Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Оптимизация функционального состояния младших школьников в системе физкультурно-оздоровительных форм занятий физическими упражнениями в условиях учебного процесса

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Анализ специальной литературы показывает, что оптимизация учебной деятельности и сохранение здоровья учащихся является сегодня не менее актуальной проблемой, чем разработка основ содержания учебного предмета физической культуры, о чем указывается в Инструктивно-методическом письме Минобразования Российской Федерации («О преподавании физической культуры в общеобразовательных школах», 1999). Как… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 1. 1. Двигательный режим и двигательная активность младших школьников
    • 1. 2. Умственная и физическая работоспособность учащихся в режиме учебной деятельности
    • 1. 3. Характеристика физкультурно-оздоровительных форм занятий в режиме школьного дня
    • 1. 4. Возрастные особенности физической подготовленности младших школьников
  • ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Задачи исследования
    • 2. 2. Методы исследования
    • 2. 3. Организация исследования
  • ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ДИНАМИКИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ, ОТДЕЛЬНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ, УМСТВЕННОЙ И ФИЗИЧЕСКОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ В УСЛОВИЯХ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
    • 3. 1. Характеристика динамики двигательной активности учащихся 8−9 лет в структуре дневного и недельного режимов учебной деятельности
    • 3. 2. Характеристика отдельных показателей психических процессов младших школьников в процессе учебной деятельности
    • 3. 3. Характеристика отдельных показателей умственной и физической работоспособности младших школьников в процессе учебной деятельности
    • 3. 4. Особенности взаимосвязи показателей двигательной активности младших школьников с отдельными показателями психических процессов, умственной и физической работоспособности
  • ГЛАВА 4. МЕТОДИКА КОМПЛЕКСНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ФОРМ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ И ОЦЕНКА ЕЕ
  • ЭФФЕКТИВНОСТИ
    • 4. 1. Характеристика экспериментальной методики занятий физическими упражнениями в режиме учебной деятельности младших школьников
    • 4. 2. Особенности динамики показателей двигательной активности младших школьников в условиях экспериментального двигательного режима
    • 4. 3. Особенности отдельных показателей психических процессов младших школьников в условиях экспериментального двигательного режима
    • 4. 4. Показатели физического развития и физической подготовленности у младших школьников в начале и в конце педагогического эксперимента

Оптимизация функционального состояния младших школьников в системе физкультурно-оздоровительных форм занятий физическими упражнениями в условиях учебного процесса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность. В настоящее время большинство научных исследований в области физического воспитания посвящается решению задач практической реализации концептуальных положений реформы общеобразовательной школы, которая в своей целевой установке соотносится с проблемой целостного развития личности учащихся. В связи с этим многие из проводимых сегодня исследований ориентируются в первую очередь на разработку структуры и содержания учебного предмета школьной физической культуры, определения основ методики его преподавания на разных ступенях школьного образования (В.К.Бальсевич, 1994, 1997; В. И. Лях с соавт., 1992, 1998; А. П. Матвеев, 1992, 1995, 1997, 1999 и др.).

Вместе с тем, как хорошо известно, физическое воспитание помимо учебного предмета физической культуры представлено в общеобразовательной школе и системой физкультурно-оздоровительных занятий в режиме учебного дня. Эти занятия по своей функциональной направленности и методической организации соотносятся с решением задач оптимизации учебной деятельности учащихся, сохранения и укрепления их здоровья (М.В.Антропова, 1982, 1993; Н. Т. Лебедева, 1996; Г. В. Хлыстова, 1997 и др.).

Анализ специальной литературы показывает, что оптимизация учебной деятельности и сохранение здоровья учащихся является сегодня не менее актуальной проблемой, чем разработка основ содержания учебного предмета физической культуры, о чем указывается в Инструктивно-методическом письме Минобразования Российской Федерации («О преподавании физической культуры в общеобразовательных школах», 1999). Как свидетельствуют приводимые здесь данные, необходимость дальнейшей разработки данной проблемы обусловливается сегодня особенностями развития образовательной школы, которые характеризуются как минимум двумя объективно складывающимися группами причин. Первая группа причин связывается с постоянно нарастающим в процессе учебной деятельности психическим напряжением школьников, которое обусловливается заметным повышением суммарного объема учебной нагрузки. Этот объем складывается из увеличивающегося числа дополнительных дисциплин в учебном плане и количества учебных часов, отводимых на их освоение («Базисный учебный план», 1992; «Федеральная программа развития образования в России», 1997). На фоне наблюдаемого перенапряжения организма школьников, вызываемого интенсификацией учебного процесса, отмечается ухудшение здоровья учащихся, снижение уровня их умственной и физической работоспособности, снижение качества успеваемости по основным образовательным дисциплинам (М.М.Безруких, 1998).

Ко второй группе причин, оказывающих негативное влияние на качество учебной деятельности школьников, относят практическое «выведение» из структуры учебно-воспитательного процесса внеурочных форм занятий физическими упражнениями, которые по своей функциональной сути призваны обеспечивать профилактику развития процессов утомления, регулирование сменности видов деятельности, эффективно влиять на поддержание оптимального уровня работоспособности (Н.Т.Лебедева, 1996). Появление данной группы причин связывается с наблюдаемым «уплотнением» учебного расписания в современной школе, уменьшением продолжительности учебных дней в неделе, увеличением количества урочных форм занятий и введением новых дополнительных форм учебной деятельности (А.Г.Хрипкова, 1997). Эти и другие, ранее не проявлявшиеся факторы, детерминированы в первую очередь запросами к освоению школьниками существенно возросшего объема учебного материала, который, оказывая влияние на режим учебной деятельности, не позволяет достаточно эффективно включать в школьное расписание физкультурно-оздоровительные занятия, находить им место в соответствии с решаемыми ими задачами.

Таким образом, интенсификация учебного процесса и связанные с этим перегрузки учащихся, с одной стороны, и практическое отсутствие организованных физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня способных нивелировать эти перегрузки, с другой стороны, становятся сегодня отличительной особенностью современной общеобразовательной школы.

В отечественной теории и методике физического воспитания разрешению проблемы оптимизации учебной деятельности школьников средствами физической культуры всегда уделялось пристальное внимание. Однако, как свидетельствует анализ имеющейся литературы, большинство научных исследований по данной проблеме были выполнены по преимуществу в период «до реформирования» школы, а именно, в условиях относительно жестко регламентированной и устоявшейся системы школьного образования. В условиях этой системы, не допускавшей как сегодня наличия вариативных учебных планов, «выборности» учебных дисциплин и учебных программ, «плавающих» графиков количества и продолжительности учебных занятий, физкультурно-оздоровительные мероприятия не вступали в противоречие с организацией учебно-воспитательного процесса (А.Г.Хрипкова, М. В. Антропова, 1981, 1982). Отсюда очевидно, что накопленный научно-методический и практический материал по вопросам оптимизации учебной деятельности школьников, наработанный в заданности прежде существовавшей системе образования, не может быть механически перенесен в практику работы современной школы, не может быть использован достаточно эффективно и в полном объеме. Поэтому разработка проблемы оптимизации учебной деятельности современных школьников посредством организации системы физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебной деятельности требует своих научных исследований и своих решений, опирающихся на объективно складывающиеся реалии и особенности учебно-воспитательного процесса.

