Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Теоретико-методические основы обучения студентов гуманитарных факультетов вузов автоматизированной обработке информации в среде электронных таблиц

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В последнее время ситуация значительно изменилась. Сегодня компьютер стал инструментом многих людей прежде всего потому, что появились программные средства, позволяющие обычным пользователям (конечно, обладающим аналитическим мышлением и имеющим представление о возможностях прикладных программ) самостоятельно быстро и эффективно решать задачи, на которые в прежние годы у программистов уходили… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Теоретические основы обучения студентов гуманитарных факультетов вузов автоматизированной обработке ннформапин в среде электронных таблиц
    • 1. 1. Роль обучения автоматизированной обработке информации в среде электронных таблиц в процессе информационной подготовки специалистов гуманитарного профиля
    • 1. 2. Методическая система обучения студентов гуманитарных факультетов вузов автоматизированной обработке информации в среде электронных таблиц
      • 1. 2. 1. Цели обучения работе с электронными таблицами
      • 1. 2. 2. Содержание обучения автоматизированной обработке информации в среде электронных таблиц
      • 1. 2. 3. Методы, формы и средства обучения автоматизированной обработке информации в среде электронных таблиц
  • Выводы к главе 1
  • ГЛАВА 2. Методика обучения студентов гуманитарных факультетов вузов автоматизированной обработке информации в среде электронных таблиц
    • 2. 1. Методика формирования основных понятий
    • 2. 2. Метод информационного моделирования как фундаментальный фактор обучения студентов гуманитарных факультетов вузов автоматизированной обработке информации в среде электронных таблиц

    2.2.1. Комплекс учебных информационных моделей для MS Excel как основное средство формирования навыков обобщения, алгоритмизации и систематизации у студентов гуманитарных факультетов вузов в процессе обучения автоматизированной обработке информации в среде электронных таблиц.

    2.2.1.1. Организация обобщающего повторения студентами гуманитарных факультетов вузов основных возможностей электронных таблиц.

    2.2.1.2. Формирование алгоритмического мышления студентов гуманитарных факультетов вузов средствами информационного моделирования.

    2.2.1.3. Развитие системного мышления студентов гуманитарных факультетов вузов в процессе построения информационных моделей.

    2.3. Анализ вторичных данных в ходе построения информационных моделей как важный фактор подготовки будущих специалистов.

    2.4. Экспериментальное исследование эффективности методики обучения студентов гуманитарных факультетов вузов автоматизированной обработке информации в среде электронных таблиц.

    Выводы к главе 2.

Теоретико-методические основы обучения студентов гуманитарных факультетов вузов автоматизированной обработке информации в среде электронных таблиц (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Стратегический потенциал общества и перспективы его дальнейшего развития уже сегодня во многом определяются не только природными, по и информационными ресурсами. Стремительное развитие новых информационных и коммуникационных технологий вносит значительные изменения в жизнедеятельность людей. Поэтому актуальной проблемой педагогических исследований является проблема подготовки будущих специалистов к жизни в информационном обществе. В условиях информатизации общества возрастают требования к знаниям, умениям и навыкам в работе с различными видами информации. Современные работодатели требуют от выпускников высших учебных заведений умений не просто грамотно решать хорошо поставленные задачи с помощью информационных технологий. Сегодня востребованы специалисты, обладающие, согласно Л. Л. Кузнецову, В. И. Пугачу, Т. В. Добудько, II.В. Матвеевой, особым способом мышления и деятельности — информационным моделированием, готовые не только реализовывать предложенные кем-то модели, но и подвергать их критическому анализу, предлагать и реализовывать свои информационные модели.

У выпускников гуманитарных вузов должна быть сформирована готовность к информационной деятельности, необходимая для использования новых информационных технологий в учебной, научной и профессиональной работе. Это состояние включает развитое логическое, системное и алгоритмическое мышление, сформированные общеучебные умения, подготовку в области гуманитарных приложений информатики, пользовательские умения и информационную культуру.

Таким образом, перед высшей школой встает задача выпуска специалистов, обладающих высоким уровнем информационной подготовки. Для достижения этой задачи федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной информационной среды (2001;2005 годы)» предусматривает, в частности, «создание условий для поэтапного перехода к новому уровню образования на основе информационных технологий» [148].

Научные исследования в области компьютерной подготовки учащихся средней и высшей школы получили достаточно широкое и глубокое освещение в трудах С. А. Бешенкова, Г. А. Бордовского, А. Г. Гейна, А. П. Ершова, В. А. Извозчикова, В. А. Каймина, A.A. Кузнецова, Э. И. Кузнецова, А. Г. Кушниренко, М. П. Лапчика, Г. В. Лебедева, Н. В. Макаровой, Е. И. Машбица, A.B. Могилёва, В. М. Монахова, Н. И. Пака, Ю. А. Первина, И. Г. Семакипа, Н. Д. Угриновича, А. Ю. Уварова, Е. К. Хеннера, Ю. А. Шафрипа и многих других ученых. При этом, несмотря на многочисленные изменения, которым курс «Основы информатики и вычислительной техники» в средней школе подвергался гораздо чаще других дисциплин, сегодня, в основном, согласованы его содержательные линии и разработаны тестовые задания для оценки качества знаний учащихся по всем разделам информатики. Наиболее полный комплект тестовых заданий вместе с методическими указаниями и ответами содержится в методическом пособии [50], подготовленном под руководством A.A. Кузнецова.

Гораздо сложнее обстоят дела в высшей школе. Работы, посвященные методике компьютерного обучения в вузах, ориентированы в основном на будущих учителей информатики и почти не затрагивают вопросов подготовки специалистов гуманитарного профиля. Ощущается острая нехватка методических разработок и сборников практических заданий для обучения гуманитариев информационным технологиям. Проблема усугубляется тем, что уровень базовой подготовки по информатике выпускников школ, ориентированных на получение гуманитарных специальностей, часто не удовлетворяет требованиям высшей школы.

