Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Понятие жизни и проблема становления неклассической рациональности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Понятие жизни существует в философии на протяжении всей ее истории. Однако внимание к этому феномену в разные эпохи распределяется неравномерно. В классический период интерес к понятию жизни возникает спорадически, в то время как неклассический знаменуется тем, что понятие жизни становится в философии одним из центральных. Классический период, начинающийся в эпоху античности и заканчивающийся… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Жизнь и рациональность: становление и взаимодействие понятий
    • 1. 1. Классический и неклассический типы рациональности
    • 1. 2. Генезис и эволюция понятия жизни в философии
  • 2. Понятие жизни в западноевропейской традиции
    • 2. 1. Воля к жизни и жизнь как воля
    • 2. 2. Жизненный порыв
    • 2. 3. Культурно-исторический подход в понимании жизни
    • 2. 4. Благоговение перед жизнью
    • 2. 5. Феноменология жизни и жизненный мир
    • 2. 6. Значение понятия жизни в западноевропейской философской традиции для становления неклассической рациональности
  • 3. Понятие жизни в русской философской традиции
    • 3. 1. Живое знание, жизненное деяние, живая жизнь
    • 3. 2. Понятие жизни в философии Всеединства
    • 3. 3. Жизнь как поступок и жертва
    • 3. 4. Неклассическая рациональность в русской философской традиции

Понятие жизни и проблема становления неклассической рациональности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Понятие жизни, находясь на периферии философского процесса на протяжении всего классического периода, обретает актуальность во второй половине XIX — первой половине XX веков в западноевропейской и русской традициях. Это время в истории философии и культуры характеризуется кризисом представлений о рациональности. Классический тип рациональности, опирающийся прежде всего на классическую философию Нового времени, практически уравнял понятие рациональности с понятиями рационализма и научности, ограничив тем самым возможности восприятия и проявления человеческого разума и человеческой индивидуальности в целом. Появилась необходимость в поиске новых форм рациональности, и понятие жизни стало одним из первых, сыгравших существенную роль в интенсификации процессов становления нового ее типа — неклассического.

Этот процесс, начатый в конце XIX века, до сих пор не завершен. В современном философском сознании проблема рациональности остается одной из ключевых методологических и мировоззренческих тем. Актуализация ее сегодня, как и всегда, связана с уяснением места и роли разума в человеческом бытии. Само понятие рациональности претерпевает значительные изменения, обусловленные критикой прежнего классического типа и попыткой в полном объеме сформулировать принципы неклассического, обозначить причины смены традиционной парадигмы и факторы зарождения новой. Расширение образа рациональности происходит за счет включения в него экзистенциально-духовного, культурно-исторического и даже обыденного знания.

В такой ситуации крайне своевременным является обращение к осмыслению понятия жизни в западноевропейской и русской философских традициях, так как анализ трактовок понятия жизни в этих направлениях, где жизнь выступает в роли природно-культурного единства и является выражением субъективного опыта личности (западная традиция) или в одной из своих ипостасей включает идею Абсолюта и его неразрывного единства с человеком (русская традиция), может стать источником идей для более глубокого и полного понимания проблемы рационального и расширить горизонты рациональности даже по сравнению с современными представлениями о ней.

Особенный интерес вызывает именно русская традиция понимания жизни, так как она дает возможность сформулировать принципиально новый образ неклассической рациональности, что позволяет утверждать: проблема неклассической рациональности не является одномерной, а имеет много вариантов решения, каждый из которых в соответствии с ценностями неклассической философии имеет право на существование и вскрывает новый пласт ее значений.

Степень разработанности проблемы. Понятие жизни существует в философии с момента ее зарождения, отдельные высказывания о жизни встречаются у многих философов разных эпох. В диссертации рассматриваются трактовки жизни Платона, неоплатоников, Оригена, Августина, Дионисия Ареопагита, Г. Гегеля, И. Гете, Новалиса, Ф. Шлегеля, а также отношение к жизни в библейских текстах. Но понятие жизни здесь еще не является предметом систематического рассмотрения.

С середины XIX века интерес к разнообразию аспектов феномена жизни повышается, и намечаются два принципиальных подхода к его интерпретации. Первый опирается на определение жизни как только или преимущественно биологического явления. Этот подход характерен для Ч. Дарвина (дарвинизм), В. Гарвея, Г. Э. Шталя, К. Ф. Вольфа, К. Линнея, Ж. Бюффона, Г. Р. Тревирануса, К. Бэра (витализм), Г. Дриша («практический витализм»), Я. Смэтса (холизм), Э. Бауэра, К. Уоддингтона, JI. фон Берталанфи (холистическое и системное мировоззрение в биологии), С. Александера и К. Моргана (эмерджентная эволюция), В. И. Вернадского (органицизм), Э. Уилсона (социобиология), В. Р. Поттера (биоэтика).

Современная отечественная традиция предлагает такую интерпретацию жизни, в основе которой лежит биологическая ее сущность, но в то же время синтезируется весь спектр жизненных характеристик, существующих в истории философии и культуры. Это направление представляют И. К. Лисеев, JI.B. Фесенкова, А. Т. Шаталов, Ю. В. Олейников, В. Г. Борзенков, А. С. Батуев, J1.B. Соколова, Е. Н. Шульга, А. Р. Авсюк, Р. С. Карпинская и др. (биофилософия). В. А. Яковлев и JT.B. Суркова усматривают необходимость сообщить современным биологическим характеристикам жизни этические смыслы, что позволит создать новую философию жизни XXI века.