В условиях современного развития науки, постоянно увеличивающегося потока новой информации вряд ли можно ожидать сокращения количества учебных дисциплин или объема учебного материала, подлежащих освоению в рамках школьного образования. Как показывает история, такого факта в отечественном образовании еще не отмечалось и, более того, проблема учебного содержания и его ориентации всегда были в центре внимания и широко обсуждались как в научных, так и общественных кругах. Отсюда становится ясным, что для разработки проблемы оптимизации учебной деятельности школьников не могут быть использованы только ранее существовавшие подходы, основывающиеся по преимуществу на «запретительных» мерах по ограничению объема учебного материала, жесткой регламентации и «стандартизации» учебно-воспитательного процесса. Следовательно, эти подходы вступают в противоречие с целевыми установками развития школы, лишают педагогические коллективы возможности выдвижения творческих инициатив, разработки новых учебных технологий и внедрения современных программ обучения. Все это свидетельствует о необходимости разработки новых подходов и проведения научных исследований на основе реальных особенностей сегодняшнего развития школы, которые в своих практических рекомендациях не вступали бы в противоречие с объективно складывающимся режимом и содержанием учебной деятельности, объемами учебной нагрузки и учебного материала.

Как свидетельствуют данные научных исследований, негативному влиянию учебных перегрузок наиболее подвержены учащиеся младшего школьного возраста. Именно в этой группе школьников отмечаются значительное число заболеваний, относительно низкие показатели физического развития и физической подготовленности, низкие уровни адаптации организма к физическим и умственным нагрузкам (2, 3, 37, 72, 100 и др.). При этом количество детей с отклонениями в состоянии здоровья постоянно возрастаетвозрастает и число детей, плохо осваивающих учебный материал (9, 10, 44, 176 и др.). Последнее объективно побуждает к развертыванию научных исследований именно с этим контингентом учащихся, поиску решений в профилактике перенапряжения и переутомления детского организма, повышению его устойчивости к воздействию учебных перегрузок, созданию оптимальных условий обучения, адекватных физическим и психическим возможностям младших школьников. И здесь, как многократно отмечается в специальной литературе, роль и значение физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня нельзя недооценивать (5,23, 52, 90, 101, 189, 235).

Таким образом, высказанные суждения и положения свидетельствуют о необходимости и актуальности разработки проблемы по оптимизации учебной деятельности школьников в условиях складывающихся особенностей развития общеобразовательной школы.

Цель исследования. Целью настоящего исследования являлось содействие оптимизации учебной деятельности учащихся младшего школьного возраста на основе разработки и внедрения научно обоснованной методики использования физкультурно-оздоровительных форм занятий, учитывающей особенности современного развития учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе.

Рабочая гипотеза. Предполагалось, что выявление особенностей двигательного режима и функционального состояния младших школьников в условиях современной организации учебно-воспитательного процесса, позволит объективно определиться в существе содержания и направленности основных форм организации физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня, разработать методику, эффективно содействующую решению задач предупреждения перегрузок школьников, повышению уровня их работоспособности.

Объект исследования. Объектом исследования являлась организация физкультурно-оздоровительных форм занятий в структуре учебно-воспитательного процесса учащихся младшего школьного возраста.

Предмет исследования. Предметом исследования являлась методика проведения физкультурно-оздоровительных форм занятий, их содержание и направленность в режиме учебного дня, недели и учебной четверти.

Научная новизна. Научная новизна исследования состоит в том, что в педагогическом эксперименте с использованием комплексного подхода в условиях современного учебно-педагогического процесса были получены следующие данные:

— особенности динамики спонтанной и регулируемой двигательной активности учащихся младшего школьного возраста в дневном, недельном и годовом учебном циклах;

— особенности динамики умственной и физической работоспособности младших школьников в режимах спонтанной и регулируемой двигательной активности в дневном, недельном и месячном учебном циклах;

— особенности динамики отдельных психических процессов в дневном и недельном циклах, их взаимосвязь с параметрами двигательной активности, умственной и физической работоспособности;

— особенности влияния содержания двигательной активности в физкультурно-оздоровительных формах занятий на динамику умственной и физической работоспособности в режиме учебной деятельности младших школьников.

Практическая значимость. По результатам исследования разработана методика использования физкультурно-оздоровительных форм занятий в режиме учебной деятельности учащихся 8−9 лет, которая в сочетании с урочными формами занятий физической культурой позволяет:

— добиваться благоприятной дневной и недельной динамики показателей умственной работоспособности младших школьников, поддерживать относительно высокую активность их психических процессов в условиях учебной деятельностидобиваться существенного повышения уровня физической работоспособности и физической подготовленности младших школьников, высокой их двигательной активности в течение учебного дня и учебной недели;

— добиваться внедрения физкультурно-оздоровительных форм занятий физическими упражнениями в структуру учебно-воспитательного процесса без существенных изменений основных его параметров.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Характеристика функционального состояния младших школьников в дневном, недельном и годовом учебном циклах в зависимости от содержания и направленности спонтанной и регулируемой двигательной активности.

2. Системная организация физкультурно-оздоровительных форм занятий в структуре современного учебно-воспитательного процесса учащихся младшего школьного возраста.

3. Методика использования физкультурно-оздоровительных форм занятий в режиме учебного дня младших школьников, обеспечивающая по своему содержанию и направленности достаточную оптимизацию умственной и физической работоспособности учащихся, относительно длительное поддержание активности их психических процессов в режиме учебной деятельности.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования были апробированы в процессе педагогического эксперимента, который проводился на базе общеобразовательной школы № 723 г. Москвы, и внедрены в процесс физического воспитания средней школы № 55 г. Ульяновска. Также результаты работы использованы при разработке «Примерной программы по физической культуре для начальной школы» (М., 1998), доложены на научно-практических конференциях (Коломна, 1993,.

2000; Ульяновск, 1998;2001) и отражены в шести научно-методических публикациях.

Структура и объем диссертации

Работа состоит из введения, четырех глав, заключения, выводов, практических рекомендаций и приложений. Материал изложен на 199 страницах, в работе 25 таблиц и 18 рисунков.

Список литературы

содержит 240 наименований, в том числе 8 на иностранном языке. В приложениях содержится фактический материал, 2 акта внедрения.

ВЫВОДЫ.

1. В условиях современного развития школьного образования повышение интенсивности учебной нагрузки сочетается с изменениями в параметрах педагогического процесса. По сравнению с ранее существовавшими в 70−80-х г. г. нормативными параметрами, современный педагогический процесс в начальной школе характеризуется:

— увеличением суммарного объёма учебных часов в учебных планах школы (на 10−15%) при сокращенном количестве учебных дней в неделе (до 5 дней) и уменьшенной продолжительности уроков (до 35−40 минут);

— увеличением количества уроков (до 5−6 уроков) и перемен (от 3 до 5 перемен) в учебном дне при относительном непостоянстве этого количества в недельном и четвертном циклах;

— относительно «неопределенными» по продолжительности активными переменами, мало согласующимися с признаками достаточности в активном отдыхе младших школьников при условии освоения ими увеличенного объёма учебного материала на уроках (от 5 до 25 минут, в зависимости от режима работы соответствующей школы).