Между тем, как справедливо отмечается в работе С. Л. Бешенкова и Е. Л. Ракитипой [10], информатику можно рассматривать, как «существенный элемент гуманитарной культуры человека, который вносит решающий вклад в формирование современного научного мировоззрения, дает ключ к пониманию многих явлений нашей жизни». Поэтому государственные образовательные стандарты для гуманитарных специальностей высшего профессионального образования предъявляют повышенные требования к информационной культуре будущих специалистов. Например, примерная программа дисциплины «Информатика» для направлений 521 100 — Социальная работа, 521 200 -Социология и некоторых других так определяет цель дисциплины: «ознакомить учащихся с основами современных информационных технологий, тенденциями их развития, обучить студентов принципам построения информационных моделей, проведению анализа полученпых результатов, применению современных информационных технологий в профессиональной деятельности» [114]. В указанной программе рекомендовано отводить па лабораторные и практические работы не менее 75−80% учебного времени.

Анализ научно-методической литературы показал, что организация информационной составляющей профессиональной подготовки специалиста гуманитарного направления в современных условиях должна представлять динамичный, находящийся в постоянном развитии процесс. Гибкое управление процессом обучения, обеспечение непрерывности процесса повышения мастерства и профессионализма, формирование устойчивой потребности и интереса к поиску новой профессиональной информации — вот те задачи, которые стоят перед высшей школой.

Сформулированные задачи предъявляют повышенные требования к формам, методам и средствам обучения информатике, четкому осознанию целей обучения данному предмету и отбору учебного материала, обеспечивающего достижение поставленных целей, то есть ко всем компонентам методической системы обучения.

В своей работе «О понятийном аппарате информатизации образования» [119] И. В. Роберт в качестве одной из актуальных задач, стоящих перед отечественной наукой, отмечает «создание методических систем обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучаемого, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять деятельность по сбору, обработке, передаче, хранению информационного ресурса, по продуцированию информации».

Проблема состоит в том, что зачастую в учебниках информатики, ориентированных на гуманитариев, от учащихся требуются умения решать только стандартные задачи. Обучение сводится к изучению основ работы с операционными системами и средами, текстовому редактору, работе в Интернете и знакомству с пакетами программ, используемых в профессиональной деятельности. При возникновении же нестандартной задачи по обработке информации, по мнению A.M. Степанова, «каждый специалист должен суметь сформулировать и поставить задачу перед профессиональным математиком или программистом и найти с ними общий язык в процессе решения» [48]. Возможно, такой подход был вполне оправдан в то время, когда для решения нестандартных задач в области информационных технологий требовалось использовать какой-либо язык программирования, недоступный для гуманитариев. Поэтому им и приходилось привлекать профессиональных программистов.

В последнее время ситуация значительно изменилась. Сегодня компьютер стал инструментом многих людей прежде всего потому, что появились программные средства, позволяющие обычным пользователям (конечно, обладающим аналитическим мышлением и имеющим представление о возможностях прикладных программ) самостоятельно быстро и эффективно решать задачи, на которые в прежние годы у программистов уходили месяцы. Для решеиия целого ряда задач можно с успехом применять одно из лучших таких средств — электронные таблицы. Достоинства современных электронных таблиц заключаются ие только в том, что они обладают богатым набором функциональных возможностей для решения целого ряда нестандартных задач, возникающих в профессиональной деятельности выпускников вузов, по и тем, что эти возможности доступны гуманитариям.

Новая педагогическая задача — научить гуманитариев самостоятельно решать нестандартные задачи, возникающие в профессиональной деятельности, влечет за собой необходимость изменения сложившейся практики преподавания информационных технологий, нацеленной в основном иа механическое запоминание основных команд и отработку отдельных навыков пользователя. Такое обучение не способствует раскрытию творческого потенциала личности, развитию готовности использования новых информационных технологий будущими специалистами в профессиональной деятельности, что не обеспечивает социального заказа общества иа подготовку профессиональных кадров, компетентных в области реализации возможностей, средств и методов информатики.

Сказанное выше определяет актуальность данной работы, которая посвящена исследованию проблемы информационной подготовки специалистов гуманитарного профиля. Эта проблема обусловлена противоречием между общественной потребностью в творческой личности, способной решать практические задачи в своей профессиональной области с использованием современных компьютерных сред, и реальной практикой обучения информатике, формирующей специалистов, умеющих выполнять только ограниченный набор шаблонных действий на компьютере.

Мы исходим из того, что разработка теоретико-методических основ обучения студентов гуманитарных факультетов вузов автоматизированной обработке информации в среде электронных таблиц поможет решить задачу подготовки востребованного обществом специалиста.

Объектом исследования является процесс обучения информатике на гуманитарных факультетах высших учебных заведений.

Предметом исследовании стали содержание, структура, организационные формы и методы обучения студентов гуманитарных специальностей автоматизированной обработке информации в среде электронных таблиц в вузовском курсе информатики.

Цель исследования состоит в разработке эффективной методики обучения студентов гуманитарных специальностей высших учебных заведений автоматизированной обработке информации в среде электронных таблиц.

Гипотеза исследования: использование методики, основанной на разработанной с учетом современных достижений вузовской дидактики методической системе обучения автоматизированной обработке информации в среде электронных таблиц и на применении информационного моделирования для решения практических задач, способствует эффективной информационной подготовке будущих специалистов гуманитарного профиля, включающей в себя:

— устойчивую мотивацию к изучению электронных таблиц;

— высокий уровень усвоения теоретического материала;

— умение использовать информационное моделирование в среде электронных таблиц для решения нестандартных задач из социальной и профессиональной областей;

— умение самостоятельно осваивать новые возможности программных продуктов, адаптироваться к постоянно развивающемуся рынку программного обеспечения.

В соответствии с проблемой, целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

1. Выявить уровень подготовки выпускников средней школы, ориентирующихся на получение гуманитарных специальностей к информационному моделированию и автоматизированной обработке информации в среде электронных таблиц.

2. Определить требования к информационной подготовке специалистов гуманитарного профиля.

3. Разработать методическую систему обучения автоматизированной обработке информации в среде электронных таблиц на основе современных достижений вузовской дидактики.

4. Создать учебно-методический комплекс для обучения студентов гуманитарных факультетов вузов автоматизированной обработке информации в среде электронных таблиц, включающий в себя: комплект разноуровневых заданий, но освоению основных возможностей электронных таблиц, методические указания для преподавателей, методическое пособие для студентов.

