Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Связи с общественностью как фактор социокоммуникативной интеграции современного российского общества

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Высокий потенциал связейс общественностью в решении: проблемы социокоммуникативной интеграции обусловлен такой ее функцией, как формирование социальной идентичности — феномена, являющегося важным конститутивным элементом механизма социальной интеграции. В современном обществе, характеризующемся" поликультурностью, — плюралистичностью, поликонфессиональностью и, как следствие, высокой степенью… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основы исследования связей с общественностью как фактора социокоммуникативной интеграции
    • 1. 1. Анализ концепций социальной коммуникации как фактора социальной интеграции современного общества
    • 1. 2. Связи с общественностью как особый тип социальной коммуникации
    • 1. 3. Связи с общественностью как социокоммуникативный механизм формирования идентичности в процессе социальной интеграции
  • ГЛАВА 2. Связи с общественностью как социокоммуникативная практика интеграции современного российского общества: социально-философский анализ
    • 2. 1. Особенности современной социокоммуникативной ситуации в российском обществе
    • 2. 2. Коммуникативное взаимодействие органов государственной власти с общественностью как фактор формирования гражданской идентичности и преодоления дезинтеграции российского общества
    • 2. 3. Связи с общественностью Русской Православной Церкви как полифункциональная социальная коммуникация и механизм социокоммуникативной интеграции

Связи с общественностью как фактор социокоммуникативной интеграции современного российского общества (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Философское осмысление феноменологических и функциональных характеристик связей с общественностью как коммуникативного фактора социальной интеграции современного российского общества приобретает особую значимость в свете целого ряда обозначившихся в России на рубеже ХХ-ХХ1 веков социокультурных, политических, экономических изменений, а также в связи с теми практическими задачами, которые выдвигаются руководством страны в рамках актуализированной сегодня проблемы экономической и социально-политической модернизации.

Современная российская социокоммуникативная ситуация, на фоне которой осуществляется взаимодействие субъектов многомерного социального пространства, реализуется модернизационно-преобразовательная деятельность, оценивается многими исследователями как крайне сложная и противоречивая. Транзитивный российский социум характеризуется целым рядом проблем, осложняющих движение к дальнейшей демократизации общественно-политической сферы, развитие гражданских инициатив и становление институтов гражданского общества, создание в стране общества с конкурентоспособной инновационной экономикой. Среди негативных тенденций, проявившихся в российском социуме и препятствующих поступательному социально-экономическому и политическому развитию страны, прежде всего, нужно отметить усиление социокоммуникативной разобщенности, социальной дезинтеграции, отчуждение общества и власти, недоверие граждан к институтам государственной власти, углубление духовно-нравственного кризиса и кризиса социальной идентичности, в частности таких ее форм, как национально-культурная, историческая, гражданская.

Совершенно очевидно, что в сложившейся ситуации чрезвычайную актуальность приобретает задача социально-философского осмысления инструментов преодоления негативных тенденций, социальной консолидации поликультурного, поликонфессионального, плюралистического российского социума.

Высоким потенциалом в решении обозначенных проблем российского общества обладают связи с общественностью как полифункциональная социальная коммуникация. В силу своей дискурсивной природы связи с общественностью могут рассматриваться как эффективный инструмент организации такого типа социокоммуникативного взаимодействия субъектов социального пространства, при котором складываются объективные предпосылки для достижения социального согласия, консолидированности, формирования коллективной идентичности, конституирования в общественном сознании обладающей значительным интегративным потенциалом системы жизненных ценностей и идеалов.

Таким образом, комплексный социально-философский анализ феномена связей с общественностью как социообразующей социальной коммуникации в контексте проблем интеграции и модернизации современного российского общества представляется актуальной научной проблемой как в теоретическом,' так и в практическом отношении.

Степень научной разработанности проблемы. До настоящего времени в отечественной философской науке феномен связей с общественностью как социальная коммуникация и фактор социальной интеграции не выдвигался в качестве предмета отдельного исследования в контексте артикулированных нами процессов и проблем, присущих современному этапу исторического развития российского общества.

Социально-философский анализ феноменологических и функциональных характеристик связей с общественностью как социальной коммуникации и механизма социальной интеграции, выявление факторов эффективной реализации связей с общественностью в современном российском обществе потребовали изучения широкого круга работ представителей зарубежной и отечественной философской и социологической мысли.

Социально-философское осмысление социальной коммуникации, в частности связей с общественностью, как социообразующего механизма обусловило необходимость обращения к теоретическим основам исследования феноменов социального взаимодействия и социальной интеграции. В работах Г. Спенсера, Г. Зиммеля, Ф. Г. Гиддингса, Ч. Х. Кули, П. А. Сорокина сформулированы принципиально важные в контексте диссертационного исследования положения, касающиеся структурных характеристик социальной интеграции и механизма ее реализации.

В свете проблемы социокоммуникативной разобщенности современного российского общества особую актуальность приобретает задача социально-философского анализа связей с общественностью как коммуникативного инструмента формирования социальной идентичности, выступающей важным условием общественной интеграции. В работах П. Рикера, В. Хесле, Э. Эриксона, Дж. Мида, Ю. Хабермаса, Д. Степанович-Захариевской, В. А. Дцова, М. Б. Хомякова, Л. М. Дробижевой, М. В. Заковоротной, С. Н. Яременко и др. находит отражение проблема социальной идентичности как феномена, выкристаллизовывающегося в индивидуальном сознании в процессе социокоммуникативных отношений и являющегося определяющим условием формирования социальной общности.

Проблема социальной коммуникации как полифункционального социообразующего феномена становится в XX веке предметом пристального внимания представителей различных социально-гуманитарных наукфилософии, социологии, истории, культурологии и др.

Фундаментальный вклад в исследование структурно-функциональных характеристик данного феномена, в формирование общей теории социальной коммуникации внесли представители западноевропейской, американской философской и социологической научной мысли XX столетия. Различные аспекты функционирования социальной коммуникации, подчеркивающие ее значительный социообразующий потенциал, находят отражение в работах таких крупных западных философов и социологов, как К. Ясперс, Дж. Мид, Г. Блумер,.

Ч.Х. Кули, А. Щюц, П. Бергер, Т. Лукман, Г. Гарфинкель, Ю. Хабермас, К.-О. Апель, Н. Луман, Г. Лассуэлл, У. Шрамм и др. В свете идей и выводов, сформулированных в концепциях авторов, социальная коммуникация предстает как субстанциональный социальный феномен. Социокоммуникативные отношения конституируют, интегрируют социумзадают вектор развития личностного и социального бытия.

На рубеже XX — XXI веков происходит тематизация феномена социальной коммуникации в рамках отечественного социально-философского дискурса. Этот период отмечен появлением целого ряда научных работ, в которых в социально-философском ракурсе рассматривается проблема функционирования в современном обществе различных видов и форм социальной коммуникации (Т.В. Науменко, A.B. Соколов, Ф. И. Шарков, C.B. Бориснев, В. П. Конецкая, М. А. Василик, A.B. Рунов, Г. С. Пшегусова и др.).

Большой научный интерес в контексте проблематики диссертационного исследования представляют работы М. Бубера, М. М. Бахтина, B.C. Библера,.

М.С. Кагана, посвященные философскому осмыслению феномена диалога как высшей формы субъект-субъектного коммуникативного взаимодействия, гуманистическо-демократического инструмента гармонизации отношений в социальном мире. Проблема социальной коммуникации как конститутивного элемента модели диалогических отношений, инструмента взаимопонимания и социального согласия артикулируется в работах российских исследователей Т. М. Дридзе и Т. З. Адамьянц.

Изучение сущностных и функциональных характеристик связей с общественностью как специфической формы социальной коммуникации, выявление предпосылок их генезиса, определение факторов феноменологической эволюции связей с общественностью от субъект-объектной формы социальной коммуникации к субъект-субъектной форме потребовало обращения к классической концепции моделей связей с общественностью Дж. Грюнига и Т. Ханта, к работам таких зарубежных и отечественных авторов, как С. М. Катлип, А. Х. Сентер, Г. М. Брум, Ф. П. Сайтэл,.

Ф.А. Буари, Ш. Харрисон, И. В. Алешина, М. П. Бочаров, C.B. Клягин, Е. Н. Осипова, М. А. Шишкина, A.A. Трунов, Е. И. Черникова и др.

Для построения, социально-философской концепции связей с общественностью как диалогически ориентированной социальной коммуникации, обладающей высоким консолидирующим потенциалом в современных социально-дифференцированных, атомизированных обществах, большое значение имеют идеи и выводы, сформулированные французским* исследователем феномена связей с общественностью Ф. А. Буари. В" отечественной науке одними из первых некоторые аспекты проблемы связей с общественностью' как инструмента социального управлениясоциальной интеграции и горизонты ее дальнейшего теоретического осмысления обозначили в рамках социологической проблематики MIA. Шишкина, Р. Б. Шайхисламов, E.H. Ахметшина, О. В Краева, И. М. Миронов, O.A. Нечаева, И: Е. Поверинов и др.-, в рамках философской проблематики — A.A. Трунов, Е.И.' Черникова, И.П. Кужелева-Саган.