2. Наблюдающиеся изменения в параметрах учебного процесса в современной школе сочетаются с увеличением суммарного объёма двигательной активности, которая воспроизводится младшими школьниками в режиме «увеличенного» учебного дня. По сравнению со своими сверстниками, обучавшимися в 70−80 г. г., современные школьники в условиях спонтанной двигательной активности во время учебных перемен воспроизводят объём движений на 30−40% выше, достигая в среднем от 3.1 до 3.8 тыс. движений в дневном цикле и от 15.5 до 18.3 тыс. движений в недельном цикле. При этом физические нагрузки во время спонтанной двигательной активности на учебных переменах характеризуются достаточно высокими показателями активности сердечно-сосудистой системы. Пиковые значения по показателю частоты сердечных сокращений могут достигать у младших школьников более 160 уд/мин.

3. В условиях спонтанной двигательной активности в режиме учебного дня и учебной недели у младших школьников между показателями объёма и интенсивности движений проявляются сложные взаимоотношения, которые отражаются, с одной стороны, на особенностях текущего функционального состояния организма школьников, а с другой — на особенностях уровня их общей физической работоспособности. В то же время, повышение объёма спонтанной двигательной активности за счет увеличения интенсивности сочетается со снижением уровня общей физической работоспособности, что оказывает негативное влияние на дневную и недельную динамику показателей умственной работоспособности и показателей отдельных психических процессов.

4. Между показателями общей физической работоспособности и интенсивностью нагрузки, выполняемой младшими школьниками на активных переменах, существует прямая зависимость: чем выше уровень общей физической работоспособности школьников, тем большую по интенсивности нагрузку они могут выполнять (г = от 0.700 до 0.960). Вместе с тем, чрезмерно интенсивные физические нагрузки, выполняемые детьми во время спонтанной двигательной активности на фоне пониженного уровня физической работоспособности, действуют угнетающе на умственную работоспособность и активность отдельных психических процессов (г = от -0.720 до — 0.970). В связи с этим расширение возможностей оперативного регулирования текущего состояния организма в режиме учебного дня сопрягается с необходимостью в целенаправленном повышении уровня общей физической работоспособности младших школьников и выбором оптимальных режимов физических нагрузок, которые «задаются» ими на активных переменах. Для регулирования двигательной активности рекомендуются режимы нагрузок: с интенсивностью свыше 60 движ/мин, при.

ЧСС 152−160 уд/мин (высокая активность) — с интенсивностью 50−59 движ/мин, при ЧСС 141−151 уд/мин (средняя активность) — с интенсивностью 40−49 движ/мин, при ЧСС 129−140 уд/мин (низкая активность).

5. В режиме учебного дня младших школьников, в условиях педагогически организованной системы физкультурно-оздоровительных занятий интенсивность физической нагрузки необходимо регулировать от первого до последнего урока. Однако такая дифференциация физической нагрузки в течение учебного дня должна быть различна, и в своей дневной и недельной динамике должна учитывать профиль, который наблюдается у школьников в условиях их спонтанной двигательной активности. Так, во всех формах физкультурно-оздоровительных занятий дневной двигательный объём должен увеличиваться от понедельника к среде, затем снижаться в четверг и вновь увеличиваться к пятнице. При таком подходе в регулировании двигательного режима становится возможным повысить недельный объём движений младших школьников в 2−2.5 раза, по сравнению с таковым, регистрируемым при спонтанной двигательной активности.

6. Интенсивность двигательной активности, которую воспроизводят младшие школьники в режиме учебного дня, оказывается мало эффективной для повышения уровня их общей физической работоспособности, но достаточной, чтобы оказывать положительное влияние на скорость простой психомоторной реакции, оперативное мышление, пространственное восприятие и умственную работоспособность. Для повышения общей физической работоспособности младших школьников в условиях современного учебно-воспитательного процесса необходимо вводить специальную форму занятий физическими упражнениями по типу «Спортивного часа», которая должна являться обязательной и проводиться вне сетки учебного расписания минимум два раза в неделю по 45 минут. Содержание и режимы физических нагрузок на этих занятиях планируются в соответствии с закономерностями тренировочного процесса, обеспечивающего прогрессивное повышение общей физической работоспособности.

7. Система физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня младших школьников включает гимнастику до занятий (ежедневно, в режиме средней интенсивности) — физкультминутки на уроках (ежедневно, на 4-м и 5-м уроках в режиме низкой интенсивности) — активные перемены (3-я перемена проводится ежедневно в режиме высокой и средней интенсивности) — уроки физической культуры (два раза в неделю по 40 минут) и «Спортивный час» (два раза в неделю после уроков по 45 минут в режиме высокой и средней интенсивности).

Данная система позволяет обеспечить:

— устойчивую активность отдельных психических процессов в режиме учебного дня и учебной недели. В конце четвертой учебной четверти в экспериментальной группе показатели пространственного восприятия в недельном цикле в конце учебного дня находились в диапазоне от 95.7±0.8% до 93.1 ±1.1%, показатели интенсивности оперативного мышления — от 1.45±0.04 до 1.37±0.04 операций/с, показатели скорости психомоторной реакции — от 34.4±1.3 до 28.3±1.5 см. В контрольной группе показатели отдельных психических процессов составляли соответственно от 90.1 ±0.8% до 86.2±1.2%- от 1.69±0.04 до 1.53±0.04 операций/с и от 38.8±2.3 до 35.4±1.7 см. Различия достоверны при (р<0.05) уровне значимостиустойчивость показателей объёма и качества умственной работоспособности в режиме учебного дня и учебной недели. В конце учебного дня в течение учебной недели у школьников экспериментальной группы показатели объёма работы находились в пределах от 327±12.2 до 378±16.3 количества знаков, а показатели качества работы соответственно от 12.3±1.53 до 16.5±2.19 количества ошибок. В контрольной группе эти показатели составляли соответственно от 272±17.7 до 317±15.2 количества знаков и от 18.4±2.18 до 26.7±3.61 количества ошибок. Различия достоверны при (р<0.05) уровне значимостизначительный прирост показателей общей физической работоспособности и возможность поддерживать ее высокие значения как в режиме учебного дня, так и в режиме учебной недели. В конце учебного года у школьников экспериментальной группы средние значения индекса физической работоспособности в конце учебного дня находились в пределах от 54.8±1.5 до 53.6±1.7 баллов, а у школьников контрольной группы соответственно от 43.2±1.4 до 40.7±1.2 баллов. Различия достоверны при (р<0.05) уровне значимости;

— средний прирост показателей уровня развития физических качеств испытуемых экспериментальной группы находился в диапазоне от 10 до 30%, а в контрольной группе соответственно от 2 до 9%. Прирост показателей за период педагогического эксперимента статистически достоверный (р<0.05−0.001).

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

В результате проведённых исследований представляется возможным отразить основные положения нашей работы в виде конкретных практических рекомендаций.

1. Педагогически организуемый двигательный режим младших школьников должен основываться на особенностях динамики объёма и интенсивности спонтанной двигательной активности учащихся, проявляемой ими самостоятельно в дневном, недельном и четвертном учебных циклах.

2. Планирование содержания (объёма и состава физических упражнений) для физкультурно-оздоровительных занятий в режиме учебного дня младших школьников должно основываться на двух базовых особенностях: первая-отражение уровня развития общей физической работоспособностивторая-отражение динамики текущего функционального состояния в течение учебного дня, недели и четверти.

