Подготовка студентов педагогического вуза к профессиональной деятельности на основе студенческого самоуправления
Факторами' ценностных изменений выступают жизненная* практика, традиции общественного ценностного сознания, элементы культурных заимствований, получивших довольно большое распространение в последнее время. В этих условиях первичное значение приобретает культурная' социализация личности как способ4 трансляции^ и" сохранения^ ценностных установок общества, возможность интеграции молодежи в социум… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретико-методологические основы подготовки студентов педагогического вуза к профессиональной деятельности на основе студенческого самоуправления как проблема исследования
- 1. 1. Самоуправленческая деятельность как социально-педагогическая категория
- 1. 2. Сущностная характеристика подходов и понятия «подготовка студентов к профессиональной деятельности»
- 1. 3. Студенческое самоуправление как условие подготовки студентов к профессиональной деятельности
- Выводы по первой главе
- Глава 2. Модель подготовки студентов педагогического вуза к профессиональной деятельности на основе студенческого самоуправления
- 2. 1. Сущностная характеристика модели подготовки студентов педагогического вуза на основе студенческого самоуправления
- 2. 2. Структура и содержание системы подготовки студентов педагогического вуза на основе студенческого самоуправления
- 2. 3. Механизмы реализации модели подготовки студентов педагогического вуза к профессиональной деятельности на основе студенческого самоуправления
- Выводы по второй главе
Подготовка студентов педагогического вуза к профессиональной деятельности на основе студенческого самоуправления (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Согласно приоритетам государственной молодежной политики и модернизации образования, развитие и совершенствование форм участия студенческой молодежи в социальной, политической, экономической и культурной жизнш страны, является особенно актуальной задачей на современном' этапе развития Российского общества, характеризующегося переходом к демократическому и правовому государству, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития.
Факторами' ценностных изменений выступают жизненная* практика, традиции общественного ценностного сознания, элементы культурных заимствований, получивших довольно большое распространение в последнее время. В этих условиях первичное значение приобретает культурная' социализация личности как способ4 трансляции^ и" сохранения^ ценностных установок общества, возможность интеграции молодежи в социум, установление диалогического взаимодействия носителей различных ценностных установок. Студенческая, молодежь как особая социально-демографическаягруппа является1 наиболее сензитивной к происходящим в обществе изменениям. Годы студенчества — самостоятельный' этап жизни человека, на протяжении которого он имеет и формирует собственную среду развитияучаствует в таких видах деятельности, которые сегодня выступают в качестве личностно-образующих факторов и определяют модель социального поведения этой общественной группы. Нажизненную арену выходит новое поколение молодых людей с высшим образованием, которые полагаются, в первую очередь, на собственные силы, при> выстраивании своего видения будущей жизни.
Именно в организации вузовского самоуправления студент оказывается в условиях, максимально' приближенных не только^ к педагогической деятельности, а к деятельности творческой, инновационной, моделирующей в 3 основных чертах деятельность по реорганизации и преобразованию учебно-воспитательного процесса, всей социальной среды образования в собственном вузе.
Речь должна идти о более совершенном и отвечающем современным условиям и требованиям образовательном процессе, в котором самоуправление, основанное на принципах демократизма, гуманизма, преемственности,-сотрудничества, культуросообразности, занимает ведущее разумное место в данном процессе. Особенно это важнореализовать в педагогических образовательных учреждениях, осуществляющих подготовку педагогических кадров, т.к. педагогу необходимо в совершенстве владеть организаторскими умениями и навыками, быть носителем идей, уметь-поддерживать и развивать инициативу учащихся, способствовать их самостоятельностисвободному выбору ипрофессионально руководить детскими общественными организациями, оказывать практическую помощь в их становлении и развитии.
Анализ научно-методической литературы показывает, что проблема самоуправления учащейся1 молодежи исследовалась в различных аспектах. Теоретическому обоснованию исследуемой’проблемы способствовало изучение историко-философской литературы, в частности, работ В. Г. Афанасьева, Н. А. Бердяева, Б. С. Гершунского, Н. О. Лосского, П. Наторпа, Г. Спенсера и др.
Теоретическое обоснование имеющегося опыта по проблеме самоуправления' в зарубежной и отечественной школе получил в трудах известных педагогов: П. П. Блонского, С. И. Гессена, И. П. Иванова, Н. К. Крупской, А. С. Макаренко, В.Н. Сорока-Россинского, В. А. Сухомлинского, G.T. Шацкого и др. Положения и выводы, изложенные в трудах этих ученых, имеют большое значение для' совершенствования самоуправления учащейся и студенческой молодежи и в наши дни.
В педагогической наукеученые и практики отрабатывают модели самоуправления как средства результативности подготовки специалистов в разных звеньях. За последние годы значительный вклад в разработку проблемы самоуправления в высшей школе внесли ученые: Т. Б. Акбашев, B.C. Евликов,.
Н.И. Приходько, С. А. Строкова, И. А. Зимняя, B.C. Кагерманян, Н. И. Кучер и др. В практику вошли такие структурные элементы самоуправления, как: студенческие кафедры, факультетские советы старост (старостаты), общественные деканаты, студенческие советы (центры) и пр.
Проблема самоуправлениякак средства подготовки педагога в вузе с точки зрения специфики организации образовательного процесса в данной системе представлено в работах B.C. Мальцевой, И. Н. Крещенко, А. А. Акбарова и др.- профессиограммы педагога общеобразовательной школы, представляющие собой ожидаемый результат обучения и воспитания студентов в вузе, содержащие полный перечень теоретических и практических знаний, умений и навыков, интегративных профессионально-личностный качеств молодого специалиста, способного выполнять многогранные педагогические функции рассматриваются в исследованиях 0.А. Абдулиной, Н. В. Кузьминой, М. И. Рожкова, В. А. Сластенина, Е. И. Суховой, А. И. Щербакова и др. Модель профессиональной подготовки, специалиста для системы образования-, представлена в работах Н. М. Борытко, А. А. Деркача, И. А/Колесникова, А'.К. Марковой, В. П. Сергеевой Е. И: Суховой и др.
Однако, организационно-педагогические функции, выполнение которых требуют изменившиесяусловия современного этапа развития, общества, не нашли должного отражения в профессиограммах, на которые ориентируются вузы, готовящие к педагогической деятельности специалистов на университетских кафедрах, а также не вошли целевые установки подготовки педагогов дляработы в современной^ стремительно изменяющейся системе общего (среднего) образования. Неразрешенными остаются противоречия между: современными требованиями к инновационной профессиональной педагогической деятельности студента и недостаточной активностью структурных подразделений вуза, в подготовке к такой деятельностипотенциальным желанием молодых людей, обучающихся в вузе к профессиональной самореализации и удовлетворением этой потребности на основе студенческого самоуправленияобъективной потребностью современной практики образования в инновационной организаторской и управленческой деятельности молодых специалистов и не достаточной разработанностью модели вузовской подготовки такого педагога, охватывающего не только учебный процесс, но и внеучебную деятельность будущих педагогов.
С учетом данных противоречий нами был сделан выбор темы настоящего исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: каковы педагогические условия, обеспечивающие эффективность самоуправленческой деятельности студентов как средства их подготовки к профессиональной деятельности? Решение этой проблемы составляет цель нашего исследования.
Объект исследования — процесс самоуправленческой деятельности студентов педагогического вуза.
Предмет исследования — процесс подготовки студентов педагогического вуза к профессиональной деятельности на основе студенческого самоуправления.
Ведущая идея исследования заключается в преимущественной реализации интегративного подхода при подготовке студентов педагогического вуза на основе студенческого самоуправления, который предполагает формирование у них специальных компетенций: когнитивной, диагностической, проектировочной, креативной, коммуникативной, организаторской и рефлексивной, что способствует развитию активности, самостоятельности, творчества и ответственности студентов.
В основу исследования положена гипотеза, согласно которой процесс подготовки студентов педагогического вуза к профессиональной деятельности на основе студенческого самоуправления станет наиболее результативным при условии, если:
— теоретически обоснована подготовка студентов педагогического вуза к профессиональной деятельности на основе студенческого самоуправленияразработана и внедрена педагогическая модель подготовки студентов педагогического вуза к профессиональной деятельности на основе студенческого самоуправления с учетом необходимости развития специальных компетенцийопределены критерии, показатели и уровни подготовки студентов педагогического вуза к профессиональной деятельности на основе студенческого самоуправленияучтены и последовательно реализованы педагогические условия, обеспечивающие процесс подготовки студентов педагогического вуза к профессиональной деятельности на основе студенческого самоуправленияразработано учебно-методическое сопровождение подготовки студентов педагогического к профессиональной деятельности на основе студенческого самоуправления.
В соответствии с целью и гипотезой исследования в работе были поставлены следующие задачи:
1. Уточнить понятие «подготовка студентов педагогического' вуза к профессиональной деятельности на основе студенческого самоуправления», обосновать совокупность положений и идей интегративного подхода, составляющего теоретико-методологическую основу подготовки студентов вуза к профессиональной деятельности на основе студенческого самоуправления.
