Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Покровский собор на Рву

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Более сложной по структуре была пристройка, закрывшая северный фасад придела Василия Блаженного. Она представляла характерный для московской архитектуры конца XVII века тип двухэтажного храма, в котором нижний алтарь был выдвинут к востоку по отношению к верхнему. Над сводом нижнего четверика был сооружён четверик с прямоугольной апсидой, в котором размещался придел Преподобном ученицы Феодосии… Читать ещё >

Покровский собор на Рву (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

  • Введение
  • Глава 1. Возникновение Покровского собора на Рву
  • 1.1 История собора
  • 1.2 Важные этапы развития собора
  • Глава 2. Покровский собор как музей
  • 2.1 Архитектура
  • 2.2 Изменения архитектуры
  • 2.3 Собор в наше время
  • Заключение
  • Список литературы

Храм Покрова-на-Рву (Храм Василия Блаженного)

Над рекою даль светла;

Загляденье прямо ;

Расцветают купола

Сказочного храма!

Возле самого Кремля

Он вознёсся гордо,

Гласу вечности внемля,

Каждому аккорду.

Всё меня чарует там

Днём осенним поздним ;

Барма строил этот храм

И, конечно, Постник.

До чего же хороши

Купола витые!

В них величие души,

Помыслы святые.

Сколько чудного таит,

Словно в листьях тонет,

Добрым молодцем стоит

На крутой ладони;

В нём фантазии игра

С логикою строгой,

И вовсю летят ветра

От реки широкой.

Вл. Шилин

21 век — век инноваций, нанотехнологий, интерета, туристических полетов в космос, скайпа и википедии. А мы все равно возвращаемся в прошлое. Архитектура, литература, искусство не оставляют нас, они интересны нам так же как и 100 и лет назад.

В своей курсовой работе я буду рассматривать Покровский Собор на рву. Этот собор по праву считается одним из главных символов не только Москвы, но и всей России. И дело даже не только в том, что он построен в самом центре столицы и в память об очень важных событиях. Храм Василия Блаженного еще и просто необыкновенно красив.

По Сказанию, Иоанн IV, возвратившись после взятия Казани, повелел поставить семь деревянных приделов вокруг каменного храма. Потом государь велел заложить каменный собор.

Для большинства масс Покровский Собор на рву более известен как Храм Василия Блаженного, хотя так названа всего лишь одна из девяти церквей. Кем же был Василий Блаженный?

Родился он в декабре 1469 года, на паперти, куда пришла молиться его мать. После 16 лет и до самой смерти он совершал подвиг юродства, он круглый год ходил без одежды, ночевал под открытым небом, постоянно соблюдал пост, терпел лишения, он постоянно обличал ложь и лицемерия, современники отмечали, что это был чуть ли не единственный человек, которого боялся Иван Грозный.

В Степенной книге рассказывается, что летом 1547 года Василий пришёл в Вознесенский монастырь на Остроге (ныне — Воздвиженка) и перед церковью долго молился со слезами. На следующий день начался известный московский пожар, именно с Воздвиженского монастыря. Пожар был ужасен. «Огонь лился рекою, — пишет Карамзин, — и скоро вспыхнул Кремль, Китай-город. Большой посад. Треск огня и вопль людей от времени до времени был заглушаем взрывами пороха, хранившегося в Кремле и других частях города». Во время этого пожара погибло около 2500 человек, по утверждению историков.

Умер Василий Блаженный 2 августа 1552 года. Иван Грозный и бояре несли его гроб, а митрополит Макарий совершал погребение.

Тело Василия было похоронено на кладбище Троицкой церкви что во Рву, где царь Иоанн Грозный указал вскоре строить Покровский собор, в память покорения Казани, известный больше под названием Собор Василия Блаженного.

Цель и задача этой работы ознакомиться с великим архитектурным памятником, величайшем музеем в Москве.