3. При планировании содержания недельной динамики двигательной активности учебные перемены должны подразделяться на три основных типа: высокой интенсивности (свыше 60 движ/мин при ЧСС 150−160 уд/мин) — средней интенсивности (50−59 движ/мин при ЧСС 140−150 уд/мин) и низкой интенсивности (40−49 движ/мин при ЧСС 130−140 уд/мин).

4. В режиме учебного дня величина нагрузки должна повышаться от первой до третьей перемены, после чего снижаться на четвёртой перемене с некоторым повышением на пятой перемене. Распределение режимов физических нагрузок по интенсивности на переменах в дневном учебном цикле следует осуществлять в следующей последовательности: первая перемена — низкая интенсивностьвторая перемена — средняя интенсивностьтретья переменавысокая (средняя) интенсивностьчетвёртая перемена — низкая интенсивностьпятая переменасредняя интенсивность.

5. В режиме учебной недели дневной двигательный объём должен увеличиваться от понедельника к среде, затем снижаться в четверг и вновь увеличиваться в пятницу.

6. Система физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня и недели младших школьников должна включать в себя: гимнастику до занятий (ежедневно, в режиме средней интенсивности) — физкультминутки на уроках (ежедневно, на 4-м и 5-м уроках в режиме низкой интенсивности) — активные перемены (3-я перемена проводится в режиме высокой и средней интенсивности) — уроки физической культуры (два раза в неделю по 40 минут) и «Спортивный час» (два раза в неделю после уроков по 45 минут в режиме высокой и средней интенсивности).

7. Целенаправленное развитие общей физической работоспособности, рассматриваемое как условие повышения эффективности «оперативного» регулирования интенсивности двигательной активности, необходимой для оптимизации деятельности психических процессов и умственной работоспособности, необходимо осуществлять на специально организованных занятиях, в качестве которых могут использоваться занятия по типу «Спортивного часа». Эти занятия должны планироваться в соответствии с закономерностями тренировочного процесса и обеспечивать кумулятивный эффект в повышении общей физической работоспособности младших школьников.

