Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Гуманистические принципы и методика их реализации в системе профессиональной подготовки учителя музыки

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В настоящее время проблема гуманизации школьного образования продолжает активно разрабатываться. Обсуждаются её социально-педагогические аспекты (Е. Б. Попов). Рассматриваются тенденции развития гуманистически ориентированных педагогических технологий (С. Г. Пестриков). Поднимаются вопросы о формах организации учебно-воспитательного процесса современной общеобразовательной школы на принципе… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I.
  • ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ % ГУМАНИЗАЦИИ ШКОЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
    • 1. 1. Педагогическая наука о гуманистическом подходе к ребёнку и гуманизация образования
    • 1. 2. Возможности осуществления гуманизации школьного образования в современных условиях по результатам констатирующего эксперимента)
    • 1. 3. Школьные программы по музыке и требования гуманизации образования
  • Выводы по главе
  • Глава. ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПОВ ГУМАННОЙ ПЕДАГОГИКИ ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ
    • 2. 1. Гуманистический потенциал учителя музыки и его формирование в стенах вуза
    • 2. 2. Методическая подготовка студентов-музыкантов к реализации принципов гуманной педагогики на основе системы заданий)
  • Выводы по главе 2
  • Глава. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ СПЕЦКУРСА «МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПОВ ГУМАННОЙ ПЕДАГОГИКИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ»
  • Выводы по главе 3

Гуманистические принципы и методика их реализации в системе профессиональной подготовки учителя музыки (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проблема гуманизации образования находится в центре внимания современных педагогических исследований довольно длительное времяуже несколько десятилетий. Достаточно часто термины «гуманизация», «гуманная педагогика», «гуманистические отношения» и т. п. встречаются на страницах научных публикаций. За прошедшие годы накоплен немалый теоретический и практический педагогический опыт. Так, например, сегодня ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что названная проблема носит глобальный всеобъемлющий характер и касается всех сфер образовательной системы, включая государственную политику и управление образованием. Однако, наиболее ценным и привлекательным с научной точки зрения, несомненно, является педагогический опыт в области гуманизации школьного образования. Собственно, именно это направление и послужило благодатной почвой для нового всплеска в развитии идей гуманной педагогики во второй половине XX столетия.

Началом появления свежей гуманистической волны в школьной педагогике справедливо можно считать возникновение в 1980;е гг. движения учителей-новаторов (Ш. А. Амонашвили, И. П. Волков, Е. И. Ильин, В. А. Караковский, В. Ш. Шаталов, М. П. Щетинин и др.). Выработанная ими концепция педагогики сотрудничества чётко формулирует основные принципы гуманной педагогики, ставшие незаменимым руководством для развития идеи гуманизации образования.

Необходимо отметить, что термин «гуманная педагогика», распространившийся приблизительно в это же время, получил право на существование, прежде всего, в качестве противовеса понятию «авторитарная педагогика». Недостатки и слабые места последней делались более очевидными на фоне рождавшихся новых оригинальных систем обучения. Вероятно, сам термин «гуманная педагогика», на первый взгляд кажущийся несколько искусственным (так как педагогика по сути своей просто не должна быть иной), будет иметь место в научных кругах до тех пор, пока есть в нём необходимость.

В настоящее время проблема гуманизации школьного образования продолжает активно разрабатываться. Обсуждаются её социально-педагогические аспекты (Е. Б. Попов). Рассматриваются тенденции развития гуманистически ориентированных педагогических технологий (С. Г. Пестриков). Поднимаются вопросы о формах организации учебно-воспитательного процесса современной общеобразовательной школы на принципе гуманизма (М. А. Молчанова, Н. Б. Пугачёва). Ведутся поиски средств гуманизации учебно-воспитательного процесса, в частности, таковым называется проблемное обучение (Н. М. Новичкова). Отдельно изучаются особенности осуществления гуманизации в области воспитания школьников (А. X. Галина, Н. А. Гусева, Н. Д. Соколова). В рамках данного направления исследуются педагогические условия развития гуманистической направленности личности учащихся (О. В. Авраменко, Т. О. Вдо-вина, М. А. Дьячкова). Затрагивается проблема гуманизации дидактических отношений учителя со школьниками (Е. Н. Мананикова), Уточняется зависимость между гуманизацией учебно-воспитательного процесса и инновациями в образовательной системе (В. Ю. Гармаш, М. Г. Иванов, Л. Г. Кожевникова) и др.

С проблемой гуманизации школьного образования тесно связана проблема гуманизации преподавания учебных дисциплин, предусматривающая радикальные изменения их содержания и методической части в сторону гуманистического подхода к обучению детей. В связи с этим, неизбежно поднимается вопрос о профессиональной подготовке будущих учителей в свете названного процесса.

За последние годы в данном направлении также проведено достаточно большое количество исследований. Так, рассматриваются понятия профессиональной готовности студентов к реализации принципов гуманной педагогики и их гуманистической направленности (В. П. Бездухов, Л. Ф. Губарева), Изучаются условия становления гуманной педагогической позиции и развития профессиональных ценностей будущего учителя (Л. В. Занина, 3. А. Кокарева), Обсуждается влияние методической работы на подготовку учителей в указанной области (И. В, Никишина). Поднимается вопрос о профессиональной компетентности учителя в процессе гуманизации и демократизации школы (Н. Е. Костилева). Затрагивается проблема формирования индивидуального имиджа педагога как средства реализации гуманистической концепции образования (В. Н. Черепанова) и др.

Уточним, что среди перечисленных выше работ присутствуют исследования как общепедагогического, так и узко специального характера. Первая группа в количественном отношении представлена более весомо, тогда как второй, судя по всему, ещё предстоит расшириться в ближайшее время. Изучение указанных источников и другой психолого-педагогической литературы показало, что на сегодняшний день разработана основательная теоретическая база проблемы гуманизации школьного образования, методическое же её отражение, а именно, конкретизация методов, способов, приёмов гуманизации преподавания учебных дисциплин, к сожалению, имеет серьёзные пробелы. Видимо, именно данное направление и будет находиться в центре научного внимания в обозримом будущем, поскольку в этом, как показывает школьная практика, назрела существенная необходимость.

Следуя изложенному, в силу интересующей нас специальности, в настоящем диссертационной работе рассматривается проблема гуманизации преподавания школьной дисциплины «Музыка». Под гуманизацией преподавания музыки мы понимаем внедрение теоретического и методического опыта гуманистического подхода к обучению школьников, накопленного общей и музыкальной педагогикой, в практику работы учителей музыки. В рамках поставленной проблемы происходит обращение к вопросам формирования личности будущего педагога-музыканта (его ценностные ориентации, специально-предметная профессиональная подготовка) и использования инструментальных возможностей музыкального образования в решении задач процесса гуманизации.