Прояснение антиманипулятивной, демократической сущности связей с общественностью' как социальной коммуникации и инструмента социальной' интеграции потребовало обращения" к работам К. Манхейма, Г. Маркузе, Г. Блумера, Э. Фромма, С.Г. Кара-Мурзы, A.M. Цуладзе, Г. И. Колесниковой^ др., в которых в фокус внимания авторов^ попадают важные аспекты проблемы манипулирования, общественным сознанием, изучаются последствия деструктивного влияния манипулятивно-коммуникативных инструментов, в частности пропаганды и рекламы, на характер жизнедеятельности социума.

XX век, в особенности его вторая половина, вошел в историю как век информационного прогресса и коммуникативного управления общественным сознанием и общественным мнением. Развитие коммуникативных процессов, в частности массово-коммуникативного процесса, сформировало предпосылку для структурирования в рамках социально-гуманитарных наук исследовательского направления, занимающегося изучением общественного сознания и общественного мнения как объектов воздействия различного рода социальных коммуникаций. В процессе социально-философского анализа связей с общественностью как специфической социальной коммуникации, целью? которойв конечном итоге, является трансформация объекта коммуникативного^ воздействия вхубъект социокоммуникативного взаимодействия, мы обращались к работам таких отечественных и зарубежных авторов, исследовавших феномен: общественного' мнения и механизмы? его управлениемкакБ: А. Грушин,~МСК. Горшков, Д. ПГавра, У. Липпман, Э: Ноэль-Нойманидр.

Значительное внимание: в диссертационном исследовании сосредоточено> на проблеме функционирования? связей: с. общественностью как социообразующей социальной: коммуникации в: контексте общемировых тенденций глобализации^-информатизации-общества:

Среди авторов, концептуальные разработки которых составили теоретическийбазис приосвещении: вопроса: информационно-коммуникационного развития: всех: сфер/ современного социума, следует отметить зарубежных исследователей: Д. Белла, М. Кастельса, Э. Тоффлера, Д. Нейсбита, М. Маюиоэна и др., а также представителей" отечественной философской науки — А. И. Ракитова, Д. В Иванова, И.А. НегодаеваБ.В. Маркова и др.

Проблемам глобализации-. межкультурных коммуникаций, межкультурного и межконфессионального4 диалога в современном глобал11зирующемся, поликультурном мире посвящены работы таких авторов-, как Е. МБирженюк, М. С. Каган, И. С. Кон, А. И. Куропятник, С.Я. Подопригора-и др. /.

Различные аспекты современной российской социокоммуникативной ситуации освещаются в работах Л.М. ДробижевойВ.А. Тишкова, М. К. Горшкова, С. И. Худякова, М. Ф. Черныша, В. И. Михайленко, Г. Л. Тульчинского и др.,. ' ,.

Проблему модернизации российского общества в. социально-философском ракурсе рассматривают авторы A.B. Бузгалин, Ю.В. Олейников^ Е. А. Карцев, В. И. Михайленко, О. Н. Смолин, В. А. Ядов, О. Н. Яницкий и др.

Таким образом, анализ литературы по различным аспектам интересующей нас проблемы демонстрирует широкие теоретико-методологические возможности для социально-философского осмысления феномена связей с общественностью как фактора социальной интеграции в контексте социокоммуникативной ситуации, сложившейся, в современной России, а также с учетом общемировых тенденций общественного развития.

Объект* исследования — социокоммуникативная интеграция* современного российского общества.

Предмет исследования — связи с общественностью как фактор социокоммуникативной интеграции современного российского общества.

Цель работы — социально-философский анализ связей с общественностью как фактора социокоммуникативной интеграции в контексте модернизационных процессов в современном российском обществе.

Сформулированная цель, диссертационной работы предполагает решение ряда следующих задач:

— осуществить анализ философских концепций социальной коммуникации-и диалога через призму проблемы^ социальной интеграции современного общества;

— проанализировать сущностно-феноменологические и функциональные характеристики связей с общественностью как социальной коммуникациираскрыть потенциал связей с общественностью как социокоммуникативного механизма формирования идентичности в процессе социальной интеграции;

— раскрыть особенности современной социокоммуникативной ситуации в контексте проблемы модернизации российского общества;

— проанализировать опыт коммуникативного РК.-взаимодействия органов государственной власти с общественностью как фактор формирования гражданской идентичности и преодоления дезинтеграции российского общества- - проанализировать связи с общественностью Русской Православной Церкви как полифункциональную социальную коммуникацию и механизм социбкоммуникативной интеграции.

Теоретико-методологическая основа исследования.

Теоретико-методологическую базу диссертационного исследования составляют положения и. выводы социально-философских концепций социальной интеграции, социальной коммуникации, диалога, связей с общественностьюкак социальной коммуникации, социальной идентичностиразработанные зарубежными и. отечественными авторамиразличные методологические подходы и принципынаучно-исследовательской деятельностиобусловленные задачами настоящего социально-философского анализа. «' .

Теоретической основой для выявления механизма социальной интеграции и концептуализации понятия «социокоммуникативная, интеграция» послужили положения и выводы, сформулированные в рамках концепций, разработанных Г. Спенсером, Г. Зиммелем, Ф. Г. Гиддингсом, Ч. Х. Кули, П. А. Сорокиным.

Социообразующий потенциал социальной коммуникации, в частности связейс общественностью' как ее особого типа, был раскрыт на основе концепций социальной коммуникации, разработанных представителями таких научно-исследовательских направлений, как символический интеракционизм, феноменологическая социология, концепций К. Ясперса, Ю. Хабермаса, М. М. Бахтина, М. С. Кагана.

В основу концептуализации понятия связей с общественностью как диалогически ориентированной социальной коммуникации легли положения и выводы, зафиксированные в концептах Дж. Грюнига и Т. Ханта, Ф. А. Буари, М. А. Шишкиной и др;

Исследование потенциала связей с общественностью в качестве коммуникативного механизма формирования идентичности осуществлялось с учетом концепций человеческой идентичности П. Рикера, В. Хесле, Э. Эриксона, Дж. Мида, Ю. Хабермаса, В. А. Ядова, М. Б. Хомякова.

Автором использовались различные методологические подходы.

Метод структурно-функционального анализа стал определяющим при выявлении сущностно-функциональных характеристик социальной коммуникации, в частности связей с общественностью, феноменологических характеристик социальной интеграции и механизма ее реализации, феноменологических характеристик социальной идентичности как фактора социальной интеграции.

Сравнительно-исторический метод применялся при выявлении факторов эволюции связей с общественностью как социальной коммуникации в индустриальном обществе и определении основных тенденций их развития на современном историческом этапе.

Интегративный метод позволил синтезировать знания, полученные по различным аспектам проблематики диссертационного исследования. Таким образом, данный метод лег в основу концептуализации связей с общественностью как коммуникативного фактора социальной интеграции.

Методы каузального анализа и сравнительно-исторического анализа были применены при исследовании современной российской социокоммуникативной ситуации, а также общемировых тенденций общественного развития, обусловливающих необходимость использования связей с общественностью субъектами информационно-коммуникационной деятельности в рамках социально-дифференцированного, атомизированного российского общества.

Диссертационная работа основывается на таких принципах научно-исследовательской деятельности, как объективность, всесторонность, системность, единство логического и исторического.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:

1. Осуществлен комплексный анализ концепций социальной коммуникации и диалога через призму проблемы социальной интеграции современного общества. С целью актуализации коммуникативной сущности процесса социальной интеграции предложено и использовано понятие «социокоммуникативная интеграция».

2. Выявлены и проанализированы специфические особенности связей с общественностью как социальной коммуникации в рамках авторского подхода к определению связей с общественностью.

3. Раскрыт потенциал связей с общественностью как социокоммуникативного механизма формирования идентичности в процессе социальной интеграции.

4. Проанализированы особенности современной социокоммуникативной ситуации в контексте модернизации российского общества.

5. Предпринят социально-философский анализ практики использования связей с общественностью органами государственного управления как коммуникативного механизма формирования гражданской идентичности и социальной интеграции в контексте процесса модернизации российского общества.

6. Впервые рассмотрен и проанализирован опыт использования связей с общественностью Русской Православной Церковью в целях развертывания полифункционального социального диалога и интеграции современного российского общества.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. В результате комплексного анализа концепций социальной коммуникации, диалога и социальной интеграции определены теоретико-методологические основы исследования связей с общественностью как фактора социокоммуникативной интеграции современного российского общества.