8. «Спортивный час» определяется для учащихся младших классов как обязательное занятие и включается в те дни недели, в которых по расписанию нет урока физической культуры. Основным содержанием «Спортивного часа» должен являться материал, который ранее осваивался школьниками по учебной программе и основная направленность занятий характеризуется комплексным развитием физических качеств и совершенствованием двигательных действий.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.И., Карасик В. Е. Определение физической работоспособности детей и подростков // Медицинские проблемы физической культуры. 1978. — Вып.6. — С. 38−41.
  2. Адаптация организма учащихся к учебной и физической нагрузкам / Под ред. А. Г. Хрипковой, М. В. Антроповой. М.: Педагогика, 1982. — 240 с.
  3. Адаптация организма подростков к учебной нагрузке / Под ред. Д. В. Колесова. М.: Педагогика, 1987. — 152 с.
  4. Л.А. Изучение умственного утомления у учащихся 7−8 классов и обоснование его устранения физическими упражнениями. Автореф. дис. .канд. мед. наук. М., 1972. — 15 с.
  5. В.Н. Организационно-методичесике особенности физического воспитания учащихся младших классов в условиях школы продленного дня. Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1987. — 23 с.
  6. Н. М. Муравов И.В. Сердце и физические упражнения. М.: Знание, 1982.-63 с.
  7. Н.В., Андрезин В. П., Воронцов И. М. и др. Методические рекомендации по антропометрическому скренингу при массовых профилактических осмотрах детей. Л.: ГИДУВ, 1985. — 43 с.
  8. С.Д. Влияние дифференцированных режимов двигательной активности на физическую подготовленность и физическое развитие подростков, обучающихся в школах различного типа. Автореф. дис. .канд. пед. наук.- М., 1991.- 23 с.
  9. М.В. Работоспособность учащихся и ее динамика в процессе учебной и трудовой деятельности. М.: Просвещение, 1968. — 251 с.
  10. М.В. Режим дня, работоспособность и состояние здоровья школьников. М.: Просвещение, 1974. — 136 с.
  11. Н.Антропова М. В. Изучение общей умственной работоспособности школьников в возрастном аспекте. В сб.: Методы исследования функций организма в онтогенезе. — М.: Педагогика, 1975. — С. 7- 8.
  12. М.В. Гигиена детей и подростков. М.: Медицина, 1982.-335 с.
  13. М.В. Что надо знать о двигательной активности и закаливании детей // Физическая культура в школе. 1993. -№ 3.- С. 28−30.
  14. М.В., Манке Г. Г. Обучение с учетом психофизиологических особенностей подростков // Педагогика. 1993.- № 6. — С. 9−13.
  15. В.Н. Физиологические факторы, определяющие физическую работоспособность: Методическая разработка для студентов, аспирантов и слушателей факультета усовершенствования ГЦОЛИФК. М., 1989. — 40 с.
  16. И.В. Определение индекса гарвардского степ-теста (ИГСТ) // Теория и практика физической культуры. 1973. — № 8. — С.27.
  17. И.В. Определение физической работоспособности в клинике и спорте. М.: Медицина, 1990. — 192 с.
  18. Р.А. Исследование двигательной активности (основных ло-комоций) учащихся начальной школы. Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1970.-33 с.
  19. .А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. М.: Физкультура и спорт, 1978. — 222 с.
  20. .А. Педагогический контроль за физической подготовленностью школьников// Физическая культура в школе. 1980. -№ 10. -С. 11−16.
  21. В.К. Ваши дети: Книга для родителей. М.: Физкультура и спорт, 1985. — 157 с.
  22. В.К., Запоржанов В. А. Физическая активность человека. -Киев: Здоровье, 1987. 224 с.
  23. В.К. Физическая культура для всех и для каждого. М.: Физкультура и спорт, 1988. — 208 с.
  24. В.К. Физическая подготовка в системе воспитания культуры здорового образа жизни человека (методологический, экологический и организационный аспекты). // Теория и практика физической культуры. -1990.-№ 1.-С. 22−26.
  25. JI.C. Физическая работоспособность школьников 7−12 лет с различным уровнем двигательной активности. Автореф. дис. .канд. биол. наук.-М., 1974.-32 с.
  26. Бажанова E. J1. Влияние дозированной мышечной деятельности на умственную работоспособность в высшей нервной деятельности школьников во второй половине учебного дня. Автореф. дис. .канд. биол. наук. JL, 1972. — 19 с.
  27. В.В. «Спортивный час» в группе продленного дня // Физическая культура в школе. 1984. — № 4. — С. 8−10.
  28. М.М. Школьные факторы риска и нарушения психического здоровья детей //Охрана психического здоровья детей и подростков. Материалы IV конгресса педиатров России. М., 1988. — 76 с.
  29. Н.А. О ловкости и ее развитии. / Под ред. И. М. Файгенберга. -М.: Физкультура и спорт, 1991. 288 с.
  30. Г. П. Физические нагрузки для развития выносливости и быстроты в беге // Физическая культура в школе. -1977. -№ 8. С. 15−21.
  31. Г. П. Школьникам здоровый образ жизни. — М.: Физкультура и спорт, 1989. — 192 с.
  32. В.Г. Подвижные игры с мячом (для младших школьников) // Начальная школа. 1990. — № 3. — С. 61- 63.
  33. Е.Я. Педагогические основы контроля за физической подготовленностью учащейся молодежи. Дис. .докт. пед. наук. М., 1982. -665 с.
  34. Е.Я. Информативность тестов, используемых для характеристики физической подготовленности человека // Теория и практика физической культуры. -1983. № 1. — С. 23−26.
  35. .Е. К вопросу о понятии феномена «физическая работоспособность» // Теория и практика физической культуры. 1993. — № 9−10.-С. 18.
  36. А.Ф. Совершенствование управлением двигательным режимом учащихся начальных классов. Автореф. дис. .канд. пед. наук. Киев, 1988.-24 с.
  37. Ю.К. Гигиеническое нормирование двигательной активности 6−7- летних детей на занятиях по физической культуре в общеобразовательной школе. Автореф. дис. .канд. биол. наук. М., 1990. — 21 с.
  38. Борисова J1.M. Организационно-педагогические меры как фактор совершенствования физической и функциональной подготовленности учащихся младших классов. Автореф. дис. .канд. пед. наук. Коломна, 1989. — 21 с.
  39. JI.M. Исследование физической работоспособности учащихся младших классов // Тез. докл. регион, научно-метод. конф. по проблемам биолого-гигиенического обеспечения процесса обучения и воспитания учащихся. Коломна, 1992. — С. 13.
  40. Э.К. Эффективность самостоятельно выполняемых во внеурочное время дифференцированных физических упражнений на физическое состояние младших школьников. Автореф. дис. .канд. пед. наук. Вильнюс, 1985.-24 с.
  41. X., Фек Г., Штюблер X., Трогш Ф. Тесты в спортивной практике. М.: Физкультура и спорт. 1974. — 238 с.
  42. Н.И. Физкультминутки активный отдых на уроках // Начальная школа. — 1989. — № 5.- С. 39- 41.
  43. В.В. Антропометрия. М.: МГУ, 1941. — 140 с.
  44. Я.С. Дозирование физических нагрузок школьников. М.: Просвещение, 1991. — 64 с.
  45. Ю.В. К вопросу о теории педагогического управления // Новые исследования в педагогических науках. 1983. — № 2. — С. 3 — 5.
  46. В.К. Физкультура для ослабленных детей. 2-е изд., пере-раб. и доп. М.: Физкультура и спорт, 1989. — 64 с.
  47. Э.С. Развитие двигательной функции у детей. Киев: Здоровье, 1983.-208 с.
  48. Возрастные психические особенности детей школьного возраста и их учет в процессе физического воспитания / ГДОИФК. Л., 1988. — 39 с.
  49. .С. Влияние кратковременных физических упражнений, проводимых в середине учебного дня, на функциональное состояние организма учащихся 5−8 классов. Автореф. дис. .канд. биол. наук. М., 1964.-23 с.
  50. В.В. Исследование психического и физического развития учащихся 4−8 классов. Автореф. дис. .канд. псих. наук.-Л., 1976. 21 с.
  51. В.М. К проблеме предпосылок развития двигательных способностей // Теория и практика физической культуры. 1993. — № 5−6. — С. 41.
  52. JI.M. Влияние упражнений разной направленности на развитие физических качеств младших школьников. Автореф. дис. .канд. пед. наук. Л., 1983.-21 с.