Несмотря на то, что идеи гуманистического подхода к обучению имели место на протяжении всего периода существования музыкально-педагогической науки (Б. J1. Яворский, Б. В. Асафьев, Д. Б. Кабалевский и др.), для комплексной реализации процесса гуманизации школьного музыкального образования до сих пор не хватало соответствующего внимания. Возможно, сложившаяся ситуация во многом была обусловлена довольно распространённым мнением о достаточности факта гуманного начала главного воспитательного средства — музыкального искусства. Однако, многолетние исследования в области гуманизации образования показали, что без корректировки содержания и, что очень важно, без методического обеспечения данная проблема не будет решена.

Было бы несправедливо думать, что в развитии идеи гуманистического подхода к обучению на текущий момент музыкальная педагогика отстаёт от других отраслей педагогической науки. За последние десятилетия немалый накопленный в указанной области опыт постепенно завоёвывает широкое признание в музыкально-педагогических научных кругах, активизируется поиск гуманистической парадигмы музыкального образования. Об этом свидетельствуют материалы последних школьных и вузовских стандартов и программ, научные публикации и исследования, в частности, рассматривается один из важных факторов гуманизации школы — насыщение её духом высокого музыкального искусства (Ю. Б. Алиев, С. В. Попова). Поднимаются вопросы об управлении обучением с позиций интересов детей и гуманных отношениях между педагогом и учащимся (Н. А. Терен-тьева). Ведутся поиски путей обновления содержания учебной дисциплины «Музыка» (В. В. Алеев, И. В. Кошмина, Л. Л. Куприянова). Отдельно изучаются проблемы фортепьянной подготовки учащихся в свете гуманизации образования (А.И. Исенко, Ю. Г. Писаренко и др.) и т. д.

Интересные исследования, так или иначе связанные с гуманизацией преподавания «Музыки» в школе, проводятся в направлении профессиональной подготовки будущего учителя. В первую очередь хочется отметить проблемы мировоззрения учителя музыки (Б. М. Целковников), формирования способности к самоорганизации и саморегуляции у будущего музыканта-педагога (В. Б. Арюткин), подготовки учителя музыки к профессионально-личностной рефлексии (Г. А. Колышева). Также, рассматриваются вопросы об опыте творческой деятельности будущего учителя музыки (3. Ш. Магомедова), об интегративном принципе преподавания музыки (В. Я. Новоблаговещенский). Обращается внимание на реализацию гуманно-личностного подхода в области подготовки студентов к восприятию музыки (М. П. Миронова), их фортепьянного обучения (И. В. Иголь-никова, А. Г, Каузова, Т. А. Палагина) и др.

Таким образом, в музыкально-педагогических исследованиях последних лет проблема гуманизации школьного музыкального образования получила достаточно обширное освещение. Однако, работ, раскрывающих концепцию комплексной подготовки будущих учителей музыки с учётом требований процесса гуманизации, нам не встретилось. Хотя, несомненно, некоторые вопросы, отражающие данную проблему, поднимались в целом ряде источников.

В связи с вышесказанным, актуальность настоящего исследования обусловлена общественной потребностью в создании гуманистически ориентированных педагогических технологий, объективной необходимостью профессиональной подготовки будущих учителей музыки с учётом требований процесса гуманизации школьного образования, отсутствием соответствующих материалов и рекомендаций в данной области.

Цель исследования — теоретическое обоснование, разработка и экспериментальная проверка методики подготовки студентов музыкально-педагогического факультета с учётом требований гуманизации школьного образования к профессиональной деятельности.

Объект исследования — методолого-методический аспект профессиональной подготовки студентов-музыкантов к осуществлению процесса гуманизации преподавания предмета «Музыка» в школе.

Предмет исследования — педагогические условия, пути и методы организации процесса обучения студентов музыкально-педагогического факультета в русле специальной подготовки с учётом требований гуманизации школьного образования.

В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что эффективность осуществления процесса гуманизации преподавания предмета «Музыка» в школе может быть повышена за счёт включения в профессиограмму будущих учителей музыки направления, учитывающего требования рассматриваемого общественного процесса. Реализация данного предположения зависит от соблюдения ряда условий:

— подготовка студентов в указанной области должна быть направлена на формирование и развитие гуманистического потенциала личности будущего учителя музыки, представляющего собой систему соответствующих ценностных ориентации, знаний и умений;

— формирование и развитие гуманистического потенциала личности студента-музыканта требует комплексного системного освоения названного процесса;

— методика преподавания специальных дисциплин будущим учителям музыки должна строиться на принципах гуманистического подхода к обучению, опираясь на приобретённый педагогический опыт студентов и активизируя их самостоятельность и исследовательский интерес.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:

1. Охарактеризовать развитие идей гуманистического подхода к обучению и гуманизации образования в педагогической науке.

2. Изучить современное состояние проблемы гуманизации преподавания предмета «Музыка» в школе.

3. Обосновать необходимость подготовки студентов музыкально-педагогического факультета с учётом требований гуманизации школьного образования.

4. Раскрыть содержание и структуру понятия «гуманистический потенциал личности учителя музыки», выявить специфику его формирования и развития.

5. Разработать систему диагностических методик, позволяющих констатировать имеющийся уровень исследуемого потенциала и определить динамику его развития в результате профессиональной подготовки.

6. Определить и опытно-экспериментальным путём проверить методы развития гуманистического потенциала личности будущего учителя музыки в рамках подготовки с учётом требований гуманизации школьного образования.

Методологическую основу исследования составили:

— современное философское понимание гуманизма как высшего личностного мировоззренческого принципа (А. Маслоу, К. Роджерс и др.);

— положения психолого-педагогической науки в области гуманистического подхода к обучению (JI. С. Выготский, П. Я. Гальперин, JI. В. Зан-ков, А. Н. Леонтьев, Д. Н. Узнадзе и др.);

— выводы психолого-педагогической науки о сущности процесса гуманизации школьного образования (Щ. А. Амонашвили, И. П. Волков, Е. И. Ильин, В. А. Караковский, В. Ш. Шаталов, Б. Г. Ананьев, В. В. Давыдов, В, П. Зинченко, М. Н. Скаткин, Д. В. Эльконин, Г. Д. Кириллова, И. Я. Лернер, А. М. Матюшкин, Н. М. Новичкова и др.;

— положения общей и музыкальной педагогики высшей школы о путях формирования профессиональной готовности учителя: о содержании и методике общей и музыкальной педагогической подготовки (О. А. Абду-лина, Л. Г. Арчажникова), о методологическом характере профессиональной подготовки учителя музыки (Э. Б. Абдуллин), о готовности студента, будущего педагога к реализации принципов гуманной педагогики в школьной практике (В. П. Бездухов, Л. Ф. Губарева, Л. В. Занина, И. В. Никишина, Т. В. Шуртакова и др.).

