Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Совершенствование регионального экономического механизма повышения конкурентоспособности производства молока

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Задачу увеличения объемов производства молока наиболее эффективно с позиции отдачи бюджетных расходов и максимизации прироста объемов производства решают направления, относящиеся к третьей группе, повышающие применение инноваций в производстве. Мероприятия, направленные в основном на поддержание доходов производителей, выполняют амортизирующую функцию при колебаниях закупочных цен на молоко или… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы формирования регионального экономического механизма повышения конкурентоспособности производства молока
    • 1. 1. Сущность экономического механизма
    • 1. 2. Эффективность и проблемы функционирования рыночного механизма. Задачи государства по преодолению «провалов рынка» молока
    • 1. 3. Подходы к формированию регионального экономического механизма повышения конкурентоспособности производства молока и оценке эффективности
  • Глава 2. Анализ экономического механизма повышения конкурентоспособности производства молока в Ленинградской области
    • 2. 1. Оценка конкурентоспособности производства молока в Ленинградской области
    • 2. 2. Анализ состояния и проблем развития молочного скотоводства Ленинградской области
    • 2. 3. Анализ влияния экономического механизма на конкурентоспособность молочного скотоводства в Ленинградской области
  • Глава 3. Модели повышения эффективности регионального экономического механизма конкурентоспособности производства молока
    • 3. 1. Модели, описывающие последствия провалов рынка молока и государственного воздействия, направленного на их устранение
      • 3. 1. 1. Модель рынка сырого молока «производитель-переработчик» и направления по ограничению монопсонической власти перерабатывающих предприятий
      • 3. 1. 2. Модель рынка молока с асимметричной информацией
      • 3. 1. 3. Модели оценки государственных воздействий, направленных на уменьшение экологической нагрузки от молочного скотоводства
    • 3. 2. Модели, описывающие влияние элементов экономического механизма повышения конкурентоспособности на объемы производства молока
    • 3. 3. Определение эффективности направлений государственной поддержки на основе использования инструментов маржинального анализа и производственной функции
    • 3. 4. Система программных мероприятий по повышению устойчивости развития молочного скотоводства Ленинградской области

Совершенствование регионального экономического механизма повышения конкурентоспособности производства молока (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Важнейшей целью аграрной политики России в настоящее время является обеспечение населения молоком и молочными продуктами в необходимых объемах по доступным ценам, сохранение занятости сельского населения на основе роста объемов производства, продуктивности и поголовья коров.

В рыночной экономике успешно развиваться может только конкурентоспособное производство. Поэтому стабилизация и развитие молочного скотоводства России возможны на основе повышения конкурентоспособности производства молока посредством ускорения процессов интенсификации на инновационной основе, являющейся важнейшей предпосылкой снижения ресурсоемкое&tradeи трудоемкости производства продукции, повышения ее качества и безопасности. Для этого необходимо привлечение дополнительного капитала в отрасль, в том числе частных инвестиций.

Повышение конкурентоспособности сельскохозяйственного производства предполагает эффективное использование всех производственных факторов, что требует решения двух классов взаимосвязанных экономических задач: повышение качества принимаемых решений на уровне сельскохозяйственных производителей и совершенствование системы государственного управления отраслью. Актуальность решения проблемы эффективности государственного воздействия в АПК возрастает в условиях начавшегося кризиса мировой экономики, существенного сокращения финансовых возможностей федерального и региональных бюджетов. При вступлении России в ВТО могут возникнуть ограничения объемов бюджетной поддержки сельского хозяйства, поэтому от эффективности ее использования во многом зависит конкурентоспособность сельскохозяйственного производства.

Степень изученности проблемы. Целенаправленное воздействие на «рыночные механизмы» рассматривалось в теории экономики различными школами — классиками (К. Маркс [23], Д. Риккардо [25], А. Смит [24], И. Шумпетер [143]), неоклассиками (А. Маршал [142], П. Самуэльсон [91]), кейнсианцами (Дж. Кейнс [26], Дж. Робинсон [25]), институционалистами (Дж. Акерлоф [71], Р. Коуз [58], Д. Норт [34], О. Уильямсон [102]). Проблемы совершенствования экономического механизма повышения конкурентоспособности производства продукции в АПК рассмотрены в трудах Г. Н. Беспахотного [5], А .Я. Кибирова [27], В. А. Клюкача [29], А. И. Костяева [32], В. В. Кузнецова [37], В. В. Милосердова [54], A.C. Миндрина [56], А.Ф. Сер-кова [98], В. Н. Суровцева [112], И. Г. Ушачева [123], A.A. Черняева [138]. Особенности применения общеэкономических моделей в АПК рассмотрены в работах Е. В. Серовой [99], М. Трейси [114], В. Я. Узуна [119], Ю. Цеддиеса [135], Д. Б. Эпштейна [144]. Но вместе с тем остаются нерешенными вопросы оценки эффективности существующего регионального экономического механизма повышения конкурентоспособности производства молока и разработки мероприятий по его совершенствованию.

Цель и задачи исследования

Целью диссертационного исследования является анализ и оценка эффективности существующего регионального экономического механизма, призванного обеспечить конкурентоспособность производства молока в условиях глобализации рынков продукции и ресурсов, и разработка предложений по его совершенствованию.