2. Разработать и апробировать модель подготовки студентов педагогического вуза к профессиональной деятельности на основе студенческого самоуправления.
3. Выявить сущность, структуру и содержание подготовки студентов педагогического вуза к профессиональной деятельности на основе студенческого самоуправления.
4. Определить критерии, показатели и уровни подготовки студентов педагогического вуза к профессиональной деятельности на основе студенческого самоуправления.
5. Обосновать и апробировать педагогические условия* (внешние и внутренние), обеспечивающие эффективность подготовки студентов педагогического вуза к профессиональной деятельности на основе студенческого самоуправления.
Методологическую основу исследования составляют концептуальные научные положения модернизации российского образования, а также ведущие теоретические положения:
— на философском уровне: историко-философские концепции и модели идеалистического, прагматического, антропологического воспитания и образования (И! Кант, Платон и др.) — общая теория развития и деятельности (Л.П. Буева, Ю. В'. ГромыкоЭЮ. Дюркгейм, M.G. Каган, Г. П. Щедровицкий и др-);
— на общенаучном уровне: принцип единства сознания^ и деятельности (К.А. Абульханова, А. Н. Леонтьев, A. Bi Петровский, С. Л. Рубинштейн, В. Д. Шадриков и др.) — идеи системного подхода.(О.А. Абдулина, П. К. Анохин, В. П. Беспалько и др.) — идеи. интегративного подхода (Л.И. Гриценко, В. В. Сериков, В. П. Сергеева и др.) — идеи1 компетентностного подхода (В.А. Адольф, Н. А. Аминов, А. Л. Андреев, В. И. Байденко, В. А. Болотов, В. А. Сластенин и др.) — психологические теории профессионального развития" личности (Л.И. Анцыферова, А. В. Брушлинский, А. В. Иванов, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, A.M. Митина и др.);
— на частнонаучном уровне: методология педагогических исследований (Ю.К. Бабанский, П. И. Пидкасистый и др.) — идеи гуманизации и гуманитаризации образования (О.С. Газман, Н. Б. Крылова, Э. И. Сокольникова и др.) — концепции профессионального педагогического образования (И.Ф. Исаев, H. BI Кузьмина, А. А. Реан, Л. А. Ядвиршис и др.) — деятельностный (В.В. Давыдов^ А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, С. Л. Рубинштейн и др.), субъектный (Б.Г. Ананьев, М. Я. Басов, Л. С. Выготский и др.) и компетентностный (В.А. Болотов, И. В. Кириллова, В. В. Сериков и др.) подходы в образовании.
Теоретическим, основанием исследования являются: теории развитияи деятельности, идеи системного, личностногодеятельностного, интегративного и компетентностного подходов в профессиональной подготовке: студентовпедагогического вуза.
Методологические положениям позволили i разработать теоретическую основу исследования, определить совокупность логическисвязанных идей, раскрывающих сущность подготовки студентов к профессиональной: деятельности на основестановлениями личностного саморазвития педагога (Б.Г. Ананьев, Л: П. Буева, И: Ф. ИсаевШС. КонАлН1 ЛеонтьевК. Д: Ушинский, С. Т. Шацкий,. Л: А. Ядвиршис и др.) — применить: теорию деятельностив- развитии субъекта. (ВШ. Ананьев,. А. В. Брушлинский, C. JI РубинштейнД: Н. Узнадзе иг др.) — основы, овладения, теоретическимии- практическимиумениями (Н.В. Кузьмина, Б. И:. Тегаюв идр.) — теоретические основы, инновационной деятельности-(Л:С. Подымова,.В-АСластенинщщр:):
В основу разработки теоретической части модели положены: теория^ готовности* к профессиональнойдеятельности (В.В. Афанасьев, А. ИМищенко, В. И: СергееваЭ.И. СокольниковаА. И: Щербаков и др.) — идеи формирующего влияния среды. на личность (Л.Б. Аболин, АС. Макаренко, В.А. СухомлинскийД.И. Фельдштейн, I I.E. Щуркова и др.) — теория самовоспитания (O.F. Дробницкий, А.И. Кочетов-. ГШ. Осипов- №И: ЛегостаевЛ. ИРувинскийИ-ФХарламовА.А* Шаталов и др:) — теория формирования потребностейинтересов, мотивов, ценностных ориентаций (А.Г. КовалевA. Mf Прихожан, Е. И. Сухова, М. Г. Тайчинов и др.), теория: управления и самоуправления (Ю.А. Конаржевский,. М: М. 11оташник, Т. А. Строкова и др.).
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы был использован комплекс методов: анализ философской, социально-педагогическойпсихологической-, литературы по проблеме исследования-, анализ нормативных документов по организации самоуправляющей деятельностинаблюдение, беседы, анкетирование, тестирование, моделированиепедагогический экспериментметоды математической и статистической обработкикачественный, и количественный анализ полученных данных педагогического эксперимента.
Исследование проводилось в три этапа с 2000 по 2009 год.
Первый этап — поисково-теоретический (2000;2001 гг.). Он был посвящен изучению и анализу философской, социально-педагогической, психологической литературы по проблеме исследования, изучался опыт работы вузов и школ нашей страны по развитию самоуправленческой деятельности обучающихсясоциальный заказ, требования к современной школе и выпускникам вузавыяснялись состояние и тенденции развития самоуправленческой^ деятельностиопределению проблемы, цели, гипотезы и задач исследованияпроведению констатирующего этапа эксперимента, I разработке программы опытно-экспериментальнойфаботы.
На втором, этапе, формирующем (2002;2008; гг.), проводился' педагогический эксперимент, в ходе которого реализовалась модель подготовки студентов^ педагогического вуза к профессиональной деятельности на основе студенческого самоуправления.
Третий этап, аналитико-обобщающий (2008;2009 гг.), посвящен подведению итогов опытно-экспериментальной работы, обработке экспериментальных данных, обобщению результатов исследования, дополнительной проверке и формулировке научных выводов, практических рекомендаций по их внедрению в педагогическую практику, оформление рукописи диссертации.
Научная новизна исследования заключена в следующем:
— определена совокупность положений и идей, составляющих теоретико-методологическую основу подготовки студентов педагогического вуза к профессиональной деятельности на основе студенческого самоуправления исходя из взаимодействия основополагающих подходов: деятельностного, компетентностного и др., при ведущей роли интегративного, который предполагает единство теории и практики и рассматривается не как сумма знаний, а как разрешение обозначенных противоречийтворческого поискавыработки собственных инновационных педагогических средств и результатов;
— уточнено понятие «подготовка студента педагогического вуза к профессиональной деятельности на основе студенческого самоуправления», которое рассматривается как процесс профессиональной практической-подготовки, направленный на развитие специальных компетенцийспособствующих проявлению лидерских качеств, организационной самостоятельности, активности и творчества студентов;
— разработана, и апробирована модель подготовки, студента педагогического вуза к профессиональной1 деятельности на. основе студенческого самоуправлениявключающая: цель, задачиподходы, принципы, компоненты, направления содержания, субъекты, этапы, предполагаемый результат;
— разработаны содержание и структура профессиональной подготовкистудентов, на", основе интегративного подхода, направленные на адаптацию и овладение проектной, организационно-воспитательной! и профессионально-компетентностной деятельностью, обеспечивающие формированиеспособности самостоятельного переноса знаний, видения проблемкомбинирования известных способов в процессе студенческого самоуправления в условиях вуза;
— определены, критерии оценки подготовки студентов педагогического вуза к профессиональной деятельности на основе студенческого самоуправления в условиях вуза (мотивационно-ценностный, субъектно-деятелъностный, профессионально-личностный) — уточнены показатели, отражающие: а) направленность на учебно-воспитательную и исследовательскую педагогическую деятельностьсамостоятельность в постановке цели и ее достижениипредставление о себе как о профессионалеб).
11 коммуникативная и ' интеллектуальная компетентностьпроектно-организаторская компетентностьнаправленность на создание среды, способствующей установлению диалогических отношений между субъектами в процессе студенческого самоуправленияпотребность в творчествев) постоянное стремление к профессиональному совершенствованиюстремление г создавать условия для личностного саморазвития и выработки индивидуального' стилявладение педагогической рефлексией и совершенствование своего мастерства в процессе студенческого самоуправленияустановлены уровни: низкий, средний, высокий.
— выявлены, педагогические условия4 (внешние и внутренние), обеспечивающие эффективность подготовки" студентов педагогического вуза к профессиональной деятельности на основе студенческого самоуправления:
• внешние: создание условий для эффективной подготовки студентов к организации педагогической деятельности на1 основе использования возможностей самоорганизации студенческой жизниорганизация работы студенческогосамоуправления' в общежитии и проведение мероприятий, предусмотренных планом работы студенческогосовета общежития участие студентов в: научно-практических конференциях и семинарах, смотрах, конкурсах, заседаниях круглых столов, профильных педагогических отрядах, встречи с представителями государственных, общественно-политических и административных структур города, округа, области, национальных диаспорпроведение экологических акций, массовых оздоровительных физкультурных и спортивных мероприятиях, организации досуга студенческой молодежи и др.;
• внутренние: модельное обоснование организации студенческого самоуправления, планы воспитательной работы на факультетах, внутривузовская интеграция, обеспечение системности научно-теоретических и прикладных компетенций студентов, а также их личностное развитие.