Всю совокупность методов, применявшихся диссертантом в настоящем исследовании, можно разделить на три группы. К первой группе относятся общенаучные методы исследования, ко второй — специальные методы психолого-педагогической науки, к третьей — методы, заимствованные у других наук.

Среди применявшихся общенаучных методов, чаще всего использовались анализ и синтез, классификация и систематизация, индукция, дедукция, аналогия. Все общенаучные методы исследования применялись не сами по себе, а в совокупности, что, по мнению автора, позволило обеспечить комплексный подход к исследованию поставленной проблемы.

Для решения сформулированных в диссертации задач автор опирался на такие специальные методы психолого-педагогической науки, как изучение научных работ по проблеме исследованиянаблюдение за деятельностью студентов в процессе их обучения в вузенаблюдение уроков музыки, проводимых учителями и студентамиобобщение передового педагогического опытаметоды психолого-педагогической диагностики (анкетирование, тестирование, самооценка), педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, заключительный).

Из третьей группы методов в диссертации использовались методы, заимствованные у статистики (статистический метод), математики (расчёт, интерполяция, обобщение и осреднение количественных показателей экспериментов).

Организация и опытно-экспериментальная база исследования.

Исследование осуществлялось в несколько этапов.

Первый этап (1994 — 1996 гг.) — диагностирующий — представлял собой подробное знакомство с проблемой гуманизации образования, её теоретическое осмысление, выбор интересующего направления и оценку современного состояния исследуемого процесса в области преподавания предмета «Музыка».

Основными видами работы на данном этапе были: изучение источников и литературы по вопросам гуманной педагогики, гуманистического подхода к обучению и гуманизации образованиявыяснение субъективного фактора и объективных условий осуществления указанного процесса в практике преподавания музыки общеобразовательных школ (разработка диагностирующих методик, позволяющих определить степень внимания к проблеме гуманизации в учительской среде, проведение констатирующего эксперимента, анализ школьных программ по музыке и материально-технического обеспечения занятий). В рамках настоящего исследования изучался опыт учителей музыки Саратовской, Волгоградской, Астраханской и Пензенской областей.

Второй этап (1996 — 2000 гг.) — опытно-экспериментальный — проводился на базе Педагогического института Саратовского госуниверситета им. Н. Г. Чернышевского (ПИСГУ), Этот этап включал в себя теоретическое и методологическое обоснование предлагаемой концепции осуществления процесса гуманизации преподавания предмета «Музыка» в школе через систему профессиональной подготовки студентов-музыкантов, разработку методики её внедрения в программу вуза, экспериментальную проверку выдвинутой гипотезы.

В указанный период рассматривалось понятие «гуманистический потенциал личности учителя музыки», на основе системы специальных заданий разрабатывалась методика его формирования и развития у студентов, проводилась работа по составлению спецкурса «Методические основы реализации принципов гуманной педагогики в профессиональной работе учителя музыки». Кроме того, для поэтапной фиксации результатов педагогического эксперимента были разработаны соответствующие диагностирующие методики. В рамках данного этапа в течение трёх учебных годов (1997 — 1998, 1998 — 1999, 1999 — 2ООО) осуществлялось экспериментальное исследование эффективности спецкурса.

Третий этап (2000 — 2001 гг.) — завершающий — предусматривал обобщение полученных в результате опытно-экспериментальной работы данных, теоретическую обработку материалов и оформление диссертации.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования определяется тем, что проблема гуманизации преподавания школьной дисциплины «Музыка» через систему профессиональной подготовки студентов музыкально-педагогического факультета впервые явилась предметом отдельного изучения. В рамках проведенного исследования:

— выделены, систематизированы и обработаны применительно к предмету «Музыка» основные требования гуманизации преподавания школьных учебных дисциплин;

— введено понятие «гуманистический потенциал личности учителя музыки», определена его сущность и структура, которые состоят в системе соответствующих ценностных ориентаций, знаний и умений;

— раскрыта специфика формирования и развития указанного потенциала в условиях вузовской подготовки специалиста, выражающаяся в организации специального курса «Методические основы реализации принципов гуманной педагогики в профессиональной работе учителя музыки»;

— разработана и экспериментально проверена методика формирования и развития гуманистического потенциала личности студента-музыканта, предусматривающая включение в их учебную деятельность выполнения системы заданий практического характера;

— представлены психолого-педагогические условия и методические рекомендации для подготовки будущих учителей музыки с учётом требований гуманизации школьного образования, включающие в себя особенности гуманистического подхода в преподавании, в частности, опору на самостоятельность и самореализацию.

Практическая ценность исследования обусловлена тем, что:

— работа направлена на совершенствование профессиональной подготовки учителя музыки, его педагогического мастерства в свете социальных инноваций;

— обоснованная сущность понятия «гуманистический потенциал учителя музыки» позволяет найти адекватные методы и приёмы эффективного внедрения принципов гуманной педагогики в школьную практику, способствуя процессу гуманизации преподавания дисциплины «Музыка»;

— разработанная методика формирования и развития гуманистического потенциала студента-музыканта является одним из возможных вариантов осуществления процесса гуманизации преподавания музыки в школе через систему профессиональной подготовки будущих учителей;

— содержащиеся в работе теоретические положения и методические рекомендации могут найти практическое применение не только в процессе подготовки специалиста в области музыкального образования, но и других гуманитарных предметов, особенно школьных дисциплин художественного цикла.

Достоверность и объективность результатов исследования подтверждаются методологической обоснованностью исходных теоретических положений, использованием системы взаимодополняющих методов научного исследования, опытно-экспериментальной работой.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Формирование и развитие гуманистического потенциала студентов музыкально-педагогического факультета является необходимым условием для осуществления процесса гуманизации преподавания предмета «Музыка» в школе. Данная основа профессионально-личностной системы представляет собой комплекс гуманистически-ценностных ориентаций, знаний и умений в указанной области, таких, например, как внимательность, беспристрастность, знание ведущих направлений рассматриваемого процесса, умение находить интеграционные точки соприкосновения в содержании учебных дисциплин художественного цикла и др.

2. В качестве основного методического зерна процесса формирования и развития гуманистического потенциала будущего учителя музыки предлагается использование системы заданий, составленной с учётом требований гуманизации школьного образования. Данная система включает общепедагогическую характеристику проблемы гуманизации, подробное рассмотрение отдельных компонентов и внутренних связей исследуемого процесса, изучение предметно-инструментальных средств музыкальной дисциплины, способствующих решению исследуемой проблемы, конструирование учебно-воспитательного процесса с использованием гуманистически ориентированных приёмов и методов музыкального образования школьников.