5. Разработать комплекс информационных моделей, позволяющий организовать обобщающее повторение основных возможностей электронных таблиц, развивающий системное, логическое, критическое и алгоритмическое мышление учащихся.

6. Провести педагогический эксперимент с целью проверки эффективности предлагаемой методики.

Сформулированные задачи исследования обусловили выбор следующих методов:

— изучение и анализ научной литературы по философским, социальным, психолого-педагогическим проблемам, связанным с информатизацией общества, ее влиянием па личность и систему образования;

— изучение и анализ специальной литературы, но информатике, вычислительной технике, методике обучения информатике;

— изучение и анализ опыта преподавания электронных таблиц на различных факультетах вузов;

— экспериментальные методы (наблюдение, анкетирование, тестирование, беседы, интервьюирование, педагогический эксперимент);

— методы математической статистики для обработки данных эксперимента;

— метод информационного моделирования. Методологической основой исследования являются: философские основы информационной парадигмы, представления о деятельности как форме познания действительности и условия развития личности, системный подход, теория непрерывного образования. Теоретическую основу составляют:

— фундаментальные работы и современные исследования в области психологии Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, М. И. Махмутова, E.H. Кабановой-Миллер, М. А Холодной и др.;

— работы в области теории целостного педагогического процесса 10.К. Бабанского, В. П. Беспалько, В. В. Краевского, В. В. Лаптева, И. Я. Лерпера, Е. А. Семенко, Н. Ф. Талызиной, М. В. Швецкого и др.;

— работы в области информатизации образования Ю. С. Брановского, Я. А. Ваграмепко, С. Г. Григорьева, Е. П. Велихова, В. Г. Кинелева, A.A. Кузнецова, И. В. Роберт, Т. Л. Шапошниковой и др.;

— работы в области информатики и методики ее преподавания в средней общеобразовательной и высшей школах С. А. Бешенкова, А. Г. Гейна, А. П. Ершова, В. А. Каймина, A.A. Кузнецова, А. Г. Кушниренко, М. П. Лапчика, Г. В. Лебедева, Н. В. Макаровой, A.B. Могилёва, В. М. Монахова, H.H. Пака, IO.A. Первипа, И. Г. Семакипа, C.B. Симоновича, А. Н. Степанова, Е. К. Хеннера, Н. Д. Угриновича, Ю. А. Шафрина и др.;

— работы в области методики обучения информационному моделированию В. К. Белошапка, С. А. Бешенкова, А. Г. Гейна,.

H.B. Макаровой, Е. Л. Ракитиной, H.H. Самылкииой, И. Г. Семакииа, H.H. Суворовой, H.A. Юнермаи и др.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в следующем:

1) построена методическая система обучения автоматизированной обработке информации в среде электронных таблиц в курсе информатики гуманитарных факультетов высших учебных заведений, включающая в себя определение общих и диагностичных целей обучения, отбор содержания на основе дидактических принципов, выбор оптимальных методов, форм и средств обучения;

2)разработан новый комплекс учебных информационных моделей, позволяющий организовать эффективное обобщающее повторение основных возможностей электронных таблиц, повышающий мотивацию студентов к изучению учебного материала, способствующий развитию системного, логического и алгоритмического мышления учащихся, формирующий критическое отношение их к предоставляемой информации.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработаны и внедрены в учебный процесс:

— методика обучения студентов гуманитарных факультетов вузов автоматизированной обработке информации в среде электронных таблиц;

— учебпо-методическое пособие для студентов;

— методические указания для преподавателей.

Разработанные методическая система обучения, учебно-методические материалы и информационные модели могут найти применение на курсах повышения квалификации преподавателей вузов и учителей школ и быть использованы учителями информатики для проведения факультативных занятий или элективного курса в профильной школе.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечиваются опорой па достижения психолого-педагогической науки, согласованностью выводов с основными положениями современной концепции информатизации образования, позитивными результатами проведенного педагогического эксперимента.

На защиту выносится:

1. Методическая система обучения автоматизированной обработке информации в среде электронных таблиц в курсе ииформатики гуманитарных факультетов высших учебных заведений.

2. Комплекс учебных информационных моделей «Спорт +» для процессора электронных таблиц Microsoft Excel.

3. Учебно-методический комплекс для обучения студентов гуманитарных факультетов вузов автоматизированной обработке информации в среде электронных таблиц.

Апробация результатов исследования. О результатах исследования регулярно докладывалось на совместных семинарах кафедр информационных технологий и математических методов и моделей Института экономики, права и естественных специальностей (г. Краснодар), а также на семинарах кафедр прикладной математики и высшей алгебры и геометрии Кубанского госуниверситета. Основные положения работы докладывались на международных научных конференциях «55-е Герценовские чтения», «56-е Герценовские чтения» (Санкт-Петербург, 2002 и 2003 гг.) и на XII, XIII международных конференциях «Информационные технологии в образовании» (Москва, 2002 и 2003 гг.). Доклад «Система информационных моделей для MS Excel» на XII международной конференции «Информационные технологии в образовании» был отмечен дипломом Московского представительства фирмы Microsoft (см. приложение 8).

Разработанные методическая система обучения, комплекс учебно-методических материалов и учебные информационные модели внедрены в курс информатики на юридическом, переводческом факультетах и факультете востоковедения Института экономики, права и естественных специальностей (г. Краснодар), а также в курсы повышения квалификации преподавателей высшей школы и учителей информатики Краснодарского края, проводимые Институтом переподготовки и повышения квалификации специалистов Кубанского госуниверситета и Краснодарским краевым институтом дополнительного профессионального педагогического образования.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и 8 приложений.

Выводы к главе 2.

1. Обучение студентов гуманитарных специальностей автоматизированной обработке информации в среде электронных таблиц целесообразно проводить на примерах решения задач из практической деятельности человека в профессиональной и социальной областях, что обеспечивает деятельностный подход в обучении.