Глава 1. Возникновение Покровского собора на Рву

1.1 История собора

" Собор Покрова, что на рву, расположен в южной части Красной площади, близ Спасских ворот Кремля, над спуском к Мoскве-реке. Он возник как памятник победам во время войны за покорение Казанского и Астраханскогo царств в 1552—1554 годах. В процессе военных действий после каждой значительной победы около стоявшей на этом месте белокаменной церкви Троицы возводилась небольшая деревянная церковь во имя того святого, память которого отмечалась в день победы. Следовательно, к окончанию войны на одной площадке оказалось восемь церквей. Участок, где ставились памятные храмы, был выбран не случайно. Здесь, на укрепленной высотке, в древнoсти защищавшей стык Китай-города и Кремля и переправу через Мoскву-реку, близ Лобного места и Мытного двора, находился центр мoсковского Тoрга.

На том месте, где сейчас находится собoр, в XVI веке стояла каменная Троицкая церковь, «чтo на Рву». Здесь на самом был оборонительный ров, тянувшийся вдоль всей стены Кремля вдоль Краснoй площади. Этот ров был засыпан только в 1813 году. Сейчас на его месте стоит советский некрополь и Мавзoлей.

Возрождению нового собора предшествовала длинная строительная история. Это были годы большого Казанского похoда, которому придавалось огромное значение: до сих пор все похoды русских войск на Казань заканчивались неудачей. Иван Грозный, сам возглавил войско в 1552 году, дал обет в случае успешного окончания кампании построить в Моcкве на Краcной площади грандиозный храм в память об этом. Пока шла война, в честь каждой крупной победы рядом с Троицкой церковью ставилась небольшая деревянная церковь в честь того cвятого, в чей день победа была одержана. Когда же русское войскo с триумфом возвратилось в Москву, Иван Грозный взял решение на месте выстроенных восьми деревянных церквей поставить одну большую, каменную? на века.

1.2 Важные этапы развития собора

О создателе храма Василия Блаженного идет немало cпоров. Традиционно было принято cчитать, что Иван Грозный заказал постройку мастерам Барме и Постнику Яковлеву, но многие исследователи сейчас сходятся на мнении, что это был один человек — Иван Яковлевич Барма, по прозванию Постник. Также бытует легенда, будто после постройки Грозный повелел ослепить мастеров, чтобы они больше не смогли построить ничего подобного, но это не более чем легенда, так как в документах указано, что уже после возведения cобора Покрова на Рву мастер Постник «по реклу Барма» (т.е., по прозвищу Барма) строил Казанский кремль. Также опубликован ряд других документов, где упоминается человек по имени Постник Барма. Этому мастеру исследователи приписывают строительство не только храма Василия Блаженного и Казанского кремля, но также и Успенского собора и Никольского храма в Свияжске, Благовещенского собора в Московском Кремле и даже (по некоторым сомнительным источникам) церковь Иоанна Предтечи в Дьякове.

Храм Василия Блаженного состоит из девяти церквей на одном фундаменте. Войдя внутрь храма, даже трудно бывает разобраться в его планировке, не сделав круг-другой по всему зданию. Центральный престол храма посвящен празднику Покрова Божией Матери. Именно в этот день взрывом была разрушена стена Казанской крепости и город был взят.

Собор создан из кирпича. В XVI веке этот материал был достаточно новым: прежде традиционным материалом для церквей были белый тесаный камень и тонкий кирпич — плинфа. Центральная часть увенчана высоким великолепным шатром с «огненным» декором почти до середины его высоты. Окружают шатер со всех сторон купола приделов, ни один из которых не похож на другой. Мало того, что различается рисунок больших луковиц-куполов; если всмотреться, то легко заметить, что и отделка каждого барабана уникальна. Первоначально, по-видимому, купола были шлемовидными, но уже к концу XVI века они точно были сделаны луковичными. Нынешняя их расцветка утвердилась только в середине XIX века.