3. Дополненная теоретическим материалом, такая подготовка студентов представлена в форме спецкурса «Методические основы реализации принципов гуманной педагогики в профессиональной работе учителя музыки», основными направлениями которого стали теоретические и методические вопросы проблемы гуманизации школьного музыкального образования, основные пути осуществления названного процесса в области преподавания учебной дисциплины «Музыка».

Апробация основных положений и результатов исследования осуществлялась в ходе опытно-экспериментальной работы на музыкально* педагогическом факультете Педагогического института Саратовского госуниверситета им. Н. Г. Чернышевского (1994 — 2001 гг.) — в выступлениях автора на ежегодных научных конференциях профессорско-преподавательского состава пединститута (Саратов, 1994 — 2001 гг.), на научных конференциях в Балашове (1996 г.) и Москве (1997 г.) — путём публикаций научных и методических статей в сборниках научных трудов ПИСГУ (1995, 1997, 1998, 1999, 2000 гг.), в сборнике научных трудов «Университет и гимназия» (1999, 2000 гг.) — в процессе обсуждения диссертационной работы на кафедре методики и истории музыки Московского государственного открытого педагогического университета, на кафедре * музыкальных инструментов, теории музыки и истории искусств, на кафедре методики художественного воспитания и вокально-хоровых дисциплин ПИСГУ.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, библиографии и приложений.

Выводы по главе 3.

Результаты констатирующего этапа настоящего эксперимента выявили недостаточный для осуществления процесса гуманизации уровень сформированности гуманистического потенциала студентов третьего курса музыкально-педагогического факультета. Однако, при сравнении их с подобными показателями учителей музыки, полученными ранее и отражёнными в главе I, выявились более высокие творческие возможности студентов, которые создают благодатную почву для эффективности протекания процесса формирования и развития названной профессионально-личностной системы.

Итоги первого этапа экспериментальных действий показали также, что профессиональные знания и умения студентов-музыкантов в области практического применения принципов гуманной педагогики имеют гораздо более низкий качественный уровень, нежели идентичные показатели в области теоретической. Данное положение подтверждает правильность выбранного направления диссертационного исследования — методической подготовки студентов-музыкантов с учётом 'фебований гуманизации школьного образования.

Формирующий этап данного исследования, в рамках которого студенты экспериментальной группы имели возможность получить теоретическую и методическую профессиональную подготовку в области гуманизации школьного музыкального образования, обнаружил тенденцию постепенного повышения уровня гуманистического потенциала испытуемых. Фиксирующие этот процесс контрольные срезы отметили качественное и количественное изменение в соотношении уровней рассматриваемой профессионально-личностной системы студентов экспериментальной группы. Яркой характеристикой такого изменения стало увеличение респондентов со средним и выше среднего уровнем развития гуманистического потенциала, а также исчезновение низкого и появлением высокого уровней.

Сопоставление результатов экспериментальной и контрольной групп с помощью сравнительной таблицы и графических изображений по окончанию формирующею этапа исследования подтвердило эффективность спецкурса «Методические основы реализации принципов гуманной педагогики в профессиональной работе учителя музыки» и разработанных экспериментальных методик.

Заключительный этап эксперимента показал продолжение процесса формирования и развития гуманистического потенциала студентов, участвовавших в исследовании, что является необходимым условием для осуществления процесса гуманизации преподавания музыки в школе и подтверждает выдвинутую гипотезу.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведённое теоретическое и опытно-экспериментальное исследование проблемы гуманизации преподавания школьной дисциплины «Музыка» через особую профессиональную подготовку будущих учителей позволило сделать следующее заключение.

В рамках настоящего исследования, где затрагиваются вопросы формирования личности будущего учителя и использования инструментальных возможностей музыкального образования в решении задач процесса гуманизации, предпринята попытка повлиять на течение названного процесса, чтобы добиться его наибольшей активизации.

В ходе решения поставленных в данной работе задач изучено современное состояние проблемы гуманизации преподавания предмета «Музыка» в школе, установлена необходимость подготовки студентов музыкально-педагогического факультета с учётом требований гуманизации школьного образования, направленной на формирование и развитие соответствующего потенциала личности будущего учителя.

С этой целью в диссертации автором введено понятие «гуманистический потенциал личности учителя музыки», раскрыта его сущностная характеристика. Гуманистический потенциал представляет собой систему определённых ценностных ориентаций, знаний и умений. Конкретизированы составляющие компоненты указанной системы. Разработана система диагностирующих методик, позволяющих констатировать имеющийся уровень исследуемого потенциала и определена динамика его развития в ходе специальной подготовки.

Для организации такой подготовки студентов автором диссертации разработан и предлагается специальный учебный курс «Методические основы реализации принципов гуманной педагогики в профессиональной работе учителя музыки». Этот спецкурс, раскрывая главные научно-теоретические вопросы проблемы гуманизации преподавания музыки в школе, базируется на знакомстве студентов с системой заданий, составленной с учётом требований гуманизации школьного образования. Каждое из заданий построено таким образом, что может быть отработано путём выполнения разнообразных методических упражнений, в том числе использующих материал из известных школьных программ по музыке.

В исследовании апробированы формы, методы, условия работы со студентами музыкально-педагогического факультета, вытекающие из методологии разработанного спецкурса по развитию у них гуманистического потенциала.

Сформулированная в исследовании гипотеза о повышении эффективности осуществления процесса гуманизации преподавания дисциплины «Музыка» за счёт включения в профессиограмму будущих учителей музыки подготовки с учётом требований гуманизации школьного образования подтвердилась.

Проведённая с помощью специально разработанных методик диагностика уровня развития гуманистического потенциала студентов-музыкантов в процессе опытно-экспериментальной проверки эффективности вышеназванного спецкурса выявила тенденцию повышения данной качественной характеристики исследуемого потенциала. Установлено увеличение числа студентов со средним и выше среднего уровнем развития гуманистического потенциала, а также исчезновение низкого и появление высокого уровней. Кроме того, обнаружен прогрессирующий характер наметившейся тенденции, что является немаловажным фактором для осуществления гуманизации преподавания музыки в школе.

Таким образом, предложенный спецкурс, включающий в себя развёрнутую систему заданий методико-практического характера, построенную на основе требований процесса гуманизации школьного образования, способствует интенсивному формированию и развитию гуманистического потенциала личности студента-музыканта.

В процессе исследования доказано, что спецкурс «Методические основы реализации принципов гуманной педагогики в профессиональной работе учителя музыки» является одним из средств решения проблемы гуманизации преподавания учебной дисциплины «Музыка».