В соответствии с поставленной целью были решены следующие задачи:

1. Уточнены понятие и структура регионального экономического механизма повышения конкурентоспособности производства молока (РЭМК) — определено влияние отдельных элементов механизма на факторы и показатели конкурентоспособности производства молока.

2. Исследованы тенденции, особенности и проблемы развития молочного скотоводства Ленинградской области при высоком уровне интенсификации производства молока.

3. Проанализирована существующая система государственной поддержки молочного скотоводства в Ленинградской области и дана оценка влияния ее отдельных элементов на конкурентоспособность производства молока.

4. Проанализированы основные формы провалов рынка и их влияние на конкурентоспособность производства молока в регионе, определены задачи РЭМК по их ликвидации.

5. Предложены подходы и проведена группировка мероприятий поддержки молочного скотоводства Ленинградской области по степени их влияния на устойчивость роста объемов производства молока в регионе.

6. Разработаны подходы к определению влияния элементов РЭМК на объемы предложения молока, проведена количественная оценка эффективности отдельных мероприятий государственной поддержки, сформулированы предложения по повышению эффективности расходования бюджетных средств, направляемых на развитие молочного скотоводства.

7. Разработана система программных мероприятий по повышению устойчивости развития молочного скотоводства Ленинградской области.

Область исследования соответствует требованию паспорта специальностей ВАК 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями и комплексами — АПК и сельское хозяйство): 1.2.42. Организационный и экономический механизм хозяйствования в АПК.

Объект и предмет исследования. В качестве объекта исследования выступает региональный экономический механизм повышения конкурентоспособности производства молока. Предметом исследования является влияние элементов экономического механизма на конкурентоспособность и объемы производства молока.

Теоретическую и методологическую основу исследования составили труды классиков экономической теории, работы ведущих отечественных и зарубежных экономистов, посвященные проблеме совершенствования экономического механизма повышения конкурентоспособности производства молока, законодательная и нормативная база по исследуемой проблеме.

Для решения поставленных задач использовались абстрактно-логический, расчетно-конструктивный, экономико-статистические методы исследований.

Информационную базу исследования составили статистические и аналитические материалы Минсельхоза РФ, Госкомстата России и Ленинградской области, Комитета по АПК и РК, оперативные данные и отчетность сельскохозяйственных предприятий, сведения, опубликованные в научной и зарубежной литературе, Интернете, научные публикации и собственные разработки автора.

Научная новизна результатов исследования. В исследовании на основе адаптации экономических моделей применительно к молочной отрасли Ленинградской области разработаны новые подходы к оценке эффективности регионального экономического механизма повышения конкурентоспособности производства молока, выработаны и научно обоснованы предложения по его совершенствованию.

Конкретные положения, характеризующиеся научной новизной и составляющие предмет защиты, заключаются в следующем:

1. Определено, что для дальнейшего развития молочного скотоводства в регионе необходимо совершенствование регионального экономического механизма повышения конкурентоспособности производства молока, обеспечивающего преодоление разрушительных воздействий провалов рынка молока на молочное скотоводство, связанных с монополизацией переработки, возникновением отрицательных экстерналий (загрязнение окружающей среды), информационной асимметричностью (проблема суррогатов).

2. Обосновано, что для ограничения монопольной власти перерабатывающих предприятий необходимо формирование конкурентной среды на рынке сырого молока путем поддержки модернизации и создания новых перерабатывающих мощностей, собственной переработки в сельскохозяйственных организациях, освоения ресурсосберегающих технологий и ограниченного использования административного регулирования цен на молоко.

3. Обоснована необходимость формирования элементов механизма, обеспечивающих достоверность информации (сигналов рынка) о качестве продукции, для разделения рынка на два непересекающихся сегмента: рынок дешевых заменителей и рынок натуральных молочных продуктов.

4. На основе проведенного анализа эффективности экономических инструментов, направленных на уменьшение экологической нагрузки от молочного скотоводства при одновременном увеличении объемов производства и обеспечении низкой цены продукции для потребителей, обоснована необходимость в целевых субсидированных кредитах на освоение инновационных технологий утилизации отходов животноводства.

5. Проведена группировка мероприятий государственной поддержки по степени устойчивости влияния на рост объемов производства молока на основе разработанных моделей оценки воздействия субсидирования на объемы предложения, спроса и равновесную цену на рынке. Выявлено, что региональная поддержка молочного скотоводства в Ленинградской области выполняет в основном амортизирующую функцию, обеспечивая стабилизацию объемов производства молока, поголовья коров и занятости в отрасли.

6. Сформулированы предложения по совершенствованию регионального экономического механизма на основе количественной оценки эффективности мероприятий государственной поддержки, проведенной с применением инструментов маржинального анализа и исследования производственной функции.

Практическая значимость работы заключается в том, что положения и выводы, сформулированные в диссертационном исследовании, могут быть использованы региональными органами управления для совершенствования экономического механизма с целью повышения конкурентоспособности производства молока и эффективности использования бюджетных средств. Результаты исследования использованы при разработке проекта региональной программы «Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока в Ленинградской области на 2012;2015 гг. и на период до 2020 года».