В 1680 году собор значительно реставрируют. Незадолго до этого, в 1672 году, к нему пристраивают небольшой придел над могилой еще одного почитаемого московского блаженного — Иоанна, погребенного здесь в 1589 году. Реставрация 1680 года выразилась в том, что деревянные галереи-гульбища заменили на кирпичные, вместо звонницы устроили шатровую колокольню и сделали новое покрытие. Тогда же в подклет храма перенесли престолы тринадцати или четырнадцати церквей, стоявших на Красной площади вдоль рва, там, где проводились публичные казни (все эти церкви имели в названиях приставку «на крови»). В 1683 году по всему периметру храма провели изразцовый фриз, на плитках которого излагалась вся история здания.

Западная церковь освящена в честь праздника Входа Господня в Иерусалим, который отмечают за неделю до Пасхи и на Руси называют Вербным Воскресеньем. В наше время его празднуют во всех святых местах.

Одна из четырех больших церквей представляет собой восьмигранный двухъярусный столп, перекрытый сводом. Храм отличается большими размерами и торжественным характером декоративного убранства.

Во время реставрации открыты фрагменты архитектурного убранства ХVI в. Их подлинный вид сохранен без восстановления поврежденных деталей.

Древней живописи в церкви не обнаружено. Белизна стен подчеркивает архитектурные детали, исполненные зодчими с большой творческой фантазией. Над северным входом сохранился след от снаряда, попавшего в стену в октябре 1917 г.

Существующий ныне иконостас перенесен в 1770 г. из разобранного собора Александра Невского Московского Кремля.

Он богато украшен ажурными оловянными золочеными накладками, которые придают легкость четырехъярусной конструкции.

В середине XIX в. иконостас дополнили деревянными резными деталями. Иконы нижнего ряда повествуют о Сотворении мира.

В церкви представлена одна из святынь Покровского собора — икона «Св. Александр Невский в житии» ХVII в. Уникальный по иконографии образ происходит, вероятно, из собора Александра Невского.

В среднике иконы представлен благоверный князь, а вокруг него расположены 33 клейма с сюжетами из жития святого (чудесами и реальными историческими событиями: Невской битвой, поездкой князя в ханскую ставку, Куликовской битвой).

Глава 2. Покровский собор как музей

2.1 Архитектура

Это был полет фантазий, в том числе и деталей, кажется что мастера использовали все, на тот момент, известные украшения, змейки, кресты, кокошники, стрелы, бусины, но сумели так мастерски вписать их в общую композицию, что они смотрятся абсолютно гармонично, ни одна из них не повторяют другую, все они разные, хотя с первого взгляда и кажутся похожими. В этом одна из особенностей собора. Очень много сложных сделанных из обожженной глины деталей, которые в принципе обычно делаются из камня, а здесь они делаются из глины, гигантские фигурные кирпичи, розетки… для Росси это все уникальные вещи.

Идея частных отличий при общем подобие, главенствует не только в архитектуре собора, но и в интерьерах собора. Ее не сложно проследить в оформлении порталов и росписях, если присмотреться, даже цветы на виноградной лозе, которой увиты стены, они все разные, и это не случайно.

Архитекторы хотели изобразить рай на земле. Считается, что эта идея принадлежала Митрополиту Макарию и мастера постарались воплотить ее в жизнь, отсюда такая пышность и изобилие в декоре.

Сменялись эпохи, менялось представление о том, как может выглядеть рай и в связи с этим собор преобразовывался, но главная идея оставалась неизменной.

Сейчас в соборе можно увидеть росписи сразу нескольких столетий XVII, XVIII, XIX. Реставраторы открыли в разных частях храма разные эпохи, иногда совсем близко друг к другу для сравнения. Сами они считают наиболее ценными росписи XVII века, причем там есть уникальные сюжеты для того времени, например тюльпаны… откуда в средневековой Москве тюльпаны? Так же есть фреска изображающая Морскую водоросль увенчанная цветами, она одна единственная, не повторилась больше нигде.