Анализ концепций социальной коммуникации и диалога, разработанных в рамках научных школ символического интеракционизма (Дж. Мид, Г. Блумер), феноменологической социологии (А. Щюц), социологии знания (П. Бергер, Т. Лукман), К. Ясперсом, Ю. Хабермасом, М. М. Бахтиным, М. С. Каганом приводит к выводу о социальной коммуникации как о важнейшем социоинтегрирующем факторе. Функции социальной коммуникации, дающие основание рассматривать ее в качестве механизма социальной интеграции, могут быть подразделены на две группы. Первая группа представлена социоантропологическими функциями (функции социализации, интернализации, конституирования самости, формирования личностной и социальной идентичности, конституирования интерсубъективного жизненного1 мира). Вторая’группа включает социорегулирующие функции (функции достижения социального согласия, взаимопонимания, согласованности действий, социальнойинтеграции, формирования* морального сознания общества, гражданского самосознания, политической аккультурации).

Актуализация коммуникативной сущности социальной интеграции обусловливает потребность введения в научный дискурс понятия «социокоммуникативная интеграция». Под социокоммуникативной интеграцией мы понимаем форму социокоммуникативного* взаимодействияобеспечивающую целостность и стабильное функционирование социальной системы с целью и в процессе выполнения основного социального проекта или главных социальных проектов в рамках социального разделения" труда социальными субъектами, которые признают это разделение легитимным.

2. Анализ концепций связей с общественностью и факторов их эволюции на индустриальном-этапе исторического развития общества позволил выявить сущностно-функциональные особенности данного типа социальной коммуникации и предложитьавторский подход к определению связей с общественностью. В рамках этого подхода связи с общественностью рассматриваются как диалогически ориентированная социальная коммуникация, принцип функционирования которой соответствует двусторонней симметричной модели связей с общественностью, получившей распространение в практике информационно-коммуникационной деятельности социальных субъектов во второй половине XX столетия и приобретшей чрезвычайную актуальность в современном социуме. Целью связей с общественностью как диалогически ориентированной социальной коммуникации является трансформация объекта коммуникативного воздействия" в субъект социокоммуникативного взаимодействия.

Посредством связей с общественностью как диалогически: ориентированной социальной коммуникации в значительной степени может быть реализована функция, социальной интеграции. Такие сущностно-функциональные характеристики связей с общественностью,. как антиманипулятивная направленность, ориентированность на установление симметричного, субъект-субъектного коммуникативного взаимодействия, достижение согласованности действий, совместного смыслопорождения, целеполагания в процессе социальной деятельности, являются необходимым условием такого типа социокоммуникативной интеграции, которая соответствует интересам большинства общества, выступает объективной предпосылкой построения развитого гражданского общества, общества равных возможностей,, позволяет реализовать задачи модернизации страны, инновационного развития общества. В контексте такого типа социальной интеграции объективируется. потребность использования связей с общественностью как социальной коммуникации всеми акторами социальной деятельности.

3. Важным конститутивным элементом социокоммуникативной интеграции является социальная идентификация. Коллективные идентичности, конституирующиеся1 как результат субъект-субъектных, коммуникативно-диалогических отношений, выступают в современном обществе важным консолидирующим фактором: Связис общественностью в силу своей диалоговой, демократическо-гуманистической природы обладают значительным потенциалом в качестве коммуникативного механизма формирования идентичности, в частности такого ее вида, как гражданская идентичность. Гражданская идентичность приобретает чрезвычайную актуальность в современном поликультурном, поликонфессиональном, плюралистическом обществе, поскольку является таким типом коллективной идентичности, который обеспечивает достижение социальной солидарности независимо от национально-культурной, религиозной и т. п. принадлежности членов социума.

4. Анализ современной российской социокоммуникативпой ситуации в контексте процесса социально-политической и экономической модернизации позволяет заключить, что в настоящее время в России обозначился целый ряд негативных тенденций, которые, с одной стороны, являются результатом отсутствия в обществе конструктивного гражданского диалога и диалога в системе «власть — общество» по важнейшим вопросам его развития^ с Другой — выступают серьезным препятствием диалогизации гражданских, общественно-государственных отношений и, как следствие, значительно снижают эффективность модернизационно-преобразовательной деятельности.

Основными факторами,. существенно осложняющими поступательное социально-экономическое и политическое развитие страны, являются социокоммуникативная разобщенность, углубляющаясяатомизация общества отчуждение власти и общества, отсутствие консолидирующих жизненных ценностей и идеалов, кризис социальной идентичности, в частности такого ее вида, как гражданская идентичность. Сложившаяся ситуация обусловливает необходимость интеграции связей с общественностью. как диалогическиориентированной социальной коммуникации в социокоммуникативную практику субъектов многомерного социального пространства российского общества.

Интенсивное развитие информационно-коммуникационных технологий, в частности Интернет-технологий, значительно расширяет возможности связей с общественностью как диалогически ориентированной социальной коммуникации в решении проблемы социокоммуникативной интеграции российского общества как ключевого фактора его успешной социально-экономической и политической модернизации.

5. Важным фактором социокоммуникативной интеграции российского общества, формирования гражданской идентичности, структурирования и полноценного развития' институтов гражданского общества является коммуникационная деятельность, в том числе деятельность по связям с общественностью, органов государственной власти Российской Федерации. Результаты предпринятого нами исследования позволяют сделать вывод, что сегодня в российском обществе наметилась тенденция к осознанию властными элитами необходимости социокоммуникативной консолидации общества как важного условия модернизации страны посредством организации гражданского диалога, диалога в системе «власть — общество», к осознанию значительного потенциала связей с общественностью как субъект-субъектной коммуникации в решении этой задачи.

В настоящее время свидетельством деятельности органов государственной власти по диалогизации общественно-государственных и гражданских отношений являются разработка и реализация долгосрочных программ информационно-коммуникационного развития сферы государственного управления (Федеральная целевая программа «Электронная Россия»), формирование правовой базы, регулирующей коммуникационное взаимодействие субъектов системы «власть — общество» (Федеральный закон Российской Федерации от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»), создание структур, обеспечивающих взаимодействие власти и институтов гражданского общества (Общественная палата Российской Федерации). К основным РЫ-инструментам, которые в настоящее время осваиваются представителями органов государственной власти с целью организации конструктивного симметричного социокоммуникативного взаимодействия с гражданами, относятся официальные Интернет-сайты, обеспечивающие транспарентность функционирования госорганов и возможность обратной связи, Интернет-дневники (блоги), Интернет-конференции, телемосты и др.

6. Социально-философский анализ информационно-коммуникационной деятельности Русской Православной Церкви показал, что она является тем социальным институтом, который в настоящее время широко использует весь спектр инструментов' связей с общественностью с целью организации социального диалога, являющегося' по своей сути многофункциональным полилогом,. содействующим.. преодолению-.. социокоммуникативной разобщенности, дезинтеграции: российского" - общества. Ключевыми* направлениями РЯ-деятельности Русской Православной Церкви, способствующей консолидации, толерантизации, гуманизации" современного российского общества,. являютсядуховно-нравственное воспитание граждан? и установление1 межконфессионального' диалога: Важной социоинтегративной функцией РПЦ-, реализующейся-^ посредством? РК4соммуникацищ является функция, модератора коммуникативного взаимодействия? субъектов многомерного социального пространства в процессе развитияв России гражданского общества. ОсновнымиРК-инструментами социокоммуникативного взаимодействия? Русской Православной Церкви с различнымицелевыми группами. общественности являются конференции, форумы,.в частности международная организация-форум «Всемирный Русский Народный Собор», Интернёт-сайты, Интернет-конференции, печатные: и электронные конфессиональные СМИ/и др. Теоретическая? и практическая! значимость диссертационного исследования? определяется чрезвычайной* актуальностью* задачи: социально-философского осмысления": механизмовснятия" социального* напряжения, гармонизации социальных отношений, преодоления, социокоммуникативной разобщенности, социальной: атомизированности в современном российском обществе как: важных факторов успешной модернизационно-преобразовательной деятельности.

Выводы, полученные нами в результате социально-философского анализа, позволяют расширить теоретическое представление о спецификесвязейс общественностью как социальной коммуникации, их потенциале в, решении чрезвычайно острых проблемных вопросов жизнедеятельности современного общества.

Положения, выводы и материалы диссертационной работы могут быть использованы в учебном процессе при разработке таких лекционных курсов, как «Социальная философия», «Теорияи практика связей с общественностью», «РЯ-обеспечение функций управления», «Межконфессиональные коммуникации», «Коммуникационный менеджмент» и др.

Материалы диссертационного исследования могут послужить основой при разработке практических рекомендации по повышению эффективности коммуникативного взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления с широкой общественностью — гражданамипредставителями институтов гражданского общества, СМИ и др.

Апробация" работы: Основные положения и выводы диссертационной работы обсуждались на заседаниях кафедр «Философия» и «Связи с общественностью» Донского государственного технического университета. Результаты, полученные соискателем в процессе диссертационного исследования, докладывались на Всероссийской научно-практической конференции" «Стратегии РК-образования в современной России» (г. Нижний Новгород, март 2009 г.), на Научно-технической конференции профессорско-преподавательского состава, сотрудников и студентов ДГТУ (г. Ростов-на-Дону, май 2009 г., май 2010 г.), на Межвузовской научно-практической конференции «Социальные коммуникации и российское высшее образование» (г. Ростов-на-Дону, декабрь 2009 г.).