Апробация работы и публикации. Результаты диссертационного исследования были использованы при выполнении НИР на тему 01.03.04.01. «Разработать региональный экономический механизм повышения конкурентоспособности продукции отраслей сельского хозяйства в условиях СЗ РФ». Основные положения работы прошли апробацию на международной научно-практической конференции Никоновские чтения (Москва, 2009), заседании СЗНМЦ (Пушкин, 2009), международном экологическом форуме День Балтийского моря (СПб, 2009), международной агропромышленной выставке Агрорусь (СПб, 2010). По материалам исследования опубликовано 20 работ, общим объемом авторского текста 7,7 п.л., в т. ч. 4 статьи в журналах, входящих в реестр ВАК РФ.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА МОЛОКА.

— Выводы и предложения.

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

1. При разработке способов и форм государственного воздействия на сельхозпроизводителей необходимо учитывать принципы функционирования, структуру и основные условия обеспечения эффективности рыночного механизма. Поэтому в диссертации региональный экономический механизм повышения конкурентоспособности производства молока (РЭМК) рассматривается как совокупность экономических инструментов государственного регулирования, направленных на изменение основных элементов и параметров рыночного механизма: спрос, предложение, цена, конкуренция, с целью повышения конкурентоспособности производства молока в регионе.

Анализ состояния и проблем развития молочного скотоводства Ленинградской области выявил ряд устойчивых процессов, идущих в отрасли: концентрация, интенсификация производства и труда, ускоренная технологическая модернизация. Несмотря на интенсивное развитие отрасли, самообеспеченность региона (Ленинградская область вместе с г. Санкт-Петербург) молоком находится на низком уровне, доходность отрасли не обеспечивает расширенное воспроизводство. Объективными причинами, сдерживающим развитие отрасли в регионе, являются провалы рынка молока. Влияние государственного финансирования на экономические результаты при производстве молока в сельскохозяйственных организациях Ленинградской области повышается. Возрастает рентабельность производства молока за счет субсидий, растет доля субсидий в прибыли, их отношение к себестоимости 1 кг молока и валовой продукции отрасли, повышается возвратность средств в сельское хозяйство из бюджета. Несмотря на растущие объемы государственного финансирования, уровень конкурентоспособности производителей молока остается низким, что требует совершенствования РЭМК.

2. Провалы рынка молока связаны с монополизацией переработки, возникновением отрицательных экстерналий (загрязнение окружающей среды отходами животноводства), информационной асимметричностью (проблема суррогатов).

Определены направления ограничения власти монопсонистов-переработчиков путем: увеличения числа переработчиков в радиусе эффективной транспортной доступности производителей молокаусиления конкуренции между переработчиками за сырьеустановления минимальных закупочных цен.

Важнейшей задачей в предотвращении разрушения отечественного молочного скотоводства является создание цивилизованного рынка молочной продукции с грамотным и последовательным регулированием, разделением рынка с асимметричной информацией на два «непересекающихся» сегмента: более дорогого — натуральной молочной продукции и дешевого — суррогатов, широкой пропагандой потребления отечественных молочных продуктов. Механизмом, посредством которого добросовестные производители, покупатели и государство борются с проблемой асимметричной информации, являются рыночные сигналы. Рыночными сигналами могут быть реклама, репутация продавца, дипломы и сертификаты, усиление мер госконтроля качества на продовольственном рынке. К мероприятиям, направленным на решение проблемы неполноты информации, относятся:

— обеспечение в полном объеме работы Технического регламента на молоко и молочную продукцию, в том числе формирование нормативной базы, позволяющей вести производственный контроль и контроль в обороте молочной продукции;

— разработка комплекса организационных мероприятий по выявлению фальсифицированной продукции на молочном рынке: создание аттестованных методик и лабораторий, позволяющих определять, было ли молоко изготовлено с добавлением сухого молока, растительных жиров;

— формирование положительной репутации молочных продуктов, произведенных в Ленинградской области, среди потребителей.

Анализ инструментов государственного регулирования, направленных на уменьшение экологической нагрузки при производстве молока, показал, что борьба с загрязнением только через дополнительную налоговую нагрузку на природопользователей, ужесточение экологических санкций неизбежно приведет к существенному росту издержек в сельскохозяйственном производстве, повышению цен на продукцию. Механизм предоставления «зеленых» субсидий более эффективен с позиций общества в целом, чем рестрик-ционные меры (налогообложение, квотирование, платежи за загрязнение, штрафы), приводит к росту рынка молока, т. е. росту объемов производства и потребления, и повышает уровень конкурентоспособности производства молока.

3. Важной задачей при совершенствовании экономического механизма является количественная оценка результатов мер государственного воздействия на объем производства молока. На основе построения моделей рыночного равновесия проведена группировка мероприятий поддержки по устойчивости их влияния на предложение молока в регионе.

Субсидирование производства продукции (мероприятия первой группы) направлено на изменение дохода производителей и связано с конечным результатом производственного процесса. Текущее субсидирование производства продукции позволяет в достаточно короткий срок увеличить объем производства молока. Однако, прирост объемов производства неустойчив, поскольку снижение или прекращение государственной поддержки мероприятий этой группы приведет к возвращению к первоначальному рыночному равновесию.

Субсидирование части затрат на приобретение ресурсов (мероприятия второй группы) изменяет интенсивность их использования и максимальный объем производства продукции. Однако, как и в первом случае, сокращение или отказ от поддержки этих мероприятий приведет к возвращению кривой предложения в первоначальное положение. Поэтому не будет обеспечена устойчивость увеличения объемов производства молока. Эффективность данного вида государственной поддержки зависит от того, будет ли производителям известен точный срок действия субсидий, чтобы они заранее могли корректировать свои производственные планы.

