященными истории культурного строительства в Таджикистане в 30-е годы являются те издания, представляющие собой фундаментальные, обобщающие труды, в которых использованы большой объем архивных материалов, источники и литература, опубликованные в разные периоды советской власти1.

Значительное место в истории культурных связей Таджикистана с другими советскими республиками, занимают сборники научных статей2, которые являются дополнением к фундаментальным обобщающим трудамколлективным изданиям (сборники статей). Эти работы в основном подготовлены и изданы коллективом Института истории, археологии и этнографии АН Республики Таджикистан. Но в них отражены отдельные проблемы культурного строительства и культурных взаимосвязей. Они знакомят исследователей с первоисточниками, отражающими борьбу таджикского народа за создание и развитие социалистической культуры в республике, помощь Союзного государства и других советских республик Таджикистану в осуществлении культурной революции, но необходимо отметить что освещаются частично.

В освещении оценки культурного развития в Таджикистане в некоторых работах допущены противоречивые взгляды. В фундаментальном труде Истории таджикского народа Т. У отмечаются большие достижения таджикского народа в области культуры, в то же время допускается, что в сознание народов активно внедрялось классово-политическое становление культуры, суть которого: «и, то, что называлось социалистической культурой, на самом деле не было культурой». Это был пропагандистский.

1 История таджикского народа. Т.5. — Душанбе, 2004; Из истории культурного строительства в Таджикистане. Т.1. Душанбе, 1966; История культурного строительства в Таджикистане. Т.1., 2 -Душанбе, 1979; 1983; История Таджикской ССР. (под ред. Антоненко Б.А.) — Душанбе, 1983; Очерки истории коммунистической партии Таджикистана. Т.1., 2 — Душанбе, 1980, 1983; История развития народного образования в Таджикистане. — Душанбе, 1968.

2 О дружбе таджикского народа с другими народами СССР. — Душанбе, 1967; Таджикистан за годы советской власти. — Душанбе, 1967. Сотрудничество народов СССР в культурном строительстве. — М., 1973; Торжество Ленинской национальной политики в Таджикистане. -Душанбе, 1984. механизм, созданный на базе изуродованной вульгарной идеологии и проникший глубоко в сферу воспитания, в литературу, искусство1. Возникает вопрос: как тогда называлось достижение социализма в области науки, народного образования, литературы, искусства в предвоенные годы? Это является грубым искажением, более того отрицание реальной действительности, ибо в предвоенный и послевоенный периоды советские люди были охвачены творческим патриотическим духом связанным с поставленными большими задачами в области дальнейшего развития культуры.

Вопросы культурного строительства и межреспубликанских культурных взаимосвязей на разных уровнях рассматриваются в сборниках и в трудах З. Ш. Раджабова, А. Богоутдинова, Б. И. Искандарова, Р. М. Масова, М. Р. Шукурова, Х. Г. Гадоева и других. В этих трудах красной нитью проходят научные идеи об общих закономерностях и специфических особенностях сотрудничества и взаимопомощи в условиях советской власти, опыт которых, бесспорно, применим в современных условиях демократического развития Республики Таджикистан, и которые могут быть важнейшим фактором культурного прогресса Таджикистана в перспективе.

До периода 60-х годов по проблемам культуры и культурных связей в Таджикской ССР издано небольшое количество трудов.

Круг анализируемых в диссертации работ, охватывает главным образом труды, опубликованные в республике в 60−90-е годы. Они показывают общую картину становления и развития отдельных аспектов сотрудничества в сфере культуры. В них попутно с просматриваемыми основными темами, затрагивается и наша проблема исследованиятаджикско-российское сотрудничество.

1 История таджикского народа: Т.5. — Душанбе. 2004. — С. 618.

2 Раджабов З. Ш. Навеки вместе с великим русским народом. -Душанбе, 1968; - Богоутдинов А., Вишневский Я. Роль великого русского народа в исторических судьбах таджикского народа. -Душанбе, 1967; - Искандаров Б. И., Масов P.M., Россия и Таджикистан. — Душанбе, 1984; -Гадоев Х.Г. В семье единой и великой. -Душанбе, 1970; - Наймов М. Ленинских курсом дружбы и братства. — Душанбе, 1986.

Среди многочисленных монографических работ опубликованных по проблемам истории культурного строительства значимо отличаются труды М. Р. Шукурова.1 В отличие от других авторов, исследование М. Р. Шукурова носит комплексный характер. В его трудах дан глубокий обстоятельный анализ почти всем аспектам культурных преобразований: зарождение и развитие народного образования, науки, литературы и искусства, культурно-просветительных учреждений в Таджикистане, освещаются контакты Таджикистана с РСФСР, помощь России в обеспечении Таджикской ССР финансовыми, материально-техническими средствами. Кадры сферы культуры освещаются эпизодично, но монографии базируются на анализе довольно большого фактического материала архивов, источников и литературы, изданной до 80-х годов.

Заслуга М. Р. Шукурова заключается в том, что он глубоко изучил опыт преодоления в краткосрочный исторический период таджикским народом культурной отсталости, всесторонне проанализировал факторы развития общества в Таджикистане.

Труды М. Р. Шукурова по богатству материалов, подвергнутых изучению, глубине научного анализа и обобщения, системности и логической последовательности изложения, бесспорно, заслуживают положительной оценки. Достоинство его исследований состоит еще в том, что в них ставятся тесно и в определенной степени решаются различные аспекты культуры, теоретические и методологические проблемы в соответствии с практическими задачами реформы образования. Но в них существует штамп старого стереотипного подхода к оценке событий, допускается преувеличение состояния культурного развития республики. Вопросы сотрудничества и взаимопомощи между братскими советскими республиками освещаются отрывочно. Автор специально не рассматривает.

1 Шукуров М. Р. Культурная революция в Таджикистане. — Сталинабад, 1957 (на таджикском языке) — История культурной жизни советского Таджикистана, — Душанбе, 1970; - Культурная жизнь Таджикистана в период развитого социализма. — Душанбе, 1980; - Культурная жизнь Таджикистана в период Великой отечественной войны (1941;1945гг.) — Душанбе, 1985. вопросы таджикско-российских культурных взаимоотношений.