Отдельно стоит сказать об основании собора, подклеть, толщина стен которого, в некоторых местах доходила до 3-х метров, такие стены способны не только надежно держать 9 верхних зданий, но и хранить секреты. В древности подклеть не был общедоступным, внешние лестницы приводили людей сразу в верхние храмы, многие даже не догадывались, что можно попасть в недра сооружения. Туда могли спускаться только те люди у которых хранились там сокровища т. е. знали о не совсем не многие.

Если посмотреть на собор сверху, то откроется удивительная картина: церкви расположенные по периметру вокруг центральной образуют четкую геометрическую фигуру — восьми конечную звезду или Вифлеемскую звезду — символ Богородицы. В ансамбле четыре больших и четыре малых церкви, большие строго ориентированы по сторонам света, отсюда симметрия. А главный храм с шатром возвышающийся над ними и над городом в целом, как бы символизирует тот самый покров, заступничество Богородицы над Москвой. Но надо сказать, что не только религиозные соображения повлияли на посвящения церквей в соборы. Покорение Казанского ханства и послужило постройке этого обора.

2.2 Изменения архитектуры

Прежде всего сохранилась основа всего здания — девять церквей, стоящих на общем основании, в котором подклеты столпообразных церквей объединены стенами и сводчатыми коридорами. Стены всех девяти церквей первоначально были раскрашены «под кирпич», то есть на них была изображена идеальная кирпичная кладка. Именно такая раскраска фигурировала в XVI веке не только на фасадах, но и в интерьерах (живописный орнамент присутствовал лишь в церкви Покрова Богородицы). В конце XVII столетия, при царе Феодоре Алексеевиче, была произведена новая окраска собора, скрывшая первоначальную роспись наружных стен «под кирпич». Первоначальный облик стен был окончательно восстановлен при реставрации 1950;х и 1980;х годов. (Приложение № 3)

Луковичные главы собора появились, вероятно, только в конце XVI столетия при царе Феодоре Иоанновиче. С того времени менялись только кровельное железо и конструкции, но форма глав оставалась практически неизменной. Главы Покровского собора можно считать первыми луковичными покрытиями в древнерусской архитектуре, где своды барабанов покрывались черепицей или металлом непосредственно по кирпичной кладке. Вероятно, именно их форма повлияла на распространение луковичной формы глав в XVII веке. При царе Феодоре Иоанновиче появился десятый придел собора. Он был построен над погребением почитаемого в Москве, а затем и по всей России чудотворца Василия Блаженного.

Событием, значительно изменившим первоначальный облик собора, стала его перестройка при Феодоре Алексеевиче в начале 1680-х годов. В собор были перенесены престолы тринадцати церквей «на рву», стоявших между Фроловскими и Никольскими воротами Кремля. Для некоторых храмов были построены новые объёмы, пристроенные извне к галереям первого яруса, другие перенесли под паперти собора.

Один из таких сохранившихся до нашего времени приделов многократно менял название; изначально он был посвящён Положению риз Божией Матери, затем переосвящён в честь Рождества Богородицы. (Приложение № 6). Придел находится под юго-восточной папертью и в нём расположено погребение другого почитаемого московского чудотворца — Иоанна Блаженного.

Более сложной по структуре была пристройка, закрывшая северный фасад придела Василия Блаженного. Она представляла характерный для московской архитектуры конца XVII века тип двухэтажного храма, в котором нижний алтарь был выдвинут к востоку по отношению к верхнему. Над сводом нижнего четверика был сооружён четверик с прямоугольной апсидой, в котором размещался придел Преподобном ученицы Феодосии Девы. Выше был поставлен восьмерик, над сводом которого располагался барабан с главой. До настоящего времени дошёл лишь четверик этой церкви, находящейся в одном уровне с папертью второго яруса. При царе Феодоре Алексеевиче была перестроена соборная звонница и выстроена существующая поныне колокольня. Внешние галереи собора приоб рели нынешний облик также в конце XVII века, когда вместо деревянного покрытия над ними были воз ведены кирпичные своды, а над рундуками крылец — каменные шатры. Тогда же своды и столпы внешней обходной галереи и крыльца были расписаны травным орнаментом.