Поддержка процессов интенсификации на инновационной основе (мероприятия третьей группы) приводит не только к сдвигу кривой предложения за счет снижения ресурсоемкости, но и к изменению самой формы кривой, ее эластичности. Субсидий потребуется в больших объемах по сравнению с первыми двумя случаями, однако, они дают устойчивый прирост объемов производства. Это означает, что мероприятия третьей группы способствуют повышению конкурентоспособности региональных производителей по цене, издержкам, безопасности, обеспечивают импортозамещение, повышение уровня самообеспеченности региона молоком и молочными продуктами.

Предложенная группировка мероприятий государственной поддержки по устойчивости их влияния на объемы производства молока была использована для структурирования существующих мероприятий поддержки из федерального и регионального бюджетов. Основную долю в государственной поддержке АПК Ленинградской области в последние годы занимает субсидирование кредитной ставки (в 2008 г. в общей сумме поддержки из федерального бюджета — 45%, из регионального — 28%). По другим направлениям федеральной поддержки преобладает вторая группа (около 40%). Региональная поддержка выполняет также амортизирующую функцию — доля первой группы составляет около 30%, второй — 25%. Из 18 мероприятий поддержки из регионального бюджета в 2008 г. 7 относились к третьей группе с объемом финансирования около 6%. Однако устойчивое увеличение объемов производства продукции АПК требует первоочередного внимания к мероприятиям третьей группы.

4. Для определения влияния мероприятий государственной поддержки на прирост объемов производства и повышения эффективности расходования бюджетных средств необходимо построение производственной функции. В работе исследована однофакторная производственная функция (зависимость продуктивности от интенсивности применения концентратов) и построена кривая предложения молока. Разработанные модели позволяют оценить влияние различных изменений внешней среды (субсидирование производства молока, субсидирование части затрат на приобретение комбикормов, субсидирование затрат на применение инновационных продуктов — комбикормов с премиксами) на эффективность производства молока.

Задачу увеличения объемов производства молока наиболее эффективно с позиции отдачи бюджетных расходов и максимизации прироста объемов производства решают направления, относящиеся к третьей группе, повышающие применение инноваций в производстве. Мероприятия, направленные в основном на поддержание доходов производителей, выполняют амортизирующую функцию при колебаниях закупочных цен на молоко или ресурсы и позволяют сохранить объемы производства и поголовье животных на прежнем уровне. Исходя из этого, необходимо соблюдать пропорции в общей структуре поддержки, которая будет зависеть от конкретных производственно-экономических условий и стоящих задач. Эффективность направлений субсидирования зависит от положения предприятия или отрасли отдельного региона на кривой производственной функции (например, достигнутый уровень продуктивности коров, интенсивность применения факторов производства), поэтому при разработке РЭМК необходимо учитывать конкретные производственно-экономические условия в регионе.

5. Для увеличения объема производства молока в Ленинградской области, повышения уровня конкурентоспособности по издержкам и экологической безопасности разработана система целостных, последовательных, взаимосвязанных программных мероприятий, которые вошли в проект региональной экономически значимой программы «Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока в Ленинградской области на 20 122 015 гг. и на период до 2020 года». В проекте Программы предложена структура поддержки, направленная на стимулирование применения прорывных, инновационных технологий в отрасли. Доля первой группы мероприятий поддержки, выполняющей амортизирующую функцию, составляет 20%. Вторая группа, дающая относительно устойчивый сдвиг кривой предложения, занимает 11%. Так как устойчивый прирост производства молока обеспечивается третьей группой мероприятий, ее доля увеличена до 70%. Таким образом, выполнение предложенного комплекса мероприятий обеспечит увеличение объема производства при снижении издержек.

В Программе предусмотрены мероприятия, направленные на ликвидацию провалов рынка, в том числе формирование положительной репутации молочных продуктов, произведенных в Ленинградской области, среди потребителей, разработка системы контроля соответствия заявленному качеству. Данные мероприятия позволят «очистить» рынок молока от недобросовестных производителей, получить надбавку к цене и занять наиболее привлекательные сегменты потребительского рынка региональным производителям молока.

Для создания конкурентной среды между переработчиками молока необходимо осуществить систему организационных мер по увеличению доли молока, перерабатываемого на областных молокоперерабатывающих предприятиях. Перераспределение объемов переработки молока между областными и городскими заводами в пользу областных позволит увеличить налоговые поступления в бюджет Ленинградской области.