Вопросы ликвидации безграмотности и создания советской системы обучения, подготовки педагогических кадров, помощи РСФСР и русской интеллигенции таджикам в решении задач, стоявших перед республикой в области культуры в той или иной степени отражены также в трудах Р. Масова, Х. Негматуллаева, Х. Гадоева, Н. Нурджанова, АДодирова, С. Гулямова, Т. В. Кашириной, Н. Назаршоева, С. Абдуллаева, А. Шарипова и др. изданных в 30−90-е годы XX века.1.

Одной из первых крупных работ, изданных в 60-е годы, посвященные вопросам рождения и развития советской школы, является монография И.Обидова. Автором дан подробный анализ, указаны процессы становления советской системы образования, трудности и пути их устранения, динамика развития начальной, семилетней и средней школы в Таджикистане. Данная работа, как и другие, осуществлена в духе прежних стереотипов. Тема нашего исследования в ней почти не затрагивается.

В историографии истории науки Таджикистана довольно широко представлены вопросы изучения природы, производительных сил, истории культуры таджикского народа. Эти и другие аспекты науки и культуры в разной степени освещены в трудах Б. Гафурова, С. Умарова, М. Асимова, З. Ш. Раджабова, Б. Искандарова, Р. М. Масова, М.Шукурова. Данная тема в аспекте изучения природы Таджикистана специально рассматривалась Г. Наврузовым, Е. С. Шагаловым и П.Лукницким.4.

1 Негматуллаев X. Народное образование Таджикистана за 20 лет. — Сталинабад, 1949; - Гадоев X. В семье единой и великой. — Душанбе, 1970: — Нурджанов Н. X. История Таджикского советского театра. — Душанбе, 1986— Каширина Т. В. Народное образование в Таджикистане. — Душанбе, 1986; - Абдуллаев С. Высшая школа Таджикистана. — Худжанд, 1995; - Шарипов А. Высшее образование в Таджикистане. — Душанбе, 1989; - Шарипов А. Исторический опыт подготовки специалистов в системе высшего образования Таджикистана.- Душанбе, 2002.

2 Обидов М. История развития народного образования в Таджикистане. — Душанбе, 1968.

3 Умаров С. У. Расцвет науки в Таджикистане, — Сталинабад, 1960; - Асимов М. С. Наука советского Таджикистана. — М., 1970; - Раджабов З. Ш. Некоторые страницы культурной жизни советского Таджикистана. — Душанбе, 1984; - Шукуров М. Р. История культурной жизни советского Таджикистана. -Душанбе, 1970.

4 Шагалов Е. С. Первое научное общество Таджикистана. — Душанбе, 1965; - Наврузов Г. Формирование научного центра в Таджикистане. -Душанбе, 1992., -Лукницкий П. Таджикистан. — М., 1957.

— 12 В этих работах достаточно широкое освещение получили такие вопросы, как создание различных научных экспедиций по изучению Таджикистана в 20−30-е годы, большая роль российских научных учреждений, особенно помощь русских ученых в создании научных учреждений и подготовки научных кадров в Таджикистане.

Но ни в одной из этих работ по проблемам российско-таджикских научных связей, помощи российских научных сил в изучении Таджикистана не сделан комплексный анализ. Эти вопросы в сборнике «Таджикско-Памирская научная экспедиция (1932)» показаны схематично.1.

В историографии культурных связей Таджикистана сравнительно хорошо представлены вопросы литературы. В этом следует особо отметить фундаментальный труд И. С. Брагинского «Очерки истории таджикской Л советской литературы», охватывающий 1917;1955 гг.

Общим недостатком этой работы является то, что в ней интересующие нас проблемы рассматривались попутно, отрывочно, недостаточно убедительно показаны примеры и факты, свидетельствующие о состоянии культурных контактов.

В трудах авторов из Таджикистана достаточно подробно рассмотрены вопросы создания и развития театральной и музыкальной культуры в республике. Весомый вклад в выполнение этой работы внесли сотрудники отделов новейшей истории и истории культуры и искусства Института истории, археологии и этнографии им. А.Дониша Академии наук Республики Таджикистан.

Взаимодействие и взаимообогащение таджикской советской культуры, особенно в сферах народного образования (в подготовке кадров), литературы и искусства периода 30-х годов, сравнительно лучше представлены в выше указанных монографических трудах М. Р. Шукурова и Х. Гадоева, но и в них проблема сотрудничества не охватила основные аспекты культуры. Авторы.

1 Таджикско — Памирская комплексная научная экспедиция. -1932. -Душанбе, 1933.

2 Брагинский И. С. Очерки из истории таджикской литературы. — М., 1956. не ставили задачи комплексного изучения темы как в плане культурного строительства, так и в направлении освещения сотрудничества и взаимопомощи между Таджикской ССР и РСФСР. В частности, в их трудах не показан тот факт, что становление и развитие современной театрально-музыкальной культуры таджикского народа в основном стали возможными в результате влияния русского советского профессионального искусства. Во многих крупных изданиях не встречаются конкретные примеры и факты воздействия таджикской литературы и искусства на культуру других народов.

Крупный исследователь истории театрального искусства Таджикистана Н. Нурджанов, внесший большой вклад в разработку истории становления и развития таджикского театрально-музыкального искусства подтверждает свои теоретические высказывания и выводы конкретными убедительными фактами и примерами, правдиво и ярко освещает влияние русского искусства, помощь мастеров русской сцены молодым таджикским актерам и режиссерам, процессы взаимодействия таджикской и русской культур, в частности, влияние русской культуры на таджикскую и таджикской на русскую.1 В его работах очень хорошо отражены помощь русской творческой интеллигенции в подготовке национальных кадров сферы искусства. Однако и в трудах этого крупного учёного наблюдаются стереотипы в оценке событий и явлений в сфере искусства.