По материалам диссертационного исследования опубликовано 15 научных работ общим объемом 11 п.л., из них 3 работы объемом 1,85 п.л. опубликованы в изданиях, включенных в Перечень ВАК Минобрнауки России.

Структура диссертационной работы определена исследовательскими целью и задачами, включает две главы, шесть параграфов, заключение, список использованных источников и литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Предпринятый нами социально-философский анализ концепций ¦ социальной коммуникации, в частности связей с общественностью, в контексте проблемы, социальной интеграции, связей с общественностью как социокоммуникативной практики интеграции современного российского общества дает основание для следующих выводов.

Теоретико-методологическую основу исследования связей с общественностью как фактора социокоммуникативной интеграции современного российского общества формируют положения, содержащиеся в концепциях таких направлений современной социально-философской мысли, как символический интеракционизм, феноменологическая социология, в концепциях, разработанных К. Ясперсом, Ю. Хабермасом, М. М. Бахтиным, М. С. Каганом, Г. Спенсером, Г. Зиммелем, Ф. Г. Гиддингсом, П. А. Сорокиным, Дж. Грюнигом, Т. Хантом, Ф. А. Буари, М. А. Шишкиной и др.

Актуализация сформулированного нами на основе анализа идей и выводов, нашедших отражение в концепциях Г. Спенсера, Г. Зиммеля, Ф. Г. Гиддингса, П. А. Сорокина, положения о коммуникативной природе социальной интеграции обусловила необходимость введения и использования в рамках диссертационного исследования понятия' «социокоммуникативная интеграция». Под социокоммуникативной интеграцией, исходя из разработанной нами дефиниции, понимается форма социокоммуникативного взаимодействия, обеспечивающая целостность и стабильное функционирование социальной системы с целью и в процессе выполнения основного социального проекта или главных социальных проектов в рамках социального разделения труда социальными субъектами, которые признают это разделение легитимным.

Механизм социальной интеграции реализуется посредством целого ряда частных функций социальной коммуникации, которые подразделяются нами на функции социоантропологические и функции социорегулирующие. Вывод о высоком интеграционном потенциале социальной коммуникации складывается на основе целого ряда концептуальных положений, касающихся таких ее функций, как социализация и интернализация (А. Щюц, И. Бергер, Т. Лукман), формирование: самости (Дж. Мид, Г. Блумер), самосознания^ личностной и социальной, идентичности (Дж. Мид, Е. Блумер, А. ЩюцП- Бергер, Т. Лукман, М. М. Бахтин, К. Ясперс, Ю. Хабермас), конституирование интерсубъективного жизненного мира! (А. Щюц, П. Бергер, Т. Лукман-. Ю. Хабермас) — достижение социального согласиявзаимопонимания-, согласованностидействий? (Ю: Хабермас, М.С. Каган), формирование морального сознания" общества, гражданского самосознания, политическая аккультурация (Ю. Хабермас) и др.

Анализ сущностно-феноменологических и функциональных характеристик связей с общественностью как социальной коммуникацийв современном обществе позволяет говорить об их диалоговой-: демократическо-гуманистической природе. На основе концептуальных разработок Дж. Грюнига, Т. Ханта, Ф. А. Буари, М-А. Шишкинойи др. нами был предложен: авторский подход к определению: связейс общественностью. Согласно: ему, связи с общественностью представляют собой диалогически, ориентированную социальную коммуникацию или же социокоммуникативный процесс, обладающий определенной динамикой. Динамичность: связейс общественностью заключается: в их ориентации на установление диалога, на трансформацию5 объекта коммуникативного* воздействияв субъект социокоммуникативного взаимодействия-. Субъект-субъектный принцип функционирования, связей с общественностью обеспечивает реализацию основных функций социальной коммуникации, приводящихв действие механизм социальной интеграции, на высоком качественном уровне, что является необходимым условием достижения социокоммункативной интеграции в высшем смысле этого понятия, то есть социокоммуникативной интеграции, при которой соблюдаются интересы большинства общества, складываются? равные возможности для творческой самореализации индивидов в процессе социальной деятельности.

Высокий потенциал связейс общественностью в решении: проблемы социокоммуникативной интеграции обусловлен такой ее функцией, как формирование социальной идентичности — феномена, являющегося важным конститутивным элементом механизма социальной интеграции. В современном обществе, характеризующемся" поликультурностью, — плюралистичностью, поликонфессиональностью и, как следствие, высокой степенью социокоммуникативной разобщенности и социального напряжения* важным ресурсом социальнойинтеграции' выступают групповые идентичности, формирующиесяв процессе диалогическоговзаимодействиясубъектов многомерногосоциального пространства. В< частностисвязями* с общественностью, в. силу их диалоговой* природы, может быть успешно решена задача формированиягражданской* идентичности, основанной" на интернализации ценностей' демократическогогражданстваполитического участия и коммуникации, и, соответственно, выступающей необходимыми условием развития гражданского обществагражданских инициатив, социально-экономической и политической-модернизации российского социума.

Анализ современной российской социокоммуникативной ситуации в контексте проблемымодернизацииобщества дает основаниедля вывода об объективной необходимости использования субъектами? социально-политической" сферы связей с общественностьюкак инструмента социокоммуникативной интеграции, а также показывает, что1 сегодня в российском обществе открываются широкие коммуникативно-технологические возможности для эффективного функционирования. диалогически ориентированных РЯ-коммуникаций.

К основным факторам, актуализирующим задачу интеграции связеш с общественностью в, информационно-коммуникационную деятельность субъектов многомерного социального пространства российского общества, прежде всего, могут быть отнесены усиление социокоммуникативной дезинтеграции, социального напряжения, отчуждение власти и общества, кризис социальной идентичности. Преодоленияэтих негативных тенденций является необходимым условием дальнейшей демократизации социально-политических отношений, развития в стране гражданского общества, осуществления эффективной модернизационной деятельности.

Предпринятое намиисследование показало, что в настоящее: время в российском социуме складываются объективные предпосылки для эффективного использования социальными акторами связей с общественностью как диалогически ориентированной социальной коммуникациии инструмента преодоления социокультурных, религиозных, ценностно-идеологических и др. противоречий, снятия социального напряженияформирования гражданской идентичности, социокоммуникативнойинтеграции россиянТак, сегодня в России, с одной стороны, происходит постепенное осознание властными элитами и целым" рядом общественных организаций, социальных институтов необходимости установления гражданского диалога, диалога в системе «власть.

— общество" как обязательных условий привития общественному сознанию^ системы консолидирующих жизненных ценностей и. идеалов, социокоммуникативной интеграции российского социума, с другой — интенсивно развиваются информационно-коммуникационные технологиив: частности Интернет-технологии.

Высоким потенциалом в решении: отмеченных социокоммуникативных проблемконсолидации российского общества обладают связи с общественностью органов государственного управления. В настоящее время в информационно-коммуникационной деятельности органов государственной власти по развитию диалогического взаимодействия с гражданами, общественными организациями используется широкий спектр РЯ-инструментов.

— Интернет-сайты, обеспечивающие транспарентность функционирования госорганов и возможность обратной связи, Интернет-дневники (блоги), Интернет-конференции, телемосты и др. В качестве специфической формы организации РЛ-взаимо действия госорганов и институтов гражданского общества выступает Общественная палата Российской Федерации: Однакокак показывает практика, тенденция диалогизации общественно-государственных отношений посредством РК-коммуникаций только намечается в российском обществе. Несмотря на усилия, предпринимаемые руководством страны в этой области, потенциал РЯ-коммуникаций до конца не осознан ни представителями органов > государственного управления, ни гражданами. Можно констатировать, что деятельность по организации РЯ-диалога в системе «власть — общество» в настоящее время находится на экспериментальном этапе своего развития.