Для решения экологических проблем разработан механизм субсидирования приобретения техники и оборудования для освоения экологически безопасных, ресурсосберегающих технологий утилизации навоза. Стимулируется освоение «технологий следующего поколения» — системы добровольного доения (доильные роботы), которые позволят пересмотреть вопрос концентрации поголовья на вновь построенных животноводческих объектах и тем самым снизить экологические риски.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Аудит эффективности использования государственной поддержки агропромышленного комплекса Ленинградской области- т. 1. Контрольно-счетная палата Ленинградской области / Под общ. ред. A.B. Васильева. СПб: Союз-Дизайн, 2007. 192 с.
  2. Д. «Молочная действительность» современной России // Российская газета. 2008 г. — 23 сентября. — С.З.
  3. Г. В. Организационные структуры модернизации сельского хозяйства // АПК: экономика и управление. 2010. — № 12. — С. 11−15.
  4. Г. В. Формирование механизма государственной поддержки сельского хозяйства // Экономика сельского хозяйства России. -2010. -№ 11.-С. 26−32.
  5. Большая Советская Энциклопедия. Электронный носитель.
  6. H.A. Ценовая, финансовая и кредитная политика в АПК // Материалы научно-практической конференции «Структурные преобразования регионального АПК: экономические проблемы и решения». Москва, 2002. — С. 84 — 96.
  7. С. Микроэкономика. Поведение, институты и эволюция. М.: Изд-во «Дело» АНХ, 2011. — 576 с.
  8. И.Л. Предпочтения детей в потреблении молочных продуктов // Переработка молока. 2007. — Апрель. — С. 32.
  9. Ведомства через 2 года будут тратить деньги через целевые программы // www.rian.ru
  10. .С. Факторы конкурентоспособного производства молока в сельскохозяйственных организациях Ленинградской области: Автореферат дис. канд. экон. наук. СПб-Пушкин, 2007. — 24 с.
  11. В.М. Микроэкономика в 2-х т. Т.2. СПб.: СПбГУЭФ, 1999.-482 с.
  12. A.A. Экономический механизм освоения инноваций в молочном скотоводстве: Автореферат дис. канд. экон. наук. Москва, 2008. -21 с.
  13. Дж. Новое индустриальное общество: Пер. с англ. М.: «ACT», 2004. — 602 с.
  14. Друкер Питер Ф. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы. М.: БЦИ, 1994. 532 с.
  15. М. Молоко не убежит. Производители делают ставку на здоровый образ жизни и государственный бюджет // http://www.rg.ru/2008/08/27/moloko.html
  16. Г. П. Экономическая теория (политэкономия). М.: ИНФРА-М, 2007. — 640 с.
  17. , С.Б. Теория экономических механизмов (Нобелевская премия по экономике 2007 г. часть № 1) / С. Б. Измалков, К. И. Сонин, М.М. Юд-кевич // Вопросы экономики. 2008. — № 1. — С. 4 — 26.
  18. Информационно-статистический бюллетень «Агропромышленный комплекс Ленинградской области». 28 с.
  19. Информация о состоянии агропромышленного и рыбохозяйственного комплекса Ленинградской области в 2008 году от 3 апреля 2009 г. Комитет по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Ленинградской области, 2009 г.
  20. Информация о состоянии агропромышленного и рыбохозяйственного комплекса Ленинградской области в 2009 году от 3 апреля 2010 г. Комитет по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Ленинградской области, 2010 г.
  21. Истоки: их опыта изучения экономики как структуры процесса / ред-кол.: Я. И. Кузьминов, B.C. Автономов и др. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2007. -533 с.
  22. История экономических учений / Под ред. В. Автономова, О. Ананьина, Н. Макашевой. М.: ИНФРА-М, 2001. — 784 с.
  23. История экономических учений (современный подход) / Под общ. ред. А. Г. Худокормова. М.: Инфра-М, 2004. -733 с.
  24. Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. М.: Гели-ос АРВ, 2002. — 352 с.
  25. А.Я. и др. Стимулирование инвестиций в АПК. Москва, 2004. — 450 с.
  26. Кит П., Янг Ф. Управленческая экономика. Инструментарий руководителя. 5-е изд. / Пер. с англ. СПб.: Питер, 2008. — 624 с.
  27. В. А. Мельников Д.В. Организационно-экономический механизм продовольственного обеспечения мегаполисов: теория, методология, практика. М.: 2004. — 309 с.
  28. А.И. О разработке региональных концепций и программ развития АПК // Вестник экономической науки Северо-Запада. 2008. — С. 5−11.
  29. А.И., Суровцев В. Н., Лаптева Д. Г., Тюренкова E.H. Методические подходы к управлению процессами интенсификации и повышения конкурентоспособности производства молока. Рекомендации. Москва, 2008. — 50 с.
  30. А.И. Территориальная дифференциация сельскохозяйственного производства: Вопросы методологии и теории. СПб.: Изд-во СПбГУ-ЭФ, 2006. — 240 с.
  31. . Ф. Микроэкономика. Принципы и анализ. М.: Изд-во «Дело» АНХ, 2011.-720 с.
  32. Кудрин: бюджет-2012 будет программным, бюджет на 2011 год переходным // www.rian.ru
  33. В.В., Гарькавый В. В. и др. Основные методические подходы к планированию бюджетных расходов регионов на государственную поддержку АПК Ростов н/Д, 2005. — 70 с.
  34. В.В., Маркин С. Ю. и др. Формирование механизма устойчивого развития сельской инженерной, рыночной и природоохранной инфраструктуры: монография. Ростов н/Д: изд-во ГНУ ВНИИЭиН Россельхозакадемии, 2010.- 189 с.