Первым фундаментальным исследованием исторического пути создания и развития симфонической музыки в Таджикистане стала работа Ларисы Назаровой «Таджикская симфоническая музыка».2 В ее книге особое внимание уделено рассмотрению становления стилевых процессов симфонической музыки и эволюция симфонических жанров. В ней подчеркивается, что в становлении и развитии симфонической и инструментальной музыки в Таджикистане, большую помощь оказали.

1 Нурджанов Н. Х. Таджикский народный театр. — М., 1956; - Его же. История таджикского советского театра. — Душанбе, 1986— Его же, Таджикский театр. — М., 1968.

2 Назарова Л. Н. Таджикская симфоническая музыка. — Душанбе, 1986. представители искусства России.

Важным вкладом в этой отрасли культуры явилась работа Э. Гейзера «Инструментальная музыка композиторов Таджикистана (традиции и современность)».1 Автор рассматривает истоки национального музыкального искусства, выявляет некоторые характерные черты национальной традиции, воплощенные в фольклоре и профессиональной музыке.

Достойное место в истории композиторского искусства занимает исследование Б.Кабиловой.2 В нем хорошо прослеживается исторический процесс приобщения таджикских композиторов к европейским жанрам и формам. Убедительны и актуальны ее научные выводы.

Краткий обзор материалов и литературы позволяет сделать следующие выводы: а) в течении полутора десятилетий по ликвидации неграмотности, становлению и развитию народного образования, науки, литературы, искусства в республике достигнуты действительно громадные позитивные перемены, которые в достаточной степени освещены в многочисленных монографических работах, сборниках, научных статьях, изданных в разные периоды. Следовательно, проблема культурного строительства достаточно эффективно разработана. Однако для ряда работ, изданных в республике до 90-х годов, характерны чрезмерное преувеличение роли КПСС, тогдашнего руководства советского государства, идеологизация проблем науки и практики, уход от анализа негативных тенденций и явлений, существовавших в 30-е годы. В связи с этим делались недостаточно объективные выводы и заключения. Подавляющее большинство авторов стремилось представить достижения советского Таджикистана в сфере культуры без учета объективных и субъективных факторов возникновения негативных явлений, старалось показать их как можно более весомо,.

1 Гейзер Э. Инструментальная музыка композиторов Таджикистана (традиции и современность). -Душанбе, 1987.

2 Кабилова Б. История становления и развития музыкального искусства в Таджикистане.\ -Автореферат .на соис. канд. наук. -Душанбе, 2005. приукрашено, умалчивая при этом о существующих проблемах, что способствовало упрощенному представлению о важнейших и сложнейших вопросах общественно-политической и духовной жизни общества.

Краткий историографический обзор показывает, что данная тема в представленной нами разработке и в хронологической рамке относится к числу недостаточно изученных. Исходя из этого, мы поставили перед собой задачу попытки на основе нового подхода и осмысления комплексно изучить, проанализировать и критически осмыслить достижения и просчеты пройденного трудного этапа социалистического строительства, полнее раскрыть этот исторический опыт. б) известное влияние на односторонний, некритический подход авторов к событиям и фактам тех лет, бесспорно, имел влияние командно-административная волюнтаристская система управления и репрессивные меры, осуществлявшиеся в отношении кадров в конце 30-х годов. в) По рассматриваемой нами теме «Из истории культурных связей республики Таджикистан с Российской Федерацией» и по периоду нашего исследования в республике не изданы специальные монографические труды. Не осуществлены диссертационные исследования. г) во многих научных публикациях и исследованиях выбраны отдельные аспекты культурных связей, что не позволило в достаточной степени охарактеризовать масштабы сотрудничества между Таджикистаном и другими республиками, в том числе с РСФСР. д) анализ источников и литературы способствовал не только расширению нашего представления о теме исследования в целом, но и даёт возможность более четко определить ее недостаточно изученные аспекты, выявить пробелы, наметить основные направления и методы нашего исследования.

В целом, всё это свидетельствуют о том, что проблема культурных связей между Таджикистаном и РСФСР не стала предметом самостоятельного комплексного исследования .

Цель и задачи исследования

Целью данной диссертационной работы является комплексное изучение и обобщение истории таджикско-российских культурных связей в предвоенные годы XX века, форм и методов их сотрудничества, разносторонней помощи русского народа таджикскому народу в ликвидации культурной отсталости Таджикистана, в достижении за короткий исторический срок значительных перемен во всех сферах культуры.

Для реализации указанной цели выдвигаются следующие задачи: определить характер и степень взаимоотношений между Таджикистаном и Россией в период 20−30-х годов XX века;

— рассмотреть исторический опыт, формы, методы и пути взаимосвязей, позволявших в кратчайший срок достичь радикальных изменений в культурном строительстве;

— показать вклад русской научной интеллигенции в изучении Таджикистана, в создании научных и культурных учреждений и подготовке национальных кадров;

— выявить недостатки, трудности и препятствия, существовавшие на пути преодоления культурного строительства и Российско-Таджикского культурного сотрудничества;

— проследить степень влияния сотрудничества и взаимопомощи на культурный прогресс таджикского народа;

— определить теоретические и методологические аспекты разработки проблемы взаимосвязейвнести практические рекомендации по использованию положительного опыта культурного строительства прошлого в нынешний переходный период.

Научная новизна исследования. Впервые самостоятельно и комплексно исследуются все основные аспекты культурных связей Таджикистана с РСФСР, осуществляюшиеся в процессе культурного строительства в предвоенные 20−30-е годы XX века. Центральное место в них занимает изучение и обобщение исторического опыта всесторонней помощи русского народа Таджикистану в преобразованиях культуры и науки. Четко выделяется общее и особенное в культурных взаимоотношениях России и Таджикистана, указывается закономерность рождения и развития между ними сотрудничества и взаимопомощи.

Анализ показал, что, именно благодаря всесторонней поддержке союзного правительства и бескорыстной помощи русского народа в кратчайший срок была ликвидирована вековая культурная отсталость нашего края. Во второй половине 30-х гг. высокими темпами развивались почти все отрасли культуры Таджикской ССР. Следовательно, изучение этого исторического опыта представляет большой научный и практический интерес. Специфика работы состоит также в том, что наше исследование осуществлялось свободно от политической цензуры, утвердившейся при советской власти. Она выполнялась в условиях, когда появилась возможность ввести в научный оборот новые материалы из архивных тайников, по-новому взглянуть на явления и осмыслить события сложного переходного периода с позиции принципа историзма и объективности.