Среди общественных организаций, активно использующих связи с общественностью как диалогически ориентированную социальную коммуникацию в решении проблемы социокоммуникативной интеграции российского общества, гуманизации, толерантизации общественных отношений, особое место занимает Русская Православная Церковь. Информационно-коммуникационная деятельность РПЦ, осуществляемая посредством связей с общественностью, характеризуется полифункциональностью, полинаправленностью. К основным функциям РПЦ, реализуемым посредством РЯ-коммуникаций и приобретающим особую социальную значимость в контексте современной российской социокоммуникативной ситуации, могут быть отнесены нравственное воспитание российских граждан, установление межконфессионального диалога, координация взаимодействия общественных организаций, институтов гражданского общества и государства. Высокий качественный уровень организации РЯ-взаимодействия РПЦ с многочисленными целевыми группами общественности демонстрирует осознание представителями РПЦ широких возможностей связей с общественностью как диалогически ориентированной полифункциональной социальной коммуникации в современном кризисном социуме.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Об Общественной палате Российской Федерации: федер. закон от 4 апр. 2005 г. № 32-Ф3 Электронный ресурс. // Информационно-правовой Интернет-портал «Гарант». Режим доступа: http://base.garant.ru/12 139 493/
  2. Т.З. Социальная коммуникация / Т. З. Адамьянц. М.: ИС РАН, 2005.-158 с. I
  3. Т.З. Феномен понимания в коммуникации и управлении Электронный ресурс. / Т. З. Адамьянц // Вестник университета
  4. Государственный университет управления). 2009. — № 9. — Режим доступа: http://www.isras.rn/files/File/Publication/Fenomenjonimaniyavkomm amyanz. pdf
  5. И.В. Паблик рилейшнз для менеджеров / И: В. Алешина. М.: ИКФ «ЭКМОС», 2003. — 480 с.
  6. Апель К.-О. Априори коммуникативного сообщества и основания этики / К.-О. Апель // Трансформация философии: пер. с нем. — Ml: Логос, 2001. С. 263−335.
  7. E.H. Интернет-PR органов государственного управления: автореф. дис. канд. социолог, наук: 22.00.08 / E.H. Ахметшина. Казань, 2004. -25 с.
  8. В.А. Этническая идентичность в ситуациях общественного выбора Электронный^ ресурс. / В. А. Ачкасов, // Журнал социологии и социальной антропологии. 1999: — Т. П- № 1. — Режим доступа: http://www.jourssa.ru/
  9. Л. Электронная демократия: политика в условиях глобальной коммуникации Электронный ресурс. / Л. Беллинис // Журнал социологии и социальной антропологии. 2003. — Т. VI, № 4. — С.67−81. — Режим доступа: http://www.jourssa.ni/2003/4/3aBelinis.pdf
  10. П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания / П. Бергер, Т. Лукман. — М.: Медиум, 1995. 323 с.
  11. В.М. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия / В. М. Березин. -М.: РИП-холдинг, 2003. 174 с.
  12. Г. Коллективное поведение / Г. Блумер // Американская социологическая мысль: тексты / Под ред. В. И: Добренькова. М. Изд-во МГУ, 1994. — 496 с. — Режим доступа: http://www.lbitt.ru/kn/50 055/50055.htm#323″
  13. . Фантомы современности / Ж. Бодрийар // Призрак толпы. -М.: Алгоритм, 2007. С. 186−269.
  14. C.B. Социология коммуникации / C.B. Бориснев. М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2003.-270 с.
  15. М.П. История паблик рилейшнз: нравы, бизнес, наука / М: П. Бочаров. М.: РИП-холдинг, 2007. — 184 с.
  16. Ф.А. Паблик рилейшнз, или стратегия доверия: пер. с фр. / Ф. А. Буари. М.: Консалтинговая группа «ИМИДЖ-Контакт»: ИНФРА-М, 2001. -178 с.
  17. A.B. Россия иная стратегия / A.B. Бузгалин // Философские науки. — 2010. — № 9. — С.9−24.
  18. М. Два образа веры / М. Бубер // Два образа веры: пер. с нем. / Под ред. П. С. Гуревича и др. М.: Республика, 1995. — С.233−340.
  19. М. Диалог / М. Бубер // Два образа веры: пер. с нем. / Под ред. П. С. Гуревича и др:. М.: Республика, 1995. — С. 93−124.30: Бубер М. Я и ты / М. Бубер // Два образа веры: пер. с нем. / Под ред. П. С. Гуревича и др. -М.: Республика, 1995. С. 15−92.
  20. А. Институциональная сфера гражданского общества / А. Будов // Власть. 2009. — № 7. — С. 25−27.
  21. П. Модернизаторам всех стран / П. Быков, О. Власова // Эксперт. -2010.-№ 36.-С. 17−19.
  22. В' Москве завершил работу круглый стол по вопросам взаимодействия между Русской Православной Церковью и агентствами ООН Электронный ресурс. // Офиц. сайт Московского Патриархата. Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/954 492.html
  23. А. Нелиберальные демократии и политическая эффективность Электронный ресурс. / А. Володин // Международные процессы. 2006. — Т. 4, № 1. — Режим доступа: http://www.intertrends.ru/tenth/006.htm
  24. Все сообщения модераторов блога Электронный ресурс. // Видеоблог Д. Медведева. Режим доступа: http://blog.kremlin.ru/accounts/moderator
  25. Д.П. Общественное мнение и власть: режимы и механизмы взаимодействия Электронный ресурс. / Д. П. Гавра // Журнал социологии и социальной антропологии. 1998. — T. I, № 4. — Режим доступа: http://www.jourssa.rU/1998/4/gavra.html
  26. П. П. Прорыв к трансцендентному: новая онтология XX века / П. П. Гайденко. М.: Республика, 1997. — 495 с.
  27. Гнусарева- Ю. Общественная палата Российской Федерации как новый институт гражданского общества / К>. Гнусарева // Власть. — 2008. № 8. — С. 1923.
  28. З.Т. Процессы интеграции и дезинтеграции в социальной структуре российского общества / З. Т. Голенкова, Е. Д. Игитхинян // Социологические исследования. 1999. — № 9. — С. 22−33.
  29. Горшков М1К. Общественное мнение: история и современность / М. К. Горшков. М.: Политиздат, 1988. — 383 с.
  30. М.К. Российское общество как новая социальная реальность"/ М. К. Горшков // Россия реформирующаяся. Ежегодник / Отв. Ред. М. К. Горшков: Вып.6. — М.: Институт социологии. РАН, 2007. — С. 3−9.
  31. .А. Массовое сознание: Опыт определения и проблемы исследования / Б. А. Грушин. -М.: Политиздат, 1987. 368 с.
  32. .А. Мнения о мире и мир мнений. Проблемы методологии исследования общественного мнения / Б. А. Грушин. М.: Политиздат, 1967. -400 с.
  33. Д. Проблема модернизации как основного элемента государственной коммуникации в современной России / Д. Гусев, С. Устинкин // Власть. 2010. — № 7. — С. 15−18.
  34. Е.Е. Информационное развитие социальных систем / Е. Е. Данилова. — М.: РИП-холдинг, 2002 —130 с. ^
  35. А.Б. Феномены человеческого бытия / А. Б. Демидов. Минск: Экономпрёсс, 1999. — 190 с.
  36. Диалог Владимира Путина с россиянами в прямом эфире. Справка Электронный ресурс. // Офиц. сайт «РИА Новости». Режим доступа: http://rian.ru/politics/20 091 203/196589278.html
  37. Доклад о состоянии гражданского общества в Российской Федерации: утв. на пленарном заседании Общественной палаты РФ от 25 дек. 2009 г. Электронный ресурс. // Офиц. сайт Общественной палаты РФ. Режим доступа: http://www.oprf.ru/documents/1151/1256/
  38. Т.М. Социальная коммуникация в управлении с обратной связью / Т. М. Дридзе // Социологические исследования. 1998. — № 10. — С.44−50.
  39. Л.М. Интеграционные процессы в полиэтническом российском обществе Электронный ресурс. / Л. М. Дробижева. — Режим доступа: http://wwwЛsras.ru/index.php?pageid=882
  40. А. Русь Электронная Электронный ресурс. / А. Зайко- Режим доступа: http://wvw.epr-magazine.ru/prompolitics/mamtheme/cyberruss/
  41. М.В. Идентичность человека. Социально-философские аспекты / М. В. Заковоро иная. Ростов н/Д: Изд-во СККСЦ ВШ, 1999. — 200 с.
  42. Т.И. Социоструктурный аспект трансформации российского общества / Т. И. Заславская // Социологические исследования. — 2001. № 8. — С. 3−11.
  43. Г. Социальная дифференциация: Социологические и психологические исследования / Г. Зиммель- авториз. пер. с нем. Н. Н. Вокач, И.А. Ильина- под ред. Б. А. Кистяковского. -М.: Издание М. и С. Сабашниковых, 1909.-224 с.
  44. В.Н. Массовая коммуникация и современные тенденции глобализации Электронный ресурс. / В. Н. Иванов, М. М. Назаров // Социологические исследования. — 2003 № 10. .— Режим- доступа: http://wwwлsras лг1/Шез/РНе/8ос18/2003−10/ivanoyлnazarov.pdf