  35. A.A. Экономические механизмы / Пер с фр.- под общ. редакцией Н. И. Хрусталевой. М.: Прогресс, 1993. — 192 с.
  36. Курс экономической теории / Под ред. Чепурина М. Н., Киселевой Е. А. Киров: «АСА», 2009. — 848 с.
  37. И. Антикризисный организационно-экономический механизм АПК в условиях Сибири // АПК: экономика и управление. 2009.- № 6. — С. З-9.
  38. Дж. Р., Маршалл Р. Т. Производство молока. М.: Колос, 1980. — 670 с.
  39. Д.Г., Суровцев В. Н. Вопросы бухгалтерского учета государственной поддержки сельскохозяйственных организаций // Бухучет в сельском хозяйстве. 2009. — № 2. — С. 5−11.
  40. А.И., Дуданов И. И., Степанова Г. И. Оценка региональной конкурентоспособности производства сельскохозяйственной продукции. М.: Колос, 1998.-72 с.
  41. А.Н. Организационно-экономический механизм государственной поддержки сельского хозяйства // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2004. — N 8. — С. 1−8.
  42. Э.С. Конструирование экономических механизмов: как реализовать социальные цели. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2009. — 22 с.
  43. Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Интенсификация и эффективность отраслей животноводства России», — М.: «Восход А», 2007. — 506 с.
  44. Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы развития АПК России в условиях глобализации экономики». -Санкт-Петербург, Пушкин, 2002. 172 с.
  45. Материалы заседания Комиссии по отбору и реализации экономически значимых региональных программ развития сельского хозяйства Российской Федерации 21.07.09 // www.mcx.ru
  46. Материалы расширенного заседания коллегии Минсельхоза России 18.06.09// www.mcx.ru
  47. Материалы сайтов www.souzmoloko.ru, www.DairyNews.ru
  48. Материалы совещания Минсельхоза по вопросу эффективности использования бюджетных средств в агропромышленном комплексе 09.06.09. // www.mcx.ru.
  49. Медведев Д.: Кризис не должен навредить экологии // www.rbc.ru.
  50. Д.И. Познание России. Заветные мысли. М.: Эксмо, 2008. 688с. (Энциклопедия России).
  51. В.В. Государственное регулирование и поддержка сельского хозяйства // Сайт: Miloserdov.name
  52. Дж. С. Основы политической экономии с некоторыми приложениями к социальной философии. М.: Эксмо, 2007. — 1040 с.
  53. A.C. Энергоемкость сельскохозяйственного производства: теория, методология, оценка. М. Издательство ООО НИПКЦ «Восход — А», 2009. — 288 с.
  54. Т. Эффективность развития молочного скотоводства // АПК: экономика и управление. 2010. — № 7. — С. 33−37.
  55. Н. Грегори. Принципы микроэкономики. 2-е изд. / Пер. с англ. СПб.: Питер, 2005. — 560 с.
  56. Национальный доклад «О ходе и результатах реализации в 2009 году Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 -2012 годы». Москва, 2010. — 219 с.
  57. В.И., Бершицкий Ю. И., Резниченко С. М. Региональные аспекты государственного регулирования агропромышленного производства: Монография. СПб: Издательство «Лань», 2009. — 336 с.
  58. С.И. Теория экономических механизмов. «БИНОМ», 2009. — 207 с.
  59. Г. Н. Основные факторы стратегического развития региональных АПК // Материалы международной научно-практической конференции «Проблемы управления АПК России». СПб-Пушкин, 2000. — С. 63−71.
  60. Н.И., Оксанич М. И., Наумкин A.B., Иванова Е. А. Роль программно-целевого метода управления АПК в развитии отраслей сельского хозяства. Москва, 2010. — 116 с.
  61. Организационно-экономический механизм взаимодействия сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий в Поволжье. Саратов, ГНУ ПНИИЭО АПК, 2010. 33 с.
  62. Основные показатели агропромышленного и рыбохозяйственного комплекса Ленинградской области в 2006, 2007, 2008 гг. Комитет по arpoпромышленному и рыбохозяйственному комплексу Ленинградской области, С-Пб. 2007, 2008, 2009 гг.
  63. Основные показатели деятельности сельскохозяйственных предприятий Ленинградской области в 1997, 1998, 1999, 2000, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007 гг. (статсборник) СПб., 1998, 1999, 2000, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008 гг.
  64. Основные экономические показатели финансово-хозяйственной деятельности сельскохозяйственных предприятий Российской Федерации за 2000 2004, 2001 — 2005 годы. МСХ РФ, Департамент экономических программ и анализа, 2005, 2006 гг.
  65. Отчет о выполнении НИР «Предварительные подходы к обоснованию уровня и направлений бюджетной поддержки сельского хозяйства Ленинградской области». Санкт-Петербург, Пушкин, 2004. — 24 с.
  66. Отчет о выполнении НИР «Разработка методики определения экономической эффективности использования бюджетных средств в сельскохозяйственном производстве». Санкт-Петербург, 2006. — 65 с.
  67. А. Задачи развития в аграрном секторе // Экономист. -2010. -№ 3.- С. 3−5.
  68. Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика: Сокр. пер. с англ./Науч. ред.: В. Т. Борисович, В. М. Полтерович, В. И. Данилов и др. М.: «Экономика», «Дело», 1992. — 510 с.
  69. Пищеварение и кормление. Техническое руководство по производству молока. Международный институт по исследованию и развитию молочного животноводства им. Бабкока. Публикация ТБО-№-91 494-К, 1994 г.