Определённые положительные результаты, достигнутые в проведении опытно-экспериментальной работы, а также ряд других, тесно связанных с ней проблем и задач, решить которые в рамках данной диссертации не представляется возможным, открывают перспективы для дальнейших исследований. Одной из важных целей будущих исследований в области гуманизации преподавания музыки может стать разработка новой школьной программы, включающей в себя все имеющиеся на данный момент достижения педагогической науки и практики в области гуманистического подхода к обучению.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О. А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. — М.: Просвещение, 1984, — 208 с.
  2. Э. Б. О повышении теоретического уровня научных исследований в области педагогики музыкального образования // Преподаватель. 1999. № 4. С. 20 24.
  3. Э. Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1983, — 112 с.
  4. О. В. Педагогические условия формирования гуманности у дошкольников в игровой деятельности: Диссерт. канд. пед. наук. Елец, 1997.- 137 с.
  5. Ю. Б. Музыка: Программы общеобразовательных учебных учреждений. М.: Просвещение, 1993.- 79 с.
  6. Ш. А. Единство цели: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1987, — 208 с.
  7. Ш. А. Как живёте, дети?: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1986, — 176 с.
  8. О. А. Валентина Николаевна Шацкая (Воспоминания о человеке и музыкальном деятеле) // Музыкальное воспитание в школе. Выпуск 16: Сб. статей. М: Музыка, 1985. С. 7 — 13.
  9. О. А. Вместе со всей страной. // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 13: Сб. статей. М.: Музыка, 1978. С. 13 — 19.
  10. Н.Апраксина О. А. Методика музыкального воспитания в школе. -М.: Просвещение, 1983, — 224 с.
  11. О. А. Методика музыкального воспитания // Программы педагогических институтов. Сб. № 14, — М., 1987. С. 1 21.
  12. О. А. Музыка в школьном учебно-воспитательном процессе // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 15: Сб. статей. М.: Музыка, 1982. С. 5 — 31.
  13. П.Апраксина О. А. О возможностях и содержании исследовательской работы учителя музыканта в общеобразовательной школе // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 12: Сб. статей. — М.: Музыка, 1977. С. 3- 14.
  14. Л. Г. Профессия учитель музыки: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1984, — 111 с.
  15. Арчажникова JI, Г. Профессиональные качества учителя музыки в системе высшего педагогического образования // Основы профессиональной подготовки учителя музыки- межвузовский сб. научн. трудов. Вып. 3. Саратов: Изд. СПИ, 1997. С. 3 13.
  16. Л. Г. Теоретические основы профессионально-педагогической подготовки учителя музыки: Диссерт. докг. пед. наук. -М., 1986.-432 с.
  17. В. Б. Формирование способностей к самоорганизации и саморегуляции у будущего музыканта-педагога: Диссерт. канд. пед. наук. Казань, 1998, — 264 с.
  18. . В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Л.: Музыка, 1973, — 144 с.
  19. . В. Музыкальная форма как процесс. Л.: Музыка, 1971.-376 с.
  20. Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Методические основы. М.: Просвещение, 1982. — 192 с.
  21. Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: Дидактический аспект. М.: Педагогика, 1982. 192 с.
  22. Л. Методы и приёмы формирования интереса к народной музыке у детей младшего школьного возраста // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 14: Сб. статей. М.: Музыка, 1979. С. 12−23.
  23. В. П. Формирование гуманистической направленности студента будущего учителя как социально-педагогическая проблема: Диссерт. докт, пед. наук. — С.-Пб., 1995. — 397 с.
  24. Т., Сергеева Г. О новом варианте издания программы по музыке // Искусство в школе. 1994. № 3. С. 24 25.
  25. Т. Л. Методика обучения игре на фортепиано, М.: Просвещение, 1977.- 104 с.
  26. М. Н. Состояние и перспективы гуманизации образования // Педагогика. 1996. № 1. С. 9 11.
  27. Р. М., Виноградова М. Д. Идеи А. С. Макаренко сегодня. М.: Знание, 1988.- 80 с. (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология" — № 10.).
  28. А. В. Психология мышления и проблемное обучение. М.: Знание, 1983, — 96 с.
  29. М. В. Фольклорное музицирование на народных инструментах в современном ансамбле как педагогическая проблема: Автореф. диссерт. канд. пед. наук, — М., 1997, — 17 с.
  30. Т. О. Гуманизация учебно-воспитательного процесса как условие развития личности учащегося: Диссерт. канд. пед. наук. -Саратов, 1998. 181 с.
  31. Вопросы психологии способностей / Под ред. В. А. Крутецкого. -М.: Педагогика, 1973, — 216 с.
  32. В. В. Педагогика школы в двух словах. Конспект-пособие для студентов-педагогов и учителей. М., 1999.- 192 с.
  33. . А. Философский анализ структуры практики. М.: Мысль, 1972.- 280 с.
  34. Восприятие музыки:. Сб. статей / Ред.- сост. В. Н. Максимов. М.: Музыка, 1980,-256 с.
  35. Л. С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991.-479 с.
  36. А. X. Гуманизация трудового воспитания сельских школьников в новых социально-экономических условиях: Диссерт. канд. пед. наук, — Уфа, 1998. 170 с.
  37. П. Я. Методы обучения и умственное развитие ребёнка. М.: Изд-во МГУ, 1985, — 45 с.
  38. В. Ю. Гуманизация и гуманитаризация в условиях совершенствования образовательной системы школы: Диссерт. канд. пед. наук. М., 1996. — 149 с.
  39. Л. Развитие ребёнка как его жизнетворчество // Искусство в школе. 1993. № 1. С. 15 20,
  40. Л. Ф. Формирование профессиональной готовности студентов факультета начальных классов к реализации принципов гуманной педагогики: Диссерт. канд. пед. наук. Самара, 1994.205 с.
  41. Н. А. Принцип гуманизации и его осуществление в воспитательном процессе современной школы: Диссерт. канд. пед. наук. -М., 1994, — 226 с.
  42. С. В., Купцов В. И. Концепция гуманизации и гуманитаризации образования // Социально-политический журнал. 1995. № 6. С. 107 115- 1996. № 1. С. 125 — 132.
  43. Л. Г. Творческое развитие школьников на уроке музыки // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 15: Сб. статей. М.: Музыка, 1982. С. 32−43.