  53. JI.B. Система управления развитием физических способностей детей школьного возраста в процессе занятий физической культурой и спортом. Дис. .докт. пед. наук. Киев, 1988. — 297 с.
  54. В.Ч. Эффективность внеурочных форм двигательной активности для повышения уровня физической подготовленности школьников 1−8 классов. Автореф. дис. .канд. пед. наук.- М., 1980. 20 с.
  55. Врачебный контроль за нагрузкой учащихся на уроках физической культуры в общеобразовательных школах: Метод, рекоменд. /Сост. С. М. Иванов, И. Ф. Назарова, В. П. Плотников. М., 1987. — 33 с.
  56. С.П. Исследование связи между умственной и физической работоспособностью школьников 7−14 лет. Автореф. дис. .канд. биол. наук. -М., 1981.- 16 с.
  57. В.А. Экспериментальное исследование внимания у учащихся 7−8 лет. Автореф. дис. .канд. пед. наук. Тарту, 1971. — 25 с.
  58. Гандаур Арафат Абдул Рауф. Методика и эффективность физкультминуток на уроках в 6−7 классах общеобразовательной школы. Автореф. дис. .канд. пед. наук. Киев, 1983. — 23 с.
  59. Е.М. Игры на переменах для школьников 1−3 классов. М.: Физкультура и спорт, 1985. 48 с.
  60. В.И. Гигиеническая характеристика двигательного режима учащихся младших классов сельских школ. Автореф. дис. .канд. пед. наук. -Минск, 1980. 23 с.
  61. М.А., Шанина Т. А., Шитикова Г. Ф. О методике тестирования физического состояния детей. // Теория и практика физической культуры. -1973.-№ 8.-С. 32−35.
  62. Головина J1. J1., Копылов Ю. А., Полянская Н. В. Физиологические эффекты тренировки выносливости у детей младшего школьного возраста // Теория и практика физической культуры. 1998. — № 7. — С. 13.
  63. Л.П. Для здоровья детей: Из опыта организации и проведения подвижных игр и физических упражнений на удлиненных переменах // Начальная школа.- 1985.- № 11.- С. 26−30.
  64. А.А. Исследование различных вариантов активного отдыха в режиме дня начальных классов школы-интерната. Автореф. дис. .канд. биол. наук. М., 1963. — 24 с.
  65. А.А. Этапность в развитии физических (двигательных) качеств и проблема оптимизации физической подготовленности детей школьного возраста. Дис. докт. пед. наук. М., 1979. — 324 с.
  66. А.А. Развитие двигательных качеств у школьников. -Минск: Народная асвета, 1978. 88 с.
  67. Ш. З. Гимнастика в режиме дня школьника // Начальная школа. 1982.-№ 2.- С. 66−70.
  68. Л.Н. Возрастные особенности развития некоторых психических функций у школьников в связи с занятиями спортом. Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1968. — 17 с.
  69. С.А. Методика педагогического контроля за уровнем физической подготовленности учащихся 1−3 классов. Автореф. дис. .канд. пед. наук. -М., 1982.-23 с.
  70. Детская спортивная медицина /Под ред. С. Б. Тихвинского, С. В. Хрущева. М.: Медицина, 1980. — 440 с.
  71. Динамика двигательных способностей и пути их повышения у детей младшего школьного возраста / А. М. Шлемин, С. А. Баранцев и др. М.: Институт возрастной физиологии РАО. — 1993. — 38 с.
  72. Г. И. Эффективность разных вариантов методики проведения компонентов двигательного режима учащихся 7−8 классов в условиях школ продленного дня. Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1988. — 17 с.
  73. Л.Г. Развитие выносливости к циклическим движениям умеренной интенсивности у детей 7−8 лет и пути ее повышения на уроках физической культуры. Автореф. дис. .канд. пед.наук. М., 1977. — 23 с.
  74. А.С., Загрядский В. П. Психофизиология умственного труда. -Д.: Наука, 1973.-131 с.
  75. Д.А. Возрастные изменения показателей работоспособности юных баскетболистов // Теория и практика физической культуры. 1981. — № 5.-С. 30−32.
  76. Ю.Д. В новых условиях новая программа (что мешает в работе, как этого избежать) // Физическая культура в школе. — 1987. — № 10. -С.29−31.
  77. Е.П. Психофизиология физического воспитания. М.: Просвещение, 1980. — 199 с.
  78. В.А., Кузмичева Е. В. Физическая культура как составная часть социального воспитания детей и подростков // Теория и практика социальной работы. т.2 — М., 1993. — С.71−73.
  79. Р.А. Двигательный режим и здоровье школьника. М.: Физкультура и спорт, 1977. — 25 с.
  80. А.Ф. Восстановительное лечение при травмах и деформациях опорно-двигательного аппарата. М.: Медицина, 1969. — 403 с.
  81. В.Е. Выносливость важная мера здоровья человека // Физическая культура в школе. — 1989. — № 3. — С. 58.
  82. В.Л., Белоцерковский З. Б., Гудков И. А. Тестирование в спортивной медицине. М.: Физкультура и спорт, 1988. — 208 с.
  83. Г. К. Изменение некоторых сторон умственной работоспособности у школьников в связи с повышением уровня их физической подготовленности. Автореф. дис. .канд. пед. наук. Тарту, 1969. — 27 с.
  84. Н.В. В группах продленного дня // Физическая культура в школе. 1986. — № 7.. с. 42.
  85. Н.А., Молчанов С. В., Петрачев М. А. Школьная физическая культура / Аннотированный указатель диссертаций. Минск: Скарына, 1992. -243 с.
  86. Н.И., Трегубов Е. И. Адаптивные реакции младших школьников в процессе учебной деятельности //Новые исследования по возрастной физиологии. 1985. — № 2. — С. 49−54.
  87. ЮО.Колесов Д. В. Физическое воспитание и здоровье школьников. М.: Знание, 1983.-64 с.
  88. Т.Д. Двигательный режим, обеспечивающий выполнение учащимися младших классов норм Всесоюзного физкультурного комплекса БГТО. Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1989. — 21 с.
  89. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1−4, 59, 10−11 классов. В. И. Лях, Г. Б. Мейксон, Л. Б. Кофман. М.: Просвещение, 1991. -62 с. 103 .Кондаков М. И. Растить детей здоровыми //Физическая культура в школе. 1972. — № 2. — С. 2−6.
  90. И.Ф., Куценко Г. И. Подросток и физическая культура. М.: Знание, 1982.-64 с.
  91. Ю.А. Система непрерывного духовно-физического воспитания учащихся общеобразовательной школы / Матер, междунар. научно-практ. конф. «Воспитание и развитие личности». М., 1997. — С. 68−69.
  92. Юб.Коробков А. В., Заморенов Б. К. Исследование динамики умственной деятельности и быстроты движений в условиях различных режимов многократных физических нагрузок и отдыха. В кн.: Физиологические проблемы тренированности. — М., 1973. — 142 с.
  93. В.М., Сонькин В. Д. Мышечная работоспособность подростков // Физиология человека. 1983. — № 6. — С. 97.
  94. С.А. Физиологические основы НОТ. М.: Просвещение, 1969.-301 с.
  95. И.А. Влияние позы и мышечных усилий на эффективность умственной работы. Рига, 1973. — 35 с.
  96. А.А. Физическая подготовка младших школьников в режиме продленного дня на основе требований I ступени комплекса БГТО. Автореф. дис. .канд. пед. наук. Минск, 1987.- 25 с.
  97. П.Кудрявцев В. В. Средства, методы и организация подготовки школьников к выполнению норм I ступени комплекса ГТО в режиме продленного дня. Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1980. — 23 с.
  98. З.И. Критические периоды развития быстроты, силы и выносливости детей школьного возраста. В кн.: V науч.конф. по физическому воспитанию детей и подростков. — М., 1972, — С. 144−146.
  99. П.Кузнецова З. И. Критические периоды развития двигательных качеств школьников // Физическая культура в школе. 1975. — № 1. — С. 7−9.
  100. З.И. Как вести контроль за двигательной подготовленностью школьников // Физическая культура в школе. 1975. — № 9. — С. 15−17.
  101. Г. И., Кононов И. Ф. Режим дня школьника. М.: Медицина, 1987.-36 с.
  102. Г. Ф. Биометрия: Учеб. пособие для биологич. спец. вузов. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Высш. школа, 1980. — 293 с.
  103. Н.Т. Влияние двигательной активности младших школьников на некоторые функции организма // Гигиена и санитария. 1969. — № 4. -С.43−46.
  104. Н.Т. Двигательная активность и вопросы обучения младших школьников: Гигиенические основы физического воспитания. Минск: Народная асвета, 1979. — 88 с.
  105. Н.Т. Формирование здорового стиля жизни школьника. -Минск: Народная асвета, 1996. 144 с.