  45. Д.В. Общество как виртуальная реальность / Д. В. Иванов // Информационное общество: сб. М.: ООО «Издательство АСТ», 2004. — С. 355 427. ' '. —, •. ¦ ' ¿-о
  46. В.А. Массовая тревожность россиян как препятствие интеграции общества / В. А. Иванова, В. Н. Шубкин // Социологические исследования. 2005. — № 2. — С. 22−28.
  47. Интервью Святейшего Патриарха Кирилла для программы «Национальный интерес» (телеканал «Россия») Электронный ресурс. // Офиц. сайт Московского Патриархата.. — Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/950 675.html
  48. М.С. Глобализация культурных процессов: становление диалогического мышления / M.G. Каган: // Избранные труды: в VII Т. СПб.: ИД «Петрополис», 2006. — Т. I. — С. 207−216.
  49. М.С. Горизонты и границы диалога в истории культуры: философский анализ / М. С. Каган // Избранные труды: в VII Т. СПб.: ИД «Петрополис», 2006:-Т. IL-С. 217−226.
  50. М.С. Мир общения: проблемы. межсубъектных- отношений / М: С. Каган // Избранные труды: в VII Т. СПб: ИД!"Петрополис"^ 2006: — T. JL -- С. 165−325. ' «¦'. '
  51. М.С. Философская теория ценности: университетский курс лекций / М. С. Каган // Избранные труды: — в VII Т. СПб: ИД „Петрополис“, 2006: — Т1II. -с.327−499.: 1
  52. Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием / С.Г. Кара-Мурза. М.:Изд-во „Эксмо“, 2006. — 864с.
  53. Е.А. Социально-культурные предпосылки инновационного развития / Е. А. Карцев // Философские науки. 2010. — № 9 — С. 25−36.
  54. С.М. Паблик рилейшнз. Теория- и практика: пер. с англ. / С. М. Катлип, А. Х. Сентер, Г. М: Брум: Mi.: Вильяме, 2001. — 624 с.
  55. С.А. Формирование гражданского общества в условиях российской демократической реформации: монография / С. А. Кислициш 2-е изд., перераб: и доп. — Ростов н/Д: Изд-во CKAFC, 2005. — 280 с.
  56. С.В. „Игра в „классики“: методология“ PR-коммуникации и динамика научных парадигм» / С. В. Клягин, E.H. Осипова // Актуальные проблемы теории коммуникации: сб. научн. тр. СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2004: -С. 20−34 .
  57. Г. И. Социальный механизм манипуляции сознанием личности: монография / Г. И. Колесникова. — Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2010. — 272 с.
  58. Комитет платформа для диалога и сотрудничества Электронный ресурс. // Офиц. сайт Христианского межконфессионального консультативного комитета. — Режим доступа: http://www.xmkk.org/2009/10/35
  59. Ф. Маркетинг менеджмент / Ф. Котлер. 11-е изд. — СПб.: Питер, 2005. — 800 с.
  60. С.А. Социология: парадигмы через призму социологического воображения / С. А. Кравченко. — 3-е изд. перераб. и доп. — М.: Издательство «Экзамен», 2007. 750 с.
  61. О.В. Паблик рилейшнз в системе факторов модернизации современной России: Теоретико-методологический аспект: автореф. дис.. канд. социолог, наук: 22.00.01 / О. В. Краева. Саратов, 2004. — 25 с.
  62. А.Д. РЯ-текст в системе публичных коммуникаций / А. Д. Кривоносов. 2-е изд., доп. — СПб.: «Петербургское востоковедение», 2002. -288 с.
  63. Кужелева-Саган И.П. Онто-гносеологические и философско-методологические основания научного знания о связях с общественностью: автореф. дис.. д-ра филос. наук: 09.00.01 / И.П. Кужелева-Саган. Томск, 2008. -47 с.
  64. Ч.Х. Общественная организация. Изучение углубленного разума / Ч. Х. Кули.// Тексты по истории социологии Х1Х-ХХ вв. Хрестоматия / Сост. и отв^ред- д. фш^ В! И! Добреньков-, к: фш: Л1Ш Беленкова^- Ш:-Наука-119 941- 383- с. РежимэдоступагЬйр:/^
  65. В.А. Знание о субъективности как: социально-культурный^ феномен / В. А. Лекторский // Знание в. связях социальности. — Екатеринбург: Изд-вог УрГУ, 2003. Режим доступа: Ьир:/Я11озоО1181опс.ги/Ьоок8/иет/ГО0/800/г912/5Ю00:81йш1
  66. Липич О: — РПЩ и 0011 начнут взаимодействовать в социальной сфере- Электронный ресурс. / О. Липич. Режим доступа: http://ww.rian.ru/society/20 091 126/195538375.litml
  67. У. Общественное мнение: пер- с англ. / У. Липпман — М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2004. — 384 с.
  68. А. Национальные особенности взаимоотношения государства и гражданского общества в России (историко-политический аспект) / А. Лопарев //Власть.-2009.-№ 6.-С. 128−132.
  69. Т. Замечания об описании и интерпретации диалога.i
  70. Онтологические допущения, методологические следствия / Т. Лукман- пер. с англ. А. Корбута // Социологическое обозрение. 2003. — Т. З, № 3. — С.41−51.
  71. Н. Медиакоммуникации: пер. с нем. / Н. Луман. М.: Изд-во «Логос», 2005. — 280 с.
  72. Н. Невероятность коммуникации Электронный ресурс. / Н. Луман. -Режим доступа: http://www.soc.pu.ru/publications/pts/lumanc.html
  73. Н. Что такое коммуникация Электронный ресурс. / Н. Луман. — Режим доступа: http://www.soc.pu.ru/publications/pts/luman3.shtml
  74. Льюис М. NEXT. Будущее уже началось: пер. с англ. / М. Льюис. — СПб.: «Крылов», 2004. 272 с.
  75. Г. Историческая идентичность / Г. Люббе // Вопросы философии. — 1994.-№ 4.-С. 108−113.
  76. А.Ю. Информационные парадигмы современного российского общества: социально-философский анализ: автореф. дис.. канд. филос. наук: 09.00.11 / А. Ю. Маклецов. -М., 2006. 24 с.
  77. М. Средство само есть содержание / М. Маклюэн // Информационное общество: сб. М.: ООО «Издательство ACT», 2004. — С. 341 348.
  78. К. Возрастание иррациональных элементов в общественном сознании. Атмосфера ожидания насилия / К. Манхейм // Кризис сознания: сборник работ по «философии кризиса». М.: Алгоритм, 2009. — С. 12−22.
  79. .В. Мораль и разум / Б. В. Марков // Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. Спб.: «Наука», 2006. — С. 287−377.
  80. .В. Человек в эпоху масс-медиа / Б. В. Марков // Информационное общество: сб. М.: ООО «Издательство ACT», 2004. — С. 452 507.
  81. Массовая коммуникация в формировании современного социокультурного пространства («круглый стол») // Социологические исследования. 2000. — № 7 — С. 73−82.
  82. О.И. Что такое коммуникация и нужно ли нам коммуникативное образование / О. И. Матьяш // Теория коммуникации & прикладная коммуникация: сб. науч. тр. Ростов-н/Д: ИУБиП, 2004. — С. 103−122. «
  83. Д. Год назад появился мой видеоблог Электронный ресурс. / Д. Медведев // Видеоблог Д. Медведева. Режим доступа: http:^log.kremlin.ru/post/33/transcript
  84. Д. О развитии Интернета в России* Электронный ресурс. / Д. Медведев // Видеоблог Д. Медведева. — Режим доступа: http://blog.kremlin.ru/post/10/transcript
  85. Д. Россия, вперед! / Д. Медведев // Газета-Ru Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.gazeta.ru/comments/2009/09/10a3258568.shtml. — Загл. с экрана. — № гос. регистрации ФС77−28 061 от 27.04.2007 г.
  86. И.М. Паблик рилейшнз как теория и практика управленияобщественным сознанием: дис. канд. социолог, наук: 22.00.04 / И. М. Миронов. -М., 2004.-145 с.
  87. Митрополит Волоколамский Иларион. Религиозное измерение — необходимое условие гармонизации социальной системы: беседа с митрополитом Волоколамским Илларионом. / беседу вел А. Щипков
  88. Михайленко В: И. Россия — не СССР: оценностныхосновах консолидации российского общества/ / В. И. Михаилеико // Гражданские, этнические и религиозные идентичности в современной России / Отв. ред. B.C. Магун. М.:
  89. Изд-во Института социологии РАН, 2006 С.290−304.
  90. В.А. Особенности развития информационно-коммуникативной среды современного общества* / В. А. Михайлов, C.B. Михайлов // Актуальные проблемы теории коммуникации: сб. науч. тр. СПб.: Ызд-во С116ГПУ, 2004. -С. 34−52.. '
  91. Модернизация: пути и средства. Эксперты «РГ» о проблемах реализации задач, поставленных в Послании президента Электронный ресурс. // Рос. газ. -№ 5050 (226). Режим доступа: http://www.rg.ru/2009/11/27/modernizacia.html
  92. Моисеев H: Информационное общество: возможность и реальность / Н. Моисеев // Информационное общество: сб. М.: ООО «Издательство АСТ», 2004: — С. 428−451: —