  44. Э. В. Формирование музыкально-аналитических умений у учащихся средних специальных учебных заведений: Ав-тореф. диссерт. канд. пед. наук. М., 1989 — 17 с.
  45. Д. Школа и общество. М.: Работник просвещения, 1923,48 с.
  46. М. А. Педагогические условия воспитания гуманистической направленности личности старших школьников: (На материале гуманитарных предметов и школьного музея): Диссерт. канд. пед. наук. Екатеринбург, 1997. — 198 с.
  47. В. Победить технократа // Народное образование, 1990. № 2. С. 19−23.
  48. С. В. Развитие исполнительской активности будущего учителя музыки в процессе его фортепьянной подготовки: Авто-реф. Диссерт. канд. пед. наук. М., 1998, — 19 с.
  49. З.Жданова Т. Игровой метод в развитии музыкально-просветительских интересов младших школьников в детском хоре // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 13: Сб. статей. М.: Музыка, 1978.С. 37−46.
  50. М. Г. Принципы гуманизации образовательного процесса и их реализация в условиях школы-комплекса: Диссерт. канд. пед. наук. Белгород, 1999, — 265 с.
  51. И. В, Формирование готовности учителя музыки к обучению игре на фортепьяно детей дошкольного возраста: Авто-реф. диссерт. канд. пед. наук. -М., 2ООО. -32 с.
  52. И. А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке. М.: Знание, 1985, — 80 с.
  53. М. И. Социальное становление специалиста на основе гуманизации инженерного образования: Диссерт. канд. пед. наук. -Ярославль, 1995, — 184 с.
  54. Д. Б. Воспитание ума и сердца: Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1984, — 206 с.
  55. Д. Б. Как рассказывать детям о музыке? М.: Просвещение, 1989 — 191 с.
  56. Д. Б. Программа по музыке для общеобразовательных школ. М.: Просвещение, 1990. Кн. 1.- 160 е.- Кн. 2 — 204 с.
  57. М. С. Человеческая деятельность (Опыт системного анализа).- М.: Политиздат, 1974, — 328 с.
  58. Какой быть АПН СССР? // Учительская газета. 1988. 10 марта. С. 2.
  59. И. Основы метафизики нравственности // Собр. Соч. в 6-ти тт. Т. 4 (1).- М.: Мысль, 1965. С. 219 482.
  60. А. Г. Гуманно-личностный подход и развивающие тенденции в фортепьянно-исполнительском обучении // Преподаватель. 1999. № 4. С. 33−36.
  61. М. Ф. О воспитании оратора // Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. М.: Просвещение, 1981. С. 39 — 45.
  62. Кожевникова JI, Г. Гуманизация учебно-воспитательного процесса как основа деятельности инновационного образовательного учреждения: Диссерт. канд. пед. наук.-Н. Новгород, 1997. 191 с.
  63. Н. И. Освоение музыкально-теоретических понятий в процессе подготовки учителя начальных классов: Автореф. диссерт. канд. пед. наук.- М., 1993. 16 с.
  64. Кокарева 3. А. Педагогические условия развития профессиональных ценностей учителя: Диссерт. канд. пед. наук. м., 1999. -206 с.
  65. Г. А. Подготовка учителя музыки к профессионально-личностной рефлексии в системе высшего педагогического образования: Диссерт. докт. пед. наук. -М., 1997. 270 с.
  66. Коменский Я, А. Великая дидактика // Педагогическое наследие. -М.: Педагогика, 1989. С. 5 106.
  67. Т. С, Проблема педагогического общения в процессе занятий музыкой: Автореф. диссерт. канд. пед. наук. -М., 1990,16 с.
  68. Я. Педагогическое наследие,— М.: Педагогика, 1990, — 272с.
  69. Н. Е. Психолого-педагогические условия эффективности управления развитием профессиональной компетентности учителя в процессе гуманизации и демократизации школы: Диссерт. канд. пед. наук. Казань, 1997.- 252 с.
  70. И. В., Алеев В. В. Духовная музыка: Россия и Запад: Программы общеобразовательных учебных учреждений. М.: Просвещение, 1994.-61 с.
  71. И. В. Как начать работу по введению духовной музыки в школе // Искусство в школе. 1995. № 4. С. 59 61.
  72. И. В. О курсе по духовной музыке в начальной школе // Искусство в школе. 1995. № 1. С. 59 65.
  73. Ю. А. Избранные статьи .- JL: Музыка, 1976. 232 с.
  74. Ю. А. О месте музыки среди искусств. М.: Музыка, 1966.-64 с.
  75. Ю. А. Очерки по эстетике музыки. М.: Советский композитор, 1972.- 272 с.
  76. Ю. А. Познавательная роль музыки. М.: Гос. муз. изд-во, 1963.-62 с.
  77. Н. Образ нравственного человека в педагогике JI. Н. Толстого // Советская педагогика. 1988. № 10. С. 86−91.
  78. Л. В. Гармоничное развитие личности младшего школьника: Кн. для учителя. М: Просвещение, 1988, — 224 с.
  79. Н. Е. Развитие методического мышления в процессе профессиональной подготовки будущего учителя: Диссерт. канд. пед. наук. Липецк, 1995, — 233 с.
  80. Н. Программа Д. Кабалевского: прошлое или настоящее? // Искусство в школе. 1994. № 3. С. 22 23.
  81. Н. В. На пути к профессиональному совершенству: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1990, — 159 с.
  82. Н. В. Педагогическая теория и школьная практика. Экспериментально-дидактическое исследование на материале обучения учителей мастерству формирования умственной самостоятельности учащихся. Минск: Изд-во БГУ, 1978, — 296 с.
  83. Н. В. Эффективность обучения и воспитания: Наблюдение, опыт, размышления. Минск: Изд-во БГУ, 1979, — 216 с.
  84. А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. 304 с.
  85. И. Я. Процесс обучения и его закономерности. М.: Знание, 1980, — 96 с.
  86. Д. Мысли о воспитании // Педагогическое наследие. М.: Педагогика, 1989. — С. 246 — 179.
  87. В. Концепция глобального образования (российский вариант) // Народное образование. 1993. № 9−10. С. 3 7.
  88. В. И., Полетаев Е. Г. Идеология воспитания российской молодёжи // Педагогика. 1998. № 5. С. 46 52.
  89. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации. Петрозаводск: Петроком, 1992, — 320 с.
  90. Магомедова 3. Ш. Опыт творческой деятельности будущего учителя музыки и его накопление в условиях методолого-методической подготовки в вузе: Диссерт. канд. пед. наук. М., 1995, — 123 с.
  91. Л. С. Артистизм учителя музыки: Учебное пособие по специальности 03.07,00 Музыкальное образование. — М.: Изд-во МПГУ, 1999, — 65 с.
  92. Е. Н. Гуманизация дидактических отношений учителя с младшими школьниками в учебном процессе: Диссерт. канд. пед. наук. Таганрог, 1998. — 203 с.
  93. К. Экономико-философские рукописи // Собр. Соч. Изд. 2-е. Т. 42.-М.: Политиздат, 1974. С. 41 174,
  94. А. Психология бытия .- М.: Рефл-бук, К.: Ваклер, 1997.-307 с.