В работе дополнительно использованы сведения и факты из исторической литературы, воспоминания участников культурного строительства в Таджикистане и практического процесса культурного сотрудничества, относящиеся к теме нашего исследования.

Исходя из нынешнего состояния работы культурных учреждений Таджикистана, узкой рамки сотрудничества республики с зарубежными странами, исследование исторического опыта таджикско-российских культурных взаимосвязей в переходный период 20−30-х годов XX века представляет научно-теоретическое и практическое значение.

Практическое значение исследования состоит в том, что обобщение опыта истории культурных связей между Таджикской ССР и РСФСР в рассматриваемый период может послужить ценным материалом, способствующим возрождению и развитию положительных сторон взаимовыгодных культурных контактов Республики Таджикистан с зарубежными странами, в том числе со странами СНГ, особенно с Российской Федерацией в современных условиях. Исследование поможет также сформулировать практические рекомендации, выполнение которых будет способствовать совершенствованию форм и методов сотрудничества, в сфере культуры, поиску путей расширения взаимовыгодных связей.

Практическая значимость исследования видится в содействии дальнейшему развитию отечественной науки, в частности истории межгосударственной интеграции в сферах науки и техники.

Обобщенный материал, научные положения и выводы диссертанта, сформулированные в работе, могут быть использованы при создании обобщающих трудов, подготовки монографий, составлении сборников, учебников и учебных пособий, при чтении спецкурсов по истории таджикского народа, истории России и международных отношений.

Основные положения, выдвигаемые на защиту:

1. Обоснование закономерности и особенностей становления и развития культурного сотрудничества и взаимопомощи между Таджикистаном и Россией.

2.Средства, формы и методы сотрудничества в переходный период культурного строительства в Таджикистане, сыгравшие решающую роль в обеспечении высокого темпа культурного строительства в Таджикистане, ликвидации в кратчайший исторический период отсталости и достижении большого прогресса в республике. В диссертации подчеркивается преимущественно односторонняя помощь РСФСР Таджикской ССР в культурных преобразованиях в рассматриваемый период.

3. Существенное значение имеет сравнение тяжелых условий осуществления культурного строительства в 20−30-х гг. с условиями переходного периода государственной независимости.

На этой основе раскрываются те изменения, которые происходили в.

— 19культурном облике таджикского села.

Источниковая база исследования. Диссертация основана на значимой базе источников. Важное место среди изученных материалов занимают документы Центрального государственного архива (ЦТА) Республики Таджикистан.

В том числе по опубликованным источникам особое место занимает труд «Из истории культурного строительства в Таджикистане в 1924 -1941гг.» Сб. документов.

В диссертации использованы также соответствующие материалы из опубликованных в печати документов, которые являлись важным источником и дали дополнительные сведения о некоторых позитивных и негативных явлениях рассматриваемого периода.

Методологической основой диссертации является сугубо научный подход, соответствующий принципам историзма, стремление к объективному беспристрастному анализу процессов культурного строительства рассматриваемого периода, опирающегося на совокупность фактов источниковедческого, историографического и социологического характера.

Теоретической базой исследования послужили фундаментальные работы, изданные в разные периоды XX и начала XXI веков, посвященные процессам социалистического строительства в Таджикистане и, на этой основе, процессам экономических и культурных взаимоотношений между РСФСР и Таджикской ССР, передовые научные идеи крупных мыслителей прошлого и современности.

Хронологические рамки работы охватывают 1924;1941 гг. Для того, чтобы иметь достаточное представление об истории социалистических культурных преобразований, российско-таджикского сотрудничества и взаимопомощи, сделана попытка установить точную хронологическую и логическую последовательность изложения материала, определить общую закономерность и особенности процессов культурного строительства в республике, обмен историческим опытом культурных связей между двумя бывшими советскими республиками.

Апробация работы. Рукопись обсуждена на заседаниях кафедры «Гуманитарных дисциплин» Института экономики Таджикистана.

Основное содержание и выводы диссертации изложены в публикациях автора. Отдельные аспекты темы исследования также отражены в различных выступлениях на международных и республиканских научных конференциях.

Структура и основное содержание диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников и литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Переходный период 20−30-х годов XX века для Таджикистана был крайне трудным. Край характеризовался самой отсталостью во всех отношениях: разрушенный разграбленный край, оторванный от всего мира, сплошная неграмотность населения. Здесь господствовали феодально-патриархальные отношения. На пути культурного строительства, существовали и другие трудности и препятствия: нехватка финансовых средств, материально-технической базы, отсутствие профессиональных кадров, сильный идеологический пресс со стороны партийных органов, действие реакционных элементов и т. п.

Чтобы начать строительство новой жизни, осуществлять культурные преобразования, необходимо было, прежде всего, ликвидировать массовую безграмотность, создать и развивать новую систему обучения, обеспечить необходимые условия для ускорения подготовки национальных кадров.

Молодая таджикская республика в одиночке без помощи извне, не в состоянии была разрешить все эти сложные задачи. Решение этих и многих других острых проблем в большой степени стало возможным, благодаря культурному сотрудничеству и взаимопомощи между Таджикистаном и другими республиками СССР и систематической помощи таджикскому народу со стороны России, постоянной поддержки союзного правительства.

Как показывает исследование, одной из действенных форм помощи РСФСР являлась кадровая — систематическое направление в Таджикистан представителей русского рабочего класса и российской народной интеллигенции, которые с самого начала социалистических преобразований находились в самой гущи трудовой жизни республики, оказывали таджикам братскую практическую помощь во всех его созиданиях. Не было ни одной отрасли хозяйства и культуры, строительство которой осуществлялось бы без их активного участия. Посильный вклад они вносили в становление и развитие народного образования, в изучение природных богатств.