  106. П.Ф. Избранные труды / Сост. И. Н. Решетень /. М.: Физкультура и спорт, 1987. — 358 с.
  107. Е.Н. Чтобы повысить двигательную активность // Физическая культура в школе. 1982. — № 2. — С. 15−18.
  108. В.Ф. Развитие двигательных качеств на уроках физической культуры в I X классах. — Мн.: Народная асвета, 1980. — 128 с.
  109. А.В. Физическая культура, спорт и умственная работоспособность. Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1986. — 136 с.
  110. А.А. Учителю о психологии младшего школьника. М.: Просвещение, 1977. — 224 с.
  111. Л.Е. Возрастные особенности движений и подростков. М.: Просвещение, 1979. — 96 с.
  112. Лях В. И. Исследование ловкости детей и подростков в подвижных играх. Автореф. дис. .канд. пед. наук М., 1976. — 25 с.
  113. Лях В. И. Координационные способности школьников. Минск: Полымя, 1989. — 159 с.
  114. Лях В. И. Тесты в физическом воспитании школьников: Пособие для учителя. М.: ООО «Фирма» Издательство ACT", 1998. — 272 с.
  115. Лях В. И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития. М.: Терра — Спорт, 2000. — 192 с.
  116. Лях В.И., Мейксон Г. Б. Физическое воспитание учащихся 1−11 классов с направленным развитием двигательных способностей: Программа общеобразовательных учебных заведений. М.: Просвещение, 1993. — 64 с.
  117. Лях В.И., Мейксон Г. Б., Кофман Л. Б. Концепция физического воспитания и оздоровления детей и подростков. М.: Просвещение, 1992. — 24 с.
  118. Лях В.И., Копылов Ю. А., Малыхина Т. А. Физическое воспитание учащихся общеобразовательной школы: состояние, перспективы и пути реорганизации // Теория и практика физической культуры. 1998. — № 9. — С. 49−51.
  119. О.С. Интегральный подход в решении задач физического воспитания младших школьников на основе игровых средств. Автреф. дис. .кан. пед. наук. М., 1994. — 21 с.
  120. Э.Г. Методы исследования в спортивной антропологии.- М.: Физкультура и спорт, 1982. 192 с.
  121. Л.П. Формы построения занятий в физическом воспитании.- Методические разработки. М.: ГЦОЛИФК, 1988. — 71 с.
  122. А.П. Развитие выносливости и функциональных возможностей мальчиков от 7−8 лет до 11−12 лет // Теория и практика физической культуры. 1984. — № 1. — С. 22−26.
  123. А.П., Мельников С. Б. Методика физического воспитания с основами теории: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов и учащихся пед. училищ. М.: Просвещение, 1991. — 191 с.
  124. С.И. Возрастные особенности проявления и развития быстроты движения у школьников 9−13 лет. Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1983.- 19 с.
  125. Ф.З., Фомин Н. А., Павлова В. И., Шибкова Д. З. Ограничение двигательной активности как фактор замедления возрастного развития. -Тез. докл. XVII Всесоюзн. науч. конф. М., 1984. — С. 156−157.
  126. Х.Х. Средства и методы совершенствования физической подготовки детей дошкольного и младшего школьного возрастов на основе повышения их двигательной активности. Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1984.-20 с.
  127. Ю.В. Физическая подготовка в гимнастике. М.: Физкультура и спорт, 1989. — 224 с.
  128. Г. А. Методика подготовки младших школьников к выполнению норм комплекса ГТО. Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1984. -23 с.
  129. Методика физического воспитания школьников / Д. А. Аросьев и др.- Под ред. Г. Б. Мейксона, Л. Е. Любомирского М.: Просвещение, 1989. — 143 с.
  130. Методики психодиагностики в спорте: Учебн. пособие / В. Л. Марищук, Ю. М. Блудов, В. А. Плахтиенко, Л. К. Серова. 2-е изд., доп. и испр. — М.: Просвещение, 1990. — 256 с.
  131. В.М. В режиме учебного дня //Физическая культура в школе.- 1985.-№ 10.-С. 33.
  132. .А. 14 комплексов физкультминуток / для младших школьников // Физическая культура в школе. 1990. — № 2.- С. 50−53.
  133. А.Л. Техника статистических вычислений. М.: Физмат, 1961.-213 с.
  134. Г. С. К вопросу о влиянии умственной деятельности на физическую работоспособность человека. В кн.: Физическое воспитание и спорт. — М.: Физкультура и спорт, 1976. — 219 с.
  135. Ю.С. Физиологическое обоснование режима ежедневной двигательной активности учащихся младших классов. Автореф. дис. .канд. биол. наук. М., 1986. — 16 с.
  136. В.Э. Умственный труд и физическая культура. В кн.: Проблемы умственного труда. — М.: Просвещение, 1973. — 125 с.
  137. Настольная книга учителя физической культуры /Под ред. проф. Л.Б. Кофмана- Авт.-сост. Г. И. Погаев- Предисл. В. В. Кузина, Н.Д. Никандро-ва.- М.: Физкультура и спорт, 1998. 496 с.
  138. Нормирование нагрузок в физическом воспитании школьников / Под. ред. Л. Е. Любомирского. М.: Педагогика, 1989. — 192 с.
  139. Определение физической подготовленности школьников / Под ред. Б. В. Сермеева. М.: Педагогика, 1973. — 104 с. 163.0сновы математической статистики: Учебное пособие для ин-тов физ. культ. / Под ред. B.C. Иванова. М.: Физкультура и спорт, 1990. — 176 с.
  140. Педагогические методы исследования в спорте / Под общ. ред. Филина В. П. М.: Физкультура и спорт, 1960. — 111 с.
  141. Т.В. Дифференцированная методика физической подготовки учащихся младших классов в системе занятий по физической культуре. Автореф. дис. .канд. пед. наук. Киев, 1983. — 23 с.
  142. Е.А., Иващенко Л. А., Страпко Н. П. Влияние физических упражнений на работоспособность и здоровье человека. Киев.: Здоровья, 1986.- 152 с.
  143. С.А. Содержание нагрузок в недельном цикле физического воспитания школьников 3−5 классов. Автореф. дис. .канд. пед. наук. -М., 1990.-21 с.
  144. В.П. В режиме школьного дня //Физическая культура в школе. 1986.-№ 1.-С. 48.
  145. Программы общеобразовательных учреждений. Физическое воспитание учащихся 1−11 классов. М.: Просвещение, 1996. — 256 с.
  146. Развитие двигательных качеств школьников / Под ред. З. И. Кузнецовой. М.: Просвещение, 1967. — 204 с.
  147. В.Л., Кубеев А. В., Баташов А. Г. Спортивный тестер «РЕ -2000» // Лыжный спорт: Ежегодник. М., 1985. — Вып. 2. — С. 21−23.
  148. В.П. Исследование путей повышения умственной активности младших школьников средствами физических упражнений. Автореф. дис. .канд. пед. наук. Киев, 1973. — 23 с.
  149. К.В. Игровые упражнения на релаксацию (мышечное расслабление) // Начальная школа. 1992. — № 5−6. — С.7−8.
  150. Р.Г. Гигиена обучения в школе. М.: Педагогика, 1974.- 192 с.
  151. Г. Н. Социальные условия и состояние здоровья школьников. М.: Медицина, 1979. — 183 с.
  152. Г. Н. Организация медицинского контроля за развитием и здоровьем дошкольников и школьников на основе массовых скренинг-тестов и их оздоровление в условиях детского сада, школы. М.: РИА «Максим». 1995.- 121 с.
  153. Е.А. Повышение двигательной активности школьников на уроках физической культуры с учетом педагогических и психологических факторов. Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1983. — 23 с.
  154. Р.В. Гигиеническое значение двигательной активности школьников. Автореф. дис. .докт. мед. наук. Тарту, 1968. — 58 с.
  155. Р.В. Гигиеническая норма двигательной активности детей и подростков школьного возраста // Физическое воспитание и школьная гигиена: Тезисы I Всесоюз. конф. М., 1978. — С. 220−222.
  156. Р.В., Теосте М. Е. О распространенности гипокенезии среди детей и подростков и ее функциональных признаках. В кн.: Научные основы гигиенического нормирования физических нагрузок для детей и подростков. -М., 1980.-С. 22−28.
  157. К.М. Физическая работоспособность человека. Новосибирск, 1970.-35 с.
  158. К.М. Гипокинезия современного человека //Гигиена и санитария. 1980. — № 2. — С. 74.
  159. В.Д. Особенности энергетического обеспечения мышечной работы у мальчиков школьного возраста. Автореф. дис. .канд. биол. наук. -М., 1979.-25 с.
  160. В.Д. Растем сильными и выносливыми. М.: Знание, 1987.-96 с.
  161. В.Д., Ратушная Л. И. Физиологическая оценка режима физического воспитания школьников // Физическая культура в школе. 1984. -№ 9. — С. 46.
  162. В.П. Педагогические основы физического совершенствования школьников. Автореф. дис. .докт. пед. наук. Вильнюс, 1969. — 28 с.
  163. В.П. Двигательные потребности, как одно из условий проявления активности личности. В кн.: Конференция по психологии и социологии спорта. — Тарту, 1969. — С. 165−166.
  164. В.П., Вольбекене В. Ч. Массовую физическую культуру -в быт школьников // Физическая культура в школе. 1983. № 1.- С. 7.
  165. Станкявичус J1.A. Эффективность подвижных игр в воспитании двигательных качеств у младших школьников на уроках физической культуры. Автореф. дис. .канд. пед. наук. Киев, 1983.- 23 с.
  166. А.Г. Гигиенические принципы нормирования двигательной активности школьников. Автореф. дис. .докт. мед. наук. М., 1972. — 39 с.
  167. А.Г. Двигательная активность и гипокинезия школьников // Физическая культура в школе. 1975. — № 6. — С. 9−11.
  168. А.Г. Концепция оптимальной суточной дозы двигательной активности детей и подростков // Гипокинезия и спортивная гиперкинезия растущего организма и их коррекция: Тез. докл. Всесоюзн. научн. конф. -Ташкент, 1983. С. 22−24.
  169. А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. М.: Медицина, 1991. — 272 с.
  170. А.Г. Социально-гигиенический мониторинг детского и подросткового населения г.Москвы // Школа здоровья. 1998. -№ 2. — С.76−85.
  171. А.В. Методика комплексного применения внеурочных форм физического воспитания школьников для подготовки к выполнению норм комплекса ГТО. Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1986. — 23 с.
  172. Тер-Ованесян А. А. Педагогические основы физического воспитания. М.: Физкультура и спорт, 1978. — 206 с.
  173. С.Б. Физическая работоспособность детей и показатели кардиореспираторной системы у детей и подростков. Автореф. дис. .докт. мед. наук. Д., 1972. — 36 с.
  174. С.Б., Бобко Я. Н. Определение, методы исследования и оценка физической работоспособности детей и подростков / Детская спортивная медицина. М.: Медицина, 1991.- С. 259−288.
  175. Фам Хак Хок. Исследование физической работоспособности детей школьного возраста при выполнении упражнений, требующих преимущественно проявления силы, быстроты и выносливости. Автореф. дис. .канд. пед. наук.-Киев, 1977.-20 с.
  176. Д.И., Корниенко И. А., Сонькин В. Д. Физиология школьника. М.: Педагогика, 1990. — 64 с.
  177. Физкультурно-оздоровительная работа в школе. Пособие для учителя / Под ред. А. М. Шлемина. М.: Просвещение, 1988. — 144 с.
  178. В.П. Проблема совершенствования двигательных (физических) качеств детей школьного возраста в процессе спортивной тренировки. Автореф. дис. .докт. пед. наук. М., 1969. — 71 с.
  179. В.П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов. -М.: Физкультура и спорт, 1974. 232 с.
  180. Н.А. Влияние дозированных физических упражнений на умственную работоспособность и некоторые вегетативные функции детей школьного возраста. Автореф. дис. канд. биол. наук.- Л., 1964. 24 с.
  181. Н.А., Филин В. П. Возрастные основы физического воспитания. М.: Физкультура и спорт, 1972. — 176 с.
  182. Н.А., Филин В. П. На пути к спортивному мастерству / Адаптация юных спортсменов к физическим нагрузкам. М.: Физкультура и спорт, 1986.- 159 с.
  183. Н.А., Вавилов Ю. Н. Физиологические основы двигательной активности. М.: Физкультура и спорт, 1991. — 224 с.
  184. В.И. Взаимосвязь параметров физического развития школьников младшего класса (6−7 лет) // Теория и практика физической культуры. 1997. — № 9. — С.49.
  185. А.Г. Младший школьник. М.: Педагогика, 1981. — 150 с.
  186. А.Г., Антропова М. В., Лосева О. А., Манке Г. Г. Режим работы школы полного дня // Организация учебно-воспитательного процесса в школе полного дня: Сб. науч. трудов. М., 1978. — С. 10−29.
  187. С.В. Врачебный контроль за физическим воспитанием школьников. М.: Медицина, 1980. — 224 с.
  188. С.В., Дубогай А. Д. Физкультура в школе продленного дня. -М.: Физкультура и спорт, 1986. 32 с.
  189. С.В., Дубогай А. Д. Подвижные игры в режиме продленного дня. М.: Физкультура и спорт, 1986. — 31 с.
  190. В.П. Влияние повышенного двигательного режима на физическое совершенствование и успешность учения младших школьников (на примере баскетболистов). Автореф. дис. .канд. пед. наук. Ташкент, 1975. — 21 с.
  191. А.И. Ежедневные занятия физическими упражнениями с игровой направленностью как средство профилактики умственного переутомления у школьников 5−6 классов. Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1974.-25 с.
  192. К.JI., Виленский М. Я. Проблема управления физической и умственной работоспособностью // Теория и практика физической культуры. -1986.-№ 5.-С. 54.
  193. В.В. Оптимизация содержания программы и методики обучения учащихся младших классов школ продленного дня. Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1982. — 20 с.
  194. А.С. Оптимальный двигательный режим // Физическая культура в школе. 1973. — № 7. — С.9−10.
  195. Р.А. Двигательная активность и реакция вегетативных систем организма младших школьников на физические нагрузки: Учебное пособие. Свердловск, 1981. — 80 с.
  196. О.Г., Первов Г. А. Физическая культура в группах продленного дня // Начальная школа. 1982. — № 4. — С. 42.
  197. Г. Н. Влияние различных режимов обучения в школе на умственную работоспособность юных футболистов // Теория и практика физической культуры. 1987. — № 8. — С. 29−31.
  198. А.В., Чвань И. И. Учитывая возрастные особенности // Физическая культура в школе. 1984. — № 12. — С. 12.
  199. A.M. Исследование процесса формирования двигательной функции у детей и подростков (на примере гимнастики). Дис. .докт. пед. наук.-М, 1968.-372 с.
  200. A.M., Баранцев С. А., Филиппенко В. Д. К разработке должных норм физической подготовленности учащихся 1−11 классов // Теория и практика физической культуры. 1995. — № 11. — С. 46.
  201. В.К. Гимнастика до уроков для учащихся 1−3 классов // Физическая культура в школе. 1979. — № 9. — С.44−47.
  202. В.К. Физкультурно-оздоровительная работа в режиме учебного и продленного дня школы с учащимися 1−3 классов: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1980. — 78 с.
  203. В.К. Игры на переменах для учащихся 1−3 классов // Физическая культура в школе. 1980. — № 7. — С. 43−46.
  204. В.И. Игры средства физического воспитания // Теория и практика физической культуры. — 1986. — № 10. -С. 13−14.
  205. Н.А. Методика физического воспитания детей младшего школьного возраста, имеющих низкий уровень развития двигательных качеств. Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1995. — 23 с.
  206. Ebel R. L., Frisbie D. A. Essentials cieducational measurement. Engie wof Cliffis. N. L.- Prentice Half- Inc., 1986, 4ed — 360 p.
  207. Williams L. R. Test evaluation and the conceptual approach // N. Z. Journal of Health. Physical Educational and Recreation, 1975. № 8. — P. 30−36.
  208. Ferguson K. J., Jesalis Ch. E., Pomrehn P.R., Kirkpatzick M.B. Attitudes, Knowledge and belifs aspredictors of exercise intent and behavior in Schoolchildren // J. Sch. Hlth. 1989. — vol. 59, w.3. — p. 112−115.
  209. Kraze W. Aktuale problemy szkolny Wychfiz // Hyg. Szkolna. 1985, -№ 3,-p. 81−83.
  210. Laventure R. M. E. The Active Zifestyle Project: a model for Curriculum Change// Flep Bulletin English Languge Edition U. 59. 1989, -№ 1, Spzingl Summer. — 1989. — p.7−14.
  211. Thomas J. R. et al. Physical education for children: Instructor’s Man. /Jerry R. Thomas, Amelia M. Lee, Katherine T. Thomas. Champaign (Illinois): Human Kinetics Books, 1988 — vl, 63 p.
  212. Ruminski S. Zdrowie uczniowczy medycyna Szkolna // Zdrowie Publ -1989. -№ 4 p. 221−225.
  213. Rona В., Jvanyl Z, Szabo P. Jskolae zetlen, gueczmekek pszichofiziologias zusgalata // Egeszsegtudoman. — 1973. — № 4 — p. 330−335.
Заполнить форму текущей работой