2. Эффективным методом решения таких задач является метод информационного моделирования, применение которого позволяет осуществлять проблемный подход в обучении. В разделе 2.1 данной главы приведена методика формирования основных понятий, опирающаяся на применение проблемного и деятельностного подходов в обучении.

3. К достоинствам обучения на основе построения информационных моделей относятся:

— удобство проведения дифференцированного обучения в одной студенческой группе;

— воспитание у студентов критического отношения к представленной организации данных: нужно уметь не только реализовывать предложенную модель, но и предлагать свои варианты моделей и отбирать из них лучшие.

— приобретение учащимися навыков самостоятельной творческой работы с информацией;

— формирование у студентов таких общеучебных навыков, как умение находить необходимую информацию, используя для этого телекоммуникационные сети, а также преобразовывать ее с целыо последующего анализа;

— дальнейшее развитие системного, логического и алгоритмического мышления студентов.

4. Представленный в разделе 2.2.1 данной главы комплекс учебных информационных моделей для обучения автоматизированной обработке информации в среде электронных таблиц вызывает большой интерес у студентов-гуманитариев и способствует:

— систематизации знаний по данному разделу;

— организации обобщающего повторения основных возможностей электронных таблиц;

— формированию алгоритмического и системного мышления;

— развитию умений организовывать процесс решения поставленной задачи, используя для этого различные средства программы MS Excel.

5. Подготовка студентов к жизни в информационном обществе требует воспитания у них критического отношения к предоставляемой информации и обучения структурированию вторичных данных. Эти вопросы были рассмотрены в разделе 2.3.

6. Результаты проведенного экспериментального исследования позволяют подтвердить предположения, высказанные в гипотезе и свидетельствуют об эффективности предложенной методики обучения студентов гуманитарных факультетов высших учебных заведений автоматизированной обработке информации средствами электронных таблиц.

Заключение

.

В диссертации решены поставленные задачи и достигнута цель исследовании: разработана эффективная методика обучения студентов гуманитарных специальностей высших учебных заведений автоматизированной обработке информации в среде электронных таблиц.

Получены следующие основные результаты:

1. Выявлены уровень подготовки выпускников средней школы, ориентирующихся на получение гуманитарных специальностей, по темам «Информационное моделирование» и «Электронные таблицы» и требования к информационной подготовке выпускников высших учебных заведений гуманитарных направлений.

2. Обоснована необходимость разработки эффективной методики обучения студентов гуманитарных факультетов автоматизированной обработке информации в среде электронных таблиц.

3. На основе последних достижений педагогической науки разработана методическая система обучения автоматизированной обработке информации в среде электронных таблиц (определены общие и диагностичные цели обучения, обоснован отбор содержания^ предложены методы, формы и средства обучения).

4. Предложена методика формирования основных понятий, используемых при работе с электронными таблицами.

5. Обосновано применение метода информационного моделирования как фундаментального фактора обучения студентов гуманитарных факультетов вузов автоматизированной обработке информации в среде электронных таблиц.

6. Подготовлен учебно-методический комплекс, обеспечивающий эффективную организацию познавательной деятельности обучаемых в ходе учебного процесса (учебное пособие для студентов, методические рекомендации для преподавателей, ряд электронных материалов к сборнику практических заданий).

7. Разработан новый комплекс учебных информационных моделей «Спорт +» в среде электронных таблиц Microsoft Excel для организации обобщающего повторения наиболее сложных тем раздела, таких как проектирование электронных таблиц, форматы данных, функции различных категорий, анализ данных, фильтрация данных, функции баз данных, структурирование первичных и вторичных данных, макропрограммирование. К достоинствам разработанных моделей относится так же наличие четко выраженных доминирующих функций, направленных па развитие системного, логического и алгоритмического мышления учащихся.

8. Выявлены приемы использования информационных моделей для повышения мотивации обучения студентов автоматизированным информационным технологиям и развития творческого потенциала личности обучаемых.

9. Разработан ряд минизадапий и тестов для контроля усвоения учебного материала.

10.Экспериментально проверена эффективность предлагаемой методики обучения.

11.Разработанная методическая система обучения электронным таблицам студентов гуманитарных факультетов вузов нашла свое применение в различных высших учебных заведениях г. Краснодара, а также в курсах повышения квалификации преподавателей высшей школы и учителей информатики Краснодарского края, проводимых Институтом переподготовки и повышения квалификации специалистов Кубанского госуниверситета и Краснодарским краевым институтом дополнительного профессионального педагогического образования.