  95. В. Гуманистическое образование в современной школе // Народное образование. 1991. № 7. С. 16 19.
  96. Л. В. Комплексная методико-практическая подготовка учителя музыки (на материале музыкально-педагогических факультетов): Автореф. диссерт. канд. пед. наук. М., 1992- 16 с.
  97. Мелик-Пашаев А. А. Педагогика искусства и творческие способности. М.: Знание, 1981, — 96 с.
  98. Методология музыкального образования: проблемы, направления, концепции. М.: МПГУ, 1999. — 118 с.
  99. Методы педагогических исследований. М.: Педагогика, 1979. -256 с.
  100. Методы психологической диагностики. Описание и практика применения (Учебно-методическое пособие). Курган: Зауралье, 1994.-96 с.
  101. М. П. Развитие восприятия современной музыки как педагогическая проблема (В условиях музыкально- педагогического образования студентов педагогического вуза): Диссерт. канд. пед. наук. М., 1998. — 205 с.
  102. М.А. Гуманизация организационных форм обучения в современной общеобразовательной школе: Диссерт. докт. пед. наук. Луганск, 1993. — 533 с.
  103. С.Н. Далекое близкое (Б.Л.Яворский о музыкальном воспитании детей) // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 16: Сб. статей. — М.: музыка, 1985. — С. 14 — 19.
  104. Музыкальное воспитание в современном мире. Материалы 9 конференции Международного общества по музыкальному воспитанию 9 (ИСМЕ). М.: Советский композитор, 1973. — 416 с.
  105. Музыкальное восприятие как предмет комплексного исследования: Сб. статей / Сост. А. Г. Костюк. К.: Муз. Украина, 1986. -126 с.
  106. Мышление: процесс деятельность, общение / Под ред. А. В. Брушлинского. М.: Наука, 1982. — 288 с.
  107. Е.В. О психологии музыкального восприятия. -М.: Музыка, 11 972. 384 с.
  108. А.Ф. Формирование основ педагогической импровизации в процессе профессиональной подготовки учителя музыки. Автореф. диссерт. канд. пед. наук. М., 1984. — 15 с.
  109. .М. Пути очеловечивания школы // Новое педагогическое мышление. М.: Педагогика, 1989. — С. 103 — 133.
  110. И.Н. Развитие интеллектуальной активности студентов в условиях музыкально педагогических заведений: Авто-реф. Диссерт. канд. пед. наук. -М., 1992. — 16 с.
  111. Г. П. Основы художественного воспитания учащихся начальных классов с дополнительной специальностью «Музыка»: Автореф. диссерт. канд. пед. наук. М., 1990. — 16 с.
  112. Н. Гуманизация образования // Народное образование. 1990. № 1. С. 50−54.
  113. Л.С. Педагогика личности: Учебное пособие. — Харьков: ХГУ, 1992. 114 с.
  114. Н. На пути к гуманной педагогике // Советская педагогика. 1990. № 9. С. 41 47.
  115. Н.Д. Некоторые результаты систематического исследования характеристик лектора. М.: НИИ проблем ВШ.1977., -30 с.
  116. Н.Д., Алова Г. Н. Педагогические особенности лекции в массовой аудитории. Л.: Знание, 1979. — 16 с.
  117. И.В. Подготовка учителей к реализации гуманистической направленности обучения средствами методической работы. Диссерт. канд пед. наук, 1992. 159 с.
  118. Н.М. Проблемное обучение как средство гуманизации учебно-воспитательного процесса в школе: Диссерт. канд. пед. наук. М., 1995. — 262 с.
  119. В. Я. Интегративный принцип преподавания музыки: (На материале учебной работы музыкальных училищ и колледжей): Диссерт. канд. пед. наук. М., 1997. -213 с.
  120. Новое педагогическое мышление. М.: Педагогика, 1989. -280 с.
  121. С.И. Словарь русского языка: Ок. 57 000 слов. 16-е изд., испр. М.: Рус. яз., 1984. — 797 с.
  122. Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. -М.: Тривола, 1995. 360 с.
  123. Общие вопросы проблемы способностей. М., 1962. — 308 с.
  124. О преподавании искусства в общеобразовательных учреждениях. Постановление Министерства образования РФ № 908/11 от 23 ноября 1993 г. // Искусство в школе. 1994. № 2, С. 69 71.
  125. А.Б. Карл Роджерс и современный гуманизм // Вестник Московского Университета. Серия 14: Психология. 1990. № 2. С. 55 -57.
  126. Педагогика в вопросах и ответах. Учебное пособие — справочник. Изд. 2-е. Саратов: Изд-во СПИ, 1997. — 160 с.
  127. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учебное пособие для студентов средних педагогических заведений. 2-е изд., испр. и дополн. М.: Издательский центр «Академия», 1999. -544 с.
  128. Педагогика сотрудничества // Учительская газета. 1986. 18 октября. С. 2−3.
  129. Педагогическое наследие (Библиотека учителя). М.: Педагогика, 1989.-416 с.
  130. Педагог музыкант в пространстве Мысли и Духа. Хрестоматия. — М.: Изд-во МПГУ, 1998. — 126 с.
  131. И.А. Философско-эстетические основания новой парадигмы музыкально-педагогического образования // Методология музыкального образования: проблемы, направления, концепции. М.: МПГУ, 1999. С. 28 — 37.
  132. И.Г. Метод // Педагогическое наследие. М.: Педагогика, 1989. С. 322 — 331.
  133. С.Г. Тенденции развития гуманстически ориентированных педагогических технологий в теории и практике отечественной школы (1960 80 гг.): Диссерт.канд. пед. наук. -М., 1994, — 231 с.
  134. К.К. Об изучении психологии учащихся. М.: Профтехиздат, 1961. — 144 с.
  135. К.К. Проблемы способностей. М.: Наука, 1972. -312 с.
  136. К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986.-256 с.
  137. Т. К.Д.Ушинский об эстетическом воспитании // Советская педагогика. 1973. № 12. С. 101 110.
  138. Я.А. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика, 1976. -280 с.
  139. В.А. Гуманизация школы и идея вселенского сознания // Педагогика. 1994. № 3. С. 13−18.
  140. С. В. Формирование музыкального кругозора подростков на уроках музыки и внеклассных занятиях : Диссерт. канд. пед. наук. -М., 1998, — 133 с.
  141. Е.Б. Социально-педагогические аспекты гуманизации школьного образовния: Диссерт.канд. пед. наук. С.-Пб., 1995. -201 с.
  142. Проблемы музыкального мышления. Сб. статей. М.: Музыка, 1974.-336 с.
  143. Проблемы способностей в советской психологии. Сб. научных трудов. М., 1984. — 144 с.
  144. Проект усовершенствованного Государственного образовательного стандарта высшего профессионального -образования по специальности «30 700 Музыкальное образование» // Преподаватель. 1999. № 4. С. 2- 10.
  145. Психология процессов художественного творчества. Л.: Наука, 1980,-288 с.