Облик интерьеров собора также в полной мере отражает его 450-летнюю историю. В трёх приделах собора — храмах Киприана и Иустины, Трёх Патриархов Константинопольских и Николы Великорецкого — были оставлены интерьеры, сложившиеся к началу XX века. В церкви Киприана и Иустины сохранился иконостас, созданный в 1784—1786 годах. Монументальная масляная роспись появилась в церкви в 1840-е годы и была поновлена в 1870—1871 годах.

В приделе Трёх Патриархов Константинопольских и настенная живопись, и иконостас созданы в 1840-е годы. Тогда же выполнена и роспись придела Николы Великорецкого. Она представляет собой подробную иллюстрацию рассказа Никоновской летописи о принесении образа Николы Великорецкого в Москву. Пятиярусный иконостас придела создан в 1786 году, однако его иконы были прописаны маслом в середине XIX века. От них отличаются интерьеры приделов Святой Троицы, Входа в Иерусалим, Александра Свирского, Варлаама Хутынского и Григория Армянского

В церкви Покрова Богородицы восстановлена орнаментальная роспись шатра, современная строительству храма. Под шатром и под оконными проёмами проходит храмозданная «летопись» XVI века об окончании строительства церкви Покрова 12 июля (29 июня по старому стилю) 1561 года. В четверике восстановлена первоначальная роспись «под кирпич», а также уникальные росписи XVIII и XIX веков. Существующий иконостас находится в церкви Покрова Богородицы со второй половины XVIII века. Он перенесён в этот храм из упразднённого в 1767 году кремлёвского собора Черниговских чудотворцев.

Пройдя по приделам собора и его галереям, можно увидеть, как менялся их облик в течение 450 лет. К юбилею священия собора впервые за его музейную историю были открыты для посетителей подклеты. До реставрации 1920_х годов в восточной части первого яруса нахо дился тёплый храм, объединяющий приделы Василия Блаженного и Иоанна Блаженного и располагавшийся между ними подклет под церковью Святой Троицы. Недалеко от собора, на Варварке, в церкви Максима Исповедника, находились мощи другого московского юродивого — Максима Блаженного. Поэтому экспозиция в северной части подклета впервые освещает историю московских блаженных и их почитания в Москве. Строительство собора и его реставрации, история его замысла и его место в церковной жизни Москвы нашли отражение в помещениях южной части подклета. Когда-то в XVI и XVII веках подклет служил для хранения казны, теперь он выполняет роль хранилища древностей собора.

Архитектура собора Покрова на Рву и его строительная история породили немало легенд, подобных истории об ослеплении построивших его мастеров. Кроме откровенных вымыслов, в течение почти 150-летнего изучения собора было накоплено множество версий о замысле и истории его строительства, многие из которых, несмотря на противоречивость и недостоверность, продолжают жить на страницах как старых, так и новых изданий. В его истории остаётся немало тайн, возникающих из-за молчания письменных источников, а также легенд, призванных компенсировать это молчание и порождённых фантазией и домыслами как московских обывателей и иностранных путешественников, так и исследователей.

Стоит сказать о человеке, который в годы советской власти совершил настоящий подвиг, спас памятник архитектуры П. Д. Барановский (1892−1984) — известный реставратор. Он спас от разрушения храм Василия Блаженного. Барановский открыл способ реконструкции разрушенных зданий по сохранившимся в кладке обломкам кирпича (так называемым хвостам), первым стал вводить железобетонные связи в каналы, оставшиеся от сгнивших деревянных частей, занимался проблемами консервации руин, восстановления фрагментов упавшей кирпичной кладки.