  70. Повышение конкурентоспособности производства молока в сельскохозяйственных организациях (рекомендации). С.-Пб., ГНУ СЗНИЭСХ, 2009. 100 с.
  71. Покупаем отечественные молочные продукты // Информационный бюллетень. 2011. — № 7. — С. 28−29.
  72. М. Конкуренция: Пер. с англ. М.: Изд. Дом «Вильяме», 2000. — 495 с.
  73. Порядки и условия предоставления из Федерального бюджета субсидий на осуществление государственной поддержки в сфере агропромышленного комплекса. Комитет по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Ленинградской области, 2006 г.
  74. Порядок финансирования из областного бюджета мероприятий по поддержке агропромышленного и рыбохозяйственного комплекса Ленинградской области от 20 мая 2010 года № 125.
  75. Постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 г. N 446 «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008−2012 годы».
  76. Правительство РФ рассмотрит программу эффективности бюджетных расходов // www.rian.ru
  77. Приказ МАП РФ от 31.03.2003 N 86 «Об утверждении Методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по порядку проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на рынке финансовых услуг»).
  78. Программа повышения генетического потенциала продуктивности скота черно-пестрой породы. Санкт-Петербург, 2004. — 88 с.
  79. Н., Страшко И. Механизм реализации системы индикативного планирования в аграрном секторе экономики // Экономика сельского хозяйства России. 2010. — № 6. — С: 20−26.
  80. М. Параметрические методы оценки эффекта масштаба в потреблении продовольствия домашними хозяйствами // АПК: экономика и управление. 2010. — № 12. — С.74−80.
  81. .А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2007. — 495 с.
  82. . Подходы к оценке результативности государственного управления // Экономист. 2010. — № 8. — С. 72−77.
  83. Региональная комплексная программа «Развитие агропромышленного комплекса Ленинградской области на 2001−2005 гг.» от 28 декабря 2000 г. № 50.
  84. Региональная целевая программа «Развитие сельского хозяйства Ленинградской области на период до 2012 года» от 29 декабря 2007.
  85. Региональная целевая программа «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов Ленинградской области на 2008−2010 годы».
  86. О.А. и др. Воспроизводственные процессы в сельскохозяйственных организациях и их объединениях: методы и показатели измерения. М.: ООО «НИПКЦ Восход-А», 2010.- 132 с.
  87. Россия рискует окончательно подорвать молочную отрасль, если не примет срочные меры по стимулированию потребления молока // http://unistorg.ru/nevl
  88. П. Экономика: Пер. с англ. Т. 1. М.: НПО «Машиностроение», 1997. 331 с.
  89. И., Трошин А. Классификация источников инвестирования в инновации // АПК: экономика и управление. 2010. — № 8. — С.38−41.
  90. Сборник рекомендаций Хельсинской Комиссии: справочно-методическое пособие. СПб.: Диалог, 2008. — 712 с.
  91. Свод правил экологически безопасной сельскохозяйственной практики в условиях Ленинградской области. Часть первая. Содержание крупного рогатого скота и кормопроизводство. Издание 2-ое. Санкт-Петербург, 2007. — 160 с.
  92. Сельское хозяйство в России. 2002: Стат.сб./Госкомстат России. М., 2002. — 397 с.
  93. А.Н., Селиванова Г. П., Шарапова В. М. Организационно-экономический механизм поддержки сельского хозяйства региона. М.: «Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий», 2004.-478-с.
  94. А.Ф. Государственное регулирование сельского хозяйства в условиях рынка // АПК: экономика и управление. 1993.- № 7. — С. 12−30.
  95. Е.В. Аграрная экономика. М.: ГУ ВШЭ, 1999. 480 с.
  96. Е., Карлова Н. Российская Федерация. Рынок молока и молочных продуктов. 155 с.
  97. М.А. Совершенствование методов государственной поддержки сельского хозяйства на региональном уровне: Автореферат дис. канд. экон. наук. СПб., 2002. — 26 с.
  98. Дж. Экономикс. 5-е изд. / Перевод с англ. Под ред. д.э.н. C.B. Лукина СПб.: Питер, 2005. — 832 с.
  99. А. Исследование о природе и причинах богатства народов / Отв. ред. Л. И. Абалкин. М.: Наука, 1992. — 572 с.
  100. Социальное положение и уровень жизни населения России. 2008 г.: Стат. сб. / Росстат. М., 2008. 502 с.
  101. Статистика Агропромышленного комплекса Министерства сельского хозяйства Российской Федерации за 2007 год.
  102. В.Н., Бурхиева Т. Ц., Пономарев М. А., Частикова E.H. Обеспечение конкурентоспособности производства молока в условиях роста экологических требований (Рекомендации). СПб, ГНУ СЗНИЭСХ, 2009. -84 с.
  103. В.Н. Внутренние факторы производства и показатели конкурентоспособности производства молока // www.farmit.ru/rde/farmitru/hs.xsl/-/html/articles3200.htm
  104. В.Н., Галсанова Б. С. Эффективность интенсификации молочного животноводства. СПб.:Изд-во СПбГУЭФ, 2007. — 210 с.
  105. В.Н., Марк И. А., Галсанова Б. С. Оперативный управленческий учет и контроль затрат при интенсификации производства молока. -СПб.-Пушкин: ГНУ СЗ НИЭСХ, 2004. 39 с.
  106. Ш. Суровцев В. Н., Никулина Ю. Н., Пономарев М. А., Частикова E.H., Лукичев П. М., Беляков A.B. Развитие сельского хозяйства Ленинградскойобласти в условиях трансформационной экономики. Научное издание. Уп-сала: SLU, 2009. — 200 с.