— разработано учебно-методическое сопровождение подготовки студентов педагогического вуза к профессиональной деятельности на основе студенческого самоуправления (концепция воспитательной деятельности;
12 методическое руководство по организации студенческого самоуправления" в вузесборник нормативных документовпрограмма курса «Организация: работы по развитию самоуправления».).
Теоретическая значимость исследования: уточнено понятие «подготовка студента педагогического вуза в профессиональной^ деятельности, на основе студенческого самоуправления^ рассматриваемое как процесс профессиональной, подготовкинаправленный на развитие специальных компетенций-, необходимых для: организационно-педагогической^ деятельности педагога;
— раскрыты и научно обоснованы структура и содержание-профессиональной подготовки студентов? педагогического вуза, в процессе студенческогосамоуправленияопределена^ последовательность этаповорганизации* студенческого самоуправления, что содействует становлению специальных компетенцийнаправленных на развитие активности, самостоятельноститворчествами ответственности студентовразработаны* теоретические основы процесса подготовки студента педагогического-. вуза, к профессиональной деятельности: наоснове студенческого самоуправления;
— установлены и обоснованы критериипоказатели и уровни! сформированное&tradeспециальных компетенций подготовки студентов педагогического"вуза на основе студенческого самоуправления.
Результаты исследования^могут служить основой’дальнейшей разработки данной проблемы.
Практическая значимость, исследования заключается в том, — что представленные выводы и рекомендации-, создают предпосылки для эффективного педагогического обеспечения?, процесса практико-ориентированной подготовки студентов вуза? к осуществлению педагогической профессиональной деятельности. Результаты исследования будут способствовать оптимальной организации. педагогической практики студентов. Материалы исследования могут быть использованы в системе обучения.
13 студентовпедагогических колледжей и вузов, системе курсовой переподготовки и повышения квалификации педагогов, в их профессиональном самосовершенствовании и саморазвитии.
Авторская концепция воспитательной деятельности педагогического вуза, программа организации студенческого самоуправления может обеспечить качественную подготовку студентов к дальнейшей профессиональной деятельности. Разработанный сборник нормативных документов по организации воспитательной работы в педагогическом вузе вносит определенный, вклад в дальнейшее развитие содержания— и структуры, студенческого самоуправления*, как условия профессиональной подготовки студентов в современной системе образования: Диагностические методики и социологические исследования, представленные в диссертации, успешно реализованы в процессе подготовки студентов-педагогов к практической деятельности.
Апробация и" внедрение результатов исследования: Основные результаты исследования отражены в Концепции воспитательной деятельности Нижневартовского государственного педагогического института (24.05.2005г. Приказом Федерального агентства по образованию Российской Федерации № 413 Нижневартовский государственный педагогический институт переименован в Нижневартовский государственный гуманитарный университет), методическом руководстве для преподавателей и студентов «Студенческое самоуправление в Нижневартовском государственном педагогическом институте», в. сборнике нормативных, документов, по организации воспитательной деятельности в Нижневартовском государственномпедагогическом институте, в программе курса по организации работы по развитию самоуправления (ученического, студенческого) в образовательных учреждениях и 17 научных статьях.
Теоретические положения исследования были представлены на: заседаниях кафедры общей и социальной педагогики НГГУ, международной, всероссийских, региональных и межвузовских научно-практических конференциях, проведенных в гг. Москве, Санкт-Петербурге, Сургуте, Нижневартовске, Тобольске.
Модель студенческого самоуправления Нижневартовского государственного педагогического института получила диплом II степени на II Всероссийском конкурсе моделей и проектов студенческого самоуправления в 2004 г. в г. Москве.
Внедрение результатов исследования осуществлялось в: НГГУ, Нижневартовском' социально-гуманитарном колледже, Нижневартовском филиале ЮУрГУ. Нижневартовском Координационном, центре молодежных социальных проектов, МОСШ № 1, МОСШ № 3.
Достоверность и обоснованность полученных результатов и выводов^ исследованияобеспечиваются использованием" целостного, системного, деятельностного, личностно ориентированного, компетентностного, средового, аксиологического, подходовсочетанием теоретических и эмпирических методов* исследования, адекватных их предметуанализом, реальной педагогической практики и инновационного аппаратаразносторонней апробацией и внедрением результатовисследования в практикууровнем готовности студентов к профессиональной деятельности на основе студенческого самоуправления.*.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Уточненное понятие «подготовка студентов педагогического вуза к профессиональной деятельности на основе студенческого самоуправления», которое рассматривается как процесс профессиональной практической подготовки, направленный на развитие специальных компетенций, способствующих проявлению" лидерских качеств, организационной самостоятельности, активности и творчества студентов.
Студенческое самоуправление представляет собой целостную саморазвивающуюся систему, являющуюся в то же время частью целого, более высокого порядка, каковым в нашем исследовании выступает система организации учебно-воспитательного процесса и внеаудиторной деятельности студентов. С позиции целого, самоуправленческая деятельность студентов является той средой, в которой формируются профессиональные навыки и умения, необходимые для дальнейшей организационно-педагогической деятельности будущих специалистов (педагогов).
2. Модель подготовки студентов педагогического вуза к профессиональной деятельности на основе студенческого самоуправления.
Данная модель включает: цель — подготовка студентов к профессиональной деятельности на основе студенческого самоуправления с учетом необходимости развития специальных компетенцийзадачиформирование у студентов социально-этических принциповпознавательных способностей и интересов, навыков самообразования и потребности научного творчества, создание условий для реализации творческих способностей студентов и усвоения культурно-исторических ценностейвыявление и развитие задатков, общих и специальных способностей, индивидуальности личности, возвышение ее творческого потенциала и способности к саморазвитиювоспитание потребности к трудуконкурентноспособности в профессиональной сфере и во всех других сферах жизнедеятельностисоздание полноценной социально-педагогической воспитывающей средывоспитание потребности в здоровом образе жизниподходы — системный, деятельностный, интегративный, компетентностный, субъектный и др.- принципы — демократизма, духовности, патриотизма, конкурентоспособности, толерантности, индивидуализма, вариативностикомпоненты — целевой, содержательный, регулятивныйнаправления содержания — нравственное, гражданское (патриотическое), профориентационное, физическое, эколого-валеологическое, культурно-эстетическоесубъекты — согласованное функционирование профсоюзной организации студентов и студенческого центра (совета) — предполагаемый результат — сформированность специальных компетенций будущего специалиста к профессиональной деятельности на основе студенческого самоуправления.
3. Содержание и структура этапов подготовки студентов к профессиональной деятельности на основе студенческого самоуправления (адаптивно-диагностический, проектно-исследовательский, организационно-воспитательный, профессионально-компетентностный).
4. Критерии оценки подготовки студентов педагогического вуза к профессиональной деятельности на основе студенческого самоуправления в условиях вуза.
— мотивационно-ценностный, включающий показатели: направленность на учебно-воспитательную и исследовательскую педагогическую деятельностьсамостоятельность в постановке цели и ее достижениипредставление о себе как о профессионале;
— субъектно-деятельностный, включающий. показатели: коммуникативная и интеллектуальная компетентностьпроектно-организаторская' компетентностьнаправленность • на создание среды, способствующей установлению диалогических отношений между субъектами в процессе студенческого самоуправленияпотребность в творчестве;
— профессионально-личностный, включающий показатели: постоянное стремление к профессиональному совершенствованиюстремление создавать условия для личностного саморазвития и выработки индивидуального стилявладение педагогической рефлексией и совершенствование своего мастерства в процессе студенческого самоуправления.
Уровни (низкий, средний, высокий) подготовки к профессиональной деятельности студента на основе студенческого самоуправления.
5. Педагогические условия (внешние и внутренние), обеспечивающие эффективность подготовки студентов педагогического вуза к профессиональной деятельности на основе студенческого самоуправления:
• внешние: создание условий для эффективной подготовки студентов к организации педагогической деятельности на основе использования возможностей самоорганизации студенческой жизниорганизация работы.
17 студенческого самоуправления в общежитии и проведение мероприятий, предусмотренных планом работы студенческого совета общежитияучастие студентов в: научно-практических конференциях и семинарах, смотрах, конкурсах, заседаниях круглых столов, профильных педагогических отрядах, встречи с представителями государственных, общественно-политических и административных структур города, округа, области, национальных диаспорпроведение экологических акций, массовых оздоровительных физкультурных и спортивных мероприятиях, организации досуга студенческой молодежи и др.;
• внутренние: модельное обоснование организации студенческого самоуправления, планы воспитательной работы на факультетах, внутривузовская интеграция, обеспечение системности научно-теоретических и прикладных компетенций студентов, а также их личностное развитие.
Структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (217 наименований), приложения. В диссертации имеются 9 таблиц, 5 схем, 2 диаграммы. В приложении приведены материалы опытно-экспериментальной работы, подтверждающие выводы исследования.
Выводы по второй главе.
Основываясь на психологическом понимании сущности готовности к деятельности и особенностей освоения передового опыта как конкретного вида деятельности педагогов, мы определили готовность к организационно-педагогической деятельности как состояние высокой активности личности, характеризующееся наличием у нее психологической установки на выполнение преобразующих действий и компетентности по их осуществлению.
Исходя из классических представлений о механизме интериоризации, логику перехода инноваций во внутренний план личности мы представили в виде своеобразной цепочки последовательных психологических новообразований: положительное восприятие инноваций, осознание их сути и педагогического эффектана новое, проявление к нему интересапринятие нового, проявление личного предпочтения к его отдельным элементам, приверженности к нимформирование ценностной ориентации? на инновации на основе личностно значимых и предпочитаемых отдельных из нихполное усвоение инновационных ценностейустойчиво определяющих деятельность личности.
Названная психологическая закономерность усвоения инноваций и овладения^ ими обусловила и логику развертывания самоуправленческой деятельности, и логику выстраивания взаимодействия ее субъектов.
Формирование готовности будущих педагогов ^ к инновационной-организационно-педагогической деятельности предполагает наличие определенных педагогических условий: (внешних и внутренних), обеспечивающие эффективность подготовки студентов* педагогического вуза к профессиональной деятельности на основе студенческого самоуправления:
• внешние: создание условий для эффективной подготовки студентов к организации 'педагогической деятельности на основе использования возможностей самоорганизации студенческой жизниорганизация работы студенческого самоуправления в общежитии и проведение мероприятий, предусмотренных планом работы студенческого совета общежитияучастие студентов в: научно-практических конференциях и семинарах, смотрах, конкурсах, заседаниях круглых столов, профильных педагогических отрядах, встречи с представителями государственных, общественно-политических и административных структур города, округа, области, национальных диаспорпроведение экологических акций, массовых.
172 оздоровительных физкультурных и спортивных мероприятиях, организации досуга студенческой молодежи и др.;
• внутренние: модельное обоснование организации студенческого самоуправления, планы воспитательной работы на факультетах, внутривузовская интеграция, обеспечение системности научно-теоретических и прикладных компетенций студентов, а также их личностное развитие.
Эти условиямогут быть созданы, если, самоуправленческую деятельность студентов в вузе рассматривать как часть учебно-воспитательного процесса по формированию умений и навыков организационно-педагогической деятельности, и в качестве средства формирования готовности к такого рода деятельностииспользовать специально разработанную систему организационно-моделирующих игр.
В соответствии с принципом, сформулированным А. Н. Леонтьевым, К. К. Платоновым, Б. Н1 Тепловым, согласно которому для успешного формирования того или иноготипа* деятельности субъект должен осуществлять деятельность по своему психологическому содержанию адекватную, формируемой. Мы обеспечили максимальное сближение самоуправленческой и предстоящей педагогической деятельности.
Нами была выстроена и использована для формирования* у студентов готовности система самоуправленческой деятельности и взаимодействия в ней ее субъектов, которая включила в себя усложнение содержание самоуправленческой деятельности (от репродуктивной, предполагающей наличие исполнительских позиций и качеств, до творческой, требующей самостоятельности, конструктивности, креативности) — расширение ее диапазона (микрогруппа, академическая группафакультет, вуз) — последовательное увеличение числа субъектов, самоуправления (педагог, актив, все участвующие) — изменение характера взаимосвязанности студентов и преподавателей в процессе совместной инновационной деятельности (опосредованной, педагогическое руководство, сотрудничество).
Результаты диагностического обследования подтвердили верность наших теоретических представлений об условиях и средствах, необходимых для формирования у студентов готовности к будущей организационно-педагогической деятельности.
Заключение
.
В настоящее время обнаруживается необходимость перестройки существующей системы профессионально-педагогической подготовки будущего педагога с учетом потребности в осуществлении в рамках профессиональной работы многофункциональной организационно-педагогической деятельности. Это предполагает направленность всей педагогической подготовки не только на изучение отдельных предметов, но и на формирование готовности к целостной профессиональной деятельности.
1. Уточнено понятие «подготовка студентов педагогического вуза к профессиональной деятельности на основе студенческого самоуправления», которое рассматривается как процесс профессиональной практической подготовки, направленный на развитие компетенций, способствующих проявлению лидерских. качеств, организационной самостоятельности, активности и творчества студентовпроанализирована совокупность положений и идей интегративного подхода, составляющих теоретико-методологическую основу формирования профессиональной компетентности студентов на базе субъектного, системного, деятельностного, интегративного и компетентностного подходов в процессе студенческого самоуправления в условиях педагогического вуза.
2. Модель подготовки студентов педагогического вуза к профессиональной деятельности на основе студенческого самоуправления обоснована с позиции взаимосвязи целей, задач, подходов, принципов, компонентов, направлений содержания, субъектов, этапов, критериев, показателей, уровней и предполагаемого результата.
3. Обоснованы и апробированы структура и содержание подготовки студентов педагогического вуза в процессе подготовки к профессиональной деятельности на основе студенческого самоуправления в вузе.
4. Определены критерии, показатели и уровни подготовки студентов педагогического вуза к профессиональной деятельности на основе студенческого самоуправленияв условиях вуза:
— мотивационно-ценностный, включающий показатели: направленность на учебно-воспитательную и исследовательскую педагогическую деятельностьсамостоятельность в постановке цели и ее достижениипредставление о себе как о профессионале;
— субъектно-деятельностный, содержащий показатели: коммуникативная и интеллектуальная компетентностьпроектно-организаторскаякомпетентностьнаправленность на создание среды, способствующей установлению диалогических отношений между субъектами в процессе студенческого самоуправленияпотребность в творчестве;
— профессионально-личностный, оценивающийсяпоследующим показателям: постоянное стремление к профессиональному совершенствованиюстремление создавать условия для< личностного саморазвития и выработки индивидуального стилявладение педагогической рефлексией и совершенствование своего мастерства, в процессе студенческого, самоуправленияустановлены уровни: низкий, средний, высокий.
5. Теоретически" и экспериментально обоснованы. Педагогические условия (внешние и внутренние)^ обеспечивающие эффективность подготовки студентов педагогического вуза к профессиональной деятельности на основе студенческого самоуправления: внешние: создание условий для эффективной подготовки студентов к организации педагогической деятельности на основе использования возможностей самоорганизации студенческой жизниорганизация^ работы студенческого самоуправления^ в общежитии и проведение мероприятий, предусмотренных планом работы студенческого совета общежитияучастие студентов в: научно-практических конференциях и семинарах, смотрах, конкурсах, заседаниях круглых столов, профильных педагогических отрядах,.
176 встречи с представителями государственных, общественно-политических и административных структур города, округа, области, национальных диаспорпроведение экологических акций, массовых оздоровительных физкультурных и спортивных мероприятиях, организации досуга студенческой молодежи и ДР— внутренние: модельное обоснование организации студенческого самоуправления, планы воспитательной работы на факультетах, внутривузовская интеграция, обеспечение системности научно-теоретических и прикладных компетенций студентов, а также их личностное развитие.
6. В процессе исследования разработано учебно-методическое сопровождение подготовки студентов педагогического вуза к профессиональной деятельности на основе студенческого самоуправления (концепция воспитательной деятельностиметодическое руководство по организации студенческого самоуправления в вузесборник нормативных документовпрограмма курса «Организация работы по развитию самоуправления».).
Таким образом, результаты педагогического эксперимента в целом подтвердили выдвинутую гипотезу, решены поставленные задачи. Проведенное исследование позволило сформулировать постановочные вопросы, решение которых способствовало бы совершенствованию самоуправленческой деятельности в качестве средства подготовки будущего педагога в вузе. Тема нашего исследования обширна, мы не претендовали на полное ее решение. По нашему мнению, дальнейшего исследования требуют следующие вопросы: обоснование самоуправления молодежи в учебных заведениях различного типа в условиях непрерывного образованияформирование у учащихся начального и среднего профессионального образования культуры самоуправленческой деятельностиметодическое обеспечение образовательного процесса и подготовка педагогических кадров этих учреждений к осуществлению самоуправленческой деятельности в учебных группах.
Список литературы
- Абдулина, О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. Учебное пособие для педагогических специальностей высших учебных заведений Текст. / О. А. Абдулина. — М.: — Просвещение, 1990.- 139с.
- Аванесьянц, Э.М., Руковиишикова, Е.Е. Учимся управлять Текст. / Э. М. Аванесьянц, Е. Е. Руковишникова М.: Специалист. — 1999. — № 3. — С. ЗФ-35.