  93. Н. О Лекциях Ю. Хабермаса в Москве и об основных понятиях его концепции / Н. Мотрошилова // Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. Московские лекции и интервью. — M: ACADEMIA, 1995. С. 113−166.
  94. А.В. Сетевое общество и его философское осмысление / А. В. Назарчук // Вопросы философии. 2008. — № 7. — С. 61−75.
  95. А.В. Теория- коммуникации в, современной философии / А. В. Назарчук! -М.: Прогресс-Традиция, 2009. 320 с.
  96. T.B. Социология массовой коммуникации / Т. В. Науменко. -СПб.: Питер, 2005. 288 с.
  97. И.А. Информатизация культуры: монография / И. А. Негодаев. — Ростов н/Д.: ЗАО «Книга», 2003. 320 с.
  98. Д. Мегатренды: пер. с англ. / Д. Нейсбит. М.: ООО «Издательство ACT «: ЗАО НПП «Ермак», 2003. — 380 с.
  99. O.A. Теоретико-методологические основы использования «Паблик рилейшнз» в системе социализации личности: дис.. канд. социолог, наук: 22.00.01 / O.A. Нечаева. Саратов, 2002. — 166 с.
  100. О Комитете Электронный ресурс. // Офиц. сайт Христианского межконфессионального консультативного комитета. — Режим доступа: http://www.xmkk.org/about-committee
  101. О Палате Электронный ресурс. // Офиц. сайт Общественной палаты РФ. -Режим доступа: http://www.oprf.ru/ru/about/
  102. Ю.В. Социальный аспект современной технико-технологической модернизации / Ю. В. Олейников // Философские науки. 2010. — № 9. — С.37−49.
  103. Определение Архиерейского Собора «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви» Электронный ресурс. // Церковь и время. 2008. — № 3 (44). — Режим доступа: http -.//www.mospat.ru/churchtime/churchtime44 .pdf
  104. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви Электронный ресурс. // Офиц. сайт Московского Патриархата. — Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/141 422.html
  105. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви («круглый стол») // Социологические исследования. 2001. — № 8. — С. 96−103.
  106. Т. Непопулярно о демократии /Т. Павловский // Эксперт. -2010.-№ 36.-С. 54−57.
  107. В. Гражданские основы государственности и этнокультурное разнообразие современной России / В. Пешкова // Власть. 2009. — № 31 -О. 3034... ,
  108. И.Е. Паблик рилейшнз как механизм гармонизации социальной среды: дис.. канд. социолог, наук: 22.00.04 / И. Е. Поверинов. -Саранск, 2000.- 195 с,
  109. С.Я. Образование и межкультурная коммуникация: монография / С. Я. Подопригора, Т. Г. Первиль. Ростов н/Д, Издательский центр ДГТУ, 2006. — 161 с.
  110. Э. Российское гражданское общество. Иллюзии и реальность Электронный ресурс. / Э. Поздняков. Режим доступа: http://www.perspektivy.info/print.php?ID-r-3 6324
  111. Пономарев И: Модернизация? России как: построение нового государства. Независимый экспертный- доклад Электронный ресурс. / И: Пономарев, М. Ремизов, Р. Карев, К. Бакулев. Режим доступа: http://www.apn.ru/publications/article22100.htm
  112. Права и свободы декларированные и реальные. Данные исследования ФОМ Электронный ресурс. // Офиц. сайт Фонда «Общественное мнение» (ФОМ) — - Режим! доступа: http://bd.fom.ru/report/map/d074423/printable/
  113. Председатель Правительства России В. В. Путин направил приветствие участникам XVIII Международных Рождественских образовательных чтений Электронный ресурс. // Интернет-портал Правительства РФ: — Режим доступа: http://premier.gov.ru/events/messages/9123/
  114. Пресс-выпуск № 1416. В Интернет за справкой Электронный: ресурс. // Офиц. сайт Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ). — Режим доступа: http://wciom.ru/arkhiv/tematicheskii-arkhiv/item/single/131 OO. html?nocache=l&cHash=4e2e6b21 с4
  115. Психология восприятия власти / Под ред. Е. Б. Шестопал. М.: Изд-во «Социально-политическая МЫСЛЬ», 2002. — 244 с. — Режим доступа: http://www.vixri.rU/d/Shestopal%20E.B.%20Psixologija%20vosprijatija%20vlasti.p df
  116. .М., Основные тенденции политического развития России Электронный ресурс. / Б. М. Пугачев. Режим доступа: http://www.niiss.ru/misclpol94.shtml
  117. Г. С. Социальная коммуникация: сущность, типология, способы организации коммуникативного пространства: дис.. д-ра филос. наук: 09.00.11 / Г. С. Пшегусова. Ростов н/Д, 2003. — 320 с.
  118. C.B. Развитие связей с общественностью органов муниципального управления в условиях информационного общества: автореф. дис.. канд. социолог, наук: 22.00.08 / C.B. Радченко. — Орел, 2009. 23 с.
  119. Э.С. Реформирование России: раунд третий. Соревнование или сравнительное преимущество? / Э. С. Райнерт // Эксперт. — 2010. — № 36. — С. 2024.
  120. В. Актуальные теоретико-методологические проблемы исследования информационных процессов в России / В. Ратиев // Власть. 2010. -№ 8. — С. 79−81.
  121. Рац М. Модернизация как проблема Электронный ресурс. / М. Рац. -Режим доступа: http://www.polisportal.ru/files/File/puv^ akakproblema. pdf
  122. A.B. Связи институтов власти с общественностью в системе социальных коммуникаций: Региональный аспект: дис.. канд. социолог, наук: 22.00.04 / A.B. Рева. Пенза, 2005. — 191 с.
  123. А. Интернет-блог как инструмент политической борьбы / А. Роменков // Власть. 2008. — № 7. — С. 79−82.
  124. Россия реформирующаяся. Ежегодник / Отв. ред. М. К. Горшков. Вып. 7.- М.: Институт социологии РАН, 2008. 544 с.
  125. Россия реформирующаяся. Ежегодник / Отв. ред. М. К. Горшков. -Вып. 8.- М.: Институт социологии РАН, 2009. 464 с.
  126. A.B. Особенности коммуникативной среды в моделях информационного общества: дис.. д-ра социолог, наук: 22.00.04 / A.B. Рунов. -М., 2003.-321 с.
  127. Ф.П. Современные паблик рилейшнз: пер. с англ. / Ф. П. Сайтэл. -8-е изд. М.: Консалтинговая группа «Имидж-Контакт», ИНФРА-М, 2002. — 592 с.
  128. Связи с общественностью как социальная инженерия / Под ред. В. А. Ачкасовой, JI.B. Володиной. СПб.: Речь, 2005. — 336 с.
  129. Святейший Патриарх Кирилл: «Работа с молодежью — приоритетная задача Церкви» Электронный ресурс. // Офиц. сайт Московского Патриархата. -Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/558 930.html
  130. Э.А. Институализация паблик рилейшнз в современном российском обществе: автореф. дис.. канд. социолог, наук: 22.00.04 / Э. А. Сидельник. Ростов н /Д, 2007. — 24с.
  131. П. Российский модерн: философский дискурс / П. Симуш // Власть. -2010.-№ 1.-С. 15−19.
  132. Я.А. Феноменология интерсубъективности / Я. А. Слинин. СПб.: Наука, 2004. — 360 с.
  133. Слово Святейшего Патриарха Кирилла на открытии XVII Международных Рождественских образовательных чтений Электронный ресурс. // Офиц. сайт Московского Патриархата. Режим доступа: http.7/www.patriarchia.ru/db/text/559 408.html
  134. Н.М. От социальной метафизики к феноменологии «естественной установки» (феноменологические мотивы в современном социальном познании) / Н. М. Смирнова М., 1997. — Режим доступа: http://www.philosophy.ru/iphras/library/phenom.html
  135. A.B. Общая теория социальной коммуникации / A.B. Соколов. -СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2002. 464 с.
  136. A.A. Роль «паблик рилейшнз» в формировании' ценностных ориентаций населения современной России: автореф. дис.. канд. социолог, наук: 22.00.04 / A.A. Солдатов. СПб., 2007. — 29 с.
  137. Г. В. Коммуникация в системе социальных связей / Г. В. Сорина // 'Медиаскоп Электронный ресурс. 2009. — № 2. — Режим доступа: http://www.mediascope.ru/node/357. — Загл. с экрана. — № гос. регистрации 421 100 082.
  138. П.А. Человек. Цивилизация. Общество: пер. с англ. / П. А. Сорокин. -М.: Политиздат, 1992. 543 с.
  139. Состоялось ли гражданское общество в России, («круглый стол») Электронный ресурс. // Социологические исследования. 2007. — № 1. — Режим доступа: http://www.isras.ru/files/File/Socis/2007−01/Sostoyaros%201i.pdf
  140. Социология. Основы общей теории / Отв. ред. академик РАН. Г. В. Осипов, действительный член РАЕН Л. Н. Москвичев. — М.: Норма, 2005. 912 с.
  141. Социология: энциклопедия / Сост. A.A. Грицанов, В. Л. Абушенко, Г. М. Евелькин, Г. Н. Соколова, О. В. Терещенко. Минск: Книжный Дом, 2003. — 1312 с. — Режим доступа: http://slovari.yandex.ru/