Таджикистана, в организации научно-исследовательских учреждений, создание первых таджикских театров и развитии национального музыкального искусства, в подготовке кадров для народного хозяйства республики. Постоянную финансовую и материально-техническую поддержку Таджикистану оказывало союзное правительство. Именно через труды русских ученых мир стал знаком с географией, историей, культурой таджикского народа, с природным богатством нашего края. Организованные АН СССР научные экспедиции сыграли исключительно большую роль в решении крупнейших народно-хозяйственных задач в республике.

Изучение истории развития культуры республики в 20−30-е гг. XX века убеждает в том, что при всем ее богатстве, самобытности, она не могла не испытывать в той или иной мере влияние культур других народов, взаимодействовать и развиваться. Например, в достижениях таджикского киноискусства велика роль российских специалистов областей культуры.

Дружба и братское сотрудничество между русской и таджикской интеллигенцией послужили мощным стимулом к преодолению былой хозяйственной и культурной отсталости.

Взаимосвязь братских культур, постоянный обмен культурными ценностями способствовали выявлению того лучшего, что имелось в каждой национальной культуре, действовали как могучий ускоритель процесса формирования многонациональной советской культуры. Особенность этого процесса состояла в том, что культура таджикского народа сохраняла все богатство национальных красок, и только в гармоническом взаимодействии с культурой других народов могла достичь наиболее полного воплощения того общего, что было присуще всем нациям страны и что в конечном итоге выражали черты нового в самой действительности.

Одной из положительных сторон процесса развития культуры таджикского народа, явилось то, что в рассматриваемый период возникли и утвердились также новые формы и жанры: драматургия, опера, балет, симфония, хореография, камерная музыка и многое другое. Появление новых и развитие ранее существовавших национальных форм в художественном творчестве таджикского народа обогатили их социалистическое содержание, увеличили возможности всестороннего отражения жизни народа.

Анализ и обобщение материалов процесса культурного сотрудничества в рассматриваемый период дали возможность выявить как общие закономерности, так и специфические особенности российско-таджикских контактов, прогнозировать количественные и качественные характеристики данного процесса. Сотрудничество и взаимопомощь братских народов обеспечила сравнительно высокие темпы культурного строительства в Таджикистане.

Рассматриваемая проблема по содержанию, направлениям и формам была многогранна, она охватывала почти все аспекты общественной жизни, и межреспубликанских взаимоотношений. Опыт российско-таджикского культурного сотрудничества может послужить ценным материалом, способствующим возрождению и утверждению положительных сторон двусторонних и многосторонних взаимовыгодных связей, взаимообмена духовными ценностями между Республикой Таджикистан и государствами СНГ, прежде всего Российской Федерацией в современных условиях.

Исследование приводило также к выводу, что культура каждой нации не создается совершенно независимо от влияния культур других наций и народов, а также не является достоянием только одной нации. Ведь те из элементов культуры, которые стали общечеловеческими, были в свое время национально-особенными, специфическими.

Сотрудничество и взаимопомощь народов СССР в культурном строительстве являлись величайшим достижением советского народа, служили одним из решающих источников формирования национальных кадров культурного фронта. Исследованием установлено, что сотрудничество явилось важным средством патриотического воспитания, роста самосознания народа.

В тоже время в процессе развития этой сферы народного хозяйства республики и ее взаимосвязях имелись серьезные недостатки субъективного характера.

Например, еще в период довоенных пятилеток в сферах культуры начали формироваться и в дальнейшем расширяться такие явления, как командно-административная система руководства, интернационализация и русификация. По воле Центра был взят курс на искусственное ограничение и ущемление национальных культур, традиций и обычаев.

Именно игнорирование, ущемление некоторых национальных ценностейтрадиций быта, языка вызвали у части населения республики обострение национальных чувств, стремление защищать свои исторические традиции быта, культуры. Не случайно, в конце 80-х годов остро поднимался вопрос о национальном таджикском языке с требованием дать таджикскому языку статус государственного языка, что было осуществлено.

Образование государственной независимости нашей республики открыло широкие возможности для развертывания сотрудничества и взаимопомощи со странами СНГ и других зарубежных государств без посредников.

Исходя из проведенного исследования автор выдвигает некоторые предложения и рекомендации:

1. Чтобы сотрудничество Республики Таджикистан с зарубежными странами в сферах культуры было разносторонним, интенсивным и продуктивным необходимо иметь соответствующую базу сильный экономический потенциал, достаточные финансовые, материально-технические ресурсы, а также дорожно-коммуникационные возможности.

2. В рамках стратегического партнерства Республики Таджикистан с Российской Федерацией, целесообразно совместно выработать долговременную, научно-обоснованную государственную политику взаимоотношений между обеими странами, которая дала бы возможность создать постоянно действующий четкий механизм эффективного взаимовыгодного сотрудничества в современных условиях.

3. Для обеспечения надежной базы целесообразно искать возможности дополнительного выделения в госбюджет средств для нужд культуры в соответствии с требованиями современного дела и расширения сотрудничества.

4. При Министерстве культуры или Министерстве образовании Республики Таджикистан целесообразно создать координационный научно-методический совет по сотрудничеству и взаимопомощи с Российской Федерацией и другими странами, периодически организовывать научно-практические конференции, семинары по различным вопросам культурных связей, в том числе по подготовке кадров.

5. Открыть и расширить деятельность Российских вузов в Таджикистане особенно в области технических и гуманитарных наук.

6. Практиковать съемки создания совместных фильмов по проблемам культуры .

7. Для сближения народов увеличить гастрольные поездки театров.

8. Исходя из положительного опыта эпохи Советского Союза образование сделать бесплатным. Все расходы на образование осуществлять за счёт государственных республиканских и местных бюджетов. Резко повысить зарплаты учителям школ и преподавателям высших учебных заведений.