В качестве перспективы дальнейших исследований по рассмотренной теме может служить разработка и классификация учебных информационных моделей на основе совместного использования процессора электронных таблиц и других компьютерных приложений, используемых в своей профессиональной деятельности гуманитариями.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Т.Д. Моделирование в познавательной деятельности школьника в условиях компьютеризированного обучения. Дис. па соиск. учен. степ, к.п.и.: (13.00.02, информатика) / РГПУ им. А. И. Герцена. СПб., 1993.
  2. Н.С. Психолого-педагогические аспекты использования интернет-технологий в образовании/ Н. С. Анисимов, И. Г. Сидоркина // Информатика и образование. 2002. — № 9. — С. 46−50.
  3. С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе. М.- Высшая школа, 1974. — 384 с.
  4. Ю.К. Избранные педагогические труды/ Сост. М. Ю. Бабанский -М.: Педагогика, 1989. 506 с.
  5. Ю.К. Оптимизация процесса обучения: общедидактический аспект. -М.: 1977.
  6. A.B. Тестирование. М.- Наука, 1999. — С. 41 -71.
  7. В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). М.: Изд-во Моск. психолого-социального института- Воронеж: Изд-во НТО «МОДЕК», 2002. — 352 с.
  8. В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М., 1995.
  9. В.П. Теория учебника. М.- Педагогика, 1988. — 160 с.
  10. С.А. Информатика. Систематический курс. Учебник для 10-го класса/ С. А. Бешенков, Е. А. Ракитина. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.-432 е.: ил.
  11. С.А. Моделирование и формализация: Методическое пособие/ С. А. Бешенков, Е. А. Ракитина. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2002. -334 с.
  12. М.С. Дидактические возможности контроля осознанности усвоения знаний. М., 1981.
  13. В.И. Педагогическая технология: эволюция понятия// Сов. педагогика. 1991- № 9.
  14. Г. Л. Новые технологии обучения: вопросы терминологии/ Г. Л .Бордовский, В. А. Извозчиков // Педагогика. 1993.-№ 5.
  15. М.Г. Математическое моделирование в школьном курсе информатики//Информатика и образование. 1999. -№ 7.-С. 13- 17.
  16. Ю.С. Введение в педагогическую информатику: Учебное пособие для студентов нефизико-математических специальностей педвузов.- Ставрополь: СГПУ, 1995. 206 с.
  17. Ю.С., Шапошникова Т. Л. Информационные инновационные технологии в профессиональном образовании: Учеб. Пособие / Кубан. гос. технол. ун-т. Краснодар: Изд-во КубГТУ, 2001.-415 с.
  18. В.А. Методики и технологии образования. Рига, 1994.
  19. С.А. Методические приемы в преподавании информатики // Информатика и образование. 2000. — № 3. — С. 11−18.
  20. Ю.В. Компьютерные технологии вычислений в математическом моделировании: Учебное пособие/ Ю. В. Васильков, Н. Н. Василькова. М.: Финансы и статистика, 1999. — 256 с.
  21. А.А. Активное обучение в высшей школе: Контекстный подход.- М.: Высшая школа, 1991.- 208 с.
  22. А.А. Контекстное обучение: формирование мотивации/ А. Вербицкий, В. Кругликов // Высшее образование в России. 1998. — № 1. -С. 101 — 107.
  23. Е.Г., Патрушииа С. М., Савельева Н. Г. Тесты по информатике (500 вопросов). Ростов-па Дону: Издательский центр «МарТ», 2002. 144 с.
  24. X. Высшее образование должно соответствовать меняющемуся миру // Перспективы. 1999. — № 3. — С. 29 — 46.
  25. Ю.Г. Диссертация: Подготовка, защита, оформление: Практическое пособие / Под ред. Н. И. Загузова. М.: Гардарики, 2002.- 160с.
  26. И.В. Компьютерное обучение на основе гуманистического подхода. Дис. на соиск. учен. степ, к.п.н.: (13.00.02, информатика) / РГПУ им. А. И. Герцена. СПб., 1997. — 128 с.
  27. Временное положение о сертификации качества педагогических тестовых материалов, используемых для оценки знаний обучающихся в образовательных учреждениях Российской Федерации // Бюллетень Министерства образования РФ. 2000. — № 8. — С. 50 — 53.
  28. П.Я. Введение в психологию. М., 1976.
  29. П.Я. Методы обучения и умственного развития ребенка. М., 1985.
  30. П.Я. Основные результаты исследования по проблеме «Формирование умственных действий и понятий». М., 1965.
  31. И.В. Применение количественных методов в современных педагогических исследованиях / Наука и образование. Ростов, 2002. — № 2. -С. 38−41.
  32. А.Г. Информатика: Учеб. для 8−9 кл. шк. с углуб. изуч. информатики. / А. Г. Гейн, А. И. Сенокосов. М.: Просвещение, 1995.-255 с.
  33. А.Г. Информатика: Кн. для учителя: Метод, рекомендации к учебн. 10−11кл. / А. Г. Гейн, H.A. Юнерман. М.: Просвещение, 2001. — 207 с.: ил. -ISBN 5−09−9 771−2.
  34. С.И. Метод проектов в развивающем обучении информатике. Дис. на соиск. учен. степ, к.п.н.: (13.00.02, информатика) РГПУ им. А. И. Герцена. СПб., 1995.
  35. O.A. Статистические методы психолого-педагогических исследований: Учебное пособие. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2002.-c.48- ил.
  36. М.Т. Педагогические основы образования взрослых М.: изд-во Московской сельскохозяйственной академии им. Тимирязева, 1993.- 164с.
  37. B.B. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986. -240 с.
  38. C.B. Методика обучения информатике учащихся вузов // Информатика и образование. 2000. — № 4. — С. 94 — 96.
  39. А.Н. Развитие образования в современном мире. М.- Владос, 1999.-200 с.
  40. В.Г. Об опыте обучения по индивидуальным траекториям/
  41. B.Г. Домрачев, И. В. Ретинская //Дистанционное образование. 1999. -№ 4.-С. 27.
  42. Н.В. Структуризация знаний и технология разработки компьютерных мастер-тестов // Дистанционное образование. 1999. -№ 1.-С. 18−21.
  43. О.Б., Крупич В. И. Учить школьников учиться математике: Формирование приемов учеб. деятельности: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1990. — 128 с.
  44. А.П. Компьютеризация школы и математическое образование // Математика в школе. 1989. -№ 1.
  45. О.В., Шафрин Ю. А. Практическое руководство по компьютерной технологии. Методическое пособие. M.: ABF, 1997, 432 с.