Второй подход в интерпретации понятия жизни имеет место в тех учениях, где жизнь осознается как единство биологической, культурно-исторической и даже идеально-духовной реальности. Здесь можно выделить две традиции: западноевропейскую и русскую. В западноевропейской философской традиции понятие жизни актуализируется у А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, А. Бергсона, В. Дильтея, Г. Зиммеля, Г. Риккерта, О. Шпенглера, X. Ортега-и-Гассета, Э. Гуссерля, М. Хайдеггера, А. Швейцера. Русская традиция представлена в диссертации А. С. Хомяковым, И. В. Киреевским, А. И. Герценом, Ф. М. Достоевским, B.C. Соловьевым, C. J1. Франком, М. М. Бахтиным, А. Ф. Лосевым.

Несмотря на то, что работ, посвященных анализу творчества тех или иных философов жизни, довольно много (в том числе, И. И. Евлампиева, И. И. Блауберг, Н. С. Плотникова, Г. Г. Кириленко, А. Г. Кутлунина, А. С. Богомолова, И. А Михайлова, К. А Свасьяна и др.), чувствуется нехватка общих исследований понятия жизни. Из имеющихся необходимо выделить сборники статей «Жизнь как ценность» под ред. А. Т. Шаталова, «От философии жизни к философии культуры» под ред. В. П. Визгина и «Логос живого и герменевтика телесности: постижение культуры» под ред. O.K. Румянцева, работу В. Д. Губина «Жизнь как метафора бытия», а также учебник «Запад-Россия-Восток» под ред. Н. В. Мотрошиловой, где вводится понятие русской философии жизни, но только в отношении двух философов — Соловьева и Франка.

Проблема рациональности, раскрытие связи которой с понятием жизни является целью диссертации, активно обсуждается в современной философской литературе. В ходе работы над диссертацией автором были использованы исследования таких отечественных философов, как А. В. Кезин, Б. И. Пружинин, И. Т. Касавин, JI.C. Коршунова, С. С. Гусев, В. Г. Федотова, П. П. Гайденко, Н. М. Смирнова, B.C. Степин, В. А. Лекторский, Г. Л. Тульчинский, В. Н. Порус, П. С. Гуревич, Г. Г. Кириленко, А. Л. Филимонов, B.C. Библер и др., а также таких западных мыслителей, как Э. Кассиррер, Р. Гвардини, П. Фейерабенд, К. Хюбнер, Т. Роззак, Э. Агацци, В. Коши, Д. Бом, Э. Геллнер и др.

Число работ, посвященных рассмотрению взаимосвязи проблем рациональности и жизни, чрезвычайно ограничено. Необходимо отметить статью В. А. Яковлева и Л. В. Сурковой «Философия жизни на пороге XXI века: новые смыслы», в которой прослежено изменение отношения к проблеме жизни в рамках неклассической рациональности по сравнению с классическим подходом. Наиболее последовательно на связь этих тем в западной традиции указывает Л. А. Микешина в книге «Философия познания. Полемические главы». Исследований русской традиции интерпретации понятия жизни в его соотношении с проблемой рациональности не обнаружено.

Таким образом, понятие жизни, особенно в русской философской традиции, исследовано недостаточно, а проблема влияния понятия жизни на становление неклассической рациональности и наличия разных подходов к образу неклассической рациональности еще не являлась предметом специального философского анализа.

Цели и основные задачи исследования. Целью диссертационной работы является анализ философских подходов к изучению жизни в западноевропейской и русской традициях, способствующих становлению неклассической рациональности. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач: анализ этапов эволюции представлений о рациональности и жизниисследование особенностей философского подхода к пониманию жизни в западноевропейской и русской традицияхвыявление характерных черт в интерпретациях понятия жизни, усиливающих процессы становления неклассической рациональностивыявления двух типов неклассической рациональности, инициированных западноевропейской и русской философскими традициями изучения жизни.

Методологические основы исследования. Методологическим основанием исследования выступили культурно-исторический и сравнительный принципы. Анализ культурно-исторических традиций понятия жизни позволил сформулировать те характеристики этого понятия, которые способствовали становлению неклассической рациональности в каждой национальной философской традиции. Сравнительный принцип позволил обнаружить различия в понимании как жизни, так и неклассической рациональности в западноевропейской и русской философии. Естественной методологической предпосылкой данного исследования выступили установки неклассической философии к сближению различных, на первый взгляд, довольно далеких друг от друга понятий и обнаружению связей и взаимовлияний между ними, к установлению своеобразного «диалога» между разными философскими идеями.

Научная новизна исследования обусловлена самой постановкой проблемы — анализом влияния философских исследований понятия жизни на развитие идей неклассической рациональности, и конкретно заключается в том, что:

1. Выделены основные этапы эволюции понятия жизни в философииклассический — с момента зарождения философии и до середины XIX века — и неклассический, начавшийся в середине XIX века. В рамках неклассического периода выделены два направления интерпретаций понятия жизниопирающееся по преимуществу на биологические характеристики жизни и включающее в определение жизни биологическую, культурно-историческую и идеально-духовную реальность. Последнее направление представлено двумя философскими традициями — западноевропейской и русской.