  146. Н.Б. Формы организации учебно-воспитательного процесса общеобразовательной школы на принципе гуманизма: Диссерт. канд. пед. наук. Казань, 1996. — 231 с.
  147. Рапацкая Л, А. Подготовка учителя музыки к формированию художественной культуры школьников (Вопросы теории и методики). М., 1992.-92 с.
  148. А. А., Коломенский Я, Л. Социальная педагогическая психология. СПб.: «Питер», 1999. -416 с.
  149. К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс, Универс, 1994. — 480 с.
  150. К. Несколько важных открытий // Вестник Московского Университета. Серя 14: Психология. 1990. № 2. С. 58−65.
  151. С.Л. Проблемы общей психологии. Изд. 2. М.: Педагогика, 1976. — 416 с.
  152. Р. Активизация мышления на уроке музыки // Музыкальное воспитание в школе. Сб. статей. Вып. 8. М.: Музыка, 1972. С. 86−95.
  153. .Ж. Эмиль, или о воспитании // Педагогическое наследие. М.: Педагогика, 1989. С, 199 — 296.
  154. Г. К., Тихомирова Н. К. Педагогика сотрудничества и перестройка школы. Ярославль: Верх.-Волж. Кн. изд., 1990. — 64 с.
  155. Ю. Личность творческая, свободная, самостоятельная // Народное образование. 1994. № 2−3. С. 65 67.
  156. М.Н. Методология и методика педагогических исследований. М.: Педагогика, 1986. — 152 с.
  157. И.Л. Совершенствование процессов запоминания музыкальных произведений в профессиональной подготовке учителя: Автореф. диссерт. канд. пед. наук. -М., 1986. 17 с.
  158. Н.Д. Социально-педагогические основы гуманизации воспитания младших школьников: Диссерт. докт. пед. наук. -М&bdquo- 1993. Т.1 — 368 е.- Т.2 — 95 с.
  159. А.С. Музыка вокруг нас. М.: ИДФ, 1996. — 224 с.
  160. А.Н. Вопросы социологии и эстетики музыки. Сб. статей. Л.: Советский композитор, 1980. — 296 с.
  161. В.А. Формирование личности учителя в советской школе в процессе профессиональной подготовки. М.: Просвещение, 1976. — 160 с.
  162. Т. А. Понятийно-терминологический аппарат взаимосвязи педагогической теории и практики: (На примере концепции гуманизации образования): Диссерт. канд. пед. наук. -Казань, 1998.-294 с.
  163. В.А. Как воспитать настоящего человека. Педагогическое наследие. М: Педагогика, 1990. — 288 с.
  164. Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащегося. М.: Знание, 1983. — 96 с.
  165. Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1988. -176 с.
  166. Н.Ф. Теоретические основы разработки модели специалиста // Политехнический музей. -М.: Знание, 1986. С. 4 34.
  167. Н.Ф. и др. Пути разработки профиля специалиста. -Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1987. 176 с.
  168. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний (психологические основы). М.: Изд-во Московского университета, 1984.-345 с.
  169. Теория эстетического воспитания. М.: Искусство, 1979. -255с.
  170. Теория эстетического воспитания. Сб. научн. трудов. М.: НИИ общей педагогики АПН СССР, 1973. — 128 с.
  171. Теория эстетического воспитания. Сб. научн. трудов. М.: НИИ общей педагогики АПН СССР, 1975. — 82 с.
  172. .М. Избранные труды: В 2-х тт. T.l. М.: Педагогика, 1985.-328 с.
  173. .М. Проблемы индивидуальных различий. М.: Изд-во пед. наук РСФСР, 1961. — 536 с.
  174. Н.А. Музыка: Музыкально-эстетическое воспитание: Программы общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 1994. — 78 с.
  175. Е. Гуманизация российского образования // Народное образование. 1995. № 6. С. 4 8.
  176. Н. Г. Музыка как средство гуманизации педагогической подготовки слушателей в системе повышения квалификации: Диссерт. канд. пед. наук. СПб., 1997. — 164 с.
  177. Д.Н. Психологические исследования. М.: Наука, 1966.-451 с.
  178. Л.И. Самоконтроль в профессиональной подготовке учителя музыки: Автореф. диссерт. канд. пед. наук. М., 1991. -20 с.
  179. Учебный план специальности 03.07.00 Музыкальное образование с дополнительными специальностями 02.09.00 — Искусствоведение, 13.11.00 — Педагогика и методика дошкольного воспитания.
  180. К. Д. Педагогическая поездка по Швейцарии // Собр. Соч. в 11-ти тт. Т.З. М.-Л .: Изд-во Академии пед. наук, 1948. С. 87−252.
  181. Л. Основные положения философии будущего // Избр. Философ. Произведения в 2-х тт. Т.1. М.: Госполитиздат, 1955. С. 134−204.
  182. Ф.А., Малинин Г. А. Воспитательная система С.Т.Шацкого. М.: Прометей, 1993.- 176 с.
  183. В. Идеи музыкального воспитания Я.А.Коменского // Искусство в школе. 1993. К"1. С. 54 57.
  184. И.Т. О человеке и гуманизме. М.: Политиздат, 1989. — 558 с.
  185. .И., Хозиев В. Б. Сборник задач по курсу «Психология». Вып. 2: Психологическая феноменология и эксперимент. -М.: ГА ВС, 1993.-80 с.
  186. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. М. Просвещение, 1981. — 528 с.
  187. Художественное творчество и ребенок. Монография / Под ред. Н. А. Ветлугиной. М.: Педагогика, 1972. — 288 с.
  188. . М. Мировоззрение учителя музыки: взгляд в настоящее и будущее. Международная научно-практическая конференция II Преподаватель. 1999. № 4. С. 46 48.
  189. .М. Поиск методологических основ исследования проблемы мировоззрения учителя музыки // Методология музыкального образования: проблемы, направления, концепции. -М.: МПГУ, 1999. С. 15−27.
  190. Г. Н. Исполнитель и техника. М.: Академия, 1999. -185 с.
  191. В. Н. Формирование индивидуального имиджа педагога как средство реализации гуманистической концепции образования: Диссерт. канд. пед. наук. Тобольск, 1998. — 201 с.
  192. Г. Творческая геометрия. М.: Работник просвещения, 1924. — 113 с.
  193. В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. -М.: Педагогика, 1975. 200 с.
  194. О.А. Современные концепции гуманизации педагогического сознания в США: Диссерт. канд пед. наук. М., 1996. -167 с.
  195. Л. Обновление содержания музыкального образования // Искусство в школе. 1995. № 2. С. 59−61.
  196. Т.В. Педагогические основы формирования гуманистического мировоззрения студентов средствами искусства: Диссерт. докт. пед. наук. Казань, 1991. — 340 с.
  197. Эстетическое воспитание в школе: (Вопросы системного подхода). М.: Педагогика, 1980. — 136 с.
  198. .Л. Статьи, воспоминания, переписка. М.: Советский композитор, 1972. — 712 с.
Заполнить форму текущей работой