  46. А.П. Толковый словарь по вычислительной технике и программированию. Основные термины: около 3000 терминов/ А. П. Заморин, A.C. Марков-М.: Рус.яз., 1988.-221 с.
  47. Занков J1.B. Избранные педагогические труды. М., 1990.
  48. Г. От педагогической парадигмы к образовательной // Высшее образование в России. -2000, -№ 1. -С. 64 69.
  49. Информатика для студентов гуманитарных специальностей. 3-е изд. / A. I1. Степанов. СПб.: Питер, 2002. — 608 е.: ил.
  50. Информатика для юристов и экономистов: Учебник для вузов / Под ред.
  51. C.B. Симоновича-СПб.: Питер, 2001.-688 с.
  52. Информатика. Тестовые задания: Методическое пособие/ A.A. Кузнецов,
  53. B.И. Пугач, Т. В. Добудько, Н. В. Матвеева М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2002.-496 с.
  54. Информатика: 9 кл./ Под ред. Н. В. Макаровой. СПб.: Питер, 2000.
  55. Информатика: Задачник-практикум: В 2 т. / Под ред. И. Г. Семакина, Е. К. Хеннера. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 1999.
  56. Информатика: Учебное пособие для студентов пед. вузов / A.B. Могилев, Н. И. Пак, Е. К. Хеннер / Под ред. Е. К. Хеннера. М.: Академия, 1999. — 816с.
  57. Информационная культура: Информационные модели: Класс 10: Учебное пособие для общеобразоват. учеб. заведений /Под ред. А. Г. Кушпиренко, М. Г. Эпиктетова. М.: Дрофа, 1995. — 56 е.: ил.
  58. Информационные технологии для будущих экономистов / В. Тихомиров, Ю. Рубин, В. Самойлов, К. Шевченко // Высшее образование в России. -1999.-№ 1.-С. 113−116.
  59. Г. С. Методические аспекты подготовки учителя информатики // Информатика и образование. 1998. -№ 3. — С. 40 — 43.
  60. В.М. Информация: понятие, виды, получение, измерение и проблема обучения // Информатика и образование. 2000. — № 4.1. C. 12−22.
  61. С.Д. Информационная культура в контексте общей теории культуры личности// Педагогическая информатика. — 2000. — № 2. — С.41 -55.
  62. В.Г. Для решения проблем современного образования необходимо объединить возможности мирового сообщества // Информатика и образование. 2003. — № 2 — С. 2−7.
  63. Е.В. Построение методической системы обучения разделу «Новые информационные технологии». Дис. на соиск. учен. степ, к.п.н.: (13.00.02, информатика) / РГПУ им. А. И. Герцена. СПб., 1999. — 135 с.
  64. Е.А. Сущность и содержание формирования информационно-компьютерной готовности будущих специалистов // Материалы научнопрактической конференции Челяб. гос. ун-та. Часть II / Под общ. ред. С. Е. Матушкина. Челябинск, 2001. — 95 с.
  65. Л.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. СПб.: КАРО, 2002. — 368 с.
  66. К.К. О структуре и содержании образовательной области «Информатика»// Информатика и образование. 2000. — № 10. -С. 5−9.
  67. Я.А. Великая дидактика// Избранные педагогические сочинения. -М&bdquo- 1955.
  68. Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ./ Общ. ред. и вступ. ст. Е. М. Пеньковой. М.: Прогресс, 1990. — 736 с.
  69. А.Ю. Педагогические мультимедийные мастер-шаблоны в среде Microsoft Office 97/ А. Ю. Кравцова, В. Г. Мануйлов // Информатика и образование. 1999. -№ 5.-С. 77−79.
  70. В.В. Дидактические основы определения содержания учебника/ В. В. Краевский, И. Я. Лернер // Проблемы школьного учебника. М., 1983. -Вып. 8.- 143 с.
  71. Краткий курс практической информатики в вопросах и ответах: Учебное пособие/ II.В. Бабич, Е. С. Лось, С. В. Юнов, Н. Н. Юнова Краснодар, 2002. -60 с.
  72. К.Г. Методология проектирования, оценки качества и применения средств информационных технологий обучения. Моногр. М., 2001.-244 с.
  73. К.Г. Система задач в проектировании содержания обучающих программ // Информатика и образование. 2002. — № 9. — С. 78−80.
  74. Э.В. Определение основных целей обучения и обеспечение их своевременного достижения: Автореф. канд. дис- Тарту, 1987.
  75. Е.П. Дифференциация обучения информатике на основе программно-методического комплекса задач. Дис. на соиск. учен. степ, к.п.н.: (13.00.02, информатика) / РГПУ им. А. И. Герцена. СПб., 1993.- 143 с.
  76. А.Л. Школьная информатика: что дальше? // Информатика и образование. 1998. — № 2. — С. 14−16.
  77. Л.Г. 12 лекций о том, для чего нужен школьный курс информатики и как его преподавать/ Л. Г. Кушниренко, Г. В. Лебедев М.: Лаборатория базовых знаний, 2000. — 461 с.
  78. А.Г. Основы информатики и вычислительной техники: Пробный учебник для средних учебных заведений/ А. Г. Кушниренко, Г. В. Лебедев, P.A. Сворень М.: Просвещение, 1991.- 224 с.
  79. Лавренов С.М. Excel: Сборник примеров и задач. М.: Финансы и статистика, 2002. — 336 е.: ил. — (Диалог с компьютером).
  80. В.В. Методическая система фундаментальной подготовки в области информатики: Теория и практика мпогоуровнего университетского образования/В.В. Лаптев, М. В. Швецкий СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 2000. — 506 с.
  81. М.Р. О преподавании курса информатики в общеобразовательной школе в 2000/2001 учебном году //Информатика. Приложение к газете «Первое сентября». 2000. — № 19.
  82. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.-186 с.
  83. В. Подготовка выпускников школ в области компыоторики // Информатика и образование. — 1999. -№ 7. С. 91 — 95.
  84. В.В. Информатизация методической системы обучения как средство реализации единства образовательной и кадровой политики // Информатика и образование.-2002.-№ 9.-С. 104- 105.
  85. В.В. Социальный заказ па подготовку специалиста на основе информатизации методической системы обучения // Информатика и образование. 2002.-№ 10.-С. 7−13.
  86. B.C., Агамирзян И. Р. Программы поддержки высшего образования со стороны корпорации Microsoft/ B.C. Люцарев, И. Р. Агамирзян // Телематика 2000. Междун. науч.-метод. копф. 29 мая 1 июня 2000 г. -СПб, 2000.-С. 41, 42.
  87. M. Додж, К. Кината, К. Стинсон, The Cobb Group. Эффективная работа с Microsoft Excel 7.0 для Windows 95. СПб.: Питер, 1997. — 1040 с.