9. Полезно на основе изучения исторического опыта советского периода чаще организовывать между учреждениями науки и культуры Таджикистана и стран СНГ, Ираном, Индией и др. обмен делегациями наук и культуры, опытом работы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Материалы Центрального архива (ЦГА) Республики Таджикистан:1. 7. Центральный государственный архив республики Таджикистан. (ЦТ А).Ф.282. лл.20−2 ¡-.-Постоянное представительство ТССР при правительстве СССР.
  2. Центральный государственный архив республики Таджикистан. (ЦГА).Ф.279.л.174.-Народный комиссариат здравоохранения Тадж.ССР.
  3. Центральный государственный архив республики Таджикистан. (ЦТА).Ф.ЗбО.лл.54−55.-Народный комиссариат просвещения Тадж. Совет. Соц. Республики.
  4. Центральный государственный архив республики Таджикистан. (ЦТ А).Ф.ЗбО.лл.244−25 5.-Народный комиссариат просвещения Тадж. Совет. Соц. Республики.
  5. Центральный государственный архив республики Таджикистан. (ЦГА). Ф.379. Киностудия г. Сталинабад.
  6. Центральный государственный архив республики Таджикистан. (ЦГА).Ф.380.л.2.-Таджикский государственный педагогический институт им. Т. Г. Шевченко.
  7. Центральный государственный архив республики Таджикистан. (ЦГА).Ф.887. -Чинарский с/совет Регарского района Тадж. ССР.
  8. Центральный государственный архив республики Таджикистан. (ЦГА).Ф.1423.л.17.-Оби-Гармский укрупнённый пункт конторы «Заготзерно».
  9. Центральный государственный архив республики Таджикистан. (ЦГА).Ф.1943. л.81.-Личный фонд Шифрина М.С.
  10. Центральный государственный архив республики Таджикистан. (ЦГА). Ф.212.лл.9−11.- 16 011. Центральный государственный архив республики Таджикистан. (ЦТА). Ф12.лл. 108−112. -Съезды Советов Таджикской Автономной Советской Социалистической Республики.
  11. Центральный государственный архив республики Таджикистан. (ЦТА).Ф.18.лл.З-8.-Совет Народных Комиссаров Таджикской Советской Социалистической Республики.(СНК. Тадж ССР).
  12. Центральный государственный архив республики Таджикистан. (ЦГА)Ф.9.лл 56−58.-Революционный комитет ТАССР (Рев. Ком. ТАССР).
  13. Центральный государственный архив республики Таджикистан.(ЦГА) Ф.9 .л 7. -Революционный комитет ТАССР (Рев. Ком. ТАССР).
  14. Статистические материалы и сборники:
  15. Вопросы истории таджикской советской драматургии и театра. Сб.стат. под редакцией Эйдельмана А. С. Вып.1.- Сталинабад, 1957. -С.285.
  16. Культурное строительство СССР. Стат. сбор -М., 1940. -С. 23.
  17. КПСС в резолюциях съездов, конференциях и пленумах ЦК. Изд.8. Т. 2. -М, 1970.
  18. Народное хозяйство Таджикской ССР. Стат. сборник. -Сталинабад, 1957. -С 26.
  19. Народное образование, наука и культура Таджикской ССР (1924−1974гг). (статист, сборник). Душанбе. 1974. -С. 207.
  20. Народное образование, наука и культура Таджикской ССР (1924−1974гг). (статист, сборник). Душанбе. 1978. -С. 228.
  21. Наука советского Таджикистана. Сб. стат. под редакцией Асимова М. С.-М.1970.-С.16.220 дружбе таджикского народа с другими народами СССР. Сб. стат. под редакции д.и.н. З. Ш. Раджабова и к.и.н. Л. Сечкина-. Душанбе. 1967. -С.191.
  22. Россия-Таджикистан: Исторический опыт взаимоотношений. (Материалы междунар. научно-теоритической конференции, посвященной 140 летию подписания Русско- Бухарского договора (1868) 31 октября 2008 г -Душанбе. 2009. -С.222.
  23. Таджикистан за годы советской власти. Стат. сборник.- Душанбе,
  24. Из истории культурного строительствах 1.(1924−1941гг). Сбор. док. под редакции д.и.н. академика З.Ш.Раджабова-Душанбе. 1966. -С.672.
  25. Монографии, книги, научные статьи в сборниках:
  26. А. Развитие художественной самодеятельности в Таджикистане. Душанбе, 1981. -С. 19−20.
  27. А. Рост деятельности участников самодеятельности искусства в Таджикистане . Душанбе, 1981. -С.8−9.
  28. С. Высшая школа Таджикистана. Худжанд, 1995.С.98−108.
  29. С. Бухара (Воспоминания). 4.1. -М., 1952. -С. 15.
  30. Асимов М. С. Наука советского Таджикистана Душанбе, 1970. -С.39.
  31. А. Таджикское кино. (1924−19 690).-Душанбе, 1971. -С.220.
  32. В.В. История культурной жизни Туркестана. Л. 1927. -С.34.
  33. Богуманова 3.3. Дружба и сотрудничество Таджикистана с братскими республиками СССР в условиях развитого социализма. Душанбе, 1981. -С. 164.
  34. Ю.Брагинский И. С. Исторические судьбы таджикского народа. //Исследование. Айни С. Жизнь и творчество. М, 1978. -С.23.
  35. И. С.Исследование по таджикской культуре. -М., 1977. С.280−288
  36. А., Вишневский Я. Роль великого русского народа в исторических судбах таджикского народа. Душанбе, 1967. -С. 155.
  37. А .Я. Великая дружба. Душанбе, 1965. -С.28.1641. Вишневский А. Я. Ленинская национальная политика в действии. -Душанбе 1982.-С. 159−16 044.
  38. X. В семье единой и великой. Душанбе, 1970. -С.270−273.
  39. . Таджики. Т.1, 2, Душанбе, 1989.
  40. . Особенности культурной революции в советской Средней Азии. -М., 1963. -С.З.
  41. A.M. Собр. Соч. Т. 30., 1956. -С.56