- Адольф, В.А. Формирование профессиональной компетентности будущего учителя Текст. / В. А. Адольф // Педагогика. 1998. — № 1. — С.72 -75.
- Адольф, В.А. Теоретические основы формирования профессиональной компетентности Текст.: автореф. дис.. докт. пед. наук / В. А. Адольф. — М., 1998.-19 с.
- Акбаров, А.А. Формирование социальной активности будущего учителя через студенческое самоуправление Текст.: дис. канд. пед. наук / — А. А. Акбаров. Ташкент, 1991. — 118с.
- Акжалов, Б.Т. Система самоуправления в процессе развития ученического коллектива Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Б. Т. Акжалов — Алма-Ата, 1991. 25с.
- Акимова, О.В. Педагогическое стимулирование как средство всестороннего развития личности будущего учителя Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / О. В. Акимова Киев, 1989. — 24с.
- Акимова, А.П. О характере профессиональных умений в деятельности педагогов-мастеров Текст. / А. П. Акимова // Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. Д., 1973. — Вып. 1. — С. 14−17.
- Александров, Г. Н., Шарипов, Ф.В. и др. Из опыта моделирования личности специалиста Текст. / Г. Н. Александров //Вопросы педагогики высшей школы и частных методик Уфа, 1978. — Вып. 2. — С.118 — 129.
- Амонашвили, Ш. А. Созидание человека Текст. / Ш. А. Амонашвили М.: — Знание, 1982. — 95с.
- Андреев, В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: Основы педагогического творчества Текст. / В. И. Андреев — Казань: изд-во Казанского ун-та, 1988. — 236с.
- Анисшюв, В.Е., Пантина, Н.С. Методологические вопросы разработки модели специалиста Текст. / В. Е. Анисимов // Советская педагогика. 1977.-№ 5.-С. 100−108.
- Антилогова, JI.H. Этико-психологоческие аспекты труда учителя. Методическое пособие Текст. / JI.H. Антилогова Омск: 1992 — 39с.
- Аплетаев, М.Н. Управление образовательным процессом в учебном заведении Текст. / М. Н. Аплетаев Омск: АПКО, 1993. — 95с.
- Аронов, А.А. Актуальные проблемы воспитания учащейся молодежи. Условия эффективности решения воспитательных проблем. Методические рекомендации Текст. / А. А. Аронов М.: ИГПСиПК (ИПК СК), 1995.-28с.
- Атутов, П.Р. Технология и современное образование Текст. / П. Р. Атутов // Педагогика. 1996. — № 2. — С. 11−14.
- Афанасьев, В.Г. Человек в управлении обществом Текст. / В. Г. Афанасьев -М.: Наука, 1977. 16с.
- Афонина, Г. М. Педагогика. Курс лекций и семинарские занятия Текст. / Г. М. Афонина под ред. О. А. Абдуллиной Ростов-н/Д: Феникс, 2002.-287с.
- Бабанский, Ю.К. Педагогическая наука и творчество учителя Текст. / Ю. К. Бабанский // Советская педагогика. 1987. — № 2. — С.3−8.
- Байденко, В.И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы). Методическое пособие Текст. / В. И. Байденко М.: ИПКиПК, 2005. — 127с.
- Баландина, Т.Ю. Студенческое самоуправление. Монография Текст. / Т.Ю. Баландина-Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2007. 151с.
- Баранов, П.В., Сазонов Б. В. Игровая форма развития коммуникации, мышления, деятельности Текст. / П. В Баранов М.: МНИИПУ — 1989. — 342с.
- Барышников, Е.Н., Колесникова, И. А. О воспитании и воспитательных системах Текст. / Е. Н. Барышников СПб.: Сфера — 1996. -137с.
- Басова, В.М. Формирование социальной компетентности сельских школьников Текст.: дис.. докт. пед. наук. / В. М. Басова. Ярославль, 2004. -342с.
- Белозерцев, Е.П. Подготовка учителя в условиях перестройки Текст. / Е. П. Белозерцев М.: Педагогика, 1989. — 208с.
- Беляев, В.И. С.Т. Шацкий: эволюция представлений о целях воспитания Текст. / В. И. Беляев //Педагогика. 1995. -№ 4. — С.75−79.
- Беляева, В.А., Черных, А.П., Певчева, Т.В. Духовно-нравственное становление будущего учителя Текст. / В. А. Беляева // Педагогика. — 1998. -№ 5. С. 67 — 69.
- Бердяев, Н.А. О назначении человека Текст. / Н. А. Бердяев М.: изд-во Республика, 1993. — 383с.
- Бердяев, Н.А. Судьба России Текст. / Н. А. Бердяев М.: Советский писатель. — 1990. — 346с.
- Бердяев, Н.А. Философия свободного духа Текст. / Н. А. Бердяев — М.: Республика, 1994. 480с.
- Беспалъко, В.П. Слагаемые педагогической технологии Текст. / В. П. Беспалько М.: Педагогика, 1989. — 190с.
- Беспалъко, В.П., Татур, Ю.Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. Учебно-методическое пособие Текст. / В. П. Беспалько М.: Высшая школа, 1989. -144с.
- Бестужев-JIada, И. Поворот школы к человеку Текст. / И. Бестужев-Лада // Народное образование. 1995. — № 8- 9. — С.117- 120.
- Бгш-Бад, Б. М. Воспитание человека обществом и общества человеком Текст. / Б.М. Бим-Бад // Педагогика. 1996. — № 5. — С.3−10.
- Блинников, JI.B. Великие философы: Учебный словарь-справочник. 2-е изд., перераб. и доп. Текст. / Л. В. Блинников М.: Логос, 1997.-432с.
- Бодалев, А. А. Вершина развития взрослого человека: характеристики и условия достижения Текст. / А. А. Бодалев — М.: Флинта: Наука, 1998.- 168с.
- Бондаревская, Е.В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности Текст. / Е. В. Бондаревская // Опыт разработки концепции воспитания /отв. ред. Е. В. Бондаревская. Ростов-н/Д: РОИУУ, 1992.-4.1.-220с.
- Бондаревска, Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания Текст. / Е. В. Бондаревская //Педагогика. -1995. -№ 4. С.ЗЗ.
- Болотов, В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе Текст. / В. А. Болотов // Педагогика. -2003. -№ 10.-С. 46.
- Боровик, С.С., Клгшкина, Н.Ф. Личностно-ориентированное взаимодействие преподавателей и студентов Текст. / С. С Боровик //Специалист. 1999. — С.24−27.
- Буравихин, В.А. Учитель и общество Текст. / В. А. Буравихин //Педагогика, 1996. № 5. — С.60−63.
- Буслаева, Л.П. Ученическое самоуправление в русской дореволюционной школе и педагогике как средство воспитания учащихся Текст.: дис.. канд. пед. наук. / Л. П. Буслаева Ленинград, 1970. -346с.
- Валеев, И.И. Самоуправление учащихся как средство эффективности партриотического воспитания на материале национальных школ интернатов Башкирской АССР Текст.: дис.. канд. пед. наук. / И.И. Валеев-М., 1992.-193с.
- Варендонк, Ж. Детские сообщества Текст. / Ж. Варендонк М.: Изд-во работник просвещения, 1926. — 84с.
- Васильев, Ю.В. Педагогическое управление в школе: методология, теория, практика Текст. / Ю. В. Васильев — М.: Педагогика, 1990. 153с.
- Васильев, Ю.В. Управление в школе: методология, теория, практика Текст. / Ю. В. Васильев. М.: Педагогика, 1990. — 146с.
- Василькова, Ю.В., Василькова, Т.А. Социальная педагогика: Курс лекций. Учеб. пособие для студентов пед. вузов и колледжей Текст. / Ю. В. Василькова М.: Издательский центр Академия, 1999. — 440с.
- Вербицкий, А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход Текст. / А. А. Вербицкий М: Академия, 1991. — С.79.
- Винекеп, Г. Круг идей свободной школьной общины Текст. / Г. Винекен М.: — Кн. Изд-во Работник просвещения, 1922. — 51с.
- Виноградова, М.Д., Файнберг, Р.И. Развитие ученического управления в коллективной деятельности Текст. / М. Д. Виноградова // Советская педагогика, 1985. -№ 8. — С.52−55.
- Волкова, И. Конференция по воспитанию и развитию личности студентов Текст. / И. Волкова // Вестник высшей школы. 1999. — № 5. -С.20.
- Волчок, Т.И. Самоуправление как средство результативности подготовки будущего учителя в условиях обновления общества Текст. / Т. И. Волчок // Среднее профессиональное образование, 1999. № 10. — С. 18−20.
- Воспитательная система школы: аспект моделирования. Учебн.-метод. пособие Текст. / авт.сост. Е. Н. Степанов, JI.B. Байбородова, C.JI. Паладьев. Псков: ПОИПКРО, 1994. — 94с.
- Воспитательная система школы: сб. статей Текст. /отв. ред. Л. И. Новикова. -М.: Педобщество РСФСР, 1991. -С.121.