  107. В.Н., Частикова E.H., Никулина Ю. Н. Региональный экономический механизм повышения конкурентоспособности производства молока: сущность и проблемы моделирования. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2010. -192 с.
  108. В., Щедрин Е. Создание государственных брендов как способ повышения спроса на молочные продукты // Аграрный эксперт. Март. -2009. — С. 33−35.
  109. М. Сельское хозяйство и продовольствие в экономике развитых стран: Введение в теорию, практику и политику / Пер. с англ. СПб.: Экономическая школа, 1995. — 431 с.
  110. Ю.В. Экономическое регулирование сельского хозяйства Российской Федерации на основе развития системы кредитования: Автореферат дис. докт. экон. наук. Москва, 2011. — 39 с.
  111. E.H., Мороз М. Т., Васильева O.P. Кормление крупного рогатого скота. СПб, ООО РЦ «Плинор», 2011. — 279 с.
  112. А.И. Методические основы разработки региональных программ развития АПК // Вестник экономической науки Северо-Запада, 2008. -С. 12−28.
  113. Увеличение продолжительности хозяйственного использования коров и повышение экономической эффективности и конкурентоспособности молочного животноводства в хозяйствах Ленинградской области (рекомендации). СПб, 2007. — 54 с.
  114. В.Я., Гатаулина Е. А. Методические подходы к оценке эффективности государственной поддержки сельскохозяйственных производителей. ВИАПИ им. Никонова. — М., 2010. — 57 с.
  115. Указ Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. N120 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации»
  116. В.Ф. Целевые комплексные программы развития АПК на региональном уровне важный фактор устойчивого управления // Материалы международной научно-практической конференции «Проблемы управления АПК России». — СПб-Пушкин, 2000. — С. 48−54.
  117. И. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008−2012 годы: итоги за 1-е полугодие 2010 г. // АПК: экономика и управление. 2010.- № 10. — С.3−17.
  118. И. Экономический рост и конкурентоспособность сельского хозяйства Российской Федерации // АПК: экономика и управление. 2009.-№ 3.-С. 12−30.
  119. Федеральный закон Российской Федерации от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции».
  120. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства».
  121. Федеральный закон Российской Федерации от 12 июня 2008 г. N 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию».
  122. Федеральная служба государственной статистики «Доходы, расходы и потребление домашних хозяйств в 2008 году (по итогам выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств)». Москва, 2009 г. 236 с.
  123. В.Ф., Иванова Е. В. Организационно-экономический механизм формирования инновационной среды в АПК (региональный аспект)/ научное издание. М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2009. — 176 с.
  124. Н. Экономическая стратегия аграрного развития // Экономист. 2010. — № 8. — С. 82−86.
  125. Э.Г., Рихтер Р. Институты и экономическая теория: Достижение новой институциональной экономической теории (Пер. с англ. под ред. B.C. Катькало, Н.П. Дрозовой). СПб.: Издат. дом Санкт-Петерб. гос. унта, 2005. XXXIV + 702 с.
  126. Е.Е., Гордеев В. В., Хазанов В. Е. Модернизация молочных ферм. СПб.: ГНУ СЗНИИМСХ Россельхозакадемии, 2008. — 380 с.
  127. Хайек фон Ф. А. Индивидуализм и экономический порядок. М.: Изограф, 2000. — 256 с.
  128. Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. В 2-х т. Т. I. Пер. с англ. М.: Финансы и статистика, 1992. — 384 с.
  129. К. Экономика отраслей и фирм: пер. с англ. М.: Финансы и статистика, 2004 г. 480 с.
  130. Ю., Райш Э., Угаров A.A. Экономика сельскохозяйственных предприятий. М.: Изд-во МСХА, 2000. — 400 с.
  131. А.Ю. О неопределенности термина «механизм» в экономических исследованиях //www.kapital-rus.ru/articles/ article/176 697.
  132. A.B. Крестьянское хозяйство: Избранные труды / редкол. сер.: Л. И. Абалкин и др. М.: Экономика, 1989. — 492 с. — (Экон. наследие).
  133. A.A. Бородин А. Ф. и др. Экономический механизм хозяйствования в сельскохозяйственных организациях Поволжья. Саратов, 2009. -80 с.
  134. Шик О. В. Эффективность государственной агропродовольственной политики в России на региональном уровне: Автореферат дис. канд. экон. наук. Москва, 2004. — 26 с. http://www.iep.ru/files/persona/shick/autoref-shick.pdf
  135. A.C., Красицкий Л. Ф. и др. Организационно-экономический механизм хозяйствования аграрного сектора Дальнего Востока (методические рекомендации), 2010.-61 с.
  136. Экономико-математический энциклопедический словарь / Гл. ред. В.И. Данилов-Данильян. М.: Большая российская энциклопедия: из. дом «ИНФРА-М», 2003. — 688 с.
  137. Экономическая история мира. Европа. Т. 2 / Под общ. ред. М.В. Ко-нотопова. М.: Дашков и К, 2004. — 636 с.
  138. Экономическая теория / Под ред. Дж. Итуэлла, М. Милгейта, П. Ньюмена: Пер. с англ. / Науч. ред. чл.-корр. РАН B.C. Автономов. М.: ИНФРА-М, 2004. — XII, 931 с. — (New Palgrave).
  139. Д.Б. Государственное регулирование сельскохозяйственного производства в условиях перехода к рынку (теория и методы). В двух частях.-СПб., 1993.
  140. Л. Полвека размышлений. Речи и статьи. М.: Наука, ТОО «Ордынка», 1996. — 606 с.
Заполнить форму текущей работой