  142. В.А. Общение и ожидание. Феномен коммуникации в контексте культуры / В: А. Спирин. СПб: СПбГУВК, 2006. — 262 с.
  143. А.Г. Элиты СМИ в политическом процессе современной России: монография / А. Г. Стариков. Ростов н/Д: Изд-во «Литфонд», 2005. — с. 196.
  144. Стенографический отчёт о заседании' Совета по развитию информационного общества Электронный ресурс. // Офищ сайт Президента России. Режим доступа: http://www.ki-emlin.ru/transcripts/3161
  145. Степанович-Захариевская Д. Актуальность исследования идентичности в условиях общественной* трансформации на Балканах / Д. Степанович-Захариевская // Социологические исследования. 2008. — № 5. — С.99−104.
  146. В.А. Актуальные вопросы нацполитики Электронный ресурс. / В. А. Тишков. Режим доступа: http://www.penza.ru/socie1y/relations/actual
  147. В.А. Российский народ и национальная идентичность Электронный ресурс. / В. А. Тишков // Россия в глобальной политике. 2008. -№ 4. — Режим доступа: http://www.globalaffairs.ru/number/nl 1152
  148. Э. Третья волна: пер. с англ. / Э. Тоффлер. М.: ООО «Издательство ACT», 2004. — 781 с.
  149. A.A. Технологии «паблик рилейшнз» в трансформирующейся цивилизации модерна (опыт философско-культурологического исследования) / A.A. Трунов, Е. И. Черникова. СПб.: Алетейя, 2007. — 264 с.
  150. В.П. Введение в мировую журналистику / В1П. Трыков. М.: ИМПЭ им. A.C. Грибоедова, 2007. — 55 с. — Режим доступа: www.iile.ru/library/meth/m469.rtf
  151. А.Р. Идеи демократии: социологическая интерпретация / А. Р. Тузиков // Социологические исследования. 2005. — № 3. — С. 35−38.
  152. Г. Л. Российский маятник остановился? В поисках новой институциональной матрицы / Г. Л. Тульчинский //Философские науки. 2010. — № 2.-С. 41−47.
  153. Ф. Теории информационного общества: пер. с англ. / Ф. Уэбстер. М.: Аспект Пресс, 2004. — 400 с.
  154. Р. Кризис доверия / Р. Фаляхов // Газета. Яи Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.gazeta.ru/financial/2010/02/26/3 330 272.shtml — Загл. с экрана. — № гос. регистрации ФС77−28 061 от 27.04.2007 г.
  155. Э. Анатомия человеческой деструктивности / Э Фромм- пер. с англ. Э. М. Телятникова, Т. В. Панфилова. М.: ООО «Издательство ACT», 2004. -Режим доступа: http://www.koob.ru/books/anatomiyadestruktivnosti.rar
  156. Э. Иметь или быть? / Э. Фромм // Забытый язык. Иметь или быть?: пер. с нем. и англ. -М.: ACT: ACT МОСКВА, 2009. С.209−430.
  157. Э. Революция надежды / Э. Фромм // Человек для самого себя. Революция надежды. Душа человека: сб.: пер. с англ., нем. М.: ACT: ACT МОСКВА, 2009. — С.13−232.
  158. Ю. Гражданство и национальная идентичность / Ю. Хабермас // Демократия. Разум. Нравственность. Московские лекции и интервью. — М.: ACADEMIA, 1995. С. 209−245.
  159. Ю. Лекция первая. О прагматическом, этическом и моральном употреблении практического разума / Ю. Хабермас // Демократия. Разум. Нравственность. Московские лекции и интервью. М.: ACADEMIA, 1995. — С. 7−31.
  160. Ю. Лекция третья. Наследие французской революции / Ю. Хабермас // Демократия. Разум. Нравственность. Московские лекции и интервью. -М.: ACADEMIA, 1995. С. 57−77.
  161. Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие / Ю. Хабермас. СПб.: «Наука», 2006. — 384с.
  162. Ю. Отношения к миру и рациональные аспекты действия в четырех социологических понятиях действия / Ю. Хабермас- пер. с нем. Т. Тягуновой // Социологическое обозрение. — 2008. — Т.7, № 1. — С. 3−24.
  163. Ю. Производительная сила коммуникации. Ю. Хабермас отвечает на вопросы Ханса-Петера Крюгера // Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. Московские лекции и интервью. М.: ACADEMIA, 1995. — С. 79−111.
  164. Ю. Техника и наука как «идеология» / Ю. Хабермас- пер. с нем. М. Л. Хорькова. // Техника и наука как «идеология». М.: Праксис, 2007. — С. 50−117.
  165. Ю. Философский дискурс о модерне. Двенадцать лекций: пер. с нем. / Ю. Хабермас. 2-е изд. испр. — М.: Издательство «Весь мир», 2008. — 416.
  166. Ш. Связи с общественностью. Вводный курс: пер. с англ. / Ш. Харрисон. СПб.: Издательский дом «Нева" — М.: ОЛМА-ПРЕСС Инвест, 2003. -368 с.
  167. В. Кризис индивидуальной и коллективной идентичности / В. Хесле // Апокалипсис смысла: сборник работ западных философов XX XXI вв. — М.: Алгоритм, 2007. — С. 16−45.
  168. М.Б. Идентичность, толерантность и идея гражданства / М. Б. Хомяков // Гражданские, этнические и религиозные идентичности в современной России / Отв. ред. B.C. Магун. — М.: Издательство Института социологии РАН, 2006 С. 30−56.
  169. С. Социокультурная динамика и консолидация российского общества / С. Худяков // Власть. 2009. — № 3. — С. 35−38.
  170. A.M. Политические манипуляции, или покорение толпы / A.M. Цуладзе. M.: Книжный дом «Университет», 1999. — 144 с.
  171. А. Путин. Его идеология / А. Чадаев. М.: Изд-во «Европа», 2006. — 232 с.
  172. М.Ф. Этнические и общегражданские ценности в сознании россиян / М. Ф. Черныш // Гражданские, этнические и религиозные идентичности в современной России / Отв. ред. B.C. Магун. М.: Издательство Института социологии РАН, 2006 — С. 103−113.
  173. C.B. Постреволюционная Россия в поисках национального единства / C.B. Чуев. Ростов н/Д: Изд-во «Брейн», 2008. — 150 с.
  174. Р.Б. Коммуникативные проблемы социокультурной интеграции современного российского общества: автореф. дис.. д-ра социолог, наук: 22.00.04 / Р. Б. Шайхисламов. Уфа, 2007. — 40 с.
  175. И.И. Роль и значение PR в реализации социальных проектов в современном российском обществе: дис.. канд. социолог, наук: 22.00.04 / И. И. Шакалов. Краснодар, 2006. — 142 с.
  176. Ф.И. Истоки и парадигмы исследований социальной коммуникации / Ф. И. Шарков // Социологические исследования. — 2001. — № 8. — С. 52−61.
  177. В. Без информации нет движения: беседа с помощником секретаря Совбеза В. Шерстюком о развитии информационного общества в
  178. России. / вел беседу И. Александров Электронный ресурс] // Рос. газ. — 2006. — № 4121. Режим доступа: http://www.rg.ru/2006/07/19/infoobshestvo.html
  179. М.Г. Общественные связи как система: новейшие парадигмы теории и практики / М. Г. Шилина // Медиаскоп Электронный ресурс. 2010. -№ 2. — Режим доступа: http://www.mediascope.ru/node/554. — Загл. с экрана. — № гос. регистрации 421 100 082.
  180. А.В. Демократия и толерантность / А. В. Шипилов // Социологические исследования. 2005. — № 3. — С. 38−43.
  181. М.А. Паблик рилейшнз в системе социального управления / М. А. Шишкина. СПб.: Изд-ва «Паллада-медиа» и СЗРЦ «РУСИЧ», 2002. -444с.
  182. Т. Диалог как социокультурная программа человеческой жизнедеятельности / Т. Шикина // Власть. 2008. — № 6. — С. 34−37.
  183. Щюц. А. О множественности реальностей / А. Щюц- пер. с англ. А. Корбута // Социологическое обозрение. 2003. — Т. З, № 2. — С. 3−34.
  184. Электронное государство: Насколько информативны и полезны для общественности Интернет-сайты федеральных органов исполнительной власти: аналитический доклад. — М.: Ассоциация Менеджеров, 2009. 36 с.
  185. Э. Трагедия личности / Э. Эриксон. М.: Алгоритм, Эксмо, 2008. -256 с.
  186. В.А. К вопросу о национальных особенностях модернизации российского общества Электронный ресурс. / В. А. Ядов. Режим доступа: http://www.isras.ru/publ.html?id=l 736
  187. В.А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности личности / В. А. Ядов // Мир России. -1995.-№ 3−4.-С. 158−181.
  188. И.Г. Диалог через противостояние — фактор российской истории / И. Г. Яковенко // Философские науки. 2010. — № 2. — С. 15−20.
  189. О.Н. Социальные ограничения модернизации России Электронный ресурс. / О. Н. Яницкий // Социологические исследования. — 2010. № 7. — С. 17−27.
  190. С.Н. Смыслы и стили жизни как маркеры идентичности человека: монография / С. Н. Яременко Ростов н/Д: Издательский центр ДГТУ, 2008.-168 с.
  191. К. Духовная ситуация времени / К. Ясперс // Смысл и назначение истории: пер. с нем. -М.: Политиздат, 1991. С.288−418.
  192. К. Философская вера // Смысл и назначение истории: Пер. с нем. — М.: Политиздат, 1991. С.420−508.
Заполнить форму текущей работой