- Гайденко, 77.77. Философия Фихте и современность Текст. / П. П. Гайденко М.: Мысль, 1079. — 288с.
- Гершунский, Б.С. Образование в третьем тысячелетии: гармония знания и веры Текст. /Б.С. Гершунский // Педагогика. 1998. — № 2. — С.49−57.
- Гершунский, Б.С. Стратегические приоритеты образования в России Текст. / Б. С. Гершунский // Педагогика. 1996. № 5. — С.46−54.
- Гершунский, Б.С. Философия образования Текст. / Б. С. Гершунский // Педагогика. М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1998. -432с.
- Гершунский, Б.С. Философия образования: научный статус и задачи Текст. / Б. С. Гершунский // Советская педагогика. 1991. — № 4. -С.67−74.
- Гершунский, Б.С., Шейрман, Р. Общечеловеческие ценности в образовании Текст. / Б. С. Гершунский //Педагогика. 1992. — № 5−6. — С. З-13.
- Гессен, С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию Текст. / С. И. Гессен, отв. ред. и сост. П. В. Алексеев. — М.: Школа-Пресс, 1995.-448с.
- Гликлшн, И. Актуальные проблемы воспитания будущих учителей Текст. / И. Гликман //Вестник высшей школы, 1999. № 8. — С.32−35.
- Гордин, Л.Ю. Организация классного ученического коллектива Текст. / Л. Ю. Гордин М.: Просвещение, 1984. — 274с.
- Гордин, Л.Ю. Школа инициативы и самостоятельности /из опыта работы школ г. Таганрога Текст. / Л. Ю. Гордин М.: Педагогика, 1984. -112с.
- Городенко, Л.П., Ежукова И. Ф., Махутов Б.Н, Полищук, В.И., Ротова Л. И. Концепция воспитательной деятельности Hi 11И Текст. / Л. П. Городенко — Нижневартовск: Нижневарт. гос. пед. институт, 2003. — 41с.
- Гриценко, Л.И. Теория и практика обучения: интегративный подход. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений Текст. / Л. И. Гриценко М.: Пресса, 2008. — С. 66.
- Громыко, Ю.В. Организационно-деятельностные игры и развитие образования Текст. / Ю. В. Громыко — М.: Независимый Методологический Университет, 1992.-С. 76.
- Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня (в описаниях их авторов и исследователей) Текст. / Редактор — составитель Е. И. Соколова, под общей редакцией Н. Л. Селивановой. — М.: Педагогическое общество России, 1998. — 336с.
- Гуманистические идеи, социально-педагогические эксперименты, бюрократические извращения в развитии отечественной школы. Межвуз. сбор. науч. тр. Текст. / РГПУ им. А. И. Герцена. СПб.: Образование, 1993. -С.32−48.
- Давыдов, В.В. Воспитание молодежи в новых социально-экономических условиях Текст. /В.В. Давыдов // Советская педагогика. — 1991. -№ 7. -С. 3−16.
- Джуринский, А.Н. Новые тенденции в воспитании школьной молодежи стран Запада Текст. / А. Н. Джуринский // Советская педагогика. — 1990. -№ 7. -С.118−124.
- Дружшов, С. А. Профессиональная компетентность и профессионализм педагога: психологический подход Текст. / С. А. Дружилов // Сибирь. Философия. Образование. Научно-публицистический альманах -Новокузнецк: СО РАО, ИПК, 2005. Выпуск 8. С. 26−44
- Дьяченко, М.И., Кандыбович, Л.А. Психология высшей школы Текст. / М. И. Дьяченко Минск: Книга, 1978. — 205с.
- Евликов, B.C., Скобов, А.П. Развитие самоуправления в пединститутах в условиях перестройки высшей школы Текст. / B.C. Евликов // Научный коммунизм. 1989. — № 2. — С.27−31.
- Ежукова, И.Ф. Студенческое самоуправление в воспитательной системе вуза Текст. / И. Ф. Ежукова // Проблемы современного образования: Межвузовский сборник научных трудов Москва: РУДН, МАНПО, 2006 -С.79 — 82.
- Ежукова, И.Ф. Студенческое самоуправление в Нижневартовском государственном педагогическом институте Текст. / И. Ф. Ежукова // Методическое руководство для преподавателей и студентов. — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. пед. ин-та, 2005. — 28с.
- Загвязинский, В.И. Инновационные процессы в образовании и педагогическая наука Текст. / В. И Загвязинский //Инновационные процессы в образовании. Тюмень: ТГУ, 1990. — С.5−14.
- Загвязинский, В.И. Педагогическое творчество учителя Текст. /
- B.И Загвязинский -М'.: Педагогика, 1987. 160с.
- Закон РФ «Об образовании». М.: Новая школа, 1992. — 57с.
- Зеер, Э.Ф. Психология профессии. Текст. / Э. Ф. Зеер М.: Академ-кника, 2005. — С. 123.
- Зимняя, И.А. Принципы формирования общей модели воспитания в вузе. Материалы Всероссийской НПК «Воспитание и развитие личности студент в условиях современного вуза» И. А. Текст. / И. А. Зимняя. — М., 2000.
- Зинченко, В.П. О целях и ценностях образования Текст. / В. П. Зинченко // Педагогика. — 1997. № 5. — С.3−16.
- Зорина, Л.Я. Отражение идей самоорганизации в содержании образования Текст. / Л. Я. Зорина // Педагогика. 1996. — № 4. — С. 105 — 109.
- Изосгшов, Н.М. Ученическое самоуправление в средней школе как средство воспитания активности: Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук. / Н. М. Изосимов Л., 1964. — 18с.
- Ильина, Т.А. Педагогика. Курс лекций. Учебное пособие для студентов пед. институтов. Текст. / Т. А. Ильина М.: Просвещение, 1984. -496с.
- Интеллектуально-деловая игра «Дархан» /Проекты по развитию детского самоуправления Текст. //Молодежный вестник. — 1998. — № 6. —1. C.5−36.
- История социальной педагогики: Хрестоматия-учеб, пособие Текст. /под ред.A.M. Галагузовой. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.- 544с.
- Кагерманъян, B.C. и др. Управление внеучебной деятельностью. Учебно-методическое пособие Текст. /B.C. Кагерманьян. М.: Новая школа, 2004 — 234с.
- Казакова, А.Г. Методическое обеспечение целостного воспитательного процесса. Методические рекомендации Текст. / А. Г. Казакова М.: ИПКиПК (ИПК СК), 1995. — 16с.
- Капустин, Н.П. Школьное самоуправление как фактор формирования активной жизненной позиции учащихся. Из опыта работы СШ № 71 Кунцевского р-на г. Москвы Текст. / Н. П. Капустин // Советская педагогика. 1980. — № 8. — С.65−68.
- Караковский, В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности- основа целостного учебно-воспитательного процесса Текст. / В. А. Караковский М.: Академ-книга, 1993. — 80с.
- Караковский, В.А., Новикова, Л.И., Селиванова, H.JI. Воспитание? Воспитание. Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем Текст. / В. А. Караковский. М.: Новая школа, 1996. — С. 18.
- Карпов, А.В. Психология принятия управленческих решений Текст. / А. В. Карпов под ред. В. Д. Шадрикова. М.: Юристь, 1998. — 132с.
- Касаткин, А. С. Взаимосвязь самоуправления учащихся и управленческой деятельности руководителей профессионального училища Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук. / А. С. Касаткин — СПб, 1996. 18с.
- Князева, Т. С. Проблема самоуправления воспитанников в теоретическом наследии и опыте А.С. Макаренко Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук. /Т.С. Князева -М., 1981. -25с.
- Козлова, О.Н. Введение в теорию воспитания. Пособие для преподавателей Текст. / О.Н. Козлова-М.: Интерпракс, 1994. 78с.
- Козьменко, JI.A., Иванова, B.C. О педагогике сотрудничества Текст. / JI.A. Козьменко //Специалист. 1999. — № 5. — С.20.
- Коллектив. Личность. Общение: Словарь социально-психологических понятий под ред. Е. С. Кузьмина. Л.: Лениздат, 1987.
- Кон, И. С. Личность как субъект общественных отношений. Текст. / И. С. Кон -М.: Знание, 1966. 48с.
- Конаржевский, Ю.А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управление школой Текст. / Ю. А. Конаржевский -М.: Новая школа, 1986. 143с.
- Конаржевский, Ю.А. Система. Анализ. Урок Текст. / Ю. А. Конаржевский Псков: ПОИПКРО, 1996. — С.31.
- Кондаков, М. И Теоретические основы школоведения Текст. / М. И. Кондаков М.: Академия, 1982. — 191с.
- Кротов, В.М. Самоуправление школьников. 3-е изд., доп. и перераб. Текст. / В. М. Кротов -М.: Просвещение. 1981 208с.
- Краткий словарь по социологии под общ.ред. Д. М. Гвишиани, Н. И. Лапина. М., 1988. — С.296−297.