  42. Э.Р. Инструментальная музыка композиторов Таджикистана. -Душанбе, 1987. -С 42−46.
  43. С. Таджикская советская интеллигенция. Душанбе, 1974. -С.34−35.
  44. Додхудоев.М. Торжество национальной политики Коммунистической партии. Сталинабад, 1954. -С. 14−25
  45. Егоров А. Г. Искуства и общественная жизнь. -М., -С.388.26.3икриеев Ф.Б., Набиева P.A. История таджикского народа. Душанбе, 2001. -С.11−156.27.3икриеева М. Ф. Историография проблем женщин Таджикистана. -Душанбе, 2001. -С.9−10.
  46. А. Из истории борьбы за ликвидацию неграмотности в северном Таджикистане. Душанбе, 1968. -С. 83−84.
  47. К социализму минуя капитализм. -Душанбе, -С .16−317.
  48. Г. Т. Общеобразовательная школа в Таджикской ССР. -Душанбе, 1969. -С.68−69.
  49. Т.В. Народное образование в Таджикистане. -Душанбе, 1986. -С.20−28.
  50. К.С. К истории книгоизданий таджикского народа . часть 1. -Душанбе, 2000. -С. 172.
  51. .Т. История композиторского творчества в Таджикистане. -Душанбе, 2008. -С.21−45.
  52. .Т. История композиторского творчества в Таджикистане. -Душанбе, 2008. -С.21−45.
  53. Материалы по истории Коммунистической партии Таджикистана. -Душанбе, 1971.-С.222.
  54. К. П. Стеценко И.А. Исторический опыт осуществления культурной революции в Таджикистане. Душанбе, 1968. -С.38−80.
  55. P.M. Историография советского Таджикистана. Душанбе, 1978. -С.49.
  56. P.M. История исторической науки и историография социалистического строительства в Таджикистане. Душанбе, 1988. -С.16−17.
  57. P.M. Актуальные проблемы историографии и истории таджикского народа. Душанбе, 2004. -С. 102.
  58. P.M. Помощь великого русского народа в построении социалистического общества в Таджикистане. //Торжество ленинской национальной политики в Таджикистане. -Душанбе, 2000. -С. 109
  59. Материалы по истории Коммунистической партии Таджикистана.Т. 1. -Душанбе, 1971. -С.184−188.
  60. Музыкальная жизнь советского Таджикистана. Вып.1. Душанбе, 1974. -С.18.
  61. В. Во имя дружбы и сотрудничества. Душанбе, 1977. -С.44.
  62. В. Мировая цивилизация и культурное наследие таджиков. // Культура и искуства узы дружбы и братства. — Душанбе .2006. -С.36−51.
  63. P.A. Женщины Таджикистана в борьбе за социализм. -Душанбе, 1973. -С.22−32.
  64. Наука в Таджикистане. -Сталинабад, 1945. С. 50.
  65. Г. Формирование научного центра в Таджикистане. Душанбе, 1992.-С.45.
  66. М.Н. Братство культур русского и таджикского народов. -Душанбе, 1968. -С. 26−52.
  67. Назаров М. Н. Санъати халки точик (на тадж. языке). -Сталинабад. 1961. -С.267.
  68. О.Назаров М. Н. Становление таджикской советской художественной культуры. Душанбе, 1986. -С.24−25.
  69. JI.H. Таджикская симфоническая музыка. -Душанбе, 1986. -С.47.
  70. М. Ленинским курсом дружбы и братства. -Душанбе, 1986. -С.34.
  71. М. Социально-экономические основы сближения социалистических наций .-Душанбе, 1986. -С.246.
  72. М., Саторов А. Россия и Таджикистан. -Душанбе, 2004.
  73. М.Н. Торжество ленинских идей культурной революции в Таджикистане. Душанбе, 1978. -С. 44−78.
  74. Н.М. Интеллигенция Таджикистана. -Душанбе, 1988. -С.12−13.
  75. Народное хозяйство СССР в 1959 г. -М., 1960. -С.608−610.
  76. X. Народное образование Таджикистана за 20 лет. -Сталинабад, 1949.-С.56−90.
  77. Н.Х. Таджикский театр. М., -1968. -С.38−68.
  78. Н.Х. История таджикского советского театра. Т.1. — М., 1967. -С.38−18.
  79. Н.Х. История таджикского советского театра. Душанбе, Т.2. 1992. -С.200−245.
  80. Н.Х. Русская классика на сцене таджикского академического театра. Сталинабад, 1956. -С.204−206.бЗ.Обидов И. О. История развития народного образования в Таджикской ССР. Душанбе, 1968. -С. 87−88.
  81. Очерки истории и теории культуры таджикского народа .Т.2. Душанбе. 2001. -С.107−108.
  82. Очерки истории коммунистической партии Таджикистана.Т.1.- Душанбе, 1980. -С.302.
  83. С. Очерки истории таджикского художественного кино. -Сталинабад, 1960. -С. 67.
  84. А. Традиции классической музыкальной культуры эпохи Саманидов. Душанбе, 1968. -С.34−37.
  85. А. Музыкальная мысль таджиков XII XV вв. — Душанбе, 1989. -С.44−49.
  86. А. Таджикская музыка и исторические традиции XVI -XVII вв. Душанбе, 2007. -С.45−46.
  87. З.Ш. Некоторые страницы культурной жизни советского Таджикистана. М, 1940. -С.78−80.
  88. З.Ш. Таджикский народ в братской семье народов СССР. -Душанбе, 1957. -С.39−43.
  89. З.Ш. Навеки вмести с великим русским народом. Душанбе, 1968. -С.45.
  90. З.Ш. Очерки истории культурного строительства в Таджикистане. Душанбе, 1976. -С.206.
  91. Э. Таджики в зеркале истории. Книга первая: От арийцев до саманидов. -Лондон, 1999. -С. 127
  92. Речи, доклады и статьи Нусратулло Махсума и материалы о его жизнедеятельности. -Душанбе, «Дониш», 1997. -С.48.
  93. A.C. Помощь ученых России в изучении Таджикистана и создании научных учреждений в республике. -Душанбе, 2005. -С. 105.-166
  94. Советская наука. -М., 1948. -С.56−59.
