Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Развитие профессиональной иноязычной коммуникативной компетентности в процессе получения дополнительной квалификации МВА

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Формирующий эксперимент, проходивший в условиях реального учебного процесса на программе МВА, подтвердил гипотезу исследования. Реализация разработанной дидактической модели позволила повысить эффективность образовательного процесса и в полной мере удовлетворить потребности слушателей. Этот вывод подтверждают результаты тестирования, самодиагностики и диагностики преподавателя в процессе деловых… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ИССЛЕДАВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В СИСТЕМЕ ДПО
    • 1. 1. Тенденции развития ДПО
    • 1. 2. Анализ различных форм организации ДПО
    • 1. 3. Подходы к процессу обучения иностранным языкам
    • 1. 4. Современная практика развития профессиональной иноязычной коммуникативной компетентности в системе ДПО
  • Глава 2. РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ ДЕЛОВОМУ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЙ РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СЛУШАТЕЛЕЙ ПРОГРАММЫ МВА
    • 2. 1. Особенности обучения взрослых, влияющие на развитие профессиональной иноязычной коммуникативной компетентности в системе ДПО
      • 2. 1. 1. Особенности обучения взрослых 49 '
      • 2. 1. 2. Анализ портрета потребителя образовательных услуг программы МВА
      • 2. 1. 3. Особенности учебной деятельности взрослых
    • 2. 2. Особенности ОДПО, определяющие облик системы развития профессиональной иноязычной коммуникативной компетентности в процессе получения дополнительной квалификации МВА
    • 2. 3. Модель обучения деловому иностранному языку, обеспечивающая развитие профессиональной иноязычной коммуникативной компетентности слушателей программы МВА
      • 2. 3. 1. Цель, структура и содержание образовательной программы по развитию профессиональной иноязычной коммуникативной компетентности
      • 2. 3. 2. Формы, методы и средства развития профессиональной иноязычной коммуникативной компетентности
    • 2. 4. Условия реализации разработанной дидактической модели

    Глава 3. ОПЫТНО — ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ ДЕЛОВОМУ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЙ РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПОЛУЧЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ МВА

    3.1. Цель, задачи и этапы опытно-экспериментальной работы

    3.2. Констатирующий эксперимент

    3.3. Формирующий эксперимент 120

    Заключение 140

    Литература 143

    Приложения

Развитие профессиональной иноязычной коммуникативной компетентности в процессе получения дополнительной квалификации МВА (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

В 90-е г. XX века резко возросла потребность россиян во владении иностранными языками. Это связано с социальными и экономическими переменами, с изменением роли нашей страны на международной арене и актуализацией потребности общества в специалистах, владеющих деловым иностранным языком в соответствии с международно-принятыми стандартами (например, Business English Certificate — ВЕС). Интеграция России в мировую экономику, новые информационные технологии требуют от современных менеджеров не только навыка перевода специальной литературы, но и реальной речевой коммуникации на иностранном языке для обеспечения доступности образовательных программ других стран, возможности прохождения стажировок на зарубежных предприятиях, участия в совместных проектах.

Для реализации новых требований к подготовке специалистов система дополнительного профессионального образования (ДПО) осуществляет переход на деятельностный и компетентностный подходы, основы которых были заложены в отечественной (JI.C. Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, Н. Ф. Талызина и другие) и зарубежной психологии (Дж. Дьюи, Д. Колб, О’Нил, Р. Реванс, К. Роджерс и другие).

Проведено множество исследований, в том числе диссертационных (Т.В. Алдонова, А .Я. Гайсина, Г. П. Савченко, Т. М. Салтыкова, В. Ф. Тенищева, Г. Г. Ханцева, Н. А. Шишкина, М. К. Шлангман и другие), по проблемам реализации личностно-деятельностного и практико-ориентированного подходов в обучении иностранным языкам в системе непрерывного профессионального образования. Вопросы теории и методики обучения иностранному языку, основанного на коммуникативном подходе, исследовались в работах И. Л. Бим, Т. Н. Игнатовой, Г. А. Китайгородской, Г. В. Колшанского, Б. А. Лапидуса, А. А. Миролюбова, Е. И. Пассова и других. Психологические аспекты обучения иностранному языку представлены в работах И. А. Зимней.

В данных исследованиях рассмотрены проблемы эффективного обучения разговорному иностранному языку взрослых, профессиональному иностранному языку студентов, деловому иностранному языку старшеклассников и слушателей курсов, особенности дистанционного обучения, а также вопросы профессиональной лингводидактики (А.К. Крупченко) и построения образовательных программ в системе профессионального образования для конкретных специалистов.

Развитие профессиональной иноязычной коммуникативной компетентности в процессе получения дополнительной квалификации МВА (Master of Business Administration — Мастер делового администрирования) еще не выступило предметом специального исследования.

Настоящее исследование посвящено проблеме развития профессиональной иноязычной коммуникативной компетентности слушателей программы МВА. Особенностью дополнительной квалификации МВА является ее международный статус, предполагающий реализацию профессиональных задач ее выпускниками (менеджерами среднего и высшего уровня) на иностранном языке. Вместе с тем анализ практики показал, что процесс обучения иностранным языкам в рамках программы МВА не ориентирован на компетентностный подход и современные формы получения образования взрослымиуровень владения иностранными языками большинства выпускников программы не соответствует современным требованиямосуществление реальной речевой коммуникации на иностранном языке при решении профессиональных задач. В основном прослеживается общеобразовательная направленность обучения иностранным языкам в профессиональном образовании, когда изучение иностранного языка выступает как самоцель и не согласовано с профессиональной подготовкой и профессиональной направленностью обучения, при котором деловой иностранный язык выступает как средство решения профессиональных задач. Это обусловлено отсутствием научно обоснованной модели обучения деловому иностранному языку, ориентированной на компетентностный подход и позволяющей развивать иноязычную коммуникативную компетентность обучающихся в реальной речевой деятельности в процессе решения ими профессиональных задач. Проведенный анализ показал, что проблема развития профессиональной иноязычной коммуникативной компетентности в системе ДПО является актуальной.

Теоретический анализ исследований и практики развития профессиональной иноязычной коммуникативной компетентности в системе ДПО позволил выделить следующие противоречия: между потребностью практики в менеджерах со знанием иностранного (прежде всего английского) языка и несоответствием сложившейся системы обучения деловому иностранному языку в учреждениях ДПО современным требованияммежду потребностями менеджеров в развитии иноязычной коммуникативной компетентности как средства решения профессиональных задач и традиционным подходом к обучению деловому иностранному языку, не ориентированному на компетентностный подход и современные формы получения образования взрослыми.

Проблема заключается в разрешении этих противоречий посредством теоретико-методологического обоснования, разработки и опытно-экспериментальной проверки модели обучения деловому иностранному языку, обеспечивающей развитие профессиональной иноязычной коммуникативной компетентности слушателей программы МВА, ориентированной на компетентностный подход, учитывающей особенности учебной деятельности взрослых и соответствующей требованиям дополнительной квалификации МВА.

Объект исследования — развитие профессиональной иноязычной коммуникативной компетентности обучающихся в системе ДПО.

Предмет исследования — развитие профессиональной иноязычной коммуникативной компетентности слушателей в процессе получения дополнительной квалификации МВА.

Цель исследования — разработать, теоретически обосновать, и экспериментально проверить модель обучения деловому иностранному языку, обеспечивающую развитие профессиональной иноязычной коммуникативной компетентности слушателей в процессе получения ими дополнительной квалификации МВА.

Гипотеза исследования. Уровень развития профессиональной иноязычной коммуникативной компетентности слушателей программы МВА будет соответствовать потребностям обучающихся, требованиям дополнительной квалификации МВА, если: будут согласованы цели обучения деловому иностранному языку и цели обучения по программе МВА, при этом иностранный язык будет являться средством решения профессиональных задачобразовательный процесс будет построен на основе деятельностного и компетентностного подходов с опорой на содержательную интеграцию учебного, социального и профессионального аспектов деятельности обучающихся, в форме сочетания очного и дистанционного образования.

В соответствии с предметом, целью и гипотезой исследования сформулированы следующие задачи:

1. Провести теоретический анализ состояния проблемы развития профессиональной иноязычной коммуникативной компетентности в системе ДПО.

2. Определить степень разработанности проблемы развития профессиональной иноязычной коммуникативной компетентности в процессе получения дополнительной квалификации МВА.

3. Сформулировать теоретико-методологические основы построения модели обучения деловому иностранному языку, обеспечивающей развитие профессиональной иноязычной коммуникативной компетентности в процессе получения дополнительной квалификации МВА.

4. Разработать дидактическую модель, обеспечивающую реальную речевую коммуникацию слушателей программы МВА на иностранном языке в процессе решения ими профессиональных задач.

5. Определить совокупность организационно-педагогических условий реализации дидактической модели развития профессиональной иноязычной коммуникативной компетентности в процессе обучения по программе МВА и провести опытно-экспериментальное исследование по апробации разработанной дидактической модели.

Теоретико-методологические основы исследования Общую теоретико-методологическую основу диссертационного исследования составили: результаты исследований в области методологии деятельности и развитии личности в процессе деятельности (О.С.Анисимов, Ю. К. Бабанский,.

В.В. Краевский, А. Н. Леонтьев, И. Я. Лернер, A.M. Новиков, С. Л. Рубинштейн, Г. П. Щедровицкий и другие) — достижения в области педагогики и психологии учебной деятельности, развивающего обучения и личностно ориентированного образования.

Л.С. Выготский, Т. В. Габай, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, И. А. Зимняя, И. И. Ильясов, В. Я. Ляудис, А. И. Савостьянов, В. В. Сериков, Н. Ф. Талызина, Д. Б. Эльконин и другие) — положения об особенностях обучения взрослых и принципах андрагогики (С.Г. Вершловский, С. И. Змеев, Д. Колб, Ю. Н. Кулюткин, Л. Н. Лесохина, М. Ш. Ноулс, В. И. Подобед, Р. Реванс, К. Роджерс, П. Сенге, А. П. Ситник, Г. С. Сухобская, А. Шире и другие) — методологические принципы организации и проведения, научно-педагогического исследования (В.В. Краевский, A.M. Новиков, М. Н. Скаткин и другие).

Конкретной теоретической основой диссертационной работы стали результаты исследований: в сфере ДПО (JI.H. Горбунова, В. В. Гузеев, Г. Л. Ильин, Т. М. Ковалева, Н. В. Кузьмина, Э. М. Никитин, A.M. Новиков, А. И. Савостьянов, K.M. Ушаков, И. Д. Чечель и другие) — в области открытого дистанционного образования (Л.В. Бендова,.

A.B. Густырь, Ю. Л. Деражне, Е. С. Комраков, A.B. Курсакова, В. И. Овсянников, Е. С. Полат, В. Н. Солдаткин, А. Г. Теслинов, А. Г. Чернявская, С. А. Щенников и другие) — в сфере бизнес-образования и реализации компетентностного подхода (В.И. Байденко, A.A. Вербицкий, В. В. Годин, Л. И. Евенко, И. А. Зимняя, Е. А. Карпухина, В.A. May, Ю. Г. Татур, С. Р. Филонович, С. А. Щенников и другие) — в области методологии и методики преподавания иностранных языков (A.A. Алхазишвили, Л. Ш. Гегечкори, И. Л. Бим, И. А. Зимняя, В. П. Кузовлев,.

B.Я Ляудис, Г. Лозанов, Г. А. Китайгородская, А. К. Крупченко, Р. П. Мильруд, Е. И. Пассов, Е. С. Полат, B.C. Цетлин и другие).

В ходе исследования мы широко опирались на концептуальную модель открытого дистанционного профессионального образования (ОДПО), разработанную С. А. Щенниковым и представителями научной школы МИМ ЛИНК, на теорию контекстного обучения, разработанную в научно-педагогической школе A.A. Вербицкого.

Методы исследования. При решении поставленных задач и проверке гипотезы использовался комплекс взаимодополняющих методов исследования: анализ педагогической, психологической и научно-методической литературы по теме исследованияанализ и синтез различных подходов к развитию профессиональной иноязычной коммуникативной компетентности в системе ДПОсравнительно-сопоставительный анализ отечественного и зарубежного опыта обучения иностранному языкуметод моделированияконстатирующий и формирующий педагогический экспериментбеседаопросанкетированиеметоды самооценки и самодиагностики способностей и деятельности обучающихсятестированиеанализ результатов деятельностистатистические методы обработки результатов исследования.

Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе ГОУ Высшего профессионального образования Академии народного хозяйства (ГОУ ВПО АНХ) при Правительстве РФ. В эксперименте приняли участие 126 слушателей, обучающихся по программе МВА.

Основные этапы исследования:

На первом этапе определялись методологические и методические основы исследования, проводился теоретический анализ литературы и педагогического опыта в исследуемой области, формировался замысел опытно-экспериментального исследования и его дидактический инструментарий.

На втором этапе разрабатывалась модель развития профессиональной иноязычной коммуникативной компетентности слушателей программы МВА.

На третьем этапе проводилось опытно-экспериментальное исследование, обрабатывались и обобщались его результаты, формулировались основные обобщения и выводы.

В ходе исследования получены результаты, научная новизна которых заключается в следующем:

1. Теоретически обоснованы подходы к развитию профессиональной иноязычной коммуникативной компетентности слушателей программы МВА: опора на компетентностный и деятельностный подходы, содержательная интеграция учебного, социального и профессионального аспектов деятельности обучающихсясогласование целей обучения деловому иностранному языку (иностранный язык как средство решения профессиональных задач) и целей обучения менеджеров по программе МВА.

2. Разработана модель обучения деловому иностранному языку, обеспечивающая развитие профессиональной иноязычной коммуникативной компетентности слушателей программы МВА, построенная на основе сочетания форм очного и дистанционного образования и включающая в себя цели обучения иностранному языку менеджеров как средства реализации их профессиональной деятельностисодержание образования, структурированное по модульному принципутехнологическое описание модулей программы.

3. Определены уровни развития иноязычной коммуникативной компетентности: ориентировочный, операционный, операционно-творческий, творческий, креативный.

4. Предложен комплекс типовых профессиональных задач*, обеспечивающих развитие профессиональной иноязычной коммуникативной компетентности слушателей программы МВА.

5. Обоснован комплекс форм организации учебного процесса, адекватных целям и содержанию обучения деловому иностранному языку в процессе получения дополнительной квалификации МВА.

6. Выделены организационно-педагогические условия, необходимые для практической реализации дидактической модели: административное сопровождение образовательного процесса, поддержка преподавателем учебной деятельности слушателей, оперативный мониторинг хода и результатов учебной деятельности, методическая, техническо-технологическая, информационная и кадровая поддержка.

Теоретическая значимость полученных результатов заключается в том, что расширены теоретические представления о развитии профессиональной иноязычной коммуникативной компетентности в системе ДПО за счет построения дидактической модели обучения иностранным языкам как средству решения профессиональных задач, основанной на компетентностном и деятельностном подходах, ориентированной на современные формы получения образования взрослыми и включающей в себя цели, представленные в виде уровней развития иноязычной коммуникативной компетентностисодержание образования, структурированное по модульному Вслед за Н. Ф. Талызиной под типовыми задачами мы понимаем наиболее часто решаемые менеджером профессиональные задачи. При этом типовые задачи могут быть как репродуктивные, так и творческие. принципупедагогические технологии, адекватные целям, содержанию и принципам андрагогики.

Практическая значимость полученных результатов состоит в том, что теоретически обоснованная и экспериментально проверенная модель обучения деловому иностранному языку, обеспечивающая развитие профессиональной иноязычной коммуникативной компетентности слушателей программы МВА, реализуется в ГОУ ВПО АНХ при Правительстве РФ и может быть рекомендована для других учреждений ДПО, реализующих программу МВА. Полученные результаты исследования положены в основу программы по деловому английскому языку, реализуемой в процессе профессиональной переподготовки для получения дополнительной квалификации МВА.

Положения, выносимые на защиту: 1. Дидактические основания для разработки модели обучения деловому иностранному языку, обеспечивающей развитие профессиональной иноязычной коммуникативной компетентности слушателей программы МВА:

• основой для построения модели являются компетентностный и деятельностный подходы, которые определяют цели, структуру, содержание, формы, методы и средства обучения менеджеров деловому иностранному языку в процессе профессиональной переподготовки по программе МВА;

• процесс обучения деловому иностранному языку организован как единое учебно-социально-профессиональное пространство, в котором овладение компетенциями представляет собой итерационный процесс развития опыта реальной речевой коммуникации на иностранном языке, и представлен в форме интеграции очного и дистанционного образования;

• согласованы цели обучения деловому иностранному языку и цели обучения по программе МВА. Логика наращивания иноязычной коммуникативной компетентности соответствует логике наращивания профессиональной компетентности менеджеров, обучающихся по программе МВА.

2. Дидактическая модель обучения деловому иностранному языку, обеспечивающая развитие профессиональной иноязычной коммуникативной компетентности слушателей программы МВА, включающая в себя следующие структурные компоненты:

• Цель обучения — приобретение иноязычной коммуникативной компетентности, проявленной в форме реальной речевой коммуникации в профессиональной деятельности.

• Содержание образования, представленное совокупностью типовых задач (устанавливать и поддерживать контакты, представлять описание функциональных ролей и работы, презентовать компанию и др.)? структурированное в виде пяти модулей, каждый из которых соответствует определенному уровню развития иноязычной коммуникативной компетентности (ориентировочный, операционный, операционно-творческий, творческий, креативный) и включает в структуру содержания четыре вида речевой деятельности (говорение, чтение, аудирование, письмо);

• Комплекс форм организации образовательного процесса: установочно-адаптационная очная сессия, самостоятельная работа с УМК с поддержкой преподавателя, аналитико-практическая очная сессия, экзаменационная сессия (презентация и итоговый экзамен по формату ВЕСBusiness English Communication) в зависимости от уровня (preliminary, vantage and higher). Основной блок оргформ, состоящий из самостоятельной работы с УМК с поддержкой преподавателя и аналитико-практической очной сессии имеет четыре цикла реализации.

• Технологическое описание каждого из пяти модулей, включающее цели, основные задачи, конкретные формы, методы и средства организации учебного процесса.

3. Комплекс организационно-педагогических условий, обеспечивающих реализацию дидактической модели, — административное сопровождение образовательного процесса, поддержка преподавателем учебной деятельности слушателей, оперативный мониторинг хода и результатов учебной деятельности, методическая, техническо-технологическая, информационная и кадровая поддержка.

Достоверность результатов исследования обусловлена адекватной общей теоретико-методологической и конкретной теоретической основы исследования, аргументированностью выдвинутых концептуальных положений, использованием методов, адекватных цели, предмету и гипотезе исследования, многократной апробацией хода работы, эффективностью реализации дидактической модели.

Апробация и внедрение результатов исследования. Процесс и результаты работы получили положительную оценку на двух международных конференциях (Качество дистанционного образования: концепции, проблемы, решенияМосква, 2005, 2006 гг.), воскресных школах и семинарах, на заседаниях кафедры методологии и дидактики бизнес-образования МИМ ЛИНК (2004;2007 гг.), кафедры иностранного языка, на заседаниях Ученого совета и Программного комитета факультета Высшей школы международного бизнеса (ВШМБ) ГОУ ВПО АНХ при Правительстве РФ.

Результаты исследования внедрены в практику образовательного процесса по обучению деловому английскому языку слушателей программы МВА факультета ВШМБ, ГОУ ВПО АНХ при Правительстве РФ. По теме исследования опубликовано 12 работ.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, 3 глав, заключения, списка литературы (158 наименований), 3 рисунков, 11 таблиц и 11 приложений. Общий объем диссертации составил 154 страницы.

Выводы.

Результаты опытно-экспериментальной работы подтверждают гипотезу исследования о том, что уровень развития профессиональной иноязычной коммуникативной компетентности слушателей программы МВА будет соответствовать потребностям обучающихся, работодателей и требованиям к ДПО если: будут согласованы цели обучения деловому иностранному языку и цели обучения по программе МВА, при этом иностранный язык будет являться средством решения профессиональных задачобразовательный процесс будет построен на основе компетентностного и деятельностного подходов с опорой на содержательную интеграцию учебного, социального и профессионального аспектов деятельности обучающихся, в форме сочетания очного и дистанционного образования.

Обучение ДАЯ в соответствии с разработанной дидактической моделью способствует развитию иноязычной коммуникативной компетентности обучающихся, делая английский язык востребованным как средство решения профессиональных задач.

Заключение

.

Очевидная необходимость специальной организации обучения менеджеров ДИЯ в процессе профессиональной переподготовки по программе МВА потребовала исследования данной проблемы и разработки дидактической модели. Выявлена необходимость согласования цели обучения ДИЯ и цели обучения по программе МВА.

Определен подход к построению дидактической модели развития профессиональной иноязычной коммуникативной компетентности. Образовательный процесс по ДИЯ должен быть построен на основе компетентностного и деятельностного подходов.

Анализ форм организации ДПО позволил сделать вывод о необходимости организации образовательного процесса по ДИЯ в форме интеграции очного и дистанционного образования, а также интеграции в единое пространство учебной, социальной и профессиональной сфер деятельности обучающихся. Овладение компетенциями в учебной деятельности представляет собой итерационный процесс развития опыта реальной речевой коммуникации на иностранном языке.

Для реализации дидактической модели была определена совокупность организационно-педагогических условий. Эффективность модели развития профессиональной иноязычной коммуникативной компетентности слушателей программы МВА подтверждена эмпирическими исследованиями.

Проведенное исследование дидактической модели показало, что при реализации определенных условий данная модель является средством эффективного обучения менеджеров ДИЯ с учетом их ожиданий, особенностей учебной деятельности и требований к системе ДПО.

Таким образом, основные научные и практические результаты исследования заключаются в следующем:

1. На основе характеристики основных направлений и подходов к ДПО выделены требования к современному ДПО в целом и его особенности, влияющие на построение образовательных программ, в частности, программы.

MBA. Определены место бизнес-образования в системе ДПО, а также основные тенденции его развития. Дана краткая характеристика программы МВА.

2. Определены ожидания потребителей образовательных услуг программы МВА от результатов обучения, в том числе в плане развития профессиональной иноязычной коммуникативной компетентностивыделены особенности учебной деятельности взрослых, влияющие на разработку модели обучения деловому иностранному языку, обеспечивающей развитие профессиональной иноязычной коммуникативной компетентности слушателей программы МВА.

3. Выделена специфика ОДПО, влияющая на построение модели обучения деловому иностранному языку слушателей программы МВА. Определена наиболее перспективная форма организации образовательного процесса по развитию профессиональной иноязычной коммуникативной компетентности — интеграция очного и дистанционного образования, позволяющая ориентировать ОП на компетентностный подход.

4. Теоретически обоснованы подходы к организации образовательного процесса по развитию профессиональной иноязычной коммуникативной компетентности в системе ДПО менеджеров с опорой на компетентностный и деятельностный подходы, содержательную интеграцию учебного, социального и профессионального аспектов деятельности обучающихся и комплекс дидактических и организационно-педагогических условий.

5. Разработана модель обучения деловому иностранному языку, обеспечивающая развитие профессиональной иноязычной коммуникативной компетентности слушателей программы МВА, построенная на основе сочетания форм очного и дистанционного образования и включающая в себя цели обучения иностранному языку менеджеров как средства реализации их профессиональной деятельностисодержание образования, структурированное по модульному принципутехнологическое описание модулей программы.

6. Определены уровни развития иноязычной коммуникативной компетентности (ориентировочный, операционный, операционно-творческий, творческий, креативный) и предложен комплекс типовых задач, обеспечивающих усвоение слушателями программы МВА содержания обучения деловому иностранному языку.

7. Обоснован комплекс форм организации учебного процесса, адекватных целям и содержанию обучения иностранному языку в процессе получения дополнительной квалификации МВА.

Формирующий эксперимент, проходивший в условиях реального учебного процесса на программе МВА, подтвердил гипотезу исследования. Реализация разработанной дидактической модели позволила повысить эффективность образовательного процесса и в полной мере удовлетворить потребности слушателей. Этот вывод подтверждают результаты тестирования, самодиагностики и диагностики преподавателя в процессе деловых и ролевых игр, кейс-стади и презентаций. Необходимо отметить, что экспериментальная работа по апробации разработанной дидактической модели доказала реальную возможность формирования иноязычной коммуникативной компетентности, которая проявляется в виде реальной речевой коммуникации на английском языке при решении профессиональных задач. Анализ отсроченных результатов обучения показал, что для большинства обучающихся английский язык востребован как средство решения профессиональных задач, что способствовало развитию их иноязычной коммуникативной компетентности после изучения курса ДАЯ.

Таким образом, воплощение разработанной модели обучения ДИЯ слушателей программ МВА, направленной на развитие профессиональной иноязычной коммуникативной компетентности, способствует повышению эффективности их профессиональной деятельности.

Полученные результаты открывают перспективы для продолжения исследований по данной проблеме и создания УМК, подготовки преподавателей, разработки процедуры организационно-административного сопровождения, создания поддерживающей Интернет среды и др.

Показать весь текст

Список литературы

  1. .Г. О проблемах современного человекознания. — М., Наука, 1977.-380 с.
  2. Л.И. Психологические закономерности развития личности взрослого человека и проблема непрерывного образования // Психол. журнал, 1980. Т. I. № 2. С. 52−60.
  3. A.A. Основы овладения устной иностранной речью. М.: Просвещение, 1988. — 124 с.
  4. Ю.К. Оптимизация процесса обучения. Общедидактический аспект. М.: Педагогика, 1977. — 256 с.
  5. JI.B. Образование для российских менеджеров. Поиск новых форм // Система обеспечения качества в дистанционном образовании. — Жуковский: МИМ ЛИНК, 2000. Вып. 1. С. 41−46.
  6. М.Е., Гузеев В. В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии. М.: Центр «Педагогический поиск», 2003.-256 с.
  7. В.П. Основы теории педагогических систем. Воронеж, 1977. -304 с.
  8. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.- 192 с.
  9. Бим И.Л., Миролюбов A.A. К проблеме уровня обученности иностранному языку выпускников полной средней школы // Иностранные языки в школе. 1998. № 4.-С. 3−10.
  10. Болонский процесс: середина пути / под ред. В. И. Байденко. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Российский новый университет, 2005. 379 с.
  11. В.А. и др. Очерки методики обучения устной речи на иностранных языках. Киев, 1980. — 247 с.
  12. A.A. Контекстное обучение и становление новой образовательной парадигмы. Жуковский: МИМ ЛИНК, 2000. — 41с.
  13. A.A., Комраков Е. С., Чернявская А. Г. Современные образовательные системы: мозаика моделей. Жуковский. МИМ ЛИНК, 2003. -34 с.
  14. A.A., Теслинов А. Г., Чернявская А. Г., Щенников С. А. Открытое дистанционное образование: словарь терминов. Жуковский: МИМ ЛИНК, 2005.-48 с.
  15. Л.С. Собрание сочинений. Т. 1. М., 1982. 273 с.
  16. Е.Л. Модель педагогического взаимодействия в системе открытого дистанционного профессионального образования взрослых: автореф. дисс.. канд. пед. наук М., 2003. — 24 с.
  17. Е.Л., Сергеева Т. А. Непосредственное взаимодействие преподавателя с обучающимся в открытом дистанционном образовании // Система обеспечения качества в дистанционном образовании. — Жуковский: МИМ ЛИНК, 2001. Вып. 3. С. 86−98.
  18. Л. Ш. Обучение устной иноязычной речи на интенсивной основе. Поиски и проблемы: учеб. пособие для пед. вузов. Тбилиси: Ганатлеба, 1988. — 227 с.
  19. В.Н. Обеспечение качества образовательного процесса в Международном институте менеджмента ЛИНК // Система обеспечения качества в дистанционном образовании. Жуковский: МИМ ЛИНК, 2002. Вып. 4.-С. 26−36.
  20. Я.В. Групповое взаимодействие в условиях применения метода активного обучения иностранным языкам // Взаимодействие коллектива и личности. Таллин, 1982. — С. 4−6.
  21. В.В. Лекции по педагогической технологии. — М.: Знание, 1992. — 60 с.
  22. В.В. Виды обобщения в обучении. М., 2000. — 478 с.
  23. М.Я. Основы общей методики обучения иностранным языкам. 2-е изд., доп. и перераб. Киев: Вища школа, 1984. 255 с.
  24. Е.А. Использование учебной речевой ситуации для стимулирования устного высказывания // Методы интенсивного обучения иностранным языкам / под ред. С. И. Мельник. М., 1973. С. 172−176.
  25. Л.И. Влияние концепции непрерывного образования на программы МВА // Научно-практическая конференция «Бизнес-образование в системе непрерывного образования» / под ред. В.A. May, Е. А. Карпухиной, Т. Л. Клячко. СПб.: Питер, 2005. — С. 43−48.
  26. Л.И. Методы бизнес-образования в меняющемся мире // Бизнес-образование. 1997. №> 2 (3). С. 40−45.
  27. Л.И. Смена парадигм бизнес-образования под влиянием информационных технологий // Система обеспечения качества в дистанционном образовании. Жуковский: МИМ ЛИНК, 2001. Вып. 3. — С. 1724.
  28. Н.И. Речь как проводник информации. М.: Наука, 1982. — 159 с.
  29. В.И., Поташник М. М. Как учителю подготовить и провести эксперимент: метод, пособие. М.: Педагогическое общество России, 2005. — 144 с.
  30. Зайченко 77.77. Разработка уроков при комплексном использовании технических средств обучения. Новые информационные технологии в профессионально-техническом образовании. СПб., 1994. — С. 21−32.
  31. И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. — 38 с.
  32. И. А. Подход к экспериментальному исследованию взаимодействия видов речевой деятельности при обучении иностранному языку // Вопросы обучения основным видам речевой деятельности в неязыковом вузе. Вып. 121.-М., 1977.-С. 15−28.
  33. И. А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. Книга для учителя. 2-е изд. М.: Просвещение, 1985. — 143 с.
  34. И.А. Психологические особенности интенсивного обучения взрослых иностранному языку // Методы интенсивного обучения иностранным языкам. Вып. 3 М., 1977. — С 21−27.
  35. И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. — М.: Просвещение, 1991. —221 с.
  36. С.И. Андрагогика. Теоретические основы обучения взрослых. — М., 1999. 240 с.
  37. Змеев С. К Образование взрослых в России: от века XIX к XXI // Новые знания. 1997. № 3. С. 16−20.
  38. С.И. Основы андрагогики: учеб. пособие для вузов. М.: Флинта- Наука, 1999.- 152 с.
  39. С.И. Технология обучения взрослых: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. -М.: Издательский центр «Академия», 2002. 128 с.
  40. Т.Н. Английский язык. Интенсив, курс: учеб. пособие для неяз. спец. вузов. М.: Высшая школа, 1988. — 255 с.
  41. Т.Н. К вопросу о «разговорной теме» на продвинутом этапе обучения // Методы интенсивного обучения иностранным языкам / отв. ред. С. И. Мельник. М., 1973. — С. 182−191.
  42. Т.Н. Как организовать самостоятельную работу обучаемых? // Методика интенсивного обучения иностранным языкам: учебно-метод. пособие / отв. ред. Г. А. Китайгородская. М.: Изд-во МГУ, 1988. С. 117−124.
  43. Т.Н. Опыт проведения итогового экзамена в курсе интенсивного обучения // Интенсивное обучение иностранным языкам. — М.: Изд-во МГУ 1990. С. 80−86.
  44. Г. Л. Научно-педагогические школы. Проективный подход: монография. — М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 1999.-51 с.
  45. Г. Л. Проблема различия обучения и образования (на примере контекстного обучения и проективного образования) // Aima mater. 2001. № 5. — С. 22−25.
  46. Г. Л. Теоретические основы проективного образования: Автореф. дисс. Докт. пед. наук. Казань, 1995. — 38 с.
  47. Н.В. Обучение английскому языку в программах бизнес-образования //Бизнес-образование. РАБО. 2004. Вып. № 2 (17). С. 27−31.
  48. Исследование проблем качества ОДО: отчет по НИР / науч. рук. С. А. Щенников, А. Г. Чернявская. Жуковский: МИМ ЛИНК, 2001.- 167 с.
  49. А.Д., Милорадова Н. Г. Качество образования. Роль гуманитарных дисциплин // Система обеспечения качества в дистанционном образовании. -Жуковский: МИМ ЛИНК, 2000. Вып. 1. С. 84−91.
  50. Ш. М. Информационные технологии персонификации в системе высшего профессионального образования: автореф. дисс.. докт. пед. наук. — М., 1999.-46 с.
  51. М. Информационная эпоха: Экономика, общество и культура / пер. с англ. М.: Гос. ин-т «Высшая школа экономики». 2000. 606 с.
  52. Г. А. Интенсивное обучение иностранным языкам // Иностранные языки в школе. 1980. № 2 С. 18−22.
  53. Г. А. Система интенсивного краткосрочного обучения иностранным языкам. Метод активизации возможностей личности и коллектива: автореф. дисс. докт. пед. наук АПН СССР. НИИ содержания и методов обучения. М., 1987. — 33 с.
  54. Г. В. Лингво-методические аспекты интенсификации обучения иностранным языкам // Методы интенсивного обучения иностранным языкам, вып. 5.-М., 1979., — С. 5−16.
  55. Е.С., Вербицкий А. А., Чернявская А. Г. Современные образовательные системы: учеб. пособие. — М.:РАМА, 2003. — 36 с.
  56. Е.С., Чернявская А. Г. Особенности целеполагания в системе открытого дистанционного образования взрослых // Система обеспечения качества в дистанционном образовании. Жуковский: МИМ ЛИНК, 2002. Вып.4. — С. 127−134.
  57. Г. А. Открытое образование. Цивилизационные подходы и перспективы. М.: Изд-во РУДН, 2002. — 252 с.
  58. Е.С., Чернявская А. Г. Практическая педагогика. Инновационное образование взрослых. -М.: РАМА, 1998. — 85 с.
  59. Ю.Г. и др. Высшее заочное педагогическое образование в России. Постановка проблемы и опыт организации. М.: РИЦ «Альфа» МГОПУ, 2001.- 137 с.
  60. А.К. Введение в профессиональную лингводидактику. М.: Изд-во Моск. физ.-тех. ин-та, 2005. — 310 с.
  61. А.К. Построение образовательных программ в системе непрерывного профессионального образования сотрудников таможенных органов (на примере иноязычного обучения): дисс.. канд. пед. наук. — М., 1999.-222 с.
  62. И.Ю. Дистанционное обучение английскому языку в МИМ ЛИНК // Система обеспечения качества в ДО. Жуковский: МИМ ЛИНК, 2002. Вып. 4. — С. 78−82.
  63. И.Ю. Преподаватель английского языка в системе дистанционного образования // Системе обеспечения качества в дистанционном образовании. Вып. 3. Жуковский: МИМ ЛИНК, 2003. С. 193−198.
  64. И.Ю. Структура совместной продуктивной деятельности преподавателя и обучаемых в системе ДО // Система обеспечения качества в ДО. Жуковский: МИМ ЛИНК, 2001. Вып. 3. С. 106−115.
  65. В.В., Тимонова В.М. Introduction into business English. M.: Дело, 1991.-21 с.
  66. В.В., Долинская Я. Д., Киткова Н. Г. Методическое руководство по преподаванию английского языка на неязыковых факультетах. М.: Изд-во МГУ, 1987. — 89 с.
  67. В.В., Мишин А. Б. Сопоставление артикуляционных баз английского и русского языков и фонетическая интерференция: пособие для преподавателей филол. фак. ун-тов. -М.: Изд-во МГУ, 1987. 116 с.
  68. Ю.М., Сухобская Г. С. Индивидуальные различия в мыслительной деятельности взрослых учащихся. М., Педагогика, 1971.-112 с.
  69. В.Н. Высшее заочное педагогическое образование. Состояние, проблемы, перспективы. -М.: МГОПУ, 1996. 129 с.
  70. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Прогресс, 1983. -365 с.
  71. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.- 186 с.
  72. И.Я. Содержание образования // Российская педагогическая энциклопедия. БСЭ, 1999. Т. 2. С. 349−351.
  73. Г. Суггестопедия при обучении иностранным языкам. // Методы интенсивного обучения иностранным языкам / отв. ред. С. И. Мельник. М., 1973.-С. 9−18.
  74. В.Я. Инновационное обучение и наука. — М., 1998. С. 8−14.
  75. Л.В. Обучение профессионально-ориентированному общению на английском языке студентов неязыкового вуза: дисс. канд. пед. наук. Санкт-Петербург, 2000. 257 с.
  76. И.В. Методические основы дидактики. — М.: Педагогика, 1987. — 227 с.
  77. Л.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: пособие для учителя. М., Просвещение, 1983. — 96 с.
  78. Мониторинг эксперимента / под ред. A.B. Баранникова. М., 2003- 84 с.
  79. Э.М. Теоретические и организационно-педагогические основы развития федеральной системы дополнительного педагогического образования. -М., 1999.-314 с.
  80. Э.М., Ситник А. П., Савенкова И. Э., Крупина И. В. Андрагогика: история и современность: учеб. пособие. М.: АПК и ПРО, 2003. — 125 с.
  81. М. Педагогическая модель дистанционного обучения. Преподаватель тьютор // Новые знания. 2000. № 2. — С. 21−24.
  82. A.M. Как работать над диссертацией: пособие для аспирантов исоискателей. — М.: Эгвес, 1998. — 120 с.
  83. A.M. Методология образования. М.: Эгвес, 2002. — 320 с.
  84. A.M. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении. -М.: РАО, 1996. 131 с.
  85. A.M. Российское образование в новой эпохе (Парадоксы наследия, векторы развития). М.: Эгвес, 2000. — 272 с.
  86. Т.Г. Проектирование эксперимента в образовательных системах: научно-метод. пособие. М: АПКиПРО, 2002. — 112 с.
  87. Образование взрослых как социальный институт. Тенденции развития и проблемы. Материалы науч.-практ. конф. Рос. акад. образования, Ин-т образования взрослых / ред.-сост. В. И. Подобед и др. СПб.: РАО, 1997 — 135 с.
  88. Образование и XXI век: Информационные и коммуникационные технологии. -М.: Наука, 1999. 191 с.
  89. В.И., Кашицин В. П. Дистанционное образование в России: Постановка проблемы и опыт организации. М., 2001. — 794 с.
  90. В.Г. Образование взрослых. Состояние и прогнозирование его развития //Гуманизация образования. 1995. № 4. — С. 24−28.
  91. Опыт разработки и реализации модели ОДО в МИМ ЛИНК. Отчет по НИР. Эксперимент в области дистанционного образования. М.: МО РФ, 2001. — 199 с.
  92. А. М., Чернявская А. Г. Системный подход к проектированию учебных курсов // Система обеспечения качества в дистанционном образовании. Жуковский: МИМ ЛИНК, 2001. Вып. 3. — С. 99−105.
  93. . В. Д. Маркетинговые подходы к качеству образовательных услуг. // Система обеспечения качества в дистанционном обучении. — Жуковский: МИМ ЛИНК, 2000. Вып. 1. С. 47−56.
  94. Основы деятельности тьютора в системе дистанционного образования / С. А. Щенников и др. 2-е изд. М.: Дрофа, 2006. — 590 с.
  95. Предпосылки возникновения и особенности среды ОДО. Книга 2 / науч. ред. Щенников и др. Жуковский: МИМ ЛИНК, 2002.
  96. Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. 2-е изд. -М.: Просвещение, 1991. -222 с.
  97. Педагогические технологии дистанционного обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Е. С. Полат. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. 400 с.
  98. М. Практика обучения действиям. М.: Гардарики, 2000. — 336 с.
  99. Е.С. Дистанционное обучение: учеб. пособие. М.: ВЛАДОС, 1998.- 192 с.
  100. Е.С. Педагогические технологии дистанционного обучения. — М.: ACADEMIA, 2006. 391 с.
  101. Е.С. Теория и практика дистанционного обучения. — М.: ACADEMIA, 2004. 414 с.
  102. Е.С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В., Петров А. Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. — М.: ACADEMIA, 2005. 272 с.
  103. Психологический словарь / под.ред. В. В. Давыдова и др. — М., 1983.-448с.
  104. Рабочая книга андрагога / под ред. С. Г. Вершловского. СПб. 1998. 198 с.
  105. Российская педагогическая энциклопедия. М.: Большая российская энциклопедия. Т. 1. 1993. 608 с. — Т. 2, 1999. — 672 с.
  106. С.Л. Проблемы общей психологии М.: Педагогика, 1973. -423 с.
  107. Н.В. Применение различных иностранных курсов для формирования коммуникативной компетенции при обучении английскому языку. Сб. научных трудов МГЛУ. М., 1998. — С. 107−109.
  108. А.И. Личностно-ориентированный подход в профессиональной подготовке актера: автореф. дисс.. докт. пед. наук. — М.: Изд-во Моск. пед. гос. ун-та. 1997 — 31 с.
  109. Г. К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие для пед. вузов и институтов повышения квалификации. М.: Народное образование, 1998. — 225 с.
  110. В.И. Концептуальные основы использования видео в педагогическом вузе // Подготовка учителя в условиях регионального учебно-научно-педагогического комплекса. Сб. науч. ст. Красноярск: Изд-во КГУ, 1997.-С. 71−81.
  111. В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии. — Волгоград., 1994. — 152 с.
  112. М.Н. Активизация познавательной деятельности учащихся в обучении. М.: Наука, 1965. — 48 с.
  113. Т.И. Возможности видео и проблемы их реализации в практике обучения иностранным языкам // Актуальные вопросы преподавания иностранных языков в школе и вузе. — Уссурийск, 1998. С. 91−96.
  114. Е.И. Оптимизация процесса обучения иностранному языку в неязыковых вузах на основе компьютерных поддерживающих программ (на материале английского языка): автореф. дисс.. канд. пед. наук. — СПб. 2005. — 19 с.
  115. И.М., Вербицкий A.A. Методика разработки и использования деловых игр как форма активного обучения студентов. М., 1981. — 48 с.
  116. Н.Ф. Технология обучения и ее место в педагогической теории // Современная высшая школа. 1977. № 1. С. 91−96.
  117. Тенденции и перспективы развития дистанционного образования в современном мире. Проект 1, 2: Отчет МИМ ЛИНК / науч. рук. С. А. Щенников. Жуковский: МИМ ЛИНК, 1999. — 95 с.
  118. Теория и практика создания учебных курсов. Отчет по НИР / науч. рук. С. А. Щенников. Жуковский: МИМ ЛИНК, 2001. — 128 с.
  119. А.Г. Бизнес-образование в начале пути к построению целостностей // Система обеспечения качества в дистанционном образовании. — Жуковский: МИМ ЛИНК, 2002. Вып. 4. С. 44−60.
  120. Д.Н. Экспериментальные основы теории установки. — Тбилиси, 1961.-215 с.
  121. С.К. Некоторые вопросы обучения чтению на иностранном языке в неязыковом вузе // Общая методика обучения иностранным языкам. — М.: Русский язык, 1991. С. 253−261.
  122. ХалпернД. Психология критического мышления. СПб., 2000. — 56 с.
  123. Т.К. Проблема автономизации обучения в системе дополнительного профессионального образования: психолого-педагогический аспект. Сборник научных трудов МГЛУ. 138 с.
  124. B.C. Доступность и трудность в обучении. Ереван: Луйс, 1985. -84 с.
  125. А.Г. Модели и технологии образования взрослых // Менеджер в роли учителя. Жуковский: МИМ ЛИНК, 2001. — С. 6−79.
  126. А.Г., Щенников С. А. Исследование проблем дистанционного бизнес-образования и разработка подходов к повышению качества образовательного процесса. Жуковский: МИМ ЛИНК, 2001. — 165 с.
  127. КГ. Теоретические основы высшего заочного образования: автореф. дисс.. докт. пед. наук. — М., 1994. -46 с.
  128. В.И. Гуманистическая методология обучения иностранным языкам в Англии // Иностранные языки в школе. 1995. № 1. С. 53−56.
  129. С.П. Зависимость функционального состояния обучаемых от форм учебного взаимодействия. Интенсивное обучение иностранным языкам. — М.: Изд-во МГУ. 1990. С. 119−127.
  130. С.А. Модель ОДО взрослых // Aima mater. 2001. № 8 С. 31−37.
  131. С.А. Модель открытого образования как основа организации подготовки менеджеров в дистанционных формах // Система обеспечения качества в дистанционном образовании. Жуковский: МИМ ЛИНК, 2000. Вып.1. — С. 5−12.
  132. С.А. Открытое дистанционное образование. М.: Наука, 2002. — 527 с.
  133. С.А. Развитие системы открытого дистанционного профессионального образования: автореф. дисс.. докт. пед. наук. -М., 2003. -45 с.
  134. С.А. Современные тенденции социально-экономического развития, определяющие облик ОДО взрослых // Aima mater. 2002. № 7. С. 2128.
  135. С.А., Голубкин В. Н., Чернявская А. Г. Внедрение дистанционного обучения как предпосылка успешного развития организации в современных условиях // Открытое образование в России XXI века. Материалы Большой междунар. конф. М., 2000. — С. 7−77.
  136. Шерба JI. B, Языковая система и речевая деятельность. Д., 1974. — 26 с.
  137. Н.А. Построение модели обучения иностранному языку при многоуровневой системе профессионального образования в техническом вузе: дисс.. канд. пед. наук. Тольятти, 2004. — 199 с.
  138. М.К. Развитие профессиональной компетентности студентов неязыковых вузов в процессе обучения иностранному языку: дисс.. канд. пед. наук. М., 2004.- 151 с.
  139. Д.Б. Избранные психологические труды. М., Педагогика, 1989.-420 с.
  140. Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978. — 304 с.
  141. Н.С. Личностно-ориентированная система обучения. Принципы ее построения // Личностно-ориентированное обучение в современной школе. — М., 1996. С. 45−51.
  142. М. е. a. Social Situations. Cambridge е. а. 1981. IX. — 453 р.
  143. Competence: Inquires into its Meaning & Acquisition in Educational Settings / ed. E.C. Short. -N.Y.: Univ. Press of America, 1984. -185 p.
  144. Halpern Diane F. Thought and Knowledge. An introduction to Critical thinking. Hillsdale, New Jersey, 1989. — 28 p.
  145. Kay Thome Blended Learning. KOGAN PAGE, London and Sterling, VA, -2004. — 148 p.
  146. Kolb D., Fry R. Towards an Applied Theory of Experimental Learning // Theories of Group Processes. Wiley, 1975. — p. 33−57.
  147. Penny Ur. A Course in Language Teaching, CUP, 1996. 228 p.
  148. Rogers A. Teaching Adults Milton Keynes, Open University Press, 1986.-86 p.
  149. Rogers C.R. Freedom to Learn for the 80s — Columbus — Toronto — London Sydney Chi. Merrill Publ. Company, 1983. 312 p.
  150. The Center for Critical Thinking www.Criticalthinkung.org/icat.html157. http://www. let.rug.nl/TuningProject/index.htm158. http://www. relint. deusto. es/TuningProject/index.htm
Заполнить форму текущей работой