- Крыштановский, А.О. Анализ социологических данных с помощью пакета SPSS: Учеб. пособие для вузов Текст. / А. О. Крыштановский -М.: Изд. дом ГУ-ВШЭ, 2006. 258с.
- Крещенко, И.И. Студенческое самоуправление в процессе становления личности будущего учителя Текст.: дис.. канд. пед. наук. / И. Н. Крещенко М., 1991. — 208с.
- Крупенина, М.В. Дети о самоуправлении Текст. / М. В. Крупенина // Вестник просвещения. 1923. — № 2. — С.98−104.
- Крупская, Н.К. Детское самоуправление в школе. Пед.соч.в шести томах. Т.4. Текст. / Н. К. Крупская -М.: Педагогика, 1978. — С.344−353.
- Крупская, Н.К. О школьном самоуправлении. Пед.соч. в десяти томах. — Т.1. Текст. / Н. К. Крупская -М.: изд.-во Акад.пед.наук. С.240−248.
- Крупская, Н.К. О школьном самоуправлении Текст. / Н. К. Крупская. Сост. В. М. Кротов М.: Просвещение, 1964. — 207с.
- Крупская, Н.К. Педагогические сочинения в 10 т. Текст. / Н. К. Крупская М. Просвещение, 1957. — Т.1. — С 56−57
- Крупская, Н.К. Станислав Теофилович Шацкий. Пед.соч.в шести томах Текст. / Н. К. Крупская М.: Педагогика, 1978. — Т.6. — С.41−42.
- Крупская, Н.К. Школьное самоуправление. Пед.соч.в шести томах. Текст. / Н. К. Крупская М.: Педагогика, 1978. — Т.2 — С. 384−387.
- Кузьмина, Н.В. Способность, одаренность, талант учителя Текст. /Н.В. Кузьмина-Л.: Знания, 1985.-32с.
- Кузьмина, Н. В Гинецинский В. И. Актуальные проблемы профессионально-педагогической подготовки учителя Текст. / Н. В. Кузьмина // Советская педагогика. 1982. — № 3. С. 63−66.
- Кульневич, С.В. Педагогика личности от концепций до технологий Текст. / С. В. Кульневич М.: ТЦ «Учитель», 2001. — 127с.
- Лазарев, B.C., Афонасьева, Т.П., Елисеева, И.А., Пуденко, Т. Н. Руководство педагогическим коллективом: модели и методы Текст. / B.C. Лазарев под ред. Лазарева В. С — М.: Центр социальных и экономических исследований, 1995.- 187с.
- Лосский, Н.О. Условия абсолютного добра: Основы этики- характер русского народа Текст. / Н. О. Лосский М.: Политиздат, 1991. -368с.
- Макаренко, А.С. Воспитание гражданина Текст. / А. С. Макаренко -М.: Просвещение, 1988. 300с.
- Макаренко, А.С. Методика организации воспитательного процесса Текст. / А. С. Макаренко // Соч. в 7 томах. М.: Просвещение, 1978 — Т.5. — С. 77
- Макаренко, А.С. Опыт методики детской трудовой колонии Текст. / А. С. Макаренко // Соч. в 7 томах. — М.: Просвещение, 1978 — Т.5. С. -94
- Макаренко, А.С. Проблемы школьного советского воспитания Лекции Текст. / А. С. Макаренко //Соч. в 7 томах. — М.: Просвещение, 1978 — Т.5.-С. 45
- Малъкова, З.А. Ученический комитет в советской школе Текст.: дис.. канд. пед. наук. / З. А. Малькова М.: Просвещение, 1956. — 58с.
- Мальцева, B.C. Самоуправленческая деятельность как средство-подготовки будущих учителей к осуществлению инновационных преобразований в современной школе Текст.: дис.. канд. пед. наук. / B.C. Мальцева Тюмень, 1996. — 114с.
- Маркова, А.К. Психологические, критерии и ступени профессионализма учителя Текст. / А. К. Маркова // Педагогика. 1995. № 6. -С. 55−63.
- Митина, Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях Текст. / Л. М. Митина // Вопросы психологии. 1997. № 4. — С. 28−38.
- Мищенко, А.И. Формирование профессиональной готовности учителя к реализации целостного педагогического процесса Текст.: дис.. докт. пед. наук. / А. И. Мищенко М., 1992. 311с.
- Моделирование воспитательных систем: теория практике Текст. / под ред. Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой. — М.: изд-во РОУ, 1995. — 145с.
- Назаренко, В.Л. Взаимодействие управления и самоуправления как средство оптимизации социальной и профессиональной подготовки специалистов на опыте средних специальных учебных заведений Текст.: дис.. канд. пед. наук. / В-.Л. Назаренко М., 1994. -150с.
- Наумов, С.В. Организационно-деятельностные игры Текст. / С. В. Наумов -М.: Природа, 1987. -N 4. С.24−33.
- Немое, Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3-х кн. Общие основы психологии -3-е изд. Текст. / Р. С. Немов М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. — 688с.
- Нецветаев, П.А. Самоуправление ученического коллектива — школа гражданской зрелости Текст. / П. А. Нецветаев // Среднее специальное образование. 1986. — № 1. — С. 43.
- Никандров, Н.Д. Ценности как основа целей воспитания Текст. / Н. Д. Никандров // Педагогика. 1998. -№ 3. — С.3−10.
- Никандров, Н.Д. Духовные ценности и воспитание человека Текст. / Н. Д. Никандров // Педагогика. 1998. — № 4. — С.3−8.
- Никонорова, И.Я. Особенности использования системно-структурного критерия в определении профессиональной компетентности учителя Текст.: дис.. канд. пед. наук. / И .Я. Никонорова — Комсомольск-на-Амуре, 2003.-160с.
- Новиков, A.M. Принципы демократизации профессионально образования Текст. / A.M. Новиков // Педагогика. 2000. — № 1. — С.20−27.
- Новикова, Л.И. Воспитательная система школы: исходные позиции Текст. / Л. И: Новикова // Советская педагогика. 1991. — № 11. — С.61−64.
- Ожегов, С.И. Словарь русского языка Текст. / С. И. Ожегов — М., 1973. С. 576.
- Опалихин, В.М. Проблемы педагогического руководства ученическим самоуправлением Текст. / В. М". Опалихин // Советская педагогика. 1980. — - С. 60 — 64.
- Платонов, К.К. О системе психологии Текст. / К. К. Платонов — М.: Планета, 1972. -216с.
- Попова, В.Р. Развитие профессиональной компетентности студентов педагогического колледжа Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук. / В. Р. Попова Екатеринбург, 2001. — 29с.
- Поташник, М.М. Управление развитием образовательного учреждения Текст. / М. М. Поташник // Педагогика. 1995. — № 2. — С.20−26.
- Прангишвили, А. С. Проблема установки на современном уровне разработки грузинской психологической школой. Психологические исследования, посвященные 85-летия со дня рождения Д. Н. Узнадзе Текст. / А. С. Прангишвили Тбилиси, 1973. — 191с.
- Присяжная, А.Ф. Прогностическая компетентность преподавателей и обучаемых Текст. / А. Ф. Присяжная // Педагогика. 2005. — № 5. С. 56−64.
- Приходько, Н.И. Педагогические основы ученического самоуправления. Кн. для учителя Текст. / Н. И. Приходько М.: Просвещение. — 1991. — 126с.
- Приходько, Н. И, Мищик, Л. И. Без руля и без ветрил Текст. / Н.И. Приходько// Вестник высшей школы. 1987. — № 4. — С. 31 — 33.
- Развитие идей А. С. Макаренко в теории и методике воспитания Текст. / под ред. В. М. Кротова. М.: Педагогика, 1989. — 320с.
- Расхупкин, В.Н. Самоуправление школьников в учебном процессе как фактор формирования направленности личности Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук. / В. Н. Расхупкин М., — 18с.
- Раченко, ИЛ. Проблемы научной организации труда в высшей школе Текст. / И. Л. Раченко М., 1987. — 63с.
- Решетников, П.Е. Нетрадиционная технологическая система подготовки учителей: Рождение мастера: Кн. для преподавателей высш. и средн. пед.учебн. заведений Текст. / П. Е. Решетников — М.: ВЛАДОС, 2000. -304с.
- Рожков, М.И. Теория" и практика развития ученического самоуправления в профессиональной школе Текст.: дис.. докт. пед. наук. / М. И. Рожков Казань, 1989. — 354с.
- Сергеева, В.П. Технология деятельности классного руководителя в воспитательной системе школы. Монография Текст. / В. П. Сергеева — М.: ЦГЛ, 2004. 145с.
- Сергеева, В.П. Технология подготовки учителя к проектно-организаторской функции воспитания в непрерывном образовании: Монография Текст. / В. П. Сергеева М.: ЦГЛ, 2005. — 155с
- Сергеева, В.П. Проектно-организаторская компетентность ! учителя в воспитательной деятельности: Учебно-методическое пособие
- Текст. / В. П. Сергеева М.: ЦГЛ 2005. — 230с. ь 166. Сергеева, В. П. Профессиональная подготовка учителя креализации проектно-организаторской функции воспитательной деятельности
- Текст.: дис.. докт. пед. наук. / В. П. Сергеева М., 2006. С. 61−65.