  88. В.П. Программно-методическое обеспечение для контроля знаний учащихся // Педагогические и информационные технологии в образовании -№ 1.
  89. Н.В. Системно-информационная концепция курса школьной информатики // Информатика и образование. 2002. — № 8. — С. 2−8.
  90. Э.Г. Автоматизированная обратная связь как средство совершенствования процесса обучения /Под ред. А. А. Кирсанова. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1989. — 184 с.
  91. Г. У. Проектирование педагогических тестов для контроля знаний // Информатика и образование. — 2000. № 6. -С.7−11.
  92. М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. М.: Педагогика, 1975.-308 с.
  93. Е.И. Компьютеризация обучения: проблемы и перспективы. М., 1986.
  94. Е.И. Психологические основы управления учебной деятельностью. -М., 1987.
  95. Методика преподавания информатики: Учеб. пособие для студ. пед. вузов / М. П. Лапчик, И. Г. Семакии, Е. К. Хеппер. Под общей ред. М. П. Лапчика. -М.: Издательский центр «Академия», 2001. 624 с.
  96. А.В. К концепции обучения информатике в 12-летней школе // Педагогическая информатика. 2000. — № 4. — С. 3 — 8.
  97. Н.В. Дидактические принципы формирования образовательной профессионально-ориентированной среды подготовки специалистов информационного бизнеса // Информатика и образование. 2002. — № 12. -С. 69.
  98. Г. В. Анализ условий эффективного использования видеолекций в учебном процессе СГУ/ Г. В. Молчанова, И. А. Крутий // Труды СГУ. М., 1999. — Вып. 10.-С. 38−43.
  99. Ю.М. Введение в теорию моделирования и параметризации педагогических тестов/ Ю. М. Нейман, В. Л. Хлебников М.: Прометей, 2000.- 168 с.
  100. О. Проблема формирования мотивации в учебной деятельности. -Internet: http://www.athens.kiev.ua/acadeiny/index.htm.
  101. Н., Альбрехт Р. Электронные таблицы Excel 5.0 для квалифицированных пользователей: Практ. пособ. / Пер. с нем. М.: ЭКОМ., 1995.-304 е.: ил.
  102. Ю1.0конь В. Введение в общую дидактику. М., 1990 — Гл. 1У. 4. Таксономии целей обучения. — С. 83−91.
  103. Основы информатики и вычислительной техники: Проб. учеб. для 10−11 кл. сред. шк. /В.А. Каймин, А. Г. Щеголев, Е. А. Ерохина, Д. П. Федюшин. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1990. — 272с.
  104. Пак H.H. Компьютерная диагностика знаний в системах дистанционного образования/ H.H. Пак, АЛ. Симонова // Дистанционное образование. -2000.-№ 2.-С. 17−21.
  105. Пак H.H. Методика составления тестовых заданий/ H.H. Пак, АЛ. Симонова // Информатика и образование. 1998. — № 5. -С. 27−32.
  106. Ю5.Г1альчевский Б.В. Учебно-методический комплекс средств обучения/ Б. В. Пальчевский, JI.M. Фридман // Сов. педагогика. 1991.-№ 6.
  107. Юб.Пахомова НЛО. Проблемный метод на уроках информатики // Информатика и образование. 1994. — № 6. — С. 54 — 65.
  108. Перечень учебников и пособий по информатике, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации на 2000/2001 учебный год // Информатика. Приложение к газете «Первое сентября». 2000. — № 19.
  109. Ю8.Плеухова Л. Ф. Компьютерные системы заданий/ Л. Ф. Плеухова, IO.К. Ситников // Информатика и образование. -1999. № 2. -С. 39−41.
  110. Ю9.Подрейко A.M. Дидактические условия становления и развития компьютерной готовности у студентов. Автореферат дис. па соиск. уч. степ, к.п.н.: (13.00.01)-Калининград, 1996.- 14 с.
  111. Практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений / Н. Д. Угринович, JI.JI. Босова, Н. И. Михайлова. М.: Бином. Лаборатория Знаний, 2002. -400 е.: ил.
  112. Преподавание курса «Информатика и информационные технологии»: Методическое пособие для учителей / Н. Д. Угринович, В. В. Морозов, В. М. Нечаев. М.: Бином. Лаборатория Знаний, 2002. — 168 с.
  113. Примерная программа дисциплины «Информатика» для направлений 521 100 Социальная работа, 521 200 — Социология и т. д. / Составители В. В. Евдокимов, Ю. И. Юкелис — М.: Изд-во Моск. психолого-социальиого института, 2000. — 11 с.
  114. Примерная программа по информатике для XI XII классов общеобразовательной школы / A.A. Кузнецов, С. А. Бешенков, Н. Д. Угринович, М. С. Цветкова // Информатика и образование. — 2002. — № 8 -С. 14−18.
  115. Программы общеобразовательных учреждений. Информатика / Составители A.A. Кузнецов, JI.E. Самовольнова. М.: Просвещение, 2001.
  116. A.M. Методическая система обучения геометрии в начальной школе. Авт. доклад по монографии «Методика обучения геометрии в начальных классах», предст. на соиск. уч. степ. докт. пед. наук. М., 1975.
  117. А.И. Философия компьютерной революции. М.: Политиздат, 1991.— 287 с.
  118. И.В. О понятийном аппарате информатизации образования // Информатика и образование. 2003. — №№ 1, 2.
  119. И.В. О понятийном аппарате информатизации образования // Информатика и образование. 2002. -№ 12. — С. 2 — 6.
  120. A.B. Методика преподавания раздела «Математическое моделирование и организация вычислительного эксперимента». Дис. на соиск. учен. степ, к.п.н.: (13.00.02, информатика) / РГПУ им. А. И. Герцена. -СПб., 1998.- 127 с.
  121. Н.В. Методика преподавания раздела «Базы данных» в курсе информатики педагогического вуза. Дис. на соиск. учен. степ, к.п.н.: (13.00.02, информатика) /РГПУ им. А. И. Герцена. -СПб., 1995.- 143 с.
  122. Э.Р. Освоение педагогическим сообществом новых педагогических технологий// Ученые записки ООИУУ. Серия: Новые грани образования. Т. 1.-Оренбург, 1995.
  123. H.H. Методика преподавания содержательной линии «Моделирование и формализация» // Информатика и образование. 2003. -№ 2.-С. 25−31.
  124. H.H. Построение тестовых заданий по информатике: Методическое пособие / H.H. Самылкипа. М.: Бином Лаборатория знаний, 2003.- 176 е.: ил.
  125. Г. И. Общая методика преподавания математики: Учеб. пособие для студентов мат. спец. пед. вузов и университетов. Саранск: Тип. «Крас. Okt.», 1999.-208 с.