  95. Сотрудничество народов СССР в культурном строительстве. -М. 1973. -С.87.
  96. Султонов Ш. М. Партийное руководство культурным строительством в условиях развитого социализма. Душанбе, 1976. -С.410.
  97. Ш. М. Расцвет культуры советского Таджикистана.//Великий Октябрь в исторических судьбах таджикского народа. -Душанбе, 1987. -С.50−58.
  98. Советское содружество народов. М, 1972. -С. 34−39.
  99. Сталинабад- столица Таджикский ССР.-Душанбе, 1959. -С. 160.
  100. Таджикистан за годы Советской власти.-Душанбе, 1967. -С.173.
  101. Таджикско-Памирская комплексная экспедиция-1932. -Ленинград, 1933. -С.56.
  102. Таджикистан за годы советской власти. -М., 1967. -С.87.
  103. Торжество ленинский идей. -Душанбе, 1989. -С. 190.
  104. Труды Академии наук республики Таджикистан. -Душанбе, 2001. -С.62.
  105. С.У. Развитие науки в республиках Средней Азии и Казахстане -Душанбе, 1962. -С.23−27.
  106. С.У. Расцвет науки в Таджикистане. Сталинабад, 1960. -С.45−48.
  107. Г. Х. История таджикского народа: XX век. -Худжанд, 2001. -С.79.
  108. Р.Я. Развитие культуры в Таджикистане за годы советской власти. -Ходжент, 1967. -С.45−50.
  109. А., Вишневский А. Сталинабад столица Таджикской ССР. -Сталинабад, 1959.
  110. . Принципы историзма в Таджикской драматургии и театре. -Душанбе, 2001.
  111. Холджураев.Х, Махматкаримов А.70-лет САПОЙ ТСХИ-ТАУ. Вып.1. Худжанд.2001. -С.202.
  112. История культурного строительства в Таджикистане.Т.1.- Душанбе, 1979. -С.156−157.
  113. История культурного строительства в Таджикистане.Т.2, -Душанбе, 1983. -С.78−79.
  114. История культурного строительства в Таджикистане.Т.1.- Душанбе, 1979. -С. 156−157.
  115. Истоки прогресса. Ташкент, 1980. -С.92.
  116. История культурного строительства в Таджикистане.Т.2, Душанбе, 1983. -С.78.
  117. .И., Масов P.M. Россия и Таджикистан. -Душанбе, 1984. — С.37−38.
  118. История Ленинабада.- Душанбе, 1986. -С.236−331.
  119. Из истории культурного строительства в Таджикистане.Т.1. -Душанбе, 1966. -С.442.
  120. История таджикского народа. T.V.-Душанбе, 2004. -С.21−324.
  121. Е.С. Первые научные общества Таджикистана. Душанбе, 1966. -С. 12−32.
  122. Е.С. Наука Таджикистана в период социалистического строительства. Душанбе, 1975. -С.240
  123. А. Высшее образование в Таджикистане. Душанбе, 1989. Ю8. Шарипов А. Исторический опыт подготовки специалистов в системевысшего образования Таджикистана. Душанбе, 2002.
  124. А. Шамсиддинов С. Эмомали Рахмонов последователь Таджикско- Российской дружбы. — Душанбе, 2005.
  125. М.Р. Культурная революция в Таджикистане. Сталинабад, 1957. (на таджикском языке).
  126. М.Р. История культурной жизни советского Таджикистана. -Душанбе, 1970.
  127. М.Р. Культурная жизнь Таджикистана в период развитого социализма . Душанбе, 1980.
  128. ПЗ.Шукуров М. Р. Культурная жизнь Таджикистана в период Великой отечественной войны (1941 1945гг). — Душанбе, 1985.
  129. Э. Становление и развитие великого братства народов СССР. -Ташкент, 1981.
  130. А., Вишневский, А .Я., Гадоев Х. Г. Одной дорогой к единой цели. -Ташкент, 1980. -С 307.
  131. А ., Вишневский А. Я., Гадоев Х. Г. У истоков истории, (к 130-летию со дня рождения Нусратулло Махсума).- Душанбе.2011. -С. 10−45.
  132. Э., Мирзоев Б. Нахустмактаби олии Точикистон.(на тадж. языке).- Душанбе. 1991. -С261.
  133. Диссертации и авторефераты:
  134. К. Культурные связи Таджикистана с республиками Закавказья (1917−1985гг). //Диссертация на соискание учёной степени канд.ист.наук. -Душанбе, 1992. -С. 158.
  135. Г. Вклад женщин в проведении культурных преобразований в Таджикистане (1924−1941гг). //Диссертация, на соискание учёной степены канд.ист.наук. -Душанбе, 2004. -С. 162.
  136. .Т. История становления и развития музыкального искусства в Таджикистане. //Автореферат на соискание канд. ист.наук. Душанбе, 2005. -С.23.
  137. Убайдуллоев Насрулло Каримович. История народного образования Таджикистана второй половины Х1Х-начала XX веков. //Диссертация на соискание ученой степени канд.ист.наук.-Душанбе, 2002. -С. 190.- 169
  138. Рохбари дониш -1928, № 6 (9). -С.40.
  139. Советское наука -М., 1948. -С.118−122.124. Дусти-2003, № 2. -С. 14. б) Газеты:125. Правда -1925, 7 мая.
  140. Бедории точик -1928, 3 янв.
  141. Точикистони сурх-1930, 11янв.
  142. Коммунист Таджикистана-193, 9 янв.
  143. Коммунист Таджикистана-1933, 12 декабрь.
  144. Коммунист Таджикистана -1934, 22 янв.
  145. Коммунист Таджикистана-1935, 11 сентябрь.132. Правда-1935, 26 ноябрь.
  146. Коммунист Таджикистана -193, 1 янв.
  147. Коммунист Таджикистана -1939, 6 июнь.
  148. Коммунист Таджикистана -1939, 21 июнь.
  149. Комсомолец Таджикистана -1939, 6 июнь.137. Правда -1941, 24 апрель.138. Правда-1954, 13декабрь.
  150. Коммунист Таджикистана -1960, 22 октябрь.
  151. Коммунист Таджикистана -1972, 14 декабрь.
  152. Народная газета -2001, 5 апрель.
  153. Народная газета -2001, 23 март.
  154. Паеми Душанбе -2004, 8 октябрь.
Заполнить форму текущей работой