- Сидоркин, A.M. Развитие воспитательной системы школы как — закономерный процесс Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук. / A.M.1. Сидоркин-М., 1991.- 18с.
- Сластенин, В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки Текст. / В. А. Сластенин -М.: Просвещение, 1976. 145с.
- Сластенин, В.А. Формирование творческой личности учителя Текст. / В. А. Сластенин // Советская педагогика. 1975. — № 1. — С.83−93.
- Сластенин, В. А Мищенко, А. К Профессионально-педагогическая подготовка современного учителя Текст. / В. А. Сластенин //Советская педагогика, 1991. 10. С.79−84.
- Сластенин, В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки Текст.: автореф. дис.. докт. психол. наук. / В. А. Сластенин М.: Просвещение, 1977 — 35с.
- Смирнов, В Н. Общая педагогика в тезисах, дефинициях Текст. / В. И. Смирнов М-: Педагогическое общество России, 2000. — 416с.
- Сокольников, Ю: П. Всеобщая педагогическая теория. Системное понимание педагогической действительности. Учебное пособие. Текст. / Ю. П. Сокольников Чебоксары: ЧГПУ, 2001. — 23с.
- Соломатин, С.Я. Из опыта.студенческого самоуправления Текст. / С. Я. Соломатин // Вестник высшей школы. М., 1987. — № 1. — С.81−83.176- Сорока-Росинский В. Н: Педагогические сочинения Текст. / Сост. А. Т. Губко. М.: Педагогика, 1991. — 240с.
- Спейди Р.Дж., Бэлл С. Просвещенное руководство: новая теория управления Текст. / Р: Дж. Спейди // Педагогика. 1998. -№ 4.- С.46−53.
- Степанов, Е.Н. Лузина, JI.M. Педагогу осовременных подходах и концепциях воспитания? Текст. / Е. Н. Степанов М.: ТЦ Сфера, 2002. — С.90-
- Степанов, Е.Н. Теория и, технология / моделирования воспитательной системы образовательного учреждения Текст.: автореф. дис.. докт. пед. наук. / Е. Н: Степанов Ярославль, 1999: — 38с.
- Строкова, Т.А. Современные концепции студенческого самоуправления. Молодежь и самоуправление: самоуправление студенческой и учащейся молодежи. Тез. докл. часть 2. Текст. / Т. А. Строкова Челябинск: ПГУ, 1989: С. 17.
- Сулима, И. Принципы организации образовательного процесса (герменевтический опыт) Текст. / И. Сулима // Вестник высшей школы. — 1999.-№ 1. С. 12−17.
- Сухомлинский, В.А. Павлышская средняя школа. Избр. соч. в 5 т. Текст. / В. А Сухомлинский Киев: Книга, 1980- Т.4. — 670с.
- Татаринов, П.С. Анатомия мудрости: 120 философов: В 2-х т. • Текст. / П. С. Татаринов Симферополь: Таврия, 1997. — 289с.
- Твердохлебов, Н.К., Менейлюк, Г. Развивать самоуправление Текст. / Н. К. Твердохлебов // Воспитание школьников. 1987. — № 1. — С.55−58.
- Теория и практика воспитательных систем Текст. / ред. кол. Л. И. Новикова и др. М.: ИТП и МИО РАО, кн. 1, 1993. — С.4.
- Сериков, В.В. Теория и практика личностно ориентированного образования Текст. / В. В. Сериков // Педагогика. — 1996. № 5. -С. 12
- Тимофеева, Р.Е. Практическое творчество педагогов — условие движения к новой школе Текст. / Р. Е. Тимофеева // Народное образование Якутии. 1996. — № 2. — С.3−4.
- Тихомиров, Ю. А Управление делами общества. Субъекты и объекты управления в социалистическом обществе Текст. / Ю. А. Тихомиров М.: Мысль, 1984. — 222с.
- Тихомиров, Ю. А Диалектика управления и самоуправления Текст. / Ю. А. Тихомиров // Вопросы философии М.: Мысль, 1983- — № 8. — С.18−30.
- Тищенко, JI.B. Проблема ученического самоуправления в истории и педагогике на Украине в период 1917—1931 гг.. Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук. / JI.B. Тищенко Киев, 1992. — 138с.
- Трегубова, Т.М. Сотрудничество педагогов и учащихся как фактор развития ученического самоуправления Текст.: дис.. канд. пед. наук. / Т. М. Трегубова Казань, 1990 — 184с.
- Третьяков, П.И. Практика управления современной школой (опыт педагогического менеджмента) Текст. / П. И. Третьяков — М. Знание, 1995. -210с.
- Тугаринов, Ю.И. Теоретические проблемы, отбора содержания профессиональной подготовки учителя. Педагогическое образование: опыт, проблемы, перспективы. Сб. научных трудов Текст. / под ред. В'.Б. Новичкова. М. Мысль, 1989. — 245с.
- Турбовской, Я. Без профессионализма нет ответственности Текст. / Я. Турбовской // Народное образование. 1999. № 10. — С. 215−222.
- Узнадзе, Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки Текст. / Д. Н. Узнадзе Тбилиси: ИПиК, 1961. — 270с.
- Уманский, Л. И. Психология организаторской деятельности школьников. Учебное пособие для студентов педагогических институтов Текст. / Л. И. Уманский М.: Просвещение, 1980. — 160с.
- Унч, К., Мейтерс, Д. Проблемы теории и практики управления Текст. / К. Унч // Международный журнал. 1994. № 5. — С. 48−51.
- Усенко, И. С. Подготовка студентов педвуза к развитию ученического самоуправления Текст.: дис.. канд. пед. наук. / И. С. Усенко -Минск, 1992.- 198с.
- Файнберг, Р.И. Ученическое самоуправление: проблемы перестройки Текст. / Р. И. Файнберг // Советская педагогика. 1987. — № 5. -С. 90- 94.
- Философский энциклопедический словарь Текст. / ред. кол. С. С. Аверинцев, Э: А. Араб-Оглы, Л. Ф. Ильичев и др. 2-е изд. — М.: Сов. энциклопедия, 1989.-815с.
- Фрадкин, Ф.А., Плохова, М.Г., Оссовский, Е. Г. Лекции по истории отечественной педагогики: Учебное пособие для студентов высших и средних учебных заведений Текст. / Ф. А. Фрадкин М.: ТЦ СФЕРА, 1995. — 160с.
- Фридман, JI.M., Кулагина, И.Ю. Психологический справочник учителя. 2-е изд. дополненное и переработанное Текст. / Л. М. Фридман — М.: изд-во Совершенство, 1998. -432с.
- Фролов, П.Т. Системный подход в управлении педагогическим процессом в школе. Текст. / П. Т. Фролов — Воронеж: изд-во Воронежского ун-та,. 1987. 216с.
- Черник, С.А. Вопросы ученического самоуправления в наследии Н.К. Крупской Текст. / С. А. Черник //Советская педагогика, 1979. № 2. -С.35−40.
- Чегиегоров, В.В. Синергетический подход в проектировании и реализации модели специалиста Текст. / В. В. Чешегоров // Специалист, 1999. -№ 8. С.34−35.
- Шакуров, Р.Х. Социально-психологические проблемы руководства педагогическим коллективом Текст. / Р. Х. Шакуров М.: Педагогика, 1982. -208с.
- Шевелева, С. С. Философско-методологические основы современной системы*образования: постнеклассовый подход Текст.: автореф. дис.. канд. философ, наук. / С. С. Шевелева — М, 1996. -23с.
- Шишов, С.Е., Кальней, В.А. Мониторинг качества образования, в школе Текст. / С. Е. Шишов М.: Педагогическое общество России, 1999. -354с.
- Школа 2100. Образовательная программа, и пути ее реализации Текст. / под научной редакцией А. А. Леонтьева. — М.: Баласс — Выпуск 3 — 1999.-288с.
- Щедровицкий, Г. П. Организационно-деятельностная игра как новая форма организации коллективной мыследеятельности. Сб.: Методы исследования, диагностики и развития международных коллективов. Текст. / Г. П. Щедровицкий-М.: Мысль, 1983, С.153−178.
- Щербаков, А.И. Психологические основы формирования личности советского учителя в системе высшего педагогического образования Текст. / А. И. Щербаков Л.: Просвещение, Ленинградское отделение — 1967. — 266с.
- Шувалова, В., Шиняева, О. От неуверенности — к профессионализму Текст. / В. Шувалова // Народное образование М., 1995. -№ 1.- С. 121−123.
- Ягценко, В.Н. Педагогические условия эффективности органов школьного самоуправления Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук. / В. Н. Ященко Киев, 1982. — 18с.
- Яценко, Н.Е. Толковый словарь общественных терминов. Текст. / Н. Е. Яценко СПб.: Просвещение, 1999. — С. 384.