  126. С.П. Компьютерная технология подготовки и проведения учебных занятий. Дне. па соиск. учен. степ, к.п.н.: (13.00.01) Краснодар, 1999. -176 с.
  127. И.Г. Базовый курс информатики в системе непрерывного образования // Информатика и образование. 2002. — № 9. — С. 3−6.
  128. И.Г., Вараксин Г. С. Структурированный конспект базового курса информатики. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2000.
  129. И.Г., ШеипаТ.Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе. Методическое пособие/ И. Г. Семакин, Т. Ю. Шеипа М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001. — 496 е.: ил.
  130. Е.А. Обобщающее повторение в курсе математики основной школы // Проблемы теории и практики обучения математике: сборник научных работ, представленных на 55-е Герценовские чтения / Под ред. В. В. Орлова. СПб, 2002. С. 82−84.
  131. Е.А. Организация обобщающего повторения в средней школе // Проблемы теории и практики обучения математике: сборник научных работ, представленных па 54-е Герценовские чтения / Под ред. В. В. Орлова. СПб, 2001. С. 88−90.
  132. М.Н. Совершенствование процесса обучения, М., 1971
  133. И.А. Информационные технологии и образование. -Internet: http://vvvwv.informika.ru /text/inftech/listpubl.html.
  134. Столяренко J1.Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону: «Феникс», — 1997. -733 с.
  135. Н.И. Информационное моделирование. Величины, объекты, алгоритмы. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2002. — 128с.: ил.
  136. Сэвидж Д. BETT' 2000: новые горизонты образования // Информатика и образование. 2000. — № 6. — С. 74, 75.
  137. Н.Ф. Компьютеризация и программированное обучение // Вопросы психологии. 1986.-№ 6.
  138. И.Ф. Пути разработки профиля специалиста/ Н. Ф. Талызина, Н. Г. Печенюк, Л. Б. Хихловский Саратов: Саратовский университет, 1987. — 176 с.
  139. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. — М.: МГУ,? 984. -344 с.
  140. Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. М., 1983.
  141. Теоретические основы содержания общего среднего образования / Под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. М.: Педагогика, 1983. — 352 с.
  142. Л.Б. Дидактическая система принципов обучения на основе информационных технологий в ВУЗах МВД России // Информатика и образование. 2002. — № 9. — С. 113−115.
  143. А.Ю. Три стратегии развития курса информатики // Информатика и образование. 2000. — № 2. — С. 27 — 34.
  144. Н.Д. Учебный программно-методический комплекс по курсу «Информатика и информационные технологии» // Информатика и образование. 2002. — № 10. — С. 31−34.
  145. Федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной информационной среды (2001−2005 годы)».
  146. А.Я. Об уточнении понятия «информатизация»/ А. Я. Фридланд, Л. С. Ханамирова // Педагогическая информатика. 2000. — № 4. — С. 35−45.
  147. И.Ф. Педагогика. М., 1990.
  148. И. и др. Microsoft Office 97: Практический курс для начинающего пользователя. М.: ЦИНО Общества «ЗНАНИЕ» России, 1998. — 253 с. ил.
  149. Г. О. О построении шкалы оценок в системах тестирования // Высшее образование в России. 1996. — № 1. — С. 122−125.
  150. М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов. Учебн. пособие М.- Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов МО РФ, 2001. — 406 с.
  151. В.И. Компьютерные технологии обучения проблемы классификации // Educational Technology & Society — 2000. — № 3(4). — С. 180 — 182.
  152. Т.П. Моделирование и элементы системологии // Информатика. Приложение к газете «Первое сентября». 2000. -№ 10- 13.
  153. Т.И. Активизация учения школьников. М., 1982.
  154. Шапошникова TJL, Колесников И. Г., Уртенов М. Х. Использование средств мультимедиа при защите курсовых и дипломных работ: Учеб. пособие/ Кубан. гос. техпол. ун-т, Кубан. гос. агр. ун-т, Кубан. гос. ун-т. Краснодар, 1999.- 112 с.
  155. Ю.А. Основы компьютерной технологии. М.: ABF, 1996,560 с.
  156. В.Ф. Информационные технологии обучения // Информатика и образование. 1998.-№ 24. — С. 5 — 13.
  157. С.В. Практикум по основам информационных технологий/ С. П. Седых, С. В. Юнов Краснодар, 2001. — 72 с. 161.10новС.В. Интернет. Краснодар: Советская Кубань, 1999.-32 с.
  158. H.H. Обучение процессору электронных таблиц MS Excel на младших курсах высших учебных заведений: Методические указания. -Краснодар, 2003. 36 с.
  159. H.H. Программирование без программирования в среде MS Excel/ H.H. Юнова, C.B. Юнов// Информатика и образование. -2003. -№ 11. С. 712.
  160. H.H. Система информационных моделей для MS Excel/ H.H. Юиова, C.B. Юнов // Сбориик трудов, представленных на XII Международную конференцию выставку «Информационные технологии в образовании». Часть II. — М.: МИФИ, 2002. — С. 135.
  161. H.H. Учебные информационные модели для MS Excel/ H.H. Юиова, C.B. Юнов// Информатика и образование. 2003. — № 2. — С. 61 -65.
  162. H.H. Функции баз данных MS Excel 97: работа в режиме реального времени/ H.H. Юнова, C.B. Юнов// Информатика и образование. 2003. -№ 12.-С. 56−62.
  163. Barker Ph. Using Intranets to support teaching and learning // Innovations in education and training international. L. 1999. — Vol.36. — № 1. — P. 3 — 10.
  164. Ben-Jacob M., Levin D., Ben-Jacob T. Learning Environment in XXI // International Journal of Education Telecommunications. 2000. — V.6. — JST"3. -P. 201−213.
  165. Bloom D.S. Taxonomy of Educational Objectives// Handbook 1: Cognitive Domain. Harlow. 1956.
  166. McDougall A. The computer as a part of educational environment: A review of the research//Australian Journal of Education. 1975. — V. 19. — N 2.
  167. Tannenbaum R. Education or training. Reflections of a life in computing// Educom Review. January — February. — 1999. — Internet: //www.educause.edu/ ir/ library/ html/ erm991 l.html.
Заполнить форму текущей работой