Когда Петр Дмитриевич узнал от Когановича, что храм собираются сносить или продать в Америку он кричал: «Как?! Какое Вы имеете право?! Да это святыня!» .

Барановский дошел до Главпочтамта и написал телеграмму: «Москва. Кремль. Товарищу Сталину. Прошу предотвратить я уничтожение Храма Василия Блаженного, так как это принесет политический вред советской власти» .

Свое воспоминание о том, как был спасен храм Василия Блаженного оставил поэт А. Вознесенский. Эти воспоминания были опубликованы в литературной газете. Он рассказывал со слов архитектора Жoлтовского, который входил в комиссию по реконструкции центра Москвы (а Вознесенский окончил архитектурный институт, видимо, там и услышал эту историю), как его пригласили на собрание в политбюро, где решался вопрос о храме Василия Блаженного. Входит Сталин, все члены Политбюро, вносят макет Москвы, Каганович берет храм Василия Блаженного и его убирает. Для проезда танков на парадах. Сталин берет и ставит макет храма обратно: «Паставь на мэсто». Секретарь Сталина Поскребышев перед этим получил телеграмму Барановского и доложил ее Сталину. Поэтому Сталин и сказал: «оставить». А Петра Дмитриевича в 1933;м арестовали по 58 статье как врага народа, шпиона.

Сидел он в лагере в Мариинске три года. Там он строил музей, который по силуэту напоминает храм. Только без креста. Круглый купол и четверик на восьмерике". После ссылки Петру Дмитриевичу не разрешили жить в Москве, и он поселился в Александрове. Он продолжал свою деятельность, например, приезжая в Москву рано утром, тайно снимал Казанский собор из окна Исторического музея. Потом вечером возвращался на перекличку. Благодаря этой его работе в 1994 году Казанский собор удалось восстановить. Надо отметить, что храм восстановлен на сохранившемся фундаменте, для постройки использовался старинный большемерный кирпич, так что называть его новоделом — не вполне корректно.

2.3 Собор в наше время

В настоящее время Покровский собор — филиал Государственного исторического музея. Входит в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в России.

Покровский собор — одна из самых известных достопримечательностей России. Для многих он является символом Москвы, Российской Федерации. Перед собором с 1931 года размещается бронзовый Памятник Минину и Пожарскому (установлен на Красной площади в 1818 году).

Первый этаж собора — церковь Св. Василия Блаженного и подклет (подцерковье).

В настоящее время интерьер церкви реставрирован. Настенное «иконное» письмо конца XIX в. выполнено маслом. Иконостас конца XIX в. В церкви находится рака Св. Василия Блаженного.

В подцерковье экспонируется икона Св. Василия Блаженного конца XVI в. в житийной раме XIX в., икона Знаменье XVIII в., оклад иконы Покров с предстоящими XIX в.

На втором этаже — ансамбль из девяти церквей, объединенных внутренней и наружной галереями (см. план 2-го этажа собора). Главы, венчающие купола храма разнофигурные и многоцветные. Центральная церковь Покрова увенчана шатром.

Уже XVII веке облик собора сильно изменился — внешнюю обходную галерею перекрыли сводами, над лестницами появились крыльца, построили колокольню. В XVIII — XIX вв. внешний архитектурный облик памятника и его интерьеры оформлялись согласно эстетике своего времени.

В 1918 г. Покровский собор одним из первых был взят государством под охрану как памятник национального и мирового значения. С 21 мая 1923 г. он открыт для посетителей как историко-архитектурный музей. При этом до 1929 г. в церкви Св. Василия Блаженного проводились богослужения.

В 1928 г. Покровский собор стал филиалом Государственного Исторического Музея.

В 20-е годы XX в. развернулись широкие научно-реставрационные исследования, благодаря которым стало возможным восстановление первоначального облика собора и воссоздание в отдельных церквах интерьеров XVI — XVII вв. С этого момента по настоящее время были проведены четыре глобальные реставрации включавшие архитектурные и живописные работы.

