Организация профессионально-ориентированной исследовательской деятельности как фактор профессионального становления студентов педагогического вуза
Модель организации профессионально-ориентированной исследовательской деятельности студентов педагогического вуза включает взаимосвязанные блоки: целевой (цель, принципы и задачи организации профессионально-ориентированной исследовательской деятельности студентов педагогического вуза), содержательный (содержание профессионально-ориентированной исследовательской деятельности, соотнесённое с этапами… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретико-методологические основы профессионального становления студентов педагогического вуза в процессе профессионально-ориентированной исследовательской деятельности
- 1. 1. Профессиональное становление студентов педагогического вуза как проблема психолого-педагогических исследований
- 1. 2. Возможности профессионально-ориентированной исследовательской деятельности для профессионального становления студентов педагогического вуза
- 1. 3. Модель организации профессионально-ориентированной исследовательской деятельности студентов педагогического вуза
- Выводы по главе 1
- Глава 2. Опытно-экспериментальная проверка модели организации профессионально-ориентированной исследовательской деятельности студентов педагогического вуза
- 2. 1. Организация и содержание экспериментальной работы по проверке модели организации профессионально-ориентированной исследовательской деятельности студентов педагогического вуза
- 2. 2. Результаты опытно-экспериментальной работы и их интерпретация
- 2. 3. Педагогические условия, обеспечивающие профессиональное становление студентов вуза в процессе профессионально-ориентированной исследовательской деятельности
- Выводы по главе 2
Организация профессионально-ориентированной исследовательской деятельности как фактор профессионального становления студентов педагогического вуза (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования. Одной из проблем высшего профессионального педагогического образования является необходимость организации образовательного процесса, направленной на содействие профессиональному становлению студентов — будущих педагогов, способных и готовых компетентно решать ряд задач в соответствии с видами профессиональной деятельности.
Исследовательская деятельность как один из видов профессиональной деятельности педагога традиционно связывалась с организацией собственного исследования (В.И. Загвязинский, В. В. Краевский, И. Ф. Харламов и др.).
ФГОС для средней школы (2010 г.) предполагает «включение обучающихся в проектную и исследовательскую формы учебной деятельности», что выявляет необходимость организации в профессиональной деятельности педагога не только собственной исследовательской деятельности, но и исследовательской деятельности учащихся.
Ключевую роль в приобретении знаний об исследовательской деятельности педагога, организации исследовательской деятельности школьников, в формировании соответствующих исследовательских умений играет профессионально-ориентированная исследовательская деятельность, приближенная по своему характеру к профессиональной деятельности педагога, организация и содержание которой способствуют реализации этапов профессионального становления студентов педагогического вуза как основного (профессиональная подготовка), так и смещённых (формирование профессиональных намерений, частичная адаптация к профессиональной деятельности).
Отмеченные обстоятельства настоятельно требуют переосмысления теоретических и организационно-педагогических основ профессиональной подготовки в контексте проблемы профессионального становления студентов педагогического вуза в процессе профессионально-ориентированной исследовательской деятельности.
Заданный ракурс исследования проблемы позволяет логически и содержательно заполнить разрыв между содержанием и организацией профессионального образования и социальным заказом общества к подготовке современного учителя, а выявленные тенденции актуализируют необходимость целенаправленного обеспечения профессионального становления студентов педагогического вуза в процессе профессионально-ориентированной исследовательской деятельности.
Теоретический анализ исследований показал, что вопросы взаимосвязи и взаимообусловленности процессов развития личности и становления профессионала отражены в работах Э. Ф. Зеера, Е. А. Климова, Т. В. Кудрявцева, Н. В. Кузьминой, А. К. Марковой, JI.M. Митиной, Ю. П. Поварёнкова, Е. И. Рогова и др.
Важными в контексте изучаемой проблемы являются исследования в области формирования личности учителя (JI.M. Митина, Н. В. Кузьмина,.
A.К. Маркова, В. А. Сластёнин, В. Д. Шадриков и т. д.), а также различные аспекты профессиональной подготовки будущих учителей (O.A. Абдуллина, С. И. Архангельский, В. И. Загвязинский, Н. В. Кузьмина,.
B.А. Сластёнин, Т. Т. Щелина и др.).
Существенными являются исследования процессов освоения исследовательской деятельности студентов в процессе профессионального обучения (Е.В. Бережнова, В. И. Загвязинский, Т. В. Кожекина, В. В. Краевский, И.И. Николаева), характеризующие научно-исследовательскую деятельность как условие совершенствования образовательного процесса (Т.В. Калашникова), раскрывающие аспекты опережающей профессиональной подготовки будущих учителей в процессе научно-исследовательской деятельности (Н.Ф. Ганцен).
Особый интерес представляют результаты исследований, посвященных выявлению факторов, обеспечивающих профессиональное становление студентов (О.В. Добровольсков, С. Н. Ефремова и др.), подтверждающих актуальность данной проблемы.
Необходимость более глубокого изучения проблемы организации профессионально-ориентированной исследовательской деятельности как фактора профессионального становления студентов педагогического вуза обусловлена противоречиями:
— между потребностью общества и системы образования в педагоге, готовом и способном к осуществлению исследовательской деятельности и организации исследовательской деятельности учащихся, и недостаточной подготовкой к этому виду деятельности в вузе;
— между потенциальными возможностями профессионально-ориентированной исследовательской деятельности, обеспечивающей профессиональное становление студентов педагогического вуза, и отсутствием научных рекомендаций по её организации на этапе профессиональной подготовки.
Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему исследования: каковы педагогические условия, обеспечивающие эффективность профессионального становления студентов педагогического вуза в процессе профессионально-ориентированной исследовательской деятельности.
Решение данной проблемы нашло отражение в теме диссертационного исследования: «Организация профессионально-ориентированной исследовательской деятельности как фактор профессионального становления студентов педагогического вуза», цель которого состоит в решении сформулированной проблемы.
Объект исследования — профессиональная подготовка студентов педагогического вуза.
Предмет исследования — организация профессионально-ориентированной исследовательской деятельности студентов в педагогическом вузе.
Гипотеза исследования: организация профессионально-ориентированной исследовательской деятельности обеспечивает профессиональное становление студентов педагогического вуза, если:
— раскрыта сущность организации профессионально-ориентированной исследовательской деятельности студентов педагогического вуза как компонента современного высшего педагогического образования;
— выявлено и описано содержание профессионально-ориентированной исследовательской деятельности в соответствии с этапами профессионального становления студентов педагогического вуза;
— выявлены, охарактеризованы и учтены возможности профессионально-ориентированной исследовательской деятельности, обеспечивающие профессиональное становление студентов педагогического вуза;
— разработана, теоретически обоснована и экспериментально проверена модель организации профессионально-ориентированной исследовательской деятельности студентов педагогического вуза;
— выявлены педагогические условия, обеспечивающие эффективность профессионального становления студентов вуза в процессе профессионально-ориентированной исследовательской деятельности.
Задачи исследования:
1. Систематизировать научные представления о профессиональном становлении студентов педагогического вуза и определить теоретические подходы к организации профессионально-ориентированной исследовательской деятельности.
2. Выявить и охарактеризовать возможности и содержание профессионально-ориентированной исследовательской деятельности в педагогическом вузе, обеспечивающей профессиональное становление будущих педагогов в соответствии с выделенными этапами.
3. Разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить модель организации профессионально-ориентированной исследовательской деятельности студентов педагогического вуза.
4. Выявить и охарактеризовать педагогические условия, обеспечивающие эффективность профессионального становления студентов вуза в процессе профессионально-ориентированной исследовательской деятельности.
Методологической основой исследования являются основные положения системного подхода (И.В. Блауберг, Э. Г. Юдин и др.), характеризующего процесс подготовки педагогических кадров как целостную систему, деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.) и личностно-ориентированного подхода (Э.Ф. Зеер, И. С. Якиманская и др.), определяющих образовательный процесс вуза как совместную, имеющую характер сотрудничества деятельность, способствующую профессиональному становлению будущих педагогов.
Теоретической основой исследования являются психологические и педагогические концепции о личности как субъекте педагогических и профессиональных отношений, положения о социальных функциях деятельности и её роли в становлении будущего специалиста (К.А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Д. И. Фельдштейн и др.), теории профессионального становления личности (Э.Ф. Зеер, А. Б. Каганов, Е. А. Климов, Т. В. Кудрявцев, Ю. П. Поварёнков и др.), теории профессионального развития и становления педагога (O.A. Абдуллина, Л. М. Митина, В. А. Сластёнин и др.), теоретические основы научно-исследовательской деятельности (Ю.К. Бабанский, Е. В. Бережнова,.
В.И. Загвязинский, В. В. Краевский, М. Н. Скаткин, В. А. Сластёнин и др.), теории формирования исследовательских умений студентов (В.Н. Литовченко, Н. В. Сычкова, Н. М. Яковлева и др.).
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовались следующие методы исследования: теоретические (анализ, сравнение, обобщение, синтез, систематизация, моделирование) — эмпирические (наблюдение, анкетирование, беседы, тестирование, анализ результатов исследовательской деятельности студентов, изучение и обобщение передового педагогического опыта профессиональной подготовки студентов педагогического вуза, эксперимент) — математические (статистическая обработка данных).
Экспериментальная база исследования — ПГПУ им. В. Г. Белинского. Исследованием были охвачены студенты факультета начального и специального образования, факультета иностранных языков. В эксперименте приняли участие 116 студентов (58 в экспериментальной и 58 в контрольной группе).
Этапы исследования. Исследование проводилось с 2007 по 2011 гг. и включало три этапа.
Первый этап (2007 — 2008 гг.) — подготовительный. Изучение состояния проблемы исследования и обоснование её актуальностиопределение теоретико-методологических оснований исследованияформулирование понятийно-категориального аппарата, целей, гипотезы, задач, исследования.
Второй этап (2008 — 2010 гг.) — основной. Проведение констатирующего эксперимента и обобщение его результатов. Теоретическое обоснование и разработка модели организации профессионально-ориентированной исследовательской деятельности студентов педагогического вуза. Апробация указанной модели в условиях формирующего эксперимента, обработка экспериментальных данных, анализ и обобщение результатов исследования.
Третий этап (2010 — 2011гг.) — заключительный. Выявление и представление педагогических условий, обеспечивающих эффективность профессионального становления студентов педагогического вуза в процессе профессионально-ориентированной исследовательской деятельности. Формулирование выводов по проделанной работе и определение перспектив её развития, оформление диссертации.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят:
— в систематизации психолого-педагогических представлений о процессе профессионального становления студентов педагогического вуза;
— в выявлении возможностей профессионально-ориентированной исследовательской деятельности, обеспечивающих профессиональное становление студентов педагогического вуза в соответствии с содержанием и выделенными этапами;
— в разработке и теоретическом обосновании модели организации профессионально-ориентированной исследовательской деятельности студентов педагогического вуза;
— в выявлении и характеристике педагогических условий, обеспечивающих эффективность профессионального становления студентов педагогического вуза в процессе профессионально-ориентированной исследовательской деятельности.
Практическая значимость исследования заключается:
— в апробации модели организации профессионально-ориентированной исследовательской деятельности студентов педагогического вуза;
— в разработке и внедрении в образовательный процесс методических материалов, раскрывающих аспекты организации профессионально-ориентированной исследовательской деятельности студентов педвуза;
— в разработке критериальных показателей, позволяющих определить уровни профессионального становления студентов педагогического вуза, составлении пакета апробированных и авторских методик для выявления сформированности и динамики профессионального становления студентов педагогического вуза.
Положение «Об организации научного педагогического студенческого общества» способствует организации исследовательской деятельности студентов педвуза во внеурочное время и может быть использовано в практике высшего учебного заведения. Учебно-методическое пособие «В помощь педагогу-исследователю», содержащее общие понятия логики и методологии психолого-педагогических исследований, оказывает содействие в организации самостоятельной исследовательской деятельности студентов, магистрантов, аспирантов и соискателей учёной степени кандидата педагогических наук. Контрольные материалы, включённые в пособие, позволяют студентам самостоятельно проверить усвоенные знания.
Достоверность результатов исследования обеспечивается теоретико-методологической обоснованностью исходных положений работы, опирающихся на системный, деятельностный, личностно-ориентированный подходысоответствием используемых методов исследования его целям и задачаморганизацией поэтапной экспериментальной работы с личным участием автора и возможностью её повторения.
Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы и промежуточные результаты работы были представлены на заседаниях кафедры педагогики факультета иностранных языков и методологических семинарах преподавателей и аспирантов кафедры педагогики ГТГПУ им. В. Г. Белинского (2007 — 2011 гг.) — на II, III, IV, V, VI всероссийской научно-практической конференции «Артемовские чтения» (г. Пенза, 2006 -2010 гг.) — на региональной научно-практической конференции «Учитель.
XXI века: Школа настоящего и будущего" (г. Пенза, 2008 г., 2010 г.) — на II Всероссийской научно-практической конференции «Педагогическая практика в системе подготовки современного учителя» (г. Арзамас, 2010 г.) — на 1-ой научной конференции аспирантов и соискателей кафедры педагогики 11Г11У имени В. Г. Белинского (г. Пенза, 2010 г.) — на межвузовской научно-практической конференции «Непрерывное образование: Современные проблемы и перспективы развития» (г. Липецк, 2010 г.) — на международной научно-практической конференции «Опыт как важнейшая составляющая социализации субъектов образовательного процесса» (г. Саратов, 2010 г.) — на 1-ой Межрегиональной научно-практической конференции студентов и преподавателей учреждений среднего профессионального образования «Новая школа: перспективы и проблемы» на базе ГОУ СПО Пензенский профессионально-педагогический колледж (г. Пенза, 2010 г.) — на Фестивале наук, проходившем на базе ПГПУ им. В. Г. Белинского (мастер-класс для студентов «Школа молодого исследователя», 2010 г.) — на межрегиональной научно-практической конференции «Пензенская школа — школа социального действия» (г. Пенза, 2010 г.) — на III всероссийской научно-практической конференции «Наука и образование транспорту» (г. Самара, 2010 г.) — на III всероссийской научно-практической интернет-конференции «Дополнительное профессиональное образование в условиях модернизации» (г. Ярославль, 2011 г.) — на II городской межвузовской научно-практической конференции «Молодое поколение XXI века: актуальные проблемы социально-психологического здоровья» (г. Пенза, 2011 г.).
Содержание проведённого исследования изложено в 14 публикациях, в том числе опубликованных в рецензируемых журналах, определённых ВАК РФ.
Положения, выносимые на защиту:
1. Профессионально-ориентированная исследовательская деятельность студентов педагогического вуза представляет собой процесс поиска объективно или субъективно новых знаний, направленных на решение педагогических проблем в процессе профессиональной подготовки, результатом которой является усвоение знаний методологии и методики педагогических исследований, формирование умений организации и регуляции собственного исследования и исследований учащихся.
Организация профессионально-ориентированной исследовательской деятельности представляет собой процесс взаимодействия преподавателей и студентов, направленный на содействие профессиональному становлению студентов педагогического вуза в процессе профессиональной подготовки через создание условий для формирования профессиональных намерений, а также частичной адаптации к профессиональной деятельности.
2. Профессиональное становление студентов педагогического вуза представляет собой целенаправленный процесс, результатом которого является формирование профессиональных намерений, формирование и совершенствование готовности к профессиональной деятельности на основе овладения профессиональными знаниями, умениями и навыками, усвоение и накопление опыта профессиональной деятельности, обеспечивающим в свою очередь частичную адаптацию к будущей профессиональной деятельности.
3. Критерием профессионального становления личности на этапе профессионального обучения является готовность к профессиональной деятельности, включающая мотивационно-ценностный, ориентационно-когнитивный, операционно-деятельностный, рефлексивный компоненты.
Профессионально-ориентированная исследовательская деятельность предоставляет возможности для формирования у студентов педагогического вуза готовности к профессиональной деятельности как критерия профессионального становления в соответствии с компонентами:
— мотивационно-ценностным (удовлетворение потребностей студентов в самоактуализации, в том числе исследовательской, осознание профессионально-ориентированной исследовательской деятельности как ценностно-значимой, формирование положительного отношения к педагогической деятельности);
— ориентационно-когнитивным (овладение комплексом знаний по методологии и методике организации научных исследований, увеличение доли самостоятельно полученных знаний, творческое освоение учебного материала, ориентация в различных источниках информации);
— операционно-деятельностным (формирование собственно-исследовательских и профессионально-ориентированных исследовательских умений);
— рефлексивным (формирование профессионально важных качеств: педагогическая наблюдательность, организаторские способности, многосторонность общих и познавательных интересов, целеустремлённость, готовность к приложению волевых усилий на пути к достижению цели, а также дополнительные возможности по формированию профессиональных намерений и частичной адаптации к профессиональной деятельности).
4. Модель организации профессионально-ориентированной исследовательской деятельности студентов педагогического вуза включает взаимосвязанные блоки: целевой (цель, принципы и задачи организации профессионально-ориентированной исследовательской деятельности студентов педагогического вуза), содержательный (содержание профессионально-ориентированной исследовательской деятельности, соотнесённое с этапами профессионального становления студентов педагогического вуза), операционно-деятельностный (формы, методы и средства организации профессионально-ориентированной исследовательской деятельности студентов педагогического вуза), оценочно-результативный (критерии и показатели профессионального становления студентов педагогического вуза в процессе профессионально-ориентированной исследовательской деятельности).
5. Эффективность профессионального становления студентов педагогического вуза в процессе профессионально-ориентированной исследовательской деятельности обеспечивается реализацией следующих педагогических условий: актуализация содержания профессионально-ориентированной исследовательской деятельности с учётом этапов профессионального становления студентов педагогического вузаобеспечение взаимосвязи и преемственности всех форм организации исследовательской деятельности студентов педагогического вузавариативность участия студентов педагогического вуза в профессионально-ориентированной исследовательской деятельностисубъект-субъектное взаимодействие участников профессионально-ориентированной исследовательской деятельности.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка. Диссертация содержит таблицы, диаграммы, рисунки, приложения.
Выводы по второй главе.
Во второй главе данного исследования представлены результаты опытно-экспериментальной работы, проводимой со студентами факультета начального и специального образования и факультета иностранных языков Пензенского государственного педагогического университета имени В. Г. Белинского с 2008 по 2011 гг.
Задачей констатирующего эксперимента стало определение исходного уровня готовности студентов педагогического вуза к профессиональной деятельности у студентов экспериментальной и контрольной групп.
На констатирующем этапе эксперимента был установлен исходный уровень готовности студентов педагогического вуза к профессиональной деятельности как критерия их профессионального становления. Значения показателей, полученные в результате обработки данных констатирующего эксперимента, свидетельствуют преимущественно о среднем и низком уровне сформированности готовности к профессиональной деятельности студентов педагогического вуза, что выявило целесообразность внедрения авторской модели организации профессионально-ориентированной исследовательской деятельности студентов педагогического вуза.
Экспериментальная работа по реализации модели организации профессионально-ориентированной исследовательской деятельности студентов педагогического вуза осуществлялась в соответствии с выделенными этапами профессионального становления (ориентировочно-профессиональным, общепрофессиональным, профессионально-адаптационным) и охватывала три направления: экспериментальная работа в рамках отдельных учебных дисциплин, в рамках научного педагогического студенческого общества, в ходе педагогической практики в процессе взаимодействия студентов с преподавателями вуза. В формирующем эксперименте приняли участие 58 человек.
По окончании эксперимента был проведён анализ исходного и итогового уровней профессионального становления. Для проверки достоверности полученных выводов и, соответственно, оценки 2 эффективности экспериментальной работы был использован критерии % -Пирсона, все ограничения которого в данном случае соблюдены.
Анализ данных диагностики по совокупности показателей сформированности готовности к профессиональной деятельности, подвергнутых статистической обработке, позволил сделать вывод о том, что разработанная нами модель организации профессионально-ориентированной исследовательской деятельности студентов педагогического вуза обеспечила в экспериментальной работе позитивные изменения в уровнях сформированности всех компонентов готовности к профессиональной деятельности.
В процессе экспериментальной работы были выявлены педагогические условия, обеспечивающие реализацию модели организации профессионально-ориентированной исследовательской деятельности студентов педагогического вуза: актуализация содержания профессионально-ориентированной исследовательской деятельности с учётом этапов профессионального становления студентов педагогического вузаобеспечение взаимосвязи и преемственности всех форм организации исследовательской деятельности студентов педагогического вузавариативность включённости студентов педагогического вуза в процесс профессионально-ориентированной исследовательской деятельностисубъект-субъектное взаимодействие участников профессионально-ориентированной исследовательской деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Проведённое исследование выявило неоднозначность научных представлений педагогов и психологов о профессиональном становлении личности в целом и студентов педагогического вуза в частности, об этапах профессионального становления личности и их содержании, что привело к множественности его определений.
Наше представление о профессиональном становлении личности состоит в рассмотрении его как поэтапного процесса преобразования личности, сопровождающегося формированием профессиональных намерений, формированием и совершенствованием готовности к профессиональной деятельности на основе овладения профессиональными знаниями, умениями и навыками в процессе профессиональной подготовки, адаптацией к профессиональной деятельности, самоактуализацией и самореализацией в ней.
Профессиональное становление студентов педагогического вузацеленаправленный процесс, результатом которого является формирование профессиональных намерений, формирование и совершенствование готовности к профессиональной деятельности на основе овладения профессиональными знаниями, умениями и навыками, усвоение и накопление опыта профессиональной деятельности, обеспечивающим, в свою очередь, частичную адаптацию к будущей профессиональной деятельности.
Нами рассмотрены стадии профессионального становления личности, их продолжительность и содержание, также представленные неоднозначно. Это позволило нам представить этапы профессионального становления личности в обобщённом варианте следующим образом: возникновение и формирование профессиональных намерений, профессиональное обучение, профессиональная адаптация, осуществление профессиональной деятельности.
В исследовании была выявлена возможность смещения стадий профессионального становления студентов педагогического вуза. В частности, этап возникновения и формирования профессиональных намерений может охватывать начальный период обучения в вузе.
Этап профессионального становления студентов педагогического вуза, связанный с возникновением и формированием профессиональных намерений, частично или полностью охватывающий этап профессионального обучения, обозначен нами как ориентировочно-профессиональный. Основной этап профессиональной подготовки будущего учителя определён как общепрофессиональный.
Овладение будущими педагогами опытом организации и самоорганизации исследовательской деятельности в период учёбы в педагогическом вузе, осознание её значения как фактора профессионального становления способствует, на наш взгляд, более успешной адаптации будущих педагогов к профессиональной деятельности, что позволяет говорить о смещении адаптационного периода профессионального становления на этап профессиональной подготовки. Этап частичной адаптации к профессиональной деятельности в период профессиональной подготовки будущих учителей, нами обозначен как профессионально-адаптационный.
В качестве критерия профессионального становления личности учителя на этапе профессиональной подготовки была выбрана готовность к профессиональной деятельности, обоснованная В. А. Сластёниным и др., включающая мотивационно-ценностный, ориентационнокогнитивный, операционно-деятельностный и и рефлексивный компоненты.
Показателем мотивационно-ценностного компонента является удовлетворённость профессиональным выбором, сформированность ценностного отношения к получаемой профессии. Показателем ориентационно-когнитивного компонента является наличие системы научных знаний в области профессиональной деятельности, наличие системы научных знаний в области профессиональной деятельности. Показателем операционно-деятельностного компонента является сформированность профессиональных умений и навыков, сформированность умений и навыков самоконтроля профессиональной деятельности. Показателем рефлексивного компонента является сформированность профессионально важных качеств личности, отношение к себе как к субъекту профессиональной деятельности.
Для диагностики каждого компонента был подобран апробированный диагностический инструментарий, дополненный авторскими средствами диагностики.
Обращение к теории уровневого подхода и учёт вышеизложенных критериев и показателей готовности к профессиональной деятельности студентов педагогического вуза в процессе профессионального становления позволили определить низкий, средний и высокий уровни сформированности готовности студентов к профессиональной деятельности.
В работе отражается обусловленность процесса профессионального становления студентов педагогического вуза влиянием различных факторов. Одним из факторов профессионального становления студентов педагогического вуза является организация профессионально-ориентированной исследовательской деятельности.
На наш взгляд, профессионально-ориентированный характер исследовательской деятельности студентов педагогического вуза можно проследить в том, что: студент приобретает систему научных знаний в области исследовательской деятельности (знаний методологии и методов педагогических исследований, видах исследовательской деятельности педагога и учащихся и т. д.) — у студента формируются исследовательские умения, связанные с организацией собственного исследования и исследования учащихсяу студента формируются умения контроля результатов собственного исследования и исследования учащихсяу студента формируется отношение к себе как к субъекту профессионально-ориентированной исследовательской деятельностиу студента формируется ценностное отношение к данному виду деятельности, т. е. исследовательская деятельность осознаётся студентом как продуктивная личностно и профессионально значимая, наблюдается устойчивый интерес к данному виду деятельностиисследование направлено не только на получение результатов, но и на осознание способов их достижения. профессионально-ориентированная исследовательская деятельность способствует преобразованию нормативно заданной деятельности в самостоятельную, саморегулируемую продуктивную деятельность.
Организация профессионально-ориентированной исследовательской деятельности в педагогическом вузе предоставляет возможности для формирования у студентов всех компонентов готовности к профессиональной деятельности (мотивационно-ценностного, ориентационно-когнитивного, операционно-деятельностного, рефлексивного) как критерия профессионального становления.
Организация профессионально-ориентированной исследовательской деятельности находит своё отражение в модели организации профессионально-ориентированной исследовательской деятельности студентов педагогического вуза, включающей целевой, содержательный, операционно-деятельностный, оценочно-результативный блоки.
Экспериментальная работа по реализации модели организации профессионально-ориентированной исследовательской деятельности студентов педагогического вуза осуществлялась в соответствии с выделенными этапами профессионального становления студентов педагогического вуза (ориентировочно-профессиональным, общепрофессиональным, профессионально-адаптационным) и охватывала три направления: экспериментальная работа в рамках отдельных учебных дисциплин, в рамках научного педагогического студенческого общества, в процессе педагогической практики в условиях взаимодействия студентов как с преподавателями вуза, так и с учителями школ.
Эффективность профессионального становления студентов педагогического вуза в процессе профессионально-ориентированной исследовательской деятельности обеспечивается реализацией следующих педагогических условий:
— актуализация содержания профессионально-ориентированной исследовательской деятельности с учётом этапов профессионального становления студентов педагогического вузаобеспечение взаимосвязи и преемственности всех форм организации исследовательской деятельности студентов педагогического вуза;
— вариативность включённости студентов педагогического вуза в процесс профессионально-ориентированной исследовательской деятельностисубъект-субъектное взаимодействие участников профессионально-ориентированной исследовательской деятельности.
Результаты опытно-экспериментальной работы подтвердили эффективность разработанной модели организации профессионально-ориентированной исследовательской деятельности студентов педагогического вуза.
В исследовании были определены теоретические основания профессионального становления студентов педагогического вуза в процессе профессионально-ориентированной исследовательской деятельности, выявлены и охарактеризованы возможности профессионально-ориентированной исследовательской деятельности для профессионального становления студентов педагогического вуза, разработана, теоретически обоснована и экспериментально проверена модель организации профессионально-ориентированной исследовательской деятельности студентов педагогического вуза, выявлены педагогические условия, которые обеспечивают эффективность профессионального становления студентов вуза в процессе профессионально-ориентированной исследовательской деятельности. Таким образом, исследование проведено в полном объёме, положения гипотезы подтверждены, поставленные задачи выполнены.
Проведённое исследование не претендует на полноту решения многогранной проблемы профессионального становления студентов педагогического вуза в процессе профессионально-ориентированной исследовательской деятельности. Исследование может быть продолжено в направлении подготовки педагогического вуза к организации исследовательской деятельности школьников в рамках конкретных учебных дисциплин, переподготовки и повышения квалификации педагогов учреждений общего, профессионального и дополнительного образования, разработки системы организации педагогических исследований регионального уровня и значения.
Список литературы
- Абдуллина, O.A. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования Текст.: для студ. пед. спец. высш. учеб. заведений. 2-е изд., перераб. и доп. / O.A. Абдуллина. -М.: Просвещение, 1990. — 141 с.
- Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни Текст. / К.А. Абульханова-Славская. М.: Мысль, 1991. — 299 с.
- Алексеева, И.С. Профессиональное становление молодыхспециалистов в условиях сельской школы Текст.: дис.канд. пед. наук /
- И.С. Алексеева. М., 2006. — 179 с.
- Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания Текст. / Б. Г. Ананьев. 3-е изд. — СПб.: Питер, 2010. — 288 с.
- Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды Текст. / Б. Г. Ананьев.- в 2 т. М., 1980. — Т.1. — С. 162−170
- Андреева, Г. М. Социальная психология Текст. / Г. М. Андреева. -М.-ИНФРА-М, 1999.
- Андреева, Ж.О., Ермолаева, М.Г. Педагогическое сопровождение профессионально-личностного становления студента педколледжа Текст.: проект «Призвание» / Ж. О. Андреева, М. Г. Ермолаева. Спб.: «Тускарора», 2001. — 152с.
- Анциферова, Л.И. Материалистические идеи в зарубежной психологии Текст. / Л. И. Анциферова. М.: Наука, 1974. — 359 с.
- Архангельский, С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы Текст. / С. И. Архангельский. М.: Высш. школа, 1980. — 368 с.
- Асмолов, А.Г. Психология личности Текст. / А. Г. Асмолов. -М.: Изд- во МГУ, 1990. 367 с.
- Бабанский, Ю.К. Педагогика Текст.: учебное пособие / Ю. К. Бабанский. -М.: Просвещение, 1989. 356 с.
- Бабанский, Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований (Дидактический аспект) Текст.: учебное пособие / Ю. К. Бабанский. М.: Педагогика, 1982. — 192 с.
- Бахольская, H.A. Педагогические способности и их исследование у студентов педагогических специальностей Текст.: учебное пособие / H.A. Бахольская. Магнитогорск: ГОУ ВПО «МГТУ», 2006. — 41с.
- Бережнова, Е.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов Текст.: учебник для студ. спец. учеб. заведений / Е. В. Бережнова. М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 128с.
- Блауберг, И.В., Юдин, Э.Г. Становление и сущность системного подхода Текст.: И. В. Блауберг, Э. Г. Юдин. М.: Издательство «Наука», 1973.-270 с.
- Бодров, В.А. Психологические исследования проблемы профессионализации личности Текст. // Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала / под ред. В. А. Бодрова.-М., 1991.
- Божович, JI. И. Этапы формирования личности в онтогенезе Текст. / Г. В. Бурменская // Хрестоматия по детской психологии. Учебное пособие для студентов. М.: Институт практической психологии, 1996. -264 с.
- Большой толковый словарь русского языка Текст. / гл. ред. С. А. Кузнецов. Спб.: «Норинт», 2003. — 1536 с.
- Бондаревская Е.В., Кульневич, C.B. Педагогика: Личность в гуманистических концепциях и системах воспитания Текст. / Е. В. Бондаревская, C.B. Кульневич. Р — на — Д., 1999. — 142с .
- Борисова, З.Н. Формирование исследовательской компетентности будущих педагогов в условиях педагогического колледжа Текст.: дис.канд. пед. наук (13.00.08.) / З. Н. Борисова. Якутск, 2007. — 220 с.
- Борытко, Н.М. Диагностическая деятельность педагога: учеб, пособие для студ. высш. уч. заведений Текст. / Н.М. Борытко- под ред.
- B.А. Сластёнина, И. А. Колесниковой. М.: Изд. центр «Академия», 2008. — 228 с.
- Брызгалова, С.И. Формирование готовности учителя к педагогическому исследованию Текст.: дис.докт. пед. наук /
- C.И. Брызгалова. Калининград, 2004. — 542 с.
- Булгакова, Е.В. Профессиональное становление студентов вуза впроцессе гуманитарной подготовки Текст.: дис.канд. пед. наук /
- Е.В. Булгакова. Кемерово, 2005. — 230 с.
- Вартофский, М.В. Модели. Репрезентация и научное понимание Текст.: пер. с англ. / общ. ред. и послесл. И. Б. Новика и В. Н. Садовского. М.: Прогресс, 1988. 507 с.
- Введение в психологию Текст. / под общ. ред. проф. А. В. Петровского. Москва: Издательский центр «Академия», 1997. -496 с.
- Волкова, O.A. Организация учебно-исследовательской деятельности студентов в процессе подготовки выпускной квалификационной работы Текст.: учебное пособие / O.A. Волкова. -Балашов: Изд-во «Николаев», 2003. 72с.
- Выготский, J1.C. Проблемы возраста Текст. / JI.C. Выготский // Собр. соч.: В 6 т. М: Педагогика, 1984. — Т.4. — 432 с.
- Галахова, Е.С. Профессиональное становление студентов ввоспитательной деятельности колледжа: автореф. дис.канд. пед. наук
- Е.С. Галахова. Челябинск, 2010. — 23 с.
- Галустов, P.A. Профессиональное становление учителя технологии сельской школы в системе непрерывного образования Текст.: дис.докт. пед. наук / P.A. Галустов. Армавир, 2001. — 430 с.
- Ганцен, Н.Ф. Опережающая профессиональная подготовка будущих учителей в процессе научно-исследовательской деятельности впериод обучения в вузе Текст.: автореф. дис. канд. пед. наук /
- Н.Ф. Ганцен. Магнитогорск, 2002. — 24 с.
- Диагностические методы оценки психолого-педагогической системы формирования готовности к овладению профессией в профессиональном училище Текст.: методические рекомендации. СПб ИПК, 2000. — 27с.
- Дракина, И.К. Становление профессиональных умений студентов педагогического колледжа средствами социального воспитания Текст.: монография / И. К. Дракина. Омск: Изд-во ФГОУ ВПО ОмГАУ, 2005. -116с.
- Ефремова, С.Н. Взаимодействие преподавателей и студентов младших курсов как условие профессионального становления будущегоучителя Текст.: дис. канд. пед. наук / С. Н. Ефремова. Москва, 1997. 193 с.
- Ефремова, Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-образовательный Текст. / Т. Ф. Ефремова. 2-е изд., стереотип. — М.: Рус. яз., 2001. -Т. 2: П- Я.- 1088с.
- Загашев, И.О., Заир-Бек, С.И. Критическое мышление: технология развития Текст. / И. О. Загашев, С.И. Заир-Бек. Спб: Издательство «Альянс Дельта», 2003. — 284 с.
- Загвязинский, В.И. Исследовательская деятельность педагога Текст.: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завдений / В. И. Загвязинский. М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 176 с.
- Загвязинский, В.И., Атаханов, P.A. Методология и методы психолого-педагогического исследования Текст.: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / В. И. Загвязинский, P.A. Атаханов. М.: «Академия», 2003.
- Загвязинский, В.И. Теория обучения: Современная интерпретация Текст.: учебн. пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений / В. И. Загвязинский. М.: Издательский центр «Академия», 2001.- 192с.
- Зеер, Э.Ф. Психология профессий Текст.: учеб. пособие для студ. вузов / Э. Ф. Зеер. М.: Академический Проект- Екатеринбург: Деловая книга, 2003. — 336 с.
- Зеер, Э.Ф. Психология профессионального развития Текст.: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Э. Ф. Зеер. М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 240 с.
- Зеер, Э.Ф., Павлова, A.M., Садовникова, Н. О. Основы профориентологии Текст.: учеб. пособие для вузов / Э. Ф. Зеер, A.M. Павлова, И. О. Садовникова. М.: Высш. шк., 2005.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология Текст.: учебник для вузов / И. А. Зимняя. М.: Логос, 2002. — 384 с.
- Каганов, А.Б. Рождение специалиста: профессиональное становление студента Текст. / А. Б. Каганов. Мн.: Изд-во БГУ, 1983. -111с.
- Казанцева, Т.А., Олейник, Ю.Н. Взаимосвязь личностного развития и профессионального становления студентов-психологов Текст. / Т. А. Казанцева, Ю. Н. Олейник // Психологический журнал, 2002. № 6. -с. 51−59.
- Калашникова, Т.В. Научно-исследовательская работа как условие совершенствования профессиональной подготовки будущего педагога
- Текст.: автореф. дис.канд. пед. наук / Т. В. Калашникова. Якутск, 2002. 22 с.
- Киселёва, Т.В. Профессиональное становление педагога в инновационной образовательной среде общеобразовательной школы Текст.: Дис.канд. пед. наук. М., 2003. — 217 с.
- Климов, Е.А. Психология профессионала Текст. / Е. А. Климов.- М.: Вента-Граф, 2004. 232 с.
- Климов, Е.А. Педагогический труд: психологические составляющие Текст.: учеб. пособие / Е. А. Климов. М.: Изд-во Московского ун-та- Издательский центр «Академия», 2004. — 240с.
- Князева, В.В. Методологический аппарат диссертационного исследования: творчество или формализм? /В.В. Князева // Педагогика.- 2005. № 1-С. 100- 108.
- Коджаспирова, Г. М., Коджаспиров, А.Ю. Педагогический словарь Текст.: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 176 с.
- Кожекина, Т.В. Технология выполнения и оформления учебно-исследовательской работы Текст.: учебно-методическое пособие / Кожекина Т. В., Кожекина Е. А., Надежина М. Ф. // под общей ред. Кожекиной Т. В. -М.: УЦ Перспектива, 2009. 168 с.
- Коссов, Б.Б. Личность: Теория, диагностика и развитие Текст.: учебно-методическое пособие для высших учебных заведений / Б. Б. Коссов. -М.: Академический Проект, 2000. 240 с.)
- Краевский, В.В. Основы обучения. Дидактика и методика Текст.: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. В. Краевский, A.B. Хуторской. М.: Изд. центр «Академия», 2007. — 352 с.
- Краткий словарь по социологии Текст. / авт.-состав. П. Д. Павлёнок. М.: ИНФРА-М, 2001.
- Кручинина, Е.Б. Подготовка учителя к исследовательской деятельности как фактор повышения педагогического мастерства Текст.: дис. канд. пед. наук / Е. Б. Кручинина. Пенза, 2004. — 141 с.
- Кузовлев, В.П. Профессиональная подготовка студентов в педагогическом вузе: научно-методический и организационнопедагогический аспекты Текст.: дис.докт. пед. наук / В. П. Кузовлев. 1. Москва, 1999.-454 с.
- Кузьмина, Н.В. Методы исследования педагогической деятельности Текст. / Н. В. Кузьмина. Л.: Изд-во ЛГПУ, 1970. — 114 с.
- Кузьмина, Н.В. Профессионализм педагогической деятельности Текст. / Н. В. Кузьмина, А. А. Реан. СПб.: Академический проект, 2001. -54 с.
- Лабунская, H.A. Педагогическое исследование современного студента (студент при получении образования) Текст.: монография / H.A. Лабунская. Спб.: Изд-во РГПУ им А. И. Герцена, 1999. — 76с.
- Лаврентьев, Г. В. Профессиональное становление студентов инженерно-педагогической специальности: активизация и психолого-педагогическое сопровождение Текст. / Г. В. Лаврентьев. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2005. — 212с.
- Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Текст. / А. Н. Леонтьев. М., Политиздат, 1975. — 304 с.
- Лернер, И.Я. Дидактические основы методов обучения Текст. / И. Я. Лернер. -М., 1980.
- Литовченко, В.Н. Формирование исследовательских умений студентов педагогических специальностей университета средствами НИР Текст.: дис.канд. пед. наук / В. Н. Литовченко. Минск, 1990. — 187 с.
- Ломакина, O.E. Технологические основы проектирования методической системы обучения иностранным языкам: концепция, теория, практика Текст.: монография. Волгоград: Перемена, 2002. -224 с.
- Макотрова, Г. В. Учебно-исследовательская культура учащихся Текст. / Г. В. Макотрова // Педагогика. 2007. — № 1- С. 47 — 52.
- Малунцева, В.А. Профессиональное становление музыканта-педагога в классе индивидуальной исполнительской подготовки Текст.: дис.канд. пед. наук / В. А. Малунцева. Москва, 2006. — 131 с.
- Маркова, А.К. Психология профессионализма Текст. /А.К. Маркова. М., 1996. — 308 с.
- Методические рекомендации по организации научно-исследовательской работы студентов в процессе непрерывной педагогической практики Текст. Витебск, 1986.
- Митина, Л.М. Психология профессионального развития учителя Текст. / Л. М. Митина. М.: Издательство «Флинта», 1998.
- Митина, Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя Текст.: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л. М. Митина М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 320 с.
- Набиева, Е.В. Формирование исследовательской компетентности студентов педагогического университета через систему спецкурсов поединой программе Текст.: дис.канд. пед. наук / Е. В. Набиева. 1. Иркутск, 1999. 174 с.
- Научно-исследовательская работа студентов Текст. Минск, Вышэйшая школа, 1989. — 107 с.
- Научное творчество студентов Текст. / сост. И. Мостыка. М.: Мол. гвардия, 1984. — 143 с.
- Наргизашвили, М.Д. Психолого-педагогические основы учебной и научно-исследовательской работы студентов Текст. / М. Д. Наргизашвили. Изд-во Тбилисского ун-та, 1986. — 23с.
- Невзоров, В.П. Профессиональное становление учителя в системе многоуровневого университетского образования в регионе Текст.: дис.. докт. пед. наук / В. П. Невзоров. Кемерово, 1998. — 312 с.
- Немов, P.C. Психология Текст.: словарь-справочник в 2-ч. / P.C. Немов. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. — 4.1. — 340 с.
- Николаева, И.И. Педагогические условия формирования исследовательской деятельности студентов: (на примере пед. колледжа)
- Текст.: автореф. дис. канд. пед. наук / И. И. Николаева. Якутск, 2005.-20 с.
- Новейший философский словарь Текст.: 2-е изд., перераб. и дополн. МН.: Интерпессервис- Книжный дом. 2001. — 1280с.
- Облицова, З.Г. Исследовательская деятельность педагога как фактор совершенствования профессиональной компетентности Текст.:монография / 3. Г. Облицова. Москва-Архангельск: Издательский дом «Юпитер», 2004. — 160с.
- Обухова, Л.Ф. Профессиональное становление учителя в региональной системе непрерывного педагогического образования Текст.: дис. канд. пед. наук / Л. Ф. Обухова. Комсомольск-на-Амуре, 2002.-251 с.
- Общая и профессиональная педагогика Текст.: учебное пособие для студентов педагогических вузов / под ред. В. Д. Симоненко. М.: Вентана-Граф, 2006. — 368 с.
- Ожегов, С.И. Словарь русского языка Текст.: Под ред. Н. Ю. Шведовой. 23-е изд., испр. — М.: Рус. яз., 1990. — 917 с.
- Организация и проведение психолого-педагогического исследования Текст.: учебное пособие / под ред. Бабушкина Т. Д., Каргаполова Е. П. Омск — Ханты-Мансийск. — 2001. — 190с.
- Орлова, И. В. Тренинг профессионального самопознания: теория, диагностика и практика педагогической рефлексии Текст. / И. В. Орлова. СПб.: «Речь», 2006. — 128с.
- Основы педагогики и психологии высшей школы Текст.: учебное пособие для слушателей курсов и факультетов повышения квалификации преподавателей высших учебных заведений / под ред. А. В. Петровского. -М.: МГУ, 1986. 303 с.
- Пазухина, C.B. Педагогическая успешность: диагностика и развитие профессионального сознания учителя Текст.: учеб. пособие / C.B. Пазухина. СПб.: «Речь», 2007. — 224с.
- Педагогика Текст.: учеб. пособие для студ. пед. ин-тов / под редакцией Ю. К. Бабанского. М.: Просвещение, 1983. — с. 608.
- Педагогика Текст.: уч. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Высшее образование, 2007. -430 с.
- Педагогика и психология высшей школы Текст.: учеб. пособие для студ. и аспирантов вузов / отв. ред. М.В. Буланова-Топоркова. 2-е изд., доп. и перер. — Ростов-на-Дону, Феникс, 2002. -543 с.
- Педагогика профессионального образования Текст.: учебн. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е. П. Белозерцев, А. Д. Гонеев, А. Г. Пашков и др.- под ред. В. А. Сластёнина. М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 368 с.
- Педагогический словарь Текст.: учебн. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И. Загвязинский, А. Ф. Зактрова, Т. А. Строкова и др.- под ред. В. И. Загвязинского, А. Ф. Закировой. М.: Издательский центр «Академия», 2008. 352 с.
- Педагогическая технология освоения учащимися исследовательской деятельности Текст.: учебно-методическое пособие / сост. С. В. Палецкий. Омск. гос. ун-т, 2004. — 72с.
- Петровский, A.B., Ярошевский, М.Г. Основы теоретической психологии Текст.: учебное пособие для вузов / A.B. Петровский, М. Г. Ярошевский. М.: ИНФРА — М, 1998. — 528 с.
- Пискарёва, И.Е. Методы диагностики готовности учителя к инновационной деятельности Текст. / И. Е. Пискарёва. Кострома, 1999. -60 с.
- Поварёнков, Ю.П. Профессиональное развитие личности Текст.: дис. доктора псих, наук (19.00.07, 19.00.03) / Ю. П. Поварёнков. Ярославль, 1999. — 331 с.
- Подласый, И.П. Педагогика Текст.: учебное пособие для вузов / И. П. Подласый М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1996. -432с.
- Подосинников, С.А. Становление профессионального самосознания и некоторые аспекты его коррекции Текст.: учебно-методическое пособие / С. А. Подосинников. Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2006. — 59 с.
- Полонский, В.М. Словарь по образованию и педагогике Текст. / В. М. Полонский. -М., 2004. 512 с.
- Попков, В.А., Коржуев, A.B. Теория и практика высшего профессионального образования Текст.: учебное пособие для системы дополнительного педагогического образования / В. А. Попков, A.B. Коржуев. М.: «Академический проект», 2004. 423 с.
- Примерные программы по учебным предметам. Иностранный язык. 5−9 классы Текст.: проект. 3-е изд., дораб. — М.: Просвещение, 2010. -144 с. — (Стандарты второго поколения). -145 с.
- Прудаева, В.Н. Диагностика профессиональной подготовленности учителя к педагогической деятельности Текст.: методические материалы в помощь руководителям школ, их заместителям, учителям и методистам / В. Н. Прудаева: ТОИПК, Тюмень, 1993.-46с.
- Пряжникова, Е.Ю. Профориентация Текст.: учебн. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е. Ю. Пряжникова, Н. С. Пряжников. 4-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 496 с.
- Психология труда Текст.: учеб. для студентов вузов / под ред. проф. A.B. Карпова. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. — 350 с.
- Психология. Словарь Текст. / Под общ. ред. A.B. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1990.-494 с.
- Психологическая диагностика индивидуально-психологических свойств личности будущего педагога Текст.: методические рекомендации для учителей, осуществляющих профессиональную ориентацию на педагогические профессии. -Сыктывкар, КГПИ, 1992. 44с.
- Психологические основы профессионально-технического обучения Текст. / под ред. Т. В. Кудрявцева. М.: Педагогика, 1988. -142 с.
- Рогов, Е.И. Личностно-прфессиональное развитие учителя впедагогической деятельности Текст.: автореф. дис.учён. степ. докт.пед. наук / Е. И. Рогов. Ростов н/Д, 1999. — 45 с.
- Российская педагогическая энциклопедия Текст.: В 2 т.т. / Гл. ред. В. В. Давыдов. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. — 608 е., ил. Т. 1.-А-М- 1993.
- Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии Текст.: В 2 т. / С. Л. Рубинштейн. Т 1. — М.: Педагогика, 1989. — 488 с.
- Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии Текст.: В 2 т. / С. Л. Рубинштейн. М.: Педагогика, 1989. — Т2. — 328 с.
- Рябоконь, Е.А. Профессиональное становление будущего военного специалиста в воспитатателльно-образовательном процессеввуза Текст.: дис.учён. степ. канд. пед. наук / Е. А. Рябоконь. 1. Кемерово, 2003.-209 с.
- Саливон, Е.Г. Личностно-профессиональное становление будущего учителя Текст.: пособие / Е. Г. Саливон. Комсомольск-на-Амуре: Изд-во Комсом. на/А гос. пед. ун-та, 2005. — 133 с.
- Сборник методик диагностики педагогического мастерства и профессиональной компетентности учителя Текст. Новокузнецк: ИПК, 2001.-99с.
- Сгонник, Л.В., Винничук, Т.П. Организация учебно-исследовательской работы студентов (из опыта работы педагогического колледжа г. Железноводска) Текст. / Л. В. Сгонник, Т. П. Винничук. -Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2001. 112с.
- Сериков, В.В. Формирование у учащихся готовности к труду Текст. / В. В. Сериков. М.: Педагогика, 1988. — 192 с.
- Сериков, В.В. Личностно-ориентированное образование Текст. /В.В. Сериков // Педагогика. 2002. — № 4.
- Симонов, В.П. Диагностика личности и деятельности преподавателя и обучаемых Текст.: учебное пособие. НОУ-ХАУ в образовании. Книга третья / В. П. Симонов. — М., 2005. — 181с.
- Скаткин, М.Н. Методология и методы педагогических исследований: В помощь начинающему исследователю Текст. / М. Н. Скаткин. -М.: Педагогика, 1986. 152 с.
- Сластёнин, В.А., Мажар, Н.Е. Диагностика профессиональной пригодности молодёжи к педагогической деятельности / В. А. Сластёнин, Н. Е. Мажар. М.: Прометей, 1991. — 144 с.
- Словарь русского языка Текст.: В 4-х т. под ред. А. П. Евгеньевой. 2-е изд., испр. и дополн. — М.: Русск. язык, 1981−1984. -Т. 4: С-Я.-794 с.
- Смирнов, С.Д. Педагогика и психология высшего образования. От деятельности к личности Текст.: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений 3-е изд., стер. / С. Д. Смирнов. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 400 с.
- Соколов, В.Н. Педагогическая эвристика: Введение в теорию и методику эвристической деятельности Текст.: учебн. пособие длястудентов высших учебных заведений / В. Н. Соколов. М.: Аспект Пресс, 1995.-225 с.
- Соловова, E.H. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс Текст.: учеб. пособие для студентов пед. вузов и учителей / E.H. Соловова. М.: ACT: Астрель, 2008. — 238 с.
- Соловова, Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: продвинутый курс Текст.: учеб. пособие для студентов пед. вузов и учителей / Е. Н. Соловова. М.: ACT: Астрель, 2010. — 272 с.
- Соляников, Ю.В. Обеспечение качества подготовки магистрантов педагогического университета к научно-исследовательскойдеятельности Текст.: дис. учён. степ. канд. пед. наук / Ю.В.
- Соляников. СПб, 2003. -169 с.
- Сребницкая, Е. В. Профессиональное становление будущих лингвистов-переводчиков в процессе иноязычной подготовки в вузе
- Текст.: дис. учён. степ. канд. пед. наук / Е. В. Сребницкая.
- Магнитогорск, 2007. -168 с.
- Ставринова, H.H. Проектирование и реализация системы формирования у будущих педагогов готовности к исследовательской деятельности Текст. / H.H. Ставринова. Сургут: РИО СурГПУ, 2006. -184с.
- Сычкова, Н.В. Теоретические основы воспитания умений исследовательской деятельности будущего учителя Текст.: учебное пособие / Н. В. Сычкова. Магнитогорск: МаГУ, 2001. — 85с.
- Сычкова, Н.В. Формирование у будущих учителей умений исследовательской деятельности в условиях классического университета Текст.: дис.докт. пед. наук / Н. В. Сычкова. Магнитогорск, 2002. -354 с.
- Теоретико-методологические основы развития профессиональной деятельности учителя Текст.: монография /
- О.П. Морозова, В. А. Сластёнин, Ю. В. Сенько и др. Барнаул: Изд-во БГПУ, 2004. — 546с.
- Тимофеева, О. В. Теоретическая модель профессионального становления учителя Текст.: учебно-методическое пособие / О. В. Тимофеева. М.: МААН, МОСУ, 2004. — 29 с.
- Толковый словарь русского языка Текст. / под ред. Б. М. Волина / проф. Д. Н. Ушакова. М.: Государственное изд-во иностранных и национальных словарей, 1939. — Т — 4: С — Я. — 1423 с.
- Торгашина, Т.И. Научно-исследовательская работа студентов педагогического вуза как средство развития их творческого потенциала
- Текст.: дис.канд. пед. наук / Т. И. Торгашина. Волгоград, 1999.209 с.
- Учебно-исследовательская работа студентов Текст.: методическое пособие / авторы-составители: Яркова Т. А., Черкасова И. И., Никитченко И. Б. Тобольск: ТГПИ им. Д. И. Менделеева, 2005. -108 с.
- Фадеева, O.A. Педагогическая диагностика профессиональногостановления будущего учителя в вузе Текст.: дис.канд. пед. наук /
- O.A. Фадеева. Омск, 2004. — 244 с.
- Фельдштейн, Д.И. Психология становления личности Текст. / Д. И. Фельдштейн. -М.: Международная педагогическая академия, 1994. 192 с.
- Философский словарь Текст. / под ред. И. Т. Фролова. 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Политиздат, 1991. — 560 с.
- Философский энциклопедический словарь Текст. М.: ИНФРА-М, 2004. — 576 с.
- Философский энциклопедический словарь Текст. / Под ред. Л. Ф. Ильичёва. М.: Сов. энцикл., 1983. — 840 с.
- Фокин, Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: Методология, цели и содержание, творчество Текст.: учеб. пособие длястуд. высш. учеб. заведений / Ю. Г. Фокин. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 224 с.
- Формирование учебной деятельности студентов Текст. / под ред. В .Я. Ляудис. М.: Изд-во МГУ, 1989. — 239 с.
- Харламов, И.Ф. Педагогика Текст.: учеб. пособие 4-е изд., перераб. и дополн. / И. Ф. Харламов. -М.: Гардарики, 2003. — 519 с.
- Хьелл JL, Зиглер Д. Теории личности. Серия «Мастера Психологии» Текст. / JI. Хьелл, Д. Зиглер. 3-е изд. — СПб.: Питер, 2007. — 607 с.
- Шадриков, В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности Текст. /В.Д. Шадриков. -М., 1982.
- Шевченко, H.H. Организация научно-исследовательской деятельности студентов педагогического вуза в системе профессиональной подготовки Текст.: учебное пособие / H.H. Шевченко. КГПУ. — Петрозаводск, 2002. — 112с.
- Щелина, Т.Т. Духовно-ценностные ориентации как процесс и результат профессиональной подготовки социальных педагогов в вузе Текст. / дис. .доктора пед. наук (13.00.08) / Т. Т. Щелина. Арзамас, 2006, — 343с.
- Щуркова, Н.Е. Педагогическая технология Текст. / 2-ое издание, дополненное / Н. Е. Щуркова. М.: Педагогическое общество России, 2005.-256 с.
- Эльконин, Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте Текст. / Д. Б. Эльконин // Хрестоматия по возрастной психологии / Сост. JIM. Семенюк- под ред. Д. И. Фельдштейна. М., 1994. — 269 с.
- Якиманская, И.Я. Личностно-ориентированное обучение в современной школе Текст. / И. Я. Якиманская. М. — 1996. — 96 с.
- Якиманская, И.Я. Требования к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников Текст. / И. Я. Якиманская // Вопросы психологии 1994. — № 2 — с. 64 — 77.
- Яковлева, Н.М. Формирование исследовательских умений устудентов педагогического вуза Текст.: автореф. дис.кан. пед. наук.1300.08) / Н. М. Яковлева. Челябинск, 1977. -17 с.
- Яркова, Т.А., Черкасова, И.И., Никитенко, И.Б. Учебно-исследовательская работа студентов Текст.: методическое пособие / Т. А. Яркова, И. И. Черкасова, И. Б. Никитенко. Тобольск: ТГПИ им. Д. И. Менделеева, 2005. — 108с.
- Longman Dictionary of Contemporary English. Third Edition. Longman/ Corpus Network British national corpus, 2000. 1675 p.
- Webster’s Third New International Dictionary. Principal copyright 1961. Copyright 1993 by Merriam Webster, incorporated. 1017 p.
- The concise Oxford dictionary of current English (lased on The Oxford English Dictionary) Edited by J.B. Sykes. Oxford at the clarendon press. 1982. — 1256 p.
- Duden. Deutsches Universal Worterbuch 2: bearbeitet unter Leitung von Gunter Dosdowski. Mannheim/Wien/Zurich: Dudenverlag, 1989. — 182 s.
- Deutsch-Russisches Worterbuch: begrundet von Hans Holm Bielfeldt. Berlin: Akademie — Verlag, 1984. — Dritter Band. — S — Z. — 780 s.
- Duden. Deutsch als Fremdsprache. Standardworterbuch: herausgegeben von der Dudenredaktion. Mannheim/Wien/Zurich: Dudenverlag, 2002. — 1050 s.