2. Проведен анализ понятия жизни в русской философской традиции и расширено понятие русской философии жизни. Помимо ранее причисляемых к ней B.C. Соловьева и C.JI. Франка, русская философия жизни включает А. С. Хомякова, И. В. Киреевского, А. И. Герцена, Ф. М. Достоевского, М. М. Бахтина, А. Ф. Лосева.

3. Установлено, что понятие жизни так, как оно представлено в философии жизни и близких ей направлениях, интенсифицирует процессы становления неклассической рациональности.

4. Установлено, что исследование западноевропейской и русской традиций трактовок понятия жизни необходимо для того, чтобы сформулировать два альтернативных образа неклассической рациональности — западноевропейский и русский, качественно расширив тем самым подход к решению проблемы рационального. Впервые сформулированы черты образа неклассической рациональности в русской философской традиции.

Положения, выносимые на защиту.

1. Понятие жизни существует в философии на протяжении всей ее истории. Однако внимание к этому феномену в разные эпохи распределяется неравномерно. В классический период интерес к понятию жизни возникает спорадически, в то время как неклассический знаменуется тем, что понятие жизни становится в философии одним из центральных. Классический период, начинающийся в эпоху античности и заканчивающийся немецкой классической философией, характеризуется произвольностью выбора определений жизни. Понятие жизни скорее выполняет функцию усиления, акцентуации общей метафизической позиции философа, что говорит о том, что с помощью понятия жизни в классической философии можно было подчеркнуть личностный характер философского знания. В определении жизни у ряда философов классического периода можно обнаружить черты, которые впоследствии будут формировать образ неклассической рациональности. Неклассический период представлен двумя направлениями: ориентирующимся на биологический смысл понятия жизни и понимающим под жизнью некое культурно-природно-личностное единство (западная традиция), а также реальность Абсолюта и его познание (русская традиция).

2. Понятие русской философии жизни расширяется. К этому направлению причисляются такие философы, как А. С. Хомяков, И. В. Киреевский, А. И. Герцен, Ф. М. Достоевский, B.C. Соловьев, C.JT. Франк, М. М. Бахтин, А. Ф. Лосев. Принципиальным отличием понимания жизни в русской традиции от западноевропейской является признание за жизнью не только биологического и культурно-исторического планов действительности, но и бытия и познания Абсолюта.

3. Содержание понятия жизни в интерпретации западноевропейских и русских философов включает в себя такие характеристики, которые способствуют как отмежеванию от классической рациональности — в этом критический, негативный смысл его актуализации, так и усилению процессов становления неклассической рациональности, и это — положительный смысл роста внимания к феномену жизни.

4. Понятие жизни в западноевропейской философии жизни и близких ей направлениях формирует такие черты западноевропейского образа неклассической рациональности, как размывание границ между субъектом и объектом познания и преобладание иных, нежели рационально-логических, форм познанияпризнание за миром качеств постоянного движения, изменения, становления, временности, процессуальности, принципиальной незавершенностииндивидуализация образа познанияплюрализмценностное отношение к познанию и бытию.

5. Русский образ неклассической рациональности характеризуется такими чертами, как симбиоз рациональности и мистики, что позволяет дать ему наименование мистической рациональностицелостность, нерасчлененность, всеединство как познания, так и образа познающего, представленные в идее живого знанияонтологический гносеологизмрациональность поступка и рациональность жертвы или жертвенности. Несмотря на то, что образ неклассической рациональности находится на данный момент только в стадии обсуждения и становления, здесь уже существует определенная традиция интерпретаций. Этот образ в исследованиях как иностранных, так и отечественных философов, основан на идеях, воспринятых прежде всего из неклассической философии Запада. Однако анализ русской философии аналогичного периода приводит к выводу о том, что русская философия формирует свой образ неклассической рациональности, и понятие жизни становится средоточием черт неклассической рациональности в русской традиции так же, как и в западной. Особое значение интерпретаций понятий жизни и неклассической рациональности в русской традиции состоит в том, что они не только расширяют представление о рациональном, но и дают возможность глубже понять сущность национального философствования в целом.

Теоретическая и практическая значимость. Теоретическая значимость работы состоит в том, что найдены взаимосвязи и «пересечения» понятия жизни в трактовках западной и русской традиций и понятия рациональности, предлагается новый взгляд на понятие жизни как на интенсифицирующее процессы становления неклассической рациональности. Также понятие неклассической рациональности расширяется за счет включения в него русской традиции.

Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что они могут быть использованы в гуманитарных, а также естественнонаучных, социальных и прочих дисциплинах для расширения представления о возможностях, формах и методах познавательной деятельности.

Апробация работы. Основные идеи и положения диссертационного исследования были изложены в научных публикациях. Диссертация была обсуждена на заседании кафедры философии гуманитарных факультетов МГУ им. М. В. Ломоносова 15 ноября 2005 года и рекомендована к защите.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Заключение

.

Понятие жизни имеет историю существования соразмерную с историей существования философии. Оно зарождается в античности и сохраняет свою актуальность по сей день. Однако его развитие не было равномерным и «эволюционным», похожим на традиционное формирование классических понятий философии. Понятие жизни долгое время находилось на периферии философского процесса, а затем стало объектом пристального внимания многих философов разных философских традиций. В соответствии с этим в истории развития понятия можно выделить два периода: классический, начавшийся в эпоху античности и закончившийся во время господства немецкой классической философией, и неклассический, начавшийся в XIX веке и актуальный сегодня.

Классический период представлен такими авторами, как Платон, неоплатоники, Ориген, Августин, Дионисий Ареопагит, Г. Гегель, И. Гете, Ф. Шлегель и характеризуется произвольностью выбора определений жизни. Понятие жизни скорее выполняет функцию усиления, акцентуации общей метафизической позиции философа, что говорит о том, что с помощью понятия жизни в классической философии можно было подчеркнуть личностный характер философского знания. Также получив такие характеристики, как самодвижение сущего, движение духа, синтеза поэзии и мышления, материи и духа и даже божественного бытия, понятие жизни уже у мыслителей классического периода выявляет черты, свойственные неклассическому образу философии и рациональности.

Неклассический период представлен двумя основными направлениями. Первое вырастает из биологии и ее достижений и основывается на биологических трактовках жизни — к нему можно отнести дарвинизм, механицизм и витализм и появившиеся на его базе, но существенно отличающиеся: организмизм и телеологизм, а также их разновидности холизм, органицизм, системный подход. Второе направление, также развившееся благодаря достижениям биологии и вобравшее отдельные черты дарвинизма и витализма, но совершенно по-новому их переработав, включает в определение жизни биологическую, культурно-историческую и идеально-духовную реальность.

Несмотря на то, что обычно последний подход к понятию жизни связывается с западной философской традицией, прежде всего с западной философией жизни и феноменологией, русская традиция аналогичного периода предлагает свою трактовку жизни, укладывающуюся также в своеобразную концепцию, что позволяет говорить о наличии такого явления, как русская философия жизни.

В западноевропейской философской традиции понятие жизни актуализируется у А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, А. Бергсона, В. Дильтея, Г. Зиммеля, Г. Риккерта, О. Шпенглера, X. Ортега-и-Гассета, Э. Гуссерля, М. Хайдеггера, А. Швейцера. Русская традиция представлена в диссертации А. С. Хомяковым, И. В. Киреевским, А. И. Герценом, Ф. М. Достоевским, B.C. Соловьевым, C. J1. Франком, М. М. Бахтиным, А. Ф. Лосевым.

Главное, что связывает эти две традиции в отношении понятия жизни, -это то, что и в западной, и в русской философии жизнь и живое противопоставляются рационализму и рациональности так, как эти понятия трактовались на протяжении всей истории философии, в особенности в период Нового времени и немецкой классической философии. Это отталкивание от традиции рациональности в классическом понимании слова дало повод для поиска альтернативных путей рационализации. И понятие жизни сыграло важную роль в становлении этого нового, неклассического образа рационального.

Сами понятия классической и неклассической рациональности появились в зарубежной и отечественной исследовательской литературе только во второй половине XX века. Если в вопросе о том, что такое классическая рациональность, большинство исследователей придерживаются одной точки зрения, считая понятие классической рациональности уже в достаточной мере устоявшимся и конкретным, то определение неклассической рациональности и по сей день находится в стадии становления. Эта проблема чрезвычайно актуальна сегодня и является одной из обсуждаемых внутри философского сообщества. В то же время и здесь можно наблюдать наличие некоторой «традиции», базирующейся в основном на идеях, воспринятых из неклассических философских построений Запада. Так или иначе, можно сформулировать черты классической и неклассической типов рациональности, обобщив существующий исследовательский опыт.

Обобщая, можно выделить следующие черты классической рациональности: вера в разум в его логической или научной форме как в абсолютное и универсальное средство познания мирастатичный образ бытиянатурализм как гносеологический принцип, выносящий личность познающего субъекта «за скобки» в процессе познания и опирающийся на образ абстрактного «прозрачного», познающего субъекта, «очищенный» от проявлений человеческой индивидуальности и приближенный к идеалу статичной Вселеннойпротивопоставление субъекта и объекта познанияфундаментализм и поиск единственного основания и универсальной интерпретации образа науки и культурысоциокультурная нейтральность познавательного процессаиерархичность и однолинейность познания.

Неклассическую рациональность характеризуют: отказ от ограничения сферы разумного исключительно логикой или наукойпроцессуальный, меняющийся, движущийся, временной образ миракультур-центризм как познавательный метод, в котором мироздание обретает «новую непрозрачность», неопределенность, неустойчивость, а субъект становится личностью, меняющейся и развивающейся, как и сам мирразмывание границы между субъектом и объектом, когда познающему становится трудно отделить себя от того, что он познаетантифундаментализм и культурный и познавательный плюрализмвключение социокультурных ценностей и, прежде всего, моральной ответственности в процесс познания.

Понятие жизни, появившись как антитеза рационализму и рациональности классического типа, привносит в философию альтернативный образ восприятия действительности, познания мира. Анализ понятия жизни в западноевропейской философии позволяет говорить о том, что оно способствует формированию образа неклассической рациональности в том виде, в котором принято сегодня его интерпретировать. Так как характеристики понятия жизни и понятия неклассической рациональности имеют общую сферу значений.

Обращаясь к русской традиции интерпретации понятия жизни -«русской философии жизни», можно увидеть, что она также зиждется на противостоянии рациональности классического типа. Понятие жизни, живого знания и здесь выполняет роль конденсатора черт рациональности, отличной от классического типа. Однако несмотря на то, что отдельные черты новой рациональности, предлагаемой русскими философами, действительно, соответствуют чертам неклассической рациональности в западной философии, но в целом русская традиция находит самостоятельное решение этой проблемы, что позволяет говорить о создании независимого образа неклассической рациональности в русской философии.

Этот образ, который может также быть назван мистической рациональностью, вбирает в себя такие черты, как целостность, нерасчлененность, всеединство как бытия Абсолюта, так и его познанияонтологизацию гносеологии и идею ценностно окрашенного познания и бытия как поступка и жертвы.

Тот факт, что вскрыть особенности различных интерпретаций проблемы рационального позволяет именно понятие жизни, говорит о его семантической широте, универсальности, многоликости, способности вместить в себя разные концепции или указать на взаимодополняющие стороны одной и той же проблемы у разных философов, в разных философских направлениях. С другой стороны, проблемы, обнаруживаемые при обращении к понятию жизни в различных традициях, не становятся отстраненными друг от друга, их нельзя ограничить рамками простого перечисления. Понятие жизни связывает их друг с другом самим актом своего существования, присутствия в разных концепциях. Оно на самом глубинном уровне несет смысл неклассической метафизики и неклассической рациональности, так как становится не столько обобщающим понятием, в котором уже стираются все различия частных значений (то есть значений, принятых в различных культурных и философских традициях), а сохраняет субъективную важность каждой традиции и при этом порождает, по М. М. Бахтину, «диалог» идей, поле ассоциаций и сравнений, где каждая идея или концепция как бы отбрасывает тень, добавляет свой обертон в звучание соседней с нею мысли.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Августин Аврелий. Исповедь. М.: Канон+, 1997. — 464 с.
  2. Н.С. Рассудок, разум, рациональность. М.: Наука, 1988. -286 с.
  3. Э. Моральное измерение науки и техники. М.: Моск. филос. фонд, 1998.-343 с.
  4. Д.В. Рациональность и рационализация в философском дискурсе. // Особенности философского дискурса. Материалы международной научной конференции. Москва, 5−7 февраля 1998 г. М.: ИФРАН, 1998. -С. 15−26.
  5. М.М. Бахтин как философ: Сб. статей / (Отв. ред. JI.A. Гоготишвили, П.С. Гуревич). М.: Наука, 1992.-276 с.
  6. М.М. Собр. соч.: В 7-ти т. М.: Русские словари, 1997.
  7. Г. Новый рационализм. М.: Прогресс, 1987. — 374 с.
  8. А. Творческая эволюция. М.: КАНОН-пресс, «Кучково поле», 1998.-384 с.
  9. Ю.Бердяев Н. А. Типы религиозной мысли в России. Собр. соч. Т. З. Париж, 1989.
  10. И.Библер B.C. От наукоучения к логике культуры. Два философских введения в XXI век. — М.: Политиздат, 1991. — 412 с.
  11. Библия. Ветхий Завет и Новый Завет. М.: Междунар. изд. центр правосл. лит, 1995.
  12. Биоэтика: проблемы и перспективы. // Вопросы философии.- 1994. № 3. -С. 24−38.
  13. Благоговение перед жизнью императив XXI века. Материалы симпозиума, посвященного 125-летию со дня рождения Альберта Швейцера / (Сост. С.Т. Махлин). — Спб.: Ун-т культуры и искусств, 2000. -175 с.
  14. И.И. Предисловие. // Бергсон А. Творческая эволюция. М.: КАНОН-пресс, «Кучково поле», 1998. — 384 с.
  15. JI.C. Немецкая буржуазная философия после 1865 г. М.: Изд-воМГУ, 1969.-448 с.
  16. П.Вагнер В. А. Биологические основания сравнительной психологии: биопсихология.: В 2-х т. М.: Наука, 2005.
  17. В. История новой философии и ее связь с общей культурой и отдельными науками: В 2-х т. М.: ТЕРРА-Книжный клуб- КАНОН-пресс-Ц, 2000.
  18. И.В. Проблема жизни, смерти и бессметрия человека в истории русской философской мысли. М.: Академический проект, 2005. — 432 с.
  19. ГадамерХ.-Г. Истина и метод. М.: Прогресс, 1988. — 699 с. 21 .Гайденко П. П. Владимир Соловьев и философия Серебряного века. М.: Прогресс-Традиция, 2001. — 468 с.
  20. П.П. Постметафизическая философия как философия процесса. // Вопросы философии. 2005. — № 3. — С. 128−139.
  21. Т.Т. У истоков: Кьеркегор об иронии. Ницше. Трагедия культуры и культура трагедии. Спб.: Алетейя, 1995. — 112 с.
  22. И.И. Ницше. М.: ТЕРРА, 2000. — 842 с.
  23. Р. Конец Нового времени. // Вопросы философии. 1990. — № 4. -С.135−163.2Ъ.Гегель Г. В. Ф. Работы разных лет: В 2-х т. М.: Мысль, 1970−71.
  24. Гегель Г. В. Ф. Сочинения: В 12-ти т. M.-JL: Гос. изд-во, 1959.
  25. Э. Разум и культура. Историческая роль рациональности и рационализма. М.: Моск. шк. полит, исслед, 2002. — 248 с. 31 .Герцен А. И. Собр. соч.: В 9-ти т. М.: Гослитиздат., 1955−58.
  26. Л.А. Комментаторский блок к статье «К философии поступка» // Бахтин М. М. Собр. соч.: В 7-ти т. М.: Русские словари, 1997. Т. 1.
  27. ЪА.Губин В. Д. Жизнь как метафора бытия. М.: Рос. гос. гуманит ун-т, 2003. -205 с.
  28. С.С. Координата рационального. // Перспективы метафизики: классическая и неклассическая метафизика на рубеже веков / (Под ред. Г. Л. Тульчинского, М.С. Уварова). Спб.: Алетейя, 2000.
  29. Ъб.Гусейнов А. А. Благоговение перед жизнью: Евангелие от Швейцера. // Бахтин М. М. Собр. соч.: В 7-ти т. М.: Русские словари, 1997. — Т.1.
  30. Э. Логические исследования. Картезианские размышления М.: Харвест, 2000. — 743 с.
  31. ЪЪДелез Ж. Ницше. С.-П.: Аксиома, 2001. — 181 с.
  32. ., Гваттари Ф. Что такое философия? Спб.: Алетейя, 1998. -286 с.
  33. В. Введение в науки о духе. Опыт полагания основ для изучения общества и истории. // Собр. соч.: В 6-ти т. М.: Дом интеллектуальной книги, 2000. — Т. 1.
  34. В. Категории жизни. // Вопросы философии. 1995. — № 10. — С. 130−139.
  35. Се. Дионисий Ареопагит. Божественные имена. // Мистическое богословие. — Киев: Путь к истине, 1991.-391 с.
  36. Ф.М. Собр. соч.: В 7-ми т. М.: Лексика-Lexiea, 1996.
  37. Дря}шых Н. В. Рациональность в структуре познания и деятельности. Дисс.. канд. филос. наук: 09.00.08.: М., 2004. 138 с.
  38. И.И. Антропологическая тема в русской философии. // Вестник СпбГУ. Серия 6. Философия. Вып. 3.- 1998. С. 24−29.
  39. Аб.Евлампиев И. И. История русской метафизики в XIX—XX вв.еках: В 2-х ч. -Спб., 2000.
  40. И.И. Неклассическая метафизика или конец метафизики? Европейская философия на распутье. // Вопросы философии. 2003. — № 5. -С. 164−165.
  41. Жизнь как ценность / (Отв. ред. Л.Ф. Фесенкова). М.: ИФРАН, 2000. -267 с.
  42. В.Н. История русской философии: В 2-х т. М.: Эксмо-пресс, 1991.-896 с. 51 .Зиммель Г. Избранное: В 2-х т. М.: Юристъ, 1996.
  43. Г. Кризис современной культуры. Начатки знаний. Петроград: Философик, 1923. — 88 с.
  44. Исторические типы рациональности / (Отв. ред. В.А. Лекторский): В 2-х т. -М.: ИФРАН, 1996.
  45. История западноевропейской философии / (Отв. ред. Н.В. Мотрошилова). М.: ИФРАН, 1998. — 203 с.
  46. История философии: Запад-Россия-Восток. Учебник для студентов высш. учеб. заведений / (Под ред. Н. В. Мотрошиловой, A.M. Руткевича). М.: Греко-лат. каб. Ю. А. Шичалина, 1999.
  47. К проблеме становления биофилософии / (Отв. ред. А.Т. Шаталов). -М.-ИФРАН, 1997. 264 с. 51 .Карпинская Р. С. Социобиология. Критический анализ. М.: Мысль, 1988. -203 с.
  48. И.Т. Заблудившийся разум? Многообразие вненаучного разума. -М.: Политиздат, 1990. 464 с.
  49. И.Т. Миграция. Креативность. Текст. Проблемы неклассической теории познания. Спб.: Изд-во Рус. христиан, гуманит. ин-та, 1999. -407 с.
  50. И.Т., Сокулер З. А. Рациональность в познании и практике. М.: Наука, 1989.- 188 с.
  51. Ю. Достоевский и канун XXI века. М.: Советский писатель, 1989.-656 с.
  52. А.В. Наука в зеркале философии. М.: Знание, 1990 — 43 с.
  53. И.В. Критика и эстетика. М.: Искусство, 1979. — 439 с.
  54. Г. Г. Жизненный мир и «состояние повседневности». // Философия и социально-гуманитарное познание. Юбилейные чтения. / (Сост., отв. ред. Г. Г. Кириленко). М.: Полиграф-Информ, 2003. — С. 8492.
  55. Г. Г., Шевцов Е. В. Философский словарь. М.: Филологическое общество «СЛОВО»: ООО «Издательство ACT», 2002. — 704 с.
  56. И.В. Феноменология жизни. (Ветхий завет и первые христиане). Дисс.. д-ра филос. наук: 09.00.13. М., 2003.-249 с.
  57. Коллингвуд Р.Дою. Идея истории. Автобиография. М.: Наука, 1980. -485 с.
  58. Краткий философский словарь / (Под ред. А.П. Алексеева). М.: ПБОЮЛ М. А. Захаров, 2001. — 496 с.
  59. Г. Н. Археология русской философии. // Метафизические исследования. Альманах лаборатории метафизических исследований при философском факультете СпбГУ. Вып. 1. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 1997. — С. 75−93.
  60. Культурология XX век. Антология. М.: Юристъ, 1995. — 703 с. 71 .Кузьменко Г. П. Рационализм в контексте кризиса культуры (Философский анализ постклассической духовной ситуации XIX—XX вв.еков). Дисс.. канд. философ, наук: 09.00.13. Мурманск, 2004. — 172 с.
  61. Логос живого и герменевтика телесности: постижение культуры / (Под ред. O.K. Румянцева). М.: Академический проект, 2005. — 720 с.
  62. К. Восемь смертных грехов цивилизованного человечества. // Знание -сила. 1991. -№ 1.- С. 1−11.
  63. JIocee А. Ф. Владимир Соловьев и его время. М.: Молодая гвардия, 2000. -613 с.
  64. А.Ф. Мне было 19 лет. Дневники. Письма. Проза. М.: Русские словари, 1997.-340 с.
  65. А.Г. Современный философский иррационализм. М.: Тип. ГПИБ, 2005.- 153 с.
  66. А.Г. Типология современного философского иррационализма. // Философия и социально-гуманитарное познание. Юбилейные чтения / (Сост., отв. ред. Г. Г. Кириленко). М.: Полиграф-Информ, 2003. — С.100−104.
  67. Л.А. Философия науки. Современная эпистемология. Научное знание в динамике культуры. М.: Прогресс-Традиция, 2005. — 464 с.
  68. Л.А. Философия познания. Полемические главы. М.: Прогресс-Традиция, 2002. — 624 с.
  69. Л.А. Ценностные предпосылки в структуре научного познания. М.: Прометей, 1990. — 208 с.
  70. И.А. Понятия «жизнь» и «история» в немецкой философии конца XIX века начала XX века. Граф Йорк фон Вартенбург, В. Дильтей, ранний М. Хайдеггер. Дисс.. канд. философ, наук: 09.00.03. — М., 1996. -156 с.
  71. И.А. Ранний Хайдеггер: между феноменологией и философией жизни. М.: Прогресс-Традиция, Дом Интеллектуальной книги, 1999. -284 с. 93 .Моисеев Н. Н. Современный рационализм. М.: МГВП «КОКС», 1995. -376 с.
  72. Мораль и рациональность / (Отв. ред. Р.Г. Апресян). М.: ИФРАН, 1995. -196 с.
  73. Научные и вненаучные формы мышления / (Ред. И. Т. Касавин, В.Н. Порус). М.: ИФРАН, 1996. — 335 с.
  74. Ф. Ницше и философия в России / (Отв. ред., сост. Н. В. Мотрошилова, Ю.В. Синеокая). Спб.: Изд-во Рус. христиан, гуманит. ин-та, 1999. — 309 с.
  75. Ш. Ницше Ф. Соч.: В 2-х т. М.: Мысль, 1990.
  76. Ф. Так говорил Заратустра. М.: Интербукс, 1990. — 301 с.
  77. Ницше: Pro et contra. Спб.: Изд-во Рус. христиан, гуманит. ин-та, 2001. -1075 с.
  78. Юб.Новая философская энциклопедия.: В 4-х.т. / (Под ред. B.C. Степина, А. А. Гусейнова, Г. Ю. Семигина, А.П. Огурцова). М.: Мысль, 2000.
  79. С.Ф. Метаморфозы иррационализма. М.: Изд-во РАГС, 2004. -456 с.
  80. Т.Н. Рациональное и иррациональное. М.: Знание, 1984. — 64с.
  81. Спб.: Алетйя, 2001. 395 с. \Ъ.Павлов К. А. Проблема самообоснования разума в классической и современной философии. Дисс.. канд. философ, наук: 09.00.03. — М., 2004.- 129 с.
  82. А. Жизненный мир и агрессия рациональности. // Вестник высшей школы. 2000. — № 7. — С. 3−11, № 8. — С. 34−39.
  83. Перспективы метафизики: классическая и неклассическая метафизика на рубеже веков / (Под ред. Г. Л. Тульчинского, М.С. Уварова). Спб.: Алетейя, 2000. — 409 с.
  84. Пб.Погорелая С. В. Западноевропейский иррационализм как фактор духовной жизни России. Дисс.. канд. философ, наук: 09.00.01. М., 2003.- 198 с.
  85. В.Н. Рациональность. Наука. Культура. М.: Ун-т Рос. акад. образ., 2002.-308 с.
  86. Платон. Избранные диалоги. М.: РИПОЛ-Классик, 2002. — 351 с.
  87. Плотин. Сочинения. Спб.: Алетейя, 1995. — 669 с.
  88. Н.С. Жизнь и история. Философская программа Вильгельма
  89. Рациональность и ее метаморфозы: Сб. научных трудов М-ва образования РФ Ульяновск, гос. техн. ун-та / (Под ред. Миронова Г. Ф.). -Ульяновск: Ульновск. гос. техн. ун-т, 2000. 184 с.
  90. Рациональность иррационального / (Под ред. Колосницына В.И.). -Екатеринбург, Изд-во Урал, ун-та, 1991. 242 с.
  91. Рациональность как предмет философского исследования / (Отв. ред. Б. И. Пружинин, B.C. Швырев). М.: ИФРАН, 1995.-224 с.
  92. Г. Науки о природе и науки о культуре. М.: Република, 1998. -410 с.2%.Риккерт Г. Философия жизни. Изложение и критика модных течений философии нашего времени. Спб.: Academia, 1922. — 167 с.
  93. Н.В. Рациональность и язык философии. Дисс.. канд. философ, наук: 009.00.01. Краснодар, 2003. — 166 с.
  94. К. А. Ф. Ницше мученик познания. // Ф. Ницше. Соч.: В 2-х т. -М.: Мысль, 1990.131 .Свасьян К. А. Феноменологическое познание. Пропедевтика и критика. — Ереван: Изд-во АН Арм. ССР, 1987. 198 с.
  95. Н.М. От социальной метафизики к феноменологии «естественной установки». (Феноменологические мотивы в современном социальном познании). М.: ИФРАН, 1997.-222 с.
  96. Вл. Собр. соч.: В 2 т. М.: Правда, 1989.
  97. Социальные знания и социальные изменения / (Отв. ред. В.Г. Федотова). -М.: ИФРАН, 2001.-315 с.
  98. К.А. Метафизика процесса: история и современность. Дисс.. канд. философ, наук: 09.00.03. М. 2001. — 147 с.
  99. Д.В. Ценность жизни по современному философскому и христианскому учению. С.-Пет.: Тип. Монтвида 1908. — 164 с.
  100. B.C. Исторические типы научной рациональности. // Философия науки. Общие проблемы познания. Методология естественных и гуманитарных наук. Хрестоматия / (Отв. ред. JI.A. Микешина). М.: Флинта, 2005.
  101. B.C. Теоретическое знание. Структура, историческая эволюция. -М.: Прогресс-Традиция, 2000. 743 с.
  102. B.C. Философия науки. Общие проблемы. М.: Гардарики, 2004. -384 с.
  103. АД. Русская философия: особенности, традиции, исторические судьбы. М.: ИФРАН, 1995. — 156 с.
  104. Теория и жизненный мир человека / (Отв. ред. В.Г. Федотова). М.: ИФРАН, 1995.-206 с.
  105. Типы рациональности. Материалы семинара окт. 1991 г. Звенигород / (Отв. ред. И.П. Фарман). М.: ИФРАН, 1992. — 171 с.
  106. Г. Л. Два типа рациональности. // Перспективы метафизики: классическая и неклассическая метафизика на рубеже веков / (Под ред. Г. Л. Тульчинского, М.С. Уварова). Спб.: Алетейя, 2000.
  107. В.Г. Натурализм и культур-центризм. // Социальные знания и социальные изменения / (Отв. ред. В.Г. Федотова). М.: ИФРАН, 2001.
  108. А.Л. Способ философской рефлексии. Классическая и неклассическая формы рациональности. Автореферат дисс.. канд. философ, наук: 09.00.01 Томск, 1995.-23 с.
  109. Философия Бахтина и этика современного мира. Саранск. Изд-во Мордов. ун-та, 1992. — 112 с.
  110. Философия науки. Общие проблемы познания. Методология естественных и гуманитарных наук. Хрестоматия / (Отв. ред. Л.А. Микешина). М.: Флинта, 2005. — 992 с.
  111. С.Л. Предмет знания. Душа человека. Спб.: Республика, 1995. -478 с.
  112. А9.Франк C.JI. Реальность и человек. Спб.: Изд-во Рус. христиан, гуманит. ин-та, 1997.-438 с.
  113. М. Исследовательская работа Вильгельма Дильтея и борьба за историческое мировоззрение в наши дни. Десять докладов, прочитанных в Касселе. // Два текста о Вильгельме Дильтее. М.: Гнозис, 1995.
  114. К. Критика научного разума. М.: ИФРАН, 1994. — 332 с.152JСомяков А. С. Полн. собр. соч.: В 8-ми т. М.: Религиозные философы, 1900−14.
  115. ХЪЪ.Шаталов А. Т., Олейников Ю. В. К проблеме становления биофилософии. // К проблеме становления биофилософии / (Отв. ред. А.Т. Шаталов). -М.:ИФРАН, 1997
  116. А. Благоговение перед жизнью. М.: Прогресс, 1992. — 572 с. 155Швырев B.C. Рациональность как ценность культуры. // Вопросы философии. — 1992. — № 6. — С. 91−105.
  117. B.C. Рациональность как ценность культуры. Традиция и современность. М.: Прогресс-Традиция, 2003. — 172 с.
  118. Л. Достоевский и Ницше. М.: Грааль, 2001 — 159 с.
  119. Ф. Шлегель. Эстетика. Философия. Критика. М.: Искусство, 1983. — 447 с.
  120. А. Избранные произведения. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.-544 с.
  121. А. Мир как воля и представление. М.: ООО «Попурри», 1998.-Т. 1.- 688 с.
  122. О. Закат Европы. М.: Мысль, 1998. — 637 с.162Яковлев В.А., Суркова А. В. Философия жизни на повороте XXI в. Новые смыслы // Вестник МГУ. Сер. 7 Философия. 2000. — № 6. — С. 101−119.
  123. Bollnow O.F. Die Lebensphilosophie. Bd. 70. Berlin: Springer, 1958 — 456 s.
  124. Cassirer E. Naturalistische und humanistische Begruendung der Kulturphilosophie. Gueteborg: Gueteborg press, 1939. — 154 s.
  125. Gothe J. W. Zu Fragen der Aestetik. Berlin: Berlin univ., 1953. — 249 s.
  126. Historisches Woerterbuch des Philosophie in 10 Baenden, Darnstadt, Basel: Univ., 1980.
  127. Orth E.W. Vernunft und Kontingenz Rationalitaet u. Ethos in der
  128. Phaenomenologue. Freiburg, Muenchen.: Alber. — 1986. — 186 s. 6S. Nozick R. The nature of rationality. — Princeton.: Princeton univ. press, 1993. -226 p.
Заполнить форму текущей работой