В 60-е годы XX в. проводились уникальные реставрационные работы: открыли храмозданную летопись, в которой строители указали точную дату завершения строительства собора — 12 июля 1561 г. (Петров день); железные покрытия куполов церквей собора заменили на медные.

В интерьерах четырех церквей реконструированы иконостасы на XVI столетие, полностью состоящие из икон XVI — XVII вв., среди которых есть раритеты («Троица» XVI в., «Александр Невский в житии» XVII в.). В остальных церквях сохранились иконостасы XVIII — XIX вв. Среди них два уникальных первой половины XVIII в. из Московского Кремля.

В XVII в. над северной частью церкви Св. Василия Блаженного построили церковь Феодосии, в конце XVIII века ее превратили в ризницу — хранилище церковных ценностей.

В настоящее время в ней расположена экспозиция выставки «Святыни Покровского собора», где представлены уникальные образцы древнерусской живописи, книжного и прикладного искусства, принадлежавшие этому храму на протяжении XVI—XX вв., а также раритеты, относящиеся к истории строительства собора.

Заключение

В своей курсовой работе я рассмотрели историю развития Покровского собора, основные этапы развития и рассмотрела музей в наше время.

Также хочу отметить, что архитектура Покровского собора уникальна. Собор представляет собой ансамбль из девяти самостоятельных столпообразных церквей, поставленных на едином основании (подклете). Церкви объединяют две галереи — внутренняя, идущая вокруг центральной церкви, и внешняя обходная галерея вокруг всех девяти церквей.

С западной стороны к храму примыкают два нарядных крыльца с белокаменными лестницами.

С северо-восточной стороны пристроена церковь Василия Блаженного. К юго-востоку от собора расположена шатровая колокольня XVII в.

В Покровском соборе сохранилась иконопись и монументальная живопись, отражающая разные этапы его существования за более чем четырёхвековую историю. Здесь можно увидеть фрески XVI в., темперные росписи XVII в., монументальную масляную живопись XVIII-XIX столетий, а также редкие памятники русской иконописи. Основная идея формирования живописного убранства памятника сложилась в XVII в. Образ виноградной лозы, которая причудливыми цветами процвела на стенах и сводах галерей, подчеркивает богатство и величие архитектуры Покровского собора как Небесного града Иерусалима. Монументальная живопись XVIII—XIX вв. выполнена в стилистике Нового времени, но продолжает сложившуюся ранее программу росписей собора. Существующее ныне живописное и декоративное убранство собора — это результат исследовательской и реставрационной деятельности нескольких поколений музейных сотрудников и специалистов самого разного профиля.

покровский собор василий блаженный

1. Брунов Н. И. Покровский собор. М., 2008.

2. Баталов А. Л., Успенская Л. С. «Собор Покрова на Рву (храм Василия Блаженного)». М.: Северный паломник, 2009.

3. Бондаренко А. Ф. Колокола Покровского собора: прошлое и настоящее. — М., 2009.

4. Брунов Н. И. Храм Василия Блаженного в Москве. Покровский собор. — М.: Искусство, 2008.

5. Вятчанина Т. Н. Об идейном значении и интерпретации иерусалимского образа в русской архитектуре 16−17 вв. — Архитектурное наследство. М., 1988.

6. Ильин М. А. Русское шатровое зодчество. Памятники середины 16 в. М., 2007.

7. Капитохин А. И. Храм Василия Блаженного — М., 2008.

8. Снегирев В. Л. Памятник архитектуры — М., 2009.

9. Соболев Н. Н. Из истории исследований и реставрации Покровского собора (Храма Василия Блаженного в Москве) 2008.

10. Успенская Л. С. Покровский собор. Храм Василия Блаженного — М., 2008.

11. Российская музейная энциклопедия, № 972